В мировой культуре восемнадцатый век ознаменовался Эпохой просвещения, которая оставила свой глубокий отпечаток в истории. Именно в это время заканчивает свое существование такое направление, как барокко, уступив место рококо. В Европе начинается своеобразный конфликт между малообразованным, но благодаря книгам активным населением и образованной властью.

Родившиеся в Англии благодаря развитию интеллектуального движения основные идеи философии просвещения постепенно начали распространяться на Германию, Францию, Россию и остальные европейские страны.

Особенно влиятельными были просветители из Франции - Дидро, Руссо, Д"Аламбер, Гельвеций, Вольтер, которые называли себя «властителями дум». Они считали, что атеистический, рациональный образ мышления и знания в силах расшатать устаревший порядок, изменить его моральные и этические устои, а это ускорит течение исторического процесса и грядущие социальные преобразования.

Искусство эпохи Просвещения, пропагандирующее величие Разума, Свободы и Счастья, пыталось в действительности отразить эти идеи. Вот почему литература выводит на первое место таких персонажей, которые являются воплощением пытливого ума, чувства справедливости, умеют противостоять невежеству.

Литературное рококо предлагает читателю красочно описанные пейзажи, игру слов, ироническую речь, приправленную намеками, фривольностями и недомолвками. Особенно заметен этот стиль у Вольтера, Монтескье, Лесанжа.

В России началась с Петра Первого. К концу его правления благодаря реформам русские уверенно шли к «европеизации», вовлеченные в культуру Запада. Становление науки, образования шло очень быстрыми темпами.

Эпоха просвещения в России принесла с собой журналы, газеты, портретную живопись.

К 18-му веку русское общество, считающееся мало-мальски образованным, состояло только из представителей московского и петербургского дворянств, а также из очень малочисленных интеллигентов-разночинцев.

Для Европы эталоном было Поэтому эпоха просвещения в России дала возможность расширению культурных связей с Францией, особенно после второй половины восемнадцатого столетия. Дворянам была дана возможность приобщаться к искусству и литературе во время их заграничных путешествий, а приличное владение языком Дидро и Вольтера позволяло им легко изучать труды этих просветителей. Образованное русское общество зачитывалось такими произведениями, как «Орлеанская девственница», «Монахиня», «Хромой бес», «Нескромные сокровища», «Персидские письма» и многими другими шедеврами просветительского направления, где описывался «быстротечный праздник, которым правили Венера и Вакх».

Однако эпоха Просвещения в России многим отличалась от европейского варианта, и ее семена, «проросшие» на отечественной почве, дали несколько иной результат, чем на Западе.

Россия петровского времени, а позже и при сильно отличалась от вольтеровской Франции. Блестящая империя, за фасадом которой находилась бескрайняя страна с населением, не поднимающим голову от тяжелого крестьянского труда, не имела третьего сословия, которое бы, как на Западе, предъявляло царю свои требования.

Эпоха Просвещения в России поддерживалась дворянами и самодержавием, которые использовали новые западно-культурные веяния для сохранения существующего крепостного порядка.

И хотя после смерти Петра его реформаторство продолжила Екатерина ll, мечтающая стать «просвещенной царицей», подлинными русскими просветителями были Дашкова, Голицын, Сумароков, Новиков, Фонвизин и другие, которые пытались осовременить российскую действительность.

XVIII век вошел в историю человечества как эпоха величайших социальных преобразований и классовых битв. Столетиями накапливавшиеся противоречия феодальной эпохи вырвались наружу, и в ряде стран закипела беспримерная до тех пор борьба утесненного народа со своими угнетателями.

Народные движения стали важным фактором общественной жизни многих государств. В порядок дня истории встали революции, которые должны были уничтожить феодальный режим.

Во второй половине XVIII в. крепостнический гнет в России приобрел особо жестокий и бесчеловечный характер. Самодержавие полностью отдало крестьян «на милость» и «попечение» помещиков, закрепив особым указом их права и беспредельную власть. Поддерживаемые правительством, русские помещики превращали крепостное право в дикое, никакими законами не ограниченное рабство.

