Способы проживания эмоций. Глубинные причины их возникновения.

Эмоции — неотъемлемая часть человеческой природы, позволяющая чувствовать ритм жизни.

Природой определено, что женщины склонны к их проявлению больше и чаще мужчин.

Мы увидели что-то интересное или кого-то знакомого, новый фильм или мультик, услышали о чем-то, просто во время общения или наедине с собой — эмоции повсюду.

Как мы привыкли выражать негативные эмоции?

  • подавляем в себе
  • открыто демонстрируем, чтобы прожить
  • осознанно контролируем и проживаем

С рождения естественно свободное выражение эмоций во вне. Мама правильно их понимает и удовлетворяет потребности крохи.

Взрослея, мы сохраняем на уровне подсознания желание быть

  • понятыми и принятыми со всеми своими эмоциями
  • любимыми и значимыми в жизни близких людей

Окрашивание эмоций в позитивные и негативные условно и связано скорее всего с последствиями их внешнего проявления. Маловероятно, что от радости человек станет говорить гадости или бить посуду, верно?


как ведут себя влюбленные девушки? как понять влюблена ли в тебя девушка?

Вот только проживать негативные, а именно злость, гнев, печаль, нас не учили в школе, институте, дома.

Наоборот, мы чаще видим таких же женщин и мужчин, захлебывающихся от своих негативных эмоций и сеющих зерна ссор, споров, оскорблений. Как быть?

Как переживать эмоции экологично?

  • Сначала отметим, что эмоции рождаются в теле, значит через него и должны выходить.
  • Только лишь их проживание без анализа причин возникновения малоэффективно. Они снова и снова будут появляться, вы их демонстрировать. А окружающие страдать?
  • Задавливание и отказ от проживания сродни походу в туалет и насильному удерживанию в себе продуктов жизнедеятельности организма. Это чревато болезнями и саморазрушением.
  • Трезво оцените наличие эмоции — она сиюминутная или является частью вашего характера? В первом случае проживать ее можно и нужно, во втором — лучше пойти к психологу.

Деструктивные и конструктивные эмоции

Разделим способы проживания эмоций-на две группы и рассмотрим каждую:

  • деструктивные
  • конструктивные

О первых мы знаем не по наслышке и все же перечислим.


Деструктивные способы выражения эмоций


Конструктивные способы выражения эмоций

14. Пишем письма обиды



Гнев и злость оставляют в душе человека след в виде обиды. Она же, накапливаясь в теле, разъедает нас в прямом и переносном смысле. Отпускайте ее правильно. Например, выписав все свои чувства и ощущения в адрес конкретного человека или ситуации. Но в конце обязательно поблагодарите их за урок, возможность прочувствовать эмоцию и отпустите. Перечитайте и сожгите письмо. Умойтесь, вымойте руки или примите ванну с ароматной пеной. Душ тоже подойдет, особенно контрастный. И закрепите результат, побаловав себя травяным чаем.

15. Заполняем анкету «Радикального прощения»

Взять ее можно из одноименной книги или скачать из Интернета. В анкете много вопросов и автор рекомендует ее заполнять каждый раз, как вас накрыли эмоции. Да, вам потребуется время для написания ответов. Но цепочка вопросов позволит вам постепенно раскручивать клубок эмоций, признавать, проживать их и отпускать.

16. Занимаемся любым видом рукоделия

Терапевтический эффект неоценим и известен с давних времен. Женщины владели искусством трансформации негативных эмоций в созидательные во время работы за прялкой, вышивкой, вязанием и любыми другими видами ручного творчества.
Если вы сели за работу, кипя от злости и/или гнева, после затихания страстей полученный результат сожгите. Он же впитал ваши эмоции и радости никакой не несет. Наоборот, будет напоминать вам о той ситуации или человеческом поступке/слове, которые вызвали ваш взрыв.

17. Бьем подушку

Выберите любую в своем хозяйстве для роли «жертвы». Только не спите на ней и не предлагайте гостям для сна, могут кошмары мучить.
Вместе с ударами в подушку кричите, если хочется кричать что-то, или плачьте. Эмоция способна выходить по-разному.

18. Выбиваем эмоции полотенцем из дивана

У каждой хозяюшки в доме есть такой предмет мебели. На нем обычно никто не спит, он служит местом для разговоров и встреч с домашними или гостями.
Возьмите большое банное полотенце, сверните его трубкой, возьмите за один конец, а вторым колотите по дивану. Особо не выбирайте место для ударов, главное — выбить эмоцию, почувствовать опустошение и физическую усталость.

19. Стучим кулаком по стене, боксерской груше



Травматичный способ, потому что можно пораниться, заработать синяки и ссадины. Но и гнев бывает такой силы, что сжигает изнутри и снаружи все, с чем соприкасается.
Если у мужа есть боксерская груша и перчатки, то можно ими воспользоваться. И эмоцию выбьете из себя, и руки подкачаете.

