Профессиональная деятельность педагога имеет для общества огромное значение, ибо его профессиональные знания и навыки составляют ценностный капитал общества. Передать знания, которые накопило общество, есть основное предназначением педагога. Поэтому его компетентности, способности к самореализации придаётся очень большое значение. Сегодня от педагога зависит, насколько он готов к постоянно меняющимся условиям. Это достигается не только постоянным самообразованием, но и постоянным самоанализом своей деятельности.

Актуальность самоанализа

Профессиональное совершенствование представляет собой постоянный рост и саморазвитие личности. Чтобы грамотно планировать свою деятельность, необходимо владеть методами научного исследования. Педагогу важно видеть процесс, как бы со стороны, замечать изменения, которые происходят в профессиональной среде, в обществе. Жизнь постоянно выдвигает новые подходы к подготовке, и в связи с этим необходимо вовремя и корректно вносить изменения в свою профессиональную деятельность. Анализ, сопоставление, обобщение – отправные точки для проведения самоанализа. На это даётся не так много времени, и стоит лишь потерять эту ниточку, как происходит отставание и непонимание ситуации.

Необходимость самоанализа

Стремительное развитие науки, появление новых технологий – говорят о необходимости вносить изменения в процесс планирования и методику передачи знаний. Способность педагога быстро реагировать на всевозможные изменения подчеркивают, что педагогу следует проводить не только анализ результатов своей деятельности, но и самоанализ форм и методов передачи знаний, навыков и умений. Необходимость самоанализа деятельности очевидна, ибо на этой основе происходит систематизация деятельности и, в конечном счёте, достижение поставленных целей.

Задача есть цель, которая ставится в определённых условиях. Решение задачи обусловлено объективными и субъективными обстоятельствами. Субъект, т. е. педагог, является главной движущей силой, способной добиться решения задачи. От его знаний и воли зависит, найдёт ли задача своё решение или её выполнение прервётся на полпути. Что в первую очередь предпринимает педагог? Он проводит самоанализ своих знаний и умений, насколько они соответствуют поставленной задаче и только после этого намечает пути её выполнения. Решение образовательной задачи можно сравнить с мыслительной деятельностью, в ходе её проведения, идёт постоянный обмен между накопленными знаниями и способами их реализации, идёт самоанализ собственных возможностей. Здесь уместно сказать о стратегической стороне, поскольку рассматриваются последствия, которые произойдут после решения задачи и тактической — ибо здесь рассматриваются способы решения задачи. В чём здесь проявляется самоанализ? Оселком образовательной деятельности является единство целей и содержания. Без самоанализа просто невозможно добиваться достижения целей и решения конкретных задач. Педагог начинает с познавательной задачи. Далее, идёт включение в этот процесс собственных знаний, которые воплощаются в поиск средств, а исходя из этого, предполагается результат. По сути дела, это процесс постоянного самоанализа своей деятельности.

Когда мы говорим об анализе, то больше представляем внешнюю часть деятельности. С помощью анализа мы мысленно разделяем предмет изучения на части, сопоставляем их для выявления определённых свойств и качеств предмета. Педагогическая деятельность не является исключением и может рассматриваться как решение многообразных задач. Это могут быть организационные, психологические, познавательные и т.д. В педагогическом анализе рассматривают диагностическую, познавательную, преобразующую и самообразовательную стороны. Оценка качества – задача администрации. Главная задача в этой работе – это оказать помощь педагогу в случае возникших трудностей и, конечно, обобщить опыт его работы. При этом практикуется заслушивание самоанализа педагога. Этот приём может показать степень осмысления им не только решения конкретной задачи, но и его кругозор. Самоанализ – это не афишируемая сторона педагогической деятельности. В этом случае педагог, давая оценку своему труду, сопоставляет тенденции, которые происходят в окружающем мире, со своей деятельностью. Самоанализ проводится по предварительно разработанным темам и вопросам. Он направлен на выявление, изучение и, при необходимости, корректировку, каких-то сторон педагогической деятельности. В большинстве случаев он ограничен конкретной темой и направлен на изучение её развития или корректировку.

Чтобы представить самоанализ достаточно полным и последовательным, можно воспользоваться примерным перечнем вопросов для подготовки. Их можно считать точкой отсчёта для разговора с собой и своими коллегами.

1.Можно начать с того, как согласуются цели педагога с деятельностью учебного заведения?

2.Насколько удаётся решать проблемы, которые ставит педагог в учебном процессе, и каков результат их решения?

3.Каков вклад педагога при реализации программы развития учебного заведения?

4.Есть ли возможность учитывать тягу детей к знаниям при осуществлении своей деятельности? Можно ли сказать, что деятельно педагога удовлетворяет запросам учащихся?

5.Используются ли обучающиеся технологии и новые приёмы в повседневной работе? Как воспринимаются они учащимися?

6.Как складываются взаимопонимания с учебной группой во время занятий и вне их? Можно ли говорить о рабочей обстановке при проведении уроков?

7.Проявляют ли учащиеся интерес к работе на уроке и предмету?

8.Есть в учебной группе учащиеся, которые проявляют повышенный интерес к предмету и как он удовлетворяется?

9.Каковы успехи учащихся по конкретному предмету за отдельно взятый промежуток времени?

10. Что является главным критерием оценки учащихся при изучении предмета? Как он соответствует решению поставленных задач?

11.Как вы оцениваете свой контакт с учащимися? Можно ли говорить о предпосылках доверия и уважения?

12.Насколько удаётся контакт с родителями, и прислушиваетесь ли к их мнению?

13.Как складываются взаимоотношения с коллегами по работе?

14.Как вы относитесь к самообразованию и что делаете для повышения профессионального уровня?

15.Есть ли трудности в повседневной работе? Удалось ли их преодолеть и каков результат?

Проведение самоанализа необязательно приурочено к какому–либо этапу деятельности, педагог может его проводить самостоятельно, работая:

  • по совершенствованию обучения,
  • по использованию технических средств,
  • по применению методов воспитания,
  • по совершенствованию форм обучения,
  • по результатам применения новых методов в педагогической науке,
  • по результатам применения собственных разработок для обучения и новых технологий,
  • по практическому применению новых, экспериментальных методов воспитания,
  • по результатам организации самообразования.

