Кратко:

Лирика (от гр. lyricos - исполняемый в сопровождении лиры) - один из трех родов литературы, изображающий чувства, эмоции, переживания, размышления, навеянные жизненными впечатлениями и обстоятельствами.

Выразительность поэтической речи определяется эмоциональным содержанием лирики. В зависимости от характера переживаний, изображаемых в произведении, среди лирических жанров различают: оду, послание, сатиру, стансы, эклогу (стихотворение на тему сельской жизни), элегию, а из малых форм лирики - эпиграмму, мадригал (шуточное или любовное стихотворение), эпитафию (надпись на надгробии) и проч.

Как и другие литературные роды, лирика появилась еще в античности, приблизительно около VII в. до н. э. А самым древним видом лирики является народная песня.

Многие из перечисленных лирических жанров с течением времени становились неактуальными. Поэтому в современном литературоведении выделяют политическую, гражданскую, философскую, любовную, пейзажную лирику и проч. Например, послание А. Пушкина «В Сибирь» традиционно относят к вольнолюбивой лирике поэта, а стихотворение «Пророк» - к философской.

Лирика не всегда облекается в стихотворную форму, возможны и прозаические лирические тексты. Чаще всего их называют стихотворениями в прозе. Например, «Русский язык», «Деревня», «Черепа», «Порог» - стихотворения в прозе И. Тургенева.

Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Подробнее:

Лирикой называют один из литературных родов наряду с эпосом и драмой. Но уместнее смотреть на нее как на особый тип мировосприятия, выражавшийся в разные века в разных литературных формах (в том числе в эпических и драматических). В основе лирического взгляда на мир — «переживания и страсти сердца и духа» (Гегель), «излияние восторженного сердца» (Державин), «излияние томно-горестного сердца» (Карамзин). Лирическая поэзия — «по преимуществу поэзия субъективная, внутренняя, выражение самого поэта» (Белинский). Но «в оде поэт не ничтожным событиям собственной жизни радуется... он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, мечет перуны в сопостатов» (Кюхельбекер). А в романтической лирике «лучшие стихи» — «те, которыми выражены чувства простые, общие по существу своему, но личные по впечатлениям, действовавшим на поэта» (Вяземский).

Романтизм в конце XVIII — начале XIX в. вообще принес новое понимание и слова «лирика», и идеи самовыражения. Романтики утвердили главным достоинством лирики субъективное переживание мира. Впрочем, личное переживание для романтиков сверхлично: поэт есть «вселенная в малом преломлении» (Новалис). Лирическая «единственность» вмещает такой смысл, что в подлинно лирическом тексте читатель «узнает» собственное переживание.

Лирическая точка зрения выражается по преимуществу в формах стихотворных, но проникает и в прозу, особенно там, где к этому стремится сам автор (повести Тургенева, притчи Кафки, проза Паустовского. Солоухина). Лирика обнаруживается и в произведениях, обыкновенно считающихся чисто эпическими или драматическими (трагедии Расина, пьесы Чехова). Своеобразные «индикаторы» лирического подхода к миру — любовь и природа. Понятно, не всякий пейзаж и не всякое «я люблю вас» или «я вас любил» — уже лирика, это лишь знаки лирического голоса, сигналы о возможности появления лирического самовыражения.

«Эпическое» для автора может быть «лиричным» для героя, и правомерно говорить о лирическом голосе как автора, так и персонажа (особенно это характерно для романа и романных жанров). Голос этот появляется при введении чужих лирических фрагментов (пение героями песен, чтение стихов — например, цитирование Пушкина, Лермонтова, Шиллера героями Достоевского), с помощью лирических произведений, сочиненных самими героями (стихи и песни в романах Гёте о Вильгельме Мейстере). По законам лирики могут быть оформлены письма героев, их любовные признания, их монологи о своих переживаниях.

