Вариант 4 .

(1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

(2) Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. (З)Случилось и у меня такое лето открытий в ле­систой и луговой стороне Средней России-лето, обильное грозами и радугами.

    Прошло это лето в тени сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и пес­нях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

    В это лето я узнал наново - на ощупь, на вкус, на запах - мно­го слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. (6) Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. (7)А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

(8) Какие же это слова? (9)Их так много, что неизвестно даже, с каких начинать. (Ю)Легче всего, пожалуй, с «дождевых». (11)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, гриб­ные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, силь­ные скатные дожди и, наконец, ливни(проливни).

    Но одно дело знать умозрительно, а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена свояпоэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, креп­нут, наполняются выразительной силой. (14) Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь
его машинально, по одной привычке. (15) Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя(1б)Если писатель, работая, не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

    Но если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли,
    чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. (18) В этом, очевидно, и заключена тайна так называемого под­текста.

(К. Паустовский)

Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ навопрос: «Почему К.Г. Паустовского можно назвать тонким знатоком русской природы?»

    К.Г. Паустовский знал, как надо общаться с пажитями и ле­сами.

    К.Г. Паустовский умел любоваться стаями журавлей и зарос­лями таволги.

    К.Г. Паустовский познал летние дожди на ощупь, на вкус и на запах.

    К.Г. Паустовский умел подметить, какими были летом сосновые леса и ночное небо, облака и туман, дожди и ливни.

В каком предложении наиболее полно выражена мысль рассказчика о том, что лето, проведённое им в лесистой и луговой стороне средней России, было для него счастливым в творческом плане.

    Прошло это лето в гуле сосновых лесов и в журавлиных криках.

    Он узнал много новых, неизвестных слов.

А 3. Как характеризует К.Г. Паустовского информация, заклю­чённая в предложениях 5-12?

    К.Г. Паустовский - человек хозяйственный, практичный.

    К.Г. Паустовский - метеоролог.

    К. Г. Паустовский - тонкий знаток русского языка.

    К.Г. Паустовский - писатель-романтик.

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово овладения (предложение 1).

    Взять 2) подчинить себе 3) охватить, наполнить 4) усвоить, изучить

А 5. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «При каком условии, по мнению К.Г. Паустовского, писатель может оказать воздействие на читателя посредством слова?» Создавая художественное произведение,

    писатель должен использовать простые слова.

    писатель должен познавать на ощупь, на вкус, на запах много слов.

    писатель должен познать тайну подтекста.

    писатель должен за каждым словом видеть, чувствовать, пе­реживать то, о чём пишет.

А 6. Укажите, какое средство выразительности используется в предложении: «Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время».

    Эпитет 2) метафора 3) олицетворение 4) сравнение

А 6. Определите стиль и тип(-ы) речи, представленные в тексте.

    публицистический стиль; повествование с элементами опи­сания

    художественный стиль; повествование с элементами опи­сания

    публицистический стиль; повествование с элементами рас­суждения

    художественный стиль; повествование с элементами рассуж­дения

В1. Замените устаревшее слово пажить из предложения 1 стилисти­чески нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 8-10 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне:

В3. Из предложений 5-7 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом:«Не пишется слитно с полными причастиями, не имеющими зависимых слов».

В4.Из предложений 5-10 выпишите слово, в котором право­писание -Н- определяется правилом: «В кратких страда­тельных причастиях прошедшего времени пишется одна буква -Н-».

В 5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обознача­ющие запятые при вводном слове.

Какие же это слова? Их так много, (1) что неизвестно даже, (2) с каких начинать. Легче всего, (3) пожалуй, (4) с «дождевых».

В6. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначаю­щие запятые между частями предложения с разными видами связи - с сочинением и подчинением.

Но одно дело знать умозрительно (1) а другое дело - испытать эти дожди на себе и понять, (2) что в каждом из них заключена своя поэзия, (3) свои признаки, (4) отличительные от признаков других дождей.

В 7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обознача­ющие запятые между частями сложноподчинённого пред­ложения.

Между прочим (1) существует своего рода закон воздействия писатель­ского слова на читателя. Если писатель (2) работая (3) не видит за словами того (4) о чём он пишет (5)то и читатель ничего не увидит за ними.

В 8. Замените словосочетание писательского слова (предложе­ние 15), построенное на основе связи согласование, синони­мичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В 9. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

В 10. Среди предложений 4-9 найдите предложение с однородны­ми членами. Напишите номер этого предложения.

В 11. Среди предложений 13-18 найдите предложение с обособлен­ным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В 12. Укажите количество грамматических основ в седьмом (7) предложении.

В 13. Среди предложений 1-7 найдите простое осложнённое с уточняющим обстоятельством образа действия. Напишите номер этого предложения. Часть 3. Помогите Татьяне доказать свою точку зрения. Напишите сочи­нение-рассуждение на тему: «Зачем нужны запятые в предложениях с однородными членами?»

1. я уверен, что для полного овладения русским языком нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но и общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком. 2. должно быть у каждого человека случается своё счастливое время открытий. 3. случилось и у меня такое лето открытий, обильное грозами и радугами. 4. прошло это лето в тени сосновых лесов, журавлиных криках, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и в песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза. 5. в это лето я узнал заново много слов, которые до той поры были хотя и известными мне, но далёкими и не пережитыми. 6. раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 7. а вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов. 8. какие же это слова? 9. их так много. 10. неизвестно даже с каких начать. 11. между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. 12. иногда писатель не видит за словами того, о чём он пишет. 13. а если писатель не видит,то и читатель ничего не увидит за ними. 14. надо видеть. 15. и тогда писатель пишет так, что самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну. 16. вызывают у читателя те мысли, чувства, состояние какие писатель хотел ему передать. помогите, 1. определить стиль и тип речи текста; 2. записать № предложения, в котором содержится основная мысль текста; 3. из предложения№4 выписать слово с чередуюей гласной в корне; 4. заменить словосочетание с пересвистом птиц (управление) на словосочетание со связью согласования; 5. выписать грамматическую основу из предложения №8. 6. среди предложений 1-4 найти предложения с вводнымсловом.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает "до косточки" свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Для всего, что существует в природе, – воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, – в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить емкий и меткий словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели, главный и неиссякаемый источник языка – язык самого народа, язык колхозников, паромщиков, пастухов, пасечников, охотников, рыбаков, старых рабочих, лесных объездчиков, бакенщиков, кустарей, сельских живописцев, ремесленников и всех тех бывалых людей, у которых что ни слово, то золото.

Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником.

Мне кажется, что я где-то уже рассказывал об этом. Если это верно, то прошу простить меня, но придется повторить старый рассказ. Он имеет значение для разговора о русской речи.

Я не разделяю распространенного пренебрежения к мелколесью. В мелколесье много прелести. Юные деревца всех пород – ель и сосна, осина и береза – растут дружно и тесно. Там всегда светло и чисто, как в прибранной к празднику крестьянской горнице.

Кое-где во мху, как я уже говорил, попадались маленькие круглые окна-колодцы. Вода в них казалась неподвижной. Но если приглядеться, то можно было увидеть, как из глубины оконца все время подымается тихая струя и в ней вертятся сухие листики брусники и желтые сосновые иглы.

Мы остановились у одного такого оконца и напились воды. Она попахивала скипидаром.

– Родник! – сказал лесник, глядя, как из оконца всплыл и тотчас пошел на дно неистово барахтавшийся жук. – Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?

– Да, должно быть, – согласился я.

– Я большой любитель разбирать слова, – неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся. – И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя.

Лесник помолчал, поправил на плече охотничье ружье и спросил:

– Вы, говорят, вроде книги пишете?

– Да, пишу.

– Значит, соображение слов у вас должно быть обдуманное. А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение. Идешь по лесу, перебираешь в голове слово за словом, и так их прикинешь и этак: откуда они взялись? Да ничего не получается.

Познаний у меня нет. Не обучен. А бывает, найдешь слову объяснение и радуешься. А чему радоваться? Мне не ребят учить. Я лесной человек, простой обходчик.

– А какое слово к вам привязалось сейчас? – спросил я.

– Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать, получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется-течет через всю нашу матушку землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, – родник, родина, народ. И все эти слова как бы родия между собой. Как бы родня! – повторил он и засмеялся.

Простые эти слова открыли мне глубочайшие корни нашего языка.

Весь многовековый опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах.

Язык и природа

Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

Должно быть, у каждого человека случается свое счастливое время открытий. Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечереющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далекими и непережитыми. Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов.

Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. Легче всего, пожалуй, с "дождевых".

Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей.

Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке.

Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя.

Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.

В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста.

Но вернемся к дождям.

С ними связано много примет. Солнце садится в тучи, дым припадает к земле, ласточки летают низко, без времени голосят по дворам петухи, облака вытягиваются по небу длинными туманными прядями – все это приметы дождя. А незадолго перед дождем, хотя еще и не натянуло тучи, слышится нежное дыхание влаги. Его, должно быть, приносит оттуда, где дожди уже пролились.

Но вот начинают крапать первые капли. Народное слово "крапать" хорошо передает возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют темные крапинки на пыльных дорогах и крышах.

Потом дождь расходится . Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли, впервые смоченной дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы, особенно крапивы.

Характерно, что независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается, всегда называют очень ласково – дождиком. "Дождик собрался", "дождик припустил ", "дождик траву обмывает".

Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.

Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?

Слово "спорый" означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.

Особенно хорош спорый дождь на реке. Каждая его капля выбивает в воде круглое углубление, маленькую водяную чашу, подскакивает, снова падает и несколько мгновений, прежде чем исчезнуть, еще видна на дне этой водяной чаши. Капля блестит и похожа на жемчуг.

При этом по всей реке стоит стеклянный звон. По высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает.

А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда теплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.

Лесной перегной и мох впитывают этот дождь не торопясь, основательно. Поэтому после него начинают буйно лезть грибы – липкие маслята, желтые лисички, боровики, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берет хитрая и осторожная рыба – плотва.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: "Царевна плачет". Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слезы. А кому же и плакать такими сияющими слезами горя или радости, как не сказочной красавице царевне!

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и жидкого звона в водосточной трубе до сплошного, напряженного гула, когда дождь льет, как говорится, стеной.

Все это – только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. Но и этого довольно, чтобы возмутиться словами одного писателя, сказавшего мне с кислой гримасой:

– Я предпочитаю живые улицы и дома вашей утомительной и мертвой природе. Кроме неприятностей и неудобств, дождь, конечно, ничего не приносит. Вы просто фантазер!

Сколько превосходных слов существует в русском языке для так называемых небесных явлений!

Летние грозы проходят над землей и заваливаются за горизонт. В народе любят говорить, что туча не прошла, а свалилась.

Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах, как вырванные с корнем ветвистые золотые деревья.

