Самостоятельная работа.

Вариант 1

Упражнение 1.

Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения (прямые и косвенные), подчеркните их и подпишите падеж.

Пришла снежная зима в город. Одела д..ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л..са. М..хнула гостья крылом, и посыпались сн..жинки с рукава. Ребята лепят сн..говика, играют на полянке в сн..жки, катают..ся на санках с г..ры.

Упражнение 2.
Найдите в этой странной записи дополнения прямые и косвенные, подпишите их. Чтобы предложения обрели смысл, подставьте нужные части речи. Запишите получившиеся предложения. Подчеркните грамматическую основу.

1. Старик ловил существительным существительное . _______________________________________

2. Приплыла к местоимению рыбка.________________________________________________________
3. Старый Тарас думал о прилагательном.__________________________________________________
4. Завтра будет похоже на наречие ._________________________________________________________
5. Девять делится на числительное._________________________________________________________
6. Все просили ее инфинитив.______________________________________________________________
7. Существительному скоро исполнится четырнадцать лет._____________________________________

Самостоятельная работа.

2 вариант.

Упражнение 1.
Определите какие дополнения являются прямыми, а какие косвенными, подпишите их.

1. Церковь эту построил некогда барин в городе Н*. 2. Он взглянул, на горевший костер, строгим взглядом. 3. Весну объявили грачи. 4. Здесь пахнет малиной, травой, цветами. 5. Я тоже не переношу зла и лжи. 6. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля.

Упражнение 2.

Подчеркните грамматическую основу. Определите вид дополнения (прямое или косвенное), подпишите их.

1) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением.
2) Учёные доказали существование жизни в космосе.
3) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг.
4) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы.

5) После теплой ясной погоды наступило ненастье.
6) Подруга на станции купила новые иллюстрированные журналы и свежий мягкий хлеб.
7) Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек.
8) И туман, и непогоду осень поздняя несёт.

Теоретическая часть

1. _________________ - _________________ член предложения, который обозначает _____________, поясняет _________________ или другой член предложения и отвечает на вопросы ____________________________.

2. Чем могут быть выражены дополнения? Приведите примеры.

3. Дополнения бывают ______________ и ________________. ______________ дополнения относятся к _____________ глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно распространяется действие.

Дополнение выражается именем ____________ в _____________ падеже без _________ или в _____________ падеже без __________ при отрицании.

4. Остальные дополнения _______________.

Практическая часть

5. Сопоставьте предложения. Устно укажите, в роли каких членов предложения выступают выделенные слова?

Наверху развевается флаг.

Раскидистый дуб возвышался на опушке леса.

Пруд тянулся вдоль деревни.

Из-за крыш виднелся беловатый хребет горы.

Ребята из сухих сучьев разожгли костер.

На опушке леса я увидел раскидистый дуб.

За поворотом мы увидели пруд.

Костер разгорался сильнее.

На верху мачты я прикрепил флаг.

Вскоре туристы увидели вдали беловатый хребет горы.

6. Подчеркните дополнения; укажите, чем они выражены.

Все молчат, и только Володька что-то бормочет.

Варька лежит на печи и прислушивается к отцовскому «бу-бу- бу».

К двум прибавить десять.

Он приказал вернуться.

Он выпил несколько чашек кофе.

Они нашли его больное место.

Никто не встретил меня.

Я вспомнил свой поединок.

Оба тогда мы болтали пустое.

Я прошу вас говорить тише.

Нас с Савельичем проводили до ворот.

Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

К первому присоединился второй башкирец.

Он стал для нас яблоком раздора.

На лицо мне пахнул ранний утра холодок.

Дятел старательно продолжал свое «тук-тук».

Через несколько дней меня выслушал врач.

Глубина впадины равна одиннадцати километрам.

Споры мы отложили на завтра.

Безродного пригрел и ввел в мое семейство.

Мы попросили девочку спеть.

Друг посоветовал мне не вешать нос.

7. Вставьте пропущенные орфограммы. Найдите, подчеркните дополнения и определи их вид.

Осен_ю бел_чка дела_т большие запасы.

Пр_плыла к н_му рыбка.

Ветер сл_мал дерево.

Со_нце осв_тило пш_ничное поле.

К утру м_роз высушил дороги и тонким ле_ком зат_нул лужу.

Моя бабушка любит соб_рать лекарстве_ые р_стения.

Моя искре_ость п_разила Пугачева.

Дай мне, пожалу_ста, молока.

Сказали, в течени_ дня не будет воды.

Я никому не позволю себя обман_вать.

Из г_зет и старых журналов я узнавал о жизни других народов.

Без музыки и пес_н не проходит ни один праз_ник.

Я ездила в город с подругой.

Василий хорошо играет в шахматы.

Мы встретились на мосту.

8. Найдите дополнения при переходных глаголах и определите их падеж. Выпишите словосочетания «перех. гл. с не + сущ. в Род.п.» и «перех. гл. + сущ. в Вин.п.». Сделайте вывод, какие дополнения вы выписали.

1) Под Новый год пахнет мандаринами и шоколадом.

2) Мы выйдем с тобой побродить на просторе.

3) Я не люблю иронии твоей.

4) В новогоднюю ночь все ждут волшебных мгновений.

5) О зимней сказке мечтают и взрослые, и дети.

6) К празднику мама сшила мне красивое платье.

7) Я хочу поговорить с тобой об этом.

8) Первый раз о парусах и колесах я услышал в этом кружке.

9) В своей оде Державин нарисовал условный портрет монарха.

10) Мы не будем искать причин такого поведения.

11) Ищу я друга и собрата.

12) Давно я не брал в руки шашек.

13) Вытрите руки полотенцем.

14) Вы не прибегните к чужой помощи.

15) Он пренебрег моим советом.

9. Тест. Подчеркните один правильный ответ.

1.Укажите предложение, в котором выделенное словосочетание является дополнением:

а) Мастер на все руки починил мне телефон.

б) Ветер поднимает тучи пыли.

в) Встретить бой готовится молодец удалый.

г) Слава о талантливом мастере дошла до самого царя.

2.Найдите предложение с прямым дополнением:

а) Книги лежали на столе.

б) Живу, горжусь сынами.

в) Хозяйка жарко натопила печь.

г) Лесник шагнул через порог.

3.Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом в неопределенной форме:

а) Мать велела поставить чайник.

б) Мы решили укрыться от дождя.

в) Желание учиться овладело мальчиком.

г) Помнить - значит предвидеть.

4.Укажите предложение, в котором верно выделено дополнение.

а) Родился я с песнями в травном одеяле.

б) И стоит береза в сонной тишине.

в) У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром.

г) В тихой дреме под навесом слышу шепот сосняка.


Старый Тарас думал о давнем.

Д) Числительным; Е) Местоимением

2.

А) Существительным; В) Прилагательным; С) Наречием;

3. Укажите, какой частью речи выражено дополнение в предложении:

Матушка в слезах наказывала беречь мне своё здоровье.

А) Существительным; В) Местоимением; С) Неопределённая форма глагола; Д) Прилагательным; Е) Наречием

4. Укажите предложение, в котором неопределённая форма глагола является дополнением:

А) В нём ещё жила надежда увидеть родные места.

В) Я вышел из дому опустить письмо в почтовый ящик.

С) Я советую тебе вернуться домой.

Е) Потребность учиться должна быть неотъемлемым качеством человека.

5. Укажите предложение, в котором дополнение прямое:

А) Мы приготовили книги, чтобы сдать в библиотеку.

В) Утро выдалось солнечное, ясное.

С) Дерево было повалено ураганом.

Д) Утро мы посвящаем прогулкам по лесу.

Е) Как пахнет земляникой и грибами!

6. Укажите предложение, в котором дополнение косвенное:

А) Туча закрыла полнеба.

В) Цветут одуванчики раньше черёмухи, сирени и акации.

С) Яркий солнечный свет золотил молодую берёзу.

Д) Вдалеке на возвышенности мы увидели большую деревню.

Е) Кто не трудится, тот не ест.

7.Укажите правильный вариант синтаксической функции неопределённой формы глагола в предложении:

Я никогда не отказываюсь отдохнуть на природе.

А) Подлежащее; В) Дополнение; С) Определение;

Д) Обстоятельство; Е) Сказуемое

8. Укажите предложение, в котором дополнение прямое:

А) Расстались рощи с позолотою.

В) Каждое время рождает свою романтику.

С) Полые листья мешали идти.

Д) Что может быть тише падающего снега!

Е) Касьян показался мне удивительным человеком.

9. Укажите предложение, в котором дополнение косвенное:

А) Опустела без тебя земля.

В) Седые травы изморозь убила.

С) Заметает пурга белый путь.

Д) Ночь на миг дыхание задержала.

Е) Хорь рассказывал не всё.

10. Укажите предложение, в котором неопределённая форма глагола является дополнением:

А) Будет земля под ногами врага рассыпаться.

В) Нам пришлось идти навстречу ветру.

С) У меня возникло решение посоветоваться с другом.

Д) Рыхлый снег мешал идти.

Е) Сержант хотел удержаться за поручни.

11. Дополнение – это:

А) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

В) Особый вид определения, который выражается существительным, согласуемым с определяемым словом в числе и падеже;

С) Второстепенный член предложения, который показывает, в каких условиях совершается действие;

Д) Второстепенный член предложения, который обозначает объект действия и показывает, в каких условиях совершается действие;

Е) Второстепенный член предложения, который выражается именами существительными

12. Укажите предложение, в котором неопределённая форма глагола является дополнением:

А) Нина помогает сестре изучать английский язык.

В) Я предполагаю написать шесть статей.

С) Я бежал к бабушке и спрашивал о забытом.

Д) Старый Тарас думал о давнем.

Е) Тарас скоро встретил множество знакомых лиц.

13. Укажите предложение, в котором дополнение косвенное:

А) Летняя ночь дыхание задержала.

В) Курчавые деревья напоминали виноград.

С) Замела седая вьюга поле.

Д) Лица у обоих становились задумчивы и печальны.

Е) Мята луговая уронила цвет.

14. Укажите предложение, в котором дополнение прямое:

А) Метнула туча огненные корни.

В) О тебе кругом гремела слава.

С) А разве ты не думаешь о прежнем?

Д) Снова пашня думает о севе.

Е) В дороге мы часов не замечаем.

15. Укажите предложение, в котором неопределённая форма глагола является дополнением:

А) Литературе также нужны талантливые люди – читатели, как и талантливые писатели.

В) Большая власть дала слову.

С) Юность верит в чудеса.

Д) Опустела без тебя земля.

Е) Зову гореть и жить грядущим.

16. Дополнение отвечает на вопросы:

А) Чей? Который?

В) Где? Откуда? Почему? Когда? При каком условии?

С) С какой целью?

Д) Косвенных падежей;

Е) Какой? Чей?

17. Укажите вариант, в котором имеется прямые дополнения:

А) Подошёл к окну. Нужно вызвать на помощь. Ухаживает за дамой. Думал о любимом.

В) гости сидели в саду. Надо помочь хозяину. Я достал солёных огурцов. Девочка сидела на скамье.

