1. Совершенствование сбытовой деятельности предприятия на примере ЗАО Атлант

    Дипломная работа >> Маркетинг

    Г. Киев. Примерами торговых домов служат ТД «Энергия» в Санкт... года выполнялись работы по расширению ассортимента выпускаемой продукции... холодильников. 3. Разработка мероприятий по совершенствованию сбытовой деятельности ЗАО «Атлант» 3.1 Совершенствование...

  2. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия

    Дипломная работа >> Экономика

    ... деятельности . 4. Анализ конкурентоспособности ООО ПКФ «Ваш дом» . 5. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО ПКФ «Ваш дом» ... сбытовой деятельности фирмы... Череповец; ЗАО «ЧФМК», г. Череповец. ЗАО «ТД Северсталь-Инвест» ... расширение ...

  3. Разработка предложений по повышению эффективности деятельности на предприятии Времена года

    Реферат >> Менеджмент

    ... мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия ООО «Времена года» 3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности ... по персоналу, кадрами занимается генеральный директор. Это вызвано тем, что расширение ... , сбытовая стратегия...

  4. Совершенствование сбытовой деятельности на предприятии

    Дипломная работа >> Экономика

    ... МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3.1 Расширение товаропроводящей сети Основой для успешной торговли сложнотехнической продукцией за ...

  5. Организация сбытовой деятельности торговой организации БауЦентр - Уфа

    Дипломная работа >> Маркетинг

    ... сбытовой деятельности 3.3 Мероприятия по совершенствованию розничного товарооборота 3.4 Разработка мероприятий по расширению ассортимента 3.5 Оценка экономического эффекта предлагаемых мероприятий ... дом «Радуга». Проведём анализ сильных и слабых сторон ТД ...

Расширение рынка сбыта товаров является одним из трех главных факторов роста прибыли организации, о чем свидетельствует следующая формула:

где П б - балансовая прибыль организации;

i = 1, 2 ... n - количество наименований выпускаемых организацией товаров;

Ц i - отпускная цена i-го товара;

С i - себестоимость i-гo товара;

N i - программа выпуска i-гo товара за анализируемый период;

Н - НДС и налог с продаж по организации в целом за тот же период.

Каков механизм влияния трех факторов на прибыль?

С повышением качества товара и качеством сервиса, а также со снижением затрат s сфере его потребления повышается цена. Эффект от реализации мероприятий по повышению качества товара, прямо влияющий на степень удовлетворения потребностей потребителя и его затраты по эксплуатации товара, должен делиться примерно в равных долях между производителем и потребителем, иначе кто-то из них будет мало заинтересован. Это деление осуществляется через цену.

Например, на разработку и реализацию мероприятий по повышению качества товара и качества его сервиса производитель затратил 3,5 млн. у.е. Мероприятие будет действовать в течение трех лет. Годовая программа выпуска товара - 80 тыс. шт. Цена единицы старого товара - 120 у.е., нового - 150 у.е. Экономия потребителя за счет использования более качественного товара составляет 12 млн. у.е. /шт. Тогда экономический эффект от внедрения мероприятий по повышению качества товара между производителем и потребителем без учета фактора времени, распределится следующим образом:

дополнительные затраты потребителя:

80000 х 3 х (150 - 120) х 10 -6 = 7,2 млн. у.е.;

экономический эффект, получаемый потребителем:

экономия минус затраты =12 - 7,2 = 4,8 млн. у.е.;

производитель получит экономический эффект (прибыль) в размере:

7,2 - 3,5 = 3,7 млн. у.е.

Таким образом, экономический эффект от разработки и внедрения мероприятий по повышению качества товара между производителем и потребителем распределится в пропорции: 56% - потребителю и 44% - производителю. Учитывая, что производитель при расчете цены и эффекта, как правило, завышает свои затраты, ориентируясь на неопределенность ситуации и трудности в освоении новшества, распределение эффекта будем считать справедливым.

При расширении рынка сбыта товара пропорционально повышается прибыль организации. Поэтому для решения этой проблемы необходимо решать предыдущие проблемы (см. пп. 5.6.1-5.6.4) методами стратегического маркетинга (см. рис. 5.5) и реализовывать эти разработки на последующих стадиях жизненного цикла товаров.

5.7. Управляющая подсистема

Эта подсистема включает следующие компоненты:

Управление персоналом в службе стратегического маркетинга;

Разработка и контроль реализации стратегических управленческих решений.

Рассмотрим коротко эти компоненты.

Принципы управления персоналом

Все проблемы, возникающие в системе управления (менеджмента) любыми объектами, решаются людьми.

