На вопрос Что может случиться, если чистой воды на Земле не останется?(если можно дайте полный ответ) заданный автором Невроз лучший ответ это Остаться без воды, возможно, самое страшное, что может случиться с человеком и с человечеством в целом. Наши представления о воде, как о восполнимом ресурсе сегодня уже пересмотрены! Загрязнение водоемов, вырубка лесов по берегам рек, осушение болот – все это нарушает тонкое равновесие, ломает хрупкий природный механизм, обновляющий, возвращающий реке потерянную воду. Некоторые ученые считают, что все пустыни мира возникли в результате деятельности человека и еще 5-7 тысяч лет назад, в неолите, пустыня Сахара была зеленой саванной, на просторах которой наши предки охотились, а затем пасли здесь огромные стада.
Но мы знаем и более близкие примеры исчезновения рек, озер, родников. И если раньше люди могли переселиться на новое место, к чистому роднику, то сегодня уже невозможно никуда перенести многонаселенный промышленный мегаполис. Пришло время серьезно задуматься о том, как сохранить каждый водоем, каждую каплю чистой воды! Почему так много внимания воде? Потому что дороже воды нет ничего на свете! Если иссякнут запасы угля, газа или нефти, человечество, приложив усилия, найдет им замену: энергию и тепло могут давать и Солнце, и ветер, и даже морские приливы. А без воды не будет жизни на Земле! Как говорил русский ученый-гидролог Н. Н. Горский: «Человечеству не угрожает недостаток воды. Ему грозит нечто худшее – недостаток ЧИСТОЙ воды» . Из 6 млрд. жителей планеты почти 2 млрд. человек не имеют возможности пить чистую питьевую воду. Мировые запасы питьевой воды могут истощиться из-за нерационального водопользования или загрязнения. К 2050 году 30% населения Земли могут столкнуться с нехваткой питьевой воды.
Уже есть страны, которые завозят чистую воду из соседних государств. Но воды не хватает!
В засушливых районах воды не хватает, как и хлеба. Люди носят ее в тыквенных сосудах, бутылях за многие километры от дома. Около 80 % заболеваний в этих районах связанно с плохой водой. Такую воду пить нельзя. Через воду могут передаваться многие опасные для человека болезни: холера, брюшной тиф, дизентерия, желтуха, гельминтоз и др.
Каждый человек должен помнить, что вода – это источник жизни на Земле, и очень бережно относиться к ней.
Источник: Удачи!

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Что может случиться, если чистой воды на Земле не останется?(если можно дайте полный ответ)

В то время, как залежей «черного золота» хватит еще на сто лет, питьевая вода может закончиться гораздо раньше – уже к 2030 году. К такому неутешительному выводу приходят ученые каждый раз, садясь за вычисления.

Проблема заключается не в объеме водных ресурсов – в этом отношении Земля обладает колоссальным резервом на обоих полюсах. Однако ледниковая вода остается лишь теоретическим запасом, который еще предстоит научиться добывать и транспортировать в будущем. Сейчас же многие регионы мира переживают экологическую и гуманитарную катастрофу из-за отсутствия питьевой воды.

По данным на 2006 год только 42 процента населения Земли имеют доступ к чистой воде. В следующем году это количество сократится еще на два процента. Каждые восемь секунд от болезней, связанных с качеством и количеством воды, умирает один ребенок. Такие данные озвучили представители ЮНЕП - программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде. Высокопоставленные чиновники ООН всерьез опасаются, что недостаток пресной питьевой воды может привести к насильственной борьбе за нее.

Пресная вода составляет всего 2,5% от общего объема воды на планете. Однако, этого количества должно хватить для удовлетворения всех потребностей землян на ближайшие 25 тысяч лет. Проблема заключается в том, что почти 70% этого резерва сосредоточенно во льдах Арктики и Антарктики. Для сравнения можно сказать, что традиционные источники водоснабжения – реки, озера и артезианские колодцы – содержат лишь 0,26% от мировых запасов пресной воды.

В настоящее время ученые ищут способы опреснения и транспортировки полярных льдов. Наибольших успехов в этом направлении добились ученые Отдела гляциологии Института географии РАН. Они разработали методику, позволяющую фактически выдавливать пресный лед из айсбергов, и на практике продемонстрировали ее использование. Если предложенная технология найдет применение в индустрии, то за одни сутки можно производить пресную воду в количестве, достаточном для покрытия нужд всей Земли на неделю.

Ученые уверены, что системы доставки опресненной воды в разные регионы мира можно построить очень легко. Они ссылаются на то, что человечество уже обладает опытом по транспортировке другого жидкого вещества – нефти, а значит использование трубопроводов и танкеров можно применить и в вододобыче.

Серьезные опасения о возможности реализации этого плана высказывают экологи. По прогнозам самых радикальных экспертов в этой области, к концу текущего столетия среднегодовая температура на планете поднимется на 3 градуса Цельсия. Это приведет к возрастанию скорости таяния льдов, в результате чего исчезнут ледники в Альпах, а полярные шапки уменьшатся в несколько раз.

В соответствии с современными научными теориями, процесс глобального потепления предшествует новому Ледниковому периоду и слабо связан с хозяйственной деятельностью человека. Получается, что проблема питьевой воды встала бы перед населением Земли при любом развитии научно-технического прогресса.

Вода - это уникальное вещество. Выпив сегодня бутылку «Пепси», жидкость из неё может выпасть в форме дождя уже через несколько дней в соседнем городе. Долго ли может продолжаться эта магия?

Если ситуация с экологией в ближайшее время не изменится, у людей может в скором будущем появиться другая валюта, к примеру - бутылка воды

Что мы пьём?

Жителям Центральной России несказанно повезло - они пьют воду из артезианских источников. Она богата минералами и приятна на вкус. Однако есть далеко не везде. Люди, не подключённые к системам водоснабжения, потребляют дождевую воду из водоносных слоёв. Тысячи населённых пунктов берут воду из рек или озёр. В большинстве случаев вода проходит очистку на специальных станциях.

Многие люди не обращают внимания на качество потребляемой воды. Она воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Однако доказано, что чем богаче становится человек, тем внимательнее он относится к тому, что пьёт. Именно поэтому кто-то предпочитает заказывать домой баллоны с природной водой , покупать минералку или ставить мощные фильтры на домашние краны.

Канадские бизнесмены планируют продавать бутылку чистой воды за 10 долларов. Они хотят нанять судно, которое будет транспортировать айсберги от берегов Гренландии.

Хватит ли всем?

Несмотря на то, что человечество живёт посреди огромной лужи, состоящей из рек и океанов, запасы пресной воды составляют всего 2,5-3% от общего количества жидкости. Уже сегодня каждый седьмой человек, живущий на Земле, испытывает дефицит питьевой воды. Наименьшие запасы пригодной для питья жидкости в Египте, Израиле, Туркмении, Молдове и Пакистане.

Учёные подсчитали, что вместе со стремительным ростом населения планеты дефицит воды к 2030-му году будут иметь 47% землян. Это неизбежно будет приводить к росту стоимости воды, миграции населения и межгосударственным конфликтам из-за доступа к источникам питьевой воды.

Между тем, сколько бы ни было людей на Земле, воды меньше не станет. Стоит вспомнить Природоведение и Географию в младших классах, где учителя рассказывали про круговорот воды в природе. Допустим, вы купили бутылку воды в магазине. Она была добыта из скважины. Вы выпиваете воду. Спустя некоторое время естественным путём она выходит из организма. Часть испаряется через тело, другая - из канализации попадает на очистительные станции , а из них - в воздух или реку. Вода постоянно испаряется, поэтому часть выпитой из бутылки воды может выпасть в форме дождя или снега, а другая - вернуться по водопроводу в домашний кран.

Серьёзные проблемы возникнут, когда население планеты с нынешних 7-8 миллиардов людей возрастёт до 20-30 миллиардов человек. Спасти человечество могут только новые технологии, позволяющие опреснять солёную воду из океанов, или жёсткая экономия потребления жидкости.

Как экономить воду?

Среднестатистический россиянин потребляет 200 литров воды в сутки. Специалисты рекомендуют выпивать 2-3 литра жидкости в день, однако большая часть ограничивается лишь 2-3 чашками чая или кофе. Оставшаяся часть жидкости расходуется в душе, туалете и на кухне. Вода впустую уходит при мытье посуды, стирке и протечках труб.


Сокращение площадей с пресной водой на Земле идет высокими темпами и не за горами время "водных" войн

В странах Западной Европы вода стоит дорого, поэтому местные жители вынуждены умываться всей семьёй водой, набранной в одну раковину.

Бережное отношение к воде позволит не только экономить на счетах на воду, но и сохранить её для будущих поколений. Делать это на бытовом уровне просто:

1. Вы сэкономите 8-10 литров воды, если выключите её когда будите чистить зубы: просто намочите зубную щётку, выключите кран, почистите зубы. Затем быстро ополосните рот и раковину.

2. Сотни литров воды в месяц можно сэкономить, если установить сенсорный кран. Он работает только, когда к нему подносят руки.

3. Если вы откажитесь от приёма ванны в пользу 7-минутного душа, то сэкономите до 1000 литров воды в месяц.

4. Не нужно платить за сотни литров воды, если для мытья посуды использовать посудомоечную машинку. На очистку нескольких комплектов тарелок у неё уйдёт всего 9-15 литров воды. Если мыть руками, то расход составит в 3-4 раза больше.

Это не все способы беречь воду. Эффективность их работы будет выше, если вы установите дома счётчики потребления жидкости. Также не лишним будет проверить качество домашней воды . Если оно неудовлетворительное, то лучше потратить деньги на фильтры или покупку бутилированной воды.

Вода – это источник жизни на Земле. Но чаще всего встает вопрос о чистоте воды и ее нехватке. На территориях многих стран воды катастрофически не хватает, некоторые народы вообще пользуются некачественной водой, что влечет за собой развитие многих заболеваний, ведущих к смертельному исходу.

Трудно, сказать, есть ли на сегодняшний день страны и территории, где вода не загрязнена и не содержит вредных примесей. Мы постоянно слышим, что чистой воды на Земле практически не осталось, а если и есть такие места, то люди там не проживают.

Это связано с тем, что водные источники загрязняют сами люди, так как предприятия промышленности, сельского, и коммунально-бытового хозяйства сбрасывают отходы своей деятельности в водоемы. Помимо того, что эти стоки загрязняют воду различными вредными веществами, из которых выделяются нефть, фенол, моющие активные вещества, пестициды и другие сложные химические соединения, в воду попадают и переносчики опасных инфекционных заболеваний, а это может привести к плачевным последствиям.

Перед правительствами многих государств уже много лет назад встал вопрос о защите воды от загрязнения, ведь, если ничего не предпринимать в скором времени, питьевой воды не останется совсем, и люди погибнут. Для этого стали разрабатываться экологические требования для производств, направленные на защиту водных ресурсов от загрязнения. Но факт остается фактом: многие в погоне за материальной выгодой не способны и не хотят понять, что без чистой питьевой воды у них и самой планеты Земля нет будущего. А что еще хуже, существуют территории, где чистой воды совсем нет, людям нечего пить, вода либо туда завозится, либо им приходится применять высокие технологии для ее очистки, для чего требуются большие материальные затраты, что многим просто не под силу. Возникает вопрос, зачем загрязнять воду и создавать себе множество проблем, если легче обезопасить свою жизнь и жизнь своих потомков введением в производство новых экологически безопасных технологий, пусть и недешевых на данный момент, но ведь они равнозначны здоровой жизни не только сегодняшних людей, но и будущих поколений.

Проблема чистой воды также связана и с постоянно увеличивающимися объемами ее потребления, так как происходит рост числа жителей планеты и объемов хозяйственной деятельности человека. Основным поставщиком воды служат реки и озера, а их водоносность может снижаться в результате вырубки лесов, распашки лугов, осушения пойменных болот. Все это ведет к уменьшению уровня , которые и являются основным источником питания рек и озер.

