Если вы учите английский с нуля, будьте готовы познакомиться с кардинально другой системой глаголов. Система времен английского языка и правила чтения весьма отличны от русского. Довольно часто, новички в обучении, сталкиваясь с первыми трудностями, опускают руки. Тем не менее правила английской грамматики вполне доступны для понимания.

Modal verbs

Модальный глагол - особая единица в английском языке, которая подчиняется отдельному правилу. В английском языке существует несколько видов глаголов: правильные, неправильные, модальные. Список неправильных глаголов отдельный, его нужно знать наизусть. Правильные и неправильные глаголы отличаются друг от друга способом образования прошедшего времени. Правильные глаголы образуют формы прошедших времен путем добавления неправильные глаголы меняют свою форму полностью. Кроме того, глаголы делятся на основные и вспомогательные. Основные несут лексическую функцию, обозначают конкретное действие. Такие глаголы переводятся на русский язык. Вспомогательные глаголы существуют только в паре с основными, несут грамматическую функцию. Эти глаголы не имеют перевода на русский язык. Modal verbs в английском языке несут дополнительную функцию по отношению к основным глаголам, что приравнивает их по функции к вспомогательным. Они обозначают отношение подлежащего к основному действию: долженствование, нужда или способность что-то сделать. То есть должен знать или умею плавать, могу рассказать и так далее.

Modal verbs: правила и примеры

Для комфортного владения языком нужно знать следующий список модальных must, may, need, ought to, should, have to, to be able to, manage to. Что касается правил употребления modal verbs, то основные принципы:

1) мы не добавляем окончания к модальным глаголам (за исключением модального глагола manage to);

2) мы не ставим частицу to после модальных глаголов (кроме need, have to, ought to)

3) основной глагол после модального ставится в форме инфинитива (начальная форма)

Например:

I need to go, it"s late. Мне нужно идти, уже поздно.

You have to do this task till tomorrow evening. Вы должны выполнить это задание до завтрашнего вечера.

You ought to find another way. Тебе следует найти другой выход.

Students must follow university rules. Студенты должны следовать правилам университета.

My mother is very clever, she can speak five languages. Моя мама очень умная, она говорит на пяти языках.

Модальные глаголы схожи в своем значении, но все же есть некоторые различия. Рассмотрим подробнее.

Модальный глагол can/could

Данный модальный глагол переводится как "могу, умею", может иметь значение навыка или способности что-то делать. Can - форма настоящего времени, could - форма прошедшего времени. В случае если вы употребляете modal verbs по правилу в будущем времени, используйте форму модального глагола to be able to - will be able to. Например:

I can swim very well, because I had very good teacher. Я умею очень хорошо плавать, так как у меня был хороший учитель.

I could see much better several years ago. Несколько лет назад я видел намного лучше.

We will be able to help you, explain the situation. Мы сможем тебе помочь, объясни ситуацию.

Отрицательная форма modal verbs по правилам образуется при помощи добавления not - can not, сокращенная форма can"t. Например:

I can"t find my book in this mess. Я не могу найти свою книгу в этом беспорядке.

Could not, сокращенная форма couldn"t. Например:

Students and pupils could be ready for this competition. Ученики и студенты не могли подготовиться к этому соревнованию.

Для формулировки вопросительного предложения с модальным глаголом can/could нужно использовать обратный порядок слов в предложении, то есть на первое место поставить модальный глагол, а не подлежащее. Например:

Can Mike take your shirt, his is dirty? Может Майк взять твою рубашку, его грязная?

В вопросительной форме глагол could имеет вежливый подтекст, вы можете использовать его, чтобы спросить разрешение. Например:

Could you borrow me some salt? Можешь одолжить мне немного соли?

Модальные глаголы to be able to/manage to

Еще один модальный глагол со значением "мочь, быть в состоянии" to be able to. Но если could имеет более общие границы, то be able to используется в частных, конкретных ситуациях. Например:

The fire spread very quickly, but everybody was able to escape. Огонь распространялся очень быстро, но все смогли спастись.

We didn"t know where is my cat, but finally we managed to find him. Мы не знали где мой кот, но, в конце концов, смогли найти его.

Прошедшая форма глагола to be able to - was/were able to . Прошедшая форма глагола manage to - managed to.

Для создания вопросительного предложения на первое место нужно поставить вспомогательный или модальный глагол. Например:

Was she able to get out of the room without your help? Она смогла выбраться из комнаты без твоей помощи?

Who manage to beat the best player? Кто может победить лучшего игрока?

Для образования отрицательного предложения используйте частицу not или вспомогательный глагол. Например:

I didn"t manage to do this work without instruction. Я не смогла выполнить эту работу без инструкции.

Модальный глагол must

Модальный глагол must выражает долженствование крайней степени. Если вы учите английский с нуля, то должны знать, что обращаться с данным глаголом нужно осторожнее, так как он имеет приказное значение. Когда вы хотите дать рекомендацию, а не команду, то следует выбрать другой глагол. Например:

Pupils of our school must follow the Regulation. Ученики нашей школы должны следовать Уставу.

Модальный глагол must в отрицательной форме имеет значение "не обязан". Образуется путем добавления отрицательной частицы not например:

Your family must not move in another town if they don"t want to. Твоя семья не должна переезжать в другой город, если они этого не хотят.

Для образования предложения вопросительного характера поставьте must на первое место в предложении.

Must the animals be kept in the cages? Животные должны содержаться в клетках?

Кроме того, у глагола must есть еще одно значение. Мы говорим must be в значении "должно быть, наверное". Например:

You must be very hungry because you have missed the dinner. Должно быть ты очень голоден, так как пропустил обед.

It must be very noisy to live in the center of such big city. Должно быть очень шумно жить в центре такого большого города.

Модальный глагол may/might

May и might, как и все modal verbs, по правилу, дополняют основной глагол. Перевод данного глагола "может, можно". May - форма настоящего времени, might - форма прошедшего времени. Например:

I may be one of the best students in this college. Я могу быть лучшей студенткой в колледже.

