Введение

Развитие современной психологической науки характеризуется тем, что накопленные десятилетиями знания находят все большее применение в практике и эта практика постепенно расширяется, охватывая все новые и новые области человеческой деятельности. В отличие от прошедших веков не интересы академической науки, а сама жизнь диктует психологии новые проблемы исследования. Если раньше психология в основном представляла абстрактные знания, добытые в научных лабораториях и излагаемые с кафедр университетов, то в настоящее время быстрыми темпами развиваются прикладные отрасли психологии, где также широкое применение находит эксперимент. Однако такой эксперимент ориентирован не на получение так называемых «чистых» знаний, а на решение жизненных, практических проблем и задач.

Такому состоянию дел соответствует сложившееся разделение развитых отраслей психологии на собственно научные и прикладные. Научные направления ориентированы на получение теоретических знаний, необходимых для общего, принципиального решения проблем, связанных с познанием человека, его психологии и поведения. В прикладных отраслях на научной основе ставятся и решаются практические задачи, связанные с совершенствованием деятельности человека, улучшением его поведения и повышением уровня психологического развития, вырабатываются практические рекомендации. По указанной логике выделяют научно-познавательные и прикладные направления исследований в педагогической психологии, в том числе экспериментально-научную педагогическую психологию и экспериментально-практическую педагогическую психологию наряду с теоретической научной и теоретической прикладной психологией. В научно-познавательных психолого-педагогических исследованиях в основном добываются знания, которые обогащают соответствующую науку, но не всегда находят практическое применение, а в прикладных психолого-педагогических исследованиях выдвигаются и научно проверяются гипотезы и предположения, практическая реализация которых должна дать существенный учебно-воспитательный эффект. Речь идет, прежде всего, о практике обучения и воспитания детей.

Экспериментальная психология

Без эксперимента в науке и в практике, несмотря на его сложность и трудоемкость, обойтись невозможно, так как только в тщательно продуманном, правильно организованном и проведенном эксперименте можно получить наиболее доказательные результаты, особенно касающиеся причинно-следственных зависимостей.

Экспериментальная психология - область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.

Применение эксперимента сыграло важнейшую роль в преобразовании психологических знаний, в превращении психологии из отрасли философии в самостоятельную науку. Эксперимент в психологии стал решающим фактором в преобразовании психологических знаний, он выделил психологию из философии и превратил ее в самостоятельную науку. Различные виды исследования психики при помощи экспериментальных методов это и есть экспериментальная психология .

С конца 19 века ученые вплотную занялись изучением элементарных психических функций - сенсорных систем человека. Вначале это были первые робкие шаги, которые подвели фундамент под здание экспериментальной психологии, отделив ее от философии и физиологии.

Особенно следует, заметен Вильгельм Вундт (1832-1920), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед. Он создал первую в мире психологическую лабораторию (международный центр). Из этой лаборатории, получившей впоследствии статус института, вышло целое поколение специалистов по экспериментальной психологии, ставшие в дальнейшем инициаторами создания экспериментально-психологических учреждений. В первых своих работах Вундт выдвинул план разработки физиологической психологии как особой науки, использующей метод лабораторного эксперимента для расчленения сознания на элементы и выяснения закономерной связи между ними.

Предметом психологии Вундт считал непосредственный опыт - доступные самонаблюдению явления или факты сознания; однако высшие психические процессы (речь, мышление, воля), он считал недоступными эксперименту, и предложил изучать их культурно-историческим методом.

Если первоначально главным объектом экспериментальной психологии считались внутренние психические процессы нормального взрослого человека, анализируемые с помощью специально организованного самонаблюдения (интроспекции), то в дальнейшем эксперименты проводятся над животными (К. Ллойд-Морган, Э.Л. Торндайк), исследуются душевнобольные, дети.

Экспериментальная психология начинает охватывать не только исследование общих закономерностей протекания психических процессов, но и индивидуальные вариации чувствительности, времени реакции, памяти, ассоциаций и т.д. (Ф. Гальтон, Д. Кеттел).

Гальтон разработал приёмы диагностики способностей, которые положили начало тестированию, методы статистической обработки результатов исследований (в частности, метод исчисления корреляций между переменными), массовое анкетирование.

Кеттел рассматривал личность как совокупность некоторого числа эмпирически (при помощи тестов) установленных и более или менее автономных психологических характеристик. Тем самым в недрах экспериментальной психологии зарождается новое направление - дифференциальная психология, предмет которой - индивидуальные различия между людьми и их группами.

Достижения экспериментальной психологии носившей вначале «академический» характер, т.е. не ставившей целью приложение своих результатов к решению задач, выдвигаемых практикой обучения, лечения больных и т.д., в дальнейшем получают широкое практическое применение в различных сферах человеческой деятельности - от дошкольной педагогики до космонавтики.

Предпосылкой возникновения дифференциальной психологии, изучающей индивидуальные различия между людьми и группами, на рубеже 19 и 20 веков явилось введение в психологию эксперимента, а также генетических и математических методов. Развитие теоретических схем и конкретных методик экспериментальной психологии теснейшим образом связано с общим прогрессом теоретического познания, наиболее интенсивно совершающимся на стыках наук - биологических, технических и социальных.

