ВВЕДЕНИЕ

1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В IX - НАЧАЛЕ ХII ВВ.

1.1 Предпосылки образования Древнерусского государства

2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ

2.1 Социальная структура Древней Руси

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

4. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX-XII вв. Киевская Русь. Под государством обычно понимают механизм политической власти: 1) на определенной территории; 2) с определенной системой органов управления; 3) с необходимым действием законов и 4) формированием органов принуждения (дружина - функции: внешняя - защита от внешних вторжений и внутренняя (полицейская) - подавление сопротивления внутри государства). Возникновение государства - закономерный этап в развитии общества. На него влияет множество факторов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом: социальные, экономические, политические и духовные.

Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, сложилась во второй половине IX-начале X в. Основной формой объединения племен была военная демократия, включавшая в себя наряду с княжеской властью такие институты, как вече, совет старейшин, народное ополчение. По мере роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей - князей, объединявшихся в более крупные "союзы союзов".

Таким образом началось формирование единой территориальной общности - Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен.

Классики отечественной историографии - Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев, В. О. Ключевский - внесли значительный вклад в изучение истории Древней Руси. Заслуженным авторитетом и влиянием пользуются труды других выдающихся российских историков. Это, прежде всего сочинения Н. М. Костомарова, А. А. Корнилова, С. Ф. Платонова, М. Н. Покровского, П. М. Милюкова, В. Н. Татищева.

1. СТАНОВЛЕНИЕ РУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В IX - НАЧАЛЕ ХП ВВ.

1.1 Предпосылки образования Древнерусского государства

В отличие от других стран, как восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты:

1. Пространственная и геополитическая ситуация - Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах большого равнинного пространства.

2. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований.

3. Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть и иметь народное ополчение.

В VII-X вв. славянские племена объединяются в союзы и союзы союзов (суперсоюзы). Возникновение союзов племен - завершающий этап развития родоплеменной политической организации и одновременно подготовительная стадия феодальной государственности. Сосредоточение ростков государственности также происходило в политической организации сверхсоюзов.

2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СТРОЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ


Традиционно историю Древнерусского государства отечественные историки делят на три периода.

I период (IX - середина X в.): формирование государства, правление первых киевских князей (Олега, Игоря, Святослава).

II период (вторая половина X - первая половина XI в.): эпоха расцвета Киевской Руси, ее наивысшего могущества, правление Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого.

III период (вторая половина XI - начало XII в.): время территориально-политической раздробленности.

Геополитическое пространство, в котором располагалась Киевская Русь, находилось на стыке разных миров: кочевого и оседлого, христианского и мусульманского, языческого и иудейского. Население Древней Руси испытывало мощное влияние разнонаправленных цивилизационных факторов. Естественно, это сказывалось на истории государства с самого начала его формирования.

Важнейшая черта создававшегося государства - завоевание славянских племен и подчинение их киевскому политическому центру. При Олеге дань Киеву стали платить древляне, северяне, радимичи. После его смерти процесс присоединения земель к Киеву продолжался: в княжение Игоря (912-945) и Ольги (945-957) были присоединены земли уличей, тиверцев и, окончательно, древлян, отказавшихся при Игоре платить двойную дань. Жена Игоря, Ольга, упорядочила сбор дани, установив "уроки" - размер дани и "погосты" - места сбора дани. Игорь и Ольга, вероятно, укрепили дворы княжеских управителей, превратившиеся затем в опорные центры княжеской власти.

Становление государства продолжалось при Святославе (964- 972). Исследователи расходятся в оценках его личности: одни считают его талантливым полководцем и видным государственным деятелем, другие - разбойником варяжских кровей, видевшим цель жизни в военных походах. Но, так или иначе, Святослав стремился расширить владения Руси и наладить торговые связи с другими странами. Он нанес поражение Волжской Булгарии, разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы на Северный Кавказ, Азовское побережье, овладев Тмутараканью на Тамани, отразил натиск печенегов, заключил с Византией договор о ненападении. В 972 г. он попал в засаду к печенегам и был убит. По сохранившейся доныне легенде, печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, чтобы пить из нее на пирах в надежде, что к нему перейдет слава князя. Осталась в истории и знаменитая фраза Святослава, которой он предупреждал противников: "Иду на вы".

При Владимире (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси, а сам князь, окончательно подчинив каганат, принял титул "каган", т.е. царь. Создалось единое русское государство, выступившее субъектом огромного евразийского региона, в котором находились такие мощные государства, как Византия и Арабский халифат.

Владимир переносит центр тяжести в своей деятельности с организации дальних грабительских походов на упрочение власти Киева над восточнославянскими племенами. Переход к оседлой жизни в столице был серьезным шагом в направлении феодализации государства. Королевские монархи того времени в основном управляли своими странами из столиц. Владимир же, хотя и совершал военные походы, никогда не оставался на завоеванных землях, а возвращался в Киев. Его походы диктовались нуждами государства. Строительство оборонительных сооружений по рекам Десне, Осетру, Суле, Стугне также говорило о том, что он намерен постоянно жить в столице и защищать ее от кочевников. Спокойная обстановка в столице была залогом успешных государственных реформ.

Киевскую Русь большинство историков рассматривают как раннефеодальное государство. Во главе его стоял наследственный князь, державший "стод" в Киеве. Ему подчинялись князья подвластных земель. Княжеские сыновья и старшие дружинники получали в управление крупнейшие центры, ставшие столицами уделов, на которые была разделена Русь. Удельные князья продолжали оставаться вассалами великого киевского князя. Первоначально насчитывалось шесть уделов, затем число их выросло, но все удельные князья были из рода Рюриковичей. Принцип наследования в те времена был таков: престол передавался от брата к брату, от дяди к племяннику (но он часто нарушался отцом, передававшим престол сыну или другим родственникам). В целом такой принцип наследования не способствовал укреплению политической устойчивости государства.

Киевский князь выполнял функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. В его руках дружина была средством принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов. Можно говорить о государственно-образующей деятельности дружины в эпоху становления восточнославянской государственности. Вплоть до конца X в. князь зависел от дружины, считался с нею. Однако Владимир уже в начале своего правления перестал пополнять дружину скандинавами. По словам Р.Г. Скрынникова, он "разорвал пуповину, прочно связывавшую Киевское княжество со Скандинавией". На эпохе Владимира дружинная форма государственности заканчивается. Князья племенных княжений, великие бояре, видимо, составляли верхушку дружины, которая постепенно превратилась в военно-административный спой общества, а позднее - в класс феодалов. Что же касается норманнов, то их полная ассимиляция местным славянским населением завершилась к началу XI в.

Экономической основой социального строя Древней Руси было феодальное землевладение. Но земля на Руси не представляла собой ценность, воплощенную в стоимостном выражении, она не была предметом купли-продажи, а выступала как вотчина - общая, коллективная собственность рода. Феодальная вотчина ("отчина") передавалась по наследству от отца к сыну. Владел вотчиной князь или боярин. Главной функцией князя было "держать отчину". Бояре являлись вассалами князя, обязанными служить в его войске. Они же, как хозяева своей территории, имели в подчинении менее знатных вассалов. Такие же отношения были характерны для Западной Европы, что свидетельствовало о близости тенденций развития Руси и Запада. Бояре формировались из родовой и племенной знати или верхушки княжеской дружины. Жесткое обособление феодальной элиты на Руси отсутствовало, сохранялся патриархальный быт, институт частной собственности был не развит.

И.Я. Фроянов полагает, что феодализация древнерусского общества осуществлялась па путях формирования вотчинного хозяйства и работающего в нем феодально - зависимого населения. Заметный рост вотчинных владений происходит на протяжении XI-ХП вв. Но господствующее положение в экономике Руси ХР-ХШ вв. занимало общинное землевладение. Древнерусская знать свои представления о богатстве связывала преимущественно с драгоценностями и деньгами, а не с землей.

Сначала население вотчины состояло из рабов и полусвободных категорий зависимого населения. И только со второй половины XI в. в вотчине появляются феодальные элементы. Современная концепция генезиса феодализма в России основана на идеях академика Л.В. Черепнина, утверждавшего, что феодализм на Руси первоначально устанавливался в форме верховной государственной собственности на землю, персонифицированной в лице князя. Эксплуатация крестьян велась с помощью централизованной феодальной ренты (сначала отработочной, затем натурально-оброчной), а частное феодальное землевладение стало развиваться только в XII в.

Главное отличие феодализма на Руси от Запада заключалось в огромной роли "государственного сектора" в экономике страны - в наличии территориальных общин свободных крестьян, плативших подать великому князю. В Европе же в X-XIII вв. происходило разрушение общинных структур, шел процесс классообразования на основе выделения частной собственности.

Скандинавы Русь называли Гардарикой - Страной городов ввиду большого числа городов и оживленной городской жизни. Генезис города начинается с формирования древнерусской государственности. На раннем этапе города возникали на основе племенных и межплеменных центров. Со второй половины X в. городами становятся центры волостей, на которые была разделена территория Древнерусского государства. Типичными чертами города считалось наличие крепости, дворов феодалов, ремесленного посада, торговли, административного управления и церквей.

В 1980-х гг. специалисты пришли к выводу, что древнерусский город - это постоянный населенный пункт, в котором с обширной сельской округи - волости - собиралась, перерабатывалась и перераспределялась большая часть произведенного там: прибавочного продукта, т.е. город был центром ремесла и торговли. Связь с обширной сельскохозяйственной округой отличала город от замка феодала, погоста или рядового волостного центра. Однако большинство ученых сходятся в том, что города на Руси, в отличие от Европы (где они были центром ремесла, торговли, культуры), В первую очередь играли роль политических центров и опорных военных пунктов.


2.1 Социальная структура Древней Руси


Социальная структура Древней Руси была сложной. Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они жили и в крестьянских общинах, и в вотчинах. Разорившиеся крестьяне брали у феодалов в долг ссуду - "купу" (деньги, урожай и проч.), отсюда и их название - закупы. Человек, лишившийся своего социального статуса, становился изгоем. На положении рабов находились челядь и холопы, пополнявшиеся из числа пленников и разорившихся соплеменников.

Зависимому люду противостояло свободное население, называемое людьми (отсюда сбор дани - "полюдье"). Социальную верхушку составляли князья из рода Рюриковичей, окруженные дружиной, которая делилась с XI в. на старшую (бояре) и младшую ("детьцкие", отроки, милостники). "Новая дружинная и земская (земские бояре) знать, занявшая место прежней родоплеменной, представляла своеобразную аристократическую прослойку, поставляющую политических лидеров". Свободное население состояло преимущественно из жителей городов и сел, мужей-общинников, которые и создавали значительную часть общественного богатства. Они являлись социальным стержнем общественно-политической и военной организации в Древнерусском государстве. Выражалось это в следующем.

Свободные общинники имели собственную военную организацию, по боевой мощи намного превосходившую княжескую дружину. Это было народное ополчение во главе с предводителем - тысяцким (само ополчение называлось "тысяча"). Верховным органом власти в русских землях X-ХП вв. было народное собрание "старшего города" - вече, являвшееся высшей формой самоуправления. По мнению Л.И. Семенниковой, в древнерусском обществе господствовал идеал народоправства, коллективного общинного управления: "Князь в Киевской Руси не был в полном смысле слова государем ни в восточном, ни в западном варианте... Приезжая в ту или иную волость, князь должен был заключить "ряд" (договор) с народным собранием - "вече". А это значит, что он тоже был элементом общинной власти, призванной блюсти интересы общества, коллектива; Состав веча был демократичным. Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для его полного подчинения. С помощью веча народ влиял на ход общественно-политической жизни"

Мнение Л.И. Семенниковой о народном характере веча разделяют многие ученые, в том числе И.Я. Фроянов, А.Ю. Дворниченко. В то же время в науке бытует взгляд на вече как на узкосословный орган власти, куда простой люд не мог попасть (В.Т. Пашуто, В.Л. Янин и др). Иная точка зрения сводится к следующему: вече стало пережитком на Руси уже к XI в. и собиралось в исключительных случаях, а в качестве высшей формы власти оно вплоть до XV в. существовало только в Новгороде, Пскове и отчасти в Полоцке.

Вече играло заметную роль в политической жизни Древней Руси, поэтому политический строй того времени можно назвать вечевой демократией.

Анализ социально-политической обстановки в Киевской Руси приводит к выводу о том, что народ являлся активной политической и социальной силой, опиравшейся на традиции свободы и общественные институты, восходящие к древности, но строившиеся на территориальной основе. Посредством веча народ часто решал, кого из князей "посадить на стол", обсуждал вопросы войны и мира, выступал посредником в княжеских конфликтах, решал финансовые и земельные проблемы. Что касается знати, то она еще не выделилась в отдельное замкнутое сословие, не превратилась в социальное целое, противостоящее основной части населения.

3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА


Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления.

Монархический элемент представлял собой князь. Во главе государства стоял Великий князь киевский, который, однако, в Древней Руси не был самодержавным правителем (а скорее был "первым среди равных"). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: 1) управление страной, 2) суд, 3) сбор дани и пошлин.

Главной функцией князя была военная, первой обязанностью - оборона города от внешних врагов. Среди других функций - судебная. Он назначал местных судей разбирать дела среди своих подопечных. В важных случаях судил сам как верховный судья.

Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники - местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы (полный состав совета созывался в случае необходимости): избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов, рассмотрение ряда судебных и финансовых дел и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом "вето".

Младшая дружина, включавшая боярских детей и отроков, дворовую прислугу, как правило, в Совет князя не входила. Но при разрешении важнейших тактических вопросов князь обычно советовался с дружиной в целом. Распространено мнение, что бояре были совершенно свободны в своей службе князю. Боярин всегда мог покинуть его двор или поступить на службу к другому князю. Однако, с тех пор как бояре стали собственниками земельных владений, они могли поступить так, только пожертвовав своими правами на землю. Иногда случалось, что боярин, который был владельцем земли в одном княжестве, служил князю другого. Но, тем не менее, обычно рост земельных владений заставлял бояр чаще сочетать свои интересы с княжеством, где они жили.

С участием князей, знатных бояр и представителей городов собирались и феодальные съезды, на которых рассматривались вопросы, затрагивающие интересы всех княжеств. Формировался аппарат управления, ведавший судопроизводством, сбором пошлин и тарифов. Из числа дружинников князь назначал посадников - наместников для управления городом, областью; воевод-предводителей различных военных отрядов; тысяцких - высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного деления общества, восходящей к догосударственному периоду); сборщиков поземельных податей - данников, судебных чиновников - вирников, подъездных, сборщиков торговых пошлин - мытников. Из состава дружины выделялись и управители княжеского вотчинного хозяйства - тиуны (впоследствии они становились специальными чиновниками правительства и включались в систему государственного управления).

Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей. Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов. В XI-XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления.

Важной особенностью Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Именно многочисленное народное ополчение зачастую решало исход сражений, и подчинялось оно не князю, а вече. Но как демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли.

4. ОСНОВНЫЕ ИТОГИ РАЗВИТИЯ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА


В процессе развития от племенного строя к государству социально-политическая структура восточных славян прошла три основных периода:

1) межплеменные объединения - VIII-IX вв.;

2) появление государства как политического объединения автономных племенных княжений, князья которых были подчинены киевскому князю, - конец IX-первая половина X в.;

3) формирование государства - середина - вторая половина X в.;

Его главные признаки:

а) публичная власть в виде княжеской династии Рюриковичей с аппаратом княжеского административно-судебного управления при постепенном снижении роли веча;

б) территориальное деление не по племенам, а по волостям с городами и погостами, заменой родоплеменных отношений на территориальные;

в) фиксированная податная система ("подымное" - от дома подать белкой, куницей и проч.; "полюдье" - дань, дар, повоз) и начало поземельного обложения в виде оброка.

Идеологическое оформление эти социально-политические процессы получили в принятии христианства как государственной религии. Созданное государство можно характеризовать как раннефеодальное, в котором процесс генезиса феодализма еще не завершился. Экономически и политически господствующим был класс землевладельцев-феодалов, но свободное крестьянство сохранялось.

Единство Киевской земли держалось на силе киевских дружин, на единстве княжеского рода и церкви, на общности геополитических интересов восточных славян, их этническом родстве, сходстве общественного устройства и ментальности. Так, роль богатства сводилась у них в немалой степени к способу повышения престижа. Князья и знать тратили богатства на организацию пиров, "дарения, дачу милостыни и проч. Идеалы общества и князей совпадали. Благочестивых князей любили не только при жизни, но и после смерти, перенося свою любовь и привязанность на их потомков. Память о них веками жила в народном сознании, являясь отражением идеала глубокого, гармоничного взаимопроникновения народа и власти, выработанного восточными славянами в древности и наиболее отвечающего историческим стремлениям и чаяниям русских людей.

Некоторые ученые выносят начало становления феодализма на Руси за пределы древнерусского периода. С их точки зрения, с IX до первой трети XIII в. общество Руси имело сложный переходный характер. Оно уже было не родоплеменным, но еще не раннефеодальным. М. Фроянов определяет его как "дофеодальное". Общество было организовано на общинно-территориальных началах с элементами социального неравенства при отсутствии классов.

Киевская Русь характеризуется как огромный межплеменной суперсоюз с центром в Киеве, который в XI-XII вв. распадается на независимые города-государства, окруженные многочисленными сельскими общинами. Дружеские отношения сохранялись до XIV в., оставаясь антиподом отношений феодальных.

Основой политической жизни была непосредственная демократия, выражавшаяся в прямом участии населения в городских народных собраниях (вечах). Таким образом, Древняя Русь дала первые образцы российской демократии, сохранявшиеся до нашествия монголов.

Базовой структурой древнерусской цивилизации выступала территориальная община в различных формах (от городской до сельской). Древняя Русь была частью Европы, развивалась в том же темпе и в том же направлении. Отличала страну внутренняя сплоченность, всенародное единство. Это было время великих свершений, "героическая эпоха", былинное царство. К XI в. имя "Русь" приобрело этногосударственное значение. В пределах единого древнерусского государства завершилось формирование древнерусской народности.

"Сложившееся на восточной оконечности Европейского континента Древнерусское государство сыграло выдающуюся роль в формировании облика средневековой Европы в целом, ее политической структуры, международных связей, ее экономической эволюции, культуры. Оно влияло в IX-XI вв. на положение Византии, Хазарского каганата. Болгарских государств на Волге и на Балканах, прикрывало Центральную и Западную Европу от кочевников-печенегов и половцев, своей борьбой с немецкими захватчиками надолго изменило соотношение сил в Прибалтике, Центральной и Северной Европе".


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Русские политические институты киевского периода основывались на свободном обществе. Там не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой.

Основные социальные группы этого периода:

1) высшие классы - князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах. Князья находились на вершине социальной лестницы. Кроме княжеских бояр - воевод, наместников областей, существовала и родоплеменная аристократия - "нарочитая чадь": дети бывших местных князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп. В целом бояре были группой, разнородной по своему происхождению. Основу ее составляли потомки старой клановой аристократии антов. Некоторые из бояр, особенно в Новгороде, произошли из купеческих семей. С ростом княжеской власти в Киеве важным фактором формирования класса бояр стало княжеское окружение.

2) средний класс - купцы и мастера-ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности). В IX-X вв. купцы были тесно связаны с княжеской властью, поскольку собиравшие дань князья сами организовывали торговые экспедиции по сбыту этой дани в Царьграде или где-нибудь на Востоке. Позднее появились и "частные" купцы. Значительная их часть являлась мелкими торговцами (по типу позднейших коробейников). Богатые купцы осуществляли большие операции внутри и за пределами Руси. Менее богатые купцы основывали собственные гильдии или соединялись в семейные компании.

Ремесленники каждой специальности обычно селились и торговали на одной улице, формируя собственное объединение или "уличную" гильдию. Иными словами, ремесленники объединялись в профессиональные группы того или иного типа, которые позже стали известны как артели.

3) С ростом церкви появилась новая социальная группа, так называемый церковный народ. К этой группе принадлежали не только духовенство и члены их семей, но и члены разного рода благотворительных учреждений, поддерживаемых церковью, а также освобожденные рабы. Русское духовенство делилось на две группы: "черное духовенство" (т. е. монахи) и "белое духовенство" (священники и дьяконы).

4) низшие классы - беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей, в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники. Свободное население Руси обычно именовалось "люди". Основную его массу составляли крестьяне. В дополнение к землевладельцам-общинникам была еще группа крестьян, сидевших на государственных землях, известных как смерды. Они должны были платить государственный налог (так называемую дань), которую не выплачивали ни жители города, ни землевладельцы среднего класса. Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю. К зависимой категории крестьянства относились закупы - люди, взявшие купу (в долг). Самыми бесправными членами общества были холопы и челядь.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


1. Ганелин Р. Ш., Куликов С. В. Основные источники по истории России конца XIX-начала XX века: Учебное пособие. М, 2000

2. История России с древности до наших дней: Пособие для поступающих в вузы/И. В. Волкова, М. М. Горинов, А. А. Горский и др.; под ред. М.Н.Зуева. М., 2006

3. История России: Учебник для вузов/ Под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева. М.,2001

4. Кириллов В. В., Кулагина Г. М. История Отечества с древнейших времен до наших дней. М., 2000

5. Новиков И. В. История России в вопросах и ответах. От Древней Руси до смутного времени. М., 1998

6. Российская история: Учебник для вузов / Г. Б. Поляк, А. Н. Маркова, Н. В. Кривцова и др; под ред. акад. Г. Б. Поляка. М., 2007

7. Скрынников Р.Г. Русь IХ-ХVII веков. СПб.; М.; Харьков; Минск, 1999


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

В IX-X вв. формировался господствующий класс феодалов , в который входили: великий киевский князь, местные князья, боярство (из старшей дружины), младшая дружина и «слуги под дворским», белое (приходское) и черное (монашеское) духовенство.

Появились княжеский домен, владение местных князей и боярско-дружинные землевладения. Феодальные землевладения увеличивались за счет как великокняжеских и княжеских пожалований, так и захвата пустующих земель и земель общинников. Монастыри и церкви также превращались в крупных землевладельцев.

Феодалы были связаны между собой системой вассальных отношений, основанных на иерархической структуре феодального землевладения. Великий князь опирался на меньших князей и бояр, а они искали у него защиты во время военных стычек. Бояре из боевых соратников князя стали превращаться в землевладельцев - вассалов князя. Боярство как особое феодальное сословие оформилось в XI-XII вв.

За феодалами закреплялись особые привилегии: за убийство княжих мужей взыскивалась двойная вира - 80 гривен (в два раза больше, чем за убийство простого свободного человека); бояре и дружинники пользовались привилегиями при передаче имущества по наследству (при отсутствии сыновей вправе были передавать наследство дочерям); только феодалы - князья, бояре и церковь - могли обладать правом собственности на землю; они не платили дани и т.п.

Также в Киевской Руси существовали: свободные крестьяне- общинники, свободное городское население, феодально-зависимое население, рабы.

Свободные общинники - люди были лично свободными, платили дань государству (полюдье) - первоначально дань уплачивалась с дыма (дома). На общину налагались высокие подати, поборы, повинности; ее земли захватывались, таким образом, усилились процессы превращения членов общины в феодально-зависимых крестьян.

Городское население подразделялось на городскую аристократию (князья, бояре, высшее духовенство, купцы, части - купцы, занимающиеся внешней торговлей) и городские низы (ремесленники, мелкие торговцы, рядовое духовенство), которые были лично свободными, платили дань (за исключением духовенства).

Феодально-зависимое (но еще не крепостное, так как не были прикреплены к земле и личности феодала) население включало следующие категории. Смерды (как часть зависимых крестьян - точка зрения Юшкова, тогда как Б. Греков полагал, что смерды - все сельские жители) были лично свободными, могли переходить к сильному патрону, вместе с семьей вели свое хозяйство; князь давал смерду землю при условии, что тот будет работать на него; в случае смерти смерда, не имевшего сыновей, земля возвращалась князю; за право владения самостоятельным хозяйством смерд платил князю дань; он мог стать служилым человеком князя - отроком, детским, старостой; за долги ему грозило стать закупом; смерды жили общинами - вервями, связанными круговой порукой и системой взаимопомощи.

Закупы - люди, попавшие в долговую кабалу и обязанные своей работой в хозяйстве заимодавца («господина») вернуть полученную у него «купу» (правда, труд закупа шел только в уплату процентов по долгу, отработать саму «купу» он не мог); они исполняли сельские работы, феодал предоставлял им земельные наделы, орудия и скот; они не могли уйти от своего «господина»; за кражу, совершенную закупом, отвечал его господин, но закуп становился полным холопом (как в случае побега); землевладелец мог подвергнуть закупа телесному наказанию «за дело» (но не мог бить его «без вины»); запрещалось продавать закупа в холопы; закуп мог выступать в суде свидетелем по незначительным делам; закуп мог обращаться в суд с жалобой на своего господина.

Изгои (два вида - свободные и зависимые) - люди, лишенные прежнего своего состояния; обычно это выкупившиеся на волю холопы; они, как правило, не разрывали связи со своим господином, оставаясь под его властью, но были и такие, что, освободившись, уходили от хозяина.

К феодально-зависимым относятся также: (1) отпущенники (признавались лично свободными); (2) задушные люди; (3) про- шенники; (4) вотчинные ремесленники.

Рабы. (1) челядь - рабы-пленники; были полностью бесправны (Русская Правда приравнивает их к скоту); (2) холопы - соплеменник, попавший в рабство в результате самопродажи, женитьбе на рабе «без роду», вступления «без ряду» в должность тиуна или ключника, продажи в рабство за долги.

Древнерусское государство сложилось и существовало как раннефеодальная монархия. Его возглавлял великий киевский князь, которому подчинялись местные правители - его вассалы.

В своем развитии Древнерусское государство прошло два основных этапа:

  • (1) первый этап (кон. IX - X в.) - период создания раннефеодальной монархии;
  • (2) второй этап (кон. X - 1-я пол. XI в.) - период расцвета Киевской Руси.

Во второй половине XI в. наметилась тенденция к феодальной раздробленности, а в конце первой трети XII в. Древнерусское государство распалось на ряд княжеств и земель.

На первом этапе развития Древнерусского государства сложилась десятичная система управления. Во главе государства стоял великий киевский князь, первоначально функции которого заключались в организации дружины и военных ополчений, командовании ими, заботе об охране границ, руководство военными походами. Власть великого киевского князя передавалась наследникам по так называемому «листвичному праву», когда княжеский стол наследовал не старший сын князя, а старший в княжеском роду (например, брат князя).

Великий киевский князь управлял страной с помощью дружины, которая делилась на старшую и младшую. Из старшей дружины (бояр и княжих мужей) формировался совет при князе - члены совета назывались думцами, а также назначались посадники в крупные центры страны. Младшая дружина (отроки, гриди, дети боярские) выступала как вооруженная сила.

После присоединения к Киеву новых земель киевские князья ставили в племенных центрах свои гарнизоны: в крупных городах - большой гарнизон - тысячу (под командованием тысяцкого, которому подчинялись сотские), в небольших - меньшие гарнизоны под командованием сотских и десятских. Постепенно у тысяцких , сотских и десятских появились и административные функции: наведение порядка в городе, торгово-полицейские функции, судебные функции. Так формировалась десятичная (или численная) система управления.

В наиболее важные города князья назначали посадников - из бояр и других «добрых мужей» полномочных представителей князя на местах, судили, собирали дань и пошлины, ведали полицейскими делами, руководили военными силами городов. В сельские местности, входившие в княжеский домен, князья назначали управителей - волостелей.

Помощники посадников и волостелей - тиуны, мечники, мытники, мостники, вирники и т.д. - содержались за счет поборов с населения. Такая система управления называлась кормлением.

Местные князья находились в послушании у киевского князя, выставляли по его зову войско, передавали ему часть собираемой с подвластной территории дани. Это отношения сюзеренитета - вассалитета.

В целях усиления централизации государственного аппарата князь Владимир ликвидировал власть местных князей, покончив с автономией земель. Все высшие ступени феодальной иерархии оказались в руках одного княжеского рода, представители которого, став крупными земледельцами, находились со своим сюзереном (великим киевским князем) в отношениях вассалитета - сюзеренитета. Эти отношения регламентировались договорами - крестоцеловальными грамотами , по которым сюзерен наделял вассала землей. Сюзеренитет в Киевской Руси обозначался словом «старейшинство»: местные князья как потомки великого киевского князя пользовались правами на наследство княжеской власти.

На начальном этапе развития Древнерусского государства задачи по обеспечению правопорядка возлагались на дружину - посадников и подчиненных ему данщиков, мытников, вирников.

Особыми сыскными полномочиями обладали члены княжеской дружины - ябедник и мечник, о которых упоминает Русская Правда. Ябедник, выделяясь среди других дружинников знанием законов и правовых обычаев, организовывал судопроизводство. Мечник - это лицо, состоявшее при посаднике для поимки и доставки в суд обвиняемых в совершении каких-либо преступлений.

Дружина также направлялась на подавление мятежей против власти. Так, согласно «Повести временных лет», в 945 г. по приказу княгини Ольги дружина во главе с воеводой Свенельдом расправилась с древлянами, отказавшимися платить дань в пользу Киева и убившими князя Игоря. В 1071 г. воевода Ян Вышатич с дружиной подавил вызванное голодом восстание жителей Белоозера, в 1113 г. дружина князя Владимира Мономаха подавила мятеж городских низов г. Киева.

На местах в мирное время полицейские функции выполняли избираемые населением сотские и десятские, которые подчинялись княжеской администрации в лице тысяцкого.

Борьбы с преступностью была организована на основе древних обычаев самозащиты нарушенного права (частноправовая форма сыска). Эта традиция получила закрепление в нормах Русской Правды, Так, Краткая редакция Русской Правды упоминает процедуру «свода» (статьи 14 и 16), а более поздняя Пространная редакция Русской Правды - также и процедуры «заклича» (статьи 32 и 34) и «гонения следа» (статья 77). За поимку преступников или беглых холопов предусматривалось вознаграждение. Таким образом, розыск преступника был делом потерпевшего. Если истца не было или он не вел поиска правонарушителя, то преступление оставалось безнаказанным. Государство не брало на себя обязанности самостоятельно расследовать преступления и привлекать к ответственности виновных: это объясняется тем, что преступление рассматривалось не как общественно опасное деяние, а как «обида», нанесенная частному лицу.

Во второй период развития Древнерусского государства (с конца X в.) произошли серьезные изменения в организации и объеме власти киевского князя: он был военным вождем, организатором и командующим военными силами; он организовывал сторожевую службу на границах, ведал внешними сношениями; он вел строительство дорог, мостов, организовывал охрану торговых путей, ведал судом и т.д. В совет при князе кроме бояр и «княжих мужей» стали входить представители духовенства и верхушки городского населения.

Одновременно происходило и усиление власти местных князей , они возглавляли администрацию и войска, к ним перешло право суда.

Десятичная система управления, выросшая из дружинной организации, стала в этот период заменяться дворцово-вотчинной системой управления", все нити управления сосредоточивались у князя (боярина); всякий, кто входил в состав «княжьего двора» (боярской вотчины) и ведал какой-либо отраслью хозяйства, мог осуществлять и государственные функции. Чинами этой новой системы управления были: воевода - начальник всех вооруженных сил княжества; тиун конюший - ведал вопросами обеспечения войска конским составом; дворецкий-огнищанин - управляющий княжеским двором; стольник - организовывал снабжение княжеского двора продовольствием; сокольничий; чашничий.

В подчинении высших дворцовых должностей находились тиуны и старосты.

Дворцово-вотчинная система управления существовала на всех уровнях - и в великокняжеском домене, и во владениях местных удельных князей, и в боярских вотчинах. Следовательно, налицо становление двух центров власти - княжеского двора и боярской вотчины, что связано с ускорением процессов, ведущих к феодальной раздробленности.

Ослабление власти великого киевского князя привело к созданию такой формы государственной власти, как феодальные съезды (снемы ). Общегосударственные снемы созывались великим киевским князем: на них занимались законодательством, распределяли лены, решали вопросы войны и мира с иностранными государствами. Созывались и удельные снемы.

В Древнерусском государстве продолжало действовать народное собрание - вече: оно комплектовало народное ополчение и выбирало его предводителей; исполнительным органом вече был Совет.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь - сельская территориальная община. В компетенцию верви входили: перераспределение земельных наделов, полицейский надзор, распределение податей, разрешение споров, расследование преступлений и исполнение наказаний. Государственный контроль за деятельностью верви осуществлял княжий приказчик. Позднее вместо выборного старосты князь стал назначать дворских, которых сменили приказчики посельские.

Суд не был отделен от администрации:

  • (1) функции княжеского суда отправляли сам князь, посадники, волостели;
  • (2) функции вотчинного суда над зависимым населением - землевладельцы на основании иммунитетных пожалований.

Также функционировали общинные суды и церковные суды (осуществлялись епископами, архиепископами и митрополитом).

В условиях дворцово-вотчинной системы управления функции обеспечения правопорядка возлагались уже на каждого вотчинника, обладавшего всей полнотой власти в пределах своих владений. Для выполнения этих задач удельные князья, бояре формировали свои собственные дружины. Великий князь обладал всей полнотой государственной власти только на землях, находящихся в его частной собственности. В городах княжескую администрацию представляли наместники, в сельской местности - волостели, на которых князь возлагал в том числе и полицейские функции. На низовом уровне за поддержание правопорядка по-прежнему отвечали выборные сотские и десятские. Такой подход к формированию органов, отвечающих за охрану порядка, сохранился во многих землях и в период феодальной раздробленности.

С XI в. стал развиваться в дополнение к частноправовому сыску и государственный (или уголовный) сыск: стали создаваться особые судебные должности вирников, мешальников и емцов, которые по поручению князя вели расследование преступлений. Особо важным должностным лицом был вирник. Он объезжая свой (вирный) округ, судил за преступления и взыскивал «виру» (денежный штраф), при этом изобличал преступников и осуществлял их розыск. Его помощником был мешальник. Название этой должности происходило от слова «мешь» - «метка», которую мешальник ставил на специальных палочках, ведя таким образом учет принятых в виру денег или вещей. Емец - поимщик вора, можно сказать, что он первый сыскной агент в истории Русского государства. Емецы за помощь в поиске воров получали от потерпевших вознаграждение (70 кун), а вирники - корм с населения (статьи 41 и 42 КП). С XII в. штат помощников вирников стал дополняться отроками, или детскими (статья 74 ПП), исполнявшими функции приставов при судах.

Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В X в. княжной Ольгой была проведена налоговая реформа (установлены пункты - погосты - и сроки сбора дани, регламентированы ее размеры - уроки). В начале XI в. при князе Владимире был установлен налог в пользу церкви - десятина. Кроме дани, княжеская администрация получала с населения другие прямые сборы - дар, полюдье, корма. Ольга собирала со двора, Владимир - с плуга, Ярослав - с человека. Плательщики дани расписывались по погостам, сотням, вервям.

Особое внимание при изучении Древнерусского государства следует обратить на характеристику государственного и общественного строя и правовой системы.

Государственный строй и местное управление

По форме правления это была раннефеодальная монархия. Высшая власть принадлежала великому князю, который являлся носителем законодательной, исполнительной и судебной власти. При князе имелся Совет, состоящий из старейшей дружины (военной знати), наиболее влиятельных дворцовых слуг и высшего духовенства.

В необходимых случаях созывались феодальные съезды, на которые съезжались князья и крупные феодалы. Совет при князе и феодальные съезды не имели строго очерченной компетенции.

Сохранялось и вече – народное собрание, которое собиралось по мере необходимости и решало наиболее важные вопросы: войны и мира, смещения князя и т.д.). Со временем оно утратило свое значение.

Центральные органы государственного управления строились на основе дворцово-вотчинной системы, при которой управление государством осуществлялось на основе аппарата управления княжеским двором. В руках княжеских слуг (дворецкого, конюшенного и т.д.) совмещались функции управления какой-либо отраслью дворцового хозяйства и аналогичной сферой в государственном управлении.

Местное управление осуществлялось направляемыми из центра посадниками и волостелями, действовавшими на основе системы кормления, т.е. их содержание брало на себя население управляемых территорий.

Особую роль в государственном механизме играло войско, костяк которого составляла великокняжеская дружина. При необходимости призывались со своими дружинами другие князья. В случае серьезной военной опасности собиралось народное ополчение.

Древнерусское государство не имело специальных судебных органов. Судебные функции выполнялись органами государственной и местной власти. Однако существовали специальные должностные лица, по­могавшие в отправлении правосудия. Среди них можно назвать, например, вирников, которые собирали уголовные штрафы за убийство. Вирников, когда они находились при исполнении служебных обязанностей, сопрово­ждала целая свита мелких должностных лиц. Судебные функции выполня­ли также церковь и отдельные феодалы, которые имели право судить зави­симых от них людей (вотчинная юстиция). Судебные полномочия феодала составляли неотъемлемую часть его иммунитетных прав.

Общественный строй

Основными классами древнерусского общества были феодалы и феодально-зависимые люди. К феодалам относились князья, «лучшие», «старейшие» мужи, бояре, огнищане, которые владели земельной собственностью в форме вотчин (наследственной собственности).

Происхождение привилегированных сословий: из родоплеменной знати, военная служба, особо приближенные к князю слуги (тиуны и т.д.).

Феодальная собственность носила иерархический характер. Крупные феодалы – князья являлись сеньорами (сюзеренами), у которых имелись вассалы, находившиеся в определенных отношениях с сеньорами, регулировавшимися феодальными договорами и особыми, иммунитетными грамотами. Знать получала в распоряжение определенные территории с правом осуществления на них суда и сбора дани без участия князя. Постепенно эти территории (к ХI-ХII вв.) превращаются в собственность их владельцев.

После принятия христианства, сыгравшего важную роль в становлении древнерусской государственности, привилегированные сословия пополнились духовенством. Церковь постепенно превращается в крупного землевладельца.

Феодалы освобождались от уплаты налогов и податей, обладали исключительным правом собственности на землю, на занятие высоких государственных должностей, участие в принятии законов, осуществление судебных функций, участие в международных переговорах и т.д.

Основную часть населения Киевской Руси составляли смерды. Они владели участками земли, имели необходимые орудия труда. Подавляющее большинство населения Древней Руси жило в общине (городской или сельской). Территориальная или соседская община – вервь являлась субъектом права, она несла ответственность за преступления, совершенные на ее территории, выступала в качестве субъекта в земельных спорах и др. Общинник мог выйти из общины (например, «не вкладываться» в дикую виру). В рассматриваемый период (IХ-ХII вв.) часть смердов оставалась свободной (платила дань, выполняла повинности), но некоторые из них уже попали в зависимость от феодалов (платили оброк и выполняли барщину).

Другую группу зависимых людей составляли закупы. Это люди, которые вследствие материальных затруднений брали взаймы какое-либо имущество (купу). Дача купы оформлялась договором в присутствии свидетелей. До возврата долга закуп находился в зависимости от хозяина и нес определенные повинности в его пользу.

Особое внимание необходимо обратить на рабство и институт холопства. Основным источником рабства был плен. Однако в силу климатических условий и иных факторов (относительно высокий уровень развития производства, иные условия образования государственности и т.д.) рабство не получило распространения на Руси и носило ограниченный, патриархальный характер. Первоначально источником холопства также был плен. Позднее холопская зависимость начинает регулироваться Русской Правдой, которая предусматривала следующие случаи обращения в холопы:

1) не возврат взятого в долг;

2) как мера наказания;

3) оформление поступления на службу к феодалу в качестве тиуна-ключника ненадлежащим способом (без свидетелей);

4) самопродажа в холопы;

5) вступление свободного в брак с холопом.

Холоп был лишен всех прав, он не являлся субъектом права, за него нес ответственность хозяин. Холопство было двух видов – обельное (вечное) и временное. Особый статус имели изгои – лично свободная, но беззащитная перед обществом и государством категория населения: на изгоев не распространялась кровная месть, им запрещалось оказывать помощь при выплате штрафов.

Городское население составляли ремесленники и купцы. Они могли объединяться в профессиональные организации (по типу цехов и гильдий).

Русская Правда

При рассмотрении правовой системы следует иметь в виду, что в Древнерусском государстве действовало обычное право, основывающееся на обычаях догосударственного периода и еще сохранявшее их черты (сакральный характер, кровная месть и т.д.) и появившимся довольно рано княжеским законодательством. Наиболее полным выражением последнего явилась Русская Правда. Этот законодательный памятник – результат правотворческой деятельности князя Ярослава Мудрого и его потомков. В науке существует неподтвержденная версия о Русской Правде как о частной кодификации. Источниками Русской Правды были: обычное право, законодательство князей, судебная практика, византийское каноническое право.

Русская Правда – многоплановый законодательный документ, построенный по казуальной системе, в котором содержались нормы, регулирующие различные стороны общественной жизни древнерусского общества. Русская Правда подразделялась на три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. До нас дошло более ста списков Русской Правды.

Она регулировала гражданско-правовые отношения (систему договоров, наследственное право и т.д.), рассматривала деяния уголовно-правового характера, регламентировала процессуальные отношения. Под преступлением понималась «обида», т.е. причинение физического, имущественного либо морального вреда. Основу процесса составляли три стадии: «закличь» (объявление о совершенном преступлении на торговой площади), «гонение следа» (розыск преступника или пропавшей вещи) и «свод» (аналог современной очной ставки). В процессе доказывания использовались: «поличное» (улики), показания свидетелей («видоков» и «послухов»), «рота» (присяга), ордалии и т.д.

Система наказаний строилась по принципу талиона и включала в себя: кровную месть (в последующем запрещена), денежный штраф (виру, полувиру, двойную, дикую или повальную и урок), «поток и разграбление» (до сих пор идет полемика о существе этого вида наказания. Наиболее распространенная точка зрения, что это конфискация имущества и изгнание преступника из общины.

Русская Правда и другие источники древнерус­ского права довольно четко различают две основные части гражданского права - право собственности и обязательственное право. Право собствен­ности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского до­мена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи - коней, тягловый скот, холопов и пр.

Русская Правда знает обяза­тельства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем по­следние сливаются с понятием преступления и называются обидой.

Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взысканияне только на имущество, но и на личность должника, а порой даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договоры заключа­лись в устной форме, но в присутствии свидетелей - послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденой вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.

Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Вла­димир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объек­та займа называет не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют три вида займа: обычный (бытовой) заем, заем, совершаемый между купцами (с уп­рощенными формальностями), и заем с самозакладом - закупничество. Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока зай­ма. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник вы­плачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный заем влек за собой наибо­лее высокую процентную ставку.

Брачно-семейное законодательство развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой - покупка. Довольно широко было распространено многоженство. С введением христианства устанавливаются новые прин­ципы семейного права - моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.

По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объек­том защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь же­на, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно пред­шествовало обручение, считавшееся нерасторжимым

Помимо Русской Правды общественные отношения в Древнерусском государстве регламентировались еще целым рядом нормативных документов. Это прежде всего княжеские уставы и уставные грамоты. Уставы закрепляли на длительное время взаимоотношения государства и церковных властей. Например, Устав князя Владимира Святославовича о десятинах, судах и людях церковных (определение юрисдикции церкви – внутрисемейные отношения, колдовство), Устав князя Ярослава Владимировича о церковных судах (регулирование семейно-брачных отношений, а также преследование за преступления, связанные с нарушением норм семейно-брачного права, половые преступления и преступления против церкви).

Отдельную категорию правовых документов составляли договоры Руси с Византией 907, 911, 944 и 971 гг. Это первые, дошедшие до нашего времени, письменные договоры. Они регулировали торговые отношения между русскими купцами и Византией, определяли порядок разрешения гражданско-правовых споров, порядок преследования виновных и виды наказаний за уголовные преступления.

Контрольные вопросы

1. Перечислите предпосылки образования государства у восточных славян.

2. В чем состоят особенности образования Древнерусского государства?

3. Почему Древнерусское государство миновало рабовладельческую фазу развития? Какие факторы этому способствовали?

4. Почему фактически сложилось два центра славянской государственности с различными формами правления: раннефеодальная монархия в Киеве и феодальная республика в Новгороде?

5. Особенности организации государственной власти в Древнерусском государстве.

6. Что представляет собой дворцово-вотчинная система управления?

7. Как осуществлялось местное управление в Киевской Руси?

8. Общественное устройство Древнерусского государства и его особенности.

9. Основные черты института холопства в Древней Руси.

10. Перечислите основные источники древнерусского права. В чем состоит значение Русской Правды?

11. Правовое регулирование процессуальных отношений в Киевской Руси.

12. Охарактеризуйте уголовное право по Русской Правде.

13. В чем особенности правового регулирования брачно-семейных и наследственных отношений на Руси в X-XII вв.?

14. Как жили восточные славяне в VII-VIII вв. (расселение, характер хо­зяйственной деятельности, верования, родовая организация, социальное расслоение, племенные объединения, взаимоотношения с соседними наро­дами)?

15. Почему восточные славяне миновали рабовладельческую стадию раз­вития? Что помешало рабовладению стать основой их хозяйственной дея­тельности?

16.Под влиянием каких факторов происходил процесс политической кон­солидации восточнославянских племен? Какие причины лежали в основе возникновения государственности у восточных славян?

17.Какую роль сыграло крещение Руси в становлении и укреплении оте­чественной государственности?

18.Что сообщает "Повесть временных лет" о призвании варягов на Рус­скую землю? Как трактуют летописные сведения сторонники "норманн­ской теории" происхождения Древнерусского государства? В чем заклю­чается научная несостоятельность этой теории?

19.Как выглядел общественный строй Древнерусского государства? Ка­ким был правовой статус основных категорий его населения? Почему древнерусское общество считается раннефеодальным?

20.Из каких элементов состоял государственный строй Киевской Руси? Что представляет собой дворцово-вотчинная система управления?

21.Каковы причины утраты Русью государственного единства? Можно ли считать распад Древнерусского государства и наступившую политическую разобщенность русских земель закономерным этапом развития отечест­венной государственности?

22.Какие источники права сыграли решающую роль в формировании пра­вовой системы Древнерусского государства? Чем было вызвано развитие великокняжеского законодательства?

23.Каково происхождение Русской Правды? Какие редакции она включа­ет? Каков технико-юридический уровень этого правового памятника? Ка­кое влияние он оказал на последующее развитие отечественного права, в чем состоит его общеисторическое значение?

24. Какую характеристику можно дать обязательственному, наследствен­ному и семейно-брачному праву, основываясь на законоположениях Рус­ской Правды?

25. Как выглядела система преступлений и наказаний в Русской Правде?

26.Какими чертами обладал судебный процесс в Древнерусском государ­стве? Какие виды доказательств предусматривала Русская Правда?

Литература

1. Хрестоматия по истории государства и права СССР. – М., 1990.

2. Российское законодательство X-XX вв. / под ред. О.И. Чистякова. Т. 1. – М., 1984.

3. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Ростов-на-Дону, 1995.

4. Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. – М., 2004.

5. История государства и права России / под ред. Ю.П. Титова. – М., 2004.

6. История отечественного государства и права / под ред. О.И. Чистякова. – М., 2004.

7. Кудинов О.А. История отечественного государства и права. – М., 2005.

8. Рогов В.А. История государства и права России. – М., 1995.

9. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. – М., 1982.

10. Юшков С.В. Правосудие митрополичье. – М., 1989.

Задания

Задание № 1

В историко-правовой литературе различают следующие формы возникновения государства:

1) афинская – классическая (общественное разделение труда и рост его производительности, возникновение семьи, частной собственности, раскол общества на противоборствующие классы, появление государства в виде полисов);

2) римская (перечисленные в предыдущем пункте причины и борьба плебеев против патрициев);

3) древнегерманская (возникновение государства в результате насилия);

4) азиатская (географические условия, создание ирригационных сооружений, создание надстройки для управления строительством – государственного аппарата).

Как Вы считаете, какая из форм приемлема для объяснения возникновения государства в Киевской Руси? Можно ли на примере образования Киевской Руси говорить о какой-либо одной форме возникновения государства у древних славян?

Задание № 2

В период правления князя Ярослава Мудрого имели место два уголовных дела. Суть первого заключалась в том, что, защищая свою семью и собственность, боярин К. убил проникшего в дом вора. Во втором случае во время драки двух смердов один убил другого.

Разъясните, чем должен руководствоваться, и какие решения по этим делам должен вынести княжеский суд.

Задание № 3

Боярский холоп Т. учинил драку с жителем посада кузнецом К. на улице, в результате которой нанес побои самому кузнецу и купцу П., который пытался разнять их. Ему удалось скрыться от преследователей в доме своего хозяина. Пострадавшие обратились в княжеский суд.

Какое решение должен вынести князь, если учитывать, что события имели место в XI в.? Может ли холоп быть субъектом преступления?

Задание № 4

Разрешите спор, возникший между двумя жителями посада – сапожником А. и гончаром В., с учетом того, что он имел место в начале XII в. Инициатором судебного разбирательства был сапожник А., который просил наказать гончара В. за нанесение ему побоев в драке. По свидетельству очевидцев происшествия драка была спровоцирована сапожником А.

Какое решение примет князь? Повлиял бы на решение тот факт, что драка была спровоцирована гончаром?

Задание № 5

При разбирательстве дела об убийстве купца Л. князь для выяснения всех обстоятельств и наказания виновного – дружинника П. опросил трех человек, которые, по его мнению, могли помочь воссоздать полную картину произошедшего. Двое из них говорили, что они присутствовали при драке, третий лично на драке не был, но уверял, что он все знает со слов жены и сына убитого. Последний рассказ показался князю наиболее убедительным.

Мог ли князь руководствоваться при вынесении решения руководствоваться показаниями лица, не видевшего самого события преступления, если учесть, что преступление имело место в 1097 г.?

Задание № 6

Разрешите ситуацию, возникшую в начале XII в. Во время торга на базаре между варяжским купцом и княжеским дружинником В. возникла ссора, переросшая в драку. Пострадавшим в драке оказался варяжский купец: он получил побои, его товар частично был уничтожен. Он потребовал от князя осудить виновного дружинника.

Какое решение было вынесено княжеским судом? Повлияет ли на исход дела, что пострадавшим являлся иноземец?

Задача № 7

Во время ссоры смерд К. убил боярского холопа Е. Так как убийство произошло на ярмарке при большом скоплении народа, смерд К. сразу же был доставлен на княжеский двор для суда.

Какое решение принял князь в соответствии с действовавшим в этот период законодательством? Как изменилось бы решение, если бы убит был не холоп, а смерд?

Задание № 8

На княжеском суде разбиралось дело о хищении товара у купца Р. купцом И. Показания потерпевшего и обвиняемого были путаными. Было неясно, какой именно товар был похищен, где хранился этот товар, почему подозрения пали на купца И. Обе стороны присягнули на Библии, обещая говорить правду. Однако ситуация так и не была прояснена. Князь отложил решение этого дела на следующий день, с тем, чтобы стороны привели более веские доказательства своих позиций.

Какие доказательства могли использоваться на судебном процессе XI-XII в., если бы подобная ситуация имела место в Киевской Руси?

Тесты

1. Причинами образования Древнерусского государства являются:

а) повышение производительности труда, географическое положение и климатические условия, этническая и религиозная общность славянских племен;

б) покорение славянскими племенами других народов, населявших территорию будущего Древнерусского государства;

в) заключение договора о создании государства старейшинами славянских племен.

2. Норманнская теория происхождения государства у славян была опровергнута:

а) О.И. Ключевским;

б) М.В. Ломоносовым;

в) О.И. Чистяковым.

3. Согласно норманнской теории происхождения государственности у славян:

а) славянские племена пригласили в качестве правителя – варяжского князя со своей дружиной;

б) государство славян возникло в результате монголо-татарского завоевания;

в) государство возникло в результате завоевания славянских племен печенегами.

4. Раннефеодальная монархия в Древнерусском государстве характеризуется наличием при главе государства – князя:

а) Боярской Думы;

б) феодальных съездов и народного вече;

в) Земского Собора.

5. Форма правления – феодальная республика, имела место:

а) в Новгороде;

б) в Киеве;

в) в Ростово-Суздальской земле.

6. Система кормлений как способ содержания органов местного управления состояла:

а) в получении наместниками жалованья из княжеской казны;

б) в оставлении наместниками себе часть собранных для князя пошлин и дани;

в) в необходимости наместников заниматься ремеслом или обработкой земли для содержания себя и своего аппарата.

7. Феодалы в Киевской Руси были представлены:

а) князьями, «лучшими», «старейшими» мужами, боярами, огнищанами, церковью;

б) князьями, боярами и церковью;

в) «лучшими» и «старейшими» мужьями, огнищанами.

8. Холопы в Древней Руси имели статус:

б) крепостных крестьян;

в) свободных людей.

9. Смерды – это:

а) все свободное население Киевской Руси;

б) свободные крестьяне;

в) городское население, занятое мелкой торговлей и ремеслом.

10. Источниками Русской Правды были:

а) обычное право, законодательство князей, судебная практика, византийское каноническое право;

б) обычное право и религиозные нормы;

в) судебная практика.

11. Русская Правда понимала под преступлением:

а) обиду или вред, нанесенный одному или нескольким людям;

б) общественно опасное деяние, посягающее на защищаемые государством интересы;

в) имущественный ущерб, нанесенный определенному лицу.

12. Уголовная ответственность в Русской Правде представлена:

а) в основном имущественными наказаниями;

б) членовредительскими наказаниями и смертной казнью;

в) лишением свободы и каторжными работами.

13. Судебный процесс по Русской Правде:

а) носил обвинительно-состязательный характер;

б) был розыскным;

в) был состязательным.

14. Стадиями судебного процесса по Русской Правде были:

а) закличь, свод, гонение следа;

б) закличь, гонение следа, поток и разграбление;

в) свод и закличь.

15. Свидетельскими показаниями по Русской Правде являлись:

а) показания видоков и послухов;

б) показания очевидцев преступления;

в) показания лиц, имеющих земельные наделы в собственности, которые могут сообщить какую-либо информацию о преступлении.

16. Три редакции Русской Правды – это:

а) три части, регулирующие однородные общественные отношения;

б) три части, регламентирующие правовое положение различных классов;

в) издания Русской Правды с изменениями и дополнениями, внесенными в определенные исторические периоды.

17.В каком веке на территории восточных славян было основано единое Древнерусское государство с центром в Киеве?

а) В ХI веке. б) В IХ веке. в) В Х веке.

18.В каком году был заключен первый договор Киевской державы с Византией?

а) В 907 году. б) В 862 году. в) В 911 году.

19.Какая из трех редакций Русской правды является наиболее древней?

а) Сокращенная Правда. б) Краткая Правда. в) Пространная Правда.

20.Одним из видов наказаний в Русской Правде было головничество. Головничество это:

а) денежное взыскание в пользу семьи убитого

б) штраф за убийство лиц принадлежащих к низшим слоям общества.

в) конфискация имущества преступника.

21. За убийство «княжих мужей» по Русской Правде устанавливался штраф в размере:

а) 40 гривен б) 80 гривен в) 20 гривен.

22. Высшая мера наказания по Русской Правде.

а) смертная казнь.

б) каторга.

в) пожизненное заключение.

г) конфискация имущества и выдача преступника (вместе с семьей) в

23. Какой киевский князь снизил ростовщические проценты?

а) Святополк.

б) Иван Калита.

в) Владимир Мономах.

г) Святой Владимир.

24. Как назывался древнейший свод русского права, текст которого до нас
не дошел?

а) Закон Русский

б) Правда Ярослава.

в) Правда Ярославичей.

г) Соборное Уложение.

25. Самый бесправный субъект по Русской Правде.

а) закуп, б) холоп, в) наемный работник, г) рядович.

26. Когда образовалось Древнерусское государство со столицей в Киеве?

а) в VI веке, б) в Х веке, в) в 1Х веке..

27. Какой из старинных обычаев полностью сохраняет Русская Правда?

а) круговая порука.

б) умыкание невест.

в) многоженство.

г) кровная месть.

28. Когда была издана Правда Ярослава?

а) До 1054 г. б) В 882 г. в) В X в.г) B 1113г.

29. Назовите сторонников норманнской теории.

а) M.B. Ломоносов, Г.Ф. Державин.

б) Байер, Шлецер.

в) М.Н. Покровский, Н.А. Рыжков.

г) Б.Д. Греков, Б.А. Рыбаков.

30. Кто из русских князей отменил смертную казнь?

а) Александр Невский.

б) Ярослав и Ярославичи.

в) Владимир I,

31. Назовите вторую редакцию Русской Правды.

а) Правда Ярославичей.

б) Сокращенная Правда.

в) Пространная Правда.

г) Устав Владимира Мономаха.

32. Какой документ впервые определил церковную юрисдикцию?

а) Кормчая книга.

б) Устав Владимира Святославовича.
в) Устав Ярослава.

г) Домострой.

33. Назовите древнейший памятник русского права, текстом которого
располагает наука?

а) Правда Ярослава.

б) Закон Русский.

в) Устав Владимира Мономаха.

г) Договор Олега с греками 911г.

Приложение

История отечественного государства и права: Шпаргалка Автор неизвестен

4. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА

Древнерусское государство сложилось и вплоть до первой трети XII в. существовало как монархия С формальной точки зрения она была не ограниченной. Но в исторической и юридической литературе обычно понятие «неограниченная монархия» отождествляется с западной абсолютной монархией XV–XIX вв. Поэтому для обозначения формы правления европейских государств раннего Средневековья стали использовать особое понятие – «раннефеодальная монархия»

Великий киевский князь организовывал дружину и военное ополчение, командовал ими, заботился об охране границ государства, возглавлял военные походы в целях покорения новых племен, установления и взимания с них дани, вершил суд, руководил дипломатией, осуществлял законодательство, управлял своим хозяйством. Помогали киевским князьям в управлении посадники, волостели, тиуны и прочие представители администрации. Вокруг князя постепенно сформировался круг доверенных лиц из числа родственников, дружинников и племенной знати (боярский совет).

«В послушании» у киевского великого князя находились местные князья. Они выставляли ему войско, передавали ему часть собираемой с подвластной территории дани. Земли и княжества, где правили зависимые от киевских князей местные княжеские династии, постепенно передавались сыновьям великого князя, что укрепляло централизованное Древнерусское государство вплоть до его наибольшего расцвета в середине XI в. во время правления кн. Ярослава Мудрого.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси обычно используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным.

С развитием феодализма десятичную систему управления (тысяцкие – сотские – десятские) сменила дворцово-вотчинная (воевода, тиуны, огнищане, старосты, стольники и прочие княжеские должностные лица).

Ослабление (со временем) власти великого киевского князя и рост власти крупных феодальных землевладельцев стали причинами создания такой формы государственно-властного органа, как феодальные (княжеские с участием некоторых бояр и православных священников) съезды (снемы). Снемы решали наиболее важные вопросы: о военных походах, о законодательстве.

Вечевые собрания проходили, как правило, в чрезвычайных ситуациях: напр., война, городское восстание, государственный переворот. Вече – народное собрание – возникло еще в догосударственный период развития восточнославянского общества и по мере укрепления княжеской власти и становления феодализма теряло свое значение, кроме Новгорода и Пскова.

Органом местного крестьянского самоуправления была вервь – сельская территориальная община, выполнявшая, в частности, административные и судебные функции.

Из книги История России с древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Черникова Татьяна Васильевна

§ 3. СОЗДАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА 1. На юге у КиеваОтечественные и византийские источники называют два центра восточнославянской государственности: северный, сложившийся вокруг Новгорода, и южный – вокруг Киева. Автор «Повести временных лет» с гордостью

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Милов Леонид Васильевич

Глава 19. Политический строй и государственное управление Российского государства в XVII

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

Общественно-политический строй и падение Шан-Иньского государства Ядром Иньского государства была территория племени шан. Судя по находкам в гробницах Аньяна, у шанцев этого времени выделялись четыре довольно четко отграниченные друг от друга по сословному и

автора

§ 2. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Понятие «государство». Широко бытует представление, что государство - это специальный аппарат социального принуждения, который регулирует классовые отношения, обеспечивает господство одного класса над прочими социальными

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

§ 1. РАСПАД ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА К началу периода удельной раздробленности (XII в.) Киевская Русь представляла собой социальную систему со следующими признаками:? государство сохраняло свое административно-территориальное единство;? это единство обеспечивалось

Из книги Реформы Ивана Грозного. (Очерки социально-экономической и политической истории России XVI в.) автора Зимин Александр Александрович

Глава IV ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА НАКАНУНЕ РЕФОРМ Российское централизованное государство первой половины XVI в. представляло собой аппарат насилия господствующего класса феодалов.К середине XVI в. в экономике страны явно обозначились серьезные сдвиги,

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Политический строй славян Основу политического строя древних славян составляли отдельные роды и племена. Род жил возле рода, возможно, и племя возле племени, и каждый род и племя жили по своим обычаям, сложившимся на основании вековых традиций. «Имяху бо обычаи свои, и

автора Автор неизвестен

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА. КНЯЖЕСКИЕ УСТАВЫ – ИСТОЧНИКИ ДРЕВНЕРУССКОГО ПРАВА К сер. IX в. северные восточные славяне (ильменские словене), видимо, платили дань варягам (норманнам), а южные восточные славяне (поляне и пр.) в свою очередь платили дань

Из книги История отечественного государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен

12. ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ В ПЕРИОД ОБРАЗОВАНИЯ РУССКОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА Централизация Русского государства знаменуется резким усилением власти монарха – московского великого князя, а позже – царя. С княжения Ивана III (1440–1505) московские монархи подчеркивали

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Политический строй Спарты Политическая система базировалась на строгой регламентации обязанностей и прав гражданина, образуя многоступенчатую регламентацию жизни. Прежде всего предусматривалось общественное воспитание ребенка как условие для получения гражданских

автора Барышева Анна Дмитриевна

1 ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В настоящее время в исторической науке сохраняют свое влияние две основные версии о происхождении восточнославянского государства. Первая получила название норманнской.Ее суть заключается в следующем: русское государство

Из книги Отечественная история. Шпаргалка автора Барышева Анна Дмитриевна

12 ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА XV–XVI В.В Процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси завершился к концу XV в. Образовавшееся централизованное государство стало называться Россией.Центральную власть в стране

Из книги Крещение Руси автора Духопельников Владимир Михайлович

Становление древнерусского государства Постепенно восточнославянские племена образуют союзы племен, происходит их знакомство с западноевропейскими и восточными странами. Об этом довольно подробно говорит автор «Повести временных лет»: «В далекие времена, – пишет

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

1. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Летописные сведения о начале Древнерусского государства. Проблема возникновения Киевской Руси является одной из важных и актуальных в отечественной историографии. Уже летописец Нестор в «Повести временных лет», отвечая на

автора Моряков Владимир Иванович

6. Политический строй Российского государства в конце XV – начале XVI века Процесс формирования единой территории Российского государства был неразрывно связан с созданием системы общерусского управления.Во главе государства стоял московский великий князь,

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

2. Политический строй В политическом строе России в XVII в. происходят существенные изменения. Сословно-представительная монархия с Боярской думой, Земскими соборами и органами местного управления эволюционировала в абсолютную чиновничье-дворянскую монархию.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Все феодальные общества были строго стратифицированы, т.е. поделены на сословия , права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имело свой юридический статус. Рассматривать феодальное общество как поделенное на исключительно эксплуататоров и эксплуатируемых - упрощение. Представитель феодального класса при всем своем материальном благополучии мог потерять жизнь вероятнее, чем бедный крестьянин. Монашество же (за исключением высших церковных иерархов) проживало в таком аскетизме и лишениях, что его положение вряд ли могло вызвать зависть простых сословий.

Рабы и холопы. Не став преобладающим способом производства, рабство на Руси получило распространение только как общественный уклад. На то были свои причины. Содержание раба обходилось слишком дорого , долгой русской зимой занять его было нечем. Неблагоприятные для использования рабского труда климатические условия дополнял упадок рабства в сопредельных странах: не было наглядного примера для заимствования и распространения этого института в славянских землях. Его распространению препятствовали также развитые общинные связи , возможность получения урожая силами свободных общинников. Рабство на Руси носило патриархальный характер.

Для обозначения рабского состояния использовались термины "раб", "челядин", "холоп". Впрочем, некоторые историки полагают, что эти термины разного происхождения: челядь и холопы были из соплеменников, рабы - из военнопленных . Кроме плена, источником рабства было рождение от рабыни. В рабство попадали также преступники и банкроты. Зависимый человек (закуп) мог стать рабом в случае неудачного бегства от своего хозяина или кражи. Были случаи самопродажи в рабство.

Правовой статус раба со временем менялся. Начиная с XI в. в русском праве стал действовать принцип, согласно которому раб не мог быть субъектом правоотношений. Он был собственником господина, своей собственности он не имел. За уголовные преступления, совершенные холопом, нанесенный им материальный ущерб ответственность нес хозяин. За убийство холопа он получал возмещение в 5-6 гривен .

Под влиянием христианства происходило облегчение участи холопов. Применительно к XI в. можно уже говорить о защите личности холопа по прагматическим причинам. Появилась прослойка холопов, выдвинувшихся на административной службе у господина и имевших право повелевать от его имени другими категориями зависимого населения. Церковь усиливает преследования за убийство холопов. Рабство перерождается в одну из форм тяжелой личной зависимости с признанием за холопами некоторых прав, прежде всего, права на жизнь и имущество.

Феодалы. Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружинники, местная знать, посадники, тиуны и т.д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за военную организацию . Они были взаимно связаны системой вассалитета, собирали дань и судебные штрафы с населения , находились в привилегированном положении по сравнению с остальной массой населения. Русская Правда, например, устанавливает двойную виру в 80 гривен за убийство княжеских слуг, тиунов, конюхов, огнищан . Но о самих боярах и дружинниках она молчит, из чего можно заключить, что вероятнее всего за посягательство на их жизнь полагалась смертная казнь . Господствующий класс древнерусского общества носил название "бояре ". Наряду с этим, наиболее распространенным наименованием, в источниках встречаются и другие: лучшие люди, нарочитые мужи, княжьи мужи, огнищане .

Было два пути формирования класса бояр. Во-первых, боярами становилась родоплеменная знать , выделявшаяся в процессе разложения родового строя. Это и были нарочитые мужи, градские старцы, земские бояре, выступавшие от имени своего племени. Вместе с князем они участвовали в военных походах, обогащаясь за счет захваченных трофеев. Вторую категорию составляли бояре княжеские - бояре-огнищане, княжьи мужи . По мере укрепления власти киевских князей земские бояре получали из рук князя иммунитетные грамоты, закреплявшие за ними в качестве наследственной собственности (вотчин) находившиеся у них земли. В дальнейшем слой земских бояр полностью сливается с боярами княжескими, различия между ними исчезают.

Княжеские бояре, входившие во вторую категорию бояр, были в прошлом дружинниками князя, а во время военных походов становились ядром русского войска. Постоянно находясь при князе, дружинники выполняли различные его задания по управлению государством, были советниками князя по вопросам внутренней и внешней политики. За эту службу князю дружинники наделялись землей и становились боярами.

Духовенство. Его правовое положение как привилегированной социальной группы оформилось с принятием христианства, которое стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития. Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учение о божественном происхождении верховной государственной власти, смиренном к ней отношении . После принятия христианства в 988 г. князья стали широко практиковать раздачу земли высшим представителям церковной иерархии и монастырям. В руках у митрополитов и епископов было сосредоточено большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги, холопы и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Со временем она была изъята из княжеской юрисдикции и стала сама судить своих иерархов, а также вершить суд над всеми, кто проживал на ее землях.

Во главе церковной организации стоял митрополит, назначавшийся константинопольским патриархом (князья пытались добиться для себя права назначения митрополитов, но в рассматриваемый период успеха не добились). При митрополите действовал собор епископов. Территория страны была разбита на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. В своих епархиях епископы управляли церковными делами совместно с коллегией из местных священников - клиросом.

Городское население. Киевская Русь была страной не только деревень, но и городов, которых насчитывалось до трехсот. Города были военными опорными пунктами, очагами борьбы против иноземного вторжения, центрами ремесла и торговли. Здесь существовала организация, подобная гильдиям и цехам западноевропейских городов. Все городское население платило налоги. Церковный устав князя Владимира говорит об уплате пошлин с мер и весов; существовал также и особый общегородской налог - погородие. Древнерусские города не имели своих органов самоуправления , находились под княжеской юрисдикцией . Поэтому городского ("магдебургского права") на Руси не возникло.

Свободные городские жители пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все ее статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль в жизни городов играло купечество, которое рано начало объединяться в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно "купеческое сто" действовало при какой-либо церкви. "Ивановское сто" в Новгороде было одной из первых купеческих организаций в Европе .

Крестьянство. Основную массу населения составляли смерды. Некоторые исследователи полагают, что смердами именовались все сельские жители. Другие считают, что смерды - это лишь часть крестьянства, уже закабаленная феодалами. Русская Правда нигде конкретно не указывает на ограничение правоспособности смердов, есть указания на то, что они выплачивают штрафы, характерные для свободных граждан. Но в свидетельствах о смердах проскальзывает их неравноправное положение постоянная зависимость от князей, которые "жалуют" села со смердами.

Смерды жили общинами-вервями. Община в Древнерусском государстве носила уже не кровнородственный, а территориальный, соседский характер. В ней действовал принцип круговой поруки, взаимопомощи Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов (в форме дани) и оброков, участии в вооруженной защите в случае военных действий.

В основе формирования категорий зависимого крестьянства лежало "закупничество" - договор с господином, обеспеченный личностью самого должника. Закуп - обедневший или разорившийся крестьянин, попавший в зависимое положение; он брал у господина инвентарь, лошадь, другое имущество и отрабатывал проценты с долга. Закуп сохранял частичную правоспособность: мог выступать свидетелем по некоторым видам тяжб, его жизнь охранялась вирой в 40 гривен (как и жизнь свободного человека). Oн имел право уходить от хозяина на заработки, его нельзя было бить без "вины" закон охранял его имущество. Однако за побег от господина закуп превращался в холопа. При князе Владимире Мономахе положение закупов было облегчено (ограничение процентов с суммы долга, пресечение необоснованной продажа закупа в холопы и т.п.).