Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа №4

«Районная научно-практическая конференция.»

Руководитель: ,

первой квалификационной категории МОУ-СОШ №4.

Учитель начальных классов

г. Асино – 2010 г.

1. Введение._______________________________________________________3

2.Что такое загадка?________________________________________________4

3.Когда и в связи с чем появились загадки? (история)___________________5

4. Какие виды загадок существует?___________________________________6

5.Кто сочинял загадки в старину, а кто сейчас?________________________ 11

6. Результаты исследования.___________________________________________________12

7. Заключение.__________________________________________________ 14

8. Список литературы.___________________________________________ 15

9. Приложение __________________________________________________16

Введение.

Актуальность. Если спросить любого человека, любит ли он отгадывать загадки, то можно не сомневаться, что любой ответит «да». Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, смекалки Именно поэтому нами выбрана эта тема.

Цель работы : исследование происхождения загадок и их видов.

Гипотеза: предполагаем, что загадки сочиняли люди для веселого времяпровождения и развития смекалки.

Задачи:

· познакомиться с историей возникновения загадок.;

· рассмотреть, какие виды загадок бываю.;

· проанкетировать учащихся;

· проанализировать полученные результаты и сделать выводы по исследованию;

· на основе собранного материала изготовить книжки-малышки «загадки» для учащихся мл. школьного возраста..

Научная новизна исследования: в рамках данного учреждения подобное исследование проводится впервые.

Практическая значимость: данная работа может быть использована при проведении классных часов и внеклассных мероприятиях в младших классах.

Методы исследования:

1. Анализ литературы по проблеме исследования, СМИ.

2. Анкетирование.

3. Обработка и анализ данных.

Исследование учащихся: всё-всё о загадках.

Проблемный вопрос

Кто придумал загадки и для чего они нужны?

Гипотеза

Я думаю, что загадки придумали простые люди, для веселого времяпровождения и развития смекалки.

Вопросы, волнующие меня

1. Что такое загадка?

2. Когда и в связи с чем появились загадки? (история)

3. Какие виды загадок существует?

4. Кто сочинял загадки в старину, а кто сейчас?

1. Определения загадок очень много. Мы приведем несколько определений.

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки. Важно подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?

Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

ЗАГАДКА - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

Избушка нова, а жильца нет.
Жилец появится, изба развалится.

На уроках литературного чтения мы познакомились с загадками, учились их отгадывать и даже попробовали придумать свои загадки. Оказалось это не так и легко.

Загадки любят все: и взрослые и дети. А что такое загадка? Это особый и интересный мир. Именно мир, так как загадки заключают в себе знания и сведения о народе, а также об окружающем мире. Само слово "загадка" образовано от слова "гадать" , которое означало "думать" , "размышлять" .

Загадки - один из древнейших жанров устной народной поэзии. Многие ученые считают, что загадки возникли как явление иносказательной тайной речи. Ею пользовались наши далекие предки Давным-давно, еще тогда, когда люди боялись природы, древнему охотнику, земледельцу, скотоводу казалось, что всюду есть добрые и злые существа.

В лесу – леший, в реке – Водяной и русалки, в избе – Домовой. Думали, что дерево, рыба, птица – все понимают человеческий язык. И для того, чтобы обмануть зверя и понимать друг друга придумали особый язык – “загадочную речь”.

Первобытный человек, прибегавший к особой иносказательной форме речи, был убежден, что скрывает приготовления к охоте, не называя своих орудий, зверей, намерений. Прибегая к иносказанию, он не дает возможности зверям узнать об опасности и тем самым обеспечивает себе удачный промысел.

Например, медведя называли коровой, а на их языке – “шикуша”, коня – домохвостый”. Вот из этой загадочной речи и родились загадки.

Древний человек наделил природу умением чувствовать и влиять на судьбу человека, и поэтому верил, что при помощи загадочной речи можно обмануть животных или растения, отвести от себя беду. С этими "подставными" словами связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: "Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта" ("Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей").Также, по мнению ученых, в древности загадки являлись средством обучения молодежи "тайным" словам. Много столетий назад люди использовали загадки и просто для общения, если не хотели, чтобы окружающие знали, о чем идет речь. В более поздние времена загадки использовались для испытания мудрости и остроумия, смекалки и находчивости. Загадки часто использовались в древнерусских сказках и считались неким испытанием, прохождение которого приводило к исполнению желаний.

