Главная > Учебник

Устойчивая структура умственных способностей индивида называется интеллектом, который проявляется в виде умственной деятельности индивида, стратегии решения проблемных задач, продуктивности умственной деятельности. В начале XX в. французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определение степени умственных способностей индивида посредством специальных тестов, выявляющих базовые структуры интеллекта, – коэффициент интеллектуальности (JQ); высший уровень интеллекта равен 180 баллам, низший – 130. Мышление в сочетании с воображением обеспечивает высоковероятностное моделирование развития событий, обеспечивает опережающее отражение действительности.

4. Воображение – генерирование новых образов в качестве ожидаемых результатов деятельности, программ поведения, а также образов, возникающих на основе описания; образы воображения замещают информационные пробелы; воображение обеспечивает предвосхищение (антиципацию) событий.

5.Мнемические процессы (от греч. mneme – память) – процессы запечатления, сохранения, воспроизведения и забывания ранее воспринятого материала; различаются виды памяти (образная, логическая, слуховая, эмоциональная), системы памяти (сенсорная, кратковременная, оперативная и долговременная) и типы памяти (индивидуально-типологические особенности памяти, обусловленные особенностями направленности памяти, ведущей ролью отдельных ее видов, быстротой, объемом и прочностью запоминания); различаются также формы памяти – произвольная и непроизвольная с присущими им специфическими закономерностями.

К регуляционным психическим процессам относятся волевые и эмоциональные процессы, которые обеспечивают сознательное поведение и спонтанно-импульсивные поведенческие реакции (см. "Воля" и "Эмоции").

ПСИХИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ – комплекс медико-психологических средств, направленных на восстановление или коррекцию нарушенных психических функций, личностного статуса травмированного индивида.

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ – состояние психического благополучия, обеспечивающее адекватную психическую саморегуляцию индивида (соответствие субъективных психических образов действительности, психических реакций внешним раздражителям, их объективному значению, адаптированность в межличностном взаимодействии, способность к рациональному целеполаганию и целеустремленным действиям, приверженность базовым социальным ценностям).

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ – временное, текущее своеобразие психической деятельности индивида, обусловленное предметом и условиями его деятельности, отношением к этой деятельности. Различаются мотивационные, волевые, эмоциональные состояния, а также состояния, связанные с различным уровнем организованности сознания (оптимальный уровень сознания, состояние утомленности, переутомленности и запредельного торможения).

ПСИХОГЕНЕТИКА – область психологии, пограничная с генетикой, изучающая генезис (происхождение) психологических особенностей индивида, взаимосвязь генотипа и среды его формирования.

ПСИХОГЕНИИ – расстройства психики в результате психических травм (психические срывы).

ПСИХОДЕЛИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – изменения сознания, вызванные психофармакологическими веществами, нередко приводящие к личностным сдвигам, глубоким перестройкам мотивационной сферы.

ПСИХОДИАГНОСТИКА – область психологии, разрабатывающая методы и процедуры выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

ПСИХОЗ – глубокое, патологическое нарушение психики.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ – субъективное определение временных отношений между личностно значимыми событиями, субъективные особенности оценки времени.

ПСИХОЛОГИЯ – наука об общих закономерностях развития и функционирования психики и индивидуально-типологических особенностях ее проявления, наука об общих закономерностях взаимодействия человека со средой.

ПСИХОПАТИИ – патология характера, препятствующая адекватной адаптации индивида в социальной среде.

ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – направленность полового влечения и предпочитаемые способы его реализации.

ПСИХОСЕМАНТИКА – область психологии, изучающая генезис, структуру и функционирование индивидуальной системы значений, моделирующая категориальную структуру индивидуального сознания (семантическое пространство личности).

ПСИХОСОМАТИКА – область медицинской психологии, изучающая влияние психических факторов на возникновение и течение соматических заболеваний.

ПСИХОТЕРАПИЯ ГРУППОВАЯ – использование психотерапевтических средств для оптимизации межличностных отношений в группе, приемов релаксации – психологической разгрузки.

ПСИХОТРОПНЫЕ СРЕДСТВА – химические соединения и природные продукты, влияющие на изменение психики: успокаивающие (аминазин, седуксен и др.), стимулирующие активность (кофеин, фенамин и др.), дезорганизующие и т. п.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ – наука, изучающая психические явления в их единстве с нейрофизиологическими процессами.

РАССУДОК – функция интеллекта (ума), обеспечивающая приспособление индивида к типичным ситуациям, решение им утилитарных задач, функционирование ума в пределах имеющегося опыта и знаний. Выход за пределы знаний и формирование новых понятий осуществляется разумом. Рассудок и разум – понятия, отграничивающие различные функции единого интеллекта – умственных возможностей индивида.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ – защитный механизм самосокрытия истинных мотивов поведения субъекта, непроизвольная маскировка мотивов, обеспечивающая комфортное психическое состояние индивида, внутренний диалог в пользу идеального "Я", уход от переживания вины и стыда, ретроспективный анализ субъектом своего поведения, приписывание ему оправдательных мотивов.

