Образ героя, спасающего красавицу от чудовища, - один из древнейших в мифологии (идущий из тех времен, когда красавицам на самом деле сплошь и рядом была нужна такая помощь). В христианской цивилизации главным специалистом по этому делу стал святой Георгий, который, согласно легенде, спас некогда бейрутскую царевну не то от змея, не то от дракона, не то от крокодила.

Вообще-то святой Георгий еще много чего героического сделал. Например, пережил семь разных, но одинаково мучительных казней (в ассортимент входили раскаленные сапоги, ямы с негашеной известью и прочие изыски), но каждый раз все-таки не умирал. И лишь на восьмой день его мучитель, император Диоклетиан, сумел избавиться от святого, банально, без затей отрубив ему голову.

Но мучеников в христианстве много, а вот рыцарей, спасавших дам, ощущалась явная нехватка, поэтому Георгий стал одним из самых популярных святых в мире. Например, он является официальным покровителем Англии, Грузии и Москвы.

Поэтому неудивительно, что святого Георгия бесконечно высекали в мраморе и отливали в бронзе. Выкладывали в витражах и рисовали на холстах. И сейчас, рассматривая всех этих Георгиев, мы сталкиваемся с интересным фактом. Хотя и несколько пугающим.

Все дело в том, что век от века змей растет .

Из козявки с лапками, которую мы встречаем на самых древних изображениях, из жалкой змееобразной сосиски, надетой на копье святого, как на шампур, он постепенно превращается сперва в крепенького мутанта с мускулистыми ногами, потом, отращивая дополнительные конечности, потихоньку перерастает и самого Георгия, и его лошадь. А на самых современных работах авторам еле-еле удается найти клочок пространства, чтобы впихнуть туда субтильного святого, ибо все остальное место занимают обильные телеса гигантского монстра.


Так что случилось со змеем?


Со змеем случилось изобретение пороха и атомной бомбы. А если проще, то человек стал ощущать себя настолько сильным и могущественным, что теперь его козявкой, пусть и зубастой, не напугаешь, особенно если она нарисованная. Да если и живая - тоже. Например, согласно информации Испанской федерации ассоциации туроператоров интерес как туристов, так и местных жителей к корриде неуклонно падает из года в год. Потому что сражение человека с быком за последние века превратилось из безрассудного подвига в издевательство над маленьким и беззащитным животным. Пусть тореро по-прежнему реально рискуют жизнями, как и их дедушки, уворачиваясь от выставленных рогов, но коллективное бессознательное на зрительских трибунах отлично понимает: на самом деле, чтобы превратить любого быка в большой бифштекс, современному человеку достаточно слегка шевельнуть указательным пальцем.

И это же коллективное бессознательное уже не может сдержать пренебрежительной усмешки, глядя на древние изображения Георгия Победоносца . Змей, который еле достает тебе до колена? И это вы называете драконом? Ну напишите тогда героическое полотно «Почтальон, побивающий сумкой спаниеля»!


Что случилось с либидо?


Свое любопытное объяснение драконьей раскормленности предлагает психоанализ. Вообще, надо понимать, что в христианской традиции дракон никогда не воспринимался как банальный злобный ящер. Священное Предание - это не фэнтези (хотя местами и похоже). Нет, дракон, змей - это воплощение первородного греха, душевной скверны, это фактически тот самый змей, который соблазнил Адама. А Георгий воспринимался как обновленный Адам, Адам-христианин, сумевший-таки справиться с пороком.

Психоанализ, который вообще обожает работать с мифами, вцепился в дракона всеми руками. Например, исследователь психоанализа Петр Мельников в своей работе «К вопросу об изучении мифологии власти в раннем психоанализе» пишет: «Эта победа представляет собой в рамках ортодоксального психоанализа победу морали над необузданным влечением». Так что в условиях данной теории Георгий - это человек, грубо говоря, откручивающий голову змею своей похоти*.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Ах какое замечательное полотно можно было бы создать на этот вдохновляющий сюжет в психоаналитической трактовке! Но цензура не пропустит ».

Если рассматривать этот вопрос в таком ключе, все становится понятно. Современный человек, надо отдать ему должное, конечно, сражается с соблазнами в меру своих сил, но только соблазнов становится все больше, больше и больше. Соблазн, скажем, не дописывать эту статью прямо сейчас, а пару часиков позависать в «Дьябло» был совершенно незнаком во времена, когда змеи были еще совсем маленькими. А XXX-сайты, а мини-юбки, а чипсы, в конце концов?!