В настоящее время методы экспериментальной психологии широко применяются в различных областях человеческой деятельности. Прогресс человеческого познания уже немыслим без методик экспериментальной психологии, тестирования, математической и статистической обработки результатов исследований. Успехи экспериментальной психологии основаны на использовании методов различных наук: физиологии, биологии, психологии, математики

Сейчас экспериментальная психология на практике рассматривается как дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках многих направлений прикладной психологии, - к примеру, для определения целесообразности, эффективности того или иного изменения, нововведения (например, в психологии труда). Большие успехи в использовании её методов достигнуты при изучении психофизиологии и психологии ощущений и восприятия. Однако достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии на данный момент менее значимы и находятся под вопросом.

Методология экспериментальной психологии основывается на принципах:

1. Общенаучные методологические принципы:

2. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.

3. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.

4. Принцип фальсифицируемости - предложенное К.Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.

Специфичные для экспериментальной психологии принципы:

Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.

Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R - поведение, P - личность, а S - ситуация.

Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта - результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.

Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)

В следующей главе мы рассмотрим экспериментальный метод в педагогической психологии.

ЛИТЕРАТУРА

    Дружинин Владимир Николаевич «ЭП» - СПб.: Питер, 2003. – 319с.

    Макаревич Ремуальд Александрович «ЭП» - Минск, 2000. – 173с.

    Корнилова Татьяна Васильевна «ЭП» - М.: Аспект Пресс, 2002.

    Немов Роберт Семенович «П» Том 3. – М.: Владос, 2003. – 640с.

    Поль Фресс «ЭП» - СПб.: Питер, 2003.

    Зароченцев К.Д. «ЭП»

Экспериментальная психология как наука

    Понятие ЭП, предмет и объект.

    История становления ЭП как науки.

    Понятие ЭП, предмет и объект.

Термин ЭП имеет 4 значения:

1. Под ЭП понимают всю научную психологию как систему знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Научная психология приравнивается к ЭП и противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной психологии.

Это широкое понимание ЭП. Немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832 - 1920). Также эта точка зрения отражена в учебнике «ЭП» под ред. Поля Фресса и Жана Пиаже. 1966.

2. ЭП как система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.

Это узкое понимание. В учебнике «ЭП человека» М.В. Мэтлин. 1979.

3. ЭП как характеристика научной дисциплины, занимающейся проблемой методов психологического исследования в целом.

4. ЭП как теория психологического эксперимента, базирующаяся на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включающая его планирование и обработку данных.

В учебнике «ЭП» Ф.Дж. Мак-Гигана.

Предмет и объект ЭП.

Выделение ЭП в самостоятельную область науки, её становление и развитие обусловлено широким внедрением в исследование психических явлений экспериментальных методов.

Эксперимент позволил получать знания, необходимые для решения проблем, связанных с познанием человека, его психики, т.е. неоспорима его положительная роль в развитии теоретических, научно-познавательных направлений исследования психики, получении так называемых «чистых», академических знаний.

В настоящее время под предметом ЭП в широком смысле понимают различные виды исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.

Таким образом, объектом изучения ЭП как науки являются всевозможные проявления психики личности, а её предметом (узкий смысл) – экспериментальное изучение этих явлений в различных сферах человеческой деятельности.

Основным средством такого изучения являются экспериментальные методы.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

    История становления ЭП как науки.

ЭП – сравнительно молодая наука. Её зарождение было подготовлено широко развернувшимся в середине 19в. изучением элементарных психических функций, сферы чувственного познания личности – ощущений и восприятий. Познание этих процессов, осуществлялось в основном методом интроспекции (самонаблюдение) и показало не возможность получения достоверных данных, трудность их интерпретации и привело к необходимости поиска других, более эффективных методов исследования, подготовив, таким образом, базу для возникновения ЭП.

Выделение ЭП в самостоятельную область психологического знания, отличную от философии и физиологии, приурочено ко 2 половине 19 века, когда под руководством выдающегося немецкого психолога Вильгельма Вундта (1832-1920) была создана первая в мире психологическая лаборатория, оснащенная техническими устройствами и приборами. Их применение знаменовало переход от качественного, описательного исследования психики к более точному, количественному её изучению, переход от метода интроспекции (самонаблюдения) как основного метода психологического исследования к широкому внедрению в практику психологических исследований экспериментального метода.

Крупный вклад в развитие ЭП внёс Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) – русский физиолог, невропатолог, психиатр, психолог, основавший первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885), а затем первый в мире Психоневрологический институт по комплексному изучению человека. Его работа «Общие основы рефлексологии человека» в 1917 году получила всемирное признание.

В конце 19 – начале 20 веков ЭП начинает играть всё большую роль в изучении психики человека. Экспериментальный метод стал применятся в изучении не только общих закономерностей протекания психических процессов, свойств и состояний человека, но и индивидуальных различий чувствительности, времени реакции, памяти ассоциаций.

