Вплоть до середины 19 века народное художественное творчество развивалось преимущественно в фольклорных формах. К наивысшему расцвету фольклора привели особенности жизненного уклада натурального крестьянского хозяйства в условиях феодального общества. Фольклорные формы были органично связаны с природой, жизнью и бытом людей, отвечали их насущным потребностям. С помощью искусства человек выражал свое отношение к действительности, все значительные события в жизни находили свой отклик в народном творчестве - в народных праздниках и обрядах, песнях, устном народном творчестве.

Катарина Кайзер: 25 лет со времени первого немецкого трахтенфеста в Семлаке. Франц Калес: Самый большой показ костюма. Орал Йозеф Кох в марте. Устно - Николаус Хорн, бывший немецкий учитель и директор школы в Хацфельде. Уве Констант: «Один из лучших брендированных графиков в Румынии».

Биографическая справка Павла Абрахама в: сельском хозяйстве в Банате и Трансильвании под влиянием немецких фермеров и квалифицированных рабочих. Коллекционер и ученый. Фольклор Хорст Клуш стал почетным гражданином Сибиу. Орал Лузиан Гейер в июне. Биографическая справка Рудольфа Рёслера в: Сельское хозяйство в Банате и Трансильвании.

Народное творчество, развивавшееся естественных условиях как неорганизованное, имеет свои специфические черты:

    Коллективность творчества, отсутствие авторского начала.

Коллективность творчества указывает в большей степени на способ его бытования, коллективность исполнения, втягивание в действие большого количества людей, часто всех окружающих. Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» дал строки, рисующие отношение публики к выступлению народных исполнителей:

Вернер Кремм: В студии дома, в Рещице у себя дома. Ханс Стендл стал почетным гражданином Банатер Берглендз. Клаус Миллим в: Сельское хозяйство в Банате и Трансильвании. Стефан Хайнц-Керер: В разное время. Длинная жизнь - в коротких рассказах. Орал Николаус Клейнингер, бывший генеральный инспектор школы в Министерстве образования.

Вальтер Тонца: Писатель в достопримечательностях Секуритате. Чтение и обсуждение в Ульме. Орал Вильма Михельс, бывший редактор издательства «Факла», в июле. Ханс Финк: Обмен опытом об одновременных занятиях. Школьная инспекция - обычное название в Румынии для школьного совета.

Хохочут, потешаются

И часто в речь Петрушкину

Вставляют слово меткое,

Какого не придумаешь,

Хоть проглоти перо!

Вовлечение в действо имело большое влияние на личность. Человек, овладевая художественными исполнительскими приемами, овладевал нравственным опытом.

2. Импровизационность в рамках заданной традиции, отсутствие фиксированной драматургии, вариативность.

«Немецкий урок телевидения» был. В середине 1970-х годов уровень самоубийств уже вырос до 66 000 человек. Лесная и водная магическая баллада как виды естественной магической баллады. Ранняя романтическая баллада Баллада естественной магии в раннем романтизме.

Высокая романтическая баллада. Баллада естественной магии в высоком романтическом стиле. Жуковский Рыбак. Поздняя романтическая баллада Натуралистическая баллада в позднем романтизме. В эпоху романтизма баллада была одним из самых популярных жанров. Ни в какую другую эпоху не было написано так много баллад, и ни в какой другой эпохе этот род не был так хорошо поддержан, как это было в романтизме. Особенно в славянских литературах баллада имела огромное значение.

Образцы фольклорного творчества находятся постоянно в движении, существуют как вариации, развиваются и видоизменяются.

Вот как об этом писал Белинский:

«И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению, и видоизменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песней, то сложат другую песню в дополнение к ней».

Интерес к этой работе - особый тип баллады и тип естественной магической баллады. Эта работа призвана представить особенность развития русской природно-магической баллады в эпоху романтизма. Российские исследования баллад ограничиваются в основном двумя, также часто используемыми в этой работе, научными исследованиями.