Лирическая точка зрения появляется, когда автор (исполнитель, читатель, зритель, слушатель) испытывает особое чувствование мира, воспринимаемого сквозь призму лирически оформляемого текста. И при исполнении песни, и при сочинении стихотворения, и при заучивании чужого лирического фрагмента срабатывает механизм субъективного, данного «только мне» переживания. Потому можно говорить о лирике как о способности человека конденсировать сокровенные переживания не только в искусстве, но и в ежедневной жизни. И стихи поэта, адресованные возлюбленной, в той же мере факт его быта, что и творчества. Конечно, не всякое «моё слово» о «моём переживании» — лирика. Помимо передачи почувствованного и помысленного «только мной» — «только моими» словами необходимо соответствующее эстетическое оформление этих слов — ритмом, лексикой, стихотворным метром, рифмой, смысловыми повторами и паузами, «авторским» синтаксисом и т. д. Лирике свойственна тяга к усилению смысловой значимости каждого микроэлемента лирического сюжета; ей требуются слова, способные как можно более полноценно воссоздать его душевное состояние. Лирические высказывания стремятся стать афоризмами, заучиваются наизусть, цитируются подобно пословицам — применительно «к случаю», к определённому душевному состоянию человека. Впрочем, афористичность лирики — мнимая, потому что, как говорил Мцыри у Лермонтова, «душу можно ль рассказать?». Лирический афоризм лишь словесный знак душевного движения.

Характерны сомнения романтиков в возможностях выразить переживаемое словом: «Невыразимое подвластно ль выраженью? » (Жуковский). Потому лирические произведения, сколь бы ни были внутренне завершены, в авторском и читательском сознании существуют в каком-либо контексте, как бы пересказывая уже сказанное, переназывая названное прежде. «Очередное» лирическое выражение переживаний любви включается в контекст уже существующих лирических выражений любви; оно апеллирует не только к жизненному опыту читателя, но и к его литературной памяти. И прочтение каждого конкретного лирического фрагмента обусловлено богатством лирического «фонда», которым располагает читающий. Роль такого «фонда» велика для аудитории лирика, для него самого, отчего лирические произведения и насыщены сознательными или невольными реминисценциями. Лирика вообще чревата повторением пройденного. Опыт литературных учителей, мотивы прошлых столетий оживают в ней.

Поэтому существуют «вечные» темы, позволяющие литературоведам тематически классифицировать лирику: любовная, гражданская, философская, пейзажная... Тематическое деление заведомо условно и не способно оценить многообразия оттенков лирического подхода к миру, выработанных историей литературы. Каждая культурно-историческая среда создаёт свой вариант лирики.

греч. lirikos – произносимый под звуки лиры) – род литературы (наряду с эпосом и драмой), изображение внутренней жизни, отдельных состояний человека, его переживаний, чувств, мыслей, вызванных окружающей его жизненной обстановкой; охватывает множество стихотворных жанров, способных выразить в форме субъективных переживаний полноту сложнейших проблем бытия.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ЛИРИКИ

