Сложные предложения - это предложения, состоящие из нескольких простых.

Основными средствами связи простых предложений в сложных являются интонация, союзы (сочинительные и подчинительные) и союзные слова (относительные местоимения и местоимённые наречия).

В зависимости от средств связи сложные предложения делятся на союзные и бессоюзные . Союзные предложения подразделяются на сложносочинённые и сложноподчинённые .

Сложносочинённые предложения (ССП) - это сложные предложения, в которых простые предложения связываются друг с другом интонацией и сочинительными союзами.

Типы сложносочинённых предложений по характеру союза и значению

Тип ССП Союзы Примеры
1. соединительными союзами (соединительные отношения). И; да (в значении и ); ни..., ни; да и; тоже; также; не только..., но и.

Открыли дверь, и в кухню паром вкатился воздух со двора (Паустовский).
Лицо её бледно , слегка раскрытые губы тоже побледнели (Тургенев).
Не только не было никакой рыбки, но и удилище не имело даже лески (Садовский).
Он шуток не любил , да и её при нём оставляли в покое (Тургенев).

2. Сложносочинённые предложения с противительными союзами (противительные отношения). А; но; да (в значении но ); однако (в значении но ); зато; но зато; а то; не то; а не то; частица же (в значении союза а ); частица только (в значении союза но ).

Иван Петрович ушёл , а я остался (Лесков).
Убеждения внушаются теорией, поведение же формируется примером (Герцен).
Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков).
Утром прошёл дождь , зато сейчас над нами блистало чистое небо (Паустовский).
Ты сегодня же должен поговорить с отцом, а то он будет беспокоиться о твоём отъезде (Писемский).
Лодки сразу исчезают во тьме, только долго слышны всплески вёсел и голоса рыбаков (Дубов).

3. Сложносочинённые предложения с разделительными союзами (разделительные отношения). Или; либо; не то..., не то; то..., то; то ли..., то ли.

Либо рыбку съесть , либо на мель сесть (пословица).
Не то он завидовал Наталье, не то он сожалел о ней (Тургенев).
То ли на него подействовала тишина и одиночество , то ли он просто вдруг взглянул другими глазами на успевшую стать привычной обстановку (Симонов).

Обратите внимание!

1) Сочинительные союзы могут связывать не только части сложносочинённого предложения, но и однородные члены. Их разграничение особенно важно для расстановки знаков препинания. Поэтому при разборе обязательно выделите грамматические основы, чтобы определить тип предложения (простое с однородными членами или сложносочинённое предложение).

Ср.: От дымной проруби шёл человек и нёс большого осетра (Песков) - простое предложение с однородными сказуемыми; Денег дам на дорогу, и вертолёт вызвать можно (Песков) - сложносочинённое предложение.

2) Сочинительные союзы обычно занимают место в начале второй части (второго простого предложения).

Кое-где Дунай служит границей, но он служит и дорогой людям друг к другу (Песков).

Исключение составляют союзы тоже, также , частицы-союзы же, только . Они обязательно занимают или могут занимать место в середине второй части (второго простого предложения).

Мы с сестрой плакали , мать также плакала (Аксаков); Товарищи относились к нему неприязненно, солдаты же любили воистину (Куприн).

Поэтому при разборе такие сложносочинённые предложения часто путают с бессоюзными сложными предложениями.

3) Двойной союз не только..., но и выражает градационные отношения и в школьных учебниках отнесен к соединительным союзам. Очень часто при разборе принимают во внимание только его вторую часть (но и ) и ошибочно относят к противительным союзам. Чтобы не ошибиться, попробуйте заменить этот двойной союз союзом и .

Ср.: Язык должен быть не только понятный или простонародный , но и язык должен быть хороший (Л. Толстой). - Язык должен быть понятный или простонародный , и язык должен быть хороший .

4) По значению сложносочинённые предложения очень разнообразны. Достаточно часто они близки по значению к сложноподчинённым предложениям.

Ср.: Уйдёшь ты - и станет темно (Шефнер). - Если уйдёшь ты , станет темно ; Я ничего не ел , но голода я не чувствовал (Тендряков). - Хотя я ничего не ел , голода я не чувствовал .

Однако при разборе принимается во внимание не это конкретное значение, а значение, обусловленное типом сочинительного союза (соединительный, противительный, разделительный).

Примечания. В некоторых учебниках и пособиях к сложносочинённым предложениям относят сложные предложения с пояснительными союзами то есть, а именно , например: Правление уполномочило его ускорить работы, то есть , иными словами, он сам себя уполномочил к этому (Куприн); Перелёты птиц выработались как приспособительный инстинктивный акт, а именно : он даёт птицам возможность избежать неблагоприятных условий зимы (Песков). Другие исследователи относят их к сложноподчинённым предложениям или выделяют в самостоятельный тип сложных предложений. Часть исследователей предложения с частицами только, же относят к бессоюзным предложениям.

Отличие сложного предложения от простого не количественное, а качественное. Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное объединение предикативных единиц, грамматически аналогичных простому

предложению. Сложное предложение имеет собственные грамматическое значение, грамматическую форму и структурные показатели.

Грамматическое значение сложного предложения - это типизированные синтаксические отношения между его частями. Нет особой предикативности сложного предложения, - она оформлена в каждой предикативной части, где выражены модальность, время, лицо. Например: Что-то начало мне мерещиться , как если бы ночью снился сон, от которого остались одни обрывки (Сол.) - во всех частях оформлено временное значение (в первой - прошедшее, во-второй и третьей - временная неопределенность), модальное значение (соответственно - реальное и ирреальное). Однако эти значения в структуре сложного предложения взаимодействуют, оказывают влияние друг на друга; возникают особые значения - относительное время, условная модальность: Было б поле, найдём и сошку (Поел.).

В русском языке сложное предложение располагает набором средств, с помощью которых соединяются предикативные части и выражаются отношения между ними: интонация, союзы (как если бы) и союзные слова (от которого ), а также соотношение глагольных форм (было б - найдём ), указательные слова [Что мне не нужно , без того я обойдусь (С.-Ц.)]. Эти показатели создают форму сложного предложения. С учетом указанных средств и выражаемых ими отношений сложные предложения разделяются па два структурных типа: союзные сложные и бессоюзные сложные; далее союзные сложные также разделяются на два структурно-семантических подтипа: сложносочиненные и сложноподчиненные.

Союзные сложные предложения

Структура союзных сложных предложений определяется количеством предикативных частей и их строением, а грамматическая форма представлена союзными средствами: союзами, союзными (относительными) словами, указательными словами - вспомогательными контактными местоимёнными словами тот, такой . таков , там , тогда. Союзные средства называют также скрепа м и.

Семантика союзных средств, а также их корреляция, соотносительность {такой...какой, тот...кто, туда...куда, столько...сколько", так...что, такой...будто, так...чтобы и т.д.), оформляют семантико-грамматические отношения между предикативными частями предложения.

Сложносочиненные предложения

В любом сложносочиненном предложении выражается значение грамматической равнозначности. Основным показателем этого значения и одновременно средством связи частей в целое и выражения определенных отношений является сочинительный союз. Он создает грамматическую форму сложносочиненного предложения, поэтому нс принадлежит ни одной из предикативных частей: Всё небо заволокло облаками , и стал накрапывать редкий мелкий дождь (Ч.).

Соединяемые предикативные единицы являются равноправными и относительно автономными, но в некоторых случаях одна из них поясняет отдельные компоненты другой: Комната была большая , светлая , но всё в ней было расставлено и навалено без толку (Гайд.); Мне не хотелось дом ой , да и незачем было идти туда (Ч.). Значение равнозначности может подчеркиваться, усиливаться с помощью общих членов: Л вече - р о м была для всех ёлка и все дружно встречали Новый год (Гайд.).

Структурным фактором сложносочиненного предложения является открытость/закрытость, причем открытость предполагает наличие более чем двух частей. Таким образом, элементарное сложносочиненное предложение включает две или более части, но выражает один вид отношений. Для оформления разных видов отношений используется усложненное сложносочиненное предложение: Шёл дождь , и от сильного ветра шумели деревья , но в потёмках не было видно ни дождя , ни деревьев (Ч.).