В центре его работы лежит литературно-исторический аспект. Отдельные типы баллад не проверяются последовательно и тщательно, и логика развития не рассматривается необычно. Автор отказывается от традиционного разделения эпохи в раннем, высоком и позднем романтизме и дифференцируется только между чувствительно-романтической и реалистично-романтической балладой.

Эта черта была обусловлена устным способом передачи ценностей. Первоначально это было предопределено тем, что большинство населения было неграмотным и передавать свое творчество оно было вынуждено устно, со слов, по памяти.

3. Синкретизм во всех его проявлениях.

Неразделимость духовной и практической деятельности, видов и жанров искусства, исполнителей и зрителей, процессов производства, хранения, распространения и потребления.

Большинство текстов вообще не анализируются. Текстовые анализы сосредоточены главным образом на лечении стилистики. Особенности развития баллады в веке не рассматриваются. Обе упомянутые выше работы очень кратко и не всегда относятся к обработке отдельных видов баллады, особенно здесь игнорируется естественная магическая баллада.

Ввиду недостаточных исследований в этой области эта работа призвана способствовать изучению особого типа баллады, натуралистической баллады и ее логики развития в русском романтизме. Процедура следующая. Во-первых, в теоретической части объясняются причины близости баллады к эпохе романтизма. Эта глава в основном основана на вторичной литературе по романтизму в целом, на немецкой романтической балладе и на исследованиях Неймана и Каца, о которых уже говорилось выше.

Народное творчество имело самую тесную связь с конкретными видами практики человека. Это обуславливает прикладной характер фольклора, существование песен трудовых, свадебных, хороводных, рекрутских и т.д.. Все эти произведения выражали народную философию, смысл жизни, были эффективны для сохранения и передачи традиций, закрепления коллективного опыта.

Следующие части работы подразделяются на соответствующие разделы романтизма. Тот же принцип используется в этих частях работы. Сначала следует краткий общий обзор баллады каждого романтического раздела, затем он пытается представить конкретные характеристики каждого раздела романса и, наконец, ясно излагается на основе текстовых примеров.

Теория и история романтической баллады

В тексте текста текста приводятся примеры, с которыми особенно хорошо проявляются специфические для развития характеристики. Пушкина и, наконец, поздние романтические баллады Русалка и Морская забота М.

Баллада как типичный жанр романтики

Решающий импульс для развития баллады искусства произошел из Англии, в частности, благодаря предполагаемому открытию Макферсона шотландским бардом Оссианом и «Реликвиями древнеанглийской поэзии», составленными Томасом Перси. Эта коллекция, предположительно кельтским бардом по имени Оссиан, сыграла очень важную роль в Иоганне Готфриде Гердере и его теории народной поэзии.

Фольклорное творчество одухотворяло деятельность, придавало ей высокий, эмоционально - нравственный настрой.

4. Саморегулируемость, отсутствие сознательно поставленных целей и организованных форм деятельности.

На всем протяжении своего развития фольклор выступал как самобытное творчество, противодействующее искусственному насаждению официальных моральных заповедей, образа жизни, норм поведения и красоты. Это являлось одной из причин враждебного отношения господствующих классов к народному творчеству, бесконечных гонений на него.

Интерес Гердера к популярной поэзии и его желание узнать больше о европейской народной поэзии были особенно вдохновлены чтением «Оссиана». Он приписывал людям и его художественные творения, особенно народную песню, огромное значение. В своей «Переписке по Оссиану» Гердер писал.

В эту коллекцию вошли 162 разных песни, баллады и романсы со всей Европы. Уже в этой коллекции есть такие баллады, которые позже сыграют важную роль в развитии баллады искусства. Это, например, баллада «Дочь Эрлкенига», переведенная с датского языка, или «Дух Вильгельма» и «Эдвард» из старого шотландского происхождения.

В своей статье «Разрушение личности» М. Горький писал: «Народ, духовно скованный..., все же продолжал жить своей глубокой творческой жизнью, создал и создает тысячи сказок, песен, пословиц, иногда восходя до таких образов, как Фауст...».

Эпоха феодализма отмечена наивысшим расцветом фольклора. Широкое распространение в это время получили театрализованные бытовые обряды и празднества, различные хороводные гуляния, народные игрища и потешные представления.

