Стресс – это состояние, которому могут быть подвержены абсолютно все от младенцев до стариков. В психологии данное понятие обозначает состояние психического напряжения, возникающее у человека в сложных условиях, как бытовых, так и профессиональных. Стресс может влиять на организм не только с отрицательной, но и с положительной стороны, однако чаще всего его влияние обуславливается все же дезорганизацией деятельности человека.

Так как стресс всегда является некой физиологической реакцией на любую экстремальную ситуацию, избежать его практически невозможно. Однако в психологии это состояние имеет две противоположные грани: периодические стрессовые ситуации помогают человеку мобилизовать свои силы и энергию, научиться быстро принимать решения и поддерживать баланс внутренней среды организма. Без этого жизнь казалась бы очень скучной и статичной. Негативное влияние появляется тогда, когда стресс и связанное с ним напряжение является постоянным и ярко выраженным, ведь это способствует снижению иммунитета, развитию соматических и психических заболеваний. Последствия хронических стрессовых состояний могут быть довольно плачевными, поэтому крайне важно стараться сохранить некий жизненный баланс.

Историческая справка: первоначальная концепция стресса была описана в трудах К. Бернара – знаменитого физиолога родом из Франции. Именно его понятие и классификация данного состояния со временем стала общедоступной. В научном сообществе эта тема начала особенно активно развиваться после публикации статей на эту тему в журнале «Nature» в 1936 году.

Предрасполагающие факторы

Причины стресса включают в себя очень обширный список всевозможных факторов. Начиная с младенческого возраста, человек испытывает стресс. Маленькие дети могут страдать вследствие даже кратковременного расставания с родителями, отсутствия четкого режима дня и т.д. Причины стресса у детей постарше кроются зачастую в плохих отношениях со сверстниками, нездоровой семейной атмосфере. Пусковым моментом для возникновения этого патологического состояния может стать любое психотравмирующее обстоятельства, например, гибель домашнего любимца, развод родителей, издевательства одноклассников, неуспеваемость.

Причины стресса у современных подростков мало чем отличаются от как таковых у взрослых. К факторам, провоцирующим стресс, относят чрезмерные нагрузки в учебе и на работе, неудачи в профессиональной и личной жизни, потерю близких людей, трудности с финансами, недовольство собой. Нельзя исключать и физическое переутомление, возникающее вследствие хронического недосыпания, перенесенных болезней, неправильного питания, чрезмерных спортивных нагрузок.

Классификация

Как уже говорилось, стрессовое состояние не всегда вредно, так как существуют и полезные виды стресса, которые в психологии называют эустресс. Причины его возникновения кроются в неких положительных переживаниях и эмоциях. Такое состояние помогает человеку собраться и лучше контролировать ситуацию. В ряде случаев эустресс может перерасти в дистресс – деструктивный стресс, влияние которого можно описать лишь с негативной стороны.

Виды стресса, от которого страдает физиология и психика любого человека, могут быть следующими:

  • Физиологический стресс. Возникает из-за воздействия любых внешних факторов, будь то неблагоприятные климатические условия, строгая диета и т.д. Стресс может возникнуть и при выходе организма из подобного физиологического состояния;
  • Психологический стресс. В этом случае стрессовое состояние вызывается какими-либо сильными эмоциональными переживаниями, которые могут быть, в том числе, и положительными;
  • Нервный стресс. Такое состояние является, как правило, следствием продолжительного, хронического стресса, а также тревожного невроза и прочих нарушений деятельности нервной системы;
  • Кратковременный стресс. Естественное состояние организма каждого человека, являющееся своеобразной защитной реакцией на внешние раздражители, редко представляющее какую-либо серьезную опасность;
  • Хронический стресс. Если рассматривать все существующие виды стресса, то именно хронический представляет наибольшую угрозу. Тяжелые депрессии и нервные срывы, обострение многих соматических заболеваний и даже суицид – это далеко не полный список последствий, к которым может привести длительно протекающий, хронический дистресс.

Стрессовое состояние не возникает мгновенно, а проходит в своем развитии определенные фазы. Можно выделить следующие стадии стресса: тревога и общая напряженность, способствующая мобилизации всех защитных сил организма, сопротивление, при котором организм либо борется с нестандартной ситуацией, либо адаптируется к ней, и, наконец, финальная победа или истощение. Что касается последней фазы, то победить стрессовое расстройство самостоятельно вполне возможно, если организм располагает достаточным количеством необходимых для этого ресурсов. В обратном случае на последней стадии стресса человек может впасть в глубочайшую депрессию, ощутить на себе все проявления нервного и физического истощения организма, имеющего иногда губительные последствия. Избежать этого позволит только грамотная и своевременная профилактика стресса.

Симптомы

Прежде чем описать основные признаки стресса, следует понять, как именно связана физиология человека с подобным состоянием. При возникновении нестандартной ситуации мозг получает своеобразный сигнал опасности, в результате чего происходит всплеск адреналина и мобилизация всех ресурсов организма. Детский, профессиональный и любой другой стресс характеризуется, прежде всего, резким повышением мышечного тонуса, учащением пульса, замедлением пищеварения. Из-за того, что кровь отливает от мозга, человек начинает хуже соображать, может возникнуть тошнота и обморочные состояния.

У маленьких детей в возрасте до двух лет стресс проявляется капризностью, отказом от еды, нарушениями сна. В более старшем возрасте к этим симптомам добавляются нарушения поведения, при которых ребенок ведет себя несоответственно возрасту, становится требовательным, раздражительным, необщительным. Также признаки стресса у дошкольников включают в себя появление несвойственных ранее фобий, дефектов речи, агрессии.

Дети младшего школьного возраста, оказавшись в стрессовой для них ситуации, проявляют повышенную утомляемость, что негативно сказывается на успеваемости, жалуются на головные боли и боли в животе, могут намеренно причинять себе вред. Все это обычно усугубляется агрессией по отношению к окружающим, заниженной самооценкой, нестабильным настроением, ухудшением функции памяти и внимания. Нередко у детей возникают нервные тики и нарушения речи.

Что касается подростков, у них стресс проявляется также довольно разнообразно. Как правило, типичными признаками такого состояния является непослушание, вызывающее поведение, агрессия, необщительность, потеря аппетита, нарушения сна. Ребенок может задумываться о суициде, считать себя непонятым, потерять интерес к ранее любимым занятиям.

У взрослых людей проявления стрессового расстройства практически те же. Это могут быть как психоэмоциональные симптомы, связанные с повышенной раздражительностью, снижением функции памяти и внимания, подавленным настроением и т.д., так и соматические симптомы – мигрени, боли в кишечнике, мышечные боли, кожные высыпания и т.д.

