Эмоции интереса и радости тесным образом связаны с познавательной деятельностью ребенка. Интеллектуальный успех невозможен, если ребенок активно не переживает эти эмоции.

Интерес рассматривается К.Изардом как фундаментальная, врожденная эмоция и считается доминирующей среди всех других2. Именно интерес побуждает ребенка к исследованию окружающего его мира. Говоря о значении интереса для развития познавательной сферы, С.Томкинс

Подчеркивает, что без него развитие мышления было бы серьезно нарушено. «Чтобы думать, нужно переживать» -добавляет он. Интерес тесным образом связан с эмоцией радости. Их взаимодействие - это своеобразная эмоциональная основа творческой деятельности ребенка. Вот почему так важен положительный эмоциональный фон в ходе познавательной деятельности. В этой связи добавим, что интерес - это наиболее распространенная форма положительных эмоций. Там, где есть положительная эмоция, там, как правило, любые действия сопровождаются интересом. Таким образом, становится понятным педагогическое значение в процессе учебы позитивных эмоциональных состояний ребенка.

Чувство личной ответственности, любознательность, приятные и успешные действия - все это вызывает и стимулирует интерес у ребенка. Что еще могут сделать родители в плане развития интереса у своего ребенка?

Во-первых, самим быть любознательными. Родители, охотно принимающие новый опыт, скорее передадут ребенку свое отношение к окружающему миру.

Во-вторых, нужно предоставить ребенку больше свободы для игры, развития воображения и фантазии. Последнее оказывает решающее воздействие на развитие интереса.

Выше уже отмечалась тесная связь радости и интереса. Дети, переживающие радость, имеют больше возможностей узнать и оценить окружающий мир. Такому ребенку легче увидеть красоту и добро в природе и человеческой жизни. Радость позволяет ребенку чувствовать более тесную и многообразную связь с миром. Радость -нечто большее, нежели положительная установка на себя и на мир. Радость всегда сопровождается чувством энергетического подъема. Радостный ребенок имеет больше оснований чувствовать себя свободным, чем тревожный и угрюмый.

Каково же влияние радости на разные аспекты жизни ребенка?

Радость оказывает позитивное влияние на восприятие и познавательную деятельность школьника. Однако в некоторых ситуациях взаимодействие радости с познавательной деятельностью может давать парадоксальные эффекты. Например, если задача слишком трудна для ребенка и требует большой и настойчивой работы, то школьник, преисполненный радостным настроением, может просто отбросить саму задачу как помеху на пути переживаемой им эмоции.

Наряду с этим нужно иметь в виду, что эмоции радости и интереса влияют на развитие у ребенка так называемой психологической зависимости. Об этом нужно помнить, когда мы пытаемся разобраться в причинах возникновения дурных, с точки зрения взрослых или общества, привычек. Например, вредное действие или поступок, совершаемый ребенком, приносит ему радость или вызывает интерес. Если это закрепляется в результате повторений, то это может способствовать развитию психологической зависимости. Привычка к курению или наркотикам хорошо иллюстрирует механизм возникновения зависимости; например, курение наркотика или предвосхищение этого является первичным источником радости или, наоборот, его отсутствие вызывает отрицательную эмоцию. Как отмечает К.Изард, изучение механизма психологической зависимости показывает, что мотивацион-ная система человека имеет тенденцию подчиняться объекту зависимости (склонности). Ради него человек может пренебречь другими объектами (книгами, играми) и даже сильными межличностными связями.

Что препятствует переживанию радости? Самое распространенное препятствие состоит в условиях социальной жизни ребенка. Если он обставлен правилами, инструкциями, нормами и прочим, подавляющим его активность, устанавливающим жесткий и все-проникающий контроль, то ни о какой радости говорить не приходится. Переживанию радости препятствуют безличные и слишком иерархизованные отношения ребенка с взрослым. Догматизм в воспитании, мешающий ребенку познать и понять самого себя, также ведет к угнетению этой эмоции.

Эмоцию радости редко переживают дети с нечеткой полоролевой идентификацией. Источником возникновения радости может стать чувство удовольствия, отсутствие конфликтных отношений, приятные и успешные действия, например, альтруистическое поведение ребенка.

