Школ, курсов и частных преподавателей немецкого языка в России и СНГ достаточно много. Казалось бы, остается только выбрать подходящий вариант. Но не все так просто. У любых школ и курсов есть два серьезных недостатка:
1. до них нужно как-то добираться, и, следовательно, тратить свое время;
2. они рассчитаны на массовое обучение (даже если речь идет о малых группах) и почти не учитывают индивидуальных особенностей обучаемого.
Что касается частных преподавателей, то с ними тоже все непросто: под них нужно подстраивать свой график, качество их работы сложно контролировать, а платить за их услуги приходится немало.
Существует один вариант, полностью лишенный этих недостатков – обучение немецкому языку по скайпу. Нужно всего лишь скачать Skype (бесплатное приложение для онлайн-конференций) и найти веб-камеру, микрофон и наушники/колонки (как правило, все это встроено в каждый современный ноутбук). После этого можно смело начинать занятия немецкого языка по скайпу и постигать лингвистические тонкости.
Для многих людей изучение немецкого по скайпу оказывается даже удобнее, чем традиционное – в школе, на курсах или у репетиторов. На это есть несколько причин:
не нужно тратить свое время на дорогу, потому что можно заниматься, не выходя из дома;
есть возможность выбрать наиболее подходящего преподавателя из кандидатов по всему миру (при желании можно даже учить немецкий по скайпу с носителем языка);
можно организовать обучение по индивидуальному графику, т.е. подобрать оптимальную для себя частоту и продолжительность занятий;
можно вести запись занятий на видео, что очень удобно и в плане контроля обучения, и в плане повторения (всегда есть возможность вернуться к нужной теме);
не нужно оплачивать транспортные расходы (свои или репетитора), что позволяет сэкономить на обучении (да и в целом обучение по Skype стоит дешевле «оффлайнового»).
Когда вы изучаете немецкий язык по скайпу, вы учитесь воспринимать его на слух и одновременно развиваете собственные речевые навыки. Это не значит, что в результате страдают грамматика, чтение, письмо и перевод – при правильной организации учебного процесса все нужные навыки развиваются параллельно. При этом грамотный репетитор немецкого языка по скайпу строит занятия, отталкиваясь от ваших природных способностей и поставленных вами задач.
На сайт могут изучать немецкий язык ученики любого уровня: от «нулевого» (Anfanger или А0) до суперпродвинутого (Fortgeschrittene 2 или С2). Выбранный вами репетитор немецкого языка по скайпу поможет скорректировать учебный процесс так, чтобы он наиболее полно соответствовал вашим задачам: овладеть словарным минимумом или деловой лексикой, иметь возможность читать книги в оригинале, подготовиться к сдаче экзаменов (BULATS, TestDaF, ZOP, KDS, GDS) и т.п.
Немецкий язык по скайпу для детей и взрослых является отличной возможностью учиться с комфортом, при этом экономя деньги и время.
Регулярно в сети появляются ресурсы для изучения иностранных языков: тексты для чтения, аудио и видео с заданиями по тренировке понимания на слух. А самое главное, есть сервисы, которые помогают найти собеседников для разговорной практики среди носителей иностранного языка!
Добавьте статью в закладки, чтобы не потерять список!
1 italki
![](https://i2.wp.com/cdn.elenaruvel.com/wp-content/uploads/italki.com_.png)
Очень люблю этот ресурс, ведь он подходит для разных целей: языковой обмен, полноценные уроки с преподавателем, разговорная практика с любым носителем языка или просто общение с единомышленниками со всего мира.
Когда в планах не только общение, но и сбалансированная тренировка всех языковых аспектов, вам стоит попробовать платную опцию сайта - занятия с профессиональным преподавателем. Можно запланировать урок заранее или пройти его сразу, как вы зашли на сайт. Через поиск вы найдете людей, которые могут связаться с вами без предварительной договоренности.
