Оно представляет собой структуру целей, начиная с верхнего уровня и заканчивая нижним. Обычно используется для определения целей экономического развития, плана или программы предприятия, или организации.

Началось все в пятьдесят седьмом году прошлого столетия, когда ученый из Америки, именуемый Линкольном Акоффом Расселом стал преподавать способ, позволяющий создавать древовидную структуру. До сих пор она используется, чтобы планировать задачи для деловых людей.

Что такое дерево целей

Под методикой понимается самый эффективный способ планирования своих задач, как в бизнесе, так и в обычной жизни. Сюда относятся общие принципы, которые достаточно просто и легко изучить. Можно сказать, древовидная структура представлена графом, отражающим возможность решить любую задачу:

  • Древовидная структура является стандартной. Его ствол представляет главную задачу, решаемую человеком;
  • Ветви – это тоже задачи, но уже второго уровня, а также последующих.

Структура обычно представляется графически, где на бумаге или компьютере изображают дерево с ветвями. Обычно это перевернутая картинка. Ствол стоит вверху, от него отходят подцели.

Благодаря графику, на котором видна проблема человека, он отлично понимает, что за задача перед ним стоит, какие трудности при ее решении возникнут, что за ресурсы нужно задействовать, чтобы дойти до конечного решения основной задачи.

Граф еще помогает рассчитать время достижения поставленной цели. Хорошо видно на дереве, как взаимосвязаны разные вопросы, решающие одну проблему. Таким методом на сегодняшний день пользуются ученые, менеджеры, бизнесмены, которым нужно достичь определенного решения задачи.

Дерево целей организации: пример

Рассмотрим, какой есть принцип создания дерева:

  • Сначала требуется узнать о том, какими ресурсами и потребностями владеет человек. Бывает, что проблема слишком сложная, поэтому необходимо разбить ее на более мелкие, увидев, какие ресурсы нужно задействовать для их решения;
  • Важна конкретика. Четко следует прописывать, какие шаги нужно предпринять, чтобы достичь конечного решения;
  • Пусть задача будет разбита на подцели. Другими словами, поставив цель, напишите ресурсы для ее достижения. Потом пропишите подцели и то, как их достичь. Проделывать такое деление нужно до тех пор, пока не будет ясно, как решить главную задачу;
  • Все цели должны быть совместимыми. То есть по достижению решения самой последней подцели, решается главная. Если же это не вышло, значит, дополнительные задачи были прописаны неверно;
  • Важно, чтобы дерево соответствовало структуре организации. Получается, что каждый ее отдел решает свою задачу. В итоге после работы всех подчиненных решается основная задача;
  • Декомпозиция. Такой метод позволяет построить сначала подцели, а потом, решая их прописать главную проблему. Так можно увидеть, насколько оптимальным будет достичь решения общей задачи.

Далее увидим реальную возможность достижения денежного дохода на примерепостроения дерева. Сначала построим граф, поставив основной вопрос, заключающийся в успешном достижении денежной работы.

Достигается данный вопрос благодаря следующим трем подцелям:

  1. Пассивный доход;
  2. Активный доход;
  3. Везение.

Получается, что у нашего дерева целей уже есть три основных подпункта. Каждый из них может иметь свои подцели. Например, рассмотрим подробнее следующие подпункты у подзадачи под номером два. Она делится на:

  1. Необходимость поменять рабочее место;
  2. Возможность получить еще одну профессию;
  3. Смену профессии;
  4. Возможность переезда в иной город;
  5. Самостоятельную работу в области развития в своей профессиональной деятельности;
  6. Возможность образования связей в обществе;
  7. Способы налаживания умений на работе.

Но это все общее. Для каждого человека все может сложиться иначе. Например, если рассматривается финансовое положение дворника, то его цели будут отличаться от тех, что ставит перед собой бизнесмен с деньгами. Кому-то достаточно получить зарплату в тысячу долларов и на этом уровне остановиться. А кто-то не довольствуется и этим, а стремится получить десятки тысяч долларов. Возможно, человек будет доволен, купив загородный дом, а может ему и целого завода будет мало. И эта покупка не самоцель, а всего лишь маленький шаг в его большом плане.

Введение

Управленческая практика проходила на базе торговой фирмы ООО «Спецторг»

Общество с ограниченной ответственностью «Спецторг» является торговой организацией, осуществляющей торговую деятельность продуктов. На основе Устава, зарегистрированного Администрацией г. Москвы, учредителями ООО «Спецторг» являются физическое лицо.

