:

Текстовая форма

Табличная форма

Статистическая таблица

Статистические графики – это условные изображения числовых величин и их соотношений посредством линий, геометрических фигур, рисунков или географических карт-схем. Графическая форма облегчает рассмотрение статистических данных, делает их наглядными, выразительными, обозримыми. Однако графики имеют определенные ограничения: прежде всего, график не может включить столько данных, сколько может войти в таблицу; кроме того, на графике показываются всегда округленные данные – не точные, а приблизительные. Таким образом, график используется только для изображения общей ситуации, а не деталей. Последний недостаток – трудоемкость построения графиков. Он может быть преодолен использованием персонального компьютера (например, «Мастером диаграмм» из пакета Microsoft Office Excel).

Определение эмпирической функции распределения.

Выборочная (эмпири́ческая) фу́нкция распределе́ния в математической статистике - это приближение теоретической функции распределения, построенное с помощью выборки из него.

Определение

Пусть - выборка из распределения случайной величины , задаваемого функцией распределения . Будем считать, что , где , - независимые случайные величины, определённые на некотором пространстве элементарных исходов . Пусть . Определим случайную величину следующим образом:

где - индикатор события , - функция Хевисайда. Таким образом, выборочная функция распределения в точке равна относительной частоте элементов выборки, не превосходящих значение . Случайная величина называется выборочной функцией распределения случайной величины и является аппроксимацией для функции . Существует результат, показывающий, что при функция равномерно сходится к , и указывающий скорость сходимости.

Гистограмма

Гистограмма используется для графического представления распределений непрерывно варьирующих признаков и состоит из примыкающих друг к другу прямоугольников, как показано на рис. 2.1. Основание каждого прямоугольника равно ширине интервала группировки, а высота его такова, что площадь прямоугольника пропорциональна частоте (или частости) попадания в данный интервал. Если ряд безинтервальный, то ширина всех столбцов выбирается произвольной, но одинаковые. Таким образом, высоты прямоугольников должны быть пропорциональны величинам

где n i - частота i -го интервала группировки; h i - ширина i -го интервала группировки.

На графике гистограммы основание прямоугольников откладывается по оси абсцисс (x ), а высота - по оси ординат (у ) прямоугольной системы координат.

Однако в тех случаях, когда ширина всех интервалов группировки одинакова, вид гистограммы не изменится, если по оси ординат откладывать не величины р i , а частоты интервалов n i .

Рис. 2.1. Гистограмма распределения результатов в предыдущем примере (когда ширина некоторых интервалов группировки неодинакова).

В этом случае чтобы не нарушить принцип построения гистограммы (площади прямоугольников пропорциональны частотам интервалов), по оси ординат уже нельзя откладывать частоты, а надо – высоты прямоугольников (которые должны быть пропорциональны отношениям ).

Полигон частот

Другим распространенным способом графического представления является полигон частот.

Полигон частот образуется ломаной линией, соединяющей точки, соответствующие срединным значениям интервалов группировки и частотам этих интервалов, срединные значения откладываются по оси х , а частоты – по оси у .

Из сравнения двух рассмотренных способов графического представления эмпирических распределений следует, что для получения полигона частот из построенной гистограммы нужно середины вершин прямоугольников, образующих гистограмму, соединить отрезками прямых. Пример полигона частот представлен на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Полигон частот

Полигон частот используется для представления распределений как непрерывных, так и дискретных признаков. В случае непрерывного распределения полигон частот является более предпочтительным способом графического представления, чем гистограмма, если график эмпирического распределения описывается плавной зависимостью.

21.Гипо́теза (др.-греч. ὑπόθεσις - предположение; от ὑπό - снизу, под + θέσις - тезис) - предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие отаксиом

Постулатов, не требующих доказательств. Гипотеза считается научной, если она удовлетворяет критерию Поппера, т.е. потенциально может быть проверена критическим экспериментом, а так же если она соответствует другим критериям, отличающим науку от не науки.

Статистическая гипотеза – это предположение о свойствах случайных величин или событий, которое мы хотим проверить по имеющимся данным. Примеры статистических гипотез в педагогических исследованиях :

Гипотеза 1. Успеваемость класса стохастически (вероятностно) зависит от уровня обучаемости учащихся.

Гипотеза 2. Усвоение начального курса математики не имеет существенных различий у учащихся, начавших обучение с 6 или 7 лет.

Гипотеза 3. Проблемное обучение в первом классе эффективнее по сравнению с традиционной методикой обучения в отношении общего развития учащихся.

Пример 1. Процесс производства некоторого медицинского препарата весьма сложен. Несущественные на первый взгляд отклонения от технологии вызывают появление высокотоксичной побочной примеси. Токсичность этой примеси может оказаться столь высокой, что даже такое ее количество, которое не может быть обнаружено при обычном химическом анализе, может оказаться опасным для человека, принимающего это лекарство. В результате, прежде чем выпускать в продажу вновь произведенную партию, ее подвергают исследованию на токсичность биологическими методами. Малые дозы лекарства вводятся некоторому количеству подопытных животных, например, мышей, и результат регистрируют. Если лекарство токсично, то все или почти все животные гибнут. В противном случае норма выживших велика.

Исследование лекарства может привести к одному из возможных способов действия: выпустить партию в продажу (а 1), вернуть партию поставщику для доработки или, может быть, для уничтожения (а 2).

Ошибки двух видов, связанные с действиями а 1 и а 2 совершенно различны, различна и важность избежания их. Сначала рассмотрим случай, когда применяется действие а 1 , в то время когда предпочтительнее а 2 . Лекарство опасно для пациента, в то время как оно признано безопасным. Ошибка этого вида может вызвать смерть пациентов, употребляющих этот препарат. Это ошибка первого рода, так как нам важнее ее избежать.

Рассмотрим случай когда предпринимается действие а 2 , в то время когда а 1 является более предпочтительным. Это означает, что вследствие неточностей в проведении эксперимента партия нетоксичного лекарства классифицировалась как опасная. Последствия ошибки могут выражаться в финансовом убытке и в увеличении стоимости лекарства. Однако случайное отвержение совершенно безопасного лекарства, очевидно, менее нежелательно, чем, пусть даже изредка происходящие гибели пациентов. Отвержение нетоксичной партии лекарства – ошибка второго рода.

Допустимая вероятность ошибки первого рода (Ркр) может быть равна 5% или 1% (0.05 или 0.01).

22. Проверка статистической гипотезы (testing statistical hypotheses) - это процесс принятия решения о том, противоречит ли рассматриваемая статистическая гипотеза наблюдаемой выборке данных.

Статистический тест или статистический критерий - строгое математическое правило, по которому принимается или отвергается статистическая гипотеза .

· 23.классификация гипотез

· простая – указано одно обстоятельство, при наличии или отсутствии которого действует юридическая норма;

· сложная – наличие в гипотезе одновременно двух или более обстоятельств, в совокупности обусловливающих действие нормы;

· альтернативная – указано несколько вариантов обстоятельств (альтернативных), при которых возможно действие нормы. В этом случае при наступлении одного из них норма является действующей;

Параметрической гипотезой называется гипотеза о значениях параметров распределения или о сравнительной величине параметров двух распределений. Примером параметрической статистической гипотезы является гипотеза оравенстве математических ожиданий двух нормальных совокупностей.

Непараметрическими гипотезами называются гипотезы о виде распределенияслучайной величины.

Нулевой, основной или проверяемой гипотезой называется первоначально выдвинутая гипотеза, которая обозначается Н0 .

Статистическая гипотеза представляет собой некоторое предположение о законе распределения случайной величины или о параметрах этого закона, формулируемое на основе выборки . Примерами статистических гипотез являются предположения: генеральная совокупность распределена по экспоненциальному закону; математические ожидания двух экспоненциально распределенных выборок равны друг другу. В первой из них высказано предположение о виде закона распределения, а во второй – о параметрах двух распределений. Гипотезы, в основе которых нет никаких допущений о конкретном виде закона распределения, называют непараметрическими , в противном случае – параметрическими .

Гипотезу, утверждающую, что различие между сравниваемыми характеристиками отсутствует, а наблюдаемые отклонения объясняются лишь случайными колебаниями в выборках, на основании которых производится сравнение, называют нулевой (основной) гипотезой и обозначают Н 0 . Наряду с основной гипотезой рассматривают и альтернативную (конкурирующую, противоречащую) ей гипотезу Н 1 . И если нулевая гипотеза будет отвергнута, то будет иметь место альтернативная гипотеза.

Различают простые и сложные гипотезы. Гипотезуназывают простой , если она однозначно характеризует параметр распределения случайной величины. Например, если  является параметром экспоненциального распределения, то гипотеза Н 0 о равенстве  = 10–простая гипотеза. Сложной называют гипотезу, которая состоит из конечного или бесконечного множества простых гипотез. Сложная гипотеза Н 0 о неравенстве  > 10 состоит из бесконечного множества простых гипотез Н 0 о равенстве  =b i , где b i – любое число, большее 10. Гипотеза Н 0 о том, что математическое ожидание нормального распределения равно двум при неизвестной дисперсии, тоже является сложной. Сложной гипотезой будет предположение о распределении случайной величины Х по нормальному закону, если не фиксируются конкретные значения математического ожидания и дисперсии.

