УСТНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ОЛИМПИАДАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Устное высказывание – одно из трех заданий (наряду с комплексной работой по языку и литературе и отзывом о лирическом произведении), с помощью которых оценивается уровень знаний и умений учащихся на олимпиадах по русскому языку. Продолжительность такого высказывания составляет 2–3 минуты (но не более 5 минут). Учащимся предлагается выбрать одну из трех тем , которые можно охарактеризовать так:

    тема № 1 предполагает высказывание, содержание которого основывается на теоретических знаниях по языку (например,«Влияют ли заимствования на самобытность языка?» или«Почему глагол называют “великим тружеником”?» );

    тема № 2 связана с русской и мировой литературой (например, «Современная литература: упадок или поиск новых путей?» или «Он и Она в русской поэзии» );

    тема № 3 обращена к социально-философской проблематике (например, «Существует ли мода на профессии?»,«Человек и природа: в поисках утраченной гармонии», «Герой нашего времени... Кто он?» ).

Устное высказывание оценивается по следующим критериям :

1. Содержание высказывания : соответствие теме, полнота и глубина ее раскрытия; аргументированность утверждений, использование в качестве иллюстративного материала не только примеров из личного опыта, но и фактов, почерпнутых из иных источников, (литература, история, наука и др.).

2. Построение высказывания : логичность, связность, композиционная четкость, соразмерность частей высказывания, цельность и завершенность.

3. Речевое оформление высказывания : богатство и выразительность речи; уместность и соответствие речи избранному стилю и жанру; правильность речи, т. е. соблюдение таких важных для устного высказывания норм, как орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические и речевые.

4. Творческий характер высказывания : нестандартность трактовки темы, оригинальность композиции высказывания.

5. Ответы на вопросы жюри по теме устного высказывания: как правило, это 2-3 вопроса, которые также оцениваются с точки зрения глубины, композиционной стройности, речевого оформления и оригинальности.
Остановимся более подробно на содержании и композиции устного высказывания. Как правило, оно состоит из трех частей – вступления, основной части и заключения.

Вступление является своеобразной прелюдией к основной части устного выступления, в силу этого целесообразно учитывать следующие требования , которые предъявляются к этой части текста:
1. Вступление не должно быть большим по объему, иначе оно кажется необоснованно затянутым.

2. В начале устного высказывания необходимо избегать общих фраз, т. е. утверждений несомненно правильных, но всем известных, избитых. Они не несут дополнительной смысловой нагрузки, а лишь снижают впечатление и дают определенную негативную установку на восприятие остального содержания высказывания (например, «опять ничего нового», «как скучно и банально»).

3. Вступление не должно быть как банальным, так и излишне «экстравагантным», т. е. содержать необдуманные, спорные, противоречивые и просто неэтичные высказывания, которые могут быть превратно истолкованы слушателями. Последнее обстоятельство можно объяснить возрастными особенностями школьников, которым в 15-17 лет бывают свойственны как некоторая инфантильность суждений, категоричность высказываний, содержащих критику старых авторитетов, так и желание поразить нестандартностью и независимостью мышления.

Одним из недостатков устных высказываний учащихся является «скомканное», невнятное вступление. Это объясняется извечной проблемой, которую можно назвать «я не знаю, как начать». Поэтому целесообразно познакомить учеников с различными вариантами содержательного наполнения этой части устного высказывания.

С учетом специфики устных выступлений на олимпиаде по русскому языку во вступительной части высказывания органично будет звучать:
1) объявление темы высказывания и ее краткая характеристика (например, важность, сложность, злободневность и актуальность и т. п.);

2) ознакомление с планом выступления;

3) объяснение причин заинтересованности темой (такое вступление привлекает внимание слушателя, поскольку содержит личностно окрашенный момент);

4) раскрытие сути центрального понятия темы; это делается в тех случаях, когда в названии темы имеется термин, требующий расшифровки (например, если учащемуся предложена тема «Герой нашего времени... Кто он?», то во вступлении можно раскрыть суть понятия «герой» или «герой нашего времени»);

5) обзор темы, т. е. краткое сообщение истории ее разработки или трактовки;

6) вопрос или серия вопросов; в этом случае в основной части высказывания должна быть сделана попытка дать на него (них) ответ.

Таковы традиционные способы содержательного наполнения вступительной части к устным высказываниям. Использование одного или нескольких предложенных вариантов вступления поможет учащимся решить вопрос, с чего начать свое выступление.

Как уже отмечалось ранее, одним из критериев оценки устных выступлений на олимпиаде является их творческий характер . Придать такой характер высказыванию может необычное, интригующее вступление . Роль интриги в привлечении внимания заключается в «вуалировании» исходного материала. Поскольку начало хорошо запоминается, производит впечатление и «формирует» своеобразную установку на последующее восприятие остального высказывания, то именно в этой части можно располагать элементы, несущие заряд необычного. Перечислим некоторыеприемы придания вступительной части устного высказывания творческого и интригующего характера :

1) пересказ яркого факта из жизни или фрагмента литературного произведения, где содержится ключ к пониманию характера предложенной темы или проблемы;

2) цитата из литературного произведения (воспроизведение стихотворного или прозаического отрывка), раскрывающая суть проблемы;

3) афоризм, пословица или поговорка, с помощью которых можно ярко очертить смысл проблемы;

4) высказывания русских или зарубежных критиков и деятелей культуры, в которых заключается суть описываемой проблемы;

5) несколько суждений или отзывов авторитетных лиц о произведении, отдельном герое, определенной теме или проблеме, причем эти высказывания могут «вступать в заочный спор» друг с другом. Такое вступление к устному высказыванию приобретает полемический характер, предполагающий построение основной части высказывания как доказательство истинности одного суждения и ложности всех остальных утверждений.

Таким образом, перечисленные варианты (как традиционные, так и творческие, «интригующие») представляют собой достаточно широкий, хотя далеко и не окончательный набор приемов, овладение которыми должно помочь учащимся избежать «общих фраз» и облегчить процесс создания вступления к устному высказыванию.

Основная часть устного высказывания представляет собой собственно рассуждение школьников на избранную тему. В этой части ученики выдвигают конкретные утверждения (тезисы) и для подтверждения истинности или ложности этих положений приводят соответствующие доказательства. В качестве доказательств в устных высказываниях школьников можно использовать:

    факты , события, имевшие место в объективной реальности;

    примеры из языка или литературного произведения;

Основные претензии чаще можно предъявить к формулировке тезиса рассуждения . Нередко она характеризуется излишней категоричностью. Приведем несколько примеров таких «категоричных» утверждений (таблица 3).

«Категоричная» формулировка тезиса рассуждения определенным образом «загоняет» школьников в угол, поскольку любое из приведенных утверждений может быть поставлено под сомнение в ходе ответов на вопросы жюри. Например, тезис «к "настоящим" книгам хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно

при выдвижении тезиса рассуждения

Тема высказывания

Примерная формулировка тезиса

1. Согласитесь ли вы с мнением, что литература – это то, что читают два раза, а журналистика – то, что читают один раз?

1. Да, я соглашусь с этим мнением, действительно, к «настоящим» книгам хочется вернуться, чтобы перечитать их, а статью достаточно прочитать один раз

2. Какой должна быть экранизация литературного произведения.

2. Уверена, что любая экранизация будет хуже литературного оригинала, потому что

3. Свобода или ограничение – колыбель творчества?

3. Творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений.

прочитать один раз » можно опровергнуть доводом, что не числом прочтений определяется качество книги, а силой ее воздействия; «умную» и обстоятельную статью также хочется перечитать несколько раз, чтобы обдумать ее содержание.

Утверждение «любая экранизация будет хуже литературного оригинала » также может быть с легкостью опровергнута приведением в качестве примера кинофильма «Собачье сердце» (реж. В. Бортко). Эта экранизация, по мнению некоторых кинокритиков, в определенных отношениях даже глубже своей литературной основы.

Тезис «творчество возможно, если есть свобода и нет ограничений » также является довольно спорным, поскольку современность постоянно доказывает нам, что отсутствие ограничений ведет к вседозволенности.

