Ура, отвлеченная тема! Оптимист, пессимист, реалист и пофигист – эти 4 типа личности, о которых я хочу сегодня порассуждать, очень сильно отличаются друг от друга. И я предлагаю разобрать их подробнее, определить характерные признаки, и сделать выводы, к какому из этих типов следует стремиться, и почему. Забегая вперед, скажу, что сделать такие выводы, на самом деле, совсем не просто. Но обо всем по порядку…

Об этих четырех типах личности ведется немало дискуссий и споров, о них даже сочиняют анекдоты и афоризмы, есть множество тестов для определения своего типа. Чем отличаются оптимист и пессимист, реалист и пофигист? Очень кратко и простыми словами это можно выразить на простом примере:

Пессимист видит темный тоннель. Оптимист – свет в конце тоннеля. Реалист – свет в конце тоннеля, и идущий на него оттуда поезд. Пофигист тоже видит поезд, но ему пофиг.

Или другой пример. Оптимист видит, что стакан наполовину полон. Пессимист – что стакан наполовину пуст. Реалист видит ровно полстакана воды. Пофигисту все равно, сколько воды в стакане.

Вот самый простой тест, чтобы определить, кто вы: оптимист, пессимист, реалист или пофигист? Всего один вопрос:

Подобное видение эти 4 типа личности проецируют на самые разные ситуации, процессы, сферы своей жизнедеятельности. Рассмотрим это подробнее.

Кто такой оптимист?

Оптимист – это человек, который смотрит на жизнь, ее процессы, явления с позитивным видением будущего. Среди всех возможных исходов определенного события, он видит наиболее удачный, наиболее перспективный. “Все хорошо, а будет еще лучше!” – вот жизненный девиз оптимиста.

Как правило, оптимиста определяют как самый лучший тип личности из этих четырех. Психологи, тренеры учат нас быть именно оптимистами, объясняя это следующим образом.

Мысли материальны, и о чем человек думает – то он к себе и притягивает. Будет думать о хорошем – будет притягивать хорошее, и жизнь будет складываться лучше. Будет думать о плохом – соответственно, наоборот.

Да, безусловно, в этом есть рациональное зерно. Я и сам целую статью написал о том, как важен . Однако, в оптимизме есть и существенный недостаток.

Оптимист всегда недооценивает риски или вовсе пренебрегает ими. И в результате принятия решений на основе своего оптимизма, а не здравого смысла, нередко несет какие-то потери. В том числе, и финансовые.

Можно сказать, что оптимист смотрит на жизнь в розовых очках.

Кто такой пессимист?

Пессимист – это человек, который смотрит на жизнь, ее процессы, явления с негативным видением будущего. Среди всех возможных исходов события, он видит наихудший. “Все плохо, а будет еще хуже!” – вот жизненный девиз пессимиста.

Те же психологи утверждают, что пессимистом быть плохо, почему – я уже писал выше. Однако, в пессимизме тоже есть обратная сторона медали.

Пессимист чрезмерно осторожен и внимателен. Поскольку он предвидит негативный исход события, он сделает все возможное, чтобы защитить себя от негативных последствий. Пессимисты – перестраховщики, и в определенных сферах это можно расценивать как положительное качество. Опять же, в т.ч. и в финансовых вопросах.

Можно сказать, что пессимист смотрит на жизнь в темных очках.

Кто такой реалист?

Реалист – это человек, который смотрит на жизнь, ее процессы, явления с реальным, наиболее точным видением будущего. Среди всех возможных исходов события, он видит тот, который произойдет с наибольшей вероятностью, не важно, позитивный он или негативный. Реалист, в отличие от оптимиста и пессимиста, анализирует ситуацию без эмоций, опираясь на холодный ум и трезвый расчет.

Можно сказать, что реалистом быть неплохо, ведь они чаще других выбирают оптимальный вариант и меньше других ошибаются. Но и здесь есть свои минусы.

В жизни большинства людей, да и вообще в окружающем мире преобладают негативные события. И реалист это реально видит, то есть, фактически, воспринимает ситуацию как пессимист. Поэтому ему во многом свойственны все недостатки пессимиста.