Так что случилось со зрителем?


Изучая старинные картины и иконы, мы долж­ны понимать одну важную вещь. Наши предки не умели так видеть мир, как видим его мы. У них не было компьютеров, кино, фотографии, ярких иллюстрированных книг в большом количестве. А большая часть жителей средневековья, например, если где и видела живопись, то либо в своей церкви, либо в виде росписи на сундуке, сделанном соседом-столяром. В отличие от нас, человек прошлого перед своим носом созерцал обычно реальность, и только реальность, причем довольно однообразную. Информацию же он чаще всего получал через слух, поэтому гораздо хуже нас умел мыслить зрительными образами. Зато он умел мыслить символами. Символ сам по себе имел для него глубочайшую художественную убедительность, не требовавшую детальных подробностей. И, глядя на библейскую миниатюру, изображающую гигантское морское чудище Левиафана, готовящегося пожрать царство, средневековый человек вполне безмятежно относился к тому факту, что больше всего изображенный художником Левиафан смахивал на некрупную селедку. Картинка была лишь кодом, передающим последовательность символов. Средневековый человек не ждал от нее ни реализма, ни красочной детализации. Ты же не застываешь перед дорожным знаком «Осторожно, дети!», изумленно вопрошая: где у этих детей глаза, носы, волосы или вообще хоть что-нибудь, что указывало бы на их принадлежность к роду человеческому?


Так что случилось с Георгием?


Но есть и еще одна, пожалуй, самая важная причина роста дракона. Если вернуться к тому же Фрейду, то Георгий - это как бы всеобщий архетип мужчины. Активный и агрессивный чемпион в борьбе Порядка с Хаосом (вот женщина как раз ближе к стихиям, хаосу перворожденному). На Георгия как на носителя копья по праву рождения (да-да, фрейдистские ассоциации тут вполне уместны) человечество возлагает определенные надежды, поэтому мальчиков всегда воспитывали несколько иначе, чем девочек.

Важнейшей функцией девочки биологические и социальные законы определили способность к физическому выживанию. Хоть чучелком, хоть тушкой девочка должна сохранить свою жизнь, вырасти и родить потомство. Любые действия, которые ставят под угрозу ее жизнь и безопасность, объявлены неприличными для молодой леди. Ей нельзя лазить по деревьям, драться и объезжать диких коней, а надо быть покорной и уступчивой, уметь легко подчиняться насилию, ибо все это гарантирует ей наилучшие шансы на выживание. Гены, живущие в девочке, вовсе не хотят, чтобы она с мечом в руках выходила отражать захватчиков. Гены полагают, что при таком положении дел у нашего вида будут не только проблемы с вариативностью генофонда - наш вид вообще может ненароком исчезнуть.

А вот встроить, впечатать свои гены в генофонд захватчиков девочкам удается куда лучше, чем мальчикам - по вполне понятной причине.

Вот, например, у Гомера:

«Деве свободы не дам, она обветшает в неволе,
Ткальный стан обходя или ложе со мной разделяя».

Конечно, сидеть в рабском состоянии у ткального стана - занятие неприятное, но зато девочка одновременно будет возрождать своих братьев, дядюшек и дедушек, населяя их копиями территорию победителя. И чем уступчивее и приветливее будет она с врагом, тем большую биологическую победу над ним в конце концов одержит.

Древние евреи, кстати, серьезно над этим задумывались. Моисей с Иисусом Навином не зря так настойчиво требовали в Библии, чтобы их соплеменники, разбив врага, уничтожали не только мужчин, но и женщин. (Ну ладно, можете оставить эээ… детей женского пола. Черт с вами, берите этих аммонитянок себе в жены! Что с вами поделаешь, народ вы жестоковыйный!)


С мальчиками же все обстояло совсем иначе. Мальчик должен смело смотреть вперед, уметь драться, настаивать на своем, добиваться успеха трудом и кровью. Потому что мальчиков в общем-то не больно и жалко с биологической точки зрения, пусть выживет сильнейший , для породы полезнее будет.

Так что каждый мальчик, только вставший на ножки, очень скоро понимал, что где-то в будущем его непременно ждет дракон. Или много драконов. И все его обучение так или иначе сводилось к тому, чтобы, увидев наконец красные глаза и острые клыки, отважно ринуться в бой. Твердо зная, что дракон на самом деле будет небольшой и ты почти наверняка победишь. Ну или не очень сильно проиграешь. Потому что без этого знания на войну не ходят.

