Основная цель, которую ставят перед собой воспитатели, организовывая живой уголок - научить детей заботиться о ком-то и раскрыть у них чувство ответственности. Совместный уход за питомцами живого уголка поможет сплотить коллектив, научит детей работать в команде, прислушиваться к мнению окружающих. Кроме того, многие дети не любят ходить в детский сад, а живой уголок поможет заинтересовать ребёнка, станет своеобразным стимулом и позволит скорее привыкнуть.

Выбирая питомцев в живой уголок, следует прежде всего учитывать безопасность животного и простоту ухода за ним. Понятно, что ни один живой уголок в детском саду не переживёт наличия террариума с ящерицами или «ручных» тарантулов. Дети должны сами научиться ухаживать за обитателями живого уголка, поэтому чем меньше времени и сил занимает уход, чем меньше он требует специальных знаний - тем лучше.

Кроме того, животные, которых Вы поселите в живой уголок, должны иметь яркую окраску. Это будет привлекать и концентрировать внимание детей. Желательно заводить несколько питомцев одного вида, это позволит детям видеть индивидуальные особенности экземпляров.

Лучше всего поставить в живой уголок аквариум с рыбками, которые не требуют серьёзного ухода. С детей будет вполне достаточно того, что они научатся правильно кормить рыб, менять воду и периодически чистить аквариум. Естественно, все эти манипуляции должны проходить под чутким руководством воспитателя.

Лучше всего выбрать небольшой аквариум и поселить в него , данио, меченосцев и . Хорошо будет воспринята детьми живущая в аквариуме маленькая водяная черепашка.

Аквариум должен украшать живой уголок, поэтому стоит продумать дизайн его внутреннего оформления. Детям очень нравится наблюдать за тем, как рыбки заплывают в гротики, шныряют между корягами и резвятся среди водорослей.

Можно поселить в живой уголок каких-то грызунов: крыс или хомяков, но лучше всего подойдут морские свинки, так как эти животные абсолютно безвредны и прекрасно ладят с детьми. Их можно брать на руки и кормить с ладошки, что приносит дошкольникам массу положительных эмоций. Не доставят морская свинка особых хлопот и в процессе чистки клетки.

Живой уголок может стать домом для волнистых попугайчиков. Лучше приобрести самца и самочку, так как детям обязательно захочется научить птичку разговаривать, а, как известно, этим могут похвастаться только представители мужской половины попугайчиков. Кроме того, если у Ваших питомцев появятся птенцы - это станет ценным материалом для наблюдения.

Обязательно вместе с детьми дайте питомцам клички. Сам процесс выбора имени принесёт море позитива, а впоследствии поможет детям по-настоящему подружиться с обитателями уголка природы.

Озеленить живой уголок также лучше простыми, не требующими особого ухода комнатными растениями. Можно использовать хлорофитум, который кроме эстетической привлекательности является ещё и очень хорошим очистителем воздуха, аспарагус, традесканции, монстеру, циперус и китайскую розу. Эти растения просты в уходе, не требуют особенных условий, легко размножаются. Для безопасности детей не следует приносить в живой уголок кактусы, а также растения, которые имеют ядовитый сок. Можно составить график полива, это поможет воспитать в детях чувство ответственности.

Периодически все вместе устраивайте генеральную уборку в своём живом уголке. Чистка аквариума и освобождение растений от пыли - интересное и увлекательное занятие для дошкольников.

Живой уголок в детском саду обязательно понравится воспитанникам, особенно тем, чьи родители не разрешают заводить домашних животных. Общение с природой - ценный опыт для воспитания личности, формирования человеческих ценностей и становления характера.

Живой уголок в детском саду – довольно распространенное явление. Узнав о том, что живой уголок в детском саду есть, дети очень радуются: попробуйте найти ребенка, который бы не любил наблюдать за рыбками в аквариуме или слушать разговоры попугаев. В отличие от детей, родители более скептичны и часто задаются вопросом: правомерен ли живой уголок в детском саду, ведь перья птиц, шерсть животных, пыльца растений – одни из наиболее часто встречающихся аллергенов, и как бы не получилось так, что вместе с радостью от общения с флорой и фауной ребенок не заработал себе аллергию.

В этой статье мы расскажем про живой уголок в детском саду: аспекты его организации, его обитателей, правила поведения ребенка в живом уголке.

Правила организации живого уголка в детском саду

Живой уголок в детском саду должен быть организован согласно пункту 6.13 санитарно-эпидемиологических требований к дошкольным учреждениям (СанПиН 2.4.1.2660 – 10, от 01.10.2010), а это значит, что

  • Растения и животные должны быть безопасны.
  • Живой уголок в детском саду не должен включать в себя агрессивных или непредсказуемых в поведении животных, колючих и ядовитых растений.
  • Бродячие животные в уголке исключены.

Кроме этого, список растений, которые запрещены, можно дополнительно изучить в «Гигиенических требованиях безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» от 01.06.2011. Среди запрещенных экспонатов можно встретить, например, широко используемую в обиходе петрушку.

Живой уголок в детском саду организуется только с разрешения ветеринарного надзора, который ставит экспонаты на учет, отмечает своевременность прививок, сделанных животным, консультирует по необходимым гигиеническим процедурам. На практике в идеале все должно выглядеть следующим образом: за дошкольным учреждением закрепляется ветеринар, который дает рекомендации по подбору животных, птиц, рыб отдельно для каждой группы. Предварительно с каждым из родителей медперсонал ДОУ проводит индивидуальную беседу, в которой узнает противопоказания у детей, предрасположенность к аллергии.

Уголок находится на попечении сотрудников ДОУ: дети не должны осуществлять уход за питомцами и растениями. Единственное – они могут помогать, например, поливать растения. Для этого родительский комитет закупает маленькие леечки, маркирует для каждого ребенка. В уход за растениями можно внести и соревновательный элемент: каждый из детей отвечает за свое растение и в конце года подводятся итоги, кто лучше справился с задачей.

В отличие от растений, живой уголок в детском саду с аквариумами, животными и птицами запрещено организовывать в групповой.

Живой уголок в детском саду – это настоящий мини-зоосад. Комната должна быть специально оборудована, к ней должны быть подведены горячая и холодная вода, организована канализация, корм и инвентарь должны быть разложены по стеллажам, не доступным для детей.

Обитатели живого уголка

Живой уголок в детском саду – важная ступенька в воспитании детей. Дошкольники учатся ухаживать за растениями, знакомятся с видами флоры и фауны, находят различия. Важно, чтобы «каждой твари было по паре» — чтобы дети воотчию могли находить общие черты и индивидуальные различия.

Объекты в уголке размещаются таким образом, чтобы дети могли свободно к ним подходить и рассматривать. Как правило, живой уголок в детском саду населяют рыбы, птицы, млекопитающие.

Типичные обитатели зооуголка:

  • Рыбы: меченосцы, гуппи, сомики, данио, золотые рыбки, барбусы.
  • Птицы: волнистые попугайчики и канарейки.
  • Млекопитающие: хомячки, морские свинки, крысы, кролики.

Особенности оформления живого уголка для разных возрастных групп

Живой уголок в детском саду, организованный для младшей и старшей групп, отличается. Объясняется это степенью развития детей и их потребностью в получении новых знаний.

Живой уголок в детском саду для младшей группы – это яркие тропические рыбки и пестрые попугайчики. Детей привлекает яркий раскрас и они готовы любоваться на питомцев хоть часами. Пока общение с животными проходит на довольно примитивном уровне: детям рассказывают про обитателей уголка, изредка разрешая их покормить. В качестве дополнительных заданий загадываются загадки, в занятия в детском саду воспитатели включают сказки, в которых задействованы жители уголка. Детям могут предложить придумать клички для питомцев, сделать поделку с изображением любимчика из уголка.

Живой уголок в детском саду, организованный для старшей группы, выглядит несколько иначе. Здесь уже можно встретить млекопитающих, рыбки не обязательно должны быть пестрыми. Уход за обитателями живого уголка становится более сложным, дети получают новые навыки: как менять подстилку, воду в поилке, купать животных, выращивать потомство. Знания детей закрепляют просмотром познавательных фильмов и диафильмов.