I. У греков.

Под именем лирической поэзии в обширном смысле мы понимаем всякого рода поэтическое произведение, не принадлежащее ни к эпосу, ни к драме, относя, следовательно, сюда же элегии, ямбическую поэзию и т. п.; в более же узком смысле, - а так понимали ее и сами греки, - она означает только такого рода поэзию, которая тесно связана с музыкой и орхестикой, так называемую мелическую и хорическую; первая преимущественно свойственна была эолийцам, а вторая выработана дорянами, вследствие чего первая называется также эолическою поэзиею, а вторая дорическою. В то время как ионийцы, вследствие особенной впечатлительности и восприимчивости к явлениям внешнего мира, создали эпос и элегию, опередив в этом все остальные племена, и заботились об их развитии, эолийцы, воспринимая так же живо и легко впечатления извне, но отличаясь большею силою и глубиною чувства, пошли далее в развитии задачи поэзии и создали новый род художественного произведения - мелическую поэзию, в которой поэт выражал непосредственно свои внутренние, индивидуальные мысли и чувства, вызванные тем или другим обстоятельством, свой гнев и ненависть, любовь и дружбу, радость и горе. Выражению подобного рода чувств уже не соответствовала та спокойность и равномерность, которые составляют отличительную черту элегий и рапсодий; необходимо было пение и быстрый, менее спокойный метр. За напряжением и возбуждением чувства естественно следует ослабление и остановка, отсюда появилась мелическая строфа, состоящая из нескольких коротких повторяющихся стихов, за которыми следует один или два заключительных стиха с несколько иным метром (сапфическая, алкейская строфа и т. д.). Пение сопровождалось игрою на струнном инструменте. Начало и последующее развитие этой эолической поэзии относится к концу 7 и 1-й половине 6 в. до Р. X., т.е. ко времени политической борьбы, когда в каждой отдельной личности является большее сознание самостоятельности и когда чувство и страсть высказываются с большею силой. Страна, где явилась и по преимуществу развивалась мелическая поэзия, был остров Лесбос. Эолийцы, жившие на этом острове, достигли высшего развития духовной жизни, чем те из них, которые жили в других местах; музыка пользовалась у них особенной заботой. Представителями этого рода поэзии были: Алкей из Митилены (ок. 612 г. до Р. X.), известный своим страстным участием во внутренних усобицах отечества и жизнью, полною беспрерывных треволнений; его современница и землячка Сапфо вместе сo своей ученицею Еринною. Как на отдельную отрасль эолической поэзии следует смотреть на поэзию ионийца Анакреонта. Различный характер сравнительно с мелическою поэзиею имела лирика хорическая или дорическая, в которой лирическая поэзия вообще достигла самой высокой ступени своего развития. В ней выражалось уже не субъективное чувство отдельной личности - поэта, но чувство и душа целого народа. Эти песни исполнялись на празднествах в честь богов танцующим хором под аккомпанемент музыкального инструмента. Для такого рода представлений не подходили уже небольшие, легкие эолические строфы; хорические строфы, соответствующая ей по метру антистрофа, за нею различная от обеих эпода; во время антистрофы хор возвращался на первоначальное место, исполняя в обратном направлении те же движения, что и в строфе, и затем, стоя, пел эподу. Песни по своему назначению и содержанию носили различные названия. Так, ????? был связан с культом Аполлона. Уже у Гомера находим мы его в виде умилостивительной песни при жертвоприношении Аполлону (Ноm. Il. 1, 472) или же в виде победной песни (Il. 22, 331). Из пеана первого рода, особенно в культе пифийского Аполлона, развилась под дорическим влиянием хвалебная и благодарственная песнь или же песнь, взывающая о помощи в беде и относящаяся не только к богам-спасителям - Аполлону и Артемиде, но и к другим божествам-покровителям; пеан, исполнявшийся во время пиршеств, во время???????? и?????????, носил особый характер. Из победного пеана, в особенности под влиянием критян, развилась боевая песнь, исполнявшаяся при нападении на врагов и после победы. Противоположна пеану была песнь в честь Аполлона, называвшаяся?????????, веселого и шутливого характера, причем пение хора сопровождалось жестами и танцами. ´????? была хвалебная песнь в честь богов, которую пел хор под аккомпанемент кифары, стоя перед алтарем; как на самых древних основателей этих хорических гимнов следует смотреть на Аполлоновых певцов Олена, Филаммона и др.; гимны Гомера (см. Homerus, Гомер , 9), как не предназначавшиеся для публичного чествования богов, подобно позднейшим гимнам Каллимаха, Месомеда, орфических поэтов, следует совершенно отличать от гимнов, посвященных известному культу. О?????????? см. слово????????, Просодия (видоизменение гимнов, или пеана), назывались песни, которые пел хор под аккомпанемент флейты в то время, когда он в торжественном шествии направлялся к храму; несколько иной характер имели????????, названные так потому, что исполнялись хором молодых девиц. ???????? была хвалебная песнь для прославления как отдельных личностей, царей и замечательных мужей, так и особенных каких-либо событий. Родственного с предыдущею песнью характера была хвалебная песнь в честь победителя при состязаниях - ??????????, см. Pindaros, Пиндар . Сюда же принадлежат????????, застольные песни, - из них так называемые??o??? имели особенный характер, - и свадебные песни, ????????? и???????????, последние пелись перед дверьми свадебной комнаты, а первые во время торжественного шествия невесты хором юношей и девиц. Обычай провожать домой новобрачных в сопровождении хора из юношей и девиц с танцами и песнями и петь шутливые песни за свадебным пиром и перед спальней новобрачных был очень древним. Ноm. Il. 18, 492 слл. Hesiod. scut. Here. 274 слл. Веселым свадебным песням составляли противоположность???????, печальные песни под аккомпанемент флейты во время похорон и поминок. ср. об этих различных периодах мелической поэзии Bernhardy, Grundr. der griech. Litteratur II, 2, стр. 624 слл. , 3-е изд. Хорическая поэзия имела свои начатки в древнейшее, еще догомеровское время и в особенности развивалась под влиянием глубоко религиозного племени дорян, главным образом на острове Крите и в Спарте. Но художественное развитие получила она после большого усовершенствования в музыке, ок. 30 ол. (660 г. до Р. X.), благодаря поэтам, которые происходили частью из недорических государств, каковы были Алкман из Лидии (ок. 650 г. до Р. X.), Стесихор из Гимеры (635-560 гг.) и Арион из Мефимны (628-585 гг.). Хотя эти поэты в общем придерживались нравственно-религиозного характера хорической поэзии дорян, тем не менее они относились к своему предмету с большею свободой и самостоятельностью поэтического творческтва, чем это было до них. Под влиянием только что названных поэтов хорическая поэзия сделалась общим достояним всех греков; самого же высшего процветания достигла она в конце 6 и в 1-й половине 5 в. до Р. X., т. е. незадолго до Персидских войны и во время их благодаря следующим поэтам: Ивику из Регия (ок. 530 г. до Р. X.), Симониду из Кеоса (556-469 гг.) и Пиндару из Фив (521-441 гг.); к ним примыкает также Бакхилид, племянник Симонида (ок. 473 г.). У них хор служит только средством для выражения свободного вдохновения поэта. Но, кроме того, следует указать на 3-х женщин - Коринну из Танагры, Телесиллу из Аргоса (ок. 500 г. до Р. X.) и Праксиллу из Сикиона (ок. 450 г.), затем Тимокреонта с острова Родоса (жившего во время Персидских войн), замечательного своею пылкостью и язвительным остроумием. Диагора из Мелоса (ок. 470 г. до Р. X.), Керкида из Мегалополя (ок. 350 г. до Р. X.); наконец известны дифирамбами следующие поэты: Филоксен с острова Киферы (ок. 400 г. до Р. X.), Тимофей из Милета (умер в 357 г. до Р. X.), Полиид и Телест из Селинунта (ок. 350 г. до Р. X.). Чем разнообразнее и величественнее были мелические произведения греков, тем сильнее следует пожалеть о том, что за исключением энкомий Пиндара до нас не дошло ни одного полного стихотворения. Собрание фрагментов греческих лириков (включая и элегиков) находится у Th. Bergk: Poetae lyrici Graeci (4-е изд., 1878-1882); избран. в изд. Mehlhorn (1827), Schneidewin (1839), Stoll. (4-е изд., 1862-1874), Buchholz (2-е изд., 1873-1875, I т. изд. 1880). Bergk (2-е изд., 1868).

II. У римлян лирическая поэзия была приноровлена к их культу. Художественного развития достигла она в эпиграмме, ямбе и особенно в элегии. К концу Республики, когда знакомство с греческой литературой сделалось всеобщим, нашел себе место и греческий мелос. Катулл был первым лириком этого рода; но мастером в этой поэзии, и по приговору древних, считается Гораций, который действительно мог хвалиться тем, что princeps Aeolium carmen ad Italos deduxit modos (Od. 3, 30, 13 сл.). Множество лириков следовало за ним в первые века христианства, даже некоторые из христиан (Пруденций и др.) делали попытки в этом роде. Здесь можно назвать: Цезия Басса, Салея Басса, Вестриция Спуринну, Стация и др.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Лирика это литературный род, выражающий мысли, чувства и переживания субъекта, провоцирующий у читателя (слушателя) иллюзию сопереживания и тяготеющий к стиховой форме. Согласно теории А.Н.Веселовского, лирика ведет свое происхождение от обрядового хора, как и другие роды литературы. Это объяснение ныне считается недостаточным: существовали и трудовые, и бытовые песни. Платон в 3-й книге диалога «Государство» устами Сократа назвал лирику простым повествованием в противоположность подражанию, которое осуществляется в драме, эпос же смешивает то и другое. Аристотель всю поэзию считал подражанием, но один из трех способов подражания определял по-платоновски: это такой способ, когда автор остается «самим собой и не меняется» (Поэтика). Под лирикой в античности понимали исключительно воспевание: гимны, дифирамбы, оды. Остальная поэзия, в которой автор остается «самим собой», именовалась иначе, по жанрам. Существовал наджанровый термин «мелика» (греческое melos - песня). Мелическая поэзия была сольной (Сапфо, Анакреон) и хоровой, приуроченной к общественным событиям и празднествам (Пиндар). От лирики она четко не отграничивалась. Последующая теория в основном опиралась на поэтику Аристотеля. Ю.Ц.Скалигер в 7-й книге «Поэтики» (издание 1561) отнес лирику к эпосу, осознававшемуся как высший род поэзии; в 18 веке немецкий пропагандист древней синтетической поэзии Й.Эшенбург также включил в эпос все лирические жанры.

Лирика и эмоции

Значение эмоций для лирических высказываний выделяли П.Ронсар и Ф.Сидни. Особо подчеркнул, что лирика есть прежде всего искусство выражать свои чувства, аббат Ш.Баттё в 1747. По его мнению, поэзия подражает природе, а чувства входят в природу как ее необходимая часть. В 1770 И.Г.Гердер признал лирику праформой поэтического творчества в целом. С его точки зрения, чувства не просто предмет лирики: она не рассказывает о чувствах, а проистекает из них. Жан-Поль в 1804 счел нужным перенести описательное стихотворение из лирического рода в эпический, а дидактическую поэму и басню - в субъективный лирический. Ф.В.И.Шеллинг специфику лирики связал не со способами подражания, как античные философы, а с содержанием - с идеей бесконечности и духом свободы. Г.В.Ф.Гегель разделил три литературных рода по роли в них объекта и субъекта, причем лирика определялась как субъективный род. В этом следовал за Жан-Полем и Гегелем В.Г.Белинский в статье «Разделение поэзии на роды и виды» (1841).

Жанры лирики берут свое начало в синкретических видах искусства. На первом плане оказываются личные переживания и чувства человека. Лирика - самый субъективный род литературы. Диапазон его достаточно широк. Лирическим произведениям свойственен лаконизм высказывания, предельная концентрация мыслей, чувств и переживаний. Через различные жанры лирики поэт воплощает то, что его волнует, огорчает или радует.

Особенности лирики

Сам термин происходит от греческого слова lyra (разновидность музыкального инструмента). Поэты периода античности исполняли свои произведения под аккомпанемент лиры. В основе лирики - переживания и думы главного героя. Его часто отождествляют с автором, что не совсем верно. Характер героя зачастую раскрывается через поступки и действия. Большую роль играет прямая авторская характеристика. Немаловажное место отводится Наиболее часто используется монолог. Диалоги встречаются редко.

Главным средством выражения считается размышление. В некоторых произведениях переплетаются лирики и драмы. В лирических сочинениях отсутствует развернутый сюжет. В некоторых присутствует внутренний конфликт героя. Существует и «ролевая» лирика. В таких произведениях автор играет роли разных лиц.

Жанры лирики в литературе тесно переплетаются с иными видами искусства. Особенно с живописью и музыкой.

Виды лирики

Как лирика была сформирована в Древней Греции. Наивысший расцвет произошел в Древнем Риме. Популярные античные поэты: Анакреонт, Гораций, Овидий, Пиндар, Сапфо. В эпоху Возрождения особо выделяются Шекспир и Петрарка. А в 18-19 веках мир был потрясен поэзией Гете, Байрона, Пушкина и многих других.

Разновидности лирики как рода: по выразительности - медитативная или суггестивная; по тематике - пейзажная или урбанистическая, социальная или интимная и т. д.; по тональности - минорная или мажорная, комическая или героическая, идиллическая или драматическая.

Виды лирики: стихотворная (поэзия), драматизированная (ролевая), прозаическая.

Тематическая классификация

Жанры лирики в литературе имеют несколько классификаций. Наиболее часто такие сочинения распределяют по тематике.

  • Гражданская. На первый план выступают общественно-национальные вопросы и чувства.
  • Интимная. Передает личные переживания, которые испытывает главный герой. Подразделяется на следующие типы: любовная, лирика дружбы, семейная, эротическая.
  • Философская. В ней воплощается осознание смысла жизни, бытия, проблемы добра и зла.
  • Религиозная. Чувства и переживания о высшем и духовном.
  • Пейзажная. Передает размышления героя о природных явлениях.
  • Сатирическая. Разоблачает человеческие и общественные пороки.

Разновидности по жанрам

Жанры лирики многообразны. Это:

1. Гимн - лирическая песнь, выражающая празднично-приподнятое чувство, образовавшееся от какого-то хорошего события или исключительного переживания. Например, «Гимн чуме» А. С. Пушкина.

2. Инвектива. Означает внезапное обличение или сатирическое высмеивание реального лица. Для данного жанра характерна смысловая и структурная двуплановость.

3. Мадригал. Изначально это были стихотворения, изображающие сельскую жизнь. Спустя несколько столетий мадригал существенно трансформируется. В 18-19 веках свободной формы, воспевающие красоту женщины и содержащие комплимент. Жанр интимной поэзии встречается у Пушкина, Лермонтова, Карамзина, Сумарокова и других.

4. Ода - хвалебная песнь. Это поэтический жанр, окончательно сформировавшийся в эпоху классицизма. В России данный термин введен В. Тредиаковским (1734 год). Теперь она уже отдаленно связана с классическими традициями. В ней происходит борьба противоречивых стилевых тенденций. Известны торжественные оды Ломоносова (развивающие метафорический стиль), анакреонтические - Сумарокова, синтетические - Державина.

5. Песня (песнь) - одна из форм словесно-музыкального искусства. Бывают лирические, эпические, лиро-драматические, лиро-эпические. Лирическим песням не свойственно повествование, изложение. Для них характерно идейно-эмоциональное выражение.

6. Послание (письмо в стихах). В русской данная жанровая разновидность была чрезвычайно популярна. Послания писали Державин, Кантемир, Костров, Ломоносов, Петров, Сумароков, Тредиаковский, Фонвизин и многие другие. В первой половине 19 столетия они также были в ходу. Их пишут Батюшков, Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

7. Романс. Так называется стихотворение, имеющее характер любовной песни.

8. Сонет - твердая стихотворная форма. Состоит из четырнадцати строк, которые, в свою очередь, распадаются на два четверостишия (катрена) и два трехстишия (терцета).

9. Стихотворение. Именно в 19-20 веках данная структура становится одной из лирических форм.

10. Элегия - еще один популярный жанр лирической поэзии меланхолического содержания.

11. Эпиграмма - короткое стихотворение лирического склада. Характеризуется большой свободой содержания.

12. Эпитафия (надгробная надпись).

Жанры лирики Пушкина и Лермонтова

А. С. Пушкин писал в разных лирических жанрах. Это:

  • Ода. Например, «Вольность» (1817).
  • Элегия - «Погасло дневное светило» (1820).
  • Послание - «К Чаадаеву» (1818).
  • Эпиграмма - «На Александра!», «На Воронцова» (1824).
  • Песня - «О вещем Олеге» (1822).
  • Романс - «Я здесь, Инезилья» (1830).
  • Сонет, сатира.
  • Лирические сочинения, выходящие за рамки традиционных жанров - «К морю», «Деревня», «Анчар» и многие другие.

Многогранна и тематика у Пушкина: гражданская позиция, проблема свободы творчества и многие другие темы затрагиваются в его произведениях.

Разнообразные жанры лирики Лермонтова составляют основную часть его литературного наследия. Он является продолжателем традиций гражданской поэзии декабристов и Александра Сергеевича Пушкина. Изначально самым любимым жанром был монолог-исповедь. Затем - романс, элегия и многие другие. А вот сатира и эпиграмма встречаются в его творчестве крайне редко.

Заключение

Таким произведения могут быть написаны в различных жанрах. Например, сонет, мадригал, эпиграмма, романс, элегия и т. д. Также лирика нередко классифицируется по тематике. Например, гражданская, интимная, философская, религиозная и проч. Стоит обратить внимание на тот факт, что лирика постоянно обновляется и пополняется новыми жанровыми образованиями. В поэтической практике встречаются жанры лирики, заимствованные из смежных видов искусства. Из музыки: вальс, прелюдия, марш, ноктюрн, кантата, реквием и т. д. Из живописи: портрет, натюрморт, этюд, барельеф и проч. В современной литературе происходит синтез жанров, поэтому лирические произведения делят на группы.

ЛИРИКА - род литературы, создающий у читателя (слушателя) художественную иллюзию переживания событий и состояний изнутри. По содержанию лирика тяготеет к прямому, реже косвенному воспроизведению не бытия, а сознания, по форме - не столько к изображению, сколько к выражению того, о чем говорится в произведении (см.: Образ художественный). Это самый субъективный и вместе с тем самый обобщенный род. Как правило, в нем очень мало конкретных деталей, портретных черт, почти не бывает имен, географических и хронологических уточнений и т.д., лирическое переживание (включая сюда и сферу мысли) стремится стать доступным практически любому человеку и увлечь его, каждый воспринимающий лирическое стихотворение становится на точку зрения того, кто его написал, но вместе с тем отнюдь не “сливается” с автором-творцом. Фразу “Чувства поэта становятся одновременно и нашими чувствами” нельзя понимать буквально. Это не просто чувства, это чувства эстетические, образ чувств. Прочитав “К***” (“Я помню чудное мгновенье...”), мы вовсе не должны полюбить Анну Петровну Керн, да и заточенный в Михайловском Пушкин, радовавшийся почти любому обществу, любил ее скорее поэтически, чем реально. А.А. Ахматова, чье художественное сознание в XX в. наиболее близко к пушкинскому, говорила об отличии поэта-лирика от прозаика-повествователя, чья личность отражается на всем, что он пишет: “А в лирике нет. Лирические стихи лучшая броня, лучшее прикрытие. Там себя не выдашь”. Конечно, те или иные поэты в разной степени склонны “саморазоблачаться”. Ho чистое самовыражение, по словам В.Ф. Ходасевича (статья “Рассветы”, 1937), - это “человеческий документ”, а не подлинно художественное произведение, что не значит, будто поэт элементарно скрытничает и тем более говорит неправду. Он претворяет свою частную жизненную правду в правду художественную, эстетическую, общезначимую2.

Лирика, за довольно редкими исключениями, создается в стихах как интенсивной выразительной форме, но существуют так называемые стихотворения в прозе (название оксюморонное, подразумеваются лирические миниатюры именно в прозе), в основном лирические рассказы типа “Антоновских яблок” или “Первой любви” Бунина, лирические отступления в эпических произведениях, например в “Мертвых душах”. В “Реквиеме” Ахматовой в общем лирическую роль играет прозаическая сцена “Вместо предисловия”, в повести В.П. Астафьева “Пастухи пастушка” - обрамление сюжета (аналог пролога и эпилога).

Лирические произведения очень невелики по сравнению с эпическими и драматическими. Правда, оды XVIII в. явно затянуты ради пущей торжественности, но фактически это их недостаток, а не достоинство. Бывают и сверхкраткие миниатюры. У Тютчева “впервые в русской литературе появляются однострофные стихотворения, являющиеся не эпиграммой или надписью, а самостоятельным лирическим произведением” . Встречаются даже моностихи - стихотворения в одну строчку (у сентименталиста Н.М. Карамзина, символистов В.Я. Брюсова и К.Д. Бальмонта, эгофутуриста Василиска Гнедова и др., немало в конце XX - начале XXI в.). Ho в романтической лиро-эпической поэме, например у Лермонтова (“Мцыри”), повествовательная часть могла занимать меньше текста, чем лирическая. Во второй половине XIX в. у Н.А. Некрасова появились и первые чисто лирические поэмы (“Тишина”, 1857, “Рыцарь на час”, 1862). В первой трети XX в. классики лирической поэмы - В.В. Маяковский (например, “Люблю”) и М.И. Цветаева.

Ода была основным лирическим жанром классицизма. Для юного Пушкина его “Вольность” (1817) - продолжение традиции XVIII в., а именно радищевской, хотя одноименная ода А.Н. Радищева, писавшаяся в 1783-1790 гг., была политически гораздо более радикальной; стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный...” (1836) восходит к традиции гораздо более древней, античной (это вольная вариация на тему оды Горация “К Мельпомене”), когда ода была практически синонимом лирики вообще. В пушкинские времена оды, как и характерные для романтизма элегии, противопоставлялись “мелким стихотворениям”. Элегии писал основоположник русского романтизма Жуковский (“Вечер”, 1806, “Море”, 1822). Пушкин отдал им щедрую дань в период южной ссылки, начиная со стихотворения “Погасло дневное светило...” (1820). В античной литературе это был жанр преимущественно любовной тематики, в новой европейской поэзии - преимущественно философской, выражающий серьезные, часто печальные размышления и переживания. Зрелый Пушкин к грустной любовной элегии относился скептически, пародировал ее в “Евгении Онегине” (стихи Ленского), но высоко ценил элегический дар Е.А. Баратынского и продолжал писать произведения, соответствующие этому жанру в более широком смысле (“Элегия”, 1830). Некрасовская “Элегия” 1874 г. (“Пускай нам говорит изменчивая мода...”) осознанно архаична по жанру и стилю: по контрасту подчеркивается, что “тема старая - страдания народа”, - к сожалению, не стареет.