А Георгий прежде всего был воином, повергающим врага. И подростки, стоявшие в своих кольчужках в церкви перед первым боем, с восторгом смотрели хоть и на противное, но все же небольшое тельце гадины, искренне веря в свои силы и всей душой стремясь в битву. Согласись, рисовать им дракона величиной с колокольню было бы идеологически неверно.


Георгий сегодня


Да, мир меняется. Семь миллиардов населения, конец эры информационных технологий, человечество вступило на путь всепланетного объединения, впереди - биотехнологическая революция, важнейшим ресурсом стал человек, образованный, свободный и предприимчивый вне зависимости от пола, а война признана безусловным злом. Что современное общество думает о Георгии?

Что он уже по большому счету не больно-то и нужен. Агрессивность мужской части населения стала проблемой. Когда обществу нужно безостановочно отправлять половину своих мужчин на штыки неприятеля - тогда да, агрессивность поощряется. Пусть офицеры стреляются на дуэлях из-за ерунды, пусть ребята шалят, гоняя крестьян и лавочников, пусть мальчишки кидаются друг в друга камнями - ничего, бравые вояки будут! Сейчас, когда лавочники стали важнее солдат (особенно те лавочники, которые в своих лавках научились клепать беспилотники), приоритеты стали совершенно иными. Насилие стало проблемой. Борьба мужчин за лидерство стала проблемой. Попытка мужчины держать в узде своих соседей и под контролем жену и детей стала проблемой. Сейчас обществу не нужно, чтобы ты кормил свою семью, а жена рожала тебе десять детей. Обществу сейчас нужно, чтобы и мужчины, и женщины двигали научный и производственный прогресс, а дети, на воспитание которых отныне уходит треть века, рождались гораздо реже.

Он же Жора, он же Гоша...

Вообще-то в оригинале это имя произносилось как
Гюргий
и претерпело множество трансформаций в разных языках: Георг, Джордж, Джирджис, Егор, Юрий, Дьордь.

Общество, которое сегодня хочет быть успешным, не может позволить, чтобы половина взрослого населения скромно сидела за пяльцами и восхищенно взирала на своего Георгия. Поэтому Георгию из всех сил внушают, что он более не глава семьи и не защитник царевен. Охолони, парень, царевна как-нибудь сама разберется! Она, в конце концов, взрослый самостоятельный человек, прояви уважение. Стереотипы изменились. Разумная трусость стала пользоваться большим уважением, чем готовность кидаться в драку. Осторожность и предусмотрительность в мальчиках стали развивать еще усерднее, чем в девочках. Девочек, может, и не вредно слегка подбодрить, но мальчиков нужно всеми силами отучать от привычки выяснять споры кулаками. Мальчики, запомните: настоящая война - это ужас-ужас-ужас! Нет, на этот фильм до восемнадцати вам нельзя, там умирает хомячок, это может приучить вас к жестокости. Настоящий герой - это тот, кто избегает сражения. При любых проблемах зовите родителей, звоните в полицию, и упаси вас боже самим подходить к этому дракону - доверьте дело специалистам. Вы видели, какие у него зубы? Там каждый зуб больше вашей ноги!

О нет, у современного Георгия жизнь вовсе не безоблачна. Ему нужно быть успешным на работе; ему нужно относиться с уважением к женщинам, младенцам и престарелым канарейкам; ему нужно больше времени проводить с детьми; ему нужно посещать хорошего психолога, чтобы справиться со своими неврозами, потому что Георгий всегда и во всем виноват. Ведь из-за мужчин и их неуемных мечей все беды этого мира. Войны, драки, экономические потрясения, проигрыши национальных футбольных сборных - это все дело мужских рук и ног! Сознавай свою вину, искупай свою вину, уступай другим дорогу. И отойди от дракона, кому говорят!


Тема материнского комплекса актуальная для всех людей в период подросткового возраста (сепарации), когда активно бунтующий подросток стремится к отделению себя от подавляющей Ужасной Матери. Пишу с большой буквы, потому что это - архетип. И воплощением его может быть любой взрослый опекун - и мать и отец, или другой значимый взрослый.