Проверка гипотезы основывается на вычислении некоторой случайной величины – критерия, точное или приближенное распределение которого известно. Обозначим эту величину через z , ее значение является функцией от элементов выборки z =z (x 1 , x 2 , …, x n ). Процедура проверки гипотезы предписывает каждому значению критерия одно из двух решений – принять или отвергнуть гипотезу. Тем самым все выборочное пространство и соответственно множество значений критерия делятся на два непересекающихся подмножества S 0 и S 1 . Если значение критерия z попадает в область S 0 , то гипотеза принимается, а если в область S 1 , – гипотеза отклоняется. Множество S 0 называется областью принятия гипотезы или областью допустимых значений , а множество S 1 – областью отклонения гипотезы или критической областью . Выбор одной области однозначно определяет и другую область.

Принятие или отклонение гипотезы Н 0 по случайной выборке соответствует истине с некоторой вероятностью и, соответственно, возможны два рода ошибок. Ошибка первого рода возникает с вероятностью  тогда, когда отвергается верная гипотеза Н 0 и принимается конкурирующая гипотеза Н 1 . Ошибка второго рода возникает с вероятностью  в том случае, когда принимается неверная гипотеза Н 0 , в то время как справедлива конкурирующая гипотеза Н 1 . Доверительная вероятность – это вероятность не совершить ошибку первого рода и принять верную гипотезу Н 0 . Вероятность отвергнуть ложную гипотезу Н 0 называется мощностью критерия . Следовательно, при проверке гипотезы возможны четыре варианта исходов, табл. 3.1.

Таблица 3.1.

Например, рассмотрим случай, когда некоторая несмещенная оценка параметра  вычислена по выборке объема n , и эта оценка имеет плотность распределения f (), рис. 3.1.

Рис. 3.1. Области и отклонения гипотезы

Предположим, что истинное значение оцениваемого параметра равно Т . Если рассматривать гипотезу Н 0 о равенстве  =Т , то насколько велико должно быть различие между  и Т , чтобы эту гипотезу отвергнуть. Ответить на данный вопрос можно в статистическом смысле, рассматривая вероятность достижения некоторой заданной разности между  и Т на основе выборочного распределения параметра  .

Целесообразно полагать одинаковыми значения вероятности выхода параметра  за нижний и верхний пределы интервала. Такое допущение во многих случаях позволяет минимизировать доверительный интервал, т.е. повысить мощность критерия проверки. Суммарная вероятность того, что параметр  выйдет за пределы интервала с границами  1– /2 и   /2 , составляет величину  . Эту величину следует выбрать настолько малой, чтобы выход за пределы интервала был маловероятен. Если оценка параметра попала в заданный интервал, то в таком случае нет оснований подвергать сомнению проверяемую гипотезу, следовательно, гипотезу равенства  =Т можно принять. Но если после получения выборки окажется, что оценка выходит за установленные пределы, то в этом случае есть серьезные основания отвергнуть гипотезу Н 0 . Отсюда следует, что вероятность допустить ошибку первого рода равна  (равна уровню значимости критерия).

Если предположить, например, что истинное значение параметра в действительности равно Т +d , то согласно гипотезе Н 0 о равенстве  =Т – вероятность того, что оценка параметра  попадет в область принятия гипотезы, составит  , рис. 3.2.

При заданном объеме выборки вероятность совершения ошибки первого рода можно уменьшить, снижая уровень значимости  . Однако при этом увеличивается вероятность ошибки второго рода  (снижается мощность критерия). Аналогичные рассуждения можно провести для случая, когда истинное значение параметра равно Т d .

Единственный способ уменьшить обе вероятности состоит в увеличении объема выборки (плотность распределения оценки параметра при этом становится более "узкой"). При выборе критической области руководствуются правилом Неймана – Пирсона: следует так выбирать критическую область, чтобы вероятность  была мала, если гипотеза верна, и велика в противном случае. Однако выбор конкретного значения  относительно произволен. Употребительные значения лежат в пределах от 0,001 до 0,2. В целях упрощения ручных расчетов составлены таблицы интервалов с границами  1– /2 и   /2 для типовых значений  и различных способов построения критерия.

При выборе уровня значимости необходимо учитывать мощность критерия при альтернативной гипотезе. Иногда большая мощность критерия оказывается существеннее малого уровня значимости, и его значение выбирают относительно большим, например 0,2. Такой выбор оправдан, если последствия ошибок второго рода более существенны, чем ошибок первого рода. Например, если отвергнуто правильное решение "продолжить работу пользователей с текущими паролями", то ошибка первого рода приведет к некоторой задержке в нормальном функционировании системы, связанной со сменой паролей. Если же принято решения не менять пароли, несмотря на опасность несанкционированного доступа посторонних лиц к информации, то эта ошибка повлечет более серьезные последствия.

В зависимости от сущности проверяемой гипотезы и используемых мер расхождения оценки характеристики от ее теоретического значения применяют различные критерии. К числу наиболее часто применяемых критериев для проверки гипотез о законах распределения относят критерии хи-квадрат Пирсона, Колмогорова, Мизеса, Вилкоксона, о значениях параметров – критерии Фишера, Стьюдента.

25. КРИТИЧЕСКАЯ ОБЛАСТЬ - часть выборочного пространства такая, что попадание в нее наблюденного значения случайной величины, с распределением к-рой связана проверяемая гипотеза, влечет отказ от этой гипотезы

Критическими точками (границами) k кр называют точки, отделяющие критическую область от области принятия гипотезы.
Различают одностороннюю (правостороннюю или левостороннюю) и двустороннюю критические области.

Случайная погрешность измерения образуется под влиянием большого числа факторов , сопутствующих процессу измерения. В каждой конкретной ситуации работает свой механизм образования погрешности. Поэтому естественно предположить, что каждой ситуации должен соответствовать свой тип распределения погрешности. Однако во многих случаях имеются возможности еще до проведения измерений сделать некоторые предположения о форме функции распределения, так что после проведения измерений остается только определить значения некоторых параметров, входящих в выражение для предполагаемой функции распределения.

Случайная погрешность характеризует неопределенность наших знаний об истинном значении измеряемой величины, полученных в результате проведенных наблюдений. Согласно К. Шеннону мерой неопределенности ситуации, описываемой случайной величиной X, является энтропия


являющаяся функционалом дифференциальной функции распределения . Можно предположить, что любой процесс измерения формируется таким образом, что неопределенность результата наблюдений оказывается наибольшей в некоторых пределах, определяемых допускаемыми значениями погрешности. Поэтому наиболее вероятными должны быть такие распределения , при которых энтропия обращается в максимум.

Для выявления вида наиболее вероятных распределений рассмотрим несколько наиболее типичных случаев .

1. В классе распределений результатов наблюдений , обладающих определенной зоной рассеивания между значениями х = b и х = а шириной b-а =, найдем такое, которое обращает в максимум энтропию при наличии ограничивающих условий:
, , ,
где - математическое ожидание результатов наблюдений. Решение поставленной задачи находится методом множителей Лагранжа.

Искомая плотность распределения результатов наблюдений описывается выражением

Определим числовые характеристики равномерного распределения. Математическое ожидание случайной погрешности находим по формуле (10):

Дисперсию случайной равномерно распределенной погрешности можно найти по формуле (18):

В силу симметрии распределения относительно математического ожидания коэффициент асимметрии должен равняться нулю:

Для определения эксцесса найдем вначале четвертый момент случайной погрешности:

Поэтому

В заключение найдем веро-ятность попадания случайной погрешности в заданный интервал , равный заштрихованной площади на рис.7

2. В классе распределений результатов наблюдений , обладающих определенной дисперсией , найдем такое, которое обращает в максимум энтропию при наличии ограничений:

, , , .

Решение этой задачи также находится методом множителей Лагранжа. Искомая плотность распределения результатов наблюдений описывается выражением

Распределение, описываемое уравнениями (25) и (26), называется нормальным или распределением Гаусса .

На рис.8 изображены кривые нормального распределения случайных погрешностей для различных значений среднеквадратического отклонения .

Из рисунка видно, что по мере увеличения среднеквадратического отклонения распределение все более и более расплывается, вероятность появления больших значений погрешностей возрастает, а вероятность меньших погрешностей сокращается, т.е. увеличивается рассеивание результатов наблюдений.

Вычислим вероятность попадания результата наблюдения в некоторый заданный интервал :

Заменим переменные:

После чего получим следующее выражение для искомой вероятности:

Интегралы, стоящие в квадратных скобках, не выражаются в элементарных функциях, поэтому их вычисляют с помощью так называемого нормированного нормального распределения с дифференциальной функцией

С помощью функции Ф(z ) вероятность находят как

(29)

При использовании данной формулы следует иметь в виду тождество

Вытекающее непосредственно из определения функции Ф(z ).