Общее значение грамматической равнозначности, аналогичности проявляется в сложносочиненном предложении в виде определенных семантико-грамматических отношений. Они опираются на семантику сочинительных союзов. Дополнительными факторами, формирующими эти отношения, являются: координация форм вида, наклонения, времени глаголов-сказуемых или связок; лексико-семантические отношения синонимии и антонимии; лексические элементы с общеуказательным значением (потом, поэтому , из-за этого , для этого , при этом , вследствие этого и др.), включая метаслова (время от времени , иногда , одновременно , по временам , с тех пор , в это время , до сих пор и др.). Например: Я уехал тогда от брата рано утром , и с тех пор для меня стало невыносимо бывать в городе (Ч.).

Основными видами семантико-грамматических значений сложносочиненных предложений являются соединительные, противительные и разделительные, соответствующие семантике сочини-

тельных союзов. В них, в свою очередь, следует различать более узкие, частные значения.

Частями, характеризующееся структурным и семантическим единством. Простые предложения в составе сложного взаимосвязаны с помощью интонации .

Сложное предложение – это синтаксическая единица высшего, по сравнению с простым предложением, порядка.

Изучение сложного предложения началось во второй половине 20 века – в трудах В.В. Виноградова , Н.С. Поспелова, Л.Ю. Максимова, В.А. Белошапковой, М.И. Черемисиной и других исследователей.

Сложное предложение характеризуется:

1) в структурном аспекте – полипредикативностью и набором структурных элементов для связи предикативных частей;

3) в коммуникативном аспекте – единством коммуникативного задания и интонационной законченностью.

Основные виды сложных предложений

Сложные предложения, в зависимости от того, какой связью связанны части, делятся на два основных вида: союзные и бессоюзные .

Части сложного предложения между собой соединены при помощи трех средств связи: интонации, союзов или союзных слов.

1. И все-таки ему было грустно, он как-то особенно сухо ответил ей, отвернулся, пошел прочь. В этом предложении части соединяются друг с другом при помощи интонации, никаких других средств связи не используется.

2. Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой . В этом предложении части соединены с помощью интонации и союзов ЧТОБЫ и КАК.

3. Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы. В этом предложении части соединены при помощи интонации и союзного слова КОТОРЫЙ.

Существует три основных вида сложных предложений: сложносочинённые , сложноподчинённые и бессоюзные .В бессоюзных сложных предложениях связь между простыми предложениями осуществляется исключительно за счет интонации.

Например: Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.

В союзных предложениях такую функцию исполняют союзные слова и союзы. Все союзные предложения делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые.

В сложносочиненных предложениях простые предложения равноправны и связаны между собой сочинительными союзами (и, то…то, или, но, а). и интонацией.

Например: И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.

Части сложносочиненного предложения равны между собой: здесь нет ни придаточного, ни главного предложения. В сложноподчиненных предложениях простые предложения связаны при помощи подчинительных союзов (так как, что, если, как, хотя) и союзных слов (чей, где, который). В таких предложениях придаточная часть зависит от главной.

К примеру: Я в России рожден. Я люблю ее так, что словами всего и не скажешь (С. Островой).

Сложное предложение с разными видами связи

Сложное предложение с разными видами связи представляют собой синтаксические конструкции, в которых присутствуют предложения со смешанными видами связи.

Например: Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится. Или: Наступила ночь, в домах зажглись огни.

Существует четыре разновидности сложных предложений с разными видами связи:

1) с подчинительной и сочинительной;

Тема урока: Сложные союзные предложения.

Цель урока: Закрепить знания по изученной теме.

Задачи урока:

Обучающие - с опорой на знания, полученные учащимися по пройденному материалу, восстановить, закрепить сведения о типах сложных союзных предложений; продолжить работу по совершенствованию умений и навыков учащихся применять теоретические знания на практике; донести до сознания учащихся мысль о значимости и роли сложных предложений в жизни.

Развивающие - развивать мыслительную деятельность, познавательный интерес, творческие способности и практические умения и навыки учащихся.

