Введение

« Школа не должна вносить резкого перелома в жизни. Став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»

(В.А. Сухомлинский.)

Эти слова В.А. Сухомлинского актуальны в настоящее время. Завершение дошкольного периода и поступление в школу-это сложный и ответственный этап в жизни ребёнка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников - наша общая задача.

В настоящее время детский сад и школа решают сложные задачи перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Успехи современного школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребёнка в дошкольные годы, в том числе от правильного формирования предпосылок УУД, согласно ФГОС в ДУ.

В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий.

В соответствии с ФГОС в дошкольном возрасте представлено 4 вида УУД, соответствующих ключевым целям общего образования:

  1. Личностные;
  2. Регулятивные, включая саморегуляцию;
  3. Познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
  4. Коммуникативные действия.

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирования, моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.

Коммуникативные действия - обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнёра и самого себя. Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Овладение дошкольниками универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщённые действия, порождающие широкую ориентацию дошкольников в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Блоки основных действий (познавательный, регулятивный, личностный и коммуникативный) всегда включались в программы развития дошкольного возраста и в настоящее время являются предметом интенсивного развития. Однако содержание этих задач развития ограничивается лишь подготовкой к ним в соответствии с психологическими задачами возраста, возрастными возможностями дошкольников и отсутствием обучения, прежде всего, систематического обучения. Большое значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе дошкольников на ступень начального общего образования. Формирование готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: интеллектуальные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Трудности такого перехода:

Понижение интеллекта детей;

Ухудшение дисциплины;

Рост негативного отношения к учению;

Возрастание эмоциональной нестабильности;

Нарушение поведения.

Эти трудности обусловлены следующими причинами:

Необходимость адаптации дошкольников к новой организации учебного процесса;

Недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).

Исходя из этого, Федеральный Государственный Стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные УУД: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, то есть они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся».

Концепция развития универсальных учебных действий в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, начальной школе и обеспечения преемственности образования.

Возникновение проблемы преемственности имеет следующие причины:

Недостаточно - плавное, даже скачкообразное изменение методов и содержания обучения, которое при переходе на ступень основного общего образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся;

Обучение на предшествующей ступени часто не обеспечивает достаточной готовности учащихся к успешному включению в учебную деятельность нового, более сложного уровня. Кроме того, недостаточное количество литературы по формированию УУД у детей старшего дошкольного возраста приводит к разрыву обучения: младшие школьники, пришедшие в начальную школу с низким уровнем готовности к систематическому обучению, испытывают ряд затруднений при освоении содержания учебного материала, так как не успевают в заданном темпе осваивать новые способы добывания знаний.

По результатам психолого-педагогической готовности детей к школе в конце старшей группы, у нас получились результаты: 20% детей с высоким уровнем, 44% детей со средним уровнем, 36% детей с низким уровнем подготовки к школе. Это результаты ниже среднего.

Понимая важность этой проблемы, я выбрала актуальную тему работы: «Формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста, посредством интеллектуальных игр, как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения».

Объект исследования

Процесс формирования универсальных учебных действий, посредством интеллектуальных игр.

Предмет исследования

- формирование универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста как предпосылка их дальнейшего успешного систематического обучения.

Гипотеза исследования

«Если систематически и последовательно формировать УУД у детей старшего дошкольного возраста, посредством развития интеллекта, то это будет способствовать развитию предпосылок их успешной учебной деятельности».

Дошкольное детство-это период интеллектуального развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребёнку возможность ознакомления с окружающей действительностью.

Ребёнок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определённые правила и начинает управлять собой. Всё это предполагает работу памяти. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, приобретение умений и навыков, привычек- всё это связано с работой памяти. Особенно большие требования предъявляет школьное обучение.

Современная психология утверждает, что интеллектуальный потенциал детей генетически обусловлен и что многие люди имеют шансы на достижение лишь среднего уровня интеллекта. Конечно, наши возможности в развитии не безграничны. Но практика показывает, что, если использовать даже «средние» интеллектуальные способности хотя бы немного эффективнее, результаты превосходят все ожидания.

Интеллектуальные игры способствуют не только развитию памяти детей, но и переключению с одного вида деятельности на другой, развитию умения слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения. Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить.

Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально. Овладевая любыми способами запоминания, ребёнок учиться выделять цель и осуществлять для её реализации определённую работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания.

Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания- смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которое ставит перед нами школьное обучение.

Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Интеллектуальные игры помогают ребёнку приобрести вкус к интеллектуальной и творческой работе. Они способствуют «запуску» механизмов развития, которые без специальных усилий взрослых могут быть заморожены или не работать вообще. Интеллектуальные игры помогают лучше подготовить ребёнка к школьному обучению, расширяют возможности свободного осознанного выбора в жизни и максимальной реализации его потенциальных способностей.

Методическая разработка предназначена для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада.

Здесь представлены идеи индивидуальной работы с детьми, конспекты интеллектуальных игр с детьми и родителями.

Дидактическая игра - как средство интеллектуального развития. Детям предлагаются игры индивидуальные (головоломки, смекалки, лабиринты, логические игры): Вставь недостающее число, Пройди по дорожке, Дорисуй вторую половинку картинки, Соедини соответствие, Соедини по точкам, Впиши номера домов, Впиши цифры, Проведи от малого к большему, Продолжи ряд, Повтори по схеме, Нарисуй коврик по фрагменту, Подчеркни указанные буквы, Соедини по буквам и другие.

Словесные игры с детьми на развитие внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления: Найди лишнее, Найди пять отличий, Найди братика близнеца, Посмотри - запомни - скажи чего не хватает, Найди чья тень, Найди подходящую заплатку, Что лежит в пакетике, Из каких животных получилось невиданное животное, Проведи классификацию, Вычисли-хватит ли высоты, Сколько изображено предметов, Расположи по схеме, Какое слово соответствует, Поймай слово и другие.

Разучивание в группе с детьми интеллектуальных игр: шашки, кто загадан, царь горы, реверси, линейки, крестики-нолики, uando. Индивидуальные игры, помощь, объяснение.

Информация для родителей: Развитие интеллекта у детей после 3х лет.

Информация для воспитателей: интеллектуальные игры, как средство развития творческих способностей у ребёнка.

Играли с детьми в образовательно-воспитательные интеллектуальные игры-викторины: Отвечайка, Всё обо всём. Дети делились на две команды и выполняли задания на внимание, на время, на смекалку, на знания по разным темам.

На день Отца прошла у нас образовательно-воспитательная интеллектуальная игра – викторина, дети с папами (дядями, дедушками) «Самые умные». Все присутствующие разделились на пять команд, по два взрослых и по два ребёнка. Задачей мероприятия следовало: интересное общение детей и родителей, воспитывать культуру поведения детей, развивать коммуникативные навыки, развивать внимание, память, речь

Цель и задачи

Формирование у детей старшего дошкольного возраста универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию, согласно ФГОС в ДУ.

Обучать детей развитию логического мышления, овладению любыми способами запоминания, классификации, умению планировать свои действия, умению последовательно и доказательно мыслить, умению догадываться, проявлять умственное напряжение;

Развивать у детей память, логическое мышление, самостоятельность, находчивость, сообразительность, усидчивость, конструктивные умения, умение переключения с одного вида деятельности на другой, умение слушать и слышать других, понимать и воспринимать другие точки зрения;

Воспитывать познавательный интерес детей, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться;

Подготовить детей в речевом развитии к школьному обучению, умению воспринимать-думать-говорить.

Этапы реализации

Формы работы с детьми

Дидактическая игра индивидуальная (головоломки, смекалки, лабиринты, логические игры): Вставь недостающее число, Пройди по дорожке, Дорисуй вторую половинку картинки, Соедини соответствие, Соедини по точкам, Впиши номера домов, Впиши цифры, Проведи от малого к большему, Продолжи ряд, Повтори по схеме, Нарисуй коврик по фрагменту, Подчеркни указанные буквы, Соедини по буквам и другие.

Словесные игры: Найди лишнее, Найди пять отличий, Найди братика близнеца, Посмотри-запомни-скажи чего не хватает, Найди чья тень, Найди подходящую заплатку, Что лежит в пакетике, Из каких животных получилось невиданное животное, Проведи классификацию, Вычисли-хватит ли высоты, Сколько изображено предметов, Расположи по схеме, Какое слово соответствует, Поймай слово и другие.

Разучивание в группе с детьми интеллектуальных игр: шашки, кто загадан, царь горы, реверси, линейки, крестики-нолики, uando.