Радуги сверкают над дымной, сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Подготовка к ГИА:9 класс (русский язык) Обучающее занятие: приемы компрессии текста Задание №1. Прочитай текст для сжатого изложения. 1.Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того, чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с людьми, но общение с лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком. 2.Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами. 4.В это лето я узнал на ощупь, на вкус, на запах много слов, бывших до той поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. 5.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 6.А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена бездна живых образов. 7.Какие же это слова? 8. Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни). 9. Но одно дело – представить, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные от признаков других дождей. 10. Тогда все эти слова, рассказывающие о дождях, крепнут, наполняются выразительной силой. 11.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, а не произносишь его машинально, по одной привычке. (По К.Г. Паустовскому) (230 слов) Задание №2. Примени приёмы сжатия текста для каждого абзаца: _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _______________________ Рекомендации ученику для выполнения задания Обрати внимание на сноски(1,2.3,4,5), они соответствуют объяснению способов сохранения целостности текста твоего сжатого изложения. Приёмы сжатия: 1.Найди и выдели в предложении грамматическую основу (подлежащее и сказуемое) или грамматические основы, если предложение сложное. 2. Предложение №1 – сложноподчинённое с разными видами связи, причём вторая часть осложнена однородными членами. Значит, выберем только ту часть развёрнутой информации, которая непосредственно связана с главной мыслью текста в целом. Поэтому в первую очередь необходимо определить ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ текста. В очерке К.Г.Паустовского речь идет о словах, наполненных природного, близкого сердцу русского человека смысла. Общую информацию, связанную с темой текста, выражает второе придаточное предложение, а ключевым словом, «подсказывающим» эту взаимосвязь, является выражение «чувство языка». Поэтому, во-первых, исключим из состава сложного предложения частично главную и полностью первую придаточную части. А из состава продолжения главной части (концовка предложения, осложнённого однородными членами) исключим весь однородный ряд, применив следующий способ сжатия текста - свёртывание предложения за счёт обобщения. Другими словами, мы обобщим мысль, выраженную автором при помощи ряда однородных дополнений, одним словом или небольшим выражением. Например: общение с окружающим нас миром. 3. Предложение №2. Это предложение можно исключить при сжатии текста, так как оно лишь дополняет смысл предыдущего и найдёт «своё продолжение» в третьем предложении. 4. Предложение №3 - простое, осложнённое приложением и распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Поскольку конструкции осложнения как правило несут добавочную информацию, то исключить надо именно их. Но будьте внимательны: проверьте, не содержат ли они ярких, эмоциональных, образнообобщающих выражений, тесно связанных с главной мыслью текста. В нашем тексте обобщающе-образное средство – метафора лето открытий1находится в основной части предложения, которую мы сохраняем. 5. Предложение №4 – осложнённое распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Внимание! В составе причастного оборота находятся слова (два однородных определения далёкими и непережитыми), которые очень важно сохранить, так как они подчёркивают идею текста К.Г.Паустовского – пробудить в читателе «переживание, ощущение» живого слова. Поэтому мы исключаем из состава предложения все слова, за исключением подлежащего и сказуемого (я узнал) и дополнения (слов). Перенесём два определения далёкими и непережитыми из причастного оборота в основную часть предложения и согласуем с существительным слов2(см далее образец сжатого изложения данного текста). 6. Предложение № 5 – исключаем полностью, так как оно лишь распространяет смысл предыдущего. 7. Предложение № 6 – отсекаем полностью главную часть и часть конструкции осложнения простого предложения, за исключением обобщающе-образного выражения бездна живых образов в концовке предложения. Соединим эту конструкцию с предыдущим предоложением№53(результат смотри в образце сжатого изложения данного текста). 8. Предложение №7 – выполняет особую смыслово-риторическую функцию: является предложением-абзацем, и поэтому не может быть исключено, так как нарушится логика построения текста. Кроме того, вопрос, заданный автором текста, не только задаёт тон рассуждению, но и является смысловой связкой между частями сжатого изложения. Убери его, и нарушится смысловое единство уже полученного сжатого текста. 9. Предложение №8 – сложноподчинённое, придаточная часть которого осложнена однородными определениями. Применим следующий приём сжатия текста – обобщениезамену. Другими словами, заменим ряд однородных членов одним определением разные и согласуем его с существительным дожди. Кроме того, исключим вводное слово, так как вводные слова и конструкции всегда несут только добавочную информацию. Возможен и другой вариант сжатия: отсечем главную часть сложноподчинённого предложения, чтобы не допустить речевого повтора конструкции я знал. Тогда полученное предложение будет простым неосложнённым – кратким, несущим только основную, обобщённую информацию. 10. Предложение №9 – сложная синтаксическая конструкция, т.е. предложение с разными видами связи. Из состава сложносочинённого предложения оставим только союз но. Далее включим в конструируемое предложение слово главное4, которое будет выполнять функцию главного члена нового предложения. Добавим часть придаточной части, которая непосредственно связана с главной мыслью текста автора. Распространённое определение отсечём, заменив его определением отличительные5 и согласуем его с существительным признаки (результат смотри в образце сжатого изложения данного текста). 11. Предложение №10 - простое, осложнённое распространённым определением, выраженным причастным оборотом. Хотя причастный оборот несёт дополнительную информацию, но именно в нём содержится обобщённо-выразительное выражение (слова) рассказывающие о дождях, непосредственно связанное с темой текста К.Г.Паустовского. Поэтому его необходимо включить в состав реконструируемого предложения. 12. Предложение №11 – сложноподчинённое, придаточная часть которого находится в середине главной, что осложняет приём сжатия предложения. Поэтому структуру сложноподчинённого предложения нужно сохранить, чтобы не допустить грамматической ошибки (нарушение структуры предложения). Но можно исключить второй однородный член с зависимыми словами, который несёт дополнительную, а не главную информацию, напрямую не связанную с главной мыслью текста. Проверь себя: 1.[Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того] чтобы не потерять чувство [этого] языка, нужно [не только постоянное общение с людьми, но] общение с [лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и каждым цветком]. 3.Случилось и у меня одно такое лето открытий1 [в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.] 4.[В это лето] я узнал [на ощупь, на вкус, на запах много] слов, [бывших до той поры хотя и известными мне, но ] далёкими и непережитыми2. [ 5.Раньше они вызывали только один обычный скудный образ. 6.А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове] заложена бездна живых образов. 7.Какие же это слова? 8.Я, [конечно,] знал, что ]3есть дожди [моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни)]. 9. Но [одно дело – представить, а другое дело – испытать эти дожди на себе 4 и] понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличные 5[от признаков других дождей.] 10. Тогда [все эти] слова, рассказывающие о дождях, [крепнут], наполняются выразительной силой. 11.Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь, [а не произносишь его машинально, по одной привычке] (По К.