Устройство зоологического уголка в детских дошкольных учреждениях открывает новые возможности для воспитательной работы с детьми. Во многом успех этого мероприятия зависит от правильной и грамотной организации живого уголка. В книге даны рекомендации по подбору животных для уголка живой природы, приведены краткие описания животных и содержатся сведения об особенностях ухода за каждой группой животных. Особое внимание уделяется мерам безопасности при общении детей с обитателями зооуголка.

Ирина Владимировна Катаева
Зооуголок в детском саду

Введение

В последнее время очень актуальным стало экологическое воспитание детей, фундамент для которого необходимо закладывать еще в раннем возрасте.

Немалую роль играют в этом детские дошкольные учреждения, в которых детям дают первое представление об окружающем мире, о его хрупкости и многообразии.

Конечно, нельзя познакомить ребенка с природой только с помощью красивых фотографий или чтения книг.

В любом правильно организованном детском дошкольном учреждении должен быть зооуголок.

В первую очередь общение с животными принесет ребенку массу положительных эмоций. Это и радость, и удивление, и трепет первых открытий. Благодаря наличию зооуголка дети с малых лет учатся бережному отношению к животному миру и братьям нашим меньшим.

У них появляются чувство ответственности, стремление оберегать более слабых существ и заботиться о них.

Уход за животными в зооуголке дисциплинирует детей, позволяет им приобрести простейшие навыки трудовой деятельности.

Кроме того, постоянное общение с животными раскрывает творческий потенциал ребенка, что облегчает художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Следует правильно отнестись к подбору животных для детского живого уголка, обустройству помещения, чтобы нахождение в нем было безопасным и комфортным как для детей, так и для их питомцев.

К сожалению, в настоящее время существует мало литературы, посвященной организации живого уголка в дошкольных учреждениях.

Эта книга поможет вам грамотно организовать зоологический уголок в любом дошкольном учреждении.

Она поможет вам грамотно разместить животных в зооуголке, правильно подобрать для них рацион, обеспечить соответствующий уход за ними.

Отдельные главы книги посвящены мерам безопасности при уходе за животными, благотворному влиянию общения с животными на детей, что будет полезно знать каждому человеку, работающему в детских коллективах.

Устройство живого уголка в детском саду и основные требования к его объектам

Зооуголки в дошкольных учреждениях устраивают прежде всего с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в зооуголке дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями – в прохладное и затененное.

Постоянными обитателями живого уголка являются аквариумные рыбки (живородящие виды – меченосцы, гуппи, платипецилии; сомики, лабео, данио, барбусы, золотые рыбки). Наблюдение за ними интересно, а труд по уходу несложен для детей и доступен им (он заключается в кормлении, чистке аквариума). Можно содержать в живом уголке амфибий и рептилий. Помимо постоянных обитателей зооуголка (шпорцевых лягушек, аксолотлей, черепах), можно приносить для демонстрации детям местные виды животных (зеленую и серую жаб, лягушек, ящериц).

Большой интерес у детей вызовет уход за птицами. Типичными представителями пернатых обитателей живого уголка являются канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы размножаются в неволе, а развитие птенцов, забота птиц о потомстве – ценный материал для наблюдения детей.

Млекопитающие являются ценными объектами для живого уголка благодаря своему сложному поведению. Наблюдая за ними, дети учатся узнавать и различать их по внешним признакам. В зооуголке можно разместить кроликов, хомячков, морских свинок, крыс.

Особенности организации зооуголка для детей младшей и старшей групп

В зооуголке младшей группы лучше всего содержать певчих птиц. Они обладают яркой окраской, легко приспосабливаются к неволе. Млекопитающие же требуют к себе много внимания, поэтому их содержат в зооуголке старшей группы детсада, а клетки с хомячками, кроликами, морскими свинками приносят в младшие группы для временного наблюдения. В аквариумах зооуголка для детей старшей группы лучше содержать живородящих и икромечущих рыб. Уход за амфибиями и рептилиями несложен. Они могут содержаться в зооуголках всех возрастных групп. Однако скорее всего эти животные вызовут интерес у детей старших групп, так как они не обладают яркой окраской, которая могла бы привлечь внимание младших детей.

Самые маленькие дети получают знания о животных путем наблюдения. Для этого хорошо подойдут ярко окрашенные тропические рыбки, морские свинки с интересным внешним видом, со сложным поведением, черепахи, хомячки. Детей надо познакомить с животными: сказать их название, дать их детям возможность рассмотреть их внешний вид, понаблюдать за их движениями, рассказать о питании животных, возможно, дать покормить. В этом возрасте, когда ребенок особенно охотно идет на контакт, ему можно предложить проимитировать звуки животного, повторить движения животных, не издающих звуки.

После таких занятий дети хорошо запомнят информацию о животном, будут лучше его воспринимать.

Кроме того, важно заинтересовать ребенка. Занятия должны проходить в игровой форме. Ребенок должен научиться распознавать окраску шерсти, цвет глаз, форму тела, его рельефность. При этом можно научить детей образному сравнению, например сказать, что шерстка животного мягкая как пух. Очень заинтересует детей разгадывание загадок про животных, которых им потом продемонстрируют. Дети могут дать клички животным.

Потом детей необходимо научить установлению причинно-следственных связей. Почему у черепахи панцирь? Почему у попугая крылья? Почему кролик передвигается прыжками, а морская свинка бегает? Детям можно рассказать о диких и домашних животных (продемонстрировать кролика, канарейку, хомячков). На этом этапе детям впервые можно дать возможность ухаживать за животными под руководством воспитателя. Это могут быть простейшие действия: положить корм в кормушку, налить воды в поилку. На этом этапе дети уже начинают сами придумывать рассказы и стихи, рисовать картинки.

Детям старшей группы можно давать понятия о многообразии животных, об их уникальности и необходимости их охраны, демонстрировать живородящих рыбок, давать знания о размножении животных, воспитании ими потомства. Уход становится более сложным, добавляются новые навыки – замена подстилки, самостоятельное кормление, замена воды в поилке, купание животных, уход за потомством. При этом детям демонстрируются фильмы о животных, диафильмы.

Их побуждают к самостоятельным наблюдениям, новым открытиям в поведении животных.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Введение

В последнее время очень актуальным стало экологическое воспитание детей, фундамент для которого необходимо закладывать еще в раннем возрасте.

Немалую роль играют в этом детские дошкольные учреждения, в которых детям дают первое представление об окружающем мире, о его хрупкости и многообразии.

Конечно, нельзя познакомить ребенка с природой только с помощью красивых фотографий или чтения книг.

В любом правильно организованном детском дошкольном учреждении должен быть живой уголок.

В первую очередь общение с животными принесет ребенку массу положительных эмоций. Это и радость, и удивление, и трепет первых открытий. Благодаря наличию зооуголка дети с малых лет учатся бережному отношению к животному миру и братьям нашим меньшим.

У них появляются чувство ответственности, стремление оберегать более слабых существ и заботиться о них.

Уход за животными в уголке природы дисциплинирует детей, позволяет им приобрести простейшие навыки трудовой деятельности.

Кроме того, постоянное общение с животными раскрывает творческий потенциал ребенка, что облегчает художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения.

Следует правильно отнестись к подбору животных для детского уголка природы, обустройству помещения, чтобы нахождение в нем было безопасным и комфортным как для детей, так и для их питомцев.

1. Устройство живого уголка в детском саду и основные требования к его объектам

Живые уголки в дошкольных учреждениях устраивают, прежде всего с целью развития у детей представления о многообразии животного мира. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления о мире, чем рассматривание иллюстраций, чтение книг или рассказ старших. Конечно, полностью исключать эти формы знакомства с животным миром не стоит. Напротив, они будут лишь дополнять, и расширять складывающиеся у детей представления о животном мире, полученные из непосредственного общения с животными. Дети, несомненно, с радостью воспримут общение с животными. Кроме того, при выполнении несложных работ в живом уголке п дети приобретут полезные простейшие навыки ухода за животными, почувствуют ответственность за своих питомцев. Для устройства зооуголка лучше всего выделить светлую комнату с окнами на юг или юго-восток. В этом помещении можно не только разместить обитателей живого уголка, но и проводить занятия с детьми. Объекты размещают таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним и наблюдать за животными. В зооуголке должно быть определенное количество объектов. Это обеспечит более глубокое познание, без рассеивания внимания. Очень важно при составлении зооуголка правильно подобрать его будущих обитателей. При этом необходимо учитывать некоторые требования к обитателям живого уголка.