При помощи самоанализа можно сделать предварительные выводы о результатах своей работы, акцентировать внимание на сложных вопросах, наметить способы улучшения недоработанных моментов. Нельзя, чтобы самоанализ превратился в отчёт о проделанной работе, а содержал выводы и оценки ключевых моментов, которые были намечены ранее.

После самоанализа формулируется вывод по результатам решения поставленной задачи, почему им была поставлена именно эта задача, какие подходы применил педагог при решении задачи, и как это повлияло на конечный результат.

В самоанализе есть необходимость указывать информацию, которая несёт содержательный смысл. Важно то, почему были использованы именно эти технологии для достижения поставленной цели и насколько они сказались на конечном результате.

Если в самоанализе не говорится о трудностях, с которыми столкнулся педагог в процессе решения задачи, то может сложиться мнение, что всё получается само собой. Только в практической деятельности возможен профессиональный рост. Важно показать, как решалась на практике, возникшая в процессе работы, трудность. Можно отразить собственный диалог с самим собой о том, как вёлся поиск путей выхода из создавшейся проблемы. Самоанализ – это возможность осмысления принятых решений и собственного опыта.

Устный самоанализ для себя не даёт должного результата. Он должен быть оформлен в письменной форме, чтобы в любой момент можно было вернуться к нему, чтобы ещё и ещё раз можно было пройти путь, который привёл к определённому результату. Как мы говорили выше, самоанализ строится по определённому алгоритму.

Первое, с чем нужно определиться – это тема. Причём, она должна быть актуальной для настоящего времени и соответствовать общим тенденциям.

Второе – это формирование проблемы в рамках предложенной темы.

Третье – это необходимость решения проблемы и какие методические приёмы применялись в ходе исследования.

Четвёртое – это какие собственные наработки лежали в основе исследования, чем они обоснованы, применительно к решению данной проблемы. Если это связано с учащимися, то даётся характеристика уровня их развития.

Пятое – это в чём состоит новизна предлагаемого метода или вида деятельности. Здесь возможно сравнение с уже существующими методами и программами.

Шестое – это обоснование предлагаемой технологии или метода и насколько они носят развивающий характер.

Седьмое – это само описание работы, деятельности по реализации предлагаемой темы. В содержании отражаются формы и методы, посредством которых был достигнут результат, а также сравнительная характеристика с существующими.

Восьмое – это подтверждение аргументами необходимости применения новых методов на основании диагностического материала.

Девятое – это выводы, которые доказывают необходимость применения предлагаемого метода или вида деятельности, его оригинальность и, конечно, новизну по сравнению с другими.

Was last modified: Декабрь 18th, 2015 by Елена Погодаева

Самоанализ профессиональной деятельности учителя начальных классов.

