День знаний - это не только праздничная линейка, цветы и поздравления. Первое сентября, прежде всего, начало нового учебного года, которое не проходит без традиционного первого урока. Классный час на 1 сентября в школе уроком в прямом смысле этого слова, конечно, сложно назвать. И хотя оценки на нем не ставят, но полезные знания получают. А еще классный час на 1 сентября это отличный способ настроится на рабочий лад после беззаботных летних каникул. Чтобы первый урок прошел захватывающее и познавательно, важно выбрать для него интересную тему и динамичный сценарий. А в этом поможет наша сегодняшняя статья, в которой мы собрали для вас много тем и идей для проведения первого урока на 1 сентября для 1–11 классов.

Идеи для классного часа на 1 сентября для 1-4 классов

Независимо от того, в каком именно классе будет проходить классный час, посвященный Дню знаний, он должен быть познавательным. Но в случае с учениками 1–4 классов первый урок должен нести еще и развлекательный характер. В противном случае дети быстро устанут и не смогут сполна усвоить всю суть данного мероприятия. Поэтому идеи для классного часа на 1 сентября для 1–4 классов, которые мы вам предлагаем далее, умело совмещают в себе обе части - знания и веселье.

Итак, для удобства все подходящие темы для сценария классного часа на День знаний будут сгруппированы по общим признакам. Первая группа идей будет посвящена сказочной тематике. Как ни крути, а ученики младших классов еще совсем дети и многие из них по-прежнему верят в сказочных персонажей. Почему бы не обыграть любимых героев в школьной теме? Например, пригласить на урок Фиксиков, которые поделятся с детьми секретными знаниями из лаборатории профессора Чудакова. Или обыграть классный час, как первый урок в школе магии и волшебства. Для этой идеи хорошо подготовить символические волшебные палочки и слайды с «заклинаниями», которые дети должны выучить в ходе занятия.

Следующая группа идей для классного часа на 1 сентября будет посвящена тематике путешествий. Здесь можно не ограничивать себя рамками географии и отправляться с учениками в виртуальное путешествие мира фантазии. Например, всем классом отправится на машине времени в будущее и узнать годовые оценки. Или посетить сказочную Страну Знаний, чтобы набрать мудрости, которая в итоге будет спрятана в новых учебниках.

Еще один вариант - классный час в стиле викторины. Это могут быть, как любительские постановки знаменитых телешоу, например, «Самый умный», или классический вариант «Ответ-Вопрос». Важный момент: вопросы должны быть с юмором, легкими и в то же время на смекалку.

Оригинальные темы для классного часа первоклассников

Темы классных часов 1 сентября

Отдельное внимание хотелось бы уделить классному часу на 1 сентября для учеников первых классов. Этот день очень волнительный для них и поэтому важно, чтобы первый урок прошел спокойно и интересно. Хороший вариант - классный час в стиле знакомства. Для этого учитель строит сценарий урока так, чтобы по ходу его проведения, задавая вопросы и выполняя задания, дети лучше узнавали друг друга. Можно также обыграть приход в школу, как настоящее посвящение в ученики. Для этого на урок можно пригласить пятиклассников, которые торжественно передадут символические медали или шляпы знаний первоклассникам.

Темы для классного часа на 1 сентября для 5–8 классов

Если говорить о классном часе в средних классах, то здесь также есть ряд нюансов. В 5–8 классах во время первого урока очень важно завладеть детским вниманием на все 100%. Ведь не видев одноклассников все лето, дети могут очень легко отвлекаться на посторонние разговоры. Поэтому темы для классного часа на 1 сентября для 5–8 классов надо брать прямо таки захватывающие. Например, организовать урок в виде веселого квеста по типу «Охотники за пятерками», на котором ученикам придется преодолеть немало интеллектуальных препятствий ради получения заветных оценок. Также можно обыграть классный час и в тематике популярных детских фильмов, например, «Дети шпионов», «Голодные игры».

Еще один интересный вариант темы для классного часа - интернет-технологии. Например, можно на первом уроке вместе с детьми завести страничку класса в популярной социальной сети. Ее назначение - делится последними новостями из жизни класса, помогать друг другу с выполнением домашней работы и т. д. При этом важно обсудить с детьми вопросы кибербезопасности: какое количество времени можно проводить в интернете, как защитить свой ПК от вирусов, важность живого общения с друзьями.