Можно сказать, что реалист смотрит на жизнь в обычных очках для улучшения зрения.

Кто такой пофигист?

Пофигист – это человек, который смотрит на жизнь, ее процессы, явления с безразличием. Ему все равно, каков будет исход события, он не переживает, и не испытывает по этому поводу никаких эмоций. “Будь что будет!” – вот девиз пофигиста.

Немало людей придерживаются точки зрения, что среди этих четырех типов личности пофигистам живется лучше всех. Просто потому что они не парятся по каждому пустяку, их ничего не волнует, не злит, не раздражает, не выводит из себя. Пофигисты живут спокойной, размеренной жизнью, особо не задумываясь, верное решение они принимают или нет.

Я тоже считаю, что в определенных ситуациях пофигизм – это лучшая позиция. Но не во всех! И у этого типа личности тоже можно найти существенные недостатки.

Пофигистам сложнее всего добиться чего-то в жизни, потому что они ни к чему не стремятся. Из пофигиста никогда не получится выдающаяся личность, как правило, это т.н. “серая масса”, плывущая по течению.

И вот теперь, когда я кратко охарактеризовал все 4 типа личности – оптимист, пессимист, реалист и пофигист, давайте попробуем сделать вывод: кем лучше всего быть? И это как раз тот случай, когда лично у меня нет такого однозначного вывода.

Я считаю, что человек должен сочетать в себе качества оптимиста и пессимиста, реалиста и пофигиста, и в зависимости от ситуации, принимать ту или иную позицию. Так будет лучше всего.

Например, у меня, вероятнее всего, преобладает подход реалиста. Во всяком случае, таким я себя вижу. В то же время, у меня можно найти и качества всех остальных типов личности.

А вы кто? Оптимист, пессимист, реалист или пофигист? И, как по вашему, кем быть лучше всего и почему? Пишите свое мнение в комментариях, думаю, это будет интересно.

Я же прощаюсь с вами, с наилучшими пожеланиями. Подписывайтесь на наши паблики в социальных сетях, чтобы оперативно отслеживать выход новых публикаций. Увидимся на !

Пессимизм как качество личности – склонность проявлять мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью, неверием; выражать негативное, подозрительное, недоверчивое отношение к миру и людям.

Жили-были два брата-близнеца. Один был неисправимый оптимист, а другой – безнадежный пессимист. Родители решили уравновесить их восприятие мира. Одному на Рождество поставили под елочку роскошную игрушечную лошадку, а другому – положили кучку навоза. И вот настало утро. Пессимист находит свою лошадку и говорит: “Ну вот, опять ненастоящая…” Оптимист: “А у меня живая! Только убежала”.

Нобелевский лауреат Жорес Алферов сказал: «В России остались одни оптимисты, пессимисты уже давно уехали!» Опросы социологов подтверждают его слова: пессимизм по мере удаления на запад крепчает и, тем самым, теснит оптимизм. Больше всего оптимизма в Индии, Китае, Японии. Недалеко от них отстоит Россия.

Пессимизм живет по принципу, если какая-нибудь неприятность может случиться, она обязательно случается. Он ярый приверженец законов Мэрфи: «Из всех неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше»; «Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, то всегда найдется пятая; «Предоставленные сами себе, события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему; «Всякое решение плодит новые проблемы». Пессимист считает: всё, что хорошо начинается, кончается плохо. Все, что начинается плохо, кончается еще хуже.

Пессимизм – это видение мира, как нескончаемую череду неприятностей. Пессимист – это олицетворенное ожидание неприятностей. Он чрезмерно категорично, в негативном свете оценивает всё вокруг, по малейшему поводу включает свой могучий оправдательный механизм, давая универсальное объяснение своим просчетам и неудачам. Споткнувшись на решении какого-то несложного жизненного урока, он готов капитулировать по всем направлениям. Ким Кэтролл правильно подметила: «Пессимист видит проблему в каждой задаче. Оптимист – задачу в каждой проблеме».

