Куренкова Наталья

[email protected]

Аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин
юридического факультета Владимирского Государственного Педагогического Университета

Особенности преподавания правовых дисциплин в вузе (на примере новой отрасли права – «Информационного права»).

Необходимо отметить, что бурные темпы развития науки и технологии, прежде всего информационные технологии, ставят задачу подготовки специалистов, обладающих наряду с глубокими узкоспециальными знаниями также и методологической подготовкой широкого профиля, получаемой на базе особых образовательных программ, индивидуальном выборе учебного маршрута, интенсивной учебной и научно-исследовательской работе. На передний план выступают новые требования - информационное образование, интегрированное с интенсивной научно-исследовательской деятельностью, тесная связь вузовских исследований с обучением.

В связи с этим мне хотелось бы уделить внимание двум блокам проблем преподавания правовых дисциплин.

Первый блок проблем связан с общими особенностями преподавания правовых дисциплин. Исследования последних десятилетий двадцатого века в области педагогики высшей школы показали, что в учебный процесс привлекалось больше специалистов без педагогического опыта из той или иной области специальной правовой деятельности. Как правило, большинство из них не имели педагогического образования и не владели методикой преподавания учебной дисциплины и, как следствие, осуществляли свою преподавательскую деятельность на ситуативно-практическом уровне. И лишь немногие из таких преподавателей обладали собственным творческим стилем деятельности и на этой основе способны были качественно осуществлять управление не только реализацией определенных задач учебного процесса, но и оказывать влияние на воспитательную составляющую обучающихся. Ситуация, когда на преподавательскую работу в вуз приходят специалисты, проявляющие себя в той или иной научной либо практической деятельности, сохраняется и по сей день.

Особенно это характерно для сферы юридического образования. Здесь основную массу преподавателей правовых дисциплин на юридических факультетах в вузах составляют либо выпускники аспирантуры этих факультетов, т. е. те, кто с первых дней пребывания в вузе находился в атмосфере вузовского обучения, либо специалисты-юристы, заработавшие свой авторитет вне стен учебного заведения. Соответственно, главным критерием при отборе для работы в качестве преподавателя вуза - являются практический опыт по специальности либо научные успехи в юриспруденции.

В то же время педагогические способности, а уж тем более методические умения и навыки, как правило, в расчет не берутся. Безусловно, специфика профессии юриста предполагает наличие у претендентов педагогических умений. Однако отсутствие элементарных педагогических знаний у профессиональных юристов на преподавательском поприще приводит к тому, что эффективность занятий порой бывает невысока. Проблема заключается еще им в том, что в юридической высшей школе нет системы проверки на профессиональную пригодность специалистов в этой сфере. Да и методикой правовых дисциплин как таковой в высшей школе практически никто из юристов-преподавателей не занимается. Отрывочные рекомендации, представленные в отдельных учебниках, учебных пособиях и методичках по юридическим курсам, редкие статьи по единичным проблемам преподавания правовых дисциплин - вот примерно то, чем располагает сегодня методика юридического обучения в высшей школе.

Отчасти новый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по юриспруденции пытается решать эти вопросы за счет системы двухступенчатой образовательной программы (направление 52.14.00. юриспруденция). Только в структуре бакалавр-магистр учебный план предполагает изучение студентами курса "Методика преподавания юриспруденции в высшей школе", формирование и развитие у будущих магистров юриспруденции педагогических умений и навыков. Учитывая потребности высшего юридического образования в педагогических кадрах в МПГУ в рамках специальности 02.11.00 - юриспруденция в учебный план как вузовский компонент введена учебная программа "Методика преподавания правовых дисциплин". Особенностью курса является не только компактная теоретическая дидактическая подготовка будущих юристов по проблемам преподавания правовых курсов в высшей школе, но и практическая реализация полученных знаний.

Таким образом можно констатировать, что для сведения к минимуму педагогических экспромтов в практике преподавания правовых дисциплин и переходу на путь предварительного проектирования учебного занятия и последующего воспроизведения этого проекта в учебной аудитории необходимо определить место методики преподавания правовых дисциплин как научной педагогической дисциплины.

Второй блок проблем видится в особенностях преподавания нового и еще не в каждом вузе включенного в учебную программу предмета - «Информационное право» и соответственно, становление информационного права как новой отрасли права.
Важно отметить, что еще два года назад велись активные дискуссии о учебном статусе «Информационного права». Эта дисциплина вызывала возражения у некоторых юристов и чиновников от образования. Нет такой области права, говорили они. Термин «информационное право» действительно нельзя пока считать устоявшимся и общепринятым. И все же его уже употребляют – «Яндекс», например, находит более ста его упоминаний. Считается, что информационная составляющая есть во всех отношениях, возникающих между людьми, а значит, информационное право охватывает вообще всю сферу права. Действительно, тема информационного права необозрима и без такой расширительной трактовки. Она складывается из десятков направлений, каждому из которых можно было бы посвятить монографию.
Вот почему, научное сообщество столь горячо откликнулось на приглашение Кафедры правовой информатики МГЮА и Кафедры ЮНЕСКО по авторскому праву и другим отраслям права интеллектуальной собственности при ИМПЭ им. Грибоедова принять участие в круглом столе "Актуальные проблемы информационного права".
Информационное право еще только формируется. Более того, представления ученых-правоведов о его основных характеристиках столь различны, что очевидно: речь идет не о естественном расхождении во взглядах на один и тот же предмет, а о разных предметах, единственная схожесть которых заключена в применении по отношению к ним общего термина – "информационное право".
Разумеется, подобная ситуация вполне естественна в условиях первоначального накопления научного знания. Но реальные потребности вузовской науки в формировании правовой основы информационного общества диктуют необходимость скорейшего прохождения этой фазы. Принципиально важно синхронизировать прогресс информационных и коммуникационных технологий с развитием правовых и этических регуляторов, применимых к отношениям в информационной среде.

Была сделана попытка - включить дисциплину информационное право в теорию и историю или в структуру конституционного права. Эти предложения не прошли, как и первое предложение о включении в структуру административного права. Ни один из этих вариантов относительно информационного права воспринят не был. Аргументация "против" заключалась в том, что нет специалистов, и, что это - не самостоятельная отрасль права. Она не имеет четко обозначенного предмета, а главное - своего метода. С этим согласиться нельзя. В октябре 2001 г. приказом Миннауки России в структуру правовых специальностей включено информационное право. Отныне специальность 12.00.14 в разделе «Правовые науки» включает «Административное право», «Финансовое право», «Информационное право». Этого могло не произойти, если бы не развивалась так определенно нормативная основа данной отрасли, не было бы доказано практикой, что настала пора сформировать новую научную дисциплину.