Воспитывающие - воспитывать любовь к природе; разбудить интерес к яркой, образной речи; вызывать нетерпимость к загрязнению окружающей среды.

Тип урока : обобщение и закрепление изученного материала.

Методы обучения: интерактивные, проблемные, частично-поисковые, творческие.

Оборудование: интерактивная доска, слайды, дидактический материал (карточки, перфокарты, тесты).

Структура урока:

Организационный момент.

Мотивация.

Целеполагание.

Интерактивные упражнения.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Оценивание.

Эпиграф к уроку: «… Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей». (Н.Заболоцкий)

Ход урока:

Организационный момент.

Учитель: Наш урок пройдёт под девизом: «Знай, люби и цени природу!»

Мотивация.

Заполнение «слепой» таблицы:

сложные предложения

союзные

бессоюзные

изъяснительные

определительные

обстоятельственные

Целеполагание.

Мы заполнили «слепую» таблицу. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Предполагаемый ответ: будем повторять сложные союзные предложения, закрепим полученные знания по теме, выполнять практические упражнения по изученным темам и т.д.)

Учитель: На уроке мы закрепим полученные знания по теме, совершенствуем умения применять теоретические знания на практике.

Интерактивные упражнения.

«Ты - мне, я - тебе».

Учащиеся подготовили вопросы по теме, на которые требуется ответ: «Да -Нет». Вопросы задаются друг другу.

«Поиск соответствий».

Это предложение, которое представляет собой смысловое, грамматическое и интонационное единство, содержит две и более грамматические основы.

Сложное предложение.

Это сложное предложение, предикативные части которого равноправны по смыслу и связаны при помощи интонации и сочинительных союзов.

Сложносочинённое предложение.

Раздел науки о языке, в котором изучается строй связной речи, т.е. строение, значение синтаксических единиц, связи и отношения между ними.

Синтаксис.

Это сложное предложение, предикативные части которого соединены подчинительной связью, поэтому оно состоит из главной и придаточной частей.

Сложноподчинённое предложение.

Придаточная часть определяет существительное или местоимение в главной части предложения, присоединяются союзными словами.

Определительные придаточные предложения.

Придаточная часть изъясняет, дополняет, поясняет слово со значением речи, мысли, чувства, восприятия, находящееся в главной части предложения, присоединяются союзами и союзными словами.

Изъяснительные придаточные предложения.

Придаточная часть обозначает место, время, цель, причину, условие, уступку, сравнение, следствие, образ или способ действия, меру и степень, присоединяются союзами и союзными словами.

Обстоятельственные придаточные предложения.

Синтаксический разбор. Выразительно прочитать стихотворение, определить основную мысль, сделать синтаксический разбор предложений.

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна.

С утра обременённая работой,

Трудом лесов, заботами полей,

Природа смотрит как бы с неохотой

На нас, неочарованных людей». (Н.Заболоцкий).

Вывод: В стихотворении поэт говорит о том, что далеко не каждому человеку, даже если он наделён поэтической душой и художественным даром, удаётся разглядеть «подлинную радость» в привычном русском пейзаже, и автор приоткрывает завесу тайны над волшебством природы и даёт возможность всем желающим заглянуть в мир, который находится на расстоянии вытянутой руки.

Анализ предложений:

1 предложение: повеств., невоскл., сложное, союзное, сложносочинённое)

2 предложение: повеств., невоскл., простое, двусоставное, распр., осложнено обособленными определениями, выраженными причастными оборотами.

Работа с перфокартами.

Задание: определить вид предложений.

А - простое предложение.

Б - сложносочинённое предложение.

В - СПП с придаточным изъяснительным.

Г -

Д - СПП с придаточным обстоятельственным.

Примеры предложений:

1. Если в сухой ветреный день выйти на луг и внимательно прислушаться, то можно услышать тихий шорох.

2. Всё лето цветут одуванчики, а созревшие их семена собраны в лёгкий пушистый шарик.

3. Человек - вершина природы, но животные, птицы, рыбы, деревья, цветы - её подножие.