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.

По убеждению первобытного охотника, скотовода, пахаря в поле. в лесу, на воде, в жилище - везде и всюду человек постоянно сталкивается с враждебной сознательной силой, насылающей неудачу. пожар, болезнь. Эту силу необходимо перехитрить, а для этого необходима тайная. условная речь. Без знания этой условной речи юноша не мог стать равноправным членом своего родного коллектива . Наряду с прочими. для юношей устраивались испытания в его мудрости.

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идем клетки кладем.

Позже крестьянские обычаи предписывали загадывать загадки в определенное время и при определенных обстоятельствах. В народных свадебных обычаях вплоть до XIX века загадывание загадок составляло обязательную принадлежность свадебного обряда.

Владимир Даль записал пословицу, которую приводили в назидание жениху:

"Выбирай такого дружку, чтоб загадки разгадывал".

В сказках царевна выходит замуж за того, кто сумел отгадать ее загадки. Запрещалось загадывать загадки не вовремя - летом и днем. Это вызывало напасти. У древних греков и германцев, как говорят предания, загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Согласно легендам и преданиям, не отгадавший загадки расплачивался жизнью.

Пришли гости - и под лавку

Загадывание загадок русалками и тому подобными сверхъестественными существами воспроизводит в мифологических образах познание и борьбу человека с силами природы. Человек стремился разгадать тайный язык природы, чтобы овладеть ею.
Вот, оказывается, какая интересная история у загадки - окунитесь с головой в этот мир - и он не даст вам скучать.

В ходе исследования мы выяснили, что загадки бывают разные: прямые, математические и логические, прикольные и с подвохом, загадки-ребусы и исторические. Они учат нас быть внимательными и активными, развивают наше воображение и любознательность, тренируют память и просто веселят.

Значение загадок в жизни наших предков было велико. Главное, что загадка была средством к существованию, загадка помогала добывать пищу; из сказок мы узнали, что умение героев отгадывать загадки, делало их в конце сказки знатными, богатыми людьми. Загадки объясняли предкам многие явления в природе, такие как гром, молния, гроза.

А для чего нужно уметь отгадывать загадки в наше время?
(Загадка – это зарядка для развития ума, сообразительности, смекалки).

Виды загадок с примерами

1. Прямые загадки , в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.

Конечно, загадка может быть более сложной, например:
Послушный раб и в то же время сам хозяин. Ближе всех на свете, и в то же время недостижим. Кто это?
Ответ: (Твое отражение).

Не обязательно в загадке загадан только один предмет. Может быть и четыре совершенно разных:
Без огня горит, без крыл летит, без ног бежит, без ран болит.
Ответы: (Солнце, туча, река, сердце).

Народные загадки очень красивы и образны:
У батюшки жеребец - всему миру не сдержать,
У матушки коробья - всему миру не поднять,
У братца кушак - всему миру не скатать.
Ответ: (Ветер, земля, дорога).


Славяне всегда любили свою природу, и русские пейзажи часто вдохновляли сказителей, в том числе, и на создание загадок о природе.

Стихотворная форма:
Росло, повыросло,
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
В зубах очутилось.

Ответ: (Орехи.).

Обратите внимание на точность формулировок: не другой фрукт или овощ, потому что «покатилось» - значит, небольшое и легко катящееся, твердое (мягкое если покатится – скорее всего размажется). Не вишня , потому что «из куста». Да еще и акцент: не «во рту», а «в зубах», так как орехи нужно грызть. Поначалу кажется, что под эту формулировку подходит очень многое, но на самом деле – только орехи. Наглядный пример того, как народное творчество оттачивается годами, и в результате – емкий и самодостаточный текст.

Кто не ведает границ?
Кто летит быстрее птиц?
Он то грозен, то мятежен,
То как пух весенний нежен.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это...
(ветер) *
Ответ в этой загадке записан задом наперед; есть и другие удобные способы записи ответа, особенно в электронном виде – белым шрифтом (как в остальных случаях в этой статье), в виде дополнительных гиперссылок, вверх ногами, на последней странице сборника и т. п.

Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это…
(Слон) *

Слон, как и многие другие животные, фигурирует в загадках очень часто. Хотя, конечно, в русских народных загадках его можно найти только ближе к современности, когда русские увидели слонов в цирках.

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это...
Мишка Белка *

Примеры обманок:
У Ивана было 10 овец. Все кроме 9 сдохли. Сколько овец осталось?
Ответ: (Девять, потому что сдохла одна).

В порту разыгралась буря. Корабль плывет к нему, ориентируясь на маяк. Маяк то потухнет, то погаснет. Доплывет ли корабль до причала?
Ответ: (Нет, потому что маяк то потухнет, то погаснет, в общем, не работает).

На столе лежат две монеты, в сумме они дают 3 рубля. Одна из них – не 1 рубль. Какие это монеты?
Ответ: (2 рубля и 1 рубль. Одна конечно не рубль, но другая – точно рубль).

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
Примеры:
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

Какое слово всегда звучит неверно?
Ответ: (Слово "неверно”).

Что можно приготовить, но нельзя съесть?
Ответ: (Уроки).

Назовите пять разных дней, не называя ни чисел (1, 2, 3,..) и не названий (понедельник, вторник, среда...).
Ответ: (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).

Что все живущие на Земле люди делают одновременно?
Ответ: (Становятся старше).

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Летела стая гусей, навстречу им один гусь «Здравствуйте, - говорит, - сто гусей!» - «Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолько, да четверть столько, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?
Ответ: (36 гусей. Т. к. если к 36 прибавить столько же (36), полстолько (18), четверть столько (9) и еще одного (1), будет ровно 100).
В первую очередь, персонажами загадок и сказок становятся те животные и растения, которые окружают народ, создавший загадку. Гусей на Руси всегда было с избытком

Типичная математическая загадка «Поезда»:
Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с. искомое время равно 500:25=20 секунд.

Простая математическая задача на счет:
Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?
Ответ: (На 23 день).

5.Сюжетные загадки.

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”. Пример данетки:

“Стоит гараж. Он абсолютно пустой. Только в середине потолка свисает крюк. На крюке повесился человек. Больше ничего в гараже нет. Как он смог повесится?”

Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Простейшая логическая загадка:
Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой .

Примеры логических загадок:
А) На олимпиаде участвуют Аня, Вика, Саша и Дима. Болельщики высказали следующие предложения:
- первым будет Саша, Аня будет последней,
- вторым будет Саша, Дима будет третий,
- второй будет Аня, Дима будет четвертый.
Оказалось, в каждом предложении одно – истинно, другое – ложно. Какое место занял каждый ученик?
Ответ: (Саша – 1, Вика – 4, Аня – 2, Дима – 3).

Б) Какой учебный предмет – география, физика, математика, история – должен быть внесен в расписание при выполнении следующих условий:
- если выносится география, то и физика;
- если не выносится история, то и не выносится физика;
- неверно: если выносится математика, то и история.
Ответ: (Математика).

В) Алеша, Боря, Гриша нашли в земле сосуд. Алеша предположил, что это греческий сосуд 5 века, Боря, что сосуд финский 3 века, Гриша – не греческий 4 века. Каждый мальчик прав только в одном случае. Каков же сосуд?
Ответ: (Финский 5 века).

Г) Один из троих студентов участвовал в соревнованиях.
Если Иванов не участвовал или Петров участвовал, то Сидоров не участвовал. Если Сидоров не участвовал, то Иванов не участвовал. Кто участвовал?
Ответ: (Петров).

Логическая загадка для дошкольников (которую взрослые отгадывают далеко не всегда):
Лошадь – 5, Корова – 2, Овца – 2, Свинья – 3, Собака – 3,
Кошка – 3, Кукушка – 4, Петух – 8 . Ослик – ?
Ответ – (2, т. к. «Иа» – две буквы).

7. Юмористические (“дурацкие”) загадки

обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота , просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Пример:
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

Что такое – сидит на дереве, черное и каркает? На букву Ш.
Ответ: (Ворона. Почему на Ш? Потому что шлангом прикинулась).

Висит на стенке, зеленое, длинное, и стреляет
Ответ: (Полотенце. Почему стреляет? Чтобы труднее отгадать было)..

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

9. Шарады, анаграммы, ребусы

Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.

В наше время загадки не утратили своей популярности. Они привлекают внимание многих детских поэтов, которые сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются, а лучшие из них становятся настоящими народными загадками, иногда приспосабливаясь для устного загадывания. Вот, например, загадку о пиле:

"Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб"

знают все и воспринимают ее как народную. А ведь ее сочинил известный детский писатель. И хотя большинство из них возникло давно, многие воспринимаются как современные. А многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные.

Результаты исследования.

Мы провели анкетирование в 1Б, 1Г, 2В и 2Г классах и получили следующие результаты.

1. любите ли вы загадывать загадки?

Вывод: большинство детей любят загадывать загадки.

2. знаете ли вы загадки?

Вывод: все дети знают загадки.

3. Можете ли вы сейчас загадать 1-2 загадки?

Загадали – 100%

Вывод: все дети загадали по одной - две загадки.

4. кто придумывает загадки?

Писатели – 50%

Простые люди – 50%

Вывод: половина детей уверены, что загадки придумывает народ, а другая половина считает, что загадки сочиняют писатели.

5. зачем придумывают загадки?

Она развивает сообразительность - 23%

Это зарядка для ума – 46%

Веселое времяпровождение – 31%

Вывод: почти половина детей считают, что загадка это зарядка для ума, 31% - считают, что это веселое время провождения и лишь 23% считают, что это развитие сообразительности.

Проанализировав работу, мы можем сделать следующие выводы:

1. загадки любят все.

2. загадка –это не только веселое времяпровождение, но и зарядка для ума, развитие воображения, сообразительности, смекалки.

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, была подтверждена и не опровергнута.

Вывод

Работая над данным проектом, мы узнали, что загадки возникли в древности как язык "тайной" речи. Затем загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки. В настоящее время многие современные авторские загадки воспринимаются нами как народные, так как многие не помнят или просто не знают, что у этих загадок есть автор. И хотя большинство загадок возникло давно, многие из них воспринимаются как современные.

Каждая новая эпоха не только рождает новые загадки, но и теряет их. Кто же сейчас придумывает загадки? Изучая детские журналы и странички в интернете, мы пришли к выводу, что их сочиняют как писатели, так и простые люди, то есть народ. Популярность загадок объясняется тем, что они позволяют нам испытать себя, а также просто развлекают нас.

На основе собранного материала изготовили книжки-малышки «загадки» для учащихся младших школьного возраста (см приложение №1)

Литература:

1.. Митрофанова В. В Русские народные загадки. Ленинград. Наука. 1978, с.14.

2.Детская литература/ Сборник статей. Москва. 1986, с.19.

3. там же, с.16.

4. Садовников русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. Москва. Терра. 1996, с.15.

5. там же, с.15.

6. там же, с.10.

7. там же, с. 15.

Когда ваша подруга честно вам призналась, что «по секрету» рассказала о вашем разрыве отношений с парнем Машке, а та, в свою очередь, пообещала, что больше ни одна живая душа об этом не узнает, вы только с облегчением вздохнули. Вам сразу же стало ясно, почему на дне рождения у вашей общей знакомой, девушки, пришедшие со своими кавалерами, смотрели на вас с весьма плохо скрываемым подозрением, ревниво не отпуская от себя ни на один шаг любимых. Ситуация, однозначно, знакомая многим из нас. А ведь хранить секреты – целое искусство!

1 80824

По секрету всемусвету

Не исключено, что поначалу вы будите злиться на тогосамого человека, который «всему свету по секрету» раскрыл вашу тайну. А стоитли это делать? Подумайте сами: как бы вы на самом деле поступили в такойситуации? Наверняка вам будет сложно дать ответ на этот вопрос. Ведь если вы сами не смогли сохранить СВОЮтайну, как можно то же самое требовать от другого человека? Да ивообще, была ли вами информация настолько ценной и секретной? Кстати, и в чем насамом деле секрет удивительно быстрых на распространения всяческих секретов?