На это же время приходится и развитие тех областей теории вероятности и математической статистики, которые легли в основу количественной обработки экспериментальных данных.

Первое специальное психометрическое учреждение было создано в Англии выдающимся психологом Френсисом Гальтоном (1822-1911).

В 1884 году он основал Антропологическую лабораторию, одной из задач которой стало получение статистических данных о человеческих способностях, ему принадлежит заслуга применения в психологии метода корреляции (статистический метод исследования взаимозависимости между переменными). Ф. Гальтон привлёк к сотрудничеству таких ученых-математиков, как Карл Пирсон (1857-1936), который изобрёл дисперсионный анализ (аналитико-статистический метод изучения влияния отдельных переменных, а также их сочетаний на изменчивость изучаемого признака) и Рональд Эйлмер Фишер, применивший в написанной им работе «Общий интеллект, объективно определенный и измеренный» 1904 году – применив факторный анализ к оценке уровня интеллектуального развития личности.

С появлением количественных методов обработки данных экспериментальный метод стал основой психодиагностики.

Один из первых статистически обоснованных тестов интеллекта разработал и опубликовал в 1905–1907 годах французский ученый Альфред Бине (1857-1911).

Во второй половине 1920-х годов стали появляться новые психологические, в том числе интеллектуальные и личностные тесты (Ганс Юрген Айзенк, Раймонд Бернард Кеттелл), вошли в практику тесты, связанные с социально-психологическими исследованиями: социометрический тест, созданный американским психологом Джекобом Морено (1892 - 1974), множество измерительных методик, разработанных группой американских социальных психологов – учеников и последователей Курт Левина.

На 1950–1960–е годы 20 века приходится основное количество разнообразных психодиагностических методик. Эти годы стали годами наибольшей психометрической активности ученых-психологов. В современной психодиагностике создано множество методик, в которых используются методы математики и физики, а также компьютерные средства.

Психодиагностика – наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических особенностей людей, а также об использовании этих методов в практических целях.

Таким образом, экспериментальный метод стал надёжным основанием для теоретических обобщений и практических рекомендаций в психологической науке. В результате психология довольно быстро обогатилась новыми более надежными теориями по сравнению с теориями, основанными на исследованиях умозрительного, интроспективного метода. Открылись широкие возможности для развития прикладных областей знаний, в том числе психологии труда, инженерной, медицинской и педагогической психологии.

Благодаря экспериментальному методу исследования современная психология стала не только достоверной академической, но и практически полезной наукой.

Учебно-методическое пособие содержит рабочую программу, тематический план и курс лекций по дисциплине «Экспериментальная психология», специальности 01 «Психология». В пособии изложены методологические основы психологических исследований и эксперимента, дана характеристика этапов подготовки и проведения эксперимента, освещены вопросы обработки и интерпретации полученных данных. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов.

История развития экспериментальной психологии. Роль экспериментального метода в психологических исследованиях

План лекции

1. Исторические контексты развития психологического знания.

2. Экспериментальный метод в психологии. Вильгельм Вундт.

3. Экспериментальное исследование высших психических функций. Герман Эббингауз.

4. Структурное направление экспериментальной психологии и функционализм.

5. Прикладные аспекты экспериментальной психологии.

6. Экспериментальные психологические исследования в российской психологии.


1. Исторические контексты развития психологического знания. Психология – одна из самых древних наук и одновременно одна из самых молодых. Подчеркивая эту противоречивость, немецкий психолог Г. Эббингауз говорил, что психология имеет очень длинную предысторию и очень короткую собственную историю. Психология на протяжении тысячелетий развивалась в лоне философского знания, осмысления и объяснения мира, ее собственная история начинается с середины XIX в., когда она выделилась в самостоятельную науку.

С мифологических времен человека занимали собственные переживания, страдания, страсти, поведение, отношение к окружающему миру, что находило выражение в одухотворении тела и природных вещей, в приписывании телу и окружающим предметам особой таинственной нематериальной субстанции, называемой «духом».

В более поздние времена размышления о человеческой природе составляют значительную часть философских и теологических трактатов. Уже в VI-V вв. до н. э. Гераклита, Анаксагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля и других античных мыслителей интересовали многие из тех проблем, над которыми и сегодня работают психологи: природа ощущений, восприятия, памяти и их механизмы, побуждения, аффекты, страсти, обучение, виды активности, особенности характера, патологии поведения и др.

К середине XIX в. применение экспериментального метода в познании человеческой природы не представляло особой проблемы. Во-первых, отказ от средневекового авторитаризма и схоластики в естественных науках, сопровождавшийся повсеместным распространением в них различных форм эксперимента, стал к тому времени установившимся фактом. Во-вторых, многие ученые-естественники (физики, медики, биологи, физиологи) в своей практической деятельности все чаще сталкивались с явлениями, понимание которых требовало конкретных знаний об устройстве человеческого организма, особенно о работе его органов чувств, двигательного аппарата и мозговых механизмов.