Широкое распространение нормального распределения погрешностей в практике измерений объясняется центральной предельной теоремой теории вероятностей, являющейся одной из самых замечательных математических теорем, в разработке которой принимали участие многие крупнейшие математики - Муавр, Лаплас, Гаусс, Чебышев и Ляпунов. Центральная предельная теорема утверждает, что распределение случайных погрешностей будет близко в нормальному всякий раз, когда результаты наблюдения формируются под влиянием большого числа независимо действующих факторов, каждый из которых оказывает лишь незначительное действие по сравнению с суммарным действием всех остальных.

3. Предположим, что результаты наблюдений распределены нормально, но их среднеквадратическое отклонение является величиной случайной, изменяющейся от опыта к опыту. Такое предположение более осторожное, чем предположение о неизменности в течение всего времени измерений. В этом случае, рассуждая таким же образом, как и прежде, легко найти, что энтропия обращается в максимум, если результаты наблюдений имеют распределение Лапласа с плотностью

(30)

где - математическое ожидание, - среднеквадратическое отклонение результатов наблюдения. Распределением Лапласа следует пользоваться в тех случаях, когда точностные характеристики заранее неизвестны или нестабильны во времени.

Дифференциальная функция распределения случайных погрешностей получается подстановкой и в выражение (30):

Асимметрия распределения равна нулю, поскольку распределение симметрично относительно нуля, а эксцесс в соответствии с формулой (22) составляет

Таким образом, по сравнению с нормальным распределением (Ех = 0) равномерное распределение является более плосковершинным (Ех = -1.2), а распределение Лапласа - более островершинным (Ех = 3).

Формы представления статистических данных.

Статистические данные должны быть представлены так, чтобы ими можно было пользоваться. Существует 3 основных формы представления статистических данных :

Текстовая – включение данных в текст;

Табличная – представление данных в таблицах;

Графическая – выражение данных в виде графиков.

Текстовая форма применяется при малом количестве цифровых данных.

Табличная форма применяется чаще всего, так как является более эффективной формой представления статистических данных. В отличие от математических таблиц, которые по начальным условиям позволяют получить тот или иной результат, статистические таблицы рассказывают языком цифр об изучаемых объектах.

Статистическая таблица – это система строк и столбцов, в которых в определенной последовательности и связи излагается статистическая информация о социально-экономических явлениях.

Различают подлежащее и сказуемое статистической таблицы. В подлежащем указывается характеризуемый объект – либо единицы совокупности, либо группы единиц, либо совокупность в целом. В сказуемом дается характеристика подлежащего, обычно в числовой форме. Обязателен заголовок таблицы, в котором указывается к какой категории и к какому времени относятся данные таблицы.

По характеру подлежащего статистические таблицы подразделяются на простые, групповые и комбинационные. В подлежащем простой таблицы объект изучения не подразделяется на группы, а дается либо перечень всех единиц совокупности, либо указывается совокупность в целом. В подлежащем групповой таблицы объект изучения подразделяется на группы по одному признаку, а в сказуемом указываются число единиц в группах (абсолютное или в процентах) и сводные показатели по группам. В подлежащем комбинационной таблицы совокупность подразделяется на группы не по одному, а по нескольким признакам.

При построении таблиц необходимо руководствоваться следующими общими правилами.

Подлежащее таблицы располагается в левой (реже – верхней) части, а сказуемое – в правой (реже – нижней).

Заголовки столбцов содержат названия показателей и их единицы измерения.

Итоговая строка завершает таблицу и располагается в ее конце, но иногда бывает первой: в этом случае во второй строке делается запись «в том числе», и последующие строки содержат составляющие итоговой строки.

Цифровые данные записываются с одной и той же степенью точности в пределах каждого столбца, при этом разряды чисел располагаются под разрядами, а целая часть отделяется от дробной запятой.

В таблице не должно быть пустых клеток: если данные равны нулю, то ставится знак «–» (прочерк); если данные не известны, то делается запись «сведений нет» или ставится знак «…» (троеточие). Если значение показателя не равно нулю, но первая значащая цифра появляется после принятой степени точности, то делается запись 0,0 (если, скажем, была принята степень точности 0,1).

Иногда статистические таблицы дополняются графиками, когда ставится цель подчеркнуть какую-то особенность данных, провести их сравнение. Графическая форма является самой эффективной формой представления данных с точки зрения их восприятия. С помощью графиков достигается наглядность характеристики структуры, динамики, взаимосвязи явлений, их сравнения.

В истории социологии насчитываются несколько попыток определить устройство общества, т. е. общественную формацию. Многие исходили из аналогии общества с биологическим организмом. В обществе пытались выделить системы-органы с соответствующими функциями, а также определить основные взаимосвязи общества с окружающей средой (природной и общественной). Структурные эволюционисты считают развитие общества обусловленным (а) дифференциацией и интеграцией его сис- тем-органов и (б) взаимодействием-конкуренцией с внешней средой. Рассмотрим некоторые из таких попыток.

Первую из них предпринял Г. Спенсер — основоположник теории классической социальной эволюции. У него общество состояло из трех систем-органов: экономической, транспортной и управляющей (я уже говорил об этом выше). Причина развития обществ, по Спенсеру, — как дифференциация и интеграция человеческой деятельности, так и противоборство с природной средой и другими обществами. Спенсер выделил два исторических типа общества — военное и индустриальное.

Следующую попытку предпринял К. Маркс, предложивший понятие . Она представляет собой конкретное общество на определенной ступени исторического развития, включающее в себя (1) экономический базис (производительные силы и производственные отношения) и (2) зависящую от него надстройку (формы общественного сознания; государство, право, церковь и т. д.; надстроечные отношения). Исходная причина развития общественно-экономических формаций — развитие орудий труда и форм собственности на них. Последовательно прогрессивными формациями Маркс и его последователи называют первобытно-общинную, античную (рабовладельческую), феодальную, капиталистическую, коммунистическую (ее первая фаза — «пролетарский социализм»). Марксистская теория - революционная , главной причиной поступательного движения обществ она усматривает в классовой борьбе бедных и богатых, а социальные революции Маркс назвал локомотивами человеческой истории.

Понятию общественно-экономической формации присущ ряд недостатков. Прежде всего, в структуре общественно-экономической формации отсутствует демосоциальная сфера — потребления и быта людей, ради которой и возникает общественно-экономическая формация. Кроме того, в этой модели общества политическая, правовая, духовная сферы лишены самостоятельной роли, служат простой надстройкой над экономическим базисом общества.

Джулиан Стюард, как упоминалось выше, отошел от классического эволюционизма Спенсера, основанного на дифференциации труда. В основу эволюции человеческих обществ он положил сравнительный анализ различных обществ как своеобразных культур.

Талкотт Парсонс определяет общество как тип, которая является одной из четырех подсистем системы, действуя наряду с культурной, личностной, человеческого организма. Ядро общества, по Парсонсу, образует социетальная подсистема (социетальное сообщество), которая характеризует общество в целом. Она представляет собой совокупность людей, семей, фирм, церквей и т. д., объединенных нормами поведения (культурными образцами). Эти образцы выполняют интегративную роль по отношению к своим структурным элементам, организуя их в социетальное сообщество. В результате действия таких образцов социетальное сообщество выступает сложной сетью (горизонтальной и иерархической) взаимопроникающих типичных коллективов и коллективных лояльностей.

Если сравнить его с , определяет общество как идеальное понятие, а не конкретное общество; вводит в структуру общества социетальное сообщество; отказывается от базисно-надстроечных отношений между экономикой, с одной стороны, политикой, религией и культурой, с другой стороны; подходит к обществу как к системе социального действия. Поведение социальных систем (и общества), как и биологических организмов, вызывается требованиями (вызовами) внешней среды, исполнение которых является условием выживания; элементы-органы общества функционально способствуют его выживанию во внешней среде. Главная проблема общества — организация взаимосвязи людей, порядка, равновесия с внешней средой.

Теория Парсонса тоже вызывает критические замечания. Во-первых, понятия системы действия и общества носят весьма абстрактный характер. Это выразилось, в частности, в трактовке ядра общества — социетальной подсистемы. Во-вторых, модель социальной системы Парсонса создана для установления социального порядка, равновесия с внешней средой. Но общество стремится нарушить равновесие с внешней средой ради удовлетворения своих растущих потребностей. В-третьих, социетальная, фидуциарная (воспроизведение образца) и политическая подсистемы выступают по сути элементами экономической (адаптивной, практической) подсистемы. Это ограничивает самостоятельность других подсистем, особенно политической (что типично для европейских обществ). В-четвертых, отсутствует демосоциальная подсистема, являющаяся исходной для общества и побуждающая его к нарушению равновесия со средой.

Маркс и Парсонс — структурные функционалисты, рассматривающие общество в виде системы социальных (общественных) отношений. Если для Маркса упорядочивающим (интегрирующим) общественные отношения фактором выступает экономика, то для Парсонса — социетальное сообщество. Если для Маркса общество стремится к революционному нарушению равновесия с внешней средой в результате экономического неравенства и классовой борьбы, то у Парсонса — к социальному порядку, равновесию с внешней средой в процессе эволюции на основе возрастающей дифференциации и интеграции своих подсистем. В отличие от Маркса, который уделял главное внимание не структуре общества, а причинам и процессу его революционного развития, Парсонс сосредоточился на проблеме «социального порядка», интеграции людей в общество. Но Парсонс, как и Маркс, считал базисной деятельностью общества экономическую, а все остальные типы действия — вспомогательными.

