Конспект открытого мероприятия совместной деятельности педагога с детьми по теме: «Эксперимент с воздухом»

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

Расширить представления детей о сферах человеческой деятельности (в науке), их значимости для жизни общества в целом;

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;

Развитие органов зрения, слуха, обоняния, сенсомоторных способностей.

«Коммуникация»

Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми;

Воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.

«Социализация»

Развивать у детей навыки сотрудничества работы в паре через экспериментирование;

Развитие сообразительности, умения самостоятельно решать поставленную задачу.

«Здоровье»

Закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности, развивать экологическое сознание детей;

Формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

«Безопасность»

Закрепление правил безопасности поведения во время проведения эксперимента с воздухом.

«Труд»

- развитие трудовой деятельности (самостоятельно готовить материал и пособия к совместной деятельности с детьми);

- воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

«Чтение художественной литературы»

На предварительном этапе:

Развитие интереса детей к познавательной и художественной литературе.

«Музыка»

Обогащение музыкальных впечатлений у детей (шум ветра, вьюга, метель).

Оборудование: посылка, открытка с загадкой, 5 конвертов с разрезными буквами В, О, З, Д, У, Х, халаты, веер, пакеты, алгоритм выполнения каждого эксперимента, мольберт, карточки-правила «Как вести себя в лаборатории?», модель с перечнем знаков (глаз, руки, ухо, нос, гиря), халаты, таблички с именами детей, стаканы по количеству детей, трубочки и ёмкости, наполненные водой, салфетки, пластилин, резиновая игрушка, кусок резины, минеральная вода, стаканы пластиковые по количеству человек, крышки, бутылки, баночки с разными ароматами, яблоко.

Ход занятия

Ребята, сегодня мне с утра почтальон принёс посылку для вас, а откуда, мы сейчас посмотрим (Страна Почемучек).

Давайте её откроем, что нам прислали?

Пусто. Посмотрите, а вот на крышке (с обратной стороны посылки) конверты, давайте посмотрим, что там? Буквы? (В, О, З, Д,У,Х).

А что же нужно с ними сделать? Собрать, а в какой последовательности?

Ой, а тут ещё прикреплена какая- то открытка с загадкой.

– Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтобы дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас! (воздух)

(На ковре стоят стулья), давайте разобьёмся по парам, и на стульчиках соберём слово и проверим отгадку. Каждой паре раздам конверт с буквами (разные уровни сложности: буквы написаны одним цветом; обозначены гласные и согласные; обозначены гласные и согласные и имеют порядковый номер), соберите слово. Получилось слово ВОЗДУХ.

Что же нам прислали из страны Почемучек? (Воздух)

Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.

Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут.

А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и.т.д.

А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям.

Правильно, всему живому.

И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным).

Я приглашаю вас в лабораторию. Дети надевают халаты.

Итак, я предлагаю вам познакомиться и сесть парами, я вас представлю друг другу по именам.

Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории.

Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь.

Посмотрите на доску, нам предложена какая-то модель, как вы думаете, что здесь изображено? (глаз, руки, нос, ухо, гиря)

Посмотрите на модель (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас?

Как можно увидеть воздух?

Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего)

А мы проверим ваши версии.

Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?» (1 вариант)

Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки.

Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости.

Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая)

Почему? Как считает?

Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.

Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой» (2 вариант)

Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на экране.

Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент - ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на модели? Руки. Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?

Эксперимент №4 «Чувствуем воздух»

Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок).

А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха).

Вывод: обнаружили воздух - почувствовали его

Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да)

А кто считает по-другому?

При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки).

Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос.

Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» , на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»

Эксперимент №5 «Слышим воздух»

Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).

Вывод: воздух можно услышать разными способами.

Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?

Эксперимент №6 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ»

Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения.

Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно.

Проводиться упражнение.

А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик.

Проводиться упражнение.

Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте.

Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и подумать к какой профессии относиться этот запах, например, хлеб-пекарь. Предложить ароматы: бензин, хлеб, лён, духи, лак, приправа, конфета, порошок, и т.д. Дети стараются угадать по запаху профессию.

Бензин-водитель или автомеханик;

Хлеб - пекарь;

Лён - водопроводчик или сантехник;

Духи - парфюмер;

Лак для ногтей - маникюрша;

Приправа – повар;

Конфета – кондитер;

Земля – агроном;

Порошок – прачка;

Опилки – плотник, столяр.

Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат для всех, закройте глаза, предложить всем аромат яблока. Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть кусочек яблока.

Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух?

Кто как думаете? Давайте проверим?

Эксперимент № 7 «Имеет ли воздух вес?» (вариант 1)

На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в

воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.

Эксперимент №8 «Живой пластилин» (вес воздуха вариант 2)

Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан - чистую воду, во - второй стакан - газированную.

В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане?

В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно.

Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве).

Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность.

Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, я предлагаю вам работать в паре и заполнить нашу модель рисунками:

Первая пара рисует или пишет, как можно увидеть воздух;

Вторая пара - как почувствовать воздух?

Третья пара – как услышать воздух?

Четвёртая пара – как воздух переносит запах?

Пятая пара – имеет ли воздух вес?

Коллеги, я предлагаю подойти вас и приклеить свои ответы на модель, напротив указанного значка.

Посмотрите на модели: (глаз, руки, ухо, нос, гиря) и давайте их заполним.

Увидели воздух:

С помощью трубочек и ёмкости с водой.

Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды.

Почувствовали воздух;

С помощью шариков, вееров, дули на ладонь.

Услышали воздух:

С помощью бутылочек, баночек.

С помощью шарика.

Воздух имеет вес:

С помощью газированной воды и пластилина.

Воздух переносит запах

С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат

Наш эксперимент подошёл к концу, вы все были внимательными, активными.

Уважаемые коллеги вы сейчас разъедитесь по разным городам, надеюсь, вы сможете повторить увиденными экспериментами, и сможете придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!

Литература:

1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.

2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007.

3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005.

4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003.

5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006.

6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.

7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009.

8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009.

Добавить комментарий

Имя (обязательное)

E-Mail (обязательное)


Цель: показать детям, что вокруг нас воздух, дать понятие о способах его обнаружения; ; , необходимом для горения; познакомить с весом воздуха; используя опыт детей, .

Предварительная работа:

Наблюдение за движением деревьев (качание деревьев, веток, листьев при ветре);

Игры с воздушными шариками (надувание);

Игры с вертушками на улице;

Игры «Послушай, ветер», «На кого похоже?»;

Рассматривание картин с изображением действия ветра.

Материал: аквариум с водой, стаканы разной величины, один стакан с прикрепленной на дне салфеткой; воронка, пробирки в штативе; 2 колбы; свеча; весы; набор гирь; стеклянная палочка, трубочка для капельницы резиновая, 2 воздушных шара.

Ход проведения экспериментирования детей с воздухом:

Воспитатель. Ребята, усаживайтесь удобно, сегодня у нас будет очень необычное занятие, которое, я надеюсь, вам понравится и запомнится; о нем вы сможете рассказать детям в своем дворе. Но для этого нужно быть очень внимательными. Чтобы начать занятие, мне нужно выяснить, знаете ли вы, кто такие ученые и что они делают? (Ответы детей.)

Правильно, ученые - люди, которые изучают все на свете: животных, птиц, звездное небо, землю, воду - все, что окружает нас. Для этого у них есть помещения - лаборатории и много-много лабораторного оборудования, которое им помогает проводить эксперименты.

Показывается лабораторное оборудование.

Сейчас мы с вами побудем учеными. Посмотрите внимательно на стакан (пустой). Что есть в этом стакане? (Ничего.)

В этом стакане что-то есть, просто вы не увидели. Здесь есть воздух. Хотя он невидим, все-таки его можно обнаружить и кое-что о нем узнать.

I эксперимент: (воспитатель экспериментирует, дети наблюдают): опустить стакан, повернутый вверх дном, в аквариум с водой. (Часть воздуха остается в стакане. Это хорошо видно. При наклоне стакана воздух выходит из него и поднимается в виде пузырьков на поверхность.)

Есть ли вода в стакане? (Есть, мало.)

II эксперимент: (для подтверждения выполняют дети); опустить в воду стакан с прикрепленной ко дну салфеткой. (Салфетка остается сухой, так как часть воздуха остается в стакане.)

Замочила ли вода салфетку? Как вы думаете? (Вынимается стакан, проверяется салфетка. Она сухая.) Почему она сухая? (Намочить салфетку воде помешал воздух, который был в стакане.)

Ребята, воздух есть везде, а не только в этой комнате. Увидеть его невозможно. Он невидимый. Как же все-таки его можно обнаружить? Как его можно ощутить?

III эксперимент:

Помашите руками перед своим лицом. (Дети выполняют.) Вытяните губы трубочкой и подуйте на ладошки. (Лицо ощущает воздух.) Есть ли у воздуха запах? (Да.) Чем пахнет воздух в группе? (Ничем.)

IV эксперимент:

Если добавить в воздух немножечко другого вещества, его можно будет понюхать. (Брызгает дезодорантом.) Чем пахнет? (Ответы детей.)

Воздух есть везде и нужен всему. Воздухом дышат человек, животные, растения, насекомые, рыбы. Что произошло, если б вдруг исчез воздух?

V эксперимент: «Без дыхания»: дети закрывают ладошкой нос и рот. Не более 30 секунд.

Нельзя жить без воздуха. Человеку и всему живому очень полезен чистый, хороший воздух, даже для огня он нужен, но только очень чистый.

V I эксперимент: свеча горит внутри закрытой колбы.

Огонь будет гореть до тех пор, пока будет воздух. Как только он исчезнет, свеча погаснет. Мы поставим колбу со свечой и будем смотреть, когда она погаснет. А пока она горит, я покажу вам еще один опыт.

VII эксперимент: как человек выдыхает воздух в воду через трубочку. Воспитатель выдыхает отработанный воздух из себя, и он поднимается наверх в виде пузырьков.

Пузырьки - это воздух, который выдыхает человек. Возьмите полоски (листочки) бумаги и подуйте на них легонько, потом сильнее. Что будет с полосками? (Полоски колышутся)

Воздух может перемещаться, двигаться. Когда он перемещается над землей с одного места на другое, говорят: «Дует ветер». Когда воздух перемещается, то заставляет двигаться другие предметы: ветви деревьев, волны на море.

VIII эксперимент: взвешиваются воздушные шарики.

Сначала нужно взвесить два не надутых шара. Они уравновешивают друг друга. Затем взвесить один шар не надутый, а другой надутый. Надутый шар перетянет.

Почему одна чаша весов опустилась? Какой шарик тяжелее? Почему? Обратить внимание на колбу, в которой горела свеча. Она погасла, потому что воздух кончился.

Все эксперименты дети фиксируют в своих рисунках.

– А теперь, ребята, вспомните, что вы сегодня узнали?

  • Воздух невидимый.
  • Он есть всюду.
  • Воздух нужен для дыхания людей, животных. Даже огню нужен чистый воздух.
  • Воздух движется и заставляет двигаться другие предметы. Его называют ветром.
  • Воздух можно взвесить.)

Вот какими интересные открытия делают ученые в лабораториях. Скоро вы пойдете в школу и узнаете много нового о воздухе и о многом другом. Возможно, кто-то из вас станет ученым.

Организованная познавательно - исследовательская деятельность

«Тайны воздуха» в подготовительной группе

Цель: формирование представлений о воздухе, через познавательно-исследовательскую деятельность

Задачи :

Образовательные:

  1. Продолжать формировать представление о воздухе , его свойствах;
  2. Учить самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования;
  3. Расширять словарный запас детей.

Развивающие:

1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию.

2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность.

Воспитательные:

1. Воспитывать желание познавать окружающий мир;

2.Воспитывать бережное отношение к природе, окружающей среде;

3.Соблюдать правила поведения в лаболатории.

Предварительная работа :

Беседа : «Чистый воздух » ; «Для чего нужен воздух и кому » ,

Рассказ «Где живет воздух » , загадки про явления природы,

рассматривание иллюстраций в энциклопедии.

Использовала различные методы приемы : Худ. Слова,(приветствие, и загадка), сюрпризный момент (Карлсон), ИКТ, макет (город) , музыкально - ритмическая композиция «Пузыри», рефлексия, поощрение детей (воздушные шары) .

Словарная работа : лаборатория, прозрачный, невидимый, бесцветный, кляксография, пробирки, микроскоп и т.д.

В ходе организованной познавательно-исследовательской деятельности эмоционально общалась с детьми,старалась добиваться полных ответов от детей,задавала наводящие вопросы.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух .)

Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе,

:- А что такое воздух ? (ответы детей) -

Воздух - это то , чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды можно продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 5 минут. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. .Животные и растения тоже дышат, им необходим воздух , как людям.

