Введение

Семья как основополагающий институт в структуре общества особенно чувствительна к происходящим в стране реформаторским изменениям последних лет в экономике и социальной сфере, поскольку их результаты напрямую отражаются на ее уровне жизни, стабильности, воспитательной дееспособности. Материальные и психологические трудности, переживаемые семьей сегодня, привели к возникновению ранее неизвестных, нетипичных для нашего общества проблем воспитательного характера. Родители теряют свой авторитет и перестают быть образцом для подражания у своих детей, поскольку последние часто считают их неудачниками, не способными преуспевать в новых социально-экономических условиях.

Изменение экономических общественных отношений в стране сопровождается также значительной переоценкой нравственных основ жизни. Поскольку основным хранителем и транслятором социальных и нравственных ценностей является семья, такое резкое изменение ориентации общества непосредственным образом отражается на формировании семейной идеологии.

Еще одна воспитательная проблема дня связана с изменением ментальности общества в целом. Наблюдается, качественные изменения нравственных принципов в российском обществе привели к резкому снижению ответственности родителей за воспитание детей.

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала, как бы изолировано от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развитие детей, которые поступали в общественные учреждения. В настоящее время исследования убедительно показывают, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка, уход от практики дистанцирования родителей от детского сада позволяют повысить его эффективность. Создание единого пространства, развитие ребенка не возможно, если усилия педагогов и родителей будут осуществляться, не зависимо одни от других и обе стороны будут оставаться, в неведении относительно планов и намерений друг друга.

Поэтому у нас возникла необходимость разработки проекта, которая станет ориентиром, как для педагогов, так и для родителей.

Проект строится на основе документов, регламентируемых и регулирующих их деятельность (типовое положение о ДОУ, устав образовательного учреждения, родительские договоры).

Проект состоит из введе­ния, обоснования ее актуально­сти, основных направлений ра­боты и выработки стратегии по взаимодействию с семьей в це­лях повышения педагогической культуры родителей, формирова­ния партнерских отношений с семьей, строящихся на принци­пах гуманизма, дифференциро­ванного, адресного и личностно-деятельностного подходов.

1. Обоснование актуальности проекта

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. В современных условиях семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурного развития общества. Семья — уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений. В указе президента Р.Ф. от 14.05.96 №712 «Об основных направлениях государственной семейной политики» говорится о том, что цель государственной семейной политики заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Одной из основных функций семьи является воспитательная функция. Это подтверждается Законом об Образовании РФ, 1 пункт 18 статьи которого гласит, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте.

Значение семьи в воспитании ребенка ставит пред нами вопрос о ее готовности к своей воспитательной функции, о воспитательном потенциале родителей как главных воспитателей ребенка.

Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад - два воспитательных феномена, каж­дый из которых по-своему обо­гащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают опти­мальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодей­ствие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процес­са ДОУ, без которой невозмож­но решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому целями про­екта стали повышение педа­гогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет спо­собствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.

2.Нормативно –правовое обеспечение проекта

1.Конвенция о правах ребенка;

2.Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43;

3.ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 24 июля 1998г. №124 – ФЗ (с изменениями от 20 июля 2000г.);

4.Закон РФ «Об образовании» в редакции от 13 января 1996г. № 12 – ФЗ (с изменениями и дополнениями на 2002г.);

5.Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

6.Устав МДОУ;

7.Родительский договор;

8. Программа «Семья» отдела образования г.Медногорска

3.Цель и задачи проекта

Цель — вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности и их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

1. Оказание помощи родителям в вопросах воспитания и развития дошкольников

2. Привлечение взрослых к активному и педагогически грамотному участию в воспитании детей

3. Развитие коммуникативной компетентности родителей в процессе общения с педагогами и детьми

4. Активизировать, обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных
педагогических возможностях

4.Новизна и результативность проекта

Новизна — формирование нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующая доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающие корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

Результативность — активное участие и заинтересованное отношение родителей ко всему, что делают педагоги, авторитет педагогов среди родителей микрорайона.

5.Основные направления работы

Организационно-посредническое

  • вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада; участие в работе педагогического, попечительского совета ДОУ, родительских комитетах и других объединениях родителей, взаимодействие с общественными организациями;

Информационно-просветительское

  • обеспечение родителей информацией о ДОУ и документацией, регламентирующей деятельность ДОУ; организация работы с коллективом родителей; индивидуально-педагогическая помощь; использование разнообразных средств актуальной информации для родителей;

Организационно-педагогическое

  • вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях, оказание посильной помощи ДОУ.

6.Основные принципы проекта

Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;

Принцип открытости и доверия – предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;

Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;

Принцип воздействия на семью через ребенка – если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

7.Этапы работы по взаимодействию с семьёй.

1 этап ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Цель — организация эффективного взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Задачи:

1. Обеспечить педагогов ДОУ научно-методической информацией о современных формах, средствах и методах взаимодействия с родителями.

2. Активизировать педагогический потенциал воспитателей для групповой и индивидуальной работы семьями воспитанников

3. Способствовать повышению культуры педагогического общения.

1. Информирование педагогов и специалистов по нормативным, юридическим, социальным, психолого-педагогическим аспектам воспитания, обучения и развития дошкольников в сотрудничестве с родителями,

2. Методическая помощь педагогам по планированию и реализации различных форм работы с семьями.

3. Проведение консилиумов по анализу и планированию работы с семьями воспитанников.

4. Самообразование педагогов:

4.1.Изучение литературы по проблемам семейного воспитания.

4.2.Изучение нормативно-правовой документации по проблемам семьи и детства.

4.3.Изучение современных методик,технологий взаимодействия с семьей и вариативных методов оказания помощи семье.

Формы работы:

1. Лекции, беседы, консультации.

2. Семинары-практикумы, педагогические советы, анкетирование, тестирование.