Г. Паустовскому) (230 слов) Задание №3. Напиши сжатое изложение, используя Памятку к написанию сжатого изложения. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ___ Памятка к написанию сжатого изложения: выполняя это задание, помни, что 1) сжимая текст, ты должен передать главное в каждом абзаце и во всём тексте в целом; 2)заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключать несущественное; 3)записать изложение грамотно, используя справочники и словари 4)сохранить логику и замысел автора Образец сжатого изложения Чтобы не потерять чувство языка, нужно общение с окружающим нас миром. Случилось и у меня одно такое лето открытий. Я узнал далёкие и непережитые слова, в которых заложена бездна живых образов. Какие же это слова? Я знал, что есть разные дожди. Но главное понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои отличительные признаки. Тогда слова, рассказывающие о дождях, наполняются выразительной силой. Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чём говоришь. Тренинг Задание №1. Внимательно прочитай текст. (1) С годами человек нет-нет да и возвращается мыслями к дружбе. (2)Для этого столько причин! (3)Вместе с накопленным жизненным опытом приходит переоценка жизненных ценностей, даже против своей воли человек всматривается в окружающих более пристально, более взыскательно. (4)Человечество бдительно и неотступно пестует дружбу. (5)Как славит её фольклор!(6) Классика! (7)А сколько прекрасных примеров вокруг нас! (8) Каким неудачным был этот год для самых близких моих товарищей!(9)Сколько болезней, переживаний и тягот обрушилось на них, а значит, и на меня! (10)Какие неотложные дела брали верх? (11) Разве дружба – не такая же неотложная, государственная и даже мировая работа? (12) Наша занятость оказывается не чем иным, как простейшей, толстокожей, безразличной холодностью.(13) От нагромождения дел человек, может, и останется жив, но, без сомнения, гибнет то сердечное, доброе, сочувственное и отзывчивое, что нас с ним связывало. (14)Пусть у вас будет время! (15) Наперекор всем уважительным причинам пусть у вас будет время в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу. (16)Пусть у вас будет время не только в выходной: в календаре дружбы все дни красные. (17) Пусть у вас будет время для людей, которые встревожены и которые в беде.(18)Потому что для кого-то это ваше время может быть спасением. (19)Потому что для кого-то время может означать выход, а для кого-то – будущее. (20) Пусть у вас будет время! (По В. Пановой) (230 слов) Задание №2. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему человечество бдительно и неотступно пестует дружбу»? 1)на дружбе строятся отношения многих поколений людей; 2)дружба постепенно исчезает, её место занимают расчёт и корысть; 3)на дружбу не хватает времени; 4)в календаре дружбы все дни красные. Задание №3. Почему автор статьи называет дружбу, о которой идёт речь в тексте, «будущим»? 1) для человека, оказавшегося в безвыходном положении, помощь друга может стать спасением и повлиять на его будущую жизнь; 2) дружба невозможна в настоящем, она возможна только в далёком будущем; 3) от дружбы зависит будущее страны; 4) потому что она не может быть настоящим. Задание №4. В каком предложении текста автор текста перечисляет определения понятию дружбы-работы? 1)7 2)11 3)15 4)12 Задание №5.Что происходит вместе с накоплением жизненного опыта? 1) старение человека; 2) переоценка жизненных ценностей; 3) увядание природы; 4) расширение кругозора Задание №6. В каком предложении содержится аргумент, подтверждающий тезис автора о том, что «наша занятость оказывается не чем иным, как простейшей, толстокожей, безразличной холодностью»? 1) 6 2) 13 3) 17 4) 19 Задание №7. О каком необходимом условии дружбы говорит информация, заключённая в предложениях 14-19? 1) о деньгах; 2) о времени; 3) об общих интересах; 4) об уважительных причинах. Задание №8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 1-4: 1) олицетворение, риторическое восклицание; 2) фразеологизм, метафора; 3) эпифора, эпитет; 4) сравнительный оборот, метафора Задания №9. Из предложений 9-10 выпиши слово с чередующейся гласной в корне Задание №10. Из предложений 12-14 выпиши слово, правописание которого определяется правилом: « Между корнями слов пиши соединительную гласную о (е)» Задание №11. Из предложений 17-18 выпиши слово, в котором правописание Н (НН) определяется правилом: «В суффиксах кратких причастий пишется одна Н». Задание №12. Из приведённого ниже предложения 13 выпиши все цифры, при помощи которых пронумерованы запятые, выделяющие вводные слова. От нагромождения дел человек, (1)может,(2)и останется жив,(3) но,(4) без сомнения,(5) гибнет то сердечное, (6) доброе, (7)сочувственное и отзывчивое, (8) что нас с ним связывало. Задание №13. Из приведённого ниже предложения 19 выпиши цифру, при помощи которой пронумерован знак, разделяющий части сложносочинённого предложения. Потому что для кого-то время может означать выход, (1) а для кого-то – (2) будущее. Задание №14. Замени словосочетание жизненные ценности из предложения №3, построенное на основе подчинительной связи СОГЛАСОВАНИЕ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание Задание №15. Из предложения 4 выпиши грамматическую основу. Задание №16. Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Задание №17. Среди предложений 11-12 найди вопросительное предложение. Напиши номер этого предложения. Задание №18. Среди предложений Напиши номера этих предложений. 3-5 найди предложение с однородными членами. Задание №19. Среди предложений 1-4 Напиши номер этого предложения. найди бессоюзное сложное предложение. Задание №20. Среди предложений 17-19 найди сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напиши номер этого предложения. Задание №21. Среди предложений 13-15 найди сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напиши номер этого предложения. Задание №22. Замени в предложении 17придаточные определительные согласованными определениями. Напиши получившееся предложение. Задание № 23. 1.Произведи компрессию (сжатие) текстов самостоятельно. 2. Определи микротемы текстов. 1. Озеро около берегов было засыпано ворохами жёлтых листьев.2.Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. 3.Лески ложились на листья и не тонули. 4. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь. 5.Там мы ловили разноцветных окуней. 6.Они бились и сверкали в траве, как сказочные японские петухи. 7.Мы вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны.8. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами. 9. Стояла осень в солнце и туманах. 10.Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака и синий густой воздух.11. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звёзды. (По К.Г.Паустовскому) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _______________________ 2. 1.Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. 2.Мы притихли.3. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, - кто знает, что это мог быть за зверь! 4.Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. 5.Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами. 6.Наконец показалась полосатая шкурка. 7. Из зарослей вылез маленький барсук. 8.Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. 9.Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. 10.Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало.11. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжётся, но я опоздал – барсук прыгнул к сковородке и сунул в неё нос… 12.Запахло палёной кожей.13. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. 14.Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли. 15.На озере и в лесу началось смятение. 16.Без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука. (По К.Г.Паустовскому) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ________________________________ 3. 1.Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что сам только что видел, как барсук лечит свой обожжённый нос.2. Я не поверил. 3.Я сел у костра и спросонок стал слушать утренние голоса птиц.4. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах – мшарах, плескались рыбы, тихо ворковали горлинки. 5.Мне не хотелось двигаться. 6.Мальчик тянул меня за руку. 7.Он обиделся. 8.Он хотел доказать мне, что не соврал. 9.Он звал меня посмотреть, как лечится барсук. 10.Я нехотя согласился. 11.Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень.12. От него тянуло грибами и йодом. 13.Около пня, спиной к нам, стоял барсук.14. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожжённый нос. 15.Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок.16. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. 17.Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами. 18.Потом он сел и заплакал.19. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. 20.Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь. 21.Через год я встретил на берегах этого же озера барсука со шрамом на носу.22. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз. 23.Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники 24.С тех пор я его больше не видел. (По К.Г.Паустовскому) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ________________________________ 4. 1.Мы пришли в отчаяние.2. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота.3. Он обворовывал нас каждую ночь. 4.Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. 5.Только через неделю удалось наконец установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. 6.Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяга и бандит.7. Звали все его за глаза Ворюгой. 8.Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб.9. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. 10.Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. 11.Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали.12. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля всё равно была сорвана. 13. Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. 14.Деревенские мальчишки помогали нам в этом.15. Однажды примчались и, запыхавшись, рассказали, что на рассвете кот пронёсся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями. 16.Мы бросились в погреб и обнаружили пропажу кукана; в нём было десять жирных окуней, пойманных в Прорве. 17.Это было уже не воровство а грабёж средь белого дня.18. Мы поклялись поймать кота и вздуть его за бандитские проделки. (По К.Г.Паустовскому) Ответы к тренингу Задание №2. (На дружбе строятся отношения многих поколений людей.) Задание №3. (Для человека, оказавшегося в безвыходном положении, помощь друга может стать спасением и повлиять на его будущую жизнь.) Задание №4. В каком предложении текста автор текста перечисляет определения понятию дружбы-работы? (№11) Задание №5. (Переоценка жизненных ценностей) Задание №6. (№ 13) Задание №7. (О времени) Задание №8. (олицетворение, риторическое восклицание) Задание №9. Задание №10. (толстокожей) Задание №11. (встревожены) Задание №12 (1,2,4,5) Задание №13. (1) Задание №14 (ценности жизни) Задание №15. (человечество пестует) Задание №16. (1) Задание №17. (№11) Задание №18. (№3, №4) Задание №19. (№3) Задание №20. (№17) Задание №21. (№13) Задание №22. (Пусть у вас будет время для людей встревоженных и оказавшихся в беде (попавших в беду)) Вариант №2: алгоритм написания сочинения на лингвистическую тему Задание №1. Ознакомься с мнением Антона и Кирилла о роли интонации предложений в тексте и напиши сочинение-рассуждение. «Н а ш я зы к и н т он ац и он н о богат » «З ач ем зад ав ат ь в оп р осы и беск он еч н о в оск л и ц ать? Н е п р о щ е л и гов ор и т ь сп ок ой н ее, н е т ак эм оц и он ал ь н о? » А н тон К и ри лл Рекомендации к выполнению работы: 1.Обдумывая ответ на вопрос, прочитай текст еще раз. 2. Сочинение необходимо начать со вступления, связанного с темой твоего сочинения. Варианты вступлений на данную тему. 1) предложение-восклицание, утверждающее необходимость в речи интонационных средств языка: Наша речь была бы бедной, невыразительной без интонационных средств языка! Как интонационно богата наша русская речь! 2) предложение-риторический вопрос, задающий направление для рассуждения: Разве можно в эпоху глобальных перемен нашей жизни говорить монотонно, скучно, пресно? 3) предложение-пример интонационно-выразительной речи: « Пусть у вас будет время!» - не уговаривает, а горячо призывает автор текста своего читателя к состраданию, к совершению добрых дел. 4) конструкции согласия, например: Я согласен с мнением о том, что современную речь невозможно представить лишённой ярких, выразительных интонаций. 3. В основной части сочинения необходимо привести аргументы рассуждения. Для этого необходимо найти два примера из прочитанного текста В.Пановой, иллюстрирующие разные примеры проявления интонационных возможностей русского языка. Аргумент 1: Разве дружба – не такая же неотложная, государственная и даже мировая работа? – восклицательное по интонации предложение (предл.№11). Интонационная окраска предложения помогает автору текста сделать первый промежуточный вывод в тексте рассуждения о том, дружба – это не веселье и удовольствие времяпрепровождения, а большой ответственный труд. Аргумент 2: Как славит её (дружбу) фольклор! – восклицательное по интонации предложение (предл.№5), подчёркивает авторскую мысль о том, что ценность дружбы была отмечена ещё в стародавние времена, и поэтому отчётливо выражена в произведениях устного народного творчества. 4. Приводя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование (но избегай чрезмерного цитирования). 5. В сочинении необходим вывод, связанный с проблемой текста. 6.Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. 7.Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком, используя справочники и орфографический словарь. Задание №2. Прочитай текст сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, исправь и объясни речевые погрешности, которые выделены красным. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Об интонационном богатстве языка. Я согласен с мнением о том, что современную речь невозможно представить лишённой ярких, выразительных интонаций. Обратимся к предложению №11: «Разве дружба – не такая же неотложная, государственная и даже мировая работа?» Хотя в конце предложения и находится вопросительный знак, но по интонации оно восклицательное. Так, интонационная окраска предложения помогает автору текста сделать первый промежуточный вывод в тексте рассуждения о том, дружба – это не веселье и удовольствие времяпрепровождения, а большой ответственный труд. «Как славит её (дружбу) фольклор!» – восклицательное по интонации предложение (предл.№5), подчёркивает авторскую мысль о том, что ценность дружбы была отмечена ещё в стародавние времена, и поэтому отчётливо выражена в произведениях устного народного творчества. Можно сделать вывод, что наша речь была бы бедной, невыразительной без интонационных средств языка! Задание№3. Прочитай сочинение-рассуждение на лингвистическую тему твоего ровесника Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Зачем нужны запятые. Запятые – один из знаков препинания в русском языке. Многие считают, что они не нужны, что запятые только усложняют написание текста, но это не так. Например1, этот знак препинания разграничивает части сложносочиненных предложений: «Герой книги плыл по Волге на пароходе, и вместе с ним плыл я», сложноподчиненных: «А в книжке, которая нам досталась, по Волге плывет пароход, белый и чистый, и на нем мальчик, который видит много всякого интересного» и бессоюзных: «А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы», тем самым помогая не запутаться в смысле предложения при чтении. Кроме того2, запятые выделяют обособленные определения: «Выпущенная перед войной, к третьей военной осени, она вспухла от прикосновения многих рук…» и обособленные обстоятельства: «Едва выучив уроки, я усаживалась за свой «десерт»…» То есть, этот знак препинания обособляет ту часть предложения, которая дополняет описание или предмета, или действия. Разделяют на письме запятые и3 однородные члены: «Она осталась с тобой чудесными мыслями, волнующими словами, рисунками, даже запахом…» Если бы знаки препинания не употреблялись, была бы большая путаница при чтении. Также4запятые обособляют вводные слова: «Потом, кстати, она нам рассказывала…» Знаки препинания при этом указывают, что это слово имеет добавочное значение. Итак5, мы понимаем, что без запятых на письме обойтись невозможно. Они разграничивают части сложных предложений, выделяют обособленные определения и обстоятельства, разделяют однородные члены, обособляют вводные слова. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ______________________________ Задание №4. Выдели и запомни грамматические средства связи микротем (абзацев) в тексте-рассуждении.Обрати внимание на сноски (1,2,3,4,5), они соответствуют объяснению способов сохранения целостности текста твоего сжатого изложения. Исправь речевую погрешность, выделенную красным цветом. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ______________________________ Задание №5. Прочитай текст сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, исправь и объясни речевые ошибки в тексте сочинения. _____________________________________________________________________________ __________ Задание №6. Определи композиционную схему текста-рассуждения (вступление-тезис; аргументационная часть (2 аргумента); вывод) _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ ____________________________________________________________ Задание№7. Прочитай текст. 1.С того самого случая маляр сделался нашим другом. 2.Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как « угы-на-ли добра молодца в чуду-дальнююсыторонушку!..» 3.Хорошая была песенка. 4.И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и пел ее?5. Пел и еще песенки – про «темную ноченьку, осеннюю» и про «березыньку», и еще про «поле чистое»… 6.Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир – тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием.7. Тогда, на крыше сеней, в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир – и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждет чего-то…8. Тогда-то, на ранней моей поре, - впервые, быть может, - почувствовал я сил и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье. 9.Просто пришло оно и ласково легло в душу. 10.Потом – я познал его: крепость и сладость. И все узнаю его… (По И.С.Шмелеву) Задание№8. Напиши сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса словаизвестного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведи по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Рекомендации ученику к выполнению работы: 1.Обдумывая ответ на вопрос, прочитай текст еще раз. 2. Сочинение необходимо начать со вступления, связанного с темой твоего сочинения. Варианты вступлений на данную тему. 1) конструкции типа: Попробуем доказать, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, в современном русском языке лексическое значение слова и способы его грамматического выражения помогают понять авторский замысел. 2) предложение - вопрос, задающий направление для рассуждения: Можно ли согласиться с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»? 3)предложения-утверждения, например: Я согласен с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 3. В основной части сочинения необходимо привести аргументы рассуждения. Для этого необходимо найти два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие заявленный тезис: Аргумент1: предложение №2: рассмотрим лексическое значение слова «песенка» Аргумент2: предложение №6: «Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир – тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием».Исследуем грамматическое средство выражения авторской мысли – распространенное определение, выраженное причастным оборотом, которое помогает раскрыть содержание слова «песенка» 4.Чтобы сохранить логику и стройность текста рассуждения, определи композиционную схему своего сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (найди вступление, аргументационную часть, вывод). 5.Чтобы правильно оформить доказательства в составе своего рассуждения, определи состав аргументационной части во втором и третьем абзацах (т.е. найди собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу). 6.Чтобы соблюсти логику и связность своего рассуждения, определи грамматические средства связи аргументационной части текста сочинения-рассуждения. Грамматические средства связи аргументационной (доказательной) части рассуждения следующие: 1) во-первых… потому что;2), во-вторых … так как (оттого что); на мой взгляд; к примеру, безусловно, кроме того, конечно, а еще и т.д. 7.Приводя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование (но избегай чрезмерного цитирования). 8. В сочинении необходим вывод, связанный с проблемой текста. Чтобы сделать вывод, прочитай свое вступление к сочинению. Если в начале текста рассуждения ты задал вопрос (Можно ли согласиться с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»?), то в завершении работы напиши ответ на этот вопрос, используя контекстуальные синонимы к словам, использованным тобой во вступлении. Например: Следовательно, мы пришли к выводу, что в речи значение слова и грамматические способы его реализации в языке способствуют выражению авторского замысла. 10.Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. 11.Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком, используя справочники и орфографический словарь. Задание№9. Прочитай сочинение-рассуждение на лингвистическую тему своего ровесника. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем доказать, что1«словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, в современном русском языке лексическое значение слова и способы его грамматического выражения помогают понять авторский замысел. Определим, например2, лексическое значение слова «песенка», употребленного в предложении №2. Песенкой ласково называют поэтический текст, который производят вслух под музыку или без музыкального сопровождения. В тексте И.Шмелева маляр поет русские народные песенки про «березыньку», «про добра молодца» - про простую, нелегкую, но в светлую жизнь человека из народа. В то же время3, можно отметить и такие грамматические средства, как нераспространенные однородные несогласованные определения к дополнению «мир» и распространенное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, – «(мир – тоски и раздолья), таящийся в русской песне. Они помогают раскрыть содержание слова «песенка» в тексте великого русского писателя. По его мнению, русская песня не просто текст, а выраженная в словах душа народная, народное счастье и народная боль. Следовательно4, мы пришли к выводу, что значение слова и грамматические способы его реализации в языке способствуют выражению авторского замысла. Задание№10. Выдели лексико-грамматические средства связи абзацев текста. Обрати внимание на сноски (1,2,3,4) которые помогут тебе проверить свои знания в разделе «Проверь себя». Проверь себя: 1 абзац - Попробуем доказать, что1; 2 абзац - Определим, например 2, 3 абзац - В то же время3, 4 абзац – Следовательно4, Задание№11. Прочитай текст. 1.Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток. 2.Чтобы получить отдаленное представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один прорвинский день. 3.На прорву я приезжаю на лодке.4. Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, саперная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности: удочки, донки, переметы, жерлицы и, самое главное, банка червяками подлистниками. 5.Их я собираю в старом саду под кучами палых листьев. 6.На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места.7.Одно из них – это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами. 8.Там я разбиваю палатку. 9.Но прежде всего я таскаю сено. 10.Да, сознаюсь, я таскаю сено из ближайшего стога, но таскаю очень ловко, так что даже самый опытный глаз старика-колхозника не заметит в стогу никакого изъяна. 11.Сено я подкладываю под брезентовый пол палатки.12. Потом, когда я уезжаю, я отношу его обратно. 13.Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан.14.Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол. 15.Палатка строена. 16.В ней тепло и сухо. 17.Фонарь «летучая мышь» висит на крючке. 18.Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго – на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начинает кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнет разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдет над просторами вечерней земли.19. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь – луна подымается в настороженной тишине. 20.Она является, как владетель этих темных вод, столетних ив, таинственных длинных ночей. (По К.Г.Паустовскому) Задание№12. Напиши сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса словаизвестного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведи по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Рекомендации ученику к выполнению работы: 1.Обдумывая ответ на вопрос, прочитай текст еще раз. 2. Сочинение необходимо начать со вступления, связанного с темой твоего сочинения. Варианты вступлений на данную тему. 1)предложение-утверждение, например: Я согласен с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». 2) предложение - вопрос, задающий направление для рассуждения: Можно ли согласиться с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»? 3) конструкции типа: Попробуем доказать, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, в современном русском языке лексическое значение слова и способы его грамматического выражения помогают понять авторский замысел. 3. В основной части сочинения необходимо привести аргументы рассуждения. Для этого необходимо найти два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие заявленный тезис: Аргумент1: предложение №1: рассмотрим лексическое значение слова «Прорва» Аргумент 2: предложение №2: «Чтобы получить отдаленное представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один прорвинский день». Исследуем средство выражения мысли И.Шмелева – авторский неологизм «прорвинская (песенка)», который образован следующим грамматическим способом - по аналогии с «Истра – истринский». Интересно, что в основе неологизма лежит метафора. Такой сложный путь образования словосочетания помогает выразить мысль о том, что река Прорва – родное и любимое место писателя. 4.Чтобы сохранить логику и стройность текста рассуждения, определи композиционную схему своего сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (найди вступление, аргументационную часть, вывод). 5.Чтобы правильно оформить доказательства в составе своего рассуждения, определи состав аргументационной части во втором и третьем абзацах (т.е. найди собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу). 6.Чтобы соблюсти логику и связность своего рассуждения, определи грамматические средства связи аргументационной части текста сочинения-рассуждения. Грамматические средства связи аргументационной (доказательной) части рассуждения следующие: 1) во-первых… потому что;2), во-вторых … так как (оттого что); на мой взгляд; к примеру, безусловно, кроме того, конечно, а еще и т.д. 7.Приводя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование (но избегай чрезмерного цитирования). 8. В сочинении необходим вывод, связанный с проблемой текста. Чтобы сделать вывод, прочитай свое вступление к сочинению. Если в начале текста рассуждения ты задал вопрос (Можно ли согласиться с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»?), то в завершении работы напиши ответ на этот вопрос, используя контекстуальные синонимы к словам, использованным тобой во вступлении. Например: Следовательно, мы пришли к выводу, что в речи значение слова и грамматические способы его реализации в языке способствуют выражению авторского замысла. 10.Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов. 11.Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком, используя справочники и орфографический словарь. Задание №13. Прочитай сочинение-рассуждение на лингвистическую тему твоего ровесника Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Можно ли1 согласиться с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»? Я думаю, можно. Рассмотрим, например2, лексическое значение слова «Прорва» в тексте К.Г.Паустовского. В предложении №1 так названа река. Происхождение слова, его этимология, возможно, подсказывается лексическим значением нарицательного существительного «прорва» - самое глубокое место, брешь, место без дна. Наверное, когда-то река было очень глубокой, полноводной. А может быть, в ней было много рыбы – целая «прорва»… Исследуем и такое средство3 выражения мысли И.С.Шмелева, как авторский неологизм «прорвинская (песенка)», который образован следующим грамматическим способом - по аналогии с «Истра – истринский».Интересно, что в основе неологизма лежит метафора. Такой сложный путь образования словосочетания помогает выразить мысль о том, что река Прорва – родное и любимое место писателя. Следовательно4, мы пришли к выводу, что значение слова и грамматические способы его реализации в языке способствуют выражению авторского замысла. Задание№14. Определи лексико-грамматические способы связи абзацев в тексте сочинения рассуждения. Обрати внимание на сноски (1,2,3,4) которые помогут тебе проверить свои знания в разделе «Проверь себя». Проверь себя: 1 абзац - Можно ли1; 2 абзац - Рассмотрим, например2; 3 абзац - Исследуем и такое средство3; 4 абзац - Следовательно4. Рекомендации к написанию сочинения - рассуждения проблемного характера Задание№1. Объясни, как ты понимаешь смысл фразы текста В.Пановой: «Пусть у вас будет время для людей, которые встревожены и которые в беде». 1.Обдумывая ответ на вопрос, прочитай текст еще раз. 2. В сочинении необходимо вступление, связанное с темой твоего сочинения. Варианты вступлений на данную тему. 1) предложение - утверждение, что «действительно, у нас должно быть время для людей, которые встревожены и которые в беде». 2) вопрос, задающий направление для рассуждения. Находим ли мы время для людей, которые встревожены и которые в беде? 3) предложение-тезис, определяющий тему сочинения-рассуждения. Вместе с накопленным жизненным опытом приходит переоценка жизненных ценностей, даже против своей воли человек всматривается в окружающих более пристально, более взыскательно. Или: Человечество бдительно и неотступно пестует дружбу. Как точно и выразительно сказано. 4) конструкции согласия, например: Я согласен с мнением о том, что, у нас должно быть время для людей, которые встревожены и которые в беде». 3.В основной части сочинения необходимо привести аргументы рассуждения из текста В.Пановой. Для этого необходимо найти два примера, подтверждающие твою точку зрения. Пример аргументации в основной части сочинения: Аргумент1: Почему мы вспоминаем о важности иметь рядом плечо друга? Потому чтовместе с накопленным жизненным опытом приходит переоценка жизненных ценностей (предложение №3). Аргумент2:Кроме того, мывсматриваемся в окружающих нас людей «более пристально, более взыскательно» (предложение №3) и пытаемся определить настоящую цену дружеских отношений. 4. В сочинении необходим вывод, связанный с проблемой текста. Чтобы сделать вывод, необходимо ответить на вопросы: К чему призывает автор текста? Или: чему учит данный текст? 5..Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов. 6.Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком, используя справочники и орфографический словарь. 7.Для сочинения-рассуждения важно правильно оформить заключительную часть. Для этого используй слова вывода: следовательно, значит, разумеется, поэтому, вот почему, и поэтому и т.д. Сочинение-рассуждение Объясни смысл высказывания: «Пусть у вас будет время для людей, которые встревожены и которые в беде». Вместе с накопленным жизненным опытом приходит переоценка жизненных ценностей, даже против своей воли человек всматривается в окружающих более пристально, более взыскательно. Находим ли мы время для людей, которые встревожены и которые в беде? Почему мы вспоминаем о важности иметь рядом плечо друга? Потому что вместе с накопленным жизненным опытом происходит переоценка жизненных ценностей (предложение №3). Кроме того, мы всматриваемся в окружающих нас людей «более пристально, более взыскательно» (предложение №3) и пытаемся определить настоящую цену дружеских отношений. Поэтому должно быть время для тех, кто нуждается в нашей помощи.

Уважаемые одиннадцатиклассники!

Данный текст может быть полезен для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

2.Обратите внимание на выделенные в тексте фрагменты.

3.Выберите необходимые, на Ваш взгляд, клише.

1.К тексту прилагается одна проблема.

2.Учтите, что название текста не всегда соответствует тому названию, которое, возможно, существовало у автора. Поэтому в сочинении на ЕГЭ, если Вы не знаете точного названия, избегайте того названия, которое предлагается в разных источниках.

высказывает (выражает, формулирует, проводит) мысль о том, что «…»

стремится (хочет) донести до читателя мысль о том, что «…»

заставляет читателя обратить внимание на…

призывает читателя…

считает, что…

убеждает нас в том, что

утверждает, что…

утверждает, что только

выступает за то,

показывает нам людей, которые…

приводит (подводит) читателя к мысли о том, что...

приходит к такому выводу: …

восхищается (кем? чем?)

поражается (чему?)

словно приглашает вместе с ним полюбоваться (чем?)

с интересом наблюдает за (чем?)

с болью в сердце (с горькой иронией, с горечью) пишет (говорит) о том, что....

не может мириться с тем, …

выражает тревогу…

обращает внимание на то, что…

«…» - в этих словах, по-моему, отражена основная проблема текста.

«…» – это высказывание точно отражает мысль автора.

В тексте доказывается мысль о том, что «…»

Автор даёт оценку (чему?)
Автор выявляет сущность (чего?)
Автор излагает свой подход (к чему?)
Автор исходит из того, что
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Автор убедительно доказывает, (что?)
Определяя сущность и место (чего? в чём?), автор считает, что
Подчёркивая актуальность (чего?), автор обращает внимание (на что?)
По мнению автора, важное значение имеет (что?)

ТЕКСТ

ПРОБЛЕМА взаимосвязи родного языка и родной природы в жизни человека

«…не потерять чувство… языка» (По К.Г.Паустовскому)

1)Я уверен, что для полного овладения русским языком, для того чтобы не потерять чувство этого языка, нужно не только постоянное общение с простыми русскими людьми, но общение с пажитями и лесами, водами, старыми ивами, с пересвистом птиц и с каждым цветком, что кивает головой из-под куста лещины.

2)Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий. 3) Случилось и у меня одно такое лето открытий в лесистой и луговой стороне Средней России – лето, обильное грозами и радугами.

4)Прошло это лето в гуле сосновых лесов, журавлиных криках, в белых громадах кучевых облаков, игре ночного неба, в непролазных пахучих зарослях таволги, в воинственных петушиных воплях и песнях девушек среди вечеряющих лугов, когда закат золотит девичьи глаза и первый туман осторожно курится над омутами.

5)В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той поры хотя и известными, но далекими и непережитыми . 6)Раньше они вызывали только один обычный скучный образ. 7)А вот теперь оказалось, что в каждом слове заложена бездна живых образов.

8)Какие же это слова? 9)Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. 10)Легче всего, пожалуй, с «дождевых ».

11)Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые, дожди, идущие полосами – полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни (проливни).

12)Но одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и понять, что в каждом из них заключена своя поэзия , свои признаки, отличные от признаков других дождей.

13)Тогда все эти слова, определяющие дожди, оживают, крепнут, наполняются выразительной силой. 14)Тогда за каждым таким словом видишь и чувствуешь то, о чем говоришь , а не произносишь его машинально, по одной привычке.

15)Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. 16)Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. 17)Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать. 18)В этом, очевидно, и заключается тайна так называемого подтекста. (По К.Г.Паустовскому)

Паустовский Константин Георгиевич (1892-1968) – русский писатель.

Писал разнообразные по тематике произведения, в том числе о людях искусства: о художниках – «Исаак Левитан», «Орест Кипренский», о поэте и художнике – «Тарас Шевченко». Особое место в его творчестве занимает Мещерский край. Об этом крае он писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряжённого труда. Средней России – и только ей – я обязан большинством написанных мною вещей».

Повесть «Золотая роза» посвящена сущности писательского труда.

Произведения:

Растрёпанный воробей

Кот-ворюга

Корзина с еловыми шишками.

Скрипучие половицы

Тёплый хлеб

Колотый сахар

Телеграмма

Золотая роза

Мещёрская сторона

Алмазный язык

Язык и природа

Желаем терпения в подготовке к сочинению! Будьте уверены: упорство, старание и усиленная тренировка дадут достойные результаты.

__________________________________________________________________________________

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК № 1 ».

Подробные инструкции как воспользоваться сборником или если Вы хотите воспользоваться сборником полуготовых сочинений, напишите по адресу