Торговая-оперативная деятельность магазина складывается из взаимосвязанных процессов, основные из которых - изучение и формирование покупательского спроса, закупка и завоз товаров в магазин, приемка, хранение и предпродажная подготовка товаров, продажа и представление торговых услуг покупателям, ведение финансовых операций.

Специфика торгово - технологического процесса, осуществляемого в магазине от фирм - производителей, состоит в некоторых смещениях акцентов с одних традиционных операций на другие, присущие только фирменным магазинам. В частности, в соответствии с основными задачами, выполняемыми фирменной торговлей, первостепенная роль принадлежит операциям, связанным с изучением и формированием покупательского спроса, рекламой новых видов товаров, обеспечение высокой культуры торговли.

Организация труда в магазине должна быть направлена на осуществление комплекса организационно - технических, экономических и санитарно - гигиенических мероприятий, позволяющих рационализировать торгово - технологический процесс, эффективнее использовать торгово - технологический процесс, эффективнее использовать торговые и другие площади, оборудование и персонал магазина, создать благоприятные условия труда и на этой основе обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения.

Дерево целей

Для организации процесс выбора миссии и формирования целей является очень важным фактором на пути к успеху.

Организация ООО «Спецторг» имеет следующие цели, которые отображены на Дереве целей рис.1.

Таким образом, обобщая «Дерево целей», можно сделать вывод, что основная цель организации это расширение рынка и получение максимальной прибыли от своей деятельности. Добиться этого, можно с помощью маркетинговой деятельности.

В ООО «Спецторг» отсутствует отдельная структура управления маркетингом. Управлением маркетингом осуществляется директором предприятия. Процесс основан на плане маркетинга. Результаты разработки и реализации плана маркетинга предопределяет получение намеченного дохода. Этот план является эффективным инструментом управления и представляется в целом виде или по частям всем тем, кто непосредственно участвует в процессе планирования деятельности фирмы.


1. Меры по активизации сбыта продукции: поставить для работников систему оплаты труда в зависимость от результатов их деятельности

2. Меры по ориентации предприятия на потребителя:

2.1. по возможности провести анализ неудовлетворенного спроса и причин, по которым он не был удовлетворен

2.2. Создание эффективной технологии обслуживания Потребителей

3. Мероприятия по сбору коммерческой информации

3.1. Произвести оценку потенциальной емкости рынка. Проводить сегментацию по потребительскому уровню

3.2. Сбор информации по потребителям продукции

3.3. Сбор информации по поставщикам

3.4. Сбор информации по конкурентам

4. Мероприятия по подготовке аналитических материалов по анализу наиболее перспективных сегментов рынка

4.1. Проанализировать Потребителей предприятия

5. Предложения по ценообразованию

5.1. Приведение цен предприятия в соответствие с требованиями рынка (в отличие от стандартной ситуации - возможно повышение цен). Для этого необходимо изучение цен конкурентов, изучение желания Потребителей заплатить ту или иную цену

5.2. Фиксация ценовой политики с учетом данных, но не в ущерб финансовому состоянию предприятия в целом

6. Предложения по ассортименту: разработка системы управленческого учета, позволяющей принимать решения по выбору ассортимента

7.1. Разработка концепции фирменного стиля

7.2. Разработка 2-3 вариантов слогана и использование лучшего из них в рекламных акциях.

7.3. Выявление наиболее эффективных средств рекламы и составление медиаплана.

7.5. Разработка плана мероприятий по формированию положительного имиджа организации, как в сознании Потребителей. Непосредственное участие в его осуществлении.

Рассматривая стратегический менеджмент с очень прагматичной точки зрения, можно однозначно утверждать, что если не будут определены цели организации, то, конечно же, в полной мере система работать не будет.

Цели предприятия – это конкретные показатели с конкретными значениями, которые должна достигнуть компания за плановый период.

К сожалению, не во всех компаниях, занимающихся постановкой стратегического управления, есть цели. Более того, в некоторых компаниях при , когда доходят до разработки целей, менеджеры начинают понимать, чем им все это грозит и, естественно, пытаются всячески саботировать этот процесс.

Ведь, если будут четко расписаны цели организации, то потом можно будет проконтролировать их исполнение, и, кроме того, нужно будет отвечать за их достижение. А когда в компании все "туманно и расплывчато", легче уйти от ответственности.