3. Чтение специальной литературы, повышение квалификации.

2 этап. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Цель — выявление образовательных потребностей семей воспитанников, уровня осведомленности родителей в об­ласти воспитания и обучения дошкольников, мнения родителей о качестве воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Задачи:

1. Изучить и оценить реальные потребности семей воспитанников

2. Определить уровни потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах и их психологической культуры

3. Выявить мнение родителей о качестве работы ДОУ

1. Мониторинг базы данных на ребенка и его семью

1.1. Анализ документов и первичных сведений о ребенке, поступившего в ДОУ и его семье.
1.2 Сбор информации об особенностях воспитания ребенка в семье.
1.3 Социологическое исследование состава семьи воспитанников

2.Диагностика потребностей и уровня осведомленности родителей в области воспитания и обучения дошкольников

3.Диагностика психологического климата в ДОУ (комфортность ДОУ для воспитанников, качество воспитательно-образовательного процесса).

4.Диагностика эффективности (количественная и качественная) мероприятий, проводимых специалистами ДОУ

Формы работы:

1. Изучение документов, беседы с родителями, анкетирование, тестирование, опросы, интервью.

2. «Родительская почта»».

3. «Горячий телефон».

4. Тетрадь отзывов и предложений.

3 этап. ПРАКТИЧЕСКИЙ

Цель — повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

1. Обеспечить родителей необходимыми психолого-педагогическими знаниями по вопросам дошкольного воспитания.

2. Использовать разнообразные средства актуальной информации для родителей.

1. Наглядное информирование родителей.

2. Организация и проведение консультирования родителей по проблемам воспитания дошкольников.

3. Участие родителей в организационно-правовой деятельности ДОУ:работа родительского комитета ДОУ, совместное планирование и организация его деятельности;составление плана взаимодействия с семьей на учебный год.

4. Совместная деятельность педагогов с родителями над образовательными и творческими проектами.

5. Организация и проведение досуговых мероприятий, спортивных праздников, соревнований, развлечений, туристических походов.

6. Участие родителей в педагогическом процессе.

7. Организация работы по благоустройству детского сада и оказание спонсорской помощи в оснащении предметно-развивающей среды.

Формы работы

1. Информационные и групповые стенды, родительские групповые газеты, газета для родителей от родителей «Светлячок», родительские собрания.

2. Круглые столы, дискуссии, творческие мастерские, тренинги.

3. Планирование, совещания.

4. Родительские клубы, День Здоровья, Неделя экологии, тематические встречи, открытые занятия.

5. Благоустройство участков, групповых комнат, озеленение территории д/с.

4 этап. КОНТРОЛЬНЫЙ

Цель —анализ результативности взаимодействия ДОУ ребенка с семьей

Задачи:

1. Изучить и оценить работу ДОУ по организации взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников.

2. Прогнозировать на основе полученных данных дальнейшее развитие положительных тенденций в сотрудничестве с семьями воспитанников.

1. Анализ работы с родителями в рамках сотрудничества и взаимодействия и сбор аналитического материала, внесение корректив в планирование работы с родителями, отражение результатов текущей и итоговой работы в основной документации методической службы.

2. Разработка системы психолого-педагогической помощи семье и детям, выбор приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности, выработка стратегии совместной работы всех служб ДОУ по вопросам сотрудничества с семьей.

Формы работы

1. Тесты, опросы, анкетирование.

2. Заседания круглого стола.

3. Дискуссии.

4. Перспективное и календарное планирование.

5. Аналитические справки.

8. Методика контактного взаимодействия педагога с родителями

I этап. Поиск контактов, пер­вые встречи двух сторон, выра­ботка желания общаться. На этом этапе воспитателю особен­но необходимо проявить педаго­гический такт, искреннее уваже­ние к родителям, деликатность, сдержанность, чтобы не оттолк­нуть их некорректными вопро­сами.

II этап. Совместное размыш­ление о том, что необходимо раз­вивать и воспитывать в ребенке, сохраняя неповторимость его индивидуальности. Здесь уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении ребенка.

III этап. Установление общих требований к воспитанию ре­бенка. Надо побудить родителей высказать свои взгляды на вос­питание и назвать используемые методы в общении со своим сы­ном, дочерью. Мнение родителей, даже неверное, необходимо вы­слушать и не опровергать. По­степенно нужно предложить свои способы воздействия, при­звав к объединению усилий для выработки единых требований

IV этап. Согласованное со­трудничество в достижении об­щей цели. Здесь обе стороны уточняют воспитательные воз­можности друг друга, определя­ют цели и задачи, находя спосо­бы, чтобы возможные споры и несогласия не помешали даль­нейшему сотрудничеству,

V этап. Реализация достигну­тых договоренностей. На этом этапе педагог доверительно со­общает о своих сомнениях, за­труднениях, спрашивает советов у родителей и прислушивается к ним. В это время вырабатывают­ся согласованные мероприятия, направленные, в том числе, и на перевоспитание ребенка, кор­рекцию его поведения.

VI этап. Совершенствование педагогического сотрудничества. Как и на предыдущих этапах, здесь нецелесообразно предлагать гото­вые решения. Надо тщательно про­анализировать развитие процесса совместной деятельности, так как это этап расширения и углубления педагогического сотрудничества, когда идет реализация единых пе­дагогических воздействий.

9. Механизм оценки результатов

Методика изучения уровня актив­ности, психолого-педагогичес­кой культуры родителей.

Метод отслеживания

Учёт участия родителей в различных мероприятиях

— наблюдения

— беседы

Методика изучения удов­летворенности родителей работой образовательного учреждения.

Метод отслеживания

— анкетирование

— индивидуальные беседы

Тестирование

Методика определения уров­ня деятельности педагога с ро­дителями.

Метод отслеживания

Ис­пользование листов самооценки (Л.М. Денякина).