РЕГРЕССИЯ ПОВЕДЕНИЯ – разновидность психологической защиты путем возвращения к более ранним и менее сложным типам поведения, уход от трудностей реальной ситуации (возможна мотивационная, смысловая, целевая, операциональная регрессия).

РЕЛАКСАЦИЯ – уменьшение напряжения, расслабление. (Произвольное расслабление может быть вызвано принятием удобной спокойной позы, расслаблением мышц, представлением идиллических картин.)

РЕМИНИСЦЕНЦИЯ – более полное и точное воспроизведение сохраненного в памяти материала по сравнению с его первичным воспроизведением.

РЕФЛЕКСИЯ – самопознание субъектом своих психических состояний и состояний других людей (размышление за другого), процесс зеркального многократного взаимоотражения субъектов общения.

РЕЦЕПЦИЯ – трансформация энергии внешнего воздействия в нервный процесс возбуждения.

РИГИДНОСТЬ – негибкость, пониженная способность к изменению ранее сформированной программы, жесткость, неизменяемость ранее занятой позиции. Различаются когнитивная ригидность (трудность перестройки восприятия и представления в измененных условиях), аффективная ригидность (косность эмоциональных откликов) и мотивационная ригидность.

РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ – социальная функция личности, ее соответствие определенным институцианализированным требованиям, социальным ожиданиям, модель поведения, объективно заданная положением личности в обществе. Будучи формально-стереотипной, социальная роль выполняется индивидуальным стилем.

САМОРЕГУЛЯЦИЯ – целесообразная самоорганизация поведения. формирование значимых целей, учет условий деятельности, реализация последовательной программы действий, ориентация на объективные критерии успешности деятельности, объективная оценка реально достигаемых результатов.

САМОСОЗНАНИЕ – представление индивида о своих взаимосвязях со средой, концептуальное самоотражение своего "Я", установки в отношении самого себя, осознание своей социальной значимости и социальной ответственности, личностный уровень притязаний, оценка своих возможностей, моделирование своего идеального "Я", стремление к идеальному представлению себя в сознании других людей.

СЕНЗИТИВНОСТЬ – повышенная чувствительность индивида к затрагивающим его событиям, повышенная тревожность, ксенофобия (боязнь нововведений), акцентуация характера в направлении комплекса неполноценности.

СЕНСИБИЛИЗАЦИЯ – повышение сенсорной чувствительности в результате упражнений, приобретения опыта, ожидания значимого сигнала. Компенсаторная сенсибилизация – повышение чувствительности некоторых анализаторов при повреждении других анализаторов.

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ – продолжительное лишение сенсорных впечатлений, вызывающее состояние апатии и депрессии.

СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ – первая и вторая, сенсорная (чувственная) и знаковая (словесно-понятийная).

СИЛА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ – предел работоспособности центральной нервной системы.

СОВЕСТЬ – способность личности осуществлять нравственный самоконтроль.

СОВМЕСТИМОСТЬ МЕЖЛИЧНОСТНАЯ – взаиморасположение партнеров по ощущению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве и взаимодополнительности) их психических качеств, ценностных ориентации и способов деятельности, высокий уровень взаимопонимания, взаимоуважения и симпатии. Особое значение приобретает в экстремальных условиях жизнедеятельности.

СОЗНАНИЕ – высшая форма психики, присущая человеку, характеризующаяся категориально-ценностным отражением действительности.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ – процесс становления социальных качеств личности, интернализация (присвоение) ею социальных ценностей (значений), норм и образцов поведения, присущих данному обществу. Осуществляется в процессе целенаправленного (обучение и воспитание) и стихийного воздействия.

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая закономерности поведения и деятельности людей в условиях социального взаимодействия, психологические особенности жизнедеятельности организованных и неорганизованных социальных общностей.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – способность индивида взаимодействовать с окружающими его людьми, умение ориентироваться в социальной обстановке, адекватно отражать психические особенности и состояния других людей, выбирать оптимальные способы общения с ними, способность к социальной коммуникации.

СОЦИОГРАММА – графическое изображение математически обработанных результатов, полученных с помощью социометрического теста при исследовании межличностных отношений в малой группе (отображение взаимных симпатий и антипатий между различными членами группы).

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая людей с отклоняющимся психическим развитием: психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология).

СПОСОБНОСТИ – индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности. Различаются общие и специальные способности, элементарные и сложные. Развитие способностей базируется на природных психофизиологических особенностях индивида – его задатках. Задатки многозначны, возможно их компенсаторное взаимозамещение.

СТЕРЕОТИП СОЦИАЛЬНЫЙ – устойчивый упрощенный образ социального объекта, тенденция к наделению сходными характеристиками всех членов одной социальной группы, негативные установки в отношении чужих групп.

СТРАСТЬ – сильное и очень стойкое чувство приверженности к какому-либо объекту, слияние волевых и эмоциональных компонентов психической регуляции, движущая сила как низменных, так и великих дел.