2
![](https://i0.wp.com/cdn2.elenaruvel.com/wp-content/uploads/skyeng-20-top-sites.jpg)
Онлайн площадка для тех, кто не просто хочет общаться с носителями языка, а проходить последовательную разговорную практику по нужным темам, от простого к сложному и с исправлением ошибок.
SkyEng - это регулярные уроки с профессиональными преподавателями и носителями английского языка в одном лице.
3 EnglishDom
![](https://i0.wp.com/cdn.elenaruvel.com/wp-content/uploads/englishdom-online-school.jpg)
Онлайн школа английского языка для учеников от начального до продвинутого уровня. У компании собственная методика преподавания, которая включает занятия на специальной интерактивной платформе. Преподаватель и ученик получают доступ к кабинету, где отображаются материалы и задания в режиме онлайн.
Среди дополнительных опций обучения на практике: разговорный клуб, курсы для самостоятельного обучения, база справочных материалов.
4 PrePly
![](https://i2.wp.com/cdn1.elenaruvel.com/wp-content/uploads/preply-online-school.jpg)
Вообще, площадка Preply - инструмент для поиска репетиторов по иностранным языкам, урокам музыки и наставников по другим творческим дисциплинам. Но, одна из функций - поиск носителя изучаемого языка для традиционных занятий дома у вас или у репетитора. Так что, если вы хотите общаться на английском и других языках с теми, для кого он родной, плюс "вживую", этот ресурс стоит вашего внимания.
5 LinguaTrip
![](https://i0.wp.com/cdn2.elenaruvel.com/wp-content/uploads/language-resources-1-1.png)
Linguatrip - компания, которая помогает подобрать курсы иностранных языков за рубежом и организовать весь процесс поездки. Но это еще не все. Ресурс также предлагает образовательные услуги: регулярно проводятся интенсивы с носителями языка по разговорному английскому и .
6 Speaky
![](https://i1.wp.com/cdn2.elenaruvel.com/wp-content/uploads/gospeaky.com_.png)
Классный сайт, который я открыла для себя совсем недавно. Скоро сделаю его обзор, как протестирую.
Регистрация простая и быстрая. Когда вы попадаете в свой профиль, вы можете приступать к общению с другими участниками. Справа на экране появляется список потенциальных собеседников онлайн, каждому из которых легко написать сообщение в чате. Если вы добавитесь друг к другу в друзья, то сможете созвониться, подключив видео.
7 Verbling
![](https://i1.wp.com/cdn1.elenaruvel.com/wp-content/uploads/verbling.com_.png)
Сайт для тех, кого по большей части интересуют уроки с преподавателями-носителями языка, а не просто практика общения на разные темы.
Выбор учителя идет по разным параметрам. Например, носитель французского, который преподает испанский. Или англичанин, который научит вас своему родному языку. 🙂 В общем, вариантов много.
Подключайтесь к индивидуальным сессиям утром, днем или вечером. Чтобы получить больше разговорной практики, познакомиться с новыми людьми и при этом сэкономить на стоимости урока, присоединяйтесь к групповым занятиям или приглашайте друзей учить язык вместе!
8 HelloTalk
![](https://i2.wp.com/cdn1.elenaruvel.com/wp-content/uploads/hellotalk.com_.png)
Сайт предоставляет общение посредством текстовых чатов и голосовых сообщений на более, чем 100 языках. Есть удобное мобильное приложение.
Программа помогает даже в тренировке произношения: есть опция прослушивания каждого сообщения, которое вам присылают. Также ресурс помогает создавать свою базу материалов по изучению языка: предложения, картинки, слова, аудио.
С помощью специальных инструментов программы носители языка смогут легко корректировать вас, если необходимо. Вы тоже можете стать для кого-то таким помощником.
9 Pen4Pals
![](https://i0.wp.com/cdn2.elenaruvel.com/wp-content/uploads/pen4pals.com_.png)
Более 15000 людей по всему миру, которые готовы практиковать изучение иностранных языков через языковой обмен, ждут вас на этом ресурсе. На сайте есть простая опция поиска по разным параметрам: пол, родной язык, язык изучения.