— тестирование

— моделирование игровых и проблемных ситуаций

Мониторинг взаимодействия в системе «ДОУ –семья»

10. Ожидаемые результаты

  • установить доверительные отношения с семьями детей, что даст достоверную информацию об эмоциональном благополучии ребенка в семье;
  • оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой;
  • родители становятся полноправными участниками образовательного процесса, что позволяет выработать единые требования к воспитанию детей в семье и детском саду;
  • устранить формализм при организации работы с семьей;
  • установить партнёрские отношения между родителями и педагогами ДОУ;
  • сблизить дошкольное и семейное воспитание в интересах становления полноценной, психически, физически, нравственно здоровой личности;
  • распространить опыта работы взаимодействия с семьей на уровне города и области.

Задачи и их реализация в семье и в детском саду

Список использованных источников

1. Антонова Т.В., Арнаутова Е.П., Иванова В.М., Разгонова Н.А. Взаимодействие детского сада и семьи в условиях социально-экономической нестабильности общества // Семья на пороге третьего тысячелетия: Материалы научно-практической конференции. М., 1995. С. 112–118.

2. Архангельский В.Н., Кучмаева О.В. Личность, семья, общество: взаимодействия в современных условиях // Семья в России. — 1996. — №2. — С.64-84.

3. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести / Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.

4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П.Беспалько. — М.: Педагогика, 2000.- 192с.

5. Бикбулатов Р.Р. Комплексный подход в решении социально-психологических проблем современной семьи // Современная семья: проблемы, поиски, решения: Сб. ст. — Казань: Отечество, 2000. — с. 23-29.

6. Виноградова Л. Ищем новые формы взаимодействия с родительской общественностью /Л.Виноградова // Воспитание школьников. – 2005. — № 6. – с.9-16.

7. Власюк И.В. Семья как социокультурная ценность. Монография – Оренбург: ООО «Агенство «ПРЕССА», 2006 – 200с.

8. Дошкольные учреждения и семья - единое пространство детского развития / Т.Н Доронова и др. М., 2001.

9. Заслуженюк В.С. Родители и дети. Взаимопонимание или отчуждение. – М., 1999 г.

10. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

11. Зимина А.И. Работа с родителями / А.И. Зимина // Классный руководитель. – 2007. — № 6. – с. 104-106.

12. Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/Сост. Н.П. Митрошина, Т.А. Овечкина. СПб., 2001.

13. Павлова Л.Н. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей раннего возраста: К вопросу обновления системы общественного воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. № 8.

14. Рындак В.Г. Мы родом из детства//Педагогические ориентиры воспитания ребенка в семье и школе//монография/В.Г.Рындак-М.;Оренбург: Пед.вест.ОГИМ, 2006.-203с.

15. Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения // Ред. кол. Т.Ф. Яркина, В.Г. Бочарова, М.П. Гурьянова, В.Н. Гуров. Т.1. Кн. 1. М.; Ставрополь, 1997.

16. Татаренко, В.Я. Семья и формирование личности/В.Я.Татаренко.-М.:Мысль,2003.-352с.

17. Фалькович Т.А. Нетрадиционные формы работы с родителями: для классного руководителей / Т.А. Фалькович Н.С. Толстоухова, Л.А. Обухова – М. 5 за знания, 2005. – 240 с.


Участники проекта: воспитатели, дети, родители, младший воспитатель. Вид проекта:социальный Продолжительность: долгосрочный


Актуальность проекта: Проект направлен на интенсификацию работы с семьей на основе двустороннего воздействия: ДОУ на семью и семьи на ДОУ. Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений ДОУ и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья . В Законе РФ « Об образовании» впервые сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ создается им в помощь.



Задачи: - закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи). - воспитывать желание заботиться о близких. - закреплять знание пословиц о семье. 1. Организационный момент. (в кругу). Собрались все дети в круг. Я- твой друг, и ты- мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся. Воспитатель. –Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я- Вера Васильевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут? (Дашенька, Мишенька,…)2. Беседа о семье. Воспитатель.- Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья .Как хорошо, что у вас есть семья ! Вы- самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семья ребенок лежит, а мама дает ему лекарства и т. д.)- Давайте составим рассказ по картинкам. Расскажите, кто изображен, во что одет, что делает? - А как вы думаете, что они могут говорить друг другу? Оживите картинку.- Итак, что же такое семья ? (ответы детей)Вывод: Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.4. Валеологическая пауза « Большая семья ». (в кругу)В доме жила большая семья , всех назову вам, детишки, я:Мама -красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла.Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи- настоящий отец!Бабушка с ними – старушка- жила, целыми днями вязать могла!Дедушка старенький в доме том жил, лето м на даче рыбку ловил.Н у а еще был в семействе сынишка- бойкий и шустрый такой шалунишка.Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик.Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал:Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает.В семье той большой не умели скучать- вечером пили с вареньем чай.Вкусный чаек, объеденье- варенье… Пора и заканчивать стихотворенье! Только одно лишь добавлю я- Дружная очень это семья !


5. Игра на развитие творческого воображения.Воспитатель. – Вечером вся семья собирается дома- а это значит, что можно поиграть в веселую игру.Давайте подумаем, а чем же может оказаться мамина кастрюля? А папин башмак?6. Беседа по пословицам.- Семью почитали еще с древних времен, народ сложил много пословиц.« При солнышке тепло, при матери- добро» (дети договаривают пословицы)« Нет милее дружка, чем родная матушка».- А как вы понимаете смысл этих пословиц? Какие вы знаете пословицы о семье?7. Игра « Что бы вы пожелали своей семье?» (пожелания детей)8. Пальчиковая гимнастика.(стоя)Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом в определенной последовательности загибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный, средний и большой. Знаю я, что у меня дома дружная семья : Это- мама , это- я, это- бабушка моя. Это- папа, это- дед, и у нас разлада нет! 9. Изготовление цветка для семьи.- А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся в лепестках вот этого чудесного цветка, который мы сейчас изготовим (из гофрированной бумаги и проволоки)- Я хочу вам пожелать, чтобы этот цветок принес частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью.Спасибо вам за помощь!


