Марина Никитина

Мир так устроен, что все поступки человека, образ жизни непрерывно оцениваются окружающими и не всегда эта оценка положительная. Отрицательное мнение о чьих-либо поступках называется критикой.

Рано или поздно обязательно любой из нас подвергается осуждению. Причём, чем сильнее позиция критикуемой личности, чем ярче и оригинальней её путь, тем больше негатива он слышит в свой адрес.

Как реагировать на отрицательную оценку окружающих? Стоит ли прислушиваться к мнению людей, которые не разделяют наши взгляды на жизнь?

Польза и вред критики

Как отзовётся критика на поведении человека, зависит от его отношения к ней: в одних случаях она принесёт пользу, а в другой раз нанесёт непоправимый вред. Люди встречаются адекватные и не очень. С кого-то всё как с гуся вода: критиковать бесполезно, другому хватает намёка, чтоб расстроиться. Критика тоже может быть разной, в зависимости от того, как она влияет на человека, какой носит посыл.

Если поведение критикуемого меняется в лучшую сторону, способствует его , не травмирует психику, то автоматически становится полезной, иначе говоря – это конструктивная критика.

Её целью является желание помочь человеку, открыть глаза на собственные недостатки, ошибки, исправить ситуацию, и имеет следующие характерные признаки:

Объективность, справедливость и уместность – замечания выражены конкретно по делу, с целью исправить ситуацию, а личность при этом не затрагивается;
Аргументированность и конкретность – приводятся факты и доказательства, на которых основывается критика;
Доброжелательность – когда осуждается сам поступок, а не тот, кто его совершил. Наряду с отрицательными моментами, указываются положительные стороны, тон – уважительный.

Если упрёки в адрес критикуемой жертвы подавляют человека, унижают его достоинство, выражаются в оскорбительной агрессивной форме, то такую критику называют деструктивной. Она разрушает личность, причиняет душевные страдания своей жертве, негативно отражается на репутации.

Деструктивная критика выражает чисто субъективное и негативное отношение к критикуемой персоне, нет другой цели, кроме как оскорбить личность, и имеет следующие очевидные признаки:

Необъективность – предвзятое отношение, основанное на личной неприязни к критикуемому, неадекватная оценка его поведения;
Голословность – замечания выносятся потому, что критикующий раздражён и всё ему не нравится, нет чётких аргументированных обоснований;
Придирчивость – цепляние к мелочам, которые никак не влияют на ход дела, а порой даже не имеют к нему никакого отношения;
Жестокость – замечания выговариваются в унизительной бестактной форме или сопровождаются грубыми оскорблениями в адрес обвиняемого, его чувства не принимаются в расчёт, критикующий нападает на свою жертву;
Переход на личности – осуждаются не поступки, а сам человек

Как реагировать на объективную критику

Объективная критика приносит пользу, мотивирует, и, если даже принимает деструктивные формы, то из неё всё равно можно извлечь выгоду.

Грамотный, психологически подготовленный человек прислушается к ней, отделив конструктивные замечания от , и заострит внимание на том, что поможет ему развиваться дальше.

Благодаря такому подходу великие знаменитости сделали открытия, принесли миру огромную пользу, добились вершин и всеобщего признания.Поэтому надо помнить: воспринимая любые замечания в штыки, сложно .

Человек, который не умеет признавать собственные ошибки, не способен исправиться в положительную сторону. Помимо разрушающих эмоций, которые подорвут его здоровье, он рискует нажить себе несметное количество врагов, обозлиться и стать ворчливым упрямым неудачником.

Направляя все силы в русло вражды, вместо того, чтобы развиваться и совершенствоваться, личность действует себе во вред, на что и рассчитана деструктивная критика.

Учимся критиковать конструктивно

В силу обстоятельств, нам тоже приходится становиться критиками. Часто, не подумав о последствиях, мы поддаёмся отрицательным эмоциям, в приступе гнева и раздражения обижаем дорогих, близких сердцу людей. А потом, когда теряем их доверие, раскаиваемся и виним себя во всех грехах.