Можно ли помочь ребенку обрести радость? Взрослые хорошо знают, что когда усилия человека направлены на достижение радости как таковой, она ускользает. С другой стороны, мы видели и видим, что целенаправленная деятельность и достижение цели часто приводят к радости. Многие психологи утверждают, что открытость и искренность являются основными составляющими в процессе полной реализации человеком его возможностей и при переживании радости. В.Шутц писал: «Человек должен стремиться познать самого себя и открываться перед другими. Он должен выражать и изучать свои чувства. Должен открывать в себе еще непознанные уголки души. Это может причинить боль, но он должен верить в то, что с течением времени боль уступит место освобождению огромного творческого потенциала и радости. Это пьянящая и пугающая перспектива».

Конечно, ребенок не в состоянии осознать глубину этих слов и выработать программу действий. Это - задача взрослого, прежде всего, родителей, учителей и врачей.

Решила, что вторая заметка, посвященная эмоциям будет про интерес, крутая же тема. Но что-то не пишется. Не интересно просто писать про интерес. Так что же мне в этом интересно? Наверное, привлечь ваше внимание к этой эмоции у себя и напомнить одну простую вещь: важно, чтобы было интересно. Вот почему.

Влас Прогулкин -
милый мальчик,
спать ложился,

взяв журнальчик.
Всё в журнале

интересно.
- Дочитаю весь,
хоть тресну!

Маяковский

Эмоция интереса обеспечивает выбор объектов восприятия и внимания, упорядочивает и стимулирует познавательную активность.

Как возникает интерес

Сейчас я буду показывать картинки и объяснять свою идею, а вы следите за тем, как возникает, усиливается и пропадает интерес от картинки к картинке. Ощущается он как активация, воодушевление.

Давайте сначала представим себе то, как мы смотрим на мир без интереса, в виде серого поля. Все области его одинаковы и одинаково неинтересны. Пусть это будет исходное положение.


На сером поле появляется что-то новое - запускается ориентировочный рефлекс.

Ориентировочный рефлекс, реакция «что это?», возникает на новизну, захватывает на время внимание. Физиологически сопровождается (цитирую по Лурии) изменением сопротивляемости кожи к электрическому току, сужением сосудов руки с расширением сосудов головы, изменением дыхания, «десинхронизацией» в биоэлектрических реакциях мозга, выражающихся в депрессии «альфа ритма» (электрических колебаний 10-12 в сек, характерных для работы мозговой коры в спокойном состоянии).

Внимание захватывают интенсивные и контрастные раздражители.


Еще сильнее привлекают внимание движущиеся раздражители как постоянная новизна. Привет телевизор и блестящая переливчатая одежда!


Если человек опознает объект и он кажется ему не важным, рефлекс угасает. Например, вы сидите дома, слышите стук, появляется ориентировочная реакция, определяете, что стучали у соседей. Важно? - Не важно. Реакция угасает. Если же стучали в вашу дверь, это значимо, важно для вас и для вашей жизни . Возникает интерес - вы идете открывать дверь. Эмоция интереса станивится мотиватором и организует деятельность. Если бы не она, вы бы остались сидеть на стуле.

Так внешний мир через интерес связывается с внутренним - «цепляет». За что цепляет? За субъективно значимое. Что такое субъективно значимое? Я думаю, нечто связанное с потребностями и ценностями субъекта, проще говоря с тем, что мы любим, в чем нуждаемся, что ценим.

Вот этой книге повезло меньше. Она цепляет меня за желание нравиться, быть начитанной, но на текст не отзывается ни один из значимых моих мотивов - не могу читать.

Всем знакомо ощущение, когда трудно начать читать книжку, описываются какие-то события, люди, что-то происходит, но не интересно. Образы текста никак не связываются со внутренними мотивами, не случается читательская завязка. Авторская-то, может, уже случилась, но конфликт для вас лично не значим. Некоторые на этом этапе книжку бросают, некоторые включают произвольное внимание, поддерживают активность при помощи воли (я верю в этого автора, прочитаю еще 50 страниц – у меня так было с «Песнью моряка» Кена Кизи). В результате мы часто переходим через некий рубеж, что-то находим значимое для себя и интерес появляется (постпроизвольное внимание). Он организует нашу деятельность на столько часов, сколько требуется на прочтение книги. Если бы не интерес, мы бы не читали, а занимались чем-то другим.