1. Все животные должны иметь яркую окраску, чтобы удержать неустойчивое внимание детей, заинтересовать их.

2. Необходимо, чтобы в живом уголке содержалось несколько экземпляров одного вида животных, что позволит увидеть не только сходство между ними, но и индивидуальные различия. Такие наблюдения помогут сформировать у детей целостные представления о многообразии животного мира.

3. Важно помнить, что все животные должны быть безопасны для детей.

4. Животные зооуголка не должны требовать для своего содержания сложного оборудования, уход за ними должен быть сравнительно прост, соответствовать силам детей и наличию у них свободного времени.

5. При размещении обитателей зооуголка необходимо учитывать их биологические особенности. Так, террариум с черепахой следует ставить на солнечное место, а аквариум с амфибиями в прохладное и затененное.

2 . Земноводные живого уголка (амфибии)

Амфибии (или земноводные) - один из самых интересных и загадочных классов животных. Эти существа имеют причудливый, порой слишком яркий облик, миролюбивый нрав, а кроме того, сравнительно неприхотливы в содержании. Все это делает их интересными объектами для содержания в зоологических уголках.

В настоящее время известно около 3500 бесхвостых и около 300 видов хвостатых амфибий. Из них в живом уголке можно держать шпорцевых лягушек, аксолотлей и испанских тритонов. Эти виды ведут исключительно водный образ жизни, а в зимнее время (при обеспечении надлежащих условий) не впадают в спячку. Помимо постоянных обитателей, можно приносить для демонстрации детям обыкновенную жабу и травяную лягушку, которые являются временными обитателями уголка.

2 .1 Шпорцевая лягушка

Шпорцевая лягушка - это исключительно водное животное, никогда не покидающее воды. Родиной шпорцевой лягушки является тропическая Африка, где такие лягушки населяют болотистые водоемы со стоячей водой, бедной кислородом.

Окрашено это животное в светлые, сероватые, оливковые, иногда темно-коричневые с неясным мраморным рисунком тона, брюшко светлое, молочно-белое. Наиболее распространена в искусственном содержании альбиносная форма этого вида. Цвет кожи у альбиносов кремово-розоватый, глаза красные. В длину лягушка достигает 8 см и больше. Кожа шпорцевой лягушки гладкая, слизистая. Голова небольшая, приплюснутая, глаза расположены сверху. Передние лапы тонкие, с длинными пальцами, лишенными перепонок.

Самцы шпорцевых лягушек обладают тихим мелодичным голосом, самки не поют.

Половой зрелости лягушки достигают к 10 месяцам. Самку можно отличить по крупным размерам (самцы составляют в длину 3-4 см) и клоачные выросты на ягодичной области. У самцов эта область тела гладкая, а на нижней стороне передних конечностей после достижения половозрелости появляются темные полосы. Количество икринок, которые откладывает самка, может достигать нескольких сот тысяч, обычно около 200 тыс. Икринки крупные, 3 мм в диаметре.

Питаются эти лягушки в природе разнообразными животными кормами: моллюсками, червями, личинками насекомых и ими самими, трупами животных.

При этом лягушки помогают себе проталкивать пищу в рот передними лапками.

Шпорцевые лягушки живут при хорошем уходе до 15 лет. Их поведение очень интересно, они могут узнавать людей, которые их кормят, приучаются брать пищу из рук.

2.2 Аксолотль (мексиканская амбистома)

Это одно из самых интереснейших земноводных животных. В неволе содержат не взрослую амбистому, а ее личинку. Родина этого животного - Мексика. Название «аксолотль» имеет ацтекское происхождение и переводится как «водяной житель», «водяное чудовище» или «играющий в воде».

Аксолотль - это исключительно водное животное, внешне похожее на дракона со старинных китайских картин.

Он может достигать достаточно крупных размеров (до 30 см). Голова аксолотля крупная, морда тупоконечная. Хвост плоский, имеет форму ланцета, очень подвижный.

В природных условиях аксолотли темно-зеленого цвета, но в неволе встречаются животные золотистого, синего, черного, бежевого и других цветов. Часто встречается в живых уголках аксолотль-альбинос с желто-белой окраской тела и красной окраской жабр.

Жабры у аксолотля наружные, перистые, состоят из 3 веточек. Через них, а также через кожу осуществляется дыхание этих животных, хотя у них и развиваются небольшие рудиментарные легкие.

В неволе эти амфибии живут до 15 лет, при этом сравнительно легко размножаются. Самка толстая, клоачные губы на ягодичной области не выступают в отличие от самца, который относительно строен и имеет клоачные губы. Половой зрелости они достигают в возрасте 1 года. За один нерест самка откладывает 500--1000 икринок и больше.

2.3 Тритон ребристый (иглистый, испанский)

В природе распространен в Испании, Португалии и Марокко. Это животное ведет водный образ жизни. Внешне тритон напоминает ящерицу.

Он окрашен в серый цвет, по которому разбросаны темные пятна.

Длина тела может достигать 30 см, но обычно она значительно меньше, что зависит от условий содержания, в первую очередь от объема аквариума.

Половозрелыми тритоны становятся в возрасте 1 года. Самка толстая, на ягодичной области у нее не выступают клоачные губы.

За период нереста она откладывает от 200 до 1000 икринок. Продолжительность жизни ребристого тритона - около 10 лет и более.

2 .4 Лягушка т равяная

Из всех видов лягушек для содержания в живом уголке лучше брать небольшую травяную лягушку. Небольшое приземистое тело с широкой головой. Морда округленная, с большими выпуклыми глазами. Окраска от шоколадного и светло-бурого до коричневой, и почти черного. Брюхо грязно-белое или желтоватое, с коричневым мраморным рисунком. Кожа тонкая, влажная и слизистая. Влажность кожи играет большую роль в дыхании лягушки, и высыхание для нее гибельно. Лягушка передвигается по суше скачками за счет длинных задних ног. Хорошо плавает в воде. Между пальцами задних ног натянута плавательная перепонка. Добычу захватывает клей ким, раздвоенным на конце языком, который прикреплен к переднему краю ротовой полости. Весной в холодной талой воде лягушки приступают к размножению. Свежеотложенную икру в водоеме легко узнать, так как она представляет собой комочек тесно прилегающих друг к другу яиц. Постепенно, по мере разбухания слизистых оболочек, промежутки между икринками увеличиваются. Развитие головастиков занимает 50--90 дней. Вышедшие из икры головастики невелики, темного цвета. Когда им исполнится месяц, у основания хвоста прорезаются задние конечности. На 45--50-й день жизни у них появляются передние конечности. Постепенно меняется форма тела: оно становится более угловатым, как у лягушки, но сохраняется еще длинный прозрачный хвост. С каждым днем хвост становится все меньше, укорачивается. Маленькие лягушата выбираются на сушу из воды. Хвостик у них еще есть, но он совсем короткий, а через день-два исчезает. Для наблюдения за превращением икринки в лягушку комок икры вместе с водой помещают в неглубокую плошку на светлое место (от прямых лучей икру надо защищать). Кормят головастиков водными растениями, мелко нарезанным салатом, дафниями, циклопами, мелкими кусочками мяса, ломтиками сырого картофеля и моркови. Маленьких лягушат лучше выпустить на волю, так как очень трудно найти подходящих для их питания живых мелких насекомых.

2 .5 Жаба обы кновенная

Величиной с травяную лягушку, но толще и массивнее. Окраска темно-серая, брюшко светло-серое или желтоватое, с мелкими темными пятнами. Кожа жабы матовая, сухая на ощупь, покрыта мелкими бугорками. При очень сильном раздражении из железок на кожных бугорках выступает слизь, вызывающая раздражение слизистых оболочек человека и животных. Прыжки жабы тяжелы, движения неуклюжи. В воде она также менее проворна, чем лягушка. Перепонки между пальцами задних ног у жабы короче, чем у лягушки. И в воду жаба идет неохотно (за исключением весеннего времени). Добычу схватывает широким языком. Язык короткий. Зиму проводит, зарывшись в землю. Весной мечет икру в виде узких длинных шнуров (до 3 м), которые обвивают водные растения. Через 10--12 дней из икры выходят очень маленькие черные головастики, развитие которых идет быстро, и раньше чем через два месяца молодые жабы покидают воду. На суше они окончательно утрачивают свой хвост.

3 . Содержание земноводных (амфибий ) в живом уголке

Прежде чем завести амфибий в детском саду, создайте им соответствующие условия. Для этого, прежде всего нужно подобрать аквариум должной формы и объема, выбрать для него подходящий грунт и растения, а также оборудование для фильтрации, аэрации, поддержания температурного и светового режимов.

В помещении аквариум лучше всего поставить на хорошо освещенное место (но не прямо у окна), чтобы можно было регулировать тепловой и световой режимы. Оптимальное размещение аквариума - на столе или в нише, в 1-2 м от окна, торцом к нему.

В этом случае растения и животные в аквариуме будут наиболее эффектно смотреться. При размещении аквариума на большем удалении от окна потребуются искусственные источники света.

Аквариум должен прочно стоять на своем месте, не шататься. Желательно не двигать аквариум, наполненный водой, иначе он может дать течь.

Идеален цельный стеклянный аквариум, так как аквариумы из оргстекла легко царапаются. Размеры аквариума зависят от количества и вида животных, которых в них предполагается содержать.

Подготовка воды для аквариума - одно из необходимых условий для правильного содержания амфибий. Ни в коем случае нельзя сразу наливать воду в аквариум из водопроводного крана. Она должна отстоятся.

Для земноводных необходима вода с определенным содержанием минеральных солей и органических веществ.

Соленая вода смертельна для почти всех видов амфибий. Также нельзя содержать их в дистиллированной воде. Важнейшими показателями воды являются жесткость и кислотность. Жесткость воды зависит от содержания в ней солей кальция и магния.

Для амфибий нужна вода мягкая или средней жесткости. Обычно этим требованиям соответствует водопроводная вода. Если вода слишком жесткая, ее разбавляют дистиллированной водой. Смягчают воду и некоторые аквариумные растения (роголистник, валлиснерия). Кислотность воды должна быть близка к нейтральной.

Для того чтобы подготовить водопроводную воду для аквариума, необходимо произвести ряд действий. Воду набирают в емкость с большой открытой поверхностью (ведро) и дают отстояться в течение 2-3 дней. За это время выходит хлор, вода избавляется от излишков газов. У уже отстоявшейся воды регулируют жесткость и кислотность. Подготовленную таким образом воду заливают в аквариум, в который уже выложен грунт и высажены растения.

Для того чтобы вода не размывала грунт, на дно аквариума устанавливается блюдце, на которое и льется вода тонкой струйкой из шланга. Аквариум заполняют водой практически полностью, оставляют лишь 5 см до верхней кромки. После этого аквариум закрывают куском стекла и оставляют на несколько дней. За это время в аквариуме происходит бурное развитие микроорганизмов, сопровождающееся помутнением воды. После того как вода посветлеет, в нее можно высаживать амфибий.

Земноводные чувствительны к содержанию кислорода, растворенного в воде. Если аквариум просторный с большим количеством растений, а амфибий в нем мало, они вполне могут обходиться кислородом, поступающим в воду естественным путем. В противном случае рекомендуются дополнительные приборы.

Лучше всего для этой цели подходит обычный компрессор. Распылитель со шлангом помещают так, чтобы он не портил интерьер аквариума. Для этого его лучше размещать у задней стенки аквариума среди растений, в 2-3 см от грунта. Особенно важна аэрация в ночное время, когда растения не выделяют кислород, и в жаркие летние дни.

Для очистки воды в аквариуме можно применять фильтры. Постоянная фильтрация необходима только в некрупном аквариуме с большим количеством животных. Если же число животных невелико, аквариум можно не оснащать фильтром.

В этом случае достаточно будет ежемесячной уборки. Необходимо регулярно производить уборку аквариума с амфибиями.

На ее время животных и плавающие растения лучше всего убрать в другую емкость. Уборку начинают с очистки стекла от налета водорослей. Это производят бритвой или специальным скребком, но аквариумы из оргстекла чистят только специальной капроновой щеточкой. Одновременно производятся чистка и замена фильтрующего материала.

После очистки стекла и фильтра из аквариума удаляют поврежденные листья растений. Грязь со дна убирают с помощью специального шланга или трубки. При этом один конец шланга помещают на дно аквариума, второй - в ведро, находящееся ниже уровня аквариума, и отсасывают воду. Старайтесь, чтобы объем разовой замены воды был минимальным, но не менее 1/4 объема.

Для освещения аквариума обычно используют люминесцентные лампы. Они равномерно освещают всю поверхность аквариума и не нагревают воду. Для нормальной жизнедеятельности растений и животных достаточно, чтобы подсветка осуществлялась 12-14 ч в сутки.

Желательно также позаботиться о декоративном оформлении аквариума.

Не загромождайте аквариум предметами интерьера, поскольку амфибии могут о них пораниться.

Лучше всего поместить на дно несколько крупных камней и 1-2 коряги. Растения высаживают с учетом их декоративности. Широколистные растения высаживают одиночными кустами в центре. Растения с длинными и тонкими листьями размещают на заднем фоне и по бокам. Низкорослые растения высаживают на переднем плане. Можно использовать для декоративного оформления аквариума искусственные замки, гроты или кувшинчики, где животное может скрыться. На заднюю стенку аквариума приклеивают фон зеленого или коричневого цвета.

В природных условиях шпорцевые лягушки живут в водоемах со стоячей водой и небольшим количеством кислорода. Поэтому они не нуждаются в дополнительной аэрации воды, которая даже может вызвать их беспокойство, создавая течение воды в аквариуме.

Требования к составу воды в аквариуме у лягушек не отличаются от требований к содержанию других земноводных. Источником кислорода для этих амфибий является атмосферный воздух, который они заглатывают, поднимаясь на поверхность. Поэтому нельзя плотно закрывать аквариум с этими животными стеклом, необходимо оставлять небольшую щель. В природе шпорцевые лягушки обитают в водоемах с уровнем воды 15-40 см, такую же глубину можно порекомендовать и для искусственного содержания этих амфибий.

В качестве грунта для шпорцевых лягушек следует избегать мелкого гравия и гранитной крошки, так как мелкие камешки могут быть проглочены амфибиями, жадно поедающими пищу.

Желательно использовать крупный грунт, а растения высадить в отдельные горшочки и установить. Если растения посадить непосредственно в грунт, шпорцевые лягушки могут выкопать их.

Простым решением могут быть отказ от грунта и размещение на дне нескольких отдельных крупных камней. Важно проследить, чтобы они были обкатаны и не имели острых краев. Растения в аквариум с этими земноводными помещаются исключительно с декоративными целями, поэтому их не должно быть много. В аквариум обязательно помещают какое-либо укрытие для животных. Например, для этой цели хорошо подойдет пещерка, сложенная из камней, склеенных нетоксичным клеем, которую можно купить в магазине уже готовую.

Кормление шпорцевых лягушек имеет одну особенность: они не могут регулировать объем пищи, который им необходим, поэтому могут переедать. Надо следить за этим и давать лягушкам еды не больше, чем они съедают за 10-15 мин. Кормят их мотылем, трубочником, дафниями, некрупными дождевыми червями, кусочками сырого нежирного мяса, птицы или рыбы.

Шпорцевые лягушки очень легко размножаются в условиях неволи, при этом могут давать потомство круглогодично. Для этого в аквариум помещают 2 самцов и 2 самок.

