Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей»

2 – младшая группа «Капитошка»

Состовитель: воспитатель 1-й квалификационной категории Евдокимова Е.Н.

Информационная карта проекта

Вид проекта: Групповой социальный, краткосрочный
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный
Проект: краткосрочный (июль-сентябрь)
Участники: воспитатели, дети 3-х лет, родители

Актуальность: С поступлением ребёнка в дошкольное учреждение в его жизни происходить множество изменений. Все эти изменения обрушиваются на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходить из знакомой для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Ребёнок должен приспособиться к новым условиям, т.е адаптироваться. Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные.
Цель проекта: успешная адаптация детей к детскому дошкольному учреждению посредством обеспечения благоприятных условий.
Задачи проекта:
1. Снизить уровень тревожности детей и родителей в период адаптации.
2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации – снизить уровень заболеваемости.
3. Обучить родителям практическим приёмам воспитания и оздоровления детей.
4. Способствовать психо – эмоциональному развитию каждого ребёнка
Ожидаемый результат:
1. Благоприятное прохождение периода адаптации у детей.
2. Создание комфортной обстановки для детей и в группе.
3. Преобразование предметно-развивающей среды.
4. Установление доверительных отношений между ребенком, педагогом и родителями.
Практический выход: фотовыставка «Я и детский сад»
Этапы реализации проекта.
1-й этап «Подготовительный»
Подбор и изучение необходимой литературы
Изучение рекомендаций для грамотного ведения работы с родителями в адаптационный период
Составление плана работы и подбор методик.
Анкетирование родителей на тему: «Сведения о ребенке»
Предоставление родителям папки-¬передвижки с практическими рекомендациями; информационных листов с кратким материалом "Адаптация. Что это?".
Организация развивающей среды в группе:
-уголок ряженья
-игровые зоны
-зона двигательной активности
Подготовка фонотеки негромкой, спокойной музыки для проведения режимных моментов и сна
Подготовка игротек
Подготовка места для игр с водой и песком (в группе и на участке)
Подготовка наборов игрушек-забав, кукол Бибабо для развлечения детей
Подготовка наборов играми, в которых задействуются кисти рук
2-й этап «Основной».
1. Реализация проекта (см. таблицу)
3-й этап «Заключительный»
Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей;
Разработка рекомендаций для родителей по соблюдению единых требований к детям в детском саду и дома;
Анкетирование родителей по итогам адаптации (реализации проекта).
Презентация проекта:
-выставка фотографий «из жизни детей в детском саду»;
-закаливание;
-адаптация детей в ДОУ;
-правила поведения в ДОУ;
-формирование навыков самостоятельности и самообслуживания;
-соблюдение режима дня в выходные дни
фотовыставка «Я и детский сад»

ГБОУ Школа №1375 ДО №6 г. Москва.

Проект направлен на адаптацию детей 2-4 лет

Проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста

Актуальность

Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми, ломка привычных форм жизни.

Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.

Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходят множество изменений:

— строгий режим дня;

— отсутствие родителей в течение 9 и более часов;

— новые требования к поведению;

— постоянный контакт со сверстниками;

— новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит и опасного;

— другой стиль общения.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него СТРЕССОВУЮ СИТУАЦИЮ, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д.

Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, АДАПТИРОВАТЬСЯ.

Общая задача нас, воспитателей и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМЫ:

— знание возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей детей;

подготовительная работа в семье;

— выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду.

Цель проекта:

— создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.

— сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.

Задачи:

— Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.

— Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.

— Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребенка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.

Методы:

— Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации) ;

— Анкетирование (родителей) ;

— Наблюдения;

— Беседа;

— Продукты совместной деятельности детей и родителей.

Основные направления проекта:

— Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.

— Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.

— Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

— безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;

позитивное развитие отношений в детском коллективе;

— повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;

— снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;

— вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;

Формы работы с детьми:

— элементы телесной терапии (обнять, погладить) ;

— исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;

— релаксационные игры (песок, вода) ;

— сказкотерапия;

игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;

— культура общения, тактичность и взаимопонимание.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ:

— предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

— постепенное заполнение группы;

— гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

— информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

— наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье);

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный (организационный):

— создание методического обеспечения;

— создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГТ в группе;

— помещение информации в родительский уголок.

2этап. Основной (адаптационно-исследовательский):

— знакомство с семьей;

— ознакомление родителей с системой работы ДОУ;

информационная деятельность:

— организованные тематические встречи;

— беседы с родителями.