20. Бьем по воде

Вода — женская стихия. Она отражает нашу сущность и помогает нам понять самих себя. Например, регулярные прогулки возле природного водоема положительно влияют на наш гормональный фон и психологическое состояние.
Для проживания эмоций вам подойдут озеро, речка, пруд, океан, море и даже вода в ванной. Только без вреда для соседей!
Колотите по воде руками или палкой. Отпускайте негатив, который вас переполняет.

21. Топаем ногами

Вы обращали внимание на движения в народных танцах, особенно восточных. В них много топаний ногами, а в Индии до сих пор принято танцевать босыми ногами. Это не случайно.
Контактируя с землей, мы отдаем ей накопленные эмоции, зажимы, негативное настроение, статическое электричество. Взамен она щедро одаривает нас легкостью и здоровьем.
Конечно, лучше топать не на 10 этаже по бетонному полу. Постарайтесь соприкасаться с землей в парке, лесу, своем дворе по возможности без обуви. Если это трудно, потопайте в пол или отправляйтесь на прогулку.

22. Танцуем



Развивая предыдущий способ, перейдите к танцу. Если вы занимаетесь каким-либо видом, то включите знакомую мелодию и не сдерживаете себя.
Если не посещаете никаких уроков, вы все равно умеете танцевать. Хоть с музыкальным сопровождением, хоть экспромтом.

23. Бьем тарелки

Безобидный вариант, если они ваши и вы бьете их дома без присутствия домашних. Чтобы их не напугать звуком летящих осколков и своим криком. И, конечно, у вас много посуды, и летящая тарелка не последняя в хозяйстве.

24. Моем посуду, пол или стираем руками

Если сильно накатила эмоциональная волна, сбрасываем ее через действия руками. Созидательные варианты — это наведение порядка и чистоты в доме в контакте с водой. Последняя хорошо забирает эмоции, особенно женские. Так у вас есть время подумать, прожить, даже поговорить можно с собой и отпустить их. Дома — чистота, в голове и теле — порядок и умиротворение.

25. Выбросить хлам

Хорошо очищает голову и пространство квартиры, дает возможность вздохнуть полной свободной от негатива грудью. Во время сбора хлама вы через руки избавляетесь от эмоций и передаете их вещам, подлежащим выбросу или сжиганию. Второй вариант будет просто идеален.

26. Плетем мандалу



Один из видов рукоделия, который легко освоит любая женщина. К тому же мандала плетется быстро. Можно даже из подручных материалов ее сделать, только найдите две палочки для каркаса. Готово изделие обязательно сжечь. Можно проговорить над костром слова благодарности и отпустить эмоцию.

27. Говорим с мягкой игрушкой, деревом

Хороший способ слить негатив без ущерба для дальнейшего общения.
Выберите любую мягкую игрушку и регулярно ей высказывайте все, что накопилось на душе. Только с ней не спите и не давайте играть детям.
Вы на улице и игрушки нет под рукой, а выговориться нужно срочно? Найдите дерево, которое понравится для этой роли. Но это крайний случай. Деревья живые и хорошо нас слышат, чувствуют.
Например, одно из современных островных племен регулярно расчищает территории для своего поселка от деревьев, ругая их в течение нескольких дней подряд. Деревья увядают и погибают.

28. Трансформируем в смех

Классный способ не избавиться от негативной энергии, а превратить ее позитив. Только он работает не со всеми эмоциями и не всегда. Больше подойдет для мелких бытовых раздражений.
Улыбка и смех задействуют более 100 мышц тела человека для проявления. Найдите в памяти смешную ситуацию или момент и разразитесь безудержным смехом. Эффект потрясающий!

29. Позволить чувствам быть

Это бывает трудно вначале. Особенно, когда нет опыта и знаний, ведь большинства из нас некому было научить идентифицировать эмоции.
Наши родители росли с установкой на запрет их проявлений.
Составьте для себя список эмоций, какие они бывают. Попробуйте вспомнить их из своего опыта, почувствовать их на вкус.
В моменты, когда накатит, назовите эмоцию по имени. Признайтесь ее и дайте время на проявление.
Поблагодарите ее и отпустите. Проработайте предпосылки и причины ее возникновения, чем она была для вас полезна в конкретной ситуации. Вы скоро убедитесь, что все эмоции — ваши друзья.

30. Спорт



Отличный способ прожить и отпустить негативные эмоции. Вы почувствуете, что они выходят вместе с потом, напряжением ваших мышц во время занятия.
И тренер отметит ваши новые результаты и достижения.

31. Выговориться

Абсолютно женский способ. Мы с подругами в основном и говорим о своих переживаниях, тревогах, эмоциях и их провокаторах.
Хорошо, если вы не имеете привычки все время жаловаться и выливать негатив. Никому не приятно чувствовать себя «унитазом» и мокрой «жилеткой».

32. Кричать

Подойдет тем, кто живет в доме или недалеко от безлюдных лесов. Вам же психологически будет комфортнее.
Кричать нужно очень громко какое-то слово. Чаше это «да» или «нет», но можно и другие, которые будут «рваться» наружу.
Кричите до чувства опустошения внутри. Вы поймете, когда следует остановиться. Потом дайте себе время для восстановления связок и голоса, помолчите полчаса-час.

33. Массаж

Вы давно мечтаете о сильных руках массажиста, а ваше тело требует серьезной разминки, значит самое время записаться на сеансы лечебного массажа.
Опытный массажист без труда определит ваши «проблемные» зоны и хорошо их проработает. Только обязательно найдите для себя стимул прийти на второй сеанс и дойти до конца курса. Потому что будет больно, очень.

34. Продышать или выполнить дыхательную гимнастику

Усилием воли замедлиться и дышать глубоко, размеренно. Пранаяма или любые другие дыхательные гимнастики также окажут нужный эффект и принесут облегчение.

35. Пойти в парк аттракционов



Аттракционы были придуманы для расслабления людей. Здесь они кричат, визжат, крепко держатся руками и ногами. То есть активно задействуют тело. А мы помним, что эмоции следует через него выпускать.

36. Петь

Пение расслабляет мышцы лица, шеи, плеч, спины. У тому же положительно влияет на работу сердца и кровеносных сосудов.
Не верьте, что вам слон на ухо наступил. Петь могут все. Для уверенности включите любимую мелодию и подпевайте исполнителю.

37. Плакать дома, в храме

Вы отслеживали свое состояние после вспышек гнева? А если вы успели на кого-то выплеснуть его часть до момента осознания эмоции, то разочарование, раскаяние, обида запросто способны заменить гнев в ваших душе и теле.
Когда вы позволяете себе проявлять чувства, слезы хлынут рекой в моменты раскаяния.
Когда же вам привычнее образ железной леди, сходите в храм. Посмотрите на иконы, постойте на службе. Что-то шевельнется в вас, память вернет вас в моменты, когда хотелось плакать. Или вы почувствуете желание это сделать. Поплачьте в храме, там такое не в диковинку. Выйдете оттуда совсем с другим ощущениями.

38. Исповедь

Помогает заглянуть очень глубоко в свою душу и достать такое, о чем давно забыла. Добрые глаза священника без осуждения все примут. А вам захочется искренне избавиться от багажа негатива, скопленного за все годы жизни.
Способ для тех, кто готов довериться Богу или наглотался горя по горло.

39. Медитации



Экологичный способ ненадолго задержать в себе эмоцию, а потом отдать ее земле во время медитации. Идеальный вариант ее проведения на природе, контактируя с землей, а не полом.
Мысленно почувствуйте, где застряла эмоция, соберите ее и направьте вниз, в землю. А из космоса наполните себя золотой энергией здоровья и жизненных сил.
Вариантов с медитациями много, практикуйте и-находите свой.

40. Молитва

Серьезный метод, потому что вы умеете владеть собой в состоянии гнева. Обращение к Высшим Силам всегда будет услышано, когда мы просим и желаем добра не для себя, а для ближнего.

Что вызывает негативные эмоции?

Задумайтесь, в чем выгода от конкретной эмоции для вас? Может вы хотите:

  • признания и любви
  • почувствовать себя хрупкой и беспомощной
  • чтобы вас «взяли на ручки», обняли, усадили в кресло, принесли чашку чая и любимые розовые тапочки
  • выговориться и пожаловаться, чтобы просто кто-то выслушал
  • убежать от чувства одиночества в душе

Или вам выгодно манипулировать своими эмоциями, заставлять окружающих чувствовать вину. Но этим вы добьетесь отторжения и холодности в отношениях с ними.


Научитесь проживать эмоции без вреда для себя и людей вокруг. Помните, что чувствовать жизнь — это также естественно, как видеть весь спектр красок мира и ощущать любые эмоции.

Видео: Как управлять негативными эмоции? Алгоритм поведения

«Меня попросили дать определение деструктивным эмоциям, и я могу сделать это в одном предложении: деструктивными эмоциями являются те, которые причиняют вред самому человеку и другим людям». Такое простое определение было единодушно принято нашей

группой после дней жарких дискуссий на предварительной встрече в Гарварде несколько месяцев назад.
«Но что именно мы понимаем под словом „вред“? Каковы особенности воздействия того, что может показаться вредным, но на самом деле не быть таковым? Вот вопросы, которые мы будем обсуждать в последующие дни. Нас интересует не только природа деструктивных эмоций, но и факторы, которые служат их катализаторами: события, генетическая предрасположенность, мозговая активность, а также любые другие факторы, которые могут быть связаны с этим процессом. Что является источником деструктивных эмоций? Откуда они появляются?
Буддизм считает эти вопросы очень интересными. Каковы последствия воздействия деструктивных эмоций на самого человека, на его окружение, на других людей? Когда мы дадим определение природе деструктивных эмоций и выясним причины их возникновения и вредные последствия, то сможем перейти к следующим вопросам, которые можно сформулировать так: что может стать противоядием от этих напастей? Какое лекарство может нам помочь? Что мы можем им противопоставить? Следует ли нам прибегнуть к помощи медицинских препаратов, хирургии, генной терапии, психотерапии или лучше использовать медитацию?
И наконец, мы обратимся к вопросу, который является основополагающим для буддизма: можно ли полностью освободиться от отдельных деструктивных эмоций или от всех подобных эмоций в целом? Этот вопрос настолько важен, что поиском ответа на него следует заняться каждому из нас.
Эти вопросы одинаково важны как для западной, так и для буддийской традиции. На Западе эти вопросы поднимаются со времен античности: в Библии, работах Платона, Аристотеля. В буддизме они были в центре внима
ния всегда. Общая основа сходных проблем свидетельствует о важности темы, однако существует ряд очень важных различий в подходах, которые каждая из традиций использует для изучения и решения этих проблем. Я считаю, что и сходство, и различия представляют для нас одинаковый интерес и что нам необходимо разобраться в причинах и того и другого».