Руководитель (менеджер) как субъект управления должен проанализировать ситуацию, спрогнозировать стратегию и организовать оперативное управление по ее реализации. А исполнитель как объект управления должен реализовать управленческое решение, принятое руководителем. В этом случае перед руководителем и исполнителем стоят совершенно разные задачи. Поэтому неправомерно с методической точки зрения к субъекту и объекту применять одни и те же принципы управления.

Главными условиями, определяющими степень достижения целей управления, являются профессионализм, организованность и порядочность руководителя. И чем выше уровень иерархии руководителя, тем выше сложность проблемы и ответственность за ее решение, выше заработная плата руководителя.

Менеджеру низшего звена (например, мастеру цеха, заведующему научно-исследовательским сектором) по сравнению с менеджером высшего звена (руководителем организации, предприятия) значительно проще выполнять свои функции, а исполнителю (например, конструктору третьей категории, рабочему) - еще проще.

Руководителю в своей работе приходится решать проблемы из любой сферы: техники, технологии, организации, экономики, психологии, экологии, а также в области функций и методов управления и т.д. Поэтому, как нам представляется, принципы или правила работы руководителя должны концентрировать все ранее рассмотренные принципы управления экономикой и качеством, планирования, формирования коллектива, оперативного управления и т.д. Это очень большой круг принципов, при соблюдении которых руководителями (менеджерами высшего и среднего звена) может быть достигнута цель системы.

Таким образом, при формировании структуры и содержания принципов управления персоналом будем исходить из следующих посылок: 1) комплексный охват главных принципов деятельности организации по основным направлениям; 2) ранжирование менеджеров и исполнителей (специалистов) по уровню иерархии; 3) дифференциация количества применяемых принципов работы в зависимости от сложности, повторяемости и стоимости управленческой задачи.

В табл. 5.11 приведены принципы роботы руководителя высшего звена как субъекта управления. Если он будет выступать в качестве объекта управления по отношению к вышестоящему субъекту, то ему следует руководствоваться принципами работы исполнителя.

Количество принципов работы руководителей среднего и низшего звена как субъектов управления такое же, что и руководителя высшего звена, отличия - в глубине проработки ситуации и прогнозировании параметров проблемы. Чем сложнее и дороже проблема, тем глубже она должна быть проработана и больше должно быть применено принципов.

Таблица 5.11

Одним из способов развить в ребенке творческое воображение, смекалку, научить мыслить широко и нестандартно является использование приемов и методов теории решения изобретательских задач. Но на этом пути родителей подстерегают устоявшиеся мифы и заблуждения, которые не позволяют в полной мере использовать возможности методики для развития детей. Давайте разбираться, где правда, а где вымысел.

Миф 1. ТРИЗ-псевдонаука

ТРИЗ – это какая-то новомодная иностранная псевдонаука, не имеющая к российской действительности, а тем более к развитию детей никакого отношения.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач – не является самостоятельной наукой. Это методика и алгоритмы решения творческих задач в любой области знаний, которые позволяют развивать творческое (изобретательское) мышление и качества творческой личности.

На самом деле ТРИЗ была разработана в 40-е гг. XX века в СССР нашим соотечественником Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ активно развивалась и широко применялась в Советском Союзе, поскольку рационализаторские идеи были востребованы. Но в 90-е гг. в нашей стране ТРИЗ утратила свою популярность, как и всё советское. Но в то же время стала набирать обороты за рубежом. И вот уже десятки мировых корпораций (Mitsubishi, Samsung, Hewlett Packard, General Electric, Siemens и пр.) в своей работе применяют методики ТРИЗ, имеют специальные отделы по ТРИЗ-инновациям или привлекают к разработкам ТРИЗ-консультантов.

В конце 80-х гг. сформировалась ТРИЗ-педагогика, ставящая своей целью формирование сильного мышления и воспитание креативной личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. В настоящее время, во многом благодаря Интернету, ТРИЗ в России получает всё большую популярность.

Миф 2. ТРИЗ нужен только инженерам и технарям

Что здесь правда, а что заблуждение?

Действительно ТРИЗ создавалась и была заточена именно под техническое применение, в помощь . Однако со временем ТРИЗ оказалась востребованной в самых разных сферах деятельности, в бизнесе, политике, рекламе, гуманитарных науках, искусстве и пр., благодаря своей универсальности.

Миф 3.ТРИЗ учит детей математике

Что здесь правда, а что заблуждение?

ТРИЗ учит решать. ТРИЗ и математика похожи своей стройностью, логичностью, последовательностью и системностью. Как сказал М.В.Ломоносов:

«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».

Это же справедливо можно отнести и к ТРИЗ. Но, пожалуй, на этом сходства заканчиваются. ТРИЗ учит креативности, учит решать открытые творческие жизненные задачи, у которых нет четкого условия, которые могут решаться разными способами и иметь различные результаты.

Если бы наша жизнь была такой же понятной, как , тогда бы мы решили задачу «Как одновременно уложить спать двух детей?» легко, как 1 + 1. Кладешь одного ребенка на кровать и кладешь второго ребенка на кровать: получаем двух спящих детей. Но в жизни почему-то так не получается, и чтобы решить эту открытую задачу, маме каждый раз приходится придумывать изощренные методы.

Миф 4. ТРИЗ не поможет в реальной жизни

Мне не нужен никакой ТРИЗ, я не изобретатель, далек от техники, у меня и так проблем в жизни хватает.

Что здесь правда, а что заблуждение?

Действительно есть такие люди, которым совершенно всё равно, откуда появился телевизор и что там у него внутри, лишь бы показывал хорошо и не ломался. И для таких людей поломанный телек – это целая проблема, чем теперь вечером заниматься.

Но даже если вам неинтересно вникать в тонкости развития и функционирования технических систем, которые нас окружают, или забивать свою голову вопросами типа «Почему паук сам не прилипает к своей паутине?», на мой взгляд, есть одно несомненное преимущество, которое дает человеку ТРИЗ. Она меняет мышление: человек не просто видит проблему, а может перевести ее в задачу, а значит, он встает в активную позицию решателя, и многое становится ему по плечу.

Миф 5. Гениями рождаются, а не становятся

Что здесь правда, а что заблуждение?

Были получены интересные результаты теста креативности, проведенного в рамках специального проекта NASA, который был разработан специально, чтобы оценить и измерить творческий потенциал дошкольников.

Тест проводился на 1600 детях в возрасте от 4 до 5 лет. Оказалось, что в топовую категорию теста, рассматриваемую психологами как «гениальность», попало 98 % детей! Результат получился настолько странным, что NASA опять заинтересовались и провели тот же тест, на тех же детях, но уже в возрасте 15 лет. Гениев среди них оказалось менее 12%! Среди взрослых процент гениальности упал до 2-х!

Г.С.Альтшуллер разработал новую область знаний – теория развития творческой личности, один из блоков классической ТРИЗ. Она подробно изложена в книге Г. С. Альтшуллера и И. М. Верткина «Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности», в которой авторы рассказывают, можно ли стать творческой личностью и что для этого нужно.

Миф 6. Всё уже изобретено

Что еще можно придумать? И так уже изобретено всё, что нужно. Так не бывает! Это невозможно!

Что здесь правда, а что заблуждение?

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Ещё в древние времена люди мечтали подняться в воздух и научиться летать, подобно птицам. История донесла до нас немало свидетельств попыток различных людей смастерить крылья и полетать. До недавнего времени самостоятельные полеты считались невозможными и фантастическими. Пока в 1903 году не был официально зафиксирован первый полет самолета, изобретенного американцами братьями Райт.

Думаю, не за горами тот день, когда то, что было фантастикой еще несколько лет назад (искусственный интеллект, клонирование человека и пр.), станет реальностью. Зачастую в нас говорят ограничивающие убеждения, нам мешает инерция мышления и психологическая инерция.

ТРИЗ предлагает огромное число приемов по преодолению инерции психологической и мыслительной и развитию креативного мышления. Возьмите, например, один из моих любимых – друдлы – и пофантазируйте, что вы видите на рисунках.

Миф 7. Для творчества нужно вдохновение

Чтобы написать интересное литературное произведение, надо ждать вдохновения.

Что здесь правда, а что заблуждение?

Еще А. С. Пушкин писал: «Не продается вдохновенье…». Наверняка многим знакомы муки творчества, когда мысль не идет, и больше не знаешь, чтобы эдакого придумать.

ТРИЗ решает и эту задачу. Целый блок РТВ (развитие творческого воображения) призван научить легко фантазировать. Г. С. Альтшуллер собрал воедино мировой опыт сочинительства, проанализировал, переработал и выдал такие приемы и способы, использование которых приводит к новым открытиям, сильному решению, нестандартному мышлению.

Миф 8. Вся сила в знаниях

Что здесь правда, а что заблуждение?

Все слышали фразу, приписываемую Фрэнсису Бэкону: «Знание – сила». Сложно спорить с общепризнанными авторитетами. Всем нам говорили, что надо хорошо учиться, получать «пятерки», и нас ждет прекрасное будущее, в противном случае маячила перспектива работать дворником.

Однако, есть и другое мнение. А. Л. Минц, советский радиофизик, инженер, разработчик систем связи и радиолокации, так говорил про выпускников школы: «Очень часто они напоминают мне фаршированную щуку. В этой щуке чего только нет. Вот только плавать она уже никогда не будет». Это яркий образ человека, напичканного знаниями, который так и не смог найти им достойное применение в жизни. Так что ценность не в самих знаниях, а в способности их применять в быстро меняющихся условиях жизни.

Миф 9.Моему ребенку еще рано осваивать ТРИЗ

Что здесь правда, а что заблуждение?

Тут нам лучше подскажет опытный практик Светлана Ивановна Гин, ведущий сотрудник международной Лаборатории «Образование для новой Эры», канд. пед. наук, автор книги «Занятия по ТРИЗ в детском саду», а также многочисленных пособий для учителей начальных классов, мама четверых детей. Вот, что она говорит (источник ):

«Если мы говорим про систему образования, то есть успешный опыт занятий по ТРИЗ с детьми 2-3 летнего возраста. Если же использовать ТРИЗ как инструмент мышления, то не стоит задавать возраст формально, а отталкиваться от момента, когда ребенок начинает осознанно пользоваться речью.

Чтоб ребенок начал изобретать, сами родители должны быть изобретательными.

Или возьмем литературный пример и рассмотрим его как задачу: «Наша Таня громко плачет». Давайте подумаем, как Тане можно достать мяч? Палочкой. А если палочки нет. Если была бы лужа, она могла бы зайти. Но в речку она не зайдет, она может сама утонуть. Искать лодку — лодки нет и т. д. Ребенок предлагает варианты, и мы их вместе оцениваем с точки зрения эффективности. Искать решения можно интуитивно, используя метод проб и ошибок, а можно сознательно, применяя приемы ТРИЗ».

Миф 10.Зачем мне и моему ребенку креативность? Я не художника ращу

Что здесь правда, а что заблуждение?

Узкое понимание креативности сводится к художественному или литературному, или какому-либо еще творчеству.

На самом деле понятие креативности очень объемное и включает в себя и способность самостоятельно мыслить, и способность создавать что-то принципиально новое, отклоняясь от традиционных схем и устоявшихся систем мышления, и умение смотреть на объект под разным углом зрения. Ключевым моментом является то, что это способность, а значит, ее можно (и нужно) развивать.

Зачем? Чтобы жить достойно и счастливо в наше непростое время в динамичном мире. Вы задумывались, кем будет ваш ребенок, когда вырастет? А вы уверены, что такая профессия будет востребована через 15-20 лет, что она вообще будет существовать? Специалист по ТРИЗ для дошкольников Татьяна Сидорчук отметила:

«Налицо парадокс: мы должны учить детей жить в мире, которого не знаем сами, – в мире будущего».

А как вы относитесь к ТРИЗ? Используете её в играх с ребенком или в своей жизни? Расскажите в комментариях!

Рано или поздно любая компания оказывается в жестких условиях выживания на высококонкурентном рынке. Необходим стремительный рост продаж. Один из самых эффективных способов решения подобных задач - применение методик ТРИЗ. Именно благодаря им наши партнеры в короткий срок увеличили оборот компании на 500%. Как грамотно использовать ТРИЗ-модели в управлении продажами?

Павел Володин,

консультант, «Биллион»

В этой статье вы узнаете:

    Где применима система ТРИЗ

    Три инструмента для принятия логичных решений

Система ТРИЗ 1 в продажах - это оригинальные и, по возможности, бюджетные решения. С ее помощью крупной компании удалось увеличить оборот продаж в 6 раз. Когда возникла проблема с продажами, можно было пойти по обычному пути - нарастить пул клиентов и увеличить объем поставки. Однако выбор пал на приемы и методы ТРИЗ. Аналитики выяснили, что в данной ситуации достаточно стабилизировать денежный поток. Для этого необходимо, чтобы деньги поступали 24 часа в сутки (у компании с различными поставщиками возникала разница в часовых поясах, в работе появлялся «мертвый» временной интервал и возникали перебои с перечислением денег). Решили организовать несколько складов в других регионах, поближе к проблемным поставщикам. Практически все коммерческие директора используют ТРИЗ, но чаще всего делают это по наитию. Давайте рассмотрим три инструмента ТРИЗ, применяемые в управлении продажами.

1 - ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) разработана изобретателем Генрихом Альтшуллером. Исследует механизмы развития технических и иных систем с целью создания практических методов, позволяющих решать задачи любого уровня сложности. - Ред.

Система ТРИЗ. Инструмент 1. Причинно-следственная цепочка

Эффективна при создании графической модели решения задачи с построением определенной иерархической структуры. Два года назад в статистике продаж крупной компании (электротехническая продукция) по Санкт-Петербургу наблюдался резкий перекос по сравнению с продажами в других регионах. Дорогая продукция реализовывалась в Петербурге намного лучше, а оборудование более низкого ценового сегмента, продажи которого в остальных офисах составляли львиную часть оборота, уходило плохо. Такие скачки негативно сказывались на годовом планировании и торговой логистике - периодически возникали проблемы на складах (дефицит продукции высокого ценового сегмента и затоваривание склада малобюджетными изделиями).

Лучшая статья месяца

Мы подготовили статью, которая:

✩покажет, как программы слежения помогают защитить компанию от краж;

✩подскажет, чем на самом деле занимаются менеджеры в рабочее время;

✩объяснит, как организовать слежку за сотрудниками, чтобы не нарушить закон.

С помощью предложенных инструментов, Вы сможете контролировать менеджеров без снижения мотивации.

Необходимо было понять, как увеличить объем продаж в малобюджетном сегменте. Начали с использования маркетингового ресурса: компания провела в регионе несколько конференций совместно с партнерами, вложила существенные бюджеты в рекламу. Была разработана и запущена программа дополнительных скидок на продукцию данного сегмента. Особое внимание руководство уделило и работе менеджеров, но тут промахов не выявилось. Однако принятые меры не дали требуемого результата.

  • Отложенный спрос: способы стимулирования сезонных покупок

Компания привлекла к решению задачи специалистов по методу ТРИЗ. Прежде всего требовалось ответить на вопрос, почему оборудование низкого ценового сегмента в Санкт-Петербурге продается плохо. Эксперты перечислили несколько возможных причин. Представленные варианты образовали дерево мини-задач (рисунок 1 ). Часто ветви дерева соединялись и пересекались - это совершенно нормальное явление, которое позволило сгруппировать мини-задачи. Для каждой группы был сформулирован вопрос «Как решать эту мини-задачу?», который лег в основу интервью с клиентами компании. Интервью помогло ответить на два вопроса: «Нужно ли решать эту задачу?» и «Если нужно, то как именно?». В ходе интервью были выявлены дополнительные мини-задачи, важные для клиентов. В результате анализа выяснилось, что огромное значение для данного сегмента оборудования имела близость к «большой воде» - Балтике. Большинство электротехнической продукции устанавливалось на улице. Малобюджетные устройства имели низкий коэффициент пылевлагозащиты - в них накапливался конденсат из-за повышенной влажности воздуха, и они чаще выходили из строя. Поэтому многие потребители предпочитали покупать более дорогостоящие приборы, которые дополнительно защищены от проникновения влаги. Глубинное понимание причины проблемы помогло компании найти недорогое и эффективное решение - грамотно распланировать насыщение склада в этом регионе, что отразилось на изменениях в складских запасах и логистике.

Приемы и методы ТРИЗ. Инструмент 2. Девятиэкранная матрица

Некоторое время мы работали с компанией, которая занимается поставками дорожно-строительной техники. Это сложный и высококонкурентный рынок, который компания начала осваивать недавно, но уже успела занять там свое место. Однако работы по расширению охвата рынка не остановила, напротив, стала прилагать к этому дополнительные усилия, что потребовало инвестиций. Необходимо найти такие конкурентные преимущества, которые могли бы представить технику в неоспоримо более выгодном для заказчика свете.

Для решения этой задачи использовался системный оператор, или девятиэкранная модель.Чтобы работать предметно, подробно описали цикл жизнедеятельности одной из единиц строительной техники - грейдера.

Было решено провести детальное исследование матрицы по системе ТРИЗ. Вертикальный анализ (рассматриваются экраны по вертикали) позволяет понять взаимосвязь динамики изменения характеристик с условиями эксплуатации. Например, если на объекте, А (экран 4 ) повышенная влажность (строительство ведется на берегу озера или моря), то износ грейдера (экран 5 ) может происходить быстрее - повышенная влажность способна вывести из строя ряд механизмов (экран 6 ). Мы проанализировали грейдеры конкурентов, оказалось, что данная особенность характерна для всего класса оборудования. Но этот факт, негативный с точки зрения технических характеристик, обыграли в свою пользу. На логичный вопрос клиентов, почему китайский грейдер стоит на 20% дешевле, нашелся вполне очевидный ответ. Ремонт представляемого грейдера обходится клиенту на 30% дешевле, чем ремонт китайской техники, что связано с ценой комплектующих. Плюс простой китайского грейдера в момент ремонта (на доставку деталей необходимо определенное время). С помощью этих аргументов удалось убедить клиентов в целесообразности работы с нашей продукцией.

  • Как продавать дорогой товар: программа рассрочки для клиентов

Анализ по горизонтали позволяет углубиться в другом направлении - эксплуатации. Например, анализируя транспортировку грейдера от объекта, А до объекта Б (экран 5 - экран 8 ), мы заметили преимущество технических характеристик грейдера (экран 2) по сравнению с конкурентами. Оказалось, что наш грейдер в сложенном состоянии на 0,3 м ниже, чем любой другой. Таким образом, при перевозке он проходил под мостами, находясь на обычной платформе, в то время как для транспортировки техники конкурентов требовались платформы с низким профилем. Заказ низкопрофильных платформ - это потеря времени и увеличение стоимости перевозки. Так компания получила конкурентное преимущество «из воздуха», что принесло существенный экономический эффект - не надо было менять логистику, как в случае с грейдерами конкурентов.

Система ТРИЗ. Инструмент 3. Метод пересекающихся трендов

Один из наших партнеров столкнулся со следующей ситуацией. Компания нанимала сотрудников и инвестировала средства в их образование. Со временем повышала и зарплату. Но в какой-то момент уровень квалификации этих работников достигал определенной планки, и их стоимость на рынке труда значительно повышалась. Работодатель не имел возможности увеличить им зарплату до среднерыночного уровня согласно квалификации. Как правило, такие специалисты покидали компанию. Пришедшим на их место новичкам часто приходилось начинать все сначала. Естественно, процесс сопровождался для компании потерей денег и времени, затрачиваемого на обучение и адаптацию новых сотрудников.

  • Демпинг: скрытые опасности продаж по заниженным ценам

На помощь пришли методы ТРИЗ. Были построены два тренда - роста квалификации и ожидаемого роста заработной платы. В месте, где они пересекаются, возникает проблема. Очевидно, что в начале трудового пути в компании сотрудник не просто не ожидает повышения оклада - он считает, что ему переплачивают. Этот этап плодотворен для привязки к компании - как правило, работник понимает, что должен заслужить преференции, предоставляемые работодателем, и шанс, что он покинет это место, стремится к нулю. Очевидно, что и программа лояльности должна отличаться от подобных программ (полисом ДМС или абонементом в фитнес-клуб уже никого не удивишь), что позволит выделить компанию из массы работодателей.

Для повышения мотивации в программу были внесены такие пункты, как возможность обсудить проблему напрямую с топ-менеджером и обращение к корпоративному юристу по личным вопросам, например оформлению собственности, помощи в ДТП (юристу отдельно выплачивалась премия за оказание услуг). Каждый сотрудник мог, минуя непосредственного руководителя, в определенное время позвонить генеральному директору с тем или иным вопросом (например, касающимся взаимоотношений в коллективе).

Информация об авторе и компании

Павел Володин окончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (факультет информационных технологий) в 2012 году и Московский общественный институт технического творчества (квалификация - «специалист ТРИЗ третьего уровня»). Опыт работы по технологии ТРИЗ с 2010 года.

«Биллион» специализируется на проведении маркетинговых исследований рынка, а также на разработке и проведении тренингов для компаний, реализующих технически сложный продукт и решения на его основе. На рынке с 2008 года. Партнеры: «Идеальные решения», «Визави-консалт», бизнес-школа SRC. Официальный сайт - www.10v9.ru

Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же это за методика? Об этом читайте ниже.

Что такое ТРИЗ

Эта аббревиатура расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Что она собой представляет? Это наука о том, как современный человек должен решать задачи. Теория была разработана советским ученым Генрихом Альтшуллером. Кто он такой? Это писатель-фантаст и изобретатель-инженер в одном лице. Этот человек вывел теорию, а потом и подтвердил ее на практике, что если взглянуть на любую проблему, то решение к ней можно найти одним и тем же способом. То есть, совершая одинаковый алгоритм действий, можно решить все задачи.

Если уже в 40-х годах прошлого века было разработано такое чудесное пособие, то почему же сегодня перед человеком встают какие-то непреодолимые преграды? Дело в том, что не все преподаватели знают, что такое ТРИЗ. Ведь все мы слышали о скорочтении, но как много людей на земле им владеет? То же самое касается и систем изучения языков. Есть много различных пособий и курсов, но почему-то лишь малая часть наших соотечественников владеет в совершенстве двумя-тремя языками.

Зачем была создана ТРИЗ?

Основная цель теории решения изобретательских задач - это найти одно-единственное решение. Для многих пиарщиков и креативщиков это может показаться странным. Всего одно решение? Но, как известно, самая лучшая идея - всегда самая простая и лежит на поверхности. До того как была разработана теория ТРИЗ, люди считали, что для нахождения оптимального решения нужно обследовать проблему вдоль и поперек, провести мозговой штурм и найти 100500 различных вариантов решения. Но ведь если подумать, то в итоге всегда оставляли один вариант, причем тот, для реализации которого потребуется наименьшее количество затрат, как физических, так и материальных.

Принципы ТРИЗ

  • Изобретения. Благодаря им человек улучшает мир, в котором живет. А как известно, мы живем по законам, уже созданным природой. Люди улучшают систему многими способами. Те, которые наилучшим образом вписываются в повседневную жизнь, остаются, другие с течением времени просто забываются.
  • Всегда есть противоречия. Этот принцип проще всего понять на примере. Эффективность любого механизма будет прямо пропорциональна его объему, именно так долгое время думали инженеры, которые собирали компьютеры. И ведь действительно, еще 10 лет назад самыми мощными вычислительными машинами были те устройства, которые имели очень увесистые габариты. Но с изобретением новых способов хранения данных размеры компьютера уменьшились. Противоречие исчезло.
  • Для каждой проблемы есть свое решение. Все будет зависеть от ресурсов, которыми располагает человек или система. Объясним на примере. Взрослые хотят дать детям как можно больше информации. Но детские книжки всегда маленькие. Как же получается сжать рассказы? Благодаря картинкам и стихам можно сократить часть текста.

На кого рассчитана система

Что такое ТРИЗ, мы выяснили, а теперь нужно понять, кого же можно обучать этой теории. Как и большинство экспериментов, этот ученые ставили на детях. Ведь ни на ком другом нельзя проверить успешность нового метода воспитания. Поэтому дети дошкольного возраста становились «подопытными кроликами». Когда система ТРИЗ показала, что ученые не ошиблись, и детей получилось научить мыслить более систематически, с ними продолжали заниматься и в школьном возрасте. Здесь решались уже более сложные задачи. Детям давались задания, но ни наводок, ни подсказок не было.

А также система ТРИЗ вполне неплохо себя зарекомендовала в качестве программы усовершенствования взрослых людей. Понятно, что мозг в юном возрасте пластичнее, но стоит понимать, что человек способен воспринимать новую информацию в любом возрасте. Поэтому сегодня у человека любой возрастной группы есть возможность заниматься по системе ТРИЗ. Причем это можно делать как дома, так и в специальных заведениях, которые проводят курсы, семинары и интенсивы.

Сколько времени занимает обучение

Теория решения изобретательских задач - это целая наука. Причем по аналогии с физикой или с химией можно сказать, что учить ее следует всю жизнь. Как же так, ведь в детском саду и школе детей тренируют упражнениями, а поступая в высшее учебное заведение, человек уже не практикует ТРИЗ постоянно? Все, что у него осело на подкорке, тем он и пользуется.

Именно так и живут многие люди в нашей стране. Но если провести параллели с языком, например с английским, то становится понятно, что вполне можно выучить его за 10 лет. Но если потом не применять язык на практике, знания быстро испарятся. Поэтому ответить на вопрос о том, за сколько времени можно научиться применять ТРИЗ, можно так: освоить основы любой взрослый человек способен за месяц, а вот оттачивать на практике полученные знания придется не один год.

ТРИЗ в детском саду

Теория решения изобретательских задач имеет одну и ту же структуру. Чтобы ее понять, нужно разбить ее на пункты и иллюстрировать примерами.

  • Первый этап - перед детьми ставится задача, и они должны без помощи взрослых ее решить. Как же может выглядеть задача? Она должна быть сформулирована в виде краткого вопроса, в котором можно найти ответ. Примеры: как можно выяснить, который сейчас час, если на руке нет часов; как найти самого умного человека в мире? Можно даже загадать стандартную загадку: как засунуть слона в холодильник?
  • ТРИЗ в детском саду подразумевает нахождение противоречий. Приведем пример. Солнце - это хорошо, оно дает земле свет и тепло. Но если не будет дождя, то начнется засуха, которая потом может преобразиться в пожар.
  • Завершающим этапом является решение противоречий. Когда поставлена задача, например: идет дождь, что нужно сделать? Найдено противоречие: взять зонт, но он слишком большой и не помещается в рюкзак. Остается только сделать логичный вывод: следует взять складной зонт, который и от дождя защитит, и в сумку отлично поместится.

ТРИЗ в школе

Как известно, учебная программа всех общеобразовательных учреждений заверяется, утверждается и, как следствие, не меняется годами. И если технологии ТРИЗ в ДОУ по ФГОС существуют, то в школе официально эту систему не применяют. В качестве дополнительных или факультативных занятий некоторые учителя ее внедряют, но не на постоянной основе. А как мы уже выяснили, знания, не подтвержденные достаточной практикой, особой ценности не имеют.

Чем же можно развлечь детей на факультативе? ТРИЗ для дошкольников - это легкие задачки, в основном на базе сказок или их жизненного опыта. Детям 9-12 лет уже можно давать серьезные задания, ответы на которые они будут придумывать, а не искать в своем прошлом. Что же это может быть?

Пример задания. В комнате общежития живут два соседа. Один из них вечером смотрит телевизор, другой читает. Лампочка в комнате одна, висит по центру на потолке. Свет мешает одному из соседей смотреть телевизор, так как засвечивает экран. Что же можно придумать в качестве решения такой задачи? Ответ вполне очевиден. Нужно приклеить на лампочку со стороны телевизора кусок непрозрачного скотча, тогда засветы прекратятся, а второй человек в это время все еще сможет спокойно читать при свете.

Взрослые люди могут повысить свои изобретательские способности?

Несмотря на то что с возрастом мозг теряет свою пластичность, способность к обучению у человека остается. Использование ТРИЗ пригодится человеку любой профессии и любого возраста. Ведь бытовые проблемы подчас раздражают ничуть не меньше, чем рабочие. Сегодня, в век цифровых технологий, все желающие могут скачать книги по теории ТРИЗ или же, если нет времени самостоятельно постигать азы, можно записаться на специализированные курсы. На них за 2-3 недели можно получить знания в сжатой форме.

Какие игры проводить с ребятами

ТРИЗ в детском саду - это не уроки. Новые знания преподносятся ребятам в форме игры. Одна из них называется "Маша-растеряша". Ребенок подходит к колоде карточек, на которых нарисованы предметы, используемые в хозяйстве. Например, ножи, вилки, ложки или миксер. Вытаскивает карточку, а там нож. Он объясняет группе, что нож потерян. Теперь ребенок должен посетовать на то, что он не знает, чем будет резать хлеб. А группа должна предложить решения проблемы. Например, хлеб можно нарезать леской, линейкой или отломить рукой. А можно распилить его ножовкой или расковырять вилкой.

Еще один пример задач ТРИЗ - это игра в теремок. Задача детей - научиться видеть общие признаки у разных предметов. Каждому из ребят выдается карточка, на которой нарисован предмет. Один ребенок становится ведущим и забирается в домик. В руках он держит карточку с изображением, например, гитары. К нему подходит товарищ, в руках которого картинка удочки. Ведущий озвучивает условия: я впущу тебя в дом, если ты назовешь общие признаки между мной и собой. Ребенок с картинкой удочки начинает перечислять, что и гитара, и удочка делаются из дерева, у обоих этих предметов есть нитки и лески и т. д.

Как искать ответы

ТРИЗ для дошкольников - это не только способ решать воображаемые проблемы, но еще и путь к развитию фантазии. Поэтому когда в бытовой ситуации требуется быстро прийти к какому-то выводу, ребенок это сможет сделать с легкостью. Каким же образом? Чем больше человек прорешает всевозможных задач, тем больше в его голове останется аналогий, благодаря которым можно будет быстро находить ответы.

Например, если ребенок уже решал задачу о том, что хлеб можно нарезать не только ножом, но и линейкой или ложкой, то в походе он сможет быстро сориентироваться, когда под рукой не окажется чего-то режущего. Главная задача ТРИЗ - это не решать задания ради самого решения, а находить ответы на жизненные вопросы.

Задача с готовым решением

ТРИЗ-игры в саду пользуются популярностью. Но не все воспитатели могут быстро придумать детям подходящие задания. Поэтому мы предлагаем такой вариант. Керамическая кружка хорошо сохраняет тепло, но и быстро нагревается. Нужно придумать, как же сделать так, чтобы, не меняя материала, изготовить предмет того же вида, но с условием, что его будет удобно держать в руках. Дети могут предлагать использовать различные оберточные материалы, подстаканники или же вязаную «одежду».

Стоит сказать, что в производстве такие кружки будут очень дорогими, так как человеку помимо столового прибора придется покупать еще дополнительные предметы. Стоит ждать до тех пор, пока какому-нибудь ребенку не придет в голову идея приделать к кружке ручку. Этот ответ будет правильным. Ведь ручка изготавливается из того же материала, что и кружка, а значит, на производстве не будет никаких лишних затрат. Занятие с элементами ТРИЗ можно придумывать быстро, стоит только потренироваться. Вот еще примеры. Как перемещать кресло по квартире, чтобы оно не оставляло следов на поверхности? Как быстро разморозить еду?

Что дает система

После проведения месяца занятий ТРИЗ в подготовительной группе уже можно видеть первые результаты. Дети начинают интересоваться окружающим миром и пытаться решить парадоксы. И это стремление похвально. Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС с каждым годом набирает обороты. Если и дальше дошкольное образование будет применять эту теорию и осваивать ее на практике, то, может быть, следующее поколение детей вырастет гениями.

А что можно получить от тренинга ТРИЗ? Способность взглянуть на проблемы под другим углом и находить решение там, где раньше его не было видно. Причем больше не потребуется тратить часы на коллективный мозговой штурм, один человек благодаря своей силе воображения вполне способен справиться даже с самой сложной задачей.