Как правило, доверяя кому бы то ни было какую-либо своютайну, мы всегда рискуем, что выбранный нами визави проболтается. И даже больше того, по словам психологов, наоткровенность нас порой толкает наше подсознательное желание сделать так, чтобыо нашей проблеме узнало, как можно больше человек. Поэтому, требуя от подруги«сохранить все в полной тайне», мы все-таки в большинстве случаев лукавим.

В первую очередьперед собой

Одним из самых лучших и проверенных способов сохранениятайны еще издавна принято считать простое правило: «никому ничего нерассказывать». Но следует помнить и о том, что единолично владея информацией,мы сами же берем на себя ответственность за все последствия. Иногда попростувыбранное нами бремя становится невыносимым. Если же и дальше продолжать во всев том же направлении тащить на себе в одиночку «ящик секретов», то можноморально «сломаться» и заработать нервное расстройство.

Что же все-таки необходимо сделать, чтобы нервы сберечь вполном порядке и лишнего не сболтнуть? Заранее следует продумать, что именно икому стоит рассказывать. И, кстати, не нужно грузить близкого человека чем нипопадя.

Секретные материалы

«Скелет в семейном шкафу»

Практически в каждой из семей есть свои тайны, какговорится: «Чужая семья – темный лес!». И как правило, эта тайна чаще всего«порочит род».

«Любовь здесь больше не живет»

Признаться в любви намногопроще, чем признаться в том, что она прошла. Хранитьв тайне чувства, нас заставляет целый ряд причин – боязньперемен, жалость, корысть, привычка и многое др. Как правило, у каждого здесьможет быть своя причина.

Здесь действенно одно средство: если вы уверены, что у васс этим мужчиной ничего не получится, признайтесь ему в этом. Он точно имеетправо знать! А вы имеете право на уважение за честность!

«Рабочий момент»

Еще как сдадут! В любом офисе есть тот единственный, которыйсчитает за должное обо всем докладывать начальству. Даже поведав коллеге освоем увольнении вы можете вызвать у нее чувство долга относительно того, чтобытот нашел замену, а фирма не пострадала.

«А вот и мой бывший…»

О чем стоит молчать, так это об интимном опыте. Но эта темасамая обсуждаемая в спальне. Мужчина не заводит этот разговор, боясь сравнений,так что дело здесь за женщиной.

«Подруга подкинула проблему»

Приятно, когда подруги тебе доверяют свои секреты. А иногдаэто то, о чем лучше и не знать, например, измена. Одно дело, если вы рады, чтоона нашла кого-то лучшего. Другое дело, если ее нынешний – ваш хороший друг,судьба которого небезразлична.

Скорая помощь

Ваша подруга не умеет «держать язык за зубами», а вы нечаянно рассказали ее тайну.

Спасение: попроситьее никогда вам ничего не рассказывать -бесполезно, просто пытайтесь переключить ее внимание на что-то другое.

Вам подруга доверила тайну, а вы помимо воли поведали о нейтретьему лицу.

Спасение: Всенужно отрицать. Нужно обыграть все так, чтобы собеседник начал сомневаться вподлинности. В крайнем случае, просто покайтесь перед подругой. Но лучше всерешить самой.

Подруга ежедневно рассказывает о секретах, которые вы не хотите знать.

Спасение: Подарите ей диктофон и визитку психолога, иначе вы станете ее постоянным «сливным бачком!».

Придумать хороший пароль - одна из тех парадоксальных задач, которые только кажутся простыми. Вижу-вижу, многие усмехнулись: мол, на такое можно поймать новичка, но мы-то, проведшие X лет в интернете, знаем, что к чему! Нас-то научили ставить прописные буквы, цифры, знаки препинания. Увы, должен вас разочаровать: стойкость придуманного даже по таким правилам «секретного слова» скорее всего невысока - и речь сегодня пойдёт о том, почему так получилось и как это исправить.

Но чтобы выяснить это и извлечь полезный урок, давайте обратимся не к научным работам, а к... комиксу. Вот к этой картинке с популярного сайта XKCD.com, приведённой ниже, считающейся классикой жанра. Уже несколько лет она ходит по рукам, но актуальности не только не потеряла, а даже наоборот - с каждым днём становится всё важнее. Посмотрите. Перед вами развенчание мифа о стойкости паролей, сгенерированных с использованием стандартных правил. Не пугайтесь цифр и терминов, я сейчас всё объясню.