Как следствие появления новой научно-правовой отрасли вытекает проблема подготовки преподавательских кадров и специалистов для высшей школы. Современный информационно-технологический прогресс в этой области уже сегодня остро ставит на повестку дня проблему воспитания информационной культуры будущего специалиста. Решать ее призван компетентный педагог вуза.

Правовое образования в области информационных правоотношений требует от современного преподавателя не только постоянной работы над своим профессиональным уровнем, и владения современными обучающими средствами, но и мастерского владения методологией ведения учебного процесса, касающегося стремительно развивающихся новейших информационно-правовых отношений.

Путями, которые могут помочь частично решить, или хотя бы уменьшить данные проблемы являются безусловное и необходимое обновление знаний преподавателей, особенно в информационно-правовой сфере по вопросам методологии и технологии процесса обучения. Возможны формы проведения конференций, в том числе интернет-конференций и форумов, а также разработки методических пособий и других способов повышения квалификации.
Мы действительно находимся в самом начале пути и должны учитывать, что в современных условиях происходит передислокация предметов отношений, которые вызывают новые правоотношения. Я только перечислю, с чего мы начинали: было компьютерное право, затем во главу угла поставили информацию и информационные ресурсы, сегодня мы говорим об информационных и телекоммуникационных системах, и уже ставим вопрос об информационно-кибернетических системах, об информационно-управляющих системах. Весь этот конгломерат рано или поздно вызовет большие изменения в структуре предметов правового внимания и в перестройке предметных областей целого ряда отраслей права. Специалисты призваны наблюдать за этим процессом и пытаться находить для этого обоснования или противодействия. И конечно задача вузовской науки - готовить грамотных и заинтересованных специалистов в этой новой для юриспруденции области.

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИСПРУДЕНЦИИ В ВУЗЕ

С.А. Морозова, профессор кафедры теории права и гражданско-правового образования Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, кандидат педагогических наук

Статья посвящена современным проблемам методики преподавания юриспруденции. Рассматривается сущность понятия «методика преподавания юриспруденции», обращается внимание на необходимость научных исследований в области методики преподавания юриспруденции в вузе и специальной подготовки преподавателей юридических дисциплин, как важнейшего условия модернизации юридического образования.

Ключевые слова: юридическое образование, юриспруденция, методика преподавания юриспруденции, преподаватель юридических дисциплин, модернизация юридического образования.

Методика преподавания юриспруденции преследует цели, содержание, организацию, методы преподавания и оценивания правовых знаний, профессиональных умений и навыков, обусловленные общими целями и задачами юридического образования. Одной из проблем методологического характера методики преподавания юриспруденции является понимание сущности самого понятия «методика преподавания юриспруденции», соотношение методики и юриспруденции. Как известно, термин «методика» буквально переводится как «способ». Это может быть способ познания, способ

исследования или способ осуществления деятельности.

Первый исходный тезис предлагаемого понимания обозначенной проблемы состоит в том, что методика сущностное, универсальное явление, атрибут жизнедеятельности человеческого существа. Таково философское понимание понятия «методика». Философы под методикой понимают конкретные приемы, средства получения и обработки фактического материала , т. е. методика - это знание, полученное эмпирическим путем. Тем не менее, методика признается областью научного познания, процесса получе-

ния субъектом сведений, новых для его объективированного опыта, субъективного опыта, доступно выраженного для восприятия другими людьми, при условии, что исследуется теоретический уровень закономерностей осуществления деятельности, доминирующие идеи, принципы, категории, осмысливается методология самой методики, методы научного познания, с помощью которых приобретается и обосновывается новое знание в науке.

В свою очередь методы познания могут быть классифицированы по конкретным областям исследования . Это дает нам право выделить методы познания в области юриспруденции, которые конкретизируются в методике, и сформулировать следующий тезис, представленный суждением: «методика - составная часть юриспруденции». В данном контексте термин «юриспруденция» используется в смысле «юридическая наука», как система обобщенных специальных знаний о праве.

Каждый вид деятельности обладает методическим уровнем, которому присущи такие характеристики как осмысленность, целесообразность, детерминированность целями, процедур-ность. Всеми этими характеристиками обладает и деятельность юристов. В юридической деятельности четко прослеживается методический аспект. Например, очень часто сами правовые акты принимают форму методических рекомендаций и инструкций. Дополняя образное суждение Н.М. Азарки-на о значении юриспруденции, можно сказать, что юриспруденция как правовое искусство всегда реали-зовывала путь в юридический мир, в

котором методика и есть способ следования этим путем. Речь идет и о таком аспекте методики как учение о методах преподавания науки юриспруденции. В данном случае методика преподавания юриспруденции как область научного знания может рассматриваться специфической составной самостоятельной частью юридической науки. В этом качестве методика преподавания юриспруденции может быть отнесена к прикладным юридическим наукам, подобно юридической психологии или статистике.

Следует отметить, что это весьма значимая прикладная отрасль юриспруденции. Без всякого сомнения, методика преподавания юриспруденции - это своеобразный мостик от теории к практике и, наоборот, от правовых знаний, дидактически адаптированных, к юридической науке. В этом смысле методику преподавания юриспруденции можно рассматривать как специфический фактор развития самой юридической науки. Эффективность юридического образования во многом зависит от современного развития юридической науки в целом, так методика преподавания свое главное содержание получает путем рассмотрения юриспруденции и права как предмета преподавания. Она ставит своей целью научить эффективным способам передачи обучающимся системы научных юридических знаний и профессиональных умений и навыков. Таким образом, в процессе учебно-методической деятельности юрист получает возможность воспроизводить себе подобных. Таково предназначение профессионального юридического образования.

Тем не менее, проблемам методики преподавания юридических дисциплин в вузе пока не уделяется должного внимания. В определенном смысле это связано с отсутствием у такой отрасли научного знания как методика преподавания юриспруденции официального статуса. Сегодня нет возможности защищать диссертации по методическим проблемам, а следовательно, нет и желающих серьезно заниматься исследованием в этой области.

В результате наука топчется на месте из-за отсутствия научных исследований в области методики преподавания юриспруденции. Практически каждый, кто пишет статьи, касающиеся проблем вузовского преподавания, отмечает, что процесс реформирования, модернизирования юридического образования идет трудно. Автор одной из публикаций образно оценивая сложившуюся ситуацию приводит слова Н.С. Хрущева: «Визга много, щетины мало» , имея ввиду, что очень много говорится о качестве подготовки юристов и ничего не делается для решения проблем юридического образования.

Ряд серьезных проблем выявлен прежде всего в практике преподавания юридических дисциплин в вузе. Многие из них связаны в первую очередь с ключевой фигурой юридического образования - преподавателем юридических дисциплин, посредником между научным знанием и теми, кто хочет его усвоить.

