ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева

    ФИО Шморгун Юлия Владимировна

    Место работы МОУ Дергаевская СОШ № 23

    Должность учитель русского языка и литературы

    Предмет литература

    Класс 10

    Тема урока Анализ стихотворений в прозе

    Базовый учебник «Литература», под редакцией В. И. Коровина

Цель урока:
1. Показать особенности жанра стихотворения в прозе.
2. Выявить художественные особенности стихотворений в прозе, определить темы, их роль в нравственном воспитании.
3. Помочь учащимся понять философский смысл стихотворений.

Методические приёмы: объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Ход урока.
1. Объявление темы и целей урока

2.Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с творчеством И.С. Тургенева. Давайте с вами вспомним, что нам известно о биографии этого поистине русского писателя.

Знаменитый писатель родился 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел.

Отец его - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".

Мать писателя - Варвара Петровна Лутовинова была полновластной владыкою дома. В ней типично выразилось то опьянение властью, которое создавалось крепостным правом. Род Лутовиновых представлял собою смесь жестокости, корыстолюбия и сладострастия.

До 9 лет Тургенев жил в селе Спасское – Лутовиново (в 10 верстах от Мценска, Орловской губернии).

Воспитание его шло под руководством часто сменявшихся гувернеров. Ко всему русскому Варвара Петровна питала глубочайшее презрение.

Члены семьи говорили между собою исключительно по-французски.

Любовь к русской литературе тайком внушил Тургеневу один из крепостных камердинеров Пунин.

Все самые лучшие воспоминания И.С. Тургенева будут связаны со Спасским -Лутовиново. Долгие годы проживет писатель вдали от России, сначала в Германии, затем во Франции, но его мысли и сердце всегда будут с родиной. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком- либо другом языке, кроме своего родного.

И.С. Тургенев начинал свой творческий путь как поэт. И до "Записок охотника" им были написаны стихотворения и даже поэмы. Замечательное стихотворение "Утро туманное" легло в основу создания известного русского романса.

Стихотворение в прозе – жанр, который вам, вероятно, ещё не известен.
Вспомните, что называется стихотворением?

(Стихотворение небольшое лирическое произведение, написанное стихами)

В чём особенность стихотворений в прозе, чем они отличаются от обычных стихов?

(Стихотворение в прозе тоже произведение лирическое, но форма его – прозаическая)

"Стихотворения в прозе" Тургенева – новаторский жанр, «пограничный» между стихами и прозой и соединивший их.

Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли и чувства писателя.

"Стихотворения в прозе" - последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием «Стихотворения в прозе». Это своего рода поэтическое завещание большого мастера, мудрого человека.
Цикл состоит из 51 произведения, который представляет собой ряд накопившихся за долгие годы отдельных мыслей и картинок, отлившихся в удивительно изящную, задушевную форму. Раздумья художника над вечными вопросами бытия окрашены личными переживаниями. Отсюда характерный для всего цикла лиризм, повышенная выразительность художественной речи, сочетающей в себе эмоциональность и лаконизм прозы. В жанре стихотворения в прозе главное – чувства, мысли, эмоции художника. Каждое стихотворение построено в виде миниатюры, в конце каждого произведения мы видим главную мысль, идею.

В цикле "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева нашли отражение все основные темы и мотивы творчества писателя.

Темы стихотворений в прозе:

    раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы;

    размышления писателя о русском народе;

    гуманность человеческих отношений;

    торжествующая любовь;

    противопоставление добра и зла;

    размышления о неотвратимости смерти;

    родины;

    счастье и красота;

    воспоминания о давней любви;

    о подвиге и трусости;

    о русском языке, его роли.

3. Анализ стихотворений. 1) Стихотворение «Старуха» Вопросы для анализа:
    Первые ассоциации по названию (старуха-судьба, фольклорный образ, суффикс –ух -негативная оценка) Есть ли в стихотворении сюжет? Определите основную мысль. Что помогает автору передать внутреннее состояние героя? Как меняется в тексте состояние героя?(Приходит смирение) Какую проблему поднимает автор?(Может ли человек повлиять на свою судьбу?)

2) Стихотворение «Собака» Вопросы для анализа:

    Почему стихотворение называется «Собака»?(Через образ собаки звучит проблема) Какую проблему поднимает автор?(Проблема единения человека и природы.) Как автор решает эту проблему?(Природа и человек едины, все смертны, все нужны друг другу) Найдите лексические средства выразительности.

3) Стихотворение «Нищий» Вопросы для анализа:

    Ассоциации по названию Найдите важные детали в тексте. Почему Нищий сказал «спасибо»? Почему повторяется слово «брат»? Что получил лирический герой? Какую проблему поднимает автор?(Проблема сострадания, милосердия) Найдите лексические и синтаксические средства выразительности.
IV. Вывод. "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева стали своеобразной прощальной лебединой песней. Это своего рода завещание мудрого человека, оставленное свои потомкам.

«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений подряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу» - писал И.С. Тургенев. Многообразие формы, сочетающееся с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника. И.С. Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и проложил дорогу таким писателям, как И.А. Бунин, В.Г. Короленко, А.И. Солженицын. В произведениях этих русских писателей жанр стихотворения в прозе получил новое развитие. Примером тому служит стихотворение А.И. Солженицына из цикла «Крохотки» - «Лихое зелье».

