Проектная работа в начальной школе.

Автор: Сорокина Светлана Ивановна,учитель начальных классов.
Место работы: МОУ гимназия №1 г. Волгограда.

Методическая разработка "Проектная деятельность в начальной школе"

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся, которые основаны не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.
1.Задачи проектно-исследовательской деятельности.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личностно и социально - значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность - это совместная учебно - познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию самостоятельности, целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности, инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни.
Проектно-исследовательская деятельность реализует деятельностный подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся. Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск способов решения проблемы, а задача формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
2.Взаимоотношения в проектно-исследовательской деятельности.
Главным компонентом проектно-исследовательской деятельности должен быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью - стадия мысленного решения поставленной задачи.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
3. Особенности работы в начальной школе.
В начальной школе можно выделить следующие виды учебных исследований:
-по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
-по месту проведения: урочные, внеурочные;
-по теме: моно проекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все возможные темы можно условно распределить на три группы: фантастические, экспериментальные, теоретические.
- по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
У учащихся младшего школьного возраста наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
3.1 Правила выбора темы проекта
Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного эффекта.
Правило 2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования. Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, – сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим решением.
Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4. Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать, как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования в 1-2 классе целесообразно ограничить 1-2 неделями. Важно, чтобы проекты не были долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к проекту. В 3- 4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2 месяцев.
Правило 6. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна и та же проблема может решаться разными возрастными группами на различных этапах обучения.
Правило 7. Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог должен учесть наличие требуемых средств и материалов – исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению, порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8. С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока интерес не угас.
4.Структура проекта.
Дети не способны к длительной самостоятельной работе без участия взрослых, их поддержки, помощи, анализа и нацеливания на следующий этап работы. Для поддержания мотивации и руководства организацией проекта младших школьников выделяется не три этапа, как в старших классах, а 4, 5, или 6 , в зависимости от поставленных задач, содержания и продолжительности работы над проектом.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
Выбор темы.
Постановка цели и задач.
Гипотеза исследования.
Организация исследования.
Подготовка к защите и защита работы.
Рефлексия.
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
5.Стадии работы над проектом
Проблема - Проектирование (планирование) --Поиск информации - Продукт - Презентация.- Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
5.1 Проектирование. В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами проектирования.
5.2 Роль учителя. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, а также их родителей в исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:
1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,
2-й и 3-й этапы - учитель - УЧЕНИК,
Последний этап-УЧИТЕЛЬ - ученик.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
5.3 Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми". Если это теоретическая проблема, то конкретное её решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке, в школе, во внеклассной работе, дома. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас, видеофильм, диафильм, газета, журнал, коллекция, гербарий, костюм, макет, модель, наглядные пособия, плакат, публикация, справочник, словарь, экологическая программа, книга, викторина, панно, поделка, праздник, представление, план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, буклет, поделка, сценарий праздника, экскурсия, путешествие, реклама, выставка, инсценировка, спектакль, соревнования, телепередача, научная конференция, ролевая, деловая, спортивная, интеллектуально - творческая игра.
5.4 Презентация. Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита проекта), где учащиеся докладывают о проделанной ими работе. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, продукт работы над проектом, определяет форму проведения презентации. Целью проведения презентации является выработка или развитие презентативных умений и навыков: демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения, анализировать ход поиска решения, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта, самоанализ успешности и результативности решения проблемы.
После защиты проекта можно изделие подарить, оформить вы-ставку проектных работ важно, чтобы дети ощутили потребность в изготовленных изделиях. Почувствовали атмосферу праздника за доставленную людям радость.
6.Оценка проекта. Оценка выполненных проектов должна носить стимулирующий характер, но следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Школьников, добившихся особых результатов необходимо отметить дипломами или памятными подарками, не присуждая мест. В начальной школе должен быть поощрен каждый, кто участвовал в проекте. Помимо личных призов приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проекта.

Это действительно записная книжка, в которой транскрибируется вся математическая деятельность учеников; каждые два-три года он держит один, единственный след, который он продолжает развивать в своем учении. Эта работа, которая все еще находится в стадии строительства, полностью населена и увлечена учителем, конец карьеры которого станет кульминацией.

Эти личные работы являются результатом работы по развитию, которая возникает в наблюдениях, анализах и оценках работ, уже присутствующих в культуре. Наши интервью показывают, что чаще всего вокруг единичного документа реализуется эта работа по развитию, документ, который несет в себе зародыш работы. В самом деле, если учитель использует различные документы, есть один, который, кажется, лежит в основе этой работы: мы будем называть это генерирующим документом. Все происходит так, как будто работа учителя строилась как кристалл: из семени работа развивается вокруг первоначальной формы.

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития . А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Таким образом, работа учителя может быть как практикой, так и документами, дидактикой, педагогикой. Когда человек должен учить математическое понятие, она одновременно призывает ее концепции того, что такое математическое понятие, карты, которые она уже использовала, представление о том, что значит учить, и так далее. Это потому, что понятие работы является широким, что оно нас интересует, поэтому мы не можем заменить его каким-либо из вышеуказанных терминов.

Сейчас вопрос о пересмотре всего корпуса, когда это возможно, выпустить документ, создающий работу каждого учителя. Следует помнить, что целью полуструктурированных интервью было создание атмосферы доверия, способствующей упоминанию теневой части работы учителя, даже если интервью иногда не дают информации что было бы полезно для поддержки анализа.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Для половины из 10 опрошенных учителей основной документ и исходный документ одинаковы: те, чей основной документ четко идентифицирован с руководством учителя или студенческим файлом. Первым ключом к идентификации генерирующего документа является строгое соблюдение этого документа.

Наконец, если и в начале развития их работы, они не колеблясь добавили дополнительное дидактическое устройство, точечные карты. Обратите внимание, что у этих учителей есть общая точка в возрасте от одного до десяти лет от старшинства на уровне школы, где они учат во время собеседований, и что их создающий документ, который также является основным, по-прежнему имеет значение в школьное учреждение.

Задачи проекта:

1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.

2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.

Рассмотрим теперь пример учителей в нашей выборке, которые имеют по меньшей мере двадцатилетний стаж работы на уровне, где они учат. Дело уже вызвано его основным документом, который смешивается с видимой частью его работы: студенческой записной книжкой, которую он держит. Несомненно, что это несоблюдение приводит к необходимости оправдывать его использование, называя себя традиционным учителем, утверждая, что изменения в программе часто касаются деталей.

Состояние усовершенствования, действие которого, хотя оно все еще развивается, сейчас почти на вершине, позволяет забыть, что может быть в его начале. Казалось бы, создающий документ работы, для него тоже, Эйлер. Он получил такое же обучение, как и держит это руководство в своем классе и иногда ссылается на него. делает более дистанционное использование учебников: у студентов есть один, но только для упражнений; учебник более удобен, способ получить студентов в колледж. Работа состоит из набора файлов по различным темам исследования, файлов, которые он завершает в соответствии с его открытиями в грудах работ.

3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Поскольку мы явно не задавали этот вопрос, нам не удалось определить, каков его генерирующий документ. В этих последних трех случаях уровень разработки работы, по-видимому, каким-то образом натурализовал документ, который его создал; поэтому из наших единственных интервью трудно определить его с уверенностью; только сравнительное исследование содержания их работы и предполагаемого генерирующего документа могло бы подтвердить наши гипотезы; однако в нынешнем состоянии нашего корпуса такое исследование невозможно.

Остались случаи и, что мы сейчас представим более подробно. Дело в том, что это довольно атипичный учитель; с одной стороны, с точки зрения организации его учения, но и с точки зрения его работы, состояние разработки которого, кажется, было успешным, хотя он и в первый год, двойной уровень образования. Его деятельность строится на индивидуальном уходе за студентами, предлагая в своих учебных занятиях три или четыре уровня сложности, чтобы лучше всего адаптироваться к их потребностям. Для этого был создан запас действий - так же как и файлы, в которых он выбирает тех, кто предлагает своим ученикам.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Таким образом, он обладает большой гибкостью для решения вопросов обучения и использования файла студентами. Основной документ, на который он ссылается во время интервью, - это обучающая программа, которая разбивается по приобретенным навыкам, документ, на котором он идентифицирует навыки, которые он работал со своими учениками. Несмотря на очень гибкую организацию, управляемую только выявленными потребностями студентов, когда, наконец, он вызывает содержание обучающих ситуаций, мы понимаем, что создающим документом его конкретной математической практики, несомненно, является Эрмель, его ученики следуют в другом месте - файл этой коллекции.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Случай может быть типичным для сложности развития работы. Во время интервью она, похоже, очень сомневается в преподавании математики. Этот случай может быть истолкован как случай строительства разрушенной работы из-за капризов профессиональной жизни. В свете всей нашей работы мы предлагаем интерпретировать многообразие случаев, которые мы только что упоминали как разные государства при разработке работы учителя, с точки зрения эволюции генерирующего документа и материалы документации за пределами этого.

Таким образом, работа учителя многообразна: он сделан из того, что он производит, и тем, что питает его производство. Теперь поговорим об эволюции работы, которая даже для учителей в конце их карьеры никогда не статична. Если дополнения, дополнения или изменения сделаны из генерирующего документа, что можно сказать? Учителя редко упоминают предметный контент в интервью, даже если они ориентированы на математику; они чаще избегают темы, возможно, из-за характера их собеседника, исследователя и тренера по дидактике математики, которую они воспринимают как ученого.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

Постепенно, не ставя под сомнение рамки его работы, даже когда он находится в начале его разработки, учитель добавляет материальные, небольшие штрихи - манипулятивные действия, новые упражнения, учебные материалы и т.д. - к конструкции, построенной из генерирующего документа. На наших интервью были выявлены некоторые факторы, которые послужили катализаторами для интервьюируемых учителей. Хрупкие или очень продвинутые студенты часто являются предметом в классе специального лечения, в семинарах, которые используют игры на основе основного документа или, чаще, так называемые упражнения по реабилитации. или обучение, которое опирается на документы, которые не принадлежат к основному документу.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

Вывод: руководство как инструмент профессионального развития

Наконец, это может быть просьба от коллеги, недавно прибывшей в класс такого же уровня образования - это приводит к работе по анализу книги мастера. Также упоминается элемент личной усталости, явление, известное как устаревание ситуаций. Вернемся, с одной стороны, к общему вопросу доклада учебника с преобразованиями профессии учителя: возобновление знаний, которые будут преподаваться, педагогические и дидактические модели, изменения в социальном спросе. Что для данного учителя может быть фактором изменения или, наоборот, стабильности в отношении документов, которые он использует?

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Как насчет школьных учителей, которые по функциональности универсальны? Чтобы быть хорошим актером, учитель должен не только произносить текст, он должен его инвестировать, а для этого, анализировать и переносить ввод текста в знания, принесенные учебниками. Несомненно, это то, что некоторые писатели говорят, что критический взгляд на учебники - это компонент профессионализма. Тем не менее, нет коллективного управления тем, как работать над учебниками, даже если некоторые молодые преподаватели говорят, что они это делали во время обучения.

Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся:

В центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;

Образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;

Педагогическая свобода уединенного укрытия учителя, иногда упоминаемая в наших интервью; таким образом, каждый человек сталкивается с этой проблемой как индивидуальный ответ, о чем свидетельствует разнообразие методов, выявленных в ходе опроса. Опрошенные учителя чаще всего выступают в качестве неспециалистов по математике; некоторые считают книги учителя незаменимыми, в которых они заявляют, что изучают математику, полезную для их обучения.

Интервью показывают, что создающий документ, сердце работы, иногда инвестируется учителем с самого начала его карьеры, этот выбор затем был результатом его начального обучения. Инвестирование генератора документов, вероятно, может быть сделано только в том случае, если учитель считает этот документ очень узаконенным, будь то его начальная подготовка, его коллеги или его встреча с автором руководства.

Каждому предоставляется возможность свободно выбирать(тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;

Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;

~ проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;

Когда социальный спрос развивается, работа учителя может быть ослаблена. Мы считаем, что с учетом опроса мы можем утверждать, что сопротивление изменениям в учителе не отражает определенной неподвижности, а результат сильных инвестиций в развитие его учения, что затрудняет постановку под сомнение всей его конструкции. Тем не менее, внешнее событие может нарушить установленное равновесие: смена школы, невозможность иметь учебники или файлы для учеников, трудности учеников, которые появляются периодически, как многие элементы, которые могут привести вовлечение учителя в деятельность по развитию.

Проектированию можно научиться. Для этого необходим! Желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу

Виды проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Это то, что происходит при расследовании Метуди и Духауффора, с массовым прибытием документации по требованию. Одна треть учителей говорит, что они изменили организацию класса; более половины, как запросить каждого ученика. Наконец, это привело к изменению подготовки к уроку для 59% из них.

В связи с исследованием, что касается школьных учителей и их преподавания математики, нет никаких сомнений в том, что работа над учебниками и книгами ассоциированного учителя, которая питает работу учителя, является хорошим разработчиком для себя. Тем не менее, следует отметить, что это исследование является специфическим, особенно потому, что в математике у учителей мало начальной подготовки в преподавательской дисциплине. Другие исследования могут документировать этот вопрос на других академических уровнях и в соответствии с дисциплин, тем более что предлагаемая учебная документация может иметь разные характеристики в соответствии с дисциплин, а учебники не обязательно занимают одну и ту же функцию.

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект . Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

Внутриклассными;

Внутришкольными;

Региональными;

Межрегиональными;

Международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные. совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

Консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду
и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

  • мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
  • фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
  • наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

  • выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
  • оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции.

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т. п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребёнка к самостоятельной поисково – творческой деятельности. Научить его мыслить, организовать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого – физические особенности младших школьников.

Начиная работу с первоклассниками в 2012 – 2013 учебном году, я выделила для себя ряд проблем:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
  • неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а так же выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Чтобы устранить все эти проблемы, начиная с первого класса, вовлекала учащихся в пректную деятельность.

В моём классе проводились такие проектные работы, как:

  • «Сказочные цифры». Цель: - запоминание цифр учащимися;
  • «Родословная моей семьи». Цель: - узнать родословную своей семьи.
  • «Города Кубани». Цель: - познакомить учащихся с городами Краснодарского края.
  • «Города России». Цель: - познакомить учащихся с городами России.
  • «Страны мира». Цель: - познакомить учеников со странами мира.
  • «Материки». Цель: - познакомить с материками.
  • «Олимпиада. Сочи 2014». Цель: познакомить учеников с понятием олимпиада.

Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.