И вот в этой картинке хорошо отражен весь символизм сепарационной битвы

Во-первых,Герой тут мирно пьет чай с Драконом. Убить Дракона освободиться от гнетущего - это было бы разыгрыванием мифа. А все мифы про Героев заканчиваются их трагической гибелью. Или же, если говорить о сказках, убивший Дракона превращается сам в дракона.

Во-вторых, у Героя на палице висит плюшевый мишка -

борьба с Драконом это борьба мальчика с образом своей матери в подростковый период. На самом деле, подростковые конфликты это внешнее отыгрывание внутри-психических процессов, происходящих в психике подростка. В нем борются два принципа - развития, потребность в обновлении, движении вперед, и ригидные энергии, принцип безопасности, потребность сохранять, оставаться в уютном и желанном. Ни один ребенок не выйдет из семьи, если не сможет проиграть этот внутри-личностный конфликт во внешнем мире. Невозможно уйти от материнской опеки и заботы, от хорошей матери. поэтому мать наделяется качествами архетипа Ужасной Матери, становится Драконом. Именно поэтому волчица в определенный момент рычит на своих щенят. Так природы помогает развитию психики
И именно поэтому часто родители недоумевают: "Я уже и даю ему свободы, и уже не запрещаю ничего, а он все воюет и воюет со мной". Если подросток не будет проигрывать это во внешней ситуации, то у него не будет энергии чтобы развиваться дальше. С другой стороны, для завершения сепарации, необходимо осознание противоборствующих принципов. Понимание, что материнский образ, от которого так хочется оторваться, часть его самого. Это гораздо легче и быстрее происходит, когда родители не втягиваются в сепарационные битвы и не пытаются держать ребенка в слияние. То есть не препятстуют его росту и взрослению. Тогда, если в реальности никто не сражается с тобой, в конце концов этот Дракон обнаруживается внутри. Что приводит к пониманию и принятию противоположных принципов -сохранения и развития.

В-третьих, Дракон - женщина. Ригидные установки, ориентированность на сохранение и устойчивость - это принципы Материнского Архетипа

В-четвертых, Дракон - соблазнительная женщина. Это история про то, что материнский образ влияет на формирование мужской анимы (на образ, тип женщин, в которых мужчина будет влюбляться, на его представление о женственности, красоте и сексуальности, на его ожидания от партнерши). Часто, мужчина не проживший сепарацию в подростковом возрасте, выстраивает отношения именно с теми женщинами, с которыми затем продолжает разыгрывать сепарационную битву.

Все 14 архетипов, женские и мужские, можно объединить одной символограммой - инь и ян. В этом символе тягучая, прохладная, черная, как ночь сторона является женской частью, и белый кружок в ней означает, что в кромешной тьме "приземленной" женской стороны яркой звездочкой горит крупица чистого "небесного" мужского света.

Мужская часть фигурирует в белом цвете с черным зернышком женского начала "на мужской половине".

Внутренняя граница между двумя половинками символа не прямая, а изогнутая, что увеличивает их площадь соприкосновения и говорит о большой важности их взаимодействия.

Внизу соответствующей половинки располагаются по три базовых "земных" архетипа, уже знакомые нам Разведчик, Защитник и Кормилец в светлой части, Ведьма, Амазонка и Гейша - в темной. В середине - Муж-Генерал и Жена-Мать, как связующие элементы между небом и землей. В верхней части знака инь-ян находятся "небесные" аспекты нашей личности: Король, Целитель и Дух-Творец в мужской части, и Королева, Фея и Богиня - в женской.

Разные женские и мужские архетипы не зря занимают места друг напротив друга, на самом деле они очень похожи, без одного хромает другой, и если, к примеру, у личности недоразвит Защитник, то Амазонке приходится ковылять на костылях, изготовленных из непомерной агрессии и яростного противостояния.

Как говорят нам веды: мужчина задает цель, направление движения, а женщина дает энергию на пути к этой цели, поддерживает движение в выбранном направлении. Мужчина решает куда двигаться, а женская сакральная сила помогает туда прийти. Это верно и в нашем случае. Каждый женский архетип напрямую связан и поддерживает соответствующий мужской, а при необходимости любая из 14 "плюсовых" символограмм приходит на помощь более уязвимой.

Таким образом, все эти архетипы постоянно взаимодействуют между собой: снизу - вверх (от земных аспектов к небесным), по горизонтали (похожие мужские и женские архетипы, расположенные параллельно друг другу), и по диагонали (поддержка «разнополыми» архетипами друг друга, например: Целитель – Гейша, или Ведьма – Кормилец, и т.д.).

Гипермать или Великий Дракон

В условиях современного общества, а так же во многом благодаря воспитанию, в нас начинает преобладать аспект Жены-Матери. Он разрастается до огромных размеров, поглощая собой всё пространство, сдавливая, сжимая, стараясь задушить остальные аспекты.

Есть популярное мнение, что женщины стали похожи на мужчин: так же грубы, агрессивны, непримиримы и т.д. Многие ошибочно приписывают современным женщинам мужественность. На самом деле это разросшаяся до невероятных размеров, напуганная, незащищенная, забитая Гипермать. Без поддержки внутреннего мужчины (всех семи архетипов) она видит вокруг только опасность, отсутствие выхода и перспектив, будущее для нее туманно и похоже на гнилое болото, а люди вокруг, как будто только и думают, как ее обидеть. Разросшаяся Гипермать так же не дает развиться и остальным женским архетипам, лишая образ человека красоты, изящества, уверенности в себе и чувства собственного достоинства.

В следующих статьях я расскажу о том, как одержать победу над Великим Драконом (он же - Гипермать), убить его, а может быть и подружиться, уменьшив до нужных размеров. Этому будут предшествовать интересные упражнения, основанные на самоанализе и призванные помочь разобраться в себе, а так же медитативные практики и многое другое.

Для того, чтобы ощутить гармонию в душе и с окружающим миром, важно пройти инициацию , убить Дракона и поженить в сакральном браке женское и мужское в себе.

И тогда женщина сможет быть Женщиной, дышать полной грудью, быть достойной и благородной по праву рождения, чувствуя себя в Богиней. Как не парадоксально, но развитие и становление внутреннего мужчины у женщины дает такую внутреннюю поддержку, уверенность и осознание, что быть нежной и хрупкой абсолютно безопасно, что уже никто не осмелится сомневаться в её женственности!

Мое знакомство со старым Краковом началось у знаменитого Вавельского Дракона . Слушая экскурсовода я еще раз нашла подтверждение тому, что легенды корнями своими уходят в коллективное бессознательное. Давайте попробуем проанализировать текст легенды и провести параллели с архетипами из аналитической психологии .

Существуют две легенды о Вавельском Драконе. Они многогранны и содержат несколько психологических феноменов. В этой статье я рассмотрю только феномен, лежащий в основе невроза страха. Обе легенды начинаются одинаково, с того, что начало существования города связывается с имением Кракуса - человека, который избавил людей от дракона.

«Давным-давно, когда не было еще никакого замка на Вавельском холме, да и самого города Кракова еще не существовало, вдоль речки расположились несколько деревень, в которых жили простые люди. Старожилы рассказывали, что в те времена в пещере у подножия холма жил огнедышащий дракон. Он не показывался из своего укрытия, потому вход в пещеру давно зарос густым кустарником. Однако, никому не следовало лишний раз рисковать и ходить вблизи пещеры, дабы не пробудить спящее чудовище.» Дракон (в аналитической психологии) – это символ негативной репрезентации матери. Архетипически он представлен в психике каждого человека. В норме у ребенка к полутора годам происходит интеграция в единое целое негативной и позитивной репрезентации материи. То есть ребенок начинает понимать, что мама, которая его любит и о нем заботится, может иногда быть и злой матерью, которая не удовлетворяет его потребности. Т.е. это не два разных человека, а один. Бывает и так, что достичь понимания этого единства ребенку не удается, репрезентация негативной части матери становиться отщепленной (существует, но не переживается). Иными словами «дракон не показывается на свет, но ходить рядом опасно, можно разбудить». Активировать в психике архитип Дракона, без дальнейшей проработки и интергации в единое целое опасно, поскольку актируется ахраический страх поглощения (засасывания). Иногда в имагинациях (переживание образа) клиентов спонтанно появляется изголодавшийся дракон, который длительное время сидел в пещере. И только переступив порог своего страха, можно найти путь к себе к своей целостности.

