ТРЕНИНГ

«Повышение толерантности в молодежной среде»
Общие рекомендации по проведению тренинга:

Периодичность – 1-2 раза в неделю

Число участников – не более 15 человек

Ведущий несет ответственность за подбор участников в группу

Ведущему следует помнить об основных принципах групповой работы: полнота информации (о целях работы группы, задачах, требованиях предъявляемых к участникам, о том, что может происходить), конфиденциальность, добровольность участия, искренность, пунктуальность, доброжелательность (участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки, в первую очередь негативные, поведению и высказываниям друг друга).
Структура занятий:

- Разминка. (Упражнения, способствующие активизации участников, созданию непринужденной атмосферы, повышению сплоченности и подготовке к основному содержанию)

- Основное содержание . (Может включать следующие формы: лекции, игры, мозговой штурм, групповые дискуссии, упражнения и задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия)

- Рефлексия / «Заминка».
Для оценки эффективности тренингов возможно использовать опросник «Индекс толерантности» (Солдатова, Шайгерова, Прокофьева, Кравцова, 2003). Оценка осуществляется дважды: до участия в тренинге и после его завершения.

МОДУЛЬ 1
КТО Я? ТРЕНИНГ ИДЕНТИЧНОСТИ

ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ, ИЛИ ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЭТО Я

Цели:


  • знакомство участников;

  • формирование позитивной идентичности;

  • осознание участниками своей идентичности, принадлежности к различным культурным, этническим, религиозным группам;

  • осознание и более глубокое понимание особенностей своей культуры, своих корней и истоков;

  • понимание влияния идентичности на восприятие мира и ее роли в социальном взаимодействии;

  • осознание многообразия внутри собственной культурной группы;

  • понимание феномена и причин этноцентризма.

Перед началом тренинга ведущий рассказывает участникам о том, что сегодня они начинают цикл из пяти тренингов, объединенных общей центральной темой – толерантность. Далее ведущий говорит: « Каждое занятие будет касаться одного из аспектов толерантности. Сегодняшнее занятия называется "Кто Я?" и посвящено оно толерантности к себе и своей, а точнее – своим группам. В психологии то, о чем мы будем говорить сегодня, называется идентичностью – личностной и социальной. Тренинги толерантности традиционно начинаются этой темой, поскольку позитивная идентичность, является той основой, без которой формирование толерантного мировоззрения практически невозможно. Кроме того, исследуя собственную идентичность, мы сможем с вами познакомиться, ведь нам предстоит провести вместе немало времени. Итак, давайте начнем».

Разминка
Упражнение «Имя – качество»

Необходимое время: 5 минут.

Вспомогательные материалы : небольшой мячик.

Процедура проведения. Один из участников, держа в руках мячик, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно начинается на ту же букву, что и его имя, например: Саша – смелый, Оля – общительная и т.д. Затем мяч передается следующему участнику, и тот называет свое имя и качество. Упражнение продолжается до тех пор, пока мяч, обойдя круг, не побывает у каждого участника.
Упражнение «Превращения»

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения. Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает участникам завершить следующие предложения: «Если бы я был книгой, то я был бы… (словарем, томиком стихов…)», «Если бы я был едой, то я был бы… (кашей, пирожком, картошкой)», «Если бы я был (другие варианты – животным, песней или музыкой, явлением природы, видом транспорта и т.д.), то я был бы…». Все отвечают по кругу. Рекомендуется сделать 3 круга.

Вопросы для обсуждения:


  • Как вам понравился такой необычный способ знакомства?

  • Легко ли вам было подобрать ассоциацию? В чём преимущество такого способа знакомства? (Оригинальность, неформальность, глубина, безопасность ).

Основное содержание занятия
Упражнение «Кто Я?»

Задачи:


  • знакомство участников;

  • осознание своей уникальности и одновременно общности с другими;

  • актуализация представлений о собственной идентичности, осознание своей принадлежности к различным социальным группам.
Необходимое время: 30 минут.

Вспомогательные материалы: ручки, листы бумаги по числу участников.
Процедура проведения. Ведущий говорит участникам: «Мы увидели сейчас, что каждый из нас является уникальной, интересной личностью, наделенной совершенно особой совокупностью личностных черт. Но наша неповторимость и наше мировоззрение определяются не только особенностями нашей личности. Огромное влияние на нас оказывает то, к каким группам общества мы принадлежим. Давайте поговорим об этом». Далее ведущий просит каждого подумать и 10 раз письменно ответить на вопрос «Кто Я?». При этом важно, чтобы участники отвечали именно на вопрос «Кто Я?» (например, человек, русский, мужчина, православный), а не «Какой Я?» (умный, красивый, веселый).

Затем участникам предлагается объединиться в тройки таким образом, чтобы в их списках совпал хотя бы один из 10 пунктов. В течение одной-двух минут тройки должны выписать по пять качеств-признаков или важных атрибутов, характерных для этой группы.

Затем тройки озвучивают результаты своей работы. Далее ведущий предлагает, объединиться в новые тройки уже с другими участниками и на основании других пунктов списка. Дальнейшая работа ведётся по той же схеме, что в первом выборе. Аналогичным образом можно провести ещё один-два выбора.

Вопросы для обсуждения:


  • Как вы думаете, про что это упражнение? Легко ли было объединиться в группы? (Выход на то, что каждый из нас является членом множества групп. Это упражнение – действующая модель, метафора того, как мы становимся членами той или иной социальной группы. В упражнении мы объединялись двигательно, но в реальтной жизни это не всегда происходит на основе физического объединения, а зачастую на основании внутреннего выбора, совершив который мы автоматически становимся членом группы).

Упражнение «Эмблема»

Задачи:


  • осознание собственной групповой идентичности;

  • понимание сложности идентичности каждого человека и многочисленности его референтных групп;
Необходимое время: 35 минут.

Вспомогательные материалы: бумага и принадлежности для рисования для каждого участника.
Процедура проведения. Ведущий обращается к участникам: «Мы только что пришли к выводу, что каждый из нас является членом какой-то группы – возрастной, профессиональной, мировоззренческой, этнической, религиозной, расовой, национальной. Таких групп, к которым мы себя причисляем, с которыми себя ассоциируем, может быть великое множество, например, человек может одновременно ощущать свою принадлежность к группам россиян, женщин, водителей, психологов, матерей, собаководов, любителей книг, любителей растений – это далеко не полный список. И членство в каждой из этих групп автоматически предполагает принятие тех ценностей, норм и атрибутов, которые есть у этой группы. Давайте поговорим об этом. Подумайте о том, к каким группам принадлежите вы? Среди этих групп выберите одну, которая является для вас наиболее актуальной».

Затем ведущий говорит: «А теперь представьте себе, что эта группа поручила вам создать ее эмблему – рисунок, который отражал бы ее основные ценности. Подумайте, что бы вы изобразили на этом рисунке? Возьмите бумагу и карандаши и создайте эмблему. На это отводится 7 минут».

Упражнение завершается краткой презентаций эмблем участников в кругу и обсуждением результатов.

Вопросы для обсуждения:


  • Легко ли было выделить какую-то одну группу, которая является наиболее актуальной? Как думаете – почему?

  • Какое влияние на нас оказывает причисление себя к той или иной группе?

  • Что дает нам сама возможность такого причисления? Для чего нам нужно чувствовать себя членом какой-то группы?

  • В данном упражнении мы подошли к такому определяющему для нашей личности и мировоззрения понятию, как «идентичность». В психологии оно имеет множество определений, в одном из них идентичность определяется как результат осознания и переживания индивидом личностного "Я" и группового "Мы" в системе межгрупповых отношений. Это научное определение, но легче уловить смысл какого-либо понятия помогают метафоры, например, если представить личность как компьютер, то идентичностью будет софт – программа, которая направляет и обуславливает деятельность компьютера и без которой он не сможет корректно работать. А с чем бы вы сравнили идентичность? Попробуйте найти свои метафоры.

Упражнение «Откуда Я родом»

Задачи:


  • актуализация знаний о своих истоках;

  • понимание многообразия генетических, этнических и исторических связей каждого отдельного человека.
Необходимое время: 30 минут.

Вспомогательные материалы: карта мира, маркеры.
Процедура проведения. Ведущий предлагает группе поговорить об истоках идентичности. Он предлагает участникам посмотреть на карту и вспомнить, откуда родом их родители, бабушки, дедушки. Затем каждый участник по очереди подходит к карте, называет и маркером отмечает место, откуда он сам родом, а также те регионы (города, области, республики или даже страны), где родились отец, мать, бабушки, дедушки. Участники могут также отметить те места, которые для них самих и членов их семей имеют значение, например, где прошла большая часть их жизни или жизни их родителей. Каждый участник сопровождает комментариями отмечаемые пункты – кто из его родных там родился, что его связывает с этими местами.