В природных условиях их цикл размножения приурочен к повышению температур.

Поэтому для стимуляции нерестового поведения на несколько недель температуру в аквариуме снижают до 18 °C, а затем поднимают до 24-26 °C.

Вода в аквариуме должна быть чистой, также нужно поместить в воду несколько веточек элодеи, за которые самка держится задними лапами в момент кладки икры.

После прохождения икрометания взрослые особи должны быть немедленно отсажены, так как в противном случае они съедят икру.

Через 2-5 суток из икры появятся головастики. Воду в аквариуме, где происходит их развитие, необходимо ежедневно частично заменять, аэрируя и поддерживая температуру около 20-25 °C.

Вначале головастиков нужно кормить мелкими водорослями, а также измельченными листьями крапивы или салата, можно давать сухое молоко.

Превращение головастика в лягушонка происходит примерно в 2-3 месяца. Молодых лягушат кормят дафниями, циклопами, мелким трубочником и мотылем.

Важно следить, чтобы крупные головастики и лягушата не поедали мелких головастиков, и своевременно отсаживать их. При достижении возраста 3 месяцев лягушат переводят на мясную пищу.

Аксолотль неприхотлив в содержании. Ему необходим аквариум объемом - 4-6 л воды на одно животное. Важно, чтобы вода в аквариуме была очень чистой, незамутненной и хорошо аэрировалась, температура воды комнатная (около 20 °C). Грунтом могут служить крупная гранитная крошка, галька. Следует особенно обратить внимание, чтобы в аквариуме не было острых камней, потому что у этой амфибии очень плохое зрение и она может повредить нежные жабры.

В центральной части аквариума в грунт высаживается крупное растение, по краям аквариума оставляют место для плавания земноводных.

В аквариуме с аксолотлями лучше не содержать других животных, потому что те могут повредить тонкие жабры аксолотлей.

Кормят аксолотлей 2-3 раза в неделю, иначе они переедают и начинают толстеть. Им дают мотыля, трубочника, головастиков, дождевых червей, можно добавлять в рацион мелкую рыбешку и кусочки говядины без жира.

Размножаются аксолотли в зимний период, иногда весной и летом.

В аквариум помещают 1 самца и 2-3 самок. Для того чтобы стимулировать аксолотлей к размножению, самку и самца рассаживают на несколько дней либо понижают температуру воды в аквариуме на 5 °C, а затем повышают. Оплодотворение происходит в ночное время суток, через 1-2 суток после этого самка откладывает икринки.

Сразу после этого взрослых аксолотлей удаляют из аквариума, где икра развивается около 12-15 дней.

Воду в нерестовом аквариуме аэрируют и ежедневно наполовину заменяют. Личинки питаются вначале за счет желточных мешков, затем переходят на поедание живой пыли и простейших водорослей.

Затем их начинают кормить циклопами, дафниями и мелким трубочником.

При этом, как и в случае со шпорцевыми лягушками, важно проводить сортировку молоди.

Испанский тритон неприхотлив в неволе. Прежде всего это касается объема аквариума, который требуется для этого животного. На 1 тритона должно приходиться около 4-5 л воды. Тритоны проявляют чувствительность к чистоте воды, которую надо постоянно фильтровать и аэрировать. Эта амфибия не переносит повышенной температуры воды, оптимальной для нее является температура 18-20 °C. В зимнее время температуру надо понижать до 12-14 °C.

В декоративных целях на дно аквариума выкладывается гранитная крошка, высаживаются водные растения небольших размеров. Кормят тритонов трубочником, личинками насекомых, мотылем, мальками и головастиками, кусочками нежирной говядины.

Для стимуляции к размножению тритонов на время рассаживают, а затем вновь сажают в один аквариум. Через несколько часов наступает спаривание. Икринки развиваются 1,5-2 недели.

Оптимальной температурой в нерестовом аквариуме является 18 °C. Воду постоянно аэрируют и частично заменяют на свежую. Личинки питаются вначале за счет желточного мешка, через 5 дней начинают питаться живой пылью, а затем мелким трубочником и мотылем. Важно проводить сортировку молодняка.

Жаб обыкновенных и травяных лягушек содержат в террариумах. Дно засыпают землей и песком толщиной 5--6 см. Большую часть террариума засаживают дерновинками травы, небольшими кустиками подорожника. Хорошо положить 1--2 плоских камня. Водоем в террариуме заменяет небольшая чашечка с водой. Если в террариуме содержатся и сухопутные черепахи, для них нужно устроить домики-убежища из черепков от цветочных горшков.

Лягушку травяную, жабу кормят живым кормом: насекомыми, земляными червями, слизняками.

4 . Пресмыкающиеся (рептилии) живого уголка

дошкольник животное пресмыкающееся земноводное

Из всех пресмыкающихся чаще всего содержат сухопутных черепах. Черепахи - одна из интереснейших групп животных, история которых насчитывает миллионы лет.

Они относятся к отряду пресмыкающихся, или рептилий. У черепах имеется прочный костяной панцирь, защищающий этих животных от врагов и условий внешней среды. В этом панцире черепаха проводит всю свою жизнь, он образуется видоизмененными реберными и другими костями.

Панцирь состоит из спинного и брюшного щитков, которые покрыты сверху роговидными пластинами. Для того чтобы определить видовую принадлежность черепахи, необходимо обратить внимание на форму, размеры и количество этих пластин. У черепах, ведущих сухопутный образ жизни, верхний щит высокий и имеет форму купола, а у водных видов - более низкий, обтекаемой формы. Панцирь очень прочен, хотя при падении черепахи на камни, пол или асфальт может треснуть. Об этом важно помнить, давая животное в руки детям.

Выбирая черепаху, важно обратить внимание на ее внешний вид, чтобы избежать приобретения больного животного. Черепаха должна выглядеть здоровой, не иметь явных внешних повреждений, трещин панциря, потертостей, царапин на коже.

На ее конечностях должны быть все когти, количество которых зависит от вида приобретаемого животного. Глаза животного должны быть чистыми, а не мутными, не иметь припухлостей.

Панцирь при поглаживании должен быть твердым на ощупь, округлым, иметь все щитки, края его не должны быть обломаны.

Из ноздрей животного не должна выделяться слизь. Дыхание здоровой черепахи - спокойное, размеренное и бесшумное. Наличие хрипов говорит о простудном заболевании, от покупки такого животного лучше воздержаться.

Определить возраст черепахи можно лишь приблизительно. Если животное ежегодно впадает в спячку, то в период бодрствования роговое вещество (кератин) нарастает более активно, чем во время зимнего сна. Поэтому у таких животных на спинных щитках образуются кольца, похожие на годовые кольца деревьев.

Подсчитав их количество, можно приблизительно определить, сколько лет черепахе. Однако, если животное не впадает в зимнюю спячку каждый год, прирост кератина происходит неравномерно и независимо от смены времен года, а значит, судить о возрасте такого животного по панцирным щиткам нельзя.

Возраст черепахи можно определить и по размерам. Однако у этого метода также велика погрешность, так как размер этой рептилии во многом зависит от условий ее содержания.

Если они недостаточно хороши (например, животное не получало пищи в нормальном для него количестве), такая черепаха будет меньшего размера, чем полноценно развитое животное.

Пол черепахи можно определить достаточно легко. Для этого нужно обратить внимание на форму ее панциря.

Самцы практически всех видов имеют на брюшном щите более или менее ярко выраженную вмятину и сильно выпуклый брюшной щит.

Самки, напротив, не имеют ямки на брюшном щите, зато их спинной щит более уплощен, чем у представителей противоположного пола.

У самцов многих видов, кроме того, более длинный хвост, чем у самок, а анальное отверстие смещено почти к самому его концу. Половой зрелости они достигают в позднем возрасте: самки - в 10-13 лет, а самцы - в 5-6 лет. Размножение черепах в неволе происходит очень трудно.

Современные черепахи имеют сравнительно небольшие размеры по сравнению со своими предками. Лишь немногие виды достигают длины панциря более 30-35 см. В настоящее время известно по разным данным от 8 до 12 родов сухопутных черепах, которые ведут исключительно наземный образ жизни.