4. Дифференцированное домашнее задание: 1) Художественный пересказ понравившегося стихотворения. 2) Попытайтесь написать своё стихотворение в прозе.

Но у цикла есть и подзаголовок «Стихотворения в прозе». Тургенев дал в нем указание на жанр, использовав своеобразный оксюморон.

Перед нами лирическая проза, подлинными создателями которой являлись в XIX веке Уолт Уитмен («Листья травы») и Шарль Бодлер («Маленькие стихотворения в прозе»). И те и другие произведения Тургенев знал, а Уитмена даже переводил на русский язык. Именно высокая оценка такой прозы в чужом исполнении подтолкнула его к созданию собственной. Таким образом, на первом этапе работы мы рассматриваем цикл в контексте европейской литературы. Можно зачитать несколько текстов указанных произведений Бодлера и Уитмена, чтобы ощутить сходство.

Что делает тургеневскую прозу поэзией?

    Краткость. От 3 («Житейское правило»), 4 5 («Ты заплакал», «Простота», «Любовь») строк до 1,5 2 страниц («Повесить его», «Дрозд», «Деревья» и др.). Не более того…

    Лиризм, автобиографичность. Отсутствие фабульной (событийной) развернутости, иногда основным событием становятся чувства, переживания. Рассказ ведется от первого лица, при этом часто употребляется местоимение «Я», четко определяется, что перед нами случай из жизни автора, его видение, его сон.

    Обилие тропов, средств речевой выразительности (анафор, инверсий, повторов), что делает произведения поэтичными, мелодичными, ритмичными. Ученики приводят многочисленные примеры.

Итак, перед нами поэзия, хотя отсутствие рифм, графическое оформление сближает их с прозой.

Но это не просто стихи, а объединенные в цикл. Что их связывает между собой?

Жанровые формы разнообразны, но повторяемы, есть излюбленные.

а) сны, видения («Конец света», «Насекомое», «Природа», «Встреча» сны; «Черепа», «Порог», «Христос» и др. видения);

б) воспоминания («Соперник», «Маша», «Воробей», «Повесить его!», «Мы еще повоюем» и др.);

в) легенды, притчи, сказки «Дурак», «Восточная легенда» «Враг и друг»).

г) философские и психологические размышления «Старик», «Сфинкс», Камень», «Стой!» и др.).

Есть единство на уровне темы, проблематики, идейного содержания.

а) Общественно-политическая проблематика:

    об отношениях русского народа и интеллигенции («Порог», «Чернорабочий и белоручка»);

    о нравственном превосходстве простого русского мужика, его сердечной чуткости, отзывчивости («Маша», «Два богача», «Повесить его!»).

б) Нравственная проблематика:

Здесь много сатирических миниатюр «Довольный человек», «Дурак», «Эгоист» «Гад», «Житейское правило».

в) Философская проблематика:

Особенно много размышлений о смерти. Мотивы смерти, старости, одиночества учащиеся определяют как сквозные в стихотворениях: «Что я буду думать?», «Собака», «Последнее свидание», «Старик», «Завтра! Завтра!» и др.

Смерть предстает и в аллегорических образах Старухи, черепов, сходящихся на светский раут, и в образе страшного насекомого, мухи, конца света, темноты.

Размышления о величии и вечности природы (космоса) и бренности жизни тоже одна из сквозных тем. Она звучит в стихотворениях «Разговор», «Природа», «Мои деревья», «Морское плавание».

Размышление о мимолетности и вечной силе красоты: «Посещение», «Стой!».

Вера во всепобеждающую силу жизни, в величие любви звучит в стихотворениях «Воробей», «Мы еще повоюем», «Уа-Уа!», «Лазурное царство».

Настроение грустное, меланхоличное, заданное стихотворениями о старости, одиночестве, смерти сменяется жизнеутверждающим, оптимистичным. Случайно ли то, что Тургенев расположил после «Песочных часов» «Уа-Уа!», а после «Воробья» «Черепа»? Нет, не случайно. В этом утверждение цикличности наших чувств, переживаний. Цикличность основной закон развития, в этом цикле стихотворений он характеризует состояние души лирического героя.

Каков он, лирический герой цикла?

Умудренный жизнью, во многом разочаровавшийся, но и влюбленный в жизнь, находящийся в ожидании смерти, одинокий, но и умеющий любить, ценить красоту…

Все это Тургенев, его душа!

Не стоит забывать, что цикл был создан в конце 70-х годов, писатель в это время был уже немолод, жил во Франции, вдали от родины, не имел своей семьи.

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»: целостный анализ цикла

Задание. Найдите и исправьте как можно более тщательно - лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки в учебном сочинении. Допишите свой вариант заключения к сочинению.

Текст сочинения

«Что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование», писал П.В. Анненков о одном из последних тургеневских произведений «Стихотворения в прозе» (« Senilia «).

В конце 70-х годов, когда создавался этот цикл, немолодой уже писатель был одинок. Живя за границей, он чувствовал тоску по родной природе, народу. Не создав своей семьи, жил бедами и радостями семьи Полины Виардо. Но главное ‒ в его душе было то щемящее чувство одиночества, которое он испытывал перед лицом приближающейся смерти.

