Экзамен: Русская литература 18 века

В трагедии последней трети века большое место занимает изображение произвола власти. Сюжет строится на эпизодах активного противоборства положительных героев тирании монарха. Первой такой трагедией явился "Димитрий Самозванец" Сумарокова (1771).Трагедия написана на историческом материале "эпохи смуты": взят период короткого пребывания Димитрия Самозванца на московском троне. Исторические сведения для сюжета трагедии Сумароков мог получить из материалов Г. Миллера и князя Щербатова, работавших в то время над "Летописью о мятежах и разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятностей", а так же из анонимной рукописной повести "Повести, како восхитил неправдою на Москве царский пристол Борис Годунов".

"В основу сюжета положен эпизод восстания народа против Димитрия и его свержение. Внешне действие строится на любви Самозванца к дочери Шуйского Ксении, любви, вступающей в противоречие с тем, что Ксения любит другого и любима им, а Димитрий женат. Однако движение событий и их развязка определяются не любовными отношениями героев, а организованным в Москве заговором против Димитрия. Заговор возник потому, что Димитрий, во-первых, осуществляет политику полновластного самодержца, забывшего о своем истинном назначении и поправшего свободу и права своих подданных. Он "изверг на троне>.

Блаженство завсегда народу вредно:

Богат быть должен царь, а государство бедно.

Ликуй, монарх, и все под ним подданство, стонь!

Всегда способнее к труду нежирный конь,

Смиряемый бичом и частою ездою

И управляемый крепчайшею уздою,- (!я оставила эти кусочки из москвичевой, чтобы было понятней и она просила приводить пример из текста кому не нужно удалаяйте!)

выражает Димитрий свою политическую программу.

"Царска страсть" для него закон, и он готов ради нее убрать все препятствия на своем пути: убить жену, казнить жениха Ксении. Второй момент в трагедии, не менее важный,- это отношение Димитрия к русским.Он - предатель, презирает и ненавидит своих соотечественников, не скрывает своих

Здесь царствуя, я тем себя увеселяю,

Сыны отечества поляки будут здесь;

Отдам под иго им народ российский весь.

Поведение Димитрия полностью противоречит нравственным понятиям. Оно вызывает к нему всеобщую ненависть и определяет его судьбу. Свергнутый с московского престола при содействии парода в результате заговора Шуйского, он кончает жизнь самоубийством (пронзает себя кинжалом). Ночьперед смертью самозванец проводит в кошмарных снах. Правитель, монарх, забывший о своем назначении, ставший тираном, угнетателем своих подданных, достоин самой суровой кары. Сумароков в трагедии не только оправдывает всеобщее выступление против Самозванца, по и утверждают его законность и необходимость:

Народ, сорви венец с главы творца злых мук,

Спеши, исторгни скиптр из варваровых рук;

Избавь от ярости себя непобедимой...

Постановка в трагедии Сумарокова темы борьбы с деспотией власти даже с ее узкоклассовым решением в пользу идеального государя была фактом значительным для предпугачсвского времени. Трагедия "Димитрий Самозванец" явилась первой в России политической, тираноборческой трагедией.

Образ Самозванцапредстает как сосредоточение зла, не имеющего пределов. Герой одержим ненавистью к людям, упорной маниакальной идеей погубления России, Москвы и всего народв, подвластного царю. Самозванец как зарактер неизменен во внутреннем своем содержании. В нем нет контрастных начал, противоположных свойств их борьбы. Сумароков представляет мир Сумарокова воплощением произвола темных страстей ненависти ко всему устроенному иначе. Монологи героя, демонстрируют его жуткое одиночество.

Противоположная сторона конфликта - Пармен, боярин Шуйский, его дочь Ксения и ее возлюбленный, князь Георгий Галицкий, на протяжении действия ни минуты не стараются смириться перед тиранией Димитрия - то есть с обеих сторон конфликта упраздняется даже видимость коллизии страсти и чувства долга, характерная для более ранних трагедий. Герои-протагонисты откровенно противопоставляют тиранической идеологии Димитрия свою концепцию праведной власти.

Особое место занимет собирательный персонаж - народ. Само слово "народ" - одно из наиболее частотных в трагедии "Димитрий Самозванец", наряду со словами "рок" и "судьба", которые озвучивают идею неотвратимой небесной кары. Именно в отношении к народу корректируются нравственные позиции порока и добродетели.