Ответом на эту политику самодержавия и дворянства явились крестьянские бунты. Царствование Екатерины II проходило в зареве малых и больших восстаний, вылившихся в конце концов в Крестьянскую войну 1773—1775 гг., возглавленную Пугачевым. Крестьянская война потерпела трагическое поражение, крепостнический гнет не был уничтожен, но феодальному государству и крепостническим порядкам был нанесен серьезный удар.

Вопрос о крепостном праве и борьбе с ним станет центральным во всей общественной жизни России в последующие десятилетия. Память о восстании Пугачева сохранит не только народ — его грозный призрак будет долго внушать страх многим поколениям помещиков и царей.

В 1776 г. в далекой Америке вспыхнула первая в XVIII в. буржуазная революция. До 1783 г. шла революционная борьба американского народа против колониального владычества англичан, за ходом которой напряженно следила вся Европа — от Парижа до Петербурга. Победоносно завершившаяся революция за океаном не только привела к созданию республики — Соединенных Штатов Северной Америки, она, по словам Маркса, «прозвучала набатным колоколом» для буржуазной Европы.

Этот набат услышан был во Франции, где социальные противоречия обострились до предела. В 1789 г. французский народ совершил свою революцию, сверг короля, уничтожил феодальный режим, господство дворянства.

В XVIII в. родилась оптимистическая вера в торжество разума и свободы. Передовые общественные деятели понимали, что наступила великая эпоха крушения феодального режима угнетения и порабощения миллионов людей, эпоха освобождения народов. Выражая думы и чувства своих современников, Радищев писал: «О незабвенно столетье! радостным смертным даруешь Истину, вольность и свет, ясно созвездье вовек».

Антифеодальная борьба народов породила крупное идейное движение века — движение Просвещения. Просвещение, сложившееся на Западе, где гегемоном народной борьбы с феодальной неволей выступала буржуазия, вошло в историю под именем буржуазного; оно было последовательной и боевой антифеодальной идеологией. Просветители подвергали уничтожающей критике религию и церковь, господствующие взгляды на государство, на роль и место сословий в обществе, объявив все существовавшие феодальные порядки неразумными, подлежащими уничтожению.

Не будучи революционерами, просветители, отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Идеалисты в объяснении общественной и социальной жизни, они искренне верили, что существующий социальный строй неравенства и порабощения народа произошел от неразумности людей.

Потому своей главной целью просветители поставили просвещение нации, просвещение богатых и бедных, ибо, как они считали, одни по неразумности угнетали, другие примирялись с угнетением. Критика феодального строя была одновременно пропагандой великих истин свободы. Ее осуществляли своими средствами философы и писатели, издатели и социологи, юристы и художники, историки и актеры.

Доказывая несправедливость существующего общества, просветители открыли зависимость морали, убеждений и взглядов людей от условий их жизни. Если условия жизни неразумны, говорили они, то следует их изменить и тогда люди изменят свои убеждения, станут лучше, в обществе восторжествует справедливость. Просвещение умов помогало этому изменению, но оно требовало много времени.

Тех же результатов быстрее можно было достичь при помощи законов. Именно законы создают существующий порядок. Его несправедливость определена несправедливыми законами. В монархическом государстве источник законов — монарх, следовательно, если просветить монарха, он начнет издавать справедливые законы, под влиянием которых наступят желанные перемены в обществе.

Так была выработана политическая теория просвещенного абсолютизма. Отсюда тактика просветителей — осуществлять свои цели с помощью монархов, оказывать на царей воздействие, «учить» их царствовать.

Развитие просветительской идеологии в каждой стране зависело от обострения социальных противоречий между крестьянством и дворянами, от борьбы народа со своими угнетателями, от роли буржуазии в этой борьбе. В России эта борьба с особой силой развернулась с конца 1760-х гг. Наивысшим ее выражением было Пугачевское восстание.

Эпоха русского Просвещения связана с деятельностью целой плеяды писателей, ученых и публицистов. Ранние русские просветители — Кантемир, Тредиаковский и Ломоносов — выступили на общественном поприще в первую половину XVIII в., когда крестьянский вопрос еще не стал главным в жизни нации и государства.