Приложение к проекту

Заключительная часть. На основе анализа эффективности новых форм работы с родителями сделаны следующие выводы: 35% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса, 95% семей принимают активное участие в организации образовательной деятельности, 68% участвуют в оценке результатов. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 98% родителей посещают родитель ские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. По результатам диагностики в группе нет родителей- наблюдателей, на 30% увеличилось число родителей –лидеров, до 67% выросло количество родителей- исполнителей. Организация взаимодействия с семьей- работа трудная., не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье. В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого- педагогическая грамотность родителей, культура межличностного взаимодействия детей в группе.

В воспитании и развитии ребенка большая роль отводится игре – преобладающему виду деятельности детей дошкольного возраста.

В настоящее время игра вытесняется образовательной деятельностью. Многие родители хотят, чтобы их дети скорей научились читать, писать, стали взрослыми. Но нельзя забывать, что играя, ребенок общается со сверстниками, совершает определенные поступки. Надо, нам взрослым, помнить, что поступки, слова и действия ребенка, совершаемые в игре, прямо или косвенно проектируют его жизнь. Поэтому воспитателю, родителям необходимо помочь детям в организации поступков. Без этого игра потеряет свой воспитательный эффект. Мы должны помнить о значении игр для развития ребенка, учить детей играть и учиться играть у детей.

Создание проекта позволит объединить родителей, детей, воспитателя. За короткий период времени научить родителей играть с детьми в сюжетно-ролевые игры, повысит знания родителей в вопросах игровой деятельности, а воспитатель получит информацию об играх в семье и будет применять опыт семьи в своей работе. Поможет родителям вспомнить игры из детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместные проекты воспитатель, родители, дети

Воспитатель: Дианычева Г.Л.

Совместный проект

Образовательная область «Социализация»

«Игры нашего детства»

Актуальность : В воспитании и развитии ребенка большая роль отводится игре – преобладающему виду деятельности детей дошкольного возраста. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающим мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - говорил В.А. Сухомлинский.

Проблема: В настоящее время игра вытесняется образовательной деятельностью. Многие родители хотят, чтобы их дети скорей научились читать, писать, стали взрослыми. Но нельзя забывать, что играя, ребенок общается со сверстниками, совершает определенные поступки. Надо, нам взрослым, помнить, что поступки, слова и действия ребенка, совершаемые в игре, прямо или косвенно проектируют его жизнь. Поэтому воспитателю, родителям необходимо помочь детям в организации поступков. Без этого игра потеряет свой воспитательный эффект. Мы должны помнить о значении игр для развития ребенка, учить детей играть и учиться играть у детей.

Создание проекта позволит объединить родителей, детей, воспитателя. За короткий период времени научить родителей играть с детьми в сюжетно-ролевые игры, повысит знания родителей в вопросах игровой деятельности, а воспитатель получит информацию об играх в семье и будет применять опыт семьи в своей работе. Поможет родителям вспомнить игры из детства.

Участники проекта:

Масштаб проекта: кратковременный.

Цель: показать значимость игры для развития ребенка, как ведущего вида деятельности в дошкольном детстве.

Задачи:

Повысить уровень знаний родителей в игровой деятельности;

Сблизить общение родителей и детей с помощью игр;

Предложить родителям вспомнить игры из детства.

1. Предварительная работа:

Оповестить родителей о проекте;

Оформить памятку «Игра – ведущий вид деятельности»;

Подобрать соответствующую литературу об игре;

Реализация проекта:

Подготовить игры детства родителям;

Предложить провести игры с детьми дома (родители +дети);

Подготовить атрибуты к играм и принести их в группу;

Пригласить родителей провести игры с детьми в группе под общим названием «Мы снова дети!»;

Конкурс «Моя любимая игра»- родители пишут, говорят об игре.

Подведение итогов:

«Ням-Нямыч приглашает в гости» , сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери», «На скотном дворе» и др. по желанию детей и родителей.

Оформление альбома по теме «Игры нашего детства».

Подведение итога конкурса «Моя любимая игра», награждение.

Анализ работы воспитателем.

Проектная деятельность в детском саду:

Проект «Семья, дом+Семья, группа=Дружба» 2011 год.

Составила и провела

Воспитатель Дианычева Галина Леонидовна,

дошкольная группа

Направление: « социально-личностное»

Образовательная область «Коммуникация»

Идея темы шла от родителей, когда одна из родительниц сказала: «Надо нам поменять фотографии в фойе». Пришла идея - создать проект и вместе оформить фотовыставку в фойе, а для этого надо было потрудиться.

Целеполагание

Вопрос воспитания ребёнка волнует всех родителей, которые хотят видеть своих детей счастливыми. И как раз дошкольное воспитание является тем фундаментом, который мы заложим в наших детях на всю жизнь.. Именно в дошкольный период начинает формироваться личность в ребёнке. Именно в этом возрасте и начинается воспитание детей и в это время родителям нужно многому научиться.

И нам нужно помочь ребёнку в этих стремлениях и направить по правильному пути. И нужно понимать, где нужно настоять на своем, а где лучше не переусердствовать. Нужно понимать, что нужно сделать и что нельзя.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Проблема:

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Создание проекта позволит объединить родителей, детей, воспитателя. За короткий период времени научить родителей общаться с детьми, друг с другом, повысит знания родителей в вопросах воспитания детей, а воспитатель получит информацию по семейному воспитанию от родителей и будет применять опыт семьи в своей работе.

Участники проекта: дети разновозрастной группы, родители, воспитатель.

Масштаб проекта: кратковременный.

Цель:

создание в дошкольной группе необходимых условий для развития отношений с семьями, повышение значимости дошкольной группы в лице родителей, повышение уровня знаний родителей по вопросам воспитания в группе.

Задачи:

Воспитывать у детей любовь к родителям, учить проявлять заботу о родных людях.

Совершенствовать стиль партнерских отношений.

Развивать коммуникативные навыки у детей и их родителей.

Обогащать детско-родительские отношения с помощью игр, игр-занятий, чтение художественной литературы.

Сделать родителей активными помощниками в воспитании и образовании детей в группе.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.

Понимание родителями значимости дошкольной группы для ребенка.

Умение родителями организовать сюжетно-ролевые игры, организованную образовательную деятельность детей дома.

Воспитание у родителей уважения к труду воспитателя в разновозрастной группе.

Использование воспитателем накопленного опыта в своей работе с детьми.

Предварительная работа:

Познакомить родителей с проектом;

Подобрать методическую и художественную литературу;

Анкетирование родителей «

Реализация проекта:

Мини - сочинение «Внимание в семье «особый» ребенок» пишут родители;

Составление родословной своей семьи;

Заполнение Плана семьи воспитателем и родителями;

Посещение семей;

Говорят дети (небольшие рассказы детей о маме, папе);

Родители в гостях у дошколят:

«Пирожок, пирожок испекли мы сами…» печем вместе пироги;

проведение занятия с детьми мамой Т.А. Востровой «Путешествие по сказочному лесу» (сказ КОТ ерапия);

Предложить родителям собрать фотоматериал о своей семье.

Итог проекта:

Подведение итогов конкурса мини-сочинений.

Фотовыставка «Наш милый малыш!»

Составления альбома «Семья вместе и душа на месте», «Самые лучшие дети на свете», «Взаимодействие воспитателя с семьями воспитанников» - фото-презентация).

Проект: «Дорога и дети»

Направление: «Социально-личностное»

Область «Безопасность»

Составила и провела

Воспитатель Дианычева Галина Леонидовна

Целеполагание:

Вопрос безопасности дорожного движения волнует все человечество. Совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, дети получают травмы, погибают. Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Проблема:

слабо организована работа в сельской дошкольной группе по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге, родители мало внимания уделяют данной проблеме, а дети копируют родителей.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Целевая группа: дети дошкольной разновозрастной группы (от 2 до 5 лет).

Масштаб проекта : кратковременный.

Вид проекта: групповой.

Основание для разработки:

Проект обеспечит достижение конкретных результатов за короткий срок.

Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и воспитателя.

Можно выстроить совместную деятельность.

Повысит уровень знаний родителей по вопросу «Безопасности детей на дорогах».

Цель: формирование практических навыков безопасного поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса.

Задачи:

Формировать практические навыки безопасного поведения у детей и родителей через практическую деятельность.

Закреплять правила дорожного движения и практические навыки поведения в условиях игрового пространства.

Расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

Активно приобщать родителей к работе в области «Безопасность».

Предварительная работа:

Анкетирование родителей; анализ анкет и определение работы по теме ПДД;

Подготовка соответствующей литературы;

Обновить стенд «Светофорчик»;

Оповестить родителей о проекте, договориться о времени посещения дошкольной группы.

Реализация проекта:

Конкурс рисунков «Дети и дорога» домашнее задание;

Изготовление атрибутов, как в группе, так и дома;

- «Папа в гости к нам пришел» - папа знакомит с правилами дорожного движения;

Играем вместе с папой, мамой «Воробышки и автомобиль», «Воробышки и кот» и др. игры;

Заучивание стихотворений дома.

Мероприятия для детей по теме «Безопасность» в образовательной области, в режимных моментах, самостоятельной совместной деятельности, (по плану воспитателя).

Статья в СМИ «Путешествие в страну Светофорию» (пишет воспитатель).

Подведение итогов:

Сюжетно-ролевая -игра «Ежка и дорожка».

Подведение итогов конкурса рисунков, награждение.

Сценка «Наш-друг светофор». Анализ проекта воспитателем.

Создание фото-презентации «Азы дороги – малышам».


Проект по работе с родителями «Главное – ВМЕСТЕ!»

2 слайд

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я представлю сегодня свой опыт работы. Педагогический проект по работе с родителями воспитанников 1 младшей группы «Главное – вместе!»

Слайд 3.

АКТУАЛЬНОСТЬ

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями. По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы: одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад, а они хотят видеть по окончании детского сада результат. Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада, третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом. Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто, больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Слайд 4.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

ПРОБЛЕМА

Неучастие родителей в жизни своего чада, банальное отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Слайд 5.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения услышать и понять друг друга.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, со всеми участниками образовательного пространства?

В связи с этим, я разработала и реализовала проект, который называется «Главное - ВМЕСТЕ»!

Слайд 6.

Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Каковы же цели-ориентиры для педагогов детского сада?

Цели – ориентиры для педагогов детского сада:

    Воспитание уважения к детству и родительству;

    Взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;

    Повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;

    Оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;

    Установление доверительных и партнерских отношений с родителями;

    Объединение усилий для развития и воспитания детей;

    Повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей;

    Привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми.

Цели – ориентиры для родителей (семьи воспитанников):

    • Совершенствование взаимодействия взрослого и ребенка.

      Формирование позиции сотрудничества, умения организовывать и осуществлять детскую деятельность.

      Наполнение жизни семьи созидательной энергией.

И задачи проекта представлены на слайде. 8 слайд:

Для реализации поставленных задач я разработала программу сотрудничества «»

Слайд 9.

Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ детский сад №6 «Родничок» в специально организованной деятельности:

    Совместной деятельности педагога и ребенка;

    Совместной деятельности педагога, ребенка и семьи;

    В самостоятельной детской деятельности;

    В условиях проведения активной методической работы.

Слайд 10.

При подготовке проекта я использовала следующие методические пособия (они представлены на экране), и, конечно же широко распространённые интернет-ресурсы: маам. ру., нспортал, первое сентября, открытый урок и др.

Слайд 11.

Итак, подробнее о ходе реализации проекта. Проект реализовывался в 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный . На подготовительном этапе (Август - сентябрь) с помощью анкетирования были опрошены родители. Цель анкетирования: изучение отношения родителей к образовательному процессу в семье и в детском саду. Анкета анонимная . Результаты анкетирования родителей следующие:

Всего участвовало: 25 семей. Анкетирование показало, что 71% родителей полностью устраивают: комфортные условия пребывания детей в ДОУ: достаточная обеспеченность развивающими игрушками, игровым оборудованием, безопасные условия пребывания детей в детском саду. Большинство родителей (70%) считают, что работа по физическому воспитанию и укреплению здоровья детей ведется на достаточном уровне. 81% родителей полностью устраивает профессиональный уровень воспитателей группы.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ДОУ можно считать удовлетворительным. С целью укрепления этой взаимосвязи необходимо разнообразить формы работы с родителями, направленные на активизацию их участия в ходе воспитательно – образовательного процесса.

В родительские уголки была размещена информация о начале реализации проекта «Главное – ВМЕСТЕ!» в виде приглашения родителей с просьбой принять активное участие. Я занялась изучением научной и методической литературы по теме проекта. Составила календарно-тематические планы в рамках проекта. Разработала методические материалы для его реализации.

12 - 13 слайды

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по нескольким направлениям. Для этого я взяла за основу классификацию формы взаимодействия с семьей, автор Кротова.

Коллективные:

Консультативно - рекомендательная работа: вечера вопросов и ответов; «круглый стол» с участием родителей; групповые собрания родителей; тематические консультации; общие собрания, педагогические беседы с родителями.

Лекционно - просветительская работа: лекции специалистов ДОУ; занятия для родителей в библиотеке ДОУ; беседа со специалистами; «круглый стол» с участием родителей.

Практические занятия для родителей: дни открытых дверей; открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей; выставки семейных рисунков, фотографий, коллекций; участие в работе родительского комитета.

Совместная работа родителей, детей, педагогов: экскурсии, походы; традиции, развлечения, семейные встречи; семейные праздники: День матери, Новый год, 8 марта, семейные клубы, мастерские.

Индивидуальные:

Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком: введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка), коллективные творческие дела.

Наглядно – информационные:

Консультативно - рекомендательная работа: уголок для родителей, выставка психолого - педагогической литературы; папки- передвижки; папки- раскладушки; газета для родителей; библиотечки для родителей; доска объявлений.

Практические занятия для родителей: дни открытых дверей, школы для родителей, тематические выставки, конференции, визиты в группу.

Совместная работа родителей, детей, педагогов: мастерские, введение личной фотолетописи ребенка в период посещения д/с (портфолио ребенка), выставка детских работ, беседы с детьми, участие в совместных проектах.

Слайд 14.

Основной этап (Октябрь-Апрель). В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей. Необходимо отметить, что тематика родительских собраний варьируется в зависимости от социального запроса родителей.

Данный этап реализации проекта включает в себя как специально организованные занятия (НОД), так и другие виды деятельности: беседы,

чтение художественной литературы, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры с детьми.

Слайд 15.

В соответствии с тематикой моего проекта была организована игровая деятельность :

1. Дидактические игры: «Разложи правильно» и другие.

2. Сюжетно – ролевые игры : «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама

ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск»,

«Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».

3. Словесные игры : «Назови по образцу», «Назови ласково», «Скажи со словом «мама», и т.д.

16 слайд.

Познавательная деятельность :

1. Рассматривание картин, иллюстраций о семье.

2. Беседы на тему с детьми: «Мои родные», «Любящие родители», «Моя семья» «Мамочка любимая моя», «Хорошо с мамой рядом», «Кому я благодарен» «Мой дом - моя крепость», «Я и моё имя», «Я - маленький и Я – взрослый», «Я и мои друзья», «Бабушка рядышком с дедушкой…», «Как на нашей улице…», «Как вы отдыхали летом», «Что такое дружба?», «Волшебные дома: Дом Доброты, Дом Ума, Дом Силы», «Чего я боюсь», «Хорошо дарить подарки!», «Что значит любить (дружить, дарить, отдавать…) бескорыстно »

Беседы на тему с родителями:

«Установление партнерских отношений, выявление проблем в воспитании и развитии детей»;

«Адаптация ребенка к условиям детского сада»;

«Особенности развития ребенка 2-3 лет»;

Буклет «Безопасный Новый год»,

Консультация и беседа «Роль семьи в воспитании детей»,

Консультация, беседа» Что нужно, чтобы ребенок был счастлив?», Консультация, беседа. «Золотые правила воспитания»,

Консультация, беседа «Мама и папа в жизни ребенка». Или разница в воспитании.

3. Д/и: «Поможем кукле выбрать покупку»;

«Транспорт» Игровая ситуация.

Художественно- эстетическая деятельность:

1. Рисование: «Моя семья», «Я в детском саду» (совместно с родителями).

2. Фотоколлаж: «Семейный сад».

3. Слушание песен о семье.

4. Использование музыки во время продуктивных видов деятельности.

17 слайд.

Были организованы:

1. Целевые прогулки по улицам поселка (с целью ознакомления местом родителей детей)

2. Экскурсии на кухню д/с_ место работы мамы

3. Сюжетно ролевые игры: «Дочки – матери», «Мой дом», «Мама ведёт детей в детский сад», «Папа играет с детьми», «Семья едет в отпуск», «Семья путешествует», «Мамины и папины помощники», «Мама, папа и я – дружная семья», «Еду с папой на машине», «В гости к бабушке», «Мастерим вместе с дедом».