Отечественная традиция подготовки вузовских преподавателей сводится к тому, что вначале будущий преподаватель осваивает предметную область, защищает или не защищает кандидатс-

кую диссертацию и далее, если он работает преподавателем юридических дисциплин, то такой специалист следует предписанию «знай свой предмет и излагай его понятно». Как известно, студента-юриста педагогической деятельности не обучают, поэтому юрист, став вузовским преподавателем, начинает воспроизводить деятельность своих бывших преподавателей, как подражая хорошему, так и повторяя их ошибки . Такой преподаватель уверен, что фундаментальная подготовка, полученная некогда им в студенческие годы, успешно заменяет всякие «методики» .

Никто не сомневается в профессиональной компетентности таких преподавателей, особенно если они совмещают работу в вузе с практической деятельностью юриста. Однако эти преподаватели обычно сами не очень задумываются о том, как они научились тому, что знают и умеют, но еще меньше они знают о том, как научить всему, что сами знают, кого-то другого, какие методические приемы формы и средства для этого следует использовать. Опыт работы в системе повышения квалификации показывает, что даже если такой преподаватель вдруг заинтересуется современными дидактическими технологиями, то в лучшем случае он воспроизведет занятие по детальным методическим рекомендациям. Однако необходимость самостоятельно отобрать учебное содержание применительно к предложенной методической форме вызывает, как правило, значительные затруднения. Такому преподавателю не хватает профессиональных умений, которые приобретаются в процессе изу-

чения именно методики преподавания юриспруденции.

Это актуализирует проблему изучения, систематизации, обобщения и обнародования того бесценного опыта обучения тех, кто будет учить правовым дисциплинам других, накопленный российскими педагогическими вузами. Например, в магистратуре РГПУ им. А.И. Герцена уже несколько лет изучается курс методики преподавания юриспруденции в высшей школе с последующей педагогической практикой на базе соответствующего вуза. Актуальность методических знаний обусловлена тем, что в среде самих вузовских специалистов сегодня наблюдается явный интерес к методике преподавания юриспруденции. Этот интерес вызван вполне объективными причинами, например, потерей преемственности в организации и содержании учебного процесса в школе и в вузе. В результате вузовский преподаватель растерялся, особенно тот, кто имеет значительный опыт преподавательской деятельности. Его ожидания, что студент-первокурсник обладает определенными основами правовых знаний, общеучебными умениями, мотивацией учения, как это было до сих пор, не оправдываются. Что делать с таким студентом, как его учить, вузовский преподаватель не знает. Естественно, что у него возникает потребность в овладении школьной методикой преподавания права. Зачисление абитуриентов в вузы на основе ЕГЭ только усугубляет проблему. До сих пор можно было иметь неясное представление о достоинствах и недостатках первокурсника, потому что, как правило, студент был мотивирован на обучение

именно в том вузе, который он избрал, профессионально ориентирован на юридическую деятельность.

От преподавателя требовалось создать условия для профессиональной адаптации своих студентов уже на конкретную юридическую специальность, помочь им осознать, какие именно личностные характеристики обеспечивают карьерный рост, например, в качестве прокурора, а какие в качестве адвоката, или наоборот. Сегодня первокурсник не всегда четко и ясно видит себя в профессии. Зачастую из бесед со студентами выясняется, что определенная часть тех, кто поступил на юридический факультет, руководствовалась при выборе профессиональной деятельности такими мотивами как деньги и тщеславие.

Следовательно, современный преподаватель должен теперь, прежде всего, уметь решать на своих занятиях проблему мотивации учебно-познавательной деятельности

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст

ЛАТУШКИН М.А. - 2011 г.

  • Методологические особенности преподавания дисциплин эколого-правового и природоресурсового профиля в магистратуре

    ЧИКИЛЬДИНА А.Ю. - 2013 г.

  • Преподавание криминалистики

    Криминалистика (от латинского criminalis - преступный, относящийся к преступлению) – самостоятельная научная отрасль знаний о закономерностях механизма преступления, возникновения информации о преступлении и его участниках, сбора, исследования, оценки и использования доказательств.

    Криминалистика тесно связана с криминологией, логикой, уголовным и уголовно-процессуальным правом, философией.

    Данная дисциплина имеет немаловажное значение в системе юридических наук, а познание её основ позволяет будущему специалисту владеть информацией о тактических приемах производства процессуальных действий; форме организации и методике расследования отдельных видов преступлений; структуре заключения эксперта; порядке оформления результатов исследований и экспертиз и др.

    При проведении семинаров и практических занятий студент может:

    Получить информацию об использовании информационно-поисковых систем криминалистической регистрации;

    Овладеть методиками предварительного изучения объектов, имеющих значение для административных, гражданских и уголовных дел, с целью получения информации;

    Научиться использовать технико-криминалистические методы и средства собирания объектов, имеющих значение по административным, гражданским и уголовным делам;

    Научиться назначению судебных экспертиз, давать оценку и применять результаты исследований.

    Лекционные занятия в обязательном порядке включают демонстрацию слайдов с информацией и изображениями современных устройств, применяемых экспертами-криминалистами. Такой подход особенно удобен, учитывая, что не каждое высшее учебное заведение владеет современными криминалистическими аппаратами и преподавателями-специалистами в данной области.К тому же не каждый ВУЗ имеет свою криминалистическую лабораторию, оснащенную современными технологиями. Семинарские занятия желательно проводить по отдельности для студентов каждой группы. На практических занятиях особенно полезно проведение лабораторных работ.

    На первых семинарских занятиях, как правило, посвященных теоретическим познаниям, возможно проведение коллоквиума по таким темам как: "Этапы развития отечественной криминалистики", "Задачи криминалистики". Что касается более "практических" тем ("Идентификационные признаки", "Виды и стадии криминалистической идентификации", "Классификация технико-криминалистических средств"), то здесь оптимально проведение дискуссий, диспутов, круглых столов.

    При изучении тематических разделов "Баллистика", "Дактилоскопия" и "Трасология" можно проводить лабораторные работы, а в ходе семинаров по "Фотопортретной экспертизе" при наличии компьютеров для каждого студента давать задания по составлению портрета: так студенты хорошо усваивают правила описания признаков внешности, заставляют активно работать мышление. При недостаточном количестве компьютеров на каждого студента возможно создать парные группы, один из которых займется составлением портрета, а другой по врученной ему фотографии (изображению) попытается описать внешние признаки личности, при этом не предъявляя изображение "эксперту". Так оба задействованных студента, вынужденные работать в паре, оба будут стремиться к одной цели: отображение наиболее правильного портрета описываемого лица; такой способ дает возможность активного обучения всех студентов – и тех, кто занимается описанием, и тех, кто прилагает усилия к составлению портрета.



    Преподавание криминологии

    Криминология (от латинского crime - "преступление" и греческого logos - "учение") – это самостоятельная, междисциплинарная, социально-правовая общетеоретическая и прикладная наука, исследующая преступность как социальное явление, её предупреждение, причины и условия, личность преступника.