Заключение – завершающая часть устного высказывания. Его значение не менее важно, чем вступления («конец – делу венец»), поскольку неудачная концовка может испортить впечатление от всей речи. Чтобы этого не произошло, необходимо помнить о следующих требованиях, предъявляемых к заключению.
1. Оно должно иметь небольшой объем, т. е. выводы следует излагать достаточно лаконично. Не нужно производить повторного доказательства и разъяснения уже рассмотренных положений (это делается в основной части устного высказывания).

Как правило, в заключении содержится:
1) итог всего высказывания, обобщение тех мыслей, которые были высказаны в основной части, т.е. определенные выводы;

2) краткий повтор главных мыслей, идей, тезисов основной части высказывания.

Для придания содержанию заключения предельной четкости и ясности целесообразно использовать вводные слова, характерные для перечисления (во-первых, во-вторых, в-третьих и т. д).

Чтобы концовка устного высказывания приобрела необычный, «творческий» характер, в нее можно включить:

1) риторический вопрос, содержащий в своей структуре утвердительный или отрицательный ответ, который достаточно очевиден;

2) цитату (прозаическую или стихотворную) из литературного произведения, где в сжатой, а иногда и афористичной форме дается яркая и меткая обобщающая оценка проблемы;

3) афоризм, пословицу, поговорку.
Кроме того, во вступлении и заключении можно использовать принцип кольца , при котором концовка высказывания «закругляет» его, т. е. связывает с началом. Это достигается повторением в заключительной части высказывания начальных фраз вступления. После изложения учащимися в основной части высказывания своих мыслей по избранной теме повторенные в концовке начальные фразы вступления могут приобретать более глубокий смысл или совсем иное содержательное наполнение.

При обдумывании содержания устного высказывания непосредственно на олимпиаде можно порекомендовать учащимся следующий порядок работы над его частями:

основная часть → заключение → вступление.
Целесообразность такой последовательности объясняется тем, что только после четкого представления о содержании основной части высказывания можно подводить определенные итоги и делать соответствующие выводы. Работа над вступлением, на наш взгляд, вообще должна осуществляться в последнюю очередь. Целесообразность именно такого порядка действий была отмечена еще в эпоху античности. Так, Цицерон писал: «Только тщательно обдумав и рассмотрев все дело в целом, только подыскав и подготовив все источники доказательств, можно думать о том, как начало следует применить» . Как уже отмечалось ранее, многие школьники часто не знают, с чего же начать высказывание, это усугубляется стрессовой ситуацией и ограниченностью во времени на подготовку устного высказывания. На поиск первых фраз может быть потрачено слишком много времени, которого потом не хватит на обдумывание середины и концовки. А начинать надо с главного, с того, что хочешь сказать по поводу избранной темы, т. е. с основной части работы. В данном случае необходимо раз и навсегда отказаться от мысли, что процесс создания текста обязательно должен осуществляться в последовательности «вступление → основная часть → заключение». Разве научные работы начинают писать с введения, а повести или романы – с первой главы? Конечно же, нет; чаще всего начало создается в последнюю очередь. Очевидно, что и при работе над устным высказыванием подумать о том, «с чего начать», целесообразно в самом конце. Только после того, как получено представление о содержании основной части и заключения, можно подобрать удачный вариант вступления.

Литература

    Кохтев, Н. Н. Риторика: учебное пособие для 8-11-х кл. учеб. заведений с углубл. изуч. гуманит. предметов, а также для лицеев и гимназий / Н. Н. Кохтев. – М.: Просвещение, 1994.

    Таранов, П. С. Искусство риторики: универсальное пособие для умения говорить красиво и убедительно / П. С. Таранов. – Симферополь, 2001.

    Харламов, И. Ф. Педагогика: учебное пособие / И. Ф. Харламов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1997.

    Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве / Цицерон; пер. под ред. М. Гаспарова. – М..

Устное высказывание – это не только одно из олимпиадных заданий, не только подготовленное выступление на конференции, собрании и др.; это, если задуматься, наш повседневный акт общения – в более «упрощенном» виде. Если в быту мы не особо изобретательны – не вклиниваем в речь метафоры, не изобретаем эпитеты, не используем цитаты, то для речи подготовленной – для достижения поставленной цели – многое из этого пригодится. Итак, устное высказывание должно быть эффективным , т.е. должно соответствовать цели выступления и ожидаемым результатам.

Чтобы сделать речь эффективной , необходимо руководствоваться некоторыми полезными принципами .

Во-первых, необходимо держать зрительный контакт . Аудитория не верит тому, кто «сидит» в своем листочке, – такой человек не создает впечатление уверенного, отлично владеющего материалом оратора. Безусловно, не нужно и судорожно бегать глазами по слушателем – это также не придаст Вам веса в их глазах. Не нужно и выбирать одну «жертву» своего выступления: этому человеку будет некомфортно под Вашим испепеляющим взглядом, а другие почувствуют себя лишними на этом выступлении.

Итак, выберите несколько своих «точек» опоры – например, Ваш преподаватель, одноклассник или директор школы, и по очереди обращайтесь к ним, при этом не забывая «скользить» и по членам жюри, и по слушателям, и по гостям конференции. Безусловно, удобнее и спокойнее держать контакт с хорошо знакомым человеком, который будет подбадривать Вас кивком или улыбкой, но и о других не забывайте.

Во-вторых, ведите себя естественно. Излишнее подергивание, посвистывание, резкие движения руками-ногами выдают неуверенность и волнение. Поэтому успокойтесь, глубоко вздохните, расслабьтесь, подумайте о чем-нибудь приятном. Умейте контролировать себя – это полезное качество не только при устном выступлении. Говорите спокойно и четко, дышите ровно – установите для себя приемлемый «темп» происходящего и не отклоняйтесь от него.

Сделайте свое общение с аудиторией живым и увлеченным – это охарактеризует Вас как многостороннюю личность, отличного специалиста и блестящего оратора. Безусловно, у Вас есть обработанный до «блеска» конспект выступления, где указаны примеры, ключевые слова, важные замечания и др., но это вовсе не значит, что шаг влево-вправо – расстрел. Е сли Вы чувствуете в себе уверенность говорить «свободно» - отрывайтесь от конспекта, не теряя при этом нить повествования, т.е. не уходя от плана высказывания. Поясняйте примеры, вспоминайте истории из жизни! Более разговорный тон сможет расположить к Вам аудиторию и сделать атмосферу выступления более доверительной.

Запомните, что для живого общения нужна практика : если Вы не чувствуете в себе уверенности говорить так, лучше не рискуйте – вернее, рискуйте, но не своим выступлением. Опытным «ораторам» же следует помнить, что нельзя скатываться до сленга и жаргона – все же границы следует уважать, а также необходимо помнить о временном регламенте : если у Вас всего 10 минут на выступлении, вряд ли нужно вспоминать о всех речевых оборотах дядюшки Петра Никоноровича и о его любимой рыбалке, даже если они и являются темой беседы.

В-третьих, держите голосовой контакт. Не делайте выступление монотонным : активно используйте возможности речевого аппарата – выделяйте голосом особенно важные места, акцентируйте внимание на нужных моментах доклада и др. Спокойное, «одинаковое» звучание усыпляет слушателя – и, как следствие, снижает интерес к произносимому.

Особенно важен этот совет при члени лирических произведений, где сам Бог (и автор, конечно же) велел передать всю гамму выплеснутых на бумагу чувств.

Используя голосовой контакт, не забывайте, что не стоит пугать слушателей резкими вскрикиваниями или душещипательными воплями, пусть они и подразумеваются автором. Выступление – не цирк и не увеселительное мероприятие, поэтому будьте живым и позитивным, но меру все же знайте.

Помните, что ненужные слова и обороты отвлекают слушателей от сути излагаемого, что может «скомкать» даже неординарную мысль.

И, наконец, в-пятых, следите за тем, чтобы структура Вашего высказывания была понятна не только Вам, но и Вашему адресату. Любая речь требует логичного изложения, поэтому продумайте структуру своего выступления : заинтересуйте слушателя зачином, привлеките его внимание; последовательно изложите свои доводы в основной части выступления, подавайте их «дозированно», не перегружая фактами, аргументируйте свои мысли, проиллюстрируйте их; лаконично подведите итоги, очертите круг сфер, где можно было бы продолжить исследование и др.

