Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!».Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни.

Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

  • Солдат обязан исполнять свои обязательства.
  • Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
  • Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
  • Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
  • Солдат обязан жить простой жизнью.

Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй. В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени. Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

Мидуэйская операция

Башня главного калибра линкора МУЦУ (Mutsu)

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками. Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам. По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще.

На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях. Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась

Японская лодка Тип А младшего лейтенанта Сакамаки в момент отлива на рифе у берега Оаху, декабрь 1941 г.

Японские карликовые лодки Тип С на захваченном американцами острове Киска, Алеутские острова, сентябрь 1943 г.

Японский десантный корабль Тип 101 (S.B. №101 Type) в гавани Курэ после капитуляции Японии. 1945 год.

Повреждённые авиацией транспорт Yamazuki Маrи и карликовая подводная лодка Тип С брошены на берегу Гуадалканала

Сверхмалая лодка Koryu Тип D на верфи Yokosuka Naval Base, сентябрь 1945 г.

В 1961 г. американцы подняли лодку (Тип А), затонувшую в декабре 1941 г. в канале Пёрл-Харбора. Люки лодки открыты изнутри, ряд публикаций сообщает, что механик лодки Сасаки Наохару спасся и попал в плен

Японский пилот смертник — камикадзе

Ближе к концу Второй мировой войны страны-союзники оси Берлин — Рим — Токио, предчувствуя поражение, попытались исправить ситуацию в свою пользу с помощью эффективного оружия, способного нанести ощутимый урон противнику. Германия делала ставку на ракеты «ФАУ-2», японцы же использовали более простой способ, мобилизовав для решения этой задачи пилотов-смертников — камикадзе.

Нет сомнения в том, что японские воины на протяжении столетий считались самыми искусными и бесстрашными в мире. Отчасти причиной такого поведения было следование бусидо — моральному кодексу самураев, предписывающему безоговорочно подчиняться императору, чья божественность проистекает от великих предков, обладавших особенными физическими и духовными свойствами богини Солнца.

Сеппуку это харакири

Этот культ божественного происхождения был введен Дзимму в 660 году до нашей эры, который провозгласил себя первым императором Японии. И где-то во времена эпохи Хэйан, в IX-XII веках, появилась важная составляющая кодекса — обряд сеппуку, больше известный по второму названию «харакири» (дословно - «резать живот»). Это было самоубийство в случае оскорбления чести, совершения недостойного поступка, в случае смерти своего сюзерена, а впоследствии и по приговору суда.

То, что в процессе суицида поражалось не сердце, а вспарывался живот, объясняется просто: согласно философии буддизма, в частности, учению секты дзэн, в качестве основного центрального жизненного пункта человека и тем самым местопребыванием жизни рассматривается не сердце, а брюшная полость.

Массовый характер харакири приобретает в период междоусобных войн, когда вскрытие живота начинает преобладать над другими способами самоубийства. Очень часто буси прибегали к харакири, чтобы не попасть в руки врагов при поражении войск своего клана. Этим же самураи одновременно заглаживали свою вину перед господином за проигрыш в битве, уходя, таким образом, от позора. Одним из наиболее известных примеров совершения харакири воином при поражении считается сеппуку Масасигэ Кусуноки. Проиграв
сражение, Масасигэ и 60 его преданных друзей совершили обряд харакири.

Сеппуку или харакири — свойственное явление среди японских самураев

Описание совершения этой процедуры - тема отдельная, поэтому стоит только отметить еще один важный момент. В 1878 году после падения последнего из сёгунов, военно-феодальных правителей Японии, правящих страной на протяжении шести веков, власть сконцентрировалась в руках императора Мэйдзи, взявшего курс на строительство капитализма. И уже спустя год один из богатейших людей Японии, некто Мицури Тояма, вместе со своими влиятельными друзьями создает тайное общество «Гэнъёся» («Черный океан»), которое поставило перед собой целью создание на базе официальной религии синтоизма военно-политической доктрины Японии. Будучи человеком просвещенным, Тояма
видел в сеппуку пережиток прошлого, но внес в этот 0бряд новое значение: «самоубийство как пример верности долгу во имя процветания Родины».

Японские летчики камикадзе

Впрочем, в начале XX века и на протяжении еще четырех десятилетий идеология сеппуку оказалась невостребованной. Зато вовсю заработал второй принцип доктрины «Гэнъёся»: «Боги покровительствуют Японии. Потому ее народ, территория и каждое учреждение, связанное с богами, превосходит все другие на земле. Все это возлагает на Японию священную
миссию — объединить мир под одной крышей с тем, чтобы человечество могло пользоваться преимуществом нахождения под управлением божественного императора».

И действительно, вскоре последовала победа в Русско-Японской войне, успешные боевые действия в Маньчжурии против гоминдановцев Чан Кай Ши и Народно-освободительной армии Мао Цзэдуна, сокрушительный удар по американцам в Пёрл-Харборе, оккупация стран Юго-Восточной Азии. Но уже в 1942 году после проигранного сражения императорского флота в морском сражении у атолла Мидуэй стало понятно, что японская военная машина стала давать сбой, а спустя два года после удачных наземных операций
американских войск и их союзников в Токио заговорили о возможном поражении императорской армии.

Вот тогда, как утопающий хватается за соломинку, генеральный штаб предложил вспомнить принцип харакири в несколько измененном варианте: создать подразделения пилотов-смертников, готовых добровольно отдать свою жизнь за императора Страны восходящего солнца. С этой идеей выступил командующий Первым воздушным флотом вице-адмирал Такидзиро Ониси 19 октября 1944 года: «Я не думаю, что есть еще какой-то способ, как обрушить вооруженный 250-тонной бомбой «Зеро» на американцев».

Адмирал имел в виду палубные истребители А6М «Зеро», и уже спустя несколько дней оперативно созданные группы летчиков-смертников вылетели на первое и последнее в своей жизни задание.

Группы получили название «Камикадзе» — «Божественный ветер» — не случайно. Дважды в 1274 и 1281 годах армады монгольского хана Хубилая с захватнической целью пытались приблизиться к берегам Японии. И оба раза планы агрессоров были сорваны тайфунами, разметавшими корабли по океану. За это благодарные японцы нарекли своего природного спасителя «Божественным ветром».

Первая атака камикадзе состоялась 21 октября 1944 года. Самолет со смертником нанес удар по австралийскому флагману — крейсеру «Австралия». Правда, сама бомба не взорвалась, однако была разрушена надстройка с корабельной рубкой, в результате чего погибли 30 человек, в том числе и командир корабля. Вторая атака на крейсер, совершенная спустя четыре дня, оказалась более успешной — корабль был серьезно поврежден и вынужден отправиться в доки для ремонта.

Японские камикадзе во Второй мировой войне

Не будем останавливаться на перечислении боевых вылетов отрядов камикадзе, которые продолжались чуть больше полугода. По данным японцев, за это время был потоплен 81 корабль и 195 получили повреждения. Американцы и союзники в оценке потерь были более скромны — соответственно 34 и 288 плавсредств различного класса: от авианосцев до вспомогательных судов. Но здесь стоит отметить одну интересную особенность. Японцы, можно сказать, переиначили наоборот заповедь Суворова: «Воюй не числом, а умением», сделав ставку именно на численное превосходство. Однако средства ПВО корабельных соединений американцев были достаточно эффективными, поэтому использование радаров
вкупе с действиями более современных палубных истребителей-перехватчиков типа «Корсар» или «Мустанг», а также зенитной артиллерии давали шанс лишь одному камикадзе из десяти выполнить поставленную перед ними боевую задачу.

Японские летчики камикадзе — студенты перед боевым вылетом

Поэтому очень скоро японцы столкнулись с проблемой — как восполнить потери летательных аппаратов. С добровольцами-смертниками проблем не было, а вот средства доставки живых бомб оказалась в дефиците. Поэтому сначала пришлось расконсервировать и ввести в строй истребители А5М «Зеро» предыдущего поколения, снабженные маломощными двигателями образца 1920-х годов. А параллельно начать разработку дешевой, но эффективной «летающей торпеды». Такой образец, получивший название «Йокосука», удалось создать достаточно быстро. Представлял он собой деревянный планер с укороченными крыльями. Заряд мощностью 1,2 тонны аммонала размещался в носовой части аппарата, в средней части находилась кабина пилота, а в хвостовой — реактивный двигатель. Шасси отсутствовало, поскольку планер крепился под брюхо тяжелого бомбардировщика «Гинго», доставлявшего торпеду в район атаки.

Достигнув заданной точки, «авиаматка» отцепляла планер, и тот уже продолжал полет в свободном режиме. Выйдя на цель, по возможности планируя непосредственно на предельно
низкой высоте, что обеспечивало ему скрытность от радаров, противодействие со стороны истребителей и корабельных зениток, пилот включал реактивный двигатель, планер взмывал в небо и оттуда уже пикировал на цель.

Впрочем, по мнению американцев, удары этих авиаторпед оказались малоэффективными и редко достигали цели. Поэтому не случайно от американцев «Йокосука» получила прозвище «Бака», что в переводе означает «дурак». И для этого были весьма веские основания.

Дело в том, что за сравнительно короткий срок профессиональные летчики, выполнявшие полеты в роли пилотов-смертников, уже закончили свой жизненный путь в водах Тихого океана, поэтому оставшихся в живых использовали только в качестве пилотов истребителей «Зеро», сопровождавших бомбардировщики с человеко-торпедой. И тогда был объявлен набор желающих «совершить харакири» во имя торжества японской нации. Как ни странно, эта мобилизация была воспринята на ура. Причем решение стать смертниками в основном выразили студенты университетов, где активно пропагандировались догмы «Гэнъёся».

Камикадзе добровольцы

За сравнительно короткое время число желторотых юнцов, готовых расстаться с жизнью, выросло до 2525, что в три раза превышало количество имеющихся в наличии летательных аппаратов. Впрочем, к тому времени времени японцы попытались создать еще один летательный аппарат, тоже из дерева, но стартующий с помощью усовершенствованного
реактивного двигателя. Причем для снижения веса с отделяющимся после взлета шасси — ведь посадка самолету-бомбе была не нужна.

Тем не менее количество добровольцев, желающих пополнить ряды камикадзе, продолжало стремительно расти. Кого-то привлекало действительно чувство патриотизма, кого-то — желание прославить свой род подвигом. Действительно, не только сами смертники, о которых молились в церквях, но и родители не вернувшихся с задания были окружены почетом. Более того, в храме Ясунуки до сих пор хранятся глиняные таблички с именами погибших камикадзе, которым продолжают поклоняться прихожане. Да и на уроках истории учителя и сегодня рассказывают о романтических обрядах, которые проходили герои, получившие «билет в один конец».

Чашечка подогретой водки саке, церемония надевания хатимаки — белой повязки на лоб, символа бессмертия, после взлета — курс на гору Каймон и отдание ей чести. Впрочем, не только молодежь была готова пожертвовать жизнью. В свой последний боевой вылет, надев хатимаки, отправились и командующие военно-воздушными флотами вице-адмирал Матомэ Угаки и контр-адмирал Масадуми Арилса.

Поразительно, но кое-кому из камикадзе удалось выжить. Например, унтер-офицер Ямамура трижды оказывался на пороге смерти. В первый раз транспортировщик «Гинго» был сбит американскими истребителями, и пилота-смертника спасли рыбаки. Через неделю другой «Гинго» попал в грозовой фронт и был вынужден в соответствии с инструкциями вернуться на базу. Наконец, во время третьего полета не сработала система сброса торпеды. А потом закончилась война. На следующий день после подписания акта о капитуляции «отец камикадзе» адмирал Такидзиро Ониси написал прощальное письмо. В нем он благодарил всех летчиков, откликнувшихся на его призыв, а закончил послание трехстишием в
стиле хокку: «Теперь все сделано, и я могу уснуть на миллионы лет». После чего запечатал конверт и учинил над собой харакири.

Японские камикадзе на торпедах

В заключение стоит упомянуть о том, что летчики-камикадзе не являлись единственными добровольными смертниками («токкотай»), в японской армии существовали и другие подразделения, например, в военно-морском флоте. Например, подразделение «Кайтен» («Путь в рай»), в котором к началу 1945 года были сформированы десять групп человеко-торпед.

Торпеда, подразделения «Кайтен», в таких умирали японские камикадзе на торпедах

Тактика использования человеко-торпед сводилась к следующему: обнаружив корабль противника, подводная лодка-носитель занимала определенное положение на пути его следования, после чего смертники садились в торпеды. Ориентируясь с помощью перископа, командир выпускал одну или несколько торпед, предварительно задав смертникам курс.
Пройдя определенное расстояние, водитель торпеды всплывал и быстро осматривал акваторию. Этот маневр рассчитывался так, чтобы торпеда оказалась на носовых курсовых углах
корабля противника и на дистанции 400-500 метров от него. При таком положении корабль практически не мог уклониться от торпеды, даже обнаружив ее.

Популяризированный и сильно искаженный образ японского камикадзе, сформировавшийся в умах европейцев, имеет мало общего с тем, кем на самом деле они являлись. Мы представляем камикадзе как фанатичного и отчаянного воина, с красной повязкой вокруг головы, человека с разъяренным взглядом за штурвалом старенького самолета, несущегося к цели с криками «банзай!». Но камикадзе были не только воздушными воинами-смертниками, они действовали и под водой. Законсервированные в стальную капсулу - управляемую торпеду-кайтен, камикадзе уничтожали врагов императора, жертвуя собой ради Японии и в море. О них и пойдет речь в сегодняшнем материале.

Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о «живых торпедах» стоит ненадолго погрузиться в историю формирования школ и идеологии камикадзе.

Система образования в Японии в середине XX века мало чем отличалась от диктаторских схем формирования новой идеологии. С ранних лет детям внушали, что, умирая за императора, они поступают правильно и их смерть будет благословенна. В результате такой академической практики молодые японцы выросли с девизом «jusshi reisho» («пожертвуй жизнью»).

Плюс ко всему государственная машина всячески скрывала любую информацию о поражениях (даже самых незначительных) японской армии. Пропаганда создавала фальшивое представление о возможностях Японии и эффективно внушила малообразованным детям тот факт, что их смерть - это шаг к тотальной победе Японии в войне.

Уместно вспомнить и Кодекс бусидо, который сыграл важную роль в формировании идеалов камикадзе. Японские воины со времен самураев рассматривали смерть буквально как часть жизни. Они свыкались с фактом смерти и не боялись ее приближения.

Образованные и опытные пилоты наотрез отказывались идти в отряды камикадзе, ссылаясь на то, что они просто обязаны оставаться в живых, чтобы обучать новых бойцов, которым суждено стать смертниками.

Таким образом, чем больше молодых людей жертвовало собой, тем моложе были новобранцы, занимавшие их места. Многие были практически подростками, не достригшим и 17 лет, которым выпал шанс доказать свою преданность империи и проявить себя как «настоящие мужчины».

Камикадзе набирали из малообразованных молодых парней, вторых или третьих мальчиков в семьях. Такой отбор был обусловлен тем фактом, что первый (то есть старший) мальчик в семье обычно становился наследником состояния и поэтому не попадал в военную выборку.

Пилоты-камикадзе получали форму для заполнения и принимали пять клятвенных пунктов:

Солдат обязан исполнять свои обязательства.
Солдат обязан соблюдать правила приличия в своей жизни.
Солдат обязан высоко почитать героизм военных сил.
Солдат обязан быть высоконравственным человеком.
Солдат обязан жить простой жизнью.

Вот так незатейливо и просто весь «героизм» камикадзе сводился к пяти правилам.