Потому представители раннего Просвещения, отстаивая интересы народа, не боролись с крепостным правом. В их деятельности на первое место выдвигались общие задачи просвещения отечества.

В 1760—1770-е гг., когда вооруженная борьба крепостных против помещиков потрясла государство Екатерины II, русское Просвещение окончательно сложилось как широкое и богатое идейное движение. На общественную арену выступили: журналист и писатель Николай Новиков, драматург и прозаик Денис Фонвизин, философ Яков Козельский. Наряду с ними активно работали ученые С. Десницкий, Д. Аничков, пропагандист и популяризатор просветительской идеологии профессор Н. Курганов, составитель одной из самых популярных книг века «Письмовника».

В 1780-е гг. Новиков создал в Москве на базе арендованной им типографии Московского университета крупнейший просветительский центр. В конце 1780-х гг. в литературу вступил молодой писатель, ученик русских просветителей, талантливый прозаик Иван Крылов. Тогда же вышли из печати и произведения Александра Радищева. Своеобразие социально-исторического развития России определило особенности русского освободительного движения.

Первыми русскими революционерами, как известно, были в начале XIX в. лучшие люди из дворян. В дальнейшем освободительное движение шло по пути все большей демократизации. Дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825 г. восстание, опирались на традиции русского Просвещения XVIII в., начавшего борьбу с самодержавием Екатерины II и крепостничеством.

Радищев — деятель огромного исторического масштаба связал эти два этапа русской общественной мысли. Он — высшее достижение русской культуры XVIII в. и русского Просвещения и в то же время — первый революционер, идейный предтеча дворянских революционеров XIX в.

Просвещение в последнюю треть XVIII в. оказывало огромное влияние на всю идейную жизнь общества, и прежде всего на развитие литературы и искусства. Даже те крупные дворянские писатели, которые не принимали социальной программы просветителей (главным в которой было требование освобождения крестьян), испытывали влияние просветительской философии, усваивали просветительские представления о внесословной ценности человека и концепцию просвещенного абсолютизма.

Важнейшим этапом эстетического развития в западной Европе XVIII в. была «революция в искусстве». Классицизм, утвердившийся в XVII столетии во Франции как мощное литературное движение, и в следующем веке занимал господствующее положение в ряде стран. В 1720—1760-е гг. он был обновлен Вольтером, который сделал его рупором просветительских идей.

Но в то же время с каждым десятилетием нарастала неудовлетворенность классицизмом: его нормативностью, правилами, строжайшей регламентацией и, главное, его рационализмом и философским неприятием идеи личности. Нужда в новом искусстве способствовала развертыванию ожесточенной борьбы с классицизмом. В ходе этой борьбы сложились два новых направления в литературе, позже получивших определение — реализм и сентиментализм. Это и было революцией в искусстве, о которой писал Гете.

Реализм Просвещения не был прямым продолжением реализма Возрождения, хотя и выступал его историческим наследником и преемником. Он оказывался зависимым от времени, его сформировавшего, от особенностей социального развития в разных странах XVIII в., от других литературных направлений, ему предшествовавших, и прежде всего от классицизма, оттого реализм и боролся с ним, и формировался на почве его завоеваний.

Своеобразие реализма эпохи Просвещения и определялось характером его сложных отношений с классицизмом, особенностями просветительского понимания действительности и человека, поисками преодоления тех трудностей, которые возникли в эпоху кануна буржуазной революции во Франции.

«Революция в искусстве» захватила и Россию: в последней трети века начинается формирование просветительского реализма и сентиментализма, вдохновлявшихся гуманизмом Возрождения и Просвещения. В течение четырех десятилетий русский классицизм был господствующим направлением.

С середины 1760-х гг. положение начало меняться. Нараставшие из десятилетия в десятилетие социальные противоречия России, закипавшая общественная борьба выдвигали и перед поэтами-классицистами новые требования, ставили на обсуждение большие и больные вопросы социальной и политической жизни русского государства. Поэзия классицизма не могла на них ответить.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Просвещение в России естественноисторическим образом подготавливалось уже с XVII века, а когда оно назрело, то нашлись и организаторы, и идеологи, и проводники этих идей. Самые различные люди, даже с различными целями, способствовали Российскому Просвещению.