Преимущества формализованной постановки целей организации.
1. Если цели организации не сформулированы или непонятны, имеется опасность совершения действий, не соответствующих целям предприятия. Формализация целей организации побуждает к их обсуждению внутри компании, что уменьшает риск непонимания или неполного понимания.
2. Если цели предприятия четко определены, возможные конфликты между ними могут быть с большей вероятностью обнаружены и устранены в процессе согласования целей.
3. Точное определение критериев оценки деятельности компании в целом необходимо во всех случаях, за исключением разве что случая, когда формализованное их объявление делается для "пропаганды", скрывающей истинные цели организации.

Критерии целей организации (SMART-критерии)

При разработке и формализации целей организации необходимо помнить, что цели должны удовлетворять пяти критериям.

Их часто называют SMART* -критериями:

  • конкретность (S pecific) целей организации:
  • измеримость (M easurable) целей предприятия:
  • достижимость (реализуемость) (A chievable) целей организации:
  • значимость (R elevant) целей организации:
  • определенность во времени (T imed/T imed-bound) целей предприятия:

    * SMART – это аббревиатура английских слов: Specific (конкретный), Measurable (измеримый), Achievable (достижимый), Relevant (значимый), Timed/Timed-bound (определенный во времени).

    Конкретность целей организации (Specific)

    Не должно быть формулировок типа "повышение эффективности работы предприятия", т.к. при этом не определено, что такое эффективность и какое значение эффективности должно быть достигнуто.

    Кстати, для того, чтобы цели предприятия были конкретны и понятны всем сотрудникам, в компании должен быть разработан глоссарий, в котором бы расшифровывались все термины.

    В частности, все, что касается формулировок целей организации, должно быть расшифровано в Положении о стратегическом управлении. Естественно, что сотрудники компании должны иметь доступ к данной информации.

    Измеримость целей предприятия (Measurable)

    Если цель предприятия нельзя измерить, то ее невозможно контролировать, поэтому при утверждении какого-либо показателя в качестве цели необходимо определить, как этот показатель будет рассчитываться.

    Может показаться, что данный критерий является излишним, т.к. если цель организации конкретна, то она, естественно, измерима.

    С одной стороны, это вполне логично, но, с другой стороны, на практике может оказаться так, что измерить эту цель очень сложно или измерение конкретной цели стоит очень дорого для компании.

    Например, такая цель компании как доля рынка для некоторых организаций может быть очень сложно измеримой, хотя она является вполне конкретной и для нее можно устанавливать целевые значения, но, по факту, для ее измерения могут понадобиться значительные финансовые и временные ресурсы.

    Достижимость (реализуемость) целей компании (Achievable)

    С одной стороны, цели компании должны быть напряженными, то есть для того, чтобы их достичь, необходимо эффективно работать, но с другой стороны, цели организации должны быть реальными.

    Если цели предприятия легко достижимы, то это расхолаживает сотрудников. Если же каждый раз цели организации ставятся завышенными, то у сотрудников возникает психологическая неприязнь к работе.

    Получается, что сотрудники компании могут стараться изо всех сил, но то и дело не достигать цели предприятия. Такая модель работы может привести к тому, что, даже если потом поставить реальную цель, то достичь ее не смогут, т.к. уже "привыкли" к недостижимости целей организации.

    Кроме того, нужно учитывать еще и такой важный момент при проверке выполнимости критерия достижимости целей организации: чаще всего цель у предприятия не одна, поэтому важной задачей при постановке целей является их согласование.

    Может быть так, что цели предприятия будут противоречивы, поэтому при установке численных значений нужно определять диапазоны, в которых данные цели могут быть совместными.

    Под противоречивостью подразумевается то, что конкретные значения выбранных показателей одновременно не могут быть достигнуты. К примеру, компания запланирует увеличить прибыль и одновременно существенно сократить суммарные затраты.

    Понятно, что при определенных значениях данных целей организации (прибыли и затрат) такое может быть нереальным. Это значит, что во время определения самих значений целевых показателей нужно внимательно следить за тем, чтобы они были одновременно выполнимы.

    Для этого лучше использовать расчетную модель стратегического планирования, составленную, например, в электронных таблицах.

    Значимость целей организации (Relevant)

    При определении целевых показателей предприятия, с одной стороны, хочется, чтобы в системе стратегического планирования было задействовано как можно больше показателей, чтобы получился как можно более комплексный охват всей деятельности компании.