В книге "Деструктивные эмоции" Д.Гоулмана, Далай-Лама повествует что, многие страдания человека заложены в эмоциях, так как мозг сплетает эмоции с интеллектом. Негативные, деструктивные эмоции выражаются в ненависти и борьбе за власть. Здоровье никогда не считалось роскошью. Точно так же в нашем обществе не считается роскошью образование - это тоже норма. Многие педагоги не испытывают к ученикам большого сострадания, это для них непозволительная роскошь. Система образования не даёт детям практически ничего.кроме информации. Детей учат читать и постоянно нагружают информацией, которая поможет им со временем получить работу. Дети должны не просто изучать математику и другие предметы, учиться противостоять деструктивным эмоциям и культивировать благоприятные и позитивные эмоции. Необходимо чтобы социальное и эмоциональное обучение стало во всём мире обязательным.
В ходе одной из игр каждый ребенок должен составить на листе бумаги список качеств, от которых хотел бы избавиться.Затем он бросает этот листок в специальный кувшин, чтобы символически оставить эти качества и не возвращаться с ними домой.
Необходимы тренировки эмоциональных навыков.
Во-первых, педагогам нужно научить людей быть более чувствительными к мельчайшим проявлениям эмоций в других людях, в их лицах, голосах и позах.
Во-вторых, необходимо обучать людей внутренней чувствительности к эмоциям, умению распознавать эмоции в самом начале. Разные эмоции вызывают разные физические ощущения тела. Ключом к успеху является способность к самоанализу.
Вот поучительная история для формирования навыка осознавания своих чувств прежде чем начинать совершать деструктивные поступки, о том как научиться отвечать за себя и контролировать свои поступки.
История для детей: сказка об одной маленькой черепашке.
Маленькая черепашка любила играть сама с собой. но ещё больше ей нравилось играть с друзьями.Ей понравилось смотреть телевизор и играть на улице, но не очень нравилось ходить в школу.
Маленькой черепашке не понравилось ходить в школу. Ей не нравилось сидеть в классе и долго слушать учителя. Это было для неё очень тяжело. Часто маленькая черепашка сердилась на своих друзей. Её друзья могли отобрать у неё карандаш. толкнуть в спину, и когда такое случалось, маленькая черепашка очень сильно злилась. Она часто давала сдачи и ругалась на других детей плохими словами. Через какое-то время дети сказали, что не хотят с ней играть. И маленькая черепашка очень сильно расстроилась. Она злилась, не понимала, в чём дело,и ей было очень грустно, потому что она не знала, как решить проблему. Но в один прекрасный день она встретила очень мудрую старую черепаху. Черепашка спросила у старой мудрой черепахи:"Что мне делать? Учиться в школе мне трудно. Я не умею себя вести. Я стараюсь, но у меня ничего не получается" Старая мудрая черепаха ответила маленькой черепашке:"У тебя есть самое лучшее решение всех твоих проблем - это твой панцирь.Когда ты спрячешься внутрь панциря, ты успокоишься. Когда я прячусь в панцирь, - сказала старая мудрая черепаха, я делаю три вещи. Я заставляю себя остановиться; я делаю глубокий вдох, а если нужно - несколько вдохов; а затем я рассказываю себе, в чём заключается моя проблема. Старая черепаха и маленькая черепашка потренировалась делать это вместе. Потом маленькая черепашка сказала, что хочет попробовать сделать это сама, когда вернётся в свой класс.
На следующий день, когда она решала задачу, которую ей задала учительница. кто-то из ребят начал к ней приставать. Черепашка почувствовала, как у неё внутри нарастает злоба; её ладони стали горячими, а сердце забилось сильно-сильно. Она вспомнила, что сказала ей старая мудрая черепаха, и втянула руки, ноги и голову в панцирь, где было тихо и никто не мог её побеспокоить. Она начала думать как ей поступить. Она сделала глубокий вдох, а когда высунула голову из панциря, то увидела, что учительница улыбнулась ей. Теперь черепашка поступает так всё время. Иногда этот способ помогает, иногда нет, но постепенно она научилась контролировать себя с помощью своего панциря. Она снова подружилась с ребятами, и теперь ей нравится ходить в школу, потому что теперь она знает, как держать себя в руках.
После этого рассказа психолог, педагог, родитель предлагает детям поиграть в такую игру. В один день ребенок может быть старой мудрой черепахой, на другой день маленькой черепашкой, а на третий - учительницей. Дети обыгрывают эту ситуацию с разных точек зрения.
Деструктивные эмоции. Д. Гоулман: Минск: "Попури", 2009.