Несмотря на давление идеологии и императорский культ, не каждый молодой японец рвался принять с чистым сердцем судьбу смертника, готового умереть за свою страну. У школ камикадзе действительно выстраивались очереди из молодых ребят, но это только часть истории.

Трудно в это поверить, но и в наши дни еще остались «живые камикадзе». Один из них, Кеничиро Онуки, в своих записях рассказывал, что молодые люди не могли не записаться в отряды камикадзе, потому что это могло навлечь беду на их семьи. Он вспоминал, что когда ему «предложили» стать камикадзе, он воспринял идею на смех, но за ночь передумал. Если бы он осмелился не выполнить приказ, то самое безобидное, что с ним могло случиться, - это клеймо «трус и предатель», а в худшем случае - смерть. Хотя для японца все может быть прямо противоположно. Волею случая его самолет не завелся во время боевого вылета, и он остался жив.
История подводных камикадзе не такая веселая, как история Кеничиро. В ней живых не осталось.

Идея создания торпед-самоубийц родилась в головах японского военного командования после жестокого поражения в битве у атолла Мидуэй.

В то время как в Европе разворачивалась известная миру драма, в Тихом океане шла совсем другая война. В 1942 году императорский флот Японии принял решение атаковать Гавайи с крохотного атолла Мидуэй - крайнего в западной группе Гавайского архипелага. На атолле располагалась авиабаза США, с уничтожения которой армия Японии решила начать свое крупномасштабное наступление.

Но японцы сильно просчитались. Битва при Мидуэе стала одним из главных провалов и самым драматичным эпизодом в той части земного шара. При атаке императорский флот лишился четырех крупных авианосцев и множества других кораблей, а вот точных данных относительно людских потерь со стороны Японии не сохранилось. Впрочем, японцы никогда особо не считали своих воинов, но и без того проигрыш очень сильно деморализовал военный дух флота.

Это поражение положило начало череде неудач Японии на море, и военному командованию пришлось изобретать альтернативные пути ведения войны. Должны были появиться настоящие патриоты, с промытыми мозгами, блеском в глазах и не боявшиеся смерти. Так возникло особое экспериментальное подразделение подводных камикадзе. Эти смертники мало чем отличались от пилотов самолетов, их задача была идентичной - пожертвовав собой, уничтожить врага.

Подводные камикадзе для выполнения своей миссии под водой использовали торпеды-кайтены, что в переводе означает «воля небес». По сути, кайтен представлял собой симбиоз торпеды и малой подводной лодки. Работал он на чистом кислороде и способен был развивать скорость до 40 узлов, благодаря чему мог поразить практически любое судно того времени.

Торпеда изнутри - это двигатель, мощный заряд и очень компактное место для пилота-смертника. При этом оно было настолько узким, что даже по меркам небольших японцев, места катастрофически не хватало. С другой стороны, какая разница, когда смерть неизбежна.

1. Японский кайтен в Camp Dealy, 1945. 2. Горящий корабль USS Mississinewa, после попадания кайтена в Ulithi Harbor, 20 ноября 1944 года. 3. Кайтены в сухом доке, Kure, 19 октября 1945 года. 4, 5. Потопленная американскими самолетами субмарина во время кампании Окинавы.

Прямо перед лицом камикадзе находится перископ, рядом ручка переключения скорости, которая по сути регулировала подачу кислорода в двигатель. В верхней части торпеды существовал другой рычаг, отвечающий за направление движения. Приборная панель была напичкана всевозможными устройствами - расход горючего и кислорода, манометр, часы, глубиномер и прочее. У ног пилота располагается клапан для впуска забортной воды в балластную цистерну для стабилизации веса торпеды. Управлять торпедой было не так уж и просто, к тому же обучение пилотов оставляло желать лучшего - школы появлялись стихийно, но так же стихийно и уничтожались американскими бомбардировщиками.

Первоначально кайтен использовали для атак на пришвартованные в бухтах корабли противников. Подводная лодка-носитель с закрепленными снаружи кайтенами (от четырех до шесть штук) обнаруживала вражеские суда, выстраивала траекторию (буквально разворачивалась относительно места нахождения цели), и капитан подлодки отдавал последний приказ смертникам.

По узкой трубе смертники проникали в кабину кайтена, задраивали люки и получали распоряжения по рации от капитана субмарины. Пилоты-камикадзе были абсолютно слепы, они не видели, куда направляются, ведь пользоваться перископом можно было не более трех секунд, поскольку это вело к риску обнаружения торпеды противником.

Сначала кайтены наводили ужас на американский флот, но затем несовершенная техника стала давать сбои. Множество смертников не доплывали до цели и задыхались от отсутствия кислорода, после чего торпеда просто тонула. Чуть позже японцы усовершенствовали торпеду, снабдив ее таймером, не оставляя никаких шансов ни камикадзе, ни врагу. Но в самом начале кайтен претендовал на гуманность. В торпеде была предусмотрена система катапультирования, однако она работала не самым эффективным образом, точнее не работала вообще. На большой скорости ни один камикадзе не смог бы безопасно катапультироваться, поэтому от этого отказались в более поздних моделях.

Очень частые рейды субмарины с кайтенами приводили к тому, что аппараты ржавели и выходили из строя, так как корпус торпеды был изготовлен из стали толщиной не более шести миллиметров. И если торпеда слишком глубоко погружалась на дно, то давление просто расплющивало тонкий корпус, и камикадзе умирал без должного героизма.

Первое свидетельство атаки кайтенов, зафиксированное со стороны США, датируется ноябрем 1944 года. В нападении участвовали три субмарины и 12 торпед-кайтенов против пришвартованного американского судна у берегов атолла Улити (Каролинские острова). В результате атаки одна субмарина попросту затонула, из восьми оставшихся кайтенов два вышли из строя при запуске, два утонили, один исчез (хотя позднее был найден выброшенным на берег) и один, не дойдя до цели, взорвался. Оставшийся кайтен врезался в танкер «Миссиссинева» и потопил его. Японское командование расценило операцию как успешную, о чем немедленно было доложено императору.

Более-менее успешно использовать кайтены удавалось только в самом начале. Так, по итогам морских баталий официальная пропаганда Японии заявляла о 32 потопленных американских судах, включая авианосцы, линейные корабли, грузовые суда и эскадренные миноносцы. Но эти цифры считаются слишком преувеличенными. Американский морской флот к концу войны существенно нарастил боевую мощь, и пилотам кайтенов было все сложнее поражать цели. Крупные боевые единицы в бухтах надежно охраняли, и подбираться к ним незаметно даже на глубине в шесть метров было очень непросто, атаковать разбросанные в открытом море корабли у кайтенов также не было возможности - долгих заплывов они просто не выдерживали.

Поражение при Мидуэе толкнуло японцев на отчаянные шаги в слепой мести американскому флоту. Торпеды-кайтены были кризисным решением, на которое императорская армия возлагала большие надежды, но они не оправдались. Кайтены должны были решить самую главную задачу - уничтожить суда противника, и не важно, какой ценой, однако чем дальше, тем менее эффективным виделось их использование в боевых действиях. Нелепая попытка иррационально использовать человеческий ресурс привела к полному провалу проекта. Война закончилась тотальным поражениям японцев, и кайтены стали очередным кровавым достоянием истории.

Смертники или же камикадзе, несмотря на то что они оказались малоэффективными в той войне которую проиграла Япония, тем не менее, стали одним из наибольших поражающих символов Второй Мировой. Что они чувствовали, как шли на смерть - наиболее непонятно для нас сегодняшних. Советская пропаганда также не могла объяснить массовых японских Матросовых.

Седьмого декабря 1941 года Япония внезапно, без объявления войны, нанесла сокрушительный удар по базе ВМС США на гавайских островах - Пирл-Харбору. Авианосное соединение кораблей императорского флота, обладая полное радиомолчание, подошло с севера к острову Оаху и двумя волнами самолетов атаковало базу и аэродромы острова.
Дерзкое и неожиданное нападение на Пирл-Харбор ставило задачей уничтожение военно-морских сил противника в кратчайшие сроки и обеспечение свободы действий в зоне южных морей. К тому же внезапным броском японцы надеялись сломить волю американцев к борьбе. Операция была задумана, предложена, в общих чертах разработана и утверждена главнокомандующим японского флота. Ямамото Исороку.

Планы японская военщина строила грандиозные. В основе войны стоял принцип молниеносности. Войну, как считало японское руководство, можно было выиграть только в результате скоротечных боевых действий. Всякое затягивание чревато катастрофой. Экономическая мощь Америки возьмет свое, и японцы это понимали. Главная цель первого этапа войны - уничтожение Тихоокеанского флота США - была выполнена.

Кроме самолетов в атаке на Пирл-Харбор участвовали подводные лодки-малютки. Хотя, теоретически планировалось возвращение этих лодок на базу, было ясно, что экипажи идут на верную смерть. Действительно, восемь офицеров из девяти погибли во время атаки и пополнили собой снимок богов в храме Ясукуни. Девятому вышел облом. Лодка лейтенанта Сакамаки застряла на прибрежных камнях, и он стал первым пленным офицером в этой войне. Сакамаки не смог сделать себе харакири, т.к. был тяжело ранен. Но это не являлось для него оправданием. На флот легло пятно позора. Я бедный лейтенант не только пролетел с зачислением в боги-ками храма Ясукуни, но и был назван человеком с "маленьким сердцем" и "маленьким животом". Японская пропаганда договорилась до того, что назвала его "человеком вообще без живота".

Смертники Японского флота делились на несколько категорий. К их числу относились так называемые "суйдзе токкотай" (Надводные силы камикадзе) и "суйте токкотай" (подводные силы камикадзе). Надводные силы были оснащены скоростными катерами, начиненными взрывчаткой. Символическое обозначение одного из типов таких катеров - "Синъе" (сотрясение океана). Отсюда название групп катерников - самоубийц - "синъе токкотай". "Синъе" изготавливались из дерева, снабжались шести цилиндровым мотором в 67 л.с., позволявшим развивать скорость до 18 узлов. Дальность действия таких катеров составляла около 250 км. Они оснащались либо 120 килограммовой бомбой, либо глубинной бомбой в 300 кг, либо ракетой. Атаки камикадзе-катерников были в большинстве случаев эффективны и американцы их очень боялись.

Подводные средства ведения борьбы с кораблями - это печально известные "человекоторпеды" - ("мингэн-герай"), подводные лодки малютки, и человекомины ("фукурю") и команды парашютистов-смертников ("гирэцу кутебутай"). Флот имел свои подразделения парашютистов. Даже парашюты для них разрабатывались отдельно и сильно отличались от армейских, хотя предназначались для той же цели - десантирование на сушу.

Торпеды, управляемые смертниками назывались "Кайтен". Другое их название "Конготай" (группы Конго, в честь горы Конго, на которой жил герой японского средневековья Масаси Кусоноке). Человекоторпеды, кроме того, еще назывались "кукусуйтай", от "кукусуй" - хризантема на воде". Было разработаны две основные модификации торпед, управляемые людьми. В торпеде помещался один военнослужащий. В носовой части концентрировалось большое количество взрывчатого вещества. Движение "Кайтен" со скоростью 28,5 мили в час и наведение их на цель человеком чрезвычайно осложняли борьбу с этим оружием. Массированные атаки "Кайтен", так же как и других смертников, вызывали сильное нервное напряжение личного состава американцев.

Подводные лодки-малютки японцы называли "Кюрю" - дракон и "Кайрю" - морской дракон. Маленькие магнитные подлодки обозначались термином "Синкай". Дальность их действия не превышала обычно 1000 миль. Они имели скорость 16 узлов и управлялись обычно двумя смертниками. Карликовые подводные лодки предназначались для торпедных атак внутри гавани противника или для тарана.

Большую опасность для флота американцев представляли так же подразделения "фукурю" - драконы подводного грота (другой перевод иероглифа - драконы счастья) "человекомины" то есть водолазы с минами. Скрытно, под водой они пробирались к днищам вражеских кораблей и взрывали их вместе с собой переносной миной.

Об их деятельности известно в основном из книги В. Бру "Подводные диверсанты" (издательство иностранной литературы, Москва, 1957 год). Наряду с ценными данными о действиях японских диверсантов в этой книге содержатся и довольно существенные "ляпы". Например, он описывает кислородный аппарат, сконструированный для команд "фукурю", который позволял подводному диверсанту погружаться на глубину 60 метров и двигаться там со скоростью 2 км/ч. Как бы хорошо не был тренирован водолаз, если его аппарат работает на кислороде, то на глубине более 10 метров, его подстерегает кислородное отравление. Аппараты с замкнутой схемой дыхания, действующие на смесях кислорода и азота, позволяющие погружаться на такую глубину появились намного позже.

В американском флоте распространено было мнение, что у входов в гавани на глубине 60 метров были расположены японские посты прослушивания, следившие за тем, чтобы в гавань не могли проникнуть вражеские подводные лодки и управляемые торпеды. Во-первых - технически это по тем временам не осуществимо, ведь нужно держать в них экипажи в режиме насыщенного погружения, подавая в них воздух с берега, обеспечивать регенерацию как в подводной лодке. А зачем? С точки зрения военного дела убежища на такой глубине вещь бессмысленная. Гидролокаторы и микрофоны есть и на подводной лодке. Чем городить весь этот огород с подводными убежищами проще держать там дежурную субмарину. А вот убежища в затопленных на небольшой глубине, а то и торчащие кверху килем торговые суда - вещь вполне реальная. Для сосредоточения бойцов "фукурю" это вполне допустимо, учитывая то, что им все равно умирать. От своей мины, от японского снаряда, упавшего в воду рядом с кораблем, которым они атакуют или от американской гранаты, брошенной в воду бдительным солдатом, заметившим в воде что-то подозрительное.

В японском флоте давно существовали хорошо подготовленные и экипированные подразделения водолазов. Снаряжение их было передовым по тем временам, еще до войны они применяли ласты. Достаточно вспомнить японскую рейдовую маску, использовавшуюся еще в двадцатых годах для поисков "Черного Принца". Нашим водолазам она казалась верхом технического совершенства. Правда для диверсионных дел она совершенно не пригодна. Упоминанию о ней как о технической новинке, показательной для развития водолазного дела в Японии, шедшего своим путем, отличным от Европы. В феврале 1942 года легководолазы японского флота обезвредили минные заграждения возле Гонконга и Сингапура, открыв дорогу своим морским десантам. Но их было мало. И снарядить огромные массы вновь набранных водолазов хорошим снаряжением и оружием Япония не могла. Ставка опять была сделана на массовый героизм. Вот как описывает атаку смертника на наш эсминец один из участников японской войны 1945 года:
"Наш эсминец стоял на рейде одного из корейских портов, прикрывая высадку десанта морской пехоты. Японцы уже были почти выбиты из города, в бинокль мы видели, как корейское население встречает наших цветами. Но кое-где еще велись бои. Вахтенный наблюдатель заметил, что от берега в нашу сторону движется какой-то странный объект. Вскоре в бинокль можно было разглядеть, что это голова пловца, рядом с которой болтался пузырь, надутый воздухом, то появляясь на поверхности, то скрываясь в волнах. Один из матросов навел на него винтовку и посмотрел на командира, ожидая дальнейших распоряжений. Не стреляй! - вмешался замполит, - может это кореец с каким-нибудь донесением или просто для установления контакта. Матрос опустил винтовку. Убить брата по классу, который плыл протянуть руку дружбы, никому не хотелось. Вскоре пловец уже был почти рядом с бортом. Мы увидели, что он молод, почти мальчик, обнажен полностью, несмотря на холодную воду, на голове у него белая повязка с какими-то иероглифами. Сквозь прозрачную воду было видно, что к надутому пузырю привязан небольшой ящик и длинный бамбуковый шест.

Пловец смотрел на нас, мы на него. И вдруг он воткнул в пузырь невесть откуда взявшийся нож и, крикнув "Банзай!", исчез под водой. Если бы не этот дурацкий крик неизвестно чем бы все это кончилось. Стоявший рядом со мной старшина Воронов выдернул чеку из лимонки, которую приготовил заранее и бросил гранату в воду. Раздался взрыв и диверсант всплыл на поверхность как глушеная рыба. С тех пор мы усилили бдительность. Позже, разговаривая с танкистами, которых тоже атаковали смертники, я узнал, что японцы выскакивали из окопов с минами на бамбуковых шестах и падали под пулеметными очередями, успев крикнуть "Банзай!". Если бы они старались сунуть свою мину незаметно, потери от них могли бы быть намного больше. Но впечатление было такое, что красиво умереть для них важнее, чем уничтожить танк.

Недостатка в добровольцах отряды смертников не испытывали. В письмах к родным и близким молодые люди, которых ожидала неминуемая смерть, с восторгом сообщали о своем намерении отдать жизнь за Японию, за Императора.

Так двадцатилетний мичман Тэруо Ямагути писал родителям: "Не плачьте по мне. Хотя тело мое превратиться в прах, мой дух вернется в родные края, и я навсегда останусь с вами, моими друзьями и соседями. Я молюсь за ваше счастье". Другой водитель "Кайтен", двадцати двух летний мичман Итиро Хаяси, в письме утешал свою мать: "Дорогая мама, пожалуйста, не тоскуй по мне. Какое счастье погибнуть в бою! Мне посчастливилось получить возможность умереть за Японию... До свидания дорогая. Проси небо принять меня к себе. Я буду очень опечален, если Небо отвернется от меня. Молись за меня мама!"

Атомная бомба - конечно преступление. Но при высадке на островах метрополии японское командование готовилось встретить американские десанты армией смертников. Более 250 сверх малых подводных лодок, более 500 торпед "Кайтен", 1000 взрывающихся катеров "Синье", 6000 водолазов "фукурю" и 10000 летчиков камикадзе. Американское командование решило умертвить несколько десятков или сотен тысяч мирных жителей Японии, чем терять жизни своих солдат. Да и, в конце концов, японцы первые начали. Кто прав, кто виноват - решать Богу. Но отдать дань мужеству людей, волею судьбы бывших нашими противниками в этой войне, уже можно.

Наибольший интерес для историков военного дела сейчас вызывают не великие сражения больших армий, а одиночные действия, где человек обнаруживает свое превосходство над машиной и уничтожает ее своим бесстрашием, самообладанием, силой ума.

Выполнение спецзаданий по минированию кораблей и совершению других диверсий заведомо связано со смертельным риском. Боевой пловец, прошедший тщательную подготовку и тренировку, воодушевленный чувством патриотизма, обладающий несгибаемой силой воли и бесстрашием сознательно идет на риск для выполнения поставленной задачи. Это характерно для спецподразделений любой армии мира. Но даже на фоне этих железных людей японцы выделяются особо. Ведь диверсант любой армии идет на смертельный риск, а японец идет на смерть.
Явление это уходит корнями в древнейшую историю Японии и лежит в основе религии Синто, которая в "Стране Восходящего Солнца" странным образом уживается с буддизмом.
Первое упоминание о применении смертников относится к XIII веку. В 1260 году на монгольский престол взошел внук Чингиз Хана Хубилай. После победы над Китаем была основана новая монгольская династия императоров Китая, Юань. Монголы высадили десант на Суматру и Яву, напали на Вьетнам и Бирму. К тому времени под пятой монголов уже лежала вся Средняя Азия, Дальний Восток, часть Передней Азии, Кавказа, Восточной Европы, в том числе и Русь. Однако существовала страна, которая отказалась подчиниться могучей Империи, поработившей десятки государств. Это была Япония. В 1266 году в Японию был отправлен посол с требованием подчиниться Великому Хану.

Сиккен (правитель) Японии Ходзе Токемуни безоговорочно отверг требования монголов. Война стала неизбежной. Над Японией нависла страшная опасность монгольского нашествия, которое получило в Японской истории название "ГЭНКО". В ноябре 1274 года из Корейского порта ХАППО по направлению к Японским островам вышла армада монгольского флота, состоящая из 900 кораблей, с 40 тысячами монгольских, корейских и китайских солдат. Это войско быстро перебило малочисленные дружины самураев на островах Цусима и Ики. Воевали монголы, используя массы конницы и тактику, позволившую им покорить огромные пространства Европы и Азии.

Японцы не использовали в боях крупные соединения. Самурай - прежде всего воин одиночка. Японцы большое значение придавали внешним формам ведения войны. Главное - чтобы все было красиво и по правилам. Сначала они выпускали в сторону противника свистящую стрелу "Кабурая", вызывая на поединок. Вперед выступали лучшие воины и требовали единоборства. Потом выезжали сто рыцарей и бились с таким же количеством неприятеля. И только после этого в бой шла армия. В данном случае эта тактика подвела. Воинская честь для монголов и их сателлитов не существовала. Группой они окружали одиночек и убивали в спину, применяли отравленные стрелы, что для самураев было не допустимо (для самураев, а не нинзя). Японцы проигрывали войну, даже не причиняя врагу особого урона. На очереди - остров Кюсю. Японцам явно не хватало сил для отражения агрессии. У местечка Хаката монголы вступили в ожесточенное сражение с немногочисленным, но отважным и хорошо подготовленным отрядом самураев. Упорное сопротивление, солнце, клонившееся к закату; решение военачальника заставили монголов отойти к кораблям для перегруппировки сил.

Вечером началась буря, перешедшая в тайфун. Монгольский флот разметало по водной поверхности, уничтожив более 200 кораблей. Остатки армады в полном беспорядке были вынуждены вернуться в Корею. Так закончилось первое вторжение.

Японцы уже тогда отличались умением учиться и не делать старых ошибок. Понимая, что Хубилай не успокоиться, к следующему вторжению они подготовились более тщательно. На Кюсю и Хонсю были построены оборонительные сооружения, в местах предполагаемой высадки были сосредоточены самурайские дружины. Изучалась и перенималась тактика монголов, учитывались и анализировались собственные просчеты и недостатки.

Весной 1281 года 4500 кораблей со 150000 воинов на борту под командованием монгольского полководца Алахана вышли из корейского порта Хаппо. Никогда прежде и впоследствии в истории всех народов не составлялось флота больше, чем монгольский 1281 года ни по количеству кораблей, ни по численности войск. Огромные корабли, вооруженные катапультами везли в трюмах огромное количество людей и коней.

Японцы построили огромное количество небольших гребных судов, обладавших хорошей скоростью и маневренностью. Эти суда ждали своего часа в бухте Хаката. Боевой дух японцев был очень высок. Даже японские пираты оставили свое ремесло и присоединились к императорскому флоту.

Флот агрессора приближался к бухте Хаката, уничтожая все на своем пути. Наконец, монгольская армада вошла в бухту Хаката. И закипело сражение на суше и на море, где монголы были атакованы гребными лодками. Преимущество было здесь на стороне японцев. Лодки, несмотря на град ядер и стрел, приближались к неуклюжим громадам китайских кораблей, самураи молниеносно взбирались на борта кораблей и уничтожали экипажи. Японцы воевали, презирая смерть, и это помогло в борьбе. Монголы оказались морально не готовы к самопожертвованию, на которое шли японские воины. Самураи побеждали в бою на ограниченном пространстве, индивидуальное владение мечом у них было лучше поставлено, чем у монголов, привыкших сражаться массами, по возможности на расстоянии, расстреливая противника отравленными стрелами.

История донесла до нас много эпизодов этой битвы. Среди героев морского сражения выделяется Кусано Дзиро. На лодку, которой он командовал, обрушился град стрел и ядер, одно из которых оторвало ему руку. Жгутом остановив кровь, он продолжал руководить боем. Если верить источникам, раненый самурай, превозмогая боль, возглавил абордажную команду, собственноручно убил в бою 21 человека и предал неприятельское судно огню.

Другой японский военачальник Мити Ири перед боем написал молитву с просьбой к богам-ками покарать врага. Потом сжег бумагу с текстом, а пепел проглотил. Мити Ари снарядил две гребные лодки с лучшими воинами, которые поклялись умереть в этом бою. Спрятав мечи под складками одежды, японцы приблизились к флагманскому кораблю монголов. Те подумали, что безоружные японцы приближаются для того, чтобы вести переговоры или сдаться в плен. Это позволило приблизиться вплотную. Самураи взлетели на его палубу. В кровавой схватке большинство погибло, но оставшимся удалось убить командующего монгольским флотом и поджечь громадину корабля.

Натолкнувшись на такое сопротивление на суше и на море (о сухопутном сражении известно много, но оно выходит за рамки статьи), монгольский флот ушел из бухты Хаката для перегруппировки и встречи со второй частью армады, приближавшейся к Японии. Было решено обогнуть остров Кюсю и высадиться с другой стороны.

После встречи флотов, огромные силы монголов и их союзников атаковали остров Такасима, подготовив новое вторжение на Кюсю. Над Японией снова нависла смертельная угроза.
Во всех синтоистских святилищах, не переставая, велись молебны.

6 августа 1281 года на ясном безоблачном небе появилась темная полоса, которая в считанные минуты затмила солнце. И разразился смертоносный тайфун. Когда через три дня ветер стих, от монгольского флота осталась едва ли четверть первоначального состава - около 4 тысяч военных судов и более 100 тысяч человек погибло в пучине.

Деморализованные остатки на изуродованных кораблях вернулись в Колре. Так бесславно окончился для воинов Хубилая поход на Японию. Именно с этого времени в сознании японцев укоренилась мысль, что их страна находится под особой защитой национальных богов и победить ее не дано никому.

Идея божественного происхождения страны, вера в чудо, помощь синтоистских богов, прежде всего - Аматерасу и Хатимана, существенно повлияли на формирование национальной идеологии. Герои битв с монголами, ставшие богами в сознании японцев стали примерами для молодежи. А красивая смерть в бою тысячелетиями воспевалась в этой стране. Мити Ари и его самураи стали богами идейными вдохновителями японских смертников-водолазов и водителей торпед.

В основу японской военной доктрины положена молниеносность. Война на Тихом Океане знает много примеров, когда японцы сначала действовали, а потом думали. Или вовсе не думали, а только действовали. Главное чтоб было молниеносно и красиво.

Стремление к самопожертвованию, которое делало японцев свирепыми и фанатичными воинами, приводило в то же время к невозместимым потерям в обученных и хорошо подготовленных летчиках, подводниках, в которых так нуждалась Империя. О японских взглядах на ведение войны сказано достаточно. Эти взгляды, может быть, и были хороши для самураев средневековья и легендарных 47 ронинов, которые, как гласит древняя легенда, сделали себе харакири после смерти господина, но они совершенно не подходит к 1941 году. Американский адмирал С.Е. Морисон в своей книге "Восходящее Солнце на Тихом Океане" оценивает решение японцев о нападении на Пирл-Харбор как стратегически глупое. Он приводит очень показательный пример с допросом пленного японского адмирала, одного из планировавших нападение на Пирл-Харбор.

Бывший японский адмирал: "Почему вы считаете наше нападение Пирл-Харбор стратегической глупостью?"
Следователь: "Не будь этого нападения, США могли не объявить войну Японии, а если война и была бы объявлена, усилия сдержать японское наступление на юг вследствие нашей занятости в Европе в войне с Гитлером не были бы столь решительными. Верным средством вызвать Америку на войну являлось нападение на американскую землю.
Бывший японский адмирал: "Однако мы считали необходимым вывести из строя ваш флот с тем, чтобы, исключить возможность наступательных действий американцев, нам можно было предпринять наступление на юг.
Следователь: В течение, какого времени по вашим расчетам после нападения на Пирл-Харбор американский флот не смог бы предпринимать наступательных действий?
Бывший японский адмирал: По нашим предположениям в течение 18 месяцев.
Следователь: А фактически когда начались первые действия американского флота?
Бывший японский адмирал: Быстроходные авианосцы стали наносить удары авиацией по островам Гилберта и Маршалловым островам в конце января - начале февраля 1942 года, то есть менее чем через 60 дней после нападения на Пирл-Харбор.
Следователь: Скажите, было ли вам известно расположение цистерн с запасами горючего в Пирл-Харборе?
Бывший японский адмирал: Конечно. Расположение цистерн нам было хорошо известно.
Следователь: А сколько бомб было сброшено на эти цистерны?
Бывший японский адмирал: Ни одной, главными объектами нападения являлись ваши крупные боевые корабли.
Следователь: Приходила ли когда-либо в голову вашим офицерам оперативного управления, планировавшим нападение, мысль о том, что уничтожение складов топлива на острове Оаху означало бы вывод из строя всего флота, находившегося в районе Гавайских островов до тех пор, пока топливо доставят с континента? Тогда ваши лодки смогли бы препятствовать доставке топлива, тем самым вы предотвратили бы возможность американского наступления в течение многих месяцев?
Японский адмирал был в шоке. Мысль об уничтожении запасов горючего была для него новой. Наиболее целесообразные пути и средства нейтрализации американского флота не приходили японцам в голову даже задним числом. Так они и воевали, восполняя героизмом личного состава недостаток стратегического мышления. Японские лодки были огромными и трудно управляемыми. Имели плохую шумомаскировку и ненадежную систему управления. Недостаток жилых помещений, антисанитария, сильная вибрация корпуса. Удивительно, как японские подлодки вообще могли плавать. И не только плавать, но и топить крупные боевые корабли.

Практически все успехи японцев были связаны с культом самопожертвования на войне, доведенном до абсурда. По кодексу самурая "Бусидо" умереть в бою - высшее счастье. Но решение умирать или нет, принимает сам воин. В начале 30-х годов, во время войны в Китае появились первые смертники, в ХХ веке которые сознательно заведомо шли на смерть.
Во время Шанхайской операции три солдата - сапера, обвязав голову повязкой хатимаки, выпив по чашечке саке и дав клятву умереть (как древние самураи во время нашествия монголов) с помощью одной большой мины взорвали китайской укрепление. Погибших солдат провозгласили божественными и объявили образцом "яматодамасий" "японского духа". В Японии их стали называть "Бакудансанюси" (три отважных воина с бомбой). Гораздо проще послать на верную смерть солдат, чем вызывать артиллерию. К тому же можно поднять по этому вопросу шумиху и припугнуть Америку и Советский Союз, поддерживающих Китай. В 1934 году в японских газетах было напечатано объявление о наборе добровольцев-смертников, водителей управляемых торпед.

Подобные акции были нужны, чтобы удержать США от посылки флота на помощь Пекину. На 400 мест поступило более 5000 заявлений. Но тогда до применения дело не дошло, да и торпед не было. К идее самоубийц - водителей торпед японцы вернулись в 1942 году, проиграв сражение у Мидуэя, хотя идея нанесения удара торпедой, выпускаемой подводной лодкой, но управляемой находящимся в ней человеком (добровольцем), оформилась к моменту первого нападения на Пирл-Харбор. Мотицура Хасимото, командир подводной лодки (И 58) - носителя управляемых торпед подробно описывает в своих воспоминаниях историю создания торпед "Кайтен".