    Но, с другой стороны, чем больше показателей, тем сложнее система, кроме того, самим же менеджерам будет сложно ориентироваться и принимать решения, если показателей будет слишком много.

    Поэтому при выборе целей компании нужно обязательно оценивать их с точки зрения значимости, и каждый раз задаваться вопросом о целесообразности их использования.

    Определенность во времени целей предприятия (Timed/Timed-bound)

    Естественно, что когда компания разрабатывает стратегический план и устанавливает для себя цели, обязательно нужно определиться с периодом планирования. Поэтому в процессе постановки целей организации нужно всегда привязывать их к конкретным срокам.

    Если этого не сделать, то будет не понятно, а когда же проводить план-фактный контроль достижения целей компании. Кроме того, нужно учитывать еще и такой важный момент, как возможная корректировка целей предприятия в ходе реализации стратегического плана компании.

    Пересмотр цели организации может быть связан с тем, что определенные факторы не были учтены или были учтены неправильно. При этом может быть заранее определен временной промежуток, после которого могут быть произведены такие корректировки целей предприятия.

    С одной стороны, стратегия должна быть тем самым светлым путем, с которого сходить нельзя, но с другой стороны, на практике могут происходить различные события, существенным образом влияющие на бизнес компании.

    Закрывать на них глаза может быть очень опасным занятием. Поэтому компания должна уметь оперативно реагировать на такие существенные события и соответственно корректировать цели предприятия и стратегию компании .

    Цели организации – обязательный элемент стратегического плана компании

    Если у компании нет целей, то сложно будет потом понять, добилась ли компания нужных результатов или нет. Ведь если не знаешь, чего хочешь, как можно понять, получил ты это или нет. При постановке стратегического управления и разработке стратегического плана цели организации обязательно должны быть.

    Возможно, поначалу у компании не будет общего дерева стратегических целей, но цели должны быть хотя бы по каждому проекту развития, которые вытекают из разработанной стратегии.

    Таким образом, можно смело утверждать, что если у компании нет целей, то у нее нет и стратегического плана, и нет системы стратегического управления, которая обеспечивала бы разработку и реализацию такого стратегического плана.

    Это, казалось бы, очевидное утверждение, но, тем не менее, мне довольно часто приходилось встречаться с такой вот ситуацией. Выполняя консалтинговые проекты по постановке менеджмента, от директоров я мог услышать примерно такой вопрос.

    Они говорили, что до этого привлекали консалтинговую компанию, которая им помогала решить задачу постановки стратегического менеджмента. Но потом, посмотрев на разработанные материалы, директора с удивлением спрашивали: "А где же здесь цели организации?".

    По сути, в их стратегических планах была только стратегия, то есть направления движения, но не были определены границы, до которых нужно двигаться по данным направлениям, а именно не были определены цели предприятия.

    Консультанты, выполнявшие данные проекты, смогли убедить директора, что так все и должно быть. То есть цели компании, конечно же, нужны, но сейчас можно без них обойтись, а потом как-нибудь нужно не забыть их разработать.

    Таким образом, проверить выполнение стратегии было невозможно. Если все так и оставить, то сотрудники потом будут говорить, что двигались в нужном направлении, но если не были определены критерии, то результативность такого движения определить будет очень сложно.

    Практические аспекты разработки целей организации

    Итак, цели предприятия – это набор конкретных показателей, характеризующих эффективность как компании в целом (стратегические показатели) так и объектов нижнего уровня (бизнес-процессы, проекты, центры финансовой ответственности – ЦФО).

    Причем сразу нужно обратить внимание на то, что в итоге все эти показатели должны будут войти в интегрированную (целостную) финансово-экономическую модель бюджетирования . Ведь между системой стратегического управления и бюджетированием должна быть четкая взаимосвязь.

    Численный пример целей организации, взаимоувязанных со стратегическими бюджетами компании, рассмотрен в книге "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса" , а электронная модель входит в состав CD-решения "Стратегическое управление предприятием" (там можно найти большое количество примеров стратегических планов различных компаний).

    Из вышесказанного следует, что разработка целей предприятия является одним из самых сложных этапов в составлении стратегического плана компании.

    Кстати, необходимо обратить внимание на одну очень важную особенность выполнения всей этой работы (от проведения стратегического анализа до формирования стратегического плана и обеспечение необходимых условий для его выполнения).

    Несмотря на то, что есть вроде как линейная последовательность действий по разработке стратегического плана , на практике очень редко получается сделать все с одного захода.