4. Земля даёт нам полезные ископаемые, без которых представить сейчас нашу жизнь невозможно.

5.Знатоки знают, что соловьи поют неодинаково.

6. Вечером, когда скроется солнце, одуванчики свёртывают лепестки и засыпают.

7.Существует легенда, будто в давние времена ромашки были зонтиками у маленьких степных гномов.

8. Всем известно, что растения способны улавливать энергию солнца.

Правильный ответ:

5. Работа с текстом.

Задание: определить основную мысль текста, найти сложные предложения, определить их вид.

Пикник. Представьте себе: лес, просёлок, лужайка. С просёлка на лужайку съезжает машина, из машины выгружаются молодые люди, бутылки, корзины с провизией, девушки, транзисторы.

Разжигается костёр, ставятся палатки, включается музыка, а утром они выезжают. Звери, птицы и насекомые, которые всю ночь с ужасом наблюдали происходящее, выползают из своих убежищ. И что они видят?

На траву понатекло автола, пролит бензин, разбросаны негодные свечи и масляные фильтры. Валяется ветошь, кто-то обронил разводной ключ.

От протекторов осталась грязь, которая налипла на каком-то неведомом болоте … Но и, сами понимаете, следы костра, огрызки яблок, конфетные обвёртки, консервные банки, пустые бутылки, старые драные газеты …

(Из романа братьев Стругацких «Пикник на обочине»)

6..Творческое задание.

Задание: составить сложные предложения на тему «Природа и мы».

7. Работа в парах.

Учащимся раздаются карточки с разными заданиями, которые они выполняют в паре и отчитываются о выполнении работы.

Карточка № 1.

Установите соответствие: предложение - вид придаточного.

Сколько появляется в природе всяких красок и оттенков, когда сойдёт снег.

СПП с придаточным определительным.

Найдутся ли люди, которые бы не услышали в мартовском лесу перестук невидимых барабанов?

СПП с придаточным времени.

Вода в луже так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошлогодний листик.

СПП с придаточным определительным.

Вот поляне, где мы собирали грибы.

СПП с придаточным образа действия.

Карточка №2.

Преобразовать простые предложения с обособленными определениями в СПП с придаточными определительными.

1.Дождь размыл тропинку, круто поднимающуюся в гору.

2.Густой туман, нависший над морем, рассеялся.

3. Скворцы, прилетевшие в марте, поселились в новом скворечнике.

4. Ястреб, кружившийся над нашим двором, камнем упал вниз.

Карточка №3.

Определить средства связи в предложениях: союз или союзное слово?

Что имеем, не храним, потерявши - плачем.

Это были цветы, которые посадила мама.

Небо такое светлое, что напоминает глаза ребёнка.

Хорошо известно, что Землю надо беречь.

Карточка №4.

Закончите предложения, чтобы получились сложные предложения.

Человек - часть природы, так что …

Мы любим природу и хотим, чтобы …

Не будет рыба водиться там, где …

Человечество должно помнить о том, что …

Карточка №5

Постройте схемы предложений.

1.Куда не бросишь взгляд, всюду бело и пустынно.

2.Природу нужно беречь, чтобы в будущем наши потомки могли жить на чистой, красивой, живописной планете.

3. Земля — единственная известная в настоящий момент , на которой есть жизнь.

4. Экосистема — биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, а также системы связей и обмена веществом и энергией между ними.

Рефлексия.

Толстые” и “тонкие” вопросы:

На какой вопрос отвечают придаточные определительные? - когда в СCП между двумя простыми предложениями не ставится запятая? - как связаны простые предложения в составе сложного? - что такое СПП? - как отличить союз от союзного слова?

Какие союзы присоединяют предикативные части ССП?

Какие предложения называются бессоюзными?

Домашнее задание. Послушайте стихотворение Р.Рождественского и ответьте, почему человек ещё придёт просить прощения у природы. Напишите эссе.

Кромсая лёд, меняем рек теченье,

Твердим о том, что дел невпроворот,

Но мы ещё придём просить прощенья

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Пока об этом думать неохота,

Сейчас нам не до этого … пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц и земли без воды.