Подводя итоги упражнения, ведущий отмечает, насколько широка география мест, с которыми связаны участники группы, сколько представлено городов, республик, а, возможно, и стран. Таким образом, составляется своеобразная географическая карта группы.

Вопросы для обсуждения:


  • Каким образом места, обозначенные вами на карте, повлияли на ваше формирование и развитие? (На этот вопрос участники отвечают в ходе выполнения задания).

  • Какие мысли и чувства у вас возникают, когда вы смотрите на географический ареал нашей группы?

  • Был ли в вашей жизни опыт, когда посещение какого-либо нового уголка мира способствовало расширению вашей собственной идентичности? Каким образом география влияет на формирование нашей идентичности? (Выход на мысль о том, что чем больше мы путешествуем, чем с большим количеством мест себя ассоциируем, тем шире и многомернее наша идентичность, тем легче мы воспринимаем различия… ).

Упражнение «Истоки»

Задачи:


  • актуализация представлений участников о своем происхождении, своей культуре, истоках, корнях, истории своей семьи;

  • осознание того, что каждый человек может одновременно принадлежать к различным культурным, этническим, религиозным группам;

  • самопрезентация участников.
Необходимое время: 30 минут.

Приложения: бланк с перечнем вопросов (Приложение 1.1).
Процедура проведения. Ведущий просит участников ещё раз вспомнить о своих предках – родителях и прародителях. Каждый участник получает бланки (Приложение 1.1) и самостоятельно отвечает на следующие вопросы:

1) К каким этническим, культурным, расовым, религиозным группам вы себя относите (какими словами вы описываете свою принадлежность: россиянин, москвич, русский, православный и т.д.)?

2) К каким этническим, культурным, расовым, религиозным группам принадлежат ваши родители?

3) К каким этническим, культурным, расовым, религиозным группам принадлежат ваши прародители – бабушки, дедушки?


  • Каких записей у вас получилось больше – про ваших прародителей, родителей или про вас самих? Как вы думаете, с чем это связано?

  • Есть ли такие записи, которые фигурируют во всех трех графах? Что это за группы? Как вы думаете, какие именно составляющие идентичности мы получаем от наших далеких предков? Почему?

  • Какие составляющие нашей идентичности приходят к нам из нашей семьи, от наших родителей? Как именно мы усваивает этот опыт?

  • Есть ли такие записи, которые вы написали только о себе, которые отсутствуют и у ваших родителей, и у ваших прародителей? (Это те составляющие нашей идентичности, которые сложились у нас на основании нашего личного опыта). Что это за группы? Можете ли вы вспомнить, что повлияло на ваше осознание себя как части этих групп?

  • Глядя на ваши записи, можете ли вы сказать, что ваша идентичность складывалась под влиянием не одной, а многих культур?

Упражнение «Этноцентризм»

Задачи:


  • осознание предрасположенности в пользу своей культуры, своего народа;

  • знакомство с феноменом этноцентризма;

  • понимание психологического механизма этноцентризма.
Необходимое время: 20 минут.

Вспомогательные материалы: две прозрачные пластиковые коробки одинакового размера, по 10 пустых карточек на каждого участника.
Процедура проведения. Ведущий говорит участникам, что на занятии мы уже много говорили про идентичность и выяснили, что наша идентичность сложна, многомерна и комплексна. Обычно мы идентифицируем себя с большим количеством групп, но сейчас мы обратимся к одному из аспектов идентичности, возможно одному из самых значимых – этнической идентичности. Каждый участник получает десять карточек и записывает на них те десять качеств, которые наиболее характерны для его этнической группы – по одному качеству на каждой карточке. Затем ведущий просит подумать, какие из этих качеств относятся к позитивным, а какие – к негативным. В одну коробку участники складывают листочки с позитивными качествами, в другую – с негативными. Когда эта работа проделана, ведущий пересчитывает количество карточек в каждой коробке и объявляет результат, который затем обсуждается с группой. Как правило, позитивных качеств получается намного больше, чем негативных. Ведущий должен подчеркнуть эту разницу и объяснить участникам, что такой результат – проявление этноцентризма. Этот феномен, с одной стороны, помогает этнической группе поддерживать свою культуру, а с другой, если он чрезмерно выражен, определяет восприятие других культур сквозь призму собственной, которая позиционируется как исключительная и наиболее достойная. Подобная позиция приводит к ощущению национального превосходства и высокомерию.

Вопросы для обсуждения:


  • Почему своя национальность и своя культура обычно оцениваются позитивно, какое значение имеет для человека высокая оценка собственной этнической группы?

  • Этноцентризм как предпочтение собственной этнической группы – это естественный эволюционный механизм или групповой эгоизм и переоценка качеств своей группы?

  • Почему важно осознавать этот феномен?

  • Всегда ли позитивная оценка собственной группы автоматически означает негативное отношение к другим группам? (Подводим к позитивной идентичности, позитивная оценка одновременно и своей и других групп – это единственно возможный вариант построения толерантных отношений и с собой и с другими).

Рефлексия


  • Какое значение имеет для вас ваша идентичность?

  • Приходилось ли вам раньше задумываться о том, что личность каждого человека формируется под влиянием людей, принадлежащих не к одной группе, а к разным – исповедующих разную религию, относящимся к разным народам и этносам?

  • Какие преимущества есть у мультикультурной личности? Есть какие-либо сложности у мультикультурной личности?

  • Что важного и полезного каждый из вас узнал сегодня на тренинге, что вы поняли, какие открытия для себя сделали? Опишите это буквально в одном-двух предложениях.

МОДУЛЬ 2
Я, МЫ И ДРУГИЕ:

ТРЕНИНГ ПРОФИЛАКТИКИ КСЕНОФОБИИ

Цели:


  • знакомство с феноменом ксенофобии, ее проявлениями, психологическими и социальными механизмами;

  • осознание психологической альтернативы «мы»-«они», и ее роли в социальном взаимодействии;

  • осознание собственных стереотипов, предубеждений в отношении «других»;

  • развитие социальной чувствительности и социального интереса;

  • поиск способов позитивного взаимодействия с «другими».

Ведущий сообщает группе, что сегодняшний тренинг носит название "Я, Мы и Другие" и посвящен он ксенофобии. Далее ведущий говорит: «Ксенофобия – страх и отвращение по отношению к чужим, непохожим. Когда-то этот термин был исключительно плодом пера писателей-фантастов. Но сегодня ксенофобия, к сожалению, уверенно вышла за пределы страниц фантастической литературы и прочно поселилась в нашем обществе. Объектами ксенофобии сегодня являются не вымышленные инопланетяне. Чужими сегодня становятся иностранцы (в первую очередь – мигранты), люди, исповедующие другую религию, или попросту имеющие другое мировоззрение. Страх перед чужаками приводит к защитной агрессии, а она, в свою очередь, не только является причиной роста социальной напряженности, но и приводит к войнам и межнациональным конфликтам. Давайте попробуем разобраться сегодня в том, как проявляется ксенофобия, какие психологические механизмы и закономерности лежат в ее основе, а также в том, что мы можем сделать для снижения уровня ксенофобии в обществе и в самих себе».

Разминка
Упражнение «Поздороваться локтями»

Задачи:


  • формирование интереса к теме занятия;

  • мобилизация участников на дальнейшую работу;

  • повышение групповой сплоченности;

  • понимание роли различий в межличностном и межкультурном взаимодействии;

  • осознание условий для позитивного восприятия различий;

  • развитие социальной чувствительности и социального интереса.
Необходимое время: 20 минут.
Процедура проведения. Ведущий говорит участникам, что тема сегодняшнего занятия – отношения с другими, незнакомыми, непохожими, с людьми, которые по каким-то значимым признакам отличаются от нас. В качестве введения и разминки к данной теме он предлагает участникам представить, что есть некий остров, где живут четыре древних племени – мумба, юмба, мамба, джамба. Эти племена отличаются между собой. Например, они по-разному ходят: мумба держат руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; юмба все время держат руки на талии; мамба кладут левую руку на левое колено, правую руку на правое колено (локти отведены в стороны) и так передвигаются; джамба ходят, держа скрещенные руки на груди, локти отведены в стороны. Затем ведущий просит участников рассчитаться по кругу на мумбу, юмбу, мамбу, джамбу и попробовать передвигаться в соответствии с тем, как это принято в их «племени». После недолгого передвижения по комнате каждый из жителей острова объединяется с себе подобными и племена расходятся по разным углам.