Хамидулина Альмира Идрисовна,учитель начальных классов.
Место работы : МБОУ прогимназия "Кристина" г. Томска
Описание: данный материал содержит анализ моей работы за определенный промежуток времени.
Назначение: самоанализ может быть интересен учителям начальных классов при подготовке к аттестации.
Целью моей профессиональной деятельности считаю организацию обучения и воспитания ребёнка во имя развития его личности, что согласуется с целью нашего образовательного учреждения. При этом приоритетными выделяю такие направления образования, как признание прав ученика на уникальность, активность, внутреннюю свободу;привлечение ученика к творческой деятельности, вооружение его методами научного поиска, среди которых особую роль играют эвристические приёмы и методы научного познания; а также внедрение информационных технологий в обучение.
Для достижения поставленной цели в своей педагогической деятельности решаю задачи индивидуализации и дифференциации образовательного процесса, путём внедрения современных образовательных технологий: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения; метода проектов; информационно-коммуникационных технологий обучения. Считаю, что активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и, несомненно, является одним из условий достижения нового качества общего образования и выполнения требований ФГОС.
В период с ноября 2010 по май 2015 я работала по образовательной программе «Школа 2100»,в этом учебном заведении два выпуска моих учеников, успешно закончивших обучение по данному УМК и перешедших в гимназию № 6 г.Томска и другие общеобразовательные учреждения. Мною были разработаны образовательные программы по всем учебным предметам, а также программы внеурочной деятельности «Я-эрудит», «Школа безопасности», Я-гражданин». Кроме того, с внедрением новых стандартов я работала в составе ПТГ прогимназии «Кристина» по созданию технологических карт по формированию УУД.
С 1 класса учу детей наблюдательности, любознательности, привлекая своих учеников к исследовательской деятельности, которая начинается с прогулок в режимное время на территории прогимназии, экскурсий в рамках внеурочной деятельности,создания проблемных ситуаций.На протяжении всех лет обучения мои ученики были активными участниками различных научно-практических,исследовательских конференций от школьного до всероссийского уровня, что является отличным показателем создания благоприятных условий для развития личности ребенка и формирования регулятивных, познавательных, коммуникативных, и, конечно, личностных универсальных учебных действий.
Немаловажное значение для успешного формирования и развития качеств ученика имеет системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов. Она реализуется в рамках накопительной системы. Одним из способов оценивания результатов обучения считаю портфолио выпускника, которое начинаю формировать со своими учениками начиная с 1 класса. В нем отражено приоритетное направление прогимназии – поликультурное образование (изучение немецкого языка,культуры и традиций немецкого народа), результативность очного участия в предметных олимпиадах, в дистанционных мероприятиях,в конкурсах,выставках, спортивных соревнованиях,акциях различного уровня,в научно-практических конференциях. Накопительная система учащегося позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребёнка. Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность.Формирование навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки дают возможность учащимся не только освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, но и способствуют развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Я на каждом этапе обучения вместе с ребёнком выбираю, что является для него результатом на сегодняшний день. Оценочная деятельность меня, как педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность ребёнка и корректировать её, способствуя выработке у ребёнка самооценки своего труда. Отбирая в свое портфолио творческие, проектные работы, ребёнок проводит рефлексию сделанного, а я, как педагог отслеживаю, как меняются, развиваются интересы ребёнка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие, личностные и метапредметные действия. Чтобы динамика образовательных достижений учащихся за период обучения стала очевиднее, накопительную систему оценивания начинаю с ребятами с 1 класса, поэтому обязательно сохраняю первые тетради (или отдельные страницы), первые творческие работы ребенка. Таким образом,максимальная накопительная оценка выпускника по результатам портфолио в 2015 году достигла 128 баллов. Однако, были несколько портфолио и с небольшим количеством баллов, что говорит о том, что не все ребята являются активными участниками олимпиад и прочих мероприятий.
С первоклассниками подводим итог каждого дня, ребята оценивают свои поступки и поведение в столовой, на уроках, на прогулке, готовность к урокам. В классном уголке наглядно можно посмотреть оценку ребенка в цветовой гамме.Командир класса, актив, дежурные заполняют (раскрашивают) итоги дня.
На протяжении всех лет обучения провожу мониторинги,комплексные работы, направленные на выявление личностного роста и качества обучения.
В этом учебном 2015-2016 году начала работать с первоклассниками, это мой третий набор обучающихся в прогимназии «Кристина».Из всего многообразия учебно-методических комплексов наиболее приемлемыми для себя и своих воспитанников считаю УМК « Начальная школа 21века» ,так как в ее основе лежат основные положения теории Л.С.Выготского. Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Использую в своей работе учебники по следующим учебным предметам:
- Обучение грамоте и чтению.
Букварь. Авторы: Журова Л.Е., Евдокимова О.А.
- Русский язык. Авторы: Иванов С.В., Евдокимова О.А., Кузнецова М.И.
- Литературное чтение. Автор Ефросинина Л.А.
- Математика. Авторы: Рудницкая В.Н. и др.
- Окружающий мир. Авторы: Виноградова Н.Ф. и др.
- Технология. Автор Лутцева Е.А.
- Изобразительное искусство. Авторы: Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.
Все учебники включены в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации. В работе с первоклассниками придерживаюсь основного принципа обучения: природосообразности, то есть материал подбираю и использую максимально соответствующий потребностям детей этого возраста (в познании, общении, разнообразной продуктивной деятельности),учитываю индивидуальные особенности их познавательной деятельности и уровень социализации.
Особенно внимательно стараюсь организовать адаптационный период в первом классе, помочь каждому первокласснику с учетом его готовности к школьному обучению безболезненно перейти от дошкольного детства к школьному этапу жизни.
Важную особенность УМК "Начальная школа ХХI века" вижу в том, что она позволяет формировать основные компоненты учебной деятельности, а это одна из приоритетных задач начального образования. В методике обучения первоклассников особое внимание уделяю целенаправленному внедрению моделирующей деятельности. На уроках математики уже с первых дней используем с ребятами конверты с фишками разных цветов, различными геометрическими фигурами, а также Танграмом. На уроках обучения грамоте активно используем квадраты зеленого, синего и красного цветов для звукового анализа слов. С первых уроков приучаю ребят к развитию контролирующей и оценочной деятельности (задания "Сравни свой ответ с текстом", "Найди ошибки", рубрика "Проверь себя","Оцени свою работу» и др.).Выделяя проблему обучения, прежде всего основываюсь и опираюсь на поиск резервов умственного развития учащихся и, прежде всего, – творческого мышления, способности к самостоятельной познавательной деятельности. Ни один учитель не в состоянии дать человеку все те знания, которые ему будут необходимы для работы.
Суть моего подхода к обучению заключается в создании перед учащимися проблемных ситуаций,осознании, принятии и решении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя. При этом всегда выполняю роль человека, направляющего деятельность обучающихся.
Шагаю в ногу со временем, изучаю все, что связано с внедрением ФГОС. За последние 5 лет неоднократно была участником профессиональных семинаров, конференций и других мероприятий. Имею следующие документы о повышении квалификации.
«Внедрение нового ФГОС в начальной школе» в объеме 72 часа (федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования « Томский государственный педагогический университет»),июнь 2011 года.
«Технология проектного обучения, как средство развития личности младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО» в объеме 16 часов (ТОИПКРО, кафедра начального и дошкольного образования),2012 год
Методика преподавания « Начальной инновационной школы» в условиях перехода к ФГОС в объеме 8 часов (ТОИПКРО, кафедра начального и дошкольного образования),2013 год
Обучение по теме « Обобщение и представление результатов профессиональной деятельности учителя» в объеме 4 часов (РЦРО,2.03.15, сертификат)
Ведущая педагогическая идея моего педагогического опыта заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников через вовлечение их в исследовательскую деятельность, моделирование, практические занятия, а также в процессе внеклассной работы создание условий для развития познавательного интереса, логического мышления,формирования творческой активности учащихся.Уже с 1 класса мои ученики являются активными участниками групповых практических занятий по направлению «Экономика» , Этика-азбука добра» и т. д.
Сейчас в моем классе обучается 27 первоклассников, из них 14 девочек, 13 мальчиков. Дети подвижные, у многих преобладающей пока является игровая деятельность. Есть дети читающие, есть читающие по слогам, но у всех видна огромная тяга к знаниям, а также желание ходить в школу. Психологический климат в классе доброжелательный, основные вопросы, которые возникают у ребят-это то, это связано с игрой, дружескими отношениями. Мои ученики обучаются в школе полного дня, где есть возможность и учебы, общения, и прогулок, и выбора кружков по душе и интересам.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.
В ФГОС второго поколения обозначено одно из главных требований общества к выпускникам школ -способность постоянно переучиваться, или умение учиться самостоятельно. Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования двадцать первого века.
Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.
Самостоятельную работу учащихся организую во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала.
Мои учащиеся всегда находятся в активной позиции, они- непосредственные участники процесса познания.
Самостоятельную работу стараюсь организовать так, чтобы каждый учащийся постоянно преодолевал посильные трудности, но чтобы уровень требований, предъявляемых ученику, не был ниже уровня его умственных способностей.
Проектная деятельность обучающихся проходит через все уроки и внеурочную деятельность и является одной из основополагающих в моей работе с детьми, так как помогает самостоятельно добывать знания и развивает все универсальные учебные действия.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков и умений самостоятельно конструировать свои знания. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную или групповую. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование знаний, умений, науки. Результаты этой работы всегда заканчиваются конкретным результатом. Это книжка-малышка, стенгазета, памятка, календарь и т.д.
Показателями качественного усвоения изучаемого материала в моем классе является:
-активная работа всех учеников класса;
-умение каждого учащегося выполнить задание под руководством учителя и обосновать свои действия;
-самостоятельно выполнить аналогичные задания;
-качественная успеваемость в классе 80% при 100% обученности.
Таким образом, можно сделать вывод, что только в ходе самостоятельной работы учащиеся развивают те познавательные способности, приобретают и совершенствуют те умения и навыки, без которых невозможно овладение знаниями, как в школе, так и в жизни вообще.
Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность , организуемая для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Данная программа нацелена на разностороннее раскрытие индивидуальных способностей ребенка, развитие у детей интереса к различным деятельности, желание активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умение самостоятельно организовать своё свободное время. Особо хочется отметить участие с ребятами в городских целевых воспитательных программах-«Калейдоскоп чудес»(1 место по итогам 2010-2011 года,4 Б класс) и «Городская детская филармония»(2 место по итогам 2013-2014 и 2 место по итогам 2014-2015 учебного года).В перспективе своей педагогической деятельности планирую изучить все рекомендации и возможности УМК «Начальная школа 21 века», так как пока для меня это новая образовательная программа. Во втором классе включимся с моими учениками еще в одну городскую воспитательную программу, чтобы и у меня, и у моих ребят была возможность все время узнавать что то новое и самосовершенствоваться. Уже сейчас готовлю первоклассников для участия в городской экологической конференции. Надеюсь, что с каждым разом желающих будет больше и больше, и на выпуске ребята смогут доказать своим портфолио,что они всесторонне развивались и добились хороших результатов.