СТРАХ – острая негативная эмоция, возникающая в обстановке угрозы биологическому или социальному благополучию индивида, имеет различные степени интенсивности: опасение, боязнь, испуг, ужас (аффект). В случае неопределенности источника опасности возникают состояние тревоги, воображение неблагополучного развития событий, беспредметный страх, побуждающий к повышенной ориентировке в среде. Повышенная тревожность дезорганизует психическую деятельность. Страх, достигающий силы аффекта (ужас, паника), способен навязать биологические стереотипы поведения (оцепенение, бегство, повышенная агрессивность). Многие проявления страха социально обусловлены (страх осуждения, потери престижа, социальной изоляции). Повышенная склонность к страху – явление дезадаптивное. В ряде случаев необходимы подавление страха, проявление самообладания, подчинение себя волевым самоприказам.

СТРЕСС – конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение в острой, опасной ситуации, первоначально вызывающей шоковое состояние, а затем состояние резистентности – максимальной мобилизации усилий для выхода из этой ситуации Различается стресс физиологический и психологический. Последний подразделяется на информационный (информационные перегрузки) и эмоциональный с тремя разновидностями реакций (импульсивной, тормозной и диффузной). Стресс может быть мобилизующим (австресс) и демобилизующим (дистресс).

СТЫД – эмоция, возникающая у социализированной личности в результате несоответствия ее поведения социальным нормам, разделяемым самим индивидом, переживается как острое самообвинение. Стремление к избежанию этого состояния – мощный стимул к социально одобряемому поведению. Люди имеют разные пороги стыда – от повышенной стыдливости до бесстыдства, что обусловлено их ценностными ориентациями, уровнем самоконтроля, отношением к данному социальному окружению. Стыд – фундаментальная социальная эмоция – чувство, лежащее в основе внутреннего социального самоконтроля личности.

ТЕМПЕРАМЕНТ – характеристика индивида с точки зрения динамики протекания его психической деятельности – скорости и интенсивности реакций, эмоциональных и энергетических особенностей поведения, невротизма, интровертизма-экстравертизма.

ТОЛПА – бесструктурное, социально неорганизованное множество людей, связанных между собой общей направленностью сознания на один и тот же объект и сходным эмоциональным состоянием, распространяющимся по механизму психического заражения. Поведение людей в условиях толпы отличается примитивностью, резким снижением самоконтроля, возрастанием чувства безнаказанности и вседозволенности, возрастанием агрессивных побуждений.

УСТАНОВКА – готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для данной личности ситуациях. Различаются смысловые, операциональные и другие виды установок.

ФАСИЛИТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ – облегчение совершения определенных действий в присутствии других людей (в том числе криминальных действий в условиях преступной группы).

ФРУСТРАЦИЯ – конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживание крупной неудачи. Устойчивость к фрустраторам, перенесению трудностей называется толерантностью.

ХАРАКТЕР – совокупность устойчивых ценностно-ориентационных и поведенческих качеств личности, тип поведения личности.

ЭВРИСТИКА – теория и практика организации познавательного поиска в информационно дефицитных исходных ситуациях.

ЭКСПРЕССИЯ – выразительность, сила внешнего проявления чувств (в мимике, пантомимике, интонациях и жестах).

ЭКСТРАВЕРСИЯ – ИНТРОВЕРСИЯ – характеристика индивидуально-психологических особенностей в зависимости от направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления собственного субъективного мира.

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ – отрасль психологии, изучающая психологические закономерности жизни и деятельности человека в крайне усложненных условиях (пребывание в труднодоступных районах, в космических полетах, подводных плаваниях, длительных экспедициях, высокогорье, подземелье, "в условиях длительной изоляции и сенсорной деревации). При этом возникают психические феномены, связанные с изменением информационной системы саморегуляции, деформациями личностных отношений. Монотония, ограниченность личностно значимой информации повышает нервно-психическую напряженность индивида, увеличивает фактор риска в его поведении, информационная истощенность партнеров по общению ведет к возрастанию внутригрупповых конфликтов. Исследования в области экстремальной психологии позволяют совершенствовать психологический отбор и психологическую подготовку в необычных условиях.

ЭМОЦИИ – импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значимости воспринимаемого им явления, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением потребностей субъекта. Эмоции связаны с вегетативными реакциями, уровнем энергетического обеспечения различных экстренно-адаптивных ("аварийных") действий.

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ – свойство индивида, характеризующее преимущественное содержание, качество и динамику его эмоциональных состояний. Содержательный аспект эмоций определяет круг объектов, имеющих для индивида повышенную эмоциональную значимость. Качественные особенности эмоциональности свидетельствуют о преобладании в жизнедеятельности индивида положительных или отрицательных эмоций. К динамическим особенностям эмоциональности относятся особенности их возникновения, протекания и прекращения, их экспрессия. По совокупности эмоциональных особенностей индивида устанавливается его эмоциональный тип.

ЭМПАТИЯ – способность к постижению эмоционального состояния другого человека, эмоциональная рефлексивность индивида. Полное отсутствие эмпатии – эмоциональная тупость – одна из предпосылок жестоких насильственных преступлений.