Отсутствие чистой пресной воды - проблема, которая беспокоит третью часть жителей всей планеты, так как в основном запасы такой воды находятся там, где люди не проживают. Кажется, будто природа защищает воду, скрывая ее от людей, которые ее не берегут. Это действительно так: ведь в повседневной жизни многие открывая кран, могут вылить воды сколько захотят, даже и не задумываясь, что другим жителям планеты ее не хватает. Другие плохо закрывают краны, откуда также бесцельно вытекает такая драгоценная вода. Если бы каждый задумался, сколько литров пресной воды расходуется бездумно, можно было сохранить ее, и решить многие сложные задачи.

Современным жителям планеты стоит задуматься об очистке пресной воды, о разработке путей защиты пресной воды от загрязнения отходами любого вида производства и жизнедеятельности. Если этого не сделать, встанет вопрос о дальнейшей судьбе нашей планеты, ведь, как известно, от того какую воду пить, зависит жизнь и здоровье. Главным является и то, что водопроводная вода , которую тоже нельзя назвать качественной, даже при пропускании ее через фильтр не может очиститься полностью, например, от примесей тяжелых металлов, потому что для этого требуются более жесткие меры, нежели обычный бытовой фильтр.

Не меньшее влияние на загрязнение пресной воды оказывает и добыча нефти, особенно, если происходят какие-то аварии, которые наносят непоправимый урон и водным ресурсам, и экологии вообще. Но опасно еще и то, что в нефти могут растворяться другие вредные вещества и соединения, которые потом попадают в воды Мирового океана, а значит и воду, которую употребляют люди.

Сегодня лишь небольшое количество организаций занимаются решением проблем сохранения и преумножение запасов чистой воды в мировых масштабах. Но одной из главных задач они считают борьбу с уменьшением вредных стоков в реки и озера, а также работу, направленную на развитие систем опреснения соленой воды морей и океанов, которые позволили бы решить эту главную проблему обеспечения населения земного шара чистой водой . Хотя пока опреснение соленой воды – процесс очень сложный как в плане материальных затрат, так и в плане энергии, и мало, кто может позволить себе такое дорогое удовольствие.

Но надежда на то, что люди всей Земли начнут задумываться о сохранении запасов чистой воды, остается.

А сейчас хотим напомнить вам, что проще всего вкусную и чистую воду можно получить дома при помощи

По данным Организации Объединенных Наций, рост потребления пресной воды, вызванный увеличением численности населения и его миграцией, а также последствиями изменений климата, ведет к растущей нехватке водных ресурсов.

Каждые три года Всемирная программа ООН по оценке водных ресурсов (WWAP) публикует Всемирный доклад ООН, представляющий самую полную оценку состояния пресноводных ресурсов в мире.

Последний доклад был обнародован на Пятом Всемирном водном форуме, проходившем в Стамбуле в 2009 году. Это результат совместной работы 26 различных подразделений ООН, объединенных в рамках Десятилетия ООН "Вода для жизни" (2005 – 2015 гг.).

В докладе подчеркивается, что многие страны уже достигли предельных возможностей водопользования: потребление пресной воды за последние полвека утроилось. В обширных регионах развивающегося мира по-прежнему сохраняется неравный доступ к безопасной питьевой воде , очистке воды для производства пищевых продуктов и переработке сточных вод. Если ничего не предпринимать, то без чистой воды к 2030 году останутся почти пять миллиардов человек, около 67% населения планеты.

В Африке южнее Сахары почти 340 миллионов человек лишены доступа к безопасной питьевой воде. В поселениях, где живет полмиллиарда африканцев, нет нормальных очистных сооружений. Почти 80% заболеваний в развивающихся странах вызваны употреблением некачественной воды. В год от они уносят жизни трех миллионов человек. Каждый день от "болезней немытых рук" умирает пять тысяч детей – по ребенку каждые 17 секунд! 10% болезней в мире можно избежать с помощью улучшения водоснабжения, очистки воды, гигиены и эффективного управления водными ресурсами.

Сейчас население Земли составляет 6,6 млрд человек, ежегодный прирост – 80 миллионов. Каждый год нам требуется на 64 миллиона кубометров воды больше. К 2050 году на Земле будут жить почти десять миллиардов человек, причем прирост населения будет приходиться, в основном, на развивающиеся страны, где уже сейчас не хватает воды.

В 2030 г. половина мирового населения будет жить под угрозой водного дефицита. Только в Африке к 2020 г. из-за изменений климата в этой ситуации окажется от 75 до 250 млн человек. Нехватка воды в пустынных и полупустынных регионах вызовет интенсивную миграцию населения. По оценкам экспертов, поменять место жительства будут вынуждены от 24 до 700 млн человек. В 2000 г. дефицит воды в мире оценивался в 230 миллиардов кубометров в год. А к 2025 году нам не будет хватать воды в десять раз больше: до двух триллионов кубометров в год.

По данным ООН к 2025 г. Россия вместе со Скандинавией, Южной Америкой и Канадой останутся регионами наиболее обеспеченным пресной водой. В этих странах на каждого человека приходится более 20 тысяч кубометров в год. По запасам водных ресурсов наиболее обеспечен регион Латинской Америки, на долю которого приходится треть мирового водостока, за ней следует Азия с ее четвертью мирового водостока. Затем идут развитые европейские страны (20%), страны Африки к югу от Сахары и страны бывшего Советского Союза, на них приходится по 10%. Наиболее ограничены водные ресурсы стран Ближнего Востока и Северной Америки (по 1%).

А меньше всего воды в пересчете на душу населения, по оценке Института мировых ресурсов приходится на 13 государств, среди которых 4 республики бывшего СССР:

    Египет – 30 кубометров в год на человека

    Израиль – 150 кубометров в год на человека

    Туркмения – 206 кубометров в год на человека

    Молдова – 236 кубометров в год на человека

    Пакистан – 350 кубометров в год на человека

    Алжир – 440 кубометров в год на человека

    Венгрия – 594 кубометров в год на человека

    Узбекистан – 625 кубометров в год на человека

    Нидерланды – 676 кубометров в год на человека

    Бангладеш – 761 кубометров в год на человека

    Марокко – 963 кубометров в год на человека

    Азербайджан – 972 кубометров в год на человека

    ЮАР – 982 кубометров в год на человека

Общий объем воды на Земле – примерно полтора миллиарда кубических километров, из которых лишь 2,5% приходится на пресную воду. Большая часть ее запасов сосредоточена в многолетних льдах Антарктиды и Гренландии, а также глубоко под землей.

Почти вся вода, которую мы пьем, берется из озер, рек и неглубоких подземных источников. Использовать из этих запасов можно лишь около 200 тысяч кубических километров – менее процента всех запасов пресной воды или 0,01% всей воды на Земле. Значительная их доля размещена вдали от густонаселенных регионов.

Возобновление запасов пресной воды зависит от испарения с поверхности океанов. Ежегодно океаны испаряют около полумиллиона кубических километров воды. Это слой толщиной полтора метра. Еще 72 тысячи кубических километров воды испаряется с поверхности суши. 79% осадков выпадает над на морями и океанами, еще 2% – над озерами и только 19% дождей проливается на землю. В подземные источники за год проникает немногим более двух тысяч кубических километров воды. Около двух третей всех осадков возвращается в атмосферу.

Краткое описание

Целью проекта является развитие у детей интереса к познанию и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды. В цикл занятий, представленных в данном проекте включены ряд тем, которые изучаются в определенной последовательности и связаны друг с другом. Занятия построены таким образом, что позволяют увидеть необычное, новое в привычном, обыденном.


Описание

Серия конспектов занятий « Вода – главное богатство на земле». Воздух чистый, свежий,
дышится легко и свободно.
Но…
Не умыться, не напиться без воды,
листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
птицы, зверь и человек,
и поэтому всегда
всем везде нужна вода!
1. Занятие на тему “Вода, вода – кругом вода”.
Цель:
дать представление детям о значение воды в нашей жизни и о том, в каком виде существует вода в окружающей среде .
Предварительная работа:
Предложить детям в течение всего дня запоминать, где и какую они видели воду (в помещении, на прогулке); как они ее использовали. Много ли им потребовалось воды? В конце дня обсудить результаты наблюдений, записать их. Важно, чтобы дети почувствовали, как часто нам нужна вода. Без нее мы не можем прожить. Пусть они представят, что случилось бы, если бы вода вдруг исчезла.
Ход занятия:

– Ребята! Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку:
Что в гору не вкатишь
В решете не удержишь
И в руках не унесешь. (Вода)

– Действительно мы будем говорить о воде.
Беседа:

Воспитатель: Для чего нужна вода? (ответы детей)
– Как она нам помогает? (ответы детей)
При этом можно использовать иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание). Дети, а кому нужна вода? (Используются д/пособие “Вода”, дети называют – деревья, птицы, животные, а воспитатель открывает картинку, проверяет всех ли перечислили). Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода – это жизнь, и воду надо беречь. Сколько человек может без пищи прожить? (Три месяца), а без воды? (Неделю). Как вы думаете, много ли воды на Земле? – Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель нашей Земли. (Воспитатель показывает глобус)
– Какого цвета на глобусе больше?
– Покажите все что выделено этим цветом? Каким цветом на глобусе обозначают воду? (Синим). Покажите на глобусе воду. А кто знает, сколько на земле океанов? (4 океана), а сколько морей? (30 морей). Как вы думаете, много это или мало? А какую часть занимает суша? (Четвертую). Давайте проверим. У меня в руках яблоко. Представим что это наша планета. Четвертая ее часть – суша, а вот эта большая часть – вода. Так много или мало воды на планете? (Много). Ребята, а какая на вкус морская вода, кто знает?(ответы детей) В морях и океанах вода соленая. В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной.
Кажется, что воды на Земле много – вон сколько синей краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.
– Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную?)
Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.
– Найдите на глобусе участки желтого цвета.
Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.
Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь. У воды великая забота – поить всех обитателей. А для чего человеку нужна вода? (Используется палка – передвижная). “Как человек использует воду?”

(поливает растения, готовит пищу, пьет. моется, стирает и т.д.) а кому еще нужна вода?

Хотите поиграть со мной в игру.
Вы будете семенами, Оля – солнышко, Гена – садовником. Я сажаю семена в землю. Ярко припекает солнышко. Садовник берет лейку с водой и поливает семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать. Вот уже появились первые ростки. Они тянутся и тянутся вверх. Садовник поливает их водой. А ласковое и доброе солнышко согревает их своими лучами. Вот они подросли и раскрыли свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом! Вы кто? Мы – цветы. Я – маргаритка! Я – тюльпан! и т.д. А что у нас получилось? (Цветочная клумба). Молодцы!
Вы уже знаете, чтобы вода из реки попала к нам в дом, ей надо пройти длинный путь. А как вы думаете, вода из реки сразу попадает к нам в дом? (Нет). Из реки насосы перекачивают воду в резервуары – отстойники, где ее тщательно очищают и фильтруют. После фильтрования по трубе вода попадает в резервуар для чистой воды, и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам в наши квартиры. Вот так долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудятся, чтобы помочь воде пройти этот путь. Так как же надо относиться к воде? Бережно, разумно, экономно,
по-хозяйски. Включать воду тонкой струйкой, хорошо и плотно закрывать
кран, не допускать, чтобы были неисправны краны. Вспомните пословицу о воде: “Воду попусту не лей. Дорожить водой умей!”
Ребенок : Не оставляйте открытым водопроводный кран,

Воспитатель: Так какие мы можем сделать выводы? (ответы детей) Правильно, мы не можем прожить без воды. Вода – это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.

2. Экспериментально - опытное занятие на тему «Свойства воды» Цель:
1. познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.
2. Развитие навыка последовательно излагать свои мысли, правильно строить свою речь, обогатить словарный запас.
3. Пробуждение интереса к природе, её явления.
Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая), лоток с лабораторной посудой на каждый стол (4 стакана с водой) кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой , стекло или зеркальце.
Ход занятия

Воспитатель: Давайте возьмёмся за руки. Улыбнёмся друг другу. Чтобы создать хорошее настроение. Чтобы много узнать на нашем занятии нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга, поднимать руку.
- Послушайте, я сейчас вам загадаю загадку. А вы должны быть внимательными и отгадать их.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода) - О чём эти загадки? (о воде) Значит о чём мы сегодня продолжим говорить о воде.

Беседа: – Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла,
превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”.
– Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.
– Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?
Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.
Опыт №1: “Вода не имеет формы
Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).
– Что можно сказать о форме воды?
Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.
Опыт №3: “Вода прозрачная”

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа).
Опыт №4: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых
вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт №5: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №6: “Лед – твердая вода”

Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.
Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.
Опыт №7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода.
Можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры? (Да) Почему?
Игра: “Где спряталась вода”
– Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода.
Воспитатель: Так что же мы можем сказать про воду. Вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

3.Познавательно занятие « Круговорот воды» - «Путешествие капельки»
Цель: дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
Оборудование: картинка зайца на фоне леса, картинка «капельки», картинка облачка, картинка листочка с росой.
Ход занятия.

Обсуждение с детьми, куда исчезала Капелька, что с ней происходило? (ответы детей).
Капельки воды постоянно путешествуют: с дождем выпадают не землю, бегают в ручейках, поят растения, а затем под лучами солнца снова возвращаются домой – к тучкам, из которых когда–то пришли на землю в виде дождя.(ответы детей).
Воспитатель: Значит что мы можем сказать про капельки воды. Они в природе “ходят, движутся” по кругу, выпадают из туч в виде дождя (снега), путешествуют по земле, а затем под лучами солнца возвращаются обратно. Вода не исчезает, а только превращается из одного состояния в другое и путешествует.

Ведущий: Мы «Защитники воды» пришли вам рассказать, что в нашем городе есть такие люди, которые губят реки, озёра. Нет ли среди вас таких? Сейчас мы это выясним. Как вы думаете, где можно встретить воду? Почему нужна вода и для чего? (ответы). Послушайте стихи о воде, которые вам прочитают «защитники воды».
1 Защитник: Мы не можем прожить без воды. Вода – это и озёра, и реки, и моря, и океаны. Кажется, что воды на Земле очень много, но это не так. С каждым годом пресной воды становится всё меньше и меньше.
2 Защитник: Вода нужна всем. Человек может прожить без воды всего 3 дня. Вода нужна, чтобы готовить еду, пить, стирать, умываться. Без воды не могут жить животные и растения. Если на Земле не станет воды, все растения погибнут.
3 Защитник:
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Нас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Ведущий: Ребята, а где дома мы можем встретить воду? А откуда вода в кране? (ответы) Вода попадает в кран из скважины или реки. Только в кран она попадает не сразу: те капельки, которыми мы умываем руки, проделали большой путь. Сначала из реки (скважины) человек направил в трубы, где воду очистили и после этого она попадает к нам. Для того, что бы чистая вода побежала из вашего крана, пришлось потрудиться многим людям: одни на заводе делали трубы, другие помогли воде попасть в трубы, т.е. построили водопровод, третьи очистили воду, четвёртые ремонтируют краны. А нам иногда кажется, что вода сама течёт из крана и её очень много, можно не экономить, пусть себе льётся! Но мы теперь знаем, что вода течёт в кран из реки, и если все люди будут оставлять краны открытыми, что же может произойти?
Дети читают стихотворенье Б. Заходера «Что случилось с рекой»

Ведущий: Вот, что может случиться, если не закрывать краны. У вас в группе есть такие дети, кто забывает закрывать кран? Чтобы вы не забывали, мы дарим вам плакат, вы его повесите над раковиной. И тогда уже никто не забудет закрыть кран. Такие плакаты вы можете сделать сами и подарить своим друзьям.
Защитник: Не оставляйте открытым водопроводный кран,
А если ты забудешь – исчезнет океан.
Об этом нужно помнить, ручей не засорять
И за собою мусор стараться убирать.
Давайте будем вместе природе помогать.
Оберегать колодцы, в них мусор не бросать.
Ведь, даже в капле малой – есть для цветка глоток
И превратится капля в веселый ручеек.
Ведущий: А сейчас давайте поиграем.
Песенка-игра «Ручеёк».
Побежали капельки в синеньких сапожках (лёгкий бег),
Превратились капельки в ручейки-дорожки,
Бежал ручей по камешкам, по камешкам бежал (бег),
Потом в прозрачной лужице лежал, лежал, лежал (дети приседают: «засыпают»),
Вот снова он помчался вскачь и громко зажурчал (подскоки с перестроением в круг),
Увидел речку - прыг туда (прыжки вперёд),
И сразу замолчал (дети садятся на ковёр).
Появляется Озеро, Русалочка, Водяной – воспитатели в соответствующих костюмах или дети из подготовительной группы.
Озеро: Мы ищем «Защитников воды», мы погибаем от неправильного поведения злых людей, которые засоряют нас и отравляют наших обитателе. Вот посмотрите, какие мы стали!
Озеро: Помогите нам!
Ведущий: Дети, как мы можем помочь озеру? (Ответы) Давайте очистим его.
Игра – эстафета : дети делятся на две команды. (потом дети по одному черпают грязную воду и выливают через фильтр- «Барьер». Таким образом дети очищают озеро. Гости благодарят и уходят.
Ведущий: Ребята, вы, конечно, понимаете, что это сказочное озеро. Но такое может случиться с настоящим озером и помочь ему будет трудно. Как же мы
можем спасти наши реки, озёра, моря? (ответы) Дети, если вы согласны помогать нам, если хотите, чтобы наши водоёмы были чистыми, мы можем вас принять в наше общество «Защитников природы».
«Защитники природы» принимают в свои ряды детей, прикрепляя им эмблемы.

Ведущая: Поздравляем вас, отныне вы тоже «Защитники природы». Напоминаем вам, что должны делать защитники природы.
Защитник: Экономно использовать воду, плотно закрывать краны, не загрязнять водоёмы, останавливать тех, кто бросает мусор в водоёмы, убирать за собой мусор на берегу озера, реки, в лесу.
Вывод: Надо всем людям научиться уважать нашу природу и любить её.
Список литературы. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников – М., 1999.
Саморукова П.Г. Методика ознакомления дошкольников с природой. – М., «Просвещение», 1992.
Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. – М., 1983.
Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду . – М., «Просвещение», 1987.
Лучич М.В. Детям о природе. – М., «Просвещение», 1989.
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М., «Просвещение», 1980.
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Учите детей наблюдать природу. – М., «Просвещение», 1993.
Куликова Т.А. Экскурсия в природу с детьми дошкольного возраста. – М., 1985.
Николаева С.Н. Юный эколог. – М., 2002.
Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. – Пермь, 1992.
Кондратьева Н.Н. и др. «Мы». – С.-П., 2002.
Смирнова В.В. и др. Тропинка в природу. – С.-П., 2001.
Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М., 2001.
Ашиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. – М., 1998.
Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. – М., 1995.
Арсентьева В.П. Экологическая азбука. – Смоленск, 1995.
Арсентьева В.П., Зайцева Л.М. Начальное экологическое образование. – Смоленск, 1999.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995.
Николаева С.Н. Любовь к природе воспитывается с детства. – М., 2002.
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М., 1999.ъ
Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск, 1995.
Сайт -

Ближний Восток заполыхал.

А что произойдет, когда не станет воды… Конфликты охватили весь регион. Социальные и экономические проблемы вывели народ на улицы. Этой важной теме была посвящена статья в британской газете "Обзервер" известного обозревателя Дж. Видала. Вот основной смысл статьи. Среди причин, приведших к обострению ситуации на Севере Африки и на Ближнем Востоке, несомненно, есть одна и очень серьезная – дефицит водных ресурсов. Она в данный момент как бы отошла на второй план, но все равно отмахнуться от нее невозможно, потому что она связана с проблемой продовольствия.

Рост цен на продовольствие в арабском мире является неплохим напоминанием о том, что, не решив проблему воды, трудно будет рассчитывать на подъем аграрного производства. Арабские страны расположены в очень засушливом районе мира. Рек здесь мало, а потребности в воде растут по мере роста численности населения. Более того, истощаются водных ресурсов. В результате практически все арабские страны зависят от импортного продовольствия, цены на которое сейчас достигли рекордного уровня. Чем это может обернуться для региона, где население в течение 40 лет удвоится и может достичь 600 млн человек, тем более в условиях изменения климата и наличия фундаментальных проблем, говорят различные исследования, в том числе и исследования ООН, отмечает издание. Демонстрации и восстания, случившиеся три раза в течение пяти лет после значительного роста цен на продовольствие, могут дать представление о том, что может произойти, если не будет предпринята попытка более справедливого распределения природных ресурсов и если не изменится политика в области использовании воды и нефти.

В этой связи отмечается появление подготовленного для стран ЕС доклада «Голубое спокойствие» (The Blue Peace report), презентация которого состоялась в Швейцарии. Доклад написан так называемой «Группой стратегического предвидения» - Strategic Foresight Group. На презентации министр иностранных дел Швейцарии Мишлин Кальми – Рей отметила, что в будущем основным геополитическим ресурсом Ближнего Востока станет скорее вода , а не нефть.

Если только не произойдет серьезного технологического прорыва или какого- то чудесного открытия, весь Ближний Восток не избежит острой нехватки воды. Авторитарные правители богатых нефтью стран все эти годы удерживали свои народы с помощью контроля за природными ресурсами и фактически не допускали волнений благодаря огромному субсидирования «виртуальной» воды в форме импорта основного продовольствия. Но, такое положение дел может рухнуть по мере рекордного роста цен на продовольствие и возрастания потребности в воде и энергоносителях. Пока проблема собственно воды оказывает относительно небольшое влияние на возникновение нынешних беспорядков. Но когда прекращались субсидии, часто наступал период нестабильности. Так уже было. В будущем нехватка воды будет ощущаться сильнее, и поэтому того, что делают правители сейчас, может оказаться недостаточно. Арабы зависят от импорта продовольствия. Поэтому наводнения в Австралии или заморозки в Канаде для них имеют такое же значение, как урожай, скажем в Египте или в Алжире. Стоимость арабского продовольственного импорта в 2008/2009 году составила 30 млрд долл. Рост цен усугубил положение миллионов безработных и нищих. Парадокс арабской экономики заключается в том, что она зависит от цен на нефть, а цены на нефть тянут вверх цены на продовольствие.

Одна из беднейших арабских стран – Йемен – самая незащищенная с точки зрения наличия воды и продовольствия. Там в год на человека приходится менее 200 м3 воды. Между тем международный уровень «водной бедности» - 1 тыс. м3 на человека. Йемен вынужден импортировать 80 - 90% продовольствия. Правительство рассматривает даже возможность переноса столицы из Саны с населением 2 млн человек, поскольку в течение шести лет в городе не останется воды. 19 из 21 подземных резервуаров воды уже не восполняются. Страну раздирают два внутренних конфликта. Нехватка воды – один из усугубляющих факторов.

В других арабских странах положение не лучше. В Иордании потребность в воде в течение 20 лет должна удвоиться. Уже сейчас ощущается дефицит из-за роста населения и спора из-за воды с Израилем. Всемирный банк считает, что за 30 лет наличие воды на человека в этой стране упадет с нынешних 200 м3 до 91 м3. Дефицит воды испытывают Алжир, Тунис, ОАЭ, Марокко, Ирак и Иран. Избыток есть только в Турции, но и она не хочет ни с кем делиться. Абу – Даби выкачает свои подземные реликтовые запасы воды в течение 40 лет. Ливия потратила 20 млрд долл. на бурение скважин в пустыни для использования доисторических водоносных слоев глубокого залегания. Но при этом никто не знает, насколько хватит той воды. В Саудовской Аравии потребность в воде за 25 лет вырастет на 500%, а потом в течение 20 лет еще удвоится. Дело в том, что на 10% в год растет потребность в энергетике. При этом уровень воды в регионе в целом падает. С 1960-х гг. в Мертвом море – примерно на 30 метров. Болота в Ираке сократились на 90%, а Галилейское море (озеро Киннерет) может превратиться в соленое. Из – за интенсивного орошения сельскохозяйственные земли становятся непригодными, потому что вода застаивается и происходит засоление. Богатые нефтью страны пытаются что-то сделать. Поскольку они уже осушили подземные источники пресной воды, в массовом порядке начали строить предприятия по опреснению морской воды . Их уже насчитывается 1,5 тыс. На этих предприятиях осуществляется 2/3 опреснения морской воды в мире. Оказалось, однако, что это непростое решение. Воду либо выпаривают и пропускают через сепаратор, либо пропускают через фильтры. Все это очень затратно с точки зрения потребления энергии. Правда, кое-где для этого используют энергию солнца, но самое главное – извлеченную соль обратно сбрасывают в море. Вот в чем проблема. Только сейчас начинают постигать оборотную сторону процесса опреснения воды. Соленость морей растет, и это убивает морскую жизнь. В 70–80-е гг. почти 20% финансовых средств Саудовской Аравии тратилось на создание пшеничных полей, парков, лужаек, площадок для гольфа. А сколько энергии и воды приходится тратить на охлаждение зданий в странах Персидского залива! Над этим начинают задумываться, уже стали меньше создавать лужаек. Вместо них площади вокруг зданий заливают бетоном. Начинают повсеместно экономить воду, даже в мечетях. Для этого устанавливается специальное оборудование, экономящее воду. Саудовская Аравия сокращает производство пшеницы у себя дома и начинает приобретать земли за границей. В ОАЭ строят подземное хранилище для опресненной воды. По завершению запаса там будет на три месяца. Дефицит воды осознается в арабском мире всеми, и это дает благоприятный шанс, потому-то лучший путь избежать конфликтов – договариваться. Звучит обнадеживающе, заключает издание, но ветер перемен в регионе говорит о том, что там возможно все что угодно.

Во-первых стоит определиться с зоной возникновения такого дефицита - в африке он возник уже давно, на ближнем востоке ситуация на грани, а в Канаде или, например в Финляндии таких проблем и не предвидится.

Необходимо также разделять причины возникновения недостатка воды. Глобально их две - отсутствие природных источников пресной воды (озера, реки) и/или загрязнение или уничтожание существующих.

В случае отсутствия природных ресурсов как, например, в Израиле или Сингапуре вопрос возможно решить установкой опреснительных станций. Действительно стоимость такой воды относительно высока, это заставляет потребителей оптимизировать потребление. В таком случае восполняемость водных ресурсов проктически неограничена.

Ситуация гораздо сложнее в случае загрязнения или уничтожения истоников питьевой воды. Что общего у Аральского моря и Мертвого моря? Оба находятся в плохом состоянии из-за излишнего использования воды впадающих в них рек. Восстановление в данном случае упирается в необходимость отнять воду у фермеров, что чревато для политического руководства.

Если же мы говорим о том что из-за глобальных изменений климата (необходимо отметить, что это не 100% доказанный факт) сокращаются запасы пресной воды в виде ледников, беспокоиться не стоит. Если не учитывать подъем уровня мирового океана, воду из ледников мы не пьем. Ледники на вершинах гор, которые питают реки и озера - важны, но опять же в сугубо определенных районах земного шара.

Что касается воды в Крупных городах России, таких как Санкт-Петербург или Москва, причин для беспокойства в ближайшие лет 50 нет. Вода будет, вопрос заключается в ее качестве. Но это уже другой вопрос.

Дефицит пресной воды есть и сейчас, например в странах Африки.

По данным ООН, постоянный дефицит пресной воды испытывают 1.2 млрд людей, а 2 млрд. страдают от него регулярно.

На данный момент существуют несколько способов переработки солёной воды в пресную: опреснение на специальных заводах, конденсация паров в атмосфере. Но после этих процедур вода становится очень дорогой. Но!около 90% всей пресной воды содержатся во льдах, поэтому если дефицит-таки настанет в глобальном масштабе, добывать её начнут из ледников.

Правда. Вода - хоть и возобновляемый природный ресурс, но именно пресная вода, как известно, используется человечеством для большинства нужд. То, что большая часть пресных вод запасена в ледниках, и то, что с этими самыми ледниками сейчас происходит, наглядно показывает развитие сюжета в дальнейшие десятилетия.

Если опустить потребности человека в элементарном удовлетворении жажды, можно взглянуть еще на ряд областей, где используется пресная вода. Основной потребитель - сельское хозяйство, в частности, это животноводство. Также ситуацию ухудшают различные химические и отходные выбросы, неравномерное распределение воды по местам обитания людей и прочее. Более 70-80 стран страдают водным дефицитом. В развитых странах, где дефицита нет, наблюдается активное загрязнение используемых вод. Есть способы устранить дефицит пресной воды, к ним непременно относится и экономия все еще существующих запасов. Пока они еще доступны для человечества.

Пресная вода является возобновляемым природным ресурсом, который существует благодаря известному всем ещё со школы круговороту воды в природе. Он не может иссякнуть, пока существуют моря и океаны, с поверхности которых происходит испарение. Поэтому важна не её часть в доле общих водных ресурсов, а интенсивность её потребления человечеством. Пока что это потребление во много тысяч раз меньше общего количества выпадающих осадков, иначе бы сток рек уже не достигал морей и океанов.

Другое дело, что пресная вода существует в трёх видах: воды поверхностных рек и озёр, подземные воды, движущиеся к тем же рекам и морям по порам горных пород, и ледники и полярные льды. При этом водные ресурсы распределены по регионам неравномерно, зависит от климатических и геологических условий, и так же неравномерно потребляются человечеством (преимущественно в регионах городских и промышленных агломераций).

Следует заметить, что для питьевого водоснабжения, где это возможно, преимущественно используются подземные воды, так как они и не перемерзают в зимний период в северных широтах, и не пересыхают в летний в южных, как реки. Кроме того, они являются более чистыми по сравнению с поверхностными, поскольку защищаются очистительной способностью почв и горных пород, то есть не требуют дорогостоящих мероприятий по очистке.

Там, где интенсивность потребления превышает скорость поступления воды в горные породы, происходит истощение подземных вод, они не успевают возобновляться. Если отбор воды прекратить или снизить, эти подземные воды снова восполнятся за счёт просачивания осадков под землю, но в зависимости от геологических условий и интенсивности оставшегося отбора подземной воды на это может уйти от нескольких месяцев до десятков лет. Так что полное исчезновение пресной воды человечеству не грозит.

Гораздо страшнее другое - загрязнение поверхности земли и водотоков за счёт сбросов промышленных стоков. При интенсивном загрязнении почвенный слой не справляется с их очисткой, загрязнённые стоки поступают под землю в подземные воды и движутся по горным породам вместе с ними. Вода становится непригодной для питья или требует дорогостоящей очистки от вредных промышленных примесей. При этом вода может оставаться такой десятки и сотни лет, так как вторичным источником загрязнения становятся уже сами загрязнённые почвы и горные породы. В ряде случаев загрязнение может изменить природные условия безвозвратно за счёт «запуска» механизма изменения естественной гидрогеохимической обстановки. Катастрофическую нехватку пресных вод можно представить себе также в случае глобального загрязнения атмосферы Земли токсичными и радиоактивными веществами. Но в этом случае, скорее всего, люди просто не смогут безопасно дышать. В аридных пустынных районах, где осадки практически сразу же расходуются на испарение, у человечества есть в запасе технологии опреснения морской воды (как это делается в ряде Арабских Эмиратов), но это делает её очень дорогой и требует очень больших энергоресурсов. Так что это - вода только для богатых.

По данным Организации Объединенных Наций, рост потребления пресной воды, вызванный увеличением численности населения и его миграцией, а также последствиями изменений климата, ведет к растущей нехватке водных ресурсов.

Каждые три года Всемирная программа ООН по оценке водных ресурсов (WWAP) публикует Всемирный доклад ООН, представляющий самую полную оценку состояния пресноводных ресурсов в мире.

Последний доклад был обнародован на Пятом Всемирном водном форуме, проходившем в Стамбуле в 2009 году. Это результат совместной работы 26 различных подразделений ООН, объединенных в рамках Десятилетия ООН "Вода для жизни" (2005 – 2015 гг.).

В докладе подчеркивается, что многие страны уже достигли предельных возможностей водопользования: потребление пресной воды за последние полвека утроилось. В обширных регионах развивающегося мира по-прежнему сохраняется неравный доступ к безопасной питьевой воде, очистке воды для производства пищевых продуктов и переработке сточных вод. Если ничего не предпринимать, то без чистой воды к 2030 году останутся почти пять миллиардов человек, около 67% населения планеты.

В Африке южнее Сахары почти 340 миллионов человек лишены доступа к безопасной питьевой воде. В поселениях, где живет полмиллиарда африканцев, нет нормальных очистных сооружений. Почти 80% заболеваний в развивающихся странах вызваны употреблением некачественной воды. В год от они уносят жизни трех миллионов человек. Каждый день от "болезней немытых рук" умирает пять тысяч детей – по ребенку каждые 17 секунд! 10% болезней в мире можно избежать с помощью улучшения водоснабжения, очистки воды, гигиены и эффективного управления водными ресурсами.

Сейчас население Земли составляет 6,6 млрд человек, ежегодный прирост – 80 миллионов. Каждый год нам требуется на 64 миллиона кубометров воды больше. К 2050 году на Земле будут жить почти десять миллиардов человек, причем прирост населения будет приходиться, в основном, на развивающиеся страны, где уже сейчас не хватает воды.

В 2030 г. половина мирового населения будет жить под угрозой водного дефицита. Только в Африке к 2020 г. из-за изменений климата в этой ситуации окажется от 75 до 250 млн человек. Нехватка воды в пустынных и полупустынных регионах вызовет интенсивную миграцию населения. По оценкам экспертов, поменять место жительства будут вынуждены от 24 до 700 млн человек. В 2000 г. дефицит воды в мире оценивался в 230 миллиардов кубометров в год. А к 2025 году нам не будет хватать воды в десять раз больше: до двух триллионов кубометров в год.

По данным ООН к 2025 г. Россия вместе со Скандинавией, Южной Америкой и Канадой останутся регионами наиболее обеспеченным пресной водой. В этих странах на каждого человека приходится более 20 тысяч кубометров в год. По запасам водных ресурсов наиболее обеспечен регион Латинской Америки, на долю которого приходится треть мирового водостока, за ней следует Азия с ее четвертью мирового водостока. Затем идут развитые европейские страны (20%), страны Африки к югу от Сахары и страны бывшего Советского Союза, на них приходится по 10%. Наиболее ограничены водные ресурсы стран Ближнего Востока и Северной Америки (по 1%).

А меньше всего воды в пересчете на душу населения, по оценке Института мировых ресурсов приходится на 13 государств, среди которых 4 республики бывшего СССР:

    Египет – 30 кубометров в год на человека

    Израиль – 150 кубометров в год на человека

    Туркмения – 206 кубометров в год на человека

    Молдова – 236 кубометров в год на человека

    Пакистан – 350 кубометров в год на человека

    Алжир – 440 кубометров в год на человека

    Венгрия – 594 кубометров в год на человека

    Узбекистан – 625 кубометров в год на человека

    Нидерланды – 676 кубометров в год на человека

    Бангладеш – 761 кубометров в год на человека

    Марокко – 963 кубометров в год на человека

    Азербайджан – 972 кубометров в год на человека

    ЮАР – 982 кубометров в год на человека

Общий объем воды на Земле – примерно полтора миллиарда кубических километров, из которых лишь 2,5% приходится на пресную воду. Большая часть ее запасов сосредоточена в многолетних льдах Антарктиды и Гренландии, а также глубоко под землей.

Почти вся вода, которую мы пьем, берется из озер, рек и неглубоких подземных источников. Использовать из этих запасов можно лишь около 200 тысяч кубических километров – менее процента всех запасов пресной воды или 0,01% всей воды на Земле. Значительная их доля размещена вдали от густонаселенных регионов.

Возобновление запасов пресной воды зависит от испарения с поверхности океанов. Ежегодно океаны испаряют около полумиллиона кубических километров воды. Это слой толщиной полтора метра. Еще 72 тысячи кубических километров воды испаряется с поверхности суши. 79% осадков выпадает над на морями и океанами, еще 2% – над озерами и только 19% дождей проливается на землю. В подземные источники за год проникает немногим более двух тысяч кубических километров воды. Около двух третей всех осадков возвращается в атмосферу.