Критическое мышление - это истинное искусство глубокого анализа информации и возможность развивать свои мыслительные способности. Мыслить критически не значит думать больше или о более сложных вещах. В первую очередь - это думать «лучше, более качественно». Оттачивая навыки критического мышления, вы тем самым развиваете свое интеллектуальное любопытство. Но здесь не все так просто. Критическое мышление требует серьезной дисциплинированности. Вы должны быть совершенно объективны и, что очень важно, самокритичны. Нужно искать и признавать истину даже в тех ситуациях, где вы оказались не правы.

Шаги

Оттачивайте свои навыки интервьюера

    Построение вопроса-предположения. Мы говорим много и обо всем. Так наш мозг обрабатывает определенные фрагменты информации. Это основа нашей повседневной жизни. Но что делать в ситуации, когда наше предположение оказалось неверным или неправильным? Ведь в этом случае весь процесс будет изначально провальным.

    Не воспринимайте информацию как истину до тех пор, пока сами не исследовали тот или иной вопрос. Вместо того чтобы проверить насколько верна информация, мы очень часто доверяем надписям на этикетках или какому-то на наш взгляд достоверному источнику. Не старайтесь сэкономить время и энергию на перепроверку информации, даже если она исходит из надежного источника. Не все то правда, о чем пишут журналы, газеты и о чем говорят на телевизионных каналах и по радио.

    • Научитесь доверять и использовать свой инстинкт. Особенно в наиболее спорных вопросах. Если что-то кажется вам сомнительным, поищите больше информации об этом, а также используйте разные источники. Достаточно скоро вы научитесь различать полезную информацию и отфильтровывать ненужную.
  1. Такая вещь как вопрос. Запомните, от того как вы зададите вопрос зависит качество той информации, которую вы получите. Умение ставить правильные вопросы является, пожалуй, квинтэссенцией всего критического мышления. Не зная, какие вопросы нужно задавать в первую очередь, а какие стоит оставить на заключительную часть, вы никогда не получите желаемого результата. Умение находить правильные вопросы - основной принцип критического мышления.

    Ставьте себя на место других людей. Это способствует развитию навыков критического мышления. Эмпатия поможет вам лучше разобраться в человеческой психологии, мотивах и стремлениях людей. Не будьте бессердечными, ведь умение сочувствовать необходимо каждому человеку.

    Ежедневно выделяйте минут 30 для тренировки мозга. Существуют десятки способов, которыми вы можете улучшить функции своего мозга. Вот несколько таких идей:

  • Используйте Интернет-ресурсы и библиотеки, чтобы найти больше информации о предмете своих размышлений. Неосведомленная критика хуже, чем незнание.
  • Не будьте слишком категоричными, но достаточно смелыми, чтобы критически мыслить. Избегайте слов «никогда», если не уверены в этом на 100%. Будьте убедительны в своих доводах, оперируйте фактами. Говорите медленно и уверенно, гонка здесь ни к чему.
  • Различайте индуктивный и дедуктивный методы рассуждения. Вы должны, когда разговор ведется от частного к общему, а когда от общего к частному.
  • Поинтересуйтесь мнением других людей. Люди из разных возрастных и социальных групп могут дать вам совершенно новый взгляд на вещи.
  • Читайте чужие рецензии в газетных и журнальных статьях. Учитывайте их ошибки и сильные стороны, чтобы совершенствовать свой собственный стиль.
  • Обратите внимание на мнение других критиков о вас.
  • Будьте дипломатичны. Ваша цель - не сам человек, а предложение, которое он выдвигает.
  • Мыслите гипотетически-дедуктивным методом. То есть, учитывая конкретную ситуацию, применяйте соответствующие знания принципов и ограничений и показывайте их в абстрактном, возможном варианте.
  • Критика будет гораздо удачнее, если ее предмет находится в области ваших знаний. К примеру, кто лучше художника оценит картину? А кто, как не писатель, лучше выскажется относительно книги или литературного произведения?

Предупреждения

  • используйте метод «сэндвича»: комплимент, предложение, пожелание. Критика получится лучше, если вы используете этот подход. Также можно использовать имя и фамилию лица, искреннюю улыбку, взгляд в глаза.
  • Никогда не критикуйте в оскорбительной форме. Человек в таком случае занимает оборонительно-атакующую позицию (особенно, если предмет спора касается его лично). Поэтому не стоит, к примеру, в разговоре со сторонником абортов подливать масла в огонь речами о том, что аборт - это преступление. В такой ситуации человек не слушает аргументов и вам будет еще сложнее убедить его в обратном. И в заключение - критика отлично работает с похвалой.