Учитель - это человек,

навечно вызванный к доске,

отвечать перед детьми,

отвечать за детей.

С. Соловейчик

Об учительской профессии часто говорят: «Они сеют доброе, разумное, вечное». Именно от учителя зачастую зависит, какое начало будет в человеке - чёрное или белое, злое или доброе.

Приход в школу ребёнка является переломным моментом в его жизни. Произойдет переход к новому образу жизни, деловой деятельности, новым отношениям. Школа станет центром жизненных интересов вашего ребенка. Поэтому мой главный педагогический принцип - очень осторожно и бережно помочь ребёнку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность. Значимо лишь его самоощущение личности, которую принимают и любят без всяких условий.

Цель своей педагогической деятельности вижу в создании условий для самореализации личности ребёнка в осуществлении их позитивных возможностей через раскрытие задатков и способностей.

Эта цель определяет следующие задачи:

· развивать умения и навыки планирования и организации учебной деятельности;

· развивать творческие способности учащихся;

· регулировать темп деятельности, синхронизировать свою работу с работой класса;

· формировать навыки самоконтроля;

· развивать коммуникативные навыки в процессе учебной деятельности;

· развивать рефлексию в процессе учебной деятельности;

· повышать мотивацию к обучению и преодолению учебных затруднений;

· формирование положительной «Я - концепции».

Основными задачами в своей работе считаю формирование прочных знаний, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, для того чтобы учащиеся «добывали» знания и применяли их в самостоятельной работе, испытывая радость учебного труда.

Поэтому моя позиция по отношению к ребенку такова: он - мой соратник, союзник, соавтор, принимающий и дающий, имеющий право на несогласие, сомнение и даже ошибку.

Моё педагогическое кредо: работать так, чтобы видеть огоньки пытливости в глазах детей, их живой неподдельный интерес, желание показать свои умения и навыки, - что же может быть лучше?

Ведущими принципами работы являются:

* Принцип обучения деятельности

Применяя этот принцип, я на каждом уроке формирую личность ученика, и его развитие продвигается вперёд не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. И главное слово здесь - сотрудничество. Не «я объясню» - мы вместе догадаемся. Не «я покажу» - мы вместе сделаем. Не «я научу» - мы вместе достигнем. И только в этом случае актуализируются личностно значимые мотивы, побуждающие к деятельности изнутри. Мои дети не просто учатся чему-то, они постоянно что-то изобретают, творят.

* Принцип минимакса

Я считаю, принцип минимакса является оптимальным для реализации индивидуального подхода, так как это саморегулирующаяся система. Это очень заметно на уроках. Слабый ученик ограничивается минимумом, а сильный - берёт все и идёт дальше. Все остальные размещаются в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями - они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму.

*Принцип психологической комфортности

Систематическая и целенаправленная работа с использованием здоровьесберегающих технологий помогает мне добиваться глубоких и прочных знаний, а главное вызывает интерес к изучаемым предметам.

*Принцип творчества

Ведь умение создавать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем стало сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека.

А я уже сказала, что, применяя выше перечисленные принципы, мы на наших уроках все знания открываем только вместе с детьми в тесном сотрудничестве. Я учу учеников думать и самим принимать решения, вижу в каждом из них личность со своими интересами и склонностями, позволяю им высказывать своё мнение и слушаю все высказанные мнения, позволяю жить на уроке яркой и интересной жизнью.

В основе взаимодействия с классом на занятиях лежит сотрудничество, диалог учителя и ученика, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. При этом обязательно учитываю индивидуальные особенности ребёнка, его возможности восприятия учебного материала, интересы, наклонности, личный «субъектный» опыт ребёнка, приобретённый в конкретных условиях семьи.

Убеждена, что в отношениях с детьми нужна душевность, искренность в союзе с сотрудничеством и сотворчеством. Совместная работа приносит наслаждение, увлечённость, вызывает активность и способствует проявлению лучших человеческих качеств.

Мой жизненный девиз : «Необходимо выводы поражений превращать в источники побед».

Этому я учу и своих детей. Учу воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Я считаю такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

Таким образом, исходя из вышеизложенных теоретических положений, можно выделить те аспекты, которые я использую для реализации программы «Школа 2100» на своих уроках:

1. На первое место в своей работе я ставлю уважение к Личности.

2. Основными формами моей работы являются: урок, работа в парах, группах, индивидуальная работа. С помощью этих занятий учащиеся учатся договариваться, отстаивать свою точку зрения. Коллектив становится дружнее и сплочённее.

3. Основные методы: частично-поисковый и проблемный, проектный метод.

Правила, которыми я руководствуюсь в своей работе:

1. Стараюсь найти в ребёнке то, за что его можно похвалить, а не то, за что поругать.