Прочитать цикл «Стихотворения в прозе» значит проникнуть в душу старого человека. Ведь недаром Тургенев выбрал для него и второе название « Senilia » («Старческое»). Что в этой душе?

Рожденная годами жизни и раздумий мудрость, любование красотой жизни, страх перед смертью, воспоминания о прожитом. Негодование и сарказм сменяется радостью и умиротворением, но чаще элегической печалью, грустью. Уходящий из жизни думает о вечном, а мысли эти невеселы.

Мотив смерти становится основным в произведениях цикла. То она является в аллегорических образах: старухи («Старуха»), «маленькой и сгорбленной», с «желтым, морщинистым, востроносым, беззубым лицом», мухи («Насекомое»), укусившей самого беззаботного человека, черепов («Черепа»), сходящихся на светский раут. То появляется в образе конца света, темноты, которой не минует никто («Конец света»).

С мотивом смерти связана и тема величия и вечности природы, установившей смерть как закон развития. В стихотворениях «Природа», «Морское плавание» звучит мысль: «Все мы дети одной матери — Природы». Все! Неважно, человек ты или птица, блоха или животное. Все бренны перед лицом вечности. Символом вечности становятся горы («Разговор»), деревья («Мои деревья»). Две альпийские вершины Юнгфрау и Финстерааргорн живут в ином пространственно-временном измерении, нежели люди («черные козявки») у их подножий. Тысячелетия человеческой жизни для них ‒ одна минута. Разговаривая несколько минут, миновала целая человеческая цивилизация. В стихотворении «Мои деревья» «чахлый, скрюченный» хозяин богатейшего поместья, приветствовавший «на моей наследственной земле, под сенью моих вековых деревьев «своего гостья, получает приговор: не может «полумертвый червяк» называть своим то, что более вечнее его. Старый дуб становится символом вечности. Размышляя о вечном, лирический герой испытывает грусть, иногда доходящую до пессимизма. Но это настроение сменяется радостным, торжествующим в тех стихах, где ощутима вера в силу жизни, в величие любви ‒ «Воробей», «Мы еще повоюем!», «Уа-уа!»

Взъерошенный черногрудый воробей «с отчаянным и жалким писком защищал своего птенца от собаки, зубастой, с раскрытой пастью». Сила, подвигнувшая маленькую птицу на этот подвиг, названа любовью. В любви видит Тургенев преодоление смерти и страха смерти. «Только любовью держится и движется жизнь», ‒ утверждает он. Преодоление смерти ‒ и в утверждении прекрасного. Да, все прекрасное проходит мгновенно. Но встреча с прекрасным дает ощущение вечности данного мгновения.

Редакторская правка

Опубликовано 09.06.2017 по предмету Русский язык от Гость >>

Выделите полные и неполные предложения. Как восстанавливается пропущенный член предложения?

Я иду долиной. На затылке кепи. В лайковой перчатке смуглая рука. 2.Я утих. Годы сделали дело. Но того, что прошло, не кляну.3 Cпела песню-начинает злиться, уж прошло гораздо больше суток, а- не возврашается девица, это-плохо.Смерти не до шуток. .4. Река раскинулась. Течет, грустит лениво и моет берега.5. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль.6. "Так вот оно что! А как звать тебя?"- "Власом".-" А какой тебе годик?"-"Шестой миновал..." 7 Через полчаса я сел на своего дорого коня, а савельич-на тощую и хромую клячу

думаю даю нормально пунктов...прошу не пишите ерунды.... Пожалейте модераторов

Ответ оставил Гость

Полные предложения буду отмечать жирным шрифтом, неполные курсивом! И через тире восстановленное предложение.
1. Я иду долиной. На затылке кепи. В лайковой перчатке смуглая рука. - Я иду долиной, на затылке кепи (можно воставить союз "и" или просто запятую) в лайковой перчатке смуглая рука.

2. Я утих. Годы сделали дело. Но того, что прошло, не кляну - Я утих, годы сделали дело, но того, что прошло, не кляну.

3. Cпела песню-начинает злиться, уж прошло гораздо больше суток, а- не возврашается девица, это-плохо. Смерти не до шу ток. - Смерти не до шуток, спела песню - начинает злиться, уж прошло гораздо больше суток, а не возвращается девица, это - плохо.

4. Река раскинулась. Течет, грустит лениво и моет берега. - Река раскинулась, течет, грустит линиво и моет берега.

5. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами степную даль - Пусть ночь, домчимся, озарим кострами степную даль.

6. "Так вот оно что! А как звать тебя?"- "Власом". -" А какой тебе годик?" -"Шестой миновал..." - "Так вот оно что! А как звать тебя?"- "Власом".-" А какой тебе годик?"-"Шестой миновал..."

7. Через полчаса я сел на своего дорого коня , а савельич-на тощую и хромую клячу. - Через полчаса я сел на своего дорого коня, а савельич-на тощую и хромую клячу

Оцени ответ

Раскинулся график по модулю пять,
В углу интегралы стояли.
Студент не сумел производную взять,
Ему в деканате сказали:

"Экзамен нельзя на халяву сдавать,
Профессор тобой недоволен.
Иль будешь с матфака уволен".

И рад доказать, только сил уже нет,
В глазах у него помутилось,
На миг он увидел стипендии свет...
Но пал - больше сердце не билось.

