Физиологические потребности

Потребности человека.

Чтобы жить, быть здоровыми и счастливыми, люди нуждаются в пище, воздухе, сне и т.д. Эти потребности человек самостоятельно удовлетворяет на протяжении всей своей жизни. Они во многом зависят от поведения или образа жизни человека. Болезнь также мешает удовлетворению потреб­ностей, приводит к дискомфорту.

В 1943 г. американский психолог А. Маслоу разработал теорию иерархии потребностей, определяющих (направляющих) поведение человека. По его теории, одни потребности для человека важнее, чем другие. Это положение позволило классифицировать их по иерархической системе: от физиологических (низший уровень) до потребностей в самовыражении (высший уровень).

А. Маслоу расположил 14 жизненно важ­ных потребностей человека в порядке первоочередности их удов­летворения: от низших физиологических, врожденных до высших психосоциальных, приобретенных в процессе роста и развития, в виде пирамиды. При этом в основании пирамиды на­ходятся низшие физиологические потребности, так как они явля­ются основой жизни человека, без них невозможна жизнь в био­логическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле.

Возможность удовлетворять свои потребности у людей различна и зависит от нескольких факто­ров: возраста, окружающей среды, знаний, умений, желаний и спо­собностей самого человека. Прежде всего, удовлетворяют потребно­сти низшего порядка, т.е. физиологические.

Физиологические потребности

Чтобы жить, человеку необходимо удовлетворять физиологиче­ские потребности в воздухе, пище, воде. Кроме того, каждый из нас нуждается в движении, сне, отправлении физиологических потреб­ностей, а также в общении с людьми, удовлетворении своих сексу­альных интересов.

Следует помнить, что физиологические потребности одинаковы у всех людей, но удовлетворяются в разной степени.

Потребность в кислороде (нормальном дыхании) - основная фи­зиологическая потребность человека. Дыхание и жизнь - неразде­лимые понятия. Человек усвоил давно: dum spiro spero (лат.) - пока дышу, надеюсь. Многие слова в русском языке имеют «дыхатель­ный» смысл: отдых, вдохновение, дух и т.д. Поддержание этой по­требности должно стать для медицинской сестры приоритетной за­дачей. Кора головного мозга очень чувствительна к недостатку кис­лорода. При недостатке кислорода дыхание становится частым и поверхностным (тахипноэ), появляется одышка. Например, длите­льное уменьшение концентрации кислорода в тканях приводит к цианозу: кожа и видимые слизистые оболочки приобретают си­нюшный оттенок.

Человек, удовлетворяя потребность в кислороде, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

Потребность в пище. Питание имеет значение для поддержания здоровья и хорошего самочувствия. Родители, удовлетворяя по­требность младенца в рациональном питании, проявляют не только родительскую заботу, но и обеспечивают ребёнку возможность нор­мального роста и развития. Рациональное питание взрослого помо­гает исключить факторы риска многих заболеваний. Например, ишемическая болезнь сердца обусловлена употреблением пищи, богатой насыщенными животными жирами и холестерином.

Отметим, что неудовлетворённая потребность человека в питании часто приводит к ухудшению самочувствия и здоровья.

Потребность в жидкости. Здоровый человек должен выпивать 12,5-3 л жидкости ежедневно. Такое количество жидкости восполняет физиологические потери в виде мочи, пота, кала и испарений при дыхании. Для сохранения водного баланса человек должен употреблять жидкости больше, чем выделять, в противном случае появляются признаки обезвоживания. От знаний и умений меди­цинской сестры предвидеть обезвоживание зависит возможность пациента избежать многих осложнений.

Потребность в физиологических отправлениях. Непереваренная часть пищи выводится из организма в виде кала. Акт дефекации и мочеиспускания у каждого индивидуальны, и их удовлетворение нельзя отложить на долгое время. Большинство людей считают эти процессы личными, интимными и предпочитают не обсуждать их. В связи с этим медицинская сестра, оказывая помощь пациенту,

имеющему проблемы с отправлением физиологических потребно­стей, должна быть особенно деликатна и, уважая право человека на конфиденциальность, обеспечить ему возможность уединения.