2. Знайте, что ребенку тогда интересно с вами, когда вам интересно с ним.

3. Даю возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие.

4. Если ребенку тяжело, то найду для него такое задание, которое ему по силам.

5. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.

6. Помните, что ошибка одного может породить мысль другого. Не пугайтесь детских ошибок!

7. Не бойтесь сделать вид, что вы что-то не понимаете.

8. Не бойтесь признаться в том, чего не знаете сами.

9. Не пытайтесь объяснить ребенку то, до чего он может додуматься сам.

10. Помните, что неудачи в жизни имеют две причины - недостаток любви и заниженная самооценка, а значит, ребёнок особенно остро нуждается в чувстве собственного достоинства. Просто любите детей и не бойтесь им показать это.

Динамика успеваемости учащихся

2008-2009

(4 «б» класс)

за год - 22 человека

2009-2010

(5 «б» класс)

I - II четверти

I четверть

23 человека

II четверть

23 человека

Процент обученности

Процент качества

Процент обученности

Процент

качества

Процент

качества

Русский язык

Математика

Литературное чтение

Природоведение

На протяжении многих лет я работаю без отстающих. Это можно проследить по итоговым результатам выпуска 4 «б» класса ( 1 четверть - 23 учащихся: 2 отличника, 7 хорошистов (39%);

2 четверть - 23 учащихся: 2 отличника, 9 хорошистов (48%) ).

По отзывам учителей - предметников и классных руководителей моих выпускников, все дети обладают коммуникативными навыками, способны к самооценке и взаимооценке, умеют определять цель работы, планировать свои действия, анализировать, обобщать, работать самостоятельно, в парах, группах. По итогам I полугодия 2009-2010 учебного года из 22 выпускников в 5 «б» классе на «4» и «5» продолжили учиться - 11 учащихся (качество знаний составило (23 учащихся) 48 %), то есть подтвердили свои знания, полученные в начальной школе.

Динамика успеваемости учащихся по первому классу

Литературное чтение

Математика

Русский язык

Окружающий мир

Не знали буквы (%)

Знали буквы (%)

Читали по слогам (%)

Читали по слогам + целыми словами (%)

Беглое чтение (%)

Ориентирование на плоскости (%)

Счет в пределах 10 (прямой и обратный) (%)

Выполнение операций сложения и вычитания (%)

Сравнение множеств (%)

Развита мелкая моторика (%)

Сформированность фонематического слуха (%)

Овладение звуковым анализом (%)

Умение называть предметы и его свойства (%)

Знание времен года и его признаков (%)

Умение рассказывать по картинке (%)

На начало уч. года

26 человек

На конец уч. года

25 человек

Скорость вычислительных навыков

Скорость письма

Схема учета навыка чтения

Темп чтения: 30-40 слов

Проанализировав результаты своей деятельности, прихожу, к выводу, что выбранные мною приёмы и методы обучения дают стабильные результаты.

А результаты моей работы уже видны. Большинство учеников моего класса стали активными читателями школьной и городской библиотеки. 2 ученика приняли участие в школьной конференции и в фестивале научных и творческих работ учащихся «Портфолио» (Кравченко Егор «Баба - Яга - удивительная героиня детских сказок» - 1место ; Мохова Алина «Чему меня учат русские народные сказки »-3место ). Ребята награждены грамотами в школе и дипломами из Москвы. 16 человек участвовали в Международном конкурсе «ЧИП».

Пробудить душу ребенка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания, привить навыки здорового образа жизни - вот основные задачи , которые я поставила перед собой, набирая первый класс.

Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности.

Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.

Занятость учащихся 1 «б» класса во внеурочное время

Работа с родителями

Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. В своей практике применяю следующую форму взаимодействия с родителями - сотрудничество. Работа с семьёй - одна из главных задач школы. Вообще я считаю, чем дружнее и сплочённее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми. За период обучения в 1 классе было проведено множество внеклассных мероприятий. Мы посетили музей, кинопрокат, библиотеку.

Я постоянно веду диагностическую работу с семьями учащихся (изучаю состав семьи, материально-бытовые условия, воспитательные возможности, психологический климат). Мои уроки и внеклассные мероприятия всегда открыты для родителей. Это помогает им увидеть результаты своего домашнего воспитания, выяснить причины успехов и неудач в учебном труде своих детей.

Встречи на дому, в школе, приглашения на классные и общешкольные родительские собрания, беседы и индивидуальные консультации, совместная подготовка праздников помогают мне создать единую систему педагогического воздействия на каждого ребенка класса и добиться положительных результатов в воспитании и обучении младших школьников.

Постоянно работаю над повышением уровня профессионального мастерства через участие в работе районного методического объединения учителей начальных классов (доклад по теме «Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению»), действующих семинаров (доклад по теме «Коррекционно-развивающее обучение на уроках математики»),«Фестиваль педагогических идей», приобретаю новинки педагогической и методической литературы, выписываю журнал «Начальная школа плюс До и После», газету «Начальная школа». сотрудничаю с преподавателями ТПУ (провела 4 открытых урока), имею печатные издания

В общении с коллегами поддерживаю нормальные отношения: если надо - помогу, если не знаю что-то - спрошу.

Мне повезло, что у меня любознательные, добрые, открытые ученики, с которыми рядом я иду по жизни и решаю поставленные жизнью задачи.

Самоанализ своей работы хотелось бы завершить стихотворением

Всегда в делах,

Всегда в заботах.

Учить детей -

Моя работа.

Проанализировав свою работу за предыдущие годы, я поняла, что устойчивого положительного результат можно добиться, только работая по принципу: «Обучая себя, обучу и разовью ребенка».

Цели, задачи, особенности профессиональной деятельности.

Моя цель, как учителя математики, используя все средства педагогической деятельности, научить учащихся думать, самостоятельно принимать решения, делать открытия, добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение.

В своей педагогической деятельности ставлю несколько задач. Главная из них -подготовить школьников к жизни и профессиональной деятельности, к возможности получения дальнейшего образования. А это означает, что я как учитель должна сформировать у учащихся умение анализировать, сравнивать, обобщать. Для достижения этих задач сочетаю в учебно-воспитательном процессе традиционные и инновационные формы и методы обучения:

- проблемно – исследовательского обучения;

- личностно – ориентированного обучения;

- уровневой дифференциации («лестница достижений»);

- информационно – компьютерные;

- блочно- модульную технологию.