Общественная формация как метасистема общества

Предлагаемое понятие общественной формации основано на синтезе идей Спенсера, Маркса, Парсонса по этой проблеме. Общественная формация характеризуется следующими чертами. Во-первых, ее следует считать идеальным понятием (а не конкретным обществом, как у Маркса), фиксирующим в себе наиболее существенные свойства реальных обществ. Одновременно это понятие не столь абстрактно как «социальная система» у Парсонса. Во-вторых, демосоциальная, экономическая, политическая и духовная подсистемы общества играют исходную, базисную и вспомогательную роль, превращая общество в общественный организм. В-третьих, общественная формация представляет собой метафорический «общественный дом» живущего в ней народа: исходная система — «фундамент», базис — «стены», а вспомогательная система — «крыша».

Исходная система общественной формации включает в себя географическую и демосоциальную подсистемы. Она образует «метаболическую структуру» общества, состоящего из людей-клеток, взаимодействующих с географической сферой, представляет собой как начало, так и завершение других подсистем: экономической (экономические блага), политической (права и обязанности), духовной (духовные ценности). Демосоциальная подсистема включает в себя социальные группы, институты, их действия, направленные на воспроизводство людей как биосоциальных существ.

Базисная система выполняет следующие функции: 1) выступает главным средством удовлетворения потребностей демосоци- альной подсистемы; 2) является ведущей адаптивной системой данного общества, удовлетворяя какую-то ведущую потребность людей, ради удовлетворения которой организуется общественный строй; 3) социальная общность, институты, организации этой подсистемы занимают ведущие позиции в обществе, управляют остальными сферами общества с помощью характерных для нее средств, интегрируя их в общественный строй. Выделяя базисную систему, я исхожу из того, что некоторые фундаментальные потребности (и интересы) людей при определенных обстоятельствах становятся ведущими в структуре общественного организма. Базисная система включает в себя социальный класс (социетальное сообщество), а также присущие ему потребности, ценности, нормы интеграции. Она отличается типом социальности по Веберу (целерациональная, ценностнорациональная и т. д.), сказывающимся на всем общественном строе.

Вспомогательную систему общественной формации образует прежде всего духовная система (художественная, моральная, образовательная и т. д.). Это культурная система ориентации, придающая смысл, целенаправленность, одухотворенность существованию и развитию исходной и базисной систем. Роль вспомогательной системы заключается: 1)в выработке и сохранении интересов, мотивов, культурных принципов (убеждений, верований), образцов поведения; 2) их трансляции среди людей через социализацию и интеграцию; 3) их обновлении в результате изменения общества и его отношений с внешней средой. Через социализацию, мировоззрение, ментальность, характеры людей вспомогательная система оказывает важное влияние на базисную и исходную системы. Нужно отметить, что такую же роль в обществах какими-то своими частями и функциями может играть также политическая (и правовая) система. У Т. Парсонса духовная система называется культурной и находится вне общества как социальной системы, определяя его через воспроизводство образцов социального действия: создание, сохранение, трансляцию и обновление потребностей, интересов, мотивов, культурных принципов, образцов поведения. У Маркса данная система находится в надстройке общественно-экономической формации и самостоятельной роли в обществе — экономической формации — не играет.

Каждый общественный строй характеризуется социальной стратификацией в соответствии с исходной, базисной и вспомогательными системами. Страты разделены своими ролями, статусами (потребительскими, профессиональными, экономическими и т. д.) и объединены потребностями, ценностями, нормами, традициями. Ведущие из них стимулируются базисной системой. Например, в экономических обществах сюда относятся свобода, частная собственность, прибыль и прочие экономические ценности.

Между демосоциальными слоями всегда формируется доверие , без которого общественный строй и социальная мобильность (восходящая и нисходящая) невозможны. Оно образует социальный капитал общественного строя. «Помимо средств производства, квалификации и знаний людей, — пишет Фукуяма, — способность к общению, к коллективным действиям, в свою очередь, зависит от того, в какой степени те или иные сообщества придерживаются схожих норм и ценностей и могут подчинять индивидуальные интересы отдельных личностей интересам больших групп. На основе таких общих ценностей возникает доверие, которое <...> имеет большую и вполне конкретную экономическую (и политическую. — С.С.) ценность».

Социальный капитал - это набор неформальных ценностей и норм, разделяемых членами социальных общностей, из которых состоит общество: выполнение обязательств (долг), правдивость в отношениях, сотрудничество с другими и т. д. Говоря о социальном капитале, мы пока отвлекаемся от его социального содержания , которое существенно отлично в азиатских и европейских типах обществ. Важнейшей функцией общества является воспроизведение его «тела», демосоциальной системы.

Большое влияние на общественный строй оказывает внешняя среда (природная и общественная). Она включается в структуру общественного строя (типа общества) частично и функционально как предметы потребления и производства, оставаясь для него внешней средой. Внешняя среда входит в структуру общества в широком смысле слова — как природо-социального организма. Это подчеркивает относительную самостоятельность общественного строя как характеристики социума по отношению к природным условиям его существования и развития.

Для чего возникает общественная формация? По Марксу, она возникает прежде всего для удовлетворения материальных потребностей людей, поэтому у него экономика занимает базисное место. У Парсонса базисом общества выступает социетальное сообщество людей, поэтому социетальная формация возникает ради интеграции людей, семей, фирм и прочих коллективов в единое целое. Для меня общественная формация возникает, чтобы удовлетворить разнообразные потребности людей, среди которых базисная является главной. Это приводит к большому разнообразию типов общественных формаций в истории человечества.

Основными способами интеграции людей в общественный организм и средствами удовлетворения соответствующих потребностей являются экономика, политика, духовность. Экономическая сила общества основана на материальном интересе, стремлении людей к деньгам и материальному благополучию. Политическая сила общества основана на физическом насилии, на стремлении людей к порядку и безопасности. Духовная сила общества основана на определенном смысле жизни, выходящем за пределы благополучия и власти, причем жизнь с этой точки зрения носит трансцендентный характер: как служение нации, Богу и вообще идее.

Основные подсистемы общественного строя тесно взаимосвязаны. Прежде всего, граница между любой парой систем общества представляет собой некую «зону» структурных компонентов, которые могут рассматриваться как принадлежащие обеим системам. Далее, базисная система сама является надстройкой над исходной системой, которую она выражает и организует. Одновременно она выступает исходной системой по отношению к вспомогательной. А последняя не только обратно управляет базисом, но и обеспечивает дополнительное влияние на исходную подсистему. И, наконец, разные по типу демосоциальные, экономические, политические, духовные подсистемы общества в своем взаимодействии образуют множество замысловатых комбинаций общественного строя.

С одной стороны, исходной системой общественной формации являются живые люди, которые в течение жизни потребляют материальные, социальные, духовные блага для своего воспроизводства и развития. Остальные системы общественного строя объективно служат в той или иной мере воспроизводству и развитию демосоциальной системы. С другой стороны, общественный строй оказывает социализирующее влияние на демосо- циальную сферу, формирует се своими институтами. Он представляет для жизни людей, их молодости, зрелости, старости как бы внешнюю форму, в которой им приходится быть счастливыми и несчастными. Так, люди, жившие в советской формации, оценивают ее через призму своей разновозрастной жизни.

Общественная формация — это тип общества, представляющий собой взаимосвязь исходной, базисной и вспомогательной систем, результатом функционирования которой является воспроизводство, защита, развитие народонаселения в процессе преобразования внешней среды и адаптации к ней путем создания искусственной природы. Этот строй обеспечивает средства (искусственную природу) для удовлетворения потребностей людей и воспроизводства своего тела, осуществляет интеграцию множества людей, обеспечивает реализацию способностей людей в различных сферах, совершенствуется в результате противоречия между развивающимися потребностями и способностями людей, между разными подсистемами общества.

Типы общественных формаций

Общество существует в виде страны, региона, города, села и т. д., представляющих его разные уровни. В таком смысле семья, школа, предприятие и т. д. — это не общества, а социальные институты, входящие в общества. Общество (например, Россия, США и др.) включает в себя (1) ведущий (современный) общественный строй; (2) остатки прежних общественных формаций; (3) географическую систему. Общественная формация является важнейшей метасистемой общества, но не тождественна ему, поэтому ее можно использовать для обозначения типа стран, которые являются преимущественным предметом нашего анализа.

Общественная жизнь есть единство общественной формации и частной жизни. Общественная формация характеризует институциональные отношения между людьми. Частная жизнь - это та часть общественной жизни, которая не охвачена общественным строем, представляет собой проявление индивидуальной свободы людей в потреблении, экономике, политике, духовности. Общественная формация и частная жизнь как две части общества тесно взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга. Противоречие между ними выступает источником развития общества. Качество жизни тех или иных народов во многом, но не полностью, зависит от типа их «общественного дома». Частная жизнь во многом зависит от личной инициативы и множества случайностей. Например, советский строй был очень неудобен для частной жизни людей, похож на крепость-тюрьму. Тем не менее, в его рамках люди ходили в детские сады, учились в школе, любили и были счастливы.