К нему подбежала профессоров рать,
Бородки над ним наклонили.
Декан обещал три стипендии дать,
Но поздно - уж пятки остыли.

Два дня в деканате покойник лежал,
В штаны Пифагора одетый,
В руках он учебник тяжелый держал,
Что сжил его с белого света.

Его нарядили, как будто на бал,
В ногах уравненье Бернулли,
На шею надели тройной интеграл,
И труп в бесконечность спихнули.


Ей скажут - она зарыдает...
А синуса график, волна за волной,
По оси абсцисс пробегает.


Материя не исчезает.
Погибнет студент, на могиле его
Огромный лопух вырастает.

А я не уберу чемоданчик! Песни студенческие, школьные, дворовые / Сост. Марина Баранова. - М.: Эксмо, 2006. - без указания автора.

Date: Sun, 13 Dec 1998 14:45:50 +0300 (MSK)
From: Alexander Khrabrov [email protected]
To: [email protected]
Subject: Raskinulos" pole po modulu pjat"...

Я уже давно наткнулся на песню, которая на Интернетовской страничке называлась "Вектор", но никак было не собраться написать. На страничке еще было написано, что происхождение песни неизвестно. Однако эта песня имеет не только оригинальный текст, история сохранила имя автора и дату написания - 1946 год (это не опечатка). Вот что написано по этому поводу в книжке "Фольклор мат-меха за 50 лет" (мат-меха СПбГУ), примечания в дополнены мною.

Раскинулось поле по модулю пять...

В конце сороковых годов (первый послевоенный набор) фольклор мат-меха был фольклором в прямом смысле слова и носил характер исключительно "народного творчества". Порой незаконченные стихи передавались из уст в уста (или из рук в руки) и каждый мог добавить что-нибудь от себя. По-видимому, никто не пытался как-то систематизировать накопившийся фольклор. Им обменивались между делом, чаще всего - по вечерам за шахматами в Комитете Комсомола. Одной из самых ярких личностей того времени был мой однокурсник Виктор Павлович Скитович. Именно им были написаны песня "Раскинулось поле по модулю пять..." и "Гимн математиков", впоследствии, с небольшими изменениями, ставший "Гимном Мат-меха". История создания песни типична для того времени. Как-то раз, в бассейне, ваш покорный слуга обратился к Виктору Павловичу: "Нельзя ли написать песню, которая начиналась бы со слов "Раскинулось поле по модулю пять, вдали полиномы стояли"?" И меньше чем через неделю, там же, в бассейне, мы узнали от него все восемь куплетов... А. И. Скопин, выпуск 1950 г. [Скопин Александр Иванович доцент каф. алгебры и теории чисел мат-меха СПбГУ]

("Раскинулось море широко... ")

Раскинулось поле но модулю пять,
Вдали полиномы стояли.
Товарищ не смог производную взять,
Ему очень строго сказали:

Анализ нельзя на арапа сдавать,
Гавурин (1) тобой недоволен,
Изволь теорему Коши доказать,
Иль будешь с мат-меха уволен.

Он начал бубнить, но сознанья уж нет,
В глазах у него помутилось.
И, бросивши на пол коварный билет,
Упал, сердце в ноль обратилось.

Напрасно билет предлагали другой,
Старались привесть его в чувство.
А Явец (2) сказал, покачав головой -
Вот кара ему за беспутство.

Всю ночь в деканате покойник лежал,
Кривою Пеано одетый,
В руках квадратичную форму держал
И синус на вектор надетый.

Наутро, лишь только раздался звонок,
Друзья с ним проститься решили.
Из векторов крест, из астроид венок
На тело его возложили.

К ногам привязали ему интеграл,
Гиперболой труп обернули.
Надгробную речь замдекана сказал,
И слезы у многих блеснули.

Напрасно мамаша ждет сына домой,
Ей скажут - она зарыдает,

Вдоль оси абсцисс убегает.

(1) Гавурин Марк Константинович, в то время - доцент (впоследствии - профессор) кафедры мат. анализа [мат-меха ЛГУ, известен как автор книги "Лекции по методам вычислений" (1971)]

(2) Явец Михаил Александрович, преподаватель Морской академии; в то время вел на мат-мехе ЛГУ практику по мат. анализу.

Примечание. Песня приведена в авторским варианте (со слов А. И. Скопина). В дальнейшем чуть ли не у каждой строчки появилось по несколько вариантов. Почти сразу же исчезли фамилии Гавурина и Явеца. Их старались заменить кем-нибудь более знакомым, вплоть до того, что... "Скитович пришел, покачал головой"! (сборник "Поет матмех", 1966 г.) [Ныне обе фамилии обычно заменяют на фамилию Натансона (Натансон Гаральд Исидорович - профессор каф. математического анализа мат-меха СПбГУ, сын всем известного И.П.Натансона).]

Другие строчки "редактировали", например, так:

2. Вдали интегралы стояли.
Степой интегралы стояли.
Вдали полиномы вставали.
Вдали асимптоты вставали.
В висках асимптоты стучали.