10 Couchsurfing
![](https://i2.wp.com/cdn2.elenaruvel.com/wp-content/uploads/couchsurfing.com_.png)
Сообщество путешественников из разных стран. Присоединяйтесь к встречам по всему миру, останавливайтесь у новых друзей в другой стране, принимайте их у себя в гостях. Или просто пообщайтесь с носителем языка за чашкой кофе.
11 Polyglot Club
![](https://i1.wp.com/cdn.elenaruvel.com/wp-content/uploads/polyglotclub.com_.png)
Вы учите языки не по необходимости, а потому что вам это безумно нравится? Обратите внимание на этот ресурс.
Сайт регулярно организует встречи для всех желающих попрактиковаться в общении на разных языках. Выбирайте язык изучения и город, где живете. Вы узнаете, какие встречи проходят рядом с вами и сможете организовать свою. На сайте носители языка отвечают на вопросы по его изучению и предлагают языковой обмен.
12 Interpals
![](https://i0.wp.com/cdn2.elenaruvel.com/wp-content/uploads/interpals.net_.png)
Этот сайт по большей части предназначен для общения с иностранцами по переписке. Конечно, когда вы найдете единомышленников, вы уже лично договоритесь об общении в скайпе.
Если вы пока не готовы к разговорной практике, этот сайт даст возможность начать общение с носителями языка письменно. Это поможет научиться формулировать фразы на другом языке, набраться уверенности перед настоящим разговором, найти новых знакомых, с которыми реально продолжить общение дальше.
13 Meetup
![](https://i1.wp.com/cdn1.elenaruvel.com/wp-content/uploads/meetup.com_.png)
Когда вы знаете язык на продвинутом уровне или даже живете за границей, вы ищете способы повышать свой уровень иностранного языка. Один из вариантов - посещать встречи и лекции по разнообразным темам в том месте, где вы находитесь сейчас.
14 Internations
![](https://i2.wp.com/cdn.elenaruvel.com/wp-content/uploads/internations.com_.png)
Дополнительный сайт в рубрику для продвинутых пользователей иностранных языков. Через этот ресурс можно связаться с людьми по всему миру и посещать различные мероприятия и встречи. Особенно здорово для иммигрантов - можно в короткий срок обзавестись интересным кругом общения и найти новых друзей.
15 Conversation Exchange
![](https://i0.wp.com/cdn2.elenaruvel.com/wp-content/uploads/conversationexchange.com_.png)
Еще один ресурс для поиска собеседников для языкового обмена. Выбор друзей идет в зависимости от страны проживания, языка изучения и родного языка, а также типа общения: в чате, по переписке и в разговоре. Чтобы полноценно пользоваться поиском, необходимо зарегистрироваться.
16 Penpaland
![](https://i0.wp.com/cdn1.elenaruvel.com/wp-content/uploads/penpaland.com_.png)
После регистрации на этом сайте языкового обмена вы сможете не только найти новых друзей по переписке, но и вести собственный микроблог, а также создавать альбомы с фотографиями. Настоящая социальная сеть, только с большей пользой!
17 Easy Language Exchange
![](https://i2.wp.com/cdn2.elenaruvel.com/wp-content/uploads/easylanguageexchange.com_.png)
На этом ресурсе вы легко найдете собеседников для языкового обмена и общения по переписке. Дополнительная опция сайта - регистрация в качестве учителя. Если для вас актуально - дерзайте!
Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!
18 LingQ
![](https://i1.wp.com/cdn1.elenaruvel.com/wp-content/uploads/lingq.com_.png)
Среди возможностей сайта - общение с другими участниками по переписке и в разговоре, уроки и курсы с преподавателями, онлайн сессии индивидуально и в группе. Можно просить подкорректировать ваше письмо или произношение. Учтите, что часть опций - платная.
19 Livemocha [закрыт]
![](https://i2.wp.com/cdn1.elenaruvel.com/wp-content/uploads/livemocha.com_.png)
Это глобальное сообщество для изучения 36 языков, где вы можете пройти обучающие курсы и создать собственную компанию единомышленников среди носителей языка, которые станут вашими партнерами для языкового обмена, собеседниками в скайпе, а в будущем хорошими друзьями.
20 Paltalk
![](https://i2.wp.com/cdn1.elenaruvel.com/wp-content/uploads/paltalk.com_.png)
Сервис предоставляет общение в видео чатах с людьми по всему миру. Вы можете присоединяться к другим участникам в онлайн комнате чата, чтобы обсудить музыку, спорт, изучение языков, разные события и другие темы. Дополнительно есть опция общения через текстовые сообщения.
21 Lang-8
![](https://i1.wp.com/cdn2.elenaruvel.com/wp-content/uploads/lang-8.com_.png)
Наверняка, во время изучения языка, вы сталкивались с проблемой: вы составляете предложения и примеры с новыми словами, но некому вас проверить. Этот сервис решает проблему. Скопируйте сюда диалог, текст, фразы, которые вы составили, и получите корректировку от носителей языка. Помогите участникам, которые учат русский язык, ответив на их вопросы, если чувствуете, что можете дать подсказку.
22 The Mixxer
![](https://i0.wp.com/cdn2.elenaruvel.com/wp-content/uploads/language-exchanges.org_.png)
Бесплатный образовательный сайт для поиска партнеров языкового обмена с последующей практикой в скайпе. Контакты можно посмотреть прямо в профиле у пользователя. Есть бесплатные уроки по английскому, китайскому, испанскому, французскому, немецкому.
23 My Language Exchange
![](https://i0.wp.com/cdn.elenaruvel.com/wp-content/uploads/mylanguageexchange.com_.png)
Сайт посвящен языковому обмену. Выглядит это так: вы находите человека, который заинтересован в изучении вашего родного языка, но при этом является носителем языка, что вы учите. Выбрав форму общения (чат, переписка по email, разговор), вы помогаете друг другу в изучении языков: взаимные уроки, подсказки, консультации по словарному запасу или просто разговоры на разные темы.
На сайте более миллиона участников из 133 стран, которые в сумме практикуют 115 языков! К сожалению, писать сообщения другим людям можно только после денежного взноса на сайте. Бесплатные опции: отвечать на запросы и сообщения других людей, общаться на форуме.
Каким сервисом пользуюсь я?
Все перечисленные сайты по-своему полезны. Попробуйте тренировку на нескольких и вы определитесь, какой сайт подходит вам. Что касается меня, то я выбрала для языковой практики сайт italki . Удобно искать преподавателей и носителей языка для уроков и языкового обмена, отслеживать пройденные уроки и обратную связь преподавателя. А еще бонус: легко найти учителя, который может провести урок или разговорную практику по Skype без предварительной договоренности.
Какие еще сайты для практики общения на иностранном языке вы знаете? Поделитесь в комментариях!
Вчера мне исполнилось 50 и я закончила курс немецкого языка с преподавателем.Если в начале этого года я твердо знала,что говорить по немецки я смогу лишь в следующей жизни,то сейчас я
столь же твердо знаю,что говорить я буду очень скоро.Курс очень хорошо структурирован.К концу
выполнения домашнего задания процентов 60 слов как -то сами собой вкладываются в голову.Остальное нужно учитьДве недели назад я слушала лекцию на немецком и понимала очень много(к моему большому удивлению) МНЕ ОЧЕНь НРАВИТСЯ УЧИТЬ НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
Огромное спасибо Елене Шипиловой и всей команде SpeakASAP!
Вот у меня закончились очередные 10 недель с Данило:) Очередные, потому что я прошла со Speakasap "огонь, воду и медные трубы": 10 недель с носителем, курс В2, немецкий для переселенцев, 10 недель индивидуальных занятий и с марта стартую снова +10.
На самом деле я уже перестала воспринимать Данило, как преподавателя, больше именно как друга, собеседника. Тем, кто сомневается, а начинать ли занятия и будет ли толк скажу - будет!
Я реально горжусь собой только потому, что меньше, чем через полгода я совершенно спокойно общалась с немцами, а после зимних каникул и баварский диалект не кажется мне страхом божьим. Все это я смогла со Speakasap!
В очередной раз говорю вам - ВЫ ЛУЧШИЕ и вам нет альтернативы! Огромное спасибо за все, что вы для меня сделали и продолжаете делать!!!
прошла грамматику самостоятельно (7 уроков) и индивидуальный курс 10 уроков с немцем Данило. если учесть, что уровень знаний был в районе "guten Tag" и "Hände hoch", то после курса ситуация изменилась существенно. я спокойно переписываюсь на любые темы и общаюсь вживую с немцами, при этом поправляют меня довольно редко и понимают практически всегда. честно говоря, я думаю, занятия в группе такого эффекта бы не дали, т.к. мне одной даже часа было маловато.
очень надеюсь достичь хотя бы такого же уровня по английскому(на данный момент закончила занятия с Евгением).
Вобщем, сотрудничеством с командой speakASAP очень довольна.
Я в полном восторге!
Понимаю почти все новости по телику (когда не хочу даже вникать, все равно понимаю...). И детективы)) Легко общаюсь с кассиршами в супермаркетах, парикмахершами и докторшами! Не уверена, что и им легко со мной))) Но это их проблемы! Ориентируюсь на немецких веб-сайтах, разбираюсь в туристической информации, объявлениях на транспорте, в ресторанных меню (!!!), могу задать уточняющие вопросы проводнику в поезде или стюардессе))
Сейчас настало время почитать дурацкие бабские романы на немецком языке. Накупила уже))) И задумываюсь, как бы мне "углУбить" знания, чтоб учиться было б также весело, без напряжения и с энтузиазмом, как это организовано на SpeakASAP.
Спасибо Елене и всей команде! Все вас люблю!
Елена! у Вас не голова, а дом советов просто!!! :)) восхищена вашей работой!!! так держать!!! УСПЕХОВ! сказать спасибо Вам, НУ ПРОСТО МАЛО!!!
Ведь сколько раз я не пыталась.... умом немецкий не понять!!!
с английским мне мозгов хватало, а тут PLUSQUAMPERFECT решил мои мозги взорвать!!!
везде искала я подсказки, кто, мол, поможет мне с бедой?
кто книжки, кто словарь, кто сказки, приватные уроки.................всё не то!!!
и вот утратив всю надежду, в иНет залезла по утру... там были 100тни сайтов, и eustudy.РУ.
за пол-часа мне стало ясно, куда какой глагол писать, и всё в табличках, всё понятно, о Боже! Что за благодать!?!?!?! от всей души благодарю! ещё раз спассссибо Вам говорю!!!
1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Как мы с вами знаем, проблема человека – одна из основных в философии . Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключается в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos - человек и genesis - происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека:
?
Религиозная теория
(божественная; теологическая). Подразумевает божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке.
? Теория палеовизита . Суть теории состоит в том, что человек является существом внеземным, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.
? Теория Эволюции Чарльза Дарвина (материалистическая). Человек является биологическим видом, происхождение его природное, естественное. Генетически связан с высшими млекопитающими. Эта теория относится к материалистическим теориям (естественнонаучным).
?
Естественнонаучная теория Ф. Энгельса
(материалистическая). Фридрих Энгельс заявляет, что главная причина появления человека (точнее, его эволюция) это труд. Под влиянием труда у человека сформировалось сознание, а также язык и творческие способности.
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек - высшая ступень развития живых организмов на Земле.
Биологически человек принадлежит к млекопитающим гоминидам, человекоподобным существам, которые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека - это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность - сущность человека.
Человек – биологическое существо. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования
Человек – существо социальное. Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Основные отличия человека от животного:
Человек обладает мышлением и членораздельной речью. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, строя планы. Коммуникативными возможностями обладают и некоторые виды обезьян, но только человек способен передавать другим людям объективную информацию об окружающем мире. К речи можно добавить и другие способы отражения окружающей действительности, например, музыка, живопись, скульптура и т.д.
Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
Обладает прогностической способностью, т.е. способностью предвидеть последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
Выражает ценностное отношение к действительности.
Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» - культуру. Животные же приспосабливаются к окружающей среде, которая определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ. Иными словами, человек может изготавливать орудия с помощью ранее сделанных средств труда.
Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека.
Таким образом, человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начало)
2 Общественное и индивидуальное сознание
1.
Психика человека
: сферы сознательного и бессознательного (подсознания);
коллективное бессознательное (надсознание или сверхсознание или супер-я).
2. Сознание .
Сознательное, осознаваемое связано с природой и структурой сознания. Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования:
1) Естественно-научный подход заключается в том, что сознание – проявление функции головного мозга, вторичное по сравнению с телесной организацией человека.
2) Религиозно-идеалистический подход подчеркивает, что сознание первично, а человек «телесный» - его производная.
Таким образом, сознание - способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. Сознание управляет самыми сложными формами поведения (интеллектуальные проблемы, преодоление сопротивления, осознание конфликта и поиски выхода из него, действия в ситуациях угрозы).
Сознание –
свойство высокоорганизованной материи;
субъективный образ объективного мира;
идеальное (субъективная реальность как осознанное бытие)
3. Структура сознания :
восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя (получение первичных знаний);
логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов);
эмоциональные компоненты (сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий);
ценностно-смысловые компоненты (сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию).
4. Свойства сознания :
Активность (отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели закономерностей окружающего мира; служит основой преобразовательской деятельности человека).
избирательность (различия в содержании сознания как на личном, так и на общественном уровне);
субъективность;
творческое начало.
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развитие психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.
Проявления активности сознания:
активное (целенаправленное) и избирательное отражение мира;
конструирование теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира;
основа преобразовательной деятельности человека;
прогнозирование природных и социальных процессов.
5. Основной признак сознания :
Либо Знание – не только то, что человек знает, но также и то, что чем он не думает, но что легко можно вспомнить или понять (сделать содержанием сознания), а также неявное знание (неосознанные предпосылки и следствия),
Либо Направленность сознания на определенный предмет или объект (можно его не знать, но после проявления интереса к нем, он становится объектом сознания)
6. Бессознательное – те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Проявляется в ошибках (оговорках, описках), забываниях, фантазиях, мечтах, грезах, сновидениях. Исследователь – Зигмунд Фрейд, направление – психоанализ.
7. Общественное (коллективное) сознание (надсознание, сверхсознание) – сознание группы общества, общественное мнение. (Теории К.Юнга). Общественное и индивидуальное сознание не сводимы друг к друга, не копируют друг друга, но тесно взаимодействуют. Относительно самостоятельно, распространяется образованием, СМИ, политическими партиями и общественными движениями. Существует на основе преемственности.
3 Самосознание индивида и социальное поведение
1. Самосознание это:
осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
осознание человеком себя как личности, способной принимать решения и нести за них ответственность.
2. Самопознание – изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
3. Виды самопознания : опосредованное (через самоанализ), непосредственное (самонаблюдение, в т.ч. через дневники, анкеты и тесты), самоисповедь (полный внутренний отчет перед самим собой), рефлексия (размышления о происходящем в сознании), познание себя путем познания других, в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности.
По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою сознательную жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осуществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается смертью человека. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя.
Познание себя путем познания дургих. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С этого и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе – он дает ему имя, приучает откликаться на него и т.д.
Известные слова ребенка: «Я сам…» означают его переход к важному этапу познания себя – человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.
4. Самооценка
– эмоциональное отношение к собственному образу (всегда субъективна). Самооценка может быть реалистической (у людей, ориентированных на успех), нереалистической (завышенной или заниженной у людей, ориентированных на избегание неудач).
5. Факторы, влияющие на самооценку
:
сопоставление реального «Я» с идеалом,
оценка других людей и сравнение себя с ними,
отношение личности к собственным успехам и неудачам.
6. Образ «Я» («Я»-концепция) – относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное или зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе.
Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия , отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.
7. Поведение – совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если деятельность состоит из действий, то поведение – из поступков.
8. Поступок – действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств.
Для обозначения поведения человека в обществе используется понятие социальное поведение.
9.
Социальное поведение
– поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окружающих людей и общество в целом.
10.
Виды социального поведения
:
массовое (активность масс, не имеющая определенной цели и организованности) – групповое (совместные действия людей);
просоциальное (мотивом деятельности будет является добро) – асоциальное;
помогающее – конкурентное;
девиантное (отклоняющееся) – противоправное.
11. Значимые виды социального поведения:
связанные с проявлением добра и зла, дружбы и вражды;
связанные со стремлением добиваться успеха и власти;
связанные с уверенностью и неуверенностью в себе.
12.
Нравы
– типичные, повторяемые множеством людей реакции на определенные события; преобразуются по мере сознания людей. Основаны на привычках.
Обычаи – форма поведения человека в определенной ситуации; обычаям следуют неуклонно, не задумываясь об их происхождении и почему они существуют.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
13. Отклоняющееся (девиантное) поведение
– поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Основными видами отклоняющегося поведения являются: преступность, наркомания, проституция, алкоголизм и т.д.
14. Делинквентное поведение
(от лат. delictum - проступок, англ. - delinquency - правонарушение, провинность) - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Девиантное поведение может иметь коллективный и индивидуальный характер. Причем индивидуальная девиация в ряде случаев трансформируется в коллективную. Распространение последней обычно связано с влиянием криминальной субкультуры, носителями которой являются деклассированные элементы общества.
Типы девиантного поведения:
Инновация (принятие целей, отрицание законных способов их достижений)
Ритуализм (отрицание принятых целей при согласии со средствами)
Ретритизм (отвергает и цели и способы)
Бунт\Мятеж (не только отвержение, но и попытка замены своими ценностями)
Всякое девиантное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения.
4 Мировоззрение, его виды и формы
1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
2. Структура внутреннего мира :
познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
мировоззрение
направленность личности
3. Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:
Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
Пути формирования: стихийный, осознанный.
Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;
Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.
Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.
Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.
4. Убеждения – устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.
Типы мировоззрения:
Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.
5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
5 Виды знаний
1. Чувственное и рациональное познание, интуиция
Рациональное познание – познание посредством мышления.Интуиция – способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Формы чувственного познания:
1. ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;
2. восприятие – чувственный образ целостной картины предмета;
3. представление – образ объекта познания, запечатленный в памяти
Формы рационального познания:
1. понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;
2. суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;
3. умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения:
индуктивное (от частного к общему);
дедуктивное (от общего к частному);
по аналогии.
Виды интуиции:
мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями;
интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.
Особенности чувственного познания:
непосредственность;
наглядность и предметность;
воспроизведение внешних свойств и сторон.
Особенности рационального познания:
опора на результаты чувственного познания;
абстрактность и обобщенность;
воспроизведение внутренних закономерных связей и отношений.
Особенности интуиции:
внезапность;
неполная осознанность;
непосредственный характер возникновения знаний.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Они тесно взаимосвязаны.
Интуиция – своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от гр. emperies - опыт) - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio - разум, рассудок) - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая - высшая. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
2. Эмоции
(аффективная форма проявления моральных чувств) и
чувства
(эмоции, выраженные в понятиях – любовь, ненависть и др.) – мотивируют к устойчивости интересов и целей субъекта познания
3. Заблуждение –
содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Источники заблуждений:
погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта.
4. Ложь –
сознательное искажение образа объекта.
5. Знание
– результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Многозначность термина «знание»:
знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
знание как познавательно-значимая информация;
знание как отношение человека к действительности.
6. Виды знаний :
Житейское – строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
Практическое – строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
Художественное – строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
Научное – строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)
Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
7. Формы знаний :
Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
Донаучное – прототип, предпосылки научного знания
Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием
Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности