Консультация для родителей «Всё о фонематическом слухе»

Что такое фонематический слух?

Фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем (звуков, составляющих звуковую оболочку слова.
Фонематический слух близок по значению к фонематическому восприятию.
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по восприятию и различению звуков речи, установлению звуковой структуры слова.
Другими словами, фонематический слух - это способность различать звуки родного языка, отличать согласные звуки от гласных, мягкие от твердых, глухие от звонких. Это умение осуществлять звуковой анализ слов: находить первый звук в слове, последний звук в слове, определять все звуки по порядку, давать характеристику звукам.
Как формируется фонематический слух на протяжении дошкольного возраста?
Ребенок появляется на свет, обладая врожденной чувствительностью к звукам.
Уже на третьей-четвертой неделе жизни у ребенка появляется слуховое сосредоточение не только на сильный звук, но и на речь взрослого.
В 5 месяцев ребенок различает голос матери или близкого человека, различает строгую и ласковую интонацию, обращенной к нему речи. Примерно с 6-7 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные звуки, слоги. В 1 год ребенок произносит отдельные облегченные слова (дай, бах, мама и т. д.) К концу первого года жизни, по данным Н. Х. - Швачкина, слово впервые начинает служить средством общения, быстро расширяется запас понимаемых слов.
К 2-м годам ребенок может обозначать свои действия словами и двухсловными предложениями, затем появляются трехсловные предложения, ребенок начинает употреблять прилагательные и местоимения.
Именно тогда, когда слово начинает служить средством общения и ребенок начинает активно этим пользоваться, исследователи детской речи (Н. Х. Швачкин, А. И. Гвоздев) констатируют, что фонематический слух оказывается сформированным.
Итак, к 2 годам жизни ребенка, по данным специалистов, фонематический слух сформирован у нормально развивающегося малыша.
Далее фонематический слух продолжает развиваться и совершенствоваться.
В младшем дошкольном возрасте (примерно от 3 до 5 лет) под воздействием обучения начинает формироваться фонематическое восприятие - умение целенаправленно воспринимать и различать в речевом потоке отдельные звуки речи, их особенности. К этому времени у ребенка в норме заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает признаки отдельных фонем и отличает их от других.
Этот период является сензетивным для обучения детей звуко-буквенному анализу, операциям мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различные звукокомплексы: сочетания звуков, слоги, слова. Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности », особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы.
При помощи длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети постепенно овладевают грамотным чтением и письмом.
С развитием фонематического восприятия развивается навык слухового контроля за своим произношением.
В чем значение фонематического слуха?
1. От определенного уровня развития фонематического слуха от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков зависит формирование правильного произношения звуков. По данным Т. А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи и слогового строения речи.
Исправление дефектов произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия.
У детей с недоразвитым фонематическим восприятием отмечается незаконченность процессов артикулирования (отсутствие в речи тех или иных звуков, замены звуков, нестойкое употребление звуков в речи, искажения звуков.)
2. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в однокоренных словах, суффиксы, слова сложнослоговой структуры. В норме развивается лексико-грамматическая сторона речи, отсутствуют грамматические ошибки.
3. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма. Для того чтобы ребенок усвоил навыки чтения, письма, а также избежал многих ошибок, его следует обучить звуковому анализу и синтезу - высшей ступени развития фонематического восприятия. В свою очередь звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.
Рекомендации родителям по развитию фонематического восприятия ребенка как важного элемента подготовки к школе.
Вначале надо обязательно отметить, что вся работа по формированию фонематического восприятия в детском саду строится в соответствии с программой воспитания и обучения детей, а также согласно методикам по обучению детей грамоте. Ориентируясь на задания специалистов, важно проявлять и свою инициативу, занимаясь с ребенком дома.
В настоящее время существует много литературы, адресованной родителям для занятий с детьми дома. Можно посоветоваться с воспитателями, логопедом д/с по приобретению определенного пособия для работы со своим ребенком дома, начинать заниматься.
Важно быть дружелюбным и уважительным к ребенку. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересное, увлекательное дело, игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах. Как правило, в книгах представлены игры и упражнения разной степени сложности.
Что необходимо рассказать ребенку прежде всего? Прежде всего объясните, что наша речь состоит из слов, а слова - из звуков. Если хотя бы один звук исчезнет в слове, то оно будет обозначать совсем другой предмет (крот-рот; снаряд - наряд и т. д.) То же произойдет, если неправильно произносить звуки (рак - лак, лук-жук) Поэтому важно хорошо слышать и произносит все звуки.
Легче других произносятся гласные звуки: А, У, О, Ы, И, Э. Гласные звуки всегда произносятся с более или менее открытым ртом. Губы, язык, зубы «не мешают» голосу проходить через рот, не преграждают ему путь.
Гласный звук можно долго тянуть, петь.
Когда мы произносим согласные звуки, струя воздуха встречает на своем пути преграду: язык, губы, зубы, которые принимают положение, необходимое для определенного звука.
Покажите ребенку, как произносятся звуки М, Б, Д, Р,
Произносите отдельные звуки четко с несколько утрированной артикуляцией. Называйте согласные звуки без призвука Э - не ЭМ, не МЭ, а чистый звук М, так, как он звучит в конце слов ДОМ, СОМ, КОМ.
Объясните ребенку разницу между глухим и звонким звуком: при
произнесении звонкого звука голос участвует в его образовании, а при глухом звуке - нет.
Приступая к изучению нового звука, показывайте ребенку букву, которой этот звук обозначается. Ребенок постепенно усвоит, что звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем.

«И дома играем, фонематический слух развиваем»

Правильно слышу – хорошо говорю!

Что такое фонематический слух и каким образом он влияет на развитие речи?

С помощью каких упражнений родители могут самостоятельно развивать у ребенка точное звуковое восприятие?

Фонематическое восприятие

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно иное его значение: «коза-коса», «дом-том», «бочка-почка». И вот уже козой косят луг, а Мишина машина превращается в мышей на машине. Родители часто жалуются: у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах… Виновником подобных досадных нарушений речи вполне может быть неразвитый фонематический слух.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, основой легкости овладения грамматическим строем речи, успешного освоения письма и чтения.

Уделяя дома внимание развитию фонематического слуха, вы облегчите ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем – чтении и письма. Несложная система игр позволит вам самостоятельно и продуктивно помочь малышу овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить возникновение речевых нарушений. Если нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути его преодоления.

Упражнения для развития фонематического слуха построены по принципу от простого к сложному. Выявив, на каком этапе ребенок перестает справляться с заданиями, начинайте с этого уровня.

Первый уровень

Узнавание неречевых звуков. Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.

Игра «Угадай, что звучало». Внимательно послушайте вместе с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что сейчас звучало.

Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.

Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или любую палочку, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стенку, миску и т.д. Потом усложните задание – пусть ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет звучал.

Игра «Жмурки». Ребенку завязывают глаза, и он двигается на звук колокольчика, бубна, свистка.

Игра «Похлопаем». Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. Например: два хлопка, пауза, два хлопка. В усложненном варианте ребенок повторяет ритм с закрытыми глазами.

Второй уровень

Различение звуков речи по тембру, силе, высоте.

Игра «Громко – тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия – когда вы произносите слова громко и когда тихо.

Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает, за кого из героев сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – малыш сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.

Третий уровень

Различение сходных между собой по звучанию слов.

Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком кладут картинки со сходными по звучанию словами (сом, ком, лом). Взрослый называет предмет, а ребенок должен поднять соответствующую картинку.

Игра «Верно – неверно» . Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

Четвертый уровень

Различение слогов.

Игра «похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на), отхлопывая слоги.

Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-фа-ва-фа-фа» и т.п. Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний слог.

Пятый уровень

Различение звуков. Надо объяснить ребенку, что слова состоят из звуков, а затем немного поиграть.

Игра «Кто это?». Комарик говорит «ззз», ветер дует «ссс», жук жужжит «жжж», тигр рычит «ррр». Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто его издает.

Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда услышит заданную фонему.

Шестой уровень

Освоение ребенком навыков анализа и синтеза.

Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука.

Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагают слова с пропущенным звуком – их нужно отгадать. Например, из слов убежал звук «Л» (…ампа, мы…о, …ук, кук…а, мас…о)

Держите все под контролем

Даже когда дети заняты игрой сами, без взрослых, старайтесь слышать, что и как они говорят, и поправляйте в случае, если ребенок произносит слово неправильно или употребляет неверно – большинство речевых ошибок закрепляются в памяти с раннего детства. Следите также и за собственной речью.

Использованные источники:

    Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет:

    Кирилова Е.В. Развитие фонематического восприятия у дошкольников.

Но что делать, если в школе нет логопункта или по каким-либо другим причинам ребёнок не может посещать занятия логопеда? Даже родители, получив консультацию логопеда и соответствующие рекомендации, могут заниматься с детьми дома самостоятельно и достичь значительных успехов в преодолении ошибок, связанных с фонематическим недоразвитием.

В связи с этим можно рекомендовать и учителям включать в уроки русского языка упражнения по развитию фонематического восприятия, тем более, что учителя, как и логопеды, тоже учат детей различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки, соотносить звуки и буквы, производить звукобуквенный анализ слов и т.д. Думается, что это позволит значительно сократить количество вышеперечисленных ошибок, а в некоторых случаях и полностью предотвратить их появление. А чтобы работа по развитию фонематического слуха имела системный характер и продолжалась в течение всего учебного года (а не ограничивалась несколькими уроками на этапе обучения грамоте), а также не отнимала много времени на уроке и не набивала "оскомину" у детей, советуем проводить такие упражнения в виде дидактических игр. Применение дидактических игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет:

во-первых, учить детей весело, радостно, без принуждения. Ведь о том, что игра - это часть учебного процесса, знает только учитель, ученик же не подозревает об этом, он играет.

во-вторых, игра помогает наряду с формированием и развитием фонематического восприятия организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. В результате чего у детей появляется интерес к урокам русского языка, воспитывается любовь к родному языку.

В-третьих, игру можно применять в различных вариантах (иногда использовать только фрагменты игры), обновляя при этом речевой материал и включая в неё дидактический материал по русскому языку разноуровневого характера.

В-четвёртых, на примере дидактической игры учитель может реализовать задачи не только по развитию собственно фонематического восприятия, но и решить конкретные задачи самого урока, соотносящиеся с ключевыми вопросами программы по русскому языку в начальной школе.

Педагогу необходимо проводить нацеленную работу по развитию фонематического слуха и совершенствованию произносительных возможностей учеников, используя специальные задания, построенные на вербальном и невербальном материале. Порядок включения таких заданий регулируется последовательностью формирования фонематических процессов в онтогенезе и может быть представлен как совокупность следующих друг за другом этапов:

первый этап - совершенствование слухового восприятия, чувства ритма, слухоречевой памяти;

второй этап - развитие фонематического восприятия и формирование чётких фонематических представлений;

третий этап - формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

На первом этапе учитель может использовать следующие виды заданий:

  • ·после прослушивания предложить детям выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т. д.);
  • ·чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);
  • ·запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;
  • ·прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз);
  • ·различать на слух голоса учеников класса по высоте, силе, тембру.

Приведём примеры таких игр (приложение 2).

Вначале проводятся игры, активизирующие слуховые ощущения и слуховое внимание ребёнка: "Слушай звуки", "Двигайся на звук", "Сторож".

Затем ребёнка следует учить обнаруживать различия между одинаковыми и разными акустическими сигналами на материале резко различающихся и близких звучаний (игры "Одинаковые и разные звуки", "Определи одинаковые звуки").

Затем слуховое восприятие развивается в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам (громкость, длительность, высота). Проводятся игры "Найди мишку", "Близко - далеко", "Тишина", "Покажи звук", "Долгий звук - короткий звук", "Высоко - низко", "Угадай, что звучит", "Похожие звуки", "Сколько предметов?".

Также следует предлагать ребёнку прослушивать различные музыкальные произведения или их фрагменты; важно научить его различать звучание одного инструмента (соло) и многих (оркестр). Развитию слухового восприятия способствует различение простых и усложнённых музыкальных ритмов (редкий, частый) и темпов (умеренный, быстрый, медленный). Эти умения формируются в процессе проведения игровых приёмов под музыку. Дети отстукивают, отхлопывают различный по сложности музыкальный ритм, стараются воспроизвести его с помощью звучащих игрушек (бубен, барабан, погремушка и др.). Затем синхронно выполняют плавные или ритмичные движения, в зависимости от темпа и ритма музыки: например, укачивают мишку или подбрасывают мяч; "красят кисточкой потолок", "ключом открывают дверь", "солят салат" и т.д.