Не секрет, что существует прямая связь между болезнями и качествами личности. Пессимизм ничего хорошего здоровью не сулит. Своего обладателя он награждает анемией, сахарным диабетом, гормональными сбоями, болезнями поджелудочной железы. В Дании проводилось обследование 730 пациентов с разными заболеваниями сердца. Эти наблюдения показали, что у пессимистов вероятность возникновения инфаркта на 70% выше, а вероятность преждевременной смерти - на 60%. К тому же хронический пессимизм усиливает стресс, что приводит к повышенной выработке определенных гормонов: адреналина и кортизола. Адреналин повышает артериальное давление, увеличивает вязкость крови - всё это создает условия для развития инфаркта. Кроме того, в ходе обследования, которому подвергались на протяжении тридцати пяти лет сто выпускников Гарварда, установлено, что пессимисты бросают курить реже, и чаще болеют.

Оскар Уайльд писал: «Между оптимистом и пессимистом есть забавное различие. Оптимист видит пончик, пессимист дырку!» Пессимизм любит приговаривать: «Не с моим счастьем». Вечно он самый невезучий, обиженный и обделенный. Лев Толстой писал: «Пессимизм - глупость дурного тона. Мне всегда хочется сказать пессимисту: если мир не по тебе, не щеголяй своим неудовольствием, покинь его и не мешай другим». Если жизнь подкинет пессимисту лимон, он никогда не догадается сделать из него лимонад. Неудовлетворенный собственной жизнью, пессимист видит во всем жирные минусы, а не плюсы. Для него всегда стакан наполовину пуст. Пессимист говорит: «Хуже быть вряд ли может!» Оптимист: «Может, может!» Любые жизненные перемены он воспринимает негативно, изначально видя в них реализацию самых худших своих предположений. Сильный человек, принимая вызовы судьбы, ищет в неприятной ситуации приобретения и новые возможности. Пессимизм сразу готовит калькулятор для подсчета убытков и потерь. Судьба переменчива, считает он – гадкие дни чередуются с окаянными. Анекдот в тему. Встречаются два приятеля. Первый — Как дела, как жизнь? Второй — Да плохо — жена ушла, с работы уволили, машину угнали. Первый – Ну, ничего, жизнь то полосатая, сейчас черная полоса, зато потом будет белая. Через месяц. Первый — Как жизнь, как дела? Второй — Да…а та полоса то, оказывается, была белая….

Вместе с тем, даже в этом порочном качестве личности присутствуют свои плюсы. Недаром говорят: «Пессимист — это хорошо информированный оптимист». Чтобы проявлять разумность и рассудительность, важно не терять контакт с реалиями жизни, чередуя оптимистичный и пессимистичный взгляд на ситуацию. Общая установка: «Быть готовым к худшему и быть настроенным на лучшее». Поэтому на стадии рассмотрения возможных неприятностей необходимо делать пессимистические прогнозы, а на стадии прогнозирования и планирования гипотетических сценариев — видеть оптимистические варианты.

Пессимизм, находящийся на одной шкале со своей противоположностью – оптимизмом, постепенно, с биологическим возрастом человека отвоевывает у другого полюса всё новые и новые территории. Человека в старости одолевают болезни, нарастает усталость и возрастная лень. Все эти факторы не добавляют оптимизма. К примеру, ранний А.П. Чехов – это весёлость и оптимизм, поздний – это печаль и пессимизм. Встретились два друга: - Старею. - Откуда такой пессимизм? - От женских вопросов. - Каких именно? - Раньше меня спрашивали: «Почему не женишься? » А теперь спрашивают: «Почему не женился? «

Джонатан Свифт — один из величайших пессимистов — высмеивателей человеческой натуры, «писатель-человеконенавистник», как называли его современники пишет в «детской» книжке «Приключения Гулливера»: «Я попросил показать мне Александра Великого во главе его армии, тотчас после битвы под Арбелой. Александр был приглашен в мою комнату. Я с трудом разбирал его речь, а он, со своей стороны, плохо понимал меня. Он поклялся мне, что не был отравлен, а умер от лихорадки благодаря неумеренному пьянству. Затем я увидел Ганнибала во время его перехода через Альпы, который объявил мне, что у него в лагере не было ни капли уксуса. Я также увидел Цезаря и Брута. При виде Брута я проникся глубоким благоговением: в каждой его черте нетрудно было увидеть самую совершенную добродетель, величайшее беспристрастие и твердость духа, преданнейшую любовь к родине и благожелательность к людям. С большим удовольствием я убедился, что эти оба человека находятся в отличных отношениях друг с другом, а Цезарь откровенно признался мне, что величайшие подвиги, совершенные им в течение жизни, далеко не могут сравниться со славой того, кто отнял у него жизнь». Далее: «Особенно сильное отвращение я почувствовал к новой истории. На самом деле, тщательно рассмотрев людей, которые в течение прошедшего столетия пользовались громкой славой, я понял, в каком заблуждении держат мир продажные писаки, приписывающие величайшие подвиги трусам, мудрые советы дуракам, искренность льстецам, римскую доблесть изменникам отечества, целомудрие содомитам, правдивость доносчикам. Я узнал, сколько невинных превосходных людей было приговорено к смерти или изгнанию, сколько подлецов возводилось на высокие должности, сколько великих поступков на самом деле являлись подлостью и преступлением».

У многих пессимизм ассоциируется с картинами Эдварда Мунка, проникнутыми трагическим ощущением бытия, настроением отчаяния и пессимизма. Названия его картин говорят сами за себя: «Отчаяние», «Страх», «Разрыв», «Меланхолия», «Ревность», «Больная девочка», «Смерть в комнате больного», «Вампир». На рисунке 1892 года «Отчаяние» Мунк сделал следующую запись: «Я гулял по дороге с двумя товарищами. Солнце садилось. Небо вдруг стало кроваво-красным, и я почувствовал взрыв меланхолии, грызущей боли под сердцем. Я остановился и прислонился к забору, смертельно усталый. Над сине-черным фьордом и городом лежали кровь и языки пламени. Мои друзья продолжали гулять, а я остался позади, трепеща от страха, и я услышал бесконечный крик, пронзающий природу». Впоследствии эти впечатления стали основой замысла полотна «Крик», которое Мунк написал в 1893 году, а потом повторил его несколько раз в гравюре. Одинокая человеческая фигура кажется затерянной в огромном, гнетущем мире. Очертания фьорда лишь намечены извилистыми линиями — пронзительными полосами, желтого, красного и синего. Диагональ моста и зигзаги пейзажа придают всей композиции мощнейшую динамику. Лицо человека представляется безликой, застывшей маской, которая издает вопль. Трагической гримасе лица человека противопоставлены мирные фигуры двух мужчин. Эксперты увидели в картине Мунка всепоглощающий страх слабого человека, парализованного ландшафтом, линии и краски которого сдвинулись, чтобы удушить его.

Польский критик Ст. Пшибышевский писал о картине: «Крик»! Невозможно даже дать представление об этой картине, — все ее неслыханное могущество в колорите. Небо взбесилось от крика бедного сына Евы. Каждое страдание — это бездна затхлой крови, каждый протяженный вой страдания — клубы полос, неровных, грубо перемещенных, словно кипящие атомы рождающихся миров… И небо кричит, — вся природа сосредоточилась в страшном урагане крика, а впереди, на помосте, стоит человек и кричит, сжимая обеими руками голову, ибо от таких криков лопаются жилы и седеют волосы».

Петр Ковалев

pessimus - наихудший) - отрицательная оценка человеческой и всемирной жизни.

Весьма распространенную элементарную форму такой оценки мы находим в пессимизме сравнительно-историческом; от Гесиода и до наших дней каждая эпоха считала себя наихудшей. Очевидно, что люди субъективно особо чувствительны к бедствиям своего времени, и этот вид пессимизма - естественная и практически неизбежная иллюзия. Теоретически мы от нее освобождаемся тогда, когда узнаем факт её повторения в разные эпохи, в самых разных исторических условиях.

Пессимистическому взгляду на историю противопоставляется идея постоянного возрастания человеческого благополучия . Сознание, что в мире есть зло и что оно не упраздняется одним прогрессом социальных условий жизни, вызывает принципиальный вопрос об оценке мирового бытия, причём с крайним отрицательным ответом является пессимизм безусловный, выразившийся в буддийской религии и получивший новейшую философскую обработку в системах Шопенгауэра и Гартмана .

В.Соловьёв и Буддизм

Четыре благородные истины

1) Истина о страдании (дукха или дуккха, санскр. - болезнь и страдание): «Моё страдание есть результат моего неблагого мышления и плохой кармы». Мир полон страданий. Рождение - страдание, болезнь - страдание, смерть - страдание. Соединение с неприятным - страдание, разлучение с приятным - страдание. Даже нейтральные эмоциональные состояния не свободны от влияния причин и обстоятельств, которые человек не может контролировать. Человек вовлечён в процесс, предполагающий страдание.

2) Истина о происхождении и причинах страдания (карма или самудая - источник дуккхи): «Моё неблагое мышление и плохая карма есть причина моего страдания и условия страдания других». Причина страдания состоит в жажде (танха), которая приводит к круговороту рождения и смерти (сансаре). Источник страдания - привязанность и ненависть. Остальные пагубные эмоции, как правило, порождены ими. Их последствия приводят к страданию. Корень же привязанности и ненависти - в неведении, незнании истинной природы всех существ и неодушевлённых предметов. Это не просто следствие недостаточного знания, но ложное мировоззрение, измышление полной противоположности истине, ошибочное понимание реальности.

3) Истина о подлинном прекращении страдания и устранения его источников (истина о нирване или ниродха - прекращение дуккхи): «Моё счастье есть результат моего благого мышления и моей хорошей кармы». Состояние, в котором страданий нет, достижимо. Устранение загрязнений ума (привязанности, ненависти, зависти и нетерпимости) - это и есть истина о состоянии за пределами страдания и причин.

4) Истина о путях к прекращению страдания (марга или магга - путь, ведущий к прекращению дуккхи): «Моё благое мышление есть причина моего счастья и условие счастья других». Предложен так называемый срединный или Восьмеричный Путь достижения нирваны. Этот путь напрямую связан с тремя разновидностями взращивания добродетелей: нравственностью, сосредоточением и мудростью. Духовная практика прохождения по этим путям приводит к истинному прекращению страдания и находит свою наивысшую точку в нирване.

Философ обращает внимание на ту конкретную точку отправления, которую указывает само буддийское предание.

Индийский царевич, отдавший свою первую молодость всевозможным житейским удовольствиям, на 30-м году, встретивши нищего, больного, калеку и мертвеца, задумывается о непрочности житейского благополучия и покидает свой гарем, чтобы в уединении размышлять о смысле жизни. Какова бы ни была степень исторической достоверности этого сказания, в нём ярко выражена та простая истина, что материальная жизнь даже при самых исключительно благоприятных условиях сама по себе неудовлетворительна. Все житейские блага непрочны, болезнь, старость и смерть - общий удел живых существ: такой Пессимизм существ, опирающихся на свое ограниченное существование, есть аксиома.

Однако уверенность в возможности обрести спасение от страданий заставляет царевича испытав сполна путь аскезы и отбросив его как заблуждение, обнаружить Срединный путь. Дхарма Будды в равной мере критикует как нигилизм (отрицание существования), так и этернализм (самостоятельность, независимость существования), определяя цепь взаимозависимого возникновения как единственный механизм формирования ограниченных миров существования (Сансары). Одно из наиболее детальных определений безграничности и беспредельности Нирваны дает Сутра Сердца Праджняпарамиты: "Нет невежества, нет избавленья от него, нет старости, нет смерти, также нет от них и избавленья. Нет страданий, нет и их возникновенья, прекращенья нет, пути нет, нет познанья, Также нет и достиженья, так как нечего достигнуть". Преодоление представлений о границах собственного существования приводит к осознанию пустоты всякого обозначения "себя" и таким образом преодолевается привязанность к возникновению и прекращению существования отдельных форм: "своего" тела, "своего" ума. Но эта точка зрения необоснованна,ибо страдание природа сансарического бытия,обусловленного заблуждениями. Нирвана это прекращение именно сансарического бытия. В случае сравнения с потухшей свечёй топливом являются заблуждения.Огонь это страдание. Что же до несуществования ничего,в буддийской онтологии отрицается бытиё не обусловленное причиной и следствием.Бытиё обуслувленное признаётся.

Шопенгауэр и Гартман

Новейшая форма абсолютного пессимизма (у Шопенгауэра и Гартмана) также не представляет никаких оснований для превращения зла в какой-то трансцендентный атрибут бытия. Зло и здесь сводится собственно к страданию, страдание же действительно существует лишь поскольку сознается - а сознание для философии П. есть не более как мозговое явление (Gehirnphänomen) и, следовательно, возможно только для организмов, обладающих нервной системой и страдающих при известной степени раздражения чувствительных нервов. Следовательно, страдания всякого существа ограничиваются пределами его данного телесного существования и совершенно прекращаются с разрушением организма в смерти.

Шопенгауэр и Гартман много говорят о «мировом страдании», но именно с их точки зрения это может быть только риторической фигурой, ибо мир, то есть его единое метафизическое начало - «воля», «бессознательное» и т. п. - не может страдать: для этого оно должно было бы по крайней мере обладать собственными чувствительными нервами и мозгом, чего ему не предоставлено. Универсальное страдать не может; страдает только индивидуальное в своём органическом воплощении, уничтожаемом смертью. Реально существующее страдание ограничивается только областью сознания - людьми и животными; все эти существа страдают, но каждое порознь, и страдания каждого с концом его жизни совершенно прекращаются.

Если Шопенгауэр прав, что нельзя ощущать, представлять, познавать «за пределами своей кожи», то столь же невозможно за этими пределами и страдать; поэтому и чужие страдания могут быть мучительны для каждого лишь через их отражение в пределах его « кожи», то есть через его организм, и с его смертью совершенно исчезают. Таким образом, безусловный Пессимизм ни в древней индийской, ни в новой германской своей форме не в состоянии отнять у смерти её значения окончательной избавительницы от бедствий жизни, и с этой точки зрения ничто логически не мешает каждому ускорять такое избавление через самоубийство.

Попытки Шопенгауэра и Гартмана отклонить этот вывод своей крайней слабостью подтверждают его неизбежность. Первый говорит, что самоубийство есть ошибка, потому что в нём истребляется не сущность зла (мировая воля), а только явление. Но никакой самоубийца и не ставит себе такой нелепой задачи, как истребление сущности вещей. В качестве страдающего явления он хочет избавиться от своей жизни как мучительного явления - и такой цели он несомненно достигает с точки зрения самого Шопенгауэра, который при всем своём пессимизме не может утверждать, чтобы мертвые страдали.

Гартман, вполне признавая, что последняя цель есть именно самоубийство, требует, чтобы отдельный человек в интересах человечества и вселенной воздерживался от личного самоубийства и посвящал свои силы на подготовление средств к тому всеобщему собирательному самоубийству, которым должен окончиться исторический и космический процесс. Это - высший нравственный долг, тогда как убивать себя, чтобы избавиться от собственных страданий, свойственно людям, стоящим на низшей, эвдемонистической ступени этики. Последнее, конечно, справедливо, но собственный принцип безусловного пессимизма логически исключает всякую другую этику.

Если все дело в том, чтобы уничтожить мучительное существование, то нет никакой возможности разумно доказать кому-нибудь, что он должен иметь в виду не свои собственные, действительно испытываемые мучения, а предполагаемые мучения того отдаленного потомства, которое будет способно на акт коллективного самоубийства; да и для тех будущих пессимистов теперешнее личное самоубийство данного субъекта может быть (в смысле Гартмана) полезно как пример для подражания, ибо ясно, что если каждый будет себя убивать, то общая цель будет достигнута. - На самом деле безусловный пессимизм как первоначально явился, так и до конца остается лишь плодом пресыщенной чувственности. В этом его истинное значение и его ограниченность. Справедливая оценка жизни материальной, которая, в отдельности взятая, есть только «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», приводит размышляющий ум к истинному заключению, что «мир весь во зле лежит», чем и исчерпывается правда пессимизма.

Но когда человек, познавший до пресыщения неудовлетворительность плотской жизни и не одушевленный преобладающим интересом к чему-нибудь другому, лучшему, незаконным образом обобщает и расширяет отрицательный результат своего опыта, то вместо верного пессимистического отношения к односторонне-материальному направлению жизни получается ложное утверждение, что сама жизнь, сам мир и само бытие суть зло и мучение. В этом принципе безусловного пессимизма 1) не различается зло нравственное от страдания и бедствия, или зла физического, и 2) так смутно понятое зло принимается за подлинную первооснову всякого бытия, что не только ни на чём не основано, но и ведёт к явным нелепостям. Так, последовательно применяя эту точку зрения, пришлось бы признать болезнь за постоянное нормальное состояние, а здоровье - за случайную и непонятную аномалию; но в таком случае мы не замечали бы болезни и мучительно ощущали бы здоровье, как нарушение нормы; между тем, наоборот, здоровье нами обыкновенно не замечается именно как первичное, нормальное состояние, болезнь же мучительно сознается как привходящее, случайное отклонение от нормы. К подобным же нелепостям приводит безусловный пессимизм и в нравственной сфере.

Иногда пессимизмом называется всякое воззрение, которое признаёт реальность и важное значение зла в мире, но лишь как вторичного, обусловленного и преодолеваемого фактора человеческого и природного бытия. Такой относительный пессимизм содержится многими философскими и большинством религиозных систем; но его нельзя рассматривать вне общей связи того или другого миросозерцания, в которое он входит как один из составных элементов.

Пессимист – человек, взгляд на жизнь которого опирается на негативизм, уныние и отрицание каких-либо позитивных изменений. Пессимизм же – в прямом значении – наихудший взгляд на жизнь.

В обыденном смысле пессимистичные настроения воспринимаются людьми как жизненная философия, выделяющая в окружении только негативные черты. В тоже время нередко пессимистами по ошибке называют людей, рассматривающих какие-либо события с разных ракурсов. Как пример: Че Гевара – народный освободитель, но также он обычный террорист.

Эта точка зрения на жизнь – вполне распространенное и нормальное явление, которое, в принципе, не связано с профессиональным или социальным статусом человека. В большинстве своем «чистый» пессимизм не встречается, а перемежевывается и с оптимистичными взглядами и положительными оценками реальности.

Пессимизм в обществе

В большинстве своем, с точки зрения общества, пессимизм является ненормальной установкой, но здесь речь идет о чистом пессимизме. Как известно, взгляды на многие вещи обусловлены нашим опытом, контекстом ситуации и даже физическим благополучием.

Для людей, кто не раз сталкивался с разочарованиями, рядовыми проблемами, неуспехами, пессимизм может стать «привычной» установкой, которая будет определять взгляд на вещи. Например, регулярно испытывающий проблемы с общением человек в итоге может начать оценивать свои шансы на построение крепких отношений негативно, а что самое главное – для этого есть реальная почва. В тоже время за маской пессимизма может скрываться ворох других психологических проблем, которые замещаются человеком по многим причинам.

На уровне общества могут происходить такие же изменения. Современную позицию социума можно охарактеризовать как позитивистскую, она культивируется самой культурой. Поэтому люди, которые негативно оценивают некоторые привычные для конкретного общества ценности и точки зрения нередко попадают в категорию пессимистов.

То же самое касается и оценки каких-либо перспектив. Говоря на языке бизнеса пессимист – это человек, который не верит в успех предприятия. Но в тоже время такой человек нужен команде, поскольку так называемый здоровый пессимизм – это умение предвидеть наихудшие последствия чего-либо. В обычной жизни умение прогнозировать последствия своей деятельности – важнейший навык. И многие люди, собираясь предпринять что либо, взвешивают все негативные варианты, лишь потом ища положительные стороны своих действий. Именно таких людей часто и называют пессимистами. Являются ли их взгляды на жизнь реально негативными – непонятно, но их способ оценивания (вначале риски, затем выгоды) представляет их обществу именно в этом свете.

Норма и патология

Итак, каждый человек – это и пессимист, и оптимист в одном флаконе. Способность переключаться с плохого на хорошее и наоборот – важная черта гибкого и успешного человека.

Но в тоже время пессимист может стать таковым по причине некоторых неблагоприятных факторов. Вот некоторые из них:

  • собственная социальная некомпетентность человека;
  • депрессия;
  • астения;
  • страхи, фобии;
  • неблагоприятный контекст жизни.

Первый случай – это пессимизм, связанный с отрицанием, непризнанием своих слабых сторон и проблем. Эта причина, как и остальные, связана с субдепрессивными состояниями, когда человек не может встроиться в какую-либо группу по причинам, скрытым в нем самом. Это может быть неразвитая коммуникативная компетентность, чрезмерная замкнутость, неуверенность, установки на собственную неполноценность.

При этом важно, что реальные причины своих негативных оценок чего-либо не осознаются. Например, человек просто не видит смысла и перспектив в общении, при этом не понимая, что реальные трудности во взаимодействии с другими связаны с его социальными страхами.

Проще говоря, пессимист использует рационализацию, находя огромное количество «потому, что…» для объяснения своих негативистских воззрений на что-то, но не пытаясь увидеть проблему в себе.

Другие две причины – это астения и депрессия, которые нередко связаны. Пессимистами становятся люди, которых череда жизненных событий подводит к границе уныния. Например, потеря работы, проблемы со здоровьем и утрата близкого человека расположенные последовательно и близко во времени могут стать причиной негативной оценки своего будущего («рождается» пессимист), а какой-либо последующий негативный фактор может стать триггером депрессии и маниакальных состояний. В клинике депрессий подобные сюжеты не являются редкостью.

Астения как причина пессимизма связана, в первую очередь, с нехваткой ресурсов для успешного функционирования. Когда у человека не остается сил чтобы делать что-то, вполне очевидно, что он начинает оценивать свои перспективы в негативном свете. Однако при определенном отдыхе и отсутствии дополнительных стрессоров такие «усталые» пессимисты быстро возвращаются к своему нормальному состоянию.

Что касается фобий и тревоги, то здесь пессимист становится таковым ввиду неуверенности, которая сопровождает страхи, а также из-за боязни проявить свои «слабости» широкому обществу. В данном случае пессимизм является побочным эффектом от других психологических проблем.

Вопросы лечения

Нужно ли лечить пессимиста? В большинстве своем – нет, это не болезнь. Конечно, пессимизм может являться симптомом других проблем, однако как отдельное явление он редко требует особой коррекции.

В частности, пессимистический настрой нередко встречается среди подростков. Негативизм, как характерная черта этого периода – нормальное явление, однако здесь важно не подпитывать его. В подростковом возрасте пессимизм нередко проявляется лишь в общении с миром взрослых, поскольку происходит первое глобальное отделение «Я» от родителей и детям необходимо создать какие-либо критерии отличия себя от родительских фигур.

В случае рисков депрессии, пессимистом становятся постепенно, в оценках происходящего у человека начинает появляться все больше негативизма. В общем-то, большинство людей самостоятельно выходит из такой эмоциональной ямы, однако когда существуют реальные угрозы развития депрессивных расстройств, необходимо задуматься о профилактике. В первую очередь – это восстановление режима труда и отдыха, а при необходимости – психологическое сопровождение в тяжелых ситуациях.

Крайне трудно убедить человека в том, что все будет замечательно, когда его картина мира рушиться. Однако можно помочь пережить этот период и не дать жертве обстоятельств оказаться в тисках депрессии. Помогут, в частности, психологические группы и работа с экзистенциальным терапевтом.

И наконец, если пессимист уже сформирован длительным опытом, то необходимо проводить коррекционно-обучающую работу под надзором психолога-тренера. Проще говоря, пессимист должен быть обучен навыкам оценки ситуации с различных сторон. Подобное обучение можно сравнить с развитием навыков переговоров, когда человек учится разговаривать с самим собой.