Большую роль отвожу учебно-исследовательской деятельности учащихся, начиная с 5-го класса, так как считаю, что исследование - универсальный способ познания действительности, который помогает развитию личности.В ходе проектной деятельности учащиеся не просто приобретают знания, они ещё и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Так сказать, два в одном. В процессе обучения учащиеся выполняют различные творческие и исследовательские работы, начиная от газет, простых моделей оригами и многогранников из бумаги и дерева в 5-6 классах до реферативных и исследовательских докладов - в более старшем возрасте. Все работы, как правило, выставляются на научно- практической конференции, которая ежегодно проходит в нашей школе.

Еще одной особенностью моей педагогической деятельности и соответственно ее задачей является «принятие» всех учащихся, я стараюсь выразить доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдать их интересы, стремлюсь чувствовать другого как себя. Делаю установку на доверительное открытое отношение с детьми, обеспечивая им роль «активного деятеля» на уроке, постепенное превращая учеников в соавторов учебного процесса. При этом учитываю индивидуальный подход в обучении, который, состоит в обеспечении самораскрытия ребёнка, помощи ему в использовании своих возможностей, склонностей, способностей, интересов. Стараюсь слышать ребёнка, интересуюсь его мнением.

По моим наблюдениям, одной из самых любимых учениками технологий, которые я применяю, является технология уровневой дифференциации: «лестница достижений». Она создаёт настрой на продолжение выполнения заданий (после базового уровня), так как, получив фиксированную оценку за выполнение заданий предыдущего уровня, ученик ничем не рискует, попробовав решить хотя бы одну задачу следующего уровня. Задания следующего уровня дают шанс ребёнку улучшить свои результаты. Эта технология создаёт детям условия проявления своей субъективности, чувства свободы выбора, самоуважения, что, безусловно, положительно влияет на состояние его здоровья. Да и каждый ученик уверен, что я знаю его затруднения, понимаю переживания и готова прийти на помощь. Это создаёт обстановку спокойствия, уверенности, хорошего настроения, оптимизма, что, как известно, также благоприятно влияет на здоровье детей.

Становление личности школьников происходит, в том числе и во время учебного процесса, и здесь моя главная цель на уроках - вызвать у детей эмоциональный интерес, рефлексию, создать условия, максимально раскрывающие творческие способности учащихся. Продумываю структуру каждого урока так, чтобы дети могли открыть для себя новое, обратили внимание на главное, важное, чтобы успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Для эффективности урока использую различные формы обучения: фронтальную, индивидуальную, работу в парах и группах, а также различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские, использую различные виды контроля: зачеты, тесты, взаимопроверки, провожу деловые игры, применяю проектную методику. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся моделировать учебный материал, самостоятельно добывать. У них развиваются такие качества, как активность, любознательность, фантазия, зоркость, оптимизм, быстрота и гибкость мышления. Эти формы работы помогают мне прививать и поддерживать интерес к изучаемым предметам.

Использование информационных технологий позволило мне повысить интерес к изучению многих сложных тем. ИКТ использую, применяя образовательные, обучающие, экзаменующие компьютерные программы. Создаю к урокам свои мультимедийные презентации. Специальные возможности компьютерных презентаций позволяют обратить внимание обучаемых на особо важную информацию, а коллекция анимационных картинок легко разрешает проблему игровых моментов.

Владение ИКТ позоляет мне использовать компьютер в разных целях:

- как средство наглядности учебного процесса. Мной разработаны уроки, тесты, таблицы, медиаресурсы с использованием программы PowerPoint ;

- для организации коллективной и групповой работы (проекты);

- как средство разработки и подготовки различных видов учебно-методического материала (поурочное планирование, методические разработки, контрольные работы, тесты и другие виды работ).


Компьютерные технологии на уроках - мои главные помощники. Обеспечиваю компьютерной поддержкой родительские собрания, мероприятия, готовлю вместе с детьми презентации, исследовательские работы, проекты.

Особое внимание в своей работе уделяю здоровьесберегающей технологии, которая применяется мной в виде валеологических, динамических пауз, позволяет, не провоцируя негативные тенденции в развитии здоровья учащихся, получать качественное образование. Это физминутки для глаз, комплекс пальчиковой гимнастики, работа над осанкой спины и другое.
Постоянный анализ достижений учеников - обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка, его способности наблюдать, сравнивать, анализировать. Используя метод диагностирования, веду учёт знаний детей. Регистрирую ошибки, чтобы на следующих уроках провести индивидуальную работу над ними. Являясь активным членом методического объединения учителей математики и информатики, делюсь с коллегами своим педагогическим опытом, провожу открытые уроки и мероприятия, участвую в городских и областных научно – практических конференциях и семинарах. Обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт.


Воспитательная работа.

С сентября 2014г. являюсь классным руководителем.
В своей работе в качестве классного руководителя я использую технологию «портфолио», которая представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации, дальнейшего творческого роста. Ведение портфолио повышает образовательную активность детей, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Поэтому я считаю заполнение портфолио каждым учеником актуальным и важным.