Всё меньше окружающей природы,

Всё больше окружающей среды.

Понималось как объединение простых предложений, достигаемое с помощью определенных синтаксических средств и характеризующееся смысловой, конструктивной и интонационной целостностью. Но его части не являются простыми предложениями, так как: 1) они часто не могут быть самостоятельными коммуникативными единицами, а существуют только в составе сложного; 2) не имеют интонационной завершенности; 3) все предложение целиком отвечает на один информационный вопрос, т.е. представляет собой одну коммуникативную единицу. Правильнее считать их не простыми предложениями, а предикативными единицами.

Классификация сложных предложений

Разберем сложносочиненные и примеры и их классификацию. Начнем с того, что и те и другие являются сложными. Сложные предложения различаются по характеру связи, характеру предикативных единиц, порядку следования частей. Они бывают союзными и бессоюзными. Союзные, на которых мы и остановимся в данной статье, в свою очередь, делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (примеры смотрите ниже).

Сложносочиненное предложение (ССП)

Структурно-семантическая классификация СПП опирается на важный формальный признак - характер синтаксической, формальной зависимости придаточной части от главной. Этот признак объединяет научные классификации В.А. Белошапковой и "Русской грамматики-80". Все СПП делятся на предложения нерасчлененного и расчлененного типа. Их дифференциальные признаки таковы.

Нерасчлененный тип

1. Придаточная часть находится в присловной позиции (относится к одному слову в главной), присловная или коррелятивная связь (относится к указательному местоимению).

2. Одна из частей синсемантична, т.е. не может быть семантически достаточной коммуникативной единицей вне состава сложного предложения.

3. Средства связи - синтаксические (многозначные) союзы и союзные слова.

Расчлененный тип

1. Придаточная часть относится ко всему главному предложению: детерминативная связь.

2. Обе части автосемантичны, т.е. потенциально способны существовать самостоятельно.

3. Средства связи - семантические (однозначные) союзы.

Самым важным признаком является первый, структурный признак.

Дальнейшая классификация СПП расчлененного типа проводится с учетом содержания, семантических аспектов (таких как время, условие, уступка, причина, цель, следствие, сравнительный, сопоставительный аспект, которыми может обладать сложноподчиненное предложение).

Примеры из художественной литературы и другие предложения:

  • Прошло уже несколько часов, с тех пор как я покинул город (временное).
  • Если сумеешь, приходи к двум часам (условие).
  • Хотя было уже поздно, в доме горел свет (уступка).
  • Свободного времени у меня почти не бывает, музыка требует полной отдачи (причина).
  • Чтобы хорошо учиться, надо потрудиться как следует (цель).
  • Его глаза сияли, как сияют на темном небе звезды (сравнительное).
  • Если он владеет мыслью, то формой он тем более владеет (сопоставительное).

Классификация СПП нерасчлененного типа прежде всего опирается на структурный признак - характер средства связи и лишь на второй ступени - на различия семантические.

Виды СПП нерасчлененного типа

1. С союзной связью: изъяснительные, определительные (количественные, качественные, квалификация) и компаративные.

2. С местоименной связью: местоименно-вопросительное и местоименно-относительное сложноподчиненное предложение.

Примеры из художественной литературы и другие предложения с союзной связью:

  • Глупо, что ты не придешь (изъяснительное).
  • Воздух так чист, словно его и нет (определительное, количественное).
  • Он говорил быстро, как будто его подгоняли (определительное, качественное).
  • Все это происходило так, будто никого не было в комнате (определительное сложноподчиненное предложение).

Примеры из литературы и другие предложения с местоименной связью:

  • Нужно было слышать, как он говорил (местоименно-вопросительное).
  • Дом, в котором мы живем, новый (местоименно-относительное, ориентированное).
  • Кто бы ни обращался, отказа не было (местоименно-относительное, неориентированное сложноподчиненное предложение).

Примеры предложений (5 класс, учебник русского языка поможет вам продолжить этот список), как вы видите, можно привести самые различные.

Более подробную теоретическую часть можно найти во множестве пособий (например, В.А. Белошапкова грамматика-80" и др.).