Хёльерт видит Хёльти в средней позиции между Глеймом и гражданами как соучредитель баллады. Глейм был первым, кто хотел оплодотворить высокую литературу, используя прошлые, популярные или «более низкие»литературные узоры. Помимо упомянутых выше авторов, Гете также играет особую роль в истории и развитии баллады. Он также первым стремился к определению рода.

Несколько позже, в эпоху романтизма, баллада играет особенно важную роль. В романтизме он достигает своего расцвета. Но что объясняет эту особую оценку баллады, особенно в романтизме? В принципе, за это отвечают три основных фактора: общий синкретизм, романтический фольклоризм и фантазия о сверхъестественном. Через их представление показано ниже сродства баллады к этой эпохе.

Кульминационной точки развития достигло искусство кукольников и скоморохов. Оно имело огромное воздействие на окружающих. Блестящую попытку на профессиональной основе возродить традиции народных представлений сделал А. Блок, написавший пьесу «Балаганчик».

С изменением условий социальной жизни, сменой общественных формаций, происходило изменение и форм народного художественного творчества.

Романтическая поэзия является прогрессивной. Его цель состоит не только в том, чтобы воссоединить все отдельные жанры поэзии и поставить поэзию в контакт с философией и риторикой. Он также предназначен для слияния поэзии и прозы, гения и критики, художественной поэзии и поэзии природы, и вскоре слияние.

Романтическая теория поэзии требовала «подхода индивидуального искусства друг к другу и к отдельным жанрам в поэзии». Баллада была особенно в пользу этого требования. Уже в своих замечаниях к «Балладе об изгоняемом и возвращающемся графе» Гете утверждает.

Основными причинами, обусловившими старение фольклора, стали:

    появление новых классов и социальных групп;

    изменение характера их быта, духовного уклада жизни;

    интенсивное распространение профессионального искусства, его некоторая демократизация.

Таким образом на протяжении длительного времени фольклорное творчество выступало одной из важных форм сохранения и передачи социально-исторического опыта, духовной культуры от одного поколения к другому. С его помощью передавались морально-эстетические нормы, наблюдения о явлениях природы, информация о наиболее значимых исторических событиях, войнах, бедствиях, праздниках.

В каждой литературной энциклопедии, следуя определению Гете, баллада определяется как смешанный жанр, который сочетает в себе характеристики эпоса, лирики и драмы. Основной характер - это просто микс; жанровая тенденция баллады направлена ​​на смесь эпических, лирических и драматических почти в равных частях.

В зависимости от типа баллады одна из основных форм кажется более сильной или слабой, и почти всегда одна из основных частей станет сильнее, чем две другие. Если это появление настолько сильное, что кажется доминирующим, то можно говорить о эпической, лирической, драматической балладе. Нейман сказал, что это смещение акцентов связано с временным стилем эпохи и с личностью поэта.

При анализе и характеристике традиционного народного творчества, связанного с деревенским, крестьянским трудом и бытом, пользуются различными терминами. Для обозначения устного народного творчества (поэзии и прозы) используют понятие «фольклор», что значит «народная мудрость». Применительно к жанрам искусства употребляют термины «музыкальный фольклор», когда речь идет народной песне и инструментальной музыке; «фольклорный танец» - о народном танце, «фольклорный театр» - о драматических действиях в народном искусстве.

Каким образом характеристики эпопеи, поэзии и драмы выражаются в балладе? Большинство событий в прошлом и рассказчик представляет изображенные события. В отличие от классического эпоса, однако, повествовательный стиль баллады прерывистый, показаны только основные моменты сюжета. Когда рассказчик сообщает в форме от первого лица, «такое стихотворение нельзя назвать балладой».

Баллада не имеет обычной эпической ширины, но, наоборот, характеризуется кратностью. Таким образом, драматические элементы баллады выражаются в живописном представлении. Сюжет происходит на двух уровнях: первый уровень отображается рассказчику и, таким образом, «сцена», второй уровень скрыт для рассказчика, происходящее происходит «за кулисами». Диалогом служат профилирование действия. Однако это не так ярко выражено, как эпос или лирический, «потому что баллада драматического первичного элемента, похожего на сцену, обязательно отсутствует».