    Проблема здесь вот в чем. Когда занимаешься составлением стратегического плана (впрочем, как и любого другого) возникает такой вопрос – с чего нужно начинать: с проведения анализа или с разработки целей организации.

    С одной стороны, начинать нужно с проведения стратегического анализа . Но, с другой стороны, когда проводишь какой-то анализ, то нужно заранее иметь хотя бы какие-то ориентиры по целям компании.

    В противном случае проведение анализа может затянуться и не факт, что он приведет к какому-то нужному результату. Получается, что этот анализ нужно как-то ограничить, задать какие-то хотя бы ориентировочные рамки.

    Таким образом, выходит так, что на практике получить более-менее нормальный стратегический план можно только путем итераций – последовательного приближения к нужному решению. То есть линейная последовательность на самом деле превращается в циклическую.

    Вполне возможно, что помимо стратегического анализа нужно будет провести комплексную диагностику компанию . Технологию комплексной диагностики (анализа) компании нужно будет применить не только к факту, но и к плану.

    Это значит, что сначала проводится анализ фактического состояния: оценивается действующая на текущий момент времени стратегия (в т.ч. и ее маркетинговая составляющая , как одна из наиболее важных), организационно-функциональная модель, работающий персонал и то какого финансово-экономического состояния это все позволяет достигать. При оценке последнего аспекта, естественно, придется анализировать и действующую бюджетную модель компании.

    Затем после завершения первой версии комплексной диагностики разрабатывается новая стратегия, новая система маркетинга, новая организационно-функциональная модель, определяются требования к персоналу и план по его приведению в соответствие этим требованиям, а также строится новая бюджетная модель, с помощью которой производится оценка финансово-экономической составляющей новой (теперь уже плановой) версии ныне действующей компании.

    Понятно, что так может повториться несколько раз. Хотя очень уж увлекаться не нужно. Иногда попытка получить идеальное решение обходится потерей времени и своих конкурентных позиций.

    Еще один момент, на который нужно обратить внимание, связан с определением того какие цели для компании являются первичными, а какие вторичными.

    Зачастую среди стратегических целей компании доминируют финансово-экономические. Среди таких стратегических показателей могут быть, например, чистая прибыль, рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность собственного капитала и т.д.

    Возникает вопрос: какова должна быть последовательность планирования целей организации, то есть с каких целей начинать, к каким потом переходить и какие должны быть на конце цепочки.

    Опять-таки при глубоком изучении данного вопроса можно придти к выводу о том, что и в этом случае линейная последовательность превращается в циклическую.

    То есть придется как минимум два раза пройтись по всей цепочке. Начать можно с некоторых прикидок (точнее говоря, желательных минимальных значений) по стратегическим показателям, а затем с такого глобального уровня опускаться на более нижний.

    Таким образом, после получения ориентира по стратегическим показателям нужно будет спланировать операционные и затем в соответствии с разработанной бюджетной моделью рассчитать точные значения стратегических показателей.

    Если таковыми преимущественно являются финансово-экономические показатели, то они как раз и будут содержаться в финансовых бюджетах , которые составляются на основе операционных.

    Понятно, что при планировании по этой цепочке также возможно придется пройтись не один раз.

    Примеры дерева целей компании

    Есть разные подходы к разработке дерева целей для конкретной компании. Далее рассмотрены несколько примеров дерева целей организации.

    Дерево целей организации (пример для оптовой торговой компании)

    Пример дерева целей для торговой компании, занимающейся продажей электротехнического оборудования, приведен на рисунках 1-5 . В этом примере все цели организации разбиты на пять групп (см. Рис. 1 ).

    Рис. 1. Пример архитектуры дерева целей организации

    Корпоративные цели предприятия – это набор основных показателей для компании в целом. Другими словами, можно сказать, что корпоративные цели организации – это стратегические показатели компании.

    Корпоративные цели предприятия определяют основные показатели роста компании. В данном случае эти показатели роста включали в себя три основные цели (см. Рис. 2 ).

    Рис. 2. Пример дерева корпоративных целей организации

    Компания планирует активно расти за счет развития дилерской сети, которая должна охватить не менее 70 регионов.

    При этом объем продаж на уже существующих рынках должен вырасти на 50%. Причем эта цель разбивается на две подцели.

    Доля постоянных клиентов должна быть свыше 40%, а доля крупных клиентов свыше 30%.