С) Шевченко встретил декабристов. Я нарушил обычай. Я кипячу чай. Мы любим землю. Пришлось исправить карту. Я ловлю рыбу. Ерши съели наживку.

Д) перешагнуть через костёр. Он стоял за кустами, нагнулся над щукой, мигнул глазом.

Е) Кристина рассказывала о ночном происшествии. Потом я пошёл побродить по местечку.

18. В предложении: В юрте Абай увидел много гостей.

дополнение выражается

А) Наречием; В) Словосочетанием; С) Глаголом;

Д) Местоимением; Е) Прилагательным

19. Укажите предложение, в котором дополнение выражено неопределённой формой глагола:

А) Красавка продолжала двигаться вперёд.

В) Он умолял простить его вину.

С) Ягнёнок в жаркий день пошёл к ручью напиться.

Д) Сквозь туман начал пробиваться рассвет.

Е) Желание наказать дерзкого обидчика было очень сильно.

20. Укажите, какой частью речи выражено дополнение в предложении:

Завтра не будет похоже на сегодня.

А) Существительным; В) Прилагательным; С) Наречием;

Д) Местоимением; Е) Числительным

21. Укажите предложение, в котором дополнение прямое:

А) Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья.

В) Воздух был наполнен сухой снежной пылью.

С) Я рассказал ему, что со мной произошло.

Д) От мелодичных волн на облаках появилась лёгкая рябь.

Е) Сердцу снятся скирды солнца в водах лонных.

22. Определите предложение с прямым дополнением:

А) Неужели я убил тигра.

В) Редеет ночного тумана покров.

С) Враг камнем ударит, ты его хлебом бей.

Д) Нет розы без шипов.

Е) Я примирился с судьбой.

23. Укажите предложение, в котором неопределённая форма глагола является дополнением:

А) Нет границ познания для разума.

В) Девочку попросили спеть.

С) Кирилл решил навестить мать.

Д) Солнце решетом не закроешь.

Е) Берегите чистоту языка.

24. Укажите предложение, в котором дополнение косвенное:

А) Твои мы песни слушать рады.

В) День выдался солнечным, ясным.

С) Вдалеке мы увидели небольшое село.

Д) Пойди и вытри тщательно доску.

Е) В лесу вкусно пахнет земляникой и грибами.

25. Дополнение выражается существительным и местоимением, отвечающим на вопросы:

А) Какой? Чей?

В) Чей? Который?

С) С какой целью?

Д) Косвенных падежей;

Е) Где? Откуда? Почему? Когда? При каких условиях?

26. В предложении Абай задумался о будущем.

дополнение выражается в значении существительного:

А) прилагательным; В) наречием; С) причастием;

Д) неопределённым местоимением; Е) словосочетанием

27. Слово роль является дополнением в

А) Хорошая физическая подготовка играет большую роль в достижении спортивных успехов.

В) Ваши замечания не играют никакой роли.

С) Играть главную роль в пьесе будет молодой актёр.

Д) Выиграете роль важной детали в сложном механизме общественных отношений.

Е) Не хотел ли он играть роль личности сильной и решительной, Наполеона?

28. В предложении:

дополнение выражается

А) прилагательным; В) Наречием; С) Местоимением;

Д) Глаголом; Е) Словосочетанием

29. Укажите второстепенный член предложения:

А) Сказуемое; В) Подлежащее; С) Простое глагольное сказуемое;

Д) Составное именное сказуемое; Е) Дополнение

30. Выражается формой винительного падежа существительного без предлога:

А) косвенное дополнение;

В) простое глагольное сказуемое;

С) прямое дополнение;

Д) согласованное определение;

Е) несогласованное определение

Код ответов. Дополнение.

8 класс

Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»

Вариант 1

1 : Генерал прочел приказ.

а) генерал

б) приказ

2. : Свойство зеркальце имело…

а) прямое дополнение

б) косвенное дополнение

3. :

А) Облако закрыло солнце.

А) Мы очень тревожились (наши волейболисты)._______________________

Б) Все особенно беспокоились (капитан команды). _____________________

__________________________________________________________________

В) Мы были рады предостеречь их (возможные ошибки). ________________

___________________________________________________________________

8 класс

Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»

Вариант 1

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1 . Укажите дополнение в предложении : Генерал прочел приказ.

а) генерал

б) приказ

2. Определите тип дополнения в предложении : Свойство зеркальце имело…

а) прямое дополнение

б) косвенное дополнение

3. Определите способ выражения дополнения в предложении : Я удивленно поглядел на вошедшего.

а) причастие б) существительное в) глагол г) наречие

4 . Подчеркните в данных предложениях дополнения:

А) Облако закрыло солнце.

Б) Врач советовал мне посещать бассейн.

В) Мы регулярно читаем «Московский комсомолец».

Г) Корни деревьев питают листья.

Д) Восемь не делится на пять без остатка.

5 . Составьте предложения, используя слова, данные в скобках. Выберите необходимые предлоги, подчеркните дополнения.

А) Мы очень тревожились (наши волейболисты).____________________________

______________________________________________________________________

Б) Все особенно беспокоились (капитан команды). __________________________

В) Мы были рады предостеречь их (возможные ошибки). _____________________

8 класс

Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»

Вариант 2

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Бабушка написала письмо .

а) бабушка

б) письмо

2. Определите тип дополнения в предложении : Царь с царицею простился…

а) прямое дополнение

б) косвенное дополнение

3. Определите способ выражения дополнения в предложении :

4. Подчеркните в данных предложениях дополнения:

Б) Солнце закрыло облако.