Деструктивность
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/destruktivnost
Деструктивность - (от лат. destructio - разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо) - отрицательное отношение человека направленное вовне, на внешние объекты, или внутрь, на самого себя и соответствующее этому отношению поведение. Согласно З. Фрейду деструктивность свойственна всем человеческим существам, различие касается главным образом ее предметов: другие это люди или сам носитель деструктивности. Э. Фромм полагает, что нет глубокой деструктивности по отношению к другим у тех, у кого мало враждебности по отношению к самим себе.
Деструктивность - следствие блокировки плодотворной энергии, препятствий на пути к развитию, к самоосуществлению, когда человеку не удается реализовать свой потенциал. Деструктивность представляет собой в известной мере патологическоеявление. Деструктивность - личность несчастна, даже если ей удается достичь целей ее деструктивности. Уважение к жизни - жизни других людей и своей собственной - условие психического здоровья.
Зигмунд Фрейд (1856-1939) - австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа.

Острая фаза деструктивного конфликта
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/ostraya_faza_destruktivnogo_konflikta
Острая фаза неуправляемого, дикого, деструктивного конфликта (эскалация конфликта по А.П. Егидесу) - самый пик конфликта, чаще всего это и называется: собственно конфликт.
Основное содержание этой стадии - обмен (коммуникативными или реальными) ударами, когда на каждый конфликтоген в ответ летит еще больший конфликтоген.
Причины
Осознанное желание уничтожить врага.
Состояние не в ресурсе, точнее в агрессивном состоянии, "на взводе", .
Низкая культура общения, привычка использовать в речи конфликтогены. Характерно для массовой личности.
Страх потерять лицо и статус.
Заякоренные резко отрицательные эмоции друг на друга, либо на ситуацию в целом, либо на конкретные прозвучавшие фразы (происшедшие действия).
Как правило, это результат выученного ошибочного поведения. В детстве так классно, закатив глаза, орать, отключая контроль своих эмоций, и в результате получать желаемое, под предлогом "Ну видишь маленький как плачет..." (об этом подробнее см. "Социальный психоанализ эмоций" Н.И. Козлов)
Как избежать возникновения неуправляемого конфликта
1. Включить голову! Взять паузу 10 секунд, замолчать.
2. Если конфликт уже назрел, а отложить решение ситуации нельзя - возьмите паузу, отвернитесь друг от друга и напишите на бумаге тот вопрос, который хотите задать. Постарайтесь перевести беседу в письменное общение (как вариант используйте ICQ, e-mail и др. способы).
3. Если совсем вам вопрос не актуален - смените тему или завершите общение.
4. Если вы и ввязываетесь в эскалацию конфликт - постарайтесь сделать ее как минимум управляемой, не теряйте контроля за ситуацией, чтобы вовремя можно было прекратить конфликтовать.


С вами бывает, что вы чувствуете себя невероятно подавленным на пустом месте? Я сейчас говорю не о депрессии. Я говорю о каждодневной жалости к себе, возникающей потому, что вы не получили желаемую работу, не сходили на долгожданное свидание или не завели себе бенгальского тигра.

Я узнал, что чрезмерная жалость к себе ведёт к ужасным последствиям в долгосрочной перспективе. Ещё я узнал, что она способна создать для вас опасное чувство комфорта в перспективе краткосрочной.

1. Жалость к себе возводит стену между вами и неудачей

Оцените разницу между несчастьем, возникающим из-за реальной болезни, и несчастьем, которое вы создаёте для себя сами. Насколько я могу судить, разница состоит в том, что жалость к себе даёт повод не начинать действовать самостоятельно, в то время как депрессия - не позволяет вам самостоятельно действовать, даже если вы этого хотите.

И вы наверняка слышали все эти отговорки: «Я хочу написать книгу, но я не слишком хорошо излагаю свои мысли», «Я хочу сходить на свидание, но я не слишком привлекателен». Всегда легче предположить, что вы некомпетентны в чём-то, чем приложить реальное усилие и обнаружить, что ваши худшие опасения по поводу ваших способностей действительно верны.

Но всё это находится за рамками некомпетентности или лени. Многие из желающих сходить на свидание наверняка знают кого-то, кто ещё менее привлекателен, чем они, но при этом регулярно занимается сексом.

Речь идёт не о том, чтобы дать самому себе повод для бездействия, а о том, чтобы найти себе какое-то оправдание, чтобы даже не попытаться начать действовать.

Если вы попытались сделать что-то и потерпели неудачу, вполне понятно, что вы будете разочарованы, но когда вы убеждаете себя, что у вас нет возможности это сделать, то просто упускаете эту возможность.

А вот что касается свиданий, то тут шансы есть всегда. Да, вы можете несколько раз получить отказ, но в конечном счете получите что хотели.

