Накопление требуемого запаса специальных знаний, касающихся проектируемых изделий, владение приемами проектирования являются необходимыми условиями плодотворной деятельности проектировщика. Вместе с тем, обучение скрывает в себе одну из самых серьезных помех получения новых полезных идей – психологическую инерцию.

Психологическая инерция – это предрасположение к какому-либо конкретному пути решения задачи, являющееся следствием вполне естественного стремления человека решать задачу известным и многократно применявшимся способом.

Психологическую инерцию можно преодолеть. Для этого, в первую очередь, надо помнить о ней, причем, отнюдь не требуется действовать по принципу «забудь все, что знаешь». «Старые» методы в большинстве случаев плодотворны, так как они базируются на оправдавшем себя опыте. Следует соблюдать принцип: методов много, а не один, и что хорошо в одном случае, может быть плохо в другом.

По мере накопления знаний наступает и такой момент, когда обширность материала, количество вариантов решения начинают действовать в обратном направлении – уменьшают опасность психологической инерции. Имеются также методы для преодоления психологической инерции.

Кроме психологической инерции существуют препятствия и других видов, например, боязнь риска, недоверие к новому, влияние авторитетов, опасение критики и др.

4.3 Рациональные методы генерирования идей

Эта группа методов основана на использовании оптимальной логики анализа технического или другого совершенствуемого объекта, закономерностей или развития. Здесь предлагают логические правила анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д. Это рациональные, или логические методы решения творческих задач. К ним относятся: морфологический ящик, метод многомерных матриц, алгоритм решения изобретательских задач, функционально-физическая методика конструирования.

Одним из рациональных приемов решения изобретательских задач является применение метода черного ящика .

Понятие "черного ящика" широко используется в кибернетике. Имеется в виду система, в которой известны входные и выходные величины, а внутреннее устройство неизвестно.

При применении метода черного ящика в процессе формирования идеи сущность подхода заключается в том, что для решения задачи абстрагируются от поисков конкретного определения структуры изделия, рассматривая только возможные варианты входных и выходных параметров. Этим снимаются ограничения, налагаемые на пути решения наличием или отсутствием известных принципов или схем преобразования этих параметров. Все внимание разработчика концентрируется на выборе рационального вида и значений входных и выходных параметров изделия, содержание же "черного ящика" оставляется для самостоятельного рассмотрения как второй шаг проектирования.

Одним из наиболее полных и обстоятельных принципов формирования идей является принцип систематизации , известный в теории проектирования как метод морфологического ящика.

Сущность метода заключается в выделении существенных классификационных признаков изделия или его составной части, отличающих одну конструкцию (схему, принцип действия) от другой, установлении вариантов каждого из признаков и представления каждого из признаков в виде многомерной матрицы или диаграммы всех возможных их комбинаций, независимо от их жизнеспособности и ценности.

Двух- и трехмерная матрица легко представляется графически, многомерные матрицы могут быть разложены на серию двух- или трехмерных или же представлены в виде:

А1, А2, А3, …Аi

B1, B2, B3, …Bj

C1, C2, C3, …Cm

………………

K1, K2, K3, …Kn

где А, В, С … К – варианты классификационных признаков,

i … n – количество вариантов каждого признака.

Количество рабочих идей: N=i*j*m*…*n.

С целью предотвращения образования слишком большого количества рабочих идей следует, осторожно относится как к выделению классификационных признаков, так и к рассмотрению их вариантов, ограничиваясь только существенными, принципиально важными признаками и вариантами. Хотя при наличии возможностей машинной оценки принятых критериев, количество идей может быть сравнительно большим – несколько десятков или даже больше, при ручной обработке результатов приходится исключать заранее те из них, которые представляются разработчику неперспективными на основании, например, инженерной интуиции.

Процедура применения метода содержит следующие последовательно выполняемые шаги:

Выработка принципиального решения о составе проектируемого объекта, «принципиальной схемы»,

Выделение классификационных признаков объекта,

Установление возможных вариантов каждого из признаков,

Создание модели морфологического ящика,

Изложение полученных комбинаций признаков – «рабочих идей»,

Выработка критериев оценки объекта проектирования с точки зрения поставленной цели разработки,

Анализ и оценка рабочих идей, выявление их недостатков,

Изыскание способов устранения выявленных недостатков каждой из рабочих идей и разработка «улучшенных идей»,

Анализ и сравнительная оценка улучшенных идей, выбор одной из них в качестве «оптимизированной идеи», служащей для последующей конкретизации принятого варианта объекта проектирования.

1. Назначение осей (выделение классификационных признаков объекта установление возможных вариантов каждого из признаков).

2. Построение матрицы.

3. Анализ результатов и выработка критериев оценки объекта проектирования.

Достоинство: большое число вариантов.

Недостаток: трудность нахождения нужного варианта

Морфологический метод позволяет получить большое количество вариантов и сочетаний, что значительно больше, чем может представить себе человек.

Алгоритм решений изобретательских задач (АРИЗ)

1. Формулировка задачи (мини-задачи).

2. Нахождение технического противоречия (ТП).

Техническое противоречие состоит в том, что к одному и тому же элементу или изделию предъявляются два взаимоисключающих требования.

Например, направляющая прибора должна обладать высокой точностью, и должна быть не точной, чтобы не увеличивать цену прибора (смотри рис.1)

Рисунок 1– Измерение радиального биения

3. Усилим конфликт → идеальный конечный результат (УК → ИКР). (Например, индикатор движется, но без направляющих).

4. Введение Х-элемента (Х-элемент обеспечивает движение индикатора прямолинейно и параллельно оси детали).

5. Разрешение технического противоречия (ТП). Существует 40 приемов разрешений технических противоречий.

6. Мобилизация ресурсов (МР)

Х-элемент подставить на место каждого из элементов системы и проверить возможность выполнения функции (п.4).

В качестве Х-элемента выберем призму. Деталь расположена на призме. Удлиним призму в 2 раза и поставим антипризму (смотри рис. 2).

Рисунок 2

Можно не удлинять призму, а сделать антипризму следующим образом (см. рис. 3):

Рисунок 3

Право на изобретение, полезную модель, промышленный образец охраняется государством и удостоверяется патентом.

Изобретению в любой области техники предоставляется правовая охрана, если оно относится к продукту или способу, является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Полезной моделью, которой предоставляется правовая охрана, признается техническое решение, относящееся к устройствам, являющееся новым и промышленно применимым.

Промышленным образцом, которому предоставляется правовая охрана, признается художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид и являющееся новым и оригинальным.

Статья 1001. Патентообладателю принадлежит исключительное право на использование запатентованных изобретения, полезной модели, промышленного образца. Иные лица, непатентообладатели, не вправе использовать изобретение. Полезную модель, промышленный образец без разрешения патентообладателя, за исключением случаев, когда использование в соответствии с настоящим кодексом или иным законом не признается нарушением прав патентообладателя.

Нарушением исключительного права патентообладателя признаются осуществленные без его согласия:

    изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в гражданский оборот или хранение для этих целей продукта. Изделия, изготовленных с применением запатентованных изобретения, полезной модели, промышленного образца, а также совершение названных действий в отношении средства, при функционировании и эксплуатации которого в соответствии с его назначением осуществляется способ, охраняемый патентом;

    применение способа, охраняемого патентом на изобретение, или введение в гражданский оборот либо хранение для этих целей продукта, изготовленного непосредственно способом, охраняемым патентом на изобретение.

Изобретение - решение технической задачи, относящееся к материальному объекту – продукту или процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств – способу.

Правообладатель – гражданин или юридическое лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

Психологическая инерция

Психологическая инерция – это свойство человека мыслить по прямой аналогии .

Инерция мышления – одно из свойств человеческой психики, которой выражается в том, что сознание, разум человека часто подчиняется силе привычки. Под ее влиянием при размышлении над проблемами в голову человека сначала приходят идеи, похожие на уже известные. Но обычно старые идеи для новых условий не подходят, как не подходит паровой двигатель для современного автомобиля. Потому и называют это свойство психики «инерцией», что оно тормозит появление новых идей и решением.

Психологическая инерция имеет свои плюсы и свои минусы. Преимущество инерции в том, что она позволяет человеку выполнять привычные действия, не задумываясь, автоматически, не тратя времени на «изобретение велосипеда». Недостаток инерции мышления в том, что она заставляет человека действовать стандартно и в нестандартных ситуациях.

Откуда же она берется?

Когда появились паровые двигатели, изобретатели очень быстро догадались, что их можно использовать для увеличения скорости транспорта. Но в первых паровозах двигатель приводил в движение механические ноги по аналогии с ногами лошади. А в первых автомобилях шофер сидел на облучке, как кучер в карете.

Это инерция привычного принципа действия, привычного внешнего вида

ПРОСТАЯ ЗАДАЧКА

2 монетки в сумме составляют 15 копеек,

причем одна из них не пятак.

Какие это монетки?

Большинство решающих эту задачу впервые автоматически исключают пятак из всех возможных вариантов. Но ведь в задаче говорится только об одной монете, что она не пятак. Вторая монета вполне может быть пятаком.

Ответ: 5 копеек и 10 копеек

Это инерция несуществующего запрета

Существует еще много сильно мешающих видов инерции, но их мы подробно разберем в следующих книгах этой серии.

Мы научимся бороться с психологической инерцией. Но этого не достаточно, чтобы эффективно решать наступающие на нас со всех сторон проблемы. Условия жизни беспрерывно меняются, требования к человеку растут. Ваш интеллект нуждается в тренировках, развитии… Иначе вас обгонят более изобретательные коллеги.

Как развивать интеллект? Упражнениями…

ЗАДАЧА НА РАЗРЕЗАНИЕ

Как разрезать круглый сыр тремя разрезами на 8 равных частей?

Затруднительно? Хорошо, пока оставим эту задачу, вернемся к ней позже.

Рассмотрим что-нибудь попроще.

Как разместить на пачке сигарет еще 3 пачки в один этаж?

Эта задача практически не вызывает затруднений: надо поставить все три пачки вертикально.

ЗАДАЧА СО СПИЧКАМИ

Как из шести одинаковых спичек составить четыре одинаковых треугольника?

Как ни перекладывай спички на плоскости, четыре треугольника не получается. Только вспомнив о существовании третьего измерения, можно получить правильный ответ.

Обратите внимание: какой прием мы использовали для решения этих задач? Переход в третье измерение. Попробуйте применить этот же прием для решения задачи о разрезании круглого сыра.

Один прием уже попал в поле вашего зрения.

Есть много очень интересных методик по развитию интеллекта. Мы познакомимся с ними в следующих книжках этой серии.

Но наша цель – не только развитие интеллектуальных способностей при помощи различных упражнений, но и генерирование идей, т. е. придумывание новых или изменение известных идей . Существует определенное количество приемов для придумывания идей, и также методика разрешения противоречий, которые обязательно возникают, когда пытаются внедрить новые идеи в старые условия.

Из книги Воля и видение. Как те, кто приходит позже остальных, в итоге заправляют рынками автора Теллис Джерард

Инерция потребителей Инерция потребителей проявляется в их нежелании менять брэнд. На это есть две причины. Для дешёвых или часто потребляемых товаров потребители предпочитают не менять брэнд, чтобы не тратить сил на оценку альтернатив и принятие новых решений по цене,

Из книги Своя контрразведка [Практическое пособие] автора Землянов Валерий Михайлович

Психологическая подготовка Наше общество напоминает большой аквариум. Неприкосновенность личной жизни – это иллюзия, которую можно реализовать лишь на короткий срок, и то, если нам повезет, если мы проявим умение и затратив много денег. Если нам повезет, то никому не

Из книги Блестящая презентация. Как завоевать аудиторию автора Вайссман Джерри

Психологическая продажа Классическое искусство убеждения я описал как получение «ага!» от аудитории. Но чтобы добиться настоящего успеха, одного «ага!» недостаточно. Эффективная презентация – это непрерывный ряд сплошных «ага!». Проведение презентации можно сравнить с

Из книги Уникальные способности мозга автора Мельников Илья

Психологическая теория памяти Психологические теории памяти развиваются в двух основных направлениях: ассоциативном, деятельном.Первое направление основывается на следующем постулате: «если определенные образования в психике человека возникают в сознании

Из книги 10 секретов. Как провинциалке выжить в столице автора Ищук Инна Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ. Жемчужина для Золушки У каждой из нас есть свое сокровенное, индивидуальное, самое дорогое и неповторимое. Это наше Я. И что бы ни происходило вокруг нас, мы всю жизнь сохраняем нашу драгоценность души, совершенствуя ее, огранивая и ловя лучики света, чтобы

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Из книги Манипуляция сознанием. Век XXI автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Из книги Путь наименьшего сопротивления автора Фритц Роберт

Из книги Как полюбить собственное тело автора Дюфрен Трой

Из книги Как избавиться от комплекса неполноценности автора Дайер Уэйн

Из книги Код уверенности [Почему умные люди бывают не уверены в себе и как это исправить] автора Келси Роберт

Из книги Как говорить, чтобы вас слушали автора Клейтон Майк

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Психологическая подготовка Кроме того, важно подготовиться психологически: напомнить себе, к чему вы больше всего стремитесь, произнося речь, проводя презентацию, выступая на собрании или беседуя с кем-либо. Если вы хорошо подготовились заранее, то, значит, вы уделили

Из книги автора

Психологическая подготовка Цель психологической подготовки – помочь себе совладать со своими нервами. Многие люди волнуются, когда думают о предстоящем выступлении перед аудиторией. Нужно различать: позитивное волнение, которое повышает уровень адреналина

Негибкость, инертность, косность мыслительных процессов - существенное препятствие для учебной работы. Начиная учиться, школьник усваивает множество новых для него требований, правил, способов действия. Эти правила помогают ему ориентироваться в учебном материале. Однако «неповоротливость» мысли, инертность мышления нередко приводит к тому, что школьник стремится действовать уже закрепившимся способом, несмотря на изменение условий работы.

Инертность мышления, как показали психологические исследования, тормозит и развитие речи учащегося: нужные слова всплывают в сознании школьника медленно, с большими затруднениями, одни и те же слова и словосочетания, однажды усвоенные, назойливо повторяются.

«Инерция ума» приводит к тому, что школьник, хорошо что-то выучивший, применяет это правило даже вопреки очевидности. Например, усвоив, что насекомоопыляемые растения имеют яркий цвет и сильный запах, некоторые школьники утверждают и то и другое даже о таких растениях, как липа и тюльпан. Конечно, они видят, что у липы нет ярких цветов, а тюльпан не имеет сильного запаха, но они «так учили»; а неповоротливость мысли мешает им соотнести общее правило и исключения из него.

Бывает и наоборот: наглядно воспринимаемые внешние признаки заслоняют для инертного ума существо изучаемого явления. Причислив кита или дельфина по внешним признакам к рыбам, ребенок испытывает значительные затруднения, когда ему надо понять, что эти животные - млекопитающие. Нередко все объяснения учителя, что кит дышит воздухом и вскармливает детенышей молоком, словно проходят мимо ушей ученика, и он упорно продолжает утверждать, что кит - рыба.

При переходе от простых способов работы к более сложным трудности поначалу испытывают почти все школьники. Но для инертного ума они возникают и в тех случаях, когда новый способ более простой. Главным препятствием здесь оказывается не уровень сложности, а то, что это новый, непривычный способ работы.

С наибольшей остротой трудности перестройки ощущаются там, где возникает необходимость перейти от прямого способа действий к обратному (такие примеры мы и привели в начале). Наблюдения за особенностями работы учащихся при решении прямых и обратных задач привели психологов к таким выводам:

«Обратная задача, предъявленная самостоятельно и независимо от прямой, во всех случаях решалась лучше и увереннее, чем тогда, когда она предъявлялась вслед за первой. Отмеченная выше закономерность очень хорошо выявлялась в процессе доказательства прямых и обратных теорем. Доказательство обратной теоремы непосредственно вслед за прямой всегда вызывало очень большие трудности. При этом учащиеся с заметным постоянством сбивались на ход рассуждений, усвоенный ими при доказательстве прямой теоремы. Та же обратная теорема, рассматриваемая независимо от прямой, вызывала значительно меньше трудностей».

«Каверзность» многих задач, ставящих в тупик школьников во время контрольных работ или экзаменов, зачастую объясняется тем, что условия их выражены не на привычном физическом языке, а в обычных, житейских понятиях. Здесь способность ученика перевести эти понятия в научные будет для экзаменатора несомненным доказательством гибкости его ума.

Исследования ряда психологов показали, что систематическое, целенаправленное развитие умственных сил, настойчивая тренировка их на подвижность и «переключаемость» в силах преодолеть инертность мышления даже у самых явных «тяжелодумов». Если однородные, «монотонные» упражнения (не получилось - делайте одно и то же сто раз, пока не выйдет!) «на корню» губят умственную активность школьника, то упражнения разнообразные, специально подобранные так, чтобы необходимо было варьировать способы работы, переключаясь с одного на другой, делают его мышление динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами.

Что же можно сделать дома для развития гибкости и подвижности ума школьника? Существенные возможности для этого предоставляет в первую очередь проверка домашних заданий. Чем инертнее мышление школьника, тем отчетливее у него тяготение к дословному “заучиванию” материала. Приучая ребенка при пересказе текста не воспроизводить его дословно, а излагать своими словами, ставя вопросы, рассчитанные не на простое, механическое воспроизведение заученного, а на осмысление материала, установление в нем отношений и связей, «перекидывание мостиков» к другим, ранее приобретенным знаниям, мы тем самым можем способствовать тому, чтобы мысль его стала «легкой на подъем».Другая возможность развития подвижности, гибкости мышления школьника - это выработка у него умения применить старые, полученные ранее знания в новых ситуациях, на новых этапах учебной работы. Старые знания, даже и прочно усвоенные, если школьник не умеет применить их, не связывает с новыми, мертвы и неподвижны. Картину таких неподвижных, «не рабо-тающих», не соединяющихся друг с другом знаний великолепно описал К. Д. Ушинский: «Понятия и даже идеи лежат в голове его такими мертвыми вереницами, как лежат, по преданию, оцепенелые от стужи ласточки: один ряд лежит возле другого, не зная о существовании друг друга, и две идеи, самые близкие, самые родственные между собой, могут прожить в такой поистине темной голове десятки лет и не увидеть друг друга». Если же приучать школьника постоянно соотносить новые знания с прежде усвоенными, оперативно извлекать в случае необходимости старые знания из памяти и активно использовать их, если, работая над новым материалом, школьник привыкнет спрашивать себя: «А что я уже знал об этом? А как может пригодиться то, что я об этом уже знаю?» и т. д., его знания не будут «мертвым грузом» и сама его мысль станет более гибкой и подвижной.Немало значит для развития гибкости и подвижности мышления и помощь, которую родители оказывают детям в таких видах работы, как решение задач или доказательство теорем. Если не просто решать вместе со школьником (или, как иногда бывает, вместо него) задачу, а искать разные варианты ее решения, оценивая и сравнивая каждый найденный вариант, это и непосредственные результаты сделает более успешными и стабильными, и даст постоянную возможность для тренировки детского ума.Активизируют умственные силы детей и различные внешкольные занятия, в частности игры. Такие игры, как шашки и шахматы, основаны на обдумывании различных вариантов действий, на необходимости быстрой реакции на действия противника, зачастую непредвиденные. Эти игры полезны для развития способности мыслить гибко, быстро приспосабливаясь к постоянно меняющейся ситуации.Хорошим средством для развития гибкости мышления могут быть также разного рода задачи «на сообразительность», т. е. такие, которые не допускают стандартных способов решения. С инертностью мышления на первый взгляд схоже другое его качество - неторопливость. Но сходство чисто внешнее; за ним часто скрывается глубокое различие.

Однако порой взрослые срывают на «медлителях» свое раздражение: быстрее, быстрее, поторапливайся! О бессмысленности таких понуканий писал В. А. Сухомлинский: «Молчаливые тугодумы ой как страдают на уроках. Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребенок, ему вынь да положь отметку. Ему и невдомек, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течет в соответствии со своей природой, ее воды обязательно достигнут намеченного рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки - ничего не поможет».

Медленный - это совсем не обязательно плохой. Неспешность умственной работы может быть вызвана и тем, что школьник обстоятельно и тщательно выполняет все необходимые «операции», постоянно контролирует себя. Специальные исследования показали, что многие из медленно думающих детей глубже вникают в содержание изучаемого, стремятся не воспроизвести текст дословно, а найти свои слова для выражения его главных мыслей. Решая математические задачи, медленно думающие дети часто предлагают более оригинальные пути.Тугодумы - не такое уж редкое явление среди талантливых, плодотворно работающих ученых. Вот высказывание одного из ученых-математиков: «Разница между двумя типами математического ума: некоторые быстро схватывают и усваивают чужие идеи (из них вырастают эрудиты), другие мыслят более оригинально, но медленнее. Среди творчески одаренных математиков, и притом очень глубоких ученых, немало тугодумов: они не в состоянии быстро решить даже относительно простой вопрос, но зато умеют сосредоточенно и глубоко размышлять в течение длительного времени над очень трудными проблемами. Среди самых обещающих учеников математических классов есть ребята, которые систематически проваливаются на олимпиадах, где требуется решать трудные задачи за короткий срок. И в то же время они решают гораздо более трудные задачи, не будучи ограничены никаким жестким сроком».Пока мы говорили о «хорошей» медлительности, связанной с тем, что школьник обдумывает свою работу самостоятельно и глубоко. Но бывают и более трудные варианты детской замедленности.

Шестиклассница Таня молниеносно считает в уме, быстро соображает, как решить задачу, но, если ей надо придумать предложение на какое-нибудь грамматическое правило, она теряется, грустнеет и думает долго-долго. Она очень старается, но предложение «не придумывается», «не лезет в голову» - и все. Мама, которая подолгу сидит с Таней за уроками, сердится, «шпыняет» девочку, но от этого дело быстрее не идет. Да и не может пойти; дело в том, что у девочки способности сформировались не-равномерно: математические развиты гораздо сильнее, чем языковые. И от поторапливания, упреков и выговоров недостающая способность, разумеется, не разовьется.Но помочь девочке можно. Если ей трудно придумывать предложения (а это свидетельствует о слабом развитии речи), то работу по ее развитию лучше начинать с более легких, «промежуточных» заданий, требующих активного оперирования словами. Это может быть «придумывание» рядов слов на то или иное правило, подбор синонимов или антонимов к тем или иным словам. Если предложение с нужной грамматической конструкцией упорно «не придумывается», можно подсказать тему предложения или его первые слова или дать переделать готовое предложение так, чтобы из него получилось предложение с нужной грамматической конструкцией. Можно тренировать школьницу на специально подобранных предложениях со стилистическими ошибками, приучая ее находить и исправлять эти ошибки, можно учить «собирать» предложения из «рассыпанных» слов или словосочетаний. Чем интереснее и веселее будут находящиеся «в работе» предложения, тем быстрее пойдет дело.Постепенно, но настойчиво приучая девочку к разнообразным формам активной работы со словами, можно добиться того, что она гораздо увереннее будет чувствовать себя в мире слов.

Итак, причиной замедленности может быт недостаточное развитие какой-то из способностей. Целенаправленно тренируя ее, можно добиться ее «выравнивания» и ускорение темпа работы.

Другой неблагополучный вариант «медли теля» - это «зубрила», ученик, который работает медленно потому, что тратит огромное количество времени на механическое заучивание материала, не стремясь его понять. Учебная работа отнимает у таких детей намного больше труда и сил, чем у думающих, но непривычка и неприязнь в активной умственной работе, нежелание и неумение соображать настолько сильны, что школьник предпочитает тратить огромный труд на заучивание. Этот тип школьника получил название «интеллектуально пассивных». Исследования психологов показали что интеллектуальная пассивность совсем не свидетельствует о том, что школьник от природы не способен к учению. Пассивное отношение детей к умственной работе могло сложиться под влиянием самых разных причин: пробелов в знаниях, неверия в свои силы, отрицательной эмоциональной реакции на требования взрослых и т. д.

Был проведен такой эксперимент с «интеллектуально пассивными» детьми: их стали обучать решению задач в игровой форме: школьник, решивший задачу правильно набирал определенное количество очков. И вот те же самые дети, которые на уроках казались вялыми, заторможенными, в условиях игры преображались: это были веселые, активные, сообразительные и настойчивые ребята, полные желания решить задачу и выиграть. А задачи были из тех, что так трудно, неохотно и зачастую безуспешно решались на уроке. Оказалось, что теперь правильных решений (у тех же детей!) было втрое больше, втрое возросла при этом и продуктивность их работы.Важно отметить такое обстоятельство: если в условиях учения-игры «интеллектуально пассивному» школьнику помогли преодолеть отрицательное отношение к умственному труду, то постепенно этот школьник и в «обычном» учении станет думать активнее и вся его дальнейшая школьная деятельность будет протекать легче, успешнее. И быстрее.

И наконец, еще один вариант медленно работающего школьника - это неорганизованный, несобранный ребенок, отвлекающийся во время работы. И если причина долгого сидения школьника за уроками в том, что он «копается», отвлекается, пытается между двумя задачами посмотреть телевизор или почитать детектив, то как раз таких детей можно и нужно «ускорять», приучать к собранности и организованности, проявлять к ним требовательность.

(Visited 4 times, 1 visits today)

Зачем надо думать?

серия «Секретное оружие интеллекта»

Сима Крейнин

© Сима Крейнин, 2015

© Хелен Лимонова, дизайн обложки, 2015

© free images dreamstime.com, иллюстрации, 2015

Редактор Хелен Лимонова

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Что вы узнаете

Почему в детстве вундеркинд, в молодости – подающий надежды, а после сорока – заурядная личность, хотя и опытный профессионал.

Как развивать свои «серые клеточки» и не позволять им застывать в неподвижности

Что такое психологическая инерция и как с ней бороться

Как убрать ограничения с полета мысли и придумывать совершенно новые оригинальные идеи

Как преодолевать барьеры в мышлении и противоречия в сложных проблемах

Что такое творческое мышление и как им овладеть

Кому это особенно надо

ИНЖЕНЕРАМ, НАУЧНЫМ РАБОТНИКАМ, СТУДЕНТАМ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ и ВОСПИТАТЕЛЯМ

РОДИТЕЛЯМ, чьи дети хотят гордиться своими нестандартными папами и мамами

Тому, кто по роду своей деятельности, обязан постоянно «выдавать» новые идеи

Тому, кто по складу своего характера, хочет быть «не таким, как все», любит выдумывать и не любит скучать

Зачем надо думать?

Одно время были очень распространены дискуссии: человек – это венец природы или наоборот, деятельность человека идет на благо природе или во вред и так далее…

Из всех этих вопросов нас интересуют выводы: чем же этот «венец» отличается от всех остальных природных объектов?

Оказалось, что человек обладает тремя способностями, которых нет ни у одного другого живого существа:

– интеллектом (мышлением и воображением)

– членораздельной речью

– способностью к сознательной целенаправленной творческой деятельности (креативностью)

Причем, эти способности связаны между собой и взаимодействуют друг с другом.

Мышление – это просто течение мыслей, картинок и смыслов Если в процессе мышления проводится анализ – частное общее, причина и следствие, процесс и результат – мышление человека становится осмысленным. Такое мышление нацелено на понимание проблемы и поиск решения, которое сможет пригодиться в аналогичных ситуациях. Такое мышление приветствуется в науке, в повседневной жизни нередко более эффективным оказывается другой тип мышления: сообразительность. Сообразительность – тип мышления, когда человек находит простые и быстрые решения, неожиданные и непривычные для стандартной точки зрения.

В основе мышления различают два процесса: превращение мысли в речь (письменную или устную) и извлечение мысли, содержания из словесной формы сообщения.

Творческое мышление или креативность – это способ мыслить, который ведет к созданию нового. Творческое мышление связано с развитым ассоциативным мышлением и воображением человека.

Воображение – это процесс представления информации в виде образов, причем образы отличаются от реальной действительности. В образах, рождаемых воображением человека, всегда содержится нечто такое, чего нет в реальной действительности.

С воображением мы имеем дело, когда думаем о будущем или когда пытаемся представить себе то, что в данный момент времени отсутствует или не может быть воспринято. С воображением мы имеем дело в наших мечтах, фантазиях, грезах. Воображением мы пользуемся и в том случае, когда занимаемся творческим процессом, который включает в себя образы в качестве результата творчества.

Итак, человек умеет думать. А зачем надо думать?

В обычной жизни взрослые люди думают довольно мало. Как только человек научился чему-то новому, он перестает думать об этом. Новый навык переходит на уровень привычек и рефлексов. Это как с ездой на велосипеде – все делается само собой. Получается, что подавляющее большинство того, что человек делает на протяжении всей жизни, он делает машинально, а мыслительная деятельность проявляется в учебе и, если повезет, немного в работе.

Вот приблизительный график интенсивности мышления среднестатистического человека.

В детстве мы учимся, овладеваем новыми знаниями и навыками, в молодости тоже еще сталкиваемся с различными новшествами.

Поэтому, все наши дети, конечно же, вундеркинды. Да мы и сами были такими. Потом студент и даже молодой специалист подает большие надежды. Но время идет, работа становится привычной, и к сорока годам мы вдруг обнаруживаем, что занимаемся рутиной. Нам заранее известно, что в какой ситуации надо делать, и если, не дай бог, происходит что-то необычное, то это скорее пугает нас, нежели радует.

А ведь чем больше в жизни событий, тем интереснее жить. Конечно, многие события требуют от нас креативную реакцию. Зато умение мыслить нестандартно делает нас остроумными, находчивыми, успешными, предприимчивыми, удачливыми и богатыми. Способность быть креативными может пригодиться в любой ситуации.

Обратите внимание, как сильно изменилась наша жизнь за последние 20-25 лет. Мы сейчас вынуждены конкурировать со всем миром, и условия конкуренции ужесточаются с каждым годом. Умение думать и придумывать новое повышает наши шансы в этой борьбе.