Дальше об этом в легенде повествуется так: «Группа отважных молодых людей не поверила старшему поколению. Они приняли за безрассудство старую историю и вознамерились доказать ее ложность. Вооружившись факелами, они пробрались сквозь заросли ко входу в пещеру. Но, заглянув внутрь, так ничего и не увидели. Однако нельзя было просто так ни с чем вернуться в деревню и они решили двигаться дальше. Вдруг молодые люди услышали глубокое дыхание дракона, но было уже поздно – зверь проснулся. Юноши обратились в бегство, слыша позади рев чудовища и чувствуя спинами его горячее дыхание. Задыхаясь и спотыкаясь, они успели выбраться из пещеры и лишь тогда смогли рассмотреть злые горящие глаза и острые зубы дракона. После долгого сна дракон, называемый живоглотом (holophagus - то есть существо, заглатывающее своих жертв целиком) был ужасно голоден. И с того дня мира в деревнях не стало.» Если говорить на психологическом языке, то вначале, появляется сильная тревога, потом страх поглощения кем-то или чем-то. может находиться в плоскости внутриличностного или межличностного конфликта. Согласно легенде дракону каждый день приносили в жертву корову. Символ коровы связан с архитипом позитивной, дающей матери. Страх того, что негативная часть личности поглотит позитивную, можно наблюдать при неврозе страха у человека с пограничной структурой личности. Это страх пограничной формы, то есть природа такого страха - внутриличностный конфликт. Обычно пациентам в таком состоянии врачи назначают препараты антидепрессивного действия. В результате медикаментозного воздействия на организм эффективность переживаний страха уменьшается, но внутренний конфликт зреет как затаившийся вулкан, периодически угрожая очередным извержением (обострением заболевания). Проработка внутриличностных конфликтов во время психотерапии позволяет избавиться от накопившегося напряжения и завершить интеграцию образа матери.

Дальше в легенде: «Проснувшийся Дракон стал наводить ужас на жителей деревень, извергая огонь и поглощая людей. Деревенские жители назвали его Смок. Самые сильные мужчины хотели положить этому конец и, вооружившись, решили убить жестокого зверя.» Иногда люди, склонные к аутоагресси, именно так желают поступить с появившимся и угрожающим драконом в своих имагинациях (представление и переживание образа чего-то). То есть убить агрессивную, вышедшею из под контроля часть себя. В реальной жизни это заканчивается травматизацией и разрушением себя.

«Дракон , услышав приближение людей, вышел из пещеры им навстречу, извергая на своем пути пламя. И мужчины напрасно размахивали топорами - они не смогли причинить вреда дракону. Пораненные и обгоревшие, в отчаянии вернулись они в свои селения, а многие и вовсе погибли. Дракон же стал лютовать еще сильнее - никто теперь не был в безопасности. Зверь пожирал каждое живое существо, которое видел. И тогда отчаявшиеся люди пришли просить совета как одолеть дракона у мужчины по имени Кракус, который слыл мудрым человеком». Как Вы уже поняли, активировавшийся архетип Воина в данном случаи не поможет. Воевать со своими недугами бесполезно, только себе во вред.

«Хотя некоторые считали Кракуса чудаком, а другие - волшебником: он умел смешивать травы и лечить болезни, все время что-то бормоча себе под нос». Архетип Волшебника или Мага. Но волшебник не может быть правителем. Это активизирует другой архетип. Именно в этом месте легенды расходятся. «Кракус долго думал, но наконец его взгляд прояснился и он сказал: "Ни один мужчина не может убить этого огнедышащего монстра, но победить его можно уловкой"».

В кататимно-имагинативной терапии есть такой режиссерский прием: накормить и перекормить пугающий интроект (помещенная вовнутрь фигура кого-то) до трансформации его во что-то доброе. «Кракус предложил людям возвратиться в свои дома и ждать там, пока они не услышат звуки его рожка. Он же придумал следующее: взял кожу молодого ягненка и заполнил ее смолой и самородной серой. В темноте ночи, пока дракон спал, он отнес это к Вавельскому холму. Кракус спрятался среди кустарника на краю реки. Дракон с удовольствием проглотил ягненка, но его содержимое вызвало нестерпимые муки. Задыхающийся от боли, дракон решил водой потушить внутренний пожар от смолы и серы, и пополз к реке. Он пил и пил, и выпил столько, что уже не мог двигаться. Некоторые говорят, что в тот день дракон выпил половину Вислы. Только ничего не помогало - он пил снова и снова и в конце концов лопнул».

Почему лопнул дракон, а не трансформировался во что-то другое? Возможно, что из-за давности повествования эта часть утеряна. Но интуиция подсказывает мне, что трансформация – это рождение нового, а значит, это начало уже другой легенды.