Мы склонны прибегать к различным уловкам, которые сдерживают наш рост, и одна из них выглядит так: вначале вы находите причину не пытаться, затем начинаете переживать, что у вас нет результата, который, возможно, был бы, если бы вы однажды не пожалели себя и всё-таки попытались. В глубине души вы прекрасно знаете, что шанс у вас есть, но отказываетесь это признать. И это разъедает вас, как самая настоящая болезнь.

2. Вы оправдываете свой гнев, сравнивая себя с успешными людьми

Мощный прилив жалости к себе может вызвать ситуация, когда вы смотрите на кого-то (особенно если этот кто-то моложе вас) и сетуете, что его карьера лучше вашей, лучше дом, коллекция пластиковых супергероев полнее и так далее. Многих такая ситуация мотивирует на достижения, чтобы сделать самого себя лучше. А другие люди могут использовать её для того, чтобы создать себе ещё одно оправдание.

Если вы завидуете работе своего друга, а вам скажут, что из-за постоянной сверхурочной работы парень всегда один, вы тут же зациклитесь на втором друге, у которого работа лучше и который развлекается чаще. Вы счастливы лишь тогда, когда несчастны. А после того как вы нашли подходящее, максимально болезненное сравнение, можно начинать оправдываться:

«Неважно, сколько я буду работать, у Джеффа всегда будет больше денег. Так зачем вообще начинать»?

«Я училась играть на терменвоксе месяцами, и результат до сих пор нулевой, а Сьюзен научилась за пару дней! Стоит ли вообще этим заниматься»?

Все эти невыгодные сравнения нужны вам лишь для того, чтобы увильнуть от тяжёлой работы, которую вы вполне могли сделать, но не сделали.

Вы целенаправленно концентрируетесь на неподконтрольных вам достоинствах других людей, которые ставят вас в заведомо невыгодное положение: Джефф был мальчиком с трастовым фондом и получил бесплатную путёвку в Гарвард, тогда как вам приходилось чистить краны, чтобы протащить себя в обычный колледж. Но при этом вы упорно игнорируете переменные, которые вполне можете объяснить: Джефф после окончания Гарварда вкалывал по 80 часов в неделю, а вы в тот момент как раз начинали собирать коллекцию пивных банок. При этом вам даже в голову не приходит, что капризы жизни иногда можно компенсировать тяжёлой работой.

3. Жалость к себе заставляет чувствовать себя особенным

Если бы жалость к себе лишь делала людей несчастными, у неё бы не было присущего ей очарования. Вы убедили себя, что другие люди всё время здоровы и счастливы. Ещё вы убедили себя, что несчастны не по своей вине. Таким образом вы создали историю, в которой ваши добровольные страдания благородны и вовсе не являются результатом вашего неведения.

Каждому хочется почувствовать себя особенным, потому что альтернатива этой точке зрения предполагает, что вы обычный человек, такой же, как и миллиарды других, который ведёт своё короткое бессмысленное существование, а потом умрёт и будет навсегда забыт.

Карьера, семья, работа - всё это может на какой-то момент придать вашей жизни огромный смысл и на время отодвинет на второй план мысли о неизбежной всепоглощающей пустоте.

А если у вас достаточно большой опыт общения с людьми, то вы никогда не станете обсуждать эту тему, поскольку никто из вас не хочет услышать в ответ что-то вроде: «А вы думаете, только у вас есть проблемы? Да ваша жизнь прекрасна, прекратите жаловаться»!

4. Это может стать привычной рутиной

В данный момент некоторые из вас, вероятно, говорят: «Ну конечно я жалею себя! В прошлом месяце я потерял свою работу, жена меня бросила, моя собака умерла. Моя жизнь - отстой, и всё, что мне остаётся - напиться, чтобы хоть как-то себя утешить».

Если вы сталкиваетесь со сложными обстоятельствами, то тут жалость к себе не только вполне понятна, но и может стать важной частью процесса выздоровления.

Если вы будете использовать жалость к себе в качестве костыля перед лицом серьёзных проблем, то можете заметить, что ваша мотивация при этом стремительно улетучивается.

В основе этого рассказа о сотрудничестве между Далай-Ламой и группой ученых, направленном на изучение деструктивных эмоций и борьбу с ними, зак.гючена решимость принять вызов, брошенный всему человечеству. Эта встреча состоялась задолго до катастрофических событий 11 сентября 2001 года. Но в силу непосредственного отношения к темным страстям, породившим невиданный разгул терроризма, такое сотрудничество приобрело неожиданную актуальность.
Из аннотации Дэниела Гоулмана
ДЭНИЕЛ ГОУЛМАН - доктор психологии, автор всемирно известных бестселлеров. Дважды номинирован на Пулитцеровскую премию за журналистскую деятельность по освещению наук о мозге и поведении в газете New York Times. В настоящее время занимает пост сопредседателя консорциума по исследованию эмоционального интеллекта при аспирантуре прикладной и профессиональной психологии Университета Рутгерса и является членом Американской ассоциации содействия прогрессу науки.

