МБДОУ «ЦРР-детский сад №99»
Тема: Колобок румяный бок. (художественное творчество детей)
Воспитатель: 1ясельной группы. Шестакова. Е.Ю. Чита
Задачи:
1.Формировать умение соотносить предмет с его словесным обозначением, развивать речеслуховое внимание. Продолжать, учить выполнять действие по словесной инструкции.
2.Развивать у детей мелкую моторику рук.
3.Обучение разнообразным приемам действий с пластичными материалами: разминание, «шлепанье», скатывание.
4.Формировать интерес к работе с тестом. Обучать детей приему скатывания.
5. Развивать активный словарь детей, побуждать к самостоятельным высказываниям.
6. Развивать психические процессы детей: зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
Материал:
Тесто желтого цвета, доски, фартуки, нарукавники, салфетки, поднос, колобок.
Рецепт теста: 1ст. соли, 2 ст. муки, 1ст. воды, подкрашенной гуашью, 2ст. л. растительного масла. Смешать муку с солью и, постепенно добавляя воду и масло в полученную смесь, замесить тесто. Готовое тесто хорошо вымесить.
Используемый прием лепки
Разминание – надавливание руками и пальцами на кусочек теста.
«Шлепанье» - энергитичное похлопывание по тесту напряженной ладонью с прямыми пальцами. Размах движений можно варьировать.
Скатывание (2-й способ) – формирование больших шариков при помощи круговых движений между прямыми ладонями.
Предварительная работа.
1.Чтение и рассматривание иллюстраций русской народной сказки «Колобок».
2. Рисование «Колобок».
3. Упражнения из психогимнастики направленные на формирование выражения эмоций.
Ход. 1. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей, давайте мы с вами все дружно поздороваемся, скажем: « Здравствуйте!»
Ребята, давайте мы с вами немножко поиграем.
Психогимнастика «Здравствуй носик, здравствуй ротик»
Носики. Привет, привет.
Щечки. Привет, привет!
Глазки привет, привет!
Мы в ладошки, хлоп, хлоп
Мы ногами топ, топ!
Веселее, топ, топ, топ!
Молодцы!
2. Игровая мотивация.
Раздается стук в дверь.
Воспитатель: « Ребята, вы слышите, к нам кто то стучится в дверь? Пойду, посмотрю, кто же к нам в гости пришел».
2.1 Сюрпризный момент. (входит бабушка плачет).
Воспитатель: «Здравствуйте бабушка Маша, что у вас произошло, почему вы так горько плачете?»
Бабушка: «Здравствуйте, ребятишки. Попросил меня дед, испечь ему колобка, я его испекла, положила на окно постудить, а он и укатился. Вы его не видели ребята?» (ответы детей) нет, не видели?
Воспитатель: «Ребята, а давайте мы с вами поможем нашей бабушке состряпаем для нее колобка». Поможем, ребята? (ответы детей). Да, поможем.
Бабушка, а скажи нам, пожалуйста, из чего ты пекла колобка?
Бабушка: « Из теста ребятки».
Воспитатель: Я тоже для вас тоже приготовила в волшебном горшочке волшебное тесто, из которого мы с вами будем стряпать колобок.
3. Тактильное восприятие теста.
Воспитатель: « Ребята, какое у нас тесто? (мягкое, пластичное, теплое, цветное и т.д.). Какого цвета? Желтого. Молодцы, ребята!»
«Ребята, перед тем как мы с вами начнем стряпать колобок для бабушки, давайте с вами разогреем наши пальчики.
4. Пальчиковая гимнастика «Жили - были….» (по показу воспитателя)
Жили – были дед и баба
На поляне у реки
И любили, очень, очень
на сметане колобки.
Хоть у бабы мало силы
Тесто баба замесила
Ну, а бабушкина внучка
Колобок катала в ручках.
Молодцы, разогрели наши ручки. Теперь мы с вами подойдем к нашим стульчикам, наденем наши фартучки и нарукавники, и будем стряпать колобок.
5. Лепка «Колобок».
Воспитатель: «Ребята, возьмите в руки кусочек теста, разомните, пошлепайте по нему. Ребята, посмотрите, пожалуйста, как я катаю наш колобок. Положите кусочек теста на ладонь, прикройте второй ладонью и круговыми движениями скатываем колобок».
Бабушка помогает детям стряпать колобков.
Ребята, получился у нас колобок? Да, получился (ответы детей).
Получился очень гладкий,
Не соленый и не сладкий,
А румяный колобок. (показ сказочного колобка)
6. Беседа о колобке
Воспитатель: «Какой у нас получился колобок? (круглый, гладкий, румяный, волшебный и т.д.)
Давайте мы с вами подарим наших колобков бабушке». Бабушка: «Как хорошо мы с вами поиграли, постряпали колобков. Какие вы добрые, дружные! Мне было очень интересно с вами! Я еще к вам в гости приду, сейчас мне пора домой. До свидания, ребята».
Ребята, а в нашем сухом бассейне тоже очень много цветных колобков, давайте мы с вами с ними поиграем.

Светлана Якушева
Мастер-класс для воспитателей «Применение новых образовательных технологий по лепке в изобразительной деятельности»

Цель :

Расширение знаний педагогов ДОО в области применения новых образовательных технологий в изобразительной деятельности (лепке ) с детьми 2-3 лет;

Повышение профессионального мастерства воспитателей .

Задачи :

Сформировать представление педагогов о новых образовательных технологиях в лепке детей раннего возраста;

Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам лепки ;

Повысить уровень мастерства педагогов .

Ход мероприятия.

Ведущий :

Уважаемые коллеги! Темой моего мастер -класса сегодня является применение новых образовательных технологий в изобразительной деятельности (лепке ) детей 2-3 лет.

Изобразительная деятельность – один из немногих видов художественных занятий, где ребенок творит сам.

Лепка для детей – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно открывая перед ним новые возможности .

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчестваразнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы , интересные для детей не повторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы – вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку , обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности .

Нетрадиционные техники в лепке привлекают своей простотой и доступностью, раскрывают возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов, играют важную роль в общем психическом развитии ребенка.

Нестандартные подходы к организации занятия вызывают у детей желание лепить, дети становятся более уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение , мышление, любознательность. Лепка помогает малышам познать окружающий мир.

Развивающие занятия с детками 2-3 лет или развитие пальчиков при помощи лепки – это период по улучшению моторики рук, получение удовольствия от процесса и приобретение ценного опыта. Во время игры ребёнок развивает вкус и воображение , творческие задатки и интеллект, улучшая двигательную координацию и ловкость.

Дети 1–3 лет в силу возрастных особенностей довольно неусидчивы и нетерпеливы. Им трудно подолгу удерживать внимание. Использование техник нетрадиционной лепки подходит для занятий с детьми раннего возраста. Пять минут – и работа готова! А это как раз то, что нужно малышам : завораживающий процесс и яркий результат. Лепка нетрадиционными техниками позволяет учитывать индивидуальные особенности развития детей, и помогают каждому ребенку найти себе деятельность по душе .

Во второй группе раннего возраста я работаю второй год и в своей деятельности уже использовала такие нетрадиционные техники как : лепка на шаблоне , из соленого теста, пластилиновая мозайка, лепка из специально приготовленной смеси, лепка с помощью медицинского шприца и т. д.

Сегодня мне бы хотелось предложить вашему вниманию несколько наиболее интересных техник из моего опыта , которые как нельзя лучше подходят для занятий с детьми 2-3 лет.

Уважаемые коллеги! Я приглашаю принять участие в моем мастер-классе .

И первая техника , которую мне хотелось бы вам представить :

1. «Лепка из соленого теста »

С самыми маленькими детьми очень хорошо начинать лепку из соленого теста . Работа с ним доставляет удовольствие и радость. Соленое тесто обладает удивительными свойствами : мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью. Это очень приятный на ощупь, теплый, нежный, абсолютно безопасный для маленького ребенка материал, имеющий массу достоинств, а именно : приготовить его можно в любое время, тесто легко отмывается с рук, замечательно лепится, расписывать можно любыми красками, а готовыми изделиями ребенок может играть. Занятия по лепке из соленого теста способствуют развитию воображения , трудолюбия, аккуратности и творческих способностей малыша, формированию эстетических чувств и навыков лепки . А рецепт соленого теста знает каждый воспитатель , на этом я останавливаться не стану!

Оборудование : доска для лепки , соленое тесто, фантики (фольга, оберточная бумага, влажные салфетки, одноразовая тарелочка.

Из соленого теста можно вылепить множество различных предметов. Сегодня мы с вами будем лепить из теста конфеты для гостей.

Возьмите кусочек соленого теста и скатайте шарик, затем надавите указательным пальцем на шарик, придавая тем самым удобную форму и заверните в фантик. А теперь положите на тарелочку. Быстро и без проблем угощение для гостей готово! При выполнении такого задания можно провести дополнительно беседу с малышами на тему : кого ты хочешь угостить? Почему? Кто к вам приходит в гости? И пр. тем самым мы активизируем и обогащаем словарный запас детей, развиваем связную речь.

2. «Работа с шаблоном»

Оборудование : вырезанный из желтого картона шаблон подсолнуха без семечек, пластилин черного или серого цвета, дощечка для моделирования; влажные салфетки.

Я вам предлагаю шаблон подсолнуха. Игровая ситуация : в огороде у бабы Любы выросло много подсолнухов. Но все семечки съели птички. Давайте вернем пропавшие семечки на место.

Отрываем маленькие кусочки, скатываем их между ладонями и, надавливая на шарики, прикрепляем по всей сердцевине подсолнуха.

3. «Пластилиновая мозаика» – заполнение изображения мелкими пластилиновыми шариками . Технология изготовления пластилиновой мозаики крайне проста – из пластилина вылепляются мелкие шарики, которые укладываются на лист картона вплотную друг к другу. Такая работа требует усидчивости и аккуратности, хорошо развивает мелкую моторику.

Оборудование : картон с контурным изображением рыбки , пластилин желтого цвета, доска для лепки , влажные салфетки.

Возьмите лист картона и изображением рыбки . Теперь возьмите по одному куску пластилина желтого цвета. Затем от куска пластилина отщипывайте маленькие кусочки и прикрепляйте их на изображение вплотную друг к другу.

4. «Шнурки» из пластилина.

Оборудование : листа синего картона; мягкий пластилин желтого цвета; медицинский шприц (20 мл.) ; влажные салфетки.

Возьмите пластилин и медицинский шприц. Пластилин накладываем в шприц и выдавливаем, получаются равномерные по толщине жгутики, похожие на шнурки. Из полученных «шнурков» можно выкладывать различные узоры, рисунки. Сегодня мы с вами будем выкладывать солнышко. Для этого первый «шнурок» мы соединяем в колечко и кладем в центр картона. Затем выкладываем лучики.

5. Пластилинография. Занятия пластилинографией сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельное творчество научат детей создавать своими руками интересные тематические картинки, которые они смогут поставить на стол, повесить на стену, преподнести своим близким и друзьям. Работу в технике пластилинографии необходимо начинать в конце учебного года, когда дети уже немного подросли, используя самые простые приемы (придавливание) . Пример , картина с бабочкой на стекле (фоторамка) .

Эту технику выполняем на пластиковых крышках одноразовых контейнеров для пищи, в обратном порядке .

Оборудование : пластиковые крышки; контурные картинки бабочек; небольшие кусочки мягкого пластилина разного цвета и черного цвета на каждого (синий, желтый, красный, зеленый) ; салфетки влажные.

Работа проводится следующим образом :

Подготавливаются шаблоны для работы, картинки небольших размеров в соответствии с размером крышки, они прикрепляются к крышке маленькими кусочками пластилина, чтобы не сдвигалась картинка.

Возьмите крышку с прикрепленной картинкой и кусочек черного пластилина, отщипываем от него маленький кусочек и прикрепляем на крышку, на туловище бабочки, затем размазываем, не выходя за контуры. Когда туловище готово, берем пластилин понравившегося цвета (желтый, красный, синий, зеленый) и тем же способом лепим крылышки. После окончания работы, снимаем картинку.

6. Лепка из специально приготовленной массы. Крахмал и пена для бритья.

Для приготовления массы для лепки нам понадобятся крахмал, пена для бритья, ловкие руки и 5 минут времени. Высыпаем пачку крахмала в тару. Затем порциями добавляем пену для бритья и все хорошо перемешиваем руками. На 400 грамм крахмала необходимо примерно 100-200 грамм пены . Добавляем пену, пока не начнут получаться комочки. Для цвета пищевой краситель или гуашь. Замес можно доверить вашим карапузам. Я уверена, что им очень понравится процесс замешивания.

По составу такая масса напоминает мокрый песок, который как раз и заменит вашим деткам песочницу. Из нее отлично получаются куличики, фигурки, тортики, башенки … Так же можно поиграть и в развивающие игры. Главное, проявить фантазию.

Оборудование : кукла Катя; готовая масса для лепки ; формочки для песочницы; стеки; влажные салфетки; игрушечные тарелочки.

Игровая ситуация : день рожденье куклы Кати.

Сегодня мы с вами поможем кукле Кате приготовить угощение для гостей. Мы испечем вкусные пирожки. Берем формочку и хорошо утрамбовываем массу в нее, затем переворачиваем форму на тарелочку, вот у нас и получился пирожок.

ИТОГ. Я хочу подвести итог нашей встречи словами Жан-Жака Руссо : «Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской , его руки работают на пользу его ума».

В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам . Надеюсь, что все волшебное, теплое и полезное вы унесете сегодня с собой и обязательно поделитесь с вашими воспитанниками .

Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!

Если вам понравился мой мастер-класс , и вы будете использовать эти технологии в своей работе , то возьмите на подносе веселого смайлика, а если нет, то грустного.

Вашему вниманию я предлагаю разработанные конспекты занятий по лепке для детей дошкольного возраста 2-3 лет.

Цель таких занятия : познакомить с пластилином и его свойствами; научить разным приёмам лепки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспекты занятий

по лепке

в младшей группе

(2-3 лет)

МДОАУ црр – д/с

«Аленький цветочек»

Цель занятия

Материал

Прием лепки : «Разминание»

Ход занятия

Цель занятия

Материал

Прием лепки : «Отщипывание»

Ход занятия :

Занятие 3. Блинчики

Цель занятия

Материал:

Прием лепки : «Сплющивание»

Ход занятия : (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше - два, Паше - два,

Ване - два, Тане - два,

Саше - два, Маше - два,

Хороши оладушки

У нашей доброй бабушки!

Занятие 4. Готовим котлеты

Цель занятия

Материал:

Прием лепки: «Сплющивание»

Ход занятия: (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Пластилиновые картинки.

Занятие 5. Покормим курочку

Цель занятия

Материал

Прием лепки : «Надавливание»

Ход занятия:

Начните занятие с игры.

Цель занятия

Материал

Прием лепки : «Надавливание»

Ход занятия

Цель:

Материал:

Прием лепки: Надавливание.

Ход занятия:

Занятие 8. «Мухомор»

Цель:

Материал:

Приемы лепки

Ход занятия:

Начните занятие с загадки.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый,

Как Петрушка,

Ядовитый...

Шляпка красная, в горошек,

На высокой белой ножке -

Это, дети, МУХОМОР.

Ну и задали задачу!

Перед нами точно - МАЛЬЧИК.

Совершенно не пойму -

Юбочка, зачем ему?

Занятие 9. « Яблоня»

Цель

Материал

Приемы лепки

Ход занятия:

Посмотри, это яблоня.

А какого цвета они бывают?

Занятие 10. «Божья коровка»

Цель:

Материал:

Приемы лепки

Ход занятия:

Начните занятие с загадки.

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

***

Божья коровка

Сидит на листочке.

У нее на спинке

Черненькие точки.

Занятие 11. «Салют»

Цель занятия

Материалы

Приемы лепки

Ход занятия:

Все празднику рады

и песни поют,

а в небе вечернем

сверкает салют.

Занятие 12. «Дождик»

Цель:

Материал

Приемы лепки : Размазывание.

Ход занятия

Начните занятие с загадки.

Послушай стишок.

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

Занятие 13. «Снег идет»

Цель занятия :

Материалы:

Прием лепки: Надавливание.

Ход занятия:

Начните занятие с беседы.

Занятие 14. «Солнышко»

Цель занятия:

Материалы:

Прием лепки : Размазывание.

Ход занятия:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко;

Любят тебя детки,

Детки-малолетки.

Занятие 15. «Ежик»

Цель занятия:

Материалы:

Приемы лепки:

Ход занятия:

Вышел ежик погулять

по лесной тропинке.

Очень острые иголки

у ежа на спинке.

Занятие 16. «Ягодная поляна»

Цель занятия

Материалы

Приемы лепки:

Ход занятия:

Занятие 17. « Цветы»

Цель занятия

Материалы

Приемы лепки

Ход занятия

Занятие 18. «Наряжаем елку»

Цель занятия:

Материалы:

Приемы лепки:

Ход занятия:

Прочитайте стишок про елочку :

Ну и елка, просто диво,

Как нарядна, как красива.

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие блестят

И качаются игрушки -

Флаги, звездочки, хлопушки.

Вот огни зажглись на ней,

Сколько крошечных огней!

И, верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Цель занятия:

Материалы

Приемы лепки:

Ход занятия:

Предварительный просмотр:

Конспекты занятий

по лепке

в младшей группе

(2-3 лет)

Воспитатель: Баран Юлия Яновна

МДОАУ црр – д/с

«Аленький цветочек»

Занятие 1. Знакомство с пластилином

Цель занятия : Познакомить с пластилином и его свойствами; научить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал : Кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов. Стека, или детский ножичек.

Прием лепки : «Разминание»

Ход занятия : (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Покажите ребенку пластилин. Повторите с ребенком названия цветов.

Посмотри, это пластилин. Он бывает разных цветов. Он мягкий, из него можно лепить красивые и интересные поделки.

Покажите ребенку, как надо разрезать пластилин. Разрежьте несколько брусочков пластилина на кусочки средней величины.

Посмотри, как много кусочков пластилина у нас получилось. Возьми, какой тебе нравится.

Покажите, как можно разминать пластилин пальцами, сдавливать его в разных направлениях, изменяя его форму.

Дайте ребенку возможность поиграть с пластилином, не ограничивая во времени. Это очень полезно для развития движений и мелкой моторики пальцев рук.

С этого упражнения рекомендуется начинать занятия лепкой. Затем скажите, что на следующих занятиях дети будут делать из пластилина интересные поделки, и уберите пластилин в недоступное для них место кусочки пластилина разного цвета. (Предложите каждому выбрать по 2-3 кусочка разных цветов, в дальнейшем количество цветов можно увеличить) и основу для картинки (она может быть меньше, чем основа для коллективной работы, например, формата А5). Можно создавать не только «россыпь цветов», но и сюжетные картинки - траву, солнце, цветы и т. п.

Занятие 2. Пластилиновая мозаика

Цель занятия : Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска и прилеплять к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал : Мягкий пластилин разных цветов, дощечка или лист плотного картона формата (можно покрыть тонким слоем пластилина одного цвета), игра-мозаика.

Прием лепки : «Отщипывание»

Ход занятия : (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Начните занятие с игры. Покажите малышу игру-мозаику, обратите внимание на то, какие яркие картинки и узоры можно сделать при помощи разноцветных

деталей. Затем дайте пластилин и объясните, как можно сделать мозаику из этого материала.

Положите на середину стола основу для мозаики - лист картона формата (его можно покрыть тонким слоем пластилина).

Давай с тобой сделаем красивую картинку из пластилина.

Предложите ребенку выбрать кусок пластилина любого цвета. Затем покажите, как от куска пластилина отщипывать маленькие кусочки и прикреплять их к основе. Предложите малышу сделать из пластилина разноцветную мозаику. Следите, чтобы ребенок не спешил. Делайте мозаику вместе с ним. Предложите поменяться кусочками пластилина. По окончании работы получится картина. Придумайте вместе с ребенком название для нее.

Занятие 3. Блинчики

Цель занятия : Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Мягкий пластилин желтого цвета, пластмассовые тарелки, куклы.

Прием лепки : «Сплющивание»

Ход занятия : (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Перед началом занятия подготовьте из желтого пластилина шарики диаметром 2-2,5 см.

Покажите малышу, как из шарика можно сделать блинчик. Для этого возьмите в руки пластилиновый шарик и начинайте сплющивать его между пальцами, постепенно поворачивая по кругу. Вместе с ребенком рассмотрите готовый блинчик. Обратите внимание малыша на то, что блинчик равномерно плоский и круглый.

Дайте ребенку пластилиновые шарики и скажите, что сейчас вы будете делать блинчики для кукол. Предложите малышу сделать блинчики самому, при необходимости покажите еще раз, как нужно сплющивать шарик, или, взяв руки ребенка, действуйте его руками.

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки,

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Даше - два, Паше - два,

Ване - два, Тане - два,

Саше - два, Маше - два,

Хороши оладушки

У нашей доброй бабушки!

Готовые поделки обыграйте: разложите блинчики на тарелки, угостите кукол.

Занятие 4. Готовим котлеты

Цель занятия : Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи придавливания ладонями к плоской поверхности; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Мягкий пластилин коричневого цвета, подкладные доски, пластмассовые тарелки, куклы.

Прием лепки: «Сплющивание»

Ход занятия: (занятие лучше проводить за детским столиком, а на ребенка одеть фартучек).

Перед началом занятия подготовьте из коричневого пластилина шарики диаметром 3 см.

Покажите малышу, как из шарика можно сделать «котлету»: положите пластилиновый шарик на доску, накройте прямыми напряженными ладонями (одной или обеими) и надавите.

Вместе с ребенком рассмотрите готовую «котлету». Дайте ребенку пластилиновые шарики и объясните, что вы будете делать вкусные «котлеты» для кукол. Предложите малышу сделать их самостоятельно.

При необходимости покажите еще раз, как нужно сплющивать шарики, или, взяв руки ребенка, действуйте его руками.

Готовые поделки обыграйте: разложите «котлеты» на тарелки и угостите кукол.

Пластилиновые картинки.

Занятие 5. Покормим курочку

Цель занятия : Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; научить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал : Листы картона зеленого цвета (формат А4 или А5); желтый или коричневый пластилин, скатанный в маленькие шарики диаметром около 5 мм, примерно 10-20 шариков; игрушка - пластмассовая или резиновая курочка.

Прием лепки : «Надавливание»

Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.

Обучение приемам надавливания (а в дальнейшем и размазывания) на пластилин начинается с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и левая рука ребенка. Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущей руки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобно ребенку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем.

Ход занятия: (занятие проводиться за детским столиком, а на ребенка можно одеть фартучек).

Начните занятие с игры.

Посмотри - это поляна, на ней растет зеленая травка. Пришла курочка на поляну и говорит: «Ко-ко-ко! Хочу кушать!» Что ест курочка? Правильно, зернышки. Ищет, ищет курочка зернышки на поляне - нет зернышек. Давай покормим курочку, дадим ей вкусных зернышек.

Положите на зеленую «поляну» пластилиновый шарик и предложите малышу нажать на него пальчиком. Если ребенок затрудняется выполнить это действие, помогите ему, взяв его руку в свою и действуя его рукой.

Вот зернышко и вот зернышко. Поклевала курочка зернышки и говорит: «Ко-ко-ко! Спасибо! Очень вкусные зернышки!»

Предложите малышу подготовленные шарики - пусть он сам берет и кладет их в нужное место, надавливает пальчиком.

Курочка говорит: «Ко-ко-ко! Хочу еще зернышек». Давай дадим курочке много зернышек!

После выполнения задания обыграйте результат: игрушечная курочка придет на поляну, поклюет на ней зерно, похвалит ребенка.

Занятие 6. Конфеты на тарелке

Цель занятия : Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал : Листы картона белого цвета (не глянцевого); пластилин красного, оранжевого и желтого цветов, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7-8 мм (10-15 шариков); 2-3 резиновые игрушки.

Прием лепки : «Надавливание»

Ход занятия : (занятие проводиться за детским столиком, а на ребенка можно одеть фартучек).

Перед началом занятия подготовьте основу для пластилиновой картинки. Нарисуйте на листе белого картона круг диаметром около 15 см. Можно предложить заготовку в таком виде, но лучше вырезать круг по контуру.

Начните занятие с игры. Покажите ребенку лист с нарисованным кругом или вырезанный круг.

Догадайся, что это такое. Это тарелка. Какая у тарелки форма? (Обводящий жест рукой.) Правильно, круглая. А какого она цвета? Белого. На тарелке есть что-нибудь? Нет. А к нам сегодня придут гости. Давайте положим на тарелку конфеты.

Положите на «тарелку» пластилиновый шарик и предложите ребенку нажать на него пальчиком. Если ребенок затрудняется, помогите ему: взяв его руку в свою, действуйте его рукой. Шарики большого диаметра можно придавливать большим пальцем.

Смотри, вот конфета желтого цвета - лимонная, а вот конфета оранжевого цвета - апельсиновая, а эта конфета красная - малиновая. Давай сделаем много конфет.

Дайте малышу подготовленные шарики - пусть он сам берет их, кладет в нужное место и надавливает пальчиком.

Какие красивые конфеты получились! Наверно, вкусные! А вот и гости идут. Тук, тук, тук! Кто там? Это я, собачка! Ав, ав! Здравствуй, собачка! Заходи к нам в гости! Угощайся, собачка, конфетами. Ам! Какая вкусная конфетка!

Занятие 7.«Витамины в баночке»

Цель: Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами; учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Лист картона белого цвета; пластилин ярких цветов, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7-8 мм (10-15).

Прием лепки: Надавливание.

Ход занятия:

Перед началом занятия подготовьте основу для пластилиновой картинки. Нарисуйте на листе белого картона контур банки высотой примерно 8-12см. Можно предложить заготовку в таком виде, но лучше вырезать по контуру.

Дайте малышам «банку», вырезанную из картона.

Смотрите, это банка. В ней хранятся разноцветные витамины. Давайте сделаем витамины и положим в банку!

Положите «в банку» пластилиновый шарик и предложите малышу нажать на него пальчиком. Если дети затрудняются, помогите им: взяв руку ребёнка в свою, действуйте его рукой. Шарики большого диаметра можно придавливать большим пальцем.

Затем предложите малышам подготовленные шарики – пусть они сами берут их, кладут в нужное место и надавливают пальчиком.

Вот какие замечательные получились у вас витамины! Их дают детям, чтобы они были здоровы.

Занятие 8. «Мухомор»

Цель: Научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Листы картона белого цвета (с заранее подготовленным рисунком) или аппликацией; пластилин белого цвета; игрушка или рисунок с изображением мухомора.

Приемы лепки : «Ощипывание», «скатывание» - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки, «надавливание».

Ход занятия:

Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки – изображение на картоне гриба-мухомора. Для этого вырежьте из бумаги красного цвета шляпку и наклейте ее на лист, а ножку нарисуйте.

Начните занятие с загадки.

Послушай загадку. Попробуй догадаться, о чем она.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый,

Как Петрушка,

Ядовитый...

Правильно, это гриб мухомор!

Покажите детям игрушечный мухомор или картинку с его изображением.

Давай внимательно рассмотрим мухомор. Вот у него ножка. А это шляпка. А что у мухомора на шляпке? Белые крапинки.

Дайте детям заготовку с изображением мухомора и белый пластилин.

Посмотрите, у вас на картинке тоже мухомор. Только чего-то у него не хватает. Как вы думаете чего? Правильно, белых крапинок на шляпке. Давайте приделаем на шляпку мухомора белые крапинки, чтобы все узнали его, не стали срывать и есть ядовитый гриб.

Предложите малышам сделать крапинки: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики.

Пока дети делают крапинки можно почитать стихи:

Красная шляпка, белые горошки -

С виду красавец, что ни говори,

Только его мы не берем в лукошко,

Он опасный очень-очень, этот самый гриб.

Шляпка красная, в горошек,

Крепкий, стройный, взгляд в упор,

На высокой белой ножке -

Это, дети, МУХОМОР.

Ну и задали задачу!

"Гриб"- мужского рода, значит,

Перед нами точно - МАЛЬЧИК.

Совершенно не пойму -

Юбочка, зачем ему?

Если уровень развития у детей мелкой моторики и навыки работы с пластилином позволяют, то можно вместе с ними изготовить шляпку гриба из пластилина. Для этого пластилин красного цвета размазывается на картонной основе, на которой предварительно изображается контур гриба.

Занятие 9. « Яблоня»

Цель : Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7-10 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал : Лист картона белого цвета с заготовкой (рисунок или аппликация); пластилин красного, желтого, зеленого цвета в брусках, а также пластилин, скатанный в шарики

Приемы лепки : Отщипывание, скатывание, надавливание

Ход занятия:

Перед началом занятия необходимо подготовить основу для создания пластилиновой картинки - изображение дерева (ствол и зеленая крона) на картоне. Для этого сделайте аппликацию из цветной бумаги – зеленая крона и коричневый ствол либо нарисуйте контур дерева цветными фломастерами.

Покажите ребёнку заготовку с изображением дерева.

Посмотри, это яблоня.

Но на яблоне чего-то не хватает, как ты думаешь чего?

Ну, конечно! Не хватает яблок.

Какие бывают яблоки? Правильно большие и маленькие.

А какого цвета они бывают?

Давай подумаем, какой формы бывают яблоки?

Дайте ребёнку заготовку с изображением дерева и пластилин.

Какого цвета будут яблоки на нашей яблоне? Красные, желтые, зеленые. Выбери цвет яблок, которые будут расти на дереве, и возьми пластилин такого же цвета.

Предложите малышу сделать яблоки: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Помогите ребёнку начать выполнять задание, проследите за выполнением. Предложите ребёнку самостоятельно изготовить 2-4 шарика, остальные подготовьте заранее. Затем попросите прикрепить шарики к кроне дерева, используя метод надавливания.

Занятие 10. «Божья коровка»

Цель: Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга, соблюдать симметричность рисунка; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал: Лист картона белого цвета с заготовками (рисунок или аппликация); пластилин черного цвета; игрушка – божья коровка или ее изображение.

Приемы лепки : Отщипывания, скатывание, надавливание.

Ход занятия:

Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки - изображение на картоне божьей коровки.

Начните занятие с загадки.

Посмотри, кто это к нам в гости пришел? Узнаете? Это божья коровка. Давайте вспомним стихотворение про божью коровку:

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого.

***

Божья коровка

Сидит на листочке.

У нее на спинке

Черненькие точки.

Покажите детям заготовку с изображением божьей коровки.

Посмотрите, у вас на картинке тоже нарисована божья коровка.

Только чего-то у неё не хватает.

Вы догадались? Правильно, черных пятнышек на спинке. Давай сделаем пятнышки!

Предложите малышам сделать шарики для пятнышек: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Помогите детям начать выполнять задание, проследите за выполнением. Предложите детям самостоятельно изготовить 2-4 шарика, остальные подготовьте заранее. Затем попросите прикрепить шарики к спинке божьей коровки, используя метод надавливания.

Учите при этом соблюдать симметрию относительно средней линии. Если малыши затрудняются, можно нарисовать точки в местах, куда следует прилепить шарики, чтобы было легче ориентироваться.

Какие красивые божьи коровки у вас получились! Молодцы!

Занятие 11. «Салют»

Цель занятия : Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7-10 мм, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы : Листы картона черного цвета формата А4; пластилин ярких цветов в брусках; пластилин, скатанный в шарики диаметром около 7 мм, из расчета 10-15 шариков на каждого ребенка.

Приемы лепки : Отщипывание, скатывание (1-й способ), размазывание.

Ход занятия: Начните занятие с беседы и стихотворения:

Все празднику рады

и песни поют,

а в небе вечернем

сверкает салют.

Ты видел праздничный салют? Расскажи, каким бывает салют (яркий, сверкающий).

Дайте ребенку картон и пластилин в брусках. Предложите сделать пластилиновые шарики: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики.

Попросите взять один шарик и расположить в верхней части листа, затем надавить на шарик указательным пальцем и движением сверху вниз размазать его на картоне. Те же действия следует произвести с остальными шариками.

Какого цвета салют мы изобразим вначале? Выбери шарик красного (желтого, зеленого и т. д.) цвета. Положи его в верхней части листа, нажми пальчиком и размажь - вот так!

Чтобы ребенок ощутил движение, следует взять руку ребенка в свою и действовать его рукой.

Вот одна вспышка салюта - красная. Давай сделаем такую картинку, чтобы в небе было много огоньков разного цвета. Вот какой красивый салют получился у нас в ночном небе!

В простом варианте вспышка салюта состоит из одного огонька (один мазок), в более сложном варианте - из нескольких огоньков, в этом случае вспышка салюта похожа на цветок (несколько мазков).

Занятие 12. «Дождик»

Цель: учить, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материал : Лист картона серого или голубого цвета; синий или голубой пластилин.

Приемы лепки : Размазывание.

Ход занятия : Перед началом занятия подготовьте основу - «тучку на небе». Для этого скатайте из пластилина шар, расплющите его и вытяните в овал. Приложите расплющенный овал к верхней части листа картона и, надавливая сверху ладонью, прилепите его.

Начните занятие с загадки.

Послушай стишок.

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

Смотри, какая туча появилась в небе, закрыла солнышко. Сейчас дождь пойдет!

Предложите малышу нажать пальчиком на нижнюю часть тучи и оттянуть палец вниз, чтобы получилась дождевая струя.

Вот как капает дождик из тучки! Кап-кап! Вот какой дождик.

Предложите ребёнку действовать самостоятельно. Чтобы струи дождя получались длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин.

Если возраст и уровень развития у ребёнка навыка работы с пластилином позволяют, то можно вылепить тучу вместе с ним.

Занятие 13. «Снег идет»

Цель занятия : Продолжать учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы: Листы картона формата А4 черного, серого, синего или фиолетового цвета (в зависимости от того, какое время суток вы выберете для картинки - вечер может быть серым, а ночь черной, фиолетовой); пластилин белого цвета, скатанный в маленькие шарики диаметром около 7 мм (10-20 шариков на каждого ребенка).

Прием лепки: Надавливание.

Ход занятия:

Начните занятие с беседы.

Помните, какой зимой шел снег? Снежинки кружились в воздухе и падали на землю. Скажите, снег холодный или теплый? Холодный. А какого он цвета? Правильно, белый. Давай сделаем снег из пластилина. Наш снег будет идти темной ночью. Вот такая у нас будет черная ночь.

Дайте детям картон, предложите подготовленные вами шарики, попросите положить их в нужное место на картине и надавить на них пальчиком.

Смотри, пошел снег. Сначала одна снежинка. Затем еще одна. Еще и еще... Какая красивая зимняя ночь получилась!

Занятие 14. «Солнышко»

Цель занятия: Продолжать учить, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы: Листы картона синего или голубого цвета формата А5; пластилин желтого цвета.

Прием лепки : Размазывание.

Ход занятия:

Перед началом занятия подготовьте основу - «солнышко в небе». Для этого скатайте из пластилина желтого цвета шарик, затем расплющите его и придавите к картону в центре листа.

Прочитайте стихотворение про солнышко:

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошко;

Любят тебя детки,

Детки-малолетки.

У нас на картинке голубое небо. А в небе светит солнышко. Только светит оно слабо, совсем не греет. Как вы думаете, почему? Потому что у солнышка нет лучей. Давайте ему поможем и сделаем лучи - вот так.

Предложите нажать пальчиком на край пластилинового солнца, надавить посильнее и оттянуть палец вниз или в сторону - так получается солнечный луч.

Вот какой получился луч! Давай сделаем солнышку много лучей! Теперь оно светит ярко!

Предложите малышам действовать самостоятельно. Чтобы солнечные лучи получались длиннее, надо сильнее нажимать на пластилин. Для удобства работы можно поворачивать заготовку (легче всего выполнять действия в направлении сверху вниз или слева направо правой рукой).

Занятие 15. «Ежик»

Цель занятия: Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм; учить, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы: Листы картона светлого цвета формата А4 с изображением контура ежика; пластилин серого или черного цвета в брусках; пластилин, скатанный в шарики диаметром около 7 мм; игрушечный ежик.

Приемы лепки: Отщипывания, скатывание (1-й способ), размазывание.

Ход занятия:

Перед началом занятия необходимо подготовить основу для создания пластилиновой картинки - изображение контура ежика без иголок: тело, ножки, хвостик. Начните занятие с игры; покажите детям игрушечного ежика.

Кто это бежит по дорожке? Это ежик! Посмотри, что растет у ежика на спине? Иголки!

Вышел ежик погулять

по лесной тропинке.

Очень острые иголки

у ежа на спинке.

Вот картинки с изображением ежика. Ой! Какой-то он странный! Кажется, у ежика чего-то не хватает. Правильно, иголок нет! Давайте, скорее, сделаем ежику иголки! Вот так!

Предложите детям изготовить пластилиновые шарики для иголок: отщипывая маленькие кусочки пластилина, большим и указательным пальцами правой руки скатать из них шарики. Затем предложите положить пластилиновый шарик над контуром спинки ежика, нажать на него пальчиком и оттянуть палец вниз.

Получилась иголка! Давай сделаем ежику много иголок"

На спине у ежика можно расположить 10-15 иголок.

Занятие 16. «Ягодная поляна»

Цель занятия : Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, надавливающим движением указательного пальца размазывать пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы : Листы картона формата А4 светлого цвета (белый, голубой или желтый); пластилин зеленого и красного цвета в брусках; пластилин, скатанный в шарики диаметром 5-7 мм.

Приемы лепки: Отщипывание, скатывание (1-й способ), надавливание, размазывание.

Ход занятия: Перед началом занятия необходимо подготовить основу для создания пластилиновой картинки. Для этого нарисуйте в нижней части листа картона горизонтальную линию - это «земля», а в верхней части изобразите солнце.

Посмотри на картинку. Внизу находится земля. А наверху светит солнышко. Оно согрело землю, из которой вот-вот вырастет густая зеленая травка. Давай сделаем травку.

Дайте малышу зеленый пластилин и предложите скатать несколько пластилиновых шариков, остальные подготовьте заранее. Затем предложите положить пластилиновый шарик над «линией земли», нажать на него пальчиком и оттянуть палец вниз - получится травинка. Чтобы ребенку было удобнее выполнять задание, можно нарисовать точки, на которые следует положить пластилиновые шарики. Еще более легкий вариант - нарисовать точки и линии.

Вот какая получилась поляна! Солнышко пригрело травку, и в травке сейчас созреют красные ягоды. Давай сделаем ягоды.

Предложите ребенку положить пластилиновый шарик на верхний конец травинки и нажать на него пальчиком - получится ягода.

Занятие 17. « Цветы»

Цель занятия : Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать надавливающим движением указательного пальца пластилин на картоне; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы : Листы картона разного формата в зависимости от количества изображений на одном листе (цвет можно подобрать с ребенком); пластилин разных цветов; игрушка - кукла.

Приемы лепки : Отщипывание, скатывание (1-й способ), надавливание, размазывание.

Ход занятия : Перед началом занятия подготовьте основу для создания пластилиновой картинки. На этом занятии рекомендуется использовать схематичное изображение в виде линий (для размазывания) и кружочков (для надавливания). Можно нарисовать на картоне (половина формата А5) один цветок или на картоне формата А4 в течение нескольких занятий изобразить цветы разных видов.

Объясните, что там, где нарисованы линии, следует размазывать пластилин, а там, где нарисованы кружочки, его придавливать.

Сегодня у нашей куклы день рождения. Давай подарим ей цветы. Какого цвета они будут? Выбирай. Например, серединка желтая, лепестки красные, а стебель и листочки зеленые.

Затем предложите положить пластилиновые шарики на изображения кружочков и придавить пальчиком, а затем в соответствующих частях цветка размазать их.

Готов наш цветок! Какой красивый! Возьми, кукла, цветок. С днем рождения тебя!

Цветы могут быть разные по цвету и по форме. Познакомьте ребенка сначала с одним видом цветов, затем с другим, третьим. В дальнейшем дети могут подбирать форму и цвет самостоятельно, составлять из цветов букеты.

Занятие 18. «Наряжаем елку»

Цель занятия: Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику.

Материалы: Листы картона формата А4 или А5 (цвет можно подобрать с детьми); пластилин разных цветов.

Приемы лепки: Отщипывания, скатывание (1-й способ), надавливание, размазывание.

Ход занятия:

Перед началом занятия подготавливается основа для создания пластилиновой картинки. На этом занятии рекомендуется использовать схематичное изображение в виде линий (для размазывания) и кружочков (для надавливания). Изображение можно варьировать по степени сложности.

Объясните, что там, где нарисованы линии, следует размазывать пластилин (ветки елки), а там, где нарисованы кружочки, придавливать его (елочные шары).

Давай сделаем новогоднюю елку - красивую, нарядную!

Прочитайте стишок про елочку :

Ну и елка, просто диво,

Как нарядна, как красива.

Ветви слабо шелестят,

Бусы яркие блестят

И качаются игрушки -

Флаги, звездочки, хлопушки.

Вот огни зажглись на ней,

Сколько крошечных огней!

И, верхушку украшая,

Там сияет, как всегда,

Очень яркая, большая,

Пятикрылая звезда. (Е. Благинина)

Предложите детям подготовить пластилиновые шарики соответствующих цветов (не забудьте часть шариков заготовить заранее). Затем предложите размазать зеленый пластилин в соответствии с линиями, чтобы получилась елка, положить разноцветные пластилиновые шарики на изображения кружочков и придавить пальчиком.

Вот у елки ствол, а вот ветки. А теперь нарядим нашу елочку - повесим на нее разноцветные шары. Вот красный шар. Вот синий шар. А это желтый шар. Много на елке ярких разноцветных шаров - она стала красивой и нарядной!

Занятие 19. «Красивая тарелка»

Цель занятия: Продолжать учить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на шарик, прикрепляя его к основе, размазывать пластилин на картоне надавливающим движением указательного пальца; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику

Материалы : Заготовки из картона (белые круги диаметром 15-20см); пластилин разных цветов.

Приемы лепки: Ощипывание, скатывание (1-й способ), надавливание, размазывание.

Ход занятия:

Перед началом занятия следует подготовить основу для создания пластилиновой картинки. На этом занятии рекомендуется использовать схематичное изображение узора на тарелке в виде линий (для размазывания) и кружочков (для надавливания).

Детям нужно объяснить, что там, где нарисованы линии, следует размазывать пластилин, а там, где нарисованы кружочки, придавливать его.

Посмотри, это тарелки. Тарелки просто белые, совсем неинтересные. Давай украсим их - сделаем на них узор из пластилина.

Предложить детям подготовить пластилиновые шарики (цвета он пусть выберет сам), не забудьте часть шариков заготовить заранее. Затем предложите положить пластилиновые шарики на изображения кружочков, придавить пальчиком и размазать в соответствии с линиями на узоре.

Вот какие у вас получились красивые, праздничные тарелки! Молодцы!

Узоры могут быть разные по цвету и форме. Украшением тарелок можно заниматься в течение нескольких занятий. На первом занятии предложите детям заготовки с нанесенным рисунком, на следующих - заготовки без рисунка, чтобы дать возможность детям придумать свой собственный.


НОД в ясельной группе на тему:

«Колобок румяный бок».

Задачи: Воспитывать у детей доброжелательное отношение к

игровым персонажам, вызывать желание им помогать; развивать мелкую

мускулатуру, учить лепить колобок, раскатывая пластилин между ладонями

круговыми движениями ладоней. Развивать потребность в речевом общении.

Ход занятия:

Дети сидят на стульчиках, поставленных по кругу.

Воспитатель: (садиться на стульчик, в руках у него колобок):

Я колобок, румяный бок,

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

И от зайца с волком тоже ушел,

И попал к вам.

Вы кто?

Дети: Ребята.

Воспитатель: (обращаясь к колобку):

А ты знаешь, колобок, у каждого малыша есть свое имя. Вот тебя бабушка слепила и назвала колобок. А нашим ребятам имя дали папа и мама. Хочешь узнать какие красивые имена у моих детей? Перебирайся из моих рук в руки малыша и узнаешь, как его зовут. (Воспитатель передает колобок рядом сидящему ребенку. Дети называют имена и передают колобок по кругу). Воспитатель: (исполняя роль колобка); Мне очень понравились ваши имена. Хочется остаться в детском саду, поиграть и с Дашей и с Марком и т. д. Оставайся колобок (обращаясь к колобку), мы тебя многому научим и, конечно поиграем с тобой.

Физминутка «Колобок».

Продуктивная деятельность – лепка «Колобка». Ребятки, посмотрите, колобок совсем не похож на вас, у него нет ни рук, ни ног, не может он ни ручками похлопать, ни ножками потопать, А умеет только катиться по дорожке да песенки петь. Возьму-ка кусочек пластилина и слеплю маленький комочек, чтобы было с кем нашему гостью по тропинке бегать и песни распивать. Вот какой у меня получился шарик. А чтобы мой колобок смог песни петь и видеть все вокруг, я ему сделаю глазки и нарисую ротик. Мой колобок готов. Он нравиться вам? А тебе, колобок- румяный бок? Хотите вылепить такой же колобок? Принимайтесь за работу.

Лепка колобков.

Рад ли ты, колобок, что у тебя есть настоящие друзья?

Не боишься, что они тебя съедят? Теперь тебе не скучно будет путешествовать. А на прощанье поиграть с нами в игру. « Ну-ка, колобок, вставай и скорей нас догоняй».

Дети ходят вокруг пенька, на котором лежит колобок.

Мониторинг освоения образовательной программы как способ индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей в ДОУ

Попова В.Р.

кандидат педагогических наук, доцент

Нижний Новгород, Россия

Аннотация. В статье подчеркивается значение мониторинга для индивидуально-

дифференцированной работы с детьми, выделены требования к мониторингу в ДОУ, содержащиеся в нормативных документах. Обоснован авторский подход к проблеме, представлена инновационная модель мониторинга образовательных достижений детей, раскрыт алгоритм создания мониторинговой карты, отмечена связь результатов мониторинга с планированием образовательного процесса в детском саду.

Ключевые слова: ДОУ, мониторинг, критерии, содержание, развитие, планирование, родители

Роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами перехода России к правовому государству, демократическому обществу и рыночной экономике. Система образования в 2001 году провозглашена одним из приоритетных направлений развития России, она должна быть конкурентоспособной, что чрезвычайно важно в период вступления России в ВТО. Для определения точных действий по развитию всей системы

образования в нашей стране, каждого образовательного учреждения и каждого ребенка, необходима объективная и разносторонняя информация, которую можно получить в большинстве случаев только путем организации мониторинга.

Любой мониторинг позволяет составить целостное представление о состоянии системы работы с детьми на какой-либо период времени, о происходящих внутри системы качественных и количественных изменениях. Для этого необходимы показатели, по которым отслеживается динамика развития детей, его темпы, уровень и т.п., создается возможность предотвращения или минимизации деструктивного развертывания событий.

Несколько лет назад Н.А. Коротковой и П.Г. Нежновым была создана интересная система мониторинга, опубликованная на страницах журнала «Ребенок в детском саду» , еще до выхода в свет ФГТ. Авторы предлагали в качестве главного метода мониторинга - наблюдение за динамикой развития четырех важнейших инициатив ребенка: творческой, коммуникативной, познавательной, целеполагания и волевого усилия. Данная диагностика, несмотря на ее «психологичность», проста, информативна, технологична, непосредственно связана с образовательным, процессом и коррекцией субъективной активности ребенка, его направленности, работой над «западающими» сферами детской инициативы. Такая диагностика существует не отдельно от образовательного процесса, а помогает педагогам творчески осуществлять индивидуально-дифференцированную работу,

добиваться позитивных изменений в личности каждого воспитанника.

К сожалению, немногие ДОУ пользовались данной диагностической системой. Пока руководство не распорядилось о ее принятии «сверху», педагоги не решались проявить инициативу. Так и оставалась проблема мониторинга в детском саду не решенной долгие годы.

После выхода ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» понятие «мониторинг» прочно вошло в практику работы дошкольных образовательных учреждений, были представлены требования к мониторингу образовательных достижений детей .

Вновь появившиеся требования поставили педагогов в сложные условия: еще не разработан инструментарий мониторинга, а уже необходимо замерять образовательные результаты. Методические службы системы дошкольного образования озадачились подбором подходящих диагностических методик. Следом стали появляться методические рекомендации к проведению мониторинга. Сегодня, наряду со специальными пособиями авторов комплексных программ, издается множество систем мониторинга личностных качеств детей и освоения образовательной программы детьми (Афонькина Ю.А., Веракса НЕ. и Веракса АН., Верещагина Н.В., Калачева Л.Д., Прохорова Л.Н. и др.).

Однако книги по данной проблеме вызывали все новые и новые вопросы, поскольку практикам не всегда был понятен принцип определения комплекта методик и сам механизм мониторингового исследования.

В педагогической среде, как следствие, возрастал уровень тревожности, неуверенности воспитателей в

своих действиях, формировалось отрицательное отношение к самой процедуре мониторинга.

Непонимание необходимости мониторинга, слишком сложные методики, неопределенность шагов по проведению диагностики приводили к формальному выполнению данной процедуры и произвольному заполнению итоговых таблиц, не отражающих истинную картину результативности образовательного процесса. Результаты такого «исследования», красиво упакованные в графики и таблицы, существовали сами по себе и никак не были связаны с общей системой работы ДОУ: с планированием, коррекцией отклонений, работой с семьями воспитанников и т.п. Действительно, мониторинг в таком виде не нужен никому.

Однако сегодня сложно представить образовательный процесс дошкольного учреждения без мониторинга. Образование, ориентированное на развитие каждого ребенка, его уникальности, способностей и склонностей обязывает педагога знать каждого ребенка: его интересы, возможности и способности, что важно для выстраивания индивидуального пути развития воспитанника совместно с семьей, а также для грамотного проектирования педагогического процесса.

Недавно появившийся проект ФГОС дошкольного образования несколько корректирует требования прежнего документа и конкретизирует подходы к мониторингу образовательных достижений детей . Так, в разделе III написано: при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (п. 3.2.3.). И далее: результаты педагогической диагностики

(мониторинга) могут использоваться исключительно для решения задач индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.

Ниже следует текст относительно психологической диагностики, которая проводится квалифицированными специалистами и только с согласия родителей (законных представителей).

Как видим, в проекте ФГОС совершенно справедливо разнятся понятия педагогическая и психологическая диагностика (мониторинг). Воспитатель ведет лишь педагогическую диагностику фактического состояния и специфических особенностей субъектов педагогического взаимодействия, что важно для прогнозирования тенденций их развития как основы для целеполагания и проектирования педагогического процесса .

Итак, педагогический мониторинг предваряет планирование образовательного процесса, он необходим для определения содержания индивидуально-групповой работы с детьми. Диагностика фактического уровня развития детей, его динамики лежит в основе планирования (первый вариант проекта ФГОС).

Кроме того, ФГОС разъясняет, что целевые ориентиры дошкольного образования (социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не должны диагностироваться и оцениваться. Содержательно они совпадают с интегративными качествами личности (социальный портрет выпускника), описанными в ФГТ к дошкольному образованию, их диагностика особенно затрудняла воспитателей. Положение ФГОС

относительно того, что целевые ориентиры не замеряются, является совершенно справедливым.

Педагогический мониторинг, согласно ФГОС, сводится к диагностике индивидуальных достижений детей в процессе выполнения Программы. И перед воспитателем снова встают вопросы, связанные с критериями и показателями такого мониторинга, периодичностью, оформлением результатов, планированием на основе результатов мониторинга. Его волнует, насколько применимы в сложившейся ситуации методические пособия по мониторингу, разработанные авторами примерных основных общеобразовательных программ.

Раскроем наш подход к процедуре педагогического мониторинга и, возможно, он станет интересен работникам ДОУ. После выхода ФГТ к дошкольному образованию, мы, как и все педагоги находились в поиске простых, компактных и информативных измерительных процедур, которые могут быть включены в педагогический процесс, связаны с ним. Так появилась система мониторинга освоения программы детьми, тесно связанная с планированием. Что воспитатель может оценивать в процессе педагогического мониторинга

индивидуального развития детей? - Только личные образовательные результаты каждого из них и динамику их развития: это знания, умения, навыки детей, и способы творческой деятельности. Эти показатели в гуманистической образовательной модели выступают не в качестве целей, а в качестве средств, способствующих развитию ценностных ориентаций ребенка, его личностных качеств.

Приобретаемые дошкольником новые знания, умения и способы деятельности становятся важными

шагами в освоении новых и новых видов деятельности. Развиваясь, ребенок, все время стремится к эмансипации от взрослого (все кризисы развития связаны с этим), но в реальной жизни, в своем самосознании он может ощущать свое взросление только через освоение новых ЗУНов. В процессе их освоения формируется ценностное к ним отношение, мотивационная сфера. Важно создать ребенку возможность осознавать свои достижения (знаю, умею), самоутверждаться, выстраивать свое поведение в новых ситуациях, применяя освоенные средства и способы. Именно знания, умения-навыки, способы творческой деятельности (творческая инициатива воспитанника) в процессе освоения Программы детьми должны замеряться мониторинговыми процедурами.

Несколько слов о периодичности такого мониторинга. Согласно приказу 655, дошкольные учреждения определяют сроки сами, обычно он проходит два раза (начало и конец учебного года) или один раз (в конце учебного года). Мы считаем, что такие сроки не позволяют регулярно отслеживать образовательные достижения детей (при этом возможна лишь констатация итогового результата). К концу года многое уже забыто детьми, и если в течение года не мониторировался процесс освоения программы детьми на каждом этапе работы над ней, то и итоги будут невысокими. Причем, не только касательно «овладения умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности» , в основе которых лежат знания, но и по личностным качествам.

По нашему мнению, мониторинг нужно проводить чаще: не 1-2 раза в год, а по каждой теме.

В дошкольных учреждениях сегодня, в соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса, образовательная программа детьми осваивается по темам . Так, в течение года в каждой возрастной группе планируется 20-25 тем, в процессе освоения которых, т.е. по ожидаемым результатам развития ребенка на каждый день, удобно проводить мониторинг. Эта процедура должна осуществляться в том числе и родителями (заказчиками образовательных услуг), первыми и главными воспитателями своих детей, как это определено Законом РФ «Об образовании» и другими документами. Напомним, что именно родители несут ответственность за воспитание детей, а в помощь им в этой деятельности создаются детские сады, организующие образовательный процесс и, соответственно, организующие совместную с детским садом деятельность родителей по воспитанию собственных детей.

Таким образом, воспитатель обязан постоянно доводить до родителей информацию о программе работы с детьми по конкретной теме и о программе каждого рабочего дня. Для этого в родительском уголке последовательно размещается информация об изучаемом содержании и показатели, по которым можно проверить усвоение программы каждым из детей.

Организуя образовательный процесс по той или иной теме, воспитатель заранее составляет мониторинговую карту (таблица), в ней он фиксирует успехи или неуспехи кого-либо из детей. В течение дня (по возможности, и в другие дни), при непосредственных или опосредованных контактах с детьми, воспитатель ставит определенные значки в

мониторинговой карте. Мониторинговая карта оформляется в табличной форме, где первый горизонтальный столбец - имена и фамилии детей, следующие несколько столбцов - показатели, которые отслеживаются (выделены на усмотрение воспитателя из осваиваемого детьми содержания по направлениям - образовательным областям), как наиболее значимые из содержания темы. Возможны и другие варианты структуры мониторинговых карт. Но основную работу по мониторингу освоения программы детьми выполняют родители.

Карта мониторинга успешности освоения темы

(указывается тема)

Списо к детей групп ы Физическо е развитие Позиаватель -но - речевое Социально-личностное Художе эстети

Знания Умения- ЛТворческая Знания « к £ Е е м м У 3 е 3 ^ кч ыр во ав анТ [Знания « к £ Е е м м У Знания и 1

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 3 1 2 1 2

Как видно из таблицы, по четырем направлениям (образовательным областям) развития ребенка -физическому, познавательно-речевому, социально-личностному и художественно - эстетическому (и по 10 образовательным областям - культурным практикам, соответственно), определены критерии

оценки: знания, умения-навыки, творческая инициатива.

На каком основании выделены данные критерии? Теоретическим основанием явились идеи наших отечественных дидактов И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и В.В. Краевского относительно содержания образования, его четырехкомпонентной структуры (знания, умения и навыки, способы творческой деятельности и ценностное отношение к миру).

В логике рассуждений, мы представили тему, как часть культурного содержания, через которое в личностном опыте воспитанника формируются упомянутые компоненты. Содержание темы способствует формированию у детей целостной картины мира. Например, тема: «Родной город»: ребенок усваивает знания о городе и понимает их значимость для себя; приобретает умения и навыки нормативных действий и поведения в городе, проявляя при этом ценностное отношение к нему; учится самоопределяться, проявлять творчество и инициативу, не нарушая нормы и не разрушая окружающее его в городе пространство. Поэтому воспитателю необходимо отслеживать

сформированность данных структур в личности воспитанника.

Итак, на основании четырехкомпонентной структуры содержания, нами выделены три критерия. Четвертый - ценностное отношение к миру сложно выявить отдельно от всех трех критериев, он органично вплетается в их состав. Как можно увидеть ценностное отношение ребенка в рамках изучаемой темы? Его проявления можно заметить в отражении знаний - не только в речи, но и в мимике, жестах,

интонации, а также в отношении к работе - в ее качестве, а также в том, как ребенок реагирует на нестандартные ситуации: с интересом и желанием решает проблему. В итоге - формируются личностные качества воспитанников, соответствующие целевым ориентирам ФГОС.

Вернемся к таблице. Например, в физическом развитии отмечаем сформированность у детей трех компонентов (знания, умения-навыки и способы творчества) в изученном содержании по образовательным областям «Здоровье» (цифра 1) и «Физическая культура» (цифра 2). Напротив фамилии ребенка появляются какие-то из значков (+ полная сформированность), (+/- неполное, неточное усвение), (- несформированность). Так, по программе «От рождения до школы» (тема «Весна», старшая группа) слушатели курсов повышения квалификации выделили следующие замеряемые показатели по направлению: «Физическое развитие»:

Ф.Р. (физическое развитие)

1- Особенности организма - ритм жизни: необходимость сна и отдыха, занятий делом, питания:

Сведения из спортивной жизни страны;

2- Умение одеваться по погоде, сушить одежду;

Умение метать мяч замах из-за головы, умение прыгать;

3- Интерес к спортивным играм (инициатива, участие);

Самостоятельная организация знакомых подвижных игр;

Показатели по другим трем направлениям (областям) определяются по аналогии. Все показатели записываются на обороте мониторинговой карты или отдельном листе, что удобно для контроля динамики

развития детей от темы к теме и воспитателю, и родителям.

Такой мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы составлен в соответствии с рекомендациям ФГТ к дошкольному образованию (теперь и ФГОС), позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей, осуществляется низко формализованными методами, позволяет получить достаточный объем информации в оптимальные сроки. Содержание мониторинга тесно связано с образовательными программами обучения и воспитания детей .

Кроме того, как показала практика, такой подход к мониторингу освоения программы детьми (по темам) позволяет добиваться максимального качества образовательных достижений детей. Благодаря ведению мониторинговой карты, воспитатель может: 1) выявлять отставания в освоении темы детьми и своевременно проводить коррекционную работу с ними в ДОУ (в плане отведено место для индивидуальной НОД); 2) активно вовлекать родителей в образовательный процесс (контакты, обучение, непрерывный мониторинг, задания и др.);

3) сделать родительский уголок действенным средством связи педагогов и родителей;

4) не упустить и одного ребенка, оказывать адресную помощь каждой семье в организации занятий с детьми в домашних условиях;

5) творчески подходить к планированию и организации образовательного процесса.

Наличие мониторинговой карты, реально отражающей уровень актуального развития детей, позволяет воспитателю легко определять направление и содержание индивидуально-дифференцированной

работы с детьми и их родителями. Сведения о каждом из воспитанников, ежедневно заносимые в карту по ходу изучения темы, необходимы для оптимизации работы с группой детей, планирования образовательного процесса в «зоне» их ближайшего развития с учетом потенциала и возможностей каждого ребенка.

По итогам реализации программы конкретной возрастной группы и на основании непрерывной фиксации успехов детей в мониторинговых картах, можно видеть результаты совместного труда педагогов и родителей. По картам несложно вычислить процент освоения программы каждым ребенком и составить общую картину качества образовательного процесса в группе воспитанников, которое, если учесть все рекомендации, будет максимально высоким.

Таким образом, достижение высокого уровня качества образования, начиная с дошкольного возраста - первого уровня системы образования (в соответствии с Законом «Об образовании в РФ»), связано не только с изменениями в ее целях, содержании, формах организации, но и в организации мониторинговых процедур.

Мониторинг может и должен стать важнейшим элементом образовательной системы, ее организации и планирования, при наличии определенной технологии его проведения.

Библиография 1. Короткова Н.А., Нежнов П.Г. 2005. Возрастные нормативы и наблюдение за развитием дошкольников [Текст] / Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов // Ребенок в детском саду. № 3, № 4.

2. Мониторинг в современном детском саду [Текст]: Методическое пособие / Под ред. Н.В. Микляевой. -М. 2008. 64 с.

3. Попова В.Р. 2012. Планирование образовательной деятельности субъектов - эффективный путь внедрения ФГТ в практику дошкольного образования [Текст] // Сборник материалов Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (26-27 октября 2011 года, Москва). М. С 372-393.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования".

5. Рыбалова И. А. 2005. Мониторинг качества образования и управленческая команда в ДОУ [Текст] / ИА. Рыбалова //Управление ДОУ. №4.

6. Современная дидактика: теория - практике [Текст] / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М. 1994.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (проект).