ЭФФЕКТ ОРЕОЛА – общее оценочное впечатление о человеке в зависимости от его социального статуса в условиях дефицита информации о нем, доминирование первого впечатления о человеке при последующем взаимодействии с ним.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ – прикладная отрасль психологии, исследующая проявление и использование общих психических механизмов и закономерностей в сфере отношений, регулируемых правом. Интенсивное развитие юридической психологии началось в конце XIX в. в связи с развитием экспериментальной психологии. Первоначально основное внимание было направлено на психологию криминального поведения, особенности формирования свидетельских показаний, способы диагностики причастности к преступлению, ложности показаний, приемы допроса, направленные на преодоление противодействия допрашиваемых лиц. В такого рода исследования включились известные юристы и психологи – Г. Гросс, А. Ф. Кони, А. Бине, В. Штерн, К. Юнг, М. Вертгаймер и др. Возникла и стала расширяться проблема психологии юридической деятельности профессионального отбора юристов. Осознавались специфические юридические проблемы, требующие судебно-психологической экспертизы (Л. Е. Владимиров), необходимость типологизации преступного поведения (М. Н. Гернет, А. С. Тагер и др.), психологического анализа следов преступления – следового аффекта (А. Р. Лурия). Развитие юридической психологии в нашей стране было свернуто в начале 30-х годов. И только с середины 60-х годов началось ее восстановление. В составе НИИ прокуратуры был открыт отдел психологии, а в учебные планы юридических вузов был включен курс "Общая и юридическая психология". В настоящее время юридическая психология становится разветвленной научно-прикладной дисциплиной, состоящей из ряда разделов. В ее состав входит правовая, гражданско-правовая, криминальная, судебная и пенитенциарная психология. Особое направление юридической психологии образует судебно-психологическая экспертиза. (См.: Еникеев М. И. Общая и юридическая психология. Ч. II. М., 1996; его же. Структура и система категорий юридической психологии. Дисс. д-ра психол. наук. 1996).

Я-КОНЦЕПЦИЯ – концептуальная система представлений индивида о самом себе, образ собственного Я, определяющий отношение индивида к самому себе и другим людям, самосознание индивида.

ЛИТЕРАТУРА

Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.

Артамонов И. Д. Иллюзии зрения. М., 1968.

Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. М., 1982.

Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.

Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1988.

Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса: М., 1968.

Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.

Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

Асмолов А. Г. Деятельность и установка. М., 1979.

Ama-Мурабова Ф. А. Развивающийся мозг: системный анализ. М., 1980.

Басин В. Ф. Проблема бессознательного. М., 1968.

Бернштейн Н. А. О построении движения. М., 1947.

Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Г. В. Методика многостороннего исследования личности. М., 1987.

Берн Э. Игры, в которые играют люди. Перев. с англ. Л., 1992.

Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

Бодалев А. А. Психология личности. М., 1988.

Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний. М., 1986.

Бородкцн Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт! Новосибирск, 1989.

Братусъ Б. С. Аномалии личности. М., 1988.

Брунер Д..С. Психология познания. Перев. с англ. М., 1977.

Вацуро Э. Г. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. М., 1955.

Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984.

Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1988.

Ветров А. А. Семиотика и ее основные проблемы. М., 1968.

Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

Вулъдридж Д. Механизмы мозга. Перев. с англ. М., 1965.

Выготский Л. С. Мышление и речь. М., 1934.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. М., 1991.

Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М., 1931.

Гельфанд С. А. Слух. М., 1984.

Гельгорн Э., Луфборроу Д. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966.

Глезер В. Д. Зрение и мышление. М., 1985.

Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х частях. Перев. с англ. М-., 1992.

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

Гранит Р. Основы регуляции движений. Перев. с англ. М., 1973.

Грегори Р. Д. Глаз и мозг. М., 1970.

Гримарк Л. П. Резервы человеческой психики. М., 1989.

Грушин Б. А. Мир мнений и мнения в мире. М., 1967.

Дерябин В. С. Чувства, влечения, эмоции. М., 1975.

Де Шарден П. Т. Феномен человека. Перев. с англ. М., 1987.

Джордж Ф. Мозг как вычислительная машина. М., 1963.

Додоное Б. И. В мире эмоций. Киев, 1987.

Еникеев М. И. Социальная психология. М., 1981.

Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996.

Еникеев Щ.. И. Общая и юридическая психология. М., 1996.

Зейгарник Б. В. Патология мышления. М., 1962.

Иваницкий А. М. и др. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. М., 1984.

Изард К. Е. Эмоции человека. Перев. с англ. М., 1980.

Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии. Владимир, 1970.

Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности. М., 1967.

Кассиль Г. Н. Наука о боли. М., 1969.

Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.

Клацки Р. Память человека. Структура и процессы. Перев. с англ. М., 1978.

Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.

Ковалев А. Г. Психология личности. М., 1970.

Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. Перев. с польск. М., 1979.

Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 1976.

Кон И. С. Социология личности. М., 1967.

Кон И. С. Введение в сексологию. 1988.

Кричевский Л. Р., Дубровская Е. М. Психология малой группы. М., 1991.

Кулюткин Ю. Н. Информационная характеристика эвристик. Материалы III съезда общества психологов. М., 1968.

Левитов Н. Д. Психические состояния человека. М., 1964.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1989.

Леонтъев А. Н. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1983.

Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.

Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М., 1960.

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Перев. с англ. М., 1974.

Ломов Б. Ф. Человек и техника. М., 1966.

Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства. М., 1985.

Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.

Лазурский А. Ф. Очерки науки о характерах. М., 1995.

Марр Д. Зрение. М., 1987.

Мерлин В. С. Очерк теории темперамента. М., 1964.

Мелъбурда Е. Я. Я-МЫ-ТЫ. Психологические возможности улучшения общения. М., 1986.

Миллер Д. и др. Планы и структура поведения. М., 1964.

Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. Перев. с франц. М.,1966.

Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1960. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева и В.В. Столина. М., 1987.

Небылицин В. Д. Избранные.психологические труды. М., 1990.

Пиз А. Язык жестов. Перев. с англ. Воронеж, 1992.

Петухов В. В. Психология мышления. М., 1987.

Платонов К. К. Вопросы психологии труда. М., 1970.

Поршнев В. Ф. Социальная психология и история. М., 1966.

Поршнев В. Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

Прангишвили А. С. Исследование по психологии установки. Тбилиси, 1967.

Прибрам К. Языки мозга. Перев. с англ. М., 1975.

Протасеня П. Ф. Происхождение сознания и его особенности. Минск, 1959.

Проблемы сознания. Материалы симпозиума. М., 1966. Психология воздействия (проблемы теории и практики) / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1989.

Робер М. А., Тилъман Ф. Психология индивида и группы. М., 1988.

Розет И. М. Психология фантазии. Минск, 1977.

Русалов В. М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2-х частях. М., 1989.

Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. М., 1962.

Селъе Г. Стресс без дистресса. М., 1982.

Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М., 1966.

Сеченов И. М. Избранные философские и психологические сочинения. М., 1948.

Симонов П. В. Мотивированный мозг. М., 1987.

Соколов Е. Н. Механизмы памяти. М., 1969.

Соколов А. Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1969.

Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.

Тамар Г. Основы сенсорной физиологии. Перев. с англ. М., 1976.

Теплов Б. М. Избранные труды. В 2-х т. М., 1985.

Тихомиров О. К. Психология мышления. М., 1984.

Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966. ,

Уолтер Г. Живой мозг. Перев. с англ. М., 1966.

Урсул А. Д. Природа информации. М., 1968.

Флоринская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.

Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. М., 1991.

Финк Д. Вычислительные машины и человеческий разум. М., 1967.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. 1, 2. М., 1966.

Харрис Т. Я хороший, ТЫ хороший. Перев. с англ. М., 1993.

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986.

Китайский народ всегда славился своим суеверием и серьезным отношениям к легендам и общепринятым традициям. Особенно это касается магии чисел, которую с древних времен уважают и даже слегка побаиваются, ведь ею можно управлять жизнью людей. Цифра 4 в Китае считается самой страшной. Благодаря такому отношению китайцев возник даже специальный термин «терафобия» — боязнь цифры 4.

В чем же причина такой боязни? Все просто. Суть в том, что цифра 4 в Китае звучит приблизительно также как слово «смерть». Четыре — 四 Sì, смерть — 死亡 Sǐwáng.

Даже различное написание и тон произношения не смогли уберечь цифру от такой ее печальной участи.

Чтобы стало более понятно, для китайцев четверка значит то же самое, что для нас число 13. Это дьявольское число, которое приносит сплошные неприятности и беды. Кстати, в плохое значение числа 13 в Китае не верят, однако в знак солидарности с европейскими туристами, китайцы также стараются не часто использовать это число.

Паника и страх, который сеет своим присутствием цифра 4 в Китае среди местного населения, привели к тому, что Правительству страны пришлось прибегнуть к изъятию этой цифры из всеобщего оборота. Приехав в Китай и поселившись в гостинице, вы не сможете найти в ней ни этажа, ни номера, подписанным цифрой четыре. Чаще всего персонал использует замену буквой F или же просто этаж или номер, который следует четвертым по порядку, подписывают пятым. Также применяется и подпись 3 «а».

Однозначно это делают не все, есть и лифты с цифрой 4, и этажи и номера домов, но самые суеверные все же стараются помнить о значении цифры 4. Совсем недавно в одном из отелей Китая мне пришлось на три раза пройди ооочень длинный коридор, разыскивая свой номер с цифрой «2034». Его просто не оказалось, за 2032 шел сразу 2036 (четная сторона).

Многие знают историю о том, что существовавшая больница под номером 4 чуть ли не прекратила свою деятельность, потому что пациенты отказывались проходить в ней лечение, объясняя свою позицию тем, что, соглашаясь переступить порог больницы с «опасным» номером, заведомо обрекали себя на смерть. В связи с этим больницу пришлось в срочном порядке переименовывать.

Несчастная цифра 4 в Китае, в конце концов, привела к тому, что в стране запретили и выдачу автомобильных номеров, содержащих эту магическую цифру. Дело в том, что почти все автомобилисты, кому «посчастливилось» получить регистрационный номер с четверкой отказывались его получать, напуганные тем, что могут в лучшем случае попасть в аварию на таком транспортном средстве или вообще погибнуть. Даже не смотря на всю бумажную волокиту, пересмотр оформления документов, неразбериху в регистрационных службах и огромные очереди там же, цифра 4 в Китае стала запрещенной.