Получение знаний об объектах, свойствах, отношениях окружающей действительности, которые человек не воспринимает непосредственно, может осуществляться с помощью мышления различного типа.

Критическое мышление - это некая система суждений, помогающих анализировать и формулировать обоснованные выводы, создавать собственную оценку происходящему, интерпретировать его. Можно сказать, что критическое мышление – это мышление высокого уровня, позволяющее ставить под сомнение поступающую информацию. Также его определяют, как «оценочное, рефлексивное» или «мышление о мышлении».

Для прояснения вопроса о том, что такое критическое мышление, Р. Пол предложил разделять его на сильное и слабое. Слабое подразумевает мышление эгоиста, которое занято собственными потребностями и не использует его во благо. Сильное мышление принадлежит личности без эгоцентрической направленности.

Не любая умственная деятельность попадает под определение «критическое мышление». К нему не относятся:

  • запоминание;
  • понимание;
  • интуитивное/ творческое мышление.

Критическое мышление имеет много определений в философских и психологических работах, но любые исследователи сходятся во мнении, что для того, чтобы критично мыслить, необходимо умение :

  • анализировать и синтезировать;
  • осуществлять индукцию и дедукцию;
  • абстрагироваться;
  • интерпретировать;
  • наблюдать;
  • использовать логику;
  • осуществлять восхождение от абстрактного к конкретному.

Также обязательно обладание широким кругозором, творческим воображением, устойчивыми ценностными установками. В некоторой степени эмоциональность также может входить в определение этого понятия.

Критичность мышления – необходимое качество, которое позволяет создавать предпосылки для цивилизованного развития общества.

Составляющие

Способность мыслить абстрактно – это умение отвлекаться от некоторых свойств действительности, которые в настоящее время несущественны, с одновременным выделением других – актуальными. Необходимо различать процесс абстрагирования и абстракцию. Первый подразумевает некоторое количество операций, которые ведут к конкретному результату – абстракции. Под абстракцией могут выступать самые разные понятия и вещи (в том числе обыденные – такие как дом, улица, дерево и т. д.). Этот процесс неразрывно связан с другими понятиями – анализом и синтезом.

Анализ – процесс, позволяющий разложить объект на части. Синтез – это соединение частей, которые были получены посредством анализа, в одно целое.

Следующее умение, которое входит в необходимый критерий оценки критичного мышления, – способность индуктивно и дедуктивно мыслить. Индукция – это умозаключение, которое сформировано в процессе рассуждения от «частного» к «общему» . Дедукция основывается на рассуждении от «общего» к «частному».

Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой прохождение двух стадий. Первая предполагает переход от конкретного определения к абстрактному. Объект разбивается на составные части – признаки и свойства. Вторая стадия – восхождение от абстрактного к конкретному. На этом этапе ум человека пытается восстановить исходную целостность расчлененного предмета. Прохождение второй стадии невозможно без предварительной первой. Таким образом, происходит процесс, который позволяет познанию совершать восхождение от конкретного к абстрактному, а впоследствии – наоборот.

Критический ум позволяет человеку все время сомневаться, взвешивать все «за» и «против». Главные показатели критичности ума – умение смотреть на предположения, как на возможные гипотезы, требующие доказательств. Люди с богатым воображением, «фантазеры» рискуют выдвигать несбыточные планы, поэтому должны уделять внимание развитию критичности суждений и научиться целенаправленно мыслить.

Развитие критического мышления

Для чего нужно критическое мышление в обыденной жизни? Оно:

  • помогает в профессиональном самоопределении;
  • позволяет установить приоритеты;
  • формирует ответственность за выбор;
  • дает возможность формулировать собственные выводы;
  • развивает способность к прогнозу последствий своих действий;
  • вырабатывает умения культурного диалога.

Как развить критическое мышление? Прежде всего, нужно представлять, как оно происходит в последовательности. Его процесс составляют три стадии:

  • вызов, позволяющий актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания по исходному вопросу и побуждение человека к активной деятельности;
  • осмысление, которое позволяет получить новую информацию, осознать и соотнести ее с имеющимися данными;
  • рефлексия, предполагающая целостно осмысливать и обобщать полученную информацию, присвоить ее и проявить собственное отношение к объекту.