3. Студент не сумел производную взять,
Несчастный не мог производную взять,

4. Ему в деканате сказали:
Вот тут-то ему и сказали:

7. Изволь теорему Ферма доказать,

9. И рад доказать, да сознанья уж нет,
Задача ясна, но сознанья уж нет,
Товарищ и рад бы, да сил больше нет,

11. И, бросив на землю коварный билет,

Блеснул тут стипендии меркнущий свет,

17. Три дня в деканате покойник лежал,

18. В штаны Пифагора одетый,

19. В руках он раскрытый матрикул держал

20. И базис, на корень надетый.

19-20. Профессор пришел, головой покачал,
Прочел теорему Виета.

18-20. На пальцах ньютоновы кольца,
Три дня и три ночи несчастный декан
Читал нам труды Фихтенгольца.

23. Из векторов крест, из циклоид венок

25. К ногам привязали двойной интеграл,

26. И матрицей труп обернули,

27-28. А чтобы покойник в гробу не скучал,
Прочли теорему Бернулли.

27-28. А вместо молитвы какой-то нахал
Пропел теорему Бернулли.

30. Науки без жертв не бывает,

32. В бескрайнюю даль убегает.
По оси абсцисс убегает.
По оси абсцисс уплывает.
На ось ординат набегает.

Наконец, придумали еще один куплет:

Марксизм свое веское слово сказал:
Материя не исчезает.
Погибнет студент, на могилке его
Такой же лопух прорастает.

На физфаке МГУ песню заканчивают иначе:

Напрасно студенты ждут друга в пивной,
Науки без жертв не бывает.
Стоит наш физфак неприступной стеной,
Других дураков привлекает.

Кстати, здание физфака действительно похоже на "неприступную стену".

Alexander Khrabrov, аспирант мат-меха СПбГУ - Alexander Khrabrov E-Mail: aih @ ak2994.spb.edu

ВАРИАНТЫ (3)

1. Раскинулся вектор по модулю пять...
Вариант ХГУ

Раскинулся вектор по модулю пять,
За ним интегралы стояли.
Студент не сумел производную взять -
Ему в Деканате сказали -

"Анализ нельзя на арапа сдавать -
Профессор тобой не доволен.
Сумей теорему Коши доказать,
Иль будешь с Физфака уволен!"

Хотел доказать, да сознанья уж нет,
В глазах у него помутилось...
Увидел стипендии меркнущий свет -
И сердце к нулю устремилось.


На пальцах Ньютоновы кольца.
И препод над ним как молитву читал
Тринадцатый том Фиxтенгольца.

К ногам привязали тройной интеграл
И в матрицу труп завернули.
Надгробную речь замдекана сказал
И тело с физфака спихнули.

Напрасно студенты ждут друга в пивной -
В науке без жертв не бывает.
А синуса график волна за волной
На ось ординат набегает.

Марксист свое веское слово сказал -
"Материя не исчезает.
Загнется студент, на могиле его
Такой же лопух вырастает..."

Знаю, что когда-то она была гимном Физмата ХГУ, а после его разделения осталась гимном Мехмата. Однако я слышал, что и в других городах ее поют тоже. Есть много вариантов песни, я привожу тот, который пел сам - вариант Физфака ХГУ. На мотив "Раскинулось".

http://folklor.kulichki.net

2. В далеких Померках
Вариант ХАИ

В далеких Померках Хаевня стоит,
Деревья ее окружают.
С высокой мечтой поступают туда
И с треском назад вылетают.

Вот дверь распахнулась на целое Пи.
За ней интегралы стояли.
Студент не сумел производной найти,
Ему в деканате сказали:

"Пойди докажи теорему Коши!
Профессор тобой недоволен.
А если не сможешь решенье найти -
Из ВУЗа ты будешь уволен!"

Хотел доказать, а знаний уж нет,
В глазах у него помутилось.
Увидел стипендии меркнущий свет,
Упал - сердце больше не билось.

К нему подбежали со шпорой в руке,
Хотели привесть его в чувство,
Но злой замдекан хохотал у доски:
"Напрасны все ваши искусства!"

Три дня в деканате покойник лежал,
В штаны Пифагора одетый.
И в синей руке он зачетку держал,
Как будто готовясь к ответу.

К ногам привязали ему "Сопромат"
И в матрицу труп завернули
И вместо надгробно слова над ним
Прочли теорему Бернулли.

Марксист свое веское слово сказал:
"Материя не исчезает!
Загнется студент - на могиле его
Такой же лопух вырастает.

Напрасно старушка ждет сына домой,
Чтоб он инженером вернулся.
А сын у нее в инститиуте давно
Тройным интегралом загнулся.

Напрасно друзья ждут студента в пивной,
В науке чудес не бывает...
Лишь синуса график волна за волной
По оси абсцисс убегает.

С сайта Павла Бернштама "Фольклор советских студентов" (создан в 1995-1999)

ВАРИАНТ № 8

Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1.Расставьте ударение в словах. Укажите возможные варианты.

Премировать, намерение, квартал, донельзя, гладильный, нормировать, договор, феномен, ходатайствовать, эксперт.

2.Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН: [ ЧН ] или [ ШН ]?

Досрочно[ ЧН ] , Кузьминична[ ШН ] , скворечник[ ШН ] , яичница[ ШН ] , друг сердечный[ ШН ] , избыточный[ ЧН ] , горячечный[ ШН ] , копеечный[ ШН ] , сердечный[ ЧН ] .

3.Вместо точек вставьте нужную гласную: Е или Ё.

Никчёмный, желчный, недоуменный, женоненавистник, жёлоб, блёклый, оседлый, афера, манёвры, истекшие сутки.

Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

    Произведите синонимические замены иностранных слов.

Фаэтон-коляска, регламент-порядок, рантье-откупщик, миткаль-ткань, катрен-четверостишье, нувориш-богач, рейтинг-популярность, рэкет-вымогательство, фиаско-провал, стагнация-спад.

    Устраните речевую избыточность и тавтологию.

1. Первым лидером чемпионата была Россия. 2. До затмения солнца оставался час времени. 3. Выпускники вузов постоянно сталкиваются с проблемой трудоустройства на работу.

1. Победителем чемпионата была Россия.2. До затмения солнца оставался один час.3. Выпускники вузов постоянно сталкиваются с проблемой трудоустройства.

3. Составьте словосочетания с паронимами.

Акулий– акуловый, криминальный – криминогенный, праздный – праздничный, удачливый - удачный, ароматический– ароматичный.

Акулий зуб, акуловый окрас, криминальный роман, криминогенный фактор, праздный интерес, праздничный стол, удачливый продавец, удачный выбор, ароматический воздух, ароматичный уксус.

Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЯЗЫКА.

    Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.

1. «Ты у меня будешь кататься как кот в масле», – сказал он невесте. 2. Соловья песнями не кормят. 3. Он всегда играл первую дудку.

1. «Ты у меня будешь кататься как сыр в масле», – сказал он невесте. 2. Соловья баснями не кормят. 3. Он всегда играл первую скрипку.

2. Объясните смысл образных выражений.

1. Рог изобилия. 2. Со щитом или на щите. 3. Сизифов труд.

1. Рог изобилия - неиссякаемый источник богатства, благ. 2. Со щитом или на щите – стать победителем или побежденным. 3. Сизифов труд – тяжелая, бесконечная и бесплодная работа.

Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).

Образец: (теплый) какао – теплое какао.

(Новый) шампунь, (богатый) рантье, (солнечный) Капри, (прочный) толь, (крошечный) колибри.

Новый шампунь (м.р.), богатый рантье (м.р.), солнечное Капри (ср.р.), прочный толь (м.р.), крошечная колибри (ж.р.).

2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.

Ботинок, георгин, рельс, мочало, щупальце.

Ботинок, георгинов, рельс, мочал, щупалец.

    Просклоняйте числительные : 1274, 978,459.

тысяча двести семьдесят четыре тысячи двухсот семидесяти четырех тысяче двумстам семидесяти четырем тысячу двести семьдесят четыре тысячью двумястами семьюдесятью четырьмя о тысяче двухсот семидесяти четырех

девятьсот семьдесят восемь девятисот семидесяти восьми девятистам семидесяти восьми девятьсот семьдесят восемь девятьюстами семьюдесятью восьмью девятистах семидесяти восьми

четыреста пятьдесят девять

четырёхсот пятидесяти девяти четырёмстам пятидесяти девяти четыреста пятьдесят девять четырьмястами пятьюдесятью девятью

о четырехстах пятидесяти девяти

4. Выберите правильный вариант ответа:

На (двух, обеих, обоих) берегах реки раскинулись поля. При больном неотлучно находилось (три слуги - трое слуг). Насыпь возводилась с помощью (двух, обоих, двоих) бульдозеров. Главная бухгалтерия обслуживает теперь (30) детских садов и (22) яслей.

На обоих берегах реки раскинулись поля. При больном неотлучно находилось трое слуг. Насыпь возводилась с помощью двух бульдозеров. Главная бухгалтерия обслуживает теперь тридцать детских садов и двадцать два ясельных учреждения.

5.Просклоняйте предложенные фамилии в мужском и женском варианте.

Анатолий (Чуб), Екатерина (Толокно)не скл, Виктор (Гюго)не скл, Алина (Хитрово)не скл, Владимир (Босых)не скл.

Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

1.Отметьте факты неправильного (ненормативного) управления. Ошибки исправьте.

В городе Рига принял первых отдыхающих новый дом отдыха. Поэт пишет удивительное стихотворение «Родина», в котором он становится выше всех предрассудков ложного патриотизма. Я считаю, что дело, которое я хочу посвятить свою жизнь, это самая нужная профессия. Подписываем соглашение с Ириной – студенткой из нашего же общежития, захотевшей работать стилистом. Наши солдаты мужественно отбивали атаки рвавшегося врага к Киеву.

Новый дом отдыха, в городе Рига, принял первых отдыхающих. Я считаю, что дело, которому я хочу посвятить свою жизнь-это самая нужная профессия. Подписываем соглашение со студенткой Ириной из нашего же общежития, захотевшей работать стилистом. Наши солдаты мужественно отбивали атаки рвавшегося к Киеву врага.

2. Перепишите предложения, раскрывая скобки.

1. Благодаря (проведенное преобразование) предприятие перестало быть убыточным. 2. Вопреки (постановление) перфект административного округа не получил необходимых полномочий. 3. Они будут видеться каждый день по (несколько) часов. 4. В сутки проезжали по (пятьсот), а иногда и по (шестьсот) километров.

1. Благодаря проведенному преобразованию, предприятие перестало быть убыточным. 2. Вопреки постановлению, перфект административного округа не получил необходимых полномочий. 3. Они будут видеться каждый день, по несколько часов. 4. В сутки проезжали по пятьсот, а иногда и по шестьсот километров.

3. Замените определительные предложения причастными оборотами.

1. Улица, которая вела в город, была свободна. 2. За столом рылся в книгах счетовод, который недавно приехал из станицы. 3. Ржавая осока, которая была все еще зеленой и сочной, склонялась к земле.

1. Улица, ведущая в город, была свободна. 2. За столом рылся в книгах счетовод, недавно приехавший из станицы. 3. Склоняющаяся к земле ржавая осока, была все еще зеленой и сочной.

Задание № 6. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Ниже вразброс дана сконструированная нами библиографическая информация об источниках. Выполните их правильное библиографическое описание.

    «Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения». Словарь под ред. Скляревской Г. Н.; издан в Санкт-Петербурге, издательство «Фолио-Пресс», 1998 г. Объём 385 стр.

    Алексеева Г. Я., Еськов Ю. В., Карасева О. Н., Светляков П. С. «Рассказы об омонимах», издательство «Дрофа», г. Ленинград, 1973 год, 244 страницы.

    Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / Под ред. Г. Н. Скляревской. – СПб.: Фолио-пресс, 1998. 385 с.

    Алексеева Г. Я., Еськов Ю. В., Карасева О. Н., Светляков П. С. Рассказы об омонимах. – Л.: Дрофа, 1973. 244 с.

Задание № 7. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ.

    К представленному тексту напишите аннотацию.

    Выберите наиболее показательный отрезок для цитирования. Оформите цитату: 1) как самостоятельное предложение; 2) помещённую после двоеточия; 3) включённую в текст после подчинительного союза.

Русский язык тесно связан с другими языками мира. Известно, что если в разных языках сходно звучат такие слова, о которых можно с большой уверенностью сказать, что они существовали ещё в глубокой древности, то это объясняется родством данных языков. Очевидно, что несколько тысячелетий назад подобные языки были одним языком, который принадлежал единому народу, и лишь позднее этот народ разделился на несколько народов, говорящих на разных, хотя и отчасти сходных языках. Нетрудно убедиться, что наибольшее сходство с русским языком имеют языки украинский и белорусский. Эта близость неслучайна: до 14 века предки русских, украинцев и белорусов составляли единый народ, говоривший на так называемом древнерусском языке. Поэтому русский, украинский и белорусский языки находятся в очень близком родстве и называются восточнославянскими. В несколько более отдалённом родстве с русским языком состоят языки польский, чешский, словацкий, болгарский, македонский и сербохорватский. Вместе с русским, украинским и белорусским языками все эти языки именуются славянскими. Однако и такие языки, как английский, немецкий, французский, испанский и итальянский, имеют некоторое сходство с русским и другими славянскими языками. Все эти языки находятся между собой в отдалённом родстве и входят в семью индоевропейских языков. Индоевропейские языки не похожи на такие языки, как венгерский или турецкий, поскольку последние принадлежат другим языковым семьям. Русский язык входит в число наиболее распространённых языков мира. На земном шаре на нём говорят около 250 млн.человек. По степени распространённости русский язык занимает пятое место в мире, уступая лишь китайскому (на нём говорят свыше 1млрд. человек), английскому (420 млн.), хинди и урду (320 млн.) и испанскому (300 млн.). При этом русский язык используют в общении не только те люди, для которых это их родной язык. Как сказано в 68-й статье Конституции РФ, русский язык является государственным языком России. Потребность любой многонациональной страны в одном, а иногда и нескольких государственных языках очевидна: параллельно с языками отдельных регионов должен существовать и некий единый язык, понятный работникам государственных учреждений и гражданам на всей территории государства. Именно в этом качестве русский язык используется в высших органах государственной власти и управления России, в официальном делопроизводстве, а также в программах телевидения и радио, предназначенных для всей территории страны. Русский язык широко используется и за пределами России. Прежде всего, он представляет собой достаточно удобное средство для межнационального общения жителей бывшего Советского Союза, например молдаван и украинцев, грузин и армян, узбеков и таджиков. Русский язык широко используется в работе международных конференций и организаций. Он один из шести официальных и рабочих языков Организации Объединённых Наций (другие официальные и рабочие языки ООН – английский, арабский, испанский, китайский и французский). Языки, широко используемые как средство международного общения, принято именовать мировыми языками. Таким образом, русский язык является одним из мировых языков.

(Костомаров В. Г. Русский язык среди других языков мира// Русский язык за рубежом. – 2008.- № 5.- С.16 – 18).

    Костомаров В. Г. Русский язык среди других языков мира// Русский язык за рубежом. – 2008.- № 5.- С.16 – 18.

Статья посвящена происхождению и родству русского языка с другими славянскими языками.

В статье рассматривается использование русского языка за рубежом и в работе международных конференций и организаций.

      Если в разных языках сходно звучат такие слова, о которых можно с большой уверенностью сказать, что они существовали ещё в глубокой древности, то это объясняется родством данных языков.

      Костомаров В.Г. писал: «Если в разных языках сходно звучат такие слова, о которых можно с большой уверенностью сказать, что они существовали ещё в глубокой древности, то это объясняется родством данных языков».

Задание № 8. ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ РЕЧИ

1. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов доверенность на получение денежного перевода.

2. Составьте резюме, предполагая, что вы претендуете на одну из должностей: а) начальник отдела сбыта коммерческой фирмы; б) торговый представитель-продажа продуктов питания, бакалейная группа; в) инженер- механик судоремонтного завода; г) программист крупной фирмы; д) секретарь-референт; е) менеджер по продажам коммерческой фирмы; ё) экономист торгового предприятия.

3. Составьте сопроводительное письмо для отправки приложения к договору. В тексте используйте языковые модели, соответствующие данному типу писем.

    Город Москва, десятое августа две тысячи седьмого года.

Я, Петров Петр Петрович 08 января 1990 года рождения, проживающий по адресу: г. Калининград, Московский проспект д. 3/5. стр. 2 кв.77 паспорт гражданина РФ 46 09 532368, выдан ОВД московского района города Калининграда 22 мая 2001 года, код подразделения 774-049, настоящей доверенностью уполномочиваю гражданина РФ Иванова Ивана Ивановича проживающего по адресу: г. Калининград, Московский проспект д. 3/5. стр. 2 кв.77 паспорт гражданина РФ 46 09 532368, выдан ОВД московского района города Калининграда 22 мая 2005 года, код подразделения 774-056, получить в кассе сбербанка г. Калининграда деньги в сумме 10 000 (десять тысяч) рублей, причитающиеся мне в качестве заработной платы согласно квитанции № 65743 от 1 апреля 2001 года.

Для указанного действия я уполномочиваю Иванова И.И. расписываться за меня и совершать все действия, связанные выполнением данного поручения.

Доверенность выдана без права передоверия и действительна в течение трех месяцев.

Петров Петр Петрович

Подпись

2. Резюме

Иванов Иван Иванович

Год рождения: 1981 Место проживания: Калининград, ул. Печатная 12, кв. 45 Телефон: тел. 777-7777 E-mail: [email protected] Минимальный уровень заработной платы: 2000$ Цель: получение должности экономиста Образование: 1998 - 2003 – Российский государственный университет, факультет менеджмента и маркетинга, специальность «Экономика предприятия» Опыт профессиональной и трудовой деятельности: 2007 – наст.вр. , ведущий экономист Основные обязанности:

    открытие и ведение депозитных, текущих счетов;

    открытие карточных счетов и обслуживание пластиковых карт;

    продажа кредитных продуктов (подготовка документов, оформление и выдача);

    сопровождение и обслуживание текущих кредитов;

    установка курсов и расчет реализованного результата от валютно-обменных операций;

    выплата и отправка переводов по системе Контакт;

    контроль ведения документов дня;

    организация работы отдела и контроль выполнения поставленных задач;

    заключение договоров

2005 – 2007 гг., экономист по финансовой работе Основные обязанности:

    учет финансовых платежей

    составление плана платежей

    анализ финансового плана, производства и реализации.

2003 - 2005 гг., экономист Основные обязанности:

    оформление документов дня;

    открытие/ закрытие операционного дня банка;

    ввод и оплата платежных документов;

    работа с чеками;

    работа с делами юр. лиц;

    обслуживание юр. и физ. лиц;

    ознакомлена с правилами открытия текущих счетов физ. лиц и карточных текущих счетов физ. лиц.

2002 – 2003 гг., экономист сектора розничного обслуживания клиентов (производственная практика) Основные обязанности:

    кредитование физ. лиц (анализ документации, оценка платежеспособности клиента);

    обслуживание физ. лиц (привлечение депозитов, открытие текущих счетов, выпуск пластиковых карт).

Другие навыки и знания:

    п.к. на уровне опытного пользователя (Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Internet)

    опыт работы с программным обеспечением банков

    русский, украинский – свободно; английский, немецкий – со словарём.

    знание порядка разработки бизнес-планов

    знание планово-учетной документации

    порядок разработки нормативов материальных, трудовых и финансовых расходов

    методы экономического анализа и учета показателей деятельности предприятия и его подразделов

    методы определения экономической эффективности внедрения новой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений и изобретений

    порядок и сроки составления отчетности

Личностные качества: аналитическое мышление, организаторские способности, умение быстро ориентироваться в сложившейся ситуации и самостоятельно принимать решения, умение общаться с людьми и находить общий язык, быстрая обучаемость, отличные коммуникативные навыки; инициативность, ответственность, целеустремленность, настойчивость, активность.

Директору ООО «Стандарт»

Е.В. Кузьмину

27.11.2012 № 23

Уважаемый Евгений Станиславович!

Направляем Вам подписанный и скрепленный печатью договор № 2012-25-11 от 25.11.2012 с протоколом разногласий. Протокол разногласий просим подписать, скрепить печатью и один

экземпляр выслать в наш адрес в течение 10 дней.

Приложения: 1) договор; 2) протокол разногласий в 2 экз.

Директор ООО «Прайм» Дыков Д.М.Дыков

Балтийска государственная академия рыбопромыслового флота

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Русский язык и культура речи».

Выполнил: Студент Малов П.Н.

Специальность: 180405 «эксплуатация СЭУ»

Группа: 12 МЗУ

Проверил: Чуксина И. Г.