Интересные сценарии для необычного классного часа на 1 сентября

Чтобы сделать классный час в средних классах еще более захватывающим, его можно провести за пределами школы. К примеру, организовать выездной урок на природе, который будет посвящен экологии и защите окружающей среды. Такое мероприятие запомнится детям еще больше, если по окончании познавательной части урока будет праздничный пикник. Выездной классный час на 1 сентября можно провести и в стиле «История нашего края». Для этого совсем необязательно отправляться всем классом в местный музей. Намного интереснее будет провести свой маршрут по малоизвестным достопримечательностям города.

Классный час на 1 сентября в 9–11 классах

Ученики 9–11 классов - это уже совсем взрослые люди, которых на классном часе 1 сентября сложно удивить. Но если постараться, то и для них можно организовать захватывающий и одновременно познавательный урок. Например, провести занятие в ключе актуальной темы войны и мира. Такой урок можно назвать «День мира» и на нем рассказать о том, каким было 1 сентября в истории. Причем стоит уделить внимание не только общеизвестным историческим фактам, но и датам, связанным с историей именно родного для школьников края. Также важно в ходе сценария побуждать детей к размышлениям и высказываниям на тему важности мира на всей планете. Еще одна актуальная для старшеклассников тема - будущая профессия. Поэтому классный час на 1 сентября в 9-11 классах можно легко обыграть в этой тематике. Для этого можно обсудить с учениками самые популярные на сегодняшний день профессии, поговорит о том, какими качествами должны обладать специалисты в разных областях, на изучение каких предметов стоит делать акцент, чтобы овладеть профессией мечты. Отличная идея - небольшое анкетирование, посвященное выбору будущей профессии и наличию необходимых навыков. Заполненные анкеты следует передать школьному психологу, который интерпретирует результаты и выдаст их на последнем звонке. Можно также на такой классный час пригласить какого-нибудь знаменитого выпускника этой школы, который вкратце расскажет о своем пути к успеху. Естественно, главная задача такого первого урока - мотивация.

Оригинальные идеи для классного часа в 9 и 11 классах

Если говорить отдельно о выпускниках 9 и 11 классов, то для них первый урок является и одновременно последним классным часом на 1 сентября. Поэтому так важно сделать его по-настоящему памятным и запоминающимся. Для этого можно провести первый урок, как день воспоминаний и достижений. Причем это не должно быть сухое изложение фактов и на уроке должен присутствовать юмор и смешные сценки. Например, можно сделать презентацию из фотографий выпускников, когда они были первоклассниками. В дополнение рядом можно показать свежие фото учеников.

Еще один оригинальный вариант интересного классного часа для выпускников 9 и 11 классов может быть посвящен совместному социальному проекту. Например, старшеклассникам можно предложить на протяжении последнего учебного года активно принимать участие в разных благотворительных акциях и мероприятиях. Во время первого урока обсудить с ними важность благодетели и безвозмездных добрых поступков в современном мире. Также на таком уроке в форме диалога вместе с учениками определяется примерный план благотворительных мероприятий, назначаются ответственные ученики, которые будут следить за его выполнением. Как видите, если заранее и основательно подойти к вопросу, то классный час на 1 сентября можно провести и интересно, и с пользой.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

«Мы помним…", посвященный дню солидарности в борьбе с терроризмом и памяти всех жертв терактов

Классный руководитель 7 класса:

ВосканянКристинэАрамаисовна

сентябрь, 2016 г.

Классный час "Мы помним…", посвященный дню солидарности в борьбе с терроризмом и памяти всех жертв терактов

Цели:

    Развить в школьниках сострадание и соучастие к жертвам терроризма;

    Вызвать отрицание терроризма как явления;

    Учить выявлять причины появления данного явления;

    Привести к осознанию важности собственного участия в вопросах безопасности страны и собственной безопасности;

    Научить пользовать памяткой по безопасности.

    Научить осознавать важность извлечения уроков истории для собственного и национального будущего.