5. Составьте предложения, используя слова, данные в скобках. Выберите необходимые предлоги, подчеркните дополнения.

а) Завтра мы будем играть (наши соперники). ___________________________

___________________________________________________________________

б) Капитан особенно беспокоился (вратарь). ____________________________

___________________________________________________________________

в) Нам очень помогла вера (победа). __________________________________

___________________________________________________________________

8 класс

Тест по теме: «ДОПОЛНЕНИЕ»

Вариант 2

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Укажите дополнение в предложении: Бабушка написала письмо .

а) бабушка

б) письмо

2. Определите тип дополнения в предложении : Царь с царицею простился…

а) прямое дополнение

б) косвенное дополнение

3. Определите способ выражения дополнения в предложении : Я попрошу говорить по существу!

а) местоимение б) инфинитив в) существительное г) наречие

4. Подчеркните в данных предложениях дополнения:

А) Проводник попросил всех выйти.

Б) Солнце закрыло облако.

В) Многие страны ведут торговлю с Арабскими Эмиратами.

Г) Городские улицы украшают многоэтажные дома.

Д) Умножьте шесть на тридцать два.

5. Составьте предложения, используя слова, данные в скобках. Выберите необходимые предлоги, подчеркните дополнения.

а) Завтра мы будем играть (наши соперники). _______________________________

_______________________________________________________________________

б) Капитан особенно беспокоился (вратарь). ________________________________

_______________________________________________________________________

В) Нам очень помогла вера (победа). _______________________________________

________________________________________________________________________

8 класс

Тест по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

Вариант 1

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

а) оба согласованные

б) оба несогласованные

в) в лунном - несогласованное, бледная - согласованное

г) в лунном - согласованное, бледная - несогласованное

8 класс

Тест по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

Вариант 1

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Укажите определение в предложении: Женщина помоложе больше ничего не могла сказать.

а) женщина б) помоложе в) больше г) ничего

2. Определите тип подчеркнутых определений в предложении: В лунном свете светилась бледная ширь улицы.

а) оба согласованные

б) оба несогласованные

в) в лунном - несогласованное, бледная - согласованное

г) в лунном - согласованное, бледная - несогласованное

3. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (знаки препинания не расставлены).

Собаки наши (1) привязанные к деревьям (2) вдруг (3) почему-то залаяли (4) и как-то глупо смотрели на землю.

А) 1, 2, 3, 4 б) 1, 2, 3 в) 1, 2 г) 1, 2, 4

4. Определите вид связи, при помощи которой определение в предложении связывается с определяемым словом:

Вечерняя вода застыла неподвижно.

а) согласование б) управление в) примыкание

5. Подчеркните определения в предложениях, укажите вид (согл., несогл.):

а) Книги в библиотеке выдавала высокая девушка с черными глазами.

б) В нашем отряде оказались ребята разного возраста.

в) За узкоколейкой непроходимым частоколом стоит молодой сосняк.

г) На витрине стояла ваза из горного хрусталя.

д) Шофер одет в кожаную куртку.

8 класс

Тест по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

Вариант 2

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Укажите определение в предложении:

2. Определите тип подчеркнутых определений в предложении: Хороший обычай ездить в гости к соседям не нами выдуман.

а) оба согласованные

б) оба несогласованные

Несогласованнее

г) хороший - несогласованное,

3. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (знаки препинания не расставлены).

а) согласование б) управление в) примыкание

5. Подчеркните определения в предложениях, укажите вид (согл., несогл.):

8 класс

Тест по теме: «ОПРЕДЕЛЕНИЕ»

Вариант 2

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Укажите определение в предложении: На мгновение Андрея охватило желание отвернуться.

а) на мгновение б) желание в) отвернуться г) Андрея

2. Определите тип подчеркнутых определений в предложении: Хороший обычай ездить в гости к соседям не нами выдуман.

а) оба согласованные

б) оба несогласованные

в) хороший - согласованное, ездить в гости - несогласованнее

г) хороший - несогласованное, ездить в гости - согласованное

3. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (знаки препинания не расставлены).

Под пологом просторной палатки (1) стояли (2) сдвинутые в один ряд (3) столы (4) накрытые клеенками.

а) 2, 3, 4 б) 1, 2, 4 в) 1, 3, 4 г) 1, 2, 3

4. Определите вид связи, при помощи которой определение в предложении связывается с главным словом:

Однажды отец катал меня на лодке с парусом.

а) согласование б) управление в) примыкание

5. Подчеркните определения в предложениях, укажите вид (согл., несогл.):

а) Вытертые тарелки с шумом летят на стоящую рядом скамью.

б) Девушка была одета в красивое платье из бархата.

в) В моей практике был интересный случай.

г) На проспекте появилось здание из стекла и бетона.

д) У нас было огромное желание победить.

8 класс

Тест по теме: «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Вариант 1

Задание:

1. Короткие осенние деньки.

2. Рассвет с сумерками встречается посреди ненастного дня.

Ответ_________________________

3. Днем пасмурно и туманно.

Ответ_________________________

4. По ночам уже подмораживает.

Ответ_________________________

5. Хмурое, мглистое, низкое небо.

Ответ_________________________

6. Под таким небом чувствуешь себя неуютно.

Ответ_________________________

7. Скромных и спокойных синичек словно подменили.

Ответ_________________________

8. Матерые выводки волков собираются в стаи.

Ответ_________________________

9. Следы волчьего разбоя обнаружили в соседней деревне.

Ответ_________________________

10. Скоро пойдем на охоту за зайцами.

Ответ_________________________

11. Вьюгой перемело все тропинки в лесу.