Кстати, участь «несчастного» и «избегаемого» числа настигла не только четверку, но и все остальные сложные числа, которые ее содержат. Например, 14, 24, 54, 742 и т.п.

Как бы там ни было, как бы многим не хотелось верить в китайские древние суеверия, но статистику не обманешь. А говорит она о том, что чаще всего смертельные случаи в Китае происходят именно четвертого числа. Такие данные предоставляют американские социологи, проанализировав данные про смертность китайцев, проживающих на территории США. Суеверие это или выдумка? Вопрос остается открытым, однако статистика – наука точная, поэтому понять китайцев, которые со страхом относятся к цифре 4, очень даже можно.

Хотя даже не смотря на такие печальные данные, многие современные китайцы остаются хладнокровными по отношению к магической четверке. Даже учитывая тот факт, что в основе китайской нумерологии лежит даосизм – традиция, проверенная временем.

Добавлю еще то, что цифра 4 в Китае может иметь и положительное значение. Например, число 48 в дословном переводе звучит, как «смертельные деньги», однако обозначает «огромное богатство», которое заработано честным усердным трудом.

Верить в это суеверие или нет, это ваше лично дело, от себя добавлю, что наукой это явление не объясняется никак.

Если вы хотите знать больше о традициях и культуре Китая, быте и суевериях, и параллельно изучать китайский язык (или даже получить высшее образование), предлагаем ознакомиться с возможностями получения по программам длительных языковых курсов, бакалавриата и магистратуры.

Глава 1. Язык и логика §1. A. Арифметика десятичных дробей. B. Геометрическая линия в учебнике математики Петерсона Л.Г. Глава 2. Арифметика §3. Признаки делимости §4. Задачи по новой теме для работы в классе. Математика 6 класс (часть 3). Структура учебника. Математика 6 класс (часть 2). Понятие дроби §2. Математические выражения (запись, чтение и составление, значение выражения). §2.

«Римская система счисления» - Числовые обозначения в Древнем Риме напоминали первый способ греческой нумерации. Цель работы: Когда счёт шёл десятками, то нарисовав 9 палочек,десятой из перечёркивали. Правила записи чисел. Спорят учёные и о происхождении других римских чисел. Выполнила ученица 6 «Б» класса Фролова Анастасия. Обозначение чисел. Запись означала 10 сотен тысяч,то есть миллион. Римская система счисления.

«Урок Отрицательные числа» - На островах Тихого океана живут черепахи- гиганты. Может ли модуль какого-нибудь числа быть отрицательным числом? - 0,15 - 1000,7 - 24,3 -1,2 569 0 - 3,08 11,6. -10. III. I. II. Фламинго. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. - 42 + 18 = - 3, 91 + 3,91 = 15,3 + (- 2,3)= 12 – (-2) = 31 – 12 = - 48 – 23 = - 6,1 + 6,1 + 0 = 15 – 20 = - 25 – (- 5) = - 102,08 – 0 =. 4. Сформулируйте правило сложения отрицательных чисел. Какое из двух отрицательных чисел считают большим, чем другое?

«Математика 6 класс Отношения» - Аристотель. Собор "Нотредам де Пари" в Париже, Франция. Пропорция. Чем занимаются математики, как не порядком и отношением? Урок математики в 6 классе. Какие вы знаете величины, являющиеся отношением двух других величин? Отношение. Ешонтоние. Египтяне использовали золотое сечение при строительстве пирамид. А и т – крайние члены пропорции в и п - средние члены пропорции. 13 декабря Классная работа Пропорция. Что называют отношением двух чисел?

«Числа в жизни человека» - Успеваемость учащихся. Число 3 – символ живого мира. Везёт ли вам в дружбе? Как вы оцениваете своё поведение в школе? Любите ли вы ходить в школу? Часто ли у вас бывают конфликты с товарищами в классе, школе? МОУ Худоеланская ООШ ТАИНСТВЕННЫЙ МИР ЧИСЕЛ. Ваш любимый предмет? Цель: Определить степень влияния чисел на жизнь человека. Является одним из священных чисел. Язычники в пятницу 13 числа устраивали ритуалы, на которых поклонялись богине Луны.

«Задачи на отношения» - Глава IV: Отношения вокруг нас. Задача №4: укажите равные отношения. 2способ: алгебраический Пусть х –коэффициент пропорциональности чисел. Математические отношения. Общество использует отношение, общество использует математику. 1) 2:5 2) 7: 16 3)14: 35 4)21:48 5)20:50. А) 28:108 б) 506: 34 в) 4: 88 г) 801:225 д) 15: 560 е)125: 275. Каждый человек рождается внутренне не свободным. Задача №1: Укажите выражения, которые являются отношениями.

Тетрафобия (от греческой τετράς- тетра, «четыре» и φόβος- Фобоса, «страх») является боязньюю числа 4. Это суеверие, наиболее распространенное в странах Восточной Азии.

Китайское «четыре» (四, пиньинь: sì, Jyutping: сеи 3), звучит очень похоже на слово «смерть» (死, пиньинь: sǐ, Jyutping: сеи 2), во многих диалектах китайского. Точно так же китайско-японское, китайско-корейское и китайско-вьетнамское четыре, ши (し, джапанийцы) и са (사, корейцы) звучат одинаково или идентично смерти на каждом языке.