Если домашнее задание на тему: » Трагедия Сумарокова «Димитрий Самозванец» Особенности политической концепции; специфика обрисовки персонажей оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Образ и характер Самозванца в трагедии Борис Годунов Свои мысли, что самодержавная власть чужда народу, не мол-сет дать ему счастья, Пушкин Приметы и народные праздники на 4 октября Ап. от 70-и Кодрата. Свт. Димитрия, митр. Ростовского. Сщмчч. Ипатия еп. и Андрея пресвитера. Прп. Даниила Образ и характер Бориса Годунова в трагедии Борис Годунов Основная тема трагедии - царь и народ - определила то важное место, «Маленькие трагедии» печатаются по тексту издания: «А. С. Пушкин. Собрание сочинений в десяти томах, т. 4, М., «Худ. лит.», 1975». Замысел Народ в трагедии Борис Годунов Пушкин показывает, что настоящая причина гибели Бориса заключается в тех силах, которые восстали против него. Здесь
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Конфликт понимается как конфликт между жизнью человека и тем, как он должен жить. («Димитрий Самозванец») – не конфликт между чувством и долгом. Трагедия человека, живущего не так, как он должен жить. Столкновение человека с судьбой. В эти моменты проявляется масштаб личности героя. В трагедиях не важно место действия. Герои лишены характерных черт. Классицизмом негативно воспринималось все конкретное – воспринималось как искажение человеческой натуры. Экзистенциальное изображение жизни. Трагический герой должен быть несчастным.

Трагедия Сумарокова породила традицию. Его продолжатели – Херасков, Майков, Княжнин – тем не менее вносили в трагедию новые черты.

«Тираноборческая трагедия Сумарокова «Дмитрий Самозванец»».

Трагедия Сумарокова была актом протеста против Екатерины 2.Она написана на материале эпохи смутного времени. В то время наследник Павел достиг совершеннолетия, должен был вступить на престол. Но Екатерина не спешила отдавать ему бразды правления, от этого росли разговоры в оппозиционных кругах. И Поэтому трагедия была так популярна. Политическое звучание трагедии усилило откровенное требование свергнуть с престола царя-тирана. С. не жалел красок для прямолинейного разоблачения «изверга на троне». Характер Дмитрия был определен еще до начала пьесы надписью: «сей муж отечества смертельная был рана;\ Зрим в образе его убийцу и тирана.\ За варварство злодей утратил, наконец,\ Безвременно и жизнь, и скипетр, и венец». Сам Дмитрий себя определят: «Зла фурия во мне смертельно сердце гложет. Злодейская душа спокойна быть не может». Он сознательно творит зло: «перед царем должна быть истина бессловна;\ не истина, царь – я, закон – монарша власть,\ А предписание закона царска страсть.\ Невольник тот монарх, кто презрит те забавы,\ В которых вольности препятствуют уставы…». Дмитрий Самозванец надругается и ни во что не ставит своих подчиненных: «Блаженство завсегда народу вредно:\ Богат быть должен царь, а государство бедно». Но осуждая Дмитрия за антигосударственные и антинародные злодейства, Сумароков не осуждает его за самозванство. Главным для него в этом вопросе ставится не порода, а дела: «Когда бы ты не царствовал злонравно,\ Дмитрий ты иль нет, сие народу равно». В диалогах положительных героев приставлена концепция добродетельного монарха, который заботится о подданных и чтит законы. Освобождения страны от гнета тирана Сумароков отдает в руки народу. Эта трагедия положила начало новому типу: политическая. Тип конфликта изменился – Морально-политический дидактизм, конфликт между сущим и должным в поступках государя. Опыты Екатерины II в подражании Шекспиру не нашли поддержки среди русских авторов. Но тема Вадима Новгородского начинает привлекать к себе внимание. В контексте идеологических сдвигов и назревания событий во Франции обращение к теме древнего Новгорода, с которым связывались представления о вольности предков древних славян, приобретало особую остроту. Последствий своего обращения к легенде о Вадиме не предвидела, по-видимому, и сама Екатерина II. Первым последователем и своеобразным оппонентом императрицы в сценической разработке темы древнего Новгорода явился Я. Б. Княжнин (1742–1791). Плодовитый драматург и переводчик, автор многих трагедий, комедий и комических опер, Княжнин вошел в историю русской литературы главным образом как автор «мятежной трагедии» «Вадим Новгородский» (1789). Тираноборческий пафос пьесы, насыщенность ее необычайно смелыми тирадами, обличающими деспотизм самодержавной власти, в условиях разразившейся Великой французской революции явились причиной резко отрицательного отношения к пьесе со стороны официальных властей после выхода ее из печати в 1793 г. Последовало личное указание Екатерины II об изъятии и сожжении всего тиража трагедии. Судьба трагедии «Вадим Новгородский» и легенда, возникшая вокруг имени Княжнина, сделали это произведение на несколько десятилетий своеобразным знаменем оппозиционного свободомыслия. Тема Вадима, борца за вольность древнего Новгорода, стала одной из излюбленных тем романтизма, в особенности вольнолюбивой поэзии декабристов. Ей отдали дань Рылеев, молодой Пушкин, позднее Лермонтов. Сохранились известия о восторженном отношении к трагедии Княжнина со стороны молодежи 1810–1820-х гг. В результате Княжнин стал нередко рассматриваться в ряду идеологических предшественников декабристов, как один из представителей русской просветительской мысли XVIII в.

Для решения вопроса об идеологической позиции Княжнина в его последней трагедии следует учитывать как обстановку, существовавшую в России в конце 1780-х гг., так и те традиции, которые драматург развивал в своей пьесе. Княжнин писал своего «Вадима Новгородского» до начала Великой французской революции. Он создавал высокую трагедию, следуя тем традициям, которые сложились в данном жанре со времен Сумарокова.

Поэтому не случайно центральной фигурой в трагедии Княжнина оказывается не Рюрик, а мятежный республиканец Вадим. Драматическая коллизия, в которую был облечен подсказанный пьесой Екатерины II исторический сюжет, не является оригинальной. В структурном отношении «Вадим Новгородский» Княжнина восходит к сумароковской «Семире». По своему пафосу утверждения духовной стойкости гибнущих героев эти пьесы также родственны. Но при всем внешнем сходстве структурного облика трагедий проблематика пьесы Княжнина несла в себе принципиально новое качество. Оно заключается в новом решении традиционной для жанра трагедии XVIII в. проблемы. Долг, определяющий нравственную норму поведения трагического героя, утрачивает обязательную связь с утверждением идеи монархической государственности, как это было у Сумарокова. Следование долгу подданного в трагедиях Княжнина все чаще перестает осознаваться как высшая общественная добродетель, ибо сама идея государственности приобретает национально-патриотическую окраску. Высшую ценность представляют интересы отечества, перед которыми должны быть равны все. И соответственно сыны отечества, а не просто подданные монарха, становятся носителями этого высшего долга.



В осмыслении главной фигуры трагедии - Вадима Княжнин отказывается от одного новшества Екатерины II - от мнимого родства Вадима с Рюриком. Но так же, как и в пьесе императрицы, Вадим - одиночка, лишенный поддержки народа, за вольность которого он хочет отдать свою жизнь. И соответственно, Рюрик - это не узурпатор, а законно призванный народом, справедливый и мудрый властитель, установивший порядок и спокойствие в уставшем от раздоров Новгороде. Княжнин своеобразно сталкивает две правды, две идеологические концепции: искреннюю восторженность республиканскими добродетелями Вадима, которому он несомненно сочувствует, и столь же искреннюю, сколь и незыблемую для него веру в концепцию просвещенного абсолютизма. Рюрик и воплощает в себе тот идеальный образец монарха, выведение которого в жанре русской трагедии XVIII в. стало привычным явлением со времен Сумарокова. Жизненность данной традиции в условиях русской действительности объясняется популярностью идей просвещенной монархии, столь характерной для литературы классицизма. Идеи эти не утрачивали своего значения вплоть до начала XIX в., ибо они подкреплялись исторической масштабностью достигнутых на протяжении XVIII в. успехов русской государственности, начало которым положили преобразования Петра I. В демонстрации добродетельности и бескорыстия Рюрика Княжнин идет даже дальше Екатерины II. В заключительной сцене трагедии, когда побежденный Вадим предстает перед Рюриком, победитель снимает с себя корону и изъявляет согласие воздеть ее на главу пленника, если таково будет желание народа:

Теперь я ваш залог обратно вам вручаю;

Как принял я его, столь чист и возвращаю.

Вы можете венец в ничто преобразить

Иль оный на главу Вадима возложить.

Но народ хочет видеть своим правителем Рюрика. Тем самым участь Вадима предрешена. Помилованному Рюриком, ему ничего больше не остается, как заколоть себя, что он и делает.

Главное, что создало «Вадиму Новгородскому» репутацию бунтарской пьесы, были рассеянные по всем действиям декларации против тирании, вроде, например, известного восклицания Пренеста из 4-го явл. 2-го действия:

Кто не был из царей в порфире развращен?

Самодержавие повсюду бед содетель,

Вредит и самую чистейшу добродетель

И невозбранные пути открыв страстям,

Дает свободу быть тиранами царям.

Именно подобные тирады больше всего напугали Екатерину II. Но следует помнить, что между временем написания трагедии и моментом ее опубликования пролегло четыре года. И за это время произошло событие, коренным образом изменившее обстановку в Европе. Началась французская буржуазная революция.

Трагедия

ПРЕДСТАВЛЕНА В ПЕРВЫЙ РАЗ В 1771 ГОДУ ФЕВРАЛЯ 1 ДНЯ НА ИМПЕРАТОРСКОМ ТЕАТРЕ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Димитрий Самозванец

Шуйскиий

Георгий, князь Галицкий

Ксения, дочь Шуйского

Пармен, наперсник Димитриев

Начальник стражи

Бояря и прочие

Действие в Кремле, в царском доме

ДЕЙСТВИЕ I

ЯВЛЕНИЕ 1

Димитрий и Пармен.

Разрушь монархова наперсника незнанье!

Дней тридцать лишь твое внимаю я стенанье

И зрю, что мучишься на троне завсегда.

Какая предстоит Димитрию беда?

Блаженству твоему какая грусть мешает?

Или уже тебя престол не утешает?

Хоть был несчастлив ты, но век твой ныне нов.

То небо отдало, что отнял Годунов.

Не мог тебе злодей во гроб дверей отперти,

Судьбиною ты взят из челюстей злой смерти,

А истина на трон отцев тебя взвела.

Какие ж горести судьба тебе дала?

Димитрий

Зла фурия во мне смятенно сердце гложет,

Злодейская душа спокойна быть не может.

Ты много варварства и зверства сотворил,

Ты мучишь подданных, Россию разорил,

Тирански плаваешь во действиях бесчинных,

Ссылаешь и казнишь людей ни в чем не винных,

Против отечества неутолим твой жар,

Прекрасный стал сей град темницею бояр.

Отечества сыны все счастьем одинаки,

И здравие твое брегут одни поляки.

Восточной церкви здесь закон совсем падет,

Под иго папское царь русский нас ведет

И, ежели ко злу влечет тебя природа,

Преодолей ее и будь отец народа!

Димитрий

В законе Климент мя присягой обязал,

А польский мне народ услуги показал.

Так милости моей Россия не причастна,

Коль папской святости не хочет быть подвластна.

Мне мнится, человек - себе подобным брат,

И лжеучители рассеяли разврат,

Дабы лжесвятости их черни возвещались,

И ко прибытку им их басни освещались.

Нам наши пастыри того не говорят

И, с ними развратись, судьбу благодарят.

Сложила Англия, Голландия то бремя,

И пол-Германии. Наступит скоро время,

Что и Европа вся откинет прежний страх

И с трона свержется прегордый сей монах,

Который толь себя от смертных отличает

И чернь которого, как бога, величает.

Димитрий

Толь дерзостно, Пармен, о нем не говори.

Сие светило чтут и князи и цари!

Не все к нему, не все усердным сердцем тают,

Но многие его притворно почитают,

И виден только в нем вселенский патриярх,

Не мира судия, не бог и не монарх.

А папа вить не всех людей скотами числит,

Разумный человек о боге здраво мыслит.

Димитрий

Во умствовании не трать напрасно слов.

Коль в небе хочешь быть, не буди философ!

Премудрость пагубна, хотя она и льстивна.

Премудрость вышнему быть может ли противна?

Исполнен ею, он вселенну созидал

И мертву веществу живот и разум дал.

На что ни взглянем мы, его премудрость видим.

Или, что в боге чтим, в себе возненавидим?

Димитрий

Премудрость божия непостижима нам.

Так Климент оныя не постигает сам.

К понятию ея ума пределы тесны,

Но действа божества в творении известны.

И если изострим нам данные умы,

Что папа ведает, узнаем то и мы.

Димитрий

За дерзость будешь там ты мучиться вовеки,

Где жажда, глад, тоска и огненные реки,

Где скорбь душевная и неисцельных ран.

Димитрий будет там, когда он стал тиран.

Димитрий

Я ведаю, что я нежалостный зла зритель

И всех на свете сем бесстудных дел творитель.

Так должно от таких дел страшных убегать.

Димитрий

Нет сил и не могу себя превозмогать.

Затьмится росска честь и действия геройски,

Почтут отцем отцев мои все папу войски,

Оружием ему я церковь покорю.

Коль хочет царь того, удобно то царю.

Во треволненное вдаешься, царь, ты море,

А, тщася учредить Москве и россам горе,

Готовишь ты себе несчастливый конец;

Колеблется твой трон, с главы падет венец.

Димитрий

Российский я народ с престола презираю

И власть тиранскую неволей простираю.

Возможно ли отцем мне быти в той стране,

Котора, мя гоня, всего противней мне?

Здесь царствуя, я тем себя увеселяю,

Сыны отечества - поляки будут здесь;

Отдам под иго им народ российский весь.

Тогда почувствую, последуя успеху,

Я сан величества и царскую утеху,

Когда притом и то я в добычь получу,

Что я давно уже иметь себе хочу.

А ежели сие, мой друг, не совершится,

Димитрий множества спокойствия лишится.

Грызеньем совести я много мук терплю,

Но мука мне и то, что Ксению люблю.

У Ксении жених, а у тебя супруга…

Димитрий

Я чту тебя, Пармен, как верного мне друга.

Так я не кроюся. Могу прервати брак,

И тайный яд мою жену пошлет во мрак.

Объемлет трепет…

Димитрий

Ты пугаешься напрасно.

О действии таком помыслити ужасно.

Димитрий

Я к ужасу привык, злодейством разъярен,

Наполнен варварством и кровью обагрен.

Супруга пред тобой нимало не виновна.

Димитрий

Перед царем должна быть истина бессловна;

Не истина - царь, - я; закон - монарша власть,

А предписание закона - царска страсть.

Невольник тот монарх, кто презрит те забавы,

В которых вольности препятствуют уставы,

И если б был таков порфироносца век,

Так был тогда б и царь подвластный человек,

И суетно бы он для подданных трудился,

Когда б, как подданный, он истиной судился.

(особливо)

Потчусь от варварства супругу обрегать.

(Димитрию.)

В геенну ты себя стараешься ввергать.

Димитрий

О Климент! Если я в небесном буду граде,

Кому ж мучение готовится во аде?!

ЯВЛЕНИЕ 2

Димитрий, Пармен и страженачальник.

Начальник

Великий государь, смущается народ,

И все волнуются, как бурей токи вод.

Иной отважился и ясно то вещает,

Что он против царя и скиптра ощущает.

Димитрий

Какой на площади плетется ими вред?

Я скоро прекрачу сей мерзкой черни бред.

Начальник

Не смею, государь, то точно повторяти.

Димитрий

Вещай! А россов я умею усмиряти.

Начальник

Что ты не царский сын, которым ты явлен,

Что он во Угличе неложно умерщвлен.

Отрепьевым тебя в народе именуют,

Твою историю вот тако знаменуют:

Что ты из общества монашеска ушел

И в Польше ты себе убежище нашел

И тамо обманул и тестя и невесту,

Дошел обманами: к престола царска месту;

Что днесь колеблется поляками сей трон

И церкви западной ты вводиши закон;

Что ты безбожия и наглостей рачитель,

Москвы, России враг и подданных мучитель.

Димитрий

Надеждну стражу мне поляками умножь

И духа яростью еще не востревожь!

Внимать извергов сих не станет, больше мочи.

С тех пор как Димитрий обманом занял российский трон, он совершил немало злодейств: сослал и казнил множество ни в чем не повинных людей, разорил страну, превратил Москву в темницу для бояр. Но в 1606 г. его тирания достигает предела. Он хочет обратить россиян во лживую католическую веру и, более того, отдать весь народ под иго полякам. Тщетно наперсник царя Пармен обращается к Димитрию с увещеваниями: царь ни в чем не раскаивается. “Российский я народ с престола презираю И власть тиранскую неволей простираю”, – заявляет он наперснику. Единственное, что заставляет его страдать, – это любовь к Ксении, дочери боярина Шуйского. Впрочем, Димитрий собирается скоро добиться обладания любимой, невзирая на то, что уже женат; супругу можно отравить. Услышав это страшное признание, Пармен решает оберегать жену царя.

Тут приходит начальник стражи с сообщением, что народ волнуется и что кое-кто даже отваживается прямо говорить: нынешний государь не царский сын, а беглый монах Отрепьев, самозванец. “Мятеж – от Шуйского”, – догадывается Димитрий и требует, чтобы Шуйского с Ксенией привели к нему.

Шуйский уверяет царя в том, что и народ, и сам он, Шуйский, любят Димитрия и послушны его воле. Тогда в доказательство покорности самозванец велит отдать за себя Ксению. Но девушка гордо отказывает ему: даже угроза смерти не может заставить ее забыть своего жениха Георгия. Шуйский обещает царю переменить мысли дочери.

Как только Ксения остается наедине с отцом, тот открывает ей, что намерен вскоре свергнуть тирана с престола; но до времени нужно молчать и таиться. Шуйский просит дочь притвориться покорною Димитрию. Ксения и затем Георгий соглашаются на обман во имя блага отечества.

Однако когда Димитрий, поверив их лжи, начинает издеваться над соперником (“Исчезни, мелкая царю на жертву тварь!”), Георгий возмущается и, хотя Ксения пытается его удержать, в лицо называет самозванца убийцей и тираном. Когда же Димитрий приказывает увести Георгия в темницу, Ксения тоже перестает сдерживать себя. Разгневанный царь сулит смерть им обоим, но вовремя подоспевший Шуйский смягчает его и заверяет, что Ксения больше не будет противиться. Он даже берет у Димитрия перстень, чтобы передать его дочери в залог монаршей любви. Внушая царю мысль, что он – верная подпора трона, Шуйский берется также успокоить народные волнения, вызванные заточением Георгия в оковы. Самозванец не возражает, но одновременно отдает распоряжение умножить свою стражу.

Димитрий и сам понимает, что своей кровожадностью восстанавливает против себя подданных и приближает конец своего царствования, но ничего не может с собой поделать.

Благодаря вмешательству Пармена, Димитрий освобождает Георгия. В разговоре с Шуйским Пармен говорит: “Пускай Отрепьев он, но и среди обмана, Коль он достойный царь, достоин царска сана. Но пользует ли нам высокий сан един? Пускай Димитрий сей монарха росска сын, Да если качества в нем оного не видим, Так мы монаршу кровь достойно ненавидим, Не находя в себе к отцу любови чад…” и прибавляет, что остался бы верен царю, если бы тот был истинным отцом народа. Однако Шуйский не уверен в чувствах Димитриева наперсника и потому не открывает ему своих мыслей.

Ксения и Георгий обещают Шуйскому отныне терпеть все ругательства самозванца и не выдавать себя. Влюбленные снова и снова клянутся в том, что будут принадлежать только друг другу. “И если я с тобой не буду сопряженна, С тобою буду я во гробе положенна”, – говорит Ксения. И молодой человек не уступает ей в благородстве, нежности и возвышенности чувств.

На этот раз их обман увенчивается успехом. Хотя лица у них бледнеют и на глазах появляются слезы, оба твердо говорят Димитрию, что стремятся к преодолению любви. Царю радостно смотреть на их страдания, ему нравится, что подданные в совершенной его власти: “…мне покорствуя, любви моей ищи… А ежели не так, страшись и трепещи!” – поучает он Ксению.

Внезапно начальник стражи приносит весть, что и дворянство, и народ ожесточаются и, по-видимому, нынешняя ночь станет ночью измены. Димитрий немедленно зовет к себе Пармена. Ксения пытается заступиться за зачинщиков бунта – своего отца и возлюбленного, но напрасно. И напрасно наперсник указывает царю путь к спасению – раскаяние и милосердие. Нрав Димитрия противится добродетели, у него на уме лишь новые злодейства. Пармен получает приказ казнить бояр.

Когда Шуйскому и Георгию объявляют, что они осуждены на казнь, оба готовы гордо и без робости принять смерть; Шуйский просит только о том, чтобы ему разрешили проститься с дочерью. Самозванец соглашается, поскольку знает, что тем самым умножит их мучения. Ксению приводят. Отец и жених трогательно прощаются с ней. Девушка, лишающаяся всего, что составляло ее счастье, в отчаянии просит ударить ее мечом… Но Пармен уже хочет увести бояр в темницу. Ксения кидается к Пармену, спрашивая, неужели он “жалостный свой нрав на зверство пременил?”. Тот ничего не отвечает на мольбы несчастной, но воссылает на небеса молитвы, чтобы исполнилась его мечта о свержении тирана.

Ночью Димитрия будит звон колокола, и самозванец понимает, что начался народный бунт. Объятый ужасом, он чувствует, что против него ополчились и люди, и небо, что ему нигде нет спасения. Димитрий то требует от немногочисленной оставшейся в живых стражи одолеть толпу народа, окружившую царский дом, то заклинает не оставлять его, то помышляет о бегстве… Но даже сейчас его страшит не приближающаяся смерть, а то, что он умрет, не отомстив своим врагам. Обуявшую его ярость он обращает на Ксению: “Любовница и дочь предателей моих! Когда они спаслись, так ты умри за них!”.

Воины, возглавляемые Георгием и Шуйским, врываются в царские палаты как раз в тот момент, когда самозванец заносит над Ксенией кинжал. И возлюбленный, и отец рады были бы умереть вместо нее. А Димитрий согласен даровать девушке жизнь лишь при одном условии – если ему вернут власть и корону. Шуйский вынужден сказать: “За град отеческий вкушай, княжна, смерть люту!”. Георгий кидается на злодея, уже зная, что не успеет… Димитрий устремляется заколоть Ксению… Но в это мгновение Пармен с обнаженным мечом вырывает девушку из рук самозванца. С последним проклятием на устах Димитрий пронзает кинжалом собственную грудь и умирает.

Вариант 2

Произведение “Димитрий Самозванец” начинается со знакомства с главным героем Димитрием, который был жестоким правителем. За свое правление он много казнил и заточил людей, а еще украл почти все деньги страны. Но самым жестоким было то, что он в 1606 году захотел заставить православных обратиться в католическую веру, а еще вздумал отдать русские земли полякам. Наперсником царя был Пармен, который не поддерживал своего государя. Димитрий имел лишь одну слабость – он был влюблен в Ксению, которая была дочерью одного боярина Шуйского, несмотря на то, что женат. Царь не считает помехой свою жену, ведь ее можно убить. Услыхав об этом, Пармен решает беречь и защищать жену государя от его замыслов.

А в это время к Димитрию приходит начальник стражи, который рассказывает ему о волнении народа и что между ними ходит слух, что царь вовсе не царь, а самозванец – монах Отрепьев. Димитрий же подозревает Шуйских и требует привести его с дочерью Ксенией к нему. Придя к царю, боярин пытается доказать свою невиновность, и в качестве доказательства намерен выдать свою дочь за него. Девушка же отказывается, потому что любит своего жениха Георгия, а Шуйский дает слово государю переубедить дочь. Димитрий согласен. Оставшись наедине с Ксенией, боярин открывает ей тайну, что хочет свернуть лжеца с трона, а дочь должна прибегнуть к обману, что покорна воле царя. Ксения соглашается во благо своего народа, а позже и Георгий дает согласие. Тогда поверив в обман, Димитрий начинает издеваться над возлюбленным Ксении, а тот в ответ назвал его лжецом и тираном, за что был отправлен в темницу. Из-за этого девушка тоже высказывает все государю, который решает казнить обоих. Но вовремя пришел Шуйский и успокоил царя, дал ему слово успокоить народ. Царь соглашается, а сам же увеличивает количество своей стражи.

Отпустив Георгия, Димитрий снова верит в ложь возлюбленных, которые обещали пересилить свою любовь. Царь очень рад и смеется над их страданием. Но тут снова приходит начальник стражи с ужасным известием. Он поведал Димитрию, что этой ночью свершится государственная измена. Тогда государь дает приказ убить всех бояр, в числе которых входил отец и возлюбленный Ксении. Пармен же отговаривал его не делать этого, но все же темная сторона лжеца победила, и наперсник должен заключить всех бояр под стражу. Ночью начался бунт народа, из-за чего не всех бояр смогли убить. Тогда Шуйский и Георгий ворвались в покои царя, где увидали картину, как Димитрий держит клинок над Ксенией.

Лжец ставит условие, что отпустит девушку тогда, когда он вернет свою власть обратно. Но Шуйский готов пожертвовать своей дочерью во благо народа и отвечает ему отказом. Тогда Георгий кидается на Димитрия, зная, что уже не сможет спасти возлюбленную. Но в тот момент, когда лжец пытается вонзить клинок в Ксению, появляется Пармен с мечом и отбивает удар бывшего царя. И тогда, проклиная всех, Димитрий убивает себя.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Хорев Действие происходит в конце VI – начале VII в., в то время, когда на Руси правит Кий, и власть его прочна и неоспорима. Шестнадцать лет назад Кий сверг с престола Завлоха, киевского князя, чтобы воцариться на его месте. В Read More ......
  2. Царь Борис В день Борисова венчания на престол бояре исчисляют плоды его правления: и пресеченный мор, и завершенные войны, и урожаи. Они дивятся, как долго пришлось уговаривать Годунова принять власть, и лишь угроза отлучения от церкви его к тому принудила. Read More ......
  3. Борис Годунов 20 февраля 1598 г. Уже месяц, как Борис Годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув “все мирское” и отказываясь принять московский престол. Народ объясняет отказ Годунова венчаться на царство в нужном для Бориса духе: “Его страшит Read More ......
  4. Александр Петрович Сумароков Александр Петрович Сумароков, самый последовательный из писателей-классицистов, наряду с практикой литературной деятельности сумел дать теоретическое обоснование классицизма как литературного направления, характерного для России середины века. В литературе Сумароков выступил как продолжатель в то же время антагонист Ломоносова. Read More ......
  5. Чудо со змеем, бывшее со святым великомучеником Георгием Жители большого города Гевала, что в палестинской стороне, отвернулись от Бога и поклоняются идолам, почитая их согласно преданиям и по царскому повелению. Бог же воздает жителям Гевала по вере и по делам Read More ......
  6. Сказка о царе Салтане Царь Салтан, является главным героем сказки Пушкина, созданной писателем на основе рассказа, поведанного поэту его няней. Идеальный со всех сторон образ Салтана, можно назвать олицетворением мечтаний русского народа, отцом – батюшкой. Этот царь может без всякого Read More ......
  7. Лесной царь В сумерках вдоль леса скачет упряжка лошадей, везя мужчину с малолетним сыном. Мальчику страшно и он прижимается к отцу. Отец интересуется у сына, почему тот так дрожит и льнет к нему. Мальчик отвечает, что боится Лесного Царя, который Read More ......
  8. Царь Федор Иоаннович В доме Ивана Петровича Шуйского, в присутствии многих духовных лиц и некоторых бояр, решают развести Федора Иоанновича с царицею, Годуновой сестрой, благодаря коей, по общему мнению, и держится Борис. Составляют бумагу, где, поминая неплодность царицы и малолетство Read More ......
Краткое содержание Димитрий Самозванец Сумароков

Сумароков, автор первых русских трагедий, воспользовался примером французских трагиков 17-18 веков. Ряд характерных признаков их системы – александрийский стих (шестистопный ямб с цезурой на 3-ей стопе), 5 актов, отсутствие внесюжетных вставок и отступлений, отсутствие комических элементов, «высокий слог» и т.д. Сумароков перенес в свои трагедии. Однако нельзя сказать, что Сумароков заимствовал трагедию у французов, т. к. там она постоянно развивалась, и, заимствуя, он должен бы был перенести на русскую почву окончательный вариант, т.е. вариант Вольтера. Сумароков построил свою трагедию на принципах крайней экономии средств, упрощенности, сдержанности, естественности. Простота драматического сюжета его пьес не позволяет говорить об интриге, т.к. нет узла событий, все действие стремится ограничиться одной перипетией. Исходная ситуация тянется через всю трагедию и в конце снимается. Роли Сумарокова также обычно неподвижны. Трагедия заполняется в значительной мере раскрытием основной ситуации в ее значимости для каждой пары героев в отдельности. Диалоги, в особенности центральных героев (влюбленных) получают лирическую окраску. Нет повествовательных вставок. Центральное место драмы – третий акт, отмечается по преимуществу внесюжетным приемом: герои извлекают из ножен мечи или кинжалы. (т.к. нет сюжетной кульминации). Действие большинства трагедий Сумарокова отнесено к древней Руси; здесь Сумароков нарушает обычай изображать в трагедии далекие эпохи и далекие страны. В отличие от французской трагедии, у Сумарокова почти нет наперсников, их роль чрезвычайно мала. Он либо превращается в вестника, либо напротив, становится отдельным героем. Отход от системы наперсничества обусловил развитие и обилие монологов, поскольку монолог может заменить ложный диалог с наперсником. Монолог используется для сообщения зрителю о мыслях, чувствах и намерениях героев. Стремление к сокращению общего числа персонажей. Таким образом, Сумароков создал весьма единую композиционную систему трагедии, в которой все элементы слиты и обусловлены принципом простоты и экономии.

Конфликт понимается как конфликт между жизнью человека и тем, как он должен жить. («Димитрий Самозванец») – не конфликт между чувством и долгом. Трагедия человека, живущего не так, как он должен жить. Столкновение человека с судьбой. В эти моменты прояаляется масштаб личности героя. В трагедиях не важно место действия. Герои лишены характерных черт. Классицизмом негативно воспринималось все конкретное – воспринималось как искажение человеческой натуры. Экзистенциальное изображение жизни. Трагический герой должен быть несчастным. Куприянова пишет, что «герой классической трагедии не должен быть ни хорошим, ни плохим. Он должен быть несчастным». Трагедия возвышает зрителей и читателей (катарсис… бла-бла-бла ).

Трагедия Сумарокова породила традицию. Его продолжатели – Херасков, Майков, Княжнин – тем не менее вносили в трагедию новые черты.