    Несомненно, в компании была принята определенная классификация клиентов по критериям, на основе которых можно было определить, какие клиенты являются постоянными и какие крупными.

    Кроме этих целей, компания планирует увеличить в два раза объем продаж сопутствующей продукции.

    Продуктовые цели организации в данном примере определяют доли продаж по ассортиментным позициям компании (см. Рис. 1 ).

    Операционные цели предприятия определяют плановую эффективность реализации основных бизнес-функций компании. В представленном примере выделены основные три группы операционных целей (см. Рис. 3 ).

    Рис. 3. Пример дерева операционных целей предприятия

    Операционные цели по бизнес-функции "Сбыт" включают в себя четыре показателя.

    Планируется увеличить число новых постоянных клиентов на 200%. При этом отклонение цен от средних по рынку не должно составлять более 20%.

    В регионах должно быть продано не менее 30% от общего объема реализации, а число региональных представительств должно составить не менее 50.

    Что касается целевого показателя, связанного с постоянными клиентами, то оказывается, что он не всегда положительно сказывается на бизнесе. По крайней мере, для некоторых бизнесов увеличение числа постоянных клиентов наоборот настораживает менеджеров.

    Например, директор одной розничной сети, занимающейся реализацией аудио-видео продукции, говорил, что постоянные клиенты для них на самом деле далеко не подарок.

    Объяснял он это достаточно просто. Гораздо выше вероятность того, что продавцы торговых точек будут подставлять "левый" товар постоянными покупателям, чем тем, который они в первый раз видят.

    Для этого в компании постоянно тасовали продавцов, то есть переводили с одной торговой точки на другую. Делали это достаточно часто, т.к. продавцы довольно-таки быстро "заводили знакомства" с постоянными клиентами и начинали продавать им "левый" товар.

    По бизнес-функции "Снабжение" в рассматриваемом примере (см. Рис. 3 ) определено три целевых показателя.

    Доля поставок основного поставщика не должна превышать 70%. Изначально компания создавалась как дистрибьютор одного из иностранных поставщиков. Со временем стала ужесточаться конкуренция, поэтому необходимо было изыскивать резервы для экономии затрат.

    В то же время качество продукции отечественных поставщиков постепенно улучшалось, а затраты на приобретение их продукции (цены + транспортные затраты) были ниже чем у зарубежных компаний. Поэтому данная компания постепенно решила увеличивать долю отечественных поставщиков.

    Что касается сопутствующих товаров, то здесь сразу же была избрана стратегия, ориентированная на отечественных поставщиков.

    В части бизнес-функции "Хранение и транспортировка" установлено два целевых показателя. Компания планирует ориентироваться на развитие собственной складской системы, поэтому соотношение собственных и арендуемых складов должно составить 80% на 20%.

    В части транспорта также компания планирует преимущественно (60% на 40%) опираться на собственные силы. В большей степени такие решения вызваны тем, что пока еще в нашей стране не достаточно развит рынок аутсорсинга логистических услуг.

    Компания просто боялась отдавать эти функции на сторону, поскольку не смогла найти надежных контрагентов, которые не создали бы проблем при работе с клиентами.

    Управленческие цели организации разбиты на восемь групп, каждая из которых соответствует основным функциям управления, реализуемым в данной компании (см. Рис. 4 ).

    Рис. 4. Пример дерева управленческих целей компании

    Система маркетинга компании должна позволить добиться того, чтобы на маркетинговые исследования и на рекламу доля затрат в обороте не превысила 2% и 10% соответственно. При этом, естественно, должны быть выполнены показатели по продажам.

    За счет более грамотного управления финансами финансовый цикл не должен превышать 35 дней. Система экономического управления должна обеспечивать контроллинг всех затрат, доля которых превышает 1% от суммарных затрат.

    Следует отметить, что не редко именно кризисы заставляют компании больше внимания уделять развитию системы управления и повышению эффективности работы (см. книгу "Кризис – афедрон или волшебный пендель. Антикризисная технология повышения эффективности компании").

    Взаимосвязь целей и стратегии компании

    Необходимо обратить внимание на такой важный момент как четкая взаимосвязь между целями организации и стратегией достижения целей. И еще очень важно сделать так, чтобы цели предприятия и стратегия были четко зафиксированы на бумаге и доведены до всех топ-менеджеров.

    На практике при разработке стратегического плана можно немного изменить последовательность действий. А именно, сначала разработать первую версию стратегии компании, то есть определить основные направления движения, а затем сформулировать цели организации – определить точные количественные параметры границ движения по выбранным направлениям.

    А затем нужно опять вернуться к стратегии и привести в полное соответствии цели и стратегию компании. Такой подход вполне оправдан, т.к. он в итоге дает нужный результат и при этом психологически легче воспринимается.

    Поэтому довольно часто компании его применяют. Но при этом очень важно пройтись по циклу цели?стратегия хотя бы два раза, иначе может получиться несогласованный стратегический план.

    Например, когда в одной компании, работающей в пищевой отрасли, разрабатывали стратегической план, то решили пойти сначала от стратегии, а потом разработать цели организации и согласовать их со стратегией.

    Компания первый раз разрабатывала стратегический план, поэтому опыта подобной работы еще не было. В результате по некоторым позициям получилось так, что цели не были согласованны со стратегией.

    Одним из самых важных стратегических показателей компании была прибыль. Но при этом по некоторым позициям стратегия была направлена на достижение других показателей.

    Ситуация усложнялась еще и тем, что стратегический план не был зафиксирован на бумаге, поэтому контроль исполнения стратегического плана значительно усложнялся. К примеру, генеральный директор стал разбираться почему прибыль компании не растет желаемыми темпами, но при этом рост продаж в натуральных показателях значительно обгоняет рост прибыли.

    В дирекции по маркетингу и продажам утверждали, что при разработке стратегического плана была установка, согласно которой продукция компании должна была присутствовать даже в самом отдаленном уголке региона, в котором работала компания.

    Естественно, что это приводило, во-первых, к большим транспортным затратам, а, во-вторых, к небольшой марже, т.к. в деревнях и селах приобретали в основном самую дешевую продукцию.

    Безусловно, в результате реализации такой стратегии прибыль снижалась, хотя при этом показатель охвата рынка увеличивался.

    При разработке стратегического плана компании на следующий год уже были учтены предыдущие ошибки, и все основные моменты были зафиксированы на бумаге, согласованы со всеми топ-менеджерами и утверждены генеральным директором.

    Итак, цели организации являются одним из важнейших элементов стратегического плана и вообще системы управления компании. Для эффективного управления предприятием важно не только научиться разрабатывать цели, но и обеспечить условия, необходимые для их успешного достижения.

    Примечание : более подробно тема данной статьи рассматривается на семинаре-практикуме "Стратегическое управление и эффективное развитие бизнеса" , который проводит автор данной статьи -

  • Примером целевого управления является управление на основе древовидного разомкнутого графа, который не имеет циклов, т.е. замкнутых целей. На практике применяются графы, получившие название "дерево целей".

    Дерево целей - это графическое изображение связи между целями и средствами их достижения, построенное по принципу дедуктивной логики и с применением эвристических процедур.

    Дерево целей помогает представить полную картину взаимосвязей будущих событий вплоть до получения перечня конкретных задач и получить информацию об их важности. Оно обеспечивает работу по доведению целей до непосредственных исполнителей путем построения соответствия между организационной структурой управления и структурой целей.

    Идея "дерева целей" впервые была предложена К. Уэстом Черчменом в связи с проблемами принятия решений в промышленности и основана на получении иерархических структур путем последовательного разделения общей цели на подцели, подцелей - на функции, функций - на более детальные функции.

    Процедура формирования дерева целей в значительной мере является процессом приближённым и мало формализованным из-за трудностей выявления целей .

    Дерево целей организации содержит в себе как описание целей, так и взаимосвязей между ними. В рамках этой модели между ее элементами устанавливаются иерархические отношения "цель-средство", предполагающие, что достижение каждой нижестоящей цели становится одним из средств для достижения вышестоящей.

    Правила построения дерева целей очень просты: главная цель должна являться вершиной дерева. Ветвями становятся локальные цели, которые помогают в достижении целей верхнего уровня. Главное правило - это полнота описанных целей. Каждая цель должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня (рис. 2).

    Рис. 2.

    Таким образом, объединение всех целей должно полностью характеризовать главную, генеральную цель .

    Основой для построения вершины дерева целей становится набор стратегических целей, определяемых в рамках стратегии организации. Стратегически значимыми следует признать не только те цели, которые определяют направления стратегического развития, но и долгосрочные цели, связанные с поддержанием функционирования системы управления и подсистем, связанных с производством и обеспечением.

    Достижение стратегических целей обеспечивается достижением как операционных (регулярных, перманентно достигаемых) целей, так и проектных (уникальных по своему содержанию) целей.

    Цели необходимо тщательно классифицировать и соответствующим образом структурировать в рамках диаграмм, схем - таким образом, чтобы они становились презентабельными и максимально понятными для их читателя .

    Разновидность дерева целей зависит от того, насколько сложной и многоуровневой будет процесс осуществления задуманных планов. Цели бывают траекторные и точечные. Траекторные, или, как их еще называют, направляющие, определяют общее направление, в котором должно изменяться состояние управляемого объекта. Например, цель "увеличение прибыли предприятия" лишь направление, в котором организация стремится изменить прибыль, получаемую предприятием. В то же время точечные цели формулируются, как стремление достичь вполне конкретного результата (например, обеспечить прибыль предприятия в текущем году в размере 7,5 млн. рублей).

    Могут быть цели различных иерархических уровней. Если цель 0-го уровня считать генеральной целью, например "обеспечение производства конкурентоспособной продукции", то целями 1-го уровня могут быть "реструктуризация производства", "введение в действие новой технологической линии", "повышение квалификации специалистов", "изменение системы материального стимулирования работников" и т.д.

    Основная ценность построения дерева целей - отображение способа достижения генеральной цели путем обоснования иерархического перечня понятных и достижимых целей нижних уровней.

    Дерево целей – иерархическое визуальное представление достижение целей; принцип, при которой главная цель достигается за счет совокупности второстепенных и дополнительных целей.

    Метод построения древо видности целей уже давно закрепился при планировании производственных процессов. И естественно, оброс огромными количеством терминами (жизненный цикл, делегирование полномочий и др.). Этот блог посвящен , а не концепции развития крупного предприятия – по этому, беру смелость показать простую структуру дерева целей с примером ее реализации.

    Итак, древовидный метод построения целей:

    Со схемы, я думаю, понятно – почему ее называют Дерево Целей .

    Описание:

    Главная цель – это то, что мы хотим в результате, наш финиш, наше успешное реализация поставленной .

    Цели 1, 2, 3 … — второстепенные цели, способствующие реализации главной цели, естественно и чтоб второстепенные цели реализовать – возможно, придется еще выполнить, на иерархию ниже, — цели a и b (Т.е. как настоящее дерево – есть один столб и несколько больших ветвей, которые содержать также еще несколько веток, но поменьше…. и т.д. и т.п.)

    Причем второстепенные цели – могут быть как составляющие для достижения главной цели (без их успешного выполнения – никак не выполнить главную), так и дополнительные (можно обойтись, но не желательно).

    В чем сила

    Такой вид задания целей – очень хорошо подходит построения жизненных ориентиров, очень больших, глобальных для всей своей жизни, жизненной миссии. Для задач – однодневок – не подходит, как и для мелких пусть и нужных целей.

    Если вам нужно хорошо представить себе цель своей жизни или очень сложную и нужную большую цель – ей самое место в начале иерархии дерева.

    Пример дерева целей. Пошаговая инструкция в частном случае:

    Одной из самой востребованной целью многих людей – является финансовое благополучие. Вот, как это делается.

    Если вы хотите презентовать ее, то можете использовать Microsoft Office Word -> Вставка -> SmatrArt , или подобную программу. Если же для себя – настоятельно рекомендую – делать ручками – т.е. использовать (лист чистой бумаги + ручка или карандаш).

    1. Ставим нашу глобальную цель: Финансовое благополучие.

    Так и записываем в самом вверху:

    2. Рисуем ветви — второстепенные цели

    Представим, что уже достигли ее – и как бы «вспоминаем», что для этого нужно было. — также уместны.

    Финансовое благополучие – это хороший поток денег в мою сторону. Откуда текут деньги в мою сторону? (не забываемся, мы в матрице визуализации:))

    У каждого человека может быть свое представление — что такое богатство. Здесь и далее я буду «пропагандировать» свое.

    Прежде всего денежный поток может быть связан, как с пассивным, так и активным капиталовложением. И еще бы на всякий случай – в жизни много чудес, авось…

    Случайный авось – это для поднятия оптимизма, и тонкий намек на то, что не все я знаю, и могут быть вещи – способствующие достижения главной цели, но мой еще мал, чтоб о них знать.

    Теперь все выше сказанное – опять используя метод визуализации целей или свой уже наработанный опыт …. Каждую нижестоящую ветвь – прорабатываем и дописываем….

    Вот что у меня получилось в итоге: