Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей.

Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята могут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МСКОУ «Специальная школа-интернат VII-VIII вида»

Куратор блока

дополнительного образования

Дмитриев Денис Владимирович

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной школы VII - VIII вида.

Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей.

Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята могут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома.

Кружки в коррекционной школе могут быть самыми разнообразными. Однако, прежде всего следует подумать о создании таких кружков, занятия в которых помогли бы умственно отсталым учащимся подготовленными вступить в самостоятельную жизнь. Сюда относится кружки, ставшие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков всестороннего физического и эстетического воспитания.Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках.

Практика работы показывает, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития.
Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей 5-8 классов, так как они уже в определённой мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих учащихся более четко определились интересы и наклонности. Однако отдельные кружки организованы и для учащихся 3-4 классов.
Кружки могут быть самыми разнообразными. Существуют кружки, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания.
Для учащихся в нашей школе организованы кружки вышивания, лепки, работы с бумагой и т.п. Этот вид деятельности весьма полезен для детей, так как способствует воспитанию усидчивости, четкости и аккуратности в работе.

Организованы кружки по изготовлению мягкой игрушки, персонажей для кукольного театра . Для учащихся старших классов существуют кружки на основе профессионально-трудовых навыков и знаний, которые они приобрели на уроках труда. Это кружок художественной резьбы по дереву, различные виды моделирования, инкрустации и других народных промыслов.
Для девочек работают
кружки ручного и машинного вязания, художественной вышивки, плетения кружев, ленточный дизайн и другие виды прикладного искусства. В нашей школе имеется кружок домоводства и кулинарии.
Большое воспитательное и познавательное значение имеют
кружки юннатов . Выбор деятельности для таких кружков весьма разнообразен. Уход за растениями огорода, сада, простейшие виды селекционной работы, парниковое хозяйство, выращивание плодов, овощей, цветов.
Старшеклассникам – членам юннатских кружков под руководством учителей можно поручить работу по охране окружающей природы. Для этого целесообразно закрепить за школой определенные участки леса, сада, сквера и постоянно проводить там работу по охране насаждений и разумному уходу за ними.

Изучением родного края, его исторического прошлого и настоящего, природных богатств и экономики своего региона дети могут заняться в кружке краеведения «Я познаю мир» , который целесообразно комплектовать в основном с учащимися 5-8 классов.
Не менее важное значение для воспитанников и коррекции личности умственно отсталого школьника имеют кружки литературного чтения, драматические кружки.
В школе организован кружок театрального искусства. Дети принимают активное участие в различных смотрах-конкурсах, концентрах. Многим детям доступны массовые виды художественной самодеятельности, а отдельные дети добиваются даже весьма значительных успехов.
Целесообразна такая организация педагогического коллектива, при которой большинство учителей и воспитателей оказывают практическую помощь в организации своему коллеге, ведущему кружок. Этому важному участку воспитательной работы руководству школы и методическим объединениям следует уделять серьезное внимание. Перед каждым учителем и воспитателем необходимо поставить задачу, чтобы он умел во внеурочной работе заинтересовать детей, стремился передать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы его воспитанникам в жизни. Важность и значимость кружковой работы в школе VII-VIII вида, как и всех других видов внеклассной воспитательной работы, определяются тем, что для умственно отсталых детей школа – единственное учебно-воспитательное учреждение. Во внеклассной воспитательной работе мы стремимся максимально расширять кругозор учащихся доступными видами практической деятельности во внеурочной обстановке, в занимательной форме воспитываем и прививаем жизненно необходимые навыки и привычки.

Работа кружков в школе проводится во второй половине дня. В зависимости от условий школы – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными. Но следующие условия должны быть обязательны:


  • занятия кружков должны проводиться не ранее, чем через 2-3 часа после окончания учебных занятий;

  • если занятие кружка проводится после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;

  • не следует проводить кружковую работу в вечерние часы (после ужина). Исключение могут составлять такие занятия, на которых дети делают какие-либо простые поделки и эта работа не требует от них дополнительной мыслительной нагрузки и усвоения новых операций и приемов;

  • одно занятие кружка продолжается не более 1 часа. Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся.


Количество учащихся в одном кружке (за исключением хоровых) не должно превышать десяти. Однако в школе VIII вида могут быть и кружки в составе 3-5 человек. Такими малочисленными бывают в основном кружки, более сложные для основной массы умственно отсталых детей. Это, например, кружки художественной обработки дерева, металла, художественной машинной вышивки и вязания, а также кружки для ознакомления с рядом других видов деятельности.

Весьма важное значение имеет организационная работа по комплектованию кружков. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива с тем, чтобы очень тактично помочь ученику выбрать именно тот кружок, в котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок, который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работу проводят без всякого нажима, не вызывая у ученика чувства протеста, так, чтобы совет, который дают ученику педагоги, он воспринимал как свое собственное желание.
Кружки с первых дней из работы не могут быть укомплектованы полностью стабильным составом учащихся. В процессе занятий возможен переход детей из одного кружка в другой. С соответствующим желанием детей следует считаться и всегда удовлетворять его в тех случаях, когда ребенок проявляет подлинный интерес или же когда для него переход в другой кружок целесообразен.
В общей системе внеклассной воспитательной работы следует отвести определенное место и время для систематической информации всех учащихся школы о работе кружков. Это могут быть различные тематические мероприятия, которые организуют и проводят члены того или иного кружка, вечера-отчеты кружковцев о своей работе, выставки поделок, изготовленных участниками кружков. Подобные мероприятия являются эффективной формой агитации и будут способствовать вовлечению в кружковые занятия детей, еще не участвующих в кружковой работе. В то же время такая гласность положительно влияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься в кружке, а всякие поощрения в процессе проведения этих мероприятий делают желание заниматься кружковой работой более устойчивым и способствуют формированию у ребенка стремления и дальше совершенствовать приобретенные им в кружке умения и навыки.
Уже в самом начале деятельности в кружке детям надо в общих чертах рассказать, чем они будут заниматься, чему научатся и какую полезную для всех работу они смогут сделать.
Один из видов полезной для школы деятельности – изготовление наглядных пособий или помощь в их создании.
Руководители школ и педагоги должны видеть в практической деятельности детей общую пользу и огромный источник эффективного воспитательного воздействия. В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умение трудиться для других и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно придавать работе общественно-полезный характер, создать в школе положительный эмоциональный настрой для такой работы. Целесообразно участвовать детям в городских и областных мероприятиях, организовывать различные экскурсии.
Велико коррекционно-воспитательное значение кружков художественной самодеятельности. Здесь в процессе работы у ребенка преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах.
Практика работы школы показывает, что педагогически оправдана такая организация внеклассной работы, когда дети принимают участие в отдельных городских мероприятиях совместно со школьниками массовых школ. Отбираются, конечно, только те мероприятия, которые доступны умственно отсталым учащимся. Это могут быть праздники: песни и танца, различные трудовые дела школьников. Для участия в этих мероприятиях можно организовать группы детей от школы, скомплектованные из детей, занимающихся в соответствующих кружках, так как именно они имеют наилучшую подготовку.

И другие виды деятельности в процессе кружковой работы в школе надо использовать для воспитания положительных личностных качеств детей.
Кружки художественной самодеятельности должны так организовать свою работу по развитию и воспитанию учащихся, чтобы они могли выступать не только перед учащимися школы, но и в других аудиториях вне школы. Организуя работу кружков, не следует забывать, что они решают проблемы эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы воспитания.


Дети очень любознательны и обожают учиться новым вещам. Они постоянно участвуют в различных мероприятиях и ставят эксперименты. У каждого ребенка есть свой круг интересов и определенные предпочтения. Однако малыши еще не в состоянии преобразовать свои увлечения в основную занятость. Это мы – родители, имеющие какой-то жизненный опыт, должны определить то, чем наш ребенок любит заниматься больше всего. Нужно уважительно относиться к интересам своего ребенка, поощрять его и направлять. Не теряйте времени, ведь правильно выбранный кружок поможет всестороннему развитию их личности. Разные кружки и секции не только занимают детей в свободное время, но и доставляют им много удовольствия. Это очень важно и нужно для здорового образа жизни. Определите предпочтения своего ребенка и постарайтесь их одобрить и поддержать.

Почему важно отдать ребенка в кружок?

Детям постоянно любопытно узнавать какие-то вещи и затевать новые дела. Они задают родителям различные вопросы для обретения знаний. Но, к сожалению, в нынешнем ритме жизни мы слишком заняты, чтобы потратить много времени на своих малышей. Да и делать мы умеем не все. Например, я совершенно не умею рисовать, а моя племянница обожает это занятие. Она посещает художественную студию и мечтает стать художником. Поэтому стоит потратить некоторое время на выявление интересов своего ребенка, выбрать правильный кружок, заинтересовать его и развивать простое увлечение во что-то серьезное и большое.

Более того, кружки и секции занимают ребенка на какое-то время и нам не нужно будет придумывать всевозможные способы, чтобы его развлечь. Помимо обучения и получения определенных знаний, кружки помогают детям в социализации, делают их более осведомленными и уверенными в себе. Те малыши, которые посещают кружки, проявляют естественный интерес ко всему новому, пробуют делать открытия и изобретают что-то свое. Кроме того, они становятся более дружелюбными и ответственными. Плюсов и преимуществ у кружков и секций масса. Поэтому постарайтесь подобрать тот вид занятости, который будет нравиться и вам, и ребенку.


Как правильно выбрать кружок для ребенка?

Выбрать подходящий кружок для своего ребенка, задание на самом деле не слишком сложное. Все, что нам нужно - это немного терпения и внимательности. Понаблюдайте некоторое время за малышом, запишите все его интересы на листочек, так будет проще ориентироваться и ничего не забыть. Выделите те из них, к которым ребенок проявляет наибольшее внимание.

Не заставляйте ребенка все его свободное время посвящать новому виду деятельности. Не оказывайте на него давление, иначе весь план будет провальным. Пусть ребенок свободно смотрит телевизор, как и смотрел и играет в игры, как и раньше. Дайте ему свободу, вместо того, чтобы напрягать и ограничивать. Постарайтесь постепенно приучать малыша к тому, что ему нужно будет систематически посещать кружок, в котором будут незнакомые люди. Рассказывайте ему обо всем, что касается его будущей «работы», выделяйте преимущества и положительные моменты. Важная вещь, на которую стоит обратить внимание, это расходы на посещение кружка или секции. Поэтому выбирайте то увлечение для своего ребенка, которое является приемлемым по цене.


Какой кружок выбрать?

1. Музыкальная школа. Если ребенок очень любит музыку и игру на музыкальных инструментах, то отдайте предпочтение этому кружку. Там создадут музыкальный коллектив и организуют выступление перед публикой. Это сделает ребенка увереннее в себе и ему будет проще находить общий язык со своими сверстниками.

2. Театральный кружок. Ребенок ни минуты не может усидеть на месте? Знает много стишков и песенок? Выступает перед всеми родственниками и друзьями? Отдайте его в театральный кружок. Это поможет правильно и красиво поставить его речь и выработает уверенность в себе и своих силах. Никакого стеснения, вперед к покорению мировой сцены!

3. Художественная студия. Если вы без подсказок можете понять что нарисовал малыш, то может пришло время задуматься о художественном образовании? Как правило, многие дети очень любят рисовать или разукрашивать. Если все альбомы уже изрисованы и в ход пошли обои, то не теряйте времени и записывайтесь в кружок. Может перед вами дорисовывает на полу бабочку будущий художник.


4. Кружок любителей фотографии. Идеально вам подойдет, в случае, если ребенок сильно увлекается красотой внешнего мира и фотографией. Это очень интересное и оригинальное увлечение, которое научит малыша уважительно относиться к природе и животному миру. Если ребенок играет на улице и обращает внимание на вещи, мимо которых все проходят не проявляя интерес, то этот кружок – то, что вам нужно.

5. Танцы. Только где-то заиграет музыка, а ваш ребенок уже показывает акробатические номера? Красивая фигура, гибкость, правильная осанка – это не весь перечень того, что дают нам танцы. Какая девочка в детстве не мечтала стать балериной? Исполните одновременно две мечты: свою детскую и желание своего ребенка.

6. Кружок юного журналиста. Если ребенок от природы склонен к чтению и анализированию книг, то этот кружок замечательно поможет в развитии логики и мышления. О пользе чтения книг сказано много. Так что же вам мешает помочь своему малышу расти интересной и развитой личностью?

7. Интеллектуальные кружки. Может у вас растет маленький гений, склонный к точным наукам или иностранным языкам? Если ваш ребенок отличается усидчивостью и внимательностью, интересуется тем, как устроен мир или сколько будет два в кубе, тогда смело выбирайте интеллектуальный кружок. Нобелевская премия еще впереди, а пока пусть ваш ребенок развивает свою логику и мышление.


8. Цирковая школа. Кто в детстве не любил цирк? Если ребенок каждые выходные просит отвести его на представление, то стоит задуматься о том, как превратить его жизнь в ежедневный праздник. Отдайте ребенка в цирковую школу и только успевайте удивляться, как же быстро развивается ваша кроха и схватывает все на лету.

9. Спортивные секции. Их множество и на любой вкус, от гимнастики и плавания, до каратэ и дзюдо. Отдав ребенка в спортивную секцию, в первую очередь, мы укрепим его здоровье. Ну а выигранные золотые медали и кубки будут лишь приятным дополнением. Выплескивая на тренировке негативную энергию, ребенок станет послушнее и жизнерадостнее.

10. Прикладное творчество. Ваш малыш изучает все и сразу? Сегодня он целый день рисует, а завтра не может оторваться от цветной бумаги и ножниц? Выход есть – лепка, оригами, выжигание по дереву, выбор за вами! Можно попробовать всего понемногу и остановить свой выбор на самом интересном. Ребенок будет расти творческим и внимательным человеком.


Книга приведена с некоторыми сокращениями

Занятия кружков включают разнообразные виды работ: географические сообщения, рефераты (по книгам), доклады, географические игры и викторины. Все эти виды предполагают организацию внеклассного чтения научно-популярной литературы. Большое место занимает подготовка географических вечеров, конференций и олимпиад. Кружки организуют также экскурсии и походы по родному краю.
Географическими сообщениями считаются краткие устные изложения небольших очерков, рассказов или описаний самого разнообразного содержания, имеющих непосредственное отношение к географии. Материал для таких сообщений дети находят в журналах «Вокруг света», «Знание - сила», «Огонек», в географических календарях, в пионерской и комсомольской газетах и т. д.
На одном занятии кружка можно сделать не более трех сообщений разных по содержанию. Желательно, чтобы сообщение «рассказывалось», а не читалось, что повышает интерес слушателей.
Географические информации отличаются от сообщений тем, что в них излагаются наиболее новые сведения и данные. Их можно еще условно назвать географическими новостями. К ним относятся в первую очередь сообщения по нашей стране и по странам народной демократии - начало или окончание строительства новых электростанций, каналов, ирригационных сооружений, заводов, фабрик, нефте- и газопроводов и т. д., события за рубежом, имеющие отношение к изменениям политической карты мира, создание новых государств, сведения из стран, борющихся за свою независимость, данные о росте численности населения отдельных государств и т. д.
По своему характеру географические информации больше связаны с экономической географией. В то же время могут охватывать и сведения о землетрясениях и извержениях вулканов в разных районах земного шара, данные о новых исследованиях, сообщения об изучении космоса и т. д., представляющие большой интерес для учащихся V-VII классов.
Материал для информации берется почти исключительно из газет и журналов. В обзорном виде они излагаются на страницах журнала «География в школе». Интересные географические новоости публикуются в журнале «Вокруг света».
Доклады и рефераты, в отличие от сообщений и информации, посвящаются главным образом одному вопросу и излагаются значительно полнее.
Тематика докладов и рефератов может быть очень разнообразной. По своему назначениюони имеют цель - глубже ознакомить учащихся с жизнью выдающихся путешественников, создать более яркие представления о наиболее интересных географических объектах и ландшафтах нашей Родины и о выдающихся стройках советской эпохи. Много докладов и рефератов посвящается отдельным отраслям промышленности и сельского хозяйства, новым городам и т. д.
Доклады и рефераты, имея общую тематику, все же существенно различаются по приемам подготовки. Рефераты составляются преимущественно по одному источнику (по одной жниге или статье) и являются кратким изложением содержания этой книги или статьи. Они являются необходимой подготовкой, облегчающей работу по написанию докладов. Учащийся приучается вначале к конспектированию содержания данной книги, после чего с меньшими трудностями работает над несколькими источниками, которыми он должен пользоваться при подготовке доклада.
Работа над докладом значительно сложнее. Учащийся, готовящий реферат, не составляет плана. Он руководствуется той последовательностью изложения, которая приводится в источнике, над которым он работает. При подготовке же доклада предварительно составляется план в соответствии с основной целью доклада, затем подбирается литература по важнейшим его разделам.
Для составления доклада учащийся должен использовать ряд источников, прочитать несколько книг и статей, уметь отобрать сведения по каждому из пунктов плана.
Географические кружки, накопившие опыт составления и чтения рефератов и докладов, могут проводить конференции. Конференция представляет собой определенную сумму докладов и сообщений, посвященных одной комплексной теме. Составляют доклады несколько членов кружка. Тематические конференции требуют значительной подготовительной работы, выбора темы, разработки плана и перечня докладов, подбора литературы, составления докладов, изготовления необходимого наглядного материала и т. д.
Тема и план конференции сообщаются заранее (в виде письменного объявления), с тем чтобы члены кружка могли подготовить выступления и вопросы.
Выбираются обычно комплексные темы по наиболее актуальным вопросам. Вся работа по подготовке конференции проводится под руководством учителя. По своему характеру и тематике конференции соответствуют уровню знаний учащихся старших классов. Используя географические сообщения, информации, рефераты, доклады и конференции во внеклассной кружковой работе, приучая к ним учащихся, можно привить им умение отбирать, анализировать и обобщать необходимые данные и сведения, т. е. научить их очень полезному делу - работать с географической литературой.
Вопросы, загадки, викторины и игры являются очень близкими между собой видами внеклассной работы, широко используемыми на занятиях географических кружков учащихся V-VI классов. Главная их цель состоит в том, чтобы внести в работу кружка элемент занимательности. В то же время эти виды работ должны развивать мышление учащихся, их сообразительность и любознательность, умение сравнивать и сопоставлять. Немалую роль играют эти виды работы и в закреплении географических знаний, в частности знания карты и номенклатуры.
По своему содержанию географические вопросы могут быть самыми разнообразными и относиться ко всем областям географических знаний. Об этом говорит опыт географических кружков многих школ и большое количество статей, посвященных этому вопросу. Все же они могут быть условно подразделены на три группы:
1) включает вопросы, ответы на которые связаны с умением учащихся делать выводы и обобщения на основе имеющихся у них знаний;
2) включает вопросы, ответы на которые основываются главным образом на знании отдельных фактов и данных, возможно случайно прочитанных или услышанных от других;
3) включает вопросы-загадки. Ответы на них требуют от учащихся умений и навыков, приобретаемых в результате тренировки на сообразительность.
Составление вопросов-загадок не представляет большой трудности. Следует к этому приучать членов географического кружка. Можно даже организовать игру на составление вопросов-загадок.
Географические игры, как и географические вопросы, могут иметь самое разнообразное содержание, но все они должны вносить в работу географического кружка не только элемент занимательности, но и элемент отдыха и развлечения. Каждая игра или группа игр имеет свою географическую основу. Выделяются игры на энание карты, на знание географической номенклатуры, «игры-путешествия», игры на сообразительность и т. д. В то же время можно очень разнообразить формы проведения каждой из этих игр, вносить в них новые элементы, варьировать их содержание. Об этом убедительно говорит опыт наших школ.
К играм на знание карты относятся все виды занятий с разрезными контурами, географическое лото и др. Самой простой формой игры на знание географической номенклатуры является широко известная игра «в цепочку».
Наиболее интересна игра на сообразительность - «отгадай». В ней принимают участие только двое - спрашивающий и отвечающий. Остальные члены кружка внимательно следят за вопросами и ответами. Отвечающий задумывает какое-то географическое название - города, страны, реки, канала, горной цепи и т. д. Спрашивающий путем вопросов должен определить это название, причем отвечающий говорит только «да» или «нет».
К географическим играм, наиболее любимым учащимися, относятся викторины, сочетающие разного рода географические вопросы и загадки.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Кружок как форма дополнительного образования школьников всегда был в приоритете у педагогов. Эта работа не только является дополнительным стимулом к достижению различных навыков школьниками, но и помогает детям расширять кругозор, получать новые знания и проводить свободное время с пользой.

Необходимость кружковой работы

Кружок - это метод педагога донести детям знания и навыки, которые не включены в обязательную программу образования, но имеют смысл для процесса дальнейшего обучения и взросления школьников. Кроме того, дети, посещающие такие организации различных направлений, имеют возможность обогатить кругозор и расширить знания по теме работы секции.

Для младших школьников кружок - это способ усовершенствовать мелкую моторику или общее состояние организма. Если организация работает в этом плане. Старшим школьникам кружок как форма дополнительного образования позволяет выбирать направление в профессиональном плане или освоить навыки полезного труда. В настоящее время детские секции - это множество идей и увлечений для ребят разных возрастов.

Кружок физкультурно-спортивного направления

Физкультурно-спортивный кружок - это дополнительная нагрузка на все части тела детей посредством спортивных занятий, тренировок. В подобных группах дети не только изучают спорт определенного направления (к примеру, футбол, волейбол, гимнастику), но и оздоравливают организм. Занятия могут проводиться как после уроков, так и на выходных.

Спортивный кружок как форма как правило, работает по инициативе педагога, оплата за его посещение не требуется. В школах частного типа кружковая работа физкультурно-спортивного направления такова, что предлагаются любые виды спорта, которые доступны для администрации. Здесь нет никаких ограничений - возможно даже обучение верховой езде.

Существуют и дополнительные спортивные школы, где воспитывают профессиональных спортсменов по выбранному виду спорта.

Кружок художественно-эстетического направления

Художественно-эстетическое направление - наиболее распространенная форма внеклассной работы. Сюда можно отнести занятия по рисованию, лепке, ручному труду, танцам и вокалу. Такие отделения развивают творческие способности ребят, прививают умение производить продукт собственными руками, направляют образовательную деятельность детей в мир культуры.

Художественно-эстетический кружок - это целый пласт знаний, которые нередко становятся приоритетом при выборе профессии школьниками старших классов. Имея в багаже знания и умения определенного плана, школьники, посещающие подобные организации, становятся хореографами, профессиональными певцами или художниками.

Кружок туристско-краеведческого направления

Туристско-краеведческий кружок - это организация для подростков или школьников средней школы. В таких группах дети изучают природу родного края, ее особенности. Основной целью таких объединений является подготовка ребят к туристической жизни. Они учатся правильно ставить палатку, находить ориентир на незнакомой местности, разводить костер, правильно пользоваться страховкой и помогать друзьям, попавшим в беду. Эти организации, как правило, практикуют частые пешие походы для ознакомления с растительностью и достопримечательностями родного края. Школьники узнают историю своего города, знакомятся с известными людьми своей родины.

Работа в таких студиях направлена на общее оздоровление детей, расширение кругозора, выработку внимания и навыков выживания в трудных условиях, что дает во взрослой жизни способность реально воспринимать существующую ситуацию.

Кружок эколого-биологического направления

Эколого-биологическое направление - это развитие творческого потенциала школьников посредством изучения природы. Секции, работающие по такому направлению, предлагают своим участникам различные мероприятия, опыты, экскурсии, наблюдения за природой, что вырабатывает в детях любовь к родному краю и его природе.

Посещение организации эколого-биологического направления формирует у подрастающего поколения чувство заботы о животных и птицах, об окружающей среде, нравственно развивает личность и дает желание грамотно подходить к намеченной цели.

Школьники, посещающие подобные детские группы, нередко становятся призерами олимпиад, легко поступают в вузы по выбранному профилю.

Кружок социолого-педагогического направления

Подобные организации стали появляться сравнительно недавно, потому как наука социология не была в приоритете в школьных программах. Сейчас педагоги уделяют этому направлению гораздо больше внимания. Социолого-педагогический кружок - это форма внеклассной работы по воспитанию у школьников активности, уверенности в своих силах, что становится очень актуальным в период взросления.

В таких группах школьники учатся свободному самовыражению, организаторским способностям, работе в коллективе. Такие кружки помогают подросткам правильно расставлять акценты при общении с взрослыми, не заострять внимание на конфликтных ситуациях, организованно и активно действовать в группе сверстников. Занятия в таких организациях проводятся в виде лекций, тренингов и игр психологического характера.

Заключение

Любая кружковая работа выполняется педагогами для усовершенствования знаний детей по тем направлениям, которые не включены в обязательную школьную программу. Это дает возможность получать дополнительные навыки: школьники учатся правильно делать выводы, ориентироваться в трудной взрослой жизни.

Независимо от направления, кружок способен воспитывать в детях умение получать радость от коллективной работы, направлять к цели, прививать любовь к труду. Кроме того, кружок - это полезное времяпрепровождение для школьников, не знающих цены свободному времени. Дети, посещающие подобные организации, не способны на правонарушения и отличаются спокойным характером.

1. Виды кружков . При удачной постановке внеклассные занятия обычно принимают систематический характер, превращаясь в кружки. Так, при успехе первой стенгазеты по физике учащиеся образовывают постоянную редакционную коллегию для выпуска последующих номеров; удачная организация вечера занимательной физики поведёт к подготовке нового вечера и т. п. Таким образом, могут естественно возникнуть кружки по выпуску стенгазеты, по занимательной физике, по истории физики и т. п. В кружки такого типа окажутся вовлечёнными учащиеся, имеющие склонность к работе над книгой и проявляющие меньший интерес к работам практического типа.

Для учащихся, интересующихся изготовлением разного рода моделей и приборов, а также производством опытов, организуются кружки, где эти виды работы занимают доминирующее положение. Число таких учащихся оказывается весьма значительным в классе, особенно в школах для мальчиков (рис. 120, I-V).

К числу кружков практического характера относятся, например, следующие: по постановке физических опытов (повторение и дублирование опытов в классе, лабораторные работы), по техническому моделированию, по воздухоплаванию, по авиации, по электротехнике, по радиотехнике, по оптике и т.п. Приведённая номенклатура кружков не является случайной, а основана на опыте школ. Если подобных кружков в школе нет, то в этом скорее вина преподавателя, чем отсутствие соответствующих запросов со стороны учащихся.

Наиболее ценными в методическом отношении являются кружки, тема занятий в которых непосредственно связана с изучаемыми в классе в данный момент материалами, расширяя и углубляя их. Правильная же форма работы в кружках позволяет не только расширять и совершенствовать знания по физике, но и достигнуть более гармонического развития личности учащихся, чем это возможно при одних занятиях в классе. В т. III, § 1-5, в дополнение к изложенному здесь и ниже разработана методика кружковых занятий.

2. Методические требования к кружкам . При организации и проведении кружков следует руководствоваться следующими методическими положениями:

4) Как было уже сказано, инициатива создания кружка и определение темы его занятий должны исходить со стороны учащихся. Задачей педагога является подготовка почвы для возникновения такой инициативы, возбудив для этого интерес учащихся к определённым вопросам физики или техники. Одним из средств для этого является проведение лекции-беседы на ту или иную тему.

2) При кружковой работе нельзя нарушать принцип добровольности вступления и, главное, пребывания в кружке.

3) На основании изучения интересов учащихся класса производится деление их на две основные группы: склонных к занятиям с книгой и интересующихся практической работой. Для удовлетворения этих запросов организуются два типа кружков с преобладанием в одних «теории», в других «практики».

4)
В кружках по «теории» непременной задачей преподавателя, помимо основной цели, является введение практических работ. Точно так же было бы совершенно неправильным сводить кружки практического характера к работам только ремесленного типа. Необходимо, чтобы при занятиях «теорией учащиеся вовлекались в практику и, наоборот, в кружках «практики» изучалась в должной мере теория.

Какой бы из вопросов теории ни изучался в кружке, всегда можно произвести подбор опытов и других практических работ, которые способствовали бы лучшему уяснению изучаемого. Одни же занятия практического, рецептурного характера, без разъяснения связанных с темой физических вопросов, могут оказаться не имеющими непосредственного отношения к физике и выродиться в мастерство. Таким образом, задачей преподавателя является в кружках одного типа подводить учащихся от «теории» к «практике», а другого - от «практики» вести к «теории».

5) При организации кружка преподаватель должен составить строго определённый план занятий, заранее решив, какие вопросы следует разъяснить ему самому, что смогут осветить отдельные учащиеся, подготовить для кружка соответствующие сообщения и литературу, которая может быть предложена учащимся для самостоятельной работы и т. п. Кроме того, необходимо заранее определить перечни: приборов и моделей, подлежащих изготовлению, демонстраций, лабораторных работ.

При составлении этих перечней надо учитывать возможности школы, обеспечение работы инструментом, материалами и пр.

6) При работах практического характера необходимо не забывать о воспитательном значении таких работ, обращая внимание на привитие твёрдых навыков лабораторной и технической культуры (см. т. II, § 4 и 5). В частности нельзя допускать изготовления недостаточно отделанных с внешней стороны приборов и моделей.

7) Работы как по техническому моделированию и изготовлению приборов, так и по подготовке опытов следует использовать для сообщения учащимся навыков политехнического характера (§ 10, 4). Для этого преподаватель в нужное время должен показывать всем членам кружка приёмы ремесленного типа, например, как следует правильно пользоваться пилой, рубанком, отвёрткой, лобзиком, напильником, паяльником и пр.

8) В целях достижения основной задачи кружков - развития у учащихся технических изобретательности и творчества - следует обеспечивать возможно большую самостоятельность в их работах. Нет никакой надобности требовать совершенно точного соответствия прибора или модели взятому образцу или описанию, в широкой мере допуская отступления в конструкции. Нередко оказывается, что изготовленные учащимися приборы и модели в конструктивном отношений проще и эффективнее в действии по сравнению с образцами. Более того, следует поощрять всё оригинальное, придуманное самим учащимся, если даже при этом несколько пострадает эффективность воспроизводимого на приборе явления. Лучше, когда учащийся будет располагать несколькими источниками с различными конструкциями прибора и, сравнив их, самостоятельно сделает выбор.

9) Не следует стремиться к тому, чтобы каждый участник кружка выполнил возможно большее число работ. Лучше ограничиваться их небольшим количеством, обращая внимание, чтобы связанные с ним сведения по физике и по технике явились бы достаточно хорошо изученными.

10) С каждой из выполненных работ учащийся должен обязательно ознакомить остальных членов кружка, показав прибор или модель в действии и дав соответствующие объяснения физического характера. Желательно, чтобы обучающийся для своих объяснений изготовил в случае надобности диаграммы и рисунки, имеющие непосредственное отношение к излагаемому вопросу. Такой приём, помимо ознакомления членов кружка с прибором, стимулирует учащегося к дальнейшей работе. После накопления достаточного количества работ следует устроить открытое заседание кружка для всех учащихся школы. В конце года надлежит создать выставку (рис. 120, VI) всей продукции (стенгазеты, рефераты, наглядные пособия, приборы, модели и пр.) и применить некоторые её материалы при повторении курса и на экзамене.

3. Литература . Литература, которая может быть использована при проведении внеклассных мероприятий. Здесь приведён перечень статей и книг, которые заслуживают наибольшего внимания. Более подробный список (с аннотациями) пособий по оборудованию физического кабинета, упрощенным приборам и ремеслу приведён в т. III.

Статьи в журнале «Физика в средней школе:
Шахова, Физические вечера, 1940, № 1.
Европин, Из опыта работы физического кружка, 1940, № 1.
Иванов, Внеклассная работа преподавателя физики, 1940, № 5
Зарецкий, Из опыта кружковой работы по физике, 1940, № 6.
Жарков, Школьный кружок юных метеорологов, 1941, № 3.
Кравченко, Ученические рефераты по физике, 1946, № 2.