Ведущий говорит, что у всех жителей острова есть не только различия, но и общее. Так, все жители острова приветствуют друг друга при помощи локтей – локоть одного человека соприкасается с локтем другого. Сначала ведущий просит поздороваться локтями с членами своего племени. Затем ведущий предлагает участникам представить и продемонстрировать, как происходит общая встреча племен: сначала мумба здоровается с юмба, затем мамба с джамба, мумба с мамба и так далее. Затем представители разных племен перемешиваются и стараются в течение одной минуты поприветствовать как можно больше жителей острова.

Вопросы для обсуждения:


  • Как вы думаете, какие вопросы, проблемы затрагивает это упражнение?

  • Как ваши различия сказались на контакте? Они мешали или помогали контакту? Какие у вас возникли трудности и как вы их преодолевали? Что способствовало эффективному взаимодействию (мотивация на взаимодействие), что мешало? Какие у вас возникли чувства?

  • Как вы думаете, основываясь на опыте, полученном в ходе упражнения, и на вашем реальном опыте, каким образом в жизни различия влияют на эффективность взаимодействия?

  • Чаще всего различия воспринимаются как помеха контакту, как источник трудностей, но в них содержится и источник дополнительных возможностей и перспектив, например, в данном упражнении можно было при помощи наклонов, в качестве бонуса получить хорошую разминку для позвоночника. Как вы думаете, от чего зависит чем именно в конкретном взаимодействии будут являться различия - источником трудностей или новых возможностей? (Подводка к роли мотивации на взаимодействие и к толерантности. Для толерантной личности различия – это возможности) .

Описание материала: Предлагаемое тренинговое занятие в интерактивной форме знакомит учащихся 10-12 лет с понятием толерантного общения и помогает смоделировать стиль толерантного поведения с окружающими людьми. Данный материал будет интересен школьным психологам и социальным педагогам.

Конспект тренингового занятия с учащимися 10-12 лет «Дерево толерантности»

Цель:

1. Знакомство подростков с понятием «толерантность».

2. Показать участникам тренинга значимость толерантного общения для решения различных проблем в социуме.

Материал: 3 шарфа для завязывания глаз, яблоко, разделенное на части, разноцветные стикеры, фломастеры, доска, мел.

Ход занятия

Психолог. Очень часто людям трудно найти общий язык с другими людьми, потому что они очень отличаются друг от друга. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как строить отношения с теми, кто не похож на вас.

Прежде чем мы начнем обсуждение, давайте проведем маленький эксперимент (приглашаются три участника). Сейчас, я завяжу вам глаза и дам поочередно дотронуться до одного и того же предмета, очень хорошо знакомого вам. А затем вы решите вместе, что это за предмет! Остальные ребята, пожалуйста, оставайтесь молчаливыми участниками данного эксперимента. Надеюсь, что по окончанию эксперимента мы вместе сможем сделать интересный вывод. Завязываются глаза детям, которые участвуют в эксперименте и ведущий дает им возможность дотронуться до одного предмета - яблока, но 1-му только до кожуры яблока одним пальцем, 2-му только до мякоти яблока одним пальцем, а 3-му только до стопочки яблока одним пальцем. Дети трогают предмет, водят по нему пальцем в течение 30-ти секунд, затем предмет убирается в коробку и им развязывают глаза.

Психолог. Ваша задача - предположить, что это за предмет, а затем, в процессе общения вы должны прийти к единому решению (учащиеся доказывают друг другу свою точку зрения и приходят к общему ответу на поставленный вопрос - Что это?- и озвучивают его)

Психолог показывает целое яблоко и анализирует ответ учащихся вместе со всеми детьми:

Какие шаги приближали вас к принятию общего решения? (умение прислушиваться друг к другу, умение идти на компромисс, сотрудничество, взаимоуважение, доверие друг к другу, доброжелательность …)

Какие шаги отдаляли вас друг от друга и от общего решения? (неумение слушать внимательно других, торопливость, эгоизм, недоверие, сомнения, самоуверенность …)

Психолог. Посмотрите, каждый из вас анализировал данную проблему по-своему, но вы смогли найти общее решение, хотя предмет был неоднозначный.

Все вы смогли проявить очень хорошее качество личности - толерантность в общении. (На доске написано определение толерантности).

Часто ли люди бывают, терпимы друг к другу в современной жизни?

(Ответы учащихся)

Если человек отличается от нас по внешности, по убеждению, по мировоззрению, по физическим возможностям или национальности, языку, вере, какие чувства он может вызывать у нас?

(Ответы учащихся, которые необходимо записать на доске)

Раздражение,

Равнодушие,

Агрессивность,

Удивление,

Презрение,

Высокомерие.

Если же мы проявляем терпимость, доброжелательность и внимание к другим людям, эти негативные чувства могут превратиться в положительные.

Давайте попробуем вместе это сделать.

(На доске вместе преобразовываем)

Умение владеть собой,

Чуткость,

Доброжелательность,

Доверие,

Великодушие,

Бескорыстие

К какому же выводу мы можем подойти в нашей совместной работе?

Нельзя делить мир только на черное или белое, хорошее или плохое, в мире много оттенков, поэтому каждый человек имеет положительные и отрицательные черты характера. Но если мы проявляем друг к другу терпимость, чуткость, доброжелательность, нам легко найти общий язык даже с теми, кто не похож на нас.

Давайте, сегодня вместе вырастим свое дерево толерантности, которое будет напоминать, какие качества помогают людям позитивно общаться.

У вас есть стикеры - листочки дерева, на которых вы можете написать те качества, которые вам помогают общаться с людьми, а у меня на доске ствол дерева толерантности (дети пишут и приклеивают листочки, а затем зачитывают их).

Рефлексия:

Что вам понравилось в занятии?

Что вы можете взять для себя из нашего общения на занятии?

Итог занятия.

Ведущий благодарит за работу всех детей и подводит итог:

«Это дерево останется с вами и пусть на нем появляются новые плоды и побеги ваших успехов в толерантном общении с людьми!»

Список используемой литературы:

1. М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева «Рабочая книга школьного психолога».

2. Г. В. Солдатова, Л. А. Шайгерова, О. Д. Шарова «Жить в мире с собой и другими: Тренинг толерантности для подростков».

Марина Кристафович

Пояснительная записка.

Тема : «» .

Цель :

Познавательные :

1. Познакомить с понятием «толерантность » , «толерантная личность » .

Практические :

1. Научить пользоваться техникой бесконфликтного общения, раскрыть качества важные для эффективного межличностного общения, помогающие формированию коммуникативных навыков.

Воспитывающие :

1. Воспитывать нравственные качества подростков : уважение к личности человека, с которым ты учишься, живёшь рядом и просто видишь и встречаешь в жизни;

Задачи :

1. Развитие сочувствия, сопереживания у воспитанников.

2. Моделирование собственного поведения подростков в соответствии с их представлениями о проявлении толерантности .

Форма проведения : беседа – размышление.

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, нетерпимость к людям разных национальностей и культур, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной.

Важной педагогической задачей формирования личности является выработка воспитанниками активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

Ведущая роль в подготовке и проведении данного занятия отводится воспитателю, детям отводится роль слушателей и исполнителей определённых заданий. Занятие разработано с использованием ИКТ. Сопровождением компьютерная презентация. Предложенный материал даётся в форме упражнений, тестов, носит дискуссионный характер, учит размышлять, высказывать своё мнение, делать выводы.

Ожидаемый результат : данное занятие по толерантности для участников станет ориентиром поведения в обществе, отношений со сверстниками.

Оборудование :

Плакаты по толерантности ;

Таблица «Черты толерантной личности »

Плакат по бесконфликтному общению;

Бланки опросника «Черты толерантной личности » ;

Памятки по бесконфликтному общению на каждого ребенка;

Рисунки ребят «Что такое толерантность

Карточки-задания по бесконфликтному общению;

Стихотворения о добром слове Н. Рыленкова и Л. Щипахина.

Ход воспитательского часа.

1. Вступление.

Ребята, тема сегодняшнего занятия «Жить в мире с собой и другими » . Вы все прекрасно знаете значение таких слов, как : доброта, красота, терпение, чуткость, доверие, доброжелательность, сопереживание, уважение.

Все эти слова можно объединить в одно научное понятие - толерантность .

Современный культурный человек – это не только образованный человек. Этого мало. Это человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы людей , всего общества в целом.

Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году была принята Декларация толерантности . Согласно Декларации принципов толерантности , мы понимаем, что “толерантность означает уважение , принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира , наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности - это гармония в многообразии, это добродетель , которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира…”

В своей жизни мы общаемся с представителями разных национальностей , культур, миров. социальных слоёв, поэтому надо уметь уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры , религии., научиться находить точки соприкосновения.

Кроме того, толерантность как качество личности помогает человеку адаптироваться в другой среде , к неожиданно новым для него условиям жизни. Люди, не обладающие этим качеством, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

Значение слова толерантность зависит от исторического опыта народов.

В английском языке толерантность – готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

Во французском – уважение свободы другого , его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;

В китайском языке быть толерантным значит – позволять , допускать, проявлять великодушие в отношении других .

В арабском толерантность – «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение»

В персидском – терпение, выносливость, готовность к примирению .

В русском языке – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей .

Их невозможно представить себе без человека, так как они означают чувства и поступки людей. Если человек проявляет терпение, сопереживание, чуткость, уважение, то с ним будет приятно общаться, у него будет много друзей. Такого человека еще можно назвать воспитанным.

Понятие толерантность - многогранно , а сегодня мы рассмотрим одну из его сторон.

II. Основная часть

1. Беседа по вопросам

Что такое толерантность

Какое из определений вам импонирует больше всего?

Почему, на ваш взгляд, в разных странах эти определения различны?

А что же объединяет эти определения?

Почему так актуальна толерантность в наше время ?

2. Работа детей с бланками опросника «Черты толерантной

личности».

Давайте попробуем оценить себя, какие качества есть у вас?

Посмотрите, пожалуйста, на листы, которые лежат перед вами. Это - бланки-опросники с чертами толерантной личности .

Обсуждаю с детьми значение слов, написанных в бланке :

Черты толерантной личности .

1 Снисходительность

2 Терпение

3 Чувство юмора

4 Чуткость

5 Доверие

6 Альтруизм (любовь к людям)

7 Умение владеть собой

8 Доброжелательность

9 Умение не осуждать других

10 Уважение человеческого достоинства

11 Умение слушать

12 Сопереживание

Инструкция по заполнению бланка :

Сначала в колонке А поставьте «+» напротив тех черт, которые у вас наиболее выражены, затем в колонке В «-» напротив тех черт, которые у вас отсутствуют или слабо выражены.

На заполнение бланка дается 3 минуты.

Затем, на заранее подготовленном бланке опросника, проводится анализ ответов детей по каждому качеству , и определяются черты толерантной личности присущие нашему классу.

Резюме :

Вы – интересные ребята и живете в человеческом обществе, старайтесь сохранить хорошие качества и интерес сверстников к вам. Учитесь быть людьми в любой ситуации.

2. Поэма о толерантности .

Так, что же такое толерантность ? Давайте сочиним поэму о толерантности . Каждый придумает по строчке и напишет на листе бумаги, а я потом прочту все вместе.

Время на выполнение задания – 2-3 мин.

Читаю «поэму» , которую сочинили дети.

3. Задания по практике отношений

Задание №1. Правила бесконфликтного общения.

Ребята, мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен и стараемся избегать общения с людьми, которые нам неприятны и не вызывают у нас симпатии. Однако такое общение неизбежно. Как же научиться бесконфликтному общению? Посмотрите, пожалуйста, на памятки, которые лежат перед вами, давайте прочитаем!

Разыгрывание ситуаций. Анализ ошибок, обсуждение и правильный выбор из создавшегося положения. Дети для решения задачи используют памятки бесконфликтного общения.

Работа с карточками-заданиями.

Вы присутствуете при конфликтной ситуации. Катя оскорбила Петю из-за пустяка.

Петя, быстро принеси мне кружку, я хочу пить.

Сама принеси, у тебя, что ног нет?

Дурак, больше тебе ничего делать не буду.

Сама дура. А ты вообще ко мне больше не подходи!

В школе учитель ведет урок. Замечает, что Валера играет с мобильником.

Валера, убери, пожалуйста, телефон.

В ответ тишина, ученик увлеченно играет с телефоном.

Вы чего орете на меня! Это мой мобильник! Вы не имеете права его отбирать! – закричал мальчик.

Выйди вон из класса! Придешь тогда, когда будешь готов заниматься!

На столе у воспитателя лежали конфеты Лены. В комнате был только Егор. Он взял их без разрешения и съел.

Кто взял мои конфеты? – спрашивает Лена, входя в комнату.

Не знаю – отвечает Егор.

Негодяй, вор – это ты сожрал мои конфеты! – кричит девочка.

Дура, я их не трогал, нечего их было на стол класть. Будешь орать, в лоб получишь.

Резюме : Теперь вы видите, что значат слова в нашем повседневном общении и как важно правильно использовать в своей речи волшебные слова. От того, как мы разговариваем, зависит и наше поведение. Поэтому неразрывны между собой два понятия «культура общения» и «поведение» .

4. Чтение детьми стихотворений о добрых словах.

Со словом обидным нельзя торопиться,

Чтоб завтра себя самого не стыдиться.

(Н. Рыленков)

Счастливей, чем счастья подкова,

Дороже, чем горсть серебра…

Спасибо за доброе слово.

Спасибо за слово добра.

(Л. Щипахина)

5. Упражнение «Волшебные слова» .

Сформулируйте “обязательные условия” для начала диалога между людьми и предотвращения конфликта при контакте с человеком.

Вы должны попросить учителя, чтобы он Вам помог подготовиться по его предмету.

У Вас нет часов. Вы опаздываете. Ваша задача – узнать у прохожего сколько время.

Вы находитесь на незнакомой улице. Ваша задача – вступить в контакт с незнакомым человеком и узнать, как пройти на нужную Вам улицу.

У Вас срочное неотложное дело, надо уехать. Но Вы не можете этого сделать, пока не договоритесь, чтобы за Вас кто-нибудь отдежурил по столовой.

Вы опоздали на урок. Ваша задача - попросить учителя пустить к себе на урок.

Вы находитесь на вокзале с тяжелыми сумками. Ваша задача – попросить незнакомого человека помочь Вам донести сумки.

6. Упражнение «Комплименты» .

Дети становятся в круг. Ведущий начинает, говоря комплимент, стоящему справа, передает ему игрушку. Каждый следующий должен сказать комплимент другому участнику .

III. Заключительная часть.

Ребята, что нового вы узнали на занятии ?

Что чувствовали? Какие у вас впечатления?

Мы сегодня выучили научное понятие – толерантность , научились пользоваться правилами бесконфликтного общения, говорить добрые слова и комплименты друг другу .

Мы – это маленькая семья.

И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

1. Исключение

2. Стереотипы

3. Белая ворона

4. Козел отпущения

5. Я тебя понимаю

6. Взгляни по другому

7. Расскажи анекдот

8. Общий язык

9. Кинопробы

10. Настоящий человек

11. Что мне не нравится в себе

13. Любимое место на Родине.

1. Упражнение «Исключение»

Цели:

– начать обсуждение проблемы существования разных групп в рамках одного общества;

– помочь участникам осознать наличие предрассудков и дискриминации;

– поощрить сопереживание через понимание опыта отторжения и исключения из общества.

Необходимое время: 10 минут.

Материалы: Цветные самоклеящиеся кружки. Например, на группу в 16 человек понадобится 4 голубых, 4 красных, 4 желтых, 3 зеленых и один белый кружок.

Процедура проведения:

Ведущий приклеивает по кружку на лоб каждому участнику (при этом они не должны знать, какого цвета кружок у них на лбу).

Затем он говорит игрокам, чтобы те, у кого кружки одинакового цвета, объединились в группы. При этом никто не должен ничего говорить, т.е. участники не могут обмениваться словами.

Обсуждение.

– Что вы ощутили, когда вы встретили первое лицо, имеющее кружок того же цвета, что и у вас?

– Что почувствовал человек, у которого оказался единственный кружок белого цвета?

– Пытались ли вы помочь друг другу в группах?

– К каким группам вы принадлежите (например, футболистов, музыкальных фанатов и пр.)?

– Может ли любой человек войти в эти группы?

– Кто составляет исключение в нашем обществе?

2. Упражнение «Стереотипы»

Цели:

– Повышение способности к эмпатии;

– Коррекция интолерантных и конфликтогенных стереотипов.

Необходимое время: 25 минут.

Процедура проведения.

Ведущий рассказывает про то, что у всех людей есть стереотипы. Это мнения о конкретных людях или группе людей (профессии, нации и пр.), которые не связаны с вашим реальным опытом, а существуют как бы сами по себе. Причем чаще всего это негативные или унизительные представления, которые часто мешают нормальному общению.

Ведущий предлагает каждому из группы задумать свой стереотип по отношению к первому персонажу (например, к хулигану). Этот стереотип должен быть в форме «ты-высказывания», произнесенного от первого лица.

Затем в круг ставится пустой стул – на него «садится» задуманный персонаж. Каждый участник, по кругу произносит, обращаясь к этому стулу свой стереотип.

После завершения круга в той же последовательности каждый из участников садится на «пустой стул» и становится задуманным персонажем. Его задача в нескольких предложениях ответить на свое собственное обращение, объяснить причину того, что он «такой» или дать другой ответ.

Такая последовательность отрабатывается с двумя-тремя наиболее «стереотипными» персонажами.

Обсуждение.

– Было ли трудно «оправдывать»? Что вы в результате этого узнали для себя нового?

– Не кажется ли вам, что своими стереотипами мы поощряем людей вести себя так, как мы о них заранее думаем?

3. Упражнение «Белая ворона»

Цели:

– повышение групповой сплоченности;

– актуализация переживаний, связанных с феноменом «белой вороны».

Необходимое время : 10 минут.

Процедура проведения .

Ведущий предлагает одному из участников на некоторое время стать не таким, как все. Для этого предстоит делать все обратное тому, что делает группа. Группа должна повторять все движения ведущего.

Через 30 сек. после начала игры, а если игрок сбился, то раньше, ведущий заявляет: ему трудно быть не таким, как все. Кто вызовется помочь этому человеку?».

Так появляются две «Белые вороны». Затем их становится больше, так как разрешается переходить к «белым воронам». Когда их становится поровну, игра заканчивается

4. Упражнение «Козел отпущения»

Цели:

– ознакомление и обсуждение феномена «козла отпущения»

Необходимое время: 40 минут.

Материалы. Черная картонная маска с прорезями для глаз и резинкой.

Процедура проведения.

Участникам предлагается записать на листочках, какие у них есть в настоящей жизни трудности и проблемы. На это отводится 3- 5 мин.

Затем все садятся в круг, причем один стул убирается,а вместо него ставится стул, на котором прикреплена маска. Ведущий говорит, что «на этом стуле сидит козел отпущения. Каждый из нас может им стать. Кто боится, может выйти за круг и не участвовать в игре».

По команде «начали» все вскакивают со стульев и пытаются занять себе другой стул. Тот, кому места не хватило, надевает маску «козла отпущения». Ведущий еще раз обращается к нему, отмечая возможность «покинуть» круг. Если игрок остается, то он садится на стул и вся группа по очереди обращается к нему, обвиняя его в своих трудностях. Игрок в маске при этом должен молчать. Затем он снимает маску, садится на другой стул и рассказывает о своих чувствах.

Упражнение можно повторять несколько раз, причем можно «пускать» желающих побыть козлом отпущения без предварительного разыгрывания.

Обсуждение.

– Как появляется в обществе «козел отпущения»? Зачем он нужен людям?

– Как себя чувствует человек в этой роли?

– Как вы считаете. Хорошо, когда в группе есть такой человек? А в вашем классе (школе)?

– Какие группы людей в нашем обществе являются козлами отпущения?

5. Упражнение «Я тебя понимаю»

Цель:

– изучение возможностей толерантного отношения к агрессивным людям.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура проведения.

Отбирается один доброволец, тот, кто «лучше всех умеет общаться». Он садится на стул перед группой, напротив него ставится еще один стул. Затем ведущий просит сесть на второй стул того, кто «лучше всех умеет ссориться».

Ребятам предлагается разыграть сценку. Первый сидит дома, а второй пришел к нему в гости и вербально нападет на него, стараясь поссориться и сильно его обидеть. Задача первого, выслушав агрессивное высказывание, обращенное к нему, начать свой ответ со слов «я тебя понимаю».

В случае затруднения оба актера могут обращаться за помощью к группе. Сценка длится 3-5 мин. В зависимости от эмоциональной насыщенности. Затем упражнение повторяется 2-3 раза, а после этого группа разбивается на пары и работают по два человека.

Обсуждение.

– Что вам дал настрой на понимание другого в ситуации ссоры? Может ли это помочь в реальной ситуации?

– Какие возникали у вас чувства, когда после вашего «нападения» партнер начинал ответ с «я тебя понимаю».

– Чем может помочь понимание другого?

6. Упражнение «Взгляни по-другому»

Цели:

изучение возможностей толерантного отношения к людям, вызывающим у нас агрессивные чувства;

– понимание причины агрессивного поведения других людей.

Необходимое время: 60 минут.

Процедура проведения.

Ведущий задает участникам вопрос: «кто мог бы выбрать и описать тип человека (по национальности, профессии, характеру и пр.), который ему особо неприятен, вызывает агрессию, отвращение, ненависть, злость и т.п.?».

Вызвавшийся участник рассказывает о «неприятном» человеке как можно более подробно. Он описывает, как выглядит этот человек, что говорит, что делает, что именно в нем вызывает агрессию. Задачей группы здесь является как можно точнее и подробнее представить себе образ данного «неприятного» человека.

Затем предлагается кому-либо из группы помочь, изобразить этого человека. В случае отсутствия желающих роль берет ведущий.

«Неприятный» садится напротив всех остальных участников, сидящих полукольцом. Его «автор» садится с правой стороны немного (на 0,5 метра) сзади и сбоку. После этого вся группа начинает обвинять «неприятного» в том, какой он «плохой» (на основе уже сказанного, в высказываниях направленных «первому лицу»).

Тот, кто придумал «неприятного» человека становится его «советником». «Неприятный» защищается с помощью советника. Лучше всего если тот, кто его играет, будет выполнять только строго роль дублера, полностью перекладывая ответственность на плечи «советника». В этом случае он не отвечает на высказывание, не спросив мнения «советника».

В ситуации затруднения, когда советник не может придумать, как защитить своего подопечного он говорит «Стоп». Игра останавливается, и советник просит «помощь зала» - все участники игры предоставляют ему различные варианты того, как он может защищать «неприятного».

Обмен «обвинениями» и ответами на них длится в зависимости от особенностей группы от 10 до 30 мин. После этого проводится обсуждение.

Затем, в зависимости от того, сколько времени осталось, предлагается остальным участникам группы рассказать про своего «неприятного» и поработать с этим.

Обсуждение.

– Советник, расскажите, пожалуйста, о своем опыте, о чувствах. Что нового вы для себя узнали?

– Удалось ли вам взглянуть другими глазами на ранее неприятный вам тип людей? Насколько удачно у вас это получилось?

– Насколько вам удавалось помочь «неприятному», был ли он чем-то вам близок, схож с вами?

– Что в других людях вызывает нашу агрессию – это то, что есть у нас, но мы в себе этого не замечаем.

– Не кажется ли вам, что «неприятный» тип людей – это зачастую личный козел отпущения, на котором легко сорвать злость и обиду?

– Кто согласен с мнением, что неприятный человек – это наша противоположность, наша «белая ворона»? Давайте поразмышляем над этим.

Рефлексия занятия.

– Что нового вы узнали для себя из сегодняшнего занятия?

– Насколько удается вам в жизни «глядеть по другому» и собираетесь ли вы это применять в будущем?

7. Упражнение «Расскажи анекдот»

Цели:

– обучение невербальным способам бесконфликтного взаимодействия.

– повышение эмпатии в межличностных отношениях.

Необходимое время: 20 минут.

Процедура проведения.

Ведущий предлагает каждому участнику вспомнить какой-нибудь анекдот, который он хотел бы все рассказать. Затем он предлагает группе договориться, кто будет рассказывать первый. При этом должны соблюдаться следующие правила.

1. Во время процесса принятия решения все должны молчать

2. Рассказывать может только тот, кому все остальные дали разрешение

3. Разрешение рассказывать получает человек, когда все остальные члены группы жестом указывают на него

4. Если кто-то хочет получить право рассказывать, ему разрешается выразить свое желание, указав пальцем на самого себя.

5. После принятия решения, выбранный участник рассказывает анекдот, затем процедура повторяется.

Обсуждение.

– Что вам помогало и что мешало в процессе принятия группового решения?

– Какие стратегии общения вы использовали, чтобы договориться?

Упражнение «Общий язык»

Цели:

– развитие различных каналов общения;

– повышение внимания к невербальным способам общения;

– научение достижению взаимопонимания при использовании нестандартных способов общения.

Процедура проведения.

Участники разбиваются на микрогруппы по три человека, которые должны договориться между собой, например, о времени, месте и цели встречи. Средства общения у каждого ограничены.

Один – «слепой» и не может двигаться.

Второй – «немой» и тоже неподвижен.

Третий – «слепой» и «немой», но может двигаться.

Обсуждение:

– Что способствует, а что препятствует успешному поиску общего языка?

– Насколько сложно было справиться с заданием?

– Как быстро «тройка» смогла договориться?

– Проведите параллели с жизненными ситуациями, в которых люди не в состоянии договориться и общаются «как слепой с немым».

9. Упражнение «Кинопробы»

Цели

– развитие чувства эмпатии участников группы по отношению друг к другу;

– получение обратной связи от группы.

Необходимое время: 25 минут.

Процедура проведения: Ведущий предлагает участникам представить, что они – известные кинорежиссеры, и проводят кинопробы. Одному участнику предлагается начать выполнение упражнения первым. Он должен выбрать из группы одного «актера» и придумать для него роль, которая, по мнению «режиссера», лучше всего подходила бы для «актера». Это может быть персонаж из уже существующего фильма, спектакля, книги, или персонаж, придуманный самим «режиссером». «Режиссер» должен как можно подробнее рассказать о роли: что это за персонаж, каков его характер, его прошлое, и т.д. Затем «актер» отвечает, насколько предложенная роль подходит ему, и, возможно, рассказывает о роли, которую он сам хотел бы сыграть. После этого сам «актер» становится «режиссером», и выбирает нового «актера». Каждый участник может побывать «актером» только один раз. Ведущему необходимо следить за тем, чтобы все участники группы побывали как в роли актера, так и режиссера.

Обсуждение.

– Была ли роль, предложенная тебе, неожиданностью для тебя?

– Как ты думаешь, чем руководствовался «режиссер», подбирая для тебя именно эту роль?

10. Упражнение «Настоящий человек».

Цели:

– актуализация представлений о толерантной личности;

– обучение навыкам толерантного взаимодействия в напряженной ситуации.

Необходимое время: 30 минут.

Материалы. Карточки с написанными на них эмоциональными состояниями (страх, обида, радость, грусть и т.п.). Лист бумаги А3, Маркеры или фломастеры.

Процедура проведения.

Ведущий рассказывает о том, что у каждого есть представление, каким должен быть «настоящий человек». Он предлагает группе создать портрет такого человека, состоящий из набора качеств. Ребята предлагают, какое-либо качество и, если вся группа согласна, что оно характеризует «настоящего человека», ведущий записывает его на большом листе.

Затем группе предлагается «попробовать» себя в роли «настоящего человека». Желающий выходит и садится на стул перед группой. Все остальные получают карточки с написанными на них эмоциональными состояниями. Затем один из группы выходит и садится напротив «настоящего человека». Он как будто пришел к нему в гости. При этом он общается. Исходя из эмоционального состояния, которое написано на его карточке. В связи с этим желательно с начала просить выйти участников, получивших самые «проблемные» карточки (обида, злость) для создания первичного напряжения.

«Настоящий человек», общается с гостем, исходя из тех качеств, которые ранее отметила вся группа. Если ему трудно дать адекватный толерантный ответ на какое-то агрессивное высказывание в свой адрес, то он имеет право обратиться за помощью к группе.

На одно «посещение» отводится 3-5 мин. Затем «настоящий человек меняется». Желательно, чтобы в этой роли побывали все участники группы.

Обсуждение.

– Как Вам было в роли настоящего человека? Чем он похож, чем отличается от вас реальных?

– Что было в этой роли несвойственно вам?

– Хотелось бы вам в своей жизни быть рядом с таким человеком? А самому им стать? Что для этого нужно?

11. Упражнение «Что мне не нравится в себе»

Цели:

– осознание и актуализация личностных ресурсов.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура проведения.

Ведущий говорит, что каждому человеку что-то нравится в себе, но есть и то, что неприятно. Затем он просит ребят «посмотреть внутрь себя» и выбрать что-то одно, что больше всего в себе не нравится. Это может быть качество, свойство характера, привычка, манера поведения, какая-то переживаемая эмоция. Важно, чтобы это было действительно то чего очень хотелось бы избавиться, что доставляет неприятности.

Затем выбирается желающий рассказать о том, что ему не нравится в себе. После его рассказа группа в произвольном порядке дает ответ на вопрос: «для чего это качество, свойство характера и т.п. могло бы пригодиться». Важно акцентировать внимание не на «моральном» аспекте (хорошо-плохо), а на «прикладном», на возможности пользы этого качества.

После того, как в качестве рассказчика выступят все желающие, ведущий переходит к обсуждению

Обсуждение.

– Всегда ли вы соглашались с «оправданием» того, что вам не нравится в себе?

– Появилось ли у вас чувство, как вам в жизни может помочь то, что вам в себе не нравится?

– Не кажется ли вам, что нет «плохих» или «хороших» качеств, а важно то, как их человек использует?

– «Не нравится в себе – не нравится в других» - согласны ли вы с этим?

12. Упражнение «Анти-Я»

Цели:

– повышение самопринятия и снижение внутренней конфликтности;

– осознание, актуализация и интеграция личностных ресурсов.

Необходимое время: 30 минут.

Процедура проведения.

Ведущий рассказывает, что «один известный австрийский психолог, считал, что у каждого человека есть «Тень». Под тенью он понимал то (чувства, качества, привычки, манеры), что человек в самом себе отвергает. То есть часть самого себя, которую человек не хочет признавать «своей», часто настолько, что «забывает» о ней.

Сейчас я хочу попросить вас задуматься и представить человека, которого в полном смысле этого слова можно было бы назвать вашей тенью. Это должен быть человек – полная противоположность тому, кем вы хотели бы быть. Можно сказать, что это будет ваше «Анти-Я».

На придумывание отводится 5 минут, затем ведущий просит участников перевоплотиться в своих «анти-я». В течении 10 минут в помещении, где проводится занятие, будут находиться не участники, а их «анти-я». Разрешается ходить, говорить, в общем, все кроме физического насилия по отношению друг к другу. Желательно делать все, чтобы наиболее ярко и полно почувствовать себя своей противоположностью.

После завершения 10 минут группа переходит к обсуждению

Обсуждение.

– Расскажите о ваших чувствах, интересных моментах, которые у вас возникли?

– Вам чем-то понравилось быть «Анти-Я»? Чем этот персонаж мог быть вам полезен?

– Чему вы бы могли научиться у своей противоположности, что у ней хотели бы позаимствовать?

– По мнению К.Г.Юнга нельзя «бежать» от своей тени, а надо принять ее в себе и как-бы «договориться»? А вы бы могли договориться со своей тенью?

Рефлексия занятия.

– Узнали ли вы что-то новое о себе?

– Если вспомнить прошлое занятие и сравнить с тем, о чем мы говорили на этом, то можно предположить, что в других людях нам часто не нравится (и мы из-за этого с ними ссоримся) то, что характерно для нашей «тени». Согласны ли вы с этим? И если да, то получается – если мы «подружимся»и со своей тенью, то будем меньше ссориться с другими?

13. Упражнение «Мое любимое место на родине» («Экскурсия»)

Цели:

– снятие негативных эмоций по отношению к мигрантам;

– проявление эмпатии.

Необходимое время : 10 минут.

Процедура проведения . Перед выполнениемупражнения ведущий может сказать примерно следующее: Все вы живете в …(название населенного пункта) продолжительное время, а многие живут здесь всю жизнь. За это время вы, конечно уже хорошо изучили свой город, его достопримечательности. Наверное, у каждого из вас есть в нем любимые места, в которых вам нравится бывать. Может быть, вас привлекает туда архитектура или ландшафт местности, может быть – исторические события, связанные с этими местами, а возможно и ваши собственные воспоминания.

Представьте себе, что вы познакомились с человеком, который недавно поселился в вашем городе, приехал откуда-то издалека, и решили показать ему город (как бы так сказать, что это мигрант?). Но время позволяет вам побывать только в каком-то одном месте. Что это было бы за место? Почему вы выбрали именно его? С чем для вас связано посещение этого места?

Тренинг толерантности для подростков

(Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д.)

Тренинг «Жить в мире с собой и другими», разработанный для подростков, – важная составляющая психолого-педагогической программы воспитания старшеклассников в духе толерантности и культуры мира. Он может выступать в качестве одной из форм внеклассной работы с учениками старших классов и рассчитан на 11 занятий.

Одна из главных задач предлагаемого тренинга - сделать понятие «толерантность» близким и ясным для каждого участника группы. Она решается через ознакомление старшеклассников не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого, кроме специальной лекции, которую читает ведущий, используется групповой «мозговой штурм» по выработке определений толерантности в группе, формулированию общего, итогового определения. Это определение сравнивается с уже существующими, кроме того, в ходе работы происходит освоение социальных критериев и показателей толерантности.

В ходе тренинга подростки, работая с понятием «толерантность», открывают его новые грани и аспекты. Это можно заметить, ознакомившись с определениями толерантности, которые дали старшеклассники, прошедшие тренинги по данной программе.

Важной темой тренинга является раскрытие понятий «толерантная» и «интолерантная» личность. Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого. Этой проблеме в предлагаемой разработке уделено особое внимание.

Толерантность - достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными методами. Перечисление возможных критериев толерантности или ее социальных показателей хорошо отражает этот момент. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кончая обществом в целом. К сожалению, они не всегда видны «невооруженным взглядом». Некоторые из них доступны лишь подготовленным и заинтересованным наблюдателям.