Участники
(с указанием званий и постов на момент проведения конференции)
Тензин Гьяцо, Его Святейшество 14-й Далай-Лама
Доктор Ричард Дж. Дэвидсон, профессор психологии и психиатрии кафедры Уильяма Джеймса и кафедры Вилас; директор лаборатории аффективной нейронг.уки при университете штата Висконсин в Мадисоне
Доктор Пол Экман, профессор психологии и директор лаборатории человеческого взаимодействия при медицинской школе Калифорнийского университета в Сан- Франциско
Доктор Оуэн Фланаган, профессор философии и заведующий кафедрой Джеймса Б Дьюка. член научного общества когнитивной нейронауки и внештатный профессор экспериментальной психологии университета Дьюка
Доктор Дэниель Гоулман, автор этой книги; сопредседатель консорциума по исследованию эмоционального интеллекта при аспирантуре прикладной и профессиональной психологии университета Рутгерса
Доктор Марк Гринберг, заведующий кафедрой профилактических исследований Беннета; профессор кафедры человеческого развития и семейных исследований; директор Центра профилактических исследований в области содействия человеческому развитию при университете Пенсильвании
Доктор геше Тхуптен Джинпа, президент и главный редактор проекта «Библиотека классических тибетских текстов» Института тибетского классического наследия в Монреале (Канада)
Досточтимый Аджан Маха Сомчай Кусаласитто, буддийский монах и помощник настоятеля буддийского монастыря Чандарам; лектор и проректор по внешним связям университета Махачулалонгкорнраджавидьялая (MCU), Бангкок
Доктор Маттье Рикар, соавтор этой книги; буддийский монах монастыря Шэчен в Катманду и французский переводчик Его Святейшества Далай-Ламы
Доктор Джин JI. Цай, доцент кафедры психологии в университетах Миннесоты, Миннеаполиса и св. Павла
Доктор Франеиско X. Варела, председатель Французского фонда, профессор кафедры когнитивных наук и эпистемологии Высшей политехнической школы; руководитель научно-исследовательских работ Национального центра научных исследований в Париже; заведующий отделением нейродинамики в больнице Сальпетри- ер, Париж
Доктор Алан Б. Уоллес, внештатный преподаватель факультета теологических исследований Калифорнийского университета в Санта-Барбаре
ПОСВЯЩАЕТСЯ ПАМЯТИ Франсиско Варела 07.09.1946-28.05.2001

Доброе утро, мой дорогой друг - и мой духовный брат. Невозможно выразить словами, как нам здесь тебя не хватает. Поэтому хочу выразить тебе мою глубокую, братскую благодарность за твой вклад в науку, особенно в неврологию и науку о разуме, а также в нашу работу во время этого диалога научной и буддийской мысли. Мы никогда не забудем твоих неоценимых заслуг. Я буду вспоминать о тебе до самой моей смерти.
ДАЛАЙ-ЛАМА, 22 МАЯ 2001 ГОДА,
СООБЩЕНИЕ ПО ЧАСТНОМУ ТВ-КАНАЛУ из МЭДИСОНА, ШТАТ ВИСКОНСИН, для ФРАНСИСКО ВАРЕЛА,
НАБЛЮДАВШЕЮ ЗА НАМИ со СВОЕЙ КРОВАТИ в ПАРИЖЕ,
ГДЕ ОН СКОНЧАЛСЯ ШЕСТНАДЦА ТЬЮ ДНЯМИ ПОЗЖЕ

