Народное искусство, фольклор представляет древнейший пласт художественной культуры. В настоящее время оно существует в различных проявлениях: бытовое художественное творчество неформа­лизованного досугового характера, сценическая форма фольклора, подготовленная и осмысленная с учетом закономерностей демонстрации зрителям, слушателям как художественного явления, декоративно-прикладное и художественно-прикладное искусст­во, изобразительный фольклор. Это и народные умельцы, мастера, народные промыслы, художественно-исполнительские ансамбли, студии. Каждое из таких проявлений связано с подлинно народной основой: в одних случаях сохраняются традиции, в других, возможны вольные обработки народных мотивов. Художественная самодеятельность как форма народного творчества, занимающаяся созданием и исполнением художественных произведений силами любителей, активно осваивает фольклорные традиции: исполнительские приемы, выразительные средства, формы подачи материала, характер общения с публикой. Для того, чтобы успешно заниматься развитием фольклорной самодеятельности, следует учитывать специфику подлинного народного искусства.

Фольклор (устно-поэтический, музыкально-драматический) - это бытовая традиционная для этноса духовная философия - эстети­ческая культура, отражающая его менталитет, сложившаяся в ре­зультате многовекового коллективного творчества путем устной коммуникации, проявляющаяся в бесконечной множественности индивидуально-личностных вариантов.

Фольклор – важная часть национальной духовной культуры народа. Основная особенность нации – общность – проявляется и в народном творчестве. Так, например, по всей России распространены одни и те же песни, сказки и пословицы. Фольклор имеет в основном общенародный характер, выражает общие для народа воззрения, идеалы и стремления, затрагивает вопросы важные для всего народа. В старом, традиционном русском фольклоре популярны были сказки о мужике и барине, потому что вопрос о крепостном праве был важнейшим вопросом русской жизни. Фольклор всех народов глубоко патриотичен. Народ заботился о защите родины. В фольклоре отразились и национальное сознание, и патриотическая гордость. Пример тому множество пословиц, песен, сказок, былин.

Признавая фольклор как неотъемлемую часть живой культуры, необходимо подчеркнуть его специфическую сущность. Исследователь Давлетов К.С. выделяет следующие специфические черты фольклора:

Коллективность творчества, бытование в народе;

Импровизационность в рамках заданной традиции;

Вариативность, наличие нескольких вариантов текстов, мелодий, сцен и т.п.;

Синтетический характер – одновременное использование нескольких искусств: инструментального, вокального, хореографического, театрального. Любой народный праздник, обряд свидетельство тому.

Синкретизм (сочетание) творческой и социальной деятельности;

Условность действий (отсутствие сцены, декораций, традиционность костюмов, грима и т.д.);

Игровая сущность (ряженые на Коляду, Масленицу; народные праздники всегда сопровождались играми).

Этот же ученый определил следующие специфические черты художественной самодеятельности как одной из форм народного творчества:

Имеет фиксированный текст драматургии или музыки;

Имеет явные признаки жанровой принадлежности.

Для выделения специфических черт фольклора исследователь Емельянова А.М. сопоставила два явления: фольклор или народное искусство и художественную самодеятельность:

Таким образом, фольклор и художественная самодеятельность – две самостоятельные оригинальные формы народного творчества, блоки художественной культуры общества, которые близки, так как являются формами непрофессионального «неученого» народного творчества. Правомерно рассматривать художественную самодеятельность как наследницу фольклора.

Эти два явления взаимосвязаны, следовательно, имеют единые признаки и принципы функционирования.

Одним из условий народного художественного творчества является свобода (внешняя и внутренняя). Это побуждает выделить в качестве решающего признака

- добровольность – действие на основе собственной воли, имеется в виду внутренняя воля, желание, потребность.

- духовная мотивация. Если творчество не любая активность, а стремление человека быть более совершенным, то независимо от осознанности или неосознанности внутренних потребностей в творчестве мотивы его участия не носят материального характера. А есть стремление к самообразованию и самореализации, получение удовольствия от процесса занятием творчеством, стремление выразить себя, раскрыть свои способности. Из этого вытекает следующий признак:

- собственная внутренняя активность.

А.С.Каргин, опираясь на перечисленные признаки, выделяет следующие принципы функционирования народного художественного творчества:

Демократизм, т.е. свойственно доступно широким слоям народа;

Массовость, т.е. свойственно большому количеству людей;

Свобода творческого проявления;

Досуговый характер.

Работа добавлена на сайт сайт: 2015-07-05
  1. 1.Черты фольклора

">Основные признаки фольклора

">фольклора присущи устная форма распространения (передача между людьми способом прямой контактной коммуникации) Его функционирование связано с традиционными обрядами, обычаями, трудовыми занятиями, досугом определенными переживаниями, настроениями В этом процессе происходит и именно создания фольклора Начинается оно в каждом конкретном случае от определенных творчески одаренных индивидуальностей, имена которых в мы нуло почти полностью потерялись Лишь в некоторых случаях народные легенды или написанные источники сохранили наименование авторов отдельных песен, например, девушки-казачки Маруси Чурай с XVII в и казака Клим овский с XVIII в, которому приписывается создание широкоизвестной песни «Ехал казак за ДунайДунай".

">В новее время таких авторов произведений, ставших фольклорными, зафиксировано более Однако чтобы индивидуальный произведение приобрел статус фольклорного, он, во-первых, должен создаваться в духе народной традиции, на ародних предпочтений и определенной потребности, во-вторых, непременно испытать в процессе распространения шлифования, обработки, переработки - даже очень существенной Не составляют исключения и произведения известных писателей, переход пять в виде песен, поговорок, пословиц, рассказов в устный народный оборот и часто испытывают при этом заметных изменений по сравнению с первоначальным авторским текстом итоге, проблема авторства мало интересует устную народную традицию, исполнителей тех или иных произведениирів.

">Итак, характерный признак фольклора - его анонимность, т.е. потеря авторства в процессе бытования, что является одновременно и процессом коллективного создания, добавления \"к чужому прекрасного своего лучшего\"

">Ярким выражением коллективности процесса в фольклоре и свободного отношения к тексту является наличие разновидностей тех или иных произведений - их вариантов Собирателями фольклора записанные в разных местностях многочисленные и варианты широко популярных и менее известных песен, сказок, легенд, преданий, пословиц и т.п. Вариативность фольклорных произведений хорошо примечательна даже в обычном быту Сами исполнители из народа нередко констатируют, что эта песня или сказка иная \"в нас\", чем \"в соседнем селе\" или даже на другом конце села Вариантность или даже многовариантность - один из главных признаков фольклора - касается все х его родов, видов и форм: стихотворных, поэтических и прозаических (повествовательныхних).

">разновариантность фольклорных произведений обусловлена??и такой специфической чертой народно творчества, как импровизационность, есть сотворчество в процессе выполнения Исполнитель не просто повторяет готов и текст, поэтические формы, а нередко приспосабливает их к определенной ситуации, события, человек - импровизирует Импровизационность присуща всем формам народной словесности, в частности характерна для похоронных причитаний и коротких песенных форм - припевок к танцам, песенных диалогов, когда исполнитель должен быстро среагировать и уместно ответить на ту или иную песенную фразу, строфу, поговоркику.

">Еще одной специфической особенностью фольклора является его устность - устная форма создания, бытования, синхронное и диахронном передачи, то есть распространение произведений фольклора в определенное время и его разновременных передан ния от поколения к поколению Значительная роль при этом принадлежит памяти Именно в памяти носителей фольклора, его индивидуальных и коллективных исполнителей зафиксировано весь многоплановый объем фольклорной др. формации, ее сюжеты, тексты, формы, стабильные стереотипы Из этого вытекает и определяющее функциональное значение памяти в утверждении традиции народной устной словесности Недаром в науке существует мнение, что фольклор - это искусство памятью"яті.

">Итак, характерными особенностями устного народного творчества, что отличает ее от других участков народной культуры, в частности от такой около родственной с ней сферы художественной словесности, как литература является устность и значимость памяти в создании, бытования и передаче фольклорных произведений, коллективный характер народного творчества, неопределенность индивидуального авторства - анонимность: связь п обутунання и развития с определенными народными традициями, устоявшимися стереотипами, эстетическими нормами, формами, критериям - то есть традиционность в сочетании с пополнением в процессе выполнения дополнительными элементами - импровизационность, чем в свою очередь обуславливается и такая специфическая черта, как разновидность текстов, мелодий большинства фольклорных произведений - их вариантность.

">В новее время, в наши дни признаки фольклорности меняются Скажем, распространение фольклорных произведений может происходить не только в устной, но и в письменной форме, а также с помощью современных средств коммуникаций ции - прессы, радио, телевидению Чаще фиксируется авторство, поскольку создатель может записать свое произведение, и в письменном виде он попадает в фольклорный оборот Сюда же нередко входят и произведения литературно го происхождения, в частности авторов, которые творят в духе фольклорной поэтики В этом процессе новейшего фольклоротворення может более или менее отчетливо прослеживаться соотношения и созависимости инд ивидуального и коллективного, традиционного и нового Непременным условием вхождения произведения к фольклору - его фольклоризации - это его жизнь, бытования по законам устной традиции, законами, уже независимых ни от первоначального создателиворця.

">Фольклор живет, действует в широком народной среде, по его активном участии время в этом процессе исключительно важная роль принадлежит личности исполнителей и так называемых носителей фольклора - одаренных певцов, сказителей, мудрых, остроумных людей, имеющих в памяти значительный репертуар народных песен, сказок, преданий, легенд, поговорок, пословиц, загадок, анекдотов и умеют ярко донести их д в широкой аудитории И сегодня нередко наблюдаем, что в том или ином коллективе, группе выделяются люди, которые умеют петь, что-то рассказать интересное, остроумное, хорошо владеют народным словом когда-то ь роль и значимость таких людей были намного весомее Они жили в каждом селе, были желанными в каждом группе, выполняли функции запевал, лидеров молодежных общин, вечеринок, различных уроч стостей и развлечений, наделялись достоинствами обрядовых чинов: свадебных старост, старших свах, дружбе, их ценили, уважали Такие талантливые личности, в частности народные певцы, кобзари, лирники, сказочники часто выступали активными соавторами фольклора Например, знаменитые исполнители украинских народных дум и исторических песен - кобзари - наверное, как считают исследователи, были также их основными создателяморцями.

2. Зимние календарные праздники в системе традиционной культуры праздника русского народа

">Зимние календарные праздники и обряды в русской тр. Кул. ">
Декабрь – первый месяц зимы. Студень. Студенец. Зазимник. Грудень.

* декабрь год кончает, зиму начинает.

Введение. Введенские ранние морозы. На введение зима вводится. Начинались первые зимние ярмарки, а с ними вместе и первые санные выезды на гуляния. Обычай "казать молоду"- вывозить молодую, по первому году жену для показа всему народу обязательно соблюдался в этот день.
">22 декабря- Анна. Зимнее солнцеСтояние ">

Колядки – до середины января (зимние святки). Ряженые ходят с песнями и шутками-прибаутками по дворам, выпрашивая угощения.
">^ 25 дек. – Спиридон поворот. Спиридон-солнцеворот ">. "солнце – на лето, зима- на мороз."

;text-decoration:underline">просинец, перелом зимы, перезимье, у малорусов – сечень, ">

">Овсень – ">новый год, сень, синь – сияние, ов (про)-приставка – малое. Малое ">начало нового сияния ">. Представления о возрождении солнечного света. В другом значении – сеять, семя, ">начало ">жизни. Святки – зимний солнцеворот, открывают народный солнечный год. Длились 12 дней, по числу месяцев года.

">^ Рождественский Сочельник 24 декабря/ ">6 января ">Жгут костры «греют умерших предков». Кликание коляды, Овсеня и Плуга (возглашаются хвалебные песни плугу)
">Рождество 25 декабря/ ">7 января "> - день зимнего солнцеворота, пробуждение солнца после зимы. Уход старого года и начало нового, рождение нового солнца, Граница между старым и новым – «лазейка для нечисти».– начало святок.(песни – Коляда, Виноградие (виноград –

сад – благополучие), Щедровка, Авсень) В фольклоре – колядования, молодёжные игрища, аграрная магия (весенняя обрядность), ">гадания ">(наиболее обширные – связь с разгулом нечистой силы ">) ">, ряженье, поминовения предков. Богатая коляда. Обрядовые бесчинства. ">Колядование "> - обрядовый обход группами деревенских жителей во время святок, исполнение колядок. Песни аграрной направленности, величальные хозяевам, прославление Христа (после принятия христианства) ">Колядовщики ">– «выходцы из иного мира», предки. Подаяние им – жертвоприношение предкам. Костюмы: животных, «нечисти», представителей некрестьянской, чужой среды (барыня, фельдшер ит.д.) Святочные игры эротического характера. Преобладают две темы: брак и похороны ">. Эротизм "> - остаток древнего обряда, т.к.древняя языческая семантика праздника в обновлении Солнца-Даждьбога, и зачатия природной плодородной силы, Ярилы. Смысл языческих святочных игр – прощание с умирающим годом и радость от рождения нового. Позднее приуроченность эротических игр к святкам объяснялась также приближением мясоеда – времени сватовства и свадеб. Святки делились на две части: ">Святые вечера и Страшные вечера ">.

Святые Вечера – от кануна Рождества до Васильева Вечера (Щедреца - Щедрого Вечера), Страшные вечера от Васильева дня до Крещения. Рождественская ель (позднее, из Европы) – символ райского дерева, увешанного яблоками и орехами (плодами). ">Необмолоченный сноп Дед, ">солома и сено на столе, хождение по домам с плугом, посыпание зерном, гадания об урожае, зерно(символ зачатия) – всё говорит о посеве, жатве, обилии плодов желаемых в наступающем году. трапеза (узвар, каша – родины, мёд, кутья – похороны)

По церковному календарю:

">Рождество Христово "> – двунадесятый праздник. Иисус Христос – «Солнце правды». Был рождён Девой Марией, непорочно зачавшей от Святого Духа. Славление Христа – обрядовый обход

крестьянских дворов с поздравлениями и пожеланиями благополучия, пели «Рождество» - рождественский тропарь. Молодёжь «славила» со звездой (в честь звезды, которая привела волхвов к колыбели иисуса) или вертепом (кукольный механический театр, изображающий сцену Рождества Христова.
">^ Васильев день 1 / ">14 января "> Страшные (Ворожные, страстные) Вечера, продолжавшиеся до Крещения Господня – середина святочных праздников, День Нового солнечного года.. Постная коляда. Аграрные колядки, пик святочных гаданий, обильные трапезы. Особое блюдо: «кесаретский» зажаренный поросёнок. (св. Василий – покровитель свиней). Кесаретский поросёнок – пережиток древнего славянского ритуала жертвоприношений богам в обмен на благополучие. С этого дня разрешение есть свинину. От Васильева дня до Крещения было много магических обрядов, т.к. особо «буйствовала» нечистая сила. Обряд посыпания знаменует весеннее осеменение Матери-Земли, вступающей в брачный союз с «просветлённым» (богиней Весной) Небом. Зёрна – символ оплодотворяющего семени, дождя и солнечных лучей. (Такие же посыпания на свадьбах). СЕЯТЬ-СВЕТИТЬ-ОВСЕНЬ. Овсень – бог, возжигающий солнечное колесо, дарующий свет миру (Афанасьев)
Оканчиваются Рождественские святки.

">^ Крещение 6 / ">19 января ">. У язычников – ">водокрес - ">, религиозные омовения у язычников на праздник Коляды, вызванные мыслью об освобождении вод с поворотом солнца, превращение их в живые потоки, несущие обновление и силу плодородия Завершение святочных праздников, искра небесного огня (Креса) из Сварожьей Кузни падает в воды Земли, наделяя их чудодейными свойствами. В христианстве день изгнания нечистой силы и очищения людей от грехов. Открывается небо – будет услышана молитва. Крещенское водосвятие – очищение вод от нечисти, заполнившей мир в дни новолетия (святок). Особенно старательно очищались от грехов в крещенской проруби Иордани те, кто участвовал в ряженьях и игрищах. Обряды освящения скотины. В крещенский сочельник – поминовение усопших. В этот день устраивались смотры невест. «Крещенское рукобитье – к счастливой семье.» После этого дня наступает мясоед. (20 января) Начало свадеб.

;text-decoration:underline">Февраль ">

;text-decoration:underline">– ;text-decoration:underline">сеченъ, снежень, бокогрей, у малоруссов – лютый ">

В народе его называли бокогрей, основываясь на том, что скотина выходит в феврале из хлевов обогревать бока. В наших летописях его называли: свадебным, от зимних свадеб, совершаемых от дня Богоявления до масленицы.
">^ Сретение 2 / ">15 февраля. ">Двунадесятый церковный не переходящий праздник. Сретение- слово славянское что означает "встреча".

Сретение считается границей мужду зимой и весной. " на сретение зима с летом встречались" В народном календаре – встреча зимы и лета. В это время иногда случались первые громы. ">. "> «На Громницу зима с летом (весной) встретились». «На Громницу Солнце на лето, зима на мороз». Приметы о будущем урожае. Обычай «закармливать кур» , подготовка и починка летней сбруи, ездовой и пахотной. Обрядовое блюдо для починок – «семейная саломата». «Приехала саломата на двор, расчинай починки». Женщины совершали обряд «семенное» - выставляли на 3 морозные утренние зари семена для будущего посева. Так же «зорнили пряжу» "> ">выставляли первый моток пряжи «на зорю», чтобы пряжа (равно как и судьба, которую «прядёт» Богиня Макошь) была бела, чиста и крепка. Первое закликание весны.

">Сочельник (Сочевник)

">
Народное название кануна праздников Рождества Христова и Крещения.

Слово «сочельник» восходит к словам «сочиво» и «сочень», которые в свою очередь произошли от «сок». Сочивом у русских называли сок или молоко из семян, а также кушанье, состоящее их зёрен, то есть кашу. Такую постную кашу ели в рождественский и крещенский Сочельник. Сочнями же назывался вид лепёшек на конопляном масле, а так же сдобные выпечные изделия с начинкой сверху (шаньги, ватрушки) или без неё (пряженики). Постные и пресные сочни изготовляли к Рождеству, поэтому название «Сочельник» относится, прежде всего, к кануну Рождества Христова.

Сочни или тесто для них нередко использовалось девушками для святочных гаданий. В ночь на Рождество Христово или в день самого праздника с сочнем спрашивали имя суженого на улице, в проделанные в тесте дырочки смотрели через подворотню на проходящих, и по внешнему виду первого встречного судили о будущем.

В Сочельник, рождественский и крещенский, обычно готовились к празднику: с особенной старательностью мыли в доме полы, стены и потолок, аккуратно всё прибирали, обтирали иконы от пыли, украшали красный угол. В это время обязательно соблюдали строгий пост, то есть полностью отказывались от пищи до момента обрядовой трапезы в полночь. Неотъемлемой частью Сочельника являлись домашние моления, а так же посещения служб в церкви.

">Святки

">
Главный зимний праздник в крестьянском календаре, знаменующий собой переход от старого года к новому. Святки длились две недели, начинаясь в Рождественский Сочельник (6 января) и, завершаясь в день Крещения.

Корни большинства святочных обрядов, совершаемых в связи с наступлением нового солнечного года, восходят к глубокой древности и имеют ярко выраженный языческий характер. Вместе с тем на архаичную основу праздника сильное влияние оказало христианство, поскольку к святочному периоду были приурочены события жизни Иисуса Христа.

Основными праздниками в рамках Святок являлись Рождество Христово, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне. В кануны этих дней вечером в каждой крестьянской семье совершались торжественные обрядовые трапезы, включающие ритуальную пищу, которую после ужина оставляли на столе для появляющихся в святочное время душ умерших и ставили на окно или порог для угощения мороза.

Полагали, что и умершие предки, и природная стихия, вкусив обрядового блюда, будут способствовать хорошему урожаю в новом году.

В традиционной культуре вкушение обрядовой пищи осмысливалось не как обычное насыщение, а как приобщение к жизненным силам, и соответственно к вечному обороту жизни. Обрядовое кормление покойных «родителей», то есть всех покойных предков, которые по народным представлениям являлись уже частью природы, приобщало также и их к этому нескончаемому движению жизни Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники. М., 1986 г., с. 56.

Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуальными действиями, к которым был причастны все члены деревенской общины.

В первый день Рождества совершался обряд Славление Христа. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в Новом сельскохозяйственном сезоне. С этой же целью в Рождественский Сочельник или рано утром на Рождество и в день Нового года по деревне ходили колядовщики, исполняя поздравительные песни хозяевам домов, за что получали вознаграждения обильным угощением.

Фольклор (folk-lore) - международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает - "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народнопоэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы.

Фольклор - сложное синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств - словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки - история, психология, социология, этнология (этнография). Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания.

Наука, изучающая Ф. (фольклор), называется фольклористикой. Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор - особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения .

Фольклор - это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация .

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность - стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos - соединение). Синкретическое состояние - это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.

Фольклорные произведения анонимны. Их автор - народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней - и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ".

Безусловно, прав академик Д.С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет, не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки - целые столетия. По словам академика А.А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т.е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания". Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре - исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию - т.е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю - т.е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность - важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.

Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов. Вариант (лат. variantis - меняющийся) - каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация. Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione - непредвиденно, внезапно) - создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках .

Для того, чтобы определить чем же отличается фольклор от литературы рассмотрим, что собой представляет понятие литературы в целом.

Литература (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) -- в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов .

Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. У неё есть ряд универсальных свойств, неизменных во всех национальных культурах и на всем протяжении человеческой истории, хотя каждое из таких свойств связано с определёнными проблемами и оговорками.

К литературе относятся авторские тексты (в том числе и анонимные, то есть такие, у которых автор по тем или иным причинам неизвестен, и коллективные, то есть написанные группой лиц -- иногда довольно многочисленной, если речь идёт, к примеру, об энциклопедии, но все-таки определённой). То, что текст принадлежит определённому автору, создан им, важно в данном случае не с юридической точки зрения и не с психологической (автор как живой человек, сведения о котором читатель может попытаться извлечь из читаемого текста), а потому, что наличие у текста определённого автора обеспечивает этому тексту законченность: автор ставит последнюю точку, и после этого текст начинает существовать сам по себе. История культуры знает типы текстов, существующие по другим правилам, -- например, фольклорные: из-за отсутствия авторства сам текст окончательно не закреплён, и тот, кто в очередной раз его пересказывает или переписывает, волен вносить в него изменения, порой довольно существенные.

С предыдущим свойством связано и другое: к литературе относятся письменные тексты и не относятся устные. Устное творчество исторически предшествует письменному и прежде, в отличие от письменного, не поддавалось фиксации. Фольклор всегда был устным (вплоть до XIX века, когда начали появляться его письменные формы -- например, девичьи альбомы).

К литературе относятся тексты, материалом которых являются исключительно слова человеческого языка, и не относятся тексты синтетические и синкретические, то есть такие, в которых словесный компонент не может быть оторван от музыкального, визуального или какого-либо иного. Песня или опера сами по себе не являются частью литературы.

Следует добавить ещё один критерий, относящийся уже не к структуре литературных текстов, а к их функции.

К литературе относятся тексты, сами по себе имеющие социальное значение (или рассчитанные на то, чтобы таковое иметь). Это значит, что не рассматриваются как литература частная и служебная переписка, личные дневники, школьные сочинения и т.п. Данный критерий кажется простым и очевидным, но на самом деле и он вызывает целый ряд сложностей.

С одной стороны, личная переписка может становиться фактом литературы (художественной или научной), если её ведут значительные авторы: недаром собрания сочинений и писателей, и учёных включают раздел писем, и в этих письмах подчас содержатся важные и ценные для литературы и науки сведения; то же относится и к школьным сочинениям будущих писателей, учёных, политиков. С другой стороны, остаётся проблематичным статус художественного творчества авторов-дилетантов, чьи тексты остаются достоянием их самих и узкого круга их друзей и знакомых: правомерно ли рассматривать как явление литературы стихотворное поздравление, сочинённое группой служащих ко дню рождения своего начальника? Новые сложности в этом отношении возникли с появлением интернета и распространением сайтов со свободной публикацией, где свои произведения может обнародовать любой желающий.

Под словом "литература" также подразумевают целый ряд и ход событий, правильного построения текста, интересный сюжетный ход, развитие сюжета. У литературы есть завязка (бывают вступление, эпилог), кульминация, развязка .

Итак, давайте систематизируем всё вышесказанное, сопоставив основные тезисы в таблице.

Таблица 1

Сопоставление понятий «фольклор» и «литература»

Фольклор

Литература

Это словесное устное творчество (передается по памяти из уст в уста).

Это письменное творчество.

В Ф. произведениях могут соединяться различные виды искусств - словесный, музыкальный, театральный, изобразительный.

Так же, к определению литературы, в широком смысле, можно отнести словесное искусство в общем.

Исполнитель и слушатель.

Писатель и читатель.

Имеет ряд специфических особенностей:

а) синкретизм - слитность с другими видами духовных искусств;

в) традиционность - тесно связан с народным бытом и обрядами; народен по содержанию, по стилю, по происхождению);

г) вариативность - любое Ф. произведение бытует в большом количестве вариантов;

д) импровизация - создание Ф. произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения.

Основные особенности литературы:

а) социальная значимость лит. текстов;

б) к литературе не относятся тексты синтетические и синкретические;

Таким образом, мы выяснили, что Ф. имеет множество специфических особенностей, которые отличают его от литературного творчества. Но есть и ряд общих черт, по которым можно отнести Ф. к особому типу литературы.

Учитывая всё это, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В.П. Аникиным: "фольклор - это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни" .

Фольклор, как и литература, - искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма. Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр - тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т.д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром - тип художественной формы. История фольклора - это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора - естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества .

В фольклоре, как и в литературе, существует три рода произведений:

Эпические,

Лирические

Драматические.

При этом эпические жанры имеют стихотворную и прозаическую форму (в литературе эпический род представлен только прозаическими произведениями: рассказ, повесть, роман и т.д.). Литературные жанры и фольклорные жанры отличаются по составу. В русском фольклоре к эпическим жанрам относятся былины, исторические песни, сказки, предания, легенды, сказы, пословицы, поговорки.

Лирические фольклорные жанры -- это обрядовые, колыбельные, семейные и любовные песни, причитания, частушки.

К драматическим жанрам относятся народные драмы. Многие фольклорные жанры вошли в литературу: песня, сказка, легенда (например, сказки Пушкина, песни Кольцова, легенды Горького).

Жанры фольклора имеют каждый свое содержание: былины изображают ратные подвиги богатырей, исторические песни -- события и героев прошлого, семейные песни описывают бытовую сторону жизни. Для каждого жанра характерны свои герои: в былинах действуют богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, в сказках -- Иван-царевич, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, Баба Яга, в семейных песнях -- жена, муж, свекровь.

От литературы фольклор отличается и особой системой выразительных средств. Например, для композиции (построения) фольклорных произведений характерно наличие таких элементов, как запев, зачин, присказка, замедление действия (ретардация), троичность событий; для стиля -- постоянные эпитеты, тавтологии (повторения), параллелизмы, гиперболы (преувеличения) и т.д.

Фольклор разных народов имеет много общего в жанрах, художественных средствах, сюжетах, типах героев и т.д. Это объясняется тем, что фольклор как вид народного искусства отражает общие закономерности общественного развития народов. Общие особенности в фольклоре разных народов могут возникать благодаря близости культуры и быта или длительным экономическим, политическим и культурным связям. Большую роль также играют сходство исторического развития, географическая близость, передвижения народов и т.д. .

Основные черты древнеславянской мифологии

Миф- это сакральный феномен, сыгравший большую роль в развитии архаичной культуры, сохранив предания, мировоззрения и героику ушедших лет.

Синкретизм – переплетение элементов религии, философии, науки и искусства.

Для древнего человека миф – это способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику. Миф объясняет все, что окружает человека: миф о сотворении мира и вселенной, о солнце, луне, звездах, о происхождении человека, о происхождении животных, о добывании огня, о ремеслах, о первопредках, о героях, календарные мифы, о земледелии, охоте и т.д.

Мифопоэтическое мышление – это предметночувственное, образное мышление, характеризующееся слабым развитием личностной силы, сознательности и воли.

Особенности м.м.:

· Для первобытного человека природа – это единое целое, частью которой он является. Все явления природы подчиняются одним и тем же законам, поэтому человеческое поведение – это система отсчета для понимания вне человеческих явлений.

· Мир одушевлен, он полон жизни. Тождество материального и духовного

· Мир познают эмоционально, получая от столкновения с другой жизнью

· М.М. - это образное мышление

М.м. построено на ассоциациях. Причем ассоциация возникает на основе аналогии, связи по сходству, связи части и целого любого соприкосновения во времени и пространстве.

1. Тождество части и целого

2. Тождество между частью и целым

· Для древнего человека время течет не линейно, а циклически, т.е. оно обратимое. Для человека каждый год начинается с возращения в изначальное время. С этим связан ритуал, посвященный культу предков.

Первопредок – это и тот, кто стоит у истоков рода, и тот, кто покровительствует роду сейчас.

· Для древнего человека мир делится на две части: освоенный мир и неосвоенный. Граница- это обряд инициации. У освоенного мира есть центр. В центре есть мировое древо. Вертикально мир делится на три части: небо, живые, земля

Мировое древо – это ось мира, путь. (дуб)

После принятия христианства церковь и летописцы активно боролись с язычеством и никогда его не описывали. Лишь в 15- 17 века начались первые записи, посвященные языческим богам. Серьезное изучение началось в сер. 19 века. А глубокие философские исследования начались в 20 в. Сегодня мифология славян существует, как историческая реконструкция.

Боги славян:

Белобог (Свентовид) – бог плодородия, бог белого света, верховный бог.

Сварог- бог неба, отец всего сущего

Перун – громовержец

Велес (Волос)- бог плодородия, связан с нижним миром

Чернобог – повелитель тьмы

Даждьбог- бог солнечного света и тепла

Ярила – бог весеннего солнца

Хорс воплощает движущееся по небу светило

Макошь – богиня земли

Лада – богиня брака

Леля – богиня весны

Основные черты фольклора

Фольклор- народное знание или народная мудрость.

Народная поэзия – основа всей литературы, автором всех произведений является народ. В конце 19 – нач. 20 века появляются два новых термина: устная словесность и народное слово. Фольклор – это искусство, первоначально созданное профессиональными авторами, но со временем авторы терялись. Ф- это художественное отображение мировосприятия любого народа.

Традиционная культура – это культура, передаваемая из поколения в поколение, это культура замкнутая, консервативная, а, следовательно, она не может эволюционировать.

Частым носителем этой культуры является крестьянство. Для крестьян мир ограничен собственной территорией (деревней). Регулятором жизни является общественное мнение. («МЫ»= «Я»)

Фольклор существует, пока существует традиционная культура.

Фольклор – это народное не профессиональное искусство слова, создаваемое по особым специфическим законам устной передачи из поколения в поколение.

Основные черты:

· Традиционность

· Преемственность

· Коллективность

· Вариативность

· Импровизационная свобода

· Устность

· Непрофессионализм

· Система специфических традиционных изобразительно-выразительных приемов и средств

Основные фольклорные жанры

Малые фольклорные жанры:

· Загадка – это жанр, в котором вещи и явления воспроизводятся иносказательно, через сравнение их с отдаленно сходными явлениями. Загадки были приняты в условной тайной речи. Древний человек, желая сохранить свой род и благополучие, зашифровывал свои помыслы и поступки. В загадках отражается мировосприятие древнего человека.

· Пословицы - краткое, устойчивое в речевом обиходе, ритмически организованное, образное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии. Ученые считают, что пословицы отражают не писаные законы и правила людского общежития, быта, порядков, наблюдения за погодой.

· Поговорка – общепринятое образное выражение, которое существует в речи для эмоциональных оценок и применяется по принципу аналогии к ряду сводных жизненных явлений. (Фразеологизмы – это устойчивые выражения, в которых стерты лексические значения)

· Частушки – это короткие рифмованные лирические песенки разнообразного содержания

Другие жанры:

· Былины – это песни древнего героико-эпического склада.

· Былина – это быль или деяние, оно подчеркивало историческое содержание русских эпических песен. Это героическая песня, в которой отразилось историческое сознание народа, она возвеличивает социальные и нравственно- эпические идеалы народа, в ней реальная основа обогащена фантастическим вымыслом, былинные песнопения обладают торжественно патетическим тоном, т.к. их назначение – прославлять необыкновенных людей и величественные исторические события.

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Названием "устное творчество народа" подчеркивают устный характер фольклора в его отличии от письменной литературы. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение от верований, обычаев и обрядов. Такое обозначение ставит фольклор в один ряд с другими видами народного художественного творчества и художественной литературы. 1

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются элементы различных видов искусств – словесного, музыкального, театрального. Его изучают разные науки – история, психология, социология, этнология (этнография) 2 . Он тесно связан с народным бытом и обрядами. Неслучайно первые русские ученые подходили к фольклору широко, записывая не только произведения словесного искусства, но и фиксируя различные этнографические детали и реалии крестьянского быта. Таким образом, изучение фольклора было для них своеобразной областью народознания.

Наука, изучающая фольклор, называется фольклористикой . Если под литературой понимать не только письменное художественное творчество, а словесное искусство вообще, то фольклор – особый отдел литературы, а фольклористика, таким образом, является частью литературоведения.

Фольклор – это словесное устное творчество. Ему присущи свойства искусства слова. Этим он близок к литературе. Вместе с тем он имеет свои специфические особенности: синкретизм, традиционность, анонимность, вариативность и импровизация .

Предпосылки возникновения фольклора появились в первобытно-общинном строе с началом формирования искусства. Древнему искусству слова была присуща утилитарность – стремление практически влиять на природу и людские дела.

Древнейший фольклор находился в синкретическом состоянии (от греческого слова synkretismos – соединение). Синкретическое состояние – это состояние слитности, нерасчлененности. Искусство еще было не отделено от других видов духовной деятельности, существовало в соединении с другими видами духовного сознания. Позднее за состоянием синкретизма последовало выделение художественного творчества вместе с другими видами общественного сознания в самостоятельную область духовной деятельности.



Фольклорные произведения анонимны . Их автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В. Г. Белинский писал о специфике фольклорного произведения: там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ". 4

Безусловно прав академик Д. С. Лихачев, который отмечал, что автора в фольклорном произведении нет не только потому, что сведения о нем, если он и был, утрачены, но и потому, что он выпадает из самой поэтики фольклора; он не нужен с точки зрения структуры произведения. В фольклорных произведениях может быть исполнитель, рассказчик, сказитель, но в нём нет автора, сочинителя как элемента самой художественной структуры.

Традиционная преемственность охватывает большие исторические промежутки – целые столетия. По словам академика А. А. Потебни, фольклор возникает "из памятных источников, т. е. передается по памяти из уст в уста насколько хватает памяти, но непременно прошедший сквозь значительный слой народного понимания". Каждый носитель фольклора творит в границах общепринятой традиции, опираясь на предшественников, повторяя, изменяя, дополняя текст произведения. В литературе присутствуют писатель и читатель, а в фольклоре – исполнитель и слушатель. "На произведениях фольклора всегда лежит печать времени и той среды, в которой они длительное время жили, или “бытовали”. По этим причинам фольклор и называют народным массовым творчеством. У него нет индивидуальных авторов, хотя есть много талантливых исполнителей и творцов, в совершенстве владеющих общепринятыми традиционными приемами сказывания и пения. Фольклор непосредственно народен по содержанию – т. е. по мыслям и чувствам, в нем выраженным. Фольклор народен и по стилю – т. е. по форме передачи содержания. Фольклор народен по происхождению, по всем приметам и свойствам традиционного образного содержания и традиционным стилевым формам". В этом состоит коллективная природа фольклора. Традиционность – важнейшее и основное специфическое свойство фольклора.



Всякое фольклорное произведение бытует в большом количестве вариантов . Вариант (лат. variantis – меняющийся) – каждое новое исполнение фольклорного произведения. Устные произведения имели подвижную вариативную природу.

Характерной особенностью фольклорного произведения является импровизация . Она непосредственно связана с вариативностью текста. Импровизация (ит. improvvisazione – непредвиденно, внезапно) – создание фольклорного произведения или его частей непосредственно в процессе исполнения. Данная особенность в большей степени характерна для причитаний и плачей. Однако импровизация не противоречила традиции и находилась в определенных художественных рамках.

Учитывая все эти признаки фольклорного произведения, приведем предельно краткое определение фольклора, данное В. П. Аникиным: "фольклор – это традиционное художественное творчество народа. Оно равно относится как к устному, словесному, так и иному изобразительному искусству, как к старинному творчеству, так и к новому, созданному в новое время и творимому в наши дни". 7

Фольклор, как и литература, – искусство слова. Это дает основание использовать литературоведческие термины: эпос, лирика, драма . Их принято называть родами. Каждый род охватывает группу произведений определенного типа. Жанр – тип художественной формы (сказка, песня, пословица и т. д.). Это более узкая группа произведений, чем род. Таким образом, под родом подразумевается способ изображения действительности, под жанром – тип художественной формы. История фольклора – это история смены его жанров. Они в фольклоре обладают большей устойчивостью, по сравнению с литературными, жанровые границы в литературе шире. Новые жанровые формы в фольклоре возникают не в результате творческой деятельности отдельных лиц, как в литературе, а должны быть поддержаны всей массой участников коллективного творческого процесса. Поэтому их смена не происходит без необходимых исторических оснований. В то же время жанры в фольклоре не неизменны. Они возникают, развиваются и отмирают, заменяются другими. Так, например, былины возникают в Древней Руси, развиваются в средние века, а в XIX веке постепенно забываются и отмирают. С изменением условий бытования разрушаются и предаются забвению жанры. Но это не свидетельствует об упадке народного искусства. Изменения в жанровом составе фольклора – естественное следствие процесса развития художественного коллективного творчества.

Каково соотношение между действительностью и ее отображением в фольклоре? Фольклор сочетает прямое отражение жизни с условным. "Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность". Ему свойственны ассоциативность, мышление по аналогии, символичность.

Жанры фольклора

Фольклор по своему характеру, содержанию и назначению является глубоко демократичным, подлинно народным искусством. Его отличает не только идейная глубина, но высокие художественные качества. Народнопоэтическое творчество отличается своеобразной художественной системой изобразительных средств и жанров.

Одним из видов древнейшего творчества являлись трудовые песни с их простейшими командами, выкриками, сигналами, подаваемыми по ходу работы.

Календарный фольклор исконно шел от насущных практических целей людей. Он был связан с представ- лениями о годовом сельскохозяйственном цикле и с изменемыми природными условиями. Люди стремились узнать будущее, поэтому прибегали к помощи гаданий, толковали о грядущем по приметам.

Этим же объяснялся и свадебный фольклор . Он пронизан мыслью о безопасности семьи и рода, рассчитан на благорасположение высших покровителей.

Сохранились с древности и отдельные элементы детского фольклора , который изменялся позднее под влиянием эстетических и педагогических функций.

Среди древнейших жанровпохоронные причитания . С появлением всеобщей воинской обязанности возникло оплакивание забираемых на службу – рекрутские причеты.

Жанры необрядового фольклора тоже складывались под влиянием синкретизма. К нему относятся малые фольклорные жанры (паремии ): пословицы, побасенки, приметы и поговорки . Они содержали суждения человека об укладе жизни, о труде, о высших природных силах, высказывания о делах человека. "Это обширная область нравственных оценок и суждений, как жить, как воспитывать детей, как чтить предков, мысли о необходимости следовать заветам и примерам, это житейские правила поведения… Словом, функциональность паремий охватывает едва ли не все мировоззренческие области".

К жанрам устной прозы относятся предания, бывальщины, былички, легенды . Это истории и случаи из жизни, рассказывающие о встрече человека с персонажами русской демонологии – колдунами, ведьмами, русалками и т. д. Сюда же относятся и рассказы о святых, святынях и чудесах – об общении человека, принявшего христианскую веру, с силами высшего порядка.

Жанры песенного эпоса: былины, исторические песни, воинские песни, духовные песни и стихи .

Постепенно фольклор отходит от бытовых функций и приобретает элементы художественности. В нем возрастает роль художественного начала. В итоге исторической эволюции фольклор стал поэтическим по главным и основополагающим качествам, переработав в себе традиции всех предшествующих состояний фольклора. 10

Художественное творчество воплотилось во всех видах сказок: сказках о животных, волшебных, бытовых .

Такой вид творчества представлен и в загадках .

К ранним видам художественного творчества относятся и баллады.

Лирические песни тоже несут художественную функцию. Они исполняются вне обрядов. Содержание и форма лирических песен связаны с выражением переживаний и чувств исполнителей.

К художественному песенному фольклору новейшей формации современные исследователи относят романсы и частушки .

Детский фольклор имеет свою систему жанров, соотнесенную с возрастными особенностями детей. Он несет художественные и педагогические функции. В нем преобладают игровые начала.

Художественную зрелищную театральную основу содержит фольклор зрелищ и фольклорного театра . Он представлен во всем разнообразии жанров и видов (игры, ряжения, вертеп, раек, кукольные представления и пр. ).

Отдельный род художественных представлений образует так называемый ярмарочный фольклор . Он возник из ярмарочных представлений, выкриков торговцев, балаганных зазывал, балагурной речи, шуток и прибауток народных.

На стыке соединения давних традиций фольклора и веяний новой культуры развился жанр анекдота .

Обрядовая поэзия

Календарные обряды.

Само название этих обрядов связано с календарем. В русском народном творчестве ведущее место занимает земледельческий календарный фольклор. Из сочетания сроков начала и конца определенных работ в поле и дома, аграрных и семейных обрядов и праздников складывался дохристианский земледельческий календарь. Принятие христианства оказало на него огромное воздействие. Православная церковь, стремясь преобразовать языческую сущность празднеств, наложила на народный календарь церковный месяцеслов , илисвятцы , в которых в календарном порядке были расположены дни поминовения святых, события из истории церкви. В результате подобного наложения и возник народный месяцеслов и явление, которое получило название двоеверие , т. е. смешение в обряде языческих и христианских элементов. Русский земледельческий календарь и христианский календарь смыкались между собой.

Все 365 дней в году оказались посвящены какому-либо святому угоднику или важному евангельскому эпизоду. Каждый день в году стал праздником – большим (нерабочим) или малым (рабочим). Из народного календаря исчезли имена всех языческих богов. Их заменили имена христианских святых, которые превратились в добрых помощников в сельском труде и семейной жизни.

Дохристианский земледельческий календарь был ориентирован по солнцу, а церковный – по луне. В результате такого совмещения возникло два типа праздников. Первые – постоянные, непереходящие – ежегодно отмечались в одно и то же время. Другие – переходящие – справлялись в разные дни. К ним относятся Пасха и Троица.

Народный календарь начинается с первого января, хотя дата эта никакого отношения к сельскохозяйственному году не имеет. Его начало – это либо приход весны (подготовка к севу), либо осень (окончание сбора урожая). В Древней Руси (до 1348 года) Новый год официально отмечался 1 марта, а с 1348 по 1699 год – 1 сентября, и лишь Петр I своим указом установил празднование Нового года по европейскому образцу. 1

Новогодняя обрядность начинала круг календарного фольклора. Началом Нового года русский крестьянин считал время зимнего солнцеворота, когда солнце как бы просыпалось от зимней спячки, дни становились длиннее. Период встречи Нового года получил название Святок . Они длились две недели – от Рождества Христова до Крещения (25 декабря – 6 января по старому стилю). Рождеству предшествует сочельник . С него и начинаются Рождественские святки . В представлении крестьян по приметам Рождественской ночи определялся будущий урожай, совершались магические обряды. Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, несколько ложек кутьи выбрасывал за дверь, на двор, угощая духов. Открыв дверь, приглашал на кутью "мороз" и просил его весной не губить посевы. Этот игровой обряд воспринимался как начало праздников. Непременной частью их были заклинания и поверья: женщины мотали тугие клубки пряжи, чтобы летом уродились крупные качаны капусты. Девушки ходили в полночь к запертым дверям церкви и подслушивали. Ту, которой чудился звон колокольчика, ожидало скорое замужество, а глухой стук означал могилу. 2