Уровень психологической атмосферы в классе доброжелательный. Дети неконфликтны. Они всегда стараются помочь друг другу в различных ситуациях. Главной задачей своей воспитательной работы считаю создание в коллективе атмосферы жизнедеятельности, способствующей развитию образованной, нравственной личности, способной к самопознанию, саморазвитию и самовыражению. Формирую способности ребят строить свои отношения по принципу четырех П: принимать, понимать, помогать, прощать. С целью сплочения коллектива провожу различные мероприятия, пробуждающие интерес ребенка к самому себе, формирую самоуважение, уважение к другим.
В основу воспитания мною взят деятельностный подход. В классе развито самоуправление. Главным фактором служит коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно-ориентировочный и творческий характер, который представлен в плане воспитательной работы на каждый учебный год.
Умение создавать на уроках и во внеклассной работе комфортную среду – составляющая успешного процесса обучения и воспитания. Слежу за межличностными отношениями в коллективе, стараюсь создать условия для того, чтобы каждый ученик смог проявить себя как личность, раскрыть свой талант. Всё делаю для того, чтобы ребята чувствовали себя комфортно, уютно в классном коллективе. Подводя итоги воспитательной работы, надо отметить, что у детей значительно активизировалась любознательность, инициативность, повысилась заинтересованность в учёбе, сплотился ученический коллектив.
В своей педагогической деятельности стараюсь осуществлять теснейшую связь с родителями, держу их в курсе успехов и неудач детей. Систематически провожу классные родительские собрания: (организационные, информационные, тематические, консультативные), различные по форме (собрание-беседа, "круглый стол", тематическая дискуссия с приглашением специалистов, консультация со специалистами, тренинг). На них обсуждаем цели, задачи и итог нашей совместной деятельности, даю рекомендации по выполнению домашнего задания, отвечаю на встречные вопросы; советую, как лучше помочь ребенку. В помощь родителям я составляю различные памятки «Как помочь ребенку выполнить домашнее задание?», «Влияние режима дня на здоровье ребёнка» и др. Приглашаю родителей по мере необходимости на индивидуальные беседы, использую и заочную форму общения с родителями. Выставляю оценки в дневники, за участие в конкурсах записываю благодарности, за проделанную ребёнком дополнительную работу также благодарю родителей и ученика, отличные успехи тоже не остаются неотмеченными. Веду работу по внедрению в образовательный процесс электронного дневника «Дневник.ру».Электронный дневник - это новая система взаимодействия между школьным и родительским сообществом, которая позволяет решить одну из главных проблем школы - информативность.
Формируя активную педагогическую позицию родителей, вовлекаю их в учебно-воспитательный процесс, родительский комитет класса координирует работу родителей по оказанию помощи в подготовке кабинета к новому учебному году, в проведении активного отдыха детей, различных мероприятий, в том числе экскурсий. Работа родительского собрания, родительского комитета отражена в протоколах, в плане классного руководителя.
В заключение хочется добавить, что целью любой воспитательной системы является формирование гармонично развитой личности. Целью современной школы является формирование личности информационной, то есть способной не только и не столько выполнять свои функции, сколько принимать критические решения и устанавливать новые отношения в быстро меняющейся реальности. От учителя, а значит от меня, в данных условиях требуется построить педагогический процесс в соответствии с потребностями и целями современного общества.

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛУГАНСКА

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Государственное учреждение

«Луганская специализированная школа I - III ступеней №54»

САМОАНАЛИЗ

педагогической деятельности

за последние три учебных года

учителя начальных классов МАРЬЯНЫ ИВАНОВНЫ ДЕМЧЕНКО

Здравствуйте, я учитель начальной школы. Мы живём в современном мире, который находится в постоянном движении. Какой он современный учитель? На мой взгляд, это человек, который должен идти в ногу со временем, постоянно повышая свой педагогический уровень. Учитель - это тот, который может смотреть и видеть, слушать и слышать, понимать, принимать и помогать. Это девиз моей личной профессиональной деятельности.

Я работаю учителем начальных классов и одновременно выполняю функции классного руководителя в государственном учреждении «Луганская специализированная школа I - III ступеней №54» с 2000 года. Закончила Луганский педагогический институт им. Т.Г.Шевченко в 1997 году по специальности учитель начальных классов. Образование высшее. Стаж работы в данной школе – 15 лет. К педагогической деятельности стараюсь относиться добросовестно и творчески. За весь период работы накопила немалый опыт обучения и воспитания учащихся.

В 2013году присвоена высшая квалификационная категория.

Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способностей учащихся, при сохранении их физического и психического здоровья, в соответствии с индивидуальными возможностями. Одним словом, цель моей педагогической деятельности - развитие личности ребенка.

Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.

Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:

использование технологии проектной деятельности с целью формирования универсальных учебных действий, академических знаний, умений, навыков и развития творческих способностей младших школьников;

внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;

воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, формирование экологического мышления, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

создание наиболее благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей.

Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.

Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:

Как заинтересовать ребенка учебным предметом?

Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?

Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

Я решаю их путем включения учащегося в ситуации творческой частично-поисковой работы и исследовательской деятельности. Я всегда работаю под девизом: «Учение с увлечением!», потому что понимаю, что через сказку, игру – дорога к сердцу ребенка.

С 2015 года работаю по УМК «Школа России», который носит личностно – ориентированный характер с приоритетом духовно – нравственного развития, обеспечивает гражданско-ориентированное образование младшего школьника, иначе говоря, предлагает воспитывать гражданина страны. Учебники позволяют организовать индивидуальную работу учащихся, подготовить учащихся к защите творческих работ, учить аргументировать и доказывать свою точку зрения. Развивающие упражнения способствуют развитию творческих способностей, интереса к предмету, углубляют формируемые знания, побуждая учащихся применять их в изменённой ситуации. Работая по данному комплексу, применяю педагогические технологии развивающего обучения: игровые технологии, технологию проектной деятельности, технологию интерактивного обучения, а также личностно-ориентированный подход в обучении.

Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу, дифференцированный подход, игру, создание ситуации успеха, самостоятельную работу.

Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.

Мультимедийные презентации, электронные тренажёры, схемы–опоры, таблицы, сигнальные карточки, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости.

В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.

Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила. В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные качества личности. В результате дети оказывают помощь товарищам, считаются с интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приемами процесса познания.

Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариантных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А еще они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.

Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребенка, его способности наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку, и ребенку! Искренней любовью я завоевываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить.

Таким образом, создавая на каждом уроке благоприятную эмоциональную атмосферу, повышая мотивацию к учению, результатом моей работы стали высокие показатели качества обучения. Также, повышению качества обученности по предметам способствует использование технологии проектной деятельности. Для выявления развития способных детей провожу олимпиады, требующие творческого подхода, привлекаю детей к участию в различных конкурсах.

Результаты качества и успеваемости обучающихся за три года

Год

Класс

Кол-во уч-ся

в классе

Отличники

Качество

Успеваемость

2013-2014

3-Б

73 %

100%

2014-2015

4-Б

68 %

100%

2015-2016

1-Б

Результаты олимпиад (участники/победители )

Год

Класс

I тур (школьный) олимпиад

II тур (городской)

олимпиад

Дистанционные олимпиады по базовым дисциплинам

2013-2014

3-Б

4 уч./3 уч.

