Колыбель древней цивилизации. Китай считается самой древней колыбелью цивилизации на нашей планете. Китайцы гордятся своей древностью и богатством своей истории и культуры. Чтобы подчеркнуть то исключительное положение, которое, по их мнению, занимает их родина, они до сих пор называют ее «Чжунго» - «Срединное государство». До XX в. китайцы именовали свою страну также «Тянься» («Поднебесная»), «Чжун-хуа» («Срединный цветок»), «Чжун-юань» («Срединная равнина»), «Чжэнь-дань» («Восточная заря») и «Тянь-чао» («Небесная династия»).

У нас же страна ханьцев, как сами себя до сих пор называют китайцы, получила название «Китай». Оно пришло от монгольско-тюркского народа «кидань», занимавшего до XII в. нашей эры области на северо-востоке современного Китая. В русский язык слово «кидань» перешло от соседних тюркских народов со звучанием «Китай». В Западной Европе страна стала известна как «Сина» или «Чайна», от английского «China», т.е. «Цинь» - китайской династии, существовавшей в III в. до нашей эры.

Китайцы, именуя свою страну «Срединным государством», издревле верили в то, что их земля в действительности является «центром мироздания». Они были убеждены, что самим Небом им уготована роль нести цивилизацию окрестным народам, которые именовались не иначе как «варвары». Даже войны, которые вели в XIX в. против Срединного государства европейские державы, маньчжурские правители именовали не иначе как «восстание» или «бунт варваров». Французы в 1884-1885 гг. были названы «взбунтовавшимися вассалами», а англичане - «бунтовщиками», «наполовину людьми, наполовину животными».

Небо, император, предки. Китай является одной из немногих стран, где культ почитания Неба соединился с культом поклонения предкам. Причем на земле это единство воплощал в себе император, с уважением именовавшийся «Тянь-цзы» («Сыном Неба»), а также «Хуанди» - «Верховным владыкой на земле». Император считался неограниченным властелином подданных и их собственности. Положение императора всячески подчеркивалось и выделялось. Так, например, никто кроме императора и членов его семьи не имел права носить одежду желтого цвета, цвета солнца. Почти все предметы, которыми пользовался император, были желтого цвета, в том числе и черепица на стенах и крышах императорских дворцов. Никому из подданных не дозволялось пользоваться желтым цветом.

В Китае были уверены в том, что император несет ответственность за всех живых существ, обитающих на земле. Об этом говорили так: «Нет земли, которая бы не принадлежала императору; тот, кто ест плоды этой земли - подданный императора».

Китайская нация по традиции рассматривалась как одна большая семья во главе с императором. В Китае имела широкое хождение поговорка: «Государь - отец и мать народа». Всем членам этого «семейства» предписывалось проявлять к императору сыновнюю любовь и почтительность. Традиционные отношения император - подданные, отец - сын, муж - жена, старший - младший предполагали уважение, послушание, долг. По традиции, восходящей к великому Конфуцию, жившему в VI-V вв. до нашей эры, китайцы должны были строго следовать правилам, которых насчитывалось около 3 тысяч.

Временщики. Однако в начале XIX в. власть императоров в Китае была ограничена покоями его императорского дворца в Запретном городе, отгороженном квартале в столице Цинской империи - Пекине. Фактически всеми делами в государстве от имени императора заправляли различные временщики, как правило, это были главные евнухи при дворе императора. Естественно, что у них не было времени заботиться о делах процветания государства. Пользуясь случаем, они активно залезали в казну государства, тратя деньги на личные нужды.

Так, на рубеже XVIII-XIX вв. государством фактически управлял царедворец Хэшэнь, чье состояние равнялось годовому доходу империи. О его дворце в народе ходили легенды. Якобы он был копией императорского дворца. Виноградник в дворцовом саду был сделан искуснейшими мастерами-ювелирами из чистого серебра, золота и драгоценных камней. Стволы и ветви были из серебра и золота, а ягоды - из бриллиантов, жемчуга, изумрудов, сапфиров и кораллов.

Фактически в стране всем заправляли китайские чиновники - шэньши, которые в Европе были известны под названием «мандаринов», названных так португальцами (от португальского «mandar» - «править, управлять»).

Стремление китайцев к строгой регламентации в повседневной жизни переносилось и на отношения с другими народами.

К концу XVIII века вновь произошел подъем торговли Китая и европейскими и азиатскими странами. Китайцы продавали в Европу чай, фарфор, шелк, но не приобретали никаких европейских товаров, предпочитая получать за свои товары серебро. Англичане начали ввозить из Индии в Китай опиум, постепенно приобщая к курению опиума местное население. Особенно зависимы от поставок опиума стали прибрежные районы Китая. В XIX веке в Китае разразились Опиумные войны.

Первая Опиумная война в Китае проходила в 1840-1842 годах между Великобританией и Китаем. Великобритания отстаивала свои интересы в торговле, в том числе и в торговле опиумом. Поводом для начала войны послужил арест контрабандистом опиумом в Китае и уничтожение их груза. Победы в войне одержала Великобритания, в основном благодаря действиям своего флота. 29 августа 1842 года был подписан Нанкинский договор, закреплявший победу Великобритании в войне, а также устанавливавшем обязанность Китая выплатить контрибуцию в размере 21 миллиона долларов и передать Великобритании остров Гонконг. Война стала началом длительного ослабления Китая, гнета иностранных держав и депопуляции местного населения.
Вторая Опиумная война проходила с 1856 по 1860 год между Китаем, с одной стороны и Великобританией и Францией, с другой стороны. Великобритания и Франция требовали возможностей неограниченной торговли и допуска своих послов в Пекин. Поводом для начала войны снова стал арест контрабандистов опиумом на корабле Великобритании, приписанном к Гонконгу. Война вновь закончилась поражением Китая, 25 октября 1860 года был подписан Пекинский договор, согласно которому Китай обязался выплатить Великобритании и Франции 8 миллионов лянов, а также расширить зону их торговли. По договору Великобритании отходила южная часть Цзюлунского полуострова.
В 1894 году Китай вступил в войну с Японией. Японо-китайская война продолжалась до 1895 года. Основной причиной войны были претензии Японии на управление Кореей и Маньчжурией, которые в то время находилась в вассальной зависимости от Китая. Китая проиграл эту войну, 17 апреля 1895 года был подписан Симоносекский договор. По данному договору Корея получила самостоятельность от Китая, Японии отходили Тайвань, острова Пэнхуледао и Ляодунский полуостров. Японии также получила возможность строить промышленные предприятия на территории Китая и ввозить в страну промышленное оборудование.
Последствием японо-китайской войны и подписанного Симоносекского договора стала тройственная интервенция со стороны Франции, России и Германии. 23 апреля 1985 года эти страны обратились к Японии с требованием вернуть Китаю Ляодунский полуостров, опасаясь японского контроля над Порт-Артуром. 10 мая 1985 года Япония вернула Ляодунский полуостров Китаю, однако, увеличив одновременно сумму контрибуции, назначенной за проигрыш Китаем японо-китайской войны.
В 1897 году канцлер Германии Вильгельм II добился у Николая II согласия на размещение немецкой военно-морской базы в Цзяочжоу в Шаньдуне. В ноябре 1897 года китайцы убили германских миссионеров в Шаньдуне, В ответ на это Германия захватила Цзяочжоу. Китайцам пришлось брать у Германии Цзяочжоу в аренду сроком на 99 лет и позволить Германии построить две железные дороги в Шаньдуне, а также ряд горных концессий.
В 1898 году, в июне, в Китае наступил период, называемый «сто дней реформ». Маньчжурский император Цзай Тянь привлек группу молодых реформаторов для разработки реформ, которые позволили бы Китаю совершить рывок вперед в своем развитии. Реформы затронули систему образования, железные дороги, заводы, фабрики, сельское хозяйство, вооруженные силы, внутреннюю и внешнюю торговлю, а также государственного аппарата. В сентябре 1898 года произошел дворцовой переворот, который возглавила вдовствующая императрица Цыси. Переворот увенчался успехом, все реформы были отменены.

Китай в 19 веке l 1. Китай перед «лицом» Запада. «Опиумные войны» . Система неравноправных договоров. l 2. Восстание тайпинов. l 3. Политика самоусиления. Осмысление проблем модернизации Китая интеллектуальной элитой Китая. l 4. Восстание ихэтуаней.

l Западные страны и их политика в Китае в 19 в. : l 1) заинтересованность в торговых контактах. l 16 в. –Испания и Португалия, l 17 в. – Голландия, l 18 в. -Англия

l Торговые монополии: Англия – Ост. Индская компания; Китай – Гунхун, гильдия купцов в Гуанчжоу (Кантон). l Гуанчжоу – единственное место, где разрешена торговля с иностранцами. Ограничения (квартал, короткий срок лицензии). l Экспорт из Китая: шелк, чай, фарфор

l Большой приток серебра в Китай. l Англичане заинтересованы в китайском серебре. l Активность англичан в Китае: изменить баланс в торговли в своих интересах, создать в Китае рынок своих товаров, уменьшить китайские таможенные тарифы, торговать в глубинке, по Янцзы.

l 1793 г. – миссия лорда Джорджа Макартни. Провал. Китайский император: «У нас есть всё, промышленные товары из Вашей страны мне не нужны. »

l Первая Опиумная война 1840 -1842 гг. . l Причины: борьба Англии за «опиумные рынки» в Китае; l Запретительные меры в Китае по отношению к потребителям и продавцам наркотика

l Линь Цзэсюй и его деятельность в Гуанчжоу: уничтожение партии опиума; Англия использовала паровые корабли, в Китае – вёсельный деревянный флот.

l l l Нанкинский договор, 1842 г. : 1) Китай выплачивал компенсации Англии; 595 т серебра. 2) открытие пяти портов для Англии (Гуанчжоу, Сямэнь, Фучжоу, Нинбо, Шанхай) 3) снижение ввозных пошлин на 5% для ввозимых Англией товаров; 4) Право экстерриториальности для англичан 5)право «наибольшего благоприятствования» для Англии

l l l l Увеличен ввоз английских тканей, ножей, пианино В середине 19 в. – Вторая опиумная война. Неравноправные договоры с Англией, Францией, США, Россией. Открыто 14 портов. Неограниченная аренда иностранцами территорий. Учреждение иностранных дипломатических миссий. Силовая дипломатия. Христианские проповеди по всей стране.

Легализация в 1860 г. торговли опиумом. Вследствие войны Китай превратился в полуколонию, в источник сырья и рынок сбыта. l стоимость промышленных товаров, ввезённых Британией в Китай, возросла с 969 тыс. фунтов стерлингов в 1842 г. до 2 млн. 400 тыс. ф. ст. в 1845 г. , в том числе текстиля – с 616 т. ф. ст. до 2 млн. 175 т. ф. ст. Вывоз шелкасырца увеличился с 1787 тюков в 1843 г. до 23 тыс. тюков – в 1851 г. , чая – с 18, 7 млн. фунтов до 99, 2 млн. фунтов. . l l

Восстание тайпинов (1850 -1864 гг.). l Причины народного недовольства? l недовольство итогами первой опиумной войны, неравноправными договорами; l После поражения в опиумной войне маньчжуры сменили политику самоизоляции страны на политику сотрудничества с иностранцами. Это больно ударило по народной экономике.

Радикализация сознания масс в связи с нарастанием угрозы колониального захвата. l В Китае в конце 40 -х гг. вспыхнуло довольно много антиманьчжурских и антиколониальных восстаний. Особенно много протестных движений – на побережье, куда проникло много иностранных торговцев. Основной лозунг восстаний «Свергнем Цмн – восстановим Мин» . Идеи патриотизма l

l Стихийные бедствия: разлив Хуанхэ усугубил положение; распространение христианских идей равенства и царства небесного, справедливости.

l Начало движению было положено в провинции Гуанси. l Идеи всеобщего равенства, передела собственности, борьбы против «дъявола» (маньчжурская династия»). К 1849 г. - 10 тыс. чел. к 1851 г. укрепились в селе Цзиньтянь Гуйпинского уезда пров. Гуанси.

Реформы тайпинов: l Аграрная. Закон о земле. Уравнительный передел земель. Цель – не допустить безземелья крестьян, голода. По качеству земель выделены 9 категорий. Один надел первой категории равнялся трём наделам – 9 й категории. наделы распределялись по едокам. Закон не осуществлен. На деле сохранилось крупное землевладение и аренда. Крупные землевладельцы смогли за взятку откупиться от конфискаций. l

Реформы тайпинов налоговая политика. Основное бремя налогов положено на богачей. Чрезвычайные налоги, связанные с обеспечением армии легли также на богатых. l свобода иностранной торговли на территориях тайпинов. Уменьшены ввозные пошлины. l мероприятия в социальной и культурной сферах: планировали равенство прав мужчин и женщин, упрощение письменности, развивалась публицистика l

Реформы тайпинов l создание военизированных общин. Каждые 25 семей – община, с общей кладовой, куда крестьяне обязывались сдавать все деньги и припасы, кроме самого необходимого. Для свадеб, похорон, рождения ребёнка из кладовой выдавали соответствующее вспомоществование. Каждая семья выставляла одного представителя для несения военной службы. Таким образом община формировала Взвод во главе со старостой. Взвод мобилизовывался лишь на период военного похода. В мирное время – обрабатывал землю. В рамках округа т. о. формировался корпус (500 взводов.) Во главе округа был поставлен правитель. Закон проведен неповсеместно.

движение тайпинов Зимой 1853 г предприняли Северный поход на Пекин. Закончился поражением тайпинов. Не удалось соединиться с восстанием няньцзюней (300 тыс. повстанцев). Не удалось взять Тяньцзинь и Пекин. l Крупные землевладельцы начали создавать свои армии – «хунаньские молодцы» Цзэнь Гофаня (крупного китайского чиновника) l

движение тайпинов l Второй период – 1856 -1860 гг. борьба за власть внутри тайпинской верхушки l Постепенно в рядах тайпинской верхушки возобладали традиционные китайские монархические принципы, деспотические моменты восторжествовали, казнокрадство и т. п. пороки.

движение тайпинов l Тайпинское государство в Нанкине – 10 лет l Подавлено объединенными усилиями Цинов и западных стран

Вторая Опиумная война (1856 -1860 гг.) l Причина: желание Англии и западных стран усилить своё влияние на Китай. l Повод: китайское правительство захватило английское судно «Эрроу» , которое везло контрабандный груз. Англичане обстреляли Гуанчжоу. К ним присоединились французы.

Вторая Опиумная война (1856 -1860 гг.) l Первый этап: осень 1856 -лето 1858 гг. Поражения Цинов. Тяньцзиньские соглашения 4 -х держав с Цинами (Англия, Фр, США, Россия): l создание постоянных дипломатических миссий держав в Пекине l право иностранных купцов свободно передвигаться по всему Китаю и торговать по реке Янцзы;

Вторая Опиумная война (1856 -1860 гг.) l открыты для иностранной торговли новые порты, снижены таможенные и транзитные пошлины; l легализована торговля опиумом l контрибуция Китаю (Англия получала 4 млн. лянов серебра);

Вторая Опиумная война (1856 -1860 гг.) l Россия по Айгуньскому договору (1858 г.) решила вопросы по разграничению по Амуру: до соединения Амура и Уссури левобережье Амура - России, правобережье – Китаю. l Территория Уссурийского края – в совместное владение России и Китая.

Вторая Опиумная война (1856 -1860 гг.) l Второй этап: 1859 – 1860 гг. Англо-французы захватили Пекин. Был разграблен Летний дворец китайских императоров, разрушено около 200 павильонов, залов, храмов.

Вторая Опиумная война (1856 -1860 гг.) В 1860 г. князь Гун во дворце Гугун в Пекине подписал договор с державами: l l l контрибуция увеличена до 8 млн. лянов открыт для иностранной торговли Тяньцзинь; разрешалось использовать китайских кули в колониях Франции и Англии; К Великобритании отошла южная часть Коулунского п-ва, непосредственно прилегавшая к Гонконгу. В 1860 г. в Пекине был подписан договор между Китаем и Россией. Уссурийский край отходил к России. некоторые порты и Пекин открыты для руской торговли.

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) Идеологи самоусиления: l Вэй Юань (1794 -1856): надо усилить Китай руками самих западных варваров: преодолеть военно-техническую отсталость, создать специальный госаппарат для сбора информации о западных странах, использовать противоречия в стане варваров l Фын Гуйфэнь (1809 -1875): необходимо в основу воспитания положить традиционные конфуцианские ценности, западные идеи – в основу технической модернизации.

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) Идеологи самоусиления: Фын Гуйфэнь (1809 -1875): необходимо в основу воспитания положить традиционные конфуцианские ценности, западные идеи – в основу технической модернизации.

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) При дворе также боролись «изоляционисты» и реформаторы. За реформы выступили братья императора Гун и Чунь. Император Тунчжи был мал, регентшей была его мать Цыси (1835 -1908), которая была противницей реформ. l Особенностью политики самоусиления должна была стать практика строительства промышленных предприятий без изменения политической системы. l

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) l Практики самоусиления: l Ли Хунчжун l Цзэн Гофань l Цзо Цзунтун. Это были китайские милитаристы, которые помогали подавить тайпинское восстание.

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) l Какие реформы были проведены? 1) строительство военных заводов, строительство судов, подготовка солдат, производство машин. Первый западный арсенал в Китае создал Цзэн Гофань в г. Аньцин. Оружейные, механические заводы, верфи были построены в Сучжоу, Шанхае, Нанкине, Тяньцзине. , Гуанчжоу.

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) 2) В 1881 г. в Северном Китае – первая железная дорога l Ограничения для частного капитала. В 80 - е годы была некоторая тенденция к приватизации, но она ограничивалась бюрократией. l Государственное предпринимательство было малоэффективным, вело к большим затратам.

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) l подготовка новых кадров. 120 юношей в начале 70 -х годов направлены в США, но быстро отозваны, ибо правительство испугалось проникновения западных идей. Открывались военные школы и школы западных наук в Тяньцзине, Гуанчжоу.

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) l Особенности развития капитализма в Китае во второй половине 19 века: в рамках государственной политики самоусиления, государственный капитализм l на юге получил некоторое развитие мелкий и средний бизнес. Предпринимателями становились сельские богачи, чиновники. За 20 лет (70 -90 -е годы) открыто 70 частных фирм с занятостью 30 тыс. чел. l Рост товарности с/х, увеличился экспорт хлопка в связи с гражданской войной в США. Ввоз фабричных изделий из западных стран привел к развитию торговли, появлению мануфактур в Китае, на которых ввозили дешевую английскую пряжу и делали из ней ткани в китае. l иностранные предприятия. Цины давали им льготы. Создано более 600 иностранных фирм, в том числе более 100 промышленных предприятий. Верфи, доки, шелкопрядильни, переработка чая, масла, банки, транспорт, связь l

Политика «самоусиления» (1860 -1890 гг.) l Особенности китайской модернизации: l одновременное развитие всех форм промышленных предприятий (мануфактура, фабрика) l главная роль принадлежала чиновникам и иностранцам. Это было вызовом для национализма. l большие непроизводственные траты государей.

Японо-китайская война 1894 -1895 гг. Поражение Китая. Симоносекский договор. l l Симоносекский мирный договор: Китай признавал самостоятельность Кореи, что создавало благоприятные возможности для японской экспансии в Корее; передавал Японии навечно остров Тайвань, острова Пэнху и Ляодунский полуостров; Китай уплачивал контрибуцию в 200 млн лян;

Симоносекский мирный договор открывал ряд портов для торговли; l предоставлял японцам право строительства промышленных предприятий в Китае и ввоза туда промышленного оборудования. Последний пункт, в силу принципа наибольшего благоприятствования, включённого в договоры Китая с другими державами, открывал широкие возможности для экономического проникновения иностранного капитала в Китай. l

Россия в Китае В 1898 году ослабленный Китай согласился передать Порт-Артур России в концессию на 25 лет, а также предоставил России права на строительство железной дороги. l Тем самым столкнулись интересы и сферы влияния России и Японии, ведь для того, чтобы иметь доступ к укреплённому району Порт-Артура, России необходимо было контролировать всю Восточную Маньчжурию, вплоть до Харбина - земли, непосредственно соседствовавшие с Кореей, которую Япония считала своей сферой влияния. l. l

l Уступка Японии по отношению к западным странам была резко отрицательно воспринята японским обществом, и с усилением милитаристских и экспансионистских кругов в Японии привела к Русскояпонской войне 1904- 1905

Движение за реформы Китае в конце 19 века. Кан Ю Вэй. l l предпосылки для возобновления реформаторского движения: Китай утратил влияние на некогда зависимые от него территории – Бирму, Аннам (Вьетнам), Корею, Непал, Канжут, Сиккит, о-ва Люцю (Рюкю) Китай лишился своих исконных земель – Тайваня, Сянгана (Гонконга), о-вов Пэнхулидао. Он вынужден был передать в «аренду» державам Цзяочжоувань, Цзюлун, Гуанчжоувань, Вэйхайвэй, Люйшунь (Порт-Артур), выделить в крупных китайских городах земельные участки под концессии и сеттльменты и предоставить иностранцам особые права. Это вызвало протест либерально настроенных слоев нации. Пик протеста пришелся на 1898 г.

Движение за реформы Китае в конце 19 века. Кан Ю Вэй. предпосылки для возобновления реформаторского движения: l Китай лишился своих исконных земель – Тайваня, Сянгана (Гонконга), о-вов Пэнхулидао. Поражение в японо-китайской войне. l сданы в «аренду» державам Цзяочжоувань, Цзюлун, Гуанчжоувань, Вэйхайвэй, Люйшунь (Порт-Артур), выделены в крупных китайских городах земельные участки под концессии и сеттльменты и предоставлены иностранцам особые права. l

Движение за реформы Китае в конце 19 века. Кан Ю Вэй. l Это вызвало протест либерально настроенных слоев нации. l Пик протеста пришелся на 1898 г.

Движение за реформы Китае в конце 19 века. Кан Ю Вэй. Кан Ювэй, автор социальной теории «великого единения» . Родился в 1856 (1858) г. на юге Китая, в пров. Гуандун, в обедневшей помещичьей семье. l Главная проблема: как провести модернизацию страны и сохранить её культурную идентичность? l По разным источникам он то ли не смог в силу бедности получить образование, то ли наоборот, получил его, стал работать учителем в сельской школе. Много читал. l

Кан Ювэй (1858 -1927) l В 1884 -87 гг. работал над созданием учения о «Великом единении» , которое он изложил в «Книге о великом единении» («Датун шу»).

Учение о великом единении Источник бед – частная собственность, пишет о преимуществах общественной собственности. Идеальное общество Великого единения: 1) планирование 2) не будет перепроизводства, не будет частной торговли. l 3) В политике будет общественное самоуправление. l 4) Как ликвидировать частную собственность? Ликвидировать институт брака и наследования имущества. Мужчины и женщины должны вступать в добровольные отношения, их дети – на полном государственном обеспечении. l l l

Учение о великом единении Вывод: через 60 лет исчезнут семьи, частнособственнические отношения между мужем и женой и детьми и родителями. Крупное имущество (заводы, фабрики) после их смерти будет передано государству. Таким образом, через 100 лет будет достигнуто Великое единение. l Постепенно ликвидировать государство, через расширение республиканизма, расширение народных прав l

Кан Ювэй. Биография. лидер реформаторского движения за в Китае на рубеже 19 -20 вв. l Родился 19 марта 1858 в уезде Наньхай провинции Гуандун. l Выходец из интеллигентной помещичьечиновничьей семьи, возводившей свою родословную к концу II тысячелетия до н. э. и насчитывавшей 13 поколений ученых. l С детства проявил экстраординарные умственные способности. l

Как Ювэй. Биография. 1858 -1927. l l l Сторонник конфуцианства и неоконфуцианства (Лу Цзю Юань- 12 в. , Ван Ян Мина – 15 в.) 1879 г. – первое посещение Гонконга, интерес к Западу Не смог сдать экзамен на степень шэнь ши 1885 г. начинает работу над книгой о великом единении 1888 г. – первый меморандум о необходимости реформ

Проекты реформ Кан Ювэя l l l l l активное привлечение на службу китайских эмигрантов, проживающих за границей, перенесение столицы из Пекина в более древний Сиань, выпуск государственным банком бумажных денег, чеканку разменной монеты, создание государственной почтовой системы, превращение конфуцианства в полноценную общегосударственную религию создание при императоре выборного совещательного органа. рекомендовал повторить опыт японской "революции Мэйдзи" (1867 -1868) и реформ Петра I, план переселения китайцев в Бразилию для основания ими там Нового Китая.

Движение за реформы Китае в конце 19 века. Кан Ю Вэй. создать университет в Пекине и учебные заведения западного образца в провинции, l отменить традиционную систему экзаменов на ученые степени, l учредить принятие государственного бюджета, провести модернизацию армии и флота, l преобразование административной системы и другое l

Движение за реформы Китае в конце 19 века. Кан Ю Вэй. Реформаторов поддержал Гуансюй и начался период «ста дней реформ» (11 июня- 21 сентября 1898 г.) l Конец этой реформаторской деятельности положили предательство генерала Юань Шикая (1859 -1916) и дворцовый переворот вдовствующей императрицы Цыси (1835 -1908), поместившей Гуансюя под домашний арест и узурпировавшей власть. l Кан Ювэю, приговоренному к смерти, удалось скрыться с помощью англичан в Гонконге. l Шесть других руководителей партии реформ, в том числе Тань Сытун (1865 -1898) и брат Кан Ювэя Кан Юпу (1867 -1898), были казнены без суда и следствия в сентябре того же года. l

Следующие шестнадцать лет Кан Ювэй провел в эмиграции, странствуя по миру. Продолжая возлагать надежды на уан Сюя, l в 1899 в Канаде он основал Партию защиты императора (Бао хуан дан). После свержения империи в 1911 Кан Ювэй выступал за ее восстановление на конституционной основе и участвовал в провалившихся попытках реставрации в 1917 и 1924. l В опубликованном в 1915 проекте первой конституции Китайской Республики провозглашалась институциализация конфуцианства как государственной религии, однако эта конституция не была принята. l

Кан Ювэй. Биография. 1858 -1927 l. В конце жизни он оказался всеми покинут, и в разочаровании от неуспеха грандиозных замыслов сам стремился отрешиться от мира в "небесном странствии" (тянь ю), но умер от пищевого отравления в г. Циндао провинции Шаньдун 31 марта 1927. (http: //dic. academic. ru/dic. nsf/enc_colier/26 24/%D 0%9 A%D 0%90%D 0%9 D#sel=)

Поражение 100 дней реформ l l l 21 сентября 1898 г. произошел реакционный переворот: Гуансюй был арестован, просидел в тюрьме 10 лет до своей смерти в 1908 г. Цыси обрела полноту власти. Кан Ювэй и Лян Цичао бежали в Японию. Многие реформаторы были казнены и арестованы.

Поражение 100 дней реформ l Причины поражения? l 1) боязнь демократии, l 2) верхушечный характер реформ, l 3) монархизм общества, l 4)слабость либеральных слоев в Китае.

Восстание ихэтуаней 1899 -1901 гг. Тайное общество «Кулак во имя справедливости и согласия» - тайное общество Ихэцюань. Против Цинов и против иностранцев. l Большое внимание уделяли военноспортивной подготовке, боевым искусствам (ушу): в Европе их называли «боксёрами» . l Ксенофобия: во всех бедах винили иностранцев, миссионеров, которые критиковали традиционную кит. религию l

Святые 222 мученика православной церкви, погибшие в Пекине в период восстания беспощадно истребляли иностранцев, прежде всего христианских миссионеров, а также китайцев принявших христианство, или просто продажных чиновников. l неприятие «уродливой» технократической цивилизации современности. l

ихэтуане l уничтожали все здания иностранного типа, паровозы и вагоны, разбирали железнодорожные пути, рубили телеграфные столбы, ломали машины, уничтожали трофейное оружие, собирали и сжигали европейскую одежду. l мечты об имущественном равенстве

l Особенность: активное участие женщин и детей. Считалось, что женщинам в гораздо большей степени, чем мужчинам, подвластна магическая сила, и они охотно присоединялись к повстанцам и создавали свои объединения и отряды. Один из них носил название «Хундэнчжао» (Свет красного фонаря), потому что его члены действовали только по ночам. Руководительницу этого подразделения ихэтуаней звали Хуан Лянь. Она родилась в семье лодочника и до восстания была известна как женщина легкого поведения. В период восстания ей было немногим более 30 лет. Ее считали колдуньей, знахаркой, способной излечивать самые тяжелые раны.

l Дети 10 – 12 лет также охотно вступали в ряды ихэтуаней. Во время боя они, как правило, шли впереди основных сил. Существовали и чисто детские отряды, а дети-медиумы, находившиеся в контакте со сверхъестественными силами и призывающие к борьбе с инородцами, пользовались наибольшим авторитетом у населения.

ихэтуане l ихэтуане разбивали даже электрические лампы и часы, расправлялись с теми, у кого находили пенсне, папиросы, иностранные зонты и иностранные носки.

Восстание ихэтуаней l l l l 1898 г. – на северо-западе Шаньдуна появились ихэтуане, в основном на территории германских концессий. Громили миссии Привлекали на свою сторону деревенскую бедноту Летом 1900 г. – в Пекине и Тяньцзине Западные страны готовились к войне с ихэтуанями, называли их террористами ЦЫСИ сначала поддержала ихэтуаней против иностранцев Авг. 1900 г. 10 иностранных государств начали вторжение в Китай

Подавление восстания ихэтуаней l Англия, Франция, США, Япония, Россия, Италия, Германия и … даже ослабленная не имевшая ни одной заморской колонии, Австро-Венгрия приняли участие в интервенции против ихэтуаней; l Правительство Цыси предало ихэтуаней участвовало в подавлении восстания

Подавление восстания ихэтуаней l западные армии в течение нескольких дней разграбили Пекин, опустошив все сокровищницы. Особенно пострадали императорские дворцы, хранившие множество уникальных вещей и произведений культуры.

Восстание ихэтуаней l Авг. 1900 г. зап. Войска разграбили пекин. Цыси и Гуансюй бежали из города. l Ли Хун Чжан: переговоры с иностранцами l О чем договорились?

Восстание ихэтуаней l «Боксёрский протокол» l На пять лет отменены экзамены на степень для чиновников в тех провинциях, которые поддержали ихэтуаней (месть им) l Контрибуция ок. 13 тыс. тонн серебра

В первой половине XIX в. цинский Китай вступил в полосу кризиса и упадка. Под военным давлением европейских держав правящая династия Цин отказалась от политики самоизоляции. Всему миру была продемонстрирована экономическая и политическая отсталость китайского государства. Крестьянская война тайпинов, разразившаяся в 50-х гг., до основания потрясла устои Цинской империи.

Территория и рост населения

На рубеже XVIII - XIX вв. Китай представлял собой огромную империю, в состав которой входили Маньчжурия, Монголия, Тибет и Восточный Туркестан. В вассальной зависимости от династии Цин находились Корея, Вьетнам и Бирма. Более 300 млн человек проживало в этой стране. Население росло так быстро, что через пятьдесят лет оно увеличилось до 400 млн и составило почти треть человечества.

Обострение социальных противоречий

Стремительный рост населения не сопровождался достаточным увеличением посевных площадей. В густонаселенных районах земли не хватало, что являлось одной из причин социальной напряженности в китайском обществе. Другой причиной были произвол и вымогательство чиновников.

В Китае император считался неограниченным властелином всего государства, «отцом и матерью» всех китайцев. Чиновники, в свою очередь,- «родителями» всего подопечного населения. Родители-управители были настоящими деспотами. Они вершили суд и расправу по собственному произволу. Под разными предлогами вводили косвенные налоги (на чай, соль, табак, рис, хлеб, сахар, мясо, дрова), присваивая себе их значительную часть.

И горе было крестьянину, осмелившемуся обратиться с просьбой о защите к вышестоящей власти. Жалоба все равно возвращалась на рассмотрение к обидчику. Битье плетью было самым распространенным наказанием. «Чиновники империи хуже разбойников» - так отзывался о них один из вождей крестьянского восстания тайпинов.

Первая «опиумная» война

В это время европейцы усилили свое давление на Китай. Они стремились «открыть» страну, чтобы вести с ней ничем не ограниченную торговлю и постепенно превратить ее в свой колониальный придаток.

Наибольшую активность проявляла Англия. Она была даже готова к военным действиям. Но первую брешь в стене китайской самоизоляции пробило не оружие, а наркотик - опиум. История его распространения в Китае весьма драматична и поучительна.

Эту отраву европейцы и раньше поставляли в Китай, расплачиваясь ею за китайские товары. Но в первой трети XIX в. ввоз опиума значительно увеличился. В особенно выгодном положении были английские купцы. Они поставляли наркотик из только что завоеванной Индии. Опиумокурение приобрело в Китае широкие масштабы. Курили правительственные чиновники и солдаты, хозяева мастерских и лавок, курили слуги и женщины, и даже будущие монахи и даосские проповедники. Здоровью нации угрожала серьезная опасность. Кроме того, торговля опиумом способствовала выкачке серебра из Китая, в результате чего финансовое положение страны ухудшилось.

Вред от опиума был столь очевидным, что в 1839 г. китайский император запретил завозить его в страну. Все запасы наркотика, принадлежавшего английским и другим иностранным купцам, были конфискованы и уничтожены. В ответ на эти действия британские войска высадились в портах Китая. Так началась англо-китайская, или первая «опиумная», война 1839-1842 гг. Американский президент назвал войну, которую развязала Англия, справедливой.


В ходе войны проявились отрицательные последствия политики самоизоляции. На вооружении китайской армии находились лишь крохотные джонки (лодки) и холодное оружие. Военное командование было слабым и беспомощным. Оно почти ничего не знало о международной обстановке и о стране, с которой воевало. Во время войны один китайский губернатор сделал наконец-то «открытие». Оказывается, колеса пароходов вращают не быки, а машины. Нетрудно догадаться, о чем свидетельствует приведенный факт.


Стоит ли удивляться, что поражения китайских войск следовали одно за другим. Боясь полного разгрома, цинское правительство поспешило капитулировать. По мирному договору Англия добилась для своих подданных права свободной торговли в пяти китайских портах. На английские товары устанавливались низкие таможенные пошлины - не выше 5 %. Китай выплачивал Англии огромную контрибуцию (21 млн лянов) и уступал ей остров Сянган (Гонконг), который только в 1997 г. снова стал китайским. Англичане получали также право не подчиняться китайским законам и суду.

Вслед за Англией подобные договоры с Китаем заключили другие государства Европы. В результате Китай был открыт для иностранного проникновения и вмешательства.

Восстание тайпинов 1850 - 1864 годы

Поражение Китая от «европейских варваров» привело к падению престижа цинской династии и росту антиманьчжурских настроений. Правящей династией были недовольны не только простые китайцы, но и часть помещиков. Военные расходы, контрибуция, выплаченная победителю, оплачивались дополнительными налогами с населения. В особенно трудном положении оказались крестьяне. Многие из них нищенствовали и влачили полуголодное существование. Некоторые бросали свое хозяйство и пополняли ряды разбойной вольницы, которая получила в Китае широкое распространение. Повсюду возникали тайные антиманьчжурские общества, и в воздухе явно запахло грозой.


Мощное антифеодальное восстание вспыхнуло летом 1850 г. Оно охватило центральные районы Китая и длилось почти 15 лет. В ходе восстания было создано «государство всеобщего благоденствия» - Тайпинтяньго. Поэтому восставших часто называли тайпинами.

Вождем восстания был Хун Сюцюань - выходец из крестьянской семьи, учитель сельской школы. Находясь под сильным влиянием христианства, он именовал себя младшим братом Иисуса Христа и проповедовал идеи равенства. Он мечтал о создании «мира великого спокойствия» и справедливости. Для достижения этой цели, по его мнению, необходимо свергнуть цинскую династию. Все маньчжуры - даже простолюдины - подлежали истреблению.

В 1851 г. Хун Сюцюань был провозглашен императором тайпинского государства. Он и его сподвижники пытались на практике осуществить идею всеобщего равенства. Принятый ими «Земельный закон» провозглашал совместную обработку земли и уравнительное распределение материальных благ.

Англия и Франция внимательно следили за развитием гражданской войны в Китае. Они решили воспользоваться ею для проникновения в глубь страны. Цинское правительство попыталось противостоять этому. Тогда Англия и Франция перешли к открытой агрессии. Началась вторая «опиумная» война (1856-1860). Осенью 1860 г. англо-французские войска вошли в Пекин, покинутый императором и его вельможами. Европейцы грабили город и истребляли мирное население.

Их особое внимание привлек Летний дворец императора. Это было одно из самых великолепных архитектурных сооружений города. Оно состояло из 200 зданий, заполненных предметами роскоши, произведениями китайского искусства и ремесла. Во время дележа добычи, чтобы всем досталось «поровну», и «по заслугам», европейцы создали комиссию. Специальные подарки были отобраны для английской королевы Виктории и императора Франции. Однако цивилизованного дележа не получилось. Ослепленные блеском богатства и обезумевшие от жадности, солдаты стали грабить дворец. Затем, чтобы скрыть следы варварского грабежа, дворец был сожжен. Место, на котором он стоял, превратилось в пустырь.


Цинское правительство, занятое борьбой с тайпинами, отказалось от продолжения войны с иностранцами. Оно капитулировало, пойдя на новые уступки. Только после этого европейские державы оказали помощь маньчжурским феодалам в безжалостном подавлении тайпинов, которые, в отличие от Цинов, называли иностранцев «братьями», а не «варварами». Тайпинское восстание, во многом схожее с восстаниями Разина и Пугачева в России, окончилось поражением.

Крестьянская война тайпинов была самым продолжительным восстанием в истории Китая. Погибли многие миллионы людей. Значительная часть страны была опустошена и разрушена. Гражданская война предельно ослабила Китай и правящую цинскую династию.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ

«Священное письмо» в Китае

«Иероглиф» в переводе с греческого - «священное письмо». Китайское письмо, использующее иероглифы,- старейшее в мире. Оно возникло в XVIII в. до н. э. Это действительно самое сложное и трудное письмо. Для его понимания прибегнем к такому сравнению. Если нам надо написать, к примеру, слово «человек», то мы с вами напишем букву «ч», потом «е», затем «л» и т. д. А китайцы рисуют символ, обозначающий понятие «человек». Слов в языке много и для каждого нужен значок, т.е. иероглиф. На заре возникновения иероглифов сначала просто рисовали человека с головой, руками, ногами. Однако при быстром письме нет времени вырисовывать все детали человеческого тела. Поэтому через некоторое время рисунок превратился в условное изображение, отдаленно напоминающее своего прародителя.

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.