Изобразительные формы творчества принято называть декоративно-прикладным искусством и народными ремеслами, т.к. это не относится к устному народному творчеству. Но независимо от условного обозначения ясно одно, что речь идет о традиционном народном творчестве, зародившемся в глубокой древности и дошедшем до нас как уникальное свидетельство жизни и быта, мировосприятия и мироощущения народа.

Какое лирическое выражение в балладе? Поскольку баллада возникла в танцевальной песне, у нее есть песенный характер и хор. Строфическая структура, капризные описания природы и монологи - это характеристики поэзии в балладе. Сильно подчеркивая средства эмоциональной функции языка, такие как восклицания, апосипозе и эллипсис, лирический элемент также становится видимым. Таким образом, повествование субъективно.

В зависимости от соответствующих фаз романтизма, тенденция баллады переходит в один из основных жанров. Например, на раннем русском романтизме доминирует эпос, в Высшем романтике происходит так называемая лирика баллады. Подобное развитие можно наблюдать и в немецкой литературе. С другой стороны, в позднем романтизме тенденция к описательной поэзии может быть определена, говорит Вайссерт. Специфика развития баллады в русской литературе будет более подробно рассмотрена ниже в этой работе.

Календарно-обрядовые формы бытования фольклора.

Основные моменты трудовой жизни крестьянства отмечались празднествами. Они были приурочены к смене времен года, определяющих цикл работ земледельца в поле и в домашнем хозяйстве. Празднества следовали друг за другом соответственно различным состояниям природы: зимнему солнцевороту, первым праздникам возрождения, оживлению природы, полному цветению, осеннему и зимнему замиранию.

После освободительных войн против Наполеона в столетии начинается столетие европейских национальных государств, в которых возникает сильное чувство национальной идентичности. Один из самых важных источников национальной идентичности был замечен в народной поэзии и фольклорной культуре.

Тенденция к популярности выражалась прежде всего в литературе. Были предприняты усилия, чтобы вновь открыть дух народа, собрав, среди прочего, свидетельства народной поэзии или пересмотр народной литературы. Кроме того, было проведено больше мифов и сказок. Одна из самых важных сборников сказок «Дети и домашние сказки» Братьев Гримм стала настолько прочной в литературной истории и пользуется своей популярностью до настоящего времени. Но ее сборник «Немецкие легенды» свидетельствует о повышенном интересе к популярной литературе.

С утверждением христианства к определенным дням каждого периода были приурочены церковные праздники, в том числе чествование какого-либо святого. Эти даты стали как бы вехами календарных сельскохозяйственных работ. Таким образом, зародившись еще в родовом обществе как игрища, как магические действия, связанные с языческим культом, постепенно некоторые из них превратились в христианские календарные обряды с обязательными элементами.

Все упомянутые выше коллекции - это в основном «патриотические документы против национальной фрагментации и растущего внутреннего и внешнего отчуждения современной цивилизацией». С помощью литературы пытались укрепить национальную идентичность. Иоганн Готфрид Гердер и его естественная теория сыграли очень важную роль в романтизме. Гердер видел людей как единственную естественную форму сожительства, которая была органически выращена и естественна. С другой стороны, государство рассматривало его как случайный механизм.

В своей главной историко-философской работе «Идеи философии философии человечества» он писал. Цензура чувств слишком слаба и мала, что в него могут быть привиты такие абсурдные части; Поэтому они склеиваются в хрупкую машину, называемую государственной машиной, без внутренней жизни и сочувствия частей друг к другу.

Народные празднества представляли собой как бы цепь приветствий возрождающейся природы с соответствующими обрядами. Они должны были способствовать плодородию земли, хорошему урожаю, приплоду скота, благополучию семьи через различные магические действия, обращения к высшим силам и природе.

Особенно значительными были земледельческие празднества в дни зимнего солнцестояния. После принятия христианства они стали называться «святками». За ними следовали празднества в честь весеннего равноденствия, впоследствии названные «масленицей», и летнего солнцестояния. На такие праздники стекалось большое число участников и зрителей. Устраивались они на открытом воздухе или в закрытом помещении в зависимости от времени года.

