Сегодня в обществе культивируется идея «моя работа должна приносить мне радость и удовольствие». Каждый может делать то, что ему интересно и получать за это достойную плату. В реальном мире наблюдается другая картина. Многие ненавидят свою работу, но продолжают терпеть и заниматься нелюбимым делом, пока ситуация станет невыносимой. Если работник долго находится в стрессе или подавленном состоянии, это повышает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, диабета и рака.

Основные причины

Вам не нравится ваша работа, что с этим делать, не всегда понятно. Попробуем разобраться.

Распространенные причины, по которым не нравится ваша трудовая деятельность:

  • не устраивает вознаграждение;
  • не устраивает коллектив, рабочая обстановка, отношение начальника к подчиненным;
  • должность не соответствует ожиданиям, профессиональному уровню;
  • человек достиг карьерного потолка в своей нише, но хочет двигаться дальше по карьерной лестнице;
  • не хватает времени на жизнь;
  • личные мотивы;
  • не нравится работа в принципе, человек предпочитает заниматься домашними делами, саморазвитием или своей семьей.

На работе мы проводим почти половину жизни. И если там вам плохо, а люди, с которыми вы работаете, вам неприятны, то нужно перестать заставлять себя работать в этом месте и начинать действовать. Психологи рекомендуют примерно раз в 5 лет менять вид или место работы, чтобы двигаться дальше, расти и самосовершенствоваться.

Что делать, если не нравится работа:

  • остаться на прежнем рабочем месте, скорректировав внешние факторы или изменив отношение к работе;
  • уйти на новое рабочее место;
  • уйти во фриланс или заняться собственным бизнесом;
  • не работать.

Остаться на прежнем месте

Если вы по каким-то причинам решили остаться на прежнем рабочем месте, то для вашего комфорта следует сделать определенные усилия.

Внешние обстоятельства - это условия труда, размер зарплаты и отношения с коллективом. Условия труда, трудовой распорядок и размер заработной платы всегда можно обсудить с руководством.

Отношения с коллективом и эмоциональная обстановка также важны. Если с коллективом контакта нет, стоит подумать, как улучшить эту сторону рабочего процесса. Вам не нужно заводить дружеские отношения, достаточно нейтрального делового общения.

Если не нравится настоящая работа, тогда стоит попытаться найти в ней больше смысла. Это может значительно повысить уровень удовлетворенности. Советы психолога: стоит обдумать смысл и пользу вашей деятельности.

Уйти в никуда

При увольнении важным является степень вашей финансовой безопасности. Если у вас нет накоплений, вам следует начать делать их. Со сбережениями, уйдя со старого места, вы сможете не торопиться с устройством на первое попавшееся место, подойти к выбору вакансии более тщательно и обдуманно. Вам может понадобиться потратить деньги и время на повышение квалификации или обучение другой профессии, чтобы занять более перспективную должность.

Если настоящая профессия наносит вред вашему здоровью или психическому состоянию, лучше не медлить и уволиться. До начала поиска нового рабочего места вам следует восстановить свое здоровье и общий тонус.

Сменить работу

Если новая должность вам кажется лучше и перспективнее настоящей, то решение о переменах принимается легче. Обсудите с будущим работодателем нюансы, которые не нравились вам на старом месте.

Составьте таблицу с достоинствами и недостатками старой и новой работы и объективно рассмотрите их.

Сравнивая оплату труда на новом месте с вашей старой зарплатой, принимайте во внимание другие плюсы новой профессии. Оплата сначала будет меньше старой, зато перспективы карьерного роста гораздо выше.

Признаки хорошей работы

Для большинства людей хорошая работа соответствует следующим критериям:

  • денежное вознаграждение соответствует опыту работы, квалификации и усердию работника;
  • есть право голоса, возможность принимать решения при выполнении проектов;
  • спокойная доброжелательная обстановка в коллективе и с руководством;
  • разработанная система бонусов и других поощрений;
  • хороший социальный пакет;
  • интерес к процессу работы.

Уйти во фриланс или начать собственный бизнес

Многие работники, уставшие от офисной рутины, хотят уйти в другую крайность и начать работать на себя. Ваш род деятельности позволяет работать вне офиса или компании. Следует тщательно проанализировать рынок фриланса, прежде чем увольняться с основного места. Самым правильным решением будет начать заниматься фрилансом или открыть свое дело, не оставляя старую должность. По результатам, спустя некоторое время, решить, подходит или нет вам новый режим работы.

Не работать

Бывает так, что вы оставили место, но новая работа вам тоже не нравится. Что делать, если не нравится работа и все бесит? Отлично, если у вас есть возможность не зарабатывать деньги и жить, ни в чем себе не отказывая. Что делать, если это не так? Следует поработать с психологом и выяснить причины вашего нежелания работать.

Для начала определитесь:

  • как вы себя ощущаете на рабочем месте;
  • нравится вам работать с людьми, или это вас истощает;
  • вам лучше работается в спокойной обстановке, или вы максимально проявляете себя в форс-мажорных обстоятельствах;
  • какие занятия приносят вам радость и удовлетворение;
  • готовы ли работать в этой или смежной области.

Вам будет легче проанализировать свое нежелание работать. Причина может крыться в желании сменить род деятельности, или вы просто устали, и вам необходим отпуск.

Если вам не нравится работа, прислушайтесь к своим желаниям. Постоянное психологическое напряжение и неудовлетворенность приводит к проблемам со здоровьем, хроническому стрессу.

Стоит помнить, как бы ни складывалась ваша работа, уходить нужно достойно, без конфликтов. Корректное увольнение сработает на вашу репутацию.

«Часто можно услышать: я работаю много, а зарабатываю мало. Бывает, что в такой ситуации нет конфликта: человек получает свою «плату» другим способом - в виде повышения самооценки, уважения окружающих, большей свободы действий. Внутренний конфликт возникает, если мы считаем, что наше вознаграждение недостаточно, но при этом ничего не меняем либо наши попытки поменять что-то проваливаются. Почему? Часто причинами оказываются низкая самооценка, страх конкуренции. Порой за этим стоит проблема взросления: взрослый человек продолжает жить с родителями, не может позволить себе снять или купить отдельную квартиру, завести ребенка. В глубине души он считает, что ему «должны» или «недодано». Бессознательно, а иногда и вполне осознанно он хочет получить компенсацию. Став более успешным (не обязательно материально), он бы не смог больше предъявлять счеты своим «должникам». Так бывает, если мы в детстве получали любовь и принятие родителей только при условии выполнения их ожиданий и не ощущали, что ценны и нужны сами по себе. Во взрослой жизни такой человек ищет компенсацию за то, что отдал в детстве, все время боясь прогадать и вновь отдать больше, чем получил. Неуверенность в собственной ценности и злость на тех, кто чего-то ждет от него, мешают ему быть продуктивным. . Если выяснится, что мы хотим перемен, стоит разобраться (возможно, с помощью специалиста) в том, что мешает, а что могло бы помочь их осуществить. А затем выработать план и перейти к действию».

Нифонт Долгополов, гештальттерапевт «Определить свои ожидания»

«У некоторых из нас проблема возникает еще до прихода на новое место работы. Консультируя топ-менеджеров, я вижу, что при устройстве на работу многие занимают пассивную позицию: просто ждут, возьмут ли их. Не выясняют, что это за компания, подходит ли она им по корпоративной культуре, по целям, которые она перед собой ставит. Человек словно уверен, что среда, в которую он попадет, автоматически будет соответствовать его ожиданиям. В результате складывается такая ситуация: человек приходит в компанию, ему что-то не нравится, и он начинает обвинять ее и окружающую бизнес-среду. Но ведь он сам пришел сюда работать и либо знал, куда идет, либо не знал - именно потому, что не стал этого выяснять. Переделать бизнес-среду изнутри ему очень сложно, почти невозможно. Тем более что он - новый сотрудник. Часто проблема не в том, что некий конкретный начальник ведет себя грубо, а в том, что в этой компании так ведут себя все - здесь так принято, так устроена корпоративная культура. Поэтому лучше заранее узнать, какие нравы бытуют в том коллективе, куда мы собираемся прийти, и соотнести это со своими ожиданиями.

В этом смысле одна из важнейших тем последнего двадцатилетия - научиться учитывать не только взаимоотношения между людьми, но и более широкий контекст, социальное поле, в котором мы находимся».

Виталий Зимин, психоаналитик «Помнить: начальство - не наши родители»

«В последнее время от многих клиентов я слышу, что объем их работы увеличился, требования к ним стали более жесткими, а руководство все меньше считается с их интересами. Такие изменения не только порождают недовольство и раздражение - они также часто вызывают чувства беспомощности, растерянности, ощущение, что человек не в состоянии влиять на свою профессиональную жизнь. Иногда вместе с этим возникает гнев, что приводит к открытым конфликтам с начальством. Но взглянем на ситуацию иначе. Начальник наделен властью и авторитетом. Поэтому, как правило, фигуру начальника мы нагружаем различными родительскими проекциями - те чувства, которые мы испытывали в детстве по отношению к родителям, мы переносим на своего руководителя. И отношения с ним мы склонны выстраивать по образцу, который сложился еще в ранние годы. Например, в детстве родители жестко требовали от ребенка послушания и подчинения. Во взрослой жизни такому человеку становится трудно воспринимать ограничения и запреты и подчиняться им: он заново переживает унижение и беспомощность, которые испытывал в детстве. Если он оказывается в ситуации, когда условия работы ужесточаются, велика вероятность, что начальник, который эти ограничения вводит, будет у него ассоциироваться с авторитарной родительской фигурой и вызывать сильный протест. Поэтому очень важно напоминать себе, что начальство - не родители. Родителей мы не выбираем, тогда как нашу работу мы выбрали сами, потому что она нам интересна, доставляет удовольствие... Для того, кто увлечен своей работой, кто с азартом вкладывает в нее свою энергию и получает от этого удовлетворение, многие издержки окупаются».

Анна Фенько, психолог, автор книги «Люди и деньги» (Класс, 2005) «Осознать давление патриархальных стереотипов»

«Женщина должна быть при муже», «она обязана вести хозяйство и воспитывать детей» - патриархальные стереотипы, осознанные или нет, все еще действуют в нашем обществе. Даже если мы сами не согласны с подобными утверждениями, мы чувствуем: так думают другие. Давление стереотипов особенно сильно, когда их проводниками выступают родители. Например, успешная женщина приезжает из Лондона, где живет и работает, домой и слышит от матери: «Бедная ты моя, как же ты без мужа…» Еще одно проявление той же проблемы - это страх успеха. Одна моя клиентка не могла решить, соглашаться ли на повышение по службе: она переживала, как к этому отнесется ее муж. Не будет ли ему обидно, что она больше зарабатывает и занимает более ответственную должность, чем он? Успешные женщины нередко чувствуют осуждение и со стороны других женщин. Еще одна моя клиентка много времени проводит в командировках. Однажды на родительском собрании ей предложили сопровождать детей в театр. Она отказалась и в ответ услышала: «А вот мы ради своих детей пожертвовали карьерой!» Одна из наиболее трудных для российских женщин задач - совмещать карьеру и воспитание детей. Традиционный советский институт бабушек, который решал проблему двух работающих родителей, практически распался. Работодателям неудобна сотрудница, которой нужно забирать ребенка из школы. России пока далеко до введения обязательного «папиного дня», принятого, например, в Нидерландах. Там отцы обязаны раз или два в неделю забирать детей из школы, чтобы их жены могли отработать полный рабочий день. Впрочем, и в Европе подобные традиции существуют совсем не так давно и развиваются очень медленно. По этому же пути предстоит двигаться и нам, в нашем обществе».

Иногда вы понимаете, что ваша работа просто не для вас. Большинство людей посоветуют вам найти что-то более подходящее. Но это не всегда возможно. Бывает много причин, когда вы не можете уйти: экономический кризис, семейные обстоятельства или ваши собственные ограниченные возможности в своей профессии. Так что же делать, если вы застряли на «неправильной» работе?

Что говорят эксперты

Гретхен Спрайтцер, профессор Мичиганского университета: «Люди очень недовольны, когда их работа не имеет для них смысла и цели, предоставляет мало возможностей для развития профессиональных навыков или оставляет их опустошенными в конце рабочего дня».

Независимо от причины неудовлетворенности, вы не должны просто жить с этим или бросить курить. На самом деле, даже если вы в состоянии найти другую работу, остаться на прежнем месте может быть лучшим вариантом. «Поиск и смена работы не является тривиальным вопросом. Очень часто это может обернуться потерей карьеры и заработка, нежели благом», – говорит Эми Вржезневски, адъюнкт-профессор Йельского университета. Хорошей новостью является то, что, как правило, существует больше возможностей изменить вашу работу, чем вы думаете. Вот что можно сделать с ситуации неидеальной работы.

Начните с себя

Если вы не удовлетворены своей работой, часто проблема заключается в вашем характере, говорит Сигал Барсайд, профессор менеджмента в Wharton School. Естественно, что некоторые люди склонны к вечному недовольству всем и вся, другие же имеют более оптимистический взгляд на жизнь. Перед тем, как объявить свою работу неподходящей, стоит задать себе вопрос: «Я человек, склонный к недовольству?» Это понимание не заставит вас поверить, что ваша работа стала лучше, но может заставить вас подумать дважды, прежде чем искать новое место. Будете ли вы довольны и этим новым местом?

Найдите смысл

Исследования Спрайтцер показывает, что попытка найти больше смысла в своей работе может значительно повысить вашу удовлетворенность. С ней согласен и Барсайд, который рекомендует посмотреть на ваши должностные обязанности через различные призмы. Например, если ваши обязанности включает в себя черную работу, постарайтесь вспомнить, что это только ступеньки к долгосрочной цели, и вы не будете заниматься этим всегда. Или, если ваша работа тяжела морально и эмоционально, например, социальная работа, напомните себе, что в то время, как вы устали, в конце концов, вы помогаете другим. Кроме того, хорошо помогает общение с коллегами. Проводите время с коллегами, которые вам нравятся. «Сильные эмоциональные связи на работе приводит к множеству положительных физиологических и социальных последствий», – говорит Барсайд.

Измените ваши обязанности

Если вы не можете изменить вашу точку зрения, вы можете немного изменить ваши обязанности. И для этого не обязательно нужно переходить в другой отдел или получить повышение по службе. Спрайтцер и Вржезневски предлагают использовать специальную методику The Job Crafting Exercise для перестройки работы, чтобы она лучше соответствовала вашим мотивам, сильным сторонам и увлечениям. Внесите изменения в распорядок своего рабочего дня. Например, если ваше самое приятное задание - общаться с клиентами, но вы не всегда успеваете это сделать, «утонув» в документах, вы можете всегда назначать встречи с клиентами утром. Или, наоборот, вы можете сохранить время на общение со своими клиентами в самом конце дня для приятного завершения работы.

Измените людей, с которыми вы взаимодействуете

Если вам не нравится не работа, а люди, с которыми вы работаете, вы можете попробовать изменить их отношение. Сосредоточьтесь на создании отношений, которые дают вам положительную энергию, а не подрывают ее. Ищите людей, которые могут помочь вам сделать вашу работу лучше. Конечно, если ваши отношения с руководством или коллегами особенно напряженные, вы не сможете работать с ними.

Не жалуйтесь

Когда вы находитесь на нелюбимой работе, хочется пожаловаться на нее другим. Но не стоит этого делать. «Жаловаться на свою работу и своих сотрудников - искать неприятностей. Вы никогда не знаете, кто из коллег может узнать об этом и кому рассказать». Кроме того, вы можете «подставить» и других. Если вы недовольны, лучше сосредоточиться на том, что вы можете изменить, а не ворчать о том, чего вы не можете.

Повышайте квалификацию

Пользуйтесь каждой возможностью повысить свои профессиональные компетенции. Обязательно посещайте все корпоративные семинары, тренинги и курсы повышения. Дополнительный сертификат может помочь продвинуться по службе, а также повысит ваши шансы при поиске нового места.

Будь ласка, увімкніть JavaScript

6 коментарів

Татьяна Лаговская 16.09.2014, 10:37

Если работа не нравится то нужно уходить,на работу нужно идти как на праздник.

Юлия Чебирячко 16.09.2014, 23:05

Работа-это то место где мы проводим значительную часть своей ЖИЗНИ.И портить себе нервы не стоит--просто красиво уйдите.
-мнение спеца в таких вопросах-

Олег Степанов 28.09.2014, 12:23

Спасибо!Очень позновательная статья:)

Андрей Маремора 24.11.2014, 17:14

фраза о том, что с меньшей зарплатой работа может сделать более счастливой - звучит в нынешних реалиях как минимум кощунственно

Евгения Зенюк 24.11.2014, 23:00

А мне, например, сложно уйти с нынешней работы, которая была бы классной, если бы не кавардак в построении рабочего дня, затянутость, лишние неоправданные метания, отношение руководителей к исполнителю, как к "мясу", вымороченность...
Сложно потому, что мне 55 лет...
Опыт есть, старательность, умение, скорость, молодым ещё форы дам. Но меня потенциальные работодатели "списали" практически из числа кандидатов. Читают мои резюме все.
Но приглашают на собеседования только те, кто не интересует меня ни по условиям, ни по зарплате.
Пример: работа 2 дня, через два, смена по 11 часов. Нормальный график. НО зарплата -1300грн. Приблизительно - 7,88грн в час.
Вот и держусь места, где платят больше.

Валерия Насильникова 18.02.2019, 23:24

Я вам скажу,что на новой работе,я себя почувствовала никем с моим 3 летним компьютерным стажем и общением с начальниками поч.связи.В офисе,где постоянно недовольным тоном тебе говорят,что надо делать.

Уж как не крути, но любое монотонное действие, повторяющееся изо дня в день, рано или поздно все равно надоедает. Такова уж сущность homo sapiens, нам постоянно нужны встряска и новые эмоции. И эта, присущая нам черта, наглядно отражается на отношении к нашей работе. По статистике более 60% россиян недовольны своей работой.

«Нет!» - скажите вы: «я вот уже год как работаю на любимой работе!» Хорошо, но эти ваши трепетные чувства, уж поверьте мне, угаснут. Представьте себе, что вы работаете на этой «любимой» работе вот уже 8-10 лет. Ну как вам такой расклад? Плюс ко всему, ваш начальник редкостный скряга, от которого не дождешься ни надбавки к зарплате, ни, более того, продвижения по карьерной лестнице. А что если человек изначально не в восторге от своей работы? В таком случае, достигнув стажа в 10 лет, он не то, что не будет любить свою работу, он ее просто возненавидит.

Все уже давным-давно, научно доказано и психологи утверждают, что для того чтобы продолжать наслаждаться жизнью и быть счастливым, НЕОБХОДИМО менять место работы каждые 7 лет. Как вам такое предложение? Бросить все и с головой броситься в новое дело. Звучит безумно и бредово, но говорят, работает. Но готовы ли вы прибегнуть к такому радикальному способу? Большинство не готовы (я в том числе). Так что же делать нам, несчастным людям, не готовым к глобальным переменам и риску? Есть тут пара советов. Ну что, посмотрим?

Во-первых, предлагается в начале рабочего дня составить список дел, предстоящих сделать. Начать нужно с самой трудной задачи и только потом приступать к исполнению менее важных. Когда все трудное позади, легче приниматься за новое дело.

Научитесь ценить то, что имеете! В мире существует тысячи работ намного хуже вашей. А вы еще и жалуетесь! Или представьте, что вы вообще безработный, сидите себе дома, никому ненужный и даже на улицу не выходите.

Приучите себя писать список дел, сделанных за день. Пишите все, даже самые незначительные задачи, с которыми вы справились. Это все - ваши личные подвиги! Просматривая список, вы почувствуете собственную значимость и нужность. Это вас вдохновит на будущие свершения.

Люди часто жалуются, что работа занимает практически все время. Научитесь правильно планировать день! Вы увидите, как много времени уходило не на работу, а просто на ничего ни делание.

После трудного рабочего дня наградите себя, ведь вы замечательно потрудились. Сходите в кино или кафе. Понежитесь в горячей ванной. Купите себе что-нибудь вкусненькое. В общем, сделайте, то чего давно хотелось!

И наконец, самый главный совет! Возьмите с собой на работу хорошее настроение. Как вы себя настроили в начале дня, так весь день и пройдет. Проснитесь, улыбнитесь своему отражению в зеркале, подумайте о чем-то приятном и ступайте на работу!

Каждый из нас найдет сотни причин не любить, а кто-то даже ненавидеть свою работу. У кого-то маленькая зарплата, у кого-то не самый дружный коллектив, у кого-то начальница - редкая стерва. А попробуйте перестать жаловаться, и найти хотя бы одну причину любить свою роботу. Пусть одна, но такая причина явно найдется. Так вот пусть эта причина и мотивирует вас!

Научиться любить свою работу или пойти на риск? Выбор за вами…