Ответ_________________________

12. Нет теперь из лесу ходов-выходов.

Ответ_________________________

8 класс

Тест по теме: «ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Вариант 2

Фамилия, имя уч-ся _______________________________________________

Задание: В данных предложениях подчеркните главные члены, укажите вид односоставных предложений.

1. Бежит небольшая извилистая речка.

Ответ_________________________

2. Заросли тростника и осоки.

Ответ_________________________

3. Бродишь по этим зарослям как в дремучем лесу.

Ответ_________________________

4. Кругом тихо и пустынно.

Ответ_________________________

5. Среди густых зарослей нашли брошенное гнездо.

Ответ_________________________

6. У речки дышится особенно легко.

Ответ_________________________

7. Тихая вода, белые и желтые кувшинки.

Ответ_________________________

8. Речка поворачивает вправо к низкому берегу.

Ответ_________________________

9. Целый день будем здесь купаться.

Ответ_________________________

10. За долгие годы много песка нанесло рекой.

Ответ_________________________

11. Вскоре на песке построили настоящий замок.

Ответ_________________________

12. Таких песчаных пляжей больше нет на всей речке.

Ответ_________________________

8 класс

Тест по теме:

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Расставьте знаки препинания, укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения.

г) Породы лошадей по их использованию можно разделить на три группы верховые легкоупряжные и тяжеловозные.

2. Расставьте знаки препинания

г) Гранит железо дерево суда и Меркурию.

3. Расставьте знаки препинания

8 класс

Тест по теме: «Однородные члены предложения. Обобщающее слово при однородных членах предложения»

Фамилия, имя уч-ся _________________________________________________

1. Расставьте знаки препинания, укажите предложение с обобщающим

словом при однородных членах предложения.

а) Самые мягкие и трогательные стихи и картины написаны об осени.

б) Все кругом и сверкало и переливалось и искрилось на солнце.

в) В Азовском море водятся судак и лещ скумбрия и хамса.

г) Породы лошадей по их использованию можно разделить на три

группы верховые легкоупряжные и тяжеловозные.

2. Расставьте знаки препинания , укажите предложение, в котором есть обобщающее слово и нужно поставить двоеточие.

а) Письма пишут разные слезные болезные иногда прекрасные чаще бесполезные.

б) Собаки лошади куры все мокро уныло робко.

в) Матрос встречал людей то крикливых и насмешливых то робких и гостеприимных.

г) Гранит железо дерево суда и люди все дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию.

3. Расставьте знаки препинания , укажите предложение, в котором есть обобщающее слово и нужно поставить тире.

а) Все человечество Каштанка делила на две очень неравные части на хозяев и заказчиков.

б) Река роща деревня и поле все было залито утренним светом.

в) Герасим ничего не слыхал ни быстрого визга падающей Муму ни тяжкого всплеска воды.

г) Рояль мог петь обо всем о порыве человеческого духа к великому о любви и грусти.

4. Расставьте знаки препинания.

а) Сквозь молочно-голубую дымку мутно голубело все кругом лес скалы острова.

б) Во всех комнатах в лакейской в зале в гостиной было прохладно и сумрачно.

в) Шум брань мычание блеяние рёв всё сливалось в один нестройный говор.

г) Все эти птицы утки всех пород и лебеди почти не боятся человека.

8 класс. ПОВТОРЕНИЕ

Тест по теме: «

8 класс. ПОВТОРЕНИЕ

Тест по теме: « Корни с чередующимися гласными»

Фамилия, имя уч-ся ___________________________________________

1. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква О.

а) пол…жить, заг…релся, к…сается

б) притв...ряться, уг…релый, з...ря

в) скл...нение, неук...снительно, р...стение

г) прик...снуться, отл…жить, подр...сли

2. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква А.

а) пол…гаться, з...рница, р...сток

б) выр…щенный, приг…рело, з...рянка

в) отр...слевой, р…стениеводство, к...сательная

г) разл...жить, водор...сли, прил…гательное

3. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква И.

а) бл...стать, соб...рательный, раст...рание

б) выч…тать, раст...реть, зан…мать

в) подп...рая, бл…стела, выт...рать

г) разд…рёшь, оп...раться, зам...реть

4. Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена буква Е.

а) заст…лил, проч...тать, пож…мать

б) зап...реть, соч...тать, уд...рёт

в) прот…реть, ум...реть, расст...лается

г) соч...тание, соб...рётся, заж…гаю

5. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

а) обг...рел, под...рить, оз…ренный

б) пор...сль, откл...нение, предл…жение

в) выр...сший, неприк...сновенный, зап...сной

г) предпол…гать, р…сточек, упл...тнение

6. В каком ряду во всех словах пропущена чередующаяся гласная корня?

а) проскл…нять, г...рный, оз...ренный

б) выг...рело, запл...тить, накл...няется

в) отр…сль, неприк…сновенный, раств...ритель

г) предл…гать, пог...рельцы, заг...родить

8 класс. ПОВТОРЕНИЕ.

Тест по теме: ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В ПРИСТАВКАХ

1 в.

Фамилия, имя уч-ся ________________________________________________

Задание: Укажите ряд, в котором во всех словах пропущена одна и та же

Буква в приставке

а) ра…граничить, ра…говор, бе…ропотный

б) ра…ставание, и…ход, ра…дать

в) в…валить, в…ходить, бе…корыстный

а) ра…чет, в…дрогнуть, в…бежать

б) ни…ходить, ни…вергать, ра…писка

в) ра…каты, ра…сердиться, ра…чет

а) ра…пустить, …делать, ра…катать

б) …жечь, ра…толкать, в…дрогнуть

в) …давать, …десь, …дание

а) ра…гром, ра…задорить, ра…сказ

б) под…казка, …десь, ра…крутить

в) ра…делать, ра…ъезд, …доровье

а) и…бежать, во…горание, в…дохнуть

б) бе…страшный, бе...шумный, бе…ошибочный

в) не…говорчивый, бе…дарность, во…делывать

а) бе…жизненный, бе…платный, ни…вергаться

б) в…махнуть, и...гиб, бе…вкусный

в) ра…щелина, в…дыхать, …правиться

а) об...рваться, преп…дать, в…круг

б) н…дпилить, под…двинуть, от…рвать

в) з…пахнуть, под…звать, об…гнать

а) на…строить, о…дать, по…ставить

б) на…писать, о…таять, по…держать

в) на…резать, по…жать, пре…ставить

а) с…рвать, об…драть, н…ехать

б) в…скликнуть, от…звать, под…рвать

в) по…ъехать, по…смотреть, о…мерить

8 класс. ПОВТОРЕНИЕ.

Транскрипт

1 Упражнения по теме «Дополнение» Упражнение 1. Вставьте пропущенные буквы в слова, найдите дополнения, подпишите над ними падеж. Пришла снежная зима. Одела д..ревья серебром, зав..лила глубокими сугробами л..са. М..хнула гостья крылом и посыпались сн..жинки. Ребята лепят сн..говика, играют в сн..жки, катаются на санках. Упражнение 2. Найдите в этой странной записи дополнения. Чтобы предложения обрели смысл, подставьте нужные части речи. Запишите получившиеся предложения. 1. Старик ловил существительным существительное. 2. Приплыла к местоимению рыбка. 3. Старый Тарас думал о прилагательном. 4. Завтра будет похоже на наречие. 5. Девять делится на числительное. 6. Все просили ее инфинитив. 7. Цельному словосочетанию скоро исполнится четырнадцать лет. Упражнение 3. Замените выделенные дополнения существительным с инфинитивом: 1. Многие охотники еще до охоты приучают молодых собак к ношению тяжелой поноски. 2. Директор рудника просил о присылке на несколько часов ледокола. 3. К людям тюлень привык, позволяет щекотку, берет из рук рыбу. 1 / 7

2 4. Зимняя дождливая погода помешала продолжению охоты. Упражнение 4. Определите, где выделенные дополнения являются прямыми, а где косвенными. 1. Церковь эту построил некогда барин. 2. Тит взглянул на горевший огненным взглядом костер. 3. Весну объявили грачи. 4. Здесь пахнет малиной, травой, цветами. 5. Я тоже не переношу зла. 6. Люди равнодушно смотрели на проплывающие за окном поля. Упражнение 5. Вставьте пропущенные дополнения в данные отрывки из сказки А.С. Пушкина: 1. Жил старик со своею (с кем?) У самого синего моря. 2. Старик ловил (чем?) (что?), Старуха пряла свою (что?). 3. Отпустил он (кого?) золотую И сказал ей ласковое (что?). 4. «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты (чего?) выкупа с (кого?)! Хоть бы взял ты с нее новое (что?) Наше-то совсем раскололось». 5. «Смилуйся, государыня рыбка! Пуще прежнего старуха вздурилась, Не дает старику мне (чего?): Уж не хочет быть столбовою (кем?)» Упражнение 6. 2 / 7

3 Найдите дополнения в притче А.П. Сумарокова «Жуки и пчелы»: Прибаску Сложу И сказку Скажу. Невежи-Жуки Вползли в науки И стали патоку Пчел делать обучать. Пчелам не век молчать, Что их дурачат; Великий шум во улье начат. Спустился к ним с Парнаса Аполлон И Жуков он Всех выгнал вон, Сказал: «Друзья мои, в навоз отсель подите; Они работают, а вы их труд ядите, Да вы же скаредством и патоке вредите! Упражнение 7. Составьте предложения с данными словосочетаниями. От чего зависит падежная форма прямого дополнения? Понял задачу не понял задачи; принёс тетрадь не принёс тетради; выполнил упражнение не выполнил упражнения; отгадал загадку не отгадал загадки; обеспечил успех не обеспечил успеха; нарушал порядок не нарушал порядка. Упражнение 8. Подчеркните члены предложения. Укажите вид дополнений. После теплой ясной погоды наступило ненастье. 3 / 7

4 Подруга на станции купила новые иллюстрированные журналы и свежий мягкий хлеб. Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек. И туман, и непогоду осень поздняя несёт. Тест по теме «Дополнение» 1. Определите соответствие: 1) второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее и другие члены предложения, выраженные именем существительным; 2) второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или состояния; 3) второстепенный член предложения, который обозначает предмет и зависит от сказуемого или другого члена предложения а дополнение; б обстоятельство; в определение 2. Укажите прямое дополнение в предложении В одной из старинных книг я прочитал рассказ об Америго Веспуччи, именем которого названа Америка. 1) книг 2) рассказ 3) Америго Веспуччи 4) именем 5) Америка 3. В каком из предложений нет прямого дополнения? 4 / 7

5 1) Я отправил сестре телеграмму с поздравлением. 2) Учёные доказали существование жизни в космосе. 3) Он не знал никаких радостей, кроме чтения книг. 4) И поныне славятся у нас на Севере замечательные русские умельцы. 4. В каком варианте ответа указаны только косвенные дополнения? С классическим произведением(1) вы не потеряете своего времени(2). Но классика не может ответить на все вопросы(3) сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу(4). 1) 1, 2, 4 2) 1, 3 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 5. В каком случае выделенное слово является дополнением? 1) Мы сели отдохнуть на скамейку у реки. 2) Машины шли медленно из-за снегопада. 3) Моему брату часто приходится ездить на такси. 4) Несмотря на нелетную погоду, самолеты продолжали совершать рейсы. 6. В каком случае выделенное слово не является дополнением? 1) Больной попросил сестру принести ему лекарства. 2) Тот же самый император Фердинанд пишет королю Густаву письма c просьбой заступиться за Ливонию. 3) Я был занят домашними делами целое утро. 4) Вспоминаю я эту осень очень часто. 7. В каком случае выделенное слово является прямым дополнением? 1) Голос матери доносится откуда-то издалека. 2) Журнал «Москва» только что опубликовал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита». 3) Вчера на улице мы встретились с нашими новыми друзьями. 4) Я думаю, все люди верят в свое «светлое будущее». 5 / 7

6 8. В каком случае выделенное слово является прямым дополнением? 1) Меня угощали топленым молоком и уговаривали остаться. 2) Телеграмма была адресована моему двоюродному брату. 3) Я не знаю другой такой страны, где бы так бережно обращались с книгой. 4) Он никогда не думал о потраченном напрасно времени просто никогда не тратил время впустую. 9. Чем выражено дополнение в предложении Мы попросили девочку спеть? 1) Местоимением (мы);. 2) Глаголом (попросили); 3) Неопределенной формой глагола (спеть); 4) Существительным (девочку). 10. Каким членом предложения является выделенное слово: Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь. 1) обстоятельство времени; 2) дополнение; 3) обстоятельство места; 4) определение Ответы: 6 / 7

7 7 / 7


Тема управления по сказке А.С.Пушкина 4 класс Урок информатики Матвеева Н.В. Тема управления по сказке А.С.Пушкина Управление это особое отношение между объектами. Жил старик со своею старухой У самого

СОДЕРЖАНИЕ Урок 1................... 3 Это Иван. Он тут. Это Анна? Анна дома? Гласные (а, о, у, э, и, ы). Согласные (л, м, н, п, б, ф, в, т, д). Понятие о глухости звонкости. Ритмика слова, слогоделение,

Задание 8 и 11: кто в доме хозяин? Конечно, мы, учителя, знаем, что для вас, учеников, очень важно хорошо сдать ОГЭ по русскому языку. Было бы просто наивно полагать, что главная мотивация каждого из вас

Конспект открытого урока по русскому языку. Способы связи слов в словосочетании. Место в учебном процессе: 8класс, I четверть Дата: 08.10.2015. Тема урока: Связь слов в словосочетании. Цели урока: 1.Закрепить

УРОК 2 Повторите окончания винительного падежа существительных и прилагательных, а также личных местоимений (учебник «Жили-были. 12 уроков русского языка», стр. 27 28). 1 Раскройте скобки, поставьте слова

Александр Сергеевич Пушкин {mp3}skazka_o_rybake_i_rybke_smehov_320{/mp3} Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке 1 / 7 Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. ОБЩЕЕ ВЛАДЕНИЕ ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и фамилию

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ. ОБЩЕЕ ВЛАДЕНИЕ Субтест 1. Лексика. Грамматика Инструкция по выполнению теста Время выполнения субтеста 60 минут. Тест включает 100 позиций. При выполнении теста пользоваться словарём

Вызов УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ «ЛИЧНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ» Цель урока развитие умений распознавать и склонять личные местоимения, использовать их в речи. Татьяна Юрьевна Салтыкова, учитель русского языка

Будущее время это время глагола, обозначающее, что процесс, названный глаголом, будет осуществляться после момента речи или какой-либо иной точки отсчѐта. Сестра купит мороженое. Вчера подруга говорила,

Подготовительный курс Отделения русского языка и литературы (8 недель 76 часов) I. Семестр A Алфавит. Русский алфавит. Имя 3-7 окт. существительное. Род существительных. 3 Личные местоимения. Понятие о

Справочные материалы по блоку " Синтаксис и пунктуация простого и сложного предложения" 5 Что изучают синтаксис и пунктуация Синтаксис это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения,

В учебнике ты встретишь помощников в своей работе значки. Познакомься с ними. Обрати внимание: это цель работы на уроке. Текст и задания, отмеченные этим значком, особенно важны. Это вопросы и задания

03/15/15 Русский 4 Занятие 20 Имя Классная работа. Задание 1: Из данных слов составьте словосочетание и предложение. Книга, стол, лежит (на, в, за, под, у, перед) С помощью каких слов вы объединили слова

ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Правила по русскому языку 1-4 Хочу всё знать и правильно писать! Раздел VІ СИНТАКСИС (раздел грамматики, изучающий строение предложений) 1. Что называется п р е д л о ж е н и

Способы выражения главных членов предложения (задание 8) Шмакова О.А., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 5 Формулировка задания: Выпишите грамматическую основу предложения 46. (46) Как же это

Урок русского языка в 8 классе. Тема урока: Односоставные предложения. Цели: Гонаго Т. Н., учитель высшей категории МБОУ «Лицей 36» г. Калуги - повторение сведений о тексте, типах предложений, формирование

Тема урока: «Обстоятельство». Цели: 1)углубить знания о второстепенном члене предложения обстоятельстве;формировать умение находить обстоятельство в предложении, определять, что оно обозначает и какой

ПЕДАГОГИКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Шевяхова Эльза Шамилевна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 с. Раевский, Республики Башкортостан УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ «ЧТО ТАКОЕ ДОПОЛНЕНИЕ?»

МБОУ Лицей 6 Урок изучения нового материала 5 класс «Наречие как часть речи» Поиск информации. Учитель русского языка и литературы ВКК Антонова Л.А. Воронеж 2012 Урок изучения нового материала 5 класс

Тема урока:обстоятельство Цели урока: создать условия для формирования лингвистической компетенции уч-ся через ознакомление уч-ся с одним из видов второстепенных членов предложения обстоятельством, через

Время выполнения: 80 мин. (Всего 100 баллов) ЧАСТЬ 1. (80 баллов) I. ГРАММАТИКА (38 баллов) Задание. Выберите правильный грамматический вариант. (по 2 балла) 1. Брат вчера был.... А. театру В. театр C.

МАТЕРИАЛЫ для подготовки к тестированию по русскому языку 5 класс Тема: Синтаксис. Главные и второстепенные члены предложения. Учитель: Котова Л.В. Раздел Что изучает синтаксис. Виды предложений по цели

Болховитина Ольга Сергеевна учитель начальных классов Конспект урока Класс: 3 «Г» класс Урок: русский язык Тема: «Второстепенный член предложения: определение» Цель урока: познакомить учащихся с новым

Урок русского языка в 7 классе Подумай слово тепло» обозначает одну и ту же часть речи или Тепло пришло в наши квартиры. Из-за мороза все были тепло одеты. В комнате тепло. Сформулируйте цели урока: 1)Познакомиться

Неожиданный = которого/ который мы не ждём ждать неожиданный гость неожиданное письмо Крещение он из Турции Турция турецкий Он турок. Она турчанка. Бура Меня зовут Буграхан. Мои друзья называют меня Бура.

Словосочетание Связь слов в словосочетании Словосочетание это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты,

СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ Жил старик со своею старухой У сáмого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул

Планирование составлено на основе программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 5-9 классы. Сборник под редакцией В. В. Воронковой. Допущено Министерством образования Российской

КГУ «Раисовская С. Ш.» 3 класс Русский язык Тема: «Имя прилагательное» Обобщающий урок Учитель: Соколовская Лариса Владимировна Апрель 2016 год Русский язык Тема: Имя прилагательное. Цель урока: Создание

Тема урока: Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Тип урока: Изучение нового материала. Форма урока: Урок исследования. Цели урока: Образовательная: дата понятие о местоимении как части речи;

Конспект урока русского языка в 7 классе Тема урока: «Предлог как часть речи» Цели урока: 1) Формировать представление о предлоге как служебной части речи; закрепить полученные знания; формировать умение

Цели и задачи урока: Личностные: КОНСПЕКТ УРОКА по теме «Имя числительное как часть речи». - формировать целостную лингвистическую картину; - формировать умения адекватно оценивать успешность собственной

Контрольный диктант урок 46 задачу урока, осуществлять ее решение под руководством учителя; проверить умение записывать текст, используя изученные правила письма, проверять написанное, выполнять грамматические

2016 학년도 1 학기노어문법 I 중간고사 출제교수 : 문성원 2016년 4월 21일 3,4 교시 러시아어과학년학번 : 이름 : А. 주어진단어를변화시켜문장을완성하세요. (* 필요한경우전치사를넣으세요.) 1. синяя тетрадь Я купила. В сумке лежит. Я пишу упражнения. 2. один мой хороший друг

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 40 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс (Базовый учебник Т.Г. Рамзаевой «Русский язык» для 4-го класса 2 часть) I-е полугодие Тема урока Всего Сроки изучения Проработанный материал

СОДЕРЖАНИЕ 1 ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ....................................................... 3 Вид 1. Найди ошибку........................................................... 3 Вид 2. В каком словосочетании верно

Теория задания 7 ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад 79 общеразвивиающего вида» г. Сыктывкара Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема: Составление сказки (подготовительная

Работаем в жанре Басня. БАСНЯ жанр д и д а к т и ч е с к о й п о э з и и, короткая повествовательная форма, сюжетно законченная и подлежащая аллегорическому истолкованию как иллюстрация к известному житейскому

Односоставное предложение Односоставное предложение имеет только один из главных членов. Односоставность сама по себе не свидетельствует о неполноте предложения, так как наличие только одного из главных

Условные обозначения В учебнике ты встретишь помощников в своей работе значки. Познакомься с ними. Обрати внимание: это цель работы на уроке. Текст и задания, отмеченные этим значком, особенно важны. Это

МОУ Большебыковская средняя общеобразовательная школа Автор: Косинова Наташа 5 класс МАЙ 2010г В некотором царстве, в некотором государстве жилбыл царь. Звали его Глагол. Был он очень строгий и не любил

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Экспериментальные материалы для учащихся 4 классов РУССКИЙ ЯЗЫК (2) Вариант 7 Школа Класс 4 Фамилия, имя фамилия, имя учащегося ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ На выполнение работы

Урок русского языка в 4 «Б» классе по теме «Склонение имён прилагательных.» Учитель начальных классов: Цыбанева Елена Викторовна МКОУ СОШ 4 г. Кизляр 2013г. Тема. Склонение имен прилагательных. Правописание

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района. Конспект нод на тему: «Зимние забавы» (для детей 2-3 лет) Педагог: Деникаева Кристина

Проверочная работа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ 4 КЛАСС Вариант 31 Инструкция по выполнению заданий части 2 проверочной работы На выполнение заданий части 2 проверочной работы по русскому языку даётся 45 минут. Часть

Грамматическая основа предложения Задание 8 Как сформулировано задание 8: «Выпишите грамматическую основу предложения» Для выполнения этого задания необходимо знать, что такое грамматическая основа, а