Where is my bag? It might be in your room. Где моя сумка? Она могла быть в твоей комнате.

He might be having lunch . Он, может быть, обедал.

It is very strange explanation, but may be true. Это очень странное объяснение, но может быть правдой.

Чтобы сделать отрицательное предложение, используйте отрицательную частицу not - may not, might not.

It may not be truth! Это не может быть правдой!

Вопросительное предложение образуется по общему правилу: поставьте модальный глагол на первое место. Например:

May I open the windows, it is very hot? Можно я открою окно, здесь очень жарко?

Модальный to

Имеет значение "придется, следует, должен". Имеет три формы в настоящем, прошедшем и будущем времени: have/has to, had to, will have to. Например:

You will have to stay in this flat till next summer. Тебе придется остаться в этой квартире до следующего лета.

She has to cook the dinner immediately. Она должна срочно приготовить ужин.

We have to go away, there is no place for us anymore. Мы должны уйти, нам не место здесь больше.

My friends had to finish the work, but they failed. Мои друзья должны были выполнить работу. но они не смогли.

Для образования отрицательного предложения с модальным глаголом have to нужно добавить вспомогательный глагол do/does/did и отрицательную частицу not. Например:

You don"t have to watch the film till the end. Тебе не нужно смотреть фильм до конца.

These people didn"t have to fix your car free. Эти люди не обязаны были чинить твою машину бесплатно.

Mary doesn"t have to buy all the food for you. Мари не обязана покупать еду для тебя.

Для написания вопросительного предложения с modal verbs по правилу, have to нужно поставить вспомогательный глагол do, does или did на первое место в предложении. Это называется обратный порядок слов в предложении. При необходимости добавляйте вопросительное слово перед вспомогательным глаголом. Например:

Do you have to stay at work till the evening? Тебе обязательно оставаться на работе до вечера?

How long did you have to wait for her? Как долго ты должна была ее ждать?

Модальный глагол ought to

Данный модальный глагол схож по значению с предыдущим, является синонимичным. Модальный глагол ought to имеет значение "следовало бы, должен". Например:

Girls ought to be more careful in the dark time. Девушкам следует быть осторожнее в темное время суток.

В отрицательном предложении мы добавляем к глаголу отрицательную частицу not. Например:

They ought not to miss all the lessons. Им не следовало пропускать все уроки.

Для построения вопросительного предложения следует поместить модальный глагол ought в начало предложения. Например:

Ought I to folow his instructions? Должен ли я следовать его инструкциям?

Или с вопросительным словом:

When ought I to come to you ? Когда я должен прийти к вам?

Модальный глагол should

Этот модальный глагол так же имеет значение долженствования, переводится как "следует, должен", имеет более мягкое и вежливое значение, нежели must . Модальный глагол should является глаголом прошедшего времени. Например:

I should stay with him when he is ill. Я должен оставаться с ним, пока он болен.

You should be more carefully with your health. Тебе следует более внимательно заботиться о своем здоровье.

It rains every day, you should have an umbrella. Каждый день идет дождь, тебе следует носить с собой зонт.

Отрицательная форма глагола образуется при помощи отрицательной частицы not - should not, сокращенная форма - shouldn"t. Например:

You shouldn"t spent so much time with this men . Тебе не следует проводить столько времени с этим мужчиной.

The low shouldn"t allow bad people do what they want. Закон не должен позволять негодяям делать, что они хотят.

Вопросительные предложения с модальным глаголом should образуются при помощи перестановки членов предложения. На первое место выходит модальный глагол. Например:

Should I close the door? Мне следует закрыть дверь?

Should these young people behave not so noisy? Этим молодым людям стоит вести себя не так громко?

Возможны варианты с вопросительным словом:

Who should take care about your dog when you are on holydays? Кто должен заботиться о твоей собаке, пока ты будешь в отпуске?

Where should I put these boxes? Куда мне следует поставить эти коробки?

Модальный глагол need

Данный глагол один из самых часто употребимых в английской речи. Модальный глагол need переводиться "нуждаться". Мы используем его в различных ситуациях. Например:

I need to see my doctor as soon as possible. Мне нужно увидеться с моим доктором как можно скорее.

Kate need your help, call her just now! Кейт нуждается в твоей помощи, позвони ей прямо сейчас!

Отрицательная форма данного глагола может образовываться двумя способами. Путем добавления отрицательной частицы not к модальному глаголу - need not , в сокращенной форме needn"t, или, путем добавления вспомогательного глагола do/does/did и отрицательной частицы not - don"t need, doesn"t need, didn"t need . Значение отрицательной формы "нет нужды", то есть нет необходимости, но если хотите, можете делать. Например:

You needn"t read all these books, choose one. Тебе не нужно читать все эти книги, выбери одну.

I don"t need to listen to you anymore, I can made decision myself. Мне больше не нужно слушать тебя, я могу принять решение самостоятельно.

По тому же принципу образуйте вопросительное предложение: на первое место поставьте вспомогательный глагол do/does/did . Например:

Do you need to have some time to prepare? Вам нужно время для подготовки?

Does my sister need to draw pictures? Моей сестре нужно нарисовать картинки?

В русском языке нет аналогов модальных глаголов. Однако разговаривать на английском, не используя модальные глаголы, практически невозможно. Рекомендуется начинать учить грамматику, обязательно включив их в программу.

Модальные глаголы нужно знать как таблицу умножения, так как это считается Elementary English.

Модальные глаголы не используются самостоятельно и не обозначают конкретного действия, но отражают отношение говорящего к действию, т.е. модальность. В этом и кроется их секрет — простота и сложность одновременно.