Итак, внутри у каждого есть целая пирамида потребностей Абрахама Маслоу . Объекты внешнего мира, совпадающие с желанием или ценностью из личной «пирамиды», становятся интересными.

Как действует эмоция интереса

Вот я придумала ребус.


Интерес к такой картинке возникнет, если у вас есть познавательный мотив и мотив достижения. Решение ребуса занимает какое-то время, интерес организовывает деятельность, приковывает внимание. Быстро ли летит время, когда вы заняты решением?

Субьективно эмоциональное состояние интереса переживается как возбуждение, желание исследовать, поглотить информацию, испытать новые переживания от взаимодействия с объектом, возбудившим интерес. «Даже оставаясь недвижным, заинтересованный человек ощущает, что он «живет и действует»» (Изард).

Итак, интерес активизируется, когда мы ищем или сталкиваемся с чем-то новым и субъективно значимым. Когда интересно, действовать легко и приятно, легко удерживать внимание, а часто не чувствовать голода, боли и усталости. Эмоция интереса имеет огромную мотивационную силу.

Интерес бывает врожденным

У человека есть врожденный интерес к одушевленному.

http://www.biomotionlab.ca/Demos/BMLwalker.html

Одушевленное стало для нас значимо в процессе эволюции: если передо мной животное или человек, то он может быть опасен или, наоборот, необходим для выживания.

Врожден также интерес к человеческому лицу. Сравните 2 жж-юзерпика, лицо по идее притягивает больше внимания, если только вы не заядлый грибник.

Захватчики внимания

Например, такой баннер запускает ориентировочный рефлекс и бескорыстное любопытство.

Такой баннер использует то, что социальные психологи называют «эффект ссылки на себя». Self reference effect - склонность индивида хорошо запоминать и эффективно обрабатывать информацию, имеющую к нему непосредственное отношение. (Д. Майерс). Прежде всего мы себе сами важны и интересны.

Этот баннер «цепляет» за мотив поиска отношений, за потребность в любви. Если кого-то любовь не интересует, на баннер кликать не захочется.

А этот баннер может заинтересовать тех, кому важно решить какую-то проблему, или кто ищет смысл жизни.

Этот ряд можно было бы продолжать, но от цветочков уже рябит в глазах. 🙂

Эмоция интереса в жизненных предприятиях

А теперь самое главное, на мой взгляд. У каждого в жизни существуют долгосрочные проекты - профессия, брак и др. - которые организованы из множества разных подзадач, трудны, часто болезненны. Часто они становятся средством для получения денег, престижа, безопасности, привязанности, но процесс не интересен, не цепляет, их приходится тянуть на чистой воле, иногда втягиваешься, но все равно бодрости маловато. Я считаю, что в таких важных делах будет легче, если давать себе возможность действовать на внутренней активации, на естественной энергии, которую дает эмоция интереса.

Работа

Хорошо бы выбирать работу в соответствии со своими ценностями и интересами, в этом помогает лучшее знание себя или профориентация. Об этом как раз вопросы: Чем бы я занимался бесплатно? Чем бы я продолжал заниматься, даже если было бы очень трудно? Многие советские мамы и папы бы возразили, что работа в охотку - это роскошь и надо быть довольным тем, что есть стабильный доход. Я думаю, что в их время сильной мотивацией были выживание и крепкая идеология, у нас такой нету, у нас самообслуживание, мы часто сами придаем ценность и браку, и работе.

Брак

С браком вроде как та же фигня: ценности хорошо бы совпадали, а еще лучше интересы. 82-летняя Мария Розанова в статье « » на colta.ru:
«Идеальная ситуация - это когда с мужиком, с которым живешь, еще и пересекаешься: немножко живешь, немножко работаешь. Очень полезно, когда мужик суется в твою работу. В крайнем случае его можно послать, если не вовремя сунулся. Это дело простое. Очень интересно и полезно иметь единомышленника. Мне было самой интересно с Синявским работать. Я что-то придумала и бегу наверх: «Смотри, что я придумала!» И он точно так же спускался ко мне. Мы не писали вдвоем, мы жили вдвоем. То, что написано Синявским, - это жизнь, которая кипела в нашем доме.»

Потеря интереса

Иногда бывает, что вроде бы и с партнером интересно, и работа интересная, а нет сил. В таком случае, я бы рекомендовала мысленно взмахнуть крыльями, подняться метра на 3 над собой и посмотреть шире, может, вы устали, тогда надо отдыхать, может, задача слишком сложная - надо подробить ее на маленькие или на время отступиться. Интерес перекрывается базовыми потребностями - в любви, безопасности, отдыхе или еде! Тотальное отсутствие интереса может быть симптомом депрессии, а также более серьезных психических заболеваний.

Еще интерес можно потерять в период личностного кризиса, когда мотивы и ценности изменились, а деятельность во внешнем мире осталась прежней.

Кэррол Э. Изард. Психология эмоций.
А.Р. Лурия. Лекции по общей психологии.
Д. Майерс. Социальная психология.

Переживание эмоции интереса.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Переживание эмоции интереса.
Рубрика (тематическая категория) Психология

ГЛАВА 3. СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭМОЦИЙ.

Вопросы к теме.

1. Дайте определœение понятия ʼʼбазовая эмоцияʼʼ.

2. Назовите отличительные признаки базовых эмоций.

3. Расскажите о характере физиологической обусловленности эмоций.

4. Перечислите основные функции эмоций. Расскажите подробно о каждой из них.

5. Охарактеризуйте понятие аффективно-когнитивной структуры и расскажите о путях формирования адаптивных поведенческих реакций.

6. Расскажите о теории возникновения эмоций Джемса-Ланге и Кеннока-Барда.

7. Перечислите эмоциогенные стимулы.

8. Охарактеризуйте влияние ректикулярной формации на динамические параметры эмоциональных состояний.

9. Расскажите о физиологическом механизме формирования и регуляции эмоциональных состояний.

10. Чем отличается теория прямой мотивации от теории иерархии потребностей А. Маслоу.

11. Назовите примеры структурных категорий эмоций.

Как мы переживаем свои эмоции?

Существует распространенное заблуждение, связанное с представлением о том, что эмоция - ϶ᴛᴏ обязательно переживание интенсивное и кратковременное. Распространение этого заблуждения в немалой степени вызвано тем вниманием, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ уделяется теме стресса и эмоциональной реакции на стресс в научной и популярной литературе. Вместе с тем, сам факт кратковременности экспрессивных реакций человека (которые длятся в среднем от 0,5 до 4-5 секунд) способствует восприятию эмоции как кратковременного и скоропреходящего феномена. При этом экспрессивная реакция - ϶ᴛᴏ лишь часть эмоции. Длительность эмоционального переживания несопоставима с длительностью эмоционального проявления. Так, к примеру, человек должна быть угнетен, подавлен очень долго, но при этом никак не проявлять своей подавленности.

Вместе с тем, и положительные и отрицательные эмоции различаются своей интенсивностью – они бывают как очень слабыми, так и очень сильными. Житейский опыт показывает нам, что один и тот же поступок человека может вызвать у нас разную реакцию. Когда вы спокойны и чувствуете себя хорошо, допущенная по отношению к вам бестактность вызовет у вас лишь раздражение, но она может привести вас в ярость, в случае если вы взвинчены или устали. Очевидно, что раздражение и ярость можно рассматривать как разные по интенсивности явления внутри одного эмоционального проявления – гнева.

Итак, те или иные эмоции всœегда с нами, переживание одной из них в данный момент в значительной степени определяет наше восприятие и интерпретацию окружающего мира. Сидите ли вы дома на диване или у ручья в лесу, гуляете ли по парку, или идете по оживленной улице, происходящее вокруг вас воспринимается вами с разной долей внимания и заинтересованности. То, на что люди обращают в данный момент внимание, зависит от степени их заинтересованности и вовлеченности в происходящее вокруᴦ. Два человека, пробывшие в одном и том же месте одинаковое количество времени, увидят его по-своему, обратят внимание на совершенно разные вещи. В случае если попросить их рассказать об увиденном, то вполне возможно, что они расскажут вам о совершенно разных вещах и событиях, как если бы побывали в двух разных местах.

Причина, по которой два человека по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию, в значительной степени связана с разницей в их чувствах и интересах.

Интерес – позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции и играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и в конечном итоге – интеллекта. Интерес является единственной эмоцией, которая обеспечивает работоспособность человека, она необходима для проявления творческих способностей.

Эмоцию интереса можно определить по взгляду человека, он либо фиксируется на объекте, либо быстро перемещается, исследуя объект. Это говорит о том, что человек всœецело поглощен, заинтересован данным объектом, и активно стремится его рассмотреть и понять.

Эмоция интереса, как и другие базовые эмоции, усиливается неспецифическим влиянием ретикулярной формации ствола мозга.

Когда человек увлечен интересной книгой, разговором с приятелœем или присутствует на совещании, от решения которого зависит его будущее, то он обязательно переживает эмоцию интереса и, возможно, даже осознает свое переживание.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, эмоция интереса складывается из трех компонентов – физиологического, экспрессивного и поведенческого.

Классические причины, активирующие эмоцию интереса :

· Перемены.

Когда повсœедневная жизнь начинает утомлять нас своим однообразием, у нас появляется желание что-то изменить, освободиться от повсœедневных забот и обязанностей. Перемена обстановки дает возможность получить определœенного рода стимуляцию результатом которой будет эмоция интереса.

· Одушевленность (человек или любое животное).

Несомненен интерес ребенка к человеческому лицу и движениям человека. Интерес является частью человеческой природы. Благодаря чему человек формирует социальные связи. Способность к общению, к социальным контактам и участию в различных социальных группах является неотъемлемой частью человеческой природы. Эта способность необходима не только для выживания отдельного человека, но и для его развития и деятельности, а также для эволюции человечества в целом.

· Новизна.

Новизна объекта является обязательным фактором интереса. К тому же это наиболее эффективный активатор интереса. Новый объект обладает огромной притягательной силой, вызывает устойчивое, долгое время сохраняемое возбуждение, направленное на изучение этого объекта. При определœенных условиях новый объект вместо обычной эмоции интереса вызывает панический страх. Сегодня не известно, какой степенью новизны должен обладать объект или ситуация, чтобы вызвать у человека страх. Ясно только, что эта новизна должна быть чрезмерной, и в этих случаях можно скорее говорить не столько о новизне объекта͵ сколько о его ʼʼчуждостиʼʼ или необычности.

· Воображение и мышление.

Любой взрослый может, закрыв глаза вызвать в уме бесчисленное количество образов. К примеру, воспоминание о любимом человеке, мысленное общение с ним - ϶ᴛᴏ неиссякаемый источник эмоций.

Как переживание эмоция интереса проявляется чувством вовлеченности, зачарованности, любопытства. У человека возникает желание исследовать интересующий предмет, лучше узнать его. Принимая участие в происходящем, человек испытывает новые переживания. Даже будучи неподвижимым, заинтересованный человек ощущает, что он ʼʼживет и действуетʼʼ. При ярко выраженном интересе человек испытывает воодушевление, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ направляет его деятельность на активный процесс познания.

Переживание эмоции интереса. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Переживание эмоции интереса." 2017, 2018.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ"

Факультет психологии

Контрольная работа по предмету

Общая психология

На тему: Эмоция интереса.

Выполнила студентка

Подгузова Е.В.

Содержание

  • Эмоция интереса
  • Перемены
  • Одушевленность
  • Новизна
  • Воображение и мышление
  • Функции эмоции интереса
  • Социальная функция интереса
  • Интерес и радость

Эмоция интереса

Определение из Большого психологического словаря под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко:

ИНТЕРЕС (англ. interest) - потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично - как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний. И. (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.

И. классифицируются по содержанию, т.е. по их предметной отнесенности; по широте предметного содержания; по глубине, т.е. по их укорененности в системе потребностных отношений личности; по устойчивости; по силе; по длительности. И. занимает промежуточное положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения {желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность. (А.Б. Орлов.)

Добавление ред. : А. Ребер в своем "Словаре психологии" (1995) честно признается в невозможности дать полноценное определение слову "И.", которое, по его мнению, используется почти всеми чисто интуитивно. Он ограничивается лишь перечнем слов, которые ассоциируются с И.: от внимания до желания. В то же время иногда делаются попытки придать понятию И. большое теоретическое значение.

эмоция интерес возбуждение функция

Некоторые авторы трактуют И. как одну из эмоций, близкую к удивлению, любознательности. Напр., К. Изард включает И. в число базальных (первичных) эмоций, имеющих, помимо прочего, и мотивационное значение.И. описывается в таких терминах как увлеченность содержанием и вовлеченность в процесс деятельности.

Л.С. Выготский трактовал И. как специфически человеческий уровень в развитии потребностей, для которого характерна сознательность и свобода: "И. предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением в себе".И. - это "высшие культурные потребности", являющиеся движущими силами поведения. В "Психологическом словаре" (1931) Б.Е. Варшавы и Л.С. Выготского И. определяется как "эмоционально окрашенная установка, направленность на к. - л. деятельность или на к. - л. объект, вызванная положительным отношением к предмету".

Само слово "И.", хотя и имеет лат. основу, но к классическому лат. языку не принадлежит; оно появилось в капиталистическую эпоху как технический, специальный (а именно бухгалтерский) термин, означавший ожидаемый доход (выгоду) от каких-то затрат. (Б. М.)

Характеристики эмоции интереса

Интерес - позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес - единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества.

Интерес в буквальном смысле определяет наши мысли и воспоминания, ибо он в значительной степени обусловливает содержание нашего восприятия, внимания и памяти. Не будет преувеличением сказать, что существует бесконечное множество причин, или активаторов, эмоции интереса, но, для того чтобы понять, как вызывается, или активируется, эмоция интереса, следует подразделить активаторы на нескольких достаточно широких классов.

Перемены

Перемена обстановки открывает возможность получить новые типы или уровни стимуляции, новые активаторы эмоции интереса. Смена обстановки, как активатор или фактор интереса, порождает два других фактора - одушевленность и новизну объекта, каждый из которых, если и не является разновидностью первого фактора, то тесно связан с ним.

Одушевленность

Если мы будем рассматривать одушевленность как фактор интереса, то это позволит нам понять, почему уже на первых неделях жизни ребенок обнаруживает больше интереса и внимания к человеческому лицу, чем к лицу искусно выполненного манекена (Langsdorf et а1., 1983). В эксперименте Лангсдорфа женщина, демонстрировавшая свое лицо ребенку, должна была сохранять его как можно более неподвижным. Но, разумеется, несмотря на все ее старания, ее лицо оставалось живым - она непроизвольно поворачивала голову и, конечно же, моргала. Возможно, есть и другие не менее очевидные признаки живого человеческого лица, которые делают его столь привлекательным для ребенка, но мы остановимся именно на факторе одушевленности.

Несомненно, интерес ребенка к человеческому лицу и к движениям человека отчасти обусловлен генетически.

Практически любой предмет, будь то роскошная кукла и набор кукольной посуды или просто палка, способен вызвать у ребенка интерес, мотивирующий воображение, фантазию, игровую деятельность, которые в свою очередь доставляют радость и упрочат аффективно-когнитивную связь между ребенком и предметом, с которым он играет.

Новизна

Еще одним почти обязательным фактором интереса является новизна объекта. Это надежный активатор интереса и он обладает мощной притягательной силой для наших органов чувств.

Воображение и мышление

Любой человек, закрыв глаза, может вызвать в уме бесчисленное количество образов. Воспоминание о любимом человеке, который сейчас далеко от вас, обязательно вызовет у вас какую-то эмоцию, вы наверняка обрадуетесь мысленной встрече с ним, а затем, скорее всего, почувствуете печаль от того, что его нет рядом с вами. Если вы продолжите это мысленное общение, то вы, возможно, испытаете все те эмоции, которые вы испытывали, реально общаясь с этим человеком. Образы, хранящиеся в нашей памяти и вызываемые нашим воображением, - это неиссякаемый источник эмоций, и одной из этих эмоций, конечно же, является эмоция интереса, поскольку она играет первостепенную роль в процессах мышления и воображения.

Субъективное переживание интереса-возбуждения

На уровне переживания эмоция интереса-возбуждения проявляется чувством захваченности, зачарованности, любопытства. У человека, испытывающего интерес к предмету, человеку, ситуации или явлению, возникает желание исследовать объект интереса, познать его, принять участие в происходящем, поглотить информацию, расширив тем самым свое <Я>, испытать новые переживания от взаимодействия с объектом, возбудившим интерес. При интенсивном интересе, или возбуждении, человек испытывает воодушевление. Именно оно обеспечивает связь интереса с познавательной и двигательной активностью. Даже оставаясь недвижным, заинтересованный человек ощущает, что он <живет и действует>.

Эмоция интереса рассматривается нами как одна из врожденных базовых эмоций и как доминирующее мотивационное состояние в повседневной деятельности полноценного, здорового человека.

Функции эмоции интереса

Биологическая функция интереса

Наверное, правомерно будет сказать, что эмоции служат источником энергии для поведения. Конечно, сами по себе эмоции не вырабатывают энергию, человека снабжают энергией процессы пищеварения и метаболизма. Но эмоции организуют и направляют выработанную энергию, создают специфические и вполне определенные тенденции к действию, и именно поэтому мы вправе рассматривать эмоции в качестве источника энергии для поведения.

Это управление энергией осуществляется, прежде всего на биологическом уровне. Так, например, одни эмоции по сравнению с другими обеспечивают большее кровоснабжение мышц, задействованных в инструментальной активности. Исследование с предъявлением новорожденным детям человеческих лиц обнаружило, что ориентировочная реакция ребенка сопровождается снижением частоты сердечных сокращений. Брадикардия отмечается и у взрослого человека при смещении внимания, вызванном необходимостью сбора информации из окружающей среды (Lacey, Lacey, 1970). По-видимому, замедление сердечного ритма создает оптимальные условия для приема сенсорной информации. Так, у младенцев падение частоты сердечных сокращений является своего рода успокаивающим фактором. Этот относительный физиологический покой необходим новорожденному ребенку для оптимального приема и обработки информации и адекватной реакции на нее. Умеренный уровень интереса необходим для энергетического обеспечения поведения, продолжительной деятельности. Работая над долгосрочным проектом, человек должен постоянно испытывать интерес нему, в противном случае работа будет вызывать у него негативные эмоции и он плохо справится с ней.

Мотивационная функция интереса

Любая эмоция выполняет мотивационные функции, и эти функции можно отнести к одному из двух типов. Первый тип мотивационных функций связан с внутренними процессами, которые устремляют индивида в определенном направлении или к определенной цели. Второй тип связан с социальной мотивацией, то есть с тем процессом, посредством которого эмоциональная экспрессия индивида мотивирует поведение окружающих его и взаимодействующих с ним людей. Пока мы рассмотрим только первый тип мотивации, ко второму вернемся позже, когда будем обсуждать социальную функцию эмоции интереса. Не только дети забывают о голоде и усталости, когда испытывают эмоцию интереса-возбуждения. Мы тоже порой бываем так захвачены работой, что не чувствуем голода и пропускаем обеденный перерыв. Возбуждение может притупить даже боль.

Социальная функция интереса

Мы уже говорили о том, что любая фундаментальная эмоция выполняет социальную функцию. И эмоция интереса не является исключением. Адлер (Adier, 1964) считал социальный интерес одной из главных движущих сил человеческого поведения. Человек - это, прежде всего социальное существо, для его благополучия и цивилизации требуется определенная степень социальной организации и порядка; поэтому можно сказать, что каждому человеку в той или иной мере свойственен социальный интерес. Социальная функция эмоции интереса наиболее наглядно проявляется в игре и в социальной коммуникации.

Эмоция интереса-возбуждения: развитие и социализация

Игра. Представители практически всех высших форм жизни имеют представление об игре. Ребенок, научаясь давать разрядку своим негативным эмоциям в фантазиях и игре, приобретает тем самым ценный адаптивный навык, который пригодится ему во взрослой жизни. Клингер (Klinger, 1971) пришел к заключению, что опыт переживания агрессивных фантазий снижает вероятность проявления агрессии в реальном поведении. Те дети и те взрослые, которые не дают разрядку гневу и агрессивности в игре или в фантазии, чаще выражают их открытыми формами агрессии.

Движущей силой любой формы игры является эмоция интереса. Выражение эмоции интереса и социальная коммуникация. Спонтанное проявление эмоции четко и ясно сигнализирует о внутреннем состоянии индивида. Такие проявления никогда не бывают нейтральными и редко остаются незамеченными. Общаясь с людьми, вы, так или иначе, реагируете на их эмоциональные проявления, точно так же, как они реагируют на ваши. Эмоциональная экспрессия играет большую роль в межличностной коммуникации.

Интерес и радость

Взаимодействие эмоций интереса и радости с наибольшей наглядностью проявляется в детской игре. Именно эти две эмоции, взаимодействуя друг с другом, составляют мотивационную основу игры. Ребенок играет или отрабатывает навык, необходимый для игры, только потому, что ему интересно делать это. Победа в игре, освоение тех или иных навыков вызывают у него радость. Радость позволяет ему расслабиться, отдохнуть от бурной активности, мотивированной интересом, но после кратковременной передышки, связанной с переживанием радости, в ребенке снова поднимается интерес и он возобновляет игру.

Даже у взрослого человека стремление к цели и усилия, необходимые для ее достижения, мотивированы интересом, а достижение цели, выполнение насущных задач вызывает у него не меньшую радость, чем у ребенка. Радость дает нам возможность передышки, позволяет восстановить затраченную энергию, открывает нам новые перспективы, которые вновь пробуждают в нас интерес, воодушевляют нас.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Интерес-возбуждение: активация, выражение, переживание. Способы активации интереса, его мимическое выражение, физиологическое проявление. Субъективное переживание эмоции интереса-возбуждения, эволюционное значение эмоции интереса в развитии личности.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    Феномен любви, ее типы и различия между моделями по оценочному параметру. Современные концепции, объясняющие механизмы возникновения чувства. Любовь и ее характеристики как эмоции интереса и возбуждения. Отрицательные последствия эмоции радости.

    реферат , добавлен 22.03.2014

    Ретроспективный анализ проблемы развития интересов детей. Психолого-педагогические основы современной теории интереса. Методы, применяемые для развития интереса детей к своей семье. Особенности формирования интереса к своей семье в дошкольном возрасте.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Природа и значение эмоций, причина их возникновения как необходимость в средствах коммуникации между людьми. Позитивные и негативные эмоции: виды, влияние на тело человека и формирование личности. Характеристика, развитие и социализация эмоции интереса.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2011

    Обзор теоретических и экспериментальных работ по темам "память" и "интерес", включающий изучение представлений о памяти, исследований взаимосвязи памяти и интереса. Экспериментальное исследование влияния интереса на запоминание и успешность обучения.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Характеристика интеллектуальных особенностей учащихся подросткового возраста как основа для развития познавательного процесса. Сущность интеллекта и его возрастные особенности. Повышение интереса младших подростков к обучению в школе и получению знаний.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2015

    Понятие, формы и методы развития познавательного интереса старших школьников. Программа деятельности педагога-психолога по развитию интересов школьников. Экспериментальная работа по развитию мышления у старших школьников, анализ и оценка результатов.

    дипломная работа , добавлен 12.08.2010

    Составляющие эмоции и ее функции. Роль "положительных" и "отрицательных" эмоций. Виды эмоциональных состояний. Характеристики и уровни эмоционального реагирования. Роль художественного творчества и воображения. Особенности творческого мышления.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2009

    Виды рекламного психологического воздействия. Прикладная психология рекламы. Этапы привлечения внимания и возбуждения интереса. Основы суггестивных психотехник в рекламе. Виды психологического воздействия на человека. Использование суггестии на практике.

    реферат , добавлен 15.04.2009

    История возникновения понятия "эмоция" и его значение в наши дни. Врожденные и приобретенные эмоции. Отражательно-оценочная, побудительная, синтезирующая и экспрессивная функции эмоций. Анализ воздействия эмоциональной сферы на коммуникацию человека.