Итак, что мы видим? В качестве примера предлагается использовать пароль «Tr0ub4dor&3». Получен этот уродец путём искажения английского слова troubador - таким образом, чтобы были выполнены все стандартные рекомендации. Здесь не менее 8 символов, есть прописная буква, есть цифры и знак препинания. Вбейте этот пароль при регистрации на любом сайте - и вам без вопросов позволят его использовать: он как будто бы достаточно сложный, достаточно стойкий к взлому, как сказали бы специалисты.

Насколько высока его стойкость? Давайте оценим, подсчитав количество вариантов, которые взломщику придётся перебрать, чтобы подобрать такой пароль случайным образом. В данном случае используются все буквы английского алфавита (26 штук), плюс заглавные (умножьте на два), цифры (плюс 10) и знаки препинания (которых, допустим, ещё 20 штук). Всего получается 82 возможных символа. Поскольку пароль состоит из 11 знаков и каждый такой знак может быть одним из 82 символов, число вариантов получается 82 в степени 11. Это гигантская цифра. Перебирая варианты со скоростью 1000 слов в секунду, взломщику понадобятся миллиарды лет, чтобы угадать такой пароль!

Стойкость пароля можно оценить и другим, «более научным» способом, с применением так называемой информационной энтропии (она же «мера неопределённости», она же «информационная ценность», а по сути - всё то же число вариантов). Как вам известно, компьютер хранит информацию в двоичной форме, в виде «битов», принимающих только значения 0 или 1. Пусть букве «A» соответствует комбинация 0000000, букве «B» - 0000001, букве «C» - 0000010, и так далее. Таким образом нам хватит всего 7 бит, чтобы кодировать каждый из 82 символов. Поскольку в нашем пароле 11 знаков, его энтропия составляет 7*11=77 бит. А число вариантов, которые необходимо перебрать, чтобы угадать наш пароль, составит 2 в степени 77 (на самом деле чуть меньше, потому что 7 битами можно кодировать больше, чем 82 символа). Что примерно эквивалентно предыдущему результату: огромное число, лишающее смысла попытку подбора пароля!

Простите меня за это погружение в математику, я и сам её не люблю. Зато теперь мы можем перейти к следующему этапу: объяснить, почему наш пароль на самом деле не так хорош, как кажется. А дело здесь в том, что реальный взломщик - вовсе не тупая электронно-счётная машина. Мы предполагали, что человек, который станет «ломать» наш пароль, не знает как именно мы его генерировали. И это весьма наивно с нашей стороны! Потому что всякий, кто пользовался интернетом, конечно, в курсе, каким требованиям должен удовлетворять «хороший» пароль. Поэтому, вместо грубого перебора вариантов, он может поступить следующим образом.

Прежде всего, он знает, что большинство сетян ленивы и наверняка используют для пароля какое-нибудь обыкновенное слово. В базовом словаре английского языка порядка 60 тысяч слов. Чтобы пронумеровать их так же, как мы нумеровали символы (присвоив каждому его битовый номер), нам достаточно 16 бит на каждое слово (16 бит - это 65536 вариантов). Таким образом реальная информационная ценность общеупотребительного английского слова (его энтропия) всего-то 16 бит.

Далее, взломщику известно также, что пользователя заставят использовать в пароле прописные буквы. Но всё из-за той же лени, большинство пользователей наверняка сделают прописной первую букву. Поэтому, угадывая пароль, нужно будет попробовать заменить первую букву прописной. Это добавляет к энтропии ещё один бит.

Взломщик знает и о том, что буквы «o» и «a» часто заменяют цифрами 0 и 4 (похожи по написанию), поэтому обе «o» и единственную «a» в слове «troubador» нужно попробовать заменить цифрами. Это добавит к энтропии ещё три бита.

Наконец, взломщик в курсе, что пользователя заставят использовать знаки препинания и цифры - но по причине той же самой лени, пользователь предпочтёт поставить их в самый конец. Чтобы кодировать все цифры от 0 до 9, нужны 3 бита. На знаки препинания - 4 бита. И ещё надо попробовать переставить их местами, то есть ещё плюс один бит.

Итого получаются 28 бит энтропии. Это 2 в степени 28 вариантов. Даже перебирая 1000 вариантов в секунду (что очень скромно: на самом деле реальные программы перебора, задействующие графическую карту, могут проверять в миллионы раз больше!), такой пароль будет подобран за несколько дней.

Однако кроме слабости к взлому, у пароля «Tr0ub4dor&3» есть ещё один недостаток: его трудно запомнить! Пользователь должен будет записать его куда-нибудь, а большинство опять-таки сделает это «небезопасно» - например, на бумажке, наклеенной на монитор. И это дополнительно ослабит казавшуюся такой мощной защиту. Что мы имеем в сумме? Слабый пароль, который трудно запомнить, и который создаёт у пользователя ложное чувство защищённости. Страшная комбинация.

Но что же делать? Довериться математике - и вывести энтропию пароля в максимум. Что, кстати, и составляет вторую часть комикса, который мы расшифровываем. Вот алгоритм.

Во-первых , необходимо признать, что взломщик наверняка осведомлён о методе генерации пароля. Он знает, по каким правилам мы будем его придумывать. Поэтому нет смысла хитрить, выдумывать сложные комбинации букв, цифр и знаков препинания. Положиться здесь можно только на длину!

Отсюда - во-вторых : чтобы максимизировать энтропию, нужно придумывать не секретное слово, а секретную фразу! Так можно одним махом увеличить длину пароля в разы. Однако имейте в виду, что секретная фраза должна быть лишена смысла, чтобы ненароком не облегчить взломщику задачу.

Поэтому, в-третьих : слова для парольной фразы нужно выбирать случайным образом. Возьмите словарь, выберите наугад несколько слов (лучше даже сгенерировать случайные числа с помощью любого онлайнового генератора , и потом выбрать слова с соответствующими номерами или хотя бы с соответствующих страниц) и составьте из них предложение. Случайность здесь чрезвычайно важна: если слова подобрать не случайно, взломщик сможет угадать алгоритм их подбора и тем самым радикально сократить время взлома. Со случайными же ему не останется ничего другого, кроме как перебирать каждую возможную комбинацию.

Сколько вариантов ему потребуется перебрать? Легко сосчитать. Даже воспользовавшись самыми-самыми популярными английскими словами, которых всего-то пара тысяч (то есть 11 бит энтропии на каждое), и взяв всего 4 слова, мы получим пароль, энтропия которого равна 4*11=44 бит. Перебирая 1000 вариантов в секунду, взломщик должен будет трудиться сотни лет, чтобы угадать такой пароль! Между тем он чрезвычайно прост: фраза хоть и бессмысленная, но легко запоминается в виде сценки. И не нужны никакие ухищрения вроде регистра, цифр, знаков препинания, подмены.

Впрочем, учитывая, что паролей нужно множество, хорошей идеей будет воспользоваться парольным менеджером : специальным приложением, которое сохранит все ваши секретные слова и фразы. В таком случае запомнить придётся только один главный пароль - собственно, к этой программе.

P.S. В статье использованы иллюстрации David , Dollie Mixtures , S3aphotography .

Если вам понравилась статья - порекомендуйте ее своим друзьям, знакомым или коллегам, имеющим отношение к муниципальной или государственной службе. Нам кажется, что им это будет и полезно, и приятно.
При перепечатке материалов обязательна ссылка на первоисточник.

ФОТО Getty Images

Ренди Гунтер (Randi Gunther), клинический психолог, семейный консультант и писатель. Автор бестселлера «Когда любовь споткнулась: Как оживить чувства, доверие и интерес в ваших отношениях» («When Love Stumbles: How to Rediscover Love, Trust and Fulfilment in your Relationship». New Harbinger Publications, 2011).

В своей практике терапевта я сталкиваюсь с тем, что должно пройти немало времени, прежде чем человек начнет говорить со мной о самом сокровенном: отношениях, в которых страдает, болезнях, с которыми приходится жить, мучительных эпизодах детства, сексуальном опыте или желаниях, которыми тяготится. Из всех историй, что мне довелось выслушать, я вывела «Закон нежелательных сюрпризов».

Это означает – любая информация, способная нанести боль вашему партнеру, должна быть раскрыта как можно раньше. Это единственный путь предотвратить потерю доверия к вам, если любимый человек узнает правду позже и из других источников.

Шаг первый. Рассказать как можно скорее

Рассказать нужно все то, что любой может при желании узнать о вас сам. Почти все из нас, встречая нового человека, интересуются его профилем в социальных сетях или находят данные через поисковые системы. Мы порой недооцениваем количество информации, которое можем почерпнуть друг о друге: образование, профессиональный путь, места, в которых мы жили, люди, с которыми знакомы, возможные правонарушения. Если вам некомфортно самому открывать информацию о себе, можете предложить новому знакомому стать друзьями в социальной сети. Дайте ему понять – вы готовы ответить на все вопросы.

Необходимо открыть как можно раньше все, что может принести вред или боль вашему партнеру

Ваша открытость так же важна для потенциального партнера, как и то, что у вас за спиной. Необходимо открыть все, что может представлять для него опасность или ранить его чувства. Болезни, передаваемые половым путем, то, что вы не закончили предыдущие отношения, что вы в процессе развода, что у вас была романтическая связь с кем-то из вашего общего близкого круга, наличие у вас детей – все это ваш друг/подруга должны узнать как можно скорее и из ваших уст. Лучше, чтобы это произошло с глазу на глаз, а не в переписке, так как партнеру будут важны те невербальные сигналы, которые вы ему посылаете. Кроме того, вы сумеете более полно и искренне ответить на возможные вопросы.

Шаг второй. Рассказать в самом ближайшем будущем

По мере того как вы становитесь ближе друг другу, приходит время обсудить те вещи, которые могут оказывать влияние на ваши отношения. Речь идет о ваших планах, мечтах, жизненных стремлениях и том, что вы планируете предпринимать для их достижения. Важно, чтобы обе стороны представляли, как они собираются планировать бюджет, хотят ли детей. Если вы до сих пор скрываете какие-либо из своих зависимостей: алкоголизм, азартные игры, булимию, – стоит открыто поговорить об этом. И, возможно, признать: вам необходимо понимание партнера, чтобы поддерживать себя в здоровом состоянии. По-настоящему близкий человек оценит вашу искренность и не осудит вас.

Поговорите о том, как видите ваши отношения в будущем

Поговорите о том, как вы видите ваши отношения в будущем: хотели бы вы вступить в брак, или вам ближе формы гражданского союза. Вы также можете признать (если это действительно так), что некоторые ваши желания стали меняются после того, как вы встретили своего возлюбленного. Однако вам необходимо время, чтобы определить важные для себя приоритеты (родительство, форму совместной жизни и другие). Разумеется, вы вправе ожидать от партнера такой же откровенности.

Шаг третий. Рассказать, если вы решили связать с этим человеком судьбу

Важно максимально честно обрисовать ваше материальное положение, рассказать про наследственные заболевания, острые углы, с которыми партнеру придется столкнуться, общаясь с вашими родственниками или с отцом/матерью ваших детей. На этой стадии вы уже берете на себя ответственность за ваши совместные отношения и даете человеку понять – вы верите в то, что ваша любовь окажется сильнее любых барьеров.

Шаг четвертый. Что оставить при себе?

Мы все имеем право на частное пространство. В данном случае речь идет о том внутреннем опыте, который напрямую не влияет на вашу сегодняшнюю жизнь. Это могут быть эпизоды насилия, которые вы пережили, гомосексуальный опыт, сексуальные девиации. Нам непросто даже близкому человеку рассказать об инцесте, особенно если мы по-прежнему сохраняем отношения с родителем. Некоторым людям трудно признаться в профессиональных провалах или раскрыть эпизоды, в которых они проявили себя не с лучшей стороны, предав чье-то доверие. Если вы уверены, что внутренне справились с проблемой и ваш секрет не отразится на ваших отношениях и не нанесет партнеру травму, вы имеете полное право оставить свой секрет при себе.