Кстати, самый большой доход приносят именно новые идеи.

1. Брэд Хьюз (более 5 млрд. долл.)

Очень чудная, однако одна из наилучших бизнес идей, содержится в установке камер хранения вдоль автострады. Желающих пользоваться такими камерами было так много, что доход превзошел все возможные ожидания и прогнозы. Сейчас корпорация «Public Storage» является одной из огромнейших организаций в сфере хранения.

2. Amazon.com (более 5 млрд. долларов)

Джеффри Бэзос был первым, кто начал бизнес в интернете путем торговли книгами.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования диктует необходимость развития личности с широким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности . Одним из направлений программы духовно-нравственного развития личности на ступени начального общего образования является воспитание творческого отношения к учению, труду, жизни; формирование способности к реализации творческого потенциала в различных видах деятельности. Возникает необходимость формировать у детей открытое, творческое мышление.

Психологи различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное (открытое, творческое). Тип личности с преобладанием конвергентного мышления называют интеллектуальным, дивергентного - креативным. Интеллектуал готов решать задачи весьма сложные, но уже кем-то до него поставленные и имеющие известные способы решения - закрытые задачи. Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узкопоставленного условия.

На уроках математики мы формируем в большей части конвергентное мышление, так как решаем в основном закрытые задачи. Формула закрытой задачи: четкое условие + утвержденный способ решения + единственно правильный ответ. В результате многие старшеклассники и студенты боятся самостоятельности, тяготеют не к оригинальной мысли, а к разжеванной и разложенной строго «по полочкам» информации. Неопределенность условия и вариативность решения творческой проблемы их пугают. А ведь в жизни нам приходиться решать в основном открытые задачи. Формула открытой задачи: размытое условие + разные пути решения + набор возможных ответов.

Таким образом, у меня назрела необходимость тренировать детей в решении открытых задач. Посетив курсы А. Гина по ТРИЗ, организовала кружок, на который пригласила детей с первого по девятый класс (у нас школа небольшая, поэтому это возможно). На кружке мы учимся преодолевать психологическую инерцию мышления, задавать сильные вопросы, анализировать информацию, изучаем приемы фантазирования, тренируем внимание и память, развиваем воображение, решаем открытые задачи. Наблюдения показали, что, чем младше ребенок, тем он легче фантазирует, находит решение творческой задачи. Более старшим детям, а тем более взрослым сильно мешает инерция мышления.

В статье описано факультативное занятие направленное на преодоление психологической инерции у школьников, рассчитанное на 1 час. Занятие построено по структуре креативного урока системы НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной .

1. Мотивация.

Понаблюдайте за людьми (за собой, за сверстниками, за взрослыми). Вскоре вы увидите, что люди стремятся изменять свою жизнь, делать ее лучше, интереснее, комфортнее. Но чтобы появилось что-то новое, его в начале нужно придумать. Как вы думаете легко ли придумывать? (Дети высказывают свою точку зрения). Чтобы не быть голословными, придумайте, например, какое-либо изобретение, которое сделает вашу жизнь комфортнее. (Как показал опыт, старшие дети затруднились придумать, так как вроде бы все уже есть, а младшие увлеклись фантастикой: телепорт из компьютерной игры в школу, магический планшет, который делал бы за них уроки, ковер-самолет…). В итоге мы почти ничего реального придумать не смогли. Что же нам мешает придумывать? (Дети в ходе рассуждений приходят к выводу, что им мешают привычные мысли и действия). Это явление называется психологической инерцией.

Под психологической инерцией понимают предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале.

Хочу предложить вам несколько простых тренировочных задачек. Решая эти задачки, можно увидеть проявление действия психологической инерции мышления. Обязательное маленькое условие, необходимое для чистоты эксперимента — решения надо предлагать сразу, без долгих раздумий и анализа. Запишите первое, что пришло вам в голову в первые 2-3 секунды.

На двух руках 10 пальцев? А сколько на десяти руках? (Большинство дают ответ - 100, правильный - 50).

Всем хорошо известно, что в поездах стоп-кран ярко-красного цвета. А какого цвета в самолете? Ярко-голубого как небо? Синего? Зеленого? Оранжевого? (Дети предлагают свои варианты, хотя в самолете стоп-крана нет).

Кто в цирке ходит вверх головой? (Дети дают ответы «акробаты», «клоуны» и т.д., как будто прозвучало слово «вниз». Правильный ответ - все люди).

Удивительно, когда человек думает одно, а на самом деле оказывается другое. Оказывается иногда нужно «не доверять» самым первым решениям и ответам.

Итак, цель нашего занятия (формулируем совместно): учиться преодолевать психологическую инерцию мышления.
2. Содержательная часть.

Повторю, что под психологической инерцией понимают предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале. Например, машина, даже если нажат тормоз, какое - то время продолжает двигаться - то есть едет «по инерции». Психологическая инерция «заставляет» искать карманы в новой куртке на том же месте, где они были в старой. Расскажите подобные случаи из своей жизни.

Нельзя сказать, что психологическая инерция очень вредна и от нее надо полностью избавляться. Она помогает человеку выполнять привычные действия, даже не задумываясь: мы можем застегнуть одежду или завязать шнурки не глядя; в темноте мы уверенно проходим из одной комнаты в другую. Приведите примеры из собственного опыта, когда психологическая инерция помогает вам в жизни.

ПИ помогает человеку, хочет облегчить его жизнь, но при этом она начинает мешать, когда условия изменяются или когда требуется оценить ситуацию с другой, непривычной точки зрения. ПИ мешает придумывать новое, «предлагая» старые ответы или быстро «сдаваясь»: «Этого не может быть!».

Давайте попробуем побороться с ПИ. Для этого разобьемся на группы по 3-5 человек. Каждая группа получает по три вопроса, на которые ПИ отвечает: «Да!», а вы должны дать противоположный ответ, приводя множество аргументов.

Примеры вопросов:

Железо всегда тонет?

Ночью всегда темно?

Камни есть нельзя?

Листья на деревьях всегда весной распускаются?

Все рыбы плавают?

Машина всегда обгонит пешехода?

Внимательно выслушиваем выступления каждой группы, благодарим и дополняем, если можем, избегая повторений.

3. Психологическая разгрузка.

Отдохнуть от умственной работы нам поможет подвижная игра с музыкальным сопровождением «Третий лишний». Продолжительность игры 5-8 мин.

4. Головоломка.

Продолжаем нашу работу. Предлагаю вам головоломку Пифагора. (Выдаю детям коробочки, в которые аккуратно уложены 7 фигур и тут же высыпаю их на парту. Задача детей - уложить эти фигуры обратно в коробку). Эта головоломка тоже помогает бороться с ПИ. При складывании фигур очень хочется положить маленький квадрат стороной к краю коробки. При этом ничего не получается.

5. Интеллектуальная разминка.

Встаем в круг. Ведущий бросает мяч по очереди или вразброс и задает вопрос: «предмет какой?» Каждый называет свойство предмета, при этом не должно быть повторений. Кто повторился - выбывает. После круга выбывшие выполняют какое-либо задание (шуточное).

Примеры: «елка какая?» - зеленая, большая, искусственная, заснеженная, срубленная, ароматная…

На этапе интеллектуальной разминки могут быть использованы и учебные задачи открытого типа . Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Разнообразие путей решения, которые не является «прямолинейными», двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие «препятствия». Вариантов результата решения много, нет понятия «правильное решение»: решение либо применимо к достижению требуемого условия, либо нет. Поэтому, можно говорить об эффективности, оптимальности и оригинальности выбранного решения.

6. Содержательная часть.

Преодолению ПИ и развитию творческого воображения очень способствует разгадывание друдлов. Друдл - это загадка-головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое. Изобретатель друдлов - американский психолог Роджер Прайс. Его книги «Друдлы» и «Классические друдлы» были изданы в пятидесятых годах. Давайте попробуем разгадать некоторые из них.

Разбиваемся на пары. Каждая пара получает 1-2 друдла. В течении 5 минут учащиеся разглядывают картинку и определяют на что это похоже или чем бы это могло быть.

Примеры.

Внимательно выслушиваем выступление каждой пары. Благодарим и дополняем по возможности, избегая повторений.

7. Резюме.

На этом наше занятие завершается. Достигли ли мы цели, поставленной в начале занятия? Что нам удалось, а, что нет? (Дети вспоминают и анализируют работу на уроке).

Обсудим способы борьбы с ПИ:

- «не доверять» самым первым решениям и ответам, чаще всего малоинтересным и неоригинальным;

Учиться видеть ситуации с разных точек зрения;

Вырабатывать привычку: «Не повторять и не повторяться»;

Развивать воображение, разгадывая головоломки и друдлы.

Таким образом, выполнение столь сложной задачи по подъему творческого потенциала личности школьника невозможно обеспечить фрагментарными изменениями сложившейся традиционной системы образования. Требуются радикальные изменения, как в схеме познавательной деятельности, так и в содержании, методах, средствах, организационных формах и педагогических условиях обучающей среды с учетом индивидуальных особенностей личности. Они должны быть адекватны новым целям и задачам образовательной системы. Эти кардинальные изменения позволят учащимся легко адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: Федер. Закон Рос Федерации от 17 декабря 2010 г.
  2. Зиновкина М.М. НФТМ-ТРИЗ: Креативное образование ХХ1 века. Теория и практика.-М.:МГИУ, 2008.-306 с.
  3. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование в школе // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12116. - 1,0 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12116.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.
  4. Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - 4 квартал 2011, ART 11-4-02. - Киров, 2011 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2011/11402.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
  5. Горев П.М., Утемов В.В. Путешествие в страну творчества: учебно-методическое пособие. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2012. - 144 с., ил.

Girsh Tatyana,

mathematics teacher of Non-state educational institution of high comprehensive school No. 203, Yekaterinburg

[email protected]

Overcomings of psychological inertia of thinking at pupils

Abstract . In article such phenomenon as psychological inertia of thinking is considered. The author provides the block description of one of classes in overcoming of psychological inertia of thinking at school students.

Keywords: the convergent and divergent thinking, the open tasks, the closed tasks, psychological inertia.