В этой книге Львом Кассилем, описываются самые яркие и незабываемые моменты своего детства, которое пришлось на период первой Мировой войны и революции.

Живёт в городе Покровске семья доктора. В этой семье есть двое мальчишек – Ося и Лёля. Как все дети они любят иногда проказничать. Так, играя в очередной раз папиными шахматами, они потеряли чёрную королеву. Отец в наказание посадил их на так называемую «скамью подсудимых», стоящую в углу. Сидя на скамейке, братья придумали новую вымышленную страну, в которую потом играли много лет. Итак, Великое Швамбранское государство было открыто 8 февраля 1914 года.

В этой стране были свои законы, свои жители, которые воевали с такими же выдуманными странами. Мальчишками даже была нарисована карта Швамбрании, в виде зуба, рисунок которого Оська увидел на кабинете зубного врача. Сами они стали называть себя швамбранами. Расположена страна была в Тихом океане, её населяли отважные моряки, любители приключений, мужественные исследователи. Все мальчишеские фантазии были воплощены в этой игре. Героев Швамбрании стали звать загадочными и как кажется детям, красивыми именами, которые соответствуют названиям разных лекарств.

Пришло время старшему брату идти в школу. Перед походом в гимназию Лёлю обрили наголо. Так он начал узнавать, что такое суровая реальность. В первый же день ему срезали с кителя все пуговицы. Оказывается, по уставу они были не положены. Хорошее в гимназии было то, что он там познакомился с ребятами, со многими из которых подружился.

Один из друзей, Стёпка, был таким же выдумщиком и мечтателем, у него прозвище даже было Атлантида. Из мало приятного, была страшная книга, которую называли Кондуит. Все отмеченные в ней, должны были отбыть наказание. В неё записывались директором все имена провинившихся учеников, с их проделками и проступками. Кличка у директора была Рыбий глаз, и гимназисты его очень боялись. Нельзя было даже зайти с родителями в кондитерскую, иначе был риск попасть в Кондуит.

Пришла революция, после чего весь маленький мирок города перевернулся. Лёлька первым узнал эту новость. Позвонил родственник и сказал, что царя свергли в связи с революцией. Лёля выбежал на улицу и начал кричать от восторга. Потом рассказал об этом всем в гимназии. Дети воткнули в висящий на стене портрет царя, сигарету.

Находящаяся через забор женская гимназия, также радуется свободе и революции. Начинают бродить слухи о том, что хотят уволить директора. После того как комитет учителей его выгоняет, он начинает искать защиту у родителей. Те побаиваются свободы для детей. В гимназии отменили оценки, и теперь там могут учиться даже дети кухарок.

Ученики торжественно сожгли на костре кондуит. Теперь нет гимназий для мальчиков и для девочек. Есть единая трудовая школа, в которой учатся и девочки, и школьники из Высшего Начального Училища, их все называют «внучки». По вечерам в гимназии устраиваются танцы, а девочки увлекаются новой игрой в гляделки. В новой школе всем заправляет один из старых гимназистов, Биндюг. Собрав вокруг себя таких же хулиганов, он гоняет «внучков» и тех, кто их защищает.

Приходит новый преподаватель истории, который по убеждению, является анархистом. Он мало учит детей, зато много рассуждает о свободе и выборе. Многим ученикам-лодырям это нравится, поэтому когда анархиста выгоняют, они во главе с Биндюгом становятся на его защиту. Стёпка делается лидером среди учеников прогрессивных и желающих учиться. Лёля решает посвятить друга в тайну выдуманной страны. Гимназисты помогают комиссару, который заходит часто к ним в школу.

Семью доктора выселили, им пришлось переехать в небольшой дом, где они жили в одной комнате. В других комнатах поселился комитет по борьбе с дезертирами, уже знакомый Лёлькин комиссар и какой-то военный. Когда мамы не было дома, пришли и забрали из комнаты пианино. После пропал свёрток с мылом, где лежали все карты и записи про Швамбранию.

Пришлось Лёле и Осе рассказывать всё военному о выдуманной стране. В городе началось повсеместное увлечение театром. Были открыты студии для детей, куда записались и мальчишки. Отца забрали на фронт, и остался Лёля вместо главы семьи. Еды не хватало, чтобы как-то прокормить маму и младшего брата, он давал уроки за кусочек мяса. Приехал, переболевший сыпняком отец, весь жёлтый и с бородой.

Много перемен, принесла война и разруха с голодом, в жизнь города. В Швамбрании также стало всё меняться. Теперь там появилась смертность, и вообще наступил период упадка. Братья выбирают для игры в свою страну место, которое находится на руинах старого дома. Там они случайно встречают бывшего преподавателя-анархиста Кирикова, который что-то варит.