Уже с середины XVIII в. в физиологии применяются разнообразные экспериментальные методы: искусственное раздражение препарата или живого органа, регистрация или наблюдение вызванных этим раздражением ответов, простейшая математическая обработка получаемых данных. В «Руководстве по физиологии человека» немецкого биолога И. Мюллера (1801-1858) отразился богатейший опыт физиологических исследований всех функций человеческого организма.

В середине XIX в. работавший в Лондоне шотландский врач М. Холл (1790-1857) и профессор естествознания Французского колледжа в Париже П. Флоранс (1794-1867), исследуя функции мозга, широко применяли метод экстирпации (удаления), когда функция определенной части мозга животного устанавливается путем удаления или разрушения этой части с последующим наблюдением за изменениями в его поведении.

В 1861 г. французский хирург П. Брока (1824-1880) предложил клинический метод – посмертное изучение структуры мозга с целью обнаружения поврежденных участков, которые отвечали за поведение. Вскрывали мозг умершего и отыскивали повреждения, обусловившие аномалию поведения при жизни пациента. Например, в результате исследования мозга мужчины, неспособного при жизни внятно говорить, был открыт «центр речи» (третья лобная извилина коры головного мозга).

Развитие экспериментальной физиологии привело к оказавшим решающее влияние на антропологические науки того времени последствиям: быстро увеличивался фактический материал, относящийся к различным сторонам жизнедеятельности организмов, получаемые в экспериментах данные нельзя было установить умозрительным путем; многие жизненные процессы, ранее бывшие монопольным предметом религиозных и философских размышлений, получили новые, главным образом механистические объяснения, поставившие эти процессы в один ряд с естественным ходом вещей.

Развитие психология как самостоятельной науки начинается с экспериментальной психологии, у истоков которой стояли немецкие ученые. Впервые экспериментальные методы изучения сознания применили Г. Гельмгольц (1821-1894), Э. Вебер (1795-1878), Г. Фехнер (1801-1887), В. Вундт (1832-1920).

Стремительно развивающаяся физиология нервной системы постепенно отвоевывала у философии все большее и большее пространство. Немецкий физик и физиолог Г. Гельмгольц (1821-1894), осуществляя замеры скорости проведения нервных импульсов, начал исследование зрения и слуха, явившееся базой для становления психологии восприятия. Его теория восприятия цвета затрагивала не только периферические аспекты, исследуемые физиологией органов чувств, но и многие центрально обусловленные явления, которые еще не удавалось контролировать экспериментально и в полной мере (например, его резонансная теория слухового восприятия).

Немецкий физиолог Э. Вебер (1795-1878), главный научный интерес которого был связан с физиологией органов чувств, изучал кожную и кинестетическую чувствительность. Его эксперименты с осязанием подтвердили наличие порога ощущений, в частности, двухточечного порога. Варьируя места раздражения кожи, он показал, что величина этого порога неодинакова, и объяснил это различие. Благодаря работам Э. Вебера стала очевидной не только возможность измерять ощущения человека, но и существование строгих закономерностей в осознаваемом чувственном опыте.

Изучением законов связи между психическими и физическими явлениями занимался Г. Фехнер (1801-1887), основоположник психофизики. Глубокие знания по физиологии органов чувств, физическое и математическое образование, философские познания интегрировались в простую, но гениальную идею, сформулированную впоследствии как основной психофизический закон. Г. Фехнер разработал ставшие классическими психофизические методы: метод границ, метод постоянных стимулов и метод установки. Они стали мощным инструментом для решения научных проблем не только в психофизике, но и в общей психологии.

2. Экспериментальный метод в психологии. Вильгельм Вундт. С середины XIX в. складывается ситуация, когда становится возможным применить экспериментальные методы естественных наук к исследованию философско-психологических проблем соотношения души и тела, психического и физического. Несмотря на то, что на становление теоретических и методологических основ психологии оказали влияние такие древнейшие науки, как философия, медицина, биология, считается, что современный подход в психологии берет свое начало образования в 1879 г. первой психологической лаборатории в Лейпциге, руководил которой немецкий физиолог, философ, психолог Вильгельм Вундт.

Вильгельм Вундт (1832-1920) поступил в университет на медицинский факультет, однако понял, что медицина не его призвание, и посвятил себя изучению физиологии. В 1855 г. (в 23 года) получил докторскую степень и в течение десяти лет читал лекции и работал лаборантом у Г. Гельмгольца в Гельдельберге. В 1875 г. стал профессором философии в Лейпцигском университете, где проработал 45 лет. Это был самый важный период его научной карьеры.

В 1879 г. В. Вундт основал знаменитую психологическую лабораторию, в 1881 г. – журнал «Философские учения» (с 1906 г. «Психологические учения»), печатный орган своей лаборатории и новой науки. Подобные лаборатории были образованы впоследствии во Франции, Англии, США, России, Японии, Италии. В Москве в 1912 г. была оборудована лаборатория, ставшая точной копией вундтовской.

Основными трудами В. Вундта, отразившими результаты его исследований, являются: «К теории чувственного восприятия» (1858-1862), «Элементы психофизики» (1860), «Лекции о душе человека и животных» (1863), «Основы физиологической психологии» (1873, 1874). Основав лабораторию и журнал, В. Вундт наряду с экспериментальными исследованиями обращается к философии, логике, эстетике (1881-1890). В конце жизни он издает десятитомный труд «Психология народов» (1900-1920). За период с 1853 по 1920 гг. В. Вундт подготовил более 54 тысяч страниц научного текста, т. е. он писал по 2,2 страницы ежедневно. Большинство сочинений ученого переведено на русский язык.

Психология В. Вундта основывалась на экспериментальных методах естественных наук, в первую очередь на физиологии. Предметом исследований выступало сознание. Основой концептуальных взглядов являлись эмпирицизм (направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания) и ассоцианизм (направление в психологии, объясняющее динамику психических процессов принципом ассоциации).

В. Вундт считал, что сознание есть сущность психики, сложное явление, для изучения которого лучше всего подходит метод анализа, или редукционизма. Он отмечал, что первым шагом в исследовании какого-либо явления должно быть полное описание его составных элементов.

По мнению ученого, психология должна изучать в первую очередь непосредственный опыт, который очищен от всякого рода интерпретаций и «доопытных» знаний, от опосредованного опыта, который дают знания. Этот опыт не является составляющим непосредственного переживания.

Основным методом новой науки явилась интроспекция – метод психологического исследования, который заключается в наблюдении собственных психических процессов без использования каких-либо инструментов или эталонов. Поскольку психология – наука об опыте сознания, значит, и метод должен предполагать наблюдения над собственным сознанием. Чтобы получить информацию об органах чувств, исследователь использовал какой-либо раздражитель, а затем просил испытуемого описать полученные ощущения.

Эксперименты по интроспекции, или внутренней перцепции, проводились в Лейпцигской лаборатории по строгим правилам: точное определение момента начала эксперимента; наблюдатели не должны снижать уровень своего внимания; эксперимент должен быть проведен несколько раз; условия проведения эксперимента должны быть приемлемыми для изменения и контроля за изменением факторов раздражения.

Интроспективный анализ был связан не с качественной интроспекцией (когда испытуемый описывал свой внутренний опыт), а с непосредственными представлениями испытуемого о величине, интенсивности, диапазоне действия физического раздражителя, времени реакции и др. Таким образом, выводы об элементах и процессах сознания делались исходя только из объективных оценок.

В Лейпцигской лаборатории изучались психологические и физиологические аспекты зрения и слуха и других чувств. Исследовались зрительные ощущения и восприятия (психофизика цвета, цветовой контраст, периферическое зрение, негативное остаточное изображение, ослепление, объемное зрение, оптические иллюзии), тактильные ощущения, а также «чувство» времени (восприятие или оценка разных промежутков времени). Особое внимание уделялось экспериментам, направленным на изучение времени и скорости реакции, внимания и чувств, вербальных ассоциаций.

Таким образом, В. Вундта можно назвать основоположником современной психологии. Благодаря ему в науке возникла новая отрасль – экспериментальная психология. Он пытался разработать строгую теорию природы человеческого мышления. В. Вундт проводил исследования в специально созданной лаборатории и публиковал результаты в собственном журнале. Некоторые из последователей Вундта основали лаборатории и продолжили его исследования, добившись замечательных результатов .

3. Экспериментальное исследование высших психических функций. Герман Эббингауз . Всего через несколько лет после заявления В. Вундта о невозможности экспериментального исследования высших психических функций немецкий психолог-одиночка Г. Эббингауз (1850-1909), работавший вне каких-либо университетов, начал успешно применять эксперимент для изучения процессов памяти, обучаемости и др.

Изучение Г. Эббингаузом процессов заучивания и забывания – пример гениальной работы в экспериментальной психологии – первый опыт рассмотрения собственно психологических, а не психофизиологических проблем. В течение пяти лет Г. Эббингауз провел на себе ряд серьезных исследований. Он утверждал, что трудность заучиваемого материала можно оценить числом повторов для последующего его безошибочного воспроизводства. В качестве материала для запоминания использовались бессмысленные списки трехбуквенных слогов. Отыскать подобные сочетания было чрезвычайно трудной задачей для Г. Эббингауза: он владел английским, французским так же, как родным немецким, изучал латынь и греческий.

Слоги должны быть подобраны таким образом, чтобы не вызывать ассоциаций. Его бессмысленные слоги состояли, как правило, из двух согласных и одной гласной (например lef, bok или аус, тап, сип и т. п.). Он расписал все возможные буквенные сочетания, получив 2300 слогов, из которых наугад выбирал слоги для заучивания. Причем лишенными смысла должны были быть не только отдельные слоги, но и текст (список слогов) в целом.

В ходе экспериментов определялись особенности обучения и запоминания в разных условиях, разница в скорости запоминания бессмысленных слогов и осмысленного материала, зависимость объема запоминаемого материала от числа повторов. Исследование Г. Эббингауза отличалось своей тщательностью, строгим контролем за соблюдением условий эксперимента, математическим анализом данных.

Другими важными его работами являются «О памяти»; «Принципы психологии» (1902); «Очерки по психологии» (1908).

Большого теоретического вклада в психологию Г. Эббингауз не внес, он не создал психологической системы, не основал собственной школы, не воспитал учеников. Его место в истории психологии определяется тем, что он положил начало экспериментальному исследованию процессов памяти.

4. Структурное направление в экспериментальной психологии и функционализм. Первоначально экспериментальная психология развивалась в рамках структурного направления по исследованию проблем сознания, следуя в основном традициям методологического подхода Р. Декарта. Первые психологические лаборатории и психологические исследования (В. Вундт, Г. Эббингауз, Г. Мюллер, О. Кюльпе, В. М. Бехтерев, Э. Крепелин, Г. И. Челпанов, И. А. Сикорский и др.) были направлены на выявление структуры и элементов сознания (как основного предмета психологии). Психология на данном этапе накапливала эмпирический материал, разрабатывала методологию и инструментарий изучения психических явлений. О широком прикладном использовании полученных знаний не было и речи. Данную позицию в ее крайности отчетливо выразил Э. Титченер (1867-1927), американский психолог, ученик В. Вундта. Он считал, что структурная психология представляет собой «чистую науку», не имеющую прикладного значения, и верил в то, что ученые не должны беспокоиться о практической ценности своих исследований.

Но в это же время возникает и другое направление в психологии – функционализм, сложившийся в к. XIX – н. ХХ в. прежде всего в американской экспериментальной психологии, и ставший осознанным протестом против структурной психологии («чистой науки»), не имеющей прикладного значения.

Функционализм научное направление в психологии, исследующее проблемы, связанные с ролью психики в адаптации организма к условиям окружающей среды. Представителями функциональной психологии являются Ф. Гальтон, У. Джемс, Д. Дьюи, Д. Энджелл, Г. Кэрр и их последователи, разрабатывавшие прикладные аспекты психологии (С. Холл, Дж. Кеттел, А. Бине и др.).

Приверженцы функционализма не стремились к формальному образованию собственной научной школы, но, изучая поведение организма в условиях его взаимодействия с окружающей средой, они стали интересоваться и вопросами практического применения результатов психологических исследований в решении повседневных задач.

Английский психолог и антрополог Ф. Гальтон (1822-1911) при исследовании проблем психической наследственности и индивидуальных различий в развитии детей использовал статистические методы, применял опросники и психологические тесты. Конечной целью исследований было способствовать рождению «качественных» личностей и препятствовать рождению «некачественных». Ф. Гальтон создал новую науку евгенику, имевшую дело с факторами, которые могли улучшить наследуемые качества людей, и утверждал, что человеческий род, подобно домашним животным, может быть улучшен путем искусственной селекции. Для этого необходимо, чтобы талантливые люди выбирались из общей массы и сочетались браком только друг с другом в течение многих поколений. Ф. Гальтон был первым, кто в целях отбора высокоодаренных мужчин и женщин для дальнейшей селекционной работы разработал тесты умственных способностей, хотя появлению этого термина наука обязана американскому психологу Д. Кеттелу, ученику В. Вундта.

Для обоснования данных исследований, обеспечения их объективности, надежности и достоверности Ф. Гальтон использовал методы статистики. Работы Ф. Гальтона в области статистики привели также к открытию одной из самых важных величин – корреляции, первое упоминание о которой появилось в 1888 г. При поддержке Ф. Гальтона его студент К. Пирсон вывел использующуюся по сей день формулу определения коэффициента корреляции, получившего название «коэффициент корреляции Пирсона». Впоследствии на основе работ Ф. Гальтона были разработаны многие другие методы статистических оценок, применяющиеся для анализа результатов психологических исследований.

Окончательная версия функционализма изложена в книге американского психолога Г. Кэрра «Психология» (1925 г.), где указывается, что предметом изучения психологии является психическая деятельность, т.е. такие процессы, как восприятие, память, воображение, мышление, чувства, воля; функция психической деятельности заключается в приобретении, фиксировании, сохранении, организации и оценке переживаний и использовании их для руководства поведением. Подобная направленность психологических теоретических изысканий соответствовала нуждам и запросам экономического и социального развития американского общества. Сфера прикладного использования психологии начала стремительно расширяться.

5. Прикладные аспекты экспериментальной психологии. Одним из «первопроходцев» в американской психологии, занявшимся прикладными ее аспектами в области школьного образования, является С. Холл (1844-1924), организатор первой психологической лаборатории при университете Джонса Хопкинса (1883). При изучении детской психологии С. Холл широко использовал метод анкетирования, с которым познакомился в Германии. К 1915 г. С. Холл и его студенты разработали и успешно использовали для разнообразных исследований 194 опросника.

Значительный вклад в разработку основ психодиагностики как прикладного аспекта экспериментальной психологии внес Д. Кеттел (1860-1944). В одной из статей, написанной им в 1890 г., появилось определение тестов умственных способностей (тесты моторных, или сенсомоторных способностей). Работая в Пенсильванском университете, Д. Кеттел провел серию таких тестов среди своих студентов и к 1901 г. собрал достаточно информации, чтобы установить связь между результатами тестов и показателями академической успеваемости студентов. Результаты оказались неутешительными. Сопоставляя их с аналогичными, полученными в лаборатории Э. Титченера, Д. Кеттел пришел к выводу, что подобные тесты не могут служить показателем успеваемости в колледже, а следовательно, и умственных способностей студентов.

Хотя понятие «тест умственных способностей» ввел Д. Кеттел, тестовый метод получил широкое распространение благодаря работам А. Бине (1857-1911), французского независимого психолога-самоучки, который использовал более сложные критерии умственного развития. Он не согласился с подходом Ф. Гальтона и Д. Кеттела, применявших тесты сенсомоторных функций для измерения интеллекта. А. Бине полагал, что наилучшим критерием умственного развития может служить оценка таких познавательных функций, как память, внимание, воображение, сообразительность. Его метод обеспечил возможность эффективно измерять умственные способности человека, что стало началом современной тестологии.

В 1904 г. А. Бине представилась возможность на практике доказать свою правоту. По инициативе Министерства народного образования Франции была создана комиссия по изучению умственных способностей детей, испытывавших трудности в школьным обучении. А. Бине и психиатр Т. Симон участвовали в работе комиссии и вместе разработали ряд интеллектуальных задач для детей различных возрастных групп. На основе этих задач и был составлен первый тест на интеллект. Первоначально он состоял из 30 вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые располагались по возрастанию трудности.

В последующие годы тест неоднократно пересматривался и модифицировался. А. Бине и Т. Симон предложили понятие умственного возраста , определяемого по уровню тех интеллектуальных задач, которые способен решать ребенок.

После смерти А. Бине в 1911 г. развитие тестологии «переместилось» в США, там его работы получили даже большее признание, чем во Франции. В 1916 г. Л. Терман , бывший ученик С. Холла, модифицировал тест Бине-Симона, который с тех пор стал стандартным. Он назвал его шкалой Стенфорд-Бине по названию Стенфордского университета, где тест был впервые представлен, и ввел в широкое обращение понятие коэффициента умственного развития (IQ). Шкала Стенфорд-Бине претерпела несколько редакций и широко применяется в современной тестологии.

С началом первой мировой войны и возросшей технической оснащенностью войск перед армией стояла задача распределить огромное число новобранцев по родам войск и поручить им соответствующие задачи. Для того чтобы проводить тестирование по сложной шкале Стэнфорд-Бине, требовались специально обученные люди. Этот ориентированный на индивидуальность тест не подходил для крупномасштабной программы тестирования, когда за короткое время надо было оценить способности множества людей. Руководил специальной комиссией, группой, включавшей 40 психологов, президент APA (Американской психологической ассоциации) Р. Йеркс . После анализа множества тестов был взят за основу тест С. Отиса и после доработки подготовлен «армейский альфа-тест» и «армейский бета-тест» («бета» – это версия «альфа» для неанглоязычных и неграмотных людей).

Работа комиссии шла медленно, и фактически к тестированию новобранцев приступили за три месяца до окончания войны. Было протестировано более миллиона человек. И хотя программа почти не имела прямого влияния на военные успехи (к тому времени армия больше не нуждалась в этих данных), тем не менее она оказалась очень важной для развития практической и прикладной психологии в целом. Армейские тестирования стали прообразом последующих массовых психологических обследований.

При проведении групповых тестов по отбору рекрутов в армию на сложные технические специальности поощрялось также определение личностных характеристик. Когда армии понадобились тесты для отсева новобранцев с неврозами, американский психолог Р. Вудвортс (1869-1962) разработал бланк личностных данных – опросник, в котором обследуемые отмечали те признаки невротических состояний, которые, по их мнению, у них имеются. Бланк личностных данных послужил моделью для дальнейшего развития группового тестирования.

Еще один ученик В. Вундта американский психолог У. Скотт (1869-1955), оставив позиции структурной интроспективной психологии, применил психологические методы в бизнесе и рекламе, исследуя проблемы эффективности рынка и мотивации в сфере производства, торговли и потребления. Для нужд армии им была разработана шкала оценки качеств младших офицеров. Во время первой мировой войны У. Скотт предложил военным использовать его знания в подборе персонала для армии. К концу войны он был удостоен медали «За отличную службу» – самой высокой военной награды США, которую может получить гражданское лицо. В 1919 г. У. Скотт основал собственную компанию, которая оказывала консалтинговые услуги по работе с персоналом и повышению эффективности более чем сорока крупнейшим корпорациям США. В 1920 г. он стал президентом Северо-западного университета и пробыл на этом посту почти 20 лет.

К моменту окончания Второй мировой войны прикладная психология получила свое научное признание. «Прикладная психология, – говорил Э. Торндайк, – это научная работа. Создать психологию для бизнеса, промышленности или армии тяжелее, чем создать психологию для других психологов, и потому это требует большего таланта».

6. Экспериментальные психологические исследования в российской психологии.