Особая осторожность может быть предпринята во избежание появления или напоминания о номере 4 в повседневной жизни, особенно во время праздничных каникул или когда член семьи болен. Упоминание числа 4 вокруг нездорового родственника сильно избегается. Дать четыре из чего-то очень не рекомендуется. Лифты в азиатских кварталах часто пропускают 4-й или любой этаж, номер которого содержит цифру «4» (14, 24 и т. Д.). Военные самолеты и корабли также избегают числа 4 (например, южнокорейского и тайваньского флотов) из-за его крайне негативных коннотаций смерти.

Аналогично 14, 24, 42 и т. д. следует избегать из-за присутствия цифры 4 в этих числах. В данных странах такие номера этажей часто пропускаются в зданиях начиная от гостиниц и офисов, заканчивая квартирами и больницами. Столы №4, 14, 24, 42 и т. д. часто пропускаются в свадебных ужинах или других общественных мероприятиях в этих странах. Во многих жилых комплексах строительные блоки 4, 14, 24 и т. д. либо опускаются, либо заменяются на 3А, 13А и 23А. Избегание числа 4 практикуется в азиатских больницах. Tetraphobia может диктовать цены на недвижимость. Четыре удалили из названий улиц окрестностей, в результате чего дома стали более прибыльными. Точно так же здания с несколькими четверками могут пострадать от снижения цен до 30 000-50 000 долларов. Цифру также избегают в телефонных, идентификационных и других номерах, в том числе безопасности, визитных карточках, адресах и считается серьезным, поскольку они лично привязаны к человеку. Предоставление такого числа для азиатских лиц считается чрезвычайно оскорбительным и даже основанием для привлечения правоохранительных органов или возмездия. Это все из-за того, что оно легко воспринимается как угроза смерти и использовалось как таковое бандами, организованными преступными группами и убийцами.

Тетрафобия намного превосходит трискадекафобию (западные суеверия по поводу 13). Это даже пронизывает деловой мир в этих регионах Азии.

Наречие Небесной Империи - это тональный язык со сравнительно малым числом разрешенных слогов, что приводит к исключительно большому количеству фонетической двусмысленности. Многие из цифр являются звуковыми омонимами или близкими омофонами других слов и поэтому приобрели суеверные значения. Китайцы избегают телефонных номеров и адресов с четверками, особенно когда они объединены с другой цифрой, которая меняет смысл. Пример: «94» можно интерпретировать как мертвое в течение длительного времени.

Китайская Народная Республика делает бесплатное пользование числом 4 во многих военных обозначениях для оборудований Народно-освободительной армии, с примерами, включая Dongfeng-4 МБР, 094 атомная подводная лодка и 054A Фрегат, хотя практика запуска аэробусов с 5 способствует предположению, что они избегают стартовой цифры 4 для обозначения самолетов, так как Соединенные Штаты сторонятся использования номера 13 в таком контексте. В отличие от этого, военно-морские силы Китайской Республики (Тайвань) и Южной Кореи воздерживаются от использования 4 при назначении номера вымпелов на свои корабли.

В то время как в мандариновых регионах Китая 14 и 74 считаются более неудачными, чем 4 отдельно, поскольку 14 звучит так: «хочет или собирается умереть» (要死) и 74, как «обязательно уйдет в мир иной» или «скончается от гнева» (氣死).

Когда Пекин не получил заявку на проведение Олимпиады 2000 года, было высказано предположение, что причина, по которой Китай не проводил тендер на следующие игры в 2004 г., объясняется непопулярностью числа 4 в стране. Вместо этого, город ждал еще четыре года и в конечном счёте провел Олимпийские игры 2008, а восьмерка - счастливое число в китайской культуре.

В Гонконге

В этом городе некоторые апартаменты, такие как Vista Paradiso и The Arch, пропускают все этажи от 40 до 49, что составляет всего 40. Непосредственно над 39-м уровнем находится 50-й, который многих, кто не знает о тетрафобии вводит в заблуждение, полагая, что некоторые ярусы отсутствуют. Боязнь не является основной причиной, а скорее предлогом иметь квартиры на более высоком уровне, что повышает цену, потому они в гонконгских апартаментах обычно дороже. Для кантонских ораторов 14 и 24 считается более неудачливым, чем 4 отдельно, поскольку 14 (sahp sei) звучит как «обязательно скончается», и 24 (yih sei) произносится как «легко умереть».

В тех случаях, когда восточно-азиатская и западная культуры смешиваются, скажем, в Гонконге, в некоторых зданиях можно пропустить как 13-й, так и 14-й этажи, в результате чего двенадцатый предшествует пятнадцатому вместе со всеми остальными четырьмя. Таким образом, здание с сотней уровней фактически имеет всего семьдесят девять.

В Тайване

В этом государстве, не использующем номера домов, заканчивающиеся на 4, забывают иногда пропускать их на противоположной стороне, что часто приводит к тому, что два края улицы становятся все более синхронизированными по мере продвижения.

Из-за значительного населения и влияния китайской культуры, в данном регионе 4 также считается неудачным.

В зданиях Малайзии и Сингапура, где люди Небесной Империи имеют значительную долю в населении, где 25% малайзийцев и 75% сингапурцев являются китайцами, цифра 4 иногда пропущена.

Сингапурский оператор общественного транспорта SBS Transit опустил номерные знаки для нескольких своих машин, число которых заканчивается на «4», из-за этого, если транспорт зарегистрирован как SBS *** 3 *, SBS *** 4 * опускается и следующий оформленный автобус будет SBS *** 5 *. Обратите внимание, что это относится только к определенным из них, а не ко всем, и что конечная звездочка является буквой контрольной суммы, а не числом. Например, если машина зарегистрирована как SBS7533J, SBS7534G исключается, и следующая, подлежащая регистрации, будет SBS7535D.

Сингапурский оператор общественного транспорта SMRT опустил «4» в качестве первой цифры серийного номера вагонов поезда, а также услуги службы ночного видения SMRT Buses.

Кроме того, станция Samudera LRT была закрыта до 2017 года, поскольку код означает омоним «смерти». Платформа между Hillview и Beauty World также пропустила номер, который является центральной линией MRT.

Во Вьетнаме, китайско-вьетнамское «четыре» (TU) используется больше в формальном контексте, чем в повседневной жизни и ее произносимый звук явно отличается от слова «смерть» (TU). Chu Nom «BON» эквивалентно «TU» часто используется, поэтому число 4 трудно избежать. Несмотря на это, в прошлом вьетнамский народ нередко называл своих малышей «tư» или «tứ», что означает «четвертый ребенок, рожденный в семье».

В Южной Корее

Здесь тетрафобия менее экстремальна, номер 4 звучит как «смерть» и «умер» (사), и почти всегда пропускается в больницах, похоронных залах и подобных общественных зданиях. В других домах четвертый этаж иногда обозначается как «F» (четыре) вместо «4» в лифтах. Номера квартир, содержащие несколько вхождений числа 4 (например, 404), вероятно, устранятся до такой степени, что на стоимость имущества будет оказано неблагоприятное воздействие. Национальная железная дорога, Korail, оставила номер тягача 4444 при нумерации локомотивного класса с 4401 года. Некоторые из этих комбинаций считались более неудачными, чем отдельные 4, 14 звучит как «Время быть покойником»,간», 44 как «Умер» (사 망 및 사 망자).

В Стране восходящего солнца многие жилые дома и автостоянки пропускают 4. Отдельные гостиницы исключают 13-й этаж, похожий на некоторые западные отели. Существует также много словесных выражений, таких как 14 «Jūshi» - «Хватит смерти» (十 死), 24 или «ниши» - «двойная кончина» (ニ 死), 42 или шини - «гибель»(死 に), 43 или «шизан», известно как «мертворождение» (死産), 45 или «шиго» - «после успения»(死後). 9 также пропускается, особенно в больницах из-за звука «ку», связанного со словом «страдать» (「苦 し む」«курушиму»). Другой пример: 43 + 4 = 47 shizan shi Shuraudo, что означает «мертвый саван усопшего» (死産 死 被 い). Число 49 считается особенно неудачным, поскольку оно вызывает воспоминания о фразе «Страдать до смерти» (「死 Малый Пёсまで苦しむ」« Ши Nu сделал ку rushimu»).

В Канаде

В Ричмонд-Хилл, Онтарио, запретили номер четыре в домах в июне 2013 года; разработчики недвижимости в Ванкувере отказались от числа новых зданий до октября 2015, когда город запретил использование непоследовательных схем нумерации.

Примеры

Nokia

Программная платформа Symbian, применяемая финской телекоммуникационной компанией на своей Series 60, позволяет избежать выпусков начиная с 4, как когда это было EPOC и принадлежало Psion (отсутствовал Series 4 и 4-й выпуск S60).

Они сделали это «как вежливый жест азиатским клиентам».

Аналогичным образом, фирма не производила никаких продуктов под серией 4xxx, хотя некоторые из других товаров этого бренда содержат номер 4, такой как платформа Series 40 и Nokia 3410.

SaskTel

Когда региональный код 306 приближался к исчерпанию в 2011 году, Канадская комиссия по радио и телевидению первоначально предложила, чтобы новый код области составлял 474. Однако представители SaskTel попросили вместо этого изменить его на 699, чтобы избежать отрицательной коннотации 4 в азиатских культурах. 639 был впоследствии одобрен в качестве нового шифра района.

OnePlus

Этот китайский производитель выбрал назвать модель своего смартфона 3 и 3Т 5, избегая номер 4.

Исследование

British Medical Journal сообщают, что изучали статистику смертности в Соединенных Штатах в течение 25 лет. Они обнаружили, что в четвертый день месяца у азиатских людей на 13% процентов больше шансов умереть от сердечной недостаточности. В Калифорнии у восточных людей было на 27 % больше шансов умереть от сердечного приступа в этот день. Цель исследования заключалась в том, чтобы выяснить, действительно ли психологический стресс, вызванный верой в это суеверие, может породить смертельные сердечные приступы и другие фатальные инциденты.