Воздух есть не только в нашей комнате,но он есть и на улице, где гуляют дети, во всех городах и странах. Всю нашу планету окружает большая оболочка из воздуха

А в космосе есть воздух ? (в космосе воздуха нет ) слайд

А как же там работают космонавты? (космонавты выходят в открытый космос только в специальных костюмах - скафандрах, в них есть баллоны с воздухом для дыхания ).

(Звучит шум пропеллера).

(влетает Карлсон)

К : - Здравствуйте, ребята. А что это вы тут делаете?

В : Мы с ребятами говорим о воздухе .

К : - О воздухе ? А кто его видел, этот воздух ? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух ! А вы, ребята?

В : Скажите, ребята, Карлсону, вы видите воздух вокруг нас ?

Дети : Нет, не видим.

В : Раз мы его не видим, значит, какой воздух ?

Дети : Воздух прозрачный , бесцветный, невидимый.

Карлсон : Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

В : Погоди, погоди, Карлсон! Я вот тоже воздух не видела , но знаю, что он всегда вокруг нас!

Карлсон : Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть !

В : Ребята, давайте докажем Карлсону, что воздух всё-таки есть ! Чтобы воздух увидеть , его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух ? (Хотим) . Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в путешествие . Полетели с нами Карлсон.

(звучит мелодия)

В : Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории.

А что такое лаборатория, (презентация)

Здесь нужно соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу. Не брать руки в рот и не трогать лицо и глаза.

В : Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух ? Подумайте. (ответы детей)

Эксперимент № 1 «Как поймать воздух

В : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети : Он пуст.

В : Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и закрутите пакет .

Каких размеров стал пакет? Что в пакете? Пакет полон воздуха , он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.

Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух . Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети : В нём нет воздуха .

Вывод : воздух прозрачный , чтобы его увидеть, его надо поймать.

И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Карлсон : А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух ! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у вас в бассейне спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Ребята, а имеет ли воздух вес?

Эксперимент № 2 «Имеет ли воздух вес

В : Это мы сейчас проверим.

В : На столе разложены предметы : резиновая игрушка, кусок резины

В : Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Что с ним стало? Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

(воздух ) Но буде осторожны, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
К: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух.

Вывод : воздух имеет вес , но он легче, чем вода.

Карлсон : Конечно! Ведь воздух легче воды ! И если внутри матраса воздух , то он, конечно же, плавает!

Воспитатель: Как вы думаете, имеет ли воздух запах ? (Ответы детей)
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.Закройте глаза,а когда я вам скажу вы медленно будете вдыхать и говорить,чем пахнет (.воспитатель подходит к каждому ребенку и дает им понюхать духи (апельсин,лимон,чеснок). Один ребенок вдыхает просто воздух. Все что то почувствовали,только Саша ни чего не почувствовал.Как вы думаете почему? Правильно,Саша ничего не почувствовал,потому что я ему ни чего не дала почувствовать.Он вдохнул просто воздух. Какой из этого можно сделать вывод?
Вывод: воздух не имеет запаха, пахнут предметы.

Ребята, а сейчас мы немного отдохнем.

Физминутка «Мыльные пузыри» .

Давайте возьмем в руки мыло

Осторожно пузыри… (намыливают руки)

Дети : Ой, какие! Ой, смотри! («подбрасывают» шарики, ладошками вверх)

Раздуваются! Блестят! (руками «надувают» шар)

Отрываются! Летят! (руки вверх)

Мой со сливу! (Показывают разные

Мой с орех! Размеры руками)

Мой не лопнул дольше всех! (хлопают)

Мыльные пузыри» №4 (под музыку) (пускают пузыри)

Молодцы ребята сколько много у вас получилось мыльных пузырей. (убираем пузыри на стол)

Воспитатель : Карлсон, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Карлсон : Конечно, же мыло!

Воспитатель : Ребята, прав ли Карлсон? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух . Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри , парят в воздухе .

Карлсон : Понятно! Вы выдыхаете воздух . Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель : Конечно! Воздух есть внутри человека. Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Карлсону, как дышат наши носики. Воспитатель: А только ли человеку нужен воздух?(растениям,животным)
Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит.
Давайте пройдем присядем на стульчики.(обратить внимание на посадку детей)
Посмотрите внимательно на экран. (презентация, изображения природы)
Какой в лесу воздух? (ответы детей)
Почему он там чистый? (ответы детей)

(там чистый воздух, нет веществ которые выбрасывают отходы. Там воздух содержит большое количество кислорода. Кислород - это газ, которым дышат люди, растения. Заслуга растений именно в том, что они вырабатывают кислород. Больше растений - больше кислорода)
Как же можно назвать растения? (наши помощники, спасатели) .
(продолжение презентации фото с заводами, машинами, курящим человеком.)
Как вы думаете, вблизи мусора, заводов, машин и курящего человека, дыма от пожаров какой воздух? (ответы детей)
Вывод: Значит воздух бывает чистым и грязным.

А сейчас я предлагаю вам построить свой город,в котором вы хотели бы жить. Перед вами макет город,посмотрите внимательно и подумайте,чего в нем не хватает,что бы вы добавили? Перед вами различные картинки,выберите то, что вы хотели бы видеть в своем городе. Почему?(картинки с деревьями,цветами,птицами,машинами,заводами,велосипедами,гужевой транспорт)
почему вы так сделали?

: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

Какие вы молодцы.

Карлсон : Нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад. (полетели

Воспитатель : - Ребята, давайте ещё раз напомним Карлсону, что мы узнали про воздух .

Дети : без воздуха ничто живое не может жить;

воздух бесцветный , поэтому мы его не видим;

чтоб увидеть воздух , его надо поймать;

воздух легче воды ;

воздух есть внутри людей ;

воздух не пахнет и может передавать запахи;

Ребята у меня на подносе лежать смайлики с разными эмоциями. Если вам понравились наши опыты с воздухам, и вы узнали, что-то новое то возьмите смайлик с улыбочкой, а не понравилось и вам было не интересно, возьмите грустного смайлика

Воспитатель :. Карлсон, ты куда исчез? Что ты там делаешь?

Карлсон : Я тут! (дует) . Я надувал воздухом шарики , хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух .

Спасибо, ребята! теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Программное содержание: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом - кляксографией.

Предварительная работа: Беседа: “Живая и неживая природа”, рассматривание иллюстраций в энциклопедии; наблюдения на прогулке за ветром.

Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, краски, бумага, резиновая игрушка, вода в кувшине, 2 пустые бутылки.

Словарная работа: кляксография.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)

В: А сейчас давайте пройдем на ковер и встанем в круг, и поздороваемся друг с другом.

(ИГРА на общение) коммуникация

Встанем рядышком, по кругу,
Скажем “Здравствуйте!” друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем “Привет!” и “Добрый день!”;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!

Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой-то стал грустный, маленький (ответы).

А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Д: - Надо его посильнее надуть.

В: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?

Д: - Воздух.

В: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.

В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе.

В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов)

Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.

В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. Садитесь за столы. (дети садятся)

В: Итак, начнем наши опыты:

Эксперимент № 1 “Как поймать воздух?”

В: - Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нём? (он пуст).

В: Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. (ответы).

Ребята, как вы думаете, можно почувствовать воздух. (Ответы)

В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух можно почувствовать.

В: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)

Эксперимент № 2 “Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой”

В: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).

В: - А давайте проверим!

В: - Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.

В: - Ой, ребята, что это происходит с водой?

Д: Выходят пузырьки.

В: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).

В: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.

А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Потому что воздух легче воды.

Эксперимент № 3 “Имеет ли воздух вес?”

В: Это мы сейчас проверим.

В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины

В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.

Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?

Вывод: Правильно. Потому что воздух легче воды.

Физминутка. “Мыльные пузыри”. У меня для вас есть небольшой сюрприз. (Достаю мыльные пузыри). Что это? Как думаете, что находится внутри пузырей? Давайте немножко поиграем. Я буду надувать пузыри, а вы ловите.

А теперь пройдём в нашу лабораторию. Нас ждут новые открытия.

В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)

Эксперимент № 4 “Слышим воздух”

В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик.

В: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.

В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.

С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик) .

Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой)

В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)

Эксперимент № 5 “УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ”

Что это? Наверное, это волшебные баночки.

В: - Посмотрите, а в них что-нибудь есть? (ответы).

В: - Правильно, воздух, а как он вкусно пахнет, понюхайте чем пахнет?

В: - Действительно, пахнет апельсином.

В: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.

В: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы) .

В: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по-разному (ответы) .

В: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.

В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Вывод : Воздух не имеет запаха.

В: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография.

В: Хотите попробовать?

В: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите вам понравилось проводить опыты (ответы детей)

В: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется “Волшебный шарик”. Мы все встанем в круг и будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.

В: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

В: Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?

Наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными и активными.

Наталья Манякина
Конспект опытно-экспериментальной НОД в старшей группе «Воздух вокруг нас»

Образовательная область основная : Познание.

Интеграция образовательных областей : социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Тип : Интегрированное.

Возраст детей : 5-6 лет, старшая группа .

Формы непосредственной образовательной деятельности : решение проблемной ситуации, речевая ситуация, рассказ, беседа.

Формы организации : подгрупповая .

Программное содержание :

Образовательные задачи.

Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование. Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха .

Развивающие задачи.

Научить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов.

Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, пытливость ума, познавательный интерес.

Ввести в активный словарь детей слова : опыт , воздух перемещается

Воспитательные задачи.

Воспитывать умение договариваться между собой.

Предварительная работа.

Наблюдения за ветром, за качающимися деревьями.

Чтение «Цветик – семицветик» В. Катаев

Просмотр мультипликационных фильмов «Винни – Пух и пчелы» , «Смешарики. Воздух для вдохновения » .

Опыты . «Как увидеть невидимку – воздух » , «Мячик прыгает высоко, потому что в нем много воздуха » , «Почему лопнул шарик» , «Почему всплывает подводная лодка»

Игры с вертушками, флюгером, с мячом, «Ветер дует – лодочка плывет»

Просмотр презентаций «Ветер» .

Оборудование и материалы :

Фартуки, шапочки, стаканы, колбы, лейка, воронка, шарик, пластиковая бутылка, два мандарина, емкости с водой, картинки на тему «Воздух » .

Методические приемы. Игровая мотивация, вопросы к детям, практические действия, контроль, указания, оценка.

Ход НОД

Дети приходят в лабораторию

Воспитатель. Ребята, а хотите мы с вами поиграем в игру, где вы станете сотрудниками научно-исследовательской лаборатории? И как настоящие учёные вместе попытаемся провести интересные опыты .

Теперь давайте решим, кто будет лаборантами? (Проводят опыты и эксперименты , делают выводы) .

Дети. Лаборанты : Вова, Злата, Ваня, Катя.

Воспитатель. Кто будет руководить лабораторией, контролировать работу лаборантов?

Дети. Руководитель лаборатории.

Воспитатель. Можно я буду заместителем руководителя лаборатории. Я буду помогать проводить опыты .

Для проведения опытов мы с вами оденем спецодежду (фартуки, шапочки, бейджики) .

Воспитатель. Уважаемые ученные для чего мы с вами будем проводить опыты ?

Дети – лаборанты. Разгадать загадки природы.

Воспитатель. И для вас у меня загадка (представляю «волшебную коробочку» ). Здесь находится то, без чего нельзя прожить, его мы не видим, его можно только ощущать, что это?

Дети. Воздух .

Воспитатель. Что такое воздух ?

Дети. Это смесь разнообразных невидимых газов.

Воспитатель. Уважаемые лаборанты нам надо провести опыты и узнать все о воздухе , на бейджике указано, за каким столом вы работать. (опознавательные знаки квадраты на столе и бейджике : красный, синий, зеленый, желтый, голубой, оранжевый)

Чтобы провести опыты надо подготовить необходимый материал. Идите к своему рабочему месту и все необходимое приготовьте, что лишнее и не нужное уберите.

Руководитель лаборатории Асиль. О воздухе расскажет лаборант Злата и проведет опыт «Как обнаружить воздух , воздух невидим ».

Лаборант Злата. (рассказывает и проводит опыт ) Я закреплю салфетку ко дну стакана внутри. Переверну стакан отверстием вниз и опущу в воду. Вода полностью закрыла стакан. Аккуратно вынимаю его из воды. Потрогайте салфетку, какая она?

Дети лаборанты. Сухая.

Лаборант Злата. Почему? Потому что в стакане воздух , он не пускает воду. Это можно увидеть. Таким же образом опускаю стакан в воду и медленно наклоняю его. Воздух вылетает из стакана пузырьками.

Вывод : стакан только кажется пустой, на самом деле – в нем воздух . Воздух невидимый . Молодец ты справилась с заданием.

(Каждый опыт проводится за отдельным столом, дети переходят с одного места на другое)

Руководитель лаборатории Асиль. О своих исследования расскажет Вова и докажет, что невидимый воздух легче воды , мы его вдыхаем и выдыхаем. Воздух содержится в различных предметах.

Лаборант Вова. (рассказывает и проводит опыт ) Я выдохну в воду через соломинку. В стакане появились пузырьки. Это воздух . Воздух легче воды , поэтому пузырьки поднимаются вверх. Интересно, есть ли воздух в разных предметах ? Проверим. Это ракушка. Я кладу ее в воду. В воде появляются пузырьки. Это – воздух . Есть ли воздух в сахаре ? Опускаем его в воду. В воде появляются пузырьки. Это воздух выходит из предметов, его вытеснила вода.

Вывод : Нас окружает невидимый воздух , мы его вдыхаем и выдыхаем.

Мы не можем не дышать.

Воздух находится в различных предметах, не имеет вкуса.

Воспитатель. Молодец у тебя поучительный опыт .

Воспитатель. Лаборант Катя расскажет и покажет, о том может ли воздух перемещаться .

Лаборант Катя. Это воронка. Мы уже знаем, что в ней воздух . На воронке сдутый шарик. Я опускаю воронку в воду, вода заполняет воронку, шарик надулся. Воздух переместился из воронки в шарик. Я достаю воронку из воды шарик сдулся, воздух вернулся в воронку .

Воздух может перемещаться , он не имеет формы.

Воспитатель. Молодец ты смогла доказать, воздух перемещается .

Руководитель лаборатории Асиль. Лаборант Ваня покажет опыт «Плавающий мандарин» .

Лаборант Ваня У меня два мандарина один с кожурой, другой без кожуры. Я кладу в воду мандарин с кожурой, он не тонет, плавает. Кладу в воду мандарин без кожуры. Мандарин утонул! Как же так? Два одинаковых мандарина, но один утонул, а второй плавает! Почему? В кожуре мандарина есть много пузырьков воздуха . Они выталкивают мандарин на поверхность воды. Без кожуры мандарин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет.

Мандарин не тонет в воде, потому что в его кожуре есть воздух и он удерживает его на поверхности воды.

Ваня доказал, что мандарин с кожурой не тонет, потому что в кожуре есть воздух , а мы знаем, воздух легче воды .

Воспитатель. Молодец Ваня у тебя интересные исследования.

Воспитатель. Музыкальный опыт нам покажет руководитель нашей лаборатории.

«Почему поют колбы?»

Руководитель лаборатории Асиль. Я наполнила колбы разным количеством воды. Ударяю палочкой о колбу. Каждая колба издает свой звук. Почему так произошло? Когда палочка ударяет о колбу, то воздух в колбе начинает содрогаться, и слышен звук.

В колбах разное количество воздуха , поэтому меняется звук. Воздух не имеет цвета .

Воспитатель. Молодец, у тебя очень интересный и сложный опыт , но ты справилась с этими исследованиями.

Воспитатель. А ещё воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается. Я вам сейчас покажу. Воздушный шарик надеваю на горлышко пластиковой бутылки и опускаю бутылку в горячую воду. Что вы видите?

Дети. Шарик надулся.

Воспитатель. Почему?

Дети. В бутылке находится воздух .

Воспитатель. В бутылке находится воздух , он нагревается, расширяется и наполняет шарик. Ставлю бутылку в холодную воду, что вы видите?

Дети. Шарик сдулся, почему?

Воспитатель. При охлаждении воздух сжимается и шарик сдулся.

Ребята, мы доказали, что воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.

Уважаемые ученые, что мы знаем о воздухе ?

Дети. Воздух не имеет форы , цвета, вкуса, запаха, его не видно, он легче воды. Воздух находится в различных предметах, может перемещаться.

Воздух необходим для жизни человека.

Посмотрите на картинки и скажите, что их объединяет, что общего между ними. Дети. На всех картинках воздух , который выполняет какие то действия.

Наш руководитель лаборатории, Асиль, скажи, тебе понравились опыты лаборантов .

Руководитель лаборатории Асиль. Мне, ребята, очень понравилось работать с вами в лаборатории. Сегодня работали очень хорошие, умные сотрудники. Все умеют договариваться, доброжелательны, справедливо решали возникшие вопросы, очень хорошо планировали свою работу.

Воспитатель. Наблюдайте за миром вокруг , задавайте вопросы и задавайтесь вопросами, экспериментируйте и открывайте законы природы. А сейчас нам пора в группу .