Закончив выступление, не расслабляйтесь на сто процентов – как правило, Вас ожидают еще вопросы аудитории. Не бойтесь их! Вы – автор своего проекта, поэтому можете излагать свою точку зрения на вопрос, по-своему его аргументировать. Если Вам сложно отвечать «с ходу», заранее обговорите с научным руководителем возможные наиболее частые вопросы, отметьте сильные и слабые стороны своей работы и кратко обоснуйте свою позицию по каждому пункту.

Устное выступление – это не только 10 минут «тематического» выступления, но и красивая, грамотная речь в обычной жизни.

Остались вопросы? Не знаете, как правильно выступать с устным высказыванием? Записывайтесь на урок к репетиторам.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

10 класс

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Лучший рассказ

Сегодня вы будете изучать обряд чайной церемонии, - сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии. Ученики погрузились в чтение, а учитель ушёл в парк и сидел там весь день, молясь и размышляя. Ученики успели обсудить и выучить всё, что было записано на свитке. Наконец учитель вернулся и спросил учеников о том, что они прочли.

Вот что мы прочли о чае, напитке богов: «Белый журавль моет голову» - это значит, прополощи чайник кипятком, - с гордостью сказал первый ученик.

Бодхисаттва входит во дворец, - это значит, положи чай в чайник, - добавил второй ученик.

Струя греет чайник, - это значит, кипящей водой залей чайник, - подхватил третий.

Весенний ветер обдувает лицо, - это значит, осторожно сними пену с поверхности, - произнёс четвёртый ученик.

Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии. Только последний ученик ничего не сказал. Он взял чайник, заварил в нём чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.

Твой рассказ был самым лучшим, - похвалил учитель последнего ученика. - Ты напоил меня вкусным чаем и постиг важное правило: «Говори не о том, что прочёл, а о том, что понял».

    Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый художник».

10 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Хорошая школа

Родители искали для сына хорошую школу и учителя и наконец они выбрали для сына лучшего учителя.

Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.

Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.

Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.

Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.

Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.

Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.

Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу.

Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя.

Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.

В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.

Дедушка, вам плохо, принести воды? - послышался голосок.

У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.

Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребёнок.

Вскоре во двор вышел молодой учитель.

Дед поздоровался и сказал:

Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.

Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.

Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и, вернувшись домой, объявил о своём решении.

    Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

    Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

    Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый фильм».

    Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

    Выполните орфоэпический тест.

10 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

О беде и счастье

Однажды Беда и Счастье поспорили между собой, кто из них красивее. Они долго не могли решить этот вопрос самостоятельно, поэтому решили обратиться к первому встречному человеку.
“Пусть первый встретившийся нам мужчина разрешит наш спор,” – решили они и отправились вперёд по дороге.

Навстречу им шёл мужчина средних лет. Он не сразу заметил, что к нему с двух сторон подскочили Беда и Счастье.

Только ты можешь разрешить наш спор! –громко заговорили они. – Скажи, кто из нас красивее!
- Вот беда! – подумал про себя мужчина, – скажу, что Беда красивее, Счастье обидится и уйдёт от меня. А если скажу, что Счастье, тогда Беда может разозлиться и напасть на меня. Что же делать?

Мужчина подумал немного и говорит им:
- Я так сразу не могу сказать, когда вы на месте стоите. Вы сначала немного пройдитесь по дороге туда-сюда, а я погляжу.

Стали Беда и Счастье разгуливать по дороге. И так пройдут, и эдак. Каждой хочется выглядеть получше.

Мужчина улыбнулся им и ответил:
- Ты, Беда, очень красива и обворожительна со спины, когда уходишь! А ты, Счастье, просто превосходно, когда ты поворачиваешься лицом и приходишь ко мне.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Моя любимая поэма».

10 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Вера и надежда

Горевали родители, что их сын стал калекой. Ноги не слушались мальчика. Маленький он хорошо ходил. Но однажды зимой он упал в канаву, и под ним проломился лёд. Воды было по пояс, но малыш испугался и застудился. Простуду доктор вылечил, но ноги у мальчика стали слабыми. Мать каждый день молилась за сына, надеясь, что он снова будет ходить.

Однажды попросился к ним на ночлег прохожий старец. Родители пустили старика, покормили и ещё дали хлеба на дорогу.

Что с вашим мальчиком? - спросил старец.

Не ходит, ноги застудил, - хмуро объяснил отец.

Все сбережения истратили на докторов, да без пользы, - пожаловалась мать. - Один доктор сказал, что сын не ходит от нервного испуга. Я каждый день надеюсь, что мой мальчик пойдёт.

Надежда без действия - что дерево без плодов, - заметил старец, а потом спросил мальчика: - Ты сам веришь, что можешь ходить?

Я верю, только встать не могу.

Это хорошо, что веришь. Вера и гору с места сдвинет. Тебе повезло, что у меня волшебный посох. С ним любые ноги хорошо ходят. Попробуй сам, - сказал старец и протянул мальчику посох.

Тот встал и, опираясь на посох, сделал шаг, потом другой. Родители были счастливы. Они уговорили старца погостить у них денёк и угощали его как самого дорогого гостя. К вечеру мальчик уже уверенно ходил по дому, постукивая посохом.

Утром собрался старец уходить. Мать испуганно схватилась за посох.

Посох мой обыкновенный, - улыбнулся старец.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

10 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Притча о гвоздях

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый музей».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

    Выполните орфоэпический тест.

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Чей сын лучше?

Собрались у колодца три женщины. Две из них стали наперебой хвалить своих сыновей. Одна говорит, что её сын красивее всех, сильнее всех и умнее всех. Другая - про своего то же самое. А третья стоит рядом и помалкивает. Две первые её спрашивают, почему она молчит. А она говорит, что сын у неё обычный, ничего особенного.

Пошли женщины с тяжёлыми вёдрами домой. А навстречу им сыновья идут.

Сын первой прыгает через голову, ходит на руках, бросает тяжёлые камни. А мать радуется, смотрите, мол, какой он у меня. Сын второй стал посреди дороги и поёт, как соловей, и пляшет. А мать довольна. А сын третьей подбежал к матери, взял ведро и понёс домой.

Проходил мимо старик. Две женщины подбежали к нему и просят рассудить, чей же сын лучше. А старик отвечает:

А где же ваши сыновья, я видел только одного. - И показал на того, кто понёс ведра.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Рассказ о винограде

Вот как непонимание порой
Способно дружбу подменить враждой,

Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж на разных языках.

Шли вместе турок, перс, араб и грек.
И вот какой-то добрый человек

Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил.

Вот перс тогда другим сказал: "Пойдем
На рынок и ангур приобретем!"

"Врешь, плут,- в сердцах прервал его араб,-
Я не хочу ангур! Хочу эйнаб!"

А турок перебил их: "Что за шум,
Друзья мои? Не лучше ли узюм?"

"Что вы за люди:! -грек воскликнул им.-
Стафиль давайте купим и съедим!"

И так они в решении сошлись,
Но, не поняв друг друга, подрались.

Не знали, называя виноград,
Что об одном и том же говорят.

Невежество в них злобу разожгло,
Ущерб зубам и ребрам нанесло.

О, если б стоязычный с ними был,
Он их одним бы словом помирил.

"На ваши деньги,-он сказал бы им,-
Куплю, что нужно всем вам четверым,

Монету вашу я учетверю
И снова мир меж вами водворю!

Учетверю, хоть и не разделю,
Желаемое полностью куплю!

Слова несведущих несут войну,
Мои ж - единство, мир и тишину".

(Д. Руми)

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

"Синий май. Заревая теплынь…"

Синий май. Заревая теплынь.

Не прозвякнет кольцо у калитки.

Липким запахом веет полынь.

Спит черемуха в белой накидке.

В деревянные крылья окна

Вместе с рамами в тонкие шторы

Вяжет взбалмошная луна

На полу кружевные узоры.

Наша горница хоть и мала,

Но чиста. Я с собой на досуге…

В этот вечер вся жизнь мне мила,

Как приятная память о друге.