Возможные самостоятельные способы развития

Опишем основные стратегии, позволяющие повысить критичность ума.

№1. Использование времени, которое обычно тратится на «ничегонеделание». Это время предлагается использовать в качестве самоанализа – например, в конце дня. Необходимо ответить на некоторые вопросы:

  • использовал(а) ли я сегодня методы, развивающие критический ум;
  • были ли они эффективны;
  • что я делал(а) для достижения своих целей.

Лучше всего отвечать на эти вопросы письменно, в виде дневниковых записей .

№2. Проработка проблем. Один день следует отдавать под одну проблему. Следует ее сформулировать и определить, как она соотносится с жизненными ценностями и потребностями. Ее необходимо изучить, чтобы понять, возможно ли на нее воздействовать и какие действия необходимо совершить для ее решения. Обязательное условие – определение своих возможностей, которые позволят решить вопрос в краткосрочной и долгосрочной перспективе. После этого необходимо выбрать стратегию для решения и придерживаться ее.

№3. Развитие интеллекта.

Следует каждые несколько дней работать над развитием критичности ума, а именно одной конкретной стороны – логического мышления, анализа, дедукции и т. п.

Чтобы эффективно развить критическое мышление, не стоит доверять авторитетам. Призма чужого восприятия часто искажает информацию. Именно поэтому так важно самому обращаться к первоисточнику и самостоятельно знакомиться с вопросом.

№4. Фиксирование успехов в дневниковых записях.

Каждую неделю стоит записывать в дневнике эмоциональные значимые ситуации, описание реакций на них и анализ их истоков. Стоит ответить на такие вопросы: что нового о себе я смог(ла) узнать, благодаря этим ситуациям? Что можно было бы сделать по-другому, если бы пришлось переживать их снова?

Необходимо понимать, что развитие критичности ума – это долгий процесс, и было бы оптимальным его вообще не прерывать.

Итак, критическое мышление определяют по-разному, но подразумевают такое мышление, которое позволяет делать собственные выводы самостоятельно на основе поступающей информации и пользоваться ими для решения актуальных проблем. В некоторых случаях такое мышление можно развивать самостоятельно.

Навыки критического мышления

Фокусирующие навыки.

1.Определение проблем, содержащихся в явном или в скрытом виде в новой информации.

2.Выявление целей: определение направления и целей изучения новой информации.

Навыки сбора информации.

3.Наблюдение: получение информации при помощи одной или более сенсорных систем.

4.Формирование вопросов, поиск новой информации через вопросы.

Навыки запоминания.

5.Кодирование: хранение информации в долговременной памяти.

6.Вызов: восстановление информации из долговременной памяти.

Навыки организации.

7.Сравнение: выявление черт сходства и различий разных объектов.

8.Классификация: группировка и обозначение объектов на основе выявленных их признаков.

9. Представление: презентация новой информации.

Навыки анализирования.

10.Идентификация атрибутов и компонентов: определение характеристик или частей основных идей или понятий, содержащихся в новой информации.

11.Идентификация отношений и понятий: определение причинно-следственных связей.

12.Идентификация главных идей: идентификация центрального элемента; например, иерархия ключевых идей в сообщении или упорядочивание причин.

13.Идентификация ошибок: определение логичных заблуждений и других ошибок и, где возможно, выявление вариантов их исправления.

Навыки генерирования.

14.Выводы: суммирование, выявление наиболее важной информации или идей.

15.Предсказывание: предвосхищение событий или следствий на основе имеющейся информации.

16.Разработка: объяснение дополнительных деталей, примеров или другой релевантной информации.

Навыки интегрирования.

17.Эффективное комбинирование информации для формирования новых идей.

18.Реконструкция: переформулирование информации и идей или изменение логики, содержащейся в информации, для формулирования новых идей.

Навыки оценивания.

19.Формулирование критериев оценивания информации или идей.

20.Проверка: проверка правильности утверждений.

Некоторые условия, необходимые для развития

Критического мышления

Для того, чтобы вы могли воспользоваться своими возможностями критического мыслителя, важно развивать в себе ряд важных качеств, среди которых:

1. Готовность к планированию.

2. Гибкость.

3. Настойчивость.

4. Готовность исправлять ошибки.

5. Осознание.

6. Поиск компромиссных решений.

Мыслящие люди:

1) умеют решать проблемы;

2) проявляют известную настойчивость в решении проблем;

3) контролируют себя, свою импульсивность;

4) открыты для других идей;

5) умеют решать проблемы, сотрудничая с другими людьми;

6) умеют слушать собеседника;

7) они эмпатичны;

8) терпимы к неопределенности;

9) умеют рассматривать проблемы с разных точек зрения;

10) умеют устанавливать множественные связи между явлениями;

11) они терпимо относятся к точкам зрения, отличным от их

Собственных взглядов;

12) они могут рассматривать несколько возможностей решений

Какой-то проблемы;

13) они часто задают вопросы «что, если...?»

14) они умеют строить логические выводы;

15) они размышляют о своих чувствах, мыслях - оценивают их;

16) умеют строить прогнозы, обосновывать их и ставить перед собой обдуманные цели;

17) они могут применять свои навыки и знания в различных ситуациях;

18) они любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;

19) они активно воспринимают информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления

Понимая тенденции развития современного общества, я постепенно стала внедрять на занятиях технологию развития критического мышления. На мой взгляд, самое важное в этой технологии – большая самостоятел...

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нра...

Умение мыслить нестандартно является конкурентным преимуществом любого фрилансера. Критическое мышление это способ вырваться вперед и создать действительно что-то новое. Конечно, во многих случаях можно обойтись и шаблонными решениями, просто следуя модным тенденциям, но иногда этого недостаточно. В мире информационных технологий все меняется так быстро, что иногда для выполнения какой-нибудь задачи шаблонов просто не существует и тогда приходится «включать» мозг. Вокруг нас бушует четвертая индустриальная революция, но многие люди, в том числе и фрилансеры, этого не ощущают, они просто несутся в бурном информационном потоке вместе со всеми остальными.

А между тем в прошлом году на Всемирном экономическом форуме был опубликован очень интересный доклад, посвященный навыкам, которые будут востребованы в ближайшие годы. На первом месте самых важных скиллов оказалось умение решать комплексные проблемы. Навык критического мышления занял четвертую строчку рейтинга. Но это было в прошлом году. По мнению экспертов, уже к 2020 году критическое мышление станет вторым по значимости навыком для специалистов, работающих в сфере информационных технологий. А это уже серьезно.

Что же такое критическое мышление? Кафедра философии Университета Гонконга дает такое определение: человек с критическим мышлением должен обладать следующими навыками, умениями или способностями:

  • Видеть логические связи между разными идеями
  • Уметь оценивать и систематизировать аргументы
  • Находить несоответствия и распространенные ошибки в рассуждениях
  • Определять важность и актуальность идей
  • Правильно оценивать свои собственные взгляды и убеждения

Эти шесть пунктов ясно показывают, насколько важно критическое мышление. Данные навыки помогают в решении сложных проблем, способствуют коммуникации, заставляют мыслить логически и повышают творческие способности. А это как раз то, что нужно успешному фрилансеру.

Управление информацией

Мы живем в информационном мире и постоянно сталкиваемся с новыми идеями, данными или мнениями. Постоянный доступ в интернет, огромное количество информационных потоков и непрерывная генерация новых идей означает лишь одно: у вас есть большое количество информации для анализа, и нужно что-то сделать, чтобы осмыслить все это. В этом как раз и поможет критическое мышление.

Возможно, критическое мышление стоит воспринимать не как набор полезных навыков, а как образ жизни. Идея не нова. Об этом говорил еще Сиддхартха Гаутама, более известный как Будда:

«Не доверяйте тому, что вы слышали; не доверяйте традициям, так как их передавали из поколения в поколение; не доверяйте ничему, если это является слухом или мнением большинства; не доверяйте, если это является лишь записью высказывания какого-то старого мудреца; не доверяйте догадкам; не доверяйте тому, что вы считаете правдой, к чему вы привыкли; не доверяйте одному голому авторитету ваших учителей и старейшин. После наблюдения и анализа, когда он согласуется с рассудком и способствует благу и пользе одного и каждого, тогда принимайте это и живите согласно ему».

По своей сути критическое мышление – это путь к истине. Идя по этому пути, придется решать сложные проблемы, придумывать необычные идеи и выстраивать новые связи между различными понятиями. Критическое мышление является частью нашей жизни, но этот навык можно развить и усилить, чтобы стать настоящим специалистом в своем деле.

Спросите: «Почему?»

В критическом мышлении главный вопрос звучит так: «Почему?». И вопрос этот не так уж прост, как кажется на первый взгляд. Очень многие люди склонны принимать различные мнения, особенно если они подкреплены хоть каким-то авторитетом, как непреложные факты. Однако человек с критическим мышлениям не полагается на веру. Он спрашивает. А почему, к примеру, этот кандидат в президенты лучше, чем его соперник? Почему эта точка зрения является мейнстримом? Откуда пришла эта информация? Почему считается, что определенная интерпретация событий является верной? На каких основаниях можно сделать такой вывод? Вопросы, вопросы и еще раз вопросы. «Почему?» может принимать самые разные формы, так что не стоит отказывать себе в удовольствии спрашивать. Иногда даже самый невинный вопрос может полностью изменить картину мира, что, безусловно, полезно, особенно для творческих людей.

Все в детстве были почемучками, но взрослому человеку не стоит задавать этот вопрос с той же наивностью. Однако в общении с другими людьми или просто в мысленном споре, без правильно поставленных вопросов не обойтись. Это помогает в проведении собственных изысканий, именно так можно получить более глубокое понимание обсуждаемых проблем. Пусть они и не будут выглядеть очень сложными при первом приближении.

Возьмем, к примеру, игры. В детстве все играли в игры. Но сегодня играют все, от мала до велика. Конечно, это уже не прятки, а различные видеоигры, если говорить о взрослых. Но вот вопрос: почему люди начинают играть? И не только на компьютере, ведь сейчас прямо на наших глазах происходит быстрый рост популярности настольных игр. История многих настольных игр исчисляется веками, что же такое находят в них люди? Подобные вопросы заставляют увидеть различные аспекты проблемы и помогают найти самые эффективные решения. Нужно лишь не бояться мыслить критически. Ответ «настольные игры популярны потому, что так всегда было» - это неправильный ответ. Это шаблонное, а не критическое мышление.

Чтение

Одним из лучших способов развития навыков критического мышления являются знания о жизни других народов, ареалах их проживания, их культур и их истории. Получить эти знания вполне возможно, достаточно начать путешествовать по всему миру, но далеко не каждый может это себе позволить. Но можно начать читать. И чем больше, тем лучше.

Сегодня в интернете можно найти практически любую информацию по любой интересующей теме. Не весь представленный контент будет полезным, поэтому важно уметь работать с фактами и не доверять их интерпретации. Читать нужно много и не только то, что нравится. Нужно быть знакомым и с другими точками зрения, пусть они и противоречат наши философским, политическим или религиозным убеждениям. И не важно, кто что сказал, философ или самый обычный человек – истина всегда остается истиной.

Чем больше человек читает, тем больше он узнает. И чем больше массив знаний, тем легче развить навыки критического мышления. При этом вовсе не нужно фокусироваться на научных статьях и тому подобном контенте, вымысел также важен: романы, рассказы, пьесы также помогают понять, как думают и живут другие люди.

Но не стоит забывать о критическом мышлении во время чтения. Если кто-то оформил свои мысли в виде книги или программной статьи на интернет-форуме, то это вовсе не значит, что все, что там сказано, является правдой.

Забудьте о многозадачности

Современные культура и технологии позволяют легко работать в многозадачном режиме. Общепринятая точка зрения гласит, что многозадачность позволяет нам успевать сделать больше, но наука неоднократно опровергала это мнение. Многозадачность отвлекает человека от главного и мешает мыслить по-настоящему серьезно. Это полная противоположность тому, что необходимо для критического мышления.

Для того, чтобы решить какую-то сложную проблему, нужно полностью сосредоточиться на ней, чего невозможно добиться, работая в многозадачном режиме. Чтение, творчество, сотрудничество, обсуждение различных вопросов – все это требует предельной концентрации внимания, особенно если речь идет о достижении реальной цели.

Если действительно нужно обдумать какую-то проблему, лучше избавиться от всего, что может включить многозадачный режим. Не проверять почту. Отключить мобильный телефон. Закрыть ненужные вкладки в браузере, особенно, если это вкладки социальных сетей. Все это мешает думать. Мало того, что это мешает мыслить критически, это вообще не дает мыслить хоть сколь-нибудь продуктивно.

Многие фрилансеры могут не согласиться с этой точкой зрения, чтож, возможно, кому-то удается обдумывать сложную проблему, одновременно выполняя несколько дел. Люди все разные, такое вполне реально. Но для большинства все же жонглирование задачами и вдумчивые раздумья несовместимы.

Время для наблюдений

Сталкиваясь с проблемой или необходимостью придумать новую идею лучше не бросаться с места в карьер, а выделить время для наблюдения. Некоторые вещи требуют времени для осмысления, особенно, если прошлые убеждения и опыт входят в противоречие с какими либо событиями или утверждениями. Сегодня все меняется настолько быстро, что легко запутаться во всем многообразии идей и точек зрения.

Большинство людей в такие моменты предпочитают отойти «на ранее занятые позиции», они не хотят расстаться с привычным образом мыслей. Но чтобы научиться мыслить критически, нужно уметь наблюдать, чтобы правильно оценить ситуацию. Порой полезно несколько дней последить за развитием какой-либо дискуссии на фейсбуке, чтобы составить собственное мнение по интересующему вопросу. Очень заманчиво настаивать на своей точке зрения, однако наблюдение может дать более ясную картину происходящего.

Современный образ жизни сильно мешает размышлениям. Это кажется даже немного диким: как это можно просто думать, больше ничем не занимаясь? Однако сосредоточенное размышление – это один из самых лучших способов для развития критического мышления. Для того, чтобы в голове зазвучал свой собственный голос, важно заглушить все другие голоса. А это трудно, так как вокруг так много отвлекающих факторов.

У каждого свой способ думать. Кто-то отправляется на прогулку, кому-то легче сосредоточиться, работая с карандашом и бумагой. Подойдет любое удобное решение. Главное не забывать, что для критического мышления важно установить связи между идеями. Определиться с направлением мысли. Очертить круг вопросов и выявить проблемы, имеющие отношение к поставленной задаче.

Это особенно трудно, если представить, что прямо в это же время над похожими идеями раздумывают тысячи людей по всему мира. Информационные потоки бурлят и возникает желание просто найти в интернете уже готовое решение. Если хочется развить навыки критического мышления, то придется думать своей головой. Да, это совсем не похоже на продуктивное использование времени. Но только так появляются великие идеи. Некоторые люди бывают настолько везучими, что могут генерировать потрясающие идеи во время напряженной работы над проектом. Однако многие нуждаются в тишине и одиночестве. И времени. Для того, чтобы просто подумать.

Вместо заключения

Мыслить критически и жить эффективно может каждый. Это вовсе не трудно и вовсе не требует большого ума. Критическое мышления это просто способ думать своей головой, подвергая сомнению любые, даже самые интересные идеи. Конечно, критическое мышление не решит всех проблем фрилансера, но это хорошая привычка. И чем больше он будет думать, тем эффективнее он будет работать, учиться, общаться и генерировать креативные идеи.

Существует несколько стратегий критического мышления. Их можно сформулировать в виде полезных советов, которые в общих чертах, несомненно, Вам знакомы:

  1. Управляйте своим временем.

Старайтесь не плыть по течению, а направлять усилия на действительно важные вещи, которые лучше спланировать заранее. Если убрать то, что не столь важно – высвободится ресурс времени и сил, которые можно направить на решение важных задач. От чего избавиться – решать Вам: от серфинга по сайтам, или от бесполезной внутренней и внешней болтовни, или от сожалений о так и не сделанном, или от бесплодных переживаний о будущем (переживания отнимают много сил и времени).

  1. Сосредоточьтесь на одной теме.

Помимо ежедневных (текущих, необходимых к выполнению) дел, в свободное время постарайтесь сосредоточиться на какой-либо одной, важной для Вас, теме. Начиная работать над ней, постарайтесь сформулировать проблему в виде утверждения или вопроса. Задумайтесь о том, как она повлияет на Вашу жизнь, Ваши цели, потребности. Постарайтесь углубиться в тему, рассмотреть все «за» и «против», учесть разные точки зрения и сформировать свою собственную. Критическое мышление предполагает стремление к получению максимально объективного знания. Стратегия критического мышления выглядит в виде цепочки: нахождение проблемы –> анализ –> поиск вариантов решения –> выбор окончательного варианта и пути выполнения –> действие.

  1. Формируйте собственные интеллектуальные стандарты.

Определите для себя те, которых будете стараться придерживаться. Для каждой из недель выберите какую-либо цель, и в каждый из дней недели старайтесь её выполнять. Например, одну неделю можно стараться целенаправленно концентрировать внимание на краткости и точности, формулируя свои мысли и высказывания. Другую можно посвятить ежедневному неукоснительному наведению порядка на рабочем столе (недаром говорят, что каков порядок на столе – таков и в голове). И т.д.

  1. Изучайте разные точки зрения.

Старайтесь рассмотреть изучаемый материал с разных сторон, не зацикливаясь на том, что уже известно Вам. Изучите разные точки зрения, составьте свое мнение. Задумайтесь, какие ошибки допускали, в чем заблуждались, какими открытиями обогатились.

Человек, владеющий критическим мышлением, не принимает информацию на веру, а старается проверить её, узнать о предмете изучения как можно больше, глубже. Это выручает не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни. Много интересной информации можно найти в книге Дайаны Халперн «Психология критического мышления». Автор (американский психолог и преподаватель) убеждена, что критическое мышление можно и необходимо развивать.

Психология критического мышления

Психология критического мышления представляет собой целый комплекс когнитивных навыков и стратегий, приводящих к целенаправленным, логически обоснованным и взвешенным результатам. Её отличает чёткость мыслей; логичность, структурированность информации и корректность её интерпретации; открытость новому и в то же время способность воспринимать его критически; постоянное стремление к самосовершенствованию. Психология критического мышления позволяет не становиться объектом манипулирования, замечать его признаки и не допускать его влияния на свою жизнь.

Среди ключевых навыков критического мышления – наблюдательность, умение мыслить логически, интерпретировать, анализировать, делать выводы и давать оценку. Критическое мышление опирается на метазнание (это знание о знании, когда человек способен не только проявить навык, но и объяснить механизм, как он это делает), ясность, прочность, правдоподобие, значимость, кругозор, глубину, справедливость и другие критерии интеллектуальности. Цели критического мышления можно определить как самосовершенствование и саморазвитие, способность принимать взвешенные решения, работать с информацией и анализировать происходящие явления. Цели критического мышления включают развитие мыслительных навыков, необходимых не только в обучении, но и в повседневной жизни.

Психологию критического мышления отличает ряд признаков, среди которых:

  1. Способность, опираясь на собственный опыт и известные способы решения проблемы, проявлять самостоятельность в оценке ситуации, выводах и принятии решений. Чем больше информации собрано и чем больше способов решения найдено, тем лучше это отразится на результате.
  2. Умение работать с информацией: найти, проанализировать, отобрать «рациональное зерно», установить необходимые связи интересующим объектом, применить. Дайана Халперн при решении задач для структурирования процесса мышления выделяет четыре стадии: подготовка и ознакомление, выработка стратегии, принятие решения и оценка эффективности.
  • Умение правильно формулировать вопросы и разрабатывать правильную стратегию решения проблем, ведь правильно заданный вопрос может содержать половину ответа. Можно использовать советы Д. Халперн:

1) формулируйте задачу по-разному, чтобы взглянуть на проблему с разных сторон, под разными углами;

2) обдумывайте даже невероятные сценарии развития, в том числе негативные варианты (чего обычно мы неосознанно избегаем), стараясь проработать и их;

3) составляйте перечень из всех найденных возможных вариантов, с тем чтобы постепенно отобрать максимально подходящие.

  1. IV. Умение в споре использовать обоснованные исчерпывающее аргументы и рационализаторские предложения.
  2. V. Умение спорить: дискуссии и дебаты позволяют рассмотреть ситуацию с разных сторон, учесть всё и принять максимально взвешенное решение. Но в спорах важно следовать этике, избегая личных выпадов и возможных обид.

Приёмы критического мышления

В арсенале современных педагогов имеется множество специальных методических приемов, развивающих критическое мышление.

Рассмотрим некоторые из них, например прием «Кластер», помогающий структурировать изучаемый материал графически и улучшить его восприятие.

«Кластер» :

  1. В центре чистого листа или доски вписывается ключевое слово (или понятие, или тезис), выражающее основную мысль. Это «планета».
  2. Вокруг вписываются слова или предложения, которые содержат факты, идеи, образы по данной теме. Это – «спутники планеты».
  3. Появившиеся слова и предложения соединяются с ключевым понятием прямыми линиями. К каждому из «спутников» путём установления логических связей подбираются свои «спутники».

Полученная структура отразит ход размышлений и определит информационное поле изучаемого текста. Советы:

  • не бойтесь дать волю интуиции и воображению; записывайте все, что приходит на ум;
  • заканчивайте, если идеи иссякли или отведённое время вышло;
  • не старайтесь следовать плану: Ваша цель – установить как можно больше связей.

«Кластер» позволяет охватить большой объем информации, его следует использовать как поле идей, с тем чтобы впоследствии конкретизировать отдельные направления развития темы. Их можно будет затем укрупнять, детализировать, выделять отдельные аспекты для более глубокого изучения.

Хорошо помогает комплексно изучить тему следующий прием развития критического мышления: «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

«Знаю. Хочу узнать. Узнал»

Разлинуйте чистый лист на три соответствующие графы. Ещё до знакомства с новой информацией заполните два первых столбика. По мере изучения нового материала заполняйте третью графу. Методистами рекомендуется использовать ещё две дополнительные графы: «Источники информации» и «Что осталось неясным».

Описанный приём совмещает графическую организацию и логико-смысловое структурирование материала.

Написание эссе, составление плана, конспект (или графическая разметка текста, то есть выделение цветом, подчеркивание, маркировка специальными значками, если источник информации находится в вашем личном пользовании) также относятся к приемам, развивающим критическое мышление. Появились и широко используются при групповой работе в классе приемы «Круги по воде», «Корзина идей», «Бортовой журнал», «Зигзаг», групповая дискуссия и многие другие . Пожалуй, важно не количество используемых приемов, а качество, то есть отточенность и результативность тех, которые выбраны для использования.

Хотелось бы ещё рассмотреть такой прием как игра «Ситуация» .

Она развивает логическое мышление, навыки анализа и обобщения разнородных сведений, заставляет отойти от очевидных путей, рассмотреть ситуацию глубже и беспристрастнее. Например:

  1. Представьте: вы видите бегущего человека, за которым следует толпа. Человек кричит: «Не получите золото!» и начинает стрелять. Наблюдатели ликуют. Что происходит? (Соревнование по биатлону).
  2. Мужчина копал землю и нашел золото. Три года он хранил сокровище, никому не рассказывая о нём. А спустя три года он приобрёл дом, машину, множество вещей. Что ему помешало сделать это раньше? (Он был жертвой кораблекрушения и провёл эти три года на необитаемом острове, где и отыскал клад. Когда мужчину спасли, он смог распорядиться сокровищем.)
  3. «Если посмотрите, то не сможете меня увидеть. Но если вы меня видите, то уже не можете видеть ничего другого. Я могу заставить вас ходить, даже если вы не можете. Иногда то, что я говорю – правда.» Что это может быть? (Сновидение.)

Интересен приём «Прогнозирование ».

Прослушав отрывок из произведения, нужно выдвинуть свои предположения о том, как всё могло закончиться. Можно предложить другие концовки к известным фильмам, рассказам и так далее.

Хочется рассказать также о приеме критического мышления «Мои предпочтения », который поможет группе расслабиться и в то же время даст пищу для психологического самоанализа.

Каждому участнику раздают листок и ручку и просят записать любимый цвет, а затем подобрать к нему три слова-характеристики (например, зелёный – свежий, красивый, яркий).

Второй вопрос: если вы гуляете в зоопарке – возле какого животного хотели бы сфотографироваться? Подберите описывающие его три слова-характеристики (например, лебедь – белый, грациозный, медлительный).

Третий вопрос: вспомните свой любимый город и также подберите три слова, характеризующие его (например, Винница – чистый, свежий, приветливый).

После выполнения заданий ведущий объявляет, как трактовать ответы:

характеристики цвета – это то, как нас видят окружающие люди;

характеристики животных – то, как вы видите себя сами вообще не с другими людьми;

характеристики города – это то, каким вы хотели бы себя видеть в работе.

Память играет одну из ведущих ролей в развитии критического мышления, ведь именно на память мы опираемся, работая с информацией и сравнивая получаемые данные с уже приобретённым опытом. Благодаря пластичности мозга, познавательные способности можно и нужно развивать в любом возрасте. Память и внимание, восприятие и мышление можно тренировать, используя развивающие игры на .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!