практическая деятельность:

— совместные праздники, развлечения;

— работа с детьми;

— итог проекта. Совместный праздник с детьми и родителями «День рождения группы».

3этап. Заключительный (результативность):

Модель комфортной адаптации детей младшего дошкольного возраста:

— знакомство с родителями и ребенком (определяются навыки, которые помогут ребенку легче адаптироваться, его индивидуальные особенности):

— установление контакта с ребенком через родителя. Ребенок привыкает к новому помещению и незнакомым взрослым;

— ребенок с родителями постепенно входит в группу детского сада. Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:

— приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;

— приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности;

— ребенок остается без родителей на 1-2 часа во время прогулки, либо во время свободной игровой деятельности;

— ребенок завтракает в присутствии родителей и остается на 2-3 часа (без родителей):

— ребенок остается без родителей с завтрака до обеда;

— ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители;

— ребенок остается на целый день. На данном этапе ребенка постепенно приучаем к режимным моментам детского сада. Этот этап – самый важный, для облегчения адаптации добиваемся, чтобы родители и дома поддерживали такой же режим, как и в детском саду.

— ребенок включается в непосредственно образовательную деятельность в группе.

Ожидаемый результат:

  • Благоприятный адаптационный период детей 2-4 лет.
  • Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ.
  • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
  • Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
  • Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Для самостоятельной активности детей были подготовлены центры развития:

  • уголок для сюжетно-ролевых игр;
  • книжный уголок;
  • уголок сенсомоторного развития;
  • уголок настольно-печатных игр;
  • уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей - конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
  • игровая зона (с игрушками, строительным материалом).

В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек.

На дальнейшем этапе реализации проекта велась работа на установление доверительных отношений с детьми, создание благоприятной психологической атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения. Эта задача осуществлялась с помощью комплекса следующих мероприятий (табл.1):

Табл.1 Организация мероприятий, направленных на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком.

№ недели

Дни недели

1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Понедельник 1. «Вместе весело шагать…»- беседа о группе, знакомство с групповыми атрибутами

2.Игра «Полянка настроения»

3.«Обнималки» телесная терапия

1.Игра «Бабочки на лугу»

2.Сказкотерапия

4.«Обнималки»

1.Игра «Полянка настроения»

2.Сказкотерапия

3.«Солнечный зайчик» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» релаксационное упражнение

1.Игра «Салют»

2.Сказкотерапия

3.«Цветок» релаксационное упражнение

Вторник 1.Игра «Колючий ёжик»

2.Сказкотерапия

3.«Воздушные шарики» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия

1.Игра «Храбрые лягушата»

2.Сказкотерапия

3.«Тепло-холодно» релаксационное упражнение

2.Сказкотерапия

3.«Пчелка» релаксационное упражнение

4.«Обнималки»

телесная терапия

1.Игра «Бабочки

2.Сказкотерапия

3.«Воздушные

шарики» релакса-

ционное упражне-

4.«Обнималки»

телесная терапия

Среда 1.Игра «Что нам подскажут наши пальчики»

2.Сказкотерапия

3.«Облака» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия.

1.Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

2.Сказкотерапия

4.«Обнималки» телесная терапия

2.Сказкотерапия

3.«Бабочка» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия

1.Упражнение

«Дышим животиком»

2.Сказкотерапия

3.«Облака»релак-

сационное

упражнение

4.«Обнималки»

телесная

Четверг 1.Игра «Легкое перышко»

2.Сказкотерапия

3.«Лентяи» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия

1.Игра «Разговор с игрушкой»

2.Сказкотерапия

3.«Солнышко и тучка» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия

1.Игра «Храбрые лягушата»

2.Сказкотерапия

3.«Птички» релаксационное упражнение

4.«Обнималки»

телесная терапия

1.Игра «Полянка настроения»

2.Сказкотерапия

3.«Лентяи» релак

сационное упраж

4.«Обнималки» телесная терапия

Пятница 1.Упражнение «Дышим животиком»

2.Сказкотерапия

3.«Водопад» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия

1.Игра «Дом счастливого ребенка»

2.Сказкотерапия

3.«Улыбка» релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия

1. Игра «Наливаем, выливаем, сравниваем»

2.Сказкотерапия

3.«Сосулька»

релаксационное упражнение

4.«Обнималки» телесная терапия

1.Игра «Легкое перышко»

2.Сказкотерапия

3.«Водопад» ре

лаксационное

упражнение

4.«Обнималки»

телесная

терапияы

Итоги проекта

В ходе реализации проекта «Я иду в детский сад» были получены следующие результаты:

  • Успешное прохождение детьми адаптационного периода;
  • Повышение компетентности родителей в воспитании и обучении детей;
  • Возрастание активности родителей и включенности их в образовательный процесс;
  • Тесный эмоциональный контакт между воспитателями и детьми.
  • Создана картотека игр в адаптационный период для детей 2-4 лет.

Литература

  1. ГризикТ. И., Глушкова Г. В., ДороноваТ. Н., Маслий С. Ю., Соловьева Е. В., ТарловскийН. Ф., Хайлова Е. Г., Якобсон С. Г. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет «Радуга»: методические рекомендации для воспитателей. -М. : Просвещение, 2010.
  2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  3. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду. – М. :Просвещение, 2007.
  4. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. – М. : Медицина, 2007.
  5. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. – М. : Владас, 2007.
  6. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М. : Учитель, 2006.
  7. Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. – М. : Просвещение, 2003.
  8. Гербова В. В., Казакова Р. Г., Кононова Н. М. и др. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М. : Просвещение, 1981.
  9. Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. – Дошкольное воспитание №8, 2001.
  10. Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада. — Дошкольное воспитание №8, 2005., голосо

ПРОЕКТ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Краткая аннотация проекта.

Период младенчества прекрасен и эмоционально насыщен для малыша, но время идёт, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его жизни – знакомство с таким социальным институтом как детский сад. Это обстоятельство вносит в жизнь ребёнка серьёзные изменения, к которым необходимо привыкнуть:

К отсутствию близких, родных людей;

К соблюдению режим дня;

К постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми взрослыми.

В результате ребенку приходиться приспосабливаться к новым условиям, а это в свою очередь требует от него разрушения некоторых уже сложившихся ранее связей и быстрого образования новых. На данном этапе ребенок переживает адаптационный период.

Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад. Исходя из - за этого, мы постарались сделать привыкание ребенка к условиям детского сада менее болезненно. Был разработан проект по адаптации детей к детскому саду.

Проблема:

Анализ деятельности многих дошкольных учреждений показал, что проблема адаптации детей младшего дошкольного возраста насущна и актуальна. Очень часто родители относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся, или склонны приписывать все «плохой работе воспитателя». Вместе с тем, научные исследования показали, что характер адаптации ребенка младшего дошкольного возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики психического и физического состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к дошкольному учреждению, но и в дальнейшем и к школе.

Поэтому решение вопросов связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач стоящих перед педагогами ДОУ и, конечно же, родителями.

Актуальность темы:

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада является весьма актуальной.

Вид проекта: социально-педагогический.

Цель проекта – Создание модели обеспечивающей успешную адаптацию детей раннего и младшего дошкольного возраста к условиям в ДОУ.

Задачи:

Изучить современное состояние и проблемы по адаптации детей в педагогической теории и практике деятельности ДОУ за период работы над проектом 2014 год

Проанализировать результаты анкетирования родителей;

Разработать модель адаптации детей раннего и младшего возраста к условиям ДОУ;

Создать модель работы педагогов с родителями по данной тематике;

Усовершенствовать ранее разработанную систему адаптации детей в детском саду;

Провести обучающий семинар для воспитателей детского сада

Создать фото - выставку «В детский сад, с радостью»;

Создать материал «Работа в адаптационный период с детьми, педагогами и родителями».

Новизна проекта состоит:

1. Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, а так же оказание помощи в повышении их педагогической культуры.

2. Заинтересованность родителей в сотрудничестве с ДОУ через реализацию проекта с использованием ИКТ.

Материал и техническое обеспечение:

Ауди записи музыкальных произведений, подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, пальчиковых, подвижных игр. Перспективно-тематическое планирование первой младшей группы на 2015-2016г. Г

Участники проекта:

1. дети и родители первой младшей группы(2года)

2. воспитатель: Прокопенко Э. Г.

Вид проекта: социально-педагогический.

Сроки реализации – в течение года по мере поступления детей.

Кадровое обеспечение проекта: Заведующий МБДОУ, воспитатели, младшие воспитатели, медсестра, психолог.

План мероприятий реализации проекта с детьми

Этапы работы:

1 этап – подготовительный

Изучение нормативно-правовых документов; анализ современных программ и технологий по адаптации детей; составление плана работы.

Анкетирование родителей, педагогов по данной проблеме

Анализ состояния здоровья поступающих детей

Создание алгоритма действия и проектирование модели системы адаптации детей в ДОУ

2 этап – основной

Консультации; Мастер – классы;

Взаимодействие с психологом:

Проходила работа по трём направлениям

С родителями, - с педагогами, - с детьми.

Работа с родителями осуществлялась через разнообразные формы работы: традиционные и нетрадиционные.

По этапам:

Первый этап – сбор информации о потенциальных воспитанниках нашего дошкольного учреждения

Второй этап – составление адаптационного маршрута и маршрута психолого-педагогического сопровождения его в детском саду;

Третий этап – максимальное сближение режима дня ребенка в семье с режимом ДОУ.

По работе с детьми:

1. Создана предметно-развивающая среда в группах раннего и младшего возраста помогающая благоприятному прохождению адаптационного периода.

2. Разработана система предупреждения дезадаптации детей при приёме в ДОУ, система по адаптации детей в ДОУ, перспективный планы по работе с детьми, с педагогами и родителями в адаптационный период, комплекс оздоровительных мероприятий для детей. Организованы мероприятия направленные на адаптацию детей в ДОУ

Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем, направленные на освоение окружающей среды,

1. Сенсорные игры

2. Игры с песком и водой

3. Музыкатерапия

4. Пальчиковые игры

5. Театрализованные игры

6. Игры ни снижение эмоционального напряжения

7. Театрализованные игры

Правильная организация и проведение адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом:

    создание в группе психологически- комфортной обстановки, атмосферу радости, покоя, тепла (использование в работе с детьми фольклорных, пальчиковых игр) ;

    осуществление постепенного приема детей по щадящему графику индивидуальному для каждого ребенка;

    ежедневное наблюдение за психологическим состоянием детей на протяжении всего периода адаптации;

    создание специальной предметно-развивающей среды в группе для самостоятельной двигательной активности детей;

    организация игр-забав, направленных на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком;

    игры-сюрпризы и игровые упражнения «Прятки», «Зашагали ножки топ-топ-топ.

3. Заключительный этап

Оформление фотовыставки для родителей.

Ожидаемые результаты:

1. Благоприятный адаптационный период детей.

2. Повышение педагогической культуры в вопросах воспитания. Развития детей младшего дошкольного возраста.

3. Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Эффективные формы сотрудничества с родителями позволили активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях не только в период адаптации детей к ДОУ, но и в дальнейшем воспитании и развитии детей.

Этот проект даёт возможность: активизировать детей в игровой деятельности, продуктивной, развивает речь, коммуникативные навыки, творческие, познавательные, двигательные, музыкально-художественные способности. Даёт широкие возможности адаптации детей к новым социальным условиям. Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников.

Из опыта работы воспитателя ДОУ: Проект: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Автор проекта: Варлашова Мария Леонидовна, воспитатель МБОУ НШ/ДС№24 с. Чкаловское.
Вид проекта: Информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой; краткосрочный.
Место реализации проекта: группа раннего возраста МБОУ НШ/ДС№24 с. Чкаловское.
Участники проекта: воспитатели, дети и родители группы.
Сроки реализации проекта: июнь – сентябрь 2013 года.
Актуальность: Адаптация к дошкольному учреждению – сложный период, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов. Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н. М Аксарина, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Шмидт-Кольмер, В. Манова-Томова).
Поступление ребенка в дошкольное образовательное учреждение сопровождается изменением окружающей его среды, режима дня, характера питания, приводит к необходимости устанавливать социальные связи, адаптироваться к новым условиям жизни.
От того как проходит привыкание ребенка к новому зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее благополучие, существование в детском саду и семье.
Цель проекта: Систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи проекта:
Изучить инновационный опыт;
Установить систему взаимодействия участников проекта;
Создать эмоционально-комфортную предметно-развивающую среду;
Вызвать положительное отношение к детскому саду у детей и их родителей;
Сформировать у детей умения общения со взрослыми и сверстниками;
Сформировать систему взаимодействия с родителями для повышения их педагогической компетенции;
Систематизировать содержание работы в адаптационный период.
Гипотеза: Если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер направленных на создание оптимальных условий для детей раннего возраста, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Ожидаемые результаты:
Дети:
Легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами;
Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
Родители:
Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду;
Стремление родителей к сотрудничеству.
Воспитатели:
Установится тесное взаимодействие в решении проблем адаптации;
Повысится уровень компетентности воспитателей в организации адаптационного периода.

Программа проекта:
I этап: Организационно-подготовительный – июнь;
II этап: Основной – август – сентябрь;
III этап: Заключительный – сентябрь.

I этап: Организационно-подготовительный этап:
# Изучение методической литературы;
# Повышение уровня педагогической компетенции;
# Подбор диагностического материала, анкет для родителей;
# Составление диагностического инструментария;
# Составление планов работы с детьми, родителями;
# Создание системы в планировании;
# Оформление и обновление предметно-развивающей среды;
# Создание эмоционального комфорта;
# Составление и подбор информационного материала для родителей;
# Повышение педагогической компетенции родителей;
# Анкетирование родителей;
# Исследование социальных навыков детей;
# Выявление особенностей семейного воспитания;
# Прогноз вероятной степени адаптации детей.

II этап: Основной:
Принципы работы:
# Постепенное заполнение группы (прием 2-3 малышей в неделю);
# Гибкий режим пребывания ребенка в детском саду (неполное пребывание ребенка в начальный период адаптации, дополнительные выходные дни);
# Учёт индивидуальных особенностей ребенка.
# Ежедневный контроль за состоянием здоровья, эмоциями, аппетитом, сном ребенка в первый месяц (с этой целью на каждого ребенка заполняется так называемый «адаптационный лист»).
Работа с детьми:

Мероприятие Дата Результат
Знакомство и наблюдение Июнь
Диагностирование детей, прогнозирование результатов Июнь
Учет домашних привычек, интересов Август -сентябрь
Индивидуальный подход к ребенку Август -сентябрь
Игры-занятия Август -сентябрь
Формирование детского коллектива, эмоционально-положительного контакта с взрослыми Август -сентябрь
Игры-упражнения Август -сентябрь
Игры-инсценировки Август -сентябрь
Использование фольклора Август -сентябрь
Сюрпризные моменты Август -сентябрь
Продуктивная деятельность Август -сентябрь
Элементы закаливающих мероприятий Август -сентябрь
Сохранение и укрепление здоровья детей Август -сентябрь
Оптимальный двигательный режим Август -сентябрь
Работа с родителями Август -сентябрь

Рекомендации «Адаптационный период в детском саду»
Мероприятие Дата Результат
Эмоционально-положительное отношение к адаптационному периоду
Выпуск буклета «Вместе легче нам шагать». Июнь
Беседа «Знакомство родителей с условиями жизни детей в детском саду».
Родительское собрание «Возрастные особенности детей 2 года жизни. Основные задачи воспитания».
Повышение педагогической компетенции родителей: Август
Беседа «Гигиенические требования к одежде ребенка».
Беседа «Питание – залог здоровья».
Выпуск информационного листа «Наше здоровье в наших руках»
Консультация «Капризы и их предупреждение»
Рекомендации «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка».
Папка-передвижка «Прививаем культурно-гигиенические навыки с раннего детства»
Повышение педагогической компетенции родителей: Сентябрь
Консультация «Воспитание у детей раннего возраста самостоятельности и самообслуживания».

III этап: Заключительный:
Мероприятие Дата Результат
Наблюдение Сентябрь
Диагностирование детей
Анализ степени адаптированности каждого ребенка (по адаптационным листам)
Анкетирование родителей
Изучение эффективности деятельности
Анализ полученных результатов
Подведение итогов работы
Сопоставление имеющихся результатов с прогнозируемыми
Выявление недостатков
Корректировка планов работы с детьми и родителями
Устранение недостатков

Форма предоставления результатов
Презентация проекта
Методические разработки

Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей

№ Тема занятия Материалы
1.
БОЖЬЯ КОРОВКА игрушечная божья коровка, большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, куби¬ки и т.п.; черная краска для рисования пальцами или гуашь, сме¬шанная с зубной пастой; лист с изображением божьей коровки (для каждого ребенка).
2.
ЛИСТОПАД
большой зонт; магнитофон, кассета с записью шума дождя, кассета с за¬писью медленной спокойной музыки; два кленовых листа (для каждого ребенка); желтая, красная, зеленая гуашь; лист с изображением осеннего пейзажа и кисточка (для каждого ребенка).
3.
МЯЧИК большой мяч; матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).
4.
ПРОГУЛКА В ОСЕННИЙ ЛЕС
картина или фотография «Осенний лес»; игрушечный ежик; игрушки (куклы бибабо): лиса, волк, медведь; красный, желтый и зеленый кленовые листья (для каж¬дого ребенка); красная, желтая и зеленая корзинки
5.
ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА
игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»; игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;
бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки); обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета; мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).
6.
НОВЫЙ ГОД игрушечный Дед Мороз; новогодняя елка; пластиковые бутылки с холодной, теплой и горячей водой; краски для пальцеграфии или гуашь, смешанная с зубной пастой; лист с изображением новогодней елочки (для каждого ребенка); матерчатый мешочек с одинаковыми подарками для де¬тей («Чупа-чупсами», «Киндер-сюрпризами», маленьки¬ми игрушками и т.п.).
7.
МЯЧИКИ большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей); магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и рит¬мичной плавной мелодии;
лист бумаги и цветные карандаши или большой красный круг и маленький синий кружок (для каждого ребенка).
8. ЗАЙКА мягкие игрушки: заяц и лиса; магнитофон, кассета с записью веселой плясовой музыки; матерчатый мешочек с набором пластиковых овощей.
9. МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ набор для выдувания мыльных пузырей; магнитофон, кассета с записью плавной мелодии; мячи;
мячи для подскоков (хоппы).
10. МУЗЫКАНТЫ ширма; игрушки: заяц, медведь (слон, кот и кукла); игрушечные музыкальные инструменты: барабан, гусли, труба, гармошка, пианино.
11. МАМИН ДЕНЬ кукла и игрушечный медвежонок (для каждого ребенка); головные уборы (платки, косынки, шарфики) и украше¬ния (заколки, ленты, браслеты, бусы и т.п.); ширма; колокольчик.
12. МИШКА игрушечный медвежонок; магнитофон, кассета с записью пения птиц; гуашь желтого цвета, лист с изображением банки 0 (для каждого ребенка, кисточка (поролоновый тампон).
13. НЕПОСЛУШНЫЕ МЫШАТА игрушечная мышка; розовый и черный косметические карандаши; большие игрушечные часы;
магнитофон, кассета с записью плясовой музыки.
14. КОЛОБОК куклы бибабо (персонажи сказки « Приключения Колобка»); матерчатый мешочек; фрукт и овощ; пластилиновый шарик (для каждого ребенка); дидактический набор «Мисочки»; деревянные игрушки: грибок, шарик, кубик (соразмерные по величине); спортивный инвентарь: дорожки с разнофактурной поверхностью, гимнастические бревна, гимнастическая. скамейка, обруч.
15. КОТЯТА магнитофон, кассета «Голоса животных и птиц»;желтые, красные, синие, зеленые бабочки размером с дет¬скую ладошку (по количеству детей); игрушки или предметные картинки желтого, красного, си¬него и зеленого цветов.

Информационные ресурсы:
Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет» М., 2008
Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2009
Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми раннего возраста» Воронеж, 2007
«Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования» / Под. ред. Т. Н. Дороновой, Т. И. Ерофеевой М., 2010
Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2001
Халезова Н. Б. «Лепка в детском саду» М., 2008
Хомякова Е. Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста» М., 2009
Янушко Е. А. «Аппликация с детьми раннего возраста» М., 2007



Цель проекта - помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Основные задачи, решаемые проектом: - преодоление стрессовых состояний у детей раннего и младшего возра­ста в период адаптации к детскому саду; - обучение воспитателей методам проведения групповых за­нятий в адаптационный период; - формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей. Параллельно с решением основных задач решаются за­дачи комплексного развития детей: - снятие эмоционального и мышечного напряжения; - снижение импульсивности, излишней двигательной ак­тивности, тревоги, агрессии; - развитие навыков взаимодействия детей друг с другом; - развитие внимания, восприятия, речи, воображения; - развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений; - развитие игровых навыков, произвольного поведения.


Актуальность проблемы адаптации обусловлена: - повышением возрастного порога начала посещения ребенком дошкольного учреждения (3 года) - организацией образовательного процесса в дошкольных учреждениях, изменение в жизни ребенка социальных условий; - своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и де­тей, с уровнем привязанности ребенка к матери; - индивидуальными особенностями ребенка: возрастными, психо­логическими, психофизиологическими, нейрофизиологическими, психо­генетическими.


Этапы проекта: 1. Организационный этап: 1. Организационный этап: подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр; разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей; пополнение предметно-развивающей среды групп младшего возраста; разработка информационного материала для родительского уголка о проведении проекта «Мои первые шаги»; разработка анкет для родителей; составление перспективного плана мероприятий проекта. 2. Основной этап: 2. Основной этап: реализация проекта в соответствии с планом. 3. Итоговый этап: 3. Итоговый этап: анализ проведенной работы; диагностика адаптации детей к условиям ДОУ; презентация проекта для педагогов и родителей; публикация проекта на интернет-сайте.


Формы работы с родителями: 1. Консультирование: - повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации, – способствование овладению родителями конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных проблем в системе родители-дети 2. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду; 3. «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями; 5. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.


Формы работы с педагогами: 1. Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых упражнений в период адаптации детей к детскому саду; 2. Семинары-практикумы – повышение психолого-педагогической компетенции педагогов в вопросах создания благоприятных психологических условий адаптации детей к ДОУ 3. Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими детьми; 4. Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей. 5. Информирование педагогов по средствам использования информационно-коммуникативных технологий: методические пособия, памяток, информационных листовок, презентаций.


План работы по проекту: период Содержание работы Сентябрь- Заключение договора с родителями; - Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями; - Организационное родительское собрание; - Анкета «Готов ли ваш ребенок к поступлению в ДОУ»; - Анкета для родителей (социальная); - Индивидуальный журнал ребенка; - Памятка для родителей «Подготовка ребенка к посещению детского сада»; - Памятка для родителей «В первые дни пребывания в детском саду»; -Занятие «Божья коровка» -- «Минутки вхождения в день» как один из условий успешной адаптации к ДОУ (для воспитателей); - Развивающая среда для детей раннего и младшего дошкольного возраста; - Игровая деятельность: «Ласковое имя»; «Сороконожка»; массажи: «Грибной дождь»; БАТ «Ежик» Октябрь- Консультация «Растим малыша здоровым»; - Мини-лекция «Детская истерика»; - Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал дорогу домой»; - Тестопластика по подгруппам «Божья коровка»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы»; -Занятие «Листопад» - Занятие «Мячики» - Игровая деятельность: «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик»; массаж БАТ «Считалка для мышки»; пальчиковая игра «Пальчики» Ноябрь- Консультация «Где моя большая ложка?»; - Консультация «Ладушки-ладошки» (Сначала было слово; как рассказывать сказку детям; упражнения для развития речи); - Тестопластика по подгруппам «Подсолнух»; - Музыкальное развлечение с родителями «Машенька-Маша»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы:Цветы на клумбе»; -Занятие «Мыльные пузыри» - Занятие «Непослушные мышата» - Игровая деятельность: «Ладонь на ладонь»; «Пропавший малыш»; массаж БАТ «Мишка» Декабрь- Консультация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»; - Тестопластика по подгруппам «Цветочная поляна»; - Совместное занятие с родителями «Дом дружбы: Радуга»; - Игровая деятельность: «Солнышко», «Колокольчик»; -Занятие «Зайка» -Занятие «Новый год» -- Новогодний праздник «С мамой, папой мы идем в гости к Дед Морозу!» - Диагностика адаптации к ДОУ.


Ожидаемый результат: Благоприятный адаптационный период детей 2-3 лет. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико- психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.












Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2013 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня Мониторинг адаптации воспитанников к дошкольному учреждению в период 2014 уч.годы. 3. Качественные показатели адаптации воспитанников к режиму дня


Выводы: 2013 год. из уже присутствующих детей: 85,7% -показатель легкой адаптации, 57%, показатель адаптации средней тяжести, 41 %, показателя тяжелой адаптации 2 реб.- 2.%. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с 3-й декады августа на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) год. из уже присутствующих детей: 46,2% - высокий уровень адаптации к режиму дня, 33% - средней уровень адаптации к режиму дня, 20,8% - тяжелой уровень адаптации к режиму дня. (Адаптация прошла быстрее и легче, чем в прошлом году, т. к. период приема детей в дошкольное учреждение осуществлялся с сентября на улице (дети с родителями начинали посещать дошкольное учреждение с прогулки на участке детского сада под руководством педагога) и прием детей осуществлялся по нескольку детей сразу