В России психология развивалась под влиянием рефлекторной теории И. М. Сеченова, получившей дальнейшее развитие в учении И. П. Павлова об условных рефлексах. В российской психологии в дооктябрьский период (до 1917 г.) условно выделяли естественнонаучное и эмпирическое направления, представители которых внесли наибольший вклад в развитие и разработку проблем экспериментальной психологии. Классические экспериментальные исследования, проводившиеся в лабораториях И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, а также психологами Н. Н. Ланге, Н. А. Бернштейном, клиницистами С. С. Корсаковым, А. Р. Лурия и другими, составили естественнонаучную основу психологических знаний. Идеи Ч. Дарвина об эволюции психики животных развивались в трудах А Н. Северцова и В. А. Вагнера.

В 20-30-е гг. XX в. советская психология переходит на позиции диалектико-материалистического метода познания. Этот процесс был довольно противоречивым. Наряду с этим продолжают расширяться экспериментальные исследования в психофизиологических лабораториях, размах получают тестологические обследования в целях профориентации и профотбора при распределении на сложные виды профессиональной деятельности.

В этот период было основано более 12 научно-исследовательских институтов, около 150 лабораторий по экспериментальной психологии, издавалось много научно-методической литературы. Была принята программа научно-исследовательской и практической работы, в которой указывалось на три основных направления исследований: изучения человека («субъективный момент труда»), изучение и приспособление орудий труда к «материальной обстановке труда», изучение рациональных методов организации труда.

В 30-е гг. ХХ в. в СССР получила широкое распространение психотехника – отрасль психологии, изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором. Считалось, что зарубежные психотехнические наработки носят «архибуржуазный характер», так как известная формула «все имеют равные возможности» подверглась экспериментально обоснованной критике со стороны советских психологов. Требования нейтральности и объективности, внеклассовости и внепартийности психологии поставили психотехнику и психологию труда в трудное положение. Критики экспериментальной психологии активно утверждали, что тестологическая процедура становится орудием расовой дискриминации и возложила на себя функцию социального регулирования, основываясь на ложной идее о том, что наука может стать над обществом, его процессами, нормами и установками.

После постановления ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» психотехника (как и вся практическая психология) попала под разгром. В короткий срок были закрыты все лаборатории по промышленной психотехнике и психофизиологии труда, уничтожена или сдана в закрытые фонды архивов психотехническая литература. Немногочисленные труды ученых-психотехников 20-30-х гг. ХХ в. сохранились лишь в личных библиотеках и труднодоступны для широкого круга читателей.

В 40-е гг. XX в. экспериментальные психологические исследования переместились в военную сферу. В сотрудничестве с К. Х. Кекчеевым в 1941 г. А. Н. Леонтьев исследовал проблему адаптации зрительного анализатора, в 1942 г. аналогичная задача решалась ими в пограничных войсках. В 1945 г. вышла книга «Восстановление движения. Психофизиологическое исследование восстановления функций руки после ранения», где были подведены итоги работы А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца по данной теме за годы Великой Отечественной войны. Для периода 40-50-х гг. XX в. характерны экспериментальные наработки в области анализа отдельных высших психических функций, а именно мышления, речи, эмоций, также наметился значительный прогресс в исследовании проблем детской психологии.

Только к концу 50-х гг. XX в. экспериментальная психология вновь вышла на научно-исследовательскую ниву. В частности, в 1958 году под руководством К. К. Платонова началась первая научно-исследо-вательская работа по психотехнической проблематике. В 60-е гг. XX в. отмечается бурный рост количества и качества психологических исследований. Развивается компьютерная, или «адаптивная», психодиагностика (В. А. Дюк, А. Анастази, С. Урбина), где ключевое место занимают компьютер и математические методы. Психологическое экспериментирование насыщается электронно-вычислительной техникой, превращается в пробы искусственного интеллекта. Между философами, психологами и кибернетиками разгорается дискуссия о возможности создания «искусственного интеллекта» подобного «естественному». Формализованные компьютерные психологические методики все громче и отчетливее заявляют о себе.

Таким образом, психологический эксперимент на рубеже XIX-XX веков приобрел индивидуальный статус основного метода психологии. Под влиянием экспериментальной психологии изменился статус самой психологической науки. «За несколько десятилетий, – писал С. Л. Рубинштейн в 1946 году, – фактический экспериментальный материал, которым располагает психология, значительно возрос, методы, которыми она работает, стали разнообразнее и точнее, облик науки заметно преобразился. Внедрение в психологию эксперимента не только вооружило еe этим новым, очень мощным специальным методом научного исследования, но и вообще по-новому поставило вопрос о методике психологического исследования в целом, выдвинув новые требования и критерии научности всех видов опытного исследования в психологии. Именно поэтому введение экспериментального метода в психологию сыграло такую большую, пожалуй, даже решающую роль в оформлении психологии как самостоятельной науки».

В настоящее время экспериментальная психология является самостоятельной отраслью психологического знания, без тесного взаимодействия с которой не обходится ни одна другая отрасль психологии. Любое исследование в любой отрасли психологического знания опирается на методологию и методы проведения психологического исследования, эксперимента, методы, приемы и способы математико-статистической обработки психологических данных.