Из сухопутных черепах в живых уголках чаще всего встречаются среднеазиатская и средиземноморская черепахи, из пресноводных красноухая и болотная черепахи.

Кроме черепах в живом уголке можно встретить прыткую ящерицу. Только содержат прыткую ящерицу в дошкольном учреждении всего несколько дней.

4 .1 Средиземноморская черепаха (кавказская, малоазиатская, греческая)

Родина этого вида - Северная Африка, Ближний Восток и Юго-западная Европа. В естественных условиях эти животные живут в сухих степях и полупустынях, а также на склонах гор на высоте до 1100 м над уровнем моря. Нередко эти рептилии забредают в сельскохозяйственные угодья и сады. Максимальная длина панциря у животных этого вида - 35 см, обычно в пределах 30 см. Панцирь у них высокий, куполообразный, по сравнению с панцирем среднеазиатской черепахи он более выпуклый и гладкий, по заднему краю расположены легкие зазубрины.

Окраска очень изменчива, цвет желтый или оливково-желтый, на основном фоне на каждом щитке имеются пятна черного цвета. Задняя часть панциря, вернее только брюшного щита, у самок может быть немного подвижна.

Голова средних размеров. На бедрах имеются хорошо развитые шпоры. От среднеазиатской черепахи средиземноморская отличается количеством когтей на передних конечностях: у нее их 5, у среднеазиатской же их количество равно 4.

При различении этих видов обращают внимание именно на этот признак, потому что остальные, такие как форма и цвет панциря, очень изменчивы и подвержены вариациям. При хорошем уходе средиземноморские черепахи могут прожить в неволе до 100 лет.

Питается эта черепаха в основном растительной пищей, но включает в свой рацион и животную пищу, например различных беспозвоночных.

Зимняя спячка продолжается у средиземноморской черепахи до февраля или марта, сразу после этого наступает период размножения.

Самцы очень активны и агрессивны по отношению друг к другу, вступают в драки с соперниками, при этом они глухо и хрипло рычат. В июне-июле самка откладывает 4--20 яиц шаровидной или эллипсоидной формы. Длина яиц - 3-4,5 см, диаметр - 3-4 см.

Инкубационный период длится 2-3 месяца, после чего вылупляются молодые черепашата размером 3,5-4,5 см. Они зарываются в песок, где и проводят время до следующей весны, когда выходят на поверхность.

4 .2 Среднеазиатская черепаха

Это наиболее распространенный вид для черепах. В естественных условиях она обитает в южных районах Казахстана, на равнинной части Средней Азии, в Афганистане, Северо-восточном Иране, на северо-западе Индии и в Пакистане.

Она встречается в глинистых и песчаных пустынях с растительными зарослями и в долинах рек. В горы этот вид поднимается на высоту до 1200 м над уровнем моря. В природе черепахи часто заходят на сельскохозяйственные земли, где поедают культурные растения, чем вызывают неприязнь у местных жителей.Питается среднеазиатская черепаха растительной пищей, но может включать в свое питание насекомых, помет животных и падаль.

Период размножения у этого вида наступает после пробуждения от зимней спячки.

В мае-июне самки откладывают в среднем 3 кладки, в каждой имеется от 2 до 5 яиц. В августе из яиц выходят маленькие черепашки.

Для среднеазиатской черепахи иногда бывает характерна летняя спячка. В нее впадают животные, накопившие достаточное количество жира. Она начинается в июне и может переходить в зимнюю.

4.3 Черепаха болотная

Тело ее легче и щит не так массивен, как у сухопутной черепахи. Спинной щит овальной формы, слабовыпуклый, совершенно гладкий. Голова более стройная и вытянутая, чем у сухопутной черепахи. Ноги относительно длиннее, с хорошо развитой до самых когтей плавательной перепонкой между пальцами. Хвост длинный. Окраска темная, почти черная. Болотные черепахи значительно подвижнее, чем сухопутные. Они прекрасно плавают. Хвост, как руль, помогает направлять движение.Зимуют болотные черепахи на дне водоемов. Спячка длится с октября по март. Содержат болотных черепах в террариумах, где устраивают уголок болота. Чтобы сохранить черепаху в активном состоянии, террариум надо обогревать. При смене воды надо подливать теплую воду.

4.4 Красноухая черепаха

Это зеленая черепашка с красными «ушками» на голове. Черепаха является пресноводной и хищной (питается рыбой), но ей необходима суша и растительный корм. Черепаха обитает в США, в Россию привозится с черепашьих ферм. Эта черепаха самая популярная и самая «аквариумная черепаха» в нашей стране и во многих других.

4.5 Ящерица прыткая

Молодая ящерица этого вида сверху буровато-серого или коричневого цвета, с тремя светлыми узкими полосками, средняя из которых тянется вдоль хребта. Нередко животное приобретает одноцветную зеленую или коричневато-бурую окраску. Брюхо обычно белое или зеленовато-белое у самок и зеленоватое -- у самцов. Тело покрыто чешуйками, ноги короткие, хвост длинный. Передвигаясь, ящерица изгибает все тело. Бегает быстро. Террариум должен представлять уголок леса, луга. В неволе ящерица пробуждается в феврале--марте.

5. Содержание пресмыкающихся в живом уголке

Бытует ошибочное мнение, что черепахи не требуют никакого специального ухода. Действительно, эти животные неприхотливы и достаточно выносливы, чтобы длительное время существовать в неблагоприятных для себя условиях. Однако необходимо помнить, что, как и любое живое существо, черепаха нуждается во внимании и заботе. Многие сухопутные черепахи узнают людей, которые за ними ухаживают, и любят, когда их гладят по панцирю, который, кстати, чрезвычайно чувствителен.

Оптимальным для содержания любой сухопутной черепахи помещением будет специально оборудованный террариум, который можно сделать своими руками.

Это могут быть простой деревянный или фанерный ящик, аквариум или небольшой загончик с невысокими стенками. Очень важны его размеры, которые зависят от количества животных.

Черепахи должны передвигаться по террариуму, поэтому для одной черепахи с размерами панциря 20 см необходимо помещение длиной 50-60 см и шириной 30-50 см. Высота должна быть достаточной, чтобы животное не смогло покинуть пределы террариума.

При размещении террариума с черепахами необходимо учитывать прежде всего температуру воздуха в помещении. В холодное время года (а в некоторых районах и круглогодично) животным необходимо обеспечить обогрев. В обогреваемом помещении следует держать молодых и больных животных в любое время года.

Если емкость с черепахой стоит в холодном помещении, имеет смысл закрыть ее сверху крышкой, однако боковых стенках нужно сделать отверстия для вентиляции, что поможет избежать повышенной влажности воздуха.

На дно террариума насыпают крупный речной песок или мелкий гравий. В качестве грунта могут быть использованы торф или древесная стружка, но ни в коем случае не опилки. Эти животные не могут чихать, освобождаясь от инородных тел в полости носа, поэтому их придется отвезти к врачу.

Мелкий песок может попасть с пищей в пищеварительную систему черепахи и вызвать ее расстройство, а также может оказаться в дыхательных путях животного. Если отказаться от грунта полностью, на ногах черепах могут появиться потертости, нагноения и мозоли.

Перед тем как поместить грунт в террариум, его нужно ошпарить кипятком и хорошо просушить. Важно помнить, что черепахи очень охотно копают грунт, причем делают это довольно настойчиво, поэтому при украшении террариума следует это учитывать.

Вдоль задней стенки можно установить декоративную стенку из камней, скрепленных с помощью цемента, которую следует хорошо закрепить.

На эту стенку можно поставить несколько маленьких горшков с ксерофитными растениями.

Средиземноморская и среднеазиатская черепахи достаточно терпимы в отношении температуры, поэтому им достаточно обогрева от светильников, укрепленных над террариумом, подогрев грунта для них необязателен. В одном углу террариума обязательно должна располагаться зеркальная или инфракрасная лампа.

Можно приобрести и специальные люминесцентные лампы для террариумов.

В другом углу устанавливают искусственное укрытие для черепахи, чтобы она могла регулировать температуру своего тела. Летом, как только температура поднимется до 20 °C, черепаху можно выносить ненадолго на улицу, чтобы она погрелась на солнышке. При этом нужно обязательно следить за ней.

Очень большое значение для здоровья черепахи имеет не только тепло, но и свет.

Свет должен гореть около 10-12 ч в сутки. Для этой цели оптимальными будут люминесцентные лампы или специальные лампы для террариумов с ультрафиолетовым излучением. Продолжительность светового дня для черепах можно изменять в зависимости от периода (например, для стимуляции к размножению).

В террариуме устанавливается посуда для еды. Она должна быть тяжелой, чтобы животное не перевернуло ее, и с невысокими бортиками. Ее можно зарыть в грунт.

В природе черепахи питаются как растительной (травами, в том числе сухими, стеблями, сочными плодами кактусов, листьями кустарников, плодами культурных растений), так и животной пищей (насекомыми, падалью). Они могут поедать достаточно жесткие корма острыми роговыми чехлами на челюстях, которые заменяют черепахам зубы. Для того чтобы оторвать часть большого куска пищи, черепахи пользуются передними лапами, которыми наступают на этот кусок.

Молодь черепах кормят ежедневно, при достижении ими годовалого возраста переходят на кормление 1 раз в 2 дня. Аппетит черепахи зависит напрямую от температурного режима в террариуме.

Лучше всего, если обогрев продолжается весь световой день, однако, если это не так, за 1-2 ч до приема еды включают обогрев.

Это обязательное условие, иначе животное откажется от еды, а насильно положенная в рот пища не будет перевариваться, потому что слюна этих рептилий не содержит ферментов, и вскоре загниет.

После кормления обогрев продолжается в течение 1-2 ч, чтобы черепаха нормально переварила пищу.

Основной пищей черепах являются различные овощи и фрукты, особенно ярко окрашенные. Важно, чтобы питание черепахи было разнообразным.

Черепахам дают яблоки, груши, сливы, малину, клубнику, вишню и другие ягоды, арбуз, апельсины, бананы, огурцы, помидоры, свеклу, морковь, капусту. Очень любят черепахи салат, охотно поедают горошек и молодые бобы. Однако важно помнить, что все растения, которые содержат оксалаты (такие как свекла, шпинат, петрушка и т. д.), черепахам нельзя давать в большом количестве.

Жесткие овощи и фрукты нужно резать мелкими кусочками, морковь, свеклу, апельсины, мандарины очищать. Мягкие, спелые бананы можно предложить животному неочищенными. Из плодов с косточками надо удалить косточки. Летом можно давать черепахам цветы клевера, одуванчика и мать-и-мачехи.

Периодически черепахам нужно давать мясной фарш без жира, а также мелко нарезанное сваренное вкрутую яйцо. Летом можно предложить насекомых, например кузнечиков или кобылок.

Ни в коем случае нельзя давать рептилиям молоко или другие молочные продукты!

Если пища, которую черепаха получает, достаточно сочна, то специальной поилки в террариуме не нужно. Однако воду можно все-таки поставить в устойчивом блюдце.

Если в террариуме нет водоема, то раз в неделю черепахе необходимо устраивать водные процедуры. Для этого ей помещают в тазик с теплой, нагретой до 25-30 °C чистой водой. Такое купание продолжается от 30 мин до 1 ч.

Во время купания черепахи пьют, а также очищают кишечник и мочевой пузырь.

В целях профилактики заболеваний можно растворить в воде небольшое количество перманганата калия до светло-розового цвета.

Важным вопросом при содержании черепах является вопрос о зимней спячке. Правильно организовать ее очень сложно, поэтому, если нет таких навыков, от организации спячки следует отказаться.

С наступлением холодного периода года животное необходимо продолжать греть и кормить, не давая переохлаждаться. Если все же организовывать правильную зимовку, то нужно обратить внимание на несколько аспектов:

1) черепаха должна быть здоровой;

2) она должна накопить достаточное количество жира, чтобы не умереть от истощения во время сна;

3) температуру на зимовке снижают достаточно плавно, избегая резких скачков. На протяжении всей зимней спячки необходимо следить за температурой, не позволяя ей опускаться ниже 5--10 °C.

Прытких ящериц содержат в террариумах, дно засыпают землей и песком толщиной 5--6 см. Большую часть террариума засаживают дерновинками травы, небольшими кустиками подорожника. Хорошо положить 1--2 плоских камня. Водоем в террариуме заменяет небольшая чашечка с водой. Если в террариуме содержатся жабы или сухопутные черепахи, для них нужно устроить домики-убежища из черепков от цветочных горшков.

Для содержания европейской болотной черепахи в неволе потребуется акватеррариум объемом 150-200 литров. В нем обязательно нужно будет сделать искусственных «остров», который будет выполнять роль берега. В качестве грунта не следует использовать песок, более подходящими будут средние и крупные камни, которые черепаха не сможет заглотить. Потребуется тщательная фильтрация воды, так как и испражнения и питание черепаха производит в воде, загрязняя ее. Чистота воды прямо влияет на здоровье и продолжительность жизни черепахи. Через шланги в бассейне можно легко регулярно заливать и сливать воду. Температура свежей воды должна быть такой же, как и температура слитой воды, иначе есть риск простудить черепаху. Дневная температура воздуха должна быть 28-32 градуса, температура воды 28-25. Периодически потребуется облучать черепах ультрафиолетовыми лампами. Водная часть для небольших экземпляров должна быть около 10 см глубиной, для крупных особей 15-20 см. греющую лампу можно расположить над сухой частью акватеррариума. Из обязательного для содержания болотной черепахи оборудования потребуется: лампа для обогрева, лампа для облучения, лампа для освещения, термометр для воды, термометр в теплый угол, терморегулятор дневной, аквариумная помпа с фильтром, аквариумная грелка с терморегулятором, пинцет. Из дополнительного оборудования желательно приобрести терморегулятор ночной, реле времени и термоковрик или термошнур. При правильном содержании в неволе, черепаха этого вида может прожить 25-30 лет.

Красноухую черепаху как и другие виды пресноводных черепах содержат в аквариуме, не менее 25% площади которого должно быть отведено под сушу.

Кормить красноухих черепах можно рачками, креветками, червями, насекомыми, головастиками, мелкими пресноводными улитками. Кормить молодых черепах до двух лет нужно ежедневно, а старших - 2-3 раза в неделю.

Меню черепах не должно быть однообразным. Можно чередовать корма ежемесячно. Красноухие черепахи также едят и растительную пищу, например, ряску, морскую капусту, спирогиру, эдогониум, одуванчики, капусту, салат.

Ящерицу прыткую кормят мучными и земляными червями, живыми насекомыми и их личинками. Зимой дают мотыль. Она охотно пьет воду.

6. Знакомство дошкольников с земноводными и пресмыкающимися животными

Для детей младших и средних групп летом организуют прогулки к водоемам, где чаще всего можно встретить лягушку. Рассматривая ее с детьми, воспитатель отмечает самые характерные признаки ее внешнего вида и повадок (большие глаза, большой рот, кожа блестящая, серого или зеленого цвета; передние ноги длиннее задних, на них пальцы; лягушка сидит в траве, прыгает). Для более длительного наблюдения за этим животным можно поймать лягушонка, посадить в банку и в течение 2-3 дней наблюдать за ним: что делает, как прыгает, как ловит мух. После этого лягушку надо выпустить, а через несколько дней поймать другую, понаблюдать за тем, как она плавает в тазу с водой, как прыгает с камня в воду и выпрыгивает из нее. Рассматривание лягушек сопровождают разучиванием стихотворений, песенок об этих животных.

При рассматривании водных жуков воспитатель использует прием сравнения: предлагает детям вспомнить, каких жуков они видели раньше, и сравнить их (одни летают, другие плавают), отмечает, как быстро плавает жук, загребая ножками, какие у него крылышки.

Старшие дошкольники ведут наблюдения не только за лягушками, но и за жабами, ящерицами, черепахами; из водных обитателей рассматривают жуков и улиток. Животных помещают в банки на более длительный срок, за ними организуют длительные и систематические наблюдения. Дети старшей группы не только рассматривают характерные особенности внешнего вида, наблюдают за повадками животных, но и узнают о среде их обитания, о приспособляемости к ней. Например, увидев в лесу или возле водоема лягушку или ящерицу, воспитатель обращает внимание ребят на окраску животного и предлагает ответить, хорошо ли заметна ящерица среди зеленой травы, песка или хвоинок. Подводит детей к выводу, что окраска животных помогает им скрываться от врагов; обращает внимание на то, как эти животные спасаются от преследования: лягушки прыгают в воду, ящерица отбрасывает хвост, черепаху спасает панцирь.

С детьми старшей группы можно провести занятие «Рассматривание лягушки и устройство террариума для нее» после наблюдения за ней в природе. Дети рассматривают животное, описывают его внешний вид и повадки, отмечают строение ног и способ передвижения; сравнивают лягушку с ящерицей, которую видели во время экскурсии, отмечают, что лягушка прыгает - у нее задние ноги длиннее передних, у ящерицы ноги одинаковой длины, она бегает. Затем воспитатель предлагает вспомнить, где дети видели этих животных, какая там была земля, трава; просит рассказать, какие условия нужны для жизни земноводных и пресмыкающихся. Предлагает на очередной экскурсии поймать лягушку и поместить ее в террариум для более детального рассматривания и длительного наблюдения. Но надо устроить в террариуме так, чтобы было похоже на водоем, создать влажный воздух, положить камешки и т.д.. Воспитатель вместе с детьми выбирает на участке место, где поставить террариум. В конце занятия педагог дает детям задания по уходу за террариумом (опрыскивание - частое или редкое, чистка террариума, кормление животного и т.п.) и наблюдению за животными: как едят, как подходят к кормушке, когда прячутся в домике и т. д.

При ознакомлении с земноводными и пресмыкающимися воспитатель подчеркивает, что эти животные полезны, так как поедают насекомых и слизней - вредителей садов и огородов. В процессе наблюдения и ухода за животными дети убеждаются в правоте слов воспитателя: скажем, лягушки, жабы съедают много насекомых (особенно прожорлива жаба). Задача педагога и в том, чтобы воспитывать у ребят бережное, заботливое отношение к живым существам (нельзя их мучить, для наблюдения поймать только одно животное и через некоторое время отпустить его и т. д.). Вместе с тем следует учить детей соблюдать меры предосторожности в обращении с животными: после того как подержали в руках лягушку или жабу, нужно вымыть руки; слизь на коже этих животных безвредна для кожи человека, но если она попадет на слизистую глаз или рта, может вызвать раздражение.

После длительного (в течение 1-2 недель) наблюдения за животными можно провести повторное занятие, например, сравнить лягушку и жабу, отметить признаки различия и сходства между ними, или показать, как лягушка плавает (передние ноги прижаты, в плавании участвуют только задние: помогают передвижению животного в воде перепонки между пальцами задних ног).

На повторном занятии воспитатель спрашивает детей о том, что они видели в процессе наблюдений и ухода за животными, поощряет наиболее наблюдательных. На этом же занятии воспитатель подводит ребят к выводу о пользе животных и необходимости бережного отношения к ним.

Таким же образом детей знакомят с черепахой: отмечают ее внешний вид, повадки; делают вывод: панцирь помогает черепахе защищаться от врагов.

Пойманных в водоемах улиток и жуков дети помещают в аквариумы или банки, ухаживают и наблюдают некоторое время за ними. Замечают, как плавают жуки, как они поднимаются к поверхности. Воспитатель рассказывает, например, почему водные жуки плавунец и водолюб так называются. Рассматривая улиток, видят, как улитка «теркой» счищает налет со стенок аквариума, как движется, через лупу рассматривают ее глаза, рот, рожки.

Дети подготовительной к школ группы, кроме перечисленных животных, наблюдают за тритонами и водными личинками, за их своеобразными повадками, узнают о размножении некоторых животных: лягушки и улитки откладывают икру; ящерицы и черепахи откладывают в прогретую землю яйца. Получают некоторые сведения о сезонной жизни животных (весной лягушки и тритоны перемещаются к водоему, на зиму некоторые животные засыпают в норах, под корягами, на дне водоемов).

Кроме методов непосредственного ознакомления с животными, для дополнения знаний детей воспитатель использует чтение рассказов и стихотворений о животных, предлагает ребятам нарисовать или вылепить особенно понравившихся.

Важно, чтобы любое занятие, любая экскурсия, прогулка, посвященные ознакомлению детей с животными и растениями, пробуждали у ребят любознательность, укрепляли интерес к природе и любовное, бережное отношение к ее обитателям, формировали добрые чувства.

Заключение

Правильно организованный зооуголок в детском саду доставит детям массу приятных впечатлений. Общение с братьями нашими меньшими делает ребенка более контактным, общительным, стимулирует жажду творчества. Дети учатся лучше понимать окружающий мир во всем его многообразии. Внимание детей в этом раннем возрасте еще очень неустойчиво, а яркие животные с интересным поведением, бесспорно, привлекут внимание и позволят направить его в русло созидательной работы.

Но не следует забывать, что организация живого уголка - ответственное дело. Люди, которые берут это дело в свои руки, должны отнестись к нему со всей ответственностью обеспечить всем вашим питомцам нормальные условия существования. Только здоровые, активные животные будут верными друзьями и партнерами по играм для малышей. Далеко не все животные подходят для содержания в зооуголке детского сада. Тщательно подобрав питомцев и правильно организовав их проживание, можно добиться того, что они станут мощным подспорьем в нравственном, эстетическом и психологическом воспитании детей.

С писок использованной литературы

1.Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» /Л.А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой.- СПб.: «Детство- пресс», 2000.

...

Подобные документы

    Значение уголка природы в воспитании детей, требования к нему в детском саду в разных возрастных группах. Программное содержание работы. Деятельность воспитателя и детей по уходу за обитателями живого уголка. Организация наблюдения в уголке природы.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2016

    Значение живого уголка в ознакомлении дошкольников с природой. Возможность сосредоточить внимание на небольшом количестве обитателей и типичных их признаках. Требования к отбору растений и животных. Оборудование уголка природы в разных возрастных группах.

    реферат , добавлен 09.02.2011

    Значение и особенности организации природных зон в помещениях дошкольных образовательных учреждений. Требования к подбору и размещению обитателей живого уголка. Конспекты занятий по ознакомлению с обитателями уголка природы. Примеры живых уголков в ДОУ.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2013

    Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать чтобы растение или животное было подходящим для той или иной возрастной группы.

    реферат , добавлен 07.12.2008

    Биологическое разнообразие насекомых, их роль в природе. Насекомые как временные обитатели уголка природы, особенности их содержания, устройство инсектария. Ознакомление детей разных возрастных групп с насекомыми, рисунки и рассказы детей о них.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2012

    Сущность, основные цели и задачи развития экологической культуры ребенка. Формы и методы ознакомления детей с природой. Личностно-ориентированный подход в экологическом воспитании дошкольников. Создание уголка и зоны природы в дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2011

    Основные подходы к организации развивающей среды в дошкольной педагогике. Оборудование процесса музыкального воспитания и самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду. Пособия и дидактические игры. Проект музыкального уголка для средней группы.

    реферат , добавлен 15.02.2012

    Формирование у детей навыков ручного труда. Основное требование к материалу для плетения. Совершенствование трудового воспитания дошкольников в детском саду. Методика подготовки воспитателя к занятиям. Задача флористических занятий в детском саду.

    доклад , добавлен 10.01.2010

    Особенности процесса обучения биологии в общеобразовательной школе. Методы и средства биологического образования. Роль предмета биологии в системе воспитания школьников. Общепедагогические принципы обучения. Организация кабинета, уголка живой природы.

    реферат , добавлен 30.07.2015

    Лягушка - обитатель воды и суши. Ее образ жизни, внешнее и внутреннее строение. Методика преподавания темы "Класс земноводные" в школе. Разработка уроков по данной теме. Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные", составление кроссвордов.