3уч./2уч.

2014-2015

4-Б

5 уч./5 уч.

5 уч./-

4 уч./1 уч.

2015-2016

1-Б

20 уч./15 уч.

Также из таблиц видно, что у моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:

дети моего класса с желанием идут в школу;

сформирован устойчивый учебно – познавательный интерес;

они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;

понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;

умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;

активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;

а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Подтверждением сказанного являются:

успеваемость и качество знаний моих выпускников высокие (% качества-65, успеваемость-100%) в 5-м классе;

все мои выпускные классы хорошо учатся, успеваемость и качество знаний стабильно высокие;

отзывы коллег об уровне обученности и воспитанности учащихся класса на методическом совете по преемственности;

отзывы родителей детей о моей работе;

мои ученики принимают активное участие в предметных олимпиадах (как в стационарных, так и в дистанционны).

Активно участвую в школьных и районных методических объединениях учителей начальных классов, даю открытые уроки, в том числе и в рамках «Школы молодого учителя».

В своей работе придерживаюсь в основном системно-деятельностного подхода и нетрадиционных форм проведения уроков. Активные формы и методы, информационные технологии обучения, которые я использую в своей работе – это и есть современные достижения педагогической теории и практики.

Я считаю, что формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё только формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или ному предмету.

Применительно к начальной школе важным методом является игровой, особенно в первые два года обучения. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию окружающего мира.

Как учитель работаю над проблемой « Реализация научно-познавательских проектов в совместной деятельности учителя и ученика». Возбуждению интереса к учёбе способствуют условия, обеспечивающие ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознание смысла и результатов своих усилий.

Цель работы над проблемой: научить добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях.

Задачи работы над проблемой:

сделать процесс познания привлекательным;

создавать ситуацию успеха на уроках;

развивать желание и умение учиться;

формировать у ребенка новый тип мышления – теоретический, позволяющий исследовать и понять сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки;

создать условия для проявления таких личностных качеств, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за ее пределами, самостоятельность в достижении цели, ответственность за результаты.

Я считаю, что учитель без новаций – это всегда учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя. Для достижения цели своей работы стараюсь использовать современные технологии обучения.

Представляю это в виде таблицы:

Название

Особенности

Ведущий метод

Формы работы

Игровые технологии

Направленность на жизненно важную ситуацию и поиск путей решения.

Игра

Сюжетно – ролевая игра, дидактическая игра, деловая игра, урок – путешествие, викторины, загадки.

Внеурочная деятельность.

Личностно-ориентирован-ные технологии

Гуманистическая и психотерапевтическая направленность. Цель: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

Метод диалога, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации выбора и успеха.

Урок-творчество, урок-игра, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Исследовательские технологии

Обучение через «открытие»

Проблемное обучение, метод проектов

Экологические задачи, проекты, творческие задания наблюдения, практические занятия, опыт,

исследование, экскурсии на природу, предприятия и организации.

Инормацион-но – коммуникативные технологии

Направленность на создание индивидуальных образовательных траекторий.

Контроль

Тесты, тестовые упражнения, игровые, творческие и логические задания.

Внеурочная деятельность.

Здоровьесбере-гающие технологии

Направленность на потребность здорового образа жизни.

Укрепление здоровья

Динамические паузы, подвижные игры, физкультминутки, упражнения для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и т.д. Физкультурно-оздоровительные и спортивно – развлекательные мероприятия, походы.

Я – классный руководитель. Большое внимание уделяю воспитательной работе в классе. Целью моей воспитательной работы является создание условий для развития многогранной творческой личности. Методика моей воспитательной работы строится на коллективной творческой деятельности. Опираясь на общеобразовательную подготовку учащихся и учитывая их интересы, способности и возрастные возможности я провожу воспитательные мероприятия, которые расширяют кругозор учащихся, увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.

Для моей системы воспитательной работы, как классного руководителя, характерен аналитический подход к решению воспитательных задач. На основании проводимых исследований классного коллектива, определяю воспитательные цели и задачи. Воспитательную работу в классе планирую, исходя из анализа воспитательной работы предыдущего учебного года по следующим направлениям:

патриотическое;

гражданско-правовое;

художественно – эстетическое;

физкультурно-оздоровительное;

трудовое.

Использую разнообразные формы внеклассных занятий: классные часы- диспуты, праздники, очные и заочные экскурсии, соревнования, конкурсы. Применяю метод проектов во внеклассной работе.

Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить. Вообще я считаю, чем дружнее и сплоченнее родители, тем дружнее дети. Родители принимают активное участие во всех классных мероприятиях, помогают мне, как классному руководителю в организации и проведении, а детям - в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми.

Было проведено множество внеклассных мероприятий: «Наш единственный корабль под названием Земля», психологический театр «Синяя птица».

Результатом воспитательной работы является то, что в классе сложилась благоприятная атмосфера, в классе нет отверженных детей, группировок, которые бы отделились от коллектива. По результатам тестирования 82% детей считают свой класс дружным. По результатам анкетирования родителей, все дети имеют друзей из своего класса, и родители поддерживают их дружбу.

Мнение родительского коллектива о результатах работы класса

Критерии

3 класс

4 класс

1 класс

1. Результаты работы классного коллектива признаны положительными

94 %

95,7 %

99 %

100

101

3класс 4класс

1 класс

2. Одобрение и поддержка родителями работы классного коллектива

96 %

96,8 %

100 %

95, 5

96,5

97,5

98, 5

99, 5

100

100, 5

3 класс 4 класс

1 класс

С целью создания наиболее благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей провожу уроки с учётом гигиенических и валеологических требований к уроку. Часто начинаю урок с энергезирующей разминки, провожу физкультминутки, с учётом медицинских показателей, делая упор на физкультминутки для глаз (в том числе и электронные физкультминутки для глаз).

Цель, которую я ставлю перед собой на ближайшее время – изучение стандартов второго поколения. Перспективы своей работы вижу в дальнейшем внедрении технологии проектной деятельности с целью повышения качества обученности, формирования ключевых компетентностей и развития творческих способностей учащихся.