Романтизм породил и своеобразный жанр “отрывка” (“Невыразимое”, 1819, Жуковского), имитирующий неоконченность поэтического текста или намекающий на неисчерпанность затронутой темы. Зрелый Пушкин назвал отрывком большое стихотворение “Осень” (1833), завершающееся словами “Куда ж нам плыть?..” и строками точек. По сути, отрывком является и “...Вновь я посетил...” (1835): значительная часть написанного действительно не вошла в окончательный текст, и так пространный для стольлаконичного поэта. Послание (стихотворное письмо) было жанром классицизма и соответственно появилось еще в Античности, которой классицизм подражал. Романтики его трансформировали, придали ему форму непринужденной беседы с друзьями (дружеское послание), тяжелые двустишия 6-стопного ямба - александрийский стих - сменились вольным или 4-стопным с вольной рифмовкой, но при высокой тематике и стиль становился более возвышенным (“К Чаадаеву”, “Во глубине сибирских руд...” Пушкина. Особенно высоко поставив с 1825 г. тему дружбы, поэт написал 4- и 5-стопным ямбом пять стихотворений, включавших в заглавие дату открытия Царскосельского лицея - “19 октября”, - и шесть стихотворений под названием “Друзьям”, первое из которых создано еще в 1816 г.). К середине XIX в. жанр традиционного послания отмирает.

Стихотворением первоначально назывались сама стихотворная форма и писание стихов вообще (трактат В. К. Тредиаковского “О древнем, среднем и новом стихотворении российском”, 1755), потом - любое стихотворное произведение: третья часть (томик) “Стихотворений Александра Пушкина” (1832) включала среди лирических и небольших лиро-эпических произволений маленькую трагедию “Моцарт и Сальери”, “Сказку о царе Салтане...”, а четвертая часть (1835) - еще три сказки; книжка “Стихотворения М. Лермонтова” (1840) среди 26 стихотворений - поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича...” (на первом месте в сборнике) и “Мцыри” (на одном из последних мест). Однако Лермонтов фактически размывает в лирике все жанровые границы. Слово “стихотворение” постепенно становится универсальным обозначением в основном лирических произведений, хотя и такое сутубо эпическое по теме и по духу произведение, как “Бородино”, определяется тем же словом.

“На развалинах старой жанровой системы Некрасов создал новые жанровые образования: элегию на общественные темы, пародийный романс, пародийную оду; воскресил сатиру и послание... Во многих случаях по-новому сочетаются особенности нескольких традиционных жанров. Так, в “Железной дороге” есть нечто и от элегии, и от баллады, и от сатиры, “Блажен незлобивый поэт...” - отчасти сатира, отчасти элегия, отчасти ода в каких-то своих подробностях”. Ho именно вследствие такого смешения жанровых признаков стихотворения Некрасова и даже его лирические поэмы обычно называются просто стихотворениями. В дальнейшем жанровая определенность становится чем-то нарочито подчеркнутым, например “Ода революции” Маяковского. В конце XIX и особенно в XX в. широко распространяется циклизация стихотворений. Так, хотя каждое стихотворение Блока может восприниматься отдельно от других, оно что-то теряет для читателя вне контекста всей “трилогии вочеловечения”, тома, раздела и цикла. Распространяется новый вид циклизации - озаглавленная книга стихов: “Вечер”, “Четки” Ахматовой и т.д.

Лирика бывает и сюжетной, и описательной (прежде всего пейзажной). Так, минимальный сюжет мы видим в лермонтовском “Утесе”. Ho фактически это иносказание, а не элемент эпоса, не повествование как таковое. И пейзаж в лирике - не чистое описание, а обычно психологический пейзаж.