Общественная формация складывается бессознательно, без общей воли, в результате стечения множества обстоятельств, воль, планов. Но в этом процессе просматривается определенная логика, которую можно выделить. Типы общественного строя меняются от исторической эпохе к эпохе, от страны к стране, находятся между собой в конкурентных отношениях. Базисность той или иной общественной системы изначально не заложена. Она возникает в результате уникального стечения обстоятельств, в том числе субъективных (например, наличия выдающегося лидера). Базисная система определяет интересы-цели исходной и вспомогательной систем.

Первобытно-общинная формация синкретична. В ней тесно переплетены начатки экономической, политической и духовной сфер. Можно утверждать, что исходной сферой этого строя является географическая система. Базисной является демосоциальная система, процесс воспроизводства людей естественным путем, основанный на моногамной семье. Производство людей в это время — главная, определяющая все другие, сфера общества. Вспомогательной выступают экономическая, управленческая и мифологическая системы, поддерживающие базисную и исходную системы. Экономическая система основана на индивидуальных средствах производства и простой кооперации. Управленческая система представлена родовым самоуправлением и вооруженными мужчинами. Духовная система представлена табу, ритуалами, мифологией, языческой религией, жрецами, а также начатками искусства.

В результате общественного разделения труда первобытные рода разделились на земледельческие (оседлые) и скотоводческие (кочевые). Между ними возникли обмен продуктами и войны. Земледельческие общины, занятые земледелием и обменом, были менее подвижны и воинственны, чем скотоводческие. С увеличением численности людей, деревень, родов, развитием обмена продуктами и войн первобытнообщинное общество в течение тысячелетий постепенно трансформировалось в политическое, экономическое, теократическое. Возникновение данных типов обществ происходит у разных народов в разное историческое время вследствие стечения множества объективных и субъективных обстоятельств.

Из первобытнообщинного общества раньше других вычленяется общественно-политическая (азиатская) формация. Ее базисом становится авторитарно-политическая система, ядро которой составляет автократическая государственная власть в се рабовладельческом и крепостническом виде. В таких формациях ведущей становится общественная потребность в могуществе, порядке, социальном равенстве, ее выражают политические классы. Базисной в них становится ценностнорациональная и традиционная деятельность. Это типично, например, для Вавилона, Ассирии и Российской империи.

Затем возникает общественно-экономическая (европейская) формация, базис которой — рыночная экономика в ее антично-товарном, а затем капиталистическом виде. В таких формациях базисной становится индивидуальная (частная) потребность в материальных благах, обеспеченной жизни, могуществе, ей соответствуют экономические классы. Базисной в них является целерациональная деятельность. Экономические общества возникали в относительно благоприятных природных и общественных условиях — античная Греция, Древний Рим, страны Западная Европа.

В духовной (тео- и идеократичсской) формации базисом становится какая-то мировоззренческая система в ее религиозном или идеологическом варианте. Базисными становятся духовные потребности (спасение, построение корпоративного государства, коммунизма и т. д.) и ценностнорациональная деятельность.

В смешанных (конвергентных) формациях базис образуют несколько общественных систем. Базисными становятся индивидуально-общественные потребности в их органическом единстве. Таким было европейское феодальное общество в доиндустри- альную эпоху, а социал-демократическое — в индустриальную. В них базисными выступают как целерациональные, так и цен- ностнорациональные типы социальных действий в их органическом единстве. Подобные общества лучше приспособлены к историческим вызовам усложняющейся природной и общественной среды.

Становление общественной формации начинается с появления господствующего класса и адекватной ему общественной системы. Они захватывают ведущее положение в обществе, подчиняя себе другие классы и связанные с ними сферы, системы и роли. Господствующий класс делает свою жизнедеятельность (се потребности, ценности, действия, результаты), а также идеологию главной.

Например, после февральской (1917 г.) революции в России большевики захватили государственную власть, сделали свою диктатуру базисной, а коммунистическую идеологию - господствующей, прервали трансформацию аграрно-крепостнического строя в буржуазно-демократический и создали советскую формацию в процессе «пролетарско-социалистической» (индустриально-крепостнической) революции.

Общественные формации проходит стадии (1) становления; (2) расцвета; (3) упадка и (4) трансформации в другой тип или гибели. Развитие обществ носит волновой характер, при котором меняются периоды упадка и подъема разных типов общественных формаций в результате борьбы между ними, конвергенции, социальной гибридизации. Каждый тип общественной формации представляет процесс поступательного развития человечества, от простого к сложному.

Развитие обществ характеризуется упадком прежних и появлением новых общественных формаций, наряду с прежними. Передовые общественные формации занимают господствующее положение, а отсталые — подчиненное. Со временем возникает иерархия общественных формаций. Такая формационная иерархия придает прочность и преемственность обществам, позволяя черпать силы (физические, нравственные, религиозные) для дальнейшего развития в исторически ранних типах формаций. В этой связи ликвидация крестьянской формации в России во время коллективизации ослабила страну.

Таким образом, развитие человечества подчиняется закону отрицания отрицания. В соответствии с ним ступень отрицания отрицания исходной ступени (первобытнообщинного общества), с одной стороны, представляет возврат к исходному типу обществу, а с другой стороны, является синтезом предыдущих типов обществ (азиатских и европейских) в социал-демократическом.

Cтраница 1


Общественная формация, по Марксу, - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. Маркс иногда использует также термины экономическая формация и экономическая общественная формация. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.  

Общественная формация, идущая на смену капитализму, основывающаяся на крупном научно-организованном общественном производстве, организованном распределении и состоящая из двух фаз: 1) низшей (социализм), при которой средства производства уже являются общественной собственностью, классы уже уничтожены, но сохраняется еще государство, и каждый член общества получает в зависимости от количества и качества его труда; 2) высшей (полный коммунизм), при которой отмирает государство и осуществляется принцип: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Переход от капитализма к коммунизму возможен только через пролетарскую революцию и длительную эпоху диктатуры пролетариата.  

Общественная формация, по Марксу, - это социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Структура этой системы имеет следующий вид. Способ производства имеет две стороны: производительные силы общества и производственные отношения.  

Общественная формация - это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества.  

Понятие общественная формация используется для обозначения качественно различных типов общества. Однако в реальной действительности наряду с ними существуют элементы старых способов производства и нарождающихся новых в форме общественно-экономических укладов, что особенно характерно для переходных периодов от одной формации к другой. В современных условиях изучение экономических укладов и особенностей их взаимодействия становится все более актуальной проблемой.  

Каждой общественной формации присуща свия К.  

Изменение общественной формации в России требует пересмотра методического и нормативного аппарата обеспечения надежности больших систем энергетики. Переход к рыночным отношениям в отраслях ТЭК, являющихся естественными монополиями (электроэнергетика и газовая промышленность), связан с новыми постановками задач надежности. В то же время целесообразно сохранить все ценное в методологии исследования надежности систем энергетики из того, что было создано в предшествующем периоде.  

Всякой общественной формации соответствует собственная классовая структура общества. При этом финансы учитывают отношения распределения национального дохода, организуя их перераспределение в пользу государства.  

Для любой общественной формации характерно несовпадение производства и потребления (использования) продукта труда во времени и в пространстве. По мере развития общественного разделения труда это несовпадение возрастает. Но принципиальное значение имеет тот факт, что продукт лишь тогда готов к потреблению, когда он доставлен к месту потребления с теми потребительскими свойствами, которые отвечают условиям его использования.  

Для любой общественной формации закономерно создание определенного количества запасов материальных ресурсов для обеспечения непрерывного процесса производства и обращения. Создание запасов материальных ценностей на предприятиях носит объективный характер и является следствием общественного разделения труда, когда предприятие в процессе производственной деятельности получает необходимые ему средства производства от других предприятий, территориально расположенных на значительном удалении от потребителей.  

Впервые понятие общественно-экономической формации определил К. Маркс. Оно основывается на материалистическом понимании истории. Развитие человеческого общества рассматривается как неизменный и закономерный процесс смены формаций. При этом всего их выделяется пять. Основу каждой из них составляет определенный возникающие в процессе производства и в ходе распределения материальных благ, их обмена и потребления, формируют экономический базис, который в свою очередь определяет юридическую и политическую надстройку, структуру общества, быта, семьи и так далее.

Возникновение и развитие формаций осуществляется по особым экономическим законам, которые действуют вплоть до перехода на следующий этап развития. Одним из них является закон соответствия отношений производства уровню и характеру развития производительных сил. Любая формация в своем развитии проходит определенные этапы. На последнем происходит конфликт и и возникает необходимость в смене старого способа производства на новый и, как результат, одна формация, более прогрессивная, сменяет другую.

Так что же такое общественно-экономическая формация?

Это сложившийся исторически тип общества, в основе развития которого находится определенный способ производства. Любая формация - определенная специфическая ступень человеческого общества.

Какие общественно-экономические формации выделяются сторонниками этой теории развития государства и общества?