Оборудование:

    доска меловая, доска интерактивная (или другое мультимедийное оборудование)

    презентация к классному часу

    бутылки с водой, цветы, свеча, табличка “Беслан” (создающие эффект памятника)

    листочки на столах учащихся, записанные слова на доске “террор”, “терроризм”, “террорист”.

Ход мероприятия:

1. Вступительная часть.

1. Учитель: Меня зовут Маша Урманова. Я родилась в 1995г.

1 сентября 2004 г. я пошла на линейку в школу №1 г.Беслан в республике Северная Осетия.

После линейки на нас напали террористы и взяли в заложники. Боевики были одеты в черное, их лица скрыты масками.

Бандиты согнали захваченных в заложники детей, родителей и преподавателей в спортивный зал школы. На террористах были надеты пояса шахидов, они вооружены гранатометами и стрелковым оружием.

2 сентября 15:25 Рядом со зданием школы прогремели взрывы.

2. Классный руководитель: 1 сентября около 9:00 по московскому времени группа вооруженных людей захватила школу N1 в городе Беслан в Северной Осетии, расположенную в Правобережном районе города, в 30 км от Владикавказа.

Школу захватили 17 террористов, среди которых мужчины и женщины, снабженные поясами смертников.

Захват учащихся школы произошел сразу после торжественной линейки, когда школьники зашли в помещение.

3 сентября 13:31 Террористы подорвали ранее установленные в захваченной школе взрывные устройства в момент эвакуации тел погибших сотрудниками МЧС, сообщили в оперативном штабе. Произошло обрушение крыши школы. Боевики ведут беспорядочную стрельбу по людям и зданиям.

Террористы начали расстреливать школьников еще до начала силовой операции. Об этом заявил один из бывших заложников.

Освобожденная заложница рассказала, что первый взрыв в школе произошел из-за оторвавшегося скотча. Взрывные устройства были прикреплены скотчем к стенам спортзала. На одном из них скотч не выдержал, бомба оторвалась, упала на землю и взорвалась, затем последовала целая серия взрывов и атака спецназа.
В школе Беслана находился 1181 заложник. Об этом сообщил представитель министерства народного образования Северной Осетии.

Маша Урманова числится среди 323 погибших.

Дневник девочки-заложницы: Тринадцатилетняя бесланская школьница Кристина Дзагоева провела в захваченной террористами школе 52 часа. Вместе с ней в заложниках оказались ее мама Людмила и младшая сестренка.

(Дневник напоминает дневник другой девочки – Тани Савичевой, ленинградской блокадницы)

2. Тематическая часть.

1. Просмотр видеоролика Михаила Михайлова “Беслан”.

Приложение 1 (за видеороликом обращайтесь, пожалуйста, к автору).

Классный руководитель: Давайте зажжем свечу и посмотрим видеоролик, посвященный памяти погибших в той ужасной трагедии.

Объявление темы классного часа (после просмотра):

Сегодня, 3 сентября, в российском календаре обозначен как день солидарности в борьбе с терроризмом.

Русский народ никогда не забудет, какая ужасная трагедия случилась в Северной Осетии, а именно в Беслане 1 сентября 2004 года. Теперь в российском календаре стало на одну чёрную дату больше. Но эта дата будет одной из самых чёрных потому, что в этот праздничный день погибли дети в священном месте – в школе. Невинные дети, которые самое дорогое, что есть в этом страшном Мире. Они погибли от позорных пуль в спину полулюдей-полуволков. Но им надо помнить, что и на них всегда найдётся управа, и Россия уже не раз и успешно защищала свою Родину от чужих подонков, положивших глаз на Славную Землю и Великий народ.

Мы помним… – такова тема нашего классного часа.

4. Классный руководитель зачитывает высказывания детей из интернета, которые обращаются к жителям города Беслан:

01.09.2006

Проходят дни, месяцы, годы.. но эту трагедию не забыть нам никогда. И сегодня я вспоминаю о тех страшных днях 2004 года, и сжимается сердце..

Мы помним, будьте с нами.
г. Волгоград, Россия

Год спустя... 31.08.2005

Сегодня 31 августа – завтра мне идти в школу – на линейку. Как все это будет выглядеть, я не знаю... кажется радость – 1 сентября, но в мыслях я вспоминаю Беслан, и не хочется приходить. Я не умею радоваться, даже через год после трагедии, этих детей я не знала никогда, да и главное ли это, знаю, что только не забуду Беслан... Знаю, не забуду: тяжело сказать, но я говорю. И пусть я путаюсь в словах, не выдать, все то, что на душе. И есть люди к счастью, которые поймут меня, и также никогда не забудут. 29 Августа ходила на Мамаев Курган, в храме "Всех святых" батюшка благословлял детей на новый учебный год. В какой раз вспомнился Беслан, так и те дети, пусть даже некоторые были в храме год назад, так и их батюшка благословлял, почему же так вышло... впрочем теперь уже поздно, остались горе и слезы...

Памяти всех погибших в Беслане,
За упокой душ погибших
За здравие уцелевших

Навсегда с Вами, Ученица 9-го класса г.Волгоград, Россия

5. Демонстрация иконы Вифлеемских мучеников и комментарии классного руководителя:

Страшная трагедия в г.Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней. Единственная история, которая сопоставима с бесланской трагедией, – это история, которая произошла две тысячи лет назад также в маленьком городке – Вифлееме: избиение Иродом Вифлеемских младенцев.

Написанная в Санкт-Петербурге икона Вифлеемских мучеников доставлена в Северную Осетию представителями духовенства и осетинской диаспоры Санкт-Петербурга.

3. Словарная работа.

6. Классный руководитель: Ребята, вы услышали историю бесланской трагедии. На листочках, которые лежат перед вами, напишите, какие ассоциации вызывают у вас слова “террор”, “терроризм”, “террорист”(слова заранее написаны на доске).

Обсуждение написанного.

7. Демонстрация значения слов из толкового и этимологического словарей.

4. Памяти тех, кто стоял на защите.

Классный руководитель: участниками и жертвами террористических актов становятся не только мирные жители, но и воины-спецназовцы. Их цель – защитить мирное население от террористов, зачастую ценой своей жизни.

По данным МВД Северной Осетии, более десяти бойцов спецподразделений погибли в ходе операции по освобождению заложников в школе номер 1 североосетинского города Беслан.

8. Отрывок видеоролика про спецназовцев (видеоролик “Трагедия в Беслане”)

И мы отдаем дань уважения и почтения их мужеству и самопожертвованию.

5. Работа по охране жизни и здоровья.

    А как мы с вами можем защитить себя и близких от возможного террора? Что в наших силах? Что мы должны знать?

    Работа с памятками по безопасности

У вас на столах лежат памятки (дома вклеить в дневники).

6. История и статистика.

11. Последние несколько лет нашей стране много пришлось пережить и в том числе нападки террористов.

Давайте вспомним статистику терактов за последние 13 лет.

( 6-11 слайды)(на уроке использовалось звуковое сопровождение к данным слайдам – музыкальный файл “Начало” из кинофильма “9 рота”)

7. Подведение итогов.

12. Выводы:

Классный руководитель:

Мы не должны забывать эти черные даты и делать все возможное, чтобы этого не повторилось.

(Дети делают выводы)

Заключительное слово классного руководителя:

В России существует молодежная организация “НАШИ”

Они устраивают митинги в честь памяти погибших от рук террористов и призывают нас бороться с явлением терроризма.

Вот что “НАШИ” говорят нам:
Мы одна страна. Один народ.
Нас убивают.
Когда мы спим в своих домах.
Едем в метро,
Отдыхаем,
Ведем наших детей в школу.
Этого не будет.
Нам остается только помнить
И жить.
За них,
Делая все, чтобы подобное не повторилось.


Подписи к слайдам:

Освобождение заложников.

Надо дружить!

Нет терроризму!



Третий день трагедии…

Мы помним

Учитель: Серёгина Л.А.
ГБОУ ЦО №953 г. Москва
Что же произошло в Беслане?

После трагедии
Двор школы
Здание школы после теракта



Источники:
1. Интернет ресурсы.
После теракта
Спортивный зал
Игрушки на месте
гибели заложников




Символ мира – голубь.
символ
мира.
Пусть наши голуби
говорят
о том, что мы

Подписи к слайдам:

Освобождение заложников.
В ходе штурма здания школы было освобождено большинство заложников. Но в результате теракта 334 человека погибли …
Надо дружить!
Надо уметь решать все конфликтные ситуации мирным путём.
Нет терроризму!
Что же надо сделать, чтобы избежать террористических актов?
3 сентября – 10-ая годовщина трагических событий в Беслане.
Террористический акт в Беслане - захват заложников в школе №1 г. Беслана, совершённый террористами утром 1 сентября 2004 года во время торжественной линейки, посвящённой началу учебного года.
Третий день трагедии…
На третий день в школе произошли взрывы, и позже возник пожар, в результате чего произошло частичное обрушение здания. К утру третьего дня заложники обессилили до такой степени, что перестали реагировать на угрозы террористов. Многие, особенно дети, падали в обморок, тогда как другие бредили и испытывали галлюцинации.
Мы помним
3 сентября - День памяти жертв терроризма. Трагедия в Беслане.
Классный час для первоклассников.
Учитель: Серёгина Л.А.
ГБОУ ЦО №953 г. Москва
Что же произошло в Беслане?
В течение двух с половиной дней террористы удерживали в заминированном здании более 1100 заложников. Ими преимущественно были дети, их родители и сотрудники школы. Заложники находились в спортзале в тяжелейших условиях: им не давали есть, пить. Жаркая погода, смрад и отсутствие вентиляции в зале, где были заложники, ещё более усугубляло тяжёлое положение людей: многие теряли сознание.
После трагедии
Двор школы
Здание школы после теракта
Жертвами терроризма могут быть как случайные так и выборочные граждане.
Обязательное условие терроризма – это широкое распространение о теракте, превращение его в наиболее обсуждаемое событие. Оставшийся незамеченным теракт утрачивает смысл.
Терроризм в любых своих формах является одним из опасных преступлений против человечества.
Источники:
1. Интернет ресурсы.
После теракта
Спортивный зал
Игрушки на месте
гибели заложников
Что такое терроризм и кто такие террористы?
Термин «терроризм» происходит от латинского слова и обозначает – страх, ужас. Террор – это способ решения проблем методом насилия.
Террористы – это люди, которые ведут террористическую деятельность, т.е. применяют различные способы насилия к гражданам или грозятся их применить.
Из них 186 детей и свыше 800 ранены.
Символ мира – голубь.
Сегодня на уроке мы сделаем голубя –
символ
мира.
Пусть наши голуби
говорят
о том, что мы
хотим жить в мире и дружбе со всеми народами.

КАЛЕНДАРЬ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ И ПАМЯТНЫХ ДАТ НА СЕНТЯБРЬ 2018 ГОДА


Праздник «День солидарности в борьбе с терроризмом» в 2018 году отмечается 3 сентября, в понедельник.

Не является официальным выходным.

Терроризм является одним из самый ужасных преступлений, совершаемых человечеством. Мировой терроризм появился еще в 18 веке при Великой французской революции. С тех пор и до сего времени он наводит ужас на людей.

День солидарности в борьбе с терроризмом – это не только день памяти о погибших, это миг, когда каждый житель нашей страны должен задуматься о том, что только объединившись вместе, порождая толерантность и терпимость к другим людям, с уважением относясь к другим нациям, можно побороть ту ненависть, что порождает терроризм.


Это новая памятная дата, учрежденная 21 июля 2005 года, федеральным законом Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России».

Появление этой даты связанно с трагическим происшествием 2005 г., случившимися в городе Беслане, когда во время линейки на День знаний в школу прокрались вооруженные и агрессивно настроенные террористы. Боевики продержали трое суток в плену учеников, их родственников и учителей, общее число которых составляло 1128 лиц.

В итоге ужасного теракта было ранено свыше 500 человек и более 350 погибло. Среди пострадавших были военные, женщины и дети. Основной трагедией этого дня стало то, что большая часть погибших были несовершеннолетние. Во время освободительной операции был убит 31 террорист, один арестован. Количество погибших в тот день составило 1% от жителей города.

Традиции

События в Беслане стали трагедией для всего населения России, а также и других стран.

Ежегодно в Беслане 3 сентября проходит акция памяти, начинающаяся в тоже время, когда произошла детонации первой бомбы, заложенной в спортзале. Перед зданием школы зажигают свечи, горящие до самого утра, возле мемориального комплекса запускают в небо белые шары, равные количеству убитых.

В этот день памятные акции проходят в каждом городе, которого коснулась ужасная рука террора. Жители Беслана, Волгограда, Волгодонска, Буйнакского, Первомайска, Будённовска, Владикавказа, Москвы, в которых были погибшие от рук террористов, и других городов, не равнодушных к этим потерям, 3 сентября отдают память всем жертвам терактов, а также пострадавшим в ходе спасительных операций военным.

В этот день по улицам городов проходят траурные шествия, к мемориалам возлагают цветы, зажигают свечи. В память о душах погибших запускают шарики и небесные фонарики, а также отпускают в небо белых голубей. Кроме этого, проходят различные митинги, проводится минута молчания. Во многих школах проходят тематические уроки, на которых освещаются проблемы терроризма и методы борьбы с ним.

Терроризм - политика, основанная на систематическом применении террора. Несмотря на юридическую силу термина «терроризм», его определение вплоть до настоящего времени остается неоднозначным. Проблема в том, как ограничить определение терроризма, чтобы под него не попадали деяния легитимных борцов за свободу. Синонимами слова «террор» (лат. terror - страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».

В праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с силовым воздействием, устрашением мирного населения и/или иными формами противоправных насильственных действий. В праве США - как предумышленное, политически мотивированное насилие, совершаемое против мирного населения или объектов субнациональными группами федерального уровня или подпольно действующими агентами и организациями, обычно с целью повлиять на настроение обществ.

В конце 1960-х годов появилась специфическая форма терроризма - международный терроризм.


    1 сентября 2004 года, когда дети с родителями пришли в школу на День знаний, не ожидая беды и радуясь новому учебному году боевики проникли в школу № 1 Беслана и захватили в заложники учеников, их родителей и учителей. Террористы отказались от переговоров, заминировали несколько помещений захваченной школы, а также выставили на крыше здания снайпера. С целью предотвращения возможного штурма боевики выставили в окнах детей, захваченных в заложники, начали угрожать расстреливать заложников за каждого убитого и раненого бандита. Федеральные спецподразделения и местные жители стали защищать детей и начали боевые действия против террористов.


    В здании школы преступники целых три дня удерживали 1.128 человек. Итогом этого террористического акта стала гибель 343 человек, что составило около 1% населения города, более 700 были ранены. Среди погибших были не только заложники и мирные жители, но также и военнослужащие. Половина погибших являлись несовершеннолетними лицами. Особая трагичность этого теракта заключается в том, что погибли в основном дети и женщины.


  • Терроризм- это страшное слово

  • Это боль, отчаянье, страх,

  • Терроризм- это гибель живого!

  • Это крики на детских губах.

  • Это смерть ни в чём не повинных-

  • Стариков, женщин, детей!

  • Это подлое злое деянье

  • Озверевших, жестоких людей.


  • Терроризм - это язва на сердце,

  • Боль всех народов Земли.

  • Мы помянуть всех погибших

  • Сегодня на уроке должны.

  • Погибших во время терактов,

  • Убитых в Беслане ребят;

  • Взорванных в самолётах,

  • В Чечне погибших солдат

  • Застреленных при захватах,

  • На всех континентах Земли.

  • Чья кровь пролилась безвинно,

  • Чьи жизни от нас унесли.


  • Зажжём поминальные свечи,

  • На минуту друзья замолчим.

  • Их души с небес нас увидят,

  • Мы память о них сохраним.


  • В заложники лучше не попадать;

  • никогда не принимайте от незнакомцев пакеты и сумки, не оставляйте свой багаж без присмотра;

  • обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи;

  • всегда узнавайте, где находятся резервные выходы из помещения;

  • если произошел взрыв, пожар, землетрясение, никогда не пользуйтесь лифтом;

  • старайтесь не поддаваться панике, что бы ни произошло.


Поведение в толпе

  • Террористы часто выбирают для атак места массового скопления народа. Помимо собственно поражающего фактора террористического акта, люди гибнут и получают травмы еще и в результате давки, возникшей вследствие паники. Поэтому необходимо помнить следующие правила поведения в толпе:

  • Избегайте больших скоплений людей.

  • Не присоединяйтесь к толпе, как бы ни хотелось посмотреть на происходящие события.

  • Если оказались в толпе, позвольте ей нести Вас, но попытайтесь выбраться из неё.

  • Глубоко вдохните и разведите согнутые в локтях руки чуть в стороны, чтобы грудная клетка не была сдавлена.

  • Стремитесь оказаться подальше от высоких и крупных людей, людей с громоздкими предметами и большими сумками.

  • Любыми способами старайтесь удержаться на ногах.

  • Не держите руки в карманах.

  • Двигаясь, поднимайте ноги как можно выше, ставьте ногу на полную стопу, не семените, не поднимайтесь на цыпочки.

  • Если давка приняла угрожающий характер, немедленно, не раздумывая, освободитесь от любой ноши, прежде всего от сумки на длинном ремне и шарфа.

  • Если что-то уронили, ни в коем случае не наклоняйтесь, чтобы поднять.

  • Если Вы упали, постарайтесь как можно быстрее подняться на ноги. При этом не опирайтесь на руки (их отдавят либо сломают). Старайтесь хоть на мгновение встать на подошвы или на носки. Обретя опору, "выныривайте", резко оттолкнувшись от земли ногами.

  • Если встать не удается, свернитесь клубком, защитите голову предплечьями, а ладонями прикройте затылок.

  • Попав в переполненное людьми помещение, заранее определите, какие места при возникновении экстремальной ситуации наиболее опасны (проходы между секторами на стадионе, стеклянные двери и перегородки в концертных залах и т.п.), обратите внимание на запасные и аварийные выходы, мысленно проделайте путь к ним.

  • Легче всего укрыться от толпы в углах зала или вблизи стен, но сложнее оттуда добираться до выхода.

  • При возникновении паники старайтесь сохранить спокойствие и способность трезво оценивать ситуацию.

  • Не присоединяйтесь к митингующим "ради интереса". Сначала узнайте, санкционирован ли митинг, за что агитируют выступающие люди.

  • Не вступайте в незарегистрированные организации. Участие в мероприятиях таких организаций может повлечь уголовное наказание.

  • Во время массовых беспорядков постарайтесь не попасть в толпу, как участников, так и зрителей. Вы можете попасть под действия бойцов спецподразделений.


При угрозе теракта

  • Всегда контролируйте ситуацию вокруг себя, особенно когда находитесь на объектах транспорта, культурно - развлекательных, спортивных и торговых центрах.

  • При обнаружении забытых вещей, не трогая их, сообщите об этом водителю, сотрудникам объекта, службы безопасности, органов милиции. Не пытайтесь заглянуть внутрь подозрительного пакета, коробки, иного предмета.

  • Не подбирайте бесхозных вещей, как бы привлекательно они не выглядели. В них могут быть закамуфлированы взрывные устройства (в банках из-под пива, сотовых телефонах и т.п.). Не пинайте на улице предметы, лежащие на земле.

  • Если вдруг началась активизация сил безопасности и правоохранительных органов, не проявляйте любопытства, идите в другую сторону, но не бегом, чтобы Вас не приняли за противника.

  • При взрыве или начале стрельбы немедленно падайте на землю, лучше под прикрытие (бордюр, торговую палатку, машину и т.п.). Для большей безопасности накройте голову руками.


При захвате в заложники

  • К сожалению, никто из нас не защищен от ситуации, когда мы можем оказаться в заложниках у террористов. Следует помнить, что:

  • Только в момент захвата заложников есть реальная возможность скрыться с места происшествия.

  • Настройтесь психологически, что моментально вас не освободят, но помните, что освободят вас обязательно.

  • Ни в коем случае нельзя кричать, высказывать свое возмущение.

  • Если начался штурм, необходимо упасть на пол и закрыть голову руками. Старайтесь при этом занять позицию подальше от окон и дверных проемов.

  • Держитесь подальше от террористов, потому что при штурме по ним будут стрелять снайперы.

  • Не следует брать в руки оружие, чтобы вас не перепутали с террористами.

  • Не старайтесь самостоятельно оказать сопротивление террористам.

  • Если на вас повесили бомбу, нужно без паники голосом или движением руки дать понять об этом сотрудникам спецслужб.

  • Фиксируйте в памяти все события, которые сопровождают захват. Эта информация будет очень важна для правоохранительных органов.