Музыкально-песенный фольклор.

Песенный фольклор наиболее ярко представлен в хороводах. Хороводные песни подразделялись на два вида: хороводно-игровые и собственно хороводные. Исполнение хороводно-игровых песен обязательно сопровождалось какими-нибудь игровыми действиями в соответствии с содержанием. Собственно хороводные исполнялись просто в хороводном движении.

Кроме хороводов были распространены песни, непосредственно связанные с теми или иными обрядами и составляющие их часть. Это трудовые песни, также песни, сопровождавшие семейно-бытовые празднества и обряды.

До сих пор в Белоруссии и некоторых областях России остались пережитки языческих празднеств, и все еще песни и хороводы исполняются. На лицах исполнителей календарно-обрядовых песен застывшая важность, у девушек непоколебимая томность. Это говорит о том, что в сознании людей глубоко отложилось серьезное отношение к различным обрядам, которые в Древней Руси имели очень важный, магический характер.

Танцевальный фольклор .

Древние формы танца и ритмизованной пантомимы зародились в процессе трудовой деятельности народа. В них были отражены условия быта людей, их мироощущение. Искусство танца было неотделимо от музыки и слова, они передавали различные состояния людей, а плясовые движения и жесты помогали глубже раскрыть эти чувства.

Изначально существовало два основных танцевальных жанра - хоровод и пляска, в свою очередь они имеют много разновидностей.

Народные ремесла и декоративно-прикладное творчество.

Изначально жизнь и быт людей были связаны с изобразительным искусством. Как и исполнительское художественное творчество, оно было синкретично, не существовало самостоятельно и имело прикладной характер. Отсюда и название народного изобразительного искусства Древней Руси - декоративно-прикладное.

К моменту образования Киевской Руси декоративно-прикладное творчество достигло высокого уровня. Оно особенно было распространено среди крестьянского населения, в деревнях. Изготавливалось практически все, все то что нужно для домашнего обихода, земледелия, своими руками изготавливалась одежда.

Уже в то время среди ремесленников выделяются мастера-ювелиры, создающие различные украшения, подсвечники и т.п.

Также были распространены и другие формы декоративно-прикладного искусства, это искусство вышивки, кружевоплетение, узорное ткачество, узорное вязание на спицах. Нельзя обделить вниманием различные работы по дереву, так как этот материал был самым распространенным на Руси, из него были сделаны почти все вещи домашнего обихода.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Реферат

Фольклор в профессион альном художественном творчестве

План

1. Определение и специфика фольклора

2. Пути современного взаимодействия фольклора и литературы

3. Особенности сценического и стилизованного фольклора

Литература

1. Определение и специфика фольклора

Фольклор как особый вид искусства представляет собой качественно своеобразный компонент художественной культуры. Его можно рассматривать как проядро художественной культуры, особый пласт в культуре общества. Можно констатировать, что фольклор - это древнейший пласт народной художественной культуры.

Он интегрирует культуру социума определенной этнической принадлежности на особом витке исторического развития общества. Можно рассматривать русскую народную культуру как духовный архетип русского народа, возникший на раннем этапе его развития. Фольклор неоднозначен: в нем проявляется и безграничная народная мудрость, и народный консерватизм, косность. В любом случае фольклор воплощает высшие духовные силы народа, отражает элементы национального художественного сознания. Фольклор - это особая художественная целостность, он постоянно развивается, изменяется, но в то же время эволюционирует очень медленно.

К сожалению, не сложилось однозначного определения понятия фольклор. Фольклор в переводе с английского языка (англ. folklore) означает - народное знание, народная мудрость, народная поэзия, народное поэтическое творчество, устное народное творчество, - совокупность различных видов и форм массового устного художеств. творчества одного или нескольких народов.

Понимают этот термин по-разному: иногда за ним подразумевают любое народное искусство - танцы, музыку, резьбу по дереву и даже верования. Российские ученые традиционно называют фольклором только словесное творчество.

Литература появилась значительно позже, чем фольклор, и всегда, в той или иной степени, использовала его опыт: темы, жанры, приемы - отличные в разные эпохи.

Музыкальный фольклор - это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Поэтому фольклористы (изучающие народное творчество) в разных местах от разных исполнителей записывают порою очень отличающиеся друг от друга варианты одной и той же песни или былины. "Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведение целого народа", - писал в свое время видный русский композитор и музыкальный критик А. Н. Серов.

Жанры в фольклоре отличаются также и способом исполнения (соло, хор, хор и солист) и различным сочетанием текста с мелодией, интонацией, движениями (пение, пение и пляска, рассказывание, разыгрывание и пр.). С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

В фольклоре существуют жанры продуктивные, в недрах которых могут появляться новые произведения. Сейчас это частушки, поговорки, городские песни, анекдоты, многие виды детского фольклора. Есть жанры непродуктивные, но продолжающие свое существование. Так, новых народных сказок не появляется, но старые по-прежнему рассказываются. Поют и многие старые песни. А вот былины и исторические песни в живом исполнении уже практически не звучат. Но фольклор - это не только народная мудрость. Это еще и проявление души народа.

Фольклор очень многообразен. Существует традиционный и современный фольклор; крестьянский и городской фольклор.

Традиционный фольклор - это те формы и механизмы художественной культуры, которые сохраняются, фиксируются и передаются от поколения к поколению. В них запечатлены универсальные эстетические ценности, которые сохраняют свою значимость вне конкретно-исторических социальных изменений.

Современный фольклор отражает сегодняшний этап развития народного художественного творчества. Он вбирает в себя современные эстетику, проблематику и художественные образы. Это также бесписьменная культура, носителями которой часто становятся маргинальные слои общества. В структуре современного фольклора можно выделить так называемый неофольклор. Это бытовое художественное творчество неформализованного досугового характера, включающее одновременно формы фольклора, массового и профессионального искусства, художественной самодеятельности, отличающееся эстетическим многообразием, стилевой и жанровой неустойчивостью, и выступающее "второй" волной в современной фольклорной культуре.

Крестьянский фольклор принадлежит крестьянской субкультуре. Это достаточно стабильная художественная система. В ней присутствуют трудовые, этические, семейно-брачные и эстетические ценности земледельцев. Дошедшие до нас архаичные ее слои представляют по духу и смыслу ценностную систему земледельческого календаря и культуру крестьянства, соединившую в себе черты язычества и христианства.

Городской фольклор появился в более поздний период, его широкое распространение относится к ХVIII в. Он развивался в постоянном взаимодействии, с одной стороны, с авторским искусством в его письменных (печатных) формах, а с другой - с крестьянским фольклором. Очень характерными были процессы заимствований от одного пласта культуры к другому. Они происходили посредством мещанского фольклора, идеи, образы и художественные приемы которого являлись определяющими для городского фольклора.

Таким образом, можно констатировать широкое разнообразие трактовок понятия "фольклор". Тем не менее, постепенно доминирующими оказались определения фольклора в узком и широком смыслах: как устного народного творчества и как совокупности всех видов народного творчества в контексте народной жизни.

2. Пути современного взаимодействия фольклора и литературы

На современном этапе идёт постоянное взаимовлияние фольклора и литературы, но оно уже не носит того характера, как было в XIX в. Это взаимовлияние двух родственных искусств слова - устного и письменного, в обоих случаях искусства образного слова.

Фольклор как искусство устного слова будет жить столько же, сколько будет жить устная речь. В этом смысле он вечен. Изменяются жанры. Ушли былины, уходят «долгие» песни; активно живут частушки, несказочная проза, переделки литературных песен, анекдоты, пословицы, поговорки.

В глубокой древности устная традиция заключала в себе всю сумму человеческого опыта, она была всеобъемлюща - это и религия, и наука, и метеорология, и медицина, и астрономия, и этика, и эстетика. Поэтому так величественны эпические произведения далекого прошлого. Разделение труда сказалось и на устной традиции. Наука, богословие, юриспруденция и другие области знания выделились в самостоятельную деятельность. Современному фольклору осталось только искусство устного слова. Поэтому сегодня невозможны ни былины, ни «Илиада» - их время прошло. Но частушка, пословица, поговорка несут в себе большой поэтический заряд, необходимый в нашей сегодняшней нелегкой жизни.

К уходящему фольклору должно быть очень внимательное и бережное отношение. Им нельзя не восторгаться, его нельзя не любить. Он может (и должен) звучать со сцены, по радио и телевидению - но все равно он не заменит современного фольклора. А современный фольклор творится сегодня: на основе традиции или на основе ломки традиции - в этом разберутся потомки. Наш долг перед ними - беречь и сохранять, записывать и фиксировать все. Опыт показал, что потомство может переоценить наши записи и то, что сегодня кажется ценным, завтра никого не заинтересует. И наоборот.

3. Особенности сценического и стилизованного фольклора

Фольклор может быть сценическим и стилизованным.

Сценический вариант фольклора называется фольклоризмом. Он представляет собой точное воспроизведение аутентичного образца на сцене исполнителями-профессионалами или любителями. Здесь фольклор вычленяется из среды своего бытования и приобретает особые оттенки, связанные с особенностями его воплощения на сценической площадке. То есть фольклоризм, или вторичный фольклор, - это сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления.

Существуют несколько форм фольклоризма, характерные для сценического воспроизведения народных традиций в условиях любительского и профессионального творчества.

1. Выступления хранителей живой фольклорной традиции: народных певцов, музыкантов, танцоров, рассказчиков, певческих и танцевальных коллективов (так называемые аутентичные, то есть подлинные этнографические ансамбли).

2. Реставрация жанров традиционного фольклора, в том числе уже не бытующих в народной среде и не исполняемых в массовом художественном творчестве (так называемые экспериментальные фольклорные ансамбли).

3. Исполнение произведений фольклора в обработке руководителей музыкальных, драматических или хореографических коллективов или в обработке профессиональных композиторов, балетмейстеров, режиссеров (так называемые стилизаторские фольклорные ансамбли).

Фольклоризм - явление, ориентирующееся на "рынок", на запросы определенных слоев в создании имиджа приобщения к национальным истокам культуры. Спрос на фольклор породил мощную индустрию многочисленных шоу, концертов, фестивалей, праздников, в которых принимают участие фольклорные коллективы, ансамбли. Деятельность их несет в себе более или менее искусную имитацию фольклора.

Интерес публики и спрос на произведения фольклора стимулировали развитие стилизованных произведений, основанных на фольклорном материале или созданных на основе художественных принципов и приемов фольклора. Это авторские произведения, очень схожие с традиционными фольклорными образцами по стилистике, форме, художественному языку и характеру образов.

Основными признаками фольклора, выделяемыми различными исследователями, являются его синкретизм, вариативность, изустность передачи, импровизационность, коллективность творческого процесса, традиционность и полиэлиментность.

Синкретизм характеризует взаимосвязь, целостность внутренних компонентов и свойств фольклора. Эту особенность мы рассмотрим в другом разделе работы. Вариативность можно рассматривать как изменяемость художественных произведений, их неповторяемость при исполнении или иной форме воспроизведения. Каждый автор или исполнитель дополнял традиционные образы или произведения собственным прочтением или видением. Подлинный народный художник никогда не повторяется, не создает двух абсолютно одинаковых произведений. Изустность передачи фольклорного материала проявляется в бесписьменности форм передачи фольклорной информации. Художественные образы и навыки передаются от исполнителя, художника к слушателю и зрителю, от мастера к ученику. В музыкальном творчестве очень характерны передача и заимствование художественного материала по слуху, "с рук", без использования письменных руководств, пособий и т.п. Импровизационность - это особенность фольклорного творчества. Каждое новое исполнение произведения обогащается новыми элементами (текстовыми, мелодическими, ритмическими, динамическими, гармоническими и т.д.), которые привносит исполнитель. Причем эти изменения носят спонтанный, ситуативный характер. Любой исполнитель постоянно вносит в известное произведение свой собственный материал, что способствует постоянному развитию, изменению произведения, в ходе которого выкристаллизовывается эталонный художественный образ. Тем самым фольклорное произведение становится результатом многолетнего коллективного творчества. Фольклор полиэлементен, поскольку очевидны его внутреннее многообразие и многочисленные взаимосвязи художественного, культурно-исторического и социально-культурного характера.

Литература

1. Аникин В.П. Русский фольклор: учебное пособие. - М., 1997.

2. Аникин В.П. Не «постфольклор», а фольклор (к постановке вопроса о его современных традициях) // Славянская традиционная культура и современный мир: Сборник материалов научно-практической конференции. Вып. 2. - М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004. С. 224-240

3. Азадовский М.К. История русской фольклористики. тт., 1-2. М., 1958-1963

4. Азадовский М.К. Статьи о литературе о фольклоре. М., 1990

5. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.,1991

6. Народная культура в современных условиях: Учеб. Н-30 пособие / М-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологии; Отв. ред. Н.Г. Михайлова. - М., 2000. - 219 с.

7. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. - М., 1996

8. Путилов Б.Н.Фольклор и художественная самодеятельность. Л.: Наука, 1998.

9. Сценическая интерпретация фольклора (на примере весенних обрядовых песен): Метод. рекомендации / Авт.-сост. Терентьева Л.А. - Куйбышев, 1999. - 110с.

10. Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (XI-XIX вв.). М., 1994.

Подобные документы

    Особенности детского фольклора, его самобытность и оригинальность как феномена культуры и устного народного творчества. Происхождение, содержание, сюжет, образная система колыбельных песен и прибауток, механизм действия пестушек и структура потешек.

    реферат , добавлен 13.11.2009

    Значение и особенности устного народного творчества; русский, славянский и латышский фольклор, происхождение его персонажей. Образы нечистой силы: Баба Яга, латышская ведьма, их характеристика. Исследование популярности героев национального фольклора.

    реферат , добавлен 10.01.2013

    Миф - древнее предание и повествование о божествах. Фольклористика. Теория фольклора. История фольклора. Классификация и систематизация фольклора. Лирика. Эпос. Драма. Фольклорный театр.

    реферат , добавлен 04.06.2003

    Традиции устного народного творчества в Киевской Руси. Жанры русского устного народного творчества: сказки, песни, былины, загадки, легенды, пословицы и поговорки. Исторические повествования, биографии святых и князей, церковно-политические трактаты.

    презентация , добавлен 14.02.2014

    Понятие сказки как вида повествовательного прозаического фольклора. История возникновения жанра. Иерархическая структура сказки, сюжет, выделение основных героев. Особенности русских народных сказок. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.

    презентация , добавлен 11.12.2010

    Очевидно, что система жанров средневекового фольклора охватывает все практические, эмоциональные и концептуальные стороны народной жизни. Иерархия жанров средневековой литературы, нисходящая от духовной литературы (Евангелие, проповедь, агиография).

    реферат , добавлен 05.10.2003

    Принципы отбора произведений детского народного творчества для детей. Центральные задачи педагогики раннего детства. Содержание общечеловеческих нравственных, познавательных и художественных ценностей. Колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки.

    контрольная работа , добавлен 12.10.2013

    Определение смысла и роли фольклора в тексте романа Т. Н. Толстой "Кысь". Фольклор – народное творчество, совокупность народных действий. Проблема роли фольклора в русской литературе на пороге XXI века закономерна. Философско-эстетическая ценность.

    курсовая работа , добавлен 21.06.2008

    Основные виды фольклора. Типы сказок, их строение и формулы. Сказки о животных, бытовые и волшебные. Основные языковые средства, используемые в сказках. Словесный повтор, сказочные функции и постоянные эпитеты. Сказочные места, чудовища и превращения.

    презентация , добавлен 04.10.2011

    Периоды жизни и творчества С. Есенина по Л.В. Занковской. Особенности стихов С. Есенина, посвященных России. Отношение писателей-эмигрантов к поэзии русского поэта. Взаимосвязь народного творчества и космических мотивов в творчестве С. Есенина.