Критерии толерантности:

– равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

– взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.);

– равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;

– сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;

– охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

– возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;

– свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;

– сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

– позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Позитивное понимание толерантности достигается и через уяснение проявлений ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Проявления нетерпимости:

– оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

– игнорирование (отказ в беседе, в признании);

– негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической группе, как правило, на основе отрицательных характеристик);

– этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

– поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);

– преследования, запугивания, угрозы;

– дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий (лишение социальных благ, отрицание прав человека, изоляция в обществе);

– расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосходят другие);

– ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (неприязнь к представителям других культур и групп, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества, преследование «чужаков»);

– национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

– фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массовый террор);

– империализм (покорение одних народов другими с целью контроля богатств и ресурсов подчиненных народов);

– эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное использование ресурсов и природных богатств);

– осквернение религиозных или культурных символов;

– религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

– изгнание (официальное или насильственное);

– сегрегация, включая апартеид (принудительное разделение людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

– репрессии (насильственное лишение возможности реализации прав человека), уничтожение и геноцид (содержание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

Этническая нетерпимость - реально значимая форма проявлений кризисных трансформаций этнической идентичности. Известно, что проблемы, связанные с формированием идентичности, являются ключевыми для подросткового возраста. Поэтому различным аспектам формирования идентичности подростка, в том числе и этнической идентичности, в тренинге уделяется большое внимание. Основой толерантного отношения к человечеству является позитивная этническая идентичность, в структуре которой позитивный образ собственной этнической группы сосуществует с позитивным ценностным отношением к другим этническим группам.

В программе, через развитие таких составляющих толерантности, как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание, раскрывается суть "инаковости", отличности от других. Три занятия тренинга посвящены формированию у старшеклассников толерантности по отношению к самому себе, в первую очередь, чувства собственного достоинства и способности к самопознанию. Эти качества личности рассматриваются в контексте группы, когда терпимое отношение к себе выступает как необходимое условие толерантности по отношению к другим. Участники группы должны осознать, что позитивное отношение к себе является важнейшим элементом толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру.

Кроме того, в тренинге ставится важная проблема «границ» толерантности. В мире существуют группы людей, которые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большинством как антисоциальные явления. Преступники, представители сексуальных меньшинств, наркоманы - все эти люди, несомненно, являются "иными" в нашем обществе. Как относиться к ним? Должна ли толерантность быть безграничной, а мы - терпимыми и снисходительными в таких случаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантности - это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием.

Важной целью тренинга является формирование у подростка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. Наша задача - не просто научить толерантному поведению и выработать общую установку на принятие другого, а сформировать такое качество личности, которое можно обозначить как активная толерантность, формула которой: понимание плюс сотрудничество плюс дух партнерства.

Для решения поставленных целей используются различные методы: социально-перцептивные, ситуационные, импровизационные, моделирующие и ролевые игры; социодраматические, бихевиориальные, когнитивные и экспрессивные методы; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, которые формируют навыки ведения позитивного диалога, умения выслушивать собеседника, а также техники, фиксирующие состояние "здесь и теперь".

Требования к ведущему. Ведущему тренинга необходимо ориентироваться не только на конкретное содержание (предоставление информации, развитие определенный навыков), но и на процесс (динамику отношений между участниками группы).

Ведущему также важно знать этические правила групповой работы и придерживаться их, так как участие в группе оказывает сильное воздействие на формирование личности подростка. Особенно это касается групп, которые по окончании тренинга не распадаются (например, группы, организованные на базе школы). Промахи ведущего в таких группах могут в дальнейшем серьезно отразиться на их участниках.

Ведущий несет ответственность за подбор подростков в группу и принимает решение о включении каждого участника на основе информации о его личностных особенностях и учитывая собственные возможности. Если в ходе отбора выяснится, что кто-то из подростков нуждается в повышенном внимании, может мешать проведению занятий, тормозить групповую работу (например, девиантные, расторможенные, агрессивные подростки), то лучше не включать его в группу. Исключение подростка из группы в процессе работы может сильно травмировать не только его, но и других участников.

Ведущему следует помнить об основных принципах групповой работы:

1. Предоставление детям полной информации о работе группы: ее целях, задачах, планируемой работе, требованиях, предъявляемых к участникам. Следует рассказать о том, что может происходить в группе. Желательно, чтобы каждый потенциальный участник дал согласие на свое участие в тренинге.

2. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно стать достоянием третьих лиц. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы доверия, безопасности и самораскрытия. Следует объяснить подросткам, что полное соблюдение конфиденциальности вряд ли возможно: в особых случаях ведущий может выносить информацию за пределы группы (для сохранения благополучия самого ребенка или других членов группы).

3. Принцип добровольности. Члены группы могут не принимать участие в тех или иных упражнениях, и ведущий должен стоять на страже их интересов и защищать от возможного давления со стороны группы. Также любой участник имеет право выйти из группы, заранее объявив о своем решении не только ведущему, но и всем участникам.

4. Обеспечение психологической и физической безопасности участников группы. В группе недопустима физическая и вербальная агрессия, употребление психоактивных веществ. Ведущий должен быть гарантом безопасности всех участников группы. С самого начала вводится правило, согласно которому участники могут говорить о своих чувствах, но не должны давать оценки (в первую очередь, негативные) поведению и высказываниям друг друга.

Структура занятия

Каждое занятие состоит из трех частей:

1. Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ведущий может воспользоваться предложенными вариантами или, если понадобится, подбирать упражнения для разминки самостоятельно в зависимости от особенностей каждой конкретной группы.

2. Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.

– Что вы сейчас чувствуете?

– Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?

– Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

Два занятия отличаются по своей структуре от остальных. На первом занятии принимаются правила групповой работы (за соблюдением которых ведущему предстоит следить в течение всей работы группы), добавляется вводная часть (ознакомление с проблемой) и процедура знакомства участников тренинга. Восьмое занятие целиком посвящено проведению игры.

Цели тренинга

– Ознакомить старшеклассников с понятиями «толерантность» и «толерантная личность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.

– Научить участников конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.

– Развивать воображение, способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию, доверие, достоинство и самопознание как элементы толерантности в контексте отношений «Я» и «Другие».

Представленный вариант тренинга состоит из трех проблемных блоков.

Приложение 3 – Серия игр, упражнений для развития толерантности на уроках православной культуры

Игровая экспресс-диагностика «Проявляешь ли ты толерантность?»

По материалам газеты «ДОГ»

Проявлять толерантность – это значит понимать друг друга, помогать друг другу, относиться друг к другу терпимо, чтобы строить мирное будущее.

Выбери тот ответ, который ты считаешь правильным, и сосчитай, сколько «б» получилось.

1. Для того, чтобы не было войны...

а) Нельзя ничего сделать, поскольку войны будут всегда!

б) Нужно понимать, почему они происходят.

2. В школе говорят о героях, проявивших толерантность...

а) Это тебя не интересует.

б) Ты хочешь узнать об этих героях.

3. Ты противостоишь насилию...

а) Насилием.

б) Ты присоединяешься к другим людям, чтобы сказать НЕТ.

4. Один товарищ тебя предал...

а) Ты мстишь ему.

б) Ты пытаешься объясниться с ним.

5. Когда говорят о детях, пострадавших от войны...

а) Ты об этом услышал и забыл.

б) Ты ищешь возможность для того, чтобы проявить с ними солидарность.

6. Ты не согласен с кем-то...

а) Ты не даешь ему говорить.

б) Ты все-таки слушаешь его.

7. В классе ты уже ответил...

а) Тебе хочется отвечать еще.

б) Ты предоставляешь возможность другим ответить.

8. Тебе предлагают переписываться с каким-нибудь иностранцем...

а) Ты не испытываешь ни потребности переписываться, ни потребности делиться мечтами.

Если у тебя одни «б»: Прекрасно! Ты проявляешь большую толерантность. Ты являешься будущим гражданином мира, ответственным и солидарным, активным проводником мира. Объясни своим друзьям, как тебе это удается.

Если у тебя от 3 до 7 «б»: Да! Ты не очень толерантен. Ты слишком стремишься навязать свои идеи, но проявляешь любознательность и у тебя хорошее воображение. Используй эти свои качества для борьбы с нетолерантностью.

Если у тебя менее 3 «б»: Ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Однако если бы ты был настроен более оптимистично и тебе нравилось дискутировать, ты мог бы стать более счастливым! Давай, приложи еще немного усилий.