Когда дети научатся различать отдельные характеристики неречевых звуков (громкость, высота, длительность), проводятся упражнения, направленные на дифференциацию эмоционально выразительных характеристик звуков, воспринимаемых целостно, - тембра. В процессе прослушивания аудиозаписей различных неречевых звучаний: звуков природы, фрагментов музыкальных произведений (аудиокассеты "Звуки окружающего мира. Из чего родилась музыка", "Голоса животных и птиц" и др.) - ребёнок учится эмоционально правильно реагировать на звучания и передавать многообразные оттенки слуховых образов. Например, слушая грохот грома, мяуканье кошки, громкий стук, пение птиц, рычание медведя, дети выражают своё отношение (страх, радость и т.д.) к воспринятому с помощью движений и мимики лица.

Большое значение имеют тренировочные упражнения, направленные на формирование умений различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребёнка. Так развивается пространственный слух (игры "Покажи, где звук", "Где котёнок, где щенок?").

Умения воспринимать, дифференцировать, запоминать неречевые звучания, а также выполнять темпоритмические движения под музыку являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.

Одновременно с формированием звукопроизношения необходимо проводить развитие фонетического слуха, которое включает различение слогов и звукокомплексов по акустическим характеристикам (громкость, высота, длительность).

Определение громкости речевых элементов способствует улучшению слуховой чувствительности за счёт эффекта "прислушивания" и повышению разборчивости восприятия речи в изменяющихся акустических условиях. Это умение тренируется в упражнениях, направленных на выработку условных реакций на речевые звукокомплексы заданной громкости. Например, хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки; "спрятаться" в ответ на громкие; повторить звукокомплексы (ау, эй и др.) различным по силе голосом в играх "Эхо", "Заблудились"; показать на сюжетной картинке "громко говорящего" и "тихо говорящего", соотнеся понятия "далеко - тихо", "близко - громко" и т.д.

Определение высоты звука и его воспроизведение являются базовыми умениями в практическом усвоении мелодической стороны речи. Понятия "высокий - низкий" закрепляются с помощью движений (например, руки), соответствующих понижению и повышению голоса диктора (игра "Лесенка"); раскладывания картинок в соответствии с повышением высоты голоса изображённых персонажей; отгадывания принадлежности звучания без зрительной опоры; собственных голосовых упражнений (пропевание гласных звуков низким и высоким голосом) по показу и по инструкции; "озвучивания" предметов, их изображений и т.д.

Определение длительности речевых сигналов является основным умением для различения словесного и фразового ударения, темпа речи, её выразительности. Длительные и краткие звучания речевых элементов (звуков, слогов, звукоподражаний, слов, фраз) усваиваются в процессе показа движениями руки длительности и краткости услышанных звуков, звукоподражаний, изменения скорости произнесения ребёнком слогов, слов, фраз. Определение направления звучания речевых стимулов осуществляется в игровых приёмах, идентичных описанным ранее при развитии неречевого слуха. В данном случае в играх "Найди меня", "Кто где?" следует использовать речевой материал, например имена детей, звукоподражания животным и т.д. Дифференцированное восприятие различных признаков речевых звуков создаёт предпосылки для понимания смыслоразличительной роли их отдельных признаков, что способствует развитию фонематического восприятия.

На втором этапе содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:

  • ·запомнить и воспроизвести без ошибок ряд звуков (или слогов, слов), начиная с двух - трёх элементов и постепенно доводя их число до шести - семи;
  • ·выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;
  • ·подобрать сходные по звучанию слова;
  • ·найти в слоговом ряду лишний (отличающийся одним звуком) слог;
  • ·угадать гласный звук по беззвучной артикуляции.

В процессе развития фонематического восприятия первоначально внимание следует привлекать к различению "не слова" и слова (наименьшая смысловая единица языка). С этой целью слова выделяются из предложения путём показа отдельных предметов и действий, ответов на вопросы с помощью подходящей картинки. Затем внимание ребёнка направляется на фонематический состав, который может изменяться в зависимости от лексического и грамматического значений слова.

  • -начинающиеся с фонем, которые отличаются несколькими признаками (Маша - каша, ложка - кошка, забор - набор, ворона - корона; варит - жарит, пьёт - льёт - шьёт и т.д.);
  • -начинающиеся с оппозиционных фонем, т.е. отличающихся одним признаком (зуб - суп, дом - том, мышка - мишка, мак - бак, бить - пить);

различающиеся гласными звуками (мак - мок, лак - лук, дом - дым, мошка - мушка);

различающиеся последней согласной фонемой (нож - нос, сом - сок -сон);

различающиеся согласной фонемой в середине (коса - коза, касса - каша, забыть - завыть);

являющиеся омонимами (шляпка гриба, дамы, гвоздя и др.).

Тренировочные упражнения проводятся в игровой форме с использованием различных знакомых предметов (или иллюстраций), названия которых фонематически различаются. Затем наглядная опора исключается, и задания выполняются только по словесной инструкции.

"указание предмета", место которого менялось;

"подача предмета", т.е. выбор из множества предметов называемого;

"поручение с предметом";

"отыскивание предмета";

заканчивание предложений путём показа соответствующей картинки.

Понимание изменений грамматических значений, зависимых от фонематического состава слова, осуществляется путём противопоставления:

по значению основных и производных существительных с уменьшительными суффиксами (где сани, а где саночки и т.п.);

существительных в единственном и множественном числе (покажи, где нос, а где носы);

  • -существительных в именительном и косвенных падежах (белка - нет белки и даю белке, кормлю белку и т.д.);
  • - окончаний глагола при изменении его лица, числа, времени, рода (я иду- он идёт - они идут, я упал - она упала, кот спал - кот спит и т.д.);

разноприставочных глаголов (шьёт, пришивает, вышивает, зашивает, обшивает и т.п.);

окончаний прилагательных при изменении их рода и числа (голубой, голубая, голубое, голубые и т.п.).

Отработанный речевой материал должен активно использоваться при составлении предложений или их пар, включающих слова, противопоставленные по фонематическому признаку.

Том вошёл в дом. Захар ест сахар.

Мама варит. Мама жарит.

Света увидела папочку. Света увидела бабочку.

Света увидела бабочку. Света видела бабочку.

В процессе запоминания и воспроизведения слоговых рядов, слов и предложений, состоящих из различных сочетаний правильно произносимых гласных и согласных звуков, при изменении ударения и интонации развивается слуховое внимание и слуховая память.

Работа над дифференциацией слов, составлением фраз и объединением их в короткие рассказы подводит ребёнка к овладению операциями звукового анализа и синтеза. Итак, перечисленные игры можно использовать не только на логопедических занятиях по развитию фонетико-фонематических процессов, но и на уроках русского языка. Ценность таких игр заключается в том, что на их материале учитель может отрабатывать также скорость чтения (игры "Незнайка с кармашком", "Волшебный круг", лото "Читаем сами" и т.д.), слоговой состав слова (игры "Занимательная грамматика", "Математическая грамматика" и др.), развивать орфографическую зоркость (игры "Допиши словечко", "Занимательная грамматика" и т.д.) и многое другое. Ценность занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в графолексической деятельности, и создают положительный эмоциональный настрой в ходе урока. А знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, положительными эмоциями, не становятся полезными - это "мёртвый груз". А главное, радуясь возможности поиграть, ребёнок с удовольствием выполняет любые задания учителя и необходимые упражнения, что естественным образом стимулирует правильную речь ученика как устную, так и письменную.

Подготовила учитель-дефектолог: Михалёва Е.В.

Русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов.

Родители будущих первоклассников примерно за год до первого звонка начинают всерьёз задумываться о подготовке ребёнка к школе. Принято считать, что готовность к школьному обучению определяется умением считать, складывать и отнимать числа в пределах десяти, читать слова по слогам.

На самом деле всё гораздо сложнее. Ребёнок перед поступлением в школу не только должен быть готов к обучению на физиологическом уровне, но и являться психологически зрелым для освоения столь сложного процесса как овладение письменной речью.

Нельзя не отметить, что процесс овладения письменной речью сводится к освоению чтения, а затем и письма. Чтобы перейти к изучению письменной речи, необходимо в достаточной мере владеть речью устной.

Устная речь - это речь звучащая, она создается в процессе разговора. Усваивая родной язык дошкольники, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. В дошкольном возрасте основной упор делается на становление правильного произношения. Под правильным произношением понимается чёткая артикуляция, верное произнесение всех звуков, понятная речь без «скомканных» окончаний и неправильных исковерканных слов.

Письменная речь - это графически закрепленная речь, заранее обдуманная и исправленная. Письменная речь обращена на зрительное восприятие.

Чтение и письмо - это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо). Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?

Во-первых , произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…

Во-вторых , у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…

В-третьих , грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…

В-четвёртых , достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…

В-пятых , ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…

В-шестых , должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков… И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!

Необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это - наличие сформированного фонематического слуха как способности к различению, как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

У детей, собирающихся пойти в школу, важно развивать фонематический слух. Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. У детей его формирование происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. А именно, успешное обучение чтению и письму предполагает как обязательное условие формирования фонематического восприятия и развитие навыков звукового анализа. Другими словами умение слышать есть данный звук в слове или нет.

Различать близко звучащие, но разные по значению слова. (Палка - Балка, Почка - Бочка.

Различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.

Совершенствование речевого слуха.

Формирование у детей навыков элементарного звукового анализа: умения определять количество слогов в слове; отхлопывать и отстукивать ритм слов разной слоговой структуры; выделять ударный слог; проводить анализ гласных и согласных звуков.

Таким образом, умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

Развитие неречевого слуха . На этом этапе проводятся упражнения на различение неречевых звуков.

на распознание:

  • звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
  • звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги); без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает физический слух.
  • Упражнения включают задания
  • действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта).
  • Проводятся игры на узнавание товарищей, голосов других людей, мелодий.

отгадай, что звучит
Нужно показать малышу, какие звуки издают различные предметы (как шуршит бумага, как звенит бубен, какой звук издает барабан, как звучит погремушка). Затем нужно воспроизводить звуки так, чтобы ребенок не видел сам предмет. А ребенок должен постараться угадать, какой предмет издает такой звук.

солнце или дождик
Взрослый говорит ребенку, что они сейчас пойдут на прогулку. Погода хорошая и светит Солнышко (при этом взрослый звенит бубном). Затем взрослый говорит, что пошел дождь (при этом он ударяет в бубен и просит ребенка подбежать к нему - спрятаться от дождя). Взрослый объясняет малышу, что тот должен внимательно слушать бубен и в соответствии с его звуками «гулять» или «прятаться».

разговор шепотом
Суть заключается в том, чтобы ребенок, находясь от вас на расстоянии 2 - 3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шепотом (например, можно попросить малыша принести игрушку). При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

посмотрим, кто говорит
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».

слышим звон и знаем, где он
Попросите ребенка закрыть глаза и позвоните в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания,

Не менее важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом . Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить. Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать, РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

подскажи словечко
Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение (например: «Спать пора, уснул бычок...», «Уронили мишку на пол...», «Наша Таня громко плачет...»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.

маленький учитель
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.

услышишь - хлопни
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытими глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.

внимательный слушатель
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).

нужное слово
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

зоркий глаз
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.

сложи звук
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма;[н][о][с] - нос.

скажи наоборот
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.

Освоение ребенком звукового состава языка включают в себя три стадии:

знакомство со звуком,

дифференциация звуков,

знакомство с буквой.

У детей дошкольного возраста речь развивается очень быстро: увеличивается словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, фразы становятся развёрнутыми. Ведь с самого рождения ребёнок слышит речевые и неречевые звуки. Речевые звуки – это слова. При помощи слов ребёнок общается со взрослыми, получает необходимую ему информацию, приобщается к деятельности, овладевает нормами поведения. К пяти годам ребёнок уже может критично относиться к своей речи. Он может понимать, что говорит неправильно и стесняется этого. Это может послужить причиной отказа от общения со сверстниками, ребёнок замыкается в себе. Он старается поменьше говорить, на вопросы отвечает односложно и не принимает участия в речевых играх. Если не заниматься коррекцией звукопроизношения в дошкольном возрасте, то в дальнейшем, в школе, это может сказаться и на овладении письменной речью – чтением и письмом. Правильность и чистота речи зависит от разных факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата. Так как у дошкольников голос ещё неустойчивый, то они говорят или очень тихо, чуть слышно, или крикливо. Поэтому нужно обращать внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шёпотом, тихо, умеренно, громко). Учить управлять силой своего голоса. Все это говорит о том, что нужно заинтересовать ребёнка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в коррекции речи. Специально подобранные игры позволяют решать педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребёнка условиях – в игре. Игры знакомят и учат детей прислушиваться к звукам окружающей природы, к звукам «дома», «улицы», вслушиваться в звучание слов, устанавливать наличие или отсутствие того или иного звука в слове, дифференцировать звуки, произносить одно-, двух-, трёх- и четырёхсложные слова, отвечать на вопросы. Предложенные ниже игры я использую для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет. Цель этих игр и упражнений – развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие. 1. Пальчиковая игра «Гроза» Цель: согласовывать движение с текстом, с учётом изменения динамики и темпа звучания. Взрослый читает слова игры, а ребёнок выполняет движения соответственно тексту. Закапали капли (стучит по столу двумя указательными пальцами). Идёт дождь (тихо стучит четырьмя пальцами обеих рук). Он льёт, как из ведра (громко стучит четырьмя пальцами). Пошёл град (стучит косточками пальцев, выбивая дробь). Гремит гром (барабанит кулаками по столу). Сверкает молния (рисует пальцами молнию в воздухе, издаёт звук ш). Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину). Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг). 2. Послушай и назови нужное слово. Цель: совершенствовать фонематический слух, учить называть слова с определённым звуком в тексте. Взрослый читает стихотворение или рассказ, наполненный определённым звуком, ребёнок должен назвать слова, в которых есть заданный звук. Ж - Жук жужжит в железной банке – Жук не хочет жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька. Жалко бедного жука. З – Заяц, заяц, чем ты занят? – Кочерыжку разгрызаю. – А чему ты, заяц рад? – Рад, что зубы не болят. 3. Игра «Шутки-минутки» Цель: Совершенствовать умение различать на слух слова, звучащие неправильно. Развивать фонематический слух. Развивать чувство юмора. Взрослый читает строчки из стихов, заменяя буквы в словах. Ребёнок находит ошибку и исправляет её. Хвост с узорами, Сапоги со шТорами. КОт плывёт по океану, КИт из блюдца ест сметану. Божья короБка, полети на небо, Принеси нам хлеба. Вот несколько игр и упражнений, которые помогают развивать фонематическое восприятие, учат детей делать звуковой анализ: определять в словах наличие данного звука, выделять в словах первый и последний звук. 1. «Отвечай – не торопясь». Цель: совершенствовать фонематический слух, называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове, подбирать слова в предложении с одинаковым звуком. Предложить несколько заданий на сообразительность: -Придумай слово, которое начинается на последний звук слова палас. -Вспомни название домашних животных, в котором был бы последний звук слова нос (собака, свинья …) -Подбери слово, чтобы первый звук был м, а последний звук – а (Маша, машина, муха …) -Какое слово получится, если к слогу ро прибавить один звук? (Рот, ром, рог…) -Составь такое предложение, в котором все слова начинаются со звука п (Петя подарил Павлику пирамидку.) -Найди в группе предметы, в названии которых есть звук к (карандаши, книга, ручка, кубики …) 2. «Исправь ошибки Незнайки». Цель: развивать фонематический слух, различать на слух слова, произнесённые неправильно, определять место звука в слове, делить слова на слоги, придумывать простые и сложные предложения. Незнайка гостил у бабушки в деревне и вот что он там видел. Слушайте внимательно и исправляйте ошибки. КоСа прыгнула через забор. КоЛова даёт вкусное молоко. Рошадь жуёт сочную траву. КоЧка ловит мышку. СобаХа сторожит дом. 3.«Готов ты идти в школу?» Отвечаем на вопросы: -Какой первый (последний) звук в слове собака? -Назови домашнее животное, в названии которого есть звук Ш, где находится этот звук? -Сколько слогов в слове кошка (корова)? -Придумай предложение из 2-х, 3-х, 4-х слов о домашних животных. МБДОУ МО г. Краснодар « Детский сад №5» ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Готовим детей к школе Советы родителям по развитию фонематического слуха 4. «Поймай слово». Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза. Взрослый: все слова рассыпались на звуки. Я назову звуки, а вы составьте из них слово: К-О-М-А-Р – комар, Ж-У-К – жук, О-С-А – оса, М-У-Х-А – муха, Б-А-Б-О-ЧК-А – бабочка… 5. «Разбросай слово» Цель: формировать навыки звукового анализа и синтеза. Взрослый предлагает ребёнку разделить слова на звуки: каша – К-А-Ш-А, дом – ДО-М, бумага – Б-У-М-А-Г-А… Составитель: учитель – логопед С.А.Рассовская