Братья думают, что это эликсир. Узнав про выдуманную страну, дети были высмеяны бывшим учителем. Постепенно всё меньше времени оставалось на игру, и её в итоге Ося с Лёлей решили похоронить.

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО КНИГЕ КАССИЛЯ «КОНДУИТ И ШВАМБРАНИЯ»

Общение с умной и полезной книгой на уроках внеклассного чтения для моих учеников всегда праздник. Именн о таким праздником был урок внекл ассного чтения по книге Л. Кассиля Кондуит и Швамбрания» в VI кл ассе.

П очему именно эта книга была вы рвана? Повесть имеет для школьников большое воспитательное и познавательно е значение. Произведение, написанное много лет назад, до сих пор считается одним из лучших и радует оптимизмом и ис кренностью, заразительным юмором и увлекательностью сюжета, острой са тирой и лирической манерой повест вования.

Подготовку к уроку я начала с выяснения знания школьниками жизни и творчества Л. Кассиля. Для этого пред ложила им несколько вопросов: что вы знаете о жизни Л. Кассиля? Какие его произведения вы читали? Знаете ли вы, что по произведениям писателя поставлены фильмы? Назовите их. Есть ли у вас любимое произведение Л. Кассиля?

Приведу ответы ребят. На 1-й вопрос они отвечали так:

- О жизни Л. Кассиля не знаю ничего. Нам не рассказывали, самому читать не приходи лось. Его биографию нигде не встречал.

- Знаю о Л. Кассиле только то, что напи сано в Детской энциклопедии. У нас дома она есть.

- Когда-то в библиотеке была беседа о Л. Кассиле для учеников младших классов о его книгах. Я услышала, что Кассиль - дет ский писатель, что много ездил по стране. В V классе нам говорили, что он был участником Великой Отечественной войны. В ответах на 2-й вопрос ученики на зывали в основном рассказы «Огнеопасный груз», «Федя с наганом», по вести «Черемыш - брат героя», «Вра тарь республики», «Будьте готовы, Ваше высочество!». Некоторые назы вали повесть «Кондуит и Швамбрания». Большинство ребят, отвечая на 3-й вопрос, назвали фильм «Улица младшего сына». Фильмы «Вратарь республики», «Ход белой королевы» смотрели многие, но не знали, что по ставлены они по книгам Л. Кассиля. На 4-й вопрос отвечали коротко и однозначно: «Нет» или «Все нравят ся».

Высказывания шестиклассников оп ределили мою главную задачу: озна комить их с жизнью писателя, с его произведениями и тем самым подготовить к более глубокому восприятию идейного содержания повести «Конду ит и Швамбрания».

Произведения писателя неотделимы от его судьбы. Чтобы лучше понять их, надо хорошо знать жизнь писателя. Вот почему мне представляется вер ным говорить не только о произведе нии, но и о жизни Кассиля (в нем был непочатый край талантов и спо собностей - художественных, музы кальных, математических), рассказать о том, что талант писателя открыл В. Маяковский (именно к нему пришел Л. Кассиль с рукописью «Кондуита»), рассказать о том, как он работал над своим произведением.

С этой целью одна группа учащих ся с моей помощью готовила краткие сообщения о жизни Л. Кассиля. Я ре комендовала им ознакомиться с кни гами о писателе: Жизнь и творчество Льва Кассиля. Сборник. М., 1979; Аркадий Гайдар, Лев Кассиль. Повести. Вступительная статья Н. Богданова. М., 1977; Николаев Вл. Герои Льва Кассиля. М., 1975; Кассиль и о Кассиле. Сборник. М., 1972; Нико лаев В. Н. Дорогами мечты и поиска. Творческий путь Льва Кассиля. М., 1965; Беседы о книгах В. П. Катаева, Л. А. Кассиля, В. А. Каверина. Для учащихся VII - VIII классов. М., 1961.

Вторая группа оформляла выставку книг Л. Кассиля; третья группа, те, кто умеет хорошо рисовать, делала рисунки к произведениям писателя; четвертая группа собирала иллюстра ции художников, которые работали над произведениями Л. Кассиля (Кук рыниксы, А. Ермолаев, Ю. Ганф и другие); пятую группу составили в основном те ребята, которые увлекались спортом. Они искали материал к теме «Кассиль и спорт».

За две недели до урока ребятам были предложены вопросы:

    О каком времени рассказано в повести «Кондуит и Швамбрания»? О чем она?

    Под влиянием каких людей и событий начинает взрослеть Леля?

    Какой представляется война в воображении Лели, когда он играет в Швамбранию, и какой ее видят герои повести на самом деле?

Предварительное знакомство учени ков с вопросами помогло им обра тить внимание на наиболее важные эпизоды в повести. Урок проходил в форме беседы, которая активизирова ла память, воображение учащихся.

В кратком вступительном слове я рассказала, что сначала Л. Кассиль написал повесть «Кондуит» - так име новался в Покровской гимназии штрафной журнал, в который заноси лись даже малейшие провинности гимназистов; затем в 1933 году вышла его новая книга «Швамбрания. По весть с картами, гербом и флагом». В 1935 году Кассиль соединил обе повести в одну под названием «Кондуит и Швамбрания». Он много раз пе ределывал эту книгу. Я обратила внимание школьников на одну из

главных тем повести - формирование мировоззрения подростка в огне рево люционной борьбы. Затем приступили к обсуждению.

О каком времени рассказано в по вести? Этот вопрос не вызвал особых затруднений. Особенно оживленно разговор шел о том, «как рухнула старая школа, как мы сами выучили все, что нам не хотели объяснять в классе».

Вот некоторые рассуждения

    Все, что я прочитал в книге Кассиля о школе того времени, представляется страшным, нелепым. Мне трудно даже пове рить в это. Такой учитель, даже не учитель, а бездушный надзиратель Цап-Царапыч, вызы вает ненависть, неуважение...

    Страшно читать об издевательствах над учениками, об неуважении к ним. Учеников обзывали такими словами: «Шарлатаны! Брандахлысты!» У них не было ни имен, ни слова «ученики»...

- Ничуть не лучше директор гимназии; за холодные, равнодушные глаза его прозвали Рыбий глаз. Зло, метко, но правильно. И внешне он аккуратен, отутюжены у него брю ки, начищены ботинки, но все это только внеш не.

Как видим, ученики верно подмеча ют отрицательные стороны старой шко лы, чувствуют, что автор смеется над тем, что, по мнению М. Горького, «по лезно и необходимо высмеять перед детьми, опорочить перед ними, чтобы возбудить отвращение к пошлости ста рого мира». В таком мире трудно жить, поэтому, делают вывод учени ки, некоторые герои ищут выход... «Одни пытались бежать на войну и любыми путями добывали оружие. Эти попытки заканчивались записями в кондуите, а это влекло наказание. Другие, как докторский сын Леля, уходили в мечту о неведомой, краси вой стране «Швамбрании», и хоть она была придумана и были в ней цари, войны, но она была справедливая». Мечта ребячья, наивная, смешная о справедливой стране рождается из чувства протеста против мерзостей жизни захолустной Покровской слобо ды. Мечта о лучшей, справедливой жизни - первый шаг героя в борьбе за новую жизнь.

Школьники отмечают, что мир, в который играют Леля и Оська, - чудес ный, в нем нет бедных, все равны. В этом мире осуществляются их мечты о плаваниях и о победных сражениях. Но они замечают и другой мир - мир несправедливости. Это гимназия с ее кондуитом, бездушием учителей. До гимназии доходят отзвуки грозных со бытий: империалистической войны, ре волюции, гражданской войны. Именно эти события ускоряют процесс станов ления гимназистов, и это хорошо пока зал писатель в образе Лели.

В центре внимания подростков следующий вопрос: под влиянием каких людей, событий начинает взрослеть герой повести? Дети отмечают, что по натуре Леля - мальчик наблюдатель ный, деятельный, живо откликается на Происходящие события. «Кто же был самым нужным человеком для Лели большинства его товарищей в трудо вой школе и почему?» - спрашивает учитель. Таким нужным Человеком оказался командир Чубарько в. Ученик делает краткое заранее подготовленное сообщение:

- Чубарьков - это бывший грузчик, очень простой, обыкновенный, живой человек. Ком иссар нигде не учился, он не умеет красиво говорить, но он предан делу революции: идет туда, где трудно. Чубарьков обладает умом, организаторскими способностями, в школе он быстро завоевы вает авторитет среди бывших гимназистов, по тому что с ними он разговаривает по-челове чески, культурно, называет их «мои ребята»; он не приказывал, а просил. И Леля не мог не выполнить первого общественного поруче ния - рисовать плакаты, призывающие осте регаться тифа. Правдивость, честность, пре данность Чубарькова революции понравились бывшим гимназистам. Он умеет подойти к ре бятам, участвует во всех делах: борется с тифом, вылавливает контрреволюционеров, формирует части, ремонтирует бронетранспор тер. Поэтому за ним идут другие...

Далее учитель говорит ребятам, что создание новой жизни не шло гладко, спокойно. Были трудности: голод, раз руха, свирепствовал тиф, всячески вредили новой власти сынки бывших кулаков, лавочников. Именно они пы тались дезорганизовать жизнь начав шего складываться школьного коллек тива. Биндюг - кулацкий сынок - ста новится организатором этих беспоряд ков.

Мешает утверждению новой жизни и учитель истории Кириков, который появляется в школе тихо, незаметно, даже скромно. Внешне он тихий, доб родушный старичок, но постепенно бывшие гимназисты узнают, что скрывается за его мнимым добродушием. Шестиклассники отмечают, что позже ученики во главе со Степкой Атланти дой разоблачают этого скрытого и ко варного врага революции. Ребята при водят примеры его речи («не говорит, а шаманит, шамкает»; «от него несет водкой»), говорят о том, что в конце повести автор рассказывает, как он прячется в трущобах со своими со общниками, варит самогон.

Обобщая ответы, учитель делает вывод о том, что враг хитер, он умело маскируется, иногда втирается в доверие к людям, долго остается неразо блаченным.

Беседа об эпизоде повести - экс курсии учеников в «музей трофеев» - следующий шаг в уяснении - второго вопроса. Важен здесь разговор о бес смысленности, жестокости войны и ло зунга Временного правительства «Вой на до победного конца!».

Ответы большинства шестиклассни ков на вопрос, какой представляется война в воображении героев, сводятся к следующему:

    Леля представлял войну пышным тор жеством, картинно, он использует выражение «театр военных действий». Так думает и
    Оська.

    И Оська и Леля собирают картинки жур налов, папиросных коробок, на которых кра сиво изображается война. Они видят на этих
    картинках позолоченные эполеты на генераль ских плечах, видят, как на мундирах блестят награды.

    На этих картинках изображен Козьма Крючков, который, как былинный герой, рас правляется с целым эскадроном, армией. Все
    это выглядит красиво, парадно, интересно.

Задаем вопрос, какой представилась война Леле на парадных маневрах. Ответ ребята находят в главе «Брати ки-солдатики». С помощью учителя они дают правильный ответ:

- Леля увидел военные маневры, он услышал грубость офицеров по отношению к сол датам, увидел муштровку, увидел, что вой на - это жестокость. Глава «Братики-солдатики» рассказывает о раненых солдатах, кото рых встречают красиво, пышно. Солдаты из мучились в дороге, три дня не спали. Один солдат говорит, что встречают их красиво, но эта встреча не нужна, а нужен отдых. Вот почему Леля говорит Оське, что война - это «ни капельки не красиво». О такой войне Ле ля и Оська не читали, о такой войне в гим назии им ничего не говорили.

- Оська и Леля читали в книгах о краси вой встрече воинов, в захолустном Покров ске их тоже так встречали: везли в разукра шенных экипажах городских богачей, играла музыка. Но эта праздничность, пышность нужна была только для увеселения горожан, все это было фальшиво ; не по-настоящему.

Во время экскурсии в «музей тро феев» война предстала в еще более

ужасном виде. Выясняем, каково наз начение этого музея. В результате кол лективной беседы школьники прихо дят к выводу: музей организован, что бы поднять дух населения, но осмотр трофеев производит иное впечатление на посетителей. Бывшие гимназисты понимают, что война не принесет наро ду лучшей жизни, а принесет только одни страдания. Они становятся сопри частными к событиям большой важно сти.

Итак, мы подводим школьников к ответу на вопрос, как взрослеет юный герой. Революция изменила судьбы людей, утвердила равенство. Леля втянулся в общественную работу, его не устраивает и жизнь дома. Отец то недоволен переселением в другую квартиру и расценивает это как неува жение к его профессии, то приветству ет то, что новая власть лучше забо тится о здоровье людей.

Спрашиваю школьников: «Кто в этот период помог, герою повести понять окружающий мир и осознать свое место в нем?»

Приведу некоторые ответы:

- Во многом Леле помогла двоюродная «сестра, которая вступила в партию, работала библиотекарем. Она объединила большую группу ребят. Леля находит здесь себе дело. Организовались литературный и газетный кружки. Леля - их активный участник.

- Друзьями его становятся дети рабочих семей. Именно теперь Леля понимает, что ра бота в библиотеке интереснее швамбранских приключений. И он прощается с Швамбра нией.

- Приезд двоюродной сестры помог Леле перейти от «золотого детства» к живому уча стию в общественной жизни.

Учитель добавляет, что помогло ге рою и новое веяние времени, которое принес в советскую трудовую школу Чубарьков. Теперь Леля готовится плыть не в Швамбранию, а в револю цию, становится активным участником событий. Это окончательный вывод, к которому подвел учитель нынешних школьников.

В основном отвечая правильно на 4-й вопрос, они вспоминают отрывок из повести, где автор описывает во ображаемую встречу Лели со Степкой Атлантидой: А я мечтал. Вот вернется Степка. Я пойду ему навстречу в заплатанных валенках, с пре лой соломой в руках.

«Здорово, Степка,- скажу я.- Дай пять... (Только не жми, а то у меня руки отекли...) Вот видишь, Степка, я теперь главный муж чина в доме и запретил контрреволюцию с теткиной стороны. Немножко проголодался, но это ничего. Буду есть тыквенную кашу до победного конца».

«Молодец парень,- скажет мне Степка- хвалю за сознание. Держись. И каша - хлеб».

«Но мне обидно ехать пассажиром,- скажу я,- я хочу матросом!»

- «Будь! - скажет Степка.- Будь матросом революции».

. С помощью учителя ребята прихо дят к выводу, что рассуждения свидетельствуют о наступающей граж данской зрелости. Обстоятельства ни заставляют его взрослеть. Отец ухо дит на фронт лечить тифозных красноармейцев, в семье трудности, лишения, все обязанности мужчины ложатся на него.

Леля мечтает стать матросом ре волюции. Так кончаются его мечты «Швамбрании». Постепенно Леля становится скромным матросом револю ции.

Урок не прошел бесследно для моих шестиклассников, он вызвал интерес к личности писателя, а книга запомни лась надолго. Вот как об этом говорят ребята:

    Я с удовольствием читал повесть. Она увлекла меня, прочитал я ее очень быстро. Сначала мне казалось, что в этой книге все смешное. Я не видел неравенства людей, из девательства одних над другими. На уроке внеклассного чтения я разобрался в ней боль ше: увидел войну, которая приносит людям горе, страдания.

    Книга читается легко. Мне кажется, я за помню ее на всю жизнь. Некоторые главы я пересказывал своим младшим братишкам. Я долго ждал очереди в библиотеке за этой книгой. Она написана давно, но не пылится на полках.

    Книга меня захватила, не оставила рав нодушной. Это наша книга, ребячья. Повесть надолго мне запомнится. После обсуждения
    ее в классе мне захотелось прочитать все книги
    Кассиля.

Пройдут годы, десятилетия, а книга Л. Кассиля по-прежнему будет вол новать юного читателя, потому, что «это одно из наиболее ярких произве дений советской литературы для де тей» (С. Я. Маршак).

Книжные обзоры
Книги для младших школьников


Л. Кассиль
"Кондуит и Швамбрания"

Повесть Льва Кассиля "Кондуит и Швамбрания" до сих пор остаётся одним из лучших произведений о детях и для детей, несмотря на свой более чем 70-летний возраст. В ней автор обращается к собственному детскому опыту и рассказывает о событиях, в которых участвовал он сам и его семья. Сохранено даже название места действия - город Покровск (сейчас Энгельс Саратовской области) - и имена главных героев - Лёля и Оська, а в эпилоге и лирических отступлениях появляется и сам автор - повзрослевший Лёля. Читатель видит происходящее с точки зрения ребёнка: обо всех событиях рассказывает главный герой, автор доверяет повествование девятилетнему Лёле. Более того, "Кондуит и Швамбрания" воспроизводит мир детства во всей полноте, в мельчайших деталях, обращается к детям на их языке. Может быть, поэтому повесть интересна и сегодняшним школьникам, хотя описываемые события происходили почти сто лет назад, в начале 20-го века, между первой мировой и гражданской войной.

Художественное пространство произведения разделено надвое: на мир взрослых и мир детей. Это противопоставление заявлено в самом начале повести, в разговоре двух братьев: "Мир был очень велик, как учила география, но места для детей в нём не было уделено". "Взрослый" мир показан глазами ребёнка, а потому многое в нём представляется несправедливым и абсурдным, и в качестве протеста герои создают свою идеальную страну - Швамбранию. Даже её название образовано по моделям, характерным для детской речи, да и сам мотив вымышленной страны заимствован из детского фольклора. Игры "в страну" очень популярны среди детей, и именно из игры и рождается Швамбрания. Все события, происходящие в реальной жизни, находят своё отражение в Швамбрании: "В Покровске началась эпидемия сыпного тифа" - "И в Швамбрании учредили кладбище", "В Покровске голод" - "Швамбрания ела. Она обедала и ужинала. Она пировала". С одной стороны, Швамбрания - страна мечты, там всё так, как должно быть, там нет места голоду, болезням, несправедливости, лицемерию. Она противопоставлена суровой действительности, это страна юмора и фантазии, в ней всё наоборот и вверх ногами, в ней смешиваются разнородные явления и совмещается несовместимое. Эта парадоксальная реальность изображается, как правило, с помощью оксюморона и метатезы - приёмов, восходящих к фольклорным нелепицам и небылицам. Оксюморон - сочетание несочетаемых понятий - и основанные на нём метафоры встречаются, как правило, в речи повествователя: "Тишина легла на затылки и пригнула нас к парте", "Буфет стоял - душа нараспашку". Метатезами - перестановками - изобилует детская речь, особенно речь Оськи: он называет летописцев "пистолетцами", путает "курагу" и "Никарагуа", смешивает мамонтов с папоротниками, в результате чего получаются "папонты" и "маморотники". Швамбрания - страна детства, в ней говорят на детском языке, она переполнена такими явлениями детской речи, как считалки, дразнилки, поддёвки. Вот, например, имена-дразнилки: Лиза-Скандализа, Рыбий глаз, Цап-Царапыч, Люля-Пилюля. С детским словотворчеством и детской этимологией связаны многочисленные географические названия: Микстура, Рыбьежирск, Наказань, Порт Фель, Порт Ной, пустыня Кор и Дор. А столкновение детской и взрослой речи создаёт совсем уж комические ситуации, например, в главах "Директор и Оська", "Бог и Оська".

С другой стороны, приметы реальности проникают и в вымышленную страну, а многие её персонажи представляют собой пародию на известных лиц: "Главным швамбранским попом был патриарх Гематоген. Это напоминало патриарха Гермогена… Мы величали Гематогена "ваше неправдоподобие".

Точно так же суровая действительность вторгается и в жизнь маленьких героев повести. В начале произведения это мальчики из интеллигентной семьи, и именно семья защищает их от многих проявлений реальной жизни. Все их проблемы сосредоточены на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, учителями и одноклассниками. Но постепенно семья Лёли и Оськи вовлекается в события гражданской войны: отец мальчиков, врач, уходит на борьбу с эпидемией, и в его отсутствие главой семьи становится старший сын, Лёля. Детское романтическое представление героев о войне сменяется вполне реальным знанием о ней, и вот уже вчерашние мальчишки наравне со взрослыми участвуют в послереволюционных событиях. Герои взрослеют на глазах, это проявляется и в новом отношении к мечте и реальности - Лёля и Оська прощаются со Швамбранией:

    Прощай, прощай, Швамбрания!
    За работу пора нам!
    Не зевать по сторонам!
    Сказка - прах, сказка - пыль!
    Лучше сказки будет быль!
И всё же, несмотря на оптимистический пафос последних стихов, окончательно расставаться с вымышленной страной Лёле и Оське жаль, ведь именно благодаря её существованию из "книжных мальчиков" вырастают настоящие мужчины, именно благодаря Швамбрании в самые тяжёлые времена героям удаётся сохранить лучшие человеческие качества и взять их с собой во взрослую жизнь.

Обзор подготовила филолог

«Кондуит». Отрывок из нее напечатал В. В. Маяковский в журнале «Новый Леф» в 1928 году. Затем вся повесть публиковалась в журнале «Пионер» за 1929 год.

Впервые отдельной книгой повесть была выпущена издательством «Молодая гвардия» в 1930 году, с рисунка «Кондуит и Швамбрания» переведена почти на все языки народов СССР и на многие языки мира; она издана во Франции, Америке, Польше, Югославии, Венгрии, Румынии, ГДР, Болгарии, Чехословакии.

Дети всего мира радуются, читая эту книгу. Ведь на всех языках детям понятна мечта о лучшей жизни; иа всех языках интересно узнать, как рухнул в нашей стране старый режим и как начиналось строительство нового мира.

В книге много забавных выдумок. Про Льва Кассиля можно сказать, переиначив слова поэта Пушкина: «И выдумки с ним запросто живут, - две придут сами, третью приведут». Фантазия двух героев «Кондуита и Швамбрании» была по-настоящему буйной. Но внимательный читатель увидит, как в этой фантазии отразился реальный, окружавший их мир - семейные отношения, впечатления от школы, жизни, улицы, прочитанных книг, учебников, газет. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Рецензия на книгу Кондуит и Швамбрани. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Все причудливо перемешивалось в их смехотворных «географических» названиях, в «исторических» событиях. В выдуманной стране Швамбрании мы отчетливо видим черты невыдуманной царской России.

Писатель отобрал для своих повестей самые характерные, самые красноречивые черты прошедшей жизни. И мы ясно ощущаем, что эту жизнь он не выдумал - он описал ее, изобразил такой, какой видел ее сквозь радужное стеклышко детской мечты. И действительно, ведь все описанное в книге - правда. Я сама видела в квартире писателя сохранившиеся с детских лет географические карты Швамбрании, ее герб и флаг. Я была знакома с родителями Льва Кассиля, и они в точности были такими, как в книге.

Правдивость событий, правдивость характеров, богатство разнообразных чувств, которые вызывает эта книга у читателя, добрый юмор сделали «Кондуит и Швамбранию» одной из самых любимых книг советских ребят.

Внимательный читатель получит много радости, участвуя в «игре слов», которую так часто затевает автор на страницах этой книги. В самом деле, старые выражения вроде «честь имею» и «отдает честь» приобретают новый, острый, неожиданный смысл в главе, когда городовой приходит поздравить с праздником. Весело читать про «круглые очки земных полушарий», про то, как «в моем почерке буквы уже взялись за руки» и «как домики зажмурили ставни». Но особенно забавны географические названия, придуманные автором: порт Фель, порт Ной, Пилигвиния, Кальдония, Бальвония, мыс Кегли, Кудыкииы горы и тому подобные.

«Волчий билет» - исключение из гимназии с запрещением поступить в другое учебное заведение.

Шпаки - так презрительно называли офицеры царской армии всех невоенных, штатских.

В «День белой ромашки» проводился сбор пожертвований для борьбы с туберкулезом.

Маренго - ткань серого цвета; сукно, из которого была сшита форма гимназистов.

Наследник - здесь: сын царя.

Протуберанец - огненный столб, выбрасываемый при извержении на поверхности солнца.

Ходынка - чудовищная катастрофа, происшедшая в Москве на Ходынском поле в 1896 году на празднике, устроенном для народа в честь вступления на престол Николая II, когда в свалке погибло несколько сот человек.

Цусима - место гибели русского флота в русско-японскую войну в 1905 году.

Принц и нищий, Том Сойер и Гек Финн - герои известных произведений Марка Твена; - герой романа Ч. Диккенса; дети капитана Гранта - герои одноименного романа Жюля Верна; тридцать три богатыря действуют в «Сказке о царе Салтане» А. Пушкина; Всадник без головы - герой романа Майн Рида; Дон-Кихот и - герои романа Сервантеса; Макс и Мориц, Бобус и Бубус, Маленькие Мужчины и Маленькие Женщины, маленький лорд Фаунтле-рой - герои известных в то время детских книг.

Голубая Цапля - описана в повести С. Джемисон «Леди Джен», очень популярной в то время.

«Синяя птица» - пьеса бельгийского писателя М. Ме-терлинка; до сих пор идет на сцене Московского Художественного театра.

Роберт Баден-Пауэль - английский генерал, основатель системы скаутинг.

Надо воевать до победы. «Война до победного конца» - лозунг Временного правительства, которо-му партия большевиков противопоставила требование мира, то есть немедленного окончания войны и установления власти рабочих и крестьян.

ЧК, Чека - Чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией.

Шапошников и Вальцев - составители задачника; Глезер и Петцолъд - авторы учебника немец-кого языка.

«Суплесы», «тур-де-ганши» - приемы французской борьбы.

Э - мюэ, «Е» немое, - в конце многих французских слов ставится буква «е», которая не произ-носится.

Готтентоты - африканское племя.

Менониты - немецкие сектанты, переселившиеся в XVIII веке из Германии в Поволжье.

Здесь пародируется эпиграмма Лермонтова: Три грации считались в древнем мире; Родились вы... всё три, а не четыре!

«Гимназисты, а не реалисты». - Средние учебные заведения в царской России делились на «классические гимназии» и «реальные училища»; ученики последних назывались реалистами.

«Валяги Люлик, Тлувол и Синеус». - До революции в учебниках истории утверждалась ложная, опровергну-тая впоследствии наукой легенда о том, что славянскую будто бы «основали» пришельцы - варяги Рюрик Трувор и Синеус.

«Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте! Спасибо вам скажет сердечное русский народ...» - слова из стихотворения Н. А. Некрасова «Сеятелям».

Гог и Магог - древний тиран и его царство, упоминаемые в старинных сказаниях.

Источники:
Лев Кассиль. сочинений в пяти томах. Том первый. Издательство: Детская литература. Москва. 1965 год.

Если домашнее задание на тему: » Рецензия на книгу Кондуит и Швамбрани – художественный анализ. Кассиль Лев Абрамович оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1. Нравственно-философский смысл романа «Мастер и Маргарита». 2. Вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита». 3. Тема творчества в романе «Мастер и Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской Рецензия к роману Гетьман Замысел исторического романа «Гетьман» относится к 1830-1832 годам - времени работы Гоголя над второй частью «Вечеров на Последний роман Роджера Желязны, вышедший в 1993 году, незадолго до смерти автора, вызвал много критических откликов. Отношение к роману «Ночь
    • Роль частей речи в художественном произведении
    • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

/ / «Кондуит и Швамбрания»

Дата создания: 1928-1931.

Жанр: повесть.

Тема: мечта и реальность.

Идея: люди сами способны построить счастливый мир.

Проблематика. Противостояние "старого" и "нового" в сознании.

Основные герои: Леля, Оська.

Сюжет. В основе сюжета лежит реальная биография Л. Кассиля. Повесть начинается с детства двух братьев: Лели и младшего Оськи.

Мальчики играли с отцовскими шахматами и потеряли черного ферзя. За это их поставили в угол. Леле пришла в голову мысль создать свой собственный воображаемый мир, где они могли делать все что угодно.

Так возникла страна Швамбрания. Ребята нарисовали ее карту, придумали герб и флаг. В этой стране они вели войны, путешествовали, совершали подвиги.

Все происходящее в реальной жизни находило свое отражение в Швамбрании. Только в воображаемом мире у всех приключений был счастливый финал.

Для Лели большим событием стало поступление в гимназию. Из уютной домашней обстановки мальчик попал в суровый и подчас жестокий мир, где действовали строгие правила и предписания. В жизни Лели появился кондуит - журнал, в котором преподаватели записывали проступки учащихся. Кондуит стал для него символом несправедливости.

К начавшейся Первой мировой войне мальчики сначала отнеслись с воодушевлением. Но после того как Леля увидел инсценировку настоящего боя, он понял, что в войне нет ничего хорошего и интересного.

Леля первым узнал по телефону о Февральской революции. Он радовался перевороту, даже не понимая, что произошло. Свержение самодержавия для него означало возможность выступить против начальства.

В обществе происходили бурные перемены. В гимназии был смещен с должности директор, в чем активно принимали участие гимназисты.

Октябрьская революция совершила полный переворот в сознании братьев. С этого времени в их играх появилось четкое деление на "своих" и чужих".

Вместо гимназии была образована единая трудовая школа. Бывшие гимназисты посчитали, что революция дала им полную свободу действий. В школе воцарилась настоящая анархия. Вскоре младший брат также был принят в школу.

Ученики продолжали буянить, пока их не убедили, что революция вовсе не отменяла знания. С этого времени все школьники стали усиленно заниматься. Ярким примером стало соревнование по алгебре между "А" и "Б" классами.

Ребята с большим уважением относились к назначенному в их город комиссару. Они полюбили его за строгость и справедливость. Когда комиссар заболел тифом и находился при смерти, все школьники постоянно справлялись о его здоровье.

В семью Лели приехали сразу три тетки. Они не признавали революции и старались так же настроить мальчиков. Вскоре интеллигентная семья вплотную столкнулась с "прелестями" новой жизни. Было нечего есть, не хватало дров, отключили электричество. Вдобавок папу мобилизовали на Уральский фронт для борьбы с тифом. Леля стал "главным мужчиной" в доме и повел борьбу с контрреволюцией теток.

Игра в Швамбранию продолжалась в старом полуразвалившемся доме. Там братья встретили двух мужчин, тайком гнавших самогон. Они стали часто ходить туда и помогать "алхимикам", не догадываясь, чем они занимаются.

Заметное оживление внесла в жизнь ребят приехавшая двоюродная сестра Дина. Она была коммунисткой и призывала братьев покончить с играми и заняться настоящим делом. Дину назначили заведующей детской библиотекой. Она активно взялась за работу, устроив вдобавок небольшой театральный кружок. Вскоре дети поставили первый спектакль, на который пригласили своих родителей. Премьера прошла при бурных аплодисментах.

После спектакля Дина высмеяла перед всеми ребятами увлечение Лели и Оськи воображаемой Швамбранией. Братья обиделись и перестали ходить в библиотеку. Но в глубине души они понимали, что сестра права. Детство кончилось, пора было входить во взрослую жизнь. Ребята в последний раз посетили "алхимиков" в старом доме и поняли, что помогали самогонщикам.

Вскоре с фронта вернулся измученный отец. Работа в полевых условиях тоже сильно повлияла на него, сделав из интеллигента убежденного большевика.

Символическими похоронами Швамбрании стал слом на дрова старого дома, где играли братья. Леля и Оська навсегда распрощались с детскими мечтами.

Через много лет Леля приезжает к Оське, чтобы поздравить его с рождением дочери. Он читает ему собственную книгу о Швамбрании, ставшей для братьев огромным жизненным уроком.

Отзыв о произведении. Повесть "Кондуит и Швамбрания" правдиво изображает жизнь двух братьев в годы революции. При столкновении с жестокой реальностью дети создают вымышленный мир, где нет места бедам и страданиям. Но революция разрушает преграды между мечтой и реальностью. Братья понимают, что им по силам добиться счастья в настоящей жизни.