Упражнения-миниатюры для развития толерантности

Упражнение «Ручки»

объединиться по парам (объединение задает учитель)

удерживаю ручки только указательными пальцами выполнять указания учителя:

сесть, встать, присесть на одной ноге и т.д.

на следующем этапе это же упражнение выполняется в тройках, четверках и т.д.

Упражнение «Меняются те, …»

В течение урока учитель говорит: «Прошу поменяться местами тех, кто…»

Варианты:

Сейчас смотрел в окно

У кого нет ко мне вопросов. И т.д.

Упражнение «Я плюс ты наоборот»

Заполнить табличку

  1. Напиши пожелание хорошему человеку

Упражнение «Молекулы»

Все встают и начинают хаотично передвигаться по классу. По команде учителя необходимо объединиться в группы по одному, двое и т.д.

Упражнение «Ворота пожеланий»

по принципу игры «Ручеек»

Каждому кто идет через импровизированные ворота нужно сказать какое-нибудь пожелание.

Упражнение «Правила урока»

На нашем уроке действуют правила:

  1. Уважительное отношение друг к другу;
  2. Когда один говорит остальные молчат (уважение к говорящему);
  3. Нет правильного и неправильного мнения, есть мнение говорящего.
  4. Обращение друг к другу по именам.

Упражнение «Поздоровайся локтями».

Время: 3 мин.

  1. Ученики стоят в кругу.
  2. Предложите всем рассчитаться на «один – четыре» и сделать следующее:
  • каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны;
  • каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;
  • каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в сторону;
  • каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в сторону).
  1. Скажите участникам, что на выполнение задания им дается только 1 минута. За это время они должны поздороваться как можно большим числом учеников класса, просто коснувшись друг друга локтями.
  2. Через 1 минуту соберите участников в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.

Эта смешная игра ломает привычные стереотипы приветствия и способствует установлению контакта между участниками.

Упражнение «Воображаемый мяч».

Соглашение с инициативой других.

Время: 5 мин.

Подготовка: Ученики свободно стоят в кругу.

1. Ознакомление учеников с целями упражнения. Объяснение, что это типичная командная игра, успех которой зависит от того, насколько игроки смогут сосредоточиться, настроиться на других, поддерживать чужую инициативу и проявить собственную активность.

2. Из учеников назначается игрок № 1. Дается следующая инструкция: «Чтобы начать игру, игрок № 1 перебрасывает кому-нибудь воображаемый мяч. Так как настоящего мяча у нас нет, игрок № 1 должен представить, о каком мяче идет речь. Вес, размер, форма и материал мяча подскажут, как его нужно кидать и ловить. Игрок № 1 должен назвать имя того, кому будет кидать мяч, и сказать, о каком мяче идет речь». Например: игрок № 1 встречается глазами с игроком № 2, произносит его имя и говорит перед броском: « Футбольный мяч» или «Шарик для пинг-понга»

3. Второй игрок ловит мяч так, как если бы он был настоящим, и готовится бросать (передавать) сам. Он должен изменить вид предмета. Может быть, у второго игрока появится желание покатить игроку № 3 шар для боулинга или же бросить легкий надувной шарик.

4. Когда игроки бросают или ловят мяч, они должны задействовать все свое тело. Вид мяча определяет, как мы движемся, действуем и реагируем. Группа играет примерно 5 минут.

Упражнение «Я тоже».

Наблюдение за собой и другими. Время: 5 мин.

1. Ученики класса произвольно стоят в кругу. В центре комнаты должно оставаться свободное место. Там встает первый доброволец, он будет ведущим в данной игре.

2. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг него людьми. Он должен какую-то присущую некоторым игрокам (и бросающуюся в глаза) общую деталь, но не называть ее вслух, а произнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встать рядом с собой.

3. Оставшиеся участники должны определить, что же сходное есть во всех вызванных в середину круга людях.

4. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим и выходит на середину. Все остальные садятся обратно на пол.

Примечание: сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игрока: элемент одежды, цвет глаз, волос и т. д. Постепенно принцип отбора может усложняться: в центр комнаты выходят только женщины, только смешливые игроки, только те, чье имя содержит определенную гласную и т. д.

Упражнение «Передача ритма».

Настройка на группу.

1. Учащиеся стоят в тесном круге.

2. Участники легко держат друг друга за руки.

3. Каждый один раз сжимает руку своего соседа справа.

4. Дается инструкция: «Сжатые руки – сигнал, который мы будем использовать в упражнении. Упражнение начинается, когда я пожму руку своего соседа справа. Когда он почувствует пожатие, то должен передать направо своему соседу. Так рукопожатие проходит слева направо по кругу, пока не вернется ко мне. В первый раз мы можем работать медленно и спокойно. Вы можете не торопиться передавать рукопожатие дальше».

5. Когда первый раунд завершен, можно предложить участникам закрыть глаза и играть так дальше. От раунда к раунду темп слегка ускоряется.

6. В заключении участники должны сильно сжать руки обоим своим соседям и потом открыть глаза.

Вариант: можно вслед за первым рукопожатием отправить второе. Это побудит группу еще больше сконцентрироваться.

Упражнение «Круг доверия»

Уважительное отношение к другим.

1. Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу.

2. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. Совершенно очевидно, что в середине круга возникнет порядочная толкотня, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе.

3. Когда группа учеников успешно справится с заданием, в следующий раз можно повторить упражнение, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. Участники должны быть предельно внимательны, чтобы никто не ушел домой в синяках.

Примечание: это упражнение доказывает, что по жизни можно идти по-разному (вовсе не обязательно во что бы то ни стало пробиваться, расталкивая всех на своем пути), что люди, к которым вы проявили бережное отношение, скорее всего, отнесутся к вам также, что не обязательно стремиться быть быстрее и лучше остальных.

Упражнение «Картина»

Умение прислушиваться к своим ощущениям и настраиваться на другого. Время: 2-3 мин.

1. Ученики делятся на пары. Партнеры самостоятельно решают, кто из них будет А, а кто – Б. в первом раунде Б становится за А и пальцем «рисует» на его спине отдельные буквы. Игрок А должен угадывать их. При этом глаза А закрыты. Желательно также, чтобы на игроках не было толстых жакетов или пуловеров.

2. Если А с легкостью отгадывает буквы, игрок Б может писать простые слова и даже короткие фразы. Игроку А необходимо сконцентрироваться. Он может попросить партнера, чтобы тот, когда слово заканчивается нажимал чуть сильнее. На выполнение задания отводится 2-3 минуты.

Варианты: можно заранее подготовить карточки с буквами, словами, геометрическими фигурами, которые будут даваться «художникам». Упражнение можно провести, разделив класс на равные команды. Каждая получает задание восстановить и озвучить краткую фразу. Которая по одному слову «записывается» на спинах игроков.

Упражнение «Мир без тебя»
Учитель. Представьте, что у меня есть волшебные гигантские очки, которые помогают увидеть в человеке только хорошее, даже то, что он иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки, выйду в центр круга и посмотрю через стекла очков на кого-нибудь из вас: Мир без тебя, (имя ребенка), был бы неинтересен, потому что ты... А теперь ты, (ИМЯ ребенка), примерь волшебные очки, посмотри на ребят и постарайся увидеть в ком-нибудь как можно больше хорошего, может быть даже то, чего раньше не замечал.
Так каждый ученик примеривает очки.

Упражнение «Завершение урока»
Учитель. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу... другой человек есть радость для тебя... Окружающий мир есть радость для тебя... Ты всегда радость для другого... Береги себя и другого береги... Уважай, люби всё, что есть на земле, - это чудо! И каждый человек - это чудо!

Упражнение «Похвались соседом»
Учитель. Сегодня мы будем хвалиться, хвастаться своим соседом (соседкой) справа. Посмотрите внимательно на своего соседа или соседку. Подумайте, какой он (она), что умеет делать, что у него (у нее) хорошо получается. Я начну: Мой сосед справа, Дима, - самый замечательный сосед на свете. Он умеет рассказывать увлекательные истории. Мне очень повезло с соседом!” Теперь очередь Димы хвастаться своим соседом .

Упражнение «Железнодорожный состав»

Учитель. Представьте себе, что мы железнодорожный состав, мы и есть одно целое, от нашего единства зависит результат нашей работы. Если одно из звеньев выпадает, движение «паровоза» приостанавливается - работа осложняется.

Упражнение «Ветер в ивах»
Это упражнение проводится, если ребят, уже более или менее доверяющих друг другу. Семь-восемь человек образуют тесный круг, соприкасаясь плечами. Водящий становится в центре круга, закрывает глаза и падает вперед или назад, задача играющих - не просто подхватить человека, но и осторожно передавать его из рук в руки по кругу.
Проводя упражнение, учитель должен быть, уверен, что все ребята адекватно оценивают степень опасности падения.