Мотивация как система процессов, отвечающих за побуждение деятельности, требует понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такого понятия выделяют потребность, как «единицу» мотивации (А.Н. Леонтьев). Потребность - состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его. Потребность здесь связана с понятием нужды. Из самой сущности жизни следует, что живой организм является системой нуждающейся (не обеспечено равномерное поступление из вне необходимой энергии и вещества). И поэтому организм предполагает характерные состояния, связанные с отсутствием чего-то необходимого. Эти-то состояния и обозначаются понятием нужды. Нужда - это реальное состояние организма, которое выражает необходимость определенных изменений для своего носителя, т. е. всегда нужда для себя. Следует отметить, что жизненный процесс, который характеризуется понятиями нужда и потребность осуществляется в двухполюсной системе: организм-среда. Касаясь этой системы мы выделяем некоторое дополнение в понятии нужда: нужда не только для себя, но и нужда в чем. И принято, что-то в чем организм нуждается и что способно устранить эту нужду называется благом. В ходе эволюционного процесса происходило развитие нужд. Менялось соотношение нужд, в обеспечении которых организм остается в полной зависимости от окружающей среды (от условий существования) и нужд в отношении которых он принимает активное участие. Занимая те среды в которых не достает необходимых для жизни благ, организм должен был самовооружиться новыми средствами приспособления, которые могли бы обеспечить его этими благами (выход в вещно-оформленную среду). Теперь можно дифференцировать нужды на способные и не способные привести организм в состояние активности, направленное на их удовлетворение. И тогда чтобы нужда была способна вызвать какие-то то ни было активные процессы, должны существовать специальные механизмы, способные эту нужду обнаружить. Наряду с этим, для уже выявленной нужды организм должен быть оснащен механизмами, способными обеспечивать необходимыми благами. Теперь можно дать более совершенное определение понятия потребность (с общебиологической точки зрения): потребность представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. Эти механизмы и составляют основу потребности, определяют ее тип и содержание.

Потребности: 1. Индивидные - видовые; 2. Гомеостатические - экзогенные (например познавательная потребность, независят от состояний организма и актуализируются внешними воздействиями); 3. Позитивные -негативные (мотивация избегания); 4. Функциональные (побуждают к совершению некоторой активности, не преследующей явного конечного результата, условия организма - нужен отдых или у человека сдвиг на содержание деятельности - потребность в игре, труде и т.д.) - предметные (имеют выраженную финальную направленность, побуждают к достижению определенного результата без предопределения активности, которая к этому результату приведет); 5. Первичные (унаследованные) - вторичные (приобретенные детерминанты поведения).

Выделяют физиологические и психические механизмы потребностей. Существует разнообразие физиологических механизмов, сформировавшихся в эволюции для удовлетворения жизненных нужд (на основе детекторно-эффекторной системы). Эволюция организмов привела к тому, что для удовлетворения потребностей стал привлекаться аппарат психики. Привлечение психики необходимо для гибкого приспособления к изменчивым условиям среды, для выработки действия в самой ситуации. Т. е. существуют звенья в удовлетворении потребностей, которые не могут осуществляться на основе только физиологических механизмов (при этом отмечено, что это те звенья, которые обеспечивают взаимодействие организма с предметной, вещно-оформленной средой). Физиология - расщепление пищи, установление отклонения от гомеостаза. Психика - обеспечение поступления пищи в желудок.

А. Н. Леонтьевым было отмечено, что потребность всегда в чем-то. Это главная характеристика потребности - ее предметность. Потребность в чем-то и это что-то и есть ее предмет. Есть и функциональные потребности
- характеризуются отсутствием перспективной направленности и впечатления вплетённости мотивирующего момента в сам процесс деятельности. Леонтьевым отмечена еще одна характеристика потребностей: их специфическая динамика: способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь (это соответствует выделенным механизмам обнаружения и устранения потребностей). Эта динамика регулируется при помощи внешних и внутренних сигналов. По соображениям Леонтьева динамика потребностей отражается на поведенческом уровне. При отсутствии предмета потребности во внешнем поле

Активизируется поисковое поведение. У животных поисковое поведение имеет форму внешней активности, не направленной на тот или иной наличный предмет (это выражается в гиперкинезе). Потребность, которая еще не обнаружила своего предмета (этот предмет еще отсутствует или не выделен во внешнем поле) - активизирует поведение, направленное на опредмечивание этой потребности. Разворачиваемое при этом поведение отражает процесс опредмечивания потребностей (выделено несколько этапов: возникновение нужды; обнаружение нужды (актуализация потребности), поисковое поведение). Следующий этап: узнавание объекта потребности. Субъект должен как бы идентифицировать данный объект относительно актуализированной потребности (т.е. открыть, может ли данный объект удовлетворить данную потребность). Если этот вопрос получил положительный ответ, то срабатывает механизм закрепления данного объекта за данной потребностью.