    В криминологии используются следующие общенаучные методы познания:

    Восхождение от абстрактного к конкретному;

    Гипотеза;

    Динамический и статистический методы;

    Исторический метод;

    Системно-структурный анализ;

    Сравнение.

    Кроме того, подлежат применению конкретно-социологические методы:

    Изучение документов;

    Опросы в форме анкетирования (индивидуального и группового) и интервью;

    Наблюдение;

    Эксперимент.

    Используются следующие специальные научные методы:

    Анализ молекул ДНК;

    Анализ крови, физиологических жидкостей и выделений;

    Биохимический и химический анализ;

    Качественный и количественный анализ;

    Методы масс-спектрометрии, хроматографии, ядерного-магнитного резонанса и др.

    Практические занятия проводятся в целях закрепления теоретических положений, рассмотренных в лекционном курсе и изученных студентами в ходе самостоятельной работы. На практических занятиях студенты должны научиться работать с нормативной документацией и выявить практические навыки использования правовых актов и технических норм, регламентирующих деятельность органов государственного управления, исполнительной власти. Среди особых методов преподавания можно выделить модерирование (деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей студента и его способностей).

    В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации, обмена мнениями, суждениями и подводящего студента к принятию решения за счет реализации внутренних возможностей.

    Модерирование нацелено на раскрытие внутреннего потенциала студента, помогает выявить скрытые возможности и нереализованные умения.

    Основными методами работы преподавателя-модератора являются методы, которые побуждают студента к деятельности и активизируют их; выявляют существующие у них проблемы и ожидания; организовывают процесс участия в дискуссии; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.

    Преподаватель-модератор выступает посредником, который устанавливает отношения между студентами. К каждому практическому занятию целесообразно выдавать список литературы и нормативных документов, а также вопросы для самоконтроля.

    Преподавание судебной медицины

    Судебная медицина - наука, использующая медицинские и биологические знания, применяющаяся в юриспруденции с целью правосудия.

    Это самостоятельная медицинская наука, имеющая свои методы исследования.

    Студент в процессе обучения на юридическом факультете должен знать о том, что существует большое количество проводимых в России в связи с расследованием административных, гражданских и уголовных дел судебно-медицинских экспертиз, и в науке предлагается расширить их перечень.

    В настоящее время можно говорить о следующих используемых видах судебно-медицинских экспертиз:

    Живых лиц;

    Гистологическая;

    Биологическая;

    Трасологическая;

    Антропологическая;

    Баллистическая;

    Химическая;

    Биохимическая;

    Медицинской деятельности.

    Лекции по судебной медицине могут сопровождаться демонстрацией слайдов, так как данный курс более специфичен по сравнению с иными юридическими дисциплинами, содержит большой объем информации,а знания в этой области необходимы для раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

    По изучению данного курса студенты приобретают довольно широкие навыки и умения: правильное применение полученных знаний о возможностях судебной медицины позволяют будущему специалисту свободно ориентироваться в этой сфере и разбираться в многочисленных профессиональных тонкостях.

    На практических занятиях представляется вполне целесообразным ознакомить студентов с образцами следующих документов:

    Протокол осмотра места происшествия;

    Протокол осмотра трупа;

    Постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы;

    Постановление о назначении повторной (дополнительной) судебно-медицинской экспертизы;

    Направление на судебно-медицинское исследование трупа и др.

    Методика преподавания судебной психиатрии

    Судебная психиатрия – медицинская наука, которая находится на стыке медицины и юриспруденции и служит правосудию, устанавливая психическое состояние подэкспертных с целью определения их возможности нести ответственность за свои действия (или бездействия), а также их способность правильно воспринимать происходящие события и совершать гражданские акты. Судебная психиатрия как предмет в высшем учебном заведении изучается в основном на лекционных и семинарских (практических) занятиях, в ходе которых студент и приобретает необходимые ему в последующем знания, навыки и умения.

    Что касается приобретенных компетенций, то среди них можно отметить следующие: студент должен знать правила назначения и проведения судебно-психиатрической экспертизы; правовое и медицинское значение установления невменяемости у лиц, совершивших общественно опасные деяния.

    Относительно правил назначения и проведения экспертизы – студент должен знать основания назначения экспертизы в рамках административного, гражданского и уголовного судопроизводства.

    Оптимальный и наиболее эффективный вариант для проведения семинарских занятий – разъяснение студенту правил составления постановления о назначении судебно-психиатрической экспертизы в рамках расследования уголовного дела, содержащей информацию об обстоятельствах совершенного преступления и основания (причины) направления лица на проведение такого мероприятия.

    Важным является разъяснение преподавателем о постановке вопросов эксперту (экспертам).

    Например, в постановлении можно поставить перед экспертом следующие вопросы:

    Страдал ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) в момент совершения преступления каким-либо душевным заболеванием и если да, то каким именно?

    Лишало ли это душевное заболевание способности (указываются фамилия, имя, отчество лица) отдавать отчет своим действиям и руководить ими?

    Страдает ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) каким-либо душевным заболеванием в настоящее время и если да, то каким именно?

    Нуждается ли (указываются фамилия, имя, отчество лица) в применении мер медицинского характера и каких именно?

    Необходимо объяснить студенту, что от правильности постановки вопросов эксперту в большинстве случаев зависит исход уголовного дела, поскольку в случае признания лица (подозреваемого, обвиняемого) невменяемым преступление не признается таковым, а лицо, совершившее его, не будет признано преступником.

    Студенту надлежит разъяснить моменты, касающиеся использования нормативной базы, в которую кроме Уголовно-процессуального кодекса РФ (ст. 79), входят также иные документы различных государственных органов:

    Закон Российской Федерации от 02 июля 1992 года № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании";

    Федеральный закон от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации";

    Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

    Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07 апреля 2011 года № 6 "О практике применения судами принудительных мер медицинского характера";

    Кассационное определение Московского городского суда от 30 мая 2012 года по делу № 22-6814;

    Кассационное определение Суда Ненецкого автономного округа от 08 ноября 2012 года по делу № 22К-69/2012;

    Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 мая 2005 года № 370 "Об утверждении Инструкции об организации производства судебно-психиатрических экспертиз в отделениях судебно-психиатрической экспертизы государственных психиатрических учреждений".

    Преподавание судебной экспертизы

    Судебная экспертиза как наука и преподаваемая в высшей школе учебная дисциплина связана с иными дисциплинами – криминалистикой, логикой, математикой, психологией, судебной медициной, этикой.

    Судебная экспертиза - процессуальное действие, проводимое на основе использования современных научных и технических достижений, в целях получения заключения сведущего лица по вопросам, связанным с установлением обстоятельств, составляющих предмет доказывания.

    Судебная экспертиза как наука стоит на пороге юриспруденции, а также значительного количества иных дисциплин самых различных направлений.

    Студенты, изучающие судебную экспертизу, должны иметь представление о значении и содержании конкретных видов экспертиз, логику и психологию выводов, заключений и мышления эксперта, методику и стадии экспертных исследований, предмет, объекты, задачи и цели экспертиз, причины экспертных ошибок, их последствия и методы предупреждения.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Назовите основные методы изучения конституционного права.

    2. Перечислите основные характеристики вводной лекции по административному праву.

    3. Что представляет собой контрольно-обучающий семинар по уголовному праву?

    4. В чем заключаются особенности преподавания экологического права?

    5. Существуют ли различия в методике преподавания международного публичного и международного частного права?

    6. В чем заключаются особенности методики преподавания специальных юридических дисциплин?

    7. Какие общенаучные методы познания используются в криминологии?

    Список литературы

    Основная литература

    1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. Ростов н/Д: "Феникс", 1999. – 416 с.

    2. Беляева И.М., Галюкова М.И. Методика преподавания уголовного права: учебное пособие. Челябинск, 2011. – 92 с.

    3. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 2003.

    4. Уман А.И., Федорова М.А. Проблемы развития дидактических систем. Монография. Орел, 2012. – 193 с.

    Дополнительная литература

    1. Дистанционный образовательный процесс: сущность, структура, особенности организации: учебное пособие / Е.Л. Сырцова, О.В. Токмаков; Федеральное агентство по образованию, Вятский гос. гуманитарный ун-т. Киров: Изд-во Вятского гос. гуманитарного ун-та, 2009.

    2. Еременко В.И. Активные и интерактивные методы обучения юриспруденции: монография. Барнаул, 2012. – 192 с.

    3. Кирьякова А.В., Каргапольцева Н.А., Ольховая Т.А., Смирных Е.В. Технология "дебаты" в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие. Оренбург, 2011.- 119 с.

    4. Лагунова М.В., Юрченко Т.В. Организация учебно-познавательной деятельности студентов с применением технологий электронного обучения. Монография. Н.Новгород: НГПУ, 2012. – 158 с.

    5. Лекция как активный метод обучения. Методические рекомендации // Подгот. В.П. Чихачевым. Киев: О-во "Знание" УССР, 1990.

    6. Образовательная функция лекции / В.Е. Панасовский. М.: Знание, 1982.

    7. Плоцкая О.А., Иванова Ж.Б., Князев А.И. Инновационное преподавание юридических дисциплин в вузе: активные и интерактивные формы проведения занятий: учебное пособие. Сыктывкар, 2012. – 92 с.

    8. Полемика - диспут - дискуссия / С.А. Минеева. М.: Знание, 1990.

    9. Техники ведения беседы / Аня фон Канитц; пер. с нем. О. Е. Ефимцевой. Москва: ОМЕГА-Л: Smart book, 2008.

    Выходные данные сборника:

    МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

    Герман Елена Сергеевна

    канд. юрид. наук, доцент Новосибирского военного института

    внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, РФ, г. Новосибирск

    TECHNIQUE OF TEACHING LEGAL DISCIPLINES IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION: PROBLEMS AND PROSPECTS

    German Elena

    candidate of law sciences, the associate professor of Novosibirsk Military Institute of internal forces by the general Jakovlev MVD (MIA) of Russia, Russia, Novosibirsk

    АННОТАЦИЯ

    В статье рассматриваются проблемные вопросы инновационных технологий преподавания юридических дисциплин в вузе, определяются основные перспективы развития образовательных методик на ближайшее десятилетие.

    ABSTRACT

    In this article are considered problematic issues innovative technologies teaching legal disciplines in a higher education institution, the main prospects of development of educational techniques for the next decade are defined.

    Ключевые слова: компетентностностный подход; инновационные образовательные технологии; лекция; семинар.

    Keywords : competening approach; innovative educational technologies; lecture; seminar.

    Одним из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, установленного статьей 3 федерального закона «Об образовании» является принцип «создания благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе».

    Указанный принцип, во многом объясняет причину «европеизации» государственной политики Российской Федерации в сфере высшего профессионального образования, ориентированности отечественной образовательной системы на интеграцию в мировую систему высшего образования.

    Профилирующими направлениями государственной политики в сфере высшего профессионального образования становятся переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения, реализация современных информационных технологий, развитие системы дистанционного обучения, интерактивные методы обучения, формирование единого информационного пространства посредством развития федеральных и региональных компьютерных сетей и т. д.

    Заявленное направление изменений ориентиров российской системы образования связано с трансформацией образовательного процесса с подхода, основанного на знаниях, на подход, ориентированный на результат образовательного процесса, где вместо знакомых всем знаний, умений и навыков на первый план были выдвинуты компетенции, а следовательно и «компетентностный подход».

    Что касается форм и методов получения высшего профессионального образования, то они должны быть направлены на формирование в стенах вуза личности нового инновационного типа, ориентированной на современные идеи, ценности, принципы.

    Наше образование, по мнению исследователей, «должно стать соответствующим инновационной модели развития российской экономики, и отвечать требованиям глобальной конкуренции на рынках инноваций, труда и образования. Это стратегический выбор России в ответ на вызовы современного общества, определяющие такие требования. Новая модель образования предполагает, что учреждения профессионального образования всех уровней становятся частью национальной инновационной системы, выполняя ещё и свои традиционные функции - социализации, формирования личности (сегодня - это формирование инновационной личности), воспитания гражданских чувств.

    В этой связи педагоги высшей школы активно перенаправляют деятельность учащихся с заучивания информации на приобретение опыта самостоятельной работы ее грамотного добывания и использования, на развитие инициативы самой личности.

    Качественная юридическая подготовка юристов является важным звеном в обеспечении правопорядка в государстве и гарантией защиты неотчуждаемых прав и свобод. Достижение высокого профессионального уровня выпускников юридических вузов, в последние годы, прочно связывается с внедрением в учебный процесс инновационных педагогических технологий.

    Главным механизмом в деле формирования компетентностного подхода и личности инновационного типа, по мнению большинства исследователей в этой области, должны стать методы активного и интерактивного обучения. Указанная методология должна развить у обучающихся умение анализировать конкретные практические ситуации, принимать решения, добиваться поставленной цели.

    Все существующие интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Рассматриваемая методика кардинально меняет роль педагога в образовательном процессе. Преподаватель при таком подходе не выступает основным источником новой информации: он выполняет направляющую, организующую функцию, функцию помощника в работе.

    Интерактивное обучение, полагают его сторонники «формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам».

