Урок-путешествие по Австралии и Океании.

1. Повторить и обобщить знания учащихся по разделу: «Австралия и Океания».

2.Осуществить нравственное, эстетическое воспитание.

3.Развивать умение работать в группах, анализировать, делать выводы.

Тип урока: нетрадиционный (игра путешествие).

Вид урока: работа в группах

Оборудование: Физическая карта мира, таблицы, контурные карты, раздаточный материал.

Ход урока

    Орг. момент.

    Вступительное слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс.

И для меня уже награда-

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе - гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений-

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

Каждый человек рождён мечтателем и путешественником. В детстве, читая книги Жюля Верна, Обручева, Ферсмана, мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних странствий зовёт за собой. Однако в реальной жизни не каждому из нас удаётся стать участником открытий.

Дорогие друзья! Сегодня мы отправимся в путешествие к берегам Австралии!

3.Представление команд.

В нашем путешествии участвует четыре команды. Во главе каждой команды – капитаны.

    конкурс

«Путешествие по карте».

Я читаю маршрут движения путешествия, а все учащиеся должны нанести его на контурные карты, не пользуясь атласами.

«Наш корабль пришвартовался у самого крупного города Австралии (Сидней). Пересев на вертолёт мы пролетели над самыми высокими горами материка (Большой Водораздельный хребет). Через несколько часов полёта вертолёт приземлился на самой высокой точке этих гор (г. Косцюшко). У подножия гор нас ждали могучие вездеходы, на которых мы должны совершить путешествие до самой низкой точки над уровнем моря Австралии (озеро Эйр-Норт), за тем по самой большой пустыне материка (Большая Песчаная). В общем пересекли мы Австралию от самой северной точки материка (м. Йорк) до самой южной (м.Саут-Ист-Пойнт), от самой западной точки (м.Стип-Пойнт) до самой восточной точки (м. Байрон). Переезжая от мыса к мысу, мы пересекли самую длинную реку материка и её приток (Муррей-Дарлинг), откуда добрались до столицы страны (г. Канберра).

2. конкурс

«Таможня».

1. Самое распространённое растение пустынь? (Кактус)

    Назовите площадь Австралии. (7.7 млн. кв.км.)

    Какая сосна имеет самые длинные в мире шишки? (Араукария)

    Какое отношение к Австралии имеет Флиндерс? (Доказал, что это самостоятельный материк и дал ему название)

    Самые красивые морские сооружения? (Коралловые рифы)

    Самые известные морские «архитекторы»? (Кораллы)

    Как называлась Австралия до 1814 года? (Новая Голландия)

    Почему кенгуру не боятся тигров? (Потому что тигры в Австралии не живут)

    Сколько раз в году меняют своё направление пассаты? (Ни одного)

    Для какого материка характерно большее количество эндемиков и реликтов? (Для Австралии)

    Что называют Океанией? (Группа островов, сосредоточенные в центральной и юго-заподной части Тихого океана)

    Какое животное, завезенное в Австралию из Европы, стало, её национальным бедствием? (Кролик)

    Какие птицы несут самые большие яйца? (Страусы)

    Какой цвет имеет цветок папоротника? (Никакой, папоротник не цветёт)

    Что такое атолл? (Коралловый остров)

    Коренное население Австралии? (Аборигены)

    Площадь Тихого океана? (178,6 млн. кв. км.)

    Как называются заросли колючих кустарников в Австралии? (Скрэб)

    Самый глубокий участок Мирового океана? (Марианский желоб)

    Одичавшие собаки Австралии? (Динго)

    Дерево-насос? (Эвкалипт)

    Средняя температура воды в Тихом океане? (+19,4С)

    Высыхающие реки Австралии? (Крики)

    Какая платформа лежит в основе Австралии? (Гондвана)

    Почему трудно определить точную площадь озера Эйр? (Потому что его площадь меняется в зависимости от осадков)

    Как называется крупный приток самой большой реки Австралии?

    Назовите боевое и охотничье оружие аборигенов. (Бумеранг)

    Назовите действующий вулкан Австралии. (Здесь нет вулканов)

    К какой расе относится коренное население Австралии? (Негроидной)

    Назовите национальный парк Австралии с одноимённым названием птицы. (Какаду)

    Какое животное изображено на гербе Австралийского Союза? (Кенгуру)

    За что австралийцы установили памятник гусенице? (Она «помогла» в борьбе с кактусом)

    Пролив, отделяющий Тасманию от Австралии? (Бассов)

    Самый древний океан? (Тихий)

    конкурс

«Исторический»

Правильно соотнести имена путешественников и исследования.

1606 г. Л. Торрес (Голландия) - Открытие пролива и южного берега Новой Гвинеи.

1642-1644 гг. А. Тосман (Голландия) - Открытие северного и западного побережий материка, доказательство того, что Австралия-единый материк.

1769-1770 гг. Дж. Кук (Англия) - Открыти восточного побережья, Большого Барьерного рифа. Окончательное доказательство самостоятельности материка.

1839-1841 гг. Дж.Эйр (Англия) - Открытие озера, Хребта Флиндерс, равнины Налларбор.

1871-1872 гг. Н. Миклухо-Маклай (Россия) - Исследование о. Новая Гвинея.

1872-1876 гг. Э. Джайлс, П. Уорбертон (Австралия) - Открытие и исследование пустынь Центральной Австралии.

1943 г. Жак Ив Кусто и Э.Ганьян (Франция) - Изобретение акваланга. Научное исследование просторов океана на судне «Калипсо».

1947 г. Тур Хейердал (Норвегия) - Путешествие на плоту «Кон-Тики». Доказательство о первоначальном заселении из Америки.

    конкурс

«Географическая почта».

Карточка-задание геоморфологам.

Геоморфология- наука о рельефе. Она изучает историю развития рельефа, происхождение, возраст, формы рельефа. Полученные данные геоморфологи используют при поиске полезных ископаемых.

1.Что лежит в основе материка?

2.Главные черты рельефа. Основные черты рельефа.

3.Какими породами сложена поверхность материка?

4.Полезные ископаемые Австралии. Их размещение.

Карточка-задание гидрологам.

Гидрология-наука, занимающаяся изучением природных вод: морей, озёр, болот, подземных и других вод. Гидрология составляет прогноз будущего состояния вод, решает вопросы разумного их использования.

1.Чем объяснить, что в Австралии мало рек и озёр?

2.Что такое «крики»? Главные источники питания рек материка.

3.Речная система Муррей-Дарлинг. Озеро Эйр-мёртвое сердце Австралии.

4.Подземные воды.

Карточка-задание зоогеографам.

Зоогеография изучает распространение животных по земному шару, закономерность их размещения.

1.Как животный и растительный мир Австралии распределён по природным зонам?

2.В Австралии водятся животные, давно вымершие на других материках. Чем это можно объяснить?

3.Расскажите о наиболее типичных представителях животного мира Австралии.

Карточка-задание этнографам и страноведам.

Этнографы - учёные изучающие жизнь, быт, традиции, обычаи народов, племён.

1.Расскажите о Австралийском Союзе.

2.Коренное население материка. Как сформировалось современное население материка?

3.Развитие экономики страны.

5. конкурс

«Меч географа»

К карте мира поочереди выходят капитаны команд и показывают по пять географических объектов, указанных на стиках на доске.

6.конкурс

«Путёвые заметки».

Командам необходимо составить «Памятку отправляющемуся туристу в Австралию», при этом как можно больше разработать пунктов, в которых надо кратко изложить необходимые сведения о материке. (Командам раздаются листочки с началом текста, где они продолжаёт работу).

Дорогой турист!

Ты отправляешься в Австралию, позволь тебя осведомить и проинструктировать:

7.конкурс

«Чёрный ящик».

В этом ящике находится символ победы, славы. Ещё в древности греки одаривали им победителей соревнований, певцов, поэтов, ораторов. Древние маги верили в чудодейственные свойства этого растения. С этим растением мы встречаемся в повседневной жизни практически ежедневно. О каком растении идет речь? (Лавр).

4.Подведение итогов урока: подсчёт баллов и выставление оценок учащимся.

5.Домашнее задание: написать доклад, реферат на тему: «Достижение Южного полюса», «Животный и растительный мир Антарктиды», «Суровая природа Антарктиды».

1606 г. Янсзон (Голландия)

1606 г. Л. Торрес (Голландия)

1642-1644 гг. А. Тосман (Голландия)

1769-1770 гг. Дж. Кук (Англия)

1839-1841 Дж. Эйр (Англия)

1871-1872 гг. Н. Миклухо- Маклай (Россия)

1872-1876 гг. Э. Джайлс, П. Уорбертон (Австралия)

1943 г. Жак Ив Кустои Э. Ганьян (Франция)

1947 г. Тур Хейердал (Норвегия)

1957 г. российские учёные

Открытие западного побережья Австралии.

Открытие

пролива и южного берега Новой Гвинеи.

Открытие северного и западного побережий материка, доказательство того, что Австралия-единый материк.

Открытие восточного побережья, Большого Борьерного рифа. Окончательное доказательство самостоятельности материка.

Открытие озера, хребта Флиндерс, равнины Налларбор.

Исследование о. Новая Гвинея.

Открытие и исследование пустынь Центральной Австралии.

Путешествие на плоту «Кон-Тики». Доказательство о первоначальном заселении Полинезии из Америки.

Изобретение акваланга. Научное исследование просторов океана на судне «Калипсо».

Открытие Марианского желоба на научно-исследовательском судне «Витязь».

Предварительный просмотр:

Путешествие в Австралию.

Форма проведения: урок-КВН.

Цель: проверить знания учащихся по теме: «Австралия и Океания»,

Формирование у учащихся навыков работы в группах,

Развитие интереса к предмету.

Оборудование: физическая карта Австралии, флаг Австралии, картины с

Изображением животного мира Австралии; карточки-задания,

Лото, эмблемы команд, жетоны отвечающим, грамота

Команде-победителю.

План урока:

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка задач.

Мы завершили изучение самого удивительного материка – Австралии. И сегодня, с имеющимися у нас знаниями отправимся в путешествие по материку и близлежащим островам. А следить за нашим путешествием будет жюри.

(представление жюри)

  1. Ход соревнования:

1 конкурс : Представление команд. «Приветствие». Команды представляют свое название, эмблему, капитана команды. (максимум 2 балла).

2 конкурс «выездной» на станцию «Номенклатура»: По 2 человека от каждой команды заполняют пустую к/к там, где стоят цифры. (1 название = 1 балл. Максимум 5 баллов)

В-1 В-2 В-3

1. Индийский океан 1. Тихий океан 1. Большой Австралийский

Залив

2. Коралловое море 2. Тасманово море 2. о. Тимор

3. о. Новая Зеландия 3. о. Новая Гвинея 3. м. Йорк

4. м. Юго-Восточный 4. м. Стип-Пойнт 4. Большой Барьерный риф

5. Большая пустыня 5. река Муррей 5. о. Эйр

Виктория

Слово жюри .

3 конкурс «Разминка»: «Что такое? Кто такой?». Команды получают карточки с пятью словами, которые они должны объяснить, по возможности показать на карте. (1 слово = 1 балл + 1 балл за показ на карте).

В-1 В-2 В-3

1. Большой Барьерный 1. «Экономика Австралии 1. Мертвое «сердце»

Риф едет на овце» Австралии

2. Аборигены 2. Папуасы 2. Англо-австралийцы

3. Скреб 3. Эвкалипт 3. Крики

4. Атолл 4. Тасмания 4. Океания 5. Новая Гвинея 5. Большой Водораз- 5. Эйр

Дельный хребет

Слово жюри.

4 конкурс : «Знаешь ли ты Австралию?». Учащиеся тянут бочонки с номерами и отвечают на вопросы. (каждый вопрос – 1 балл)

1. Назовите самое крупное на Земле скопление островов и ученого,

Посвятившего свою жизнь изучению этих островов.

(Океания, Н.Н. Миклухо-Маклай)

2. Даны координаты 28* юш 137* вд. Найдите на карте этот объект и

Расскажите, что вы о нем знаете?

(озеро Эйр)

3. Эти гигантские деревья, высотой более 100 метров являются самыми

Распространенными на материке. Они образуют светлые, огнестойкие леса.

Что это за деревья?

(эвкалипты)

4. О чем идет речь: температурные условия +20*…..+24* способствуют их

Росту. Их постройки образуют причудливые формы, кружева, цветы,

Деревья раскрашенные в разные цвета.

(кораллы)

5. Видовой состав растений и животных Австралии беден, но своеобразен.

Объясните, с чем это связано?

(Австралия отдалена от др. материков, органический мир развивался

Изолированно)

6. Назовите животных, изображенных на гербе Австралии.

(страус эму и кенгуру)

7. Даны координаты: 36* юш 149* вд. Найдите на карте этот объект. Что вы о

Нем знаете?

(гора Косцюшко, h=2228 м. Самая высокая точка Австралии, находится на

Юге Большого Водораздельного хребта)

8. Перечислите природные зоны, имеющиеся на материке.

(пустыня, саванна, переменно-влажные леса, жестколистные вечнозеленые

Леса, высотная поясность)

9. Кто открыл первым Австралию?

(голландцы, Абел Тасман)

10. Назовите единственного хищника Австралии, где он обитает?

(сумчатый дьявол, на о. Тасмания)

11. Назовите государство, расположенное на материке и его столицу?

(Австралийский Союз, Канберра)

12. Назовите отрасли промышленности, развитые в Австралии?

(горнодобывающая, машиностроение, химическая, пищевая)

Слово жюри.

5 конкурс – капитанов: «Путешествие в Австралию».

Необходимо найти ошибки в предложенном рассказе.

(каждая ошибка – 1 балл)

Ошибки выписать на листок и сдать жюри.

… Путешествуя по Тихому океану наш корабль причалил к западному берегу

Австралии. Высадившись на остров мы увидели пышную растительность

экваториальных лесов , которые очень скоро сменились пустыней. Проведя

весь день в пустыне и устав от жары мы присели отдохнуть у живописного

озера , в тени многочисленных пальм. Через несколько дней, казавшаяся

бесконечной пустыня сменилась саванной, где нам встретилось стадо слонов .

Вскоре на нашем пути оказались очень высокие горы – Большой

Водораздельный хребет. Перейдя через него мы оказались на восточном

побережье Австралии, покрытом средиземноморской растительностью .

Перед нами снова было океан и можно было вновь отправляться в плавание...

Слово жюри.

Пока идет конкурс капитанов остальные участники команд готовятся к следующему конкурсу.

6 конкурс : «Собери карту».

Команды собирают карту, дают ей название и по карте характеризуют особенности материка.

1 команда – природные зоны;

2 команда – физическая карта;

3 команда – климатическая карта.

Слово жюри

  1. Подведение итогов. Выявление и награждение команды-победителя. Выявление активных игроков проигравших команд.
  1. Выставление отметок. Заключительное слово учителя.


Выход на новое знание.

Вы в Австралии бывали?

Вы Австралию ведали?

Неужели никогда вы

Не ездили туда?

А со мною так случилось – мне Австралия приснилась

Прочитайте вы сейчас мой короткий сон – рассказ.

1. Прочитайте текст и, работая в парах, дополните предложения.
Австралия самый маленький (около 7 млн км 2) и самый засушливый материк нашей планеты. Он полностью расположен в Южном полушарии и омывается водами Тихого и Индийского океанов. Около половины территории континента занимают пустыни. На востоке материка, вдоль побережья, протянулись невысокие горы - Большой Водораздельный хребет. Наивысшая точка материка- г.Косцюшко. Климат в Австралии преимущественно жаркий. Рек и озёр мало, многие из них пересыхают или заполняются водой только в короткий период дождей. Пересыхающие русла рек называются крики. Крупнейшая река Австралии - Муррей, а самое большое озеро Австралии - пересохшее соляное озеро Эйр-Норт. По количеству видов уникальных растений и животных у Австралии нет соперников. Их называют эндемиками. Это значит, что они обитают только здесь и нигде больше. Коренные жители Австралии- аборигены, имеют тёмную кожу, широкий нос, толстые губы, длинные чёрные волнистые волосы. В настоящее время их насчитывается не более 290 тыс. человек. Основное население Австралии составляют потомки переселенцев из Европы. Первое поселение было основано на юго-востоке материка, где в настоящее время расположен город Сидней. Территорию Австралии занимает одно государство - Австралийский Союз. На гербе этого государства изображены Кенгуру и страус Эму. Столицей государства является город Канберра с очень малой численностью населения

Проверка выполненного задания на интерактивном слайде.

Подведение итогов работы.



2.Практичекая работа с контурной картой.

Найди и подпиши:

о.Тасманию

полуострова Кейпт-Йорк и Арнемленд

Тасманово море, Коралловое море

заливы Карпентария и Большой Австралийский залив,

Торресов пролив и Бассов пролив,

реки Муррей и Дарлинг, озеро Эйр-Норт,

Большую песчаную пустыню, Большую пустыню Викторию, Большой Водораздельный хребет

3. Самостоятельное применение знаний

Индивидуальная работа

А сейчас вы внимательно посмотрите видеофрагмент о природе материка и во время просмотра заполните таблицу- задание 4 в «Путевом дневнике»