4. Игры с напольными пособиями:

18 слайд.

Заключительный этап включает в себя: анализ проделанной работы Итоговое родительское собрание «Вот и год прошел». Презентация проекта на педагогическом совете. Награждение участников проекта в различных номинациях. Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ. Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.

В ходе проекта мы тесно сотрудничали с родителями.

    Материал в уголок родителей «Моя семья».

    Консультация для родителей «Что мы знаем о родительской любви».

    Индивидуальные беседы с родителями на тему психолого- педагогическое воспитание.

    Организация Фотоколлаж, составление родословной «Семейный сад»; выставки рисунков совместного творчества на тему «Я в детском саду», участие в интернет конкурсе «Снейл» - генеалогическое древо.

19, 20 – 21 слайд

На слайдах видна тесная взаимосвязь по тематике нашего проекта всех 5 образовательных областей.

22 слайд – 23 слайд

24 слайд.

Выводы по проделанной работе:

Показатели результативности проведенной работы : На сегодняшний день можно сказать, что в нашей группе сложились дружеские отношения с родителями. Использование разнообразных форм работы с родителями дало необходимые результаты: у родителей появился интерес к работе детского сада и воспитанию детей; изменился характер вопросов родителей к педагогам детского сада, увеличился рост их педагогических интересов и знаний; родители овладели необходимыми практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста; вырос рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, их активности; в участие в конкурсах, досугах, праздниках; пониманию родителями практической и воспитательной значимости их помощи детскому саду в хозяйственной и педагогической работе; проявлению интереса к активному включению в планирование образовательного процесса.

Таким образом, использование новых форм в сотрудничестве с семьей, помогут педагогам и родителям освоить методы воспитания, основанные на взаимоуважении, демократическом и гуманистическом подходах.

25, 26, 27, 28 слайд.

Участие в снейле

29 слайд.

В проекте «Главное – ВМЕСТЕ!» и зложенный выше практический материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (детский сад и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка .

Реализация задач работы с родителями с помощью метода проектов позволила определить его значимость: обучение шло без напряжения, не вызывало у детей утомления и состояния тревожности, а качество усвоения знаний и представлений о семье было максимальным, о чем свидетельствуют результаты диагностики. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками воспитателя и администрации ДОУ, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей, ощущая себя более компетентными в воспитании детей.

Разработчик проекта:

воспитатель старшей группы № 5

Попова Л.Е.

2013 – 2014 учебный год

Пояснительная записка

Первая школа растущего человека – семья. Она - целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться. Приоритет в воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье складываются первые представления об окружающем мире, ответственности и долге.

В детском саду малыш получает свои первые знания, приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, учится организовывать собственную деятельность.

Главный момент в контексте «Семья – детский сад» - личностное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания ребенка. Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс способствует улучшению эмоционального самочувствия детей, обогащению воспитательного опыта родителей.

Актуальность проблемы . Проблема взаимодействия детского сада с семьей всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает увидеть им многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребенку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребенка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путем одностороннего воздействия ничего сделать, можно лишь подавить или запугать ребенка. Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Выделяют два основных направления взаимодействия с семьей:

    Повышение уровня педагогической компетентности родителей через родительские собрания, родительские уголки, папки-передвижки, групповые консультации, индивидуальные беседы.

    Привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий.

Основные принципы организации работы с семьей:

открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);

    сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

    отсутствие формализма в организации работы с семьей;

    создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

    диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

Ожидаемые результаты :

1.Создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями.

2.Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов.

3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

4.Возросшая роль ДОУ как ведущего звена в организации образовательной работы с детьми.

Одним из непременных условий воспитания в ДОУ является взаимодействие с семьями воспитанников. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников .

Традиционные :

1) коллективные – родительские собрания, конференции и др.

2) индивидуальные – педагогические беседы с родителями, посещение семьи;

3) наглядно – информационные – родительские уголки, папки-передвижки, семейные и групповые альбомы, фотомонтажи, выставки совместных работ.

Нетрадиционные :

1) информационно-аналитические – направлены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми (анкетирование, сбор сведений и т.д.);

2) досуговые – призваны устанавливать теплые доверительные отношения, позволяют родителям увидеть изнутри своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, попробовать разные походы, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но с другими родителями (совместные праздники, выставки поделок и рисунков)

3) познавательные – направлены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания детей;

4) информационно-ознакомительная форма – ознакомление с родителей с ДОУ, особенностями его работы;

5) информационно-просветительская форма – направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Проектная часть

Тип проекта : долгосрочный, открытый, практико-ориентированный, коллективный

Цель проекта : организация методической работы по созданию условий взаимодействия специалистов ДОУ с родителями дошкольников, вовлечение семьи в единое образовательное пространство

Задачи проекта :

Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного пространства ДОУ;

Повышение педагогической культуры родителей;

Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;

Развитие творческих способностей детей и родителей.

Объект проекта - педагогическое просвещение родителей дошкольников.

Предмет объекта - содержание и формы педагогического просвещения.

Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники и родители.

Условия реализации проекта : заинтересованность детей и родителей, регулярность и систематичность работы.