Список модальных глаголов и их эквиваленты

Modal Verbs таблица
Модальный глагол Значение Эквивалент
сan мочь, уметь, быть в состоянии be able (to)
may мочь, иметь разрешение be allowed to
be permitted to
must быть должным have to
be to
ought to следует, следовало бы (рекомендация, совет, вероятность, предположение) should
had better
have to вынужден, приходится must
be to
be to должен (по плану) have to
must
need нуждаться (используется, чтобы спросить разрешения, или дать разрешение). -
should следует, следовало бы (совет) ought to
be supposed to
had better
would желать; вероятно; бывало -
shall/will предложение помощи, сделать что-то/ обещание, намерение, спонтанное решение в момент речи should
had better
dare сметь (осмеливаться сделать что-либо) -
used to описание действия или состояния, регулярно имевшего место в прошлом -

Вопросительная и отрицательная форма модальных глаголов

  • Вопросительную и отрицательную формы модальные глаголы образуют самостоятельно, без использования специального глагола «to do». При этомв вопросе модальный глагол выносится в начало предложения.
Shall I help you?
Мне помочь тебе?
Could you give me his address, please?
Не дадите мне его адрес, пожалуйста?

Неличные формы, такие как инфинитив, герундий и причастие , не присущи модальным глаголам. Модальные глаголы лишены сложных временных форм и повелительного наклонения . Для всех лиц и чисел у модальных глаголов применяется единая неизменяемая форма.

  • Отрицательная форма модального глагола образуется постановкой после него частицы «not». Зачастую, особенно в устной речи, они сливаются в сокращенную форму. В разговорной речи в отрицательной форме обычно употребляются следующие сокращения: cannot = can"t , could not = couldn"t , may not = mayn"t , might not = mightn"t , must not = mustn"t , ought not = oughtn"t , need not = needn’t .
You can’t help him.
Ты не можешь помочь ему.
She might not come here.
Она не могла (у нее не было разрешения) приходить сюда.

Эти признаки позволяют делать ставку на модальные глаголы при изучении. Выучив наизусть небольшое количество модальных глаголов, у студента появляется шанс сразу строить простые предложения, основываясь только на простых глаголах. А это очень важно. Вы уже сможете высказывать свое мнение, имея в арсенале лишь довольно небольшое количество слов.

Глаголы долженствования (must, have to)

Основные глаголы долженствования — это «must» и «have to». «Must » выражает необходимость совершения действия (обычно согласно какому-то правилу или закону), а также приказ или совет. Перевод — «должен», «нужно», «надо». «Have to » говорит о необходимости совершения действия при вынужденных обстоятельствах , когда вам явно не хочется что-то делать, но, что называется, «надо». Обычно переводится на русский как «должен », «вынужден », «придется ».

I have to work overtime.
Мне приходится работать сверхурочно (мне не хочется, но я вынужден это делать).
You mustn’t smoke at the airport.
Нельзя курить в аэропорту (такое правило).

Просьбы (shall, will)

«Shall», «will» еще называют модальными глаголами по совместительству. С их помощью можно создавать будущие времена. Как только «shall », «will» появляются в предложении — это верный признак долга , необходимости , приказа или даже угрозы . «Will » означает желание или намерение, вежливую просьбу.

I want to come in. Shall I open the door?
Я хочу войти. Я наверно (должен) открою дверь?
Will you give me the ketchup?
Не передадите ли мне кетчуп?

Эти глаголы являются своеобразными передатчиками нужной формы модальности, а не только могут образовывать будущее время.

Рекомендуется запомнить, что после модальных глаголов, кроме глаголов «ought to», «have (got) to» и «be to», используется инфинитив без частицы «to». Его еще называют голый инфинитив (bare infinitive).

I must go.
Я должен идти.

Глагол «ought to » является глаголом долженствования. Но в отличие от «must », который означает должен в связи с требованиями правил, законов, авторитетов, «ought to» означает долженствование в силу моральных обязательств. Вот такая тонкая разница. Например:

You ought to visit your parents more often.
Навещай своих родителей чаще.
You must keep the law.
Соблюдай законы.

Возможность, вероятность (can, may, must, might)

Чаще всего в этом значении используются модальные глаголы «can», «must», «may». Это глаголы общего значения с возможностью заменять остальные модальные глаголы. Модальный глагол «can » — самый популярный. Обычный перевод на русский — «мочь», выражение умения и способности что-либо делать. Например:

I can help you .
Я могу помочь тебе.

Глагол «can» имеет форму прошедшего времени «could ». Например:

She could dance beautifully when she was young.
Она могла красиво танцевать, когда была молодой.

Модальный глагол «must », так же как и «can», используется в речи очень часто. Важно помнить, что кроме своего первоочередного значения — «быть должным», он еще используется, когда мы говорим о вероятности, что что-то случилось. И эта вероятность граничит с уверенностью. Например:

I phoned, but nobody answered — they must be at work.
Я звонил, но никто не отвечал — должно быть, они на работе (т.е. я почти уверен в этом).

Модальный глагол «may » имеет два основных значения: разрешение и вероятность. Форма прошедшего времени — «might ». Например:

May I come in?
Можно я войду? (Разрешение).
I might have taken only three seconds to show it to you.
Мне могло бы понадобиться всего 3 секунды, чтобы показать тебе это.

Но «might » может использоваться и совершенно самостоятельно , в значении «возможно». Если сравнивать «may» и «might», то в случае с последним что-то возможно произойдет, но навряд ли; если вы говорите «may » — то вероятности больше. Например:

The sky is gray — it may rain today. They might come, but I don’t think so.

Прошедшее время (Perfect Infinitive)

Perfect Infinitive наряду с другими инфинитивами не имеет аналогов в русском. В речи его применяют по следующей формуле: have + 3-я форма глагола. Поскольку большинство глаголов не имеет формы прошедшего времени, мы используем Perfect Infinitive, чтобы показать, что что-то имело место в прошлом. Например:

You should have called me yesterday.
Тебе следовало позвонить мне вчера.

Пассивный залог c модальными глаголами

Когда мы меняем предложение из «актива» в «пассив », мы должны преобразовать сказуемое предложения.

Во-первых, нужно поставить глагол «to be » в то время, которое использовано в основном предложении. Во-вторых, поставить основной глагол в третью форму (Past Participle).

