Сценарий мероприятия «Жизнь древних славян на Руси»

Цель: формировать представление детей об историческом прошлом русского народа в Древней Руси.

Задачи:

1. Дать представление об укладе жизни славян с помощью создания макета из заранее изготовленных детьми.

2. Продолжать активизировать объяснительную речь детей в процессе обсуждения этапов создания макета.

3. Развивать интерес к истории России.

(Слайд 1) - Сегодня у нас необычное занятие, начнём мы его с красивой песни.

(Слайд 2) Есть на Княжем Острове

Книга Голубиная?

Но не всяк туда пройдёт,

В сторону былинную...

Там три Дуба старые,

К ним тропинки узкие,

Корни там твои, сынок,

Что зовутся русскими,

Что зовутся русскими...

В сердце Любовь, звон в Небесах...

О чём и о ком поётся в песне? (О нашей стране, русских людях)

Как называется наша страна?

Наша страна Россия и возникла Россия очень давно, у неё древняя и интересная история.

Знаете ли вы, как раньше, в древние времена называлась наша страна? (Русь)

Предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени. Дорога будет длинной, потому что было это очень давно. В этом путешествии поговорим о прошлом нашей Родины, о людях, которые жили в те времена.

(Слайд3) Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов.

Но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. (Назад, в обратную сторону, потому, что отправимся в прошлое).

1 Отечество моё! Россия!

В тебе дух старины живёт.

И ни одна ещё стихия

Не победила твой народ.

Из тьмы веков ты восставала

И становилась всё сильней.

Святая Русь – твоё начало,

Начало Родины твоей.

2. Россия – мать! Тебе хвала! В веках ты видела немало, когда б ты говорить могла ты многое бы рассказала… .

Хотите узнать, как жили наши предки в древней Руси?

Кто же такие предки? (Предки – это люди, которые жили перед нами, до нас).

А для вас кто предки? Кого мы можем назвать? (бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, прапрабабушки и прапрадедушки)

(Слайд 4) - Наши предки называли себя славянами. Почему же славяне? Подумайте, на какое слово похоже? (Славяне похоже на слово “слава”, «славить», «славный»)

А это значит, что славяне – это славный народ, прославляющие свою Родину, потому что они были сильными, мужественными, добрыми и трудолюбивыми людьми. Своими подвигами и трудом прославляли Русь.

1. Как выглядели славяне, вы узнаете, если соберёте мозаику. (Дети собирают)

(Слайд 5) Из старинных книг известно, какими были славяне, и расскажет о них …….(славяне по описанию были круглолицыми, с русыми волосами, с большими голубыми или серыми глазами.Роста они были высокого, широки в плечах. Женщины носили сарафаны. Мужчины, носили просторные рубахи и штаны. На ногах лапти.)

2. Русь деревянная – края дорогие,

Здесь издавна русский люди живут,

Они прославляют жилища родные,

Раздольные русские песни поют.

Как вы думаете, почему Русь называли деревянной?

Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Называли их избами. И все в избе было сделано из дерева: и полы, и потолок, и стены, и мебель, и посуда…

Дома, в которых жили славяне, выглядели совсем не так как сегодняшние

(Слайд 6) Как выглядел дом и что было внутри дома нам расскажет……. (Дома древних славян были небольшие, сделанные из дерева. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Крышу дома покрывали соломой. Слайд 7 Трубы не было, дым выходил через оконца, двери, отверстия в крыше. На ночь и в холода их закрывали досками и соломой. Каменная печь в углу обогревала дом, на ней готовили еду. В доме находились стол и лавки. Постель была из соломы, покрытая звериными шкурами. Стекол не было. В те времена не было даже света, лампу заменяла лучина)

(Слайд 8) Лучина - Это тонкая длинная щепка сухого дерева, которую поджигали с одного конца для освещения жилища.

(Слайд 9) 3. Посмотрите внимательно на рисунок. Что необычного вы на нём видите? (Дома окружены высоким забором.Рядом с домами течёт речка)

Ребята, на этих рисунках изображено поселение древних славян. Раньше люди жили поселеньями. Слово «поселение» произошло от слов «село», «селиться».

Предположите почему поселок высоким забором? (В целях обороны от врагов и защиты от диких зверей)

Славяне действительно жили в окружении врагов. Они приходили из далеких степей и грабили славянские поселки.(Слайд 10) Самые сильные мужчины славяне были воинами - богатырями. (Слайд картина Васнецова « Богатыри»).

4. - Славяне выбирали место рядом с лесом? Как вы думаете почему?

Потому что, в лесу они собирали грибы и ягоды. Они искали травы, которыми лечились. Славяне ходили в лес на охоту. В лесу заготавливали дрова, чтобы топить печи, готовить еду. Лес кормил славян и летом и зимой.

Как вы думаете, какую роль играла река в жизни славян? (Дети отвечают)

Без реки было славянам не прожить. В реке они ловили рыбу, купались, брали воду, чтобы приготовить пищу.

(Слайд 11) 5. Посмотрите внимательно на картину “Жизнь древних славян”.

– Что вы ещё можете сказать о занятиях древних славян? (Ответы детей) (Рассуждения детей: охотой, земледелием, рыболовством)

Одним из главных занятий славян было земледелие. Для пахоты использовали быков и лошадей. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю.

Славяне сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес. Выращивали овощные культуры – репу, редьку, чеснок, свеклу.

Тогда еще не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много пшеницы. Именно из неё варили древние славяне первые каши.

Наше путешествие в прошлое закончено. Давайте с вами вернёмся в наше время. Для этого, куда нам надо повернуть стрелки часов?

А теперь вспомним, что же мы узнали о жизни славян. Для этого я предлагаю, составит макет поселения древних славян.

Сейчас мы с вами вместе, дружно попробуем создать макет поселения древних славян. Посмотрите у нас макеты домов и деревьев, фигурки людей в древнерусской одежде, богатырей, которые вы изготовили сами. Я приготовила для макета большую «поляну», на которой хватит места для всего поселения.

Как вы думаете, с чего начинали строить своё поселение славяне - с домов или возведения забора? Почему вы так думаете?

Славяне начинали его строить с высокого забора из тонких брёвен – кольев. Такой забор назывался частокол. Он защищал славян от диких зверей и чужих людей. Это была граница поселения. Так повелось с древних времён и до нашего времени, что граница есть у любой страны. Даже наш маленький город имеет свою границу, нарушать которую никому нельзя!

Давайте все вместе огородим забором (частоколом), наше поселение, установим его границу. Будьте аккуратны, помогайте друг другу.

Посмотрите, какой надёжный, крепкий забор у нас получился!

Давайте определим место на макете, где будет расти лес. Вы можете ещё раз посмотреть на рисунки, которые я приготовила.

Деревья можно поставить близко к воротам? Удобно ли будет славянам открывать ворота и выходить, если рядом с ними будет лес? (Нет, неудобно. Будет не видно, кто подошёл к поселению. Это может быть враг).

Давайте поставим лес с другой стороны от ворот. Удобное место вы выбрали для расположения леса на нашем макете!

Посмотрите, ещё у нас есть полоски прозрачного целлофана, голубой ткани. Можно ли использовать эти предметы в нашем макете? (Речку можно сделать из прозрачного целлофана, голубой ткани).

Где будет располагаться река? (за частоколом)

Помните, мы с вами уже говорили, что река для славян - кормилица! Ребята, подумайте, чего не хватает в нашей реке? (не хватает воды, рыбы, уточек и так далее)

Посмотрите, у нас получилась настоящая речка с прохладной, чистой, прозрачной водой! Место для поселения славян у нас готово! Теперь можно и дома, поставить, которые вы смастерили своими руками!

Теперь вы поставьте дома на наш макет.

Молодцы, ребята! Теперь есть, где собраться славянам всем вместе! Только где же они? Давайте расставим фигурки людей.

Посмотрите, как много разных людей живёт в нашем поселении! Каждый занят своим делом.

Мне кажется, на нашем макете кого - то не хватает. Посмотрите внимательно. (Не хватает богатырей, которые защищали славян от врагов).

Предлагаю завершить нашу работу. Поставьте богатырей на стражу границы нашего поселения! Полюбуйтесь, ребята, какой красивый макет мы с вами создали!

Ребята, вам интересно было создавать макет своими руками?

На следующих занятиях мы дополним его домашними и дикими животными, птицами, рыбами. Покажем макет родителям и расскажем о нашей работе.

(Слайд 12) Святая Родина! Святая!

Иначе как ее назвать!

Ту землю милую, родную,

Где мы родились, росли

И в колыбели полюбили

Родные песни старины.

За ясные зори, умытые росами,

За русское поле с колосьями рослыми,

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россия.

Т.Г.Шевченко

Итог. Надеюсь, вы узнали много нового и интересного о своих предках.

Словесная игра “Я начну, а вы продолжите”

Главное богатство в России живет.

Великий, могучий российский... (народ).

Русоволосые и сероглазые,

Лицом светлые и сердцем славные,

Скажите, кто вы?

Мы – (Славяне!)

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне – (россияне)

Издревле, кто вы?

Мы – (Славяне)

Наша Родина – большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы должны гордиться. Наша земля – это место, где мы можем любить друг друга, соблюдать традиции и продолжать нашу историю.

На следующих занятиях мы продолжим знакомиться с жизнью славян, узнаем более подробно об обычаях, быте славян, об их занятиях, поговорим о богатырях.

Сценарий дружинного мероприятия «От Святой Руси до Великой России»

Цель:

  1. Вызвать чувство гордости за свою Родину.

Задачи:

  1. формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;
  2. сплочение коллектива;
  3. воспитание у молодого поколения духа патриотизма;
  4. пополнение знаний об отдельных страницах истории России и людях, оставивших след в исторической и культурной памяти народа;
  5. расширять кругозор детей;
  6. стимулировать интерес к изучению истории России.

Вступительная часть.

(играет тихая музыка)

Ведущий1:

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

Ведущий2:

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.

Ведущий1:

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас на нашем классном часе. Очень часто нас спрашивают: « Где вы живёте?» На это вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Барнауле, другой - в городе Рубцовске. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и в Барнауле, и в Рубцовске, и в Махачкале, и в других городах нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия».

Песня «Гимн Великой России»

Ведущий2:

-«От Святой Руси до Великой России» так называется наше мероприятие,на котором речь пойдёт о истории нашей Родины. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои навыки и знания,но и узнаете много нового и интересного.

Ведущий1:

Лидеры отрядов,подходите к сцене и получайте ваши маршрутные листы!...Сейчас мы вам предлагаем пройти по станциям,которые напечатаны на вашем листе. И желаем вам удачи и море позитива!Время пошло!

Основная часть.Станции.

  1. «Шифровщики» (1-ая часть танцевальной площадки).С помощью изображенного предмета расшифровать крылатое выражение.

Баллы ставятся в зависимости сколько правильных ответов было названо.

Максимум-6 баллов.

  1. «Патриоты» (Пирс).Нужно ответить на вопросы викторины.
  2. Каков вес Царь – пушки? (40 т.);
  3. Имя первого князя на Руси.(Рюрик );
  4. Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий )
  5. Почему селение, на месте которого появилась Москва, называли Кучково? (оно принадлежало боярину Степану Кучке);
  6. Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск);
  7. Бог солнца в древней Руси.(Ярило ).

Максимум за 1-ую часть-6 баллов.

-Сейчас вам будут прочитаны некоторые стихотворения,а вы,ребята,должны угадать про какой город нашей Великой Родины ведётся речь,кто его основал и если знаете,главные достопримечательности.

  1. Святой Софии купола
    Отсюда путнику светили,
    Славян столица здесь была,
    Впервые русских здесь крестили.(г. Киев,князь Кий,Золотые ворота, Софийский собор,Петергоф);
  2. Есть город с пыльными заставами,
    С большими золотыми главами,
    С особняками деревянными,
    С мастеровыми вечно пьяными,
    И столько близкого милого
    В словах: Арбат и Доргомилово (Москва,князь Юрий Долгорукий,собор Василия Блаженного);
  3. На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полон,
    И вдаль глядел… И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложён
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно. (Петербург,Пётр I);
  4. О каком городе идёт речь? (1 балл)
  5. Кто его основал? (1 балл)
  6. Назвать архитектурно-исторические памятники этого города. (1 балл)

Т.е. в идеале команда может получить за эту станцию 3 балла, но может и больше, если сообщит нам об этом городе ещё какую-либо информацию.

3. «Танцоры» (2-ая часть танцевальной площадки). На этой станции отряды должны показать 3 русских танца.

  1. «Яблочко»
  2. «Калинка»
  3. «Хоровод»

Баллы ставятся в зависимости насколько отряд был дружен,и сколько из трёх танцев показал.

Максимум-3 балла.

4. «Музыканты» (Штаб).Отгадать песню и продолжить её.

  1. «Валенки»;
  2. «Виновата ли я»;
  3. «Во поле берёза стояла»;
  4. «Журавли»;
  5. «Эх,дороги»;
  6. «Хуторянка».

Баллы ставятся в зависимости от количества отгаданных песен.

Максимум-6 баллов.

Заключительная часть.

(После прохождения всех станций отряды собираются на танцевальной площадке).

Перекличка отрядов.

Ведущий1:

-Ну что ж ребята,вот и подходит к концу наше мероприятие,а я ещё раз удивляюсь сколько в нашем лагере умных,весёлых и культурных детей!А пока наше жюри выносит свой вердикт,для вас выступает «….» с песней «С чего начинается Родина»

Негосударственное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

«Царицынская №1»

Сценарий внеклассного мероприятия

«ОТКУДА ЕСТЬ ПОШЛА

ГРАМОТА НА РУСИ»

для учащихся 5 класса

Разработала:

учитель русского языка

НОУ СОШ «Царицынская №1»

Старикова Елена Юрьевна

Волгоград

Цели и задачи:

    Выявить истоки становления славянской письменности;

    Рассмотреть значение письма для развития Руси

    Развивать речь, мышление, творческие навыки учащихся

    Привить любовь к Отечеству, ее истории

Материалы и наглядные пособия: компьютер, проектор, экран для мультимедийного сопровождения, карта Древней Руси, раздаточный материал для практической части занятия.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя: (Слайд)

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим беседу, посвященную истории письменности. Вы узнаете о том, как возникла письменность, какой материал использовали для письма и многое другое, связанное с историей написания книг.

I . История письменности.

Чему перво-наперво учат ребят, пришедших в школу? Грамоте, конечно: учат читать и писать.

А когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом, они хранили информацию в своей памяти и передавали её друг другу, используя различные символы-сигналы.

Каждый народ придумывал свои способы передачи информации: звук, жест, цвет, дым костра, огонь. Но трудно запомнить самые разные и длинные истории. Поэтому люди придумали рисовать картинки, которые помогали им запоминать. Нарисуют озеро, рядом – огромную рыбу. Это память об удачной ловле рыбы. Нарисуют холмы и реку, а среди деревьев и холмов, вдоль реки – тропинка. Это память о дальнем путешествии. Картинки – это очень хорошая придумка.

Рисуночное письмо называют ПИКТОГРАММОЙ. (Слайд)

Пиктограмма: рисунки первобытного человека в пещере Альтамира

А теперь попробуем написать предложение при помощи пиктограмм:

СВЕТИТ СОЛНЦЕ.

РЕБЕНОК ИДЕТ В ШКОЛУ.

Оказывается, что при помощи пиктограмм не так просто выразить все, что ты думаешь. Даже простенький рисунок рисовать не просто. И человек не всегда может прочитать твое письмо так, как ты этого хочешь.

Когда люди придумали рисуночное письмо, они сделали большой шаг по дороге к письменности. Но впереди их ждало много трудностей. Ведь далеко не все можно выразить с помощью рисунка. И появился другой вид письма, где рисунок обозначал не только предмет, а также действие и понятие – ИДЕОГРАММА.

В древнем Китае на основе рисуночного письма возникли ИЕРОГЛИФЫ, как один из видов идеографического письма. Их называли «священными знаками». Каждый иероглиф обозначал слово ил его часть.

(Слайд: Рисунок с изображением иероглифов древних египтян)

А теперь вам задание : придумайте свои иероглифы к понятиям: смеяться, плакать, спать.

Постепенно иероглифы упрощались и человек старался картинки делать все проще и проще. Например, вместо быка стали рисовать только его голову, потом голова с рогами превратилась в три черточки, или А. Древний народ - шумеры называли быка Алеф. Вот откуда буква А. Человек придумал БУКВЫ или знаки для звуков.

Жившие две тысячи лет назад финикийцы придумали буквы только для согласных звуков. В их языке этим можно было обойтись. Финикийцы знакомили со своей письменностью другие народы. На её основе появился буквенный АЛФАВИТ древних греков. Но в их языке было много гласных звуков.

Пришлось и для них придумывать буквенные обозначения. В течение многих лет греки усовершенствовали свое письмо, делая его более понятным и удобным. Греческий алфавит завоевал почти весь мир, он помог многим народам создать свою письменность.

А теперь давайте вспомним, кто такие славяне, где они жили.

    Кто такие славяне?

    Где находилось их государство?

    Что мы знаем об образе их жизни?

    Кто граничил с Русью?

Но государство не может быть без правителя. Вспомним, основателя первой правящей династии на Руси? (Слайд)

    Кто такой Рюрик?

    Как он оказался на Руси?

    Годы его правления?

Обратимся к нашей карте.

    Скажите, ребята, может ли какое-либо государство существовать самостоятельно, отдельно от других стран?

  • Как поддерживали древние русичи взаимоотношения с соседями?

Но для полной связи славянам не хватало письма. И крепко задумались русские мужи.

Сообщение первого учащегося (Слайд)

От нашего главного свидетеля первоначальной истории Руси - “Повести временных лет” - мы узнаем, что однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов с такими словами:

“Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”.

Тогда вызвал к себе царь Михаил двух ученых братьев - Константина и Мефодия и “уговорил их царь, и послал их в славянскую землю к Ростиславу, Святополку и Коцелу. Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие”.

Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведет свое начало славянская письменность.

Однако нашлись такие люди, которые стали хулить славянские книги и говорили, что “ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих языках”.

Чтобы защитить славянские письмена, братья Константин и Мефодий отправились в Рим. Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так: “Да исполнится слово Писания: “Пусть восхвалят Бога все народы!” То есть, пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке”. Так он утвердил Богослужение на славянском языке.

Слово учителя:

Так что представляла собой славянская письменность – Кириллица?

Глаголица и Кириллица (Слайд)

По мере того как развивалась славянская письменность, кириллица вытесняла глаголицу и закрепилась в качестве основы многих славянских языков, в том числе и русского.

Обучение азбуке было очень не простым занятием, намного сложнее, чем у современных школьников. Сначала буквы произносил учитель, а ученики вслед за ним хором повторяли каждую букву, пока не запоминали.

Но это был не беспорядочный крик, а повторение нараспев. АЗ, БУКИ, ВЕДИ и т.д. (Название букв кириллицы).

Вот отсюда и пошли старинные русские пословицы: (Слайд)

    Азбука – наука, а ребятам бука.

    Аз, буки, веди страшат как медведи.

    Азбуку учат, на всю кричат.

    Юс да ижица – конец делу ближитца.

Со временем в кириллице произошли многочисленные изменения

исчезли ненужные буквы, появились новые. В современном русском алфавите добавились три буквы –Й, Е, Э, - а исчезло намного больше.

А теперь давайте составим словарик по изученному:

А – алфавит, азбука

Б – буква

Г - глаголица

И – идеограмма, иероглифы

К - кириллица

П – пиктограмма

II . Древние книги (Слайд)

Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а КНИГА

ОСТАЛАСЬ.

А. Герцен

Мысли людей, записанные в виде рисунков, иероглифов, букв, незримыми нитями привязаны к месту и времени своего возникновения. Они стали доступны для нас благодаря тому материалу, который донес их до нашего времени. От материала зависела и форма книги. Разные народы использовали доступный для них писчий материал.

Сообщение второго учащегося (Слайд):

В древних государствах Вавилон, Ассирия, Шумер писали на глине, из которой делали также посуду и жилище. Книги изготавливали из глины в виде табличек разных размеров. Писали на глине трехгранным резцом. При нажиме на мягкую глину резец давал клинообразный отпечаток. Такое идеографическое письмо называлось КЛИНОПИСЬ. Затем таблички обжигали, и они становились твердыми, не боясь ни огня, ни сырости. Каждая книга состояла из десятков или даже сотен глиняных «страниц», уложенных в деревянный ящик. (Глиняная табличка).

До наших дней сохранились целые библиотеки из таких книг. При раскопках была найдена сказочно богатая библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, правившего в 669-633 гг. до н.э. Она состояла из десятков тысяч табличек по различным отраслям знаний.

Сообщение третьего учащегося (Слайд):

В Древнем Египте в большом количестве по берегам реки Нил рос тростник, который называли ПАПИРУС. Это растение вдвое выше человека и ствол в руку толщиной. У него сладкий сок. Из коры его делали сандалии, из волокна – ткани. Из связанных стволов строили большие корабли. Но больше всего прославился папирус не сладким соком, не кораблями. Славен он тем, что на нем писались первые книги.

Было это свыше шести тысяч лет назад. Сердцевину тростника – папируса резали на полосы, полосы укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. А потом листы папируса склеивали в длинный-предлинный свиток. Так и появились книги-свитки.

Книгу-свиток создавали профессиональные писцы. Писали тростниковой палочкой – КАЛАМОМ, обмакивая его в черные чернила, которые приготовлялись из угля, смешанного со смолой. Первые слова текста, а также названия месяца и дня писали красными чернилами. Текст писали узкими столбцами, направление строк было параллельно длине свитка. При чтении папирусную ленту постепенно перекатывали с одной стороны на другую так, что в поле зрения находились одновременно два столбца. Как вы думаете: удобно ли это?

Папирусные свитки (до 40 метров длиной) наматывали на деревянные или костяные стержни и прятали в кожаные или деревянные футляры. Папирус не переносил влагу, она разрушала его. Многие свитки сгорели во время пожара. И только египетские и греческие свитки смогли сохраниться в течение двух тысячелетий в абсолютно сухом египетском песке. Большинство известных свитков дошло до нас в виде отрывков. Сейчас они хранятся в музеях и крупных библиотеках мира.

Сообщение четвертого учащегося (Слайд):

Наряду с папирусом, для обучения грамоте использовали более дешевый материал для письма – воск. Древние римляне делали книжечки из деревянных дощечек: несколько дощечек, выструганных в середине, заполняли воском и скрепляли между собой шнурками. Первая и последняя дощечки воском на заполнялись. Такие книжечки служили очень долго: запись можно было стереть и заполнить заново. Стальная палочка для письма на восковых дощечках – СТИЛЬ – была с одного конца острой (для письма),

с другой – круглой (для затирания воска). Такая форма книги сохранялась у многих народов, в том числе на Руси. Она получила название КОДЕКС.

Самая большая библиотека из папирусных свитков находилась в городе Александрия. Она насчитывала около 70 тысяч свитков. Но царь города Пергама решил создать библиотеку, превосходящую александрийскую. Когда египтяне узнали об этом, они запретили вывозить папирус из Египта. Тогда жители этого города научились делать материал для письма из кожи животных. Этот материал стали называть ПЕРГАМЕНТ. Так легенда объясняет возникновение писчего материала, которому суждено было вытеснить папирус и существовать более двух тысяч лет.

Сначала из него продолжали делать свитки, но вскоре прочность этого материала дала возможность листы пергамента складывать, разрезать, сшивать их в тетради и заключать в переплет. Так окончательно книга приобрела форму КОДЕКСА.

Слово учителя. Изготовление пергамента (Слайд):

Сырую шкуру (козью, овечью, телячью) вымачивали сначала в воде, чтобы сделать её мягче. Потом соскабливали ножом мясо и клали шкуру в воду с золой. После такой обработки шерсть легко снималась ножом. Готовую шкуру натирали мелом и выглаживали пемзой. Получалась тонкая желтоватая кожа, одинаково чистая и гладкая с обеих сторон. Её края обрезали так, чтобы получился большой кожаный лист. Лист складывали вдвое, и из нескольких таких листов составляли тетрадь. Потом складывали кожу и в четыре, и в восемь и шестнадцать раз. Так получались книги.

Писали на пергаменте калалом (тростниковой палочкой) или птичьим пером, заостренным и расщепленным. Чаще всего использовали гусиные перья. Для пергамента использовали особые прочные чернила, которые впитывались в кожу так глубоко что их нельзя было смыть. Пока ими писали, они были очень бледными, а чернели спустя некоторое время.

Пергамент материал очень дорогой. Для изготовления одной книги нужно было целое стадо животных. Поэтому для письма использовали и более дешевые материалы, чаще растительного происхождения.

В Китае применяли бамбук и шелк, в Индии – пальмовые листья, а в Древней Руси использовали бересту. БЕРЕСТА - это кора березы, подвергнутая специальной обработке. На ней писали наши предки – восточные славяне. Буквы кириллицы наносили на бересту костяным или металлическим стержнем – ПИСАЛОМ. Несколько сотен берестяных грамот было найдено при раскопках в Новгороде.

Писали и переписывали книги в основном при монастырях. При них создавали мастерские по переписыванию книг – СКРИПТОРИИ. Перепиской занимались монахи-переписчики. Они сначала терпеливо и осторожно линовали пергамент, потом тщательно, выводя букву за буквой, начинал писать.

Когда все листы были переписаны и украшены, их соединяли и помещали в ПЕРЕПЛЕТ. Его основой служили хорошо высушенные и обработанные доски. Переплеты, созданные по особым заказам, часто украшали жемчугом и драгоценными камнями. Края переплета соединялись металлическими застежками. Таким образом, книга напоминала сундучок или шкатулочку.

В основном древнерусские рукописные книги были религиозного содержания: Библия, Евангелия, жития святых, Книга пророков, Апостол, Псалтырь. Но монахи-переписчики переписывали не только богослужебные книги, они вели летописи, записывая хронику исторических событий год за годом.

Замечательный летописный свод «Повесть временных лет» создан монахом-летописцем НЕСТОРОМ, который включил в летопись географические, этнографические сведения, а также отрывки песен и былин, сказаний и легенд.

Практическая часть занятия:

Игры и задания.

    Подчеркни материалы, из которых делали древние книги.

СТЕКЛО ПАПИРУС ПЕРГАМЕНТ ГЛИНА МЕТАЛ БЕРЕСТА

    Соотнеси форму книги и материал, из которого она была сделана (соедини стрелочками)

КНИГА – СВИТОК ПЕРГАМЕНТ

КНИГА - ТАБЛИЧКА ПАПИРУС

КНИГА - КОДЕКС ГЛИНА

    Соедини начало русских пословиц и их окончания из правой колонки:

Грамоте учиться а правду сказывают

Книги не говорят, ума набраться

С книгами знаться - всегда пригодится

Сперва аз, да буки, а то, что понял

Говори не о том, что прочел, а там и наука

4. Кроссворд

По вертикали:

    Имя монаха, создавшего славянскую азбуку. (Кирилл)

    Имя его брата и помощника. (Мефодий)

    Материал, на котором писались древние книги до изобретения бумаги. (Пергамент)

    Название красивой заглавной буквы. (Буквица)

    Название русской азбуки (Кириллица)

    Материал, на котором писали люди в старину на Руси. (Береста)

По горизонтали:

    Буквы построились по порядку. Название этого порядка. (Алфавит)

5. Расшифруй.

(Ребятам предлагается отгадать поговорку. Шифром служат буквы алфавита, пронумерованного по порядку)

14 21 5 18 16 19 20 10

19 20 21 17 6 15 30 12

Ответ: Азбука – к мудрости ступенька.

III . Заключение.

За свою долгую историю книга изменялась, но осталась не только надежным источником информации, но и верным другом человека. А друзей надо уметь выбирать, грамотно общаться с ними, хорошо знать историю их жизни. Но книга – это не только текст, в ней важно все: оформление, иллюстрации, переплет. Все это – единое целое, продукт человеческого разума, предмет мировой культуры. Ведь если вдуматься, разве не удивительно, что книга с помощью написанных в ней слов рассказывает нам сокровенные мысли давно ушедших о нас людей, переносит нас в другой мир, в прошлое или будущее, вызывает у нас радость и боль, возмущение и надежду, негодование и любовь. «Слово – дело великое, - писал Лев Толстой. Великое, потому что словом можно соединить людей и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти».

В подтверждение этому приведу исторический пример. Знаменитый баснописец Эзоп был в Древней Греции рабом философа Канта. Однажды Эзопу хозяин велел приготовить для гостей самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них блюда. На вопрос, почему он подает только языки. Раб ответил: « А что может быть лучше языка на свете?» В другой раз на распоряжение приобрести к обеду самое худшее, Эзоп опять пошел покупать языки, объяснив это тем, что посредством языка люди могут ссориться, становиться врагами, развязывать войны; язык несет зло, горе, оскорбление.

Слово – важнейшее средство общения, тонкий и гибкий инструмент, с помощью которого формируется и выражается человеческая мысль.

Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. Мир слов – многообразен, интересен, увлекателен и еще до конца не разгадан. В русском языке есть великое множество слов. Сколько их? На этот вопрос не может убедительно ответить ни один специалист, ни одна статистика. 200 тысяч русских слов собрал в своем толковом словаре В.И. Даль. В словаре С.И. Ожегова – 57 тысяч слов. В произведениях А.С. Пушкина было использовано 20 тысяч слов. В современном мире все чаще появляются новые слова и выражения. В разных странах люди сегодня говорят на 6000 языках. Международный день родного языка – 21 февраля, был провозглашен ЮНЕСКО в 1999 г.

Литература

    Зимина, А.И. Праздник славянской письменности и культуры [Текст] / А.И. Зимина // Классный руководитель. Научно-методический журнал. – 2007. - №6. – с.41-46.

2. Зубков, Б. Книжка про книжку [Текст] / Б. Зубков. – М.: Малыш, 1984. – 24 с.

    Сидорова, М. Заветное слово [Текст] / М. Сидорова // Читаем. Учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для школьных библиотек. – 2004. – №2. – с.56-58.

    Скударь, З. Слово и человек [Текст] / З. Скударь // Воспитание школьников. Научно-методический журнал. – 2006. - №4. – с.27-32.

    Лысенко Л.В. Лишь слову жизнь дана [Текст] / Л.В. Лысенко // Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек. – 2004. – №10. – с.44-49.

    Люстрова, З.Н. Беседы о русском слове [Текст] / З.Н. Люстрова. – М.: Знание, 1976. – 143 c.

МАОУДО «Центр детского творчества»

Подростковый клуб «Аленушка»

Подготовила: педагог – организатор

МАОУДО «ЦДТ»

Калибовец О.Н.

Биробиджан 2016 г.

Сценария фольклорного праздника «Русь - это сказка, Русь - это быль».

10. 02. 2016 год

15 – 30

Филиал № 5 ЦГБ

Цель: Приобщение младших школьников к истокам русской народной культуры, знакомство детей с народным творчеством, народными традициями и обычаями. Воспитание любви и интереса к народным праздникам.

Ведущий 1.

Очень часто мы порою,

За событиями дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

Ведущий 2.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир русской народной культуры.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто из вас знает, что такое русский фольклор?

( Дети отвечают ). Правильно! Это - потешки, загадки, игры, пословицы, поговорки, прибаутки, дразнилки, небылицы, песни и, конечно же, русские ремесла.

Ведущий 1.

Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.

Ведущий 2.

На Руси, в старину, не только пели песни, но и водили хороводы, и сейчас мы все дружно встанем в хоровод, и споем песню «Во поле березка стояла».

(звучит русская народная песня «Во поле березка стояла »).

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.

Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.

Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

Стихи в исполнении детей о Родине

Алена.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Настя.

Что мы родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Полина.

Что мы родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Ведущий 1.

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем Вас,

К загадкам поскорее!

Ведущий 2.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Дети отвечают )

Ну, слушайте.

Загадка 1.

У наших ворот рассыпался горох,

Ни лопатой не сгрести,

Ни метлой не смести.

А как стало рассветать,

Нечего собирать. (Звезды на небе )

Ведущий 1.

Без него плачем,

А как появится, -

От него глаза прячем. (Солнце )

Ведущий 2.

Ходит барин по двору?

Придирается ко всему.

Красная головушка,

Шелкова бородушка. (Петух)

Ведущий 1.

Пришел Яшка-

Белая рубашка,

Где он пробегает-

Ковром устилает. (Снег)

Ведущий 2.

Ночью на земле спит,

Утром в небеса летит. (Роса )

Ведущий 1.

Сколько по ней не иди,

Все будет бежать впереди. (Тень)

Ведущий 2.

Его бьют, а он не плачет,

Только глубже ножку прячет (Гвоздь)

Ведущий 1.

Один вход, да три выхода. (Рубашка )

Ведущий 2.

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил. (Стол)

Ведущий 1.

А сейчас за две минутки,

Вам расскажем прибаутки,

С вами поделятся сполна

Федул, и брат его - Фома

Прибаутки. (Выступают дети за ширмой с куклами Петрушками)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Можно зашить

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Фома, что из леса не идешь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет.

Так сам иди!

Да он меня не пускает.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Фома, у тебя дома тепло?

Тепло, на печи в шубе согреться можно.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Федул, что ваши девчата делают?

Шьют да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Где ты, брат Фома?

В горнице.

А что делаешь?

Помогаю Петру.

Петр что делает?

Да на печи лежит.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Федул, ты пирог съел?

Нет, не я.

А еще хочешь

Хочу!

Ведущий 1.

Ехали на кобылице

Одноногой и хромой,

Три веселых небылицы,

Каждая к себе домой

Стало страшно небылицам,

Стало вовсе не смешно,

Развернули кобылицу,

Закричали, «Тпру-у-у и но-о-о»

Ведущий 2.

Ребята, а вы знаете, что такое небылицы? ( Дети отвечают )

Небылицы - это нелепицы, это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Ведущий 1.

Из-за леса, из-за гор,
Едет дедушка Егор,

На булановой телеге,

На скрипучей лошади.

Сапоги на нем с карманом,

А жилетка с каблуком.

Подпоясался дубиной,

Опирался кушаком.
Ведущий 2.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.

Ведущий 1.

Есть у нас урок фольклора:

Игры, шутки, тары-бары,

Песни, игры и забавы.

Все пришло из старины,

Из далекой глубины.

Ведущий 2.

А сейчас мы проведем конкурс на лучшее знание пословиц.

Я начинаю пословицу, а вы завершайте.

1. Семеро одного …… (не ждут)

2. Без труда….(не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Делу время…(а потехе час)

4. С миру по нитке… (голому рубашка)

5. Дареному коню….. (в зубы не смотрят)

6. Волков бояться …. (в лес не ходить)

7. Ученье свет …..(а неученье - тьма)

8. Разбитую чашку….(не склеишь)

9. Поспешишь….(людей насмешишь)

10. Кто везет, того и….(погоняют)

Ведущий 1.

Разрешите нам начать,

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Ведущий 2.

А сейчас мы проведем конкурс на лучшее проговаривание скороговорок.

Приглашаются 3 девочки на каждую скороговорку

1. От топота копыт, пыль по полю летит.

2. Добры бобры, идут в боры.

3. У перепела и перепелки пять перепелят.

4. Вставай Архип, петух охрип.

Ведущий 1.

А сейчас все дружно встанем,

И немного поиграем,

А игра то непростая, озорная, заводная.

Русская народная игра «Слепые ворота»

Подвижная игра в помещении «Слепые ворота». Перед началом игры выбирают пару водящих. Они встают лицом друг к другу, берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Если игроков много, то «ворот» можно поставить сразу несколько. Водящим завязывают глаза. Все остальные игроки стараются как можно тише и незаметнее проскользнуть в «ворота». Если водящие заподозрят, что в «ворота» кто-то пробегает, то они опускают руки, стараясь поймать игрока. Пойманный игрок меняется ролью с одним из водящих и игра продолжатся.

Ведущий 2.

Но прежде, чем начать игру, я вам считалку проведу.

Шла коза по мостику...

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит - это он,
Выходи из круга вон!

Черепаха хвост поджала...
(русская народная считалочка)

Черепаха хвост поджала,
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди.
Кто не верит - выходи

Ведущий 1.

Много сказок есть на свете,

Знают их почти все дети,

Если сказки вы читаете,

Мои вопросы разгадаете.

Ведущий 2.

Ребята, вы, наверное, любите сказки? Слушайте загадку до конца, а потом отвечайте.

1. Прибежище мышки-норушки,
Зеленой лягушки-квакушки,
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название? (Теремок)

Ведущий 1.
2. Сидит в корзине девочка,
У Мишки за спиной,
Он сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь
Названье этой сказки... (Маша и Медведь)

Ведущий 2.
3. Кто за кого-то ухватился крепко.
Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!
Но еще помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Может это...(Репка)

Ведущий 1.
4. Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула,

Три подушки,

Три кровати и три кружки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Ведущий 2.

5. Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не бросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конек, Удивительный конек,

По прозванью….. (Горбунок)

Ведущий 1.
6. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну подскажите, как звали ее? (Красная шапочка)
Ведущий 2.

7. Носик – круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек - копытца.

Трое их, и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Ниф-Ниф, Наф-Наф,Нуф-Нуф)

Ведущий 1.

Всех невеж, лентяев, жадин.

Чтобы в миг их проучить

На Руси не забывали их немножко пожурить.

Ведущий 2.

Дразнилки были сложены почти на все русские имена. Часто они высмеивают жадность, трусость, хвастовство, грубость или невежество. Ребята не только поддразнивали друг друга, но и воспитывали, тем самым, указывая на недостатки.

Обманули простака-

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зеленую лягушку.

Ведущий 1.

Миронушка - Мирон

Полна пазуха ворон.

Выглянул в окошко-

Голова с лукошко,

Нос крючком,

Волоса клочком!

Ведущий 2.

Фома чудак,

Полез на чердак,

Шлепнулся пузом,

Стал карапузом!

Ведущий 1.

Жадина- говядина,

Кислая капуста,

Съел мышонка без хвоста

И сказал: «Как вкусно»!

Ведущий 2.

Любил русский народ стихи складывать

Про природу, про птиц, про край родной.

(Стих про Журавля прочитает Дарья П).

Дарья П.

Жура- жура- журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Ведущий 1.

Славилась Россия чудо - мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили

Просмотр видеофильма о русских ремеслах.

А сейчас девочки прочитают стихи о русских умельцах.

(Дети читают стихи)

Алина Т.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Кристина М.

В Твери делают игрушки

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

Валерия Ф

Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ведущий 2.

Подошел к концу наш праздник, и закончим мы его стихами о нашей Родине - России.

(Дети читают стихи)

Диана Г.

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Мария Ж.
Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Вера К.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)

Звучит песня «Кострома»

Ведущий 1:

Мы славно гуляли на празднике нашем,

Нигде не найдете вы праздника краше!

Ведущий 2:

Желаем, друзья, вам в жизни успеха,

В учебе и дружбе. В семье и труде…

Вместе:

Желаем вам счастья во всем и везде!!!

    (Исполнение гимна семьи) Дорогие друзья, здравствуйте! Сегодня мы поговорим о семье и о семейных праздниках в древние времена. Прозвучал гимн семьи.

Давайте вспомним, кто такие, Пётр и Феврония.

Князь Петр и княгиня Феврония

Петр и Феврония, благоверные святые князья, память которых совершается 8 июля, стали именем праздника любви и верности. Он установлен в 2008 году по инициативе Светланы Медведевой. Она же предложила сделать символом праздника ромашку. Однако это светская сторона праздника, которая постепенно обрастает всеми атрибутами официоза.

В древности,князья на Руси. стали почитаться в народе первыми, но особенно это стало очевидным в монгольские времена – XII-XIII век. Однако к концу XV века эта тенденция прервалась. Князей, и вообще мирян, перестали причислять к лику святых, канонизировать стали священнослужителей и монахов.

Александр Простев. Святые благоверные князья Петр и Феврония

О Петре и Февронии известно то, что они княжили в Муроме в течение четверти века – с 1203 по 1228 год. Их житие не рассказывает ни о детстве супругов, ни о том, кто их родители. Упоминается только, что Петр – второй сын князя Юрия Владимировича Муромского и что он вступил на престол в 1203 году.

А.Простев. Святой князь Петр

2. Феврония – дочь крестьянина-бортника из Рязанской деревни. Полюбив друг друга, князь Петр и ставшая его женой Феврония оставались верными друг другу до последних дней своей жизни и умерли вместе – восьмого июля. Этот день сегодня стал всероссийским днем любви и супружеской верности.

Художник Ольга "Святая Феврония"

Служба, посвященная святым, прославляет их как чудотворцев, называя Петра блаженным, Февронию премудрой, а вместе – пресветлой дв о ицей, милостью и молитвами Богу угодившими и по смерти своей неразлучно пребывающими в едином гробу.

Петр прославляется как храбрый воин, победивший змея, а Феврония как мудрая, смиренная и хранящая благоверие. «Сирот и вдовиц заступницы, и в бедах необоримые помощницы, и всех притекающих к вам пристанище небурное, и нелестное утешение сущих в грехах, сохраняйте отечество наше», - так молятся благоверным на службе.

В их житии нет аскетических подвигов, Петр и Феврония полны человеческой доброты и смирения. Их благочестие проявляется прежде всего в любви, нищелюбии, заботе о слабых и сиротах – вот главные их добродетели. Они готовы пожертвовать властью ради ближнего своего, что и отразилось в сказочной легенде о святом князе Петре и его жене княжне Февронии.

1. А что же мы можем сказать о семье? До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения(не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие . Люди много трудились и весело отдыхали.

. (Слайд 1 – семья в древности)

2.Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример - это пример родителей.

С древних времён существуют семейные праздники.

К особо любимым праздникам относятся, как в древние времена, так и сейчас: Свадьба, День рождения, Новый год, Пасха.

Сейчас мы расскажем вам как праздновали наши предки, любимые нами праздники.

И так, первый праздник – Свадьба. (слайд 2 древние времена )

Свадебные традиции Древней Руси

1. В Древней Руси существовали свои традиции проведения свадьбы. Некоторые из них повторяли свадебные традиции других народов, но большинство были оригинальными.(слайд красное платье )

До Екатерины Второй, цвет свадебного платья на Руси был красным. Она первая надела белое свадебное платье, положив начало новой традиции.

Продолжались свадьбы, обычно, по три дня, но могли длиться и неделю.

Утром свадебного дня жених должен был послать невесте «женихову шкатулку» с венчальными принадлежностями и другими дарами (сладостями, лентами, украшениями и т.д.).

А мать передавала невесте так называемый «талисман». Талисманом могли быть драгоценности, которые становились семейной реликвией. Они очень ценились и не при каких обстоятельствах не продавались. Невеста в свою очередь передавала их своей дочери в день ее свадьбы.

По поверью, если невеста хотела быть счастливой в замужестве, на свадьбе она должна была много плакать.

2 .Сама свадьба начиналась с . (СЛАЙД) Обычно жених со своими спутниками прибывал за невестой, и вся свадебная процессия отправлялась в церковь.

В повозку молодоженов клались пушные шкуры, чтобы защитить их от нечистой силы.

Часто жених приезжал в церковь первым и ждал свою невесту перед входом. Только, когда невесте сообщали о прибытии на место венчания жениха, она и сама отправлялась к алтарю. Так проверялась серьезность намерений жениха, а девушки, таким образом, страховали себя от получения «клейма отвергнутой невесты».

Весной и осенью от свадебного поезда до церкви выстилали дорожку из цветов. А на купеческих свадьбах дорожка была ковровой и тянулась она прямо до аналоя.

1. После венчания новобрачные спешили к столу. Впрочем, не всегда это был общий стол. Часто молодожены обедали каждый у своих родителей. И лишь получив благословление родителей, жених отправлялся за невестой.

Вот как раз тут приходило время потребовать у жениха ( Слайд)

Немного помучив жениха и слегка опустошив его карманы, вся свадебная процессия отправлялась на общее празднование.

Проводилось общее торжество у родителей жениха. Молодожены на свадебном банкете ничего не должны были пить и не могли много есть. Первую брачную ночь было принято проводить вне дома. Такая традиция установилась из-за порчи, которую по поверью насылала нечистая сила на дом, где играли свадьбу. Вот, чтобы ее обмануть, молодые и уходили в сени, а то и на сеновал.

2. На второй свадебный день все переезжали к родителям невесты, и праздник с новой силой разгорался там.

На третий день свадьбы молодожены сами принимали гостей. Молодая жена угощала гостей и одаривала каждого рушником собственной работы. Так она демонстрировала свое мастерство хозяйки (ВИДЕО)

1.(слайд) День рождения – любимый праздник большинства людей. И это не случайно, ведь именно в день своего рождения человек празднует само чудо жизни, радость своего земного существования.

Именинник является центром общего внимания, получает подарки и принимает поздравления. День рождения - особенный день в жизни каждого человека, в независимости от его национальности. Но каждый народ имеет свои взгляды на это торжество и традиции его празднования.

В нашей стране День рождения является очень почитаемым праздником, и отмечать его принято в кругу родных и друзей за большим праздничным столом.

2. Празднование Дня рождения – это традиция, зародившаяся в далеком прошлом, еще во времена языческих верований. В древности люди считали, что в день своего рождения человек становится особенно беззащитным перед злыми духами, которые пытаются причинить ему вред и даже могут украсть его душу. Для того чтобы обезопасить именинника рядом с ним собирались все его родственники и друзья, создавая вокруг него положительную энергию и защищая от негативных сил добрыми пожеланиями и подарками.

1 .В древнем мире, как и в раннем средневековье, празднованию Дня рождения, не придавалось большого значения.

Большая часть людей не пользовались календарями и не отмечали свой день рождения. Да и сама жизнь отдельного человека ценилась не настолько высоко, чтобы устраивать в его честь праздник.

2 .А с распространением христианства эта традиция и вовсе канула в лету. Христианство относилось к земной жизни человека как явлению греховного порядка, поэтому рождение человека не считали нужным отмечать. Пренебрежение к этому празднику усиливалось еще и негативным отношением к языческим традициям .(слайд)

1. Только к XII в. в церквях стали записывать дни рождения и крещения прихожан. Люди получили право отмечать дни рождения. Поначалу этой привилегией пользовалась только знать.

Постепенно традиция стала распространяться и на простых людей, включая женщин и детей..

(Слайд) В России День рождения не отмечали вплоть до 19 столетия. Большее внимание уделялось празднованию Именин. Но и Именины начали справлять только в 17в. Именины праздновались с подлинным размахом.

Гостей угощали пирогами, калачами и караваем. В честь именинника пели песни . (ПЕСНЯ )

2. В 19 в. дворяне и купцы стали отмечать и День своего рождения. Но только в 20 в. этот праздник стал традиционным семейным торжеством и приобрел большое значение.

(Слайд) В Российском государстве имеет довольно сложную и запутанную историю. Сегодняшнее празднество является результатом синтеза разных языческих праздников и путанице в календаре. В России отмечать в таком виде Новый Год начали с 1699-го по приказу Петра Великого, который постановил, что надо по-европейски отмечать 1 января. Так Петр велел: «учинить украшения от ветвей и древ еловых и сосновых, потешаться огнем с разжиганием костров новогодних, учинять гуляния и стрельбу. Также царским указом приказывалось всем друг друга с праздником поздравлять.

Васильев вечер

2 .Во времена Петра официальный Новый Год имел также и аналог народный, который назывался Васильев вечер и отмечавшийся тоже, как и у нас сейчас на 1 января. Этот праздник был церковным, отдавая дань памяти Василия Великого.

(слайд) Отмечался праздник пиром. На столе главным блюдом считался поросенок жареный, который являлся символом плодородия, плодовитости и обилия домашнего скота в будущем году. На столе в этот вечер ставили все самое лучшее: пышные пироги, колбасу, сытные блины и кутью. Все обильно запивалось медовухой, водкой и пивом. Также в эту ночь надевали все самое нарядное. В Васильев вечер старались не давать в долг денег для того чтобы не было в них в течение года недостатка, а вот получать деньги было хорошо – это сулило богатый год.

1.Новый Год в сентябре

В христианской Руси до указа Петра отмечали праздник 1 сентября. Народ тогда верил, что Бог именно в сентябре сотворил мир. Даже с приказом царя люди все равно еще долго встречали праздник сначала в сентябре, а потом уже по привычному для нас 31 декабря. Стоит сказать, что осеннее празднование Нового Года Древняя Русь позаимствовала у Византии, в которой христианство пришло в 988 году.

Сентябрьский Новый Год встречался на Руси торжественно. Все самые богатые стремились в Москву, где знать устраивала пышные торжества. Вечером все семьи одной семьи собирались у главы в доме, где все угощались медовухой. В 12 ночи вестовой стрелял из пушки, а в храмах и церквях били колокола в знак наступившего нового года. В принципе празднование в христианской Руси практически ничем не отличается от нашего Нового Года.

2 .Языческий Новый Год славян

Намного иначе выглядит у древних славян празднование языческих новогодних торжеств. Хотя следы празднества и остались в наших торжествах, но полностью их восстановить проблематично. В языческой Руси по-новогоднему выглядели несколько празднеств. Также разные традиции были у славянских племен, которых было очень много.

Восточные славяне в древности Новый Год отмечали весной. У них в марте начинался год. Это был период, когда просыпалась природа, и начинался новый жизненный цикл у растений и животных. Именно Масленица считалась тогда славянским Новым Годом.

1.Праздник зимнего солнцеворота – Коляда

Зимние праздники славян соотноситься и с нашим, когда празднуется зимний солнцеворот – Коляда. У древних справляли Коляду с 25 декабря и по 6 января. Сегодня же мы христиане это время празднуем в Новый Год и Рождество. Коляду было принято отмечать 12 дней. И это число было сакральным – 12 использовалось именно в обрядах нового года. Есть даже придание о 12 жрецах руководящих ритуалом. О будущем урожае гадали по 12 снопам, использовали воду, взятую из 12 колодцев. На Коляду священный огонь горел 12 дней.

Особой частью этого празднества были , которые потом стали в наше время святочными праздниками .(Пение колядок)

2. Древние славяне, как и мы, сейчас украшали свои дома ветками сосны и ели. У древних был и свой зимний дух – Трескун, Морозко, Морок, который насылал сильные морозы и реки сковывал льдом. Для того чтобы задобрить этого духа люди выставляли на окно подарки: кисель, кутью и блины.

Даже те малые сведения, которые мы находим в обрядах и легендах показывают, что в Древней Руси праздники Нового Года были гармоничными и логичными, которые отмечали праздник новой жизни.

Как праздновали Пасху на Руси

1.. Пасха является не только самым большим, но и самым древним христианским праздником, установленным еще в апостольские времена. Встреча Пасхи на Руси имеет много традиций. А сама Пасха имеет значение возрождения, обновления . (слайд)

1

Подготовка к Пасхе происходила на протяжении всей Страстной седмицы. Первым делом приводились в порядок и праздничный вид дома и дворы. Готовилась праздничная нарядная одежда. Готовились дрова для отопления жилищ и подготавливались корма скотине, чтобы в праздничную неделю меньше отвлекаться на дела обыденные .

2

В чистый четверг до восход солнца нужно было искупаться, так как вода в этот день считается особой, исцеляющей телесные и душевные недуги, очищающей от всего скверного. Искупавшись и приведя мысли на положительный лад, хозяйки приступали к выпечке пасхальных куличей . (слайд)

2 . Дети красили и расписывали яйца. Мужчины занимались закупкой продуктов для праздничных угощений. (слайд)

В четверг вечером все шли в храм, где начиналась служба страстям Христовым. Зажженную свечу в храме старались донести домой. Ею освещали свое жилище, защищая его от бед, а живущих в нем от болезней. В страстную пятницу ничего делать нел ь зя до окончания службы в храме и выноса плащаницы. Христос страдает на кресте и всяк человек скорбит ! (слайд)

1. Великая суббота- горячая пора для хозяек, идет приготовление праздничного угощения. Все, не зависимо от достатка, старались приготовить «пышный» стол, чтобы угостить всех, кто посетит дом, или простого прохожего, попросившего о милости . (слайд)

В субботу все собирались в храм на ночное Пасхальное Богослужение. На эту службу в церковь приходили из деревень, сел. Все нарядно одеты, все в белом. По окончанию службы празднование охватывало всю Русь - от самой бедной лачуги до дворцовых стен.

7

Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок освя щ еной пасхи . (слайд)

8

Потом шли домой, будили деток, даже самых маленьких, и садились за стол говеть.

9

2 . Всю праздничную неделю зазывали гостей и сами обходили всех родственников, кумовей - «Христосовались», посещали праздничные Богослужения. Звон колокола оповещает о празднике. А на Пасху каждый на время мог стать на время звонарем, церковь этого не запрещала . (слайд)

10

Навещали больных и бедных. Ходить в богадельни и приюты было благородно. А в Пасху – обязательно !

1

Для детей пасхальные забавы: катание и битье яиц, поиск спрятанных яиц. Также дети ходили по домам родственников, где их одаривали яйцами, куличами и сладостями.

Празднование Пасхи продолжалось не один день, и не неделю, а 40 дней – ровно столько, сколько Христос являлся своим ученикам после Воскресения.