Существует несколько механизмов непосредственного опредмечивания потребностей. 1) В рамках инстинктивного поведения: роявляется механизм запечатления ориентиров инстинктивного поведения. Т. е. животное наделено определенными инстинктивными установками, которые предполагают уточнение их содержания уже в онтогенезе, при удовлетворении этих установок происходит заучивание раздражителей (при этом это происходит быстро и легко). Пример: потребность в обнаружении своей норки, заставляет осу запечатлевать окружающие норку раздражители). 2) Импритинг. Особенность: признаки объекта, удовлетворяющего какой-то потребности заложены генетически. На основе, запечатления этого объекта происходит так же быстро и легко, мгновенно, необратимо, при этом существует сензитивный период. Ключевые признаки размыты. 3) В условиях сложной, многообразно меняющейся среды, предмет потребности может выступать в различных оболочках, поэтому жесткая фиксация признаков предмета потребности, не всегда оправдана. Нужен механизм выработки условных связей. Главным событием в процессе обуславливания - является формирование мотивационного отношения к новому раздражителю (при этом содержание этого отношения не совпадает с мотивационным значением безусловного раздражителя). Обуславливание обеспечивается специальными процессами эмоциональной природы (переключение эмоций с безусловного раздражителя на условный). Отмечается свойство генерализации - когда схожесть с обусловленным фактором, другого фактора, тоже вызывает реакцию. В отличии от механизмов инстинктивного опредмечивания обуславливание подвергается угашению, при отсутствии подкрепления). Все вышеприведенные механизмы проявляются у человека. Импритинг наблюдается при влюбленности, при контакте матери и ребенка, половое запечатление. Очень большое значение имеет механизм обуславливания при развитии мотивационной сферы человека (отмечается роль процессов познания, которые влияют как на скорость обуславливания, так и в принципе на результат (будет или не будет происходить обуславливание). Так же при формировании мотивационной сферы человека пользуются механизмом мотивационного опосредования (когда на основе мотивационно значимых элементов пытаются сформировать мотивационное отношение к другим элементам). Отличие в том, что в первом случае мотивацию формируют реально воспринимаемые события жизни, в другом - ожидания, обещания, предвосхищения, угрозы.

Итак, первичные потребности (биологическая мотивация): влечение к пище (голод), к воде (жажда), к воздуху, к избеганию повреждений (страх), к поддержанию оптимальной температуры, к отдыху (после продолжительной деятельности), ко сну (после длительного бодрствования), к активности (после бездействия), половое влечение (и отчасти агрессия). Они возникают на основе врожденных наследственных механизмов и основную роль в их возникновении играет гипоталамус.

Вторичные потребности («квазипотребности») - социальные потребности, формируемые в онтогенезе в процессе социализации и воспитания человека. Познавательные, эстетические, в развлечениях, в сопереживании.

Классификация потребностей по А. Маслоу

Тема 4. Классификация потребностей в социально-психологическом аспекте

Контрольные вопросы

1. Каким образом взаимодействуют биологические и социальные потребности?

2. Каким образом современные организации удов­летворяют материальные и духовные потреб­ности?

3. Раскройте различие между индивидуальными и общественными потребностями.

4. Раскройте взаимосвязь индивидуальных и обще­ственных потребностей.

5. Творчество - это процесс или результат?

6. Назовите составляющие творческой деятельности.

7. Дайте краткую характеристику этапов твор­ческой деятельности.


На поведение покупателей огромное влияние оказыва­ет взаимодействие трех факторов: способность совершить покупку, возможность ее совершить и мотивация.

Под фактором «способность»: в данном случае подра­зумевается дееспособность, работоспособность, кредито­способность покупателя.

Под фактором «возможность» подразумевается вероят­ность, допустимость, достижимость, осуществимость, пра­во, реальность, удобный случай приобретения товара.

