А. В. Хуторской

Дидактика. Учебник для вузов

Стандарт третьего поколения

© ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Учебник для вузов», 2017

© Хуторской А. В., 2017

Введение

Уважаемые студенты и преподаватели! В основу курса «Дидактика» положен разработанный автором компетентностный подход. В настоящее время данный подход является общепризнанным в отечественном педагогическом сообществе и отражен в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).

Разработанный нами компетентностный подход базируется на достижениях отечественных философов, в частности философов русского космизма, которые обосновали тождественность мира и человека, микро – и макрокосма, внешнего и внутреннего миров. Смысл человека, в том числе его образования, – вселение в свой дом – Вселенную . Слово «Вселенная» как раз означает миссию человека. Кстати, этот термин существует только в русском языке, в других языках используется термин «космос».

Из философского принципа взаимосоответствия микро – и макрокосма следуют многие положения курса дидактики. Например, содержание образования делится на внешнее (учебники, образовательная среда, весь мир) и внутреннее (то, что содержится внутри ученика, – его личностные качества: знания, умения, способности, компетентности и др.).

Аналогичным образом нами разделены компетенции и компетентности, которые также выступают атрибутами двух миров – внешнего и внутреннего.

Компетенция – нормативное требование к образовательной подготовке обучаемого, необходимое для его эффективной и продуктивной деятельности в определенной сфере.

Компетентность – совокупность личностных качеств обучаемого, необходимых и достаточных для осуществления продуктивной деятельности по отношению к определенному объекту.

Компетенция – норма внешнего мира. В отличие от нее, компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, это уже состоявшееся личностное качество.

В курсе «Дидактика» применяется следующая иерархия осваиваемых компетенций.

1. Общекультурные компетенции.

В данном случае мы используем термин, включенный в нынешнюю версию ФГОС ВПО. Однако поясним, что речь пойдет не столько об общекультурных, сколько об универсальных общеобразовательных компетенциях. Почему-то принято считать, что только средняя школа обеспечивает общее образование. На самом деле этим же занимается и вуз. Вообще, в любом возрасте происходит общее образование человека, поэтому общеобразовательные компетенции осваиваются на всем протяжении жизни.

Общекультурные (общеобразовательные) компетенции имеют свой состав, который определен нами, исходя из типологии основных стремлений образовывающегося человека:

а) когнитивные;

б) креативные;

в) коммуникативные;

г) оргдеятельностные;

д) ценностно-смысловые.

2. Педагогические (общепрофессиональные) компетенции.

Дидактика – наука, которая входит в состав педагогики. Поэтому педагогические компетенции по отношению к дидактике выполняют общепрофессиональные функции.

3. Дидактические (профессиональные) компетенции.

Уровень дидактики – это уровень владения методологическим аппаратом проектирования и реализации обучения.

4. Методические компетенции.

Дидактика реализуется в практике обучения с помощью методики. Поэтому инструментарием педагога выступает методический инструментарий – владение им и характеризуют методические компетенции.

Структура компетенции

Чтобы представить структуру компетенции, в ее формулировке необходимо отразить как минимум три компонента:

Объект приложения компетенции;

Деятельностная форма представления компетенции;

Образовательный результат (продукт), на который ориентирована компетенция.

Приведем примеры компонентов дидактических компетенций, на освоение которых ориентирован данный курс.

Примеры компонентов дидактических компетенций

Компетентностная модель образовательных результатов по курсу «Дидактика» предполагает значимость осваиваемых компетенций в социальной и личностной сфере студента. То есть все дидактические компетенции, которые осваивают студенты в курсе «Дидактика», востребованы как окружающим социумом, так и самими студентами. Это условие качественного освоения дисциплины «Дидактика».

При оценке уровня владения компетенцией , то есть при оценке компетентности студента, применяются следующие системы.

1. Система оценки продукта, созданного студентом при выполнении учебного задания (дидактического практикума). По элементам продукта делается вывод о наличии у студента соответствующих данной компетенции знаний, умений, навыков, способностей, инструментария, опыта.

2. Система оценки деятельности, выполняемой студентом. В данном случае оценивается именно деятельность студента – ее качество, эффективность. Деятельность студента здесь является тем педагогическим продуктом, который диагностируется и оценивается.

3. Система самооценки компетентностей студентом. Такая система применяется методами рефлексии, анкетирования, тестирования. Самооценка отражает субъективные представления студента о своих компетентностях и может использоваться преподавателем в ходе обучения.

Уровень владения компетенцией определяется с помощью различных форм и методов:

1) количественные способы (баллы, проценты и т. п.);

3) качественные (письменные или устные характеристики);

4) уровневые (например: а) репродуктивный уровень – по образцу; б) творческий; в) эвристический).

Компетенции студента, на развитие которых ориентирован данный курс дидактики, приведены в рабочей программе. Там же перечислены ключевые компетенции, подлежащие развитию и диагностике. Формулировка компетенций дана в деятельностной (глагольной) форме с указанием объектов приложения деятельности.

Каковы планируемые результаты изучения курса современной дидактики? Предлагаемый курс дидактики позволяет:

Рассмотреть дидактику различных педагогических теорий, систем и технологий, самоопределиться по отношению к ним, выразив собственную позицию и личностно-актуальную образовательную проблематику;

Приобрести опыт эффективной педагогической деятельности с помощью ответов на дискуссионные вопросы, выполнения заданий из блоков самоопределения, разработки фрагментов уроков, открытых заданий, образовательных ситуаций и послесловий к материалам параграфов учебника;

Научиться создавать дидактические и методические разработки по обучению школьников и развитию их одаренности средствами общеобразовательных курсов;

Освоить формы и методы педагогической работы в режиме оргдеятельностных семинаров, научиться моделировать уроки, вести их обсуждение и анализ, давать оценку и самооценку проводимым занятиям.

Особенности учебника

Главной особенностью учебника является включение в него дидактического практикума по всем темам курса. Оригинальные задания ориентируют читателя на собственную проектную и исследовательскую деятельность в области дидактики.

Одна из задач учебника – аргументированная проблематизация ключевых дидактических вопросов. Чтобы вызвать эмоциональную реакцию читателя и помочь ему в личностном самоопределении, предлагаются различные, иногда противоположные дидактические позиции и подходы. В качестве зоны «педагогического разлома» для самоопределения выбран вечный спор между сторонниками образования как формирования человека и представителями природосообразной педагогики, в которой ученик подобен «семени неизвестного растения». Формировать или выращивать ученика? Иметь или быть в образовании? С предметом к ученику или с учеником к предмету? Обсуждение этих вопросов создает пространство для самоопределения каждого, кто начинает осваивать науку обучения.

Основы обучения. Дидактика и методика. Краевский В.В., Хуторской А.В.

М.: 2007. - 352 с.

В учебном пособии представлены дидактика и основы предметных методик обучения. Рассматриваются функции дидактики и методики обучения в проектировании и осуществлении образовательного процесса. Особое внимание уделяется научным основаниям обучения. Представлена культурологическая концепция содержания образования, определены роль и место компетенций и компетентностей в обучении. Рассмотрена проблема соотношения общепредметного и предметного в образовательных стандартах, на различных уровнях представления содержания образования. Для студентов высших учебных заведений. Рекомендуется также педагогам-исследователям, слушателям системы повышения квалификации.

Формат: djvu

Размер: 3,4 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

Формат: doc

Размер: 2,4 Мб

Смотреть, скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1. Дидактика и методика в системе педагогических наук 8
1.1. О науке и педагогических категориях 8
1.2. Общее понятие о дидактике, ее объекте и предмете 20
1.3. Функции дидактики, ее понятийный состав 26
1.4. Связь дидактики с другими отраслями знания и с практикой 37
1.5. Обучение как объект изучения 46
Глава 2. Соотношение дидактики и методики обучения 62
2.1. Генезис взаимосвязи дидактики и методики.62
2.2. Статус методики по отношению к дидактике 72
2.3. Закономерности и принципы обучения в дидактике и методике 77
2.4. Характеристики учебно-воспитательного процесса 90
Глава 3. Научное обоснование обучения 101
3.1. Научное обоснование и его функции 101
3.2. Дидактика и методика в научном обосновании обучения 114
3.3. Модель проектирования обучения 125
Глава 4. Ключевые и предметные компетенции 133
4.1. Компетенции и компетентности в образовании 133
4.2. Метапредметные функции образовательных компетенций 140
4.3. Проектирование предметных образовательных компетенций 146
Глава 5. Содержание и структура образования 153
5.1. Культурологическая концепция содержания образования 153
5.2. Уровни представления содержания образования и принципы его формирования 164
5.3. Общепредметное и предметное в образовательных стандартах 180
5.4. Курс обучения: к обоснованию построения 192
5.5. Образовательная программа и учебник 200
Глава 6. Образовательный процесс 226
6.1. Сущность образовательного процесса 226
6.2. Проектирование образовательного процесса 233
6.3. Формы и методы обучения 251
6.4. Средства обучения и контроля 270
6.5. Рефлексия в обучении 288
Глава 7. Инновации в обучении 297
7.1. Что такое нововведения и как они происходят 297
7.2. Нововведения на разных уровнях обучения 305
7.3. Дистанционное обучение как инновация 317
Заключение 331
Приложение 336
Рекомендуемая литература 337

Предлагаемое пособие посвящено вопросам структуры и соотношения двух отраслей педагогической науки, или педагогических дисциплин, - дидактики и методики. Изложены результаты исследовательской работы, проводившейся авторами в течение ряда лет в области определения научного содержания и взаимосвязи этих отраслей педагогики.
Необходимость рассмотрения данной проблемы обусловлена следующими обстоятельствами. Одним из условий дальнейшего развития теории и практики обучения и воспитания является четкое определение места, роли и соподчиненное каждого из компонентов, составляющих понятие «педагогические науки», а также соотношения педагогики со смежными науками. Однако в настоящее время теоретические исследования в этом направлении еще далеки от завершения, что затрудняет проведение научных поисков, связанных с раскрытием закономерностей, специфических для различных сторон современного педагогического процесса.

В пособии излагаются новейшие достижения дидактики, направленные на развитие личности учащихся, их творческую самореализацию. Уделено внимание эвристическому обучению, использованию телекоммуникаций, современным формам и методам обучения. Книга построена на деятельностной основе: в нее включены блоки самоопределения, проблемы для дискуссий, творческие вопросы и упражнения, задания дидактического практикума. Рассматриваемые подходы и методики универсальны, что позволяет использовать пособие в Вузовских курсах дидактики и частных методик при подготовке педагогов разных специальностей. Для студентов и преподавателей психолого-педагогических факультетов ВУЗов и колледжей, слушателей системы повышения квалификации, учителей школ, лицеев, гимназий.

Издательство: "Высшая школа" (2007)

ISBN: 978-5-06-005706-5

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Воронина Татьяна Павловна Учимся читать играя Основы, на которых базируется современная дидактика для дошкольников - это диалог, познание, саморазвитие, творчество. Словесные и речевые игры - это обучение черезинтерес и творчество. В данном… - Грамотей, Речевые и словесные игры 2011
    39 бумажная книга
    Барчан Татьяна Александровна, Ходакова Н. Лото логическое "Привет, компьютер!" "Привет, компьютер!", логическое лото развитие внимания, пространственного, расположения предметов, логики. Если у вас сломался винчестер, замените его на наган. Неизвестный… - ЦОТР"Ребус", Логические и математические игры 2011
    666 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      - (др. греч. διδακτικός поучающий) раздел педагогики; теория образования и обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объём и структуру содержания… … Википедия

      дидактика - и, ж. didactique f. 1. В педагогике область изучения методов и форм обучения. Современная дидактика. Проблемы дидактики. БАС 2. Я глубоко уважаю дидактику и ненавижу прожектерство. Сухомлинский Сердце отдаю детям. 2. Поучительность,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      И; ж. [от греч. didaktikos поучительный] 1. Часть педагогики, в которой обосновываются содержание, методы и формы обучения. Современная д. Вопросы дидактики. 2. = Дидактизм. Не любить дидактики. * * * дидактика (от греч. didaktikós поучающий),… … Энциклопедический словарь

      дидактика - и; ж. (от греч. didaktikós поучительный) 1) Часть педагогики, в которой обосновываются содержание, методы и формы обучения. Современная дида/ктика. Вопросы дидактики. 2) = дидактизм Не любить дидактики … Словарь многих выражений

      Дьяченко Виталий Кузьмич (1923 2008 гг.) российский педагог, выдающийся дидакт. Основоположник теории коллективного способа обучения (КСО), внесший большой практический вклад в его становление. Биография Заведующий кафедрой педагогики и… … Википедия

      А. В. Хуторской Хуторской, Андрей Викторович (р. 6 октября 1959) доктор педагогических наук, член корреспондент Российской Академии образования, академик Международной педагогической академии, зав. лабораторией методологии общего среднего… … Википедия

      А. В. Хуторской Хуторской, Андрей Викторович (р. 6 октября 1959) доктор педагогических наук, член корреспондент Российской Академии образования, академик Международной педагогической академии, зав. лабораторией методологии общего среднего… … Википедия

      Дьяченко Виталий Кузьмич (1923 2008 гг.) Российский педагог и психолог. Кандидат педагогических наук, профессор, академик, действительный член Международной Педагогической академии (с 1996 г.), современный теоретик коллективного способа обучения… … Википедия