Примерный перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2013-2014 год

месяц

мероприятие

ответственные

сентябрь

Оформление стендов и другой наглядной агитации

Сбор сведений о родителях

Анкетирование родителей для выявления запросов, интересов родителей при организации услуг в ДОУ

Организационное родительское собрание: «Знакомство родителей с требованиями программы воспитания в ДОУ детей 5-6 лет»

Консультация логопеда «Все о развитии детской речи»

Оформление папки-передвижки «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

Фотовыставка «Как я провел лето»

Фотоальбом «Моя семья»

Конкурс поделок «Природа вокруг нас»

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

воспитатели

Логопед

Воспитатели

Родители, воспитатели

родители

октябрь

Спортивное развлечение «Веселые старты»

Консультация «Грипп. Меры профилактики»

Конкурс поделок «Полицейский дядя Степа»

Папка-передвижка «Профилактика гриппа и ОРЗ»

Развлечение «Праздник осени»

Физ.руководитель

Родители

Медсестра

Муз.руководитель

ноябрь

Выставка рисунков «Выходные в семье»

Консультация «Одежда детей в группе»

Оформление стенда «Ознакомление с «Конвенцией о правах ребенка»

Родительское собрание «С любовью к маме»

Родители

воспитатели

декабрь

Привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями.

Привлечение родителей к приобретению новогодних подарков.

Выставка новогодних подарков, сделанных своими руками.

Проведение новогоднего праздника.

Воспитатели

Родкомитет

Родители

Муз.руководитель

январь

Папка-передвижка «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности».

Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды».

Консультация «Самостоятельность ребенка. Ее границы»

Воспитатели

Родители

воспитатели

февраль

Консультация «Закаливание - одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»

Выставка детских рисунков «Мой папа»

Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей»

Воспитатели, медсестра

Родители

воспитатели

март

Фотовыставка «Моя любимая бабушка»

Родительское собрание

Папка-передвижка «Традиции и культура Сыктывдинского района»

Папка-передвижка «Гиперактивность. Как с этим бороться»

Родители

Воспитатели

воспитатели

Воспитатели

апрель

Фотовыставка «Все профессии важны…»

Консультация «Все о компьютерных играх»

Консультация «Детский рисунок- ключ к внутреннему миру ребенка»

Трудовой десант. Участие родителей в благоустройстве участка.

Родители

Воспитатели

воспитатели

Воспитатели

май

Выставка творческих работ «Этот День Победы»

Праздник «Этот День Победы»

Родительское собрание «Итоги года»

Папка-передвижка «Осторожно, клещи!»

Выставка детского творчества «Ах, лето!»

Родители

Муз.руководитель

Воспитатели

Медсестра

родители

Цели мероприятий, проводимых с родителями:

цели

мероприятия

Информировать родителей о программах воспитания и развития детей в детском саду, с особенностями воспитания детей.

Информационные общие стенды, оформление родительских уголков

Выявить запросы родителей по организации учебно-воспитательной работы, сбор информации об удовлетворенности родителей качеством воспитания и обучения.

Анкетирование родителей

Сформировать общие интересы у родителей, научить самостоятельно решать возникающие проблемы

Родительские собрания в группах: организационное «Что должен знать ребенок 5-6 лет»; « С любовью к маме»; «Итоги года»

Оформление папок-передвижек: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности», «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей», «Традиции и культура Сыктывдинского района»,

Способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности

Организация выставок работ детей и родителей: 1) конкурс поделок «Природа вокруг нас», выставка новогодних игрушек, сделанных своими руками

2) Выставка рисунков «Выходные в семье», «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», «Мой папа», «Этот День Победы», «Ах, лето!»

3) фотоальбомы: «Как я провел лето», «Моя семья», «Моя любимая бабушка», «Все профессии важны»

4) привлечение родителей к оформлению участка снежными сооружениями, участие родителей в благоустройстве участка весной

Ознакомление родителей с возрастными психологическими особенностями детей дошкольного возраста

Оформление папок-передвижек: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»; «Самостоятельность ребенка. Ее границы», «Гиперактивность. Как с этим бороться», «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка»,

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми

Совместное проведение праздников: «Веселые старты», «Праздник осени», «Новогодний праздник»,

Установление доверительных отношений между семьей и ДОУ

Ознакомительные беседы

Анализ информации о семьях дошкольников

Сбор сведений о родителях

Ознакомление с факторами по укреплению здоровья, с методами закаливания в ДОУ и дома

Оформление папок – передвижек: «Грипп. Меры профилактики», «Одежда детей в группе», «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей», «Осторожно, клещи!»

Просвещение родителей по вопросам речевого развития ребенка

Консультации логопеда

Этапы работы

1. «Этап общественного мнения ». Срок проведения: сентябрь 2013-2014 учебного года.

    Проведение анкетирования родителей воспитанников групп старшего дошкольного возраста для выявления запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ;

    Составление перспективного плана мероприятий;

    Обсуждение вопросов, связанных с проведением мероприятий.

2 . «Этап непосредственного проведения мероприятий с родителями (законными представителями) и детьми. Срок проведения: октябрь – апрель 2013-2014 уч.гг.

Формы проведения мероприятия:

Родительские собрания

Папки-передвижки

Выставки творческих работ детей и родителей

Фотовыставки

Консультации

Мастер-классы

Проведение развлекательных мероприятий с родителями

Индивидуальные беседы

3. «Этап подведения итогов». Срок проведения – май 2014г. Подводятся итоги работы над проектом, определяются планы для дальнейшей работы.

Ресурсное обеспечение

Ответственные лица

Деятельность, полномочия

Итоги работы

1.Педагоги ДОУ

Организация поисковой и исследовательской деятельности, информационная поддержка.

2.Родительский коллектив

Подготовка к праздникам, поддержка по организации мероприятий, стендов

Активное участие во всех мероприятиях, видео и фотосъемка мероприятий

3.Инструктор по ФИЗО.

Методическая поддержка по организации и проведению спортивных праздников, оздоровительных мероприятий.

Разучивание различных игр, спортивных соревнований

4.Музыкальный руководитель

Методическая поддержка по организации и проведению праздников. Создание музыкальной копилки.

Разучивание песен, хороводов, элементов танцев.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Ее успех определяется интуицией, инициативой и терпение педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.