Сад полышет, как пенный пожар,

И луна, напрягая все силы,

Хочет так, чтобы каждый дрожал

От щемящего слова «милый».

Только я в эту цветь, в эту гладь,

Под тальянку веселого мая,

Ничего не могу пожелать,

Все, как есть, без конца принимая.

Принимаю - приди и явись,

Все явись, в чем есть боль и отрада…

Мир тебе, отшумевшая жизнь.

Мир тебе, голубая прохлада.

1925 Сергей Есенин

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Моя любимая книга».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Знание языков

Одному королю нужен был новый посол. Многие образованные юноши хотели получить эту должность. В результате были отобраны два кандидата. Король дал им задание - отнести послание его брату, королю соседней страны. Послание нужно было отнести пешком и без охраны. Это было сложное задание. На границе двух стран лежала пустыня, в которой жили дикие звери и гуляли шайки разбойников.

Первый юноша вернулся еле живой, в лохмотьях и истощённый.

Это было невыполнимо, - возмущённо сказал он. - Я взял с собой всё нужное и без проблем дошёл до селения на краю пустыни. Там я хотел заночевать, но никто не пустил меня, хотя я объяснил жителям законы гостеприимства. Ночью я разжёг костёр, чтобы спастись от зверей, но огонь увидели разбойники. Они забрали всё, даже мою одежду. Я добыл лохмотья и пришёл к вашему брату, но меня не пустили во дворец.

После этого в дорогу отправился второй юноша. Вскоре он вернулся и передал королю письмо от брата. Затем юноша рассказал:

Я взял с собой только еду. В селении на краю пустыни я постучался в один дом, поздоровался с хозяевами на их языке и пожелал их дому мира и богатства. Они пустили меня и накормили. Я переночевал в безопасности, а днём пошёл через пустыню. Дикие звери днём спрятались, но разбойники все-таки остановили меня. Я поздоровался с ними на их языке и пожелал им удачи. Они пропустили меня и показали дорогу. Придя во дворец, я представился по всем правилам дворцовой церемонии, и ваш брат принял меня.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Что самое важное? (притча)

На одной из своих лекций профессор философии взял большую прозрачную банку и наполнил ее яблоками. После этого он спросил студентов, полна ли банка. - Да, полна, -ответили внимательно наблюдавшие студенты.
Тогда профессор достал пакет с орешками и высыпал его в банку, затем потряс её немного. Орешки заняли свободное место между яблоками. Снова спросил он студентов, полна ли банка. - Да, - дружно отвечали студенты.

Тогда он взял чашку с песком и насыпал его в банку. Песок полностью занял оставшееся свободное место. Ещё раз спросил студентов, полна ли банка? – Да, - дружно отвечали они.
Лектор сделал паузу, достал из-под стола кружку с водой и вылил ее в банку до последней капли. Студенты рассмеялись.
- А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что банка - это наша жизнь. Яблоки- это важнейшие вещи в нашей жизни: семья, дети, здоровье, дом, знания - все то, что необходимо для нашей полной жизни, даже если все остальное потеряется. Орехи - это вещи, которые лично для всех становятся важными: работа, друзья, призвание. Песок – это все остальное, мелочи.
Если сначала наполнить банку песком, не останется места, где могли бы разместиться яблоки и орешки. Вот также и в нашей жизни, если тратить все время и все силы на мелочи: развлечения, наряды, застолья, то не останется места для важнейших вещей. Надо заниматься тем, что нам приносит счастье; уделяйте больше внимания родителям и близким, растите детей, учитесь и овладевайте знаниями, не теряйте времени, найдите свое любимое дело.
Помните, что всегда будет время погулять с друзьями, сходить на рыбалку, погонять на машине. Занимайтесь, прежде всего, самыми важными вещами в жизни: определите свои приоритеты, остальное - это только песок.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Моё любимое хобби».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Притча про деда и внука

Как-то очень давно жил старый-престарый дед, у которого колени дрожали, уши не слышали, да и глаза почти не видели. Когда дед сидел за столом, то проливал суп или кашу на скатерть, потому что он с трудностью держал ложку в руках. Даже бывало, что у деда изо рта суп или борщ капал на стол.

Надоело невестке и сыну глядеть на это, и решили они посадить старого-престарого деда в угол за печкой. И стали они подавать ему еду в глиняной посуде, да и кормили его время от времени впроголодь. Глядел дед с грустью на обеденный стол с яствами, и на глазах у него показывались слёзы, которые не замечали его сын и невестка.
Однажды он не удержал в своих дрожащих руках мисочку. Как услышала невестка, что миска упала наземь и разбилась, так сразу начала деда бранить. Он ничего не сказал ей, а только со слезами на глазах тяжело вздохнул. А невестка решила купить деду деревянную мисочку, из которой ему приходилось есть.
Вот сидели они раз всей семьёй, и видят, что маленький внучек, которому было четыре года, приносит дощечки и складывает.
- Внучек, что ты там собираешься делать? - спросил дед.
- Дедушка, я хочу сделать корытце, - ответил ребёнок.
- А для чего тебе корытце? - спросил дед своего внука.
- Вот когда я вырасту и стану большим, я буду кормить из него отца с матерью, - сказал деду внучек.
Услышав разговор, невестка и сын деда посмотрели друг на друга и горько заплакали. Они тотчас подвели деда к обеденному столу и позволили ему с той поры есть вместе с ними. Даже тогда, когда дед немного проливал суп на стол, они его не попрекали. Не подлежит сомнению то, что на невестку и сына деда очень сильно подействовали слова их четырёхлетнего сына.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

4.Почитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

БОГАЧ И ПОЭТ

С великим Богачом Поэт затеял суд,
И Зевса умолял он за себя вступиться.
Обоим велено на суд явиться.
Пришли: один и тощ, и худ,
Едва одет, едва обут;
Другой весь в золоте и спесью весь раздут.
«Умилосердися, Олимпа самодержец!
Тучегонитель, громовержец!» -
Кричит Поэт: «Чем я виновен пред тобой,
Что с юности терплю Фортуны злой гоненье?
Ни ложки, ни угла: и всё мое именье
В одном воображенье;
Меж тем, когда соперник мой,
Без выслуг, без ума, равно с твоим кумиром,
В палатах окружен поклонников толпой,
От роскоши и неги заплыл жиром».-
«А это разве ничего,
Что в поздний век твоей достигнут лиры звуки?»
Юпитер отвечал: «А про него
Не только правнуки, не будут помнить внуки.
Не сам ли славу ты в удел себе избрал?
Ему ж в пожизненность я блага мира дал.
Но верь, коль вещи бы он боле понимал,
И если бы с его умом была возможность
Почувствовать свою перед тобой ничтожность,-
Он более б тебя на жребий свой роптал».

Иван Крылов

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый праздник».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Аксакал и внук

Как-то раз старый, но довольно влиятельный и весьма мудрый аксакал совершал путешествие с внуком в соседний город. И если главной целью для внука было посещение ярмарки, то аксакал видел в поездке возможность передать юноше часть своей мудрости. Проехав часть пути, оба разомлели под лучами солнца. Солнце почти подошло к верхней точке неба и светило не только ярко, но и жарко. И тут дед увидел подкову, блеснувшую в пыли.
- Подними подкову, милый моему сердцу Ибрагим, - сказал он внуку.
- Да ну ее, дедушка, - ответил внук, - слишком меня разморило, чтобы слезать с ишака. Да и к чему она? Мудрый аксакал молча слез со своего осла и сам поднял подкову. Он ничего не сказал внуку, и дальше знойное, тихое безветрие нарушал только мерный шаг животных.

Когда солнце достигло высшей точки и воздух стал особенно горяч, на горизонте появилась арба. Поравнявшись с ней, они увидели пожилого друга аксакала, который возвращался с ярмарки. Поприветствовав друг друга так, как требовала учтивость, они стали обсуждать ярмарку. Судя по арбе, заполненной отборными товарами, она была удачной.

Когда собеседники уже расставались, готовые направиться в противоположные стороны, наш аксакал заметил, что у ишака его друга не хватает одной подковы.
- Возьми подкову, любезный сосед, я дарю ее тебе, - сказал он.
- Спасибо тебе, дорогой друг, - ответил сосед, - а я тебе за это дам фруктов и освежающего напитка.