    К интерактивным формам обучения исследователи традиционно относят: проблемную лекцию (преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает (проблемные ситуации и вовлекает студентов в их анализ), лекцию-провокацию (лекцию с запланированными ошибками), бинарная лекция (работу двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих как между собой, так и с аудиторией), лекцию-визуализацию (передача преподавателем информации студентам сопровождается показом различных рисунков, структурно-логических схем, опорных конспектов, диаграмм и т. п.),лекцию «пресс-конференцию» (преподаватель просит студентов письменно в течение 2-3 минут задать ему интересующий каждого из них вопрос по объявленной теме лекции. Далее преподаватель в течение 3-5 минут систематизирует эти вопросы по их содержанию и начинает читать лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание), лекция-диалог (содержание подается через серию вопросов, на которые студенты должны отвечать непосредственно в ходе лекции).

    Инновационная направленность педагогической деятельности обусловлена различными обстоятельствами: происходящими социально-экономическими преобразованиями, усилением требований к качеству подготовки юристов; «встраиванием» отечественного образования в европейские и общемировые образовательные процессы, наконец, поиском новых технологий в образовательном процессе.

    В последние годы на кафедрах, преподающих юридические дисциплины из элементов инновационных технологий стали широко внедряться контролирующие и обучающие программы, дистанционное обучение, ролевые и деловые игры, бинарная лекция, лекция-провокация, презентации сообщений и другие технологии.

    Безусловными положительными моментами применения данных технологий являются: вовлечение в активное изучение дисциплины максимального количества обучаемых; позволяет определить уровень усвоения изученного материала; прививает и закрепляет навыки общения с высокими информационными технологиями, навыки работы с которыми столь необходимы современному юристу высокой квалификации .

    При этом следует иметь ввиду, что возможность внедрения инноваций в массовый опыт означает их относительную универсальность и воспроизводимость в учебных процессах разных вузов.

    Однако, применение указанных технологий имеет ряд недостатков: снижает вербальную активность обучаемых, что негативно сказывается на качестве подготовки специалиста; использование отдельных элементов инноваций изолированно от других (например тестовая система) в полной мере не дают целостной картины усвоения материала. «...Мы должны сообща отрабатывать те методики, которые мировой опыт позволяет адаптировать к потребностям и условиям нашего Отечества. Старое правило: учиться нужно у всех, копировать нельзя никого. Копирование бессмысленно и бесплодно, а мы, к сожалению, именно этим последнее время и грешим» .

    Использование компъютерных технологий в подготовке и проведении занятий (электронные учебники, электронные учебные пособия) значительно совершенствуют работу преподавателя, при этом делая процесс усвоения слушателями учебного материала увлекательным, доступным, наглядным.

    Основная проблема использования компьютерных технологий - недостаточная материально-техническая база во многих высших учебных заведениях (в том числе в филиалах), слабый уровень подготовки профессорско-преподавательского состава к использованию в обучении компьютерных технологий, нежелание перестраивать традиционную методику преподавания в вузе и т. д.

    Остановимся более подробно на такой инновационной образовательной технологии как дистанционного обучения.

    Использование методики дистанционного обучения, при всей своей прогрессивности имеет серьезный существенный недостаток - отсутствие прямого контакта студента с преподавателем. Отсюда вытекает ряд других проблем, имеющих отрицательные последствия. Во-первых, невозможно проверить степень самостоятельности выполнения заданий, решения задач, написания курсовой, а в итоге и дипломной работы. Во-вторых, указанная технология обедняет и обкрадывает высшее образование как таковое. Получение высшего образования сводится к выполнению определенного объема тестовых заданий с весьма сомнительным авторством. Падает уровень высшего образования, его традиционная избирательность и недосягаемость.

    Признавая безусловную значимость инновационных технологий в процессе изучения юридических дисциплин, следует согласиться с мнением исследователей полагающих, что указанные технологии должны использоваться только в качестве дополняющих традиционные формы и методы основной подготовки юристов, при проведении контроля знаний, самостоятельной работы, факультативов, отработке пропущенных занятий и т. д. .

    В преподавании юридических дисциплин, более чем где бы то ни было, необходимо использовать интерактивные методы обучения, разумно сочетая их с классическим чтением лекционного материала и проведением семинарских занятий.

    Не умаляя необходимости модернизации образования, внедрения в учебный процесс подготовки будущих юристов инноваций, способных существенно повысить качество как процесса обучения, так и его конечного результата - профессионального юридического образования выпускника вуза, следует настаивать на сохранении традиционных базовых методик получения знаний. Именно классические лекция и семинар, с их традициями проблемного изложения материала и дискуссионным характером способны научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, спорить и доказывать свою точку зрения. Только с помощью этой методики будет осуществляться целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

    Список литературы:

    1. Бабурин С.Н. Высокое качество образования в образовательном процессе юридических вузов - это, не в последнюю очередь, и постоянное обновление методик преподавания // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Вдадимир, 2013. - С. 15-18.
    2. Бабурина Т.Н. Роль междисциплинарного подхода преподавания в становлении личности специалиста // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Владимир, 2013. - С. 18-23.
    3. Бурляева Л.А. Современные подходы к интерактивному обучению студентов вузов по юридическим дисциплинам // Вестник Российского нового университета. - 2013. - № 1. - С. 113-116.
    4. Головкин Р.Б. Синтез инновационных и традиционных педагогических технологий в преподавании базовых юридических дисциплин // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Вдадимир, 2013. - С. 43-50.
    5. Камкия Ф.Г. О новых подходах в обучении юристов в высшей профессиональной школе // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Вдадимир, 2013. - С. 79-83.
    6. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: учебное пособие / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; под ред. Т.С. Паниной. 4-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 176 с.
    7. Певцова Е.А. Актуальные вопросы методики преподавания юриспруденции. Учебное пособие. С., 2010. - 272 с.
    8. Применение инновационных методик в преподавании юридических дисциплин: Материалы круглого стола: МГЮА им. О.Е. Кутафина 80 лет/отв. ред. Н.П. Шилова. Вологда, 2011.
    9. Серова О.А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. Конспект лекций. Самара. 2009. - 35 с.
    10. Современные методики преподавания правовых дисциплин: сборник статей/авт. сост. Д.А. Агапов. Саратов, 2011. - 84 с.
    11. Современные технологии и проблемы преподавания социально-экономических и юридических дисциплин в социальном университете (анализ и рекомендации): материалы учебно-методических и учебно-методологических семинаров кафедр Филиала РГСУ в г. Люберцы. Москва: Перо, 2013. - 110 с.
    12. Сокольская Л.В. Проблемы подготовки преподавателей к применению инновационных образовательных технологий // Формирование знаний, навыков и профессиональных компетенций в образовательном процессе юридических вузов. Материалы всероссийской научно-методической конференции. Владимир, 2013. - С. 163-167.
    13. Шкарлупина Г.Д. Интерактивные и инновационные методы преподавания правовых дисциплин в вузе // Методический поиск: проблемы и решения. - 2014. - № 1 (16). - С. 19-24.