Чтение детям: что такое интеллект и от чего он зависит, волшебный список, который поможет развивать интеллект на протяжении всей жизни.

Играли с детьми в образовательно-воспитательные интеллектуальные игры-викторины: Отвечайка, Всё обо всём.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Незабудка» № 133

Консультация

«Формирование у дошкольников учебных действий в условиях реализации ФГОС ДО»

Подготовила: воспитатель

Кулинка Ольга Юрьевна

Комсомольск – на Амуре

2015 г.

Переход ребёнка от ступени предшкольного к начальному образованию является сложным жизненным этапом. Очень важно, что бы данные изменения произошли максимально «мягко» и были созданы все условия, которые необходимы для успешного развития, обучения и воспитания ребёнка. Уже на ступени предшкольного образования должны обеспечиваться равные «стартовые» условия для детей дошкольного возраста, поступающих в первый класс. «Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть новое появляется в их жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений», – так писал В.А.Сухомлинский.

Дошкольный возраст, как писал А.Н. Леонтьев, – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребёнка.

Детям данного возраста для того что бы осуществить переход на следующую ступень обучения необходима физическая, психологическая и интеллектуальная подготовка.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий». На законодательном уровне универсальные учебные действия были определены ФГОС начального общего образования. В него входят такие требования, как: «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

В старшем дошкольном возрасте мы можем начать закладывать основы для дальнейшего успешного школьного обучения, начав формировать универсальные учебные действия уже на ступени предшкольного образования.

Впервые термин «универсальные учебные действия» был введён А.Г. Асмоловым и ещё группой учёных-психологов. Учёные дают такое определение данного термина: «в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться,

в более узком смысле (собственно в психологическом значении) их можно определить как совокупность способов действия, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса».

Существует основная классификация универсальных учебных действий , в которой выделяют следующие блоки, которые соответствуют основным целям образования: личностные; регулятивные; познавательные и коммуникативные.

Применительно к учебной деятельности выделяют следующие виды личностных универсальных учебных действий : самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.

Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.

Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

C амоопределение / «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

C мыслообразование /Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение».

М орально-этическая ориентация

Выделение морально-этического содержания событий и действий.

Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.

Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора.

Личностные универсальные учебные действия

1. Личностные УУД, отражающие отношение к социальным ценностям

- идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

- проявлять понимание и уважение к ценностям культур других, народов;

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной, страны;

- различать основные нравственно-этические понятия;

- соотносить поступок с моральной, нормой;

оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

- мотивировать свои действия;

выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения;

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

2. Личностные УУД, отражающие отношение к учебной деятельности

- воспринимать речь воспитателя (других детей), непосредственно не обращенную к дошкольнику;

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

- применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Формированию личностных универсальных учебных действий способствуют, например: сюжетно-ролевые игры в «школу» и «учитель-ученик» и другие. В процессе рисования можно попросить детей нарисовать рисунок на «школьную тему» и прочитать им литературу (стихи, рассказы, пословицы) по данной тематике.

Регулятивные универсальные учебные действия включают: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Развитие регулятивных действий связано с формированием произвольности поведения. Произвольность выступает как умение ребенка строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилом, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства.

Применительно к завершению ступени предшкольного образования можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

Умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

Умение сохранять заданную цель,

Умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

Умение контролировать свою деятельность по результату,

Умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника..

Структурный анализ деятельности позволяет выделить следующие критерии оценки сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

Принятие задачи (адекватность принятие задачи как цели, данной в определенных условиях, сохранение задачи и отношение к ней);

-план выполнения, регламентирующий пооперациональное

выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;

-контроль и коррекция (ориентировка, направленная на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений);

-оценка (констатация достижения поставленной цели или меры приближения к ней и причин неудачи, отношение к успеху и неудаче);

-мера разделенности действия (совместное или разделенное);

-темп и ритм выполнения и индивидуальные особенности.

произвольности у детей на ступени предшкольного образования:

Организация осознания ребенком правил и своих действий, опосредованных этими правилами повышает уровень произвольности ребенка;

Игры с правилами и продуктивные виды деятельности придают осмысленность действиям по образцу и правилу и приводят к росту произвольности у детей;

Введение правил требует организации дополнительной стимуляции поведения детей и создания условий для осмысления своих действий в новом контексте;

Для формирования произвольности необходимо сотрудничество и совместная деятельность ребенка со взрослым, который передает ребенку интерес к деятельности и способствует осознанию целей и средств деятельности (Смирнова Е.О., 1998).

Для формирования регулятивных универсальных учебных действий можно применить игры: «что изменилось?», «найди пару», «найди отличия» и другие.

В познавательные универсальные учебные действия входят: общеучебные (формулирование цели, поиск информации, применение метода поиска, структурирование информации, построение речевого высказывания, выбор способов решения задач, контроль и оценка, постановка проблемы), логические , постановка и решение проблемы .

В отдельную группу общеучебных действий А.Г. Асмоловым выделяются: «знаково-символические общеучебные универсальные действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область».

А)Познавательные логические действия на ступени предшкольного образования характеризуются следующим:

Умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;

Операция установления взаимно-однозначного соответствия;

Умение выделять существенные признаки конктерно-чувственных объектов;

Умение устанавливать аналогии на предметном материале;

Операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале;

Переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собствнной познавательной перспективы) к децентрации (координации нескольких точек зрения на объект).

Б)Знаково-символические действия. Моделирование как универсальное учебное действие.

На ступени предшкольного образования должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:

Кодирование/замещение (использование знаков и символов как условных заместителей реальных объектов и предметов);

Декодирование/ считывание информации;

Умение использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), отражающие пространственное расположение предметов или отношений между предметами или их частями для решения задач.

Познавательные универсальные учебные действия формируются в процессе беседы по определённому плану, когда дети в игровой ситуации находят сходства и отличия предметов или рисунков, складывают целый предмет из частей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

В психологии и педагогике развитию речи и общения в дошкольном возрасте, а также коммуникативно-речевой стороне готовности детей к школе традиционно уделяется большое внимание.

В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается не узко прагматически – как обмен информацией, например учебной, - а в своем полноценном значении, т.е. как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений и др.

Задача формирования УУД предполагает, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе) предпосылок входят следующие компоненты:

Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

Приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

Ориентация на партнера по общению,

Умение слушать собеседника.

К концу дошкольного возраста коммуникативный компонент универсальных учебных действий характеризуется следующим:

Дети умеют устанавливать контакт со сверстниками и не знакомыми ранее взрослыми , проявляя при этом определенную степень уверенности и инициативности (например, задавая вопросы и обращаясь за поддержкой в случае затруднений);

Умеют слушать и понимать чужую речь, а также грамотно оформлять свою мысль в грамматически несложных выражениях устной речи.

Должны уметь выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

Владеть такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выразить просьбу, благодарность, извинение и др.

Способны к согласованию усилий, активному участию в коллективном создании замысла;

Способны сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в ситуациях конфликта интересов.

Должны уметь строить понятные для партнера высказывания, уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи.

Формировать коммуникативные универсальные учебные действия можно на занятиях аппликацией, изобразительной деятельностью и конструированием. В процессе игры дети учатся взаимодействовать друг с другом и общаться. Оценить сформированность данных действий можно применив методики оценивания состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, понимания речи, лексико-грамматического строя и связной речи, а так же другие.

С позиций деятельностного подхода активность обучающегося признается основой достижения развивающих целей образования - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной исследовательской деятельности.

Учение выступает как сотрудничество - совместная работа педагога и воспитанников в ходе овладения знаниями и решения проблем.

Выдвигается требование тесной связи получаемых знаний с непосредственной практикой и реальными жизненными проблемами воспитанников.

В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой деятельности детей, направленной на решение реальных жизненных задач.

Для успешного формирования универсальных учебных действий необходимо выделение их ориентировочной основы, организация поэтапной отработки, от совместного выполнения действия и со-регуляции со взрослым или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

Необходима организация различных форм совместной деятельности и учебного сотрудничества и на этой основе формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Использование игр с правилами и сюжетно-ролевых игр для развития произвольности; игра «в школу»;

Доброжелательное и уважительное отношение педагога к детям;

Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи, любой ответ, даже неверный;

Использование игровой формы занятий, загадок, предложения что-то придумать, предложить самим;

Адекватная оценка – развернутое описание того, что сумел сделать ученик, чему он научился, какие есть трудности и ошибки, конкретные указания, как можно улучшить результаты, что для этого необходимо сделать;

Запрет на прямые оценки личности ученика (ленивый, безответственный, глупый, неаккуратный и пр.).

Формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться естественно и непринужденно в рамках «специфически детских видов деятельности» (Давыдов, 1996).

В связи с тем, что изменились приоритетные направления в дошкольном образовании, и новой задачей стало обеспечение развития универсальных учебных действий, возникла необходимость пересмотреть формы и средства организации образовательного процесса в детском саду.

Цель современного дошкольного образования - формирование личности через собственную деятельность, развитие универсальных учебных действий, познавательной активности, творчества детей и их личности через различные виды деятельности.

Сегодня процесс обучения (на занятии и в совместной деятельности) - это не готовый конспект, а поиск и сотворчество, при котором дети учатся планировать, делать выводы, приобретают новые знания через собственную деятельность.

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.

Одной из проблем сегодняшнего образования является подготовка будущего школьника - исследователя, который видит проблемы, творчески подходит к их решению, владеет современными методами поиска, умеет сам добывать знания.

Современное занятие рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно- следственные связи; ориентироваться в источниках информации. Занятие с использованием исследований и проектов все активнее стали использоваться в детском саду.

Говоря о формах и методах обучения, мы упоминаем активность ребёнка как конечную цель и необходимое условие для развития. Активность детей выражается в действиях, в способности находить пути решения проблем. Для формирования такой активности необходимо использовать продуктивные методы.

Чтобы решить эту проблему, необходимо обеспечить условия для формирования этих качеств уже в дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет при соответствующих условиях и совместной деятельности со взрослым в детском саду способны овладеть данными умениями.

Таким образом, воспитателю в современных условиях на основе известных методов необходимо выработать свой стиль работы, формы сотрудничества эффективное использование приемов активизации познавательной деятельности. Исходя из рекомендаций и требований к современному дошкольному образованию возникла идея организации занятий в форме исследований и конференций, вовлекая в этот процесс детей. Обучение детей ведется по модели «ребенок- ребёнок, ребенок- взрослый».

Цель занятий-конференций: способствовать сотрудничеству детей, формировать познавательную активность, способность передавать свои знания сверстникам. Особенность таких игр-занятий заключается в подготовке сообщения и презентации ребенком материалов своего исследования.

Задача воспитателя - помочь подобрать материал, провести исследование найти форму изложения и включить детей в практическую деятельность. В процессе игры использовались следующие приёмы активизации познавательной деятельности: нетрадиционное начало, ситуация выбора, использование компьютерной наглядности, карточек-символов, отработки схемы исследований, интеллектуальная разминка, работа в парах, игровые моменты, задания творческого характера. Темы берём из программы раздела «Ребенок и окружающий мир»: «Живая природа», «Экология», «Человек и природа». Нетрадиционные занятия с детьми проводим 1 раз в месяц в форме игры по результатам индивидуальных исследований, групповых проектов.

Например, был разработан педагогический проект на тему «Почему животные жарких стран не могут жить в наших лесах». Каждый ребенок с родителями собирал информацию и оформлял результаты исследований о животных на выбор. Далее шло совместное обобщение результатов исследования и оформление презентации. В процессе такого общения формируются коммуникативные способности, т.е. умение обмениваться информацией и речевая компетентность.

Руководство воспитателя заключается в создании условий, в поддержке, подготовке материалов для исследования совместно с детьми. Можно отметить, что интерес на занятии и активность детей высокие. Они внимательно слушают, задают вопросы, принимают участие в обсуждении, овладевают мыслительными операциями, приобретают умения открывать новые знания, применять их в новых условиях, участвуют в конкурсах. Таким образом, применение активных форм организации обучения можно способствовать формированию ключевых компетентностей. Достигнуты положительные результаты по формированию универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных). Участие в совместной творческой деятельности способствовало развитию самостоятельности и творчества детей. Наблюдается положительная динамика и стабильные результаты за три года.

  • 2008-2009 учебный год (6-7 лет) - 89%;
  • 2009-2010 учебный год (5-6 лет) - 76 %;
  • 2010-2011 учебный год (6-7 лет) - 92 %.

Литература:

  1. П.П. Тугушева, А.Е.Чистякова. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста». Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
  2. «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников». Под ред. О.В.Дыбиной. Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  3. А.И. Савенков. «Методика исследовательского обучения дошкольников». Издательство «Учебная литература», 2010.
  4. Т.С. Комарова, И.И. Комарова, А.В. Туликов. «Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании». М.: Издательство Мозаика-Синтез. 2011.
  5. Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богославец. «Современные педагогические технологии в ДОУ». Санкт- Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
  6. В.Н.Журавлёва. «Проектная деятельность старших дошкольников». Волгоград: Учитель, 2009.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК

УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА

(образовательная технология «Ситуация»)

Д. п.н., профессор АПК и ППРО, аспирант Центра СДП «Школа 2000…» АПК и ППРО

Новые нормативные документы, отражающие государственные требования к образованию (ФГТ, ФГОС) переносят акцент с формирования у детей знаний, умений и навыков на формирование интегративных качеств и нравственных характеристик личности, умения учиться, готовности к самоизменению, саморазвитию и самовоспитанию в течение всей жизни как основной результат образования.

В Федеральных государственных требованиях (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования представлен Пла нируемый итоговый результат дошкольного образования социальный портрет ребенка 7 лет .

Выделены девять основных интегративных качеств, которые относятся к личностной, физической и интеллектуальной сферам развития ребёнка.

давайте их вспомним:

- физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

- любознательный, активный;

-эмоционально отзывчивый;

- овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия;

- способный решать интеллектуальные и личностные задачи

- имеющий первичные представления о себе, семье, обществе

- овладевший УПУД

- овладевший необходимыми умениями и навыками;

Очень важно, что данная классификация не противоречит классификации УУД начальной школы которые, как известно, подразделяются на: познавательные , личностные, регулятивные и коммуникативные .

Процесс формирования лю бого умения происходит в следующей последовательности:

1) приобретение опыта выполнения действия и мотивация ;

2) приобретение знаний общего способа выполнения действия;

3) тренинг в выполнении действия на основе изученного общего способа;

4) контроль .

Сегодня я познакомлю вас с технологией «Ситуация» , которая направлена на формирование у дошкольников предпосылок УУД, в программе «Мир открытий» специально разработан новый педагогический инструмент – (,), которая является модификацией технологии деятельностного метода (ТДМ) для дошкольной ступени, дающей конкретный ответ на вопрос: как организовать образовательный процесс с дошкольниками, обеспечивающий преемственность в достижении планируемых результатов, определенных ФГТ ДО и ФГОС НОО.

Целостная структура технологии «Ситуация» включает в себя шесть по следовательных шагов (этапов).

1) Введение в ситуацию.

На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую цель»).

Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?».

Отметим, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью, это то, что ребенок «сам хочет» сделать. Проектируя образовательный процесс, следует учитывать, что младшие дошкольники руководствуются своими сиюминутными желаниями (например, поиграть), а старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо).

Задавая вопросы в такой последовательности, воспитатель не только полноценно включает методологически обоснованный механизм мотивации («надо» – «хочу» – «могу»), но и целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Голосом, взглядом, позой взрослый дает понять, что и он верит в них. Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все сумею, все преодолею, все смогу!». Одновременно у детей формируется такое важное интегративное качество как «любознательность, активность».

2) Актуализация.

На данном этапе в ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. Вместе с тем, у детей формируется опыт понимания инструкции взрослого, взаимодействия со сверстниками, согласования действий, выявления и коррекции своих ошибок. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог как грамотный организатор ведет их к новым открытиям.

3) Затруднение в ситуации.

Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться.

В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в индивидуальной деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.

Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребёнка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.

В младшем дошкольном возрасте в завершение данного этапа цель дальнейшей познавательной деятельности воспитатель озвучивает сам в форме «Молодцы, верно догадались! Значит, вам надо узнать …». На базе данного опыта («нам надо узнать») в старших группах появляется очень важный с точки зрения формирования предпосылок универсальных учебных действий вопрос: «Что сейчас вам надо узнать?». Именно в этот момент дети приобретают первичный опыт осознанной постановки перед собой учебной («взрослой») цели, при этом цель проговаривается ими во внешней речи.

Таким образом, четко следуя этапам технологии, воспитатель подводит детей к тому, что они сами хотят узнать «нечто». Причем это «нечто» является абсолютно конкретным и понятным детям, так как они сами (под ненавязчивым руководством взрослого) назвали причину затруднения.

4) Открытие детьми нового знания (способа действий).

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера.

С помощью вопроса «Что нужно делать, если чего-то не знаешь?» воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.

В младшем дошкольном возрасте основными способами преодоления затруднения являются способы «придумать самому», а если не получается самому догадаться, «спросить у того, кто знает». Взрослый побуждает детей придумывать, догадываться, не бояться задавать вопросы, грамотно формулировать их.

В старшем дошкольном возрасте добавляется еще один способ – «придумаю сам, а потом проверю себя по образцу». Используя проблемные методы (подводящий диалог, побуждающий диалог), педагог организует построение нового знания (способа действий), которое фиксируется детьми в речи и знаках.

Таким образом, дети получают начальный опыт выбора метода разрешения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.

5) Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребен ка.

На данном этапе воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее.

При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность (например, в старшем дошкольном возрасте используются вопросы типа: «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание?»). В старшей и подготовительной группах используется игровой сюжет «школа», когда дети играют роль учеников и выполняют задания в рабочих тетрадях. Такие игры также способствуют формированию положительной мотивации детей к учебной деятельности.

Дети учатся самоконтролю способа выполнения своих действий и контролю действий сверстников.

Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.

6) Осмысление (итог).

Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт выполнения таких важных УУД, как фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели и. А далее, с помощью вопроса: «Почему вам это удалось?» подводит детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, то есть объединяет «детскую» и учебную цели: «Вам удалось …, потому что вы узнали … (научились…)». В младшем дошкольном возрасте воспитатель проговаривает условия достижения «детской» цели сам, а в старших группах определить и озвучить их дети уже способны самостоятельно. Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер.

На данном этапе очень важно создать условия для получения ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела. Этим реализуется его потребность в самоутверждении, признании и уважении взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа «Я» («Я могу!», «Я умею!», « Я хороший!», « Я нужен!»).

Следует отметить, что технология «Ситуация» может реализовываться как целостно, когда дети «проживают» все шесть этапов, то есть весь путь преодоления затруднения на основе метода рефлексивной самоорганизации А может ограничиваться его отдельными компонентами (например, только лишь фиксация затруднения, преодоление которого планируется в течение сравнительно длительного времени, наблюдение и анализ некоторой ситуации, обобщение, выбор способа действий и др.). При этом часть ситуаций может заранее планироваться взрослыми, другая же часть – возникать спонтанно, по инициативе детей, а взрослые – подхватывают ее и продумывают, как насытить данную ситуацию важным развивающим содержанием.

Итак, технология «Ситуация» и предложенные в программе «Мир открытий» методические средства обеспечивают условия, при которых дети имеют возможность «прожить» как отдельные шаги рефлексивной самоорганизации, так и весь путь преодоления затруднения – самостоятельного выполнения пробного действия, фиксации того, что пока не получается, исследования ситуации, понимания причин затруднения, проектирования, построения и применения правил, переработки информации, осмысления полученных сведений и их практического применения в жизни. Этим решаются многие вопросы не только качественного формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий, но и личностного становления дошкольников с позиций непрерывности образовательного процесса между различными ступенями обучения.

Под предметными результатами в дошкольном возрасте может считаться интегративное качество «овладевший необходимыми умениями и навыками», характеризующее те знания, умения и навыки, которыми ребенок овладевает в ходе освоения содержания конкретных образовательных областей; под метапредметными – универсальные предпосылки учебной деятельности; под личностными – характеристики мотивационного, морально-нравственного, эмоционально-волевого развития.

ФГОС - Универсальные учебные действия

Способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Учебная деятельность – это процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности.

Учебное действие это структурная единица учебной деятельности (представляет собой процесс, направленный на достижение некоторой учебной цели).

Универсальное учебное действие (УУД) это учебное действие, имеющее надпредметный характер.

Умение учиться желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность (то есть знание ее структуры, всех составляющих ее УУД, желание и умение их выполнять).

4 вида универсальных учебных действий

· личностные,

· регулятивные,

· познавательные,

· коммуникативные.

Функции универсальных учебных действий:

Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Литература:

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 000 от 23 ноября 2009 года).

2. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. . – М.: Институт СДП, 2011.

4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель / Под ред. , . – М.: Цветной мир, 2012.