Расставшись, они продолжили путь. Наш аксакал ел фрукты и наслаждался освежающим напитком в гордом одиночестве. Съест один плод, а другой бросит на землю, сделает несколько глотков напитка и столько же выливает в дорожную пыль. Как ни бросал на него внук жалобные взгляды, как ни вздыхал, облизывая пересохшие губы, дед не делился с ним фруктами и не дал хлебнуть напитка. Пришлось внуку слезать с ишака и подбирать из пыли хотя бы фрукты. Так и шел он следом, наклоняясь за каждой виноградинкой, яблоком или персиком.
Когда внук стал совсем грустным, дед нарушил молчание.
- Садись на ишака и бери то, что дал нам сосед, - сказал он, - вот тебе напиток, а вот фрукты. Ты понял, для чего я бросал их в пыль?
- Теперь-то да! - ответил отдуваясь внук. - Лучше один раз вовремя наклониться, чем потом наклоняться всю жизнь.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый литературный герой».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Собаке Качалова

Дай, Джим, на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.

Пожалуйста, голубчик, не лижись.
Пойми со мной хоть самое простое.
Ведь ты не знаешь, что такое жизнь,
Не знаешь ты, что жить на свете стоит.

Хозяин твой и мил и знаменит,
И у него гостей бывает в доме много,
И каждый, улыбаясь, норовит
Тебя по шерсти бархатной потрогать.

Ты по-собачьи дьявольски красив,
С такою милою доверчивой приятцей.
И, никого ни капли не спросив,
Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.

Мой милый Джим, среди твоих гостей
Так много всяких и невсяких было.
Но та, что всех безмолвней и грустней,
Сюда случайно вдруг не заходила?

Она придет, даю тебе поруку.
И без меня, в ее уставясь взгляд,
Ты за меня лизни ей нежно руку
За все, в чем был и не был виноват.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый композитор».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Честный сын

Когда-то жил на свете знаменитый вор, у которого был единственный сын. Когда мальчик вырос, отец позвал его к себе и сказал:
- Сын мой, если ты любишь меня, то обязательно должен стать вором. Это самое выгодное дело.
- Отец мой,- ответил мальчик,- если я стану вором, то никто не будет уважать меня. Лучше я буду честно трудиться.
Вор рассердился и гневно ответил сыну:
- Как это так, чтобы сын не пошел по пути отца? Я всегда говорю только один раз и от своего слова никогда не откажусь. Ты сегодня ночью пойдешь к Джоошбаю и. украдешь черного вола. Если ты не сделаешь этого, то уходи из моего дома.
Мальчик вышел из юрты, пошел к баю, купил у него черного вола и пообещал расплатиться осенью зерном нового урожая.
Привел он вола домой, и отец очень обрадовался, что сын выполнил его приказание. Зарезали они вола, сварили мясо и уселись кушать.
- Отец,- сказал мальчик,- перед тем как мы начнем есть, давай взвесимся. Когда мы съедим все это мясо, то опять взвесимся и будем знать, кто на сколько поправился.
Отец согласился, и они взвесились.
Через две недели, когда мясо было съедено, оба снова встали на весы. Оказалось, что у отца вес остался прежний, а сын поправился. Отец очень удивился и спросил: - Что это значит, сын мой? Ведь мы съели поровну.
- Тут нечему удивляться,- ответил тот. - Когда ты кушал мясо украденного вола, то все время думал как бы тебя не наказали за воровство. А я кушал без всякой боязни, спокойно, потому что купил этого вола у Джоошбая. И мясо пошло мне на пользу.
Задумался отец, потом сказал:
- Хорошо, что ты не последовал моему совету и остался честным человеком. Будем теперь вместе жить честно.

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый художник».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Сила природы

Жил-был крестьянин, который думал, что если бы он делал погоду, то было бы намного лучше. «Зерно будет быстрее поспевать, - думал он, - и в колосьях будет больше зёрен».

Бог увидел его мысли и сказал ему:

Раз ты считаешь, что знаешь лучше, когда какая погода нужна, управляй ею сам этим летом.

Крестьянин очень обрадовался. Тут же он пожелал солнечной погоды. Когда земля подсохла, он пожелал, чтобы ночью пошёл дождь. Зерно росло, как никогда. Все не могли нарадоваться, а крестьянин думал: «Отлично, в этом году всё хорошо - и погода, и урожай. Таких колосьев я ещё ни разу в жизни не видел».

Осенью, когда поле пожелтело, крестьянин поехал собирать урожай. Но каково было его разочарование: колосья-то все были пустыми! Он собрал только солому.

И опять этот крестьянин стал Богу жаловаться, что урожай никуда не годный.

Но ведь ты же заказывал погоду по своему желанию, - ответил Творец.

Я посылал по очереди то дождь, то солнце, - стал объяснять крестьянин. - Я сделал всё как надо. Не могу понять, почему же колос пустой?

А про ветер-то ты забыл! Поэтому ничего и не получилось. Ветер нужен для того, чтобы переносить пыльцу с одного колоска на другой. Тогда зерно оплодотворяется и получается хороший полный колос, а без этого урожая не будет.

Крестьянину стало стыдно и он подумал: «Лучше пусть природа сама управляет погодой, а не человек. Мы только всё перепутаем в природе нашей «мудростью».

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый писатель».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Познание друга

Один молодой парень спросил очень богатого человека, в чём секрет его успеха. Как ему удалось из нищего мальчишки превратиться в преуспевающего бизнесмена?

Ответ был прост: «Я научился правильно выбирать друзей!»

Слышал, выражение «друг познаётся в беде»? – спросил его бизнесмен.

Да! Я руководствуюсь этим правилом, – честно признался юноша.

Забудь его, оно в корне не верно. Друг познаётся в радости!

Юноша смутился и очень этому удивился.

Смотри, – продолжал учитель, – когда у тебя проблема, тебе плохо, ты бежишь и делишься ею со своим другом. Теперь проблема у вас обоих. Вы оба грустные, оба озадаченны. Правильно?

Да! – ответил юноша, – и мой друг помогает мне её решить!

Первую проблему, может, и поможет решить, но все последующие точно нет. Он будет просто сидеть и жалеть тебя.

Это тоже хорошо, он меня поддерживает! – настаивал на своём юноша.

Это ужасно! Ведь ты тоже начинаешь себя жалеть, вместо того, чтобы решать свою задачу. Мне повезло, – продолжал бизнесмен, – в моей жизни были друзья, которые не жалели меня и уж тем более не решали мои проблемы. Они только радовались со мной моим успехам!

На самом деле, если у тебя проблема, реши её самостоятельно, а уж потом иди к другу и вместе отпразднуйте твою победу. Жалеть другого человека очень легко. А вот искренне радоваться чужим успехам – этому нужно учиться. Вот это и есть настоящая дружба, та, которая помогла мне стать успешным человеком!

1. Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый поэт».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Не сдавайся

Однажды осел фермера провалился в колодец. Он страшно закричал, призывая на помощь. Прибежал фермер и всплеснул руками: “Как же его оттуда вытащить?”

Тогда хозяин ослика рассудил так: « Осёл мой - старый. Ему уже недолго осталось. Я все равно собирался приобрести нового молодого. А колодец, все равно почти высохший. Я давно собирался его закопать и вырыть новый колодец в другом месте. Так почему бы не сделать это сейчас? Заодно и ослика закопаю, чтобы не было слышно запаха разложения”.

Он пригласил всех своих соседей помочь ему закопать колодец. Все дружно взялись за лопаты и принялись забрасывать землю в колодец. Осёл сразу же понял к чему идет дело и начал издавать страшный визг. И вдруг, к всеобщему удивлению, он притих. После нескольких бросков земли фермер решил посмотреть, что там внизу.

Он был изумлен от того, что он увидел там. Каждый кусок земли, падавший на его спину, ослик стряхивал и приминал ногами. Очень скоро, к всеобщему изумлению, ослик показался наверху - и выпрыгнул из колодца!