    профессиональные лагеря; профильные смены в каникулярный период; технопарки; малые инновационные предприятия в системе высшего и среднего профессионального образования, и другие.

    Список литературы

    1. Зверева И.А., Жданкина И.Ю. Состояние рынка образовательных услуг на региональном уровне: основные тенденции и показатели развития // Вестник НГИЭИ. 2016. № 1 (56). С. 55-64.

    2. Овчинников Я.Л., Сычева И.Н. Трудоустройство выпускников как фактор конкурентоспособности вуза // В книге: Гарантии качества профессионального образования Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова. 2013. С. 63-65.

    3. Чистякова С. Н., Ашихмина Л. П., Рабинович О. Т. Профессиональное самоопределение: словарь терминов / под ред. С. Н. Чистяковой. - 2-е изд., пепераб. и доп. - Москва: Академия, 2014. -128 с.

    4. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / В. И. Блинов, И. С. Сергеев. - Москва: ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. - 38 с.

    5. Килина И.А., Рылова Н.Т. Организация и проведение профессиональных проб для старшеклассников: метод. рекомендации / под ред. Е. А. Пахомовой. - Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. -66 с.

    6. Сибиряев А.С., Филимонов Д.А. Возможные направления профилактики экстремизма в молодежной среде // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 4. С. 73-78.

    Кузнецова С.П.

    КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН: ОПЫТ И ПРОБЛЕМЫ

    РЕАЛИЗАЦИИ

    Ключевые слова: юриспруденция, право, преподавательство, учебный процесс, учебные заведения.

    Аннотация: в настоящей статье представлены правовые, юридические и практические аспекты реализации юридических

    дисциплин, правовые аспекты проблематики и практическое применение правовых норм.

    Keywords: jurisprudence, law, teaching, educational process and educational institutions.

    Abstract: this article presents the legal and practical aspects of the implementation of legal disciplines, legal aspects of the issues and the practical application of legal norms.

    Важнейшим элементом общественно-государственной системы являлось и является образование, значимость которого признается во многих развитых странах. В последние десятилетия система высшего образования и в России, и в мире существенно эволюционировала: возросла численность вузов, изменился и расширился круг предложенных специальностей, стала более значимой миссия высшей школы, высшего образования . Закон Российской Федерации "Об образовании" дал импульс для развития негосударственных вузов, организовавших, в первую очередь, подготовку юристов. Подобный "всплеск" юридического образования обусловлен, с одной стороны, нехваткой качественных юридических кадров для развивающейся России, с другой, - кажущейся простотой обучения, которое ассоциируется в основном с запоминанием законов и иных нормативно-правовых актов.

    По данным Росстата, в Российской Федерации более чем 1200 вузов, реализующих программу высшего юридического образования и выпускающих ежегодно до 150 тысяч молодых юристов. Ценность профессии из-за большого количества предложений на рынке труда значительно снижена, но главная проблема - низкое качество подготовки юриста. Главный вывод продолжающихся дискуссий относительно содержания реформ в сфере образования -необходимость тщательного осмысления внутреннего содержания процесса профессиональной подготовки специалистов.

    Важно понимать, что идеи, заложенные в базовые образовательные документы, сами по себе не обеспечивают успех, часто испытывая деформации на пути к практической реализации . Традиционная (классическая) модель профессионального образования развивалась долгое время в русле так называемой парадигмы знаний, ориентированной на усвоение как можно большего объема информации о предмете обучения. Согласно концепции традиционализма, главная цель - формирование базовых знаний, умений и навыков, позволяющих далее перейти к усвоению ценностей и умений более высокого уровня . Общеизвестно, однако, что в

    современных условиях юридические знания устаревают каждые 3 - 5 лет (в некоторых отраслях права еще чаще!). Очевидны проблемы традиционного подхода в образовании: приобретение главным образом теоретических знаний (при вспомогательной роли умений и навыков); преобладание методов, направленных на работу памяти, над методами, направленными на развитие творческого мышления; ориентация методов контроля главным образом на оценку знаний.

    Ускоренные темпы социальных и технологических изменений, интеграция с европейской системой образования определили необходимость инновационного, так называемого контекстного обучения (соПех^ - тесная связь, сцепление, сплетение), в соответствии с которым должен устанавливаться динамичный переход от учебной деятельности к учебно-профессиональной и собственно профессиональной деятельности . Учебные предметы в контекстном обучении преподносятся не как научные догмы, представленные в виде текстов учебников, а включают (или должны включать) в себя решение профессиональных задач. Анализ научных исследований позволяет определить "компетентность" как результат формального и неформального образовательного воздействия, выражающегося в способности и готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной профессиональной цели.

    Современные образовательные технологии должны базироваться на четко сформулированных результатах обучения в компетентностном формате, практикоориентированном подходе и использовании активных и интерактивных методов обучения . Для модернизации процесса подготовки юриста необходимо больше внимания уделять самостоятельной образовательной деятельности студента, осуществлять профессионально ориентированное преподавание всех учебных дисциплин.

    Качество подготовки - это не абстракция, а система составляющих, куда входят: овладение научными знаниями, навыками и умениями, лежащими в основе общих и профессиональных компетенций; формирование профессионального опыта в учебном процессе; воспитание личности специалиста и средствами изучаемой дисциплины, и творческим потенциалом преподавателя. Взаимодействие преподавателя и студента начинается уже на лекции. Важно понимать, что активность методики состоит в степени заинтересованности студентов, в их включенности в процесс обучения. В этом смысле огромный потенциал имеет такая дисциплина, как «Теория государства и права», «Конституционное право». Главное

    правило преподавательской деятельности, на наш взгляд, -всестороннее изучение предмета исследования, научная и яркая форма изложения - без многозначительности и неопределенности. Остается по-прежнему актуальным наставление всегда современного В.О. Ключевского: "Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую". Выполнить эту задачу может преподаватель, стремящийся к самосовершенствованию: "По сути дела, учебный процесс складывается из творчества конкретных преподавателей". Назначение лекции - формирование основы для дальнейшей самостоятельной работы над проблемой; это - способ активизации мыслительной деятельности студента, средство развития всех видов памяти: слуховой, зрительной, эмоциональной и даже механической. «Пробуждает» мысль студентов проблемная лекция, лекция-диалог, лекция-конференция, лекция - презентация, которые хорошо вписываются в преподавание юридических дисциплин.

    Построение сценария проблемной лекции возможно через обозначение одной или комплекса проблем и обращение преподавателя к слушателям по поводу способов их преодоления. Надо иметь в виду, что такая лекция удачно проходит в подготовленной и немногочисленной аудитории. Лекция -конференция (семинар), как правило, посвящена актуальной и дискуссионной проблеме, стимулирует активность студентов не только интерес к теме, но и выставление оценок студентам за наиболее удачные вопросы, их обсуждение.