Как правило, жертвами нашей критики становятся собственные дети, а это опасно, поскольку формирует у них , разрушает и калечит психику.

Эмоциональные взрывы происходят, в большинстве случаев, бесконтрольно и являются результатом нашей собственной неудовлетворённости либо объясняются неумением общаться.

Поэтому учитесь критиковать конструктивно, а для этого следуйте основным правилам:

критикуйте дела человека, не затрагивая его личности, например: вместо фразы «ты ни на что не годен», говорите: «работа никуда не годится», затем чётко указывайте, что именно вам не понравилось;
отметьте положительные стороны того, на кого обрушено обвинение, вспомните для примера свои недостатки;
ведите спор наедине, публичные обвинения задевает самолюбие человека, даже если они справедливые;
акцентируйте внимание на главных недостатках, не придираясь к мелочам;
подскажите варианты решения задачи, возможно, ваш оппонент просто не знает, как исправить ситуацию;
контролируйте собственные эмоции, сохраняя уважительный тон.

Проявляя снисходительность к людям, делая уместные справедливые замечания в доброжелательной форме, мы помогаем им увидеть себя со стороны, способствуем их совершенствованию.

22 марта 2014

(Брайан Трейси, Достижение максимума, отрывок из книги)

Деструктивная критика - одна из наиболее опасных линий поведения. Она снижает самооценку, обедняет собственный образ человека, подрывает результативность того дела, которым человек занимается. Деструктивная критика расшатывает уверенность человека в себе, он начинает заниматься, самоуничижением, приходит в напряженное состояние и постоянно совершает ошибки в той самой области, в которой был подвергнут критике. Он может вовсе отказаться от повторения попыток и забросить данное занятие.

На каждый случай похвалы среднего родителя, в адрес собственных детей приходится восемь критических замечаний. Родители не задумываясь критикуют детей в попытке заставить их исправить собственное поведение. Но происходит обратное. Из-за того что деструктивная критика подрывает самоуважение ребенка и расшатывает его Я-концепцию, эффективность скорее падает, чем повышается. Ребенок становится не лучше, а хуже. Деструктивная критика заставляет человека чувствовать себя некомпетентным и неполноценным. Он начинает злиться, обороняться, упорствовать или вовсе пытается устраниться. Результаты падают до нуля. Появляются всевозможные отрицательные последствия. И особенно страдают отношения родителя и ребенка.

Дети, критикуемые за школьные отметки, скоро вырабатывают негативные ассоциации от школьных занятий и собственных ощущений. Они начинают ненавидеть все это и по мере возможности избегать. Они рассматривают школу как источник боли и разочарований. По законам притяжения и соответствия, они начинают водить дружбу с детьми, разделяющими тот же подход.

Люди зачастую делают ошибку, полагая, что занимаются «конструктивной критикой», в то время как рвут другого человека на части. Они называют эту критику конструктивной, пытаясь рационально объяснить собственное поведение. Истинная конструктивная критика должна приводить к добрым чувствам, к ощущению способности сделать что-то лучше. Если критика не приводит к улучшениям в результате повышения самооценки и представлений об уровне собственной эффективности, значит, она является не чем иным, как деструктивным актом самовыражения, предпринятым против того, кто не в состоянии дать отпор.

Деструктивная критика является корнем множества личностных проблем и враждебных отношений между людьми. Она оставляет след в виде сломленного духа, деморализации, злости, негодования, сомнений в себе и ряда негативных эмоций.

Если начать критиковать детей с самого раннего возраста, они скоро обучатся критиковать самих себя. Они унижают сами себя, недооценивают свои способности, негативно интерпретируют свой опыт. Они постоянно чувствуют, что недостаточно хороши, вне зависимости от того, насколько упорно трудятся и насколько хороши их результаты.

Основная цель критики, если в ней появляется необходимость, - добиться улучшений. Она должна привести к результатам более высокого качества. Конструктивная критика не основана на мести. Она не может использоваться как инструмент выражения недовольства или гнева. Ее цель - помочь, а. не причинить боль. В противном случае лучше вовсе воздержаться от ее использования.

Следующие семь способов помогут вам обеспечить «конструктивную обратную связь» вместо деструктивной критики.

Во-первых, всеми силами постарайтесь защитить достоинство другого человека. Рассматривайте его в виде надутого шарика, а свои слова - в виде иголок. Обращайтесь с ним мягко. Я всегда начинаю процесс коррекции со своими детьми со слов: «Я тебя очень люблю». Затем я продолжаю говорить, обеспечивая обратную связь и руководство, в котором они нуждаются, чтобы стать лучше.

Во-вторых, сконцентрируйтесь на будущем, а не на прошлом. Не плачьте о пролитом молоке. Поговорите о том, что можно сделать теперь. Используйте слова типа «Почему бы в следующий раз…».

В-третьих, концентрируйтесь на поведении или на результате, но не на человеке. Замените слово «ты» на описание проблемы.

Не говорите «Ты делаешь недостаточно». Скажите так: «Твои показатели ниже того, что мы ожидали. Что можно сделать для их повышения?»

В-четвертых, говорите о себе как об источнике чувств. Вместо слов «Ты меня злишь» скажите «Я очень сержусь, когда ты это делаешь» или «Я недоволен ситуацией и хотел бы обсудить то, как ее можно изменить».

В-пятых, точно договаривайтесь о том, что собираетесь менять, когда и насколько. Будьте конкретны, ориентируйтесь на будущее и на поиск решения. Скажите так: «На будущее очень важно, чтобы вы вели аккуратные записи и дважды проверяли все до завершения отгрузки».

В-шестых, предлагайте помощь. Спросите: «Чем я могу помочь вам в этой ситуации?» Будьте готовы продемонстрировать человеку, что и как делать. Когда вы выступаете в роли родителя или руководителя, одной из ключевых ваших задач является обучение. Вы не должны ожидать, что кто-то станет делать что-то раньше, чем вы покажете, как именно это следует делать.

В-седьмых, исходите из предположения о том, что человек хочет хорошо выполнить работу, что он сделал что-то не так по ошибке, а не намеренно. Проблема заключается лишь в недостатке навыков, неполной информации или непонимании.

Будьте спокойны, терпеливы, ободряйте, оказывайте поддержку, рассуждайте ясно и конструктивно, без злости и де-структивизма. Старайтесь возвысить человека, а не порвать его на части. Нет более быстрого способа повысить уровень самоуважения и самооценки собственной эффективности, чем отказ от всякой деструктивной критики. Вы немедленно заметите разницу в ваших взаимоотношениях.

Страница 1 из 2

Бывает ли критика конструктивной? «Могу ли я конструктивно вас покритиковать?» Это шесть самых страшных слов, которые вы можете услышать за всю жизнь. Частично оттого, что у каждого из нас свое представление о конструктивности, а частично потому, что какой бы благожелательной ни была критика, очень немногие способны хорошо ее подать.

И еще потому, что некоторые люди используют ее как удобный повод, чтобы, прикидываясь милым, понизить ваш статус на ступеньку-другую.

По той или иной причине критика обычно выглядит куда конструктивнее с точки зрения критикующего, а не критикуемого.

Так является ли выражение «конструктивная критика » внутренне противоречивым?

Выложу карты на стол: я верю, что критика может быть конструктивной. На самом деле она необходима, если вы хотите стать выдающимся. Однако, поскольку под критикой подразумевают много разного, начну с пояснения, что я понимаю под разными ее видами:

Конструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение о вашей работе или результатах, и он выражает его так, что оно приносит пользу. Критика может принимать форму полезного совета (вам говорят, что надо сделать) или просто вдумчивой оценки (что делать дальше, в данном случае решаете вы сами).

Конструктивная критика может быть как позитивной, так и негативной (критикующему может нравиться или не нравиться ваша работа), и содержать как похвалу, так и рекомендации по улучшению.

Вот несколько черт конструктивной критики :

  • Объективность - критик проясняет свою точку зрения, не претендуя на всезнание.
  • Конкретность - достаточно подробная, чтобы понять, о чем именно говорит критик и какие критерии оценки он использует.
  • Наличие примеров - критик подкрепляет свои утверждения конкретными примерами.
  • Относится к делу - критик сосредоточен на существенных аспектах вашей работы.
  • Учитывает нюансы - критик признает, что результат можно измерить в более мелких единицах и могут существовать альтернативные способы оценки.
  • Уважение - критик не переходит на личности, не намекает, что вы плохой исполнитель, и подразумевает, что вы способны сделать необходимые улучшения.

Воодушевляет конструктивная критика или нет - решать вам. Конечно, если кто-то вас хвалит, вы, скорее всего, почувствуете прилив сил. Но даже если критик обнажает множество ошибок и недочетов, я бы посоветовал не унывать, даже если вы не на седьмом небе от счастья.

Если критика по-настоящему конструктивна, она дает возможность исправить ошибки и совершенствоваться. Я могу вспомнить несколько случаев, когда критик уважительно, но беспощадно «порвал мою работу в клочья», но, когда я выходил из комнаты, мне не терпелось двинуться к открывшимся передо мной перспективам.

Одной из целей вашей карьеры должен быть поиск хороших источников конструктивной критики. Как и обратная связь, она дает вам преимущество, особенно над теми, кто слишком себялюбив, чтобы принять хоть какие-то замечания.

Деструктивная критика

Это когда у кого-то есть определенное мнение, но он либо не знает, как правильно его выразить, либо не понимает, о чем говорит, либо и то и другое сразу .

Я называю такую критику деструктивной из-за ее эффекта: если вы не будете осторожны, она может серьезно повредить вашей мотивации, креативности и способности учиться. Таким же точным определением была бы «некомпетентная критика»: она больше говорит об ошибках критикующего, а не критикуемого. Если критика - искусство, некомпетентный критик - художник, который едва способен нарисовать человечка из палочек.

Вот типичные черты деструктивной критики :

  • Необъективность - критик говорит так, как будто он носитель истины в последней инстанции, а не человек, которому свойственно ошибаться.
  • Туманность - работу отвергают туманными формулировками («ужасно», «плохо», «никуда не годится»), не уточняя, на каких критериях основано суждение.
  • Голословность - критик не иллюстрирует своих выводов конкретными примерами.
  • Не относится к делу - критик вводит неуместные критерии или сосредоточен на несущественных аспектах работы.
  • Огульность - общие черно-белые суждения, непризнание градации качества и альтернативных точек зрения.
  • Неуважение - критик груб, агрессивен или не проявляет уважения к чувствам исполнителя.

Если некомпетентный критик - рецензент, критикан в аудитории или интернет-тролль, его можно проигнорировать. Однако если это начальник или клиент, у вас проблема. В главе 37 описано, что тогда делать.

Многие люди с трудом принимать критику. Кто-то обижается, кто-то злится, а у кого даже понижается самооценка и он может отказаться от начатого, боясь снова столкнуться с критикой. Но стоит иметь в виду, что критика носит и позитивный момент, особенно конструктивная критика.

Наш мир устроен так, что в нем есть, была и будет присутствовать всегда критика со стороны окружающих, чтобы вы не сделали, потому что любые поступки, слова, достижения в других людях всегда вызовут тот или иной отклик, который и будет выливаться как деструктивная или конструктивная критика, или восхищение.

Критика может быть направлена на продукт творчества, результат работы человека, его поступки и личность.

Как уже говорилось, критика бывает конструктивная и деструктивная. Конструктивная критика — это анализ деятельности человека, продукта этой деятельности, его личности, указание уязвимых мест в том, что сделал человек или слабых черт его характер, последствие его поступков. Конструктивная критика объективна, является констатацией фактов, изначально не высказывается в негативном аспекте и всегда обосновывается, почему человек так или иначе считает. И только, если человек не умеет принимать критику в свой адрес и реагирует негативно, то может получить также негативный отклик от критика на свою неадекватную реакцию. И тогда критика может перейти в конфликт, спровоцированный человеком, не умеющим принимать критику, а значит не умеющим быть объективным к самому себе и своим делам.

Конструктивная критика может помочь увидеть себя со стороны, глазами окружающих, увидеть реальные недостатки или недочеты продукта своей деятельности, другие варианты решения ситуаций или задач, увидеть давно старое и привычное с новой стороны, позиции и т.д. И благодаря всему этому человек может усовершенствовать свой продукт творчества или результат работы, прояснить непонятные другим людям моменты, или изменить некоторые качества своего характера, изменить к чему-то свое отношение. То есть умея принимать критику, человек самоусовершенствуется и улучает свою жизнь. От того конструктивная критика не только нужна, но и полезна. Поэтому если друзья боятся высказывать свое объективное мнение, чтобы не обидеть дорого человека, они несут ему вред, так как показывая другу свою позицию, отличную от его собственной, вы помогаете человеку узнать что-то новое, увидеть в себе что-то новое, изменить что-то или найти решение трудной для него ситуации. Но помните, что важно то, как вы высказываете критику, от этого человек ее примет или отвергнет. Позитивно высказанная критика и обоснованная воспринимается другим человеком легче, а значит больше шансов, что он вас услышит и предпримет какие-то действия. Негативно высказанная критика, воспринимается как обвинение и вызывает в человеке обиду или (и) гнев. И вместо того, чтобы вас услышать, он начнет защищаться или обвинять вас.

Деструктивная критика субъективна, не имеет отношения к реально обстоявшим делам. Высказывается обычно в агрессивной манере, так как человеком движет не желание понять собеседника, его позицию или понять предоставляемый его обозрению объект, а желание самоутвердиться, показать самого себя с лучшей стороны, возвысится, почувствовать свою значимость, авторитет в данной области. Он всегда воспринимает ревностно других людей, кто в данной области достиг результатов или вызвал интерес окружающих, так как привык быть в собственных глазах непоколебимым авторитетом, и его ранит, если кто-то привлек внимание к себе больше, чем он сам или предложил идею или продукт, о которых он не имел ранее представление и т.д., то есть поколебалась его вера в то, что он он все знает, что он лучше всех, что только он прав. И чтобы преодолеть возникшее неприятное для него чувство, он начинает критиковать того, человека, который стал причиной, что в нем взыграли его комплексы неполноценности. Критикуя он стремится обесценить личность и результат деятельности этого человека, чтобы почувствовать себя лучше него, важнее его, выше его. При данном виде критики всегда переходят на личности. То есть, как видите, таким критиком движут его комплексы неполноценности, а не желание найти истину или что-то усовершенствовать. По той же причине некоторые люди, критикуют более успешных людей, чужие достижения только потому, что хотели бы сами оказаться на их месте.

Высказывая деструктивную критику, человек стремится не столько принизить того, кому направлена критика, сколько возвысить самого себя в собственных глазах. Обычно такие люди не умеют вести конструктивный диалог и часто переходят на личности и оскорбления, принижение и обесценивание своего собеседника или его деятельности. Поступают они так, потому что в данный момент почувствовали себе в чем-то хуже — менее умным, менее успешным, менее красивым, менее разбирающимся в данном вопросе, менее реализованным как личность или специалист и т. д., в зависимости какой комплекс неполноценности у данного человека наиболее силен. И, критикуя другого человека и его деяния, он на самом деле рассказывает о самом себе, приписывая все эти качества другому человеку, а порой даже и собственные поступки. Или же представляет самого себя на месте более успешного, по его ощущениям, в чем-то человека, хотя в большинстве случаев он боится в этом признаться даже самому себе, он рассказывает как бы он сам поступил, что бы он сделал, если бы у него были бы такие же возможности, способности или достижения, то есть говорит о своих скрытых желаниях, которые часто отрицаются, подавляются, и из-за этого и его комплексов неполноценности не могут быть реализованными.

Поэтому деструктивную критику не стоит брать в расчет, лично вас и результатов вашей деятельности она никак не касается. Но тем не менее, деструктивная критика также может принести пользу. И как минимум при деструктивной критике вы многое узнаете о самом критике. Возможно некоторая информация вам может пригодиться или позволит его понять. Благодаря данному виду критики вы можете развить в себе терпимость, толерантность к другим людям, их недостаткам, комплексам. Постарайтесь не принимать данную критику на своей счет, представьте, что вы внутренне как бы отодвинулись от нее, она не имеет никакого отношения к вам. Постарайтесь понять человека почему он начал критиковать, чего ему не хватает в жизни, от чего он так несчастен. Мысленно посочувствуйте ему.

Если вы не можете понять деструктивная это критика или конструктивная, то представьте, что вы смотрите на себя, свои поступки или результат своего труда со стороны, и попробуйте «примерить» все то, что говорит критик. Что видите? Это соответствует, вы увидели что-то новое, узнали то, чего ранее не знали? Или же это беспочвенные обвинения?

Также стоит учитывать, что если вы создали что-то, то это рассчитано на определенную аудиторию, и не все это поймут и тем более примут, и соответственно будет критика со стороны людей, не принадлежащих на рассчитанную аудиторию в таком случае, если вы хотите расширить границы своей аудитории, то пересмотрите свое творении и соответственно усложните или упростите. Как в прочем, не все ваши жизненные ценности, взгляды, а значит и дела будут приниматься всеми людьми, а только теми, кто их разделяет. И в данном случае задайте себе вопрос стоит ли тогда принимать критику людей, которые вас не понимают и при всем желании даже не смогут понять, поскольку живут совершенно другими ценностями, взглядами, целями? И критика в данном случае вызвана только тем, что вы отличаетесь от них, не такой как они, живете не так, как они. Поэтому при данных обстоятельствах критика может быть как конструктивной: в случае если вы недовольны качеством своей жизни, а критик видится более счастливым, то есть смысл прислушаться и что-то изменить в самом себе или в своей жизни. Так и деструктивной, если вы довольны своей жизнью, вы воспринимаете свою жизнь и окружающих позитивно, то данная критика вас не касается, а говорит только о неумении критика понимать, принимать, учится, развиваться, о его некоторой ограниченности.

Поэтому не бойтесь критику какой бы она не была, а принимайте ее с благодарностью.

То же самое касается и самокритики. Она может быть как конструктивной , то есть позволяющей человеку увидеть себя, свои поступки, следствие своих поступков, продукт своего творчества и т. д. объективно, со стороны, найти ошибки, если они были, то сделать выводы, исправить или усовершенствовать то, что есть, или же наоборот, оценить свой успех и закрепить его. При конструктивной самокритике человек не испытывает к себе негативных эмоций, он контактирует факт наличия ошибки: например, он не правильно на что-то среагировал и его реакция повлекла те или иные последствия. Его цель найти причину своей ошибки, понять ее, далее сделать выводы, научится чему-то новому. Простить себя за ошибку. И уже в будущем при подобных обстоятельствах уже не повторять данную ошибку, реагировать по другому. То есть конструктивная самокритика всегда ведет к самоусовершенствованию.

Деструктивная самокритика — разрушительна, человек себя занижает, обесценивает себя и свои достижения, завышает требования, ставить невыполнимые задачи. И чего бы он не добился в жизни, он всегда будет собой недоволен. Он не умеет ценить то, что у него уже есть. Склонен себя обвинять, часто чувствует вину. Он не способен радоваться жизни, от этого несчастен и жизнь его приходит в некоторой гонке за «недостижимым» и сопровождается внутренним конфликтом. Что довольно часто приводит к депрессии или потери смысла жизни, чувству внутреннего одиночества и т. д. Поэтому не будьте слишком требовательны к себе, оставайтесь реалистом, ставьте себе только те цели, которые вы можете достичь. И, конечно же, цените то, что имеете, благодарите себя за свои достижения. Критика хороша в меру и только если она объективна, а не переходит к самобичевание, самообвинение. Это только вас разрушит, но никак не изменит в лучшую сторону сложившиеся обстоятельства или вас самого.

Не существует ни одного человека, который бы не подвергся критики, так стоит ли так близко все брать к сердцу? Обижаться? Злиться? Попробуйте направить критику, какой бы она не была, во благо себе. Посмотрите на то, что критикуют со стороны, как сторонний наблюдатель, попробуйте применить услышанную критику в свой адрес, но только как конструктивный момент, а не деструктивный, то есть посмотрите как вы можете усовершенствовать результат своего труда, самого себя, увидев что-то новое в самом себе, найти новое решение возникшей ситуации, улучшить свой продукт творчества. И тогда вы не будете боятся критика, она не будет вас обижать или задевать, а будет только помогать, независимо в какой форме она была высказана и какая у нее была цель. Главное, что она вам помогла, сделала лучше, сильнее, а не разрушила. Помните, что важно именно ваше отношение к критике и ее применение на пользу себе, а не те слова, которые были произнесены.

Будьте терпимы и цените себя!

Наталья Дефуа

При использовании статьи или ее части, обязательна действующая ссылка на

Отличие конструктивной от обычной критики в том, что предлагается решение по улучшению. При этом все слова говорятся мягко, без желания обидеть. Часто в конце предлагается помощь для трансформации ситуации или сделанного дела, и все это ведет к гармоничным отношениям.

Особенности конструктивной критики

Правильная и полезная критика начинается не с ошибок, а с похвалы. Если человек что-то сделал, это уже хорошо, нужно найти сначала положительные моменты, что было правильно, чем можно гордиться. Если нет подобного в проекте, то можно найти хорошие качества в самой личности. Лесть не уместна, но при внимательном рассмотрении всегда можно найти что-то положительное.

Слова высказываются не ради унижения, а ради улучшения человека. Поэтому соблюдается корректность в выражениях и образах. Слова подбираются аккуратно, чтобы не обидеть. Если человек чувствует агрессию, он не способен воспринимать советы, он начинает защищаться. Именно поэтому необходимо избегать жестких фраз и осуждения.

Чтобы помочь человеку, сделать его лучше и результативнее, нужно объяснить ему, что было не правильно. Иногда сам человек не осознает своей ошибки, не понимает ее последствий, стоит обратить на это внимание, рассказать, почему других это не устраивает. Конструктивная критика дает такую возможность, ведь еще один из ее шагов - рассказ о том, почему все это не идеально.

После такого общения не возникает ощущение обиды и разочарования, не хочется отомстить тому, кто высказал свои замечания. Сразу понятно, что это не метод подчеркивания недостатков, а способ сделать личность лучше и интереснее. После таких диалогов отношения не портятся, а только становятся лучше.

Как принимать критику

Если вы попали в ситуацию, когда вас критикуют, не нервничайте. Это не повод переживать, ведь если бы человек не был заинтересован в вашем совершенствовании, он бы просто не стал вести себя именно так. В таких обстоятельствах важно слушать, что вам говорят, фиксировать все недостатки и искать пути решения задачи. Старайтесь задавать вопросы, если вам что-то непонятно, вникайте в подробности и записывайте советы на будущее.

Обычно людей, которые умеют принимать критику, а потом еще и справляются с работой или общением, используя рекомендации, очень ценят. Они и на работе, и в семье могут быть гораздо счастливее остальных. Правильно принятая критика дает возможность развиваться, достигать более высоких целей и правильно выстраивать любое общение.