…В жизни вам будет встречаться много всякой грязи, и обычно её стараются бросать на скромных, безобидных людей. Всякий раз, когда упадет ком земли, стряхни его и поднимайся наверх, и только так ты сможешь выбраться из колодца.

Каждая из возникающих проблем - это как камень для перехода через ручей. Если не останавливаться и не сдаваться, то можно выбраться из любого самого глубокого колодца, чтобы стать весёлым, счастливым и радостным.

1. Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый театр».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.

11 класс

Каждое задание оценивается в 10 баллов

Общая сумма баллов – 50.

Время подготовки -60 минут

Наше окружение

Один старый и очень мудрый китайский человек сказал своему другу:

Рассмотри комнату, в которой мы находимся получше, и постарайся запомнить вещи коричневого цвета. - В комнате было много чего коричневого, и друг быстро справился с этой задачей. Но мудрый китаец ему задал следующий вопрос:

Закрой-ка глаза свои и перечисли все вещи... синего цвета! - Друг растерялся и возмутился: «Я ничего синего не заметил, ведь я запоминал по твоей указке только вещи коричневого цвета!»

На что мудрый человек ответил ему: «Открой глаза, осмотрись - ведь в комнате очень много вещей синего цвета.» И это было чистой правдой. Тогда мудрый китаец продолжил: «Этим примером, я хотел тебе показать правду жизни: если ты ищешь в комнате вещи только коричневого цвета, а в жизни - только плохое, то ты и будешь видеть только их, замечать исключительно их, и только они будут тебе запоминаться и участвовать в твоей жизни.

Запомни: если ты ищешь, плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего.

Поэтому если всю жизнь ты будешь ждать и морально готовиться к худшему - то оно обязательно произойдет с тобой, ты никогда не будешь разочарован в своих страхах и опасениях, но всего будешь находить им новые и новые подтверждения. Но если ты будешь надеяться и готовиться к лучшему, то ты не будешь притягивать плохое в свою жизнь, а просто рискуешь всего лишь иногда быть разочарованным - жизнь невозможна без разочарований.

Ожидая худшее, ты упускаешь из жизни всё то хорошее, что в ней на самом деле есть. Если ожидаешь плохого, то ты его и получаешь. И наоборот. Можно приобрести такую силу духа, благодаря которой любая стрессовая, критическая ситуация в жизни будет иметь и положительные стороны.

Друзья! Так давайте искать в жизни только хорошее, светлое и радостное, и тогда мы обязательно будем получать от жизни в основном только приятные подарки...

1.Прочитайте текст выразительно, определите его тему и основную мысль текста.

2.Охарактеризуйте тип и стиль речи, обоснуйте своё мнение.

3.Подготовьте устное высказывание на тему «Мой любимый фильм».

4.Прочитайте наизусть любимое художественное произведение.

5.Выполните орфоэпический тест.


Предварительный просмотр:

Сценарий школьной научно-практической конференции

«Гимн слову».

Темы выступлений:

1. Вульгаризмы в нашей речи.

3. Молодежный жаргон.

4. Неоправданное употребление заимствованных слов.

5. Мы портим русский язык – язык портит нас…

Исследовательские и проектные работы:

1. Молодежный жаргон в моей школе.

3. Вульгаризмы на телевидении. Самая вульгарная молодежная телепередача.

Конкурс плакатов «Долой «словесный мусор»!

Тезисы выступлений.

«Вульгаризмы в нашей речи»

В сферах внелитературной речи и литературного языка особняком стоят вульгаризмы – лексический строй с непристойной экспрессией. Среди вульгаризмов различают неприличные и непристойные формы. Таким образом, можно сделать следующее уточнение нашего понимания сущности вульгаризмов: все оскорбительные, бранные слова и грубые проклятия мы относим к неприличным формам: к непристойным формам – нецензурные слова и выражения.

«Ибо кто же из нас, стариков, не испытывает острой обиды и боли, слушая, на каком языке изъясняется иногда наше юношество!

Фуфло, шмакодявка, хахатура, шикара – в каждом этом слове мне чудится циничное отношение к людям, вещам и событиям.

В самом деле, может ли питать уважение к девушке тот, кто называет ее чувихой или кадришкой ? И, если, влюбившись в нее, он говорит, что вшендябился , не ясно ли: его влюбленность совсем не похожа на ту, о которой мы читаем у Блока.

С глубокою тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие интересную книгу:

Возьми эту: ценная вещь . Там один так дает копоти !

Эту не бери! Лабуда ! Пшено !

Вот эта жутко мощная книжка!»

Вульгарные слова – порождение вульгарных поступков и мыслей, и потому нетрудно заранее представить себе, какой развинченной, развязной походкой пройдет мимо тебя молодой человек, который вышел прошвырнуться по улице, и когда во дворе к нему подбежала сестра, сказал ей: - Хиляй в стратосферу !

На каждом слове этого жаргона печать того душевного убожества, которое Герцен называл тупосердием.

Еще и тем неприятен жаргон, что он не допускает никаких интонаций, за исключением самых элементарных и скудных. Ведь только грубые интонации возможны в той примитивной среде, где люди щеголяют такими словами:

Вместо компания они говорят – кодла ,

Вместо будешь побит – схлопочешь ,

Вместо хорошо – блеск, сила, мирово, мировецки ,

Вместо наелись досыта – железно нарубались ,

вместо неудачник – слабак,

вместо рассказывать анекдоты – травить анекдоты,

вместо познакомиться с девушкой – клеиться к ней и т.д.

Русский язык могуч и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте калечить язык

Эллочкам – людоедкам!

Но мне кажется, борьба с этим «людоедским « жаргоном была бы куда плодотворнее, если бы она начиналась в школе – там, где и зарождается жаргон. Слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива эта вульгарная речь, и отказаться от нее не так-то легко.

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак –

Это, в общем, значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать,

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители –

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Это своеобразные заполнители пауз. Паузы между предложениями, словосочетаниями, группами слов должны быть непременно. Но нет необходимости заполнять их чем-либо! Кроме того, постоянное произнесение каких-либо звуков обедняет беседу, не дает возможности подумать ни говорящему, ни его партнеру по общению.

№1

Начни возвращать словам их смысл. Не произноси их бездумно, а каждый раз вспоминай, что каждое из них означает. Этот способ не применим к слову «собственно», но вот вспомнить, что слово «короче» - часть выражения «короче говоря», совсем несложно.

№2

Попробуй заменить слова каким-нибудь звуком, как это делают с нецензурными словами на ТВ. С одной стороны, это поможет тебе отслеживать ненужные слова в своей речи и говорить их бессознательно. С другой стороны – все-таки неприлично все время пикать, бибикать или присвистывать при разговоре. Поэтому шанс, что ты скоро очистишь свою речь, довольно велик.

№3

Наказывай себя штрафом. Сказал « типа » и день без сладкого. Произнес « кстати » не к месту – немедленно три приседания. Очень действенный метод, но трудновыполнимый, если не обладаешь железной волей.

№4

№5

Читай больше! Это обогатит твой словарный запас. И в следующий раз тебе не придется, подыскивая нужное слово, прятаться за « как бы » и « типа ».

Молодежный жаргон

В последние десятилетия особенно резко изменились условия функционирования языка. Прежде всего, это касается устной публичной речи. Расширение рамок публичной речи (телевидение, радио, митинги, собрания и т.д.) дало возможность приобщить к ней новые слои населения. Кроме того – и это главное – изменился сам характер речи. Также общество начала нового столетия характеризуется повышенным интересом к жаргонизмам, в современном русском языке можно наблюдать тенденцию к увеличению количества жаргонной лексики в его составе. Если раньше жаргонизмы употреблялись только в непринужденном общении хорошо знающих друг друга людей, то теперь их можно услышать в радио- и телепередачах и увидеть на страницах самых разных газет.

Жаргон может возникать в любом коллективе. Существует жаргон школьников, жаргон студентов, молодежный и армейский жаргоны.

Так к молодежному жаргону относятся слова: ботаник – отличник, усердный ученик; клевый, классный – высшая ступень положительной оценки; крутой, круто – выше всяких похвал, напрягать – утомлять, докучать и т.п.

Причины возникновения жаргонных слов различны. Чаще всего жаргон возникает в результате стремления к специфической для данного коллектива речевой экспрессии, к выражению особого (ироничного, пренебрежительного, презрительного) отношения к жизни. Это своеобразная коллективная языковая игра, которая оканчивается с выходом человека из данного коллектива.

Например, слова: шпора (шпаргалка), пара (двойка), физра (физкультура), природа (природоведение), содрать (списать) активно употребляются в речи школьниками (школьный жаргон), но не встречаются в речи взрослых людей, употреблявших эти слова ранее.

В других случаях жаргон является средством языкового обособления, языковой конспирации. К этой категории относится, например, жаргон асоциальных элементов, преступной среды.

В последние годы, в связи с активным развитием средств массовой информации, стали довольно распространенными многие жаргонные слова: водила, видак, обуть, челнок, наколоть, ящик, комп, наехать, кинуть . Они употребляются и в речи людей, и, что грустно, в газетных и журнальных статьях.

«Страшно не то, что молодежь изобретает особый жаргон. Страшно, когда, кроме жаргона, у нее ничего нет за душой. Если человек с детства знал Льва Толстого, Чехова, Пушкина, Диккенса, он мог, конечно, баловаться жаргоном, но ему было что помнить…

Если же помнить нечего, если человек знает только жаргон и не имеет понятия о подлинной человеческой речи, а значит и о подлинных человеческих чувствах, тогда нечего пенять на жаргон. Тогда надо бороться не с жаргоном, а с бескультурьем».

Об отношении к жаргонизмам в речи пишут в блогах сами школьники:

«Я считаю, что жаргонизмы разрушают не только наш великий, могучий русский язык, но и самого человека как личность. В наше время резко изменились условия функционирования языка. Речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и сленгов, особенно это заметно в школьной среде. Чем же так опасны жаргоны, какие последствия ведут за собой? Зачем мы их используем в своей речи?

Основной функцией жаргона является выражение принадлежности к автономной социальной группе. Их в основном употребляют школьники для снятия стресса, выражения своих эмоций, ошибочно считая это модным. Многие считают жаргонизмы временным явлением в их жизни, но со временем они становятся необходимыми словами и чем старше школьник, тем осознанней он относится к своей речи.

Использование сленга и жаргонов приводит к отклонениям от норм поведения, отрицательно влияет на психику и мировоззрение, порождает негативные эмоции и агрессию к окружающим. С этим нужно бороться! Сегодня жаргон школьников – это объективная реальность. Но запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, т.к. это все равно не приведет к желаемому результату. Люди как употребляли, так и будут употреблять их в речи.

Ведь такую лексику можно услышать и по радио, и в телепередачах, и увидеть на страницах самых разных журналов и газет. «Снижение» и огрубление речи в наши дни связано с недостаточностью языковой и общей культуры, снижением уровня интеллигентности говорящих и пишущих, низком интеллекте. Влияние современного телевидения на культуру речи наших подростков невероятное. Взять, к примеру, показ телесериала «Реальные пацаны»?!!! Может быть, все же стоит задумываться о цензуре таких фильмов? Кто отвечает за это? Чему может «хорошему» научиться наша молодежь? А ведь никого уже такими фильмами не шокируешь. Становится просто страшно от мыслей за будущее нашего языка и молодого поколения. Хочется иногда крикнуть всем взрослым: «SOS! Спасите наши души!!!»

Неоправданное употребление заимствованных слов

«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус» -

В.Г. Белинский

Л. М. Кольцова, руководитель Центра русского языка Воронежского госуниверситета пишет:

«Особое беспокойство вызывает наплыв американизмов, который уже в 80-е, 90-е годы русские лингвисты считали беспрецедентным в истории русского языка. Сейчас же, по наблюдениям исследователей, ежедневно на головы людей обрушивается более пятидесяти новых иноязычных слов».

Человек оказывается в очень сложном положении, которое когда-то описал в фельетоне «Крик души» Виктор Славкин: «Начальнику ЖЭК №5 от жильца квартиры №37 Соломонова К.П. Заявление. В последнее time совсем доконали соседи, life дала трещину. В моей family (семье) началось натуральное заболевание по нервам – заговариваемся. Встанешь morning , голова полна words , а днем эти выражения из нашего рта так и лезут. Скажите соседям, пусть перестанут хулиганить atnight … Helpme ! A то хана. Отец family трех peopleSelimonoff K . P .»

Сейчас в этом рассказе читатель и не оценит юмора, потому что макароническая речь стала обычной для нашего времени.

Проблема не в том, что словарный состав языка вбирает в себя названия новых предметов, явлений, а в том, что эти названия не осваиваются, остаются непонятными для читателя, слушателя, зрителя.

Если даже давно и прочно вошедшие в язык слова «геноцид», «антибиотик», «иммунитет» толкуются соответственно «дружба народов», «микроб», «зараза» «средне образованным» человеком, то, что говорить о таких модных словечках, которые порхают бабочками по телевизионным «ток-шоу», звучат в интервью с известными людьми, в новостных передачах. Иноязычные слова, не имеющие для русского человека внутренней формы, глубины значения, ассоциативных связей, оценочного компонента, т.е. живой жизни, очень удобны для того, чтобы маскировать ужас происходящего.

У молодых людей, вырастающих в условиях «расцветшего» и «ожившего» языка, не вызывают каких-либо чувств слова «путана», «киллер», «киднеппинг», «коррупция» и т.п. Один школьник спокойно говорит другому: «А я в институт не пойду. Буду секьюрити или киллером».

Прав Н.И. Белоусов, когда говорит о том, что «преобразователям» вряд ли удалось так лихо «кинуть» всю Россию, если бы они не придумали загадочные «ваучеры», «маркетинги», «консалтинг», «киллеров» и «дилеров», под которыми были замаскированы убийцы и вымогатели, воры и грабители.

Такое отношение к языку – это целенаправленное разрушение национального самосознания русского человека. И проблема эта касается каждого из нас.

Агрессия заимствований, засоряющих речь, затемняющих ее смысл, вызывает протест у людей, понимающих, что многому из того, что сейчас необдуманно заимствуется, место – в мусорной корзине, а не в языковой копилке нашей жизни.

«Никогда не стояла так остро проблема речевой дезориентированности носителей русского языка и крупномасштабного разрушения их языковой компетентности, вызванных необдуманным речевым «модничаньем» плохо подготовленной части населения и активной деятельностью наших средств массовой информации. Это чревато серьезными последствиями для русской культуры в целом, тем, что происходящие изменения угрожают самобытности русского языка как высочайшего достижения нашей культуры».

Язык и Народ – только в русском понятье – одно.

Лишь Русской Душе в дни раздумий и тяжких сомнений

В дорогу напутственное вечное русское слово дано!

Мы портим русский язык – язык портит нас…

«Для каждого интеллигентного человека дурно говорить, должно бы считаться таким же неприличием, как не уметь читать и писать». А.П.Чехов

Как известно, важнейшим компонентом русского менталитета является и наш родной русский язык. Нельзя не отметить, что по своей значимости, несмотря на все катаклизмы нашего времени, он по-прежнему входит в «клуб» мировых языков. Казалось бы, все говорящие по-русски должны гордиться этим. Однако зачастую русский язык мы портим, засоряя речь различными вульгаризмами и жаргонными словечками, типа кореш, рожа, балдеть, заткнись, отвали и т.п. Особенно этим страдает подрастающее поколение. Часто на улице можно услышать слова: «Пошли домой, блин, козлиха! » (Это так старшая сестра, лет 14-15, «вежливо» обратилась к своей младшей сестре, заигравшейся во дворе со сверстниками). Подобные фразы можно услышать, к великому стыду, и в речи значительной части молодежи. Более того, речевой болезнью нашего времени стала «мода» и на широкое употребление так называемой ненормативной лексики. Нельзя не признать, что в последние годы она прочно вошла в повседневную речь многих говорящих по-русски, в том числе и в речь учеников школы.

Эта нецензурщина стала настолько повседневным, обыденным явлением, что люди просто не обращают на это никакого внимания. Видимо, считают это чуть ли не характерной особенностью русского менталитета. На этот счет у Михаила Задорнова есть даже один сатирический монолог, в котором говорится, что мат зачастую служит для связи слов в предложении. Без него «говорящий» не сможет связать и двух слов.

Дошло до того, что нецензурные слова и выражения можно услышать в некоторых современных кинофильмах и телепередачах. Известные популярные артисты с упоением читают сочиненные ими матерные стихи, оскорбляют матерными словами журналистов, и что самое страшное, утверждают с экрана, что мат – это часть русского языка, который можно употреблять в обыденной речи.

Вне всякого сомнения, бранная, вульгарная, матерная лексика уродует не только нашу речь, но и нашу душу, и если не бороться с этим социальным злом, будут расшатаны стилистические нормы русского языка, представления человека о добре и зле, а этого допустить нельзя.

Я буду бороться за русский язык до последнего вздоха!

Мои полководцы – великие Пушкин и Даль.

Я с ними иду по тернистым Познанья дорогам.

Они открывают мне тропы в заветную даль.

Давно эпитафии пишутся Слову родному,

Но шёпотом нежным и громом небесным опять

Идёт к Человеку могучее русское Слово:

Совет и Спасенье, Надежда, Любовь, Благодать.

Учитель русского языка: Яцук Т.А.

МОУ Мальчевская СОШ

Ростовская обл.,

Миллеровский р-н,

Ст. Мальчевская,

Ул. Голдобина 1.


Новое платье, конспект и Ваенга - к удаче!
«Успеха!». Это простое пожелание, посланное тебе вдогонку другом, вселяет надежду на благополучное разрешение любого вопроса. Но что мы понимаем под словом «успех»? Всезнайка «Вики» утверждает, что это «удача в задуманном деле, достижение поставленной цели». А как её достигают? И к кому приходит удача? Об этом и не только рассуждают читатели «ПВ» в рубрике «Анатомия успеха».

Вот и завершился третий этап республиканских предметных олимпиад. Города приветствуют своих героев, а сами участники привыкают к новому статусу - победителей. В таких случаях не принято говорить об обратной стороне медали, хотя там порой скрывается всё самое интересное.

Что именно? Расскажут небезызвестные ныне пинчанки: Марья Янкович (обладательница диплома 1-й степени по белорусскому языку и литературе среди 11-х классов), Карина Кущенко (диплом 2-й степени по белорусскому языку и литературе среди 10-х классов) и Юлия Потрубейко (диплом 3-й степени по обществоведению среди 11-х классов).

- Поздравляю с наградами! Рассчитывали на такие высокие результаты?
Ю.: - Главным было - проверить свои знания. Хотя… надеялась на лучшее!
М.: - Не ожидала победы, но расстроилась бы, если б не выступила достойно.
К.: - Обрадовалась бы любому результату.

- Достаточно ли базовых школьных знаний для победы на олимпиаде?
К.: - Одного учебника мало!
М.: - Из школьной программы пригодилась только белорусская литература - два из десяти заданий комплексной работы, которая включает ещё сочинение, устное высказывание…

- Как вы готовились к олимпиаде?
М.: - Долго и мучительно. Позади уже две четверти, а я так и не узнала, что такое каникулы. Всё свободное время штудировала справочники, словари…
К.: - И я «поселилась» среди книг, конспектов, учебников. Но за пару дней до олимпиады всё отложила в сторону - нужно усваивать знания постепенно, тогда и результат будет.
Ю.: - Занималась по специальной программе подготовки к ЦТ. В сентябре - дважды в неделю, а накануне олимпиады - ежедневно. Нелегко! Но у меня был стимул: ещё перед городским конкурсом папа пообещал в случае победы купить мне платье. Пришлось занимать 1-е место! (Смеётся.) Но одним нарядом не обошлось: вторую обновку я получила «под ёлку», а третью - в награду за «область».


- Волновались?

Ю.: - Спокойствие - залог моего успеха.
К.: - Без тревог не обошлось, но я настроилась на работу, чтобы показать максимальный результат.
М.: - Был лёгкий «мандраж». Но если его нет, во время устного высказывания ты не сможешь «зажечь» жюри!

- Где проходили олимпиады? Что запомнилось больше всего?
Ю.: - Я побывала в городе Барановичи - много положительных впечатлений от общения с ребятами! Особенно поразила церемония закрытия, когда председатель жюри Павел Павлович Крусь (завкафедрой философии Брестского университета. - Прим. ред. ) исполнил песню Елены Ваенги «Желаю, чтобы все были здоровы».
К.: - Олимпиада по белорусскому языку и литературе проходила в Кобрине. Нам посчастливилось посетить музей Суворова и городской парк.
М.: - Да, он классный! Была безветренная погода, кружился снег… И тема природы на устном высказывании пришлась как нельзя кстати.

- Для вас олимпиада - не впервой! От этого участвовать в ней сложнее или легче?
М.: - В девятом классе мы ехали на соревнования с мыслями: «Главное - не последние», в 11-м - «Не дай бог не первые». Раньше всё воспринималось проще, а за несколько лет ответственности прибавилось.
К.: - В прошлом году не ожидала, что стану обладательницей диплома 3-й степени на республиканском этапе. Сегодня появилась уверенность в своих силах.

- Каков секрет успеха?
М.: - Мой классный руководитель перед каждой областной олимпиадой водит нас в церковь. Было время, я относилась к этому с недоверием. Но когда мы с одноклассником заняли призовые места, поверила в чудо…

Блиц-опрос: что помогает тебе достигать успеха?
Вероника Кондратюк, 16 лет : - Цель, мечта, а самое главное - осознание, что мной будут гордиться родители. Всё, что я делаю, - благодарность им.

Таня Вабищевич, 15 лет : - Совесть. Потому что понимаю: это для моего же блага.


Христина Скуратович, 16 лет
: - Главное - понимать, что без труда ничего не добьёшься! Удача посещает только тех, кто работает в поте лица!
ЮК Елизавета Зельман, г. Пинск.

Дом советов: по методу Копейкиной
Если ты хоть раз попадал на конкурсы риторического мастерства или этапы устных высказываний олимпиады - дай пять! Упражняться в этом нелёгком деле нам придётся ещё не раз - впереди профессионально-психологическое собеседование, «внутренние» экзамены в вуз… Как привлечь удачу в таких ситуациях? Делюсь секретами, которые не раз меня спасали.

1. Заведи тетрадь и записывай в неё умные мысли, цитаты из книг, фильмов, песен, афоризмы, пословицы. Не забудь красиво оформить: пиши разными шрифтами, обводи в рамочки, рисуй «загогулинки»… К ярким цитатам добавь факты, интересную статистику. И зрительная память в нужный момент тебя не подведёт!

2. Читай умные книги - ты сможешь положить их сюжеты в основу выступления, например, сравнив свой жизненный путь с судьбой лирического героя. Важные мысли записывай в тетрадь (ты уже её завёл?) - полезно для общего развития.

3. Раздобудь список вопросов (тем) и проработай хотя бы несколько из них. Так ты почувствуешь себя увереннее. Сложные задания продумай детально, остальные - тезисно.

4. Тренируй свою речь на одноклассниках, друзьях, родителях или «высказывайся» на камеру. Ещё выпиши пару скороговорок: они отлично помогают отрабатывать интонацию и произношение.

5. Продумай, как тебе легче отвечать? Записав цитаты, факты и, опираясь на них, строить рассуждение? Или подойдёт замысловатая схема с основными идеями? А может, тебе проще написать сплошным текстом или составить подробный план? Разработай свой метод. После будешь советовать его другим (и не забудь назвать своей фамилией, например, «метод Копейкиной»).

6. Подумай о своём кумире. Вспомни тембр его голоса или стиль письма, интонацию, «коронные» фразы. Проследи, чем он увлекает публику.

7. И, наконец, золотое правило: «Не наелся - не налижешься». Оно помогало мне не раз! Обычно перед тем, как вот-вот войдёшь в кабинет и вытянешь заветный билет, начинается «трясучка» и подступает желание что-то повторить, вспомнить. Не надо этого делать! Просто сосредоточься на том, что уже выучил, и выложись по полной!
ЮК Алеся Мешкуть.