Таким образом, стресс неизбежно оказывает определенное влияние на поведение, физическое и психическое состояние людей вне зависимости от пола и возраста. Можно выделить следующие общие признаки стресса:

  • возникает неадекватная реакция на любую нестандартную и сложную ситуацию;
  • раздражительность, беспричинный смех и прочие проявления повышенной возбудимости;
  • неконтролируемое поведение;
  • снижение физической и умственной активности, приводящее к неуспеваемости в учебе или на работе;
  • нарушения сна и аппетита;
  • критичность;
  • подавленное настроение жалость к себе;
  • снижение общего иммунитета, вследствие чего развитие различных заболеваний организма и обострение хронических патологий, таких как язвенная болезнь, гастриты и т.д.;
  • головные боли;
  • возможно пристрастие к спиртному или наркотикам;
  • при всем этом человек, испытывающий стресс, утверждает, что не в силах как-то изменить ситуацию и отказывается предпринимать какие-либо попытки наладить собственную жизнь.

Профилактические меры

Профилактика стресса на самом деле не представляет собой ничего сложного, а значит, каждый человек в силах избежать его негативных последствий. Существует целый ряд доступных методов, регулярное использование которых принесет пользу всему организму. Частые прогулки на свежем воздухе – отличная профилактика стресса, доступная каждому.

Ведение дневника и составление списков – это метод, который позволит структурировать собственные мысли и быстрее найти оптимальное решение в сложившейся ситуации

При переутомлении и эмоциональном истощении восстановить энергию и силы организма может небольшое путешествие, поход, общение с приятными людьми в неформальной обстановке. Профилактика стресса будет особенно эффективной, если регулярно применять особые релаксационные техники, дыхательные упражнения, расслабляющие ванны. Очень важно для борьбы со стрессом найти интересное хобби.

Умеренная, но регулярная физическая активность так же может стать отличным помощником. Ну и, конечно же, консультации с психологом и применение аутотренинговых методик.

Все эти меры позволят избежать тяжелого стрессового состояния или как минимум снизить иго негативное влияние. Если победить недуг самостоятельно не получается, лучше всего обратиться к профессионалам, которые научат находить позитивные стороны в любых ситуациях, контролировать собственные эмоции и поведение.

Образ жизни заключается в повседневной реальности, которая продолжается с утра и до вечера в течение всей жизни. В число составляющих релаксационного и активного образа жизни входят трудовой день, особенности питания, занятия спортом, сон и отдых, отношения, реакция на возникающие стрессовые факторы. Все это влияет на качество образа жизни субъектов - в зависимости от них он может быть как активным, так и пассивным, нездоровым. Лечение заключается в коррекции реакции на стрессовые ситуации, которые происходят с современными людьми почти каждый день.

Расслабление помогает снять нервное напряжение

Чтобы спокойно воспринимать стрессовые факторы, а не избегать их, необходимо изменить свои главные жизненные принципы. Потребуется сделать так, чтобы сосредоточенность и расслабление стали занимать в жизни значительное место. Каждый человек имеет способность к ауторегуляции, то есть может сознательно изменять процессы в организме, овладев специальными методиками снятия напряжения.

Виды профилактики

В психологии методы профилактики стресса кратко делятся на 5 разновидностей:

  • расслабление;
  • сосредоточение;
  • «переделка» дня, направленная против стресса;
  • оказание срочной помощи при стрессе;
  • аутоанализ стресса.

Любой способен овладеть этими методами для развития стрессоустойчивости, даже пожилые люди, однако заниматься упражнениями необходимо на добровольной основе. Рассмотрим методы избавления от стрессовых состояний более подробно.

Релаксация

Психокоррекция напряжения осуществляется благодаря релаксации. Она представляет собой психопрофилактику стресса. Если человек заблаговременно освоит ее методы, он в нужный момент сможет снизить накал неприятных эмоций и депрессии. Такая психопрофилактика требует постоянности — выполнять задания для привития навыков необходимо регулярно.

Чтобы выполнять упражнения, необходимо пустое помещение, где нет посторонних людей. Цель занятий - добиться, чтобы мышцы полностью расслабились.

Психическая ауторелаксация приводит к состоянию, напоминающему пустоту. Во время этого периода мозг отдыхает.

Есть немало методов избавления от стрессового состояния для достижения релаксации:

  • Лягте и пребывайте в таком положении в течение 2 минут с закрытыми глазами. Представьте комнату, в которой вы лежите. Мысленно прогуляйтесь по ней, а затем совершите путь по всему телу.
  • Наблюдайте за тем, как вы дышите. Заметьте, что выдыхаемый воздух теплее, чем тот, что вы вдыхаете. Сконцентрируйтесь на процессе дыхания на пару минут, отгоняя все посторонние мысли.
  • После легкого вдоха задержите дыхание, напрягите на 5–6 секунд все тело, после чего начните выдыхать и расслабьте мышцы. Данное упражнение на преодоление психоэмоционального напряжения повторите 3 раза. Далее идут упражнения, предназначенные для тех или иных частей тела.
  • Напрягите каждую мышцу ног на несколько секунд, после чего расслабьтесь и повторите подобное мышечное напряжение еще 3 раза. После этого 3–4 минуты полежите спокойно, ощущая, как ноги становятся тяжелыми. Постарайтесь не воспринимать звуки, доносящиеся из реального мира, однако регистрируйте их в своем сознании. Это же касается и мыслей.
  • Затем последовательно напрягайте и другие группы мышц. После этого мысленно сконцентрируйтесь на своем теле, чтобы убедиться, что напряжение полностью его покинуло. Если это не так, повторите профилактику на нужные части тела.

Как только вы выполните все упражнения, глубоко вздохните, задержите дыхание, напрягитесь и расслабьтесь, совершая выдох. Спокойно полежите на спине, ровно дыша. Вы почувствуете, как внутренне успокоились. Профилактика стресса подарит вам силы, чтобы справиться с любым стрессовым фактором.

Такие методы профилактики наполняют энергией, силой и бодростью.

С течением времени при условии регулярности «тренировок» вы сможете быстро достигать состояния полной расслабленности тела, когда ситуация этого потребует. Методы избавления от стрессового состояния требуют постоянного выполнения.

Концентрация

Стресс и депрессия имеют непосредственное отношение к неумению сконцентрироваться. Особенно этому подвержены люди, которые стараются выполнять несколько дел одновременно, не в силах сосредоточиться на чем-либо одном. В результате в конце дня человек чувствует сильнейшее психическое истощение. Чтобы избежать таких ситуаций, потребуются регулярные упражнения на концентрацию. Преимущества такой профилактики стресса состоят в том, что проводить ее можно перед сном, после работы, перед учебой.

Рассмотрим эффективное упражнение на концентрацию. Постарайтесь, чтобы при его выполнении вас никто не отвлекал - желательно проводить занятия в тихой и пустой комнате:

  • Сядьте на твердый стул боком к его спинке, примите удобное положение. Руки лежат на коленях, глаза закрыты в течение всего упражнения, чтобы сосредоточенность не прерывалась визуальными отвлекающими факторами. Дыхание спокойное, через нос. Думайте про то, что выдыхаемый воздух теплее, чем вдыхаемый.
  • Далее вы можете сконцентрироваться на неспешном растянутом счете до 10. Если вы заметили, что отвлеклись, то начните счет заново. Считать необходимо 4–5 минут. Этому «образовательному» способу можно обучить и ребенка.
  • Другой вариант профилактики - сосредоточиться на слове. Подумайте о слове, с которым у вас возникают приятные ассоциации, это может быть ласковое прозвище от близких людей, вкусное блюдо или цветы. Первую половину слова нужно мысленно проговаривать, совершая вдох, а оставшуюся часть - на выдохе. Данное слово с течением времени превратится в специальный «якорь» - после того, как вы подумаете о нем, вы ощутите, что расслабились и готовы встретиться с любой стрессовой ситуацией.

Длительность упражнения - 5–6 минут. После того как оно завершено, мягко проведите пальцами по векам, медленно откройте глаза, осмотрите комнату. Зафиксируйте, что вы стали гораздо более сосредоточенными.

Подобная профилактика - незаменимый помощник в случаях, когда вам срочно нужно что-то вспомнить (фамилию человека, определенное слово или то зачем вы пришли в другую комнату). Уже через несколько секунд забытое появиться у вас в памяти.

Переделка дня, направленная против стресса

Если на работе у вас выдался неудачный день, в результате чего настроение оказалось полностью испорченным, то данные рекомендации помогут вам успокоиться и не нести негатив в семью, к близким людям. Чтобы избежать таких ситуаций, существуют методы избавления от стрессовых состояний:

  • Удобно устройтесь в кресле, после чего просто посидите.
  • Сварите кофе, заварите чай. Во время этой профилактики постарайтесь отогнать все мысли о своих делах и обязанностях. Растяните процедуру на 8–10 минут.
  • Для борьбы со стрессом возьмите наушники и включите любимую музыку. Полностью сконцентрируйтесь на мелодии, позабыв про остальной мир.
  • Когда вся семья в сборе, посидите рядом с ними, обсудите какие-нибудь вещи. Не стоит пытаться разрешить свои проблемы в уставшем состоянии, так как в этом случае у вас ничего не получится. Решения обычно посещают людей, когда они находятся в спокойном, отдохнувшем состоянии.
  • Примите теплую ванну, проделав несколько упражнений на дыхание. Глубоко вздохните, после чего опустите лицо в воду (кроме глаз) и медленно выдохните. Делать вдох нужно с сопротивлением, не спеша. В это время мысленно представляйте, как весь негатив, скопившийся за день, начинает исчезать. Этот метод позволяет расслабиться даже после самого сильного стрессового дня.
  • Не торопясь, прогуляйтесь по тихим, безлюдным улицам, наслаждаясь свежим воздухом.
  • Совершите 15-минутную пробежку.

Приготовление кофе поможет отогнать усталость

Как помочь самому себе в стрессовой ситуации

Стрессовая ситуация может возникнуть и по объективно несерьезным причинам - капризы детей, критика (даже конструктивная) от начальника. Для профилактики стресса нужно мысленно дать себе команду «Стоп!» - это затормозит дальнейшее развитие негативного состояния и разовьет навыки психического контроля.

Далее следует выполнить способы профилактики стресса из ниже представленных, чтобы в критическую минуту иметь возможность расслабиться, начать соображать на трезвую голову и избежать ситуации потери контроля над собой:

  • Медленно через нос дышите. Когда вы сделали вдох, задержите дыхание, а затем неспешно выдохните. В течение выдоха необходимо представлять, как он уносит с собой все возникшее напряжение.
  • Это упражнение длится в течение минуты. Необходимо расслабить и опустить плечи, избавиться от напряжения в уголках рта. Следует провести глубокое дыхание и полностью расслабить лицевые мышцы, поскольку наша мимика и выражение лица влияют на внутреннее состояние.
  • Осмотрите обстановку, в которой вы на данный момент находитесь. Присмотритесь даже к самым незначительным мелочам. Мысленно передвигайтесь от одного предмета к другому, проговаривая их названия и определения - «синие шторы», «деревянный стол», «старый ковер». Такая последовательная концентрация на предметах позволит вам отвлечься.
  • Покиньте то помещение, где вы почувствовали неприятные эмоции. Прекрасно, если есть возможность выйти на улицу, оставшись в одиночестве. Как и в предыдущем упражнении, осмотрите обстановку, природу, находящиеся рядом дома и строения.
  • Сделайте наклон вперед. Постарайтесь полностью расслабиться, при этом руки, плечи и голову необходимо свесить вниз. Делайте спокойные глубокие вдохи и выдохи в течение пары минут. При поднятии будьте осторожны, чтобы не почувствовать головокружение. Это результативное средство для борьбы с негативными мыслями.
  • Отвлекитесь на какое-нибудь занятие - на уборку, мытье посуды. Эти упражнения - эффективный способ справиться со стрессом, поскольку физический труд всегда отвлекает от неприятных переживаний.
  • Послушайте любимую успокаивающую музыку, полностью сосредоточившись на ней.
  • Побеседуйте с кем-нибудь на нейтральные темы. Если рядом с вами никого не оказалось, позвоните близким друзьям, родственникам.
  • Сделайте дыхательную гимнастику.

Профилактика стресса в первую очередь направлена на формирование и развитие стрессоустойчивости - способности человека переносить значительные нагрузки без вредных последствий для здоровья.

После этой профилактики стресса вы полностью успокоитесь и сможете продолжать рабочую или любую другую деятельность.

Как анализировать пережитый стресс

Поскольку у каждого человека проявляющиеся стрессовые состояния индивидуальны, важно определить свои личные реакции на подобные ситуации и причины их возникновения. Это позволит вам найти самый подходящий для вас способ справиться со стрессом, составить эффективную профилактику таких переживаний.

Заведите дневник, в который вы будете ежедневно вносить записи о том, когда вы обнаруживали у себя стрессовое состояние, при каких обстоятельствах оно появлялось у вас, каковы его причины. Заполнять дневник рекомендуется перед сном - так вы сможете легко и быстро вспомнить все важные детали.

Через несколько недель проанализируйте свои записи, чтобы определить, что конкретно в вашем случае вызывает стресс. Ему способствуют определенные повторяющиеся ситуации - именно на них необходимо обратить свое внимание. Составьте план или памятку на преодоление стрессовой ситуации для ее предупреждения.

Чаще всего к признакам стресса относятся отсутствие концентрации, сжатие челюстей, рассеянность, повышенная раздражительность, постоянное плохое настроение, отсутствие спокойного сна, высокая утомляемость, тревожность, неуемный аппетит или его отсутствие, проблемы с пищеварением, головные боли. Профилактика стресса позволит избавиться от подобных симптомов.

После анализа записей вы сможете выяснить, когда вы чувствуете стресс, при каких обстоятельствах, что именно вам мешает вести полноценную счастливую жизнь, какую профилактику для избавления от негативных состояний необходимо проводить.

Часть III. Профилактика стресса. Управление стрессом

Что такое стресс?

Профессия педагога сопряжена с большим количеством стрессов. Стрессовые ситуации могут возникнуть в любое время в общении с детьми, администрацией, родителями, представителями различных организаций. Исследования, проведенные на выборке учителей начальных классов английских школ, показали, что более 72% учителей испытывали в своей работе стресс средней степени и 23% учителей испытывали сильный стресс (FontanaD., 1995).

Так что же такое стресс?

Г. Селье (1979) определял стресс как уровень изношенности нашего организма, и, как многие другие исследователи, связывал его с напряжением. Как правило, стресс — это состояние организма, вызванное длительным действием процесса повышенного возбуждения. Психологический словарь (1998, с. 371) дает такое определение данного понятия: «Состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях, как в повседневной жизни, так и в особых обстоятельствах». Это психическое или физическое напряжение, вызванное физическими, эмоциональными, социальными, экономическими или профессиональными обстоятельствами, событиями или опытом, с которым сложно справиться и сложно его переносить (ColmanA.M., 2001).

По мнению Д. Гринберга (2004), причиной стресса является стрессор, или стимул, который может «запустить» в действие реакцию борьбы или бегства. Стрессором может оказаться как эмоциональное состояние (гнев, страх), так и внешние факторы (запахи, шум). Специалисты считают, что большая часть стрессоров связана не с производственной деятельностью человека, а с его обыденной жизнью. Однако люди зачастую приносят свои проблемы на работу, где, в свою очередь, прибавляются факторы профессиональной деятельности (Сергаев С. И., 2002).

Г. Деслер (1997) выделяет два основных источника производственного стресса: факторы окружающей среды (учебная нагрузка, безопасность, количество учеников) и персональные факторы (работоспособность, терпение, здоровье). Но независимо от того, что же явилось источником стресса, в результате послестрессовых нарушений нервной деятельности (Съедин С.И., 2002; SutherlanolS., 1995) могут возникнуть многие заболевания: инфаркт, инсульт, психические болезни и др. Конечно, воздействие одного и того же стрессора может оказаться различным в разных ситуациях и на разных людей.

Стрессогенность различных событий определяется их предсказуемостью (непредсказуемостью) и возможностью (невозможностью) контролировать ситуацию. Однако важны не сами события, а то, насколько они тронули нас (Глейтман, 2001).

По шкале стрессогенности событий (HolmesandRahe, 1967) наибольший стресс вызывают такие жизненные события, как смерть супруга(и), развод, тяжелая травма или болезнь, вступление в брак, увольнение с работы и др. А шкала повседневных проблем (LazarandandFolkman), вызывающих стресс, представляет собой перечень таких событий, как ухудшение здоровья одного из членов семьи, повышение цен на товары, домашние хлопоты и др.

Специалисты (Г. Глейтман) считают, что люди, которые получают поддержку от социального окружения (друзей, семьи), переживают любой стресс с меньшими потерями.

А лица, состоящие в полноценном браке и других социальных взаимоотношениях, обладают большей сопротивляемостью болезням по сравнению с теми, кто разведен или одинок. Учителя, имеющие хотя бы одного друга среди коллег, также менее подвержены стрессу (FontanaD., 1995).

Однако стресс не всегда является вредным для человека. Некоторые стрессовые ситуации играют положительную роль в нашей жизни. Порой они вносят необычные яркие краски в серые будни нашего существования. Преодолевая стрессовые ситуации, мы чувствуем себя на высоте, с гордостью рассказываем своим друзьям и коллегам, например, о приобретенном опыте поведения в экстремальных ситуациях. Иногда, находясь под влиянием стресса, люди пересматривают свои убеждения, жизненные позиции, меняют взгляды на происходящие события и отношения к близкому окружению, что может способствовать дальнейшему личностному росту или обеспечению жизненной безопасности. Стрессы — это неотъемлемая часть нашей жизни, и их не всегда удается избежать. Поэтому наряду с проведением профилактических мер по предотвращению стресса стоит научиться справляться с собой в ситуациях, которые неизбежны.

Профилактика стресса. Управление стрессом

Психолог, работающий в детском саду или в школе, часто вынужден называть педагогам помощь в ситуациях, вызвавших у них стресс. Причем первоочередной задачей психолога является осуществление профилактической работы. Так, для профилактики стрессовых ситуаций С.И. Сергаев предлагает следующие способы:

1. Действия самих сотрудников: создавать приятные отношения со всеми коллегами, устанавливать реалистические сроки для исполнения важных проектов, ежедневно находить время, чтобы расслабиться, иногда ходить пешком, не откладывать работу с неприятными проблемами, «не откусывать больше, чем можно съесть», и др.

2.Мероприятия работодателя для сотрудников: выявление факторов риска и отклонений здоровья, внедрение программы физических упражнений, проведение социальных и культурных мероприятий и др.

3. Меры по совершенствованию управления организацией (создание сотрудникам, испытывающим стресс, определенной обстановки на рабочем месте): исследование причин возникновения стресса, изменение служебных обязанностей сотрудника, проведение обучения, установление гибкого графика, улучшение условий труда и др.

Исследования Д. Фонтана и К. Абоусерие (FontanaD., 1995) выявили положительную связь между высоким уровнем предрасположенности к стрессу и нейротизмом и интроверсией у учителей начальных классов и среднего звена. Оказалось, что чем выше интроверсия и нейротизм, тем в большей степени педагоги подвержены стрессу . Стресс также часто встречается у учителей, которые в своей профессиональной деятельности стремятся всегда и во всем быть безупречными (Kyriacou, 1982).

Д. Фонтана (1995) дает пять советов учителям по управлению стрессом .

Совет первый. Определите, относитесь ли вы к группе риска (о которой написано выше). Если да, то в любой экстремальной ситуации научитесь решать, что вы можете сделать, а что просто не в ваших силах или компетенции. Научитесь смеяться над собой в тех ситуациях, где вы допустили небольшую оплошность. Чувство юмора всегда помогает снизить напряжение. А умение посмеяться над собой безо всякого смущения свойственно людям, которые умеют ценить себя и которые свободны от внутреннего конфликта. Конечно, они стараются изменить вещи в желаемом направлении, если это возможно, но в то же время они способны быть гибкими.

Совет второй. Учитесь наблюдать за собой и осознавать, почему определенные события вызывают в нас напряжение, печалят или раздражают. Попробуйте составить список подобных ситуаций. Например: «6 „а“» класс с его отвратительным поведением вызывает во мне гнев… Иванов Петя, когда молчит у доски по 5 минут, выводит меня из терпения…»

Конечно, мы не обладаем такой кнопкой, нажатием которой 6 «а» или Иванов Петя «запускают» гнев или наше нетерпение. Реакция на события целиком и полностью зависят только от нас. 6 «а» действительно может шуметь на уроке, но только мы можем решить, как реагировать на это: гневом или умением держать себя в руках. Каждый учитель может заранее смоделировать такую ответную реакцию на возможное, предполагаемое стрессовое воздействие, что, безусловно, облегчит его жизнь.

Совет третий. Иногда люди принимают слова и действия других на свой счет, хотя для этого нет никаких веских оснований. Дети из 6 «а» ведут себя так, потому что это вошло у них в привычку, потому что приходят после урока физкультуры и т. д., а не потому, что они не уважают учителя. Будьте более реалистичны, и прежде чем обидеться или рассердиться на кого-то, разберитесь, действительно ли люди хотели обидеть вас.

Совет четвертый. В стрессовых ситуациях старайтесь сконцентрировать свое внимание на проблеме, а не «застревать» на собственных отрицательных эмоциях. Попытайтесь найти альтернативные способы решения и выберите из них то, что считаете более приемлемым.

Совет пятый. Занимайтесь профилактикой стрессовых состояний: читайте книги, выполняйте простые релаксационные упражнения. А если вы находитесь в состоянии стресса, то не копите отрицательные , поделитесь проблемами с коллегами, с близкими людьми.

А вот рекомендации М. Беркли-Ален (1997, с. 193-194), с которыми мы подробно знакомим участников тренинга (день третий):
1. Увеличьте на полчаса свой обеденный перерыв (естественно, с разрешения начальника).
2. Сделайте себе небольшой подарок (букет цветов, билет в театр или на спортивное соревнование, поужинайте в ресторане).
3. Разрешите себе побыть некоторое время в одиночестве.
4. Найдите время с удовольствием заняться своим любимым делом.
5. Позвольте себе полдня провести за «ничегонеделанием».
6. Займитесь тем, чем вы давно уже хотели заняться, но на что никогда не хватало времени.
7. В выходной позвольте себе подольше поспать.
8. Похвастайтесь перед другом или родственниками своими достижениями.
9. Потратьте некоторую сумму из своих сбережений и купите себе какую-нибудь безделушку.

Специалисты рекомендуют для снятия эмоционального напряжения стремиться к снижению мышечного напряжения. Так, Г.С. Беляев, В.С. Лобзин, И.А. Копылова (1997) отмечают, что мышечная деятельность связана с эмоциональной сферой и мышечное напряжение является внешним проявлением неприятных эмоций (страха, гнева и др.). Соответственно, расслабление мышц — это внешний показатель положительных эмоций, состояния общего покоя, уравновешенности, удовлетворенности.

Расслабление мышц (релаксация) имеет двоякое физиологическое значение, так как является как самостоятельным фактором снижения эмоциональной напряженности, так и вспомогательным фактором подготовки условий для переходного состояния от бодрствования ко сну. Авторы считают, что подобные упражнения помогают тренировать подвижность основных нервных процессов и особенно полезны нерешительным, тревожно-мнительным, склонным к длительным переживаниям людям. Для того чтобы перейти в состояние физического и душевного покоя, достаточно регулярно выполнять упражнения для кистей рук и мышц лица (маски релаксации ). Надо отметить, что такие упражнения не отнимают много времени и, как правило, нравятся педагогам, поэтому мы рекомендуем освоить некоторые из них в течение тренинга (день второй).

Чтобы релаксационные упражнения были более эффективными, следует выполнять три основных правила:
1. Перед тем как почувствовать расслабление, необходимо напрячь мышцы.
2. Напряжение следует выполнять плавно, постепенно, а расслабление — быстро, чтобы лучше почувствовать контраст.
3. Напряжение следует осуществлять на вдохе, а расслабление — на выдохе.
Таким образом, алгоритм релаксации мышц может быть следующим:

  • вдох — медленное напряжение мышц;
  • небольшая задержка дыхания — максимальный уровень напряжения;
  • выдох — расслабление мышцы или группы мышц.

Маски релаксации для мышц лица.

1. Маска удивления. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно поднять брови так высоко, как это только возможно. На высоте вдоха задержать на секунду дыхание и опустить с выдохом брови.
2. Маска гнева. И.П: сидя, стоя, лежа. С медленным вдохом постепенно нахмурить брови, стремясь сблизить их как можно более сильно. Задержать дыхание не более чем на секунду, с выдохом опустить брови.
3. Маска поцелуя. И.П: стоя, сидя, лежа. Одновременно со вдохом постепенно сжимать губы («куриная гузка» или амбушюр трубочкой). Довести это усилие до предела. Зафиксировать усилие, на секунду задержать дыхание, со свободным выдохом расслабить круговую мышцу рта.
4. Маска смеха. И.П: стоя или сидя. Попеременно сжимать и разжимать зубы, сжимать постепенно, разжимать резко, давая нижней челюсти чуть отвалиться. Чередовать вдохи и выдохи соответственно движениям жевательных мышц. Можно выполнять упражнение с жевательной резинкой.
И.П.: стоя, сидя или лежа. Чуть прищурить глаза, со вдохом слегка сжать губы и поднять углы рта — маска смеха, с выдохом — расслабить напряженные мышцы.
5. Маска недовольства. И.П.: стоя, сидя, лежа. С вдохом — энергично, но постепенно сжать губы, поджать мышцы подбородка и опустить углы рта — с выдохом — расслабить мышцы лица.

Упражнение для круговых мышц глаз.

  • И.П: голова на подушке или на спинке кресла. Сидя или лежа, с медленным вдохом мягко опускать веки, постепенно наращивать напряжение главным образом за счет круговых движений глаз. Прикрыв веками глаза, начать их жмурить как можно сильнее. После максимального зажмуривания — секундная задержка дыхания, после чего со свободным выдохом опустить веки.
  • И. П: сидя или стоя. Приложить язык к корням верхних зубов (в положении звука «т», «д»). Постепенно, одновременно со вдохом, упираться кончиком в верхние зубы. Затем краткая задержка дыхания. Одновременно зафиксировать напряжение. Свободный выдох через рот. При таком выдохе расслабленный язык станет немного вибрировать.

Каждое упражнение выполняется по нескольку раз.
Для снятия нервно-мышечного напряжения, кроме использования упражнений на релаксацию желательно учитывать следующие рекомендации:
1. Даже в самой ужасной ситуации можно найти положительные моменты.
2. Пользуйтесь правилом Скарлетт О’Хара: «Я не стану волноваться сегодня. Я буду волноваться по этому поводу завтра».
3. Постарайтесь с сегодняшнего дня любить себя чуть больше, чем раньше.
4. Даже в самом плохом расположении духа постарайтесь устроить себе маленький праздник, и душевная разрядка наверняка наступит.
5. Не впадайте в неподвижность, если попали в беду: не сидите у окна, двигайтесь, рассказывайте окружающим о случившемся. В одиночку победить стресс трудно!
6. Алкоголь — не лучший способ расслабиться. Он лишь на время помогает избавиться от мрачных мыслей (Съедин С. И., 2002).

Кроме того, каждый из нас может найти собственные рецепты, которые будут подходить только ему и никому больше. Наверное, стоит положиться на интуицию, попробовать поэкспериментировать и изобрести такое «лекарство». Конечно, оно тоже не будет идеальным и универсальным, но даже если оно поможет хоть несколько раз, это сделает каждого из нас немного счастливее.

Продолжение следует…


По книге Мониной Г. Б., Лютовой-Робертс Е. К. «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)»

Стрессовая реакция вызывает в организме обычным рефлекторным путем естественное ответное действие. Наш сегодняшний «естественный» образ жизни с его «привычным» дефицитом движений не дает стимула для активного ответного действия. Для нас все более и более привычной в подобных ситуациях становится реакция «ухода от ситуации». И это сочетание неадекватного образа жизни с биохимической и гормональной реакций на стресс может привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья.

В течение долгого времени бытовало мнение, что реакция тревоги является непредсказуемой и небезопасной и по-другому человек не может реагировать на стресс. Однако многолетний опыт свидетельствует: гораздо полезнее, используя резервные возможности организма, овладеть методам сознательной и активной саморегуляции. Это позволит реагировать на стресс более спокойно. Это означает - научиться управлять стрессом вопреки естественной автоматической реакции и отвечать на него ауторегуляционно, или, как говорят медики, релаксационно.

Можно выделить четыре основных метода профилактики стресса с помощью ауторегуляции:

1. релаксация,

2. противострессовая "переделка" дня,

3. оказание первой помощи при остром стрессе

4. и аутоанализ личного стресса.

Использование этих методов при необходимости доступно каждому.

Релаксация

Релаксацией называется состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе.

Каким же образом действует релаксация на состояние стресса. Автоматическая реакция тревоги состоит из трех последовательных фаз (согласно теории Г. Селье):

1) импульс,

3) адаптация.

Иными словами, если наступает адаптация, то стрессовое состояние вскоре идет на убыль - человек, так или иначе, успокаивается. Если же адаптация нарушается (или вообще отсутствует), то возможно возникновение некоторых психосоматических заболеваний или расстройств.

С помощью релаксации человек в состоянии вмешиваться в любую из трех фаз стресса. Тем самым можно помешать воздействию стрессового импульса, задержать его или (если стрессовая ситуация еще не наступила) ослабить стресс, предотвратив тем самым психосоматические нарушения в организме. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация peгулирует настроение и степень психического возбуждения. Это позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Физиология релаксации

Было проведено тестирование добровольцев, имеющих достаточный опыт использования методов релаксации. Измерялись пульс, кровяное давление, регистрировались электроэнцефалограмма (биоэлектрические колебания, связанные с активностью мозга), уровень потребления кислорода и выделения углекислого газа, а также уровень лактата (молочной кислоты) в крови. При сравнении данных были получены следующие результаты. Пульс становился реже, дыхание успокаивалось, потребление кислорода снижалось в среднем на 16 % (с исходным 251 см/мин до 211 см/мин), уменьшалось количество выделяемого углекислого газа. Электроэнцефалограмма показала успокоение, проявлявшееся в увеличении количества альфа-волн. В ходе релаксации снижался уровень лактата в крови. Интересно отметить, что по окончании релаксации уровень лактата в крови оставался пониженным в течение некоторого времени, а затем довольно медленно возвращался к исходному. Данные этих замеров согласуются с опытом многих людей, которые утверждают, что после релаксации в течение определенного времени они чувствуют себя спокойными и уравновешенными.

Объясняется это сравнительно просто. Дело в том, что источником лактата является гладкая мускулатура. Естественно, при релаксации мышц она вырабатывает гораздо меньшее его количество, что, в свою очередь, благоприятно для здоровья. Эти объективные показатели, полученные в результате измерений, еще раз доказывают, что релаксация снижает активность симпатической нервной системы, в то время как при стрессе активность резко возрастает.

Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко - для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Правда, есть все же одно непременное условие - мотивация , каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию.

Разумеется, релаксация не решит всех забот и проблем, но, тем не менее, ослабит степень их воздействия на организм, что очень важно. С помощью релаксации невозможно устранить негативные воспоминания или впечатления, хранящиеся в подсознании, не надо ждать какого-то особенного, чудодейственного эффекта. Но благодаря релаксации можно активно бороться со стрессами.

При регулярности занятий релаксационные упражнения; постепенно становятся привычкой и ассоциируются с приятными впечатлениями. Естественно, что эти впечатления возникнут не сразу - для овладения физической и психической саморегуляцией требуются усердие, упорство и терпение

Противострессовая "переделка" дня

Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему - наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: возвратившись домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию. Вот несколько рекомендуемых способов релаксации за 10 минут.

2. Сядьте в кресло, расслабьтесь и спокойно отдохните. Или же сядьте поудобнее на стул и примите релаксационную «позу кучера».

3. Заварите себе крепкого чая или сварите кофе. Растяните их на 10 минут, старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.

4. Включите магнитофон и послушайте свою любимую музыку. Наслаждайтесь этими чудесными мгновениями. Постарайтесь полностью погрузиться в музыку, отключившись от ваших мыслей.

5. Если ваши близкие дома, выпейте чай или кофе вместе с ними и спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости, разбитости это очень трудно, а порой невозможно. Выход из тупикового положения вы сможете найти после того, как пройдет немного времени и спадет напряжение трудового дня.

6. Наполните ванну не очень горячей водой и полежите в ней. В ванне проделайте успокаивающие дыхательные упражнения. Сделайте глубокий вдох через сомкнутые губы, опустите нижнюю часть лица и нос в воду и сделайте очень медленный выдох. Постарайтесь выдыхать как можно дольше (выдох с сопротивлением). Представьте себе, что с каждым выдохом общее напряжение, накопившееся за день, постепенно спадает.

7. Погуляйте на свежем воздухе.

8. Наденьте спортивный костюм, кроссовки и побегайте эти 10 минут. Очень важно, чтобы инициатива таких «переделок» дня исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий период времени мы забываем о своих домашних обязанностях и попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову на решение всех домашних проблем потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.

Первая помощь при остром стрессе.

Если же вы оказались в стрессовой ситуации неожиданно (вас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у вас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе «СТОП!», чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе. Что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой "инвентаризации". Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) « по косточкам», как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойно. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью - все, равно, какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода - помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, и прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить вам свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

Ауторегуляция дыхания.

В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. Дыхание становится затрудненным и тяжелым при физическом напряжении или в стрессовой ситуации. И наоборот, при сильном испуге, напряженном ожидании чего-то люди невольно задерживают дыхание (затаивают дыхание). Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического, таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота. Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его.

Мы не будем подробно рассказывать здесь о том, какие дыхательные упражнения существуют (их легко найти в литературе), но приведем следующие выводы:

1. С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

2. При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с так называемым нормальным автоматическим дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

3. Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

4. Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Таким образом, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

5. Ритмичное дыхание успокаивает нервы т психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения - важен ритм.

6. От правильного дыхания в значительной мере зависит здоровье человека, а значит, и продолжительность жизни. И если дыхание является врожденным безусловным рефлексом, то, следовательно его можно сознательно регулировать.

7. Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни. Попробуйте заняться каким - либо любым другим видом деятельности, чтобы побыстрее забыть стрессовую ситуацию. Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка - словом любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но, опять же, не переусердствуйте.

Стресс не считается заболеванием, это ответная реакция на раздражающие факторы. При этом воздействие может быть позитивным или негативным. Профилактика стресса – это защита и решения возникших сложностей.

Стресс окружает человека постоянно, став привычным явлением. Умеренная реакция на него приносит пользу, она позволяет всегда находиться в тонусе. Психика человека страдает от неправильных реакций, ведь длительное воздействие негативных факторов провоцируют нервное расстройство, перерастающее в Он вызывает серьезные перегрузки, снижающие защитные силы организма.

Профилактика состояний

Стресс и его профилактика – область, интересующая не только психотерапевтов и психологов, но и обычных людей. Частые нервные перегрузки провоцируют появление у человека таких качеств, как повышенная тревожность, апатия, слабость, нерешительность, панические состояния.

Всё это приводит к истощению организма, существенному снижению иммунитета. Чтобы избежать таких негативных последствий, следует применять методы профилактики, ведь избежать проблемы всегда проще, чем лечить полученные заболевания.

Психопрофилактика представляет собой систему методов управления стрессом. Они позволяют определить , найти способы снятия лишнего напряжения, предотвратив таким образом наступление стадии истощения.

Что такое стрессовый и нестрессовый образ жизни

Выбирая методы профилактики стресса, следует понимать, что такое правильный образ жизни. С одной стороны, факторы, вызывающие напряжение, окружают человека постоянно. Важно отношение человека к этим факторам, которое и определяет его образ жизни.

Стрессовый стиль жизни характеризуется следующими показателями:

  • состояния, которые можно назвать хроническими (человек постоянно находится в одной или нескольких напряженных ситуациях;
  • длительный период испытывает проблемы в межличностных отношениях, касаемых семьи, коллектива;
  • работа его не устраивает, не нравится, не приносит удовлетворения, но нет возможности поменять ее на более интересную и приятную;
  • человеку постоянно не хватает времени, он нервничает и пытается решить сразу несколько проблем за короткий промежуток;
  • испытывает постоянное беспокойство по поводу предстоящих событий, которые он изначально оценивает негативно;
  • наличие вредных привычек: неправильное питание, курение, прием алкоголя, неактивный образ жизни;
  • зацикленность на одной сфере жизни – социальной, семейной, карьере или полное одиночество;
  • восприятие окружающих людей как врагов, неприятие отношений с противоположным полом, интриганство;
  • считает невозможным для себя хорошо провести время, неумение расслабляться и наслаждаться отдыхом или хобби;
  • выбирает для себя социально заниженную роль, и принимает ее, как данность, не пытаясь ничего поменять;
  • полагает, что жизнь – очень трудна, не умеет подойти к различным ситуациям с юмором, слишком серьезный;
  • встречает все негативные факторы, стрессы, тяжелые и неприятные ситуации пассивно, просто молча страдает, не пытаясь что-то поменять.

Правильный же образ жизни характеризуется следующим образом:

  • человек допускает для себя определенные периоды, когда он может получить долю творческого стресса (при этом он всегда имеет пути отступления, которые приносят расслабление, помогают отвлечься, увидеть ситуацию со стороны);
  • он умеет отстаивать свои принципы, права, потребности, и делает это, относится уважительно ко всем, принимает такое отношение к себе (во взаимоотношениях сохраняет спокойствие и уверенность в себе);
  • доволен своей работой, которая приносит удовлетворение, благодарность и достойное вознаграждение (имеет стимул, который помогает пройти высокие нагрузки; умеет сочетать периоды перегрузок и отдыха);
  • человек старается всегда быть в хорошей физической форме, не имеет вредных привычек, заботится о себе (рационально расходует энергию на те виды деятельности и области, которые приносят удовольствие и удовлетворение);
  • старается не участвовать в ролевых играх, пытается быть собой в любой ситуации, свободно выражает естественные потребности, желания, чувства, не пытаясь оправдаться (избегает напряженных ситуаций, умеет распределять время);
  • умеет находить удовольствие в мелочах, живет полной жизнью, в том числе и сексуальной, наслаждается, ему присуще чувство юмора.

Для профилактики и преодоления стресса важно использовать методы саморегуляции. Они позволяют дать верную оценку происходящему, улучшить противостояние нервным ситуациям, повысить выносливость.

Варианты защиты

Медицинскими работниками и психологами разработаны определенные методы профилактики стресса, которые решают проблемы личностного и организационного характера. К первым относят:

  • активный отдых;
  • самоконтроль поведения;
  • грамотную организацию времени;
  • регулировку времени сна и бодрствования.

Профилактика и преодоление перенапряжения включает в себя следующие индивидуальные меры:

  • отказ от злоупотребления едой, алкоголем;
  • отказ от курения, являющееся основным фактором появления напряжения;
  • занятия спортом, регулярные прогулки, способствующие выработке эндорфинов – гормонов счастья;
  • выделение времени в течения дня для релаксации, медитации;
  • организация своего времени, определение соразмерной ответственности;
  • снижение, устранение причин стресса.

Показала свою эффективность интересная наука об управлении временем – тайм-менеджмент.

Обязателен своевременный и достаточный отдых. Индивидуальные методы профилактики наиболее важны, их человек может применять самостоятельно в процессе жизнедеятельности.

Психопрофилактика и коррекция

Психологическая коррекция стрессовых состояний производится в личной или групповой форме. Основные методы, которые может применять психолог, следующие:

  1. Личностно-ориентированные.
  2. Когнитивные.
  3. Поведенческие.
  4. Музыкальные.
  5. Суггестивные.

Психокоррекционная работа при личностно-ориентированном методе с клиентом проводится индивидуально, при отсутствии посторонних, или в группе, при взаимодействии людей друг с другом. Основные меры психокоррекции, применяемые в этом случае - внушение и убеждение.

Когнитивные методы делают упор на личности, ее логических способностях. Они ориентированы на то, чтобы снять стресс, при этом человек активно в них участвует, познает себя, свое восприятие жизни и окружение, пытается поменять отношение и поведение на оптимистичное в критических ситуациях.

При поведенческой коррекции прорабатывается методика обратной связи в каждой ситуации, которая вызывает у человека нервное напряжение. Используются в работе вербальные символы и описание ситуаций, представление по списку, который разработан заранее.

Суть состоит в том, что человек представляет ситуацию несколько секунд, затем избавляется от возникших ощущений путем релаксации. Через несколько проработок тревога проходит, человек освобождается от страхов, далее прорабатывается более сложная ситуация.

За одно коррекционное занятие работа производится максимум с 3-4 сложными случаями.

Музыкальные методы заключается в воздействии музыки с целью коррекции эмоциональных отклонений, расстройств психики, движений, речи, затруднений в коммуникативном общении. Это один из методов, относящихся к арттерапии. Он применяется совместно с другими методиками.

Главной составляющей любой коррекционной работы являются суггестивные методы, представляющие внушение, доверительные беседы. Они форсируют положительные изменения в отношении пациента как к психологу, так и к беспокоящим ситуациям.


8 способов профилактики

Распространенной разновидностью суггестивных методов является аутогенная тренировка, которая основана на снятии нервного напряжения путем релаксации и целенаправленного самовнушения.

Профилактика стрессов в деловом общении и у подростков

Профилактика стрессов в деловом общении – важная часть разрешения конфликтов, которые порождаются производственным процессом. Чаще всего затрагиваются отношения по вертикали руководитель – подчиненный, но нередки конфликты и между сотрудниками.

Для минимизации нервных ситуаций в коллективе с целью сохранения производительности труда следует организовать антистрессовое подчинение. Оно основано на реализации следующих методов:

  • анализ возможностей работы и продвижения по службе в конкретной компании;
  • обсуждение рабочих вопросов с коллегами и руководителем;
  • налаживание эффективных отношений между сотрудниками и руководителем;
  • важно умение обоснованно отказаться от выполнения работы, которая не по силам;
  • определение полной ясности выполняемого задания;
  • обсуждение невозможности выполнения нескольких дел открыто;
  • кратковременный отдых в течение рабочего дня;
  • анализ причин неудач в работе;
  • разрядка отрицательных эмоций в допустимых вариантах, но не подавление их;
  • недопустимость смешивания личных и деловых отношений.

Профессиональные стрессы представляют небольшую часть всех реакций, воздействующих на человека, хотя и имеют свою специфику. Но физиология их возникновения одна, что позволяет для их ликвидации использовать общие методы профилактики, основанные на ценностях человека, жизненной стратегии, личностных особенностях.

Важное значение имеет профилактика стресса у подростков. Факторов риска ныне немало, а в связи с гормональной перестройкой организма явление стресса в этот период очень сложное. Подростки становятся вспыльчивыми, обидчивыми, у них резко и часто меняется настроение.

Подростковый стресс требует особого внимания со стороны родителей, педагогов, психологов. Упущенная ситуация создает риск угрозы развития и адаптации. Основная помощь должна быть оказана в семье. Она заключается в создании комфортной психологической обстановки, поддержке ребенка, адекватной оценке его возможностей и талантов, минимизации перегрузок.

Лучшим способом научить ребенка справляться с проблемами станет личный пример родителей, их оптимизм, открытость и доверительные отношения с ребенком.

Профилактика дистресса

Дистресс, согласно терминологии физиолога Ганса Селье из Канады, это напряжение, которое провоцирует негативные последствия. По его словам, стресс нужен человеку, и в полностью расслабленном состоянии человек тоже испытывает перенапряжение. Профилактика дистресса предполагает постоянное поддерживание у себя мажорного состояния.

Для этого существует ряд эффективных упражнений, которые следует обязательно вписать в свой режим дня:

  • утренние процедуры, включающие в себя разминку;
  • дыхательные упражнения следует выполнять утром и в течение дня;
  • гимнастика для лица.

Выполнение этих простых правил позволит поддерживать позитивный настрой, который помогает в борьбе с перенапряжением.

Важно знать, что более подвержены влиянию стрессов люди, которые испытывают сильное беспокойство по поводу своей значимости, имеют эгоистичные черты и мало общается с другими людьми. Мажорное настроение проще поддерживать человеку, готовый готов к оказанию помощи другим и ориентирован на успех.

Для успешной профилактики дистресса следует развивать в себе такие черты, как ответственность, умение радоваться за других, честность, доверие к себе и окружающим, общительность. Это позволит избежать многих проблем и жить насыщенной интересной жизнью.