Один из первых в этом ряду, Феофан Прокопович , видел целью Просвещения воспитание слуг государства, считая таковым и себя. Реализуя устремления Петра, он позаботился и о том, чтобы они получили юридическую поддержку. В любом случае, его «Духовный регламент» был расценен как гимн просвещению.

Иным типом просветителей были ученые-энциклопедисты уже второй половины XVIII века, такие, как М. В. Ломоносов и Е. Дашкова . Стремление к образованию было у них буквально естественной потребностью, но именно своей ученостью они были полезны отечеству. Получив образование, Ломоносов сделал все, чтобы оно стало доступным многим таким же, как он. Именно это придавало ему уверенность, что

«Может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать».

Ломоносов известен не только как ученый, но и как поэт. Он стал трактовать литературу уже не как развлечение, а как общественно полезную деятельность, средоточение мысли и разума.

В Дашковой же, как замечал А. Герцен, соединились «сильное, многостороннее,… петровское, ломоносовское, но смягченное аристократическим воспитанием». Немало послужив отчизне деятельностью в области науки и ее организации, она служила еще и примером для других дворянок. Интересы Дашковой распространялись далеко за пределы России и собственно научной деятельности. Поддерживая борьбу американских штатов за независимость, она предложила избрать почетным членом Петербургской академии Бенджамина Франклина, сама была членом Академии наук в Филадельфии. Как и Екатерина, состояла в переписке с выдающимися мыслителями - Д. Дидро, Д’Аламбером, Адамом Смитом.

Еще один тип российских просветителей соединял организаторскую деятельность в области просвещения с разработкой новых педагогических идей, развивающих те, что пришли из Европы. В 1763 г. Екатерина назначила главным советником по вопросам образования И. И. Бецкого (1704-1791). Развивая проекты воспитания «идеальных дворян» и используя французский опыт, он открыл воспитательные училища при Академии наук и Академии художеств, Институт благородных девиц при Воскресенском монастыре (Смольный). Доказывая в своих трудах, что «корень всему злу и добру - воспитание», Бецкий ставил задачу «выведения новой породы людей». Для этого он предлагал, вслед за Руссо, изолировать детей с 5-6 лет до 18 от вредного влияния общества.

Выходец из Сербии, Ф. Янкович де Мариево (1741-1814), был рекомендован Екатерине австрийским императором. Как член екатерининской Комиссии по учреждению народных училищ, он принимал участие в разработке их «Устава» (1786). В нем воспитание провозглашалось «единым средством общественного блага». Особо выделялось значение преподавания на родном языке. «Уставом» открывались малые и главные народные училища. Из них были устранены представители церкви, а преподавание, в том числе религиозное, поручалось гражданским лицам. Утверждалась классно-урочная система. Благодаря проведенной им реформе к концу XVIII века в России было уже 315 училищ с общим количеством учеников до 20 тысяч человек.

Еще один крупный деятель Российского Просвещения, И. И. Новиков (1744-1818) финансировал две частные школы, а также поездки за рубеж с целью получения образования. Большую роль он сыграл в деятельности «Типографского общества» при Московском университете, которое не только издавало учебную литературу, но и собирало пожертвования на ее выпуск в провинции. Сам Новиков издавал журнал «Детское чтение для сердца и ума», а также наиболее значительные сатирические журналы XVIII в. («Трутень», «Живописец», «Кошелек»). Он же - автор трактата «О воспитании и наставлении детей». В полемике с Екатериной, заявившей о поощрении сатиры, осмелился обвинить ее в лицемерии, крепостничестве и даже потворстве чиновникам-взяточникам. Екатерина, гневно заметившая, что ей «легче было сладить с турками, шведами и поляками», в 1792 г. отправила «армейского поручика» в Шлиссельбургскую крепость.

В Сибирь был сослан другой смелый обличитель, - «бунтовщик хуже Пугачева», по словам Екатерины», А. Н. Радищев (1749-1802). Уверенный, что «русский народ рожден к величию и славе», он требовал покончить с сословностью в образовании, воспитывать не слуг, а граждан отечества. В знаменитом «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищев, называя самодержавие «стозевным чудищем», предрекал «смерть и пожигание наградой за суровость и бесчеловечие», убеждал, что «из мучительности рождается вольность, из вольности - рабство».

В XVIII веке вся русская литература становится мощным средством просвещения.


В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые русские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в русское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее, восстание Пугачева и Великая французская революция и в России породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.

Раннее Просвещение

Идеи Просвещения вначале были восприняты знаменитым царем-реформатором Петром Великим и его сподвижниками. Этими идеями вдохновлялись проповеди Феофана Прокоповича, сатиры Антиоха Кантемира и историография Василия Татищева.

Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещенного абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым. Он был идеальным просвещенным придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века. Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михайло Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве.

Екатерининская эпоха

Как и в остальной Европе, на русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II. . Екатерину обычно считают образцом просвещенного деспота. Как известно, она поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира - Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России. Ко двору Екатерины стремились знаменитые иностранцы из европейских стран: Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас и Алессандро Калиостро. Когда во Франции издание Энциклопедии было под запретом, Екатерина предлагала Дидро закончить его работу в России.

Хотя православие по-прежнему оставалось государственной религией, Екатерина, следуя советам своих просвещенных друзей, провела целый ряд реформ, в частности секуляризацию большей части русских монастырей. Были также проведены муниципальные реформы, благодаря которым русские города приобрели более рациональный план. В 1767 г. императрица даже созвала Уложенную (законодательную) комиссию, которая должна была заменить ранее действовавшее Соборное уложение 1649 года и подвести законную базу под режим абсолютной монархии, установившийся в Российской империи вместо сословной монархии XVII века. Для комиссии был составлен Наказ, который содержал многие идеи государственного устройства, авторство которых принадлежит Чезаре Беккариа и Монтескьё. Хотя никаких практических последствий для ограничения режима самодержавия Наказ не имел, законодательная активность послужила некоторым стимулом для распространения либеральных идей; кульминацией его было появление книги Радищева Путешествие из Петербурга в Москву (1790 г.).

Тем не менее, энтузиазм Екатерины по поводу французской Энциклопедии и идей её создателей никак не повлиял на режим её собственной абсолютной власти , а когда после американской и французской революций оказалось, что Просвещение оказывает сильное влияние на политическую жизнь, Николай Новиков за вольнодумство был заключен в тюрьму , Радищев - сослан на каторгу, а его работы, как и работы Вольтера, были сожжены и запрещены. Конституция Речи Посполитой от 3 мая 1791 г. Екатериной была расценена как якобинская и опасная по своему влиянию на Россию и её собственному влиянию в Польше . В итоге в 1792 г. разразилась русско-польская война, за которой последовали разделы Польши . Этот поворот от политики Просвещения получил название контрпросвещение.

Образование

В начале царствования Петра Великого школы в России были предназначены для обучения лиц духовного звания. За недостатком светских школ Петр I посылал дворян учиться за границу. Он же предпринял усилия для организации в России школ западного образца. Одной из первых была навигацкая школа в Москве, созданная в 1701 г. для подготовки кадров вновь построенного русского флота. В 1715 г. для той же цели была открыта морская академия в Петербурге. В 1707 г. в Москве появилась медицинская школа при военном госпитале, в 1715 г. - инженерная школа и в том же году в Петербурге - артиллерийская. В 1720х годах в России насчитывалось до полусотни школ в провинциальных городах, по большей части начальных, в которых выпускники Московской навигацкой школы преподавали «цыфирные науки» .

Петр I ввел новый гражданский алфавит, написание букв которого приобрело сходство с латинским. Им были изданы Геометриа и другие светские учебники, а также знаменитое Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, переведенное с немецкого наставление по светскому поведению для молодых дворян, которое только при жизни Петра выдержало три издания .

Будучи в Европе, царь пригласил в свою новую столицу многих учёных, из которых сформировал Академию наук. При ней уже после его смерти открылись два учебных заведения: гимназия и университет с тремя факультетами и преподаванием математики, физики, анатомии, философии, истории и права. Вторым русским университетом стал Московский, открывшийся в 1755 г. Кроме его медицинского факультета и уже упомянутой Московской госпитальной школы в Петербурге также уже существовали медицинские школы при госпиталях, которые в 1786 г. были объединены в Главное врачебное училище. В 1798 г. система здравоохранения и медицинского образования была дополнена созданием Московской медико-хирургической академии. Для высшего дворянства в 1731 г. был учрежден Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. - Морской кадетский корпус. В программу Шляхетского корпуса входили логика, математика, физика, риторика, история, география, латинский и французский языки, этика, право, экономика, навигация, артиллерия и фортификация, фехтование, музыка, танцы, архитектура, рисование и скульптура. Во второй половине XVIII века получили распространение также частные пансионы и домашнее образование. Гувернерами русские дворяне обычно приглашали французов .

В сравнении с Западной Европой Россия, обладая огромной территорией и населением, к концу эпохи Просвещения все же имела мало учебных заведений. Даже только что образовавшиеся Соединенные Штаты имели больше университетов, которые появились не на пустом месте. Например, Гарвардский университет был организован на основе колледжа, открытого ещё в 1636 г. Ещё одной отличительной особенностью русского Просвещения была его зависимость от центральной власти. Если на Западе общество инициировало как Просвещение, так и политические изменения, то в России лидером просветительской миссии было правительство, опирающееся на авторитет самодержавия. Не будучи заинтересованным в политических переменах, оно не только не стимулировало развитие политической системы, но и законсервировало абсолютную монархию, которая в результате пережила свое время более чем на сто лет.

Недостаточность правительственных мер была предметом критики не только со стороны Новикова и Радищева. Видный публицист и историк Михаил Щербатов, на чьи представления о свободе сильно повлияли работы Руссо, считал, что России необходимо по-настоящему массовое образование. Иван Бецкой также ратовал за реформу образовательной системы. Его предложения отчасти воплотились в организации Смольного института, первого в России учебного заведения для женщин благородного происхождения. Этот проект был, в свою очередь, практическим воплощением идей французского просветителя Франсуа Фенелона, который считал, что женское образование является ключом для изменения общественной морали в целом. Знаменитого директора Императорской Академии наук и искусств Екатерину Дашкову нередко считают также одной из основательниц феминизма. Она, в частности, реформировала русскую Академию по образцу французской. Даже Русская православная церковь отчасти попала под влияние идей Просвещения. Московский митрополит Платон (Левшин) призывал к реформе духовного образования и религиозной толерантности.

Наука

Впервые наука появилась в России при Петре Великом. Царь был заинтересован в составлении карт своих владений, в особенности на Дальнем Востоке, для чего посылал в Сибирь и Америку несколько экспедиций, в том числе знаменитую экспедицию Беринга. В 1719 г. Петр направил на Урал и в Сибирь Василия Татищева, одним из поручений которого также было географическое описание России. В ходе работы оно превратилось в историческое исследование, в частности, Татищев разыскал и подготовил к публикации Русскую правду, Судебник Ивана Грозного (1550), целый ряд летописей и множество других ценных исторических документов. Его работа над «Историей Российской» продолжалась в течение всей жизни; первый том этого труда был опубликован лишь в 1768-1769 гг. Г. Ф. Миллером, а пятый - в 1848 г. М. П. Погодиным.

Существенный толчок к развитию научных исследований был дан учреждением Петербургской Академии наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор «Описания Сибирского царства» (1750 г.) и норманнской гипотезы происхождения Руси. Географию и флору Сибири изучали академики Степан Крашенинников, Иван Лепехин и Петер Паллас. Русским академиком почти всю свою жизнь был и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов, среди которых «Механика, или наука о движении, в аналитическом изложении» (1736 г.) и «Всеобщая сферическая тригонометрия» (1779 г.), первое полное изложение всей системы сферической тригонометрии.

Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михайло Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. Кроме того, он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка. Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик Товий Ловиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георги и Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков



Русские просветители второй половины XVIII века

Для понимания философского процесса в России в содержательном плане большое значение имеет прослеживание кон­цепции и проблем, последовательно проходящих через несколько исторических периодов. Οʜᴎ порождали многообразные ком­бинации мировоззрения, использовались одновременно всœеми борющимися партиями, течениями, направлениями (разумеется, в несовпадающих интерпретациях и выводах). Сейчас невоз­можно проследить всœе сквозные концепции и проблемы, но не­которые из них, достаточно актуальные и сегодня, имеет смысл осветить. Это и проблема соотношения России и Запада, и со­циальная проблематика, и др.

Наивысшего своего развития, становления своих течений и школ, выхода на мировую арену ее наиболее значительных представителœей, полнокровной реализации ее национальных особенностей русская философия добилась в три последних века своего существования - XVIII-XX века.

Русские просветители второй половины XVIII века (А. Н. Ра­дищев, Я. П. Козельский, Д. С. Аничков, И. А. Третьяков, С. Е. Десницкий и др. ) продолжили такие передовые традиции русско­го просветительства, как отделœение философии от богословия, связь философии с естествознанием, общественными науками и жизнью. Οʜᴎ постоянно подчеркивали общественный, граждан­ский характер философии.

Другой областью их философских интересов была гносœеология, или ʼʼпознание истиныʼʼ, то есть проблемы происхождения, развития и совершенствования человеческого знания, характер этого знания, происхождение и соотношение души и тела и т. д.

Наконец, много внимания просветители уделяют проблеме человека, синтезирующей два первых их интереса.

Идеалистический взгляд на взаимоотношения души и тела ими отвергался. В тех случаях, когда медицина, физиология, психология не давали оснований для материалистических утверждений, они путем отказа от решения проблемы объявляли ее идеалистическую интерпретацию несостоятельной (Я. П. Козельский в ʼʼФилософических предложенияхʼʼ, А. Н. Радищев в трактате ʼʼО человеке, его смертности и бессмертииʼʼ).

Русские просветители второй половины XVIII века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Русские просветители второй половины XVIII века" 2017, 2018.

  • - МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР XVI–XVIII ВЕКОВ

    1. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Панталоне, Педролине и Гортензии 2. Орацио Векки. Мадригальная комедия «Амфипарнас». Сцена Изабеллы и Лючио 3. Эмилио Кавальери. «Представление о Душе и Теле». Пролог. Хор «О, Синьор» 4. Эмилио Кавальери.... .


  • - Кёльнский собор в XII-XVIII вв.

    В 1248 году, когда архиепископ Кёльна Конрад фон Гохштаден заложил первый камень в основание Кёльнского собора, началась одна из самых длинных глав в истории европейского строительства. Кёльн, один из самых богатых и политически могущественных городов тогдашней Германской... .


  • - Русская скульптура второй пол. XVIII века. Шубин, Козловский, Гордеев, Прокофьев, Щедрин и др.

    Этьенн Морис Фальконе (1716-1791) во Франции и России (с 1766-1778 г.). "Грозящий Амур" (1757, Лувр, ГЭ) и его реплики в России. Памятник Петру I (1765-1782). Замысел и характер монумента, значение его в городском ансамбле. Роль помощницы Фальконе - Мари-Анн Колло (1748-1821) в создании... .


  • - Сатирическая журналистика в России конца XVIII в.

    Газеты пользовались в России меньшей популярностью, чем журналы. Цензура оказывала серьезное влияние на “лицо” прессы. В ней можно было писать о прошлом, но не о настоящем, особенно о революционных событиях. В силу этого в России литературные художественные произведения... .


  • - Шаблі XVI-XVIII ст. Розподіл за типами.

    Мечи эпохи Возрождения и XVII в. В XVI-XVII вв. меч претерпел некоторые изменения. Большую популярность получили двуручные мечи, позднее их использовали и как церемониальное оружие. Одноручные мечи изменились гораздо сильнее, чем за несколько предыдущих столетии.... .