Центральный вопрос фактора «мотивация»: а вот если есть физическая возможность и знание о товаре, купит ли его потребитель?

Если, анализируя потребности, человек дает ответ на вопрос, почему он действует или не действует опре­деленным образом, то при анализе мотивов дается ответ на вопрос «зачем?».

Человеку свойственно испытывать множество по­требностей, некоторые из них являются биологическими и обусловлены физиологическими причинами (голодом, жаждой), остальные относятся к психологическим и за­ключаются в желании признания, уважения, духовной близости.

Большинство потребностей второй категории не на­столько сильны, чтобы побудить человека к безотлага­тельным действиям.

Когда потребности достигают достаточного уровня интенсивности, они становятся мотивом. Мотив - это потребность, достигшая такого уровня интенсивности, что побуждает человека совершать действия, направленные на ее удовлетворение. Таким образом, мотив - побужде­ние к деятельности, связанное с удовлетворением потреб­ностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определя­ющих ее направленность.

Побуждение - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентри­ровано на достижении цели.

Следует отметить, что существует огромное количест­во разнообразных человеческих потребностей, тех целей, которые, г понимании каждого человека, приводят к удовлетворению его потребностей, а также типов пове­дения, при достижении этих целей.


Анализируя эту проблему, Стефен Керрол и Генри Тоси отмечают: «Структура потребностей человека определяет­ся его местом в социальной структуре или ранее приобре­тенным опытом. Следовательно, между людьми сущест­вует множество различий в отношении тех потребностей, которые для них важны. Что еще более важно, так это го, что есть множество путей и способов удовлетворения потребностей конкретного типа. Например, потребность в утверждении собственного «я» одного человека можно удовлетворить, признав его лучшим работником отдела. А удовлетворить аналогичную потребность кого-то друго­го означает признать лучшим фасон его одежды, объяснив всем, что он одевается лучше всех других в группе.

Конкретный способ, которым человек может удовле­творить свою конкретную потребность, определяется им, исходя из жизненного опыта. Мы узнаем опытным путем, что некоторые ситуации являются более желательными (вознаграждаемыми), чем другие, и стремимся именно к ним. Других ситуаций мы стараемся избегать» .

Единой общепризнанной классификации потребнос­тей не существует. Психологи даже были вынуждены отказаться от составления их полного списка, так как человеческие потребности очень многочисленны, они постоянно изменяются, возникают и исчезают.

Самая известная попытка систематизировать по­требности - иерархия потребностей А. Маслоу. Базовые (т. е. основные, наиболее общие и фундаментальные) потребности он расположил в виде пятиступенчатой пи­рамиды, начиная с насущных, без которых человеческий организм не может физически существовать, и кончая наиболее сложными - социальными.

Подход А. Маслоу к мотивации основан на четырех предпосылках:

Все люди имеют одинаковый набор мотивов в си­лу наследственности и социального взаимодей­ствия.

Некоторые мотивы более фундаментальны или более значимы, чем другие.

Базовые мотивы должны быть удовлетворены хотя бы в минимальной степени, перед тем как активизируются другие мотивы.

После удовлетворения базовых мотивов начинают действовать более высокие мотивы.

Рис. 4.1. Классификация потребностей по А. Маслоу

Иерархия потребностей по А. Маслоу представлена в виде пирамиды на рис. 4.1.

Физиологические потребности: еда, вода, сон и др. Пока эти мотивы минимально не удовлетворены, другие мотивы не активируются.

Потребности в безопасности: стремление к защищенности, стабильности, знакомому окружению.

Потребности в любви и принадлежности: желание любви, дружбы, принадлежности к группе.

Потребности в уважении: желание статуса, превосходства, достижений, уважения, престижа.

Потребность в самоактуализации: стать тем, кем человек способен стать, обогащение опыта.

В своей концепции А. Маслоу не только рассматривает психологические черты личности, но и устанавливает их связь с окружающей социальной средой. Удовлетворение базовых потребностей всех пяти ступеней прямо зависит от общественной системы, господствующих в ней поли­тических взглядов и культурных традиций.

Дадим более подробную характеристику базовых потребностей с использованием материала современной социологии и психологии.

Первый, наиболее фундаментальный пласт базовых потребностей человека - физиологические потребности (первичные, насущные, витальные), удовлетворение кото­рых необходимо для поддержания жизни. Это потребность в еде, жилище, одежде. По своему происхождению они носят биологический характер, хотя и удовлетворяются всегда какими-либо социально обусловленными способа­ми, сложившимися в той или иной культуре.

Однако определение насущных физиологических по­требностей, как потребностей в еде, одежде и жилище, требует уточнений. Например, для многих африканцев по­требность в пище может быть удовлетворена только на ми­нимальном уровне и превращается в вопрос жизни и смерти, а представители среднего класса в благополучных запад­ных странах в настоящее время ее почти не замечают.

Тем не менее в современном мире достаточно часто возникает депривация - т. е. недостаточное удовлетворение физиологических потребностей. Депривация потребностей ведет к фрустрации - сложному психическому состоянию гнетущего напряжения, тревожности, чувства безысходности и отчаяния. Длительная фрустрация насущных потребностей вызывает глубинные изменения в мировоззрении, а затем и в психическом здоровье отдельных людей и целых слоев общества.

Подводя итог, следует отметить, что все виды сервисной деятельности неизбежно должны принимать во внимание физиологические, в том числе насущные, потребности человеческого организма. Тонкое и грамотное удовлетворение физиологических потребностей, создание комфортных условий для клиента (в том числе в контактной зоне) всегда является мощным фактором повышения эффективности и конкурентоспособности сервисной длительности.

Человек – это высшее создание природы, ее властитель. Люди летают в космос, занимаются наукой, создают и разрушают, совершенствуют и упрощают. Тем не менее, человек, по своему анатомическому и физиологическому строению, относится к классу млекопитающих. От животных людей отличает только наличие разума. Если цивилизация, все то, что создал человек за тысячелетия своего присутствия на Земле, погибнет, то от наших самых разнообразных запросов: духовных, эстетических, социальных, творческих, останутся только физиологические потребности – то, что свойственно всему животному миру.

В поведении человека выделяют две стороны, которые очень связаны друг с другом: регуляционную и побудительную. Именно побуждение, связанное с потребностями и мотивами, заставляет человека вести себя надлежащим образом. Главный источник активности человека –его нужды, они стимулируют поведение, направляют его на поиск желаемого. Потребность – это такое состояние индивида, когда он нуждается в определенных условиях, которых ему не хватает для нормального развития и существования. Можно сказать, что человек постоянно находится в состоянии нужды в чем-либо, что каждый раз наполняется конкретным содержанием (предмет потребности).

Как бы ни были высоки духовные устремления человека, ему необходимо есть, чтобы поддерживать жизненные силы; спать, чтобы их восстанавливать; пить, чтобы не умереть от обезвоживания организма; удовлетворять инстинкт размножения, чтобы не исчез род человеческий.

Каких бы высот ни достиг прогресс, без полного удовлетворения этих базовых естественных нужд качество жизни каждого отдельного человека будет низким. В свое время стала популярной теория психолога Абрахама Маслоу из США. Он вывел теорию человеческих нужд, так называемую «пирамиду потребностей». Ученый утверждал, что физиологические потребности — самые важные, базовые. Если их не удовлетворить, то это может привести к разрушению всего организма, болезни, смерти, наконец. Для того чтобы выжить, человеку нужно совсем немного, но чтобы комфортно себя чувствовать, быть здоровым и жить долго, нужно несколько больше.

Анатомо — физиологические потребности человека – это набор условий, при которых можно выжить:

— физическое существование, если нет бедствий, голодовок и серьезных болезней;

— тепловой комфорт, безопасный уровень радиации (постоянная нормальная температура тела);

— чистый воздух (состав, который не приводит к аномалиям генетического плана);

— питьевая вода с необходимым набором химических веществ;

— хороший, спокойный сон и отсутствие стресса;

— здоровая, калорийная, вкусная пища.

Только когда эти нужды будут удовлетворены, появляются потребности в безопасности, признании и т.д. Если у человека хороший сон, питание, утолена жажда воды и кислорода, то у него появляются физиологические потребности более высокого уровня. К ним можно отнести сексуальные нужды. Без него никто не умрет, но неудовлетворение интимных желаний приводит к нарушению в психике человека и даже к деформации личности.

Удовлетворение базовых нужд – очень важная часть жизни, но если оставить только это, то что отличит нас от животных? Физиологические потребности нашего тела мы можем почувствовать без помощи других людей. Мы точно ощутим голод, усталость, нехватку воздуха или воды. Но как удовлетворить жажду славы в одиночестве, с кем разделить творческий успех, триумф спортивных побед?

Духовная потребность в вере и любви, чувство совестливости, бескорыстное служение идее и людям, стремление к знаниям, творчеству, совершенству, самореализации – это свойственно только человеку.

Человеческие потребности – более широкое понятие, чем физиологические. Оно включает все спектры духовной и разумной деятельности человека. Эти потребности безграничны, и удовлетворить их человек может только в обществе себе подобных.

Термин «физиологическая потребность» слышали многие. Но объяснить, что это, под силу не всем. Статья поможет лучше понять, что подразумевается под этим простым, казалось бы, понятием, чем различаются потребности взрослого и ребенка, а также как не позволить потребности стать зависимостью.

Человек - это высшее создание природы, ее властитель. Люди летают в космос, занимаются наукой, создают и разрушают, совершенствуют и упрощают. Тем не менее, человек, по своему анатомическому и физиологическому строению, относится к классу млекопитающих. От животных людей отличает только наличие разума. Если цивилизация, все то, что создал человек за тысячелетия своего присутствия на Земле, погибнет, то от наших самых разнообразных запросов: духовных, эстетических, социальных, творческих, останутся только физиологические потребности - то, что свойственно всему животному миру.

В выделяют две стороны, которые очень связаны друг с другом: регуляционную и побудительную. Именно побуждение, связанное с заставляет человека вести себя надлежащим образом. Главный источник активности человека -его нужды, они стимулируют поведение, направляют его на поиск желаемого. Потребность - это такое состояние индивида, когда он нуждается в определенных условиях, которых ему не хватает для нормального развития и существования. Можно сказать, что человек постоянно находится в состоянии нужды в чем-либо, что каждый раз наполняется конкретным содержанием (предмет потребности).

Как бы ни были высоки духовные устремления человека, ему необходимо есть, чтобы поддерживать жизненные силы; спать, чтобы их восстанавливать; пить, чтобы не умереть от обезвоживания организма; удовлетворять инстинкт размножения, чтобы не исчез род человеческий.

Каких бы высот ни достиг прогресс, без полного удовлетворения этих базовых естественных нужд качество жизни каждого отдельного человека будет низким. В свое время стала популярной теория психолога Абрахама Маслоу из США. Он вывел теорию человеческих нужд, так называемую «пирамиду потребностей». Ученый утверждал, что физиологические потребности - самые важные, базовые. Если их не удовлетворить, то это может привести к разрушению всего организма, болезни, смерти, наконец. Для того чтобы выжить, человеку нужно совсем немного, но чтобы комфортно себя чувствовать, и жить долго, нужно несколько больше.

Анатомо - физиологические потребности человека - это набор условий, при которых можно выжить:

Физическое существование, если нет бедствий, голодовок и серьезных болезней;

Тепловой комфорт, безопасный уровень радиации (постоянная нормальная температура тела);

Чистый который не приводит к аномалиям генетического плана);

Питьевая вода с необходимым набором химических веществ;

Хороший, спокойный сон и отсутствие стресса;

Здоровая, калорийная, вкусная пища.

Только когда эти нужды будут удовлетворены, появляются потребности в безопасности, признании и т.д. Если у сон, питание, утолена жажда воды и кислорода, то у него появляются физиологические потребности более высокого уровня. К ним можно отнести сексуальные нужды. Без него никто не умрет, но неудовлетворение интимных желаний приводит к нарушению в психике человека и даже к деформации личности.

Удовлетворение базовых нужд - очень важная часть жизни, но если оставить только это, то что отличит нас от животных? Физиологические потребности нашего тела мы можем почувствовать без помощи других людей. Мы точно ощутим голод, усталость, или воды. Но как удовлетворить жажду славы в одиночестве, с кем разделить творческий успех, триумф спортивных побед?

Духовная потребность в вере и любви, чувство совестливости, бескорыстное служение идее и людям, стремление к знаниям, творчеству, совершенству, самореализации - это свойственно только человеку.

Человеческие потребности - более широкое понятие, чем физиологические. Оно включает все спектры духовной и разумной деятельности человека. Эти потребности безграничны, и удовлетворить их человек может только в обществе себе подобных.