Исторически первой формацией является первобытнообщинная. Тип производства определялся сложившимися отношениями в родоплеменной общине, распределением труда между ее членами.

В результате развития между народами возникает рабовладельческая общественно-экономическая формация. Расширяется масштаб общения. Появляются такие понятия, как цивилизация и варварство. Для этого периода характерно множества войн, при которых в качестве прибавочного продукта изымалась военная добыча и дань, появлялась бесплатная рабочая сила в виде рабов.

Третьим этапом развития является возникновение феодальной формации. В это время происходили массовые переселения на новые земли крестьян, постоянные войны за подданных и землю между феодалами. Целостность экономических единиц должна была обеспечиваться военной силой, и роль феодала заключалась в сохранении их неприкосновенности. Война становилась одним из условий производства.

В качестве четвертого этапа развития государства и общества сторонники выделяют капиталистическую формацию. Это последняя стадия, которая основана на эксплуатации людей. Происходит развитие средств производства, появляются фабрики и заводы. Повышается роль международного рынка.

Последняя общественно-экономическая формация - коммунистическая, которая в своем развитии проходит социализм и коммунизм. При этом выделяется два вида социализма - построенный в основном и развитой.

Теория общественно-экономических формаций возникла в связи с необходимостью научного обоснования неуклонного движения всех стран мира к коммунизму, неизбежности перехода в эту формацию из капитализма.

Формационная теория имеет ряд недостатков. Так, она учитывает лишь экономический фактор развития государств, который имеет большое значение, но не является в полной мере определяющим. Кроме того, противники теории указывают на то, что ни в одной из стран общественно-экономическая формация в чистом виде не существует.

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ и развитие народонас., общество и его главный компонент - народонаселение, находящиеся на определ. ступени историч. развития, исторически определ. тип общества и соответствующий ему тип народонас. В основе каждой Ф. о.-э. лежит определенный способ обществ. производства, а сущность ее образуют производств. отношения. Этот экон. базис детерминирует развитие народонаселения, входящего в структуру данной Ф. о.-э. Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, раскрывающие учение о Ф. о.-э., дают ключ к пониманию единства и многообразия историч. развития народонас., являются одной из важнейших методологич. основ теории народонаселения.

В соответствии с марксистско-ленинским учением, выделяющим пять Ф. о.-э.: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую, развитие народонас. также проходит через эти ступени историч. прогресса, определяющие изменения не только его количеств., но и качеств. характеристик.

Первобытнообщинная Ф. о.-э., свойственная всем без исключения народам, знаменовала возникновение человечества, становление народонас. Земли и ее регионов, начало его развития (см. Антропогенез). Первым социальным организмом стал род (родоплеменное образование). Материальное произ-во было самым примитивным, люди занимались собирательством, охотой, рыболовством, существовало естеств. разделение труда. Коллективная собственность обеспечивала каждому члену общества получение доли произведенного продукта, необходимого для его существования.

Постепенно сложился групповой брак, при к-ром мужчины, принадлежащие к данному роду, могли вступать в половые отношения с любой из женщин другого, соседнего рода. Однако никаких прав и обязанностей при этом мужчина и женщина не имели. Социальными нормами, регулирующими репродуктивное поведение коллектива, сезонность рождений, были разл. половые табу, самым сильным из к-рых являлся экзогамный запрет (см. Экзогамия).

По данным палеодемографии, ср. продолжительность жизни в период палеолита и мезолита составляла 20 лет. Женщины, как правило, умирали до завершения репродуктивного возраста. Высокая рождаемость в среднем лишь немного превосходила смертность. Люди погибали гл. обр. от голода, холода, болезней, стихийных бедствий и т. д. Темпы прироста числ. народонас. Земли равнялись 10-20% за тысячелетие (см. Демографическая история).

Совершенствование производит. сил протекало чрезвычайно медленно. В эпоху неолита появились земледелие и скотоводство (8-7-е тыс. до н. э.). Экономика из присваивающей стала постепенно превращаться в производящую, появился определ. излишек над необходимым продуктом - прибавочный продукт, что оказало сильное воздействие на экон. развитие общества, имело большие социальные и демографич. последствия. В этих условиях начинает складываться парная семья. Она пришла на смену групповому браку и потому характеризовалась такими его пережитками, как существование наряду с ´основными´ ´дополнительных´ жен и мужей.

В эпоху неолита изменился характер возрастной смертности: детская смертность оставалась высокой, у взрослых же пик смертности переместился на более старшие возрасты. Модальный возраст смерти перешагнул 30-летний рубеж, при этом общий уровень смертности оставался высоким. Период пребывания женщин в репродуктивном возрасте увеличился; ср. число детей, рожденных одной женщиной, повысилось, однако еще не достигло физиол. предела.

Самая длительная в истории человечества первобытнообщинная формация обеспечила в конечном итоге рост производит. сил общества, развитие обществ. разделения труда, завершилась возникновением индивидуального х-ва, частной собственности, что привело к распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, потом - обедневших соплеменников.

Частная собственность связана с появлением классового общества и гос-ва; в результате разложения первобытнообщинного строя складывалась первая в истории классовая антагонистич. рабовладельческая формация. Древнейшие рабовладельч. гос-ва образовались на рубеже 4-3-го тыс. до н. э. (Месопотамия, Египет). Классич. формы рабовладельч. строй достиг в Др. Греции (5-4 вв. до н. э.) и Др. Риме (2 в. до н. э.-2 в. н. э.).

Переход к рабовладельч. формации во многих странах вызвал коренные изменения в развитии народонас. Хотя значит. часть нас. составляли свободные мелкие зем. собственники, ремесленники, представители др. социальных групп, рабовладельч. отношения были господствующими, сказывались на всех социально-экон. отношениях, определяли все процессы развития народонас.

Рабы рассматривались только как орудия труда и были полностью бесправны. Чаще всего они не могли иметь семьи. Их воспроиз-во происходило, как правило, за счет невольничьего рынка.

Развитие семейно-брачных отношений, шедшее, т. о., почти полностью только в среде свободного нас., характеризовалось окончат. переходом от парной семьи к моногамной. У разл. народов этот переход, начавшийся еще в период разложения первобытнообщинного строя, протекал неодинаково. Моногамия утвердилась лишь в зрелом классовом обществе, когда сложилась семья, в к-рой безраздельно господствовал мужчина, а женщина оказалась в подчиненном и бесправном положении.

Определ. изменения произошли и в процессах рождаемости и смертности. Среди причин смертности первое место заняли болезни и потери в войнах. Нек-рое увеличение продолжительности жизни населения повлияло на показатели рождаемости. Ср. число детей, рожденных одной женщиной, оценивается в 5 чел.

В гoc-вах наиболее развитой, античной формы рабовладения впервые в истории возникает явление малодетности. Так, в Римской империи в последний период ее существования было отмечено значит. падение рождаемости среди зажиточных граждан, что побудило власти прибегнуть к мерам регулирования воспроиз-ва нас. (см. ´Закон Юлия и Папия Поппея´).

В нек-рых гос-вах возникали определ. противоречия между ростом числ. нас. и слабым развитием производит. сил. Они разрешались путем принудит. эмиграции, в результате к-рой в Средиземноморье возникли греч., финикийские и римские колонии.

С возникновением рабовладельч. гос-в в фискальных и воен. целях начали проводиться первые учеты нас.: регулярные цензы осуществлялись с 5 в. до н. э. по 2 в. н. э. в Др. Риме и его провинциях.

В 4-3 вв. до н. э. в рамках общих филос. теорий складываются первые воззрения на народонас., к-рые касались преим. проблемы соотношения между количеством ресурсов и числ. нас. (см. Платон, Аристотель).

Пришедший на смену рабовладельч. обществу феодализм как особая формация в своей классич. форме сложился в странах Зап. Европы и датируется здесь периодом примерно 5-17 вв. В других странах Европы и Азии феодализм характеризовался рядом особенностей. В то время как в Европе под влиянием роста произ-ва и нек-рых др. причин рабство исчезло, уступив место феод.-крепостнич. зависимости, во мн. странах Азии оно продолжало существовать, не играя, однако, важной роли. В Африке феод. отношения стали оформляться сравнительно поздно (и лишь в странах Средиземноморья); в Америке до прихода туда европейцев стадии феод. развития не достиг ни один из индейских народов.

Феодализм как классово антагонистич. формация означал разделение общества на два осн. класса - феодалов-землевладельцев и зависимых от них крестьян, к-рые составляли подавляющее большинство нас. Будучи собственниками земли и имея право на значит. часть труда своих крепостных крестьян, а также на их продажу другому собственнику, феодалы были заинтересованы в численном росте крестьян. Господствовавшая при феодализме патриархальная семья складывалась из ряда кровнородственных по муж. линии индивидуальных семей и представляла собой как хоз. ячейку, так и осн. звено в физич. возобновлении нас. феод. общества. В репродуктивном отношении этот тип семьи оказался наиболее производительным из всех форм семейной организации когда-либо существовавших.

Однако высокая рождаемость, свойственная патриархальной семье, ´погашалась´ высокой смертностью, особенно среди закрепощенного нас. и трудовых слоев феод. города. Такая смертность была обусловлена низким развитием производит. сил, тяжелыми условиями жизни, эпидемиями и войнами. По мере развития производит. сил и особенно с.-х. произ-ва уровень смертности медленно снижался, что при сохранении высокой рождаемости привело к увеличению естеств. прироста нас.

В Зап. Европе сравнительно устойчивый прирост нас. начался примерно с рубежа 1-го и 2-го тыс., однако он сильно замедлялся частыми эпидемиями (см. ´Черная смерть´) и почти непрекращавшимися феод. междоусобицами и войнами. По мере развития феодализма и особенно в условиях его кризиса отд. вопросы развития народонас. все более привлекали внимание мыслителей той эпохи (см. Фома Аквинский, Т. Мор, Т. Кампанелла).

В результате разложения феодализма в Зап. Европе (16-17 вв.) началось формирование последней классово антагонистич. Ф. о.-э.- капиталистической, основанной на частной собственности на средства произ-ва и эксплуатации наемного труда капиталом.

Классово антагонистич. структура капитализма пронизывает все происходящие в нем обществ. процессы, включая и развитие народонас. Капитал, совершенствуя произ-во, совершенствует и гл. производит. силу - рабочее нас. Однако многообразие способностей и конкретных видов труда рабочих служит лишь необходимым условием, а также средством увеличения стоимости, подчинено капиталу и ограничивается им в пределах, отвечающих его социальным целям. Получать большую массу прибавочной стоимости на стадии простой кооперации капиталистам позволяло увеличение числа одноврем. занятых рабочих как за счет воспроиз-ва рабочего нас., так и вовлечения в произ-во разорившихся мелких товаропроизводителей. На стадии мануфактуры с углублением разделения труда для увеличения массы прибавочной стоимости наряду с ростом числа рабочих все более важное значение приобретают качеств. характеристики работников, их способность к повышению производительности труда в условиях его углубляющегося разделения. На фабрике, особенно на стадии автоматизир. произ-ва, на первый план вместе с практич. навыками выступает наличие определ. теоретич. знаний, а для их приобретения требуется соответств. рост уровня образования работников. В условиях совр. капитализма, широко практикующего внедрение достижений научно-технич. прогресса для извлечения наибольшей прибыли, повышение уровня знаний большого числа рабочих становится важнейшим фактором функционирования и обеспечения конкурентоспособности эксплуатирующего их капитала.

Необходимым результатом и условием капиталистич. произ-ва является относительное перенаселение. Противоречие развития народонас., как противоречие между объективными и субъективными элементами процесса труда, при капитализме выступает как отношение рабочего нас. (носителя товара рабочая сила) к средствам занятости в форме постоянного капитала. Закон относит. перенас. является основным экон. законом народонас. при капитализме.

Производств. отношения капитализма определяют обществ. условия, в к-рых протекают демографич. процессы. В ´Капитале´ К. Маркс раскрывает закон обратного соотношения рождаемости, смертности и абс. размера семей рабочих их доходам. Этот закон был выведен при анализе положения разл. групп рабочих, к-рые образуют относит. перенас. в застойной форме. Эти группы характеризуются наименьшими доходами и наибольшей долей в естеств. приросте нас., т. к. для них в условиях использования детского труда дети более выгодны экономически, чем для др. слоев рабочих.

Специфич. производств. отношения капитализма обусловливают и процесс смертности рабочего нас. Капитал по самой своей природе безразличен к здоровью и продолжительности жизни рабочих, он ´...является расточителем людей, живого труда, расточителем не только тела и крови, но и нервов в мозга´ (Маркс К., Капитал, т. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 101). Прогресс медицины позволил снизить смертность трудящихся, однако его воздействие имеет предел, за к-рым осн. фактором уменьшения смертности становятся изменения в условиях труда и жизни нас. Капитал предъявляет противоречивые требования к смене поколений рабочих. Ему, с одной стороны, нужны молодые здоровые люди, а с другой - рабочие, прошедшие общеобразоват. и проф. подготовку, т. е. более старших возрастов; требуются умелые и квалифицир., т. е., как правило, более пожилые рабочие и в то же время представители новых профессий, т. е. более молодых возрастов. Для обеспечения нужд произ-ва капиталу необходима быстрая смена поколений занятых. В сер. 19 в. это требование выступало как экон. закон.

В период империализма и распространения гос.-монополистич. капитализма существенно усиливается противодействие этой быстрой смене со стороны пролетарского движения, борющегося против роста эксплуатации, интенсификации труда, безработицы, за улучшение условий труда, повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, за организацию системы проф. подготовки, улучшение мед. обслуживания и др. В то же время научно-технич. прогресс и рост значения проф. знаний и производств. опыта вынуждают капитал проявлять определ. заинтересованность в существ. увеличении продолжительности найма одних и тех же рабочих. Однако при всех условиях пределы этой продолжительности обусловлены способностью рабочего приносить как можно больше прибавочной стоимости.

В основе миграц. подвижности нас. при капитализме лежит движение рабочей силы вслед за движением капитала. Притяжение и выталкивание работников в отд. фазах цикла, отраслях, а также на отд. терр. определяются потребностями произ-ва прибавочной стоимости. На стадии империализма это движение приобретает междунар. характер.

Обществ. произ-во при капитализме реализует историч. тенденцию развития рабочего нас. Технич. прогресс предполагает перемену труда, совершенствование способностей, навыков, знаний работников, с тем чтобы они всегда были готовы к выполнению уже существующих и вновь возникающих функций. Такие требования к рабочей силе объективно выходят за пределы, допускаемые капиталом, и могут достаточно полно реализоваться лишь при отношении работников к средствам произ-ва как к своим собственным, а не при подчинении последним. Развитие рабочего класса при капитализме наталкивается на внеш. пределы, к-рые ставит процесс самовозрастания стоимости. Классовая борьба пролетариата направлена на ликвидацию непреодолимых при капитализме препятствий на пути свободного всестороннего развития трудящихся, на революц. смену капитализма социализмом.

Способ произ-ва, определяющий классовую структуру общества, историч. тип работника оказывают существ. влияние на семью. Уже в условиях капитализма свободной конкуренции семья из производительной превращается преим. в потребительскую ячейку общества, что подорвало экон. необходимость в больших патриархальных семьях. Лишь крест. семьи сохранили за собой производит. функции, на первый же план в капиталистич. обществе выступают два типа семьи: буржуазная и пролетарская. В основе выделения этих типов лежит специфика участия их членов в обществ. произ-ве - в экон. форме наемного труда или капитала, в результате чего различаются и внутрисемейные отношения.

С первым этапом развития капитализма связан быстрый рост нас. Определ. улучшение социально-экон. условий привело к сокращению смертности и изменению структуры ее причин. Снижение рождаемости, начавшееся в семьях буржуазии, постепенно распространяется и на семьи пролетариата, характеризовавшиеся первоначально ее высоким уровнем. В период империализма темпы роста нас. в экономически развитых капиталистич. странах сокращаются и остаются низкими (см. Народонаселение мира).

Развитие капитализма привело к резкому возрастанию обществ. интереса к народонас. (см. История демографической науки). Однако весь историч. опыт капиталистич. Ф. о.-э. убедительно показал, что решение проблем народонас., его подлинное развитие невозможны на путях капитализма.

Такое решение обеспечивает только коммунистическая Ф. о.-э., к-рая означает начало подлинной истории человечества, когда достигается свободное гармоничное развитие всех людей, практически осуществляется идеал обществ. устройства.

Науч. теорию коммунистич. Ф. о.-э. создали Маркс и Энгельс, она обогащена и развита применительно к изменяющимся историч. условиям Лениным, КПСС и др. коммунистич. и рабочими партиями, всесторонне подтверждена практикой СССР, др. стран социалистич. содружества.

Коммунистич. Ф. о.-э. имеет две фазы развития: первая - социализм, вторая - полный коммунизм. В связи с этим термин ´коммунизм´ часто употребляется для обозначения лишь второй фазы. Единство обеих фаз обеспечивается обществ. собственностью на средства произ-ва, подчинением всего обществ. произ-ва достижению полного благосостояния и всестороннего развития людей, отсутствием любых форм социального неравенства. Обеим фазам присущ также единый социальный тип развития народонас.

В системе свойственных коммунистич. Ф. о.-э. объективных законов действует экон. закон полной занятости (иногда он называется осн. экон. законом народонас. коммунистич. способа произ-ва), обеспечивается ее планомерная рациональность в соответствии с обществ. потребностями, со способностями и склонностями людей. Так, в ст. 40 Конституции СССР зафиксировано: ´Граждане СССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей´.

Реальная полная и рациональная занятость в условиях экон. и общесоциального равенства оказывает определяющее влияние на процессы развития народонас. Члены общества имеют равный доступ к образованию и мед. помощи, осуществляющимися за счет обществ. фондов потребления, что является важнейшим фактором неуклонного качеств. совершенствования народонас. Обеспечивается свободное создание и развитие семьи при активной всесторонней помощи ей со стороны общества. обществ. источники благосостояния служат все более полному раскрытию созидат. способностей каждого человека. В экон. и общесоциальных программах первостепенное значение придается постоянному совершенствованию воспитания подрастающего поколения при особом внимании к его трудовому воспитанию. Осуществляется планомерный курс на наиболее рациональное расселение людей и создание комплекса благоприятных и в основном равных условий жизни во всех насел, пунктах.