    Привычным элементом сопровождения традиционной лекции стала презентация, но, к сожалению, нередко такое средство используется только как дополнительная доска с набранным заранее текстом, схемой, таблицей, повторяющими слова лектора. Проблема поиска актуализации этой технологии очевидна: в лихорадочности и не всегда продуманном использовании электронной техники модернизации немного. Активное обучение в наиболее выраженном варианте реализуется на семинарских занятиях, что позволяет развивать: навыки самостоятельной работы с литературой (для студентов юридической специальности это работа и с нормативно-правовой базой); навыки анализа; умение реально оценивать конкретные жизненные ситуации, с которыми приходится сталкиваться юристу в практической деятельности; обратную связь преподавателя со студентами; творческое, профессиональное мышление; речь студентов.

    По роду своей деятельности юристу придется решать вопросы, опираясь на законы, ему необходимо разъяснять и объяснять, доказывать и убеждать. Главное оружие юриста - язык, умение

    осуществлять коммуникацию в форме юридических понятий, положений, ситуаций. Рекомендации "рыцаря права" А.Ф. Кони сохраняют свою непреходящую ценность и сегодня: "Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности... нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами..." Творческий потенциал студентов максимально используется на основе их активного включения в процесс самостоятельной работы над проблемами, имеющими важное теоретическое и практическое значение. Комплекс самостоятельных работ, заданий, упражнений по юридическим дисциплинам позволяет моделировать предметное и социальное содержание их будущий профессиональной деятельности.

    Практикум по теории государства и права, конституционному праву, в частности, ориентирует на изучение текстов важнейших правовых документов, работ известных авторов, новейших публикаций, создающих основу для сопоставления различных точек зрения и собственных выводов. Для глубокого усвоения учебного материала имеет значение выполнение творческих заданий, составление схем, анализ фрагментов источников, написание эссе, знакомство с официальными тексами нормативных правовых актов и т.д. Семинарские занятия разнообразны по характеру: семинар-дискуссия, проблемный семинар, теоретический семинар, семинар-конференция.

    Выбор формы занятия зависит от специфики темы семинара, состава студенческой группы и ее уровня, но в любом варианте необходимо формировать у студентов критическое мышление, то есть умение определять свою позицию по обсуждаемому вопросу и аргументировать ее, различать обоснованные и необоснованные выводы и оценки, выделять причинно-следственные связи, "пересматривать" имеющиеся знания в соответствии с новой информацией и т.д. Творческие задания требуют не воспроизводства информации, а, в первую очередь, осмысления. Примерами таких заданий может быть написание эссе, создание студентами презентаций по теме семинара, сравнительный анализ содержания памятников права и т.д. Основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента юриста является его умение самостоятельно разрешать возможные правовые ситуации. Главная задача - выработка навыков в применении на практике законодательных положений. Эффективнее всего эта цель достигается путем использования конкретных юридических казусов (юридических задач).

    Студенты гораздо активнее вникают в содержание нормативных правовых актов тогда, когда сталкиваются с необходимостью применить их для решения конкретного казуса. В таком случае норма закона усваивается практически навсегда, так как она была не просто заучена, а "пропущена через себя". Решая практический казус, студент сам "творит право", создавая модель правового решения проблемы.

    Решение задач может проходить как в аудитории, в ходе практического занятия, так и дома. В обоих случаях решение задачи выступает как форма контроля самостоятельной работы, так как иллюстрирует способность студента к применению теоретических знаний для решения конкретной жизненной ситуации. При оценке решения задачи учитываются: понимание логики конкретного документа; способность в нем ориентироваться; степень владения нормативным материалом и, что важно, способность провести грамотную юридическую квалификацию ситуации. Для студентов представляет интерес и составление собственных задач по темам курса. В результате объект педагогической деятельности становится ее активным субъектом. Сущностными характеристиками юридического образования являются не только личностная направленность, но и комплексный, междисциплинарный и интегрированный характер его. Важно помнить, что новые формы (методы), направленные на формирование профессионально важных качеств студента, должны применяться, во-первых, в системе, во-вторых, в комплексе всех изучаемых дисциплин. "Фрагментарность" и "выборочность" могут нивелировать смысл и значение применяемой модели обучения. Усовершенствование системы профессионально образования на основе контекстного обучения - процесс многогранный, сложный и проявляется в умелом сочетании традиционных и инновационных методических приемов. Критерий эффективности отбора - уровень сформированности общих и профессиональных компетенций студентов, способных творчески действовать в современных условиях. Полагаю, что на данный момент студенты нашего института могут пользоваться достаточно широким спектром лекционного материала, а также непосредственный контакт с преподавателями - практиками, что имеет очень большой вклад в формировании практических навыков у будущих специалистов, а нынешних - студентов.

    Список литературы 1. Еникеева С.Д., Еникеев И.Х. Ресурсное обеспечение российского образования в условиях новых вызовов // В книге: Сценарии развития социальной сферы в условиях новых

    вызовов Материалы Всероссийской научно-практической конференции: Тезисы докладов и выступлений. Научные редакторы: Егоров Е.В., Ломанов П.Н., Беляева Т.Б.. 2014. С. 108-111.

    2. Кротовская М.А. Использование информационных ресурсов интернета в работе со студентами // Педагогические науки. 2016. № 6 (81). С. 34-36.

    3. Можаев Э.Л., Бикмухаметов Р.К. Игра в структуре человеческой деятельности // Теория и практика физической культуры. 2010. № 12. С. 18.

    4. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Теория и практика проектно-исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения естественнонаучных предметов. Научно-методическое пособие. - М.: АПКиППРО, 2011. -167 с.

    5. Свердлова Н.А. Лингвокультурная интерференция в коммуникативном поведении билингвов // Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 3 (332). С. 89-94.

    6. Уколова Л.И., Грибкова О.В., Мерабова К.С. Певческая культура как часть образовательного пространства в воспитании духовной культуры личности // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 (57). С. 132-135.

    Кузьменко Н.И.

    ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Воронежский экономико-правовой институт

    Ключевые слова: корпоративная культура, образовательная организация, внешние факторы среды, внутренние факторы среды.

    Аннотация: в статье рассмотрены вопросы формирования корпоративной культуры образовательной организации. В современных условиях развития эффективность деятельности образовательных организаций зависит от правильно выбранной корпоративной культуры. Несмотря на уникальность образовательных организаций в современном мире они вправе формировать собственные корпоративные культуры. Выбор эффективной корпоративной культуры зависит от цели, миссии, стратегии и этапа развития образовательной организации, а также от особенностей внутренней культуры организации.

    Keywords: corporate culture, educational organization, external environmental factors, internal environmental factors.