"Для проведения первой серии испытаний было изготовлено несколько таких торпед, - пишет Хасимото, - испытания их проводились вблизи военно-морской базы Куре на острове, который был известен под кодовым названием "База - 2". К январю 1943 года разработка проекта человекоторпеды достигла такой стадии, когда казалось, их можно было запускать в производство и затем использовать в боевой обстановке. Однако конструкция торпед исключала возможность спасения человека, управлявшего ею, то есть он обрекался на верную смерть, против чего возражало военно-морское командование. В конструкцию торпед было внесено приспособление, позволяющее простым нажатием кнопки выбрасывать водителя в море на расстоянии около 45 метров от цели.

Примерно в феврале 1944 года опытный экземпляр человекоторпеды был доставлен в штаб ВМС, и вскоре торпеды запустили в производство. Со страстной надеждой на успех начали их изготовление в экспериментальном торпедном цехе судоремонтного завода в Куре. На это оружие возлагали большие надежды. Теперь, показалось, можно было отомстить противнику за тяжелые потери, которые несла Япония. К этому времени остров Сайпан перешел в руки американцев, и мы понесли тяжелые потери.

Новое оружие было названо "Найтенс", что означало "Путь в рай". В книге Тараса название этой торпеды переведено как "Сотрясающая небеса", в других источниках встречаются переводы "Поворот к небу" и "Восстановление сил после их упадка". Видимо этот иероглиф имеет много толкований.

В то время как шло изготовление торпед, в бухте Токуяма была организована база, на которой проводилась подготовка личного состава.
Увы! В первый же день испытаний в бухте Токуяма утонул один из добровольцев и поборников этого оружия. Торпеда, в которой он находился, зарылась в иле, и ее не смогли поднять. Это послужило плохим предзнаменованием на будущее".

Предзнаменование не обмануло. Только в процессе обучения в результате несовершенства техники погибло 15 человек. От идеи катапульты, дававшей шанс на спасение, пришлось отказаться. Японскому командованию было не до спасения жизни водителей торпед. Япония проигрывала одно сражение за другим. Срочно надо было запускать чудо-оружие. Первые образцы "Кайтен" запускались в надводном положении. Лодка всплывала, спускала торпеды и уходила на глубину. Водители, высаженные в районе действий американского флота, сами искали себе цель. Так как рисковать лодкой в районе, где ее могли обнаружить самолеты и корабли, было опасно, водителей высаживали ночью вблизи гаваней, где базировались американцы и зачастую торпеды просто пропадали не найдя цели, шли на дно из-за технических неполадок, застревали в противолодочных сетях. Выход водителя для разрезания сети был не предусмотрен.

Позже стали переоборудовать лодки для запуска торпед из подводного положения. Водители заранее садились в торпеды и ждали, пока лодка найдет цель. Воздух подавался по шлангу, связь осуществлялась по телефону. Наконец, в самом конце войны появились лодки, из которых можно было перейти в торпеду прямо из отсека через нижний люк торпеды. Эффективность применения торпеды сразу возросла. Хасимото описывает случай, когда его лодка лежала на грунте, а американский эсминец забрасывал ее глубинными бомбами. Он принял решение атаковать эсминец человекоторпедами. Смертник попрощался со всеми и сел в "Кайтен". Матрос задраил за ним задний люк, через несколько минут раздался шум двигателя торпеды, возглас "Банзай!" Затем связь оборвалась. Потом раздался взрыв. Когда лодка всплыла, на поверхности плавали только обломки.

Интересны описания поведения водителей торпед перед выходом на задание. "Во время долгих периодов пребывания под водой в лодке нечего было делать. Оба офицера из водителей торпед, кроме подготовки своих торпед и тренировок наблюдения в перископ, не имели никаких других обязанностей, поэтому они играли в шахматы. Один из них присутствовал при атаке человекоторпед в районе островов Улити, однако ему самому не удалось выйти в атаку из-за неисправности торпеды. Он был очень хорошим шахматистом...

Противник, казалось, окружил нас. Я приказал водителям торпед №2 и №3 немедленно занять свои места. Было облачно, но кое-где на небе виднелись яркие звезды. В темноте мы не видели лиц водителей, когда они оба явились на мостик для доклада. Некоторое время они хранили молчание, потом один из них спросил: Командир, где находится созвездие "Южный крест?" Его вопрос застал меня врасплох. Я осмотрел небо, но так и не заметил это созвездие. Стоявший рядом штурман заметил, что созвездия пока еще не видно, но что оно скоро появится на юго-востоке. Водители, сказав запросто, что они идут занимать свои места, решительно пожали нам руки и покинули мостик.

До сих пор я вспоминаю о самообладании этих двух молодых людей. Матрос, в обязанности которого входило закрыть донную крышку торпеды, сделал свое дело и поднял руки, показывая, что все готово. В 2 часа 30 минут последовал приказ: "приготовится к выпуску человекоторпед!" Рули торпед установили в соответствии с положением рулей подводной лодки. До выпуска человекоторпед связь с ними поддерживалась по телефону, в момент отрыва торпед от подводной лодки, ведущие к ним телефонные провода могли быть перевязаны.
Десять минут спустя все было готово к выпуску торпед, намеченному согласно плану на 3.00 из расчета, что в 4 часа 30 минут начнет светать.

Водитель торпеды №1 донес: "Готов!" Последний зажим был отдан, двигатель торпеды заработал и водитель устремился к своей цели. Последняя связь с ним оборвалась в момент, когда торпеда отделилась от лодки и понеслась навстречу кораблям противника, стоявшим в гавани острова Гуам! В самый последний момент перед выпуском водитель воскликнул: "Да здравствует Император!"
Выпуск торпеды №2 был осуществлен точно таким же образом. Несмотря на свою молодость, ее водитель сохранил спокойствие до конца и покинул лодку не проронив ни слова.
В двигатель торпеды №3 попало слишком много воды, и ее выпуск был отложен на последнюю очередь. При выпуске торпеды №4 так же прозвучало: "Да здравствует Император!" Наконец, была выпущена и торпеда №3. Из-за неисправности телефона нам не удалось услышать последние слова ее водителя.
В этот момент раздался сильный взрыв. Мы всплыли и, опасаясь преследования, начали отходить в открытое море...
...Мы попытались увидеть, что происходит в бухте Апра, но в этот момент появился самолет, и нам пришлось уходить".

Война приобретала между тем, все более ожесточенный характер. Кроме человекоторпед, лодок малюток и человекомин из команд фукурю, японское военно-морское командование стало применять подразделения "гирэцу кутэбутай" - команды парашютистов-смертников. В феврале 1945 года японцы сбросили парашютный десант, состоящий из военнослужащих этой команды, на один из армейских аэродромов. Десантники, обвязавшись пакетами с взрывчаткой, вместе с собой уничтожили семь "летающих крепостей" и сожгли 60 тысяч галлонов (1 галлон - 4,5 литров) бензина. В этом бою погибло 112 солдат самоубийц. Сведения об эффективности действий смертников весьма противоречивы. Японская пропаганда договорилась до того, что каждый камикадзе как правило уничтожал крупный боевой корабль. Когда смертники - водолазы перестали быть военной тайной, о них стали много писать, превознося результаты их действий до небес, сзывая в ряды самоубийц новые толпы молодежи. Американцы наоборот, не признавали своих потерь и сообщали заниженные цифры, вводя японское командование в заблуждение о степени эффективности их диверсионных сил и средств. По данным японской пропаганды, камикадзе, фикурю, кайтен и другие команды смертников уничтожили во много раз больше кораблей, чем американцы вообще имели в составе Тихоокеанского флота. По американским данным, японцы потеряли целую уйму лодок-носителей и не добились практически никаких результатов. Кстати, читал я книгу одного англичанина о японских летчиках асах (не камикадзе). Он с иронией относится к их донесениям о победах над советскими и американскими самолетами. Например, в боях на Халкин Голе один японский ас по его донесениям уничтожил такое количество самолетов, какого в том районе у русских вообще не было. Японская газета написала, что одного советского летчика он зарубил самурайским мечом, сев рядом с подбитым советским самолетом. Самураю верят на слово (как джентльмену). Так, что если никто не упрекнет японцев в отсутствии мужества, то насчет правдивости у них туго. Поэтому до сих пор не известна (и, наверное, не будет известна) степень эффективности применения смертников-подводников (авиации не касаюсь).

К концу войны были регламентированы права и льготы смертников и их семей. До свидания с богами, будущий бог солдат получит возможность пожить всласть. Каждый владелец ресторана считал за честь принять у себя смертника, не беря с него денег. Всеобщий почет и преклонение, любовь народа, льготы семье. Почетом окружалась вся ближняя родня будущего ками (бога).

Выход на задание обставлялся согласно правилам, изобретенным для камикадзе. Наголовная повязка "хатимаки" с изречениями, надписями или изображением солнца - герба Империи, как и у средневековых самураев, символизировала такое состояние, при котором человек был готов перейти от обыденности к священности и повязывание ее являлось как бы предпосылкой вдохновения воина и обретения им храбрости. Перед посадкой в самолет или торпеду, смертники говорили друг другу ритуальную прощальную фразу: "До встречи в храме "Ясукуни"".
На цель следовало идти с открытыми глазами, не закрывая их до самого последнего мгновения. Смерть должна была восприниматься без каких-либо эмоций, спокойно и тихо, с улыбкой, согласно средневековым традициям феодального воинства. Такое отношение к собственной кончине считалось идеалом воина.

Использование смертников, по толкованиям японской пропаганды, должно было показать превосходство духа японцев над американцами. Генерал Кавабе Торасиро отметил, что японцы до конца войны верили в возможность борьбы с американцами на равных - "Духом против машин".

В чем разница европейского и японского понимания смерти. Как разъяснил американцам один японский офицер, без сознания попавшей в плен: в то время как европейцы и американцы считают, что жизнь прекрасна, японцы думают, как хорошо умереть. Американцы, англичане или немцы, попав в плен, не расценят это как катастрофу, они постараются бежать из него, чтобы продолжить борьбу. Японец сочтет плен трусливым актом, т.к. для воина - самурая истинное мужество - знать время своей смерти. Смерть - это победа.

Как правило, все идущие на задание оставляли предсмертные стихи, воспевающие смерть за Императора и Родину. Некоторые бывшие смертники, не успевшие умереть в бою, до сих пор жалеют об этом.

Заменить тайфун, спасший Японию в XIII веке людьми, не удалось. Сотни сверхмалых подводных лодок и тысячи управляемых торпед остались в ангарах, не дождавшись экипажей. И слава богу (и нашему и Японскому). Япония войну проиграла. Кто-то назовет смертников фанатиками и отморозками. Кто-то восхитится мужеством людей идущих на смерть за Родину в отчаянной попытке спасти положение, воюя духом против машин. Вывод пусть каждый сделает для себя сам.

По материалам http://www.vrazvedka.ru/main/history/afonchenko-03.shtml

Камикадзе - это термин, ставший широко известным в годы второй мировой войны. Этим словом обозначали японских летчиков-смертников, атаковавших самолеты и корабли противника и уничтожавших их, идя на таран.

Значение слова "камикадзе"

Появление слова связано с хана Хубилая, который после покорения Китая дважды собирал огромный флот, чтобы достичь берегов Японии и завоевать ее. Японцы готовились к войне с армией, превосходящей их собственные силы во много раз. В 1281 году монголы собрали почти 4,5 тысячи кораблей и стосорокатысячное войско.

Но оба раза до крупного сражения дело не доходило. Исторические источники утверждают, что у берегов Японии корабли монгольского флота были почти полностью уничтожены внезапно разразившимися бурями. Вот эти тайфуны, спасшие Японию от завоевания, и были названы "божественным ветром", или "камикадзе".

А когда во время второй мировой войны стало очевидным, что японцы проигрывают США и союзникам, появились отряды летчиков-смертников. Они должны были если не переломить ход военных действий, то хотя бы нанести как можно больший урон врагу. Этих летчиков и стали называть камикадзе.

Первый полет камикадзе

Уже с самого начала войны случались одиночные тараны, исполняемые пилотами загоревшихся самолетов. Но это были вынужденные жертвы. В 1944 году был впервые сформирован официальный отряд летчиков-самоубийц. Пять пилотов на истребителях "Мицубиси Зеро" под руководством капитана Юкио Сэки вылетели 25 октября с филиппинского аэродрома Мабаракат.

Первой жертвой камикадзе стал американский авианосец "Сент Ло". В него врезался самолет Сэки и еще один истребитель. На корабле начался пожар, и скоро он затонул. Так весь мир узнал, кто такие камикадзе.

"Живое оружие" японской армии

После успеха Юкио Сэки и его товарищей в Японии началась массовая истерия по поводу героических самоубийств. Тысячи молодых людей мечтали совершить такой же подвиг - погибнуть, уничтожив врага ценой своей жизни.

Спешно формировались "специальные ударные отряды", причем не только среди летчиков. Команды смертников были и среди парашютистов, которых сбрасывали на аэродромы или другие технические сооружения противника. Моряки-самоубийцы управляли или катерами, начиненными взрывчаткой, или торпедами огромной мощности.

При этом велась активная обработка сознания молодых людей, им внушалось, что камикадзе - это герои, жертвующие собой ради спасения Родины. Они полностью подчиняются призывавшему к постоянной готовности к смерти. к которому нужно стремиться.

Последний вылет смертников обставлялся как торжественный ритуал. Его неотъемлемой частью были белые повязки на лбу, поклоны, последняя чашка сакэ. И почти всегда - цветы от девушек. И даже самих камикадзе часто сравнивали с цветами сакуры, намекая на быстроту, с какой они распускаются и опадают. Все это окружало смерть ореолом романтики.

Родных погибших камикадзе ждали почет и уважение всего японского общества.

Результаты действий ударных отрядов

Камикадзе - это те, кто совершил почти четыре тысячи боевых вылетов, каждый из которых стал последним. Большинство полетов приводило если не к уничтожению, то к повреждению кораблей и прочей военной техники неприятеля. Им удалось надолго внушить ужас американским морякам. И только к концу войны со смертниками научились бороться. Всего список погибших камикадзе состоит из 6418 человек.

Официальные данные США говорят о примерно 50 потопленных кораблях. Но эта цифра вряд ли верно отражает урон, нанесенный камикадзе. Ведь не всегда корабли тонули сразу после удачной атаки японцев, им удавалось продержаться на плаву иногда несколько суток. Некоторые суда смогли отбуксировать к берегу, где были проделаны ремонтные работы, без которых они были бы обречены.

Если же рассмотреть ущерб живой силе и технике, то результаты сразу становятся внушительными. Ведь даже гигантские авианосцы, обладающие огромной плавучестью, не застрахованы от пожаров и взрывов в итоге огненного тарана. Многие корабли выгорали практически полностью, хоть и не шли на дно. Повреждения получили около 300 кораблей, погибли около 5 тысяч моряков США и союзников.

Камикадзе - кто это такие? Переоценка ценностей

После 70 лет, прошедших с появления первых отрядов смертников, японский народ пытается определить для себя, как же к ним относиться. Кто такие камикадзе? Герои, сознательно выбравшие смерть во имя идеалов бусидо? Или жертвы, одурманенные государственной пропагандой?

Во время войны сомнений не возникало. Но вот архивные материалы приводят к размышлениям. Даже первый камикадзе, знаменитый Юкио Сэки, считал, что Япония зря убивает своих лучших пилотов. Они принесли бы больше пользы, продолжая летать и атаковать врага.

Как бы ни было, камикадзе - это часть истории Японии. Та часть, которая у простых японцев вызывает и гордость за их героизм, и самоотречение, и жалость к людям, погибшим в расцвете лет. Но равнодушным она не оставляет никого.