Итак, для составления предложения с модальным глаголом нам потребуется поставить глагол to be в сочетание с модальным глаголом. Это будет выглядеть так:

must be (должен быть);
have to be (должен быть);
ought to be (следует быть);
can be (может быть);
should be (следует быть);
be supposed to be (считаться, что; предполагаться, что;)

The secretary must write a letter. / Секретарь должен написать письмо.
The letter must be written by the secretary. / Письмо должно быть написано секретарем.
He has to do this test. / Он должен выполнить этот тест.
This test has to be done by him. / Этот тест должен быть выполнен им.
He was supposed to send an email an hour ago. / Предполагалось, что он отправит письмо час назад.
The email was supposed to be sent by him an hour ago. / Предполагалось, что электронное письмо будет отправлено час назад.

Особенности модальных глаголов

  • Не имеют формы 3-го лица единственного числа настоящего времени , т.е не ставятся с «-s» в конце.
  • Нет инфинитива , инговой формы и причастия; никогда не отвечают на вопрос что делать / что сделать ?
  • Требуют после себя только форму «Infinitive » без частицы «to » (исключение — «ought to », «have (got) to » и «be to »). I must go.
  • Вопросительные и отрицательные формы предложений строятся без вспомогательного глагола «do », за исключением глагола «have to ».
  • Глаголы «have », «be », «should » могут быть не только модальными, но и вспомогательными , а глаголы «need », «have », «be », «get » — также и смысловыми .
  • По своим свойствам английские модальные глаголы, кроме «have to », «have got to », «be to », «dare », являются недостаточными , то есть не имеют личных форм , и в связи с этим не образуют сложных глагольных форм .

Что значит оборот be supposed to и had bettter

Оборот «be supposed to» означает, что от кого-то или чего-то ожидается выполнение какого-то действия. Если подбирать русский эквивалент, ближе всего выражения вроде: «по идее должен», «как бы должен», «подразумевается, что должен». Бывает в настоящем (am / is / are) и прошедшем (was/were) временах.

«Be supposed to» — выражает скорее не долженствование, а ожидание выполнение какого-то действия.

I am supposed to obey my lord.
По идее, я должен подчиняться своему господину (а на деле не так уж и подчиняюсь).
I am supposed to do my duty.
Я должен исполнять свой долг (но если раз не исполню, то никто этого не заметит).
Excuse me, you are not supposed to
Извините, но вам нельзя…

«You are not supposed to» — вежливый способ запретить кому-то что-то делать или дать знать, что этого делать нельзя.

С оборотм «had better » почти такая же ситуация, только он выражает рекомендацию, отчаянность, предупреждения или угрозы. Эквивалентами могут выступать модальные глаголы «ought to» и «shall». Бывает только в прошедшей форме .

You had better take your umbrella with you today.
Сегодня тебе лучше взять с собой зонт. (Выражает рекомендацию.)
That bus had better get here soon!
Быстрее бы уже пришел этот автобус! (Выражает отчаянность.)
You"d better not talk the way you talk to me in the future!
Впредь тебе лучше следить за тем, как ты разговариваешь со мной! (Выражает предупреждение, угрозу.)

Модальные глаголы в косвенной речи

Аналогично временам, модальные глаголы меняются в косвенной речи , если передаваемые слова больше не являются правдой или являются устаревшими сведениями.

Прямая речь: can, may, will, must.
Косвенная речь: could , might , would , had to .

Peter: "I can stay here until Sunday."
Питер: «Я могу остаться здесь до воскресенья».
He said that he could stay there until Sunday.
Он сказал, что он может остаться там до воскресенья.
Dan: "You may not need this"
Ден: «Тебе это может не понадобиться».
He said I might not need that.
Он сказал, что мне это может не понадобиться.
Kelly: "My dad won"t let me go to the party."
Келли: «Мой папа не разрешит мне пойти на вечеринку».
She said that her father wouldn"t let her go to the party.
Она сказала, что её папа разрешит ей пойти на вечеринку.
Luke: "We must leave at 8 o"clock."
Люк: «Мы должны уехать в 8 часов».
He said we had to leave at 8 o"clock.
Он сказал, что мы должны уехать в 8 часов.

Употребление модальных глаголов с перфектным инфинитивом

Модальные глаголы могут употребляться в сочетании с перфектной формой инфинитива, называемое также модальный перфект (modal perfect ). При этом смысловая нагрузка перфектного инфинитива имеет разное значение и зависит от конкретного модального глагола и контекста.

Употребление модального перфекта может называть действие в прошлом, нереальное действие, степень уверенности в определённом действии, а также может указывать на то, что состоялось действие противоположное ожидаемому.

Формула: modal verb + have + V3.

После модальных глаголов, глагол «have », образующей перфектный инфинитив, произносится в редуцированной форме:

They must have gone away already. ["mʌst"əv] - Они, должно быть, уже уехали.

В отрицательных и вопросительных предложениях модальный глагол «can », употребляемый с перфектным инфинитивом, передаёт неверие в действие или событие , имевшее место в прошлом :

She can"t have overslept . She is never late.
Она не могла проспать. Она никогда не опаздывает.
  • Could . Глагольная группа («could» + перфектный инфинитив) может употребляться в значении аналогичном «can», но выражает менее категоричную форму:
I don"t believe he could have done it. He is too weak.
Не верится, что он мог сделать это. Он слишком слаб.
I didn"t believe he could have done it. He was too weak.
Я не верил, что он мог сделать это. Он был слишком слаб.

Также перфектная форма глагола употребляется с модальным глаголом «could» для указания на действие, которое могло произойти, но не произошло:

We could have gone , but we didn"t.
Мы могли уйти, но не ушли.
  • May . Употребление модального глагола may в сочетании с перфектным инфинитивом выражает предположение , неуверенность в произошедшем:
She may not have known about it. But it doesn"t constitute justification.
Она, возможно, не знала об этом. Но это не служит оправданием.
I"m not sure but he may have been here.
Я не уверен, но он мог быть здесь.
  • Might . Употребление формы прошедшего времени глагола may указывает на меньшую вероятность действия или события :
Don"t be angry with her. She might not have known about it.
Не злись на неё. Она, возможно, и не знала об этом.

  • Must . Этот модальный глагол с перфектным инфинитивом указывает на уверенность или высокую вероятность действия, имеющего место в прошлом и имеющее отношение к текущему моменту:
I figured I must have hurt the muscle while playing.
Думаю, я должно быть повредил мышцу во время игры.
I can"t find the keys. I mustn"t have taken them.
Не могу найти ключи. Скорее всего я не взял их.
  • Need . В сочетании с перфектным инфинитивом выражает сомнение в целесообразности совершённого действия в прошлом, употребляется только в вопросительных и отрицательных предложениях:
Need you have done it?
И какая была необходимость тебе делать это?
He needn"t have been present all the time.
Ему не нужно было присутствовать всё это время. (Не было никакой необходимости).
  • Ought . Выражает порицание , упрек за то, что не было сделано или было сделано неправильно:
You ought to have done it previously.
Тебе следовало сделать это ранее.
  • Will . Употребляется для выражения решимости , желания или намерения выполнить действие, которое должно закончиться до определенного момента в будущем или до начала другого действия:
I won"t have done it by the time you get back.
Я (не закончу) не сделаю этого к твоему приходу.
  • Would . Употребляется для выражения желаемого субъектом действия , но которое не произошло :
I wouldn"t have done it. But I was so young.
Я не хотел этого делать. Но тогда я был ещё так молод.
I would have come, but I got stuck in traffic.
Я бы приехал, но я застрял в пробке.

Заключение

Модальные глаголы легко учить и понимать, так как в них есть много схожего с родным русским языком. Хоть и есть некоторые отличия. В любом случае, они станут хорошим подспорьем в продвижении вперед для любого желающего совершенствовать знания английского языка .

Большая и дружная семья EnglishDom

Принципы русской орфографии - это своеобразный свод правил и нормативов, которые являются фундаментом для всей системы русского языка. Каждый принцип основывается на комплексе правил. Именно указанный комплекс правил и осуществляет связь принципа с фактическими явлениями в языке.

Основные принципы русской орфографии имеют четыре направления: морфологическое, традиционное, фонетическое и дифференциальное. Ознакомимся с каждым из направлений более подробно.

Морфологическое направление основано на требовании идентичного написания морфем. В качестве морфем выступают приставки, корни и суффиксы однородных слов. Его сущность можно определить и по-иному. Морфемы сохраняют свою структуру на письме, независимо от произношения, которое, основываясь на разных фонетических условиях, может звучать совершенно по-разному. В основу орфографии положен именно данный принцип. Существует определенная связь морфем с произношением. Она проявляется в виде передачи буквы для каждого индивидуального звука при разном расположении. Так, к примеру, гласные буквы могут произноситься совершенно иначе в зависимости от ударения, согласные меняют свое звучание, находясь рядом с гласными, либо Таким образом, независимо от звучания, морфемы одной и той же словоформы остаются без изменений.

Огромное разнообразие языка и широкий спектр звуковых и буквенных сочетаний делает именно морфологическое направление наиболее ценным из всех остальных. Оно позволяет изучить грамматику и орфографию языка без особых трудностей.

Кроме того, принципы русской орфографии предполагают наличие фонетического направления, которое особенно популярно среди учащихся. Оно базируется на том, что устное произношение слова должно полностью соответствовать написанию. Именно благодаря этому принципу в русском языке появилось чередование букв в пределах одной и той же морфемы.

Традиционное направление основывается на написании слов, которое закрепляется сложившимися нормами и правилами, независимо от произношения и прочих факторов. Примерами могут послужить слова, которые пришли в русскую речь из других культур и языков, не соответствующие правилам удвоения гласных и не подчиняющиеся правилам проверки. Также данное направление основано на большой разнице между звучанием слова и написанной версией. Все прочие принципы русской орфографии можно изучить, однако слова, подчиняющиеся данному принципу, необходимо запомнить.

Дифференцирующий принцип письма основывается на необходимости разделения смысловой нагрузки слов, в зависимости от их написания. На первый взгляд одно и то же слово может нести разное значение. Изменение одной из букв позволяет распределить между смысловыми нагрузками.

Принципы русской орфографии и пунктуации формируются на основе всех существующих правил в русском языке, и представляют собой фундамент для грамотного изложения речи на бумаге. Весь язык состоит из комплекса основных принципов, наиболее весомым из которых является морфологический.

Важной составляющей речи выступают принципы русской орфографии вспомогательного характера. К ним можно отнести принципы удвоения согласных, принципы слитного и раздельного написания предлогов, а также принципы, объединяющие правила использования дефиса. Можно сделать вывод, что широкий спектр орфографических принципов обусловил разнообразие русского языка. Исключение составляют слова иностранного происхождения, которые не подчиняются правилам, и для их правильного написания их стоит запомнить. Именно благодаря множеству принципов и правил русская речь относится к числу наиболее мелозвучных.

Вопросы правописания, прежде всего, относятся к письменной форме речи. Прежде чем охарактеризовать основные принципы русской орфографии необходимо отметить её связи с такими разделами науки о языке как графика, словообразование, морфология.

Орфографическая система русского языка наиболее тесно связана с графикой – разделом языкознания, изучающим буквенную систему. Графикой называется система вырезанных, нарисованных, написанных или напечатанных знаков, применяемых в качестве средства общения. Графикой буквенного письма, принятого в настоящее время у большинства народов мира. Можно называть способ обозначения звуков буквами.

В основе современной русской графики лежит кириллица – азбука старославянского языка. Кириллица была изобретена греческим миссионером Кириллом (Константином) с целью облегчить проповедь христианства в южнославянских странах. В основу кириллицы была положена греческая графика, дополненная некоторыми буквами, взятыми из других языков и приспособленная к звукам древнеболгарского языка. Кириллица стала употребляться и в рукописях, написанных на русском языке, а затем и в печатных книгах.

В начале 18 века по распоряжению Петра Первого была введена так называемая гражданская азбука . По сравнению с кириллицей она характеризуется более простым начертанием букв и отсутствием ряда букв, которые в кириллице имели дублеты, например, не было юсов большого и малого, ижицы, однако остались дублетные буквы: е и ять, ф и фита , восьмеричное и, и десятеричное, обозначавшееся как i . Эти дублеты были устранены в результате реформы 1917 года, которая была в значительной мере реформой графики.

Русская графика сложилась на основе старославянской орфографии и поэтому уже с самого начала расходилась со звуковым строем русского языка. Как система она начинает складываться в 18 веке, в трудах Тредиаковского, Сумарокова, Ломоносова. Разработка системы продолжалась в 19 веке в многочисленных трудах по русской грамматике (Востокова, Буслаева). Окончательно она была приведена в систему только в трудах академика Грота, в частности в его работе «Спорные вопросы русского правописания». В 1917 году была проведена первая реформа русской орфографии. В известной мере, как уже говорилось, она была реформой графики. В 1956 году был составлен новый свод – «Правила русской орфографии и пунктуации».

В 1996 году в журнале «Русистика сегодня», №1 была опубликована статья членов Орфографической комиссии «К лингвистическому обоснованию Свода правил русского правописания», в которой сообщалось о том, что в Институте русского языка РАН завершена работа над новым «Сводом правил русского правописания».

Необходимость нового Свода была вызвана, по мнению авторов, тем, что текст правил 1956 года устарел и во многом не соответствует современному научному пониманию целого ряда явлений. В 2000 году был издан Проект свода правил русского правописания. Хотя авторы утверждали, что новое издание Правил не содержит никаких изменений, затрагивающих основы русского письма, и заметно упростит его, общественное мнение и мнение многих авторитетных русистов было иным. Реформа правописания не получила поддержки. Преждевременным и даже незаконным, по мнению многих экспертов, было новое издание в 1999 году нового орфографического словаря под редакцией В.В. Лопатина, в котором предлагаемые изменения были зафиксированы и принимали вид нормы.

Таким образом, современное русское правописание регулируется Правилами русской орфографии и пунктуации 1956 года. Слово орфография состоит из двух греческих слов: orthos (правильный, прямой) и grapho (пишу), что означает правильное написание. Орфография – это система правил, устанавливающая единообразное написание слов и их форм. Ведущим принципом русской орфографии является морфологический. Он основан на одинаковом отображении на письме морфем – значимых частей слова (корней, приставок, суффиксов, окончаний). Например, корень – дом- во всех случаях обозначается этими тремя буквами, хотя в словах домашний и домовой звук о корня произносится по-разному: да машний, дъ мовой . То же наблюдается в приставке от- , пишущейся с буквой т , несмотря на её произношение: от пуск – от, от бой – ад. Морфологический принцип осуществляется и в суффиксах: например, прилагательные липов ый и дубов ый имеют один и тот же суффикс –ов -, хотя он в первом случае безударный.

Безударные окончания обозначаются так же, как и ударные, хотя гласные в безударном положении произносятся иначе: ср. в земле , в галерее , под землёй и под галереей, о руке , об эпохе и др. Морфологический принцип орфографии является ценным качеством русского правописания: он помогает находить родственные слова, устанавливать происхождение тех или иных слов.

Отступлений от морфологического принципа в языке много. К ним относятся фонетическое и традиционное написание. Например, слова дом, мак, шар, кот, мой, стол, конь, жар, лом, том, двор и др. пишутся так, как произносятся. На фонетическом принципе основано написание приставок, оканчивающихся на согласный з-, без-, воз-, из-, низ-, чрез-,(через-). Конечный звук [з ] этих приставок перед глухими согласными корня в устной речи оглушается, что и находит отражение на письме. Например, без зубый, но бес сердечный; воз разить, но вос питать; из гнать, но ис пить; низ вергать, но нис ходить; раз бить, но рас пилить; чрез мерный, черес полосица.

Традиционный принцип основан на традиции написания, то есть слова пишутся так, как их писали в старину: корни с чередованием а/о, е/и . Традиционное написание не оправдано ни фонетически, ни морфологически. По традиции пишутся слова корова, собака, малина, морковь, колдун, исполин, лапша, барабан, чувство, праздник, калина и др. Написание таких слов приходится запоминать. Среди слов с традиционным написанием много заимствованных: ацидофилин, колорит, компонент, интеллигент, терраса, аккуратный, оппонент.

В системе русской орфографии особое место занимает дифференцирующее написание. Это разные написания одинаково звучащих слов типа балл, бал . Разница написаний обусловлена различием значений: балл – оценка, бал – вечер. Случаев дифференцированного написания в русском языке немного: компания (группа людей) и кампания (мероприятие), плач (существительное) и плачь (глагол), ожог (существительное) и ожёг (глагол) и некоторые другие.

Употребление прописных букв также основано на значении слова. Например, в отличие от нарицательных слов почтенный (человек), (тёплая) шуба собственные имена пишутся с прописной буквы: Почтенный (фамилия), Шуба (фамилия). Кроме указанных принципов в системе русской орфографии используется принцип слитного и раздельного написания: слитно пишутся слова, например, садовый, раздельно – словосочетания, например, ослепительно яркий .

Однако в языке встречается много случаев, написание которых вызывает затруднение. Это объясняется тем, что, превращаясь в слова, некоторые словосочетания находятся на разных ступенях лексикализации или слияния. Одни из них уже стали словами и потому пишутся слитно, например, малоупотребительный, малозначащий , другие находятся на промежуточной стадии лексикализации и поэтому имеют полуслитные написания, например, премьер-министр , камер-юнкер , третьи недавно вступили на путь слияния и, следовательно, ещё подчиняются правилу раздельного написания сочетаний, например, без толку, до отказа, на корточках, на лету . Правила переноса слов не имеют непосредственного отношения к орфографии, так как вызваны необходимостью разместить слова в строке. Но хаотическая разбивка слов при переносе затрудняет чтение, а поэтому рекомендуется переносить слова по морфемам и слогам, например, пред-по-чти-тель-ный, за-ни-ма-емый, упра-вле-ние.

Большую группу слов охватывает грамматический принцип написания. Он встречается там, где разные написания различают части речи, формы слов. Например, ь после шипящих на конце разных частей речи: плач (2 скл.), речь (3 скл.), скрипуч (кр. прил.), навзничь (наречие), беречь (нач. форма глагола), берёшь (2 л., ед. ч., н. вр. глагола), намажь (повелительное наклонение глагола).

Таким образом, в русской орфографии прослеживаются несколько принципов: фонетический, традиционный, дифференцирующий, грамматический, прописная или строчная, слитно или раздельно. Основным принципом русской орфографии является морфологический. Проверить написание слова можно, используя справочники или словари, орфографические, слитно, раздельно, дефис, прописная или строчная. Кроме того написания, морфологического принципа имеют свой способ проверки и применения правила. Он заключается в том, чтобы определить, в какой части слова стоит буква, к какой части речи относится слово, каким правилом руководствуется это написание.

Таким образом, путь логических рассуждений таков: буква- часть слова - часть речи - правило.

Например, предпри ни матель , выделенные буквы, являются сомнительными в написании и могут привести к ошибкам. Следует ответить на все вопросы логической цепочки рассуждений и прийти к правильному ответу. Буква и стоит в приставке при -, имеющей значение близости, присоединения, вторая буква и находится в корне – ним- , это корень традиционного написания, в нём наблюдается чередование ним-/ня- приним ать- приня ть.

Грамотное написание слов складывается из умений объяснить написание слова, используя его состав, отношение к части речи и орфографическое правило, или справиться в словаре, справочнике. Совершенствование орфографических навыков – неотъемлемая часть письменной речевой культуры человека, необходимой в деловом и профессиональном общении.

Негосударственное образовательное учреждение

Церковно-приходская школа «Косинская»

г. Москвы

Статья
«Основные принципы русской орфографии»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Ганеева Виктория Николаевна

г. Москва 2014

Основные принципы русской орфографии.

Орфография (греч. o rthos – правильный, grapho – пишу) буквально означает `правописание`, т. е. правильное, соответствующее нормам письмо. Но значение слов “орфография” и “правописание” не совпадают; второе слово имеет более широкое значение, включающее пунктуацию.

Русская орфография – это система правил написания слов. Она состоит из пяти основных разделов: передача буквами фонемного состава слов; слитные, раздельные и дефисные(полуслитные) написания слов и их частей; употребление прописных и строчных букв; способы переноса слов с одной строки на другую; графические сокращения слов.

Передача буквами фонемного состава слова.

Это основной раздел орфографии. Он непосредственно связан с графикой. Графика устанавливает правила соответствия букв и фонем в сигнификативно сильных позициях. Область орфографии – сигнификативно слабые позиции фонем. В отдельных случаях орфография “вмешивается” и в область графики – область сильных позиций. Графика определяет значения букв в их сочетаниях с друг другом вне зависимости от конкретных слов. Орфография дает правила написания букв в словах и морфемах.

Основное правило правописания безударных гласных: в безударных слогах пишутся те же гласные, что и под ударением в той же морфеме. Мы пишем о в слове вода (хотя произносим [вада]) потому, что под ударением в этом корне слышится [о] и пишется о: воды, водный. Слово, произносящееся [л`иса], мы запишем лиса, если проверим первый гласный словом лис , и запишем леса , если проверим словом лес. Так мы определяем, какой фонеме соответствует звук слабой позиции, и пишем букву, обозначающую эту фонему.

Такое же общее правило действует для звонких и глухих согласных. На конце слова и перед шумной согласной пишется та же согласная, что и перед гласной и звонкой согласной в той же морфеме. Мы пишем б в словах зуб, зубки , хотя произносим [зуп], [зупк`и], потому что перед гласной и перед сонорной согласной в этом корне произносится [б] и пишется б : зубы, зубной . Мы пишем просьба , хотя произносим [проз`ба], так как перед гласной в этом корне произносится [с`] и пишется с: просить.

Принцип проверки здесь тот же, что и для гласных: звук слабой позиции проверяется сильной позицией; таким образом определяется фонема, к которой принадлежит данный звук, она и обозначается соответствующей буквой. Одна и та же буква обозначает фонему в сильной и в слабых позициях – это фонематический принцип, основной принцип русской орфографии.

Фонематический принцип определяет написание также твердых и мягких согласных: ь обозначает не мягкость звука, а мягкость фонемы, т. е.мягкость, не зависящую от позиции. Например, в слове лезть произносится [с`] перед [т`], но мягкость [с`] здесь обусловлена следующим [т`] (этой же позицией перед [т`] обусловлена и глухость [с`]). В сильной по твердости ~мягкости позиции – на конце слова – этой мягкости нет: лез. Фонема здесь твердая, поэтому в форме лезть не пишется ь после з . В форме повелительного наклонения лезьте тоже произноится [с`т`], но фонема мягкая, так как мягкость звука сохраняется на конце слова: лез – ле [с`]. Мягкость фонемы обозначается мягким знаком. В слове усни произносится [с`н`], но при замене [н`] на [н] происходит и замена [с`] на [с]: у [сн] у . Поэтому мягкость [с`] здесь несамостоятельна, она и не обозначается на письме. В слове льдина произносится [л`д`], при замене [д`] на [д] мягкость [л`]сохраняется: [л`д] ы . Здесь мягкость фонемы обозначается на письме мягким знаком.

Фонематический принцип определяет написание всех морфем слова: приставок, корней, суффиксов, окончаний. В слове подступить произносится [пъц-], но пишется приставка под- , так как проверка показывает фонемы: п [о] дступ, по [д] рулить . В суффиксе слов берёзовый, осиновый произносится [ъ], но пишется о, так как в том же суффиксе в сильной позиции произноится [о]: дубовый . В словах на стуле и от пули конечный гласный одинаков - [и], но в первом случае он относится к фонеме (ср. на сто [л`э`]), а во втором – к фонеме (ср. от зем [л`и`]). После мягких согласных фонема обозначается буквой е, фонема – и .