Предисловие Далай-Ламы
Многие человеческие страдания берут свое начало в деструктивных эмоциях. Так, ненависть порождает насилие, а вожделение питает пагубные привычки. И если мы неравнодушны к судьбе ближнего, то одна из наших первоочередных задач - уменьшить цену, которую человечеству приходится платить за такие неуправляемые эмоции. Я твердо убежден в том, что и буддизм, и наука могут внести значительный вклад в достижение этой цели.
Буддизм и наука - это не противоборствующие мировоззрения, а скорее, различные подходы к решению одной задачи - поиску истины. Практика буддизма требует глубокого исследования реальности, а наука предлагает собственные способы проведения таких исследований. И хотя цели науки и цели буддизма могут отличаться, оба пути поиска истины расширяют объем нашего знания и понимания.
Диалог между наукой и буддизмом - это двусторонний разговор. Мы, буддисты, можем использовать открытия науки для уточнения нашего понимания мира, в котором мы живем. Но ученые тоже могут использовать некоторые теории буддизма. Есть много сфер познания,
где буддизм способен внести значительный вклад в развитие научного понимания, и некоторые из них стали главными темами диалогов Разума и Жизни.
Например, когда речь идет о механизмах мышления, то буддизм может предложить многовековой опыт внутренней науки, который может представлять практический интерес для исследователей, работающих в области когнитивных наук и нейронаук, а также в области изучения эмоций, поскольку это учение может в значительной мере способствовать пониманию этих механизмов. После наших дискуссий у некоторых ученых появились идеи относительно новых направлений в исследованиях.
С другой стороны, буддизм тоже может многое почерпнуть у науки. Я часто говорю, что каждый раз, когда получают научные факты, противоречащие буддийскому пониманию мира, буддизм должен поступиться некоторыми своими постулатами в соответствии с этими фактами. Мы всегда должны принимать точку зрения, которая опирается на факты. Если в результате собственных исследований мы убедимся, что научные выводы достаточно рациональны и обоснованны, то нам следует согласиться с ними. Однако необходимо провести четкое разграничение между тем, чего наука не знает, и тем, существование чего наука доказательно опровергает. Все, что признано наукой несуществующим, мы тоже должны признать несуществующим, но явления, которые просто пока не изучены, - это совсем другое дело. Взять хотя бы сознание. Несмотря на то что все чувствующие существа, в том числе и человек, пользуются сознанием с доисторических времен, мы до сих пор не знаем, что есть сознание на самом деле: какова его природа и как оно функционирует.
В современном обществе наука стала главной движущей силой человеческого и планетарного развития. С одной стороны, научные и технические новшества обес
печили стремительные темпы материального прогресса. Однако наука не может ответить на все вопросы, так же как в прошлом на них не могла ответить религия. Чем больше мы будем увлекаться погоней за материальным благосостоянием, игнорируя удовольствие, которое можно получить от внутреннего роста, тем быстрее станут исчезать из нашей жизни нравственные ценности. В конечном счете все мы испытаем горькое разочарование, потому что, когда в сердцах людей не остается места для справедливости и честности, раньше других страдают слабые. И от обид, вытекающих из подобной несправедливости, не сможет уберечься ни один человек.
Влияние науки на нашу жизнь с каждым днем возрастает, и в этих условиях религия и духовенство просто обязаны приложить все силы к тому, чтобы напомнить людям об их человечности. Мы должны уравновесить влияние научного и материального прогресса с осознанием ответственности, являющимся продуктом внутреннего развития. Вот почему я придаю такое большое значение диалогу религии с наукой, результатом которого могут стать новые открытия, способные принести неоценимую пользу человечеству.
Когда речь заходит о человеческих проблемах, вызван-» ных деструктивными эмоциями, буддизм многое может поведать науке. Главная цель буддийского вероучения заключается в том, чтобы ослабить влияние деструктивных эмоций на нашу жизнь. Для решения этой задачи буддизм предлагает широкий спектр теоретических концепций и практических методов. Если в ходе научных исследований будет доказана полезность хотя бы некоторых из них, у нас появятся все основания искать способы обучения этим методам всех людей на свете - независимо от того, интересуются они буддизмом или нет.
Одним из результатов нашего диалога стала попытка таких научных оценок. Я с большим удовольствием со
общаю вам, что дискуссия Разума и Жизни, отчет о которой изложен в этой книге, смогла перерасти в нечто большее, чем простой обмен мнениями между буддизмом и наукой. Ученые сделали шаг навстречу и приступили к реализации нескольких программ оценки отдельных буддийских методов, которые могут оказаться полезными для всех, кому приходится сталкиваться с деструктивными эмоциями.
Я приглашаю читателей принять участие в нашем исследовании причин деструктивных эмоций и способов борьбы с ними и серьезно задуматься над многими из поднятых вопросов, играющих важное значение для каждого человека. Надеюсь, этот опыт общения науки и буддизма окажется для вас таким же вдохновляющим, как и для меня.
28 АВГУСТА 2002ГОДА
Пролог
Вызов человечеству
Между мартом 2000 года, когда происходили описываемые здесь события, и осенью 2001 года, временем завершения этой книги, существует многозначительная связь. В то время когда происходил обмен мнениями, описанный здесь, мир с некоторым облегчением оставил позади ужасы двадцатого столетия, и многие из нас с надеждой вглядывались вперед, надеясь на лучшее будущее человечества. Затем произошли трагические события сентября 2001 года, и мы снова столкнулись с неопровержимыми доказательствами того, что расчетливая, крупномасштабная бесчеловечность все еще живет внутри нас.
Но эти варварские акты стали всего лишь очередным эпизодом в бесконечном потоке бездушной жестокости, где ненависть толкает людей на убийство. Из всех деструктивных эмоций именно такая безжалостная враждебность является самой опасной чертой человеческой психики. Большую часть времени эта форма варварства скрывается за кулисами, маячит на задворках нашего коллективного сознания, храня зловещее молчание в ожидании момента, когда она снова сможет появиться на сцене в свете прожекторов. Но жестокая ненависть неизбежно будет и
дальше раз за разом выходить на авансцену - до тех пор, пока мы не поймем, где ее корни, и не найдем способ держать жестокость (а вместе с ней и все остальные деструктивные эмоции) под надежным замком.
Этот извечный вызов человечеству стал главной темой данной книги, в которой описан опыт сотрудничества между Далай-Ламой и группой ученых, целью которого было изучение механизма деструктивных эмоций и поиск способов успешной борьбы с ними. Мы не ставили перед собой задачу выяснить, как деструктивные импульсы отдельного человека трансформируются в массовые акции или как несправедливость (или ее восприятие) порождает идеологию, провоцирующую нен