Единство обеих фаз коммунистич. Ф. о.-э. имеет определяющее значение, поскольку они выделяются в рамках одной и той же формации с едиными для нее объективными закономерностями развития. Вместе с тем между двумя фазами коммунизма есть и различия, в т. ч. существенные, к-рые и позволяют отличать первую фазу от второй. Ленин писал о первой из них, что ´поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово ´коммунизм´ и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм´ (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 98). Такая ´неполнота´ связана со степенью развития производит. сил и производств. отношений в условиях первой фазы. Так, обществ. собственность на средства произ-ва существует в условиях социализма в двух формах (общенародной и колхозно-кооперативной); единое по своему характеру и целям общество трудящихся состоит из двух дружественных классов - рабочего класса и крестьянства, а также интеллигенции. Равное право всех членов общества на созданный их объединенным трудом продукт реализуется посредством распределения по труду в зависимости от его кол-ва и качества. Принцип социализма - ´от каждого по способностям, каждому - по труду´. Сохраняется, следовательно, определ. (постепенно и последовательно уменьшающееся) неравенство в потреблении при неравенстве труда. Труд для каждого индивида при социализме еще не стал первой жизненной потребностью, а является необходимым средством для получения жизненных благ.

Черты социализма как первой фазы коммунистич. Ф. о.-э. обнаруживаются и в развитии народонас. Нас. при социализме (как и при полном коммунизме) - это трудящиеся; в данном, главном смысле оно социально однородно (см. Социальная однородность). Навсегда уничтожены эксплуатация человека человеком и безработица, все имеют и реализуют равное право на труд, бесплатное образование и мед. обслуживание, на отдых, обеспечение в старости и т. д. Все равны и в возможностях образования семьи и получения в этом обществ. поддержки, в пользовании услугами детских учреждений, выборе места жительства по своему желанию. Общество материально и морально помогает людям, переезжающим на жительство в те насел. пункты, к-рые для осуществления планов экон. и социального развития нуждаются в притоке трудовых ресурсов извне. Вместе с тем, поскольку при социализме производит. силы общества еще не достигли уровня, требующегося для утверждения полного коммунизма, материальное положение разл. семей и индивидов еще не одинаково. Семья несет значит. часть затрат по воспроиз-ву рабочей силы, отсюда возможность неравенства и этих затрат, и их результатов. Участие семьи в материальном обеспечении воспроиз-ва рабочей силы с учетом неуклонно возрастающих требований к качеству работников влияет на избираемое семьей кол-во детей.

В документах КПСС сделан принципиальной важности вывод о том, что сов. общество находится ныне в начале исторически длит. периода - этапа развитого социализма. Этот этап, не выходя за рамки первой фазы коммунистич., Ф. о.-э., характеризуется тем, что ´...социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний´ [Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, Преамбула]. С построением развитого социализма осуществляется переход к преим. интенсивному типу обществ. воспроиз-ва, к-рый всесторонне сказывается и на воспроиз-ве нас., прежде всего на его социальных характеристиках. Уже в ходе построения социализма постепенно изживается противоположность между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, достигается всеобщая грамотность нас. В условиях развитого социализма постепенно преодолеваются существ. различия между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, обеспечивается высокая образованность нас. В СССР - обязательное ср. образование молодежи, осуществляется реформа общеобразоват. и проф. школ, призванная поднять обучение на качественно новый уровень, коренным образом улучшить трудовое воспитание и проф. ориентацию школьников на основе соединения обучения с производит. трудом, подготовку квалифициров. рабочих кадров в проф.-техн. уч-щах, дополнить всеобщее образование всеобщим проф. образованием. Если, по переписи нас. 1959, на 1000 чел. нас. страны приходился 361 чел. со ср. и высш. (полным и неполным) образованием, в т. ч. с высшим - 23 чел., то в 1981 соотв. 661 и 74, а среди занятого нас.- 833 и 106. В СССР работает более 1/3 всех врачей и 1/4 всех науч. работников мира. Новый этап в развитии экономики и социальной жизни нашел воплощение, в частности, в значит. расширении мер помощи семье, в увеличении гос. помощи семьям, имеющим детей, и молодоженам. Расширяются преимущества и льготы этим семьям, улучшаются их жилищно-бытовые условия, совершенствуется система гос. пособий на детей. Осуществляющиеся меры (предоставление частично оплачиваемого отпуска работающим матерям до достижения ребенком возраста 1 года, пособия матерям при рождении первого, второго и третьего ребенка и др.) улучшают материальное положение 4,5 млн. семей, имеющих детей. Зрелый социализм обеспечивает ускорение качеств. совершенствования народонас. В то же время отмечается определ. стабилизация количеств. показателей естеств. воспроиз-ва нас.

В развитом социалистич. обществе постепенно обеспечивается также более гармоничное расселение людей. В СССР высокими темпами осуществляется хоз. освоение ранее малонасел. территорий, прежде всего в вост. р-нах страны. При этом наряду с пром-стью, стр-вом, транспортом, связью пропорционально развиваются все отрасли обслуживания нас.: сеть учреждений образования, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, культуры и т. д. Значительно расширяются масштабы работ по обеспечению сел. поселений совр. бытовыми удобствами.

При переходе от первой фазы коммунистич. Ф. о.-э. ко второй происходят крупные изменения. На высшей фазе коммунистич. общества, писал Маркс, ´...труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни;...вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком´ (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 20). Полный коммунизм - бесклассовый обществ. строй с единой общенар. собственностью на средства произ-ва, высокоорганизов. общество свободных и сознат. тружеников, в к-ром реализуется принцип ´от каждого по способностям, каждому - по потребностям´.

В ходе совершенствования зрелого социализма постепенно начинают формироваться черты второй, высшей фазы коммунистич. Ф. о.-э. Создается ее материально-технич. база. Прогресс производит. сил общества направлен на достижение такого их уровня, при к-ром обеспечивается изобилие благ; этим создается необходимая основа для формирования обществ. отношений, присущих полному коммунизму. Вместе с развитием способа произ-ва складываются и черты нового человека - человека коммунистич. общества. В силу единства обеих фаз коммунистич. Ф. о.-э. становление определ. черт ее высшей фазы оказывается возможным еще до ее достижения. В документах 26-го съезда КПСС указано: ´...можно...предположить, что становление бесклассовой структуры общества в главном и основном произойдет в исторических рамках зрелого социализма´ (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 53).

На высшей фазе коммунистич. Ф. о.-э. сложатся и новые условия развития народонас. Они не будут зависеть от материальных возможностей отд. семьи, отд. человека. Полная возможность для всех членов общества непосредственно опираться на его огромные материальные ресурсы позволит добиться коренного поворота в качеств. развитии народонас., всестороннего раскрытия творч. потенциала каждой личности, наиболее эффективного сочетания ее интересов с интересами общества. Коренное изменение обществ. условий должно оказать существ. воздействие и на воспроиз-во нас. Откроются все условия для достижения оптимума нас. по всем параметрам его развития. Именно коммунистич. общество способно эффективно контролировать числ. своего нас. с учетом всех обществ. ресурсов и потребностей. Это предвидел еще Энгельс, когда писал, что коммунистич. общество, наряду с произ-вом вещей, если это окажется необходимым, будет регулировать произ-во людей (см. [Письмо] Карлу Каутскому, 1 февр. 1881г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 124). На высшей фазе коммунистич. Ф. о.-э. сложатся условия для полного обеспечения оптим. расселения людей по терр.

Разработка комплекса конкретных проблем народонас. в условиях высшей фазы коммунистич. Ф. о.-э. относится к числу важных задач науки о народонас. Актуальность этой задачи усиливается по мере укрепления зрелого социализма, раскрытия обусловленных им изменений в развитии народонас. Решение этой задачи опирается на фундаментальные положения о развитии народонас., выдвинутые и обоснованные в трудах классиков марксизма-ленинизма, в документах КПСС и братских партий, на успехи всей марксистско-ленинской обществ. науки.

Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 5, 8, 11-13, 21-24; т. 3, гл. 13 - 15, там же, т. 23, 25, ч. 1; его же, Экономические рукописи 1857-59 гг., там же, т. 46, ч. 2; его ж е, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. III; Социализм, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же, От разрушения векового уклада к творчеству нового, там же, т. 40; Материалы XXVI съезда КПСС, М. 1981; Марксистско-ленинская теория народонаселения, 2 изд., М. 1974; Система знаний о народонаселении, М. 1976; Управление развитием народонаселения в СССР, М. 1977; Основы управления развитием народонаселения, М. 1982; Теория общественно-экономической формации, М. 1983.

Ю. А. Бжилянский, И. В. Дзарасова, Н. В. Зверева.

Отличное определение

Неполное определение ↓