Фонематический принцип обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в разных формах одного и того же слова и в разных словах. Так, в слове город в составе разных словоформ пишется одинаково, хотя произносится по-разному: [горът], [горъд] а , [гърад] а , [гърат] ки , при [гърът], при [гъръд]ный, ино [гарод`] ний , [гърац] ской. Написание город- во всех этих случаях отражает фонемный состав этого корня – . Одинаковое написание одних и тех же морфем позволяет легко узнавать слова с этими морфемами, а это способствует быстрому пониманию и чтению.

Основной принцип русской орфографии определяют также как морфологический. Морфологический принцип состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем. В действительности одни и те же морфемы на письме часто передаются не одинаково: отражаемые на письме исторические чередования разрушают единство написания морфем. Так, в словах город и горожанин один и тот же корень пишется по-разному. В корнях и во многоих аффиксах такие нефонетические чередования обычны; ср. : жечь – жж ение – жг учий – за жиг ать – под жог ; мыш онок – мыш онк а – мыш оночек .

Исторические чередования передаются на письме (следовательно, единое написание одних и тех же морфем не сохраняется), а фонетические чередования на письме не передаются (следовательно, одной и той же буквой обозначается весь ряд позиционно чередующихся звуков, т. е. фонема в понимании Московской фонологической школы). Таким образом, единообразные написания одних и тех же морфем обычно есть проявление фонематического принципа орфографии.

В некоторых случаях наша орфография построена на морфологическом принципе, действующем вопреки фонематическому. Так, графическое единообразие морфем выдерживается при написании е (ё) под ударением после шипящих: жёлтый – желтеть, жёлудь – желудей, печёт – плачет, чёлн – челнок, щёк – щека. В этих случаях после шипящих под ударением выступает фонема, но пишется е (ё) для сохранения единообразия с теми же морфемами, где чередуется с или может быть в безударном положении: шёпот () – шепчет () – шептать ().

Морфологическому принципу отвечают также написания дезинформация, контригра, пединститут, сверхидеальный – с и после согласных, соответствующих твердым фонемам. Здесь сохраняется облик корня, вопреки правилу графики писать ы после таких согласных (ср.: безыдейный, предыстория ).

Фонематический принцип действует тогда, когда фонема находится в сильной позиции (это, собственно, принцип графики), и тогда, когда фонема находится в слабой позиции и может быть определена сильной позицией. Таких написаний 80%.

В некоторых случаях проверка невозможна, так как в данной морфеме фонема не встречается в сильной позиции: с о бака, т о пор, сапог, с а рай, п е реход, разборч и вый, молоды е , в ок зал, фу т бол, с тол, з доровье, сиди ш ь, сиди т . В этом случае выступает гиперфонема: с бака, с пог , фу бол и т. д. Фонематический принцип здесь ограничивает выбор букв, но не дает однозначного решения: можно написать собака и сабака , футбол и фудбол . Написания в подобных случаях осуществляются на основе фонематического и традиционного принципов.

Традиционный принцип орфографии заключается в том, что употребляется написание, закрепленное традицией. Выбор буквы не мотивирован современными языковыми закономерностями. С точки зрения звуковых соответствий, например, безразлично, о или а писать в предударном слоге в словах сапог, собака . Традиционные написания надо запоминать.

Традиционный принцип выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и когда существует чередование фонем в сильной позиции одной и той же морфемы: зарево – зори . В безударном положении здесь тоже гиперфонема: з ря. Выбор буквы в словах з аря, зоревать определяется традицией. Гласные в корне клон- – клан- могут быть ударными: клонится, кланяться. Выбор о для безударных слогов основан на традиции: наклонение, склонить.

В большинстве случаев традиционный принцип не противоречит фонематическому, а дополняет его; таких написаний 15%. Но в ряде случаев традиционный принцип противоречит фонематическому. В сильной позиции это написания щ в слове помощник, ч в словах конечно, скучно и др. В слабой позиции это, например, правописание корней гор- – гар-, плов- – плав- , в которых под ударением только [а], а без ударения пишется и о , и а.

В противоречии с фонематическим находится также фонетический принцип, который заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук. По этому принципу пишутся конечные согласные в приставках без-/бес-, воз-/вос-, из-/ис-, низ-/нис-, раз-/рас-, через-/черес-: безоблачный, безрадостный, безбрежный – бесполезный; изыскать, изрезать, издать – искупать и др. Конечная фонема приставки здесь, об этом свидетельствует произношение [з] перед гласными и сонорными согласными, но пишется буква з , если произносится [з], и с , если произносится [с]. Фонетический принцип проводится здесь не совсем последовательно: в словах безвкусица, безвкусный в конце приставки произносится [с]; в словах бесшумный, изжарить произносится [ш, ж]; в словах расщедриться, расщепить на месте с нуль звука. Таким образом, фонетический принцип здесь осложнен традиционным.

Правописание о или а в приставке раз-/раз- – роз-/рос- также отвечает фонетическому принципу – о пишется под ударением, когда произносится [о], а пишется без ударения: розвальни, розыск, россыпь; развал, разыскивать , рассыпать. И здесь фонетический принцип осложнен традиционным (ср.: разыскной ). По фонетическому принципу пишется ы после ц: цыган, огурцы , курицын, бледнолицый.

Дифференцировочные написания основаны на разграничении на письме слов или форм, совпадающих по фонемному составу: ож о г – ож ё г, подж о г – подж ё г, плач – плач ь , рож – рож ь , туш – туш ь , ко п чик – ко б чик, к о мпания – к а мпания, о рёл – О рёл.

Также в русском языке существуют правила слитных, раздельных и дефисных написаний.

Список использованной литературы

  1. Граник Г. Г. Секреты орфографии. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Кустарева В. А. История русского языка. – М.: Просвещение, 1982.
  3. Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М.,1960.
  4. Современный русский литературный язык. / Под ред. П. А. Леканта. – М.: Высш. шк., 1988.
  5. Тоцкий П. С. Орфография без правил. – М.,1991.
  6. Филина Л. В. Русский язык. Энциклопедия. – М.: Просвещение, 1979.