Согласно артефактам история человечества насчитывает миллионы лет. Мы, жители эпохи XXI века, века высоких информационных технологий, располагаем громадным количеством наук, казалось бы, охватывающие все мыслимые и немыслимые направления нашей деятельности. По идее, при таком положении дел, для современно человека не должно быть ничего невозможного. Однако, как мы видим, большинство людей ежедневно сталкиваются с болезнями, бедностью, неразрешимыми задачами, и с каждым годом проблем не становится меньше.

Проблема заключается, в том, что мы, как и говорилось выше, располагаем громадным количеством наук, однако, самой главной наукой — наукой о жизни не обладаем.

На самом же деле, такая наука существует. В свое время два русских ученых: академик Попов и академик Яковлев принесли из глубины веков эту науку и назвали ее прикладной.

На протяжении многих десятилетий они систематизировали знания о ней и занимались ее реставрацией. Впоследствии их дело продолжил ученый . В результате его научно-исследовательской деятельности к 2008 году прикладная наука была реставрирована в полном объеме.

С 2009 года по настоящее время Мальцевым О.В. была сформирована объемная научная база. За этот период Олегом Викторовичем было прочитано , каждая из которых является уникальной в своем роде, и позволяет раскрыть глубину прикладного знания с нового ракурса.

В настоящее время Мальцев О.В. продолжает свою , ежедневно записывая новые лекции по прикладной науке, охватывающие проблематику всех сфер жизнедеятельности человека.

Данная статья также основана на одной из лекций Олега Викторовича Мальцева, записанной им в рамках прямого эфира в научной экспедиции в Европе. Это вводная лекция о прикладной науке, изложенная доступным языком с пояснениями в виде схем возможно для кого-то станет проводником в мир невероятных возможностей, а для кого-то просто приоткроет завесу тайны, как устроен этот мир и как выглядит жизнь человека.

Прикладная наука — это то, что порождает все остальные науки в мире. То есть, если нет этой науки, то все остальные науки бесполезны. Зачем человеку высшая математика, или что-либо еще, если он не знает как заработать денег, чтобы обеспечить себя едой, жильем, и удовлетворить свои базовые потребности.

В свою очередь, причины, из-за которых дела обстоят именно так, — то есть, почему среднестатистический человек не способен разрешить даже самые злободневные проблемы, прикладная наука объясняет в том числе.

По этому поводу существует сотни точек зрения, и миллионы заблуждений. И у обычного человека есть 2 варианта: продолжать жить в заблуждениях, или начинать разбираться как обстоят дела на самом деле.

А для того, чтобы разобраться, необходимо для начала рассмотреть — как устроен мир вокруг нас. Большинство людей путают то, что они видят, и то, что фактически существует.

Итак, рассмотрим систему, которая характеризует все, что нас окружает.

Верхний блок системы (верхняя половина рисунка) объясняет то, что происходит вокруг нас. Это некая шкала, измеряющая окружающую среду, и одновременно описывающая устройство ума человека.

Рассмотрим, как выглядит этот блок в диапазоне (движение снизу вверх).

— уровень мышления . Здесь же расположены точки опоры . Что такое опоры? Это совокупность понятных вещей для нас. Например, мы знаем, что дважды два четыре, мы знаем, что пистолет стреляет. И вся такая совокупность понятного для нас — называется опорами. Это то, на что мы опираемся в жизни для того, чтобы ориентироваться в пространстве и времени. На этом же уровне расположены наши убеждения. Но так как мышление у каждого человека разное, и опоры у каждого разные, то это масса убеждений, масса опор, и масса видов логики.

— уровень скорости . С точки зрения прикладной науки существует 4 вида скорости:

  • Первая скорость (горизонтальная) — это все, что идет на нас (удары, события, и пр.).
  • Вторая скорость (диагональная) — это все что идет от нас, то есть, это то, что мы делаем, и с какой скоростью мы это делаем.
  • Третья скорость (циклическая) — это то, что повторяется по кругу (повторяющиеся события, действия, явления).
  • Четвертая скорость (вертикальная) — это скорость движения вверх (повышение статуса, уровня, должности; профессиональный, личностный, духовный рост).

— уровень силы.

Существует зависимость между скоростью и силой. Рассмотрим, как она выглядит на физических моделях. Если человек не успевает убрать голову из-под удара, то он получает палкой по голове — вынужден справляться с силой. Не успел обогнать машину, врезался в фуру. Но есть и обратная зависимость. Если все знают, что со мной связываться опасно, то на меня никто и не нападает. То есть, если человек справился с силой, то вероятнее всего ему не придется справляться со скоростью.

— уровень системы (системы координат). Система — это определенная совокупность или элементов системы координат, либо людей (например, отряд, фирма).

На самом верху «Я» — система, которая способна управлять всеми остальными уровнями.

Мы рассмотрели правую часть. Теперь, рассмотрим эту же систему с точки зрения устройства ума:

На первом уровне, как уже было отмечено выше, находится уровень мышления человека.

На втором уровне, то есть, на уровне скорости — находятся «управители» скорости: принципы, выводы, решения, сценарии, выборы. То есть, с помощью этих вещей человек может управляться со скоростями в жизни.

На третьем уровне, то есть, на уровне силы находится тройной ролевой каркас . Мы рассмотрим данное явление более подробно ниже.

На четвертом уровне, уровне системы — сознание человека (геометрическая функция духа). Механизмы сознания способны управляться с системами.

На пятом уровне — знание в чистом виде.

Верхняя часть рисунка отражает то, что находится вовне человека. Теперь, рассмотрим более подробно то, чего мы не видим внутри. Второй блок системы (нижняя половина рисунка) отражает человеческие побуждения.

На первом уровне (сверху вниз) расположены побуждения, связанные с желаниями человека. С научной точки зрения — это то, что позволяет обеспечивать существование.

На втором уровне — интерес, и ответственность. В самом низу будет — «ждать », то есть, ожидание.

Система, описанная нами выше в полном объеме, объясняет — как все устроено в этом мире. Однако, пользоваться всем этим среднестатистическому человеку крайне сложно. Поэтому рассмотрим эту громоздкую теоретическую машину (первый рисунок) посредством 3 логических моделей, которыми очень легко пользоваться.


Первая логическая модель охватывает диапазон выше-представленной системы, который включает диапазон: «Я», уровень системы, уровень силы. Вторая логическая модель охватывает диапазон силы, скорости, и диапазон точек опоры. Третья логическая модель объясняет нижний блок системы, связанный с побуждениями человека.

Первая логическая модель выглядит как треугольник. Она очень просто объясняет, что такое сила. Эта модель обеспечивает: силу, дисциплину, и знание в чистом виде.


Логическая модель №1

Что нам нужно знать о первой логической модели? Что то, что здесь написано — это частный случай. С таким же успехом можно написать: отречение, выполнение долга и соответствие. Если поднять первый рисунок, то мы могли б написать: я, система и сила. Так можно продолжать до бесконечности, потому что с разных сторон будут разные компоненты, но их всегда будет три. И эта логическая модель будет разрешать вопрос технологии, то есть так будет устроена любая технология. Треугольник раскладывается в линию из трех составляющих. Когда нам нужно что-то сделать, нам нужно что-то использовать. То есть, для того, чтобы понять, что нужно делать — нам нужна технология.


Логическая модель №2

В то же время, эта модель показывает, как человек становится идиотом. Давайте рассмотрим пример. Есть некий парень, живущий на Канарских островах, он нашел друга, ему понравилась идея работы палкой, и он пошел к нему заниматься. Но вот беда, когда он возвращался домой, палки у него не было, и его убили ножом.

Что с ним произошло с точки зрения этой логической модели? Он придя в некую систему, сделал тренера своим авторитетом, и начал у него тренироваться, проходить некую подготовку. В результате на выходе такой тренировки получился некий персонаж — условно назовем его «пупсик».

Пупсик шел по городу, и ему встретился другой пупсик, более злой, взял нож и ударил им первого пупса. А все потому, что изначально пупс пришел в некую систему, где получил систему тренировки, не позволяющую справляться с такими ситуациями.

И так происходит во всех сферах жизни человека. Представьте себе, что таких авторитетов у человека не один, а множество. Он почитал книжки, позанимался единоборствами, поучился в университете, и везде его в этих системах тренировали, и в результате получился совокупный пупсик — идиот, который не способен справляться с задачами в жизни. Виноват ли такой человек, что он идиот? Он идиот только в силу того, что его так научили. К сожалению, этот мир полон идиотов.

Вся проблема человека — это эта схема. Он находит авторитета, который его просто как на заводе — на конвейере превращает в идиота. И это одна из ключевых схем.


Логическая модель №3

Третья схема только кажется сложной. Если мы возьмем человека, то его составляющие условно можно разделить на 4 блока.

Аппликация результата Теста Сонди.

Рассмотрим аппликацию результата теста Сонди с точки зрения прикладной науки:

Первый блок. Вектора “h” и “s” — это воинское искусство. h — это оборона, а s — это атака.

Второй блок. Вектора “e” и “hy” — это философия.

Третий блок. Вектора “k” и “p” — это блок менеджмента.

Четвертый блок. Вектора “m” и “d” — это условия.

Мы видим 4 составляющих — это То есть, это вектора и факторы побуждений, которые делают судьбу человека. Если все это работает в неуправляемом режиме — автоматическом, то есть, человек даже не знает о существовании этого, то побуждения человека могут сыграть с ним злую шутку. Например, как в случае, когда человек находит себе авторитета, получает неэффективную программу подготовки, и как результат эксплуатации этой системы — поражения в жизни. Вектора побуждений в неуправляемом режиме толкают человека на поиск такого авторитета-идиота.

Человек в жизни ищет только 2 вещи: либо человека, либо деятельность. Ничего больше он искать не может. Когда девушка хочет выйти замуж — она ищет мужа, когда человек хочет научиться воинскому искусству — он ищет мастера. Когда человек не ищет человека, он ищет работу.

Потому что ему нужно как-то жить, у него есть потребности: что-то есть, где-то жить. Когда он уже где-то живет и ему есть, что кушать, потребности повышаются: теперь он хочет машину, потом еще что-то. Но вот беда — не он один хочет всего этого. Есть много других пупсиков, которые тоже хотят, и они друг с другом дерутся с утра до вечера за машину, квартиру, должности, и прочие вещи.

Потому, что этот человек рассказывает им, что у него есть технология. Представьте себе, что сидит человек где-нибудь в парке на лавочке, и все к нему бегут и просят, научить чему-нибудь. Так же не бывает. Эти люди, которых считают авторитетами, очень хорошо научились рассказывать «пупсикам» то, что им нравится.

Технология выглядит следующим образом:

1) Сначала, человеку создают проблему большую чем у него есть. Пупсик пугается.

2) На втором этапе пупсику говорят: «Тебе ничего не придется делать. Нужно только делать то, что я говорю и носить сюда деньги, и ты получишь то, что ты хочешь, и не нужно бояться».

3) У пупсика возникает вопрос — «Когда?». Ему отвечают — «Скоро. Мы тебе поможем».

Возвращаясь к системе, мы видим все эти вещи на одном листе, где нами нарисованы все 3 логические модели.

На уровне второй логической модели живут некие авторитеты, и они рассказывают всем людям, что у них есть технология, и на каждом уровне, они рассказывают человеку свое. То есть, кому нужна машина — они говорят, что машину купят, кому красивой жизни хочется — обещают красивую жизнь. И человек, глядя на то, что ему предлагает этот мир взвешивает. В одном месте ему говорят, что «Здесь надо много работать, и неизвестно получится из тебя что-то или нет. Будешь делать то, что я буду тебе говорить, 100% получится, но работать придется много» . Другие говорят — «Работать не придется» . Они говорят — «Получишь 100%, если будешь делать то, что я говорю». Конечно, человек работать не хочет, но при этом хочет, чтобы у него все было, и соответственно выбирает второй вариант. И даже если здесь существует игра, которая называется — “нам нужно много тренироваться”, то это всего лишь игра, чтобы никто чего-нибудь плохого не подумал, чтобы это было похоже на правду.

Поэтому когда мы рассматриваем комплексно систему, состоящую из трех логических моделей, мы понимаем, что у нас проблема на всех 3х моделях.

О третьей логической модели человек ничего не знает, и соответственно ничего с этим сделать не может. И соответственно это требуется изучать. Обратите внимание на «воинское искусство» — это маленькая часть судьбы человека, но очень значительная потому, что человек без нее может не дожить до реализации своих желаний.

Вторая модель более чем понятна, при этом она содержит достаточно большую глубину. Потому, что оказывается — эти авторитеты не только живыми людьми бывают. Они бывают героями из книжек, кинофильмов, и пр. И человеку не так просто отказаться от этих авторитетов, потому, что на этих авторитетах, как на болтах стоят навыки человека. То есть, эта программа тренировок вырабатывает навыки. Или не вырабатывает, но делает вид, что вырабатывает.

Если бы она не была тайной, то никто не искал бы авторитета-идиота, который его отведет к этой тайне.

Если мы хотим, чтобы наша жизнь была управляемой, и результаты все были управляемыми, то лучше все эти 3 логические модели держать в своих собственных руках. Но это только 3 логические модели, и они не ограничиваются представленными здесь краткими сведениями. Каждая из них включает в себя громадный блок информации.

Эти три блока мы могли бы условно разделить на психологию, прикладную науку выполнения задач, и технологии. Оказываются, все эти технологии есть в наличии. Но они для большинства людей являются тайной.

Технологии прикладной науки позволяют менять самое фундаментальное на земле — человека. Это технологии, позволяющие раскрывать способности людей и доводить их до высшего пилотажа результативности. Технологии прикладной науки охватывают проблематику любой сферы жизни и деятельности человека.

Данная статья основана на стенограмме лекции доктора философии, кандидата психологических наук Олега Викторовича Мальцева

Самый востребованный курс в Академии " "

Нравится: 38

- 29.33 Кб

План

Введение

І. Прикладная и практическая психология

ІІ. Методы прикладной психологии

Заключение

Список использованной литературы

Прикладная психология - общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

І Прикладная и практическая психология

Прикладная психология - ориентированная на специалистов-психологов направленная на практику психология. Для прикладной психологии обязательна опора на научную базу и язык научных статей.

Практическая психология, в отличие от психологии прикладной, ориентирована на широкий контингент образованного населения и их запросы - как личностного характера, так и делового. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, не имеющие научной основы.

Например, метафора Родитель - Взрослый - Ребенок, введенная в практическую психологию Эриком Берном, показала свою огромную пользу в психологическом консультировании и психотерапевтической работе. Однако научной основы у данной метафоры нет, по крайней мере, пока..

Прикладная психология - разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

В экспериментальной психологии исследователь никогда не задается вопросом, даст ли его работа полезный для практики результат. Он может заниматься любой проблемой, если это ведет к увеличению знаний о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует, и хотя результаты эксперимента могут найти полезное применение, для теоретической психологии это не очень важно. Задачи же, встающие перед прикладной психологией - это постоянный поиск решений практических проблем, возникающих в повседневной жизни людей. Различия между фундаментальной и прикладной психологией могут быть показаны на примерах. В первом случае психолог исследует, как приобретаются новые навыки, почему объемный предмет воспринимается как объемный, хотя его отображение на сетчатке глаза является плоским, или как разные люди оценивают промежутки времени. Анализ этих явлений дает психологу возможность систематизировать факты человеческого поведения. Практический же психолог решает другие проблемы: какими качествами должен обладать водитель такси и как их выявлять, какой длины должна быть строка печатного текста, чтобы читатель меньше утомлялся, какой должна быть панель управления самолета, чтобы показания приборов легко читались и т.п. Практический психолог может проводить исследования на фабрике, выясняя причины текучести кадров, может быть консультантом по профессиональной ориентации в школе, может давать рекомендации военным по приспособлению прицелов к особенностям человеческого зрения.

Прикладная психология использует модели и методы, разработанные теоретической психологией, например, закономерности наущения могут быть использованы при написании руководства для продавцов. С другой стороны, прикладная психология получает собственные данные, разрабатывает собственные методы и развивает новые направления в психологии (например, коучинг как один из методов консультирования и активизации потенциала человека, возникший ок. 20 лет назад и разработанный американскими психологами Т. Леонардом и Д.Уитмором).

Психологический контакт - это некий результат общения. Он имеет место тогда, когда во взаимоотношениях между людьми появляются взаимопонимание и доверие. Но вместе с этим контакт - условие и средство общения, благодаря которому достигается проникновение в душевный мир человека, в сферу его переживаний, нравственного и эмоционального реагирования на происходящие события.

Выбор методов и средств воздействия обусловлен целью воздействия, индивидуально-психологическими особенностями партнера, характером сложившихся с ним отношений, конкретной ситуацией. Выбор средств и методов, пожалуй, наиболее деликатная задача стратегии и тактики оказания воздействия на личность в деловых отношениях. Как заметил известный американский социолог Д. Рисмэн в книге "Толпа одиноких", по существу обманутые "люди жалуются не по поводу своих непосредственных обид, а по поводу того, что они подверглись воздействию не тем путем, который им понравился бы". Наиболее сильно современного человека, особенно представляющего западное общество, может уязвить и обидеть попытка манипулировать его сознанием.

Для решения перечисленных задач прикладная психология использует разнообразные методы. Методы подразделяются в зависимости от целевого назначения и предмета исследования.

ІІ Методы прикладной психологии

Остановимся на краткой характеристике некоторых наиболее распространенных методах психологической науки, используемых в прикладной психологии.

Наблюдение - преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие и оценка психических особенностей личности партнера в целях изучения их специфических изменений в определенных условиях и нахождения скрытого смысла его поведения и поступков. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным. Важно правильно выбрать ситуацию для наблюдения, а также уметь с учетом психологических закономерностей анализировать и обобщать полученные данные. Весьма информативны наблюдение и оценка невербальных признаков внутренних состояний (жесты, мимика, паузы и т.п.).

Целесообразно для ведения наблюдения использовать заранее разработанные схемы- вопросники, а также последовательно подключать нескольких наблюдателей. Фиксация результатов наблюдения должна быть строго объективной. Это значит, что следует записывать лишь наблюдаемые факты, избегая предположений о возможных причинах наблюдаемого поведения и поспешных выводов о качествах личности.

Эксперимент - метод изучения особенностей того или иного лица путем целенаправленного создания ситуаций, позволяющих проверить имеющиеся гипотезы о представляющих интерес чертах его личности. Различают лабораторный и естественный эксперименты, у которых выделяют диагностическую, формирующую и корригирующую функции.

Психологический эксперимент, проводимый в строго научных целях, начинается с выдвижения гипотезы, или основанного на фактах предположения о наличии определенной взаимосвязи явлений. Допустим, психологом-исследователем выдвигается гипотеза о том, что студенты института международных отношений МИФИ, прошедшие интенсивный психотренинг по отработке навыков общения, оказываются более успешными в практической работе.

Для подтверждения этой гипотезы потребуются две группы студентов: экспериментальная и контрольная. Причем в начале эксперимента обе эти группы студентов должны быть подобраны в случайном порядке. Сами студенты не должны знать о том, что они участвуют в эксперименте.

Затем с экспериментальной группой проводится интенсивный психотренинг по избранной методике, в то время как участники контрольной группы обучаются по традиционной программе.

В конце эксперимента сравниваются результаты овладения студентами навыками общения применительно, например, к выполнению учебных заданий на семинарах и практических занятиях. При более строгой постановке вопроса можно произвести сравнение показателей результативности в поддержании деловых отношений с иностранными партнерами в ходе практической деятельности.

При организации и проведении эксперимента принципиально важным является соблюдение всех выше названных условий (случайность подбора участников эксперимента, отсутствие у них личной заинтересованности в результатах эксперимента, наличие контрольной и экспериментальной групп, контроль остальных условий эксперимента).

Анализ продуктов деятельности и личных документов - психологическая оценка всего того, что человек создал, или приобрел за свою жизнь, включая вещи, деньги, недвижимость, автомобиль и др. Принимают во внимание дневники, письма, фотографии, другие личные документы, в которых нашел отражение жизненный путь человека.

Конвент - анализ - метод выявления и оценки профессиональных характеристик текстов и других носителей информации (видеозаписей, теле и радиопередач, интервью, ответов на вопросы и т.д.), в которых выделяются определенные смысловые единицы содержания и формы сообщений, затем производится систематический замер частоты и объема упоминаний единиц в определенной совокупности текстов или другой информации. Конвент - анализ дает возможность выявлять отдельные психологические характеристики источника сообщаемой информации, адресата и их взаимосвязи. Он позволяет использовать методы многомерного статистического анализа получаемых данных. С помощью факторного анализа могут быть выявлены скрытые тенденции, определяющие содержание текстов.

Анализ специальных психологических и социологических материалов включает изучение представляющих определенный для разведки результатов различного рода опросов общественного мнения, данных социологической статистики, исследований по проблемам политической и военной психологии и т.п.

Беседа (интервью) - изучение психологического явления в ходе речевого общения путем целенаправленной постановки соответствующих вопросов и фиксации реакций на них. Обращается внимание на вербальные и невербальные компоненты ответов респондента. Большую роль при ведении беседы играют навыки активного слушания собеседника, умение создать в процессе общения комфортное состояние и атмосферу доверительности, побудить интервьюируемого к сообщению значимой информации по тому или иному вопросу.

Испытание на полиграфе - разновидность психофизиологического эксперимента по выявлению значимого сигнала из индифферентных. В ходе испытания регистрируются поведенческие (вербальные и невербальные) и вегетативные (частота пульса и дыхания, кожно-гальванический рефлекс, артериальное давление) реакции проверяемого лица. Суть испытания состоит в сопоставлении особенностей реагирования проверяемого на нейтральные и на значимые стимулы (вопросы). Интерпретация результатов должна соответствовать требованию объективности. В настоящее время известно несколько видов полиграфов (стационарные, переносные, контактные, дистантные).

Научная основа использования тестов для изучения индивидуально-психологических особенностей состоит в количественном сопоставлении результатов, полученных при обследовании данного человека (число решенных задач, выбранных вариантов ответов на вопросы, других измеряемых реакций) с ранее установленными стандартами. Кроме того, психологическое тестирование отличается кратковременностью обследования, быстротой получения его результатов, объективностью характеристик. С помощью тестов могут быть изучены все основные психологические свойства личности, в том числе особенности мотивации поведения и деятельности, интеллектуальные способности, эмоционально-волевые и коммуникативные качества, а также отклонения от психической нормы. Существует поистине огромное количество разнообразных тестовых методик. Тем не менее, их все же можно разделить на личностные опросчики, проективные методики, тесты способностей.

Личностные опросчики предназначены для изучения особенностей характера и темперамента конкретного человека. Основаны на самооценке изучаемым индивидом собственных состояний, характерных способов действия в определенных ситуациях. В отличие от простой анкеты, которая, как правило, opиентировaна на получение конкретных фактов, опросчик измеряет отношения, установки, эмоциональные реакции обследуемого лица.

Описание работы

Прикладная психология - общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Прикладная психология - ориентированная на специалистов-психологов направленная на практику психология. Для прикладной психологии обязательна опора на научную базу и язык научных статей.

Под прикладной психологией понимаются все отрасли академической психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Прикладная и практическая психология

Практическая психология, в отличие от психологии прикладной, ориентирована на широкий контингент образованного населения и их запросы - как личностного характера, так и делового. Практическая психология опирается не только на научную базу, но и на оправдавшие себя в практике рабочие метафоры, не имеющие научной основы.

Например, метафора Родитель - Взрослый - Ребенок, введенная в практическую психологию Эриком Берном, показала свою огромную пользу в психологическом консультировании и психотерапевтической работе. Однако научной основы у данной метафоры нет, по крайней мере, пока..

Прикладная психология - разделы и отрасли психологии, ориентированные на решение разнообразных практических проблем. К таким разделам относятся педагогическая, экономическая, инженерная психология, психология труда, спорта, управления, авиационная и космическая, военная, медицинская психология, психология чтения и библиотечной работы, творчества, юридическая, психология семьи и быта и др.

В экспериментальной психологии исследователь никогда не задается вопросом, даст ли его работа полезный для практики результат. Он может заниматься любой проблемой, если это ведет к увеличению знаний о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует, и хотя результаты эксперимента могут найти полезное применение, для теоретической психологии это не очень важно. Задачи же, встающие перед прикладной психологией - это постоянный поиск решений практических проблем, возникающих в повседневной жизни людей. Различия между фундаментальной и прикладной психологией могут быть показаны на примерах. В первом случае психолог исследует, как приобретаются новые навыки, почему объемный предмет воспринимается как объемный, хотя его отображение на сетчатке глаза является плоским, или как разные люди оценивают промежутки времени. Анализ этих явлений дает психологу возможность систематизировать факты человеческого поведения. Практический же психолог решает другие проблемы: какими качествами должен обладать водитель такси и как их выявлять, какой длины должна быть строка печатного текста, чтобы читатель меньше утомлялся, какой должна быть панель управления самолета, чтобы показания приборов легко читались и т.п. Практический психолог может проводить исследования на фабрике, выясняя причины текучести кадров, может быть консультантом по профессиональной ориентации в школе, может давать рекомендации военным по приспособлению прицелов к особенностям человеческого зрения.

Прикладная психология использует модели и методы, разработанные теоретической психологией, например, закономерности научения могут быть использованы при написании руководства для продавцов. С другой стороны, прикладная психология получает собственные данные, разрабатывает собственные методы и развивает новые направления в психологии (например, коучинг как один из методов консультирования и активизации потенциала человека, возникший ок. 20 лет назад и разработанный американскими психологами Т. Леонардом и Д.Уитмором).

Прикладная психология - общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

Термин «практическая психология» не является синонимом термина «прикладная психология».


А. К. Болотова, И. В. Макарова
ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям «Психология»
Москва

УДК 159.9

ББК 88.4

Б 79

Рецензенты:


зам. директора Института дошкольного образования

и семейного воспитания РАО,

доктор психол. наук А. Б. Орлов,

профессор кафедры возрастной психологии

МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор психол. наук Л. Ф. Обухова

Болотова А. К., Макарова И. В.

Б 79 Прикладная психология: Учебник для вузов. -* М.:

Аспект Пресс, 2001.– 383 с;

ISBN 5-7567-0150-8.
Учебник представляет собой хорошо организованную методическую базу для

университетской подготовки практических психологов в самых различных областях – от возрастного консультировния и диагностико-коррскционной работы до маркетинга, рекламы и вправления персоналом.

Для студентов психологических и педагогических специальностей

высших учебных заведений.

УДК 159.9

ББК 88.4

ISBN 5-7567-0150-8




«Аспект Пресс», 2001.


Все учебники издательства «Аспект Пресс» на сайте

www.aspectpress.ru

ПРЕДИСЛОВИЕ

Прикладная психология – это воплощение в реальной практике достижений психологической науки.

Не вызывает сомнения, что оказание психологической помощи поддержки личности является одним из важнейших предназначений прикладной психологии*. Сегодня, в век коллизий и стреми- тельных темпов социальных изменений, практическая психология помогает человеку адаптироваться к социуму, отыскать возможные пути и средства сбережения собственных личностных ресурсов жизнедеятельности, сохранить психическое здоровье.

Это интенсивно развивающаяся область психологии нуждается не только в теоретическом и методическом обеспечении, но и в разработке организационных основ деятельности психологов, в формировании принципов и требований к подготовке и условиям их работы на местах.

Учебник, подготовленный А. К. Болотовой и И. В. Макаровой, представляет собой первую попытку обобщения и систематизации опыта, накопленного в психологической практике у нас и за рубежом. В нем дается широкая панорама многоаспектной проблематики, с которой придется столкнуться в своей работе практическому психологу. Речь идет о таких проблемах, как требования к подготовке практических психологов, профессиональные и этические принципы работы, отбор методического инструментария и рекомендации пользователям, а также вопросы рекламы психологических услуг, мера профессиональной и юридической ответственности, правомочность использования психологических тестов в средствах массовой информации и т.д. Все эти многочисленные проблемы либо вообще не затрагивались раньше в учебной литературе , либо освещались весьма фрагментарно.

Появлению этого издания предшествовал ряд опубликованных авторами работ. Особая ценность учебника состоит в том, что авторы сумели раскрыть и содержательно насытить не только основные направления и виды работ практического психолога, но и досконально разработать проект организации и оснащения необходимым инструментарием рабочего места психолога – модель психологического кабинета, который имеет свою специфику и в то же время может быть создан на базе любого учреждения, не требуя для этого специальных площадей, дорогостоящего оборудования и значительных материальных затрат. Знание и учет этих специфических условий работы снимает многие проблемы профессиональной адаптации начинающих практических психологов.

Книга А. К. Болотовой и И. В. Макаровой – первый учебник, в котором представлены в доступной форме и в соответствии с нормами государственного образовательного стандарта организационные основы прикладной психологии , обобщены принципы деятельности практических психологов, дано новое осмысление проблем, областей и методов, перспектив развития практической психологии, отвечающее сегодняшнему состоянию науки. Здесь не только раскрываются современные тенденции и направления прикладного применения психологического знания, но и содержатся сведения, необходимые как для начинающего психолога, так и для опытного преподавателя. Учебник будет полезен специалистам самого широкого профиля, так как знакомство с методами практической психологии будет способствовать формированию управленческой команды, повышению коммуникативной активности личности в различных сферах деятельности.*

*В данном контексте термины «прикладная психология» и «практическая психология» используются как близкие, но не тождественные (см. «Введение в практическую социальную психологию». М., 1994).


Характерной особенностью учебника является четкое изложение процедурных особенностей применения различных психодиагностических методов, которые заданы спецификой объекта исследования. Представленная систематизация методического арсенала, диагностического инструментария, применяемого в прикладной психологии , во всей полноте отражает концептуальные принципы и гуманистическую направленность позиции авторов, обеспечивает цельность книги, придает учебнику определенную дидактическую функцию, когда знания не только систематизируются, но и открывают для изучения новые проблемные области психологии. Все это предопределяет своевременность и целесообразность выхода учебника, его настоятельную необходимость в подготовке будущих психологов-практиков, школьных психологов, работников социальных и кадровых служб.

Доктор психол. наук,

почетный профессор МГУ,

член-корр. РАО

Л. А. Петровская

Введение


Предназначение прикладной психологии – оказать помощь человеку в сложных жизненных ситуациях, будь то подростковые, детско-родительские, супружеские проблемы или жесткий профессиональный отбор и конкуренция в деловом мире . Вместе с тем возможности оказания психологической помощи и поддержки населения получили реальное воплощение лишь несколько десятилетий назад в связи с созданием в нашей стране психологической службы. Психология становится одной из «помогающих» профессий, основная цель которой - помочь человеку адаптиро-ваться в сложных условиях социальной нестабильности, посмотреть на ситуацию с разных сторон, найти альтернативные пути ее решения, возможности изменения.

Следствием социально-экономического развития страны в настоящее время являются растущие потребности в социальной и психологической поддержке населения. Создание развернутой системы психологической службы ставит немало задач: необходимость разработки организационных основ работы психологической службы вообще и практических психологов в частности, обеспечение их методическими материалами, необходимым инструментарием, проектирование специально оснащенного рабочего места.

Данный учебник есть результат одной из первых попыток исследования и систематизации опыта, накопленного в области организации службы практических психологов, научно-теоретической, методической и диагностико-коррекционной деятельности как у нас, так и за рубежом. В последнее время во многих странах проводится масштабные исследования по прикладной психологии, появились десятки международных психологических обществ, выпускающих свои журналы по различным актуальным проблемам мировой психологии, организующих регулярные симпозиумы и международные конгрессы. Такого рода исследования, с одной стороны, отражают потребности современного общества в психологическом анализе реальностей жизни и бытия людей, в поиске путей решения их проблем, с другой стороны , они могут составить базу специальных, научных кросскультурных данных для расширения методологических основ практической психологии. В связи с этим важно отметить, что практическая психология за рубежом, например в США, имеет давние и сложившиеся принципы и традиции, но в силу определенных причин не всегда может быть принята за основу и эталон развивающейся и формирующейся только сейчас в нашей стране практической психологии. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, могут быть расхождения в ментальности и особенностях развития , например, детско-родительских отношений: в русских семьях они характеризуются симбиозом детей и родителей, в то время как этим отношениям в американской и европейской культурах присуща некоторая автономия развития. Следует учитывать и то, что, несмотря на высокую техническую обеспеченность и широкие возможности, представители западных школ практической психологии, по их собственному признанию, испытывают значительные трудности в решении многих актуальных проблем [Бурменская, Карабанова, Лидере, 1990]. Достижения, свидетельствующие о преимуществах той или иной теоретической позиции или метода, во многих случаях далеко не бесспорны. Считаем уместным об этом упомянуть в связи с примерами некритичного преувеличения успехов западной психологии и чрезмерного увлечения и калькирования, прямого перенесения опыта работы западных коллег, благо сейчас опубликовано достаточное количество книг и учебников по зарубежной психологии.

Естественно предположить, что при существенных отличиях форм психологического воздействия отличается и подготовка соответствующих специалистов. В нашей стране работа по подготовке практических психологов только начата, нет еще выработанных единых принципов и требований, реализация которых является обязательной для специалистов, работающих в области практической психологии.

Специальная подготовка практических психологов должна быть основана на системном длительном обучении на базе комплексной фундаментальной программы, отвечающем принципам Государственного образовательного стандарта. Выполнение такого социального заказа невозможно осуществить без хорошо организованной научно-методической базы, интегрирующей достижения в самых различных областях прикладной психологии – от возрастно-психологического консультирования и диагностико-коррекционной работы до маркетинга, рекламы и психологии управления персоналом. В настоящее время все эти области практической психологии весьма фрагментарно и дисциплинарно раздробленно представлены в целом потоке книг и брошюр «психологизированного» толка, написанных зачастую психологами-дилетантами, не имеющими ничего общего с достижениями фундаментальной психологии и практики. Такое положение дел еще острее обнаруживает недостаток учебной и научной литературы по проблемам прикладной психологии , что во многом тормозит организацию подготовки специалистов в области прикладной психологии. Прикладная психология позволяет начинающему психологу приобретать базовые навыки оказания психологической помощи и поддержки, осваивать методы психопрофилактической, психокоррекционной и психотерапевтической работы.

В предлагаемом учебнике представлены интеграция и обобщение и обширного эмпирического и прикладного материала, анализ накопленного опыта психологической помощи, теоретических и методических основ ее организации, что в какой-то мере поможет восполнить недостаток учебно-методической литературы в области подготовки практических психологов. Это одна из первых попыток систематического изложения основных организационных принципов, задач и направлений деятельности практического психолога, включая необходимый диагностический и методический инструментарий, а также рекомендации по организации рабочего места – кабинета практического психолога и его оснащения.

Цель подготовки настоящего учебника состояла в том, чтобы разработать организационные основы практической психологии, привлечь внимание начинающих практических психологов к проблематике различных областей и направлений прикладной психологии, очертить предмет, обозначить основные принципы работы и ее специфику применительно к социальному заказу и тенденциям общественно-экономического развития страны. Отсюда некоторые особенности изложения материала: его зачастую обзорный характер, ограниченный набор методического инструментария и психодиагностических методик, представленных в их классическом и адаптированном вариантах с соблюдением норм валидности, надежности, статистической достоверности и условий практического использования психодиагностических процедур.

Статус данного учебного издания для высшей школы предопределил структуру и логику его содержания и построения глав. Оно включает три части, в которых изложены основные разделы прикладной психологии. Первая часть раскрывает организационные основы практической психологии, включая проблемы профессиональной этики , рекламы психологических услуг и квалификационные требования, предъявляемые к профессиональной подготовке практического психолога. Вторая часть ориентирована на описание основных направлений и методов диагностики в прикладной психологии. При этом в каждой отдельной главе этой части учебника представлены конкретные предметные области практической психологии, обзор существующих методик и более подробное изложение тех из них, которые составляют исходный методический инструментарий начинающего практического психолога. Предлагаемые к применению методики подробно изложены в определенной последовательности: сначала дается краткое описание диагностируемого конструкта, излагаются цели и задачи данных методик исследования , далее приводятся подробные инструкции, условия и процедуры проведения, тексты личностных опросников или тестов, а затем описываются способы подсчета тестовых показателей, ключи и тестовые нормы. В необходимых случаях даются дополнительные пояснения и возможные интерпретации полученных результатов. Среди представленного психодиагностического инструментария – адаптации таких широко известных методик, как тесты Амтхауэра и Витцлака.

Третья часть представляет собой основные организационные принципы, направления и области деятельности практического психолога в сфере психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции. Обосновывается необходимость теоретического и методического обеспечения консультативной и психотерапевтической практики в работе практического психолога . Учитывая, что значительное число применяемых у нас в стране методов и техник коррекционной и психотерапевтической работы заимствовано из арсенала зарубежной психологии, мы полагаем уместным раскрыть их теоретические истоки, анализ которых поможет их наилучшей адаптации к условиям использования в нашей стране.

В словаре даны определения основных современных психологических понятий и терминов, встречающихся в тексте.

Данный учебник предназначен студентам психологических отделений университетов, будущим педагогам, социальным работникам и рассчитан как на аудиторную, осуществляемую под руководством преподавателя, так и на самостоятельную, внеаудиторную работу.

Прикладная психология - ветвь психологии, областью исследования которой являются конкретные психологические проблемы (задачи), возникающие в практике жизнедеятельности людей (в профессиональной, образовательной, медицинской области, в личной жизни). Проблемы рождают и направления, и характер исследования. Прикладная психология основана на приложении теории к практике, и хотя в ней рождаются новые теоретические идеи, это все-таки сверхзадача, как последование практического применения теории. Эта наука очень нужна школам, детским садам, медицине.

Прикладная психология изучает психологические проблемы, характерные для определенных сфер жизни или профессиональной деятельности людей. К отраслям прикладной психологии относятся:

педагогическая психология;

медицинская психология;

психология искусства;

психология религии;

психология семьи и др.

Перечень отраслей прикладной психологии продолжает пополняться. Наиболее известными ее составляющими являются педагогическая, клиническая, юридическая, кросс-культурная, политическая, экономическая, военная психологии; а также психологии труда, спорта, религии, старости (геронтопсихология), семьи, и др.

Все многообразие современных отраслей психологии, тем не менее, предполагает сохранение общего предмета исследования - фактов, закономерностей и механизмов психики как особой формы жизнедеятельности. Вместе с тем, прикладная психология развивается, черпая специальные знания из смежных областей иных наук. Для отраслей прикладной психологии - это достижения соответствующих областей знаний (педагогики, юриспруденции, религиоведения и т.д.); для общей психологии - прежде всего, биологии и медицины.

Каждая наука для своего успешного развития и выполнения социально-значимых функций должна опираться на исходные положения, дающие правильное представление об изучаемых явлениях. Такие положения определяются как методология данной науки. Ее следует отличать от совокупности научных методов. Последние представляют собой набор последовательно взаимосвязанных действий, позволяющих получать первичную информацию в одной или сразу нескольких отраслях психологии.

Прикладное направление современной психологии - это обширная и разветвленная сеть психологических отраслей и дисциплин. С большей или меньшей степенью условности их можно объединить в несколько групп:

  • · психологические аспекты ряда гуманитарных наук и их специализированных приложений (политическая, экономическая юридическая, этническая (кросс-культурная) психология и др.);
  • · психологические проблемы разных этапов развития и образования (возрастная психология, сравнительная психология, педагогическая психология и др.);
  • · психология различных видов трудовой деятельности (психология труда, инженерная психология, авиационная и космическая психология и др., психология спорта);
  • · использование психологических закономерностей в профилактике, диагностике и лечении различных заболеваний (психология здоровья, медицинская психология, психотерапия и др.).

Важно обратить внимание, хотя и затруднительно вписать в обозначенные выше группы на психологические особенности поведения в чрезвычайных ситуациях и психологические проблемы взаимодействия с окружающей средой.

«Психологические приложения» ряда гуманитарных наук. Политическая психология - это область психологии, изучающая психологические компоненты политической жизни общества. Таковыми являются настроения, мнения, чувствования, ценностные ориентации и т.п. Они проявляются на уровне политического сознания наций, классов, социальных групп, правительств, отдельных людей и воплощаются в конкретные политические действия. Этот прикладной раздел психологии решает проблемы целенаправленной агитации и пропаганды, имиджа политического деятеля, партии, действующей власти; изучает психологические аспекты возникновения, развития и управления социально-политическими процессами.

Экономическая психология изучает вопросы, связанные с групповыми и индивидуальными отношениями, возникающими в процессе распределения товаров и услуг. Специалисты-психологи исследуют проблемы спроса и предложения, психологию рекламы и т.п. Важное место в экономической психологии занимает психология торговли, которая изучает психологические проблемы взаимодействия продавца и покупателя, обслуживания клиентов.

Юридическая психология, возникшая на стыке психологии и права, занимается приложением психологических знаний к решению правовых вопросов. В юридической психологии выделяют правовую, превентивную, оперативно-розыскную, судебную, криминальную и пенитенциарную (исправительную) психологию. Криминальная и пенитенциарная психология одновременно относятся и к психологии девиантного (отклоняющегося) поведения. В число личностей и групп, чья психология изучается в рамках этой прикладной дисциплины, кроме лиц, преступивших закон, относятся также алкоголики, наркоманы и токсикоманы.

Юридическую психологию следует отнести к одному из старейших направлений прикладной психологии. Ее возникновение специалисты по истории науки связывают с трудом итальянца Чезаре Беккариа, опубликовавшем в 1764 г. труд «О преступлении и наказании». Считается, что эта работа положила начало развитию наук о преступности, в том числе - и юридической психологии.

К первым монографическим работам по юридической психологии относятся вышедшие в 1792 г. книги немецких авторов к. Экартсгаузена и И. Шауманна «О необходимости психологического анализа некоторых уголовно-правовых понятий» и «Мысли о криминальной психологии». В 1806 г. в Московском университете начинает преподаваться курс «Уголовной психологии». Этническая и кросс-культурная психология исследует психологические особенности индивида или группы людей, которые определяются (связаны с) его этнической или культурной принадлежностью. Это направление в последние десятилетия постоянно повышает свою значимость в связи с ростом национального самосознания многих народов мира и их стремлением повысить значимость самобытности на международной арене и в зонах устойчивых межэтнических контактов. Необходимость профилактики и противодействия крайним проявлениями такой самобытности (шовинизм, национальная, религиозная или расовая нетерпимость) делают изучение этнической психологии ныне в нашей стране более чем актуальными.

К числу основных проблем, над которыми работают этнопсихологии, относятся следующие:

  • · «культура и общение» - нормы, роли и правила, регулирующие общение в разных культурах или культурных системах;
  • · «этнические миграции» - социально-психологические проблемы вхождения мигрантов в иные культурные системы и проблемы сосуществования разных культур в одном обществе;
  • · «культура и познавательные процессы» - культурная обусловленность восприятия, памяти, мышления и т.п.
  • · «личность и культура» - культурные особенности личности, национальный характер, формирование представлений о себе в культурном и этническом аспекте.

Психология религии довольна близка по проблематике и способам изучения к этнической психологии. В рамках этого направления исследуются проблемы религиозного сознания, представления и чувства верующих людей. Психологические проблемы разных этапов развития человека и проблемы образования. Возрастная психология (психология развития) изучает общие закономерности развития психических процессов и качеств личности на разных возрастных этапах.

Понятие возрастной психологии в принципе уже понятия психологии развития. Психология развития связана не только с изучением возрастных этапов изменения человеческой психики и определяемых ею качеств личности, но рассматривает разнообразные процессы макро- и микро- психического развития вообще. Поэтому, строго говоря, возрастная психология может быть только частью психологии развития, хотя иногда они используются как синонимы.

Наибольшее внимание в рамках возрастной психологии традиционно уделяется вопросам детского развития. Кроме того, выделяют психологические проблемы следующих возрастных этапов: отрочество, юность, зрелость, старость.

Психология детства базируется на теории, основные положения которой были сформулированы Л.С. Выгодским в 20-30-е гг. XX в. и развиты позже А.Н. Леонтьевым. Суть их состоит в том, что главное влияние на развитие ребенка оказывает окружающая социальная среда, а его биологические особенности (наследственность, физиология и т.п.) являются лишь условиями для больших или меньших «достижений». Отношения с социальной средой меняются с возрастом. Вместе с этим меняется и роль среды в развитии человека.

Педагогическая психология тесно связана с психологией детства, отрочества, юности. Она является разделом прикладной психологии, изучающим закономерности обучения и воспитания человека. Здесь рассматриваются проблемы управления процессом усвоения знаний, приемы и навыки интеллектуальной деятельности, выявляются психологические механизмы большей или меньшей результативности процесса обучения, а также особенности выстраивания взаимоотношений учащихся между собой, с преподавателями и родителями и ряд других вопросов.

Специальная психология нацелена на познание психологических проблем людей с отклонениями в развитии. К таковым относятся врожденные дефекты мозга (олигофренопсихология), серьезные дефекты слуха (сурдопсихология), слепота или сильно ослабленное зрение (тифлопсихология), психические заболевания (патопсихология).

Сравнительная психология занимается изучением сходного и отличного в психической деятельности человека и животного, проблемой соотношения социального и биологического в поведении человека.

Психология труда, отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. Психология труда начала формироваться на рубеже XIX-XX вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой деятельности и массовых профессий, усложнением требований к человеку.

Важную область психологии труда составило изучение колебаний работоспособности, связанных с утомлением, суточным ритмом, обоснование оптимального режима труда, при котором производительность и качество работы испытывали бы наименьшие изменения на протяжении рабочего дня, рабочей недели и т.д. Современная психологии труда разрабатывает специальные методики, позволяющие измерять утомляемость и степень снижения работоспособности. В этой области она тесно связана с физиологией труда. Психология труда накопила огромный материал по проблемам работоспособности и утомляемости, влияния на человека условий труда, характера выполняемых операций, монотонности и опасности труда, необычных и экстремальных условий работы, трудовой мотивации, развития потребностей и способностей человека в процессе коллективного труда и т.д. Одна из задач психологии труда - рациональное реконструирование профессий, выяснение психологически оптимального сочетания входящих в их состав операций, научное обоснование их целесообразной автоматизации, что имеет важное значение для повышения производительности труда. Она координирует свои усилия со специалистами в области механизации и автоматизации. Изучение психологических причин возникновения аварийных ситуаций привело к разработке